Дети в 3 4 месяца. Что надо знать родителям о четырёхмесячном ребёнке? Граничные показатели основных физических параметров развития ребенка в зависимости от пола

Малыш в этом возрасте все больше времени проводит лежа на животе и с радостью изучает окружающий мир. Ребенок открыт для всего нового и ему нравится общаться с родителями.

Важные моменты

В возрасте трех месяцев ребенок нуждается в постоянном внимании и общении с родителями. Именно поэтому мы уделим особое внимание развитию речи с помощью народных потешек. Также следует не ограничивать физическую активность, выкладывайте ребенка на чистый ковер или развивающий коврик. Большое пространство, это самый простой способ стимулировать физическое развитие.

Как развивать ребенка в 3 — 4 месяца — потешки

Вы помните тексты потешек? Мы вам напомним и расскажем, какую пользу они приносят. Во-первых, потешки, а впрочем, и любые другие стихи развивают речь малыша и главный здесь момент — интерес. Дети в этом возрасте очень любят забавные стихи и даже пытаются их воспроизвести своим «детским» языком. Второе преимущество, это приятное общение и времяпровождение, и третье, это положительное влияние на нервную систему. Во время потешек можно делать легкие поглаживания, напоминающие массаж, а массаж, как известно, успокаивает и может служить подготовкой ко сну. Кроме того, потешки совместимые с массажем, уменьшают боль в животике и снижают мышечное напряжение.

Совет: практикуя потешки, следите за реакцией ребенка, если ему что-то не нравится, замените предложенные движения другими или отложите эту потешку на другое время.

Потешки для ручек

1. Раскрываем ладошки малыша и поглаживаем их друг о друга, приговаривая:

«Ручку ручкой мы погладим, пальчик пальчиком потрем, отдохнем совсем немножко, а потом опять начнем».

2. Перебираем или загибаем пальчики со словами:

«Этот пальчик - в лес пошёл,

Этот пальчик - гриб нашёл,

Этот пальчик - занял место,

Этот пальчик - ляжет тесно,

Этот пальчик - много ел,

Оттого и растолстел.»

3. «Ивану-большому - дрова рубить,

Ваське-указке - воду носить,

Мишке-среднему - печку топить,

Гришке-сиротке - кашу варить,

А крошке Тимошке - песенки петь,

Песни петь и плясать,

Родных братьев потешать.»

4. Поочередно загибаем пальчики, а в конце разгибаем:

«Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лёг в кровать,

Этот пальчик лишь вздремнул,

Этот пальчик уж заснул.

Этот крепко, крепко спит.

Тише! Тише, не шумите!

Солнце красное взойдёт,

Утро ясное придёт.

Будут птички щебетать,

Будут пальчики вставать!»

Потешки при коликах

1. На лугу, на лугу (гладим животик по часовой стрелке)

Стоит миска творогу (кладём ладонь на животик),

Прилетели две тетери (пощипиваем бочка снизу вверх)

Поклевали (двумя пальцами пробегаем по животику)

Улетели (поглаживаем малыша)

2. Гладим животик по часовой стрелке:

«Розовый животик

Мурлычет, словно котик,

Заурчал щеночком

Забулькал ручеечком.

Ах животик ты, живот,

Кто же там внутри живёт?

Кто мешает баиньки

Маленькому заиньке?

Мы погладим пузики,

Толстые арбузики.

Спит щеночек, спит котёнок.

Улыбается ребёнок.»

Потешки для массажа спинки

1. Поглаживаем спинку:

«На малышку глядя,

Спинку мама гладит:

Рыбка по морю плывёт,

Белка хвостиком метёт,

Как по небу облачкa

Мы погладили бочкa.

Как летят снежинки,

Так мы гладим спинку!»

2. Посмотрите, дождь полил и щеночка намочил.

(поглаживание по спинку)

Он бежит к себе домой весь до ниточки сырой.

(поколачивание пальчиками)

Посмотрите, дождь полил воробьишку намочил.

(растирание по кругу ладонями)

Он летит к себе домой весь до ниточки сырой.

(«бег» пальчиками)

Чив-чив-чив

3. «Рельсы, рельсы.

Проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника

Шпалы, шпалы.

Проводим поперечные линии)

Ехал поезд запоздалый.

«Едем» ладонью по спине)

Из последнего вагона

Вдруг посыпалось пшено.

С тучим по спине пальцами обеих рук)

Пришли куры, поклевали. (стучим указательными пальцами)

Пришли гуси, пощипали. (щипаем спинку)

Пришла лисичка, (гладим спинку)

Хвостиком помахала и все собрала.»

Потешки для массажа ножек и стоп

1. «Сидит белка на тележке,

(круговыми движениями гладим пяточку)

Раздает она орешки

(проглаживаем пальчики, начиная с большого)

Мишке толстопятому -

Заиньке усатому —

Лисичке-сестричке -

воробью да синичке

Кому в роток, (гладим большим пальцем подушечки стопы)

кому в зобок, кому в лапочку.»

2. Приговаривать, поглаживая ступню:

«Маленькая ножка

Бежала по дорожке,

Маленькая пяточка,

На пяточке заплаточка

(пощипывать пяточку)

(потом постукивать)

Тук-тук под каблук,

Дратва так и рвется,

Тук-тук под каблук,

Рви — не оторвется!

(перебираем пальчики на ногах, начиная с мизинчика)

Горошек-горошек,

Бобошек-бобошек,

Фасолька! «

3. «Ножки длинные, ножки стройные.

Помнем, потрем, потом встряхнем,

К животику придем.»

Потешки после пробуждения

1. «Вот проснулись,

Потянулись,

С боку на бок

Повернулись!

Потягушечки!

Потягушечки!

Где игрушечки,

Погремушечки?

Ты, игрушка, погреми,

Нашу детку подними!»

2. «Потягунюшки, порастунюшки

(поглаживаем от головы до пяточек)

Поперек толстунюшки,

(гладим бока)

А в ножки – ходунюшки,

(двигаем ножками)

А в ручки – хватунюшки,

(сжимаем и разжимаем кулачки)

А в ушки - слышунюшки,

(показываем ушки)

А в глазки - глядунюшки,

(показываем глазки)

А носику - сопунюшки,

(показываем носик)

А в роток - говорок,

(показываем ротик)

А в головку - разумок!

(трогаем лобик)»

3. «Ручки-ручки — потягушки

И ладошки — похлопушки.

Ножки-ножки — топотушки,

Побегушки, попрыгушки.

С добрым утром, ручки,

Ладошки и ножки,

Щёчки-цветочки —

Потешки для купания

1. «Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чистая водичка

Умоет наше личико,

Вымоет ладошки,

Намочит нас немножко,

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся! «

2. «Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.»

3. «Кто тут будет куп-куп,

По водичке — хлюп-хлюп?

В ванну быстро — прыг, прыг,

В ванне ножкой — дрыг, дрыг!

Будет мыло пениться,

И грязь куда-то денется.»

Благодаря этим играм, развитие ребенка в 3-4 месяца, будет стимулироваться естественно и без принуждения.

Источники потешек: https://ladushki.ru/poteshki/Palchiki/

http://neposed.net/kids-literature/poteshki/massazh-s-poteshkoj.html

http://allforchildren.ru/kidfun/poteshki09.php

Четвертый месяц - начало нового этапа в развитии ребенка. С этого времени интенсивность прибавки массы тела снижается, и теперь каждый последующий месяц она будет чуть меньше, чем в предыдущем. Прибавки длины примерно до девятого месяца остаются стабильными - по 2 см, а потом тоже начинают уменьшаться. Зато рост отдельных частей тела происходит более гармонично и все заметнее изменяются пропорции, свойственные новорожденному.

Родился младенец «головастиком»: окружность его головы, составлявшая 33-36 см, была больше окружности грудной клетки. К концу месяца это соотношение уже изменилось; окружность головы теперь 39,5-40,5 см, а грудной клетки - 40-41 см.

Соотношение голова - грудь существенно не с эстетических позиций (хотя почему бы и нет?), а как диагностический признак. Слишком быстрый рост головы может быть показателем повышенного внутричерепного давления, и значит, какого-то, пусть и незначительного, нарушения деятельности центральной нервной системы. Большая голова, выпуклые лобные бугры характерны и для «цветущего» рахита. А слишком маленькая, очень медленно растущая головка позволяет заподозрить недоразвитие мозга.

Окружность грудной клетки - своего рода зеркало общего состояния ребенка. Если она мало увеличивается, не «обгоняет» голову, приходится задуматься, правильно ли вскармливание ребенка, хорошо ли он усваивает пищу, нет ли каких-то других причин для отставания физического развития?

Развитие четырехмесячного ребенка

Уже к 4 месяцам, лежа на животе, здоровый ребенок легко поднимает верхнюю половину туловища и не только с интересом смотрит вперед, но и свободно поворачивает голову вправо и влево, если что-нибудь там привлечет его внимание. Живот плотно прилегает к подстилке, бедра широко разведены, ступни - в воздухе.

Лежа на спине, ребенок поднимает вверх и ручки, и ножки, играет ими, захватывает ступни руками с явным намерением потянуть их в рот.

В раннем возрасте рот - орган познания. Любой предмет, который станет доступен ребенку, будет первым делом опробован на вкус, облизан, обследован языком и деснами. Когда вы протягиваете ему удобную для захватывания игрушку, он тоже тянет ее ко рту. Препятствовать этому бесполезно, но вот что совершенно необходимо - так это каждый день мыть игрушку с мылом и споласкивать кипяченой водой, да и выбирать такую, на которой нет острых выпуклостей, углов, а если это погремушка - проверить, не могут ли выпасть из нее какие-то мелкие детали.

Ребенок уже способен бодрствовать по полтора часа подряд, причем достаточно долго развлекает себя сам: пытается потянуть вниз висящую над ним тесьму с игрушками, ощупывает их, трясет, передвигает.

Но проходит минут 15-20, и он начинает требовать общения. Сначала пробует привлечь внимание оказавшегося в поле его зрения взрослого улыбкой, гудением, движениями рук и ног, а исчерпав мирные средства - хныканьем и даже криком. Быть с вами - его потребность и право. Поиграйте с ним, поговорите, возьмите на руки, походите по комнате.

Стрижка ногтей и волос

В уходе за ребенком четвертого месяца жизни появляется новое - стрижка ногтей и волос. Длинные ногти младенца - это место скопления грязи, возможность появления мелких травм слизистых оболочек и расчесов кожи. Линия среза ногтей на пальцах рук должна быть дугообразной, на ногах - прямой. Именно такая форма стрижки ногтей на ногах предотвращает возможное врастание их уголков в мягкие ткани.

Волосы у детей этого возраста, как правило, еще короткие. Но у некоторых, на радость родителям, вьются буйные кудри. Если у малыша сильно потеет голова или появилась себорея на ее волосистой части, длинные волосы следует подстричь, так как они мешают уходу за кожей.

Влажные обтирания

Дальнейшее развитие двигательных способностей ребенка приводит к тому, что он начинает с силой выпрямлять и сгибать конечности и, естественно, может сбросить покрывающие его одеяло или пеленку. При этом малыш, если не одет в ползунки, может развернуться и оголить нижнюю половину тела. Охлаждение кожи рефлекторно вызывает мочеиспускание. Мокрые ноги остывают быстрее. А природная особенность человека такова, что охлаждение подошв вызывает рефлекторно отек носоглотки. У маленького ребенка, к тому же, в связи с несовершенством поддержания температуры тела может наступить и общее охлаждение, т. е. то, что называется простудой.

Однако малыша не удержишь «под колпаком». Изменения окружающей среды обязательно коснутся его, как бы внимательно родители ни ухаживали за ним. Нужно готовить ребенка переносить без вреда такие неожиданные охлаждения. Для этого комплекс закаливающих процедур необходимо пополнить влажными обтираниями. Их удобно сочетать с проведением общего туалета ребенка. При этом всю поверхность тела, буквально от макушки до пяток, протирают влажной губкой (мягкой тряпочкой). Делать это надо поэтапно. Сначала нужно обтереть верхние конечности и грудь, надеть рубашечку и только потом обтереть отдельно каждую ногу. Обтирание - лучшая гимнастика для сосудов. При кратковременном охлаждении сосуды суживаются, уменьшая потерю тепла с кожи. Натренированный таким образом организм, попав в неблагоприятную ситуацию, охлаждается медленнее.

Кормление ребенка

Основа питания ребенка до года - это грудное молоко, оно составляет в 4 месяца практически 100% рациона ребенка. Если ребенок развивается соответственно возрасту и проблем со здоровьем нет, вводить прикорм в этом возрасте не нужно.

На четвертом месяце, особенно при искусственном вскармливании, у детей нередко развивается запор. Имейте, однако, в виду, что о запоре судят не столько по регулярности стула, сколько по его консистенции. Если стул бывает только один раз в сутки, но кашицеобразный, мягкий, не причиняющий ребенку беспокойства, - не тревожьтесь и вы. Если же в момент опорожнения кишечника ребенок сильно и подчас безрезультатно тужится, краснеет, напрягается, а стул у него твердый, сухой - надо помочь. Очень полезно в данном случае пюре из чернослива - ягоды нужно помыть, разварить и протереть мякоть. Можно дать ребенку отвар чернослива, 2-3 чайные ложечки свекольного сока (только не свежевыжатого, а постоявшего пару часов в холодильнике, а затем подогретого до комнатной температуры).

Для детей со склонностью к жидкому стулу предпочтительней пюре из яблок. Если свежих фруктов сейчас мало (апельсины и мандарины не в счет, их детям до года не дают!), то можно с успехом использовать сушеные, делать пюре - ассорти из сухих яблок, груш, кураги.

С четырех месяцев детям, склонным к рахиту (недоношенным, родившимся зимой или осенью) можно давать творог. Творог - источник белка и кальция, важнейших строительных материалов для образования новых клеток, укрепления костно-мышечной системы, а главное - источник витамина D. Ребенку творог дают только идеально свежий, полужидкий, без комочков.

С четырех месяцев в меню ребенка по указанию вашего педиатра может входить и желток. Яйцо - уникальный продукт. В небольшом объеме природа уместила практически все основные вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности. Это - полный набор незаменимых аминокислот, да еще в самых оптимальных соотношениях, полноценный жир, минеральные вещества, в том числе, железо, витамины группы В, витамин А и значительное количество столь необходимого ребенку витамина D. В желтке сконцентрированы почти все минеральные вещества и витамины, в нем содержится до 30 % жира, причем, в виде эмульсии, которая легко переваривается и усваивается.

Досадно, но яйца часто вызывают аллергические реакции. Аллергизирующие свойства присущи главным образом белку, поэтому детям до года дают только желток, сваренный вкрутую. Варить яйцо надо не менее 20 минут. Термическая обработка снижает аллергенность желтка, почти не изменяя его полезных свойств. Еще одна мера снижения аллергенности - с вареного желтка снять покрывающую его тонкую пленочку. Давать ребенку по крупинке, постепенно увеличивая до четвертинки желтка через день к 6 месяцам.

Конечно, все новое вводят поочередно и, как всегда, начиная с самых маленьких количеств.

Пюре - с неполной чайной ложки и до 4-5 ложек.

Желток - буквально с крошки растертой в грудном молоке или смеси, и до четверти желтка через день.

Творог - с четверти чайной ложки до 4-5 ложек.

Желток и первые порции творога лучше дать перед кормлением, а пюре и соки, - после. В последнее вечернее кормление - только грудное молоко или смесь.

Общий объем пищи к концу четвертого месяца увеличивают до 160-170 мл. Некоторым детям этого хватает уже не на 3,5 часа, а на 4, и они сами подсказывают, что пора перейти на пятиразовое кормление. Но, как правило, оно остается пока шестиразовым.

Профилактическая прививка

Главная ваша забота на четвертом месяце - подготовить ребенка к профилактической вакцинации АКДС против коклюша, дифтерии, столбняка и к прививке против полиомиелита.

Иммунная система ребенка уже выдержала первое испытание - противотуберкулезную прививку БЦЖ, сделанную еще в родильном доме. Свидетельством того, что вакцина сработала, было появление в полтора-два месяца на месте ее введения безболезненного бугорка, который вскоре исчез, оставив после себя рубчик. Есть основания считать, что, предохраняя от туберкулеза, вакцина БЦЖ одновременно стимулирует иммунную систему. Так что теперь организм ребенка вполне готов воспринять новую вакцину и ответить на нее выработкой защитных антител.

Прививку проводят трехкратно, с интервалами в шесть недель, и если сделать ее не откладывая, то к шести-семи месяцам, то есть ко времени, когда ребенок обычно дольше бывает на улице и общается с большим количеством других детей и взрослых, он уже будет надежно защищен.

Непременное условие: чтобы хорошо вырабатывался иммунитет, ребенок должен быть здоров не только в момент вакцинации, но и хотя бы за месяц до нее.

Если кто-нибудь в семье кашляет и чихает - пусть не подходит к малышу! Строжайшим образом соблюдайте гигиенический режим, не давайте ребенку накануне прививки новых продуктов, не меняйте распорядок его дня. Еще тщательнее надо готовить к прививке детей, у которых есть проявления диатеза, и особенно тех, у кого имеются даже незначительные неврологические нарушения. В этих случаях разрешить прививку должен невропатолог. Возможно, он предложит индивидуальный план вакцинации или назначит профилактические препараты, на фоне которых вакцинация пройдет успешнее.

Для таких детей создана специальная, ослабленная вакцина без противококлюшного компонента, который является наиболее аллергенным. Но тогда возможность подхватить коклюш сохранится. Заболевание это хотя не столь опасно, как дифтерия, но весьма изнурительное, и, если нет прямых показаний для применения ослабленной вакцины, не надо ее добиваться!

Сама прививка проходит легко и безболезненно. Вакцину вводят одним внутримышечным уколом и тут же дают ребенку проглотить несколько капель вакцины против полиомиелита. У многих детей никаких нежелательных реакций не возникает. Но будьте готовы к тому, что в первый же день может повыситься температура, ребенок покапризничает, будет хуже есть. Если это не досадное совпадение с каким-то начинающимся заболеванием, то уже назавтра температура станет нормальной, и через пару дней все приходит в норму.

Возможно и появление на месте инъекции небольшого инфильтрата - припухлости и покраснения, но и он постепенно бледнеет и исчезает. Более серьезные осложнения очень редки, хотя, к сожалению, не полностью исключены.

Если температура поднялась выше 38°, ребенок не просто капризничает, а безостановочно плачет несколько часов подряд, на теле появились высыпания или пузырьки типа крапивницы - надо не откладывая вызывать врача!

Что умеет ребенок в 4 месяца

  • Начиная с четвертого месяца, лежа на животике, малыш высоко поднимает головку, опираясь на предплечья. В это время он постигает сложные виды движения. Например, он пытается работать мышцами спины и ног. Ощущение собственного тела для малыша играет очень важную роль! Это ощущение очень важно стимулировать массажем, играми и нежными прикосновениями.
  • 4 месяц для вашего малыша "тренировочный”. Спинка еще слабенькая, малыш начинает подтягиваться, чтобы в будущем сесть. Он любит, когда его поддерживают под мышки, поднимают за ручки и стремится подтанцовывать.
    В этом возрасте ребенок спит только 3 раза в сутки, а бодрствует в течение двух часов подряд.
  • Малыш активно гулит и узнает маму, радуется, у него легко возникает "комплекс оживления".
  • Уже к концу 4 месяца малыш умеет громко и заразительно смеяться! То, что его окружает – это становится все более интересным для него. По звуку он может отыскивать людей, смотреть вперед и назад, через плечо. Родным он отвечает радостным гулением.
    Малыш пугается, если слышит сердитый голос близкого человека. Его личико меняет мимику, он может даже заплакать!
    В этом возрасте кроха легко различает тембр и силу звуков, под красивую классическую музыку он бодрствует и радуется ей, а устав, засыпает под нежную колыбельную. Ели вам нравится танцевать с малышом, танцуйте! Бережно качайте ребенка под медленную мелодию и более быстро под ритмичную. Таким образом вы разовьете чувство ритма у вашего крохи через движения.
    В этом возрасте малыши получают огромное удовольствие от игры со звуками. Совершенно независимо от материнской речи, детки всего мира начинают произносить первые слоги: "ба”, "ма”, "ам”, "та”и пр. Некоторые малыши могут изменять тональность и громкость своей речи и даже напевать целые мелодии.
    Все звуки для крохи живые! Он просто наслаждается ими. Чувство речи, каждой гласной и согласной имеет определенные свойства и для ребенка. Поэтому малыши любят слушать стихи, даже такие, которые для вас покажутся странными.
  • В это время завершается первоначальное развитие глазного яблока.
  • Ребенок рассматривает предметы, как бы ощупывая их взглядом, определяя их форму и размер. Такое длительное и разнообразное зрительное сосредоточение, его внимание к предметам, активное гуление – все это свидетельство нормального психофизического развития.
    Развитие зрения позволяет малышу детально рассматривать и запоминать предметы и людей. В этом возрасте он начинает различать некоторые цвета, улавливать разницу в форме фигур, например, овала, треугольника и прямоугольника. Он начинает реагировать на изменение облика человека, которого он хорошо знает. Мама одела новое платье, шапку или очки – все это для него интересно, все он пытается рассмотреть и изучить, в новом образе он стремиться узнать родное лицо.
    В 4 месяца малыш уже будет радоваться своему отражению в зеркале. Он будет приветствовать своего "незнакомца” радостной и сияющей улыбкой.
  • На четвертом месяце малыш уже пытается повернуться на бочок. Чуть позже он сможет перевернуться с живота на спинку. Все эти движения еще неуверенные, и больше похожи на опрокидывания.
  • Натолкнувшись на игрушки, он их рассматривает, стремится захватить и потрогать. Самостоятельно захватывать предметы он еще не умеет, но держит, вложенную погремушку в ладошку, достаточно крепко.
    Любые предметы, которые попадают в ручки малыша, обязательно попадают в ротик для дальнейших исследований. Это новый шаг в развитии ребенка! Кроха стремиться познавать мир с помощью своего чувствительного ротика. Так он накапливает опыт тактильных ощущений…
  • Во время кормления кроха умело захватывает и придерживает своими ручонками грудь мамы или бутылочку.

Дети – это счастье. Но, кроме этого, они требуют заботу и любовь к себе. Также с ребенком надо заниматься и развивать. И хотя он еще совсем маленький, но уже требует, чтобы с ним играли и проделывали ряд определённых упражнений. В таком случае он будет развиваться в соответствии с возрастом, а может даже опережать своих сверстников.

Ребенок в 3–4 месяца

Ребенок в 3–4 месяца уже начинает проявлять внимание к окружающему миру. Хотя некоторые дети делают это практически с рождения. Но это немногие, большинство первые недели спит и ест.

К 2–3 месяцам если прикоснуться к ресничкам малютки, он зажмурится, начнет тереть глазки кулачком или тыльной стороной руки. Он реагирует подобным образом на прикосновение к остальным частям тела: лицу, ушкам. С 4 месяцев при таких же действиях замирает. То же можно проделать с животиком, ножками и т. д. медицинским языком это называется «реакцией кожного сосредоточения». Маленький человечек начинает не только реагировать на прикосновения, но и задумываться над своими ощущениями.

Каждое свое действие нужно комментировать. Малыш все понимает, он слышит интонацию, чувствует мягкость и тепло ваших рук, ласковые движения. Делайте все плавно и с любовью.

  1. Начинают с рук. Положить малыша на спину. Поглаживать его правую кисть, держа в своей правой руке. Левой производят круговые и спиралевидные движения, растирая, по направлению вверх, к локтю. Затем поменять руки. Повторять действия 5–6 раз.
  2. В руки ребенка вложить большие пальцы своих рук. Затем разводят руки широко в стороны и скрещивают на груди, повторяя упражнение 7–8 раз.
  3. Переходим к ножкам. Взять правую ножку ребенка в свою правую руку. Разминать левой рукой начиная от стопы, поднимаясь к бедру. Движения разминающие, поглаживающие, круговые. Поменять ногу, держа ее левой рукой. Повторять 5–6 раз.
  4. Ножки ребенка взять в свои руки, попеременно сгибать и разгибать их, прижимая к животику. Повторить 7–8 раз.
  5. Массаж живота. Ладонями проводить от поясницы к лобку, чтобы руки при этом как бы сходились. Повторять 7–8 раз.
  6. Массаж груди. Пальцами рук проводить в межреберном пространстве, не надавливая при этом на грудную клетку. Повторит 2–3 раза.
  1. Переворот со спины на . Взять правой рукой малыша за ногу, а в палец левой вложить малышу, чтобы он его схватил. Затем медленно и аккуратно потянуть за ногу, поворачивая таз и также тянуть свой палец, побуждая малыша перевернуться. Проделать то же самое в другую сторону, предварительно вернув ребенка в исходное положение. Повторить 1–2 раза.
  2. Перевернуть кроху на животик. Взять его за лодыжки обеих ног, а второй рукой зафиксировать верхнюю часть туловища. Аккуратно приподнять ножки и прогнуть их к голове в области поясницы, но не слишком усердствуя. Повторять 5–6 раз.
  3. Ползание (рефлекторное). Ноги ребенка слегка согнуты. Подставить свою ладонь к стопам, чтобы он уперся в них и оттолкнулся. Повторять 5–6 раз.
  4. Положить малыша на свои руки, животиком вниз. Затем вытянуть их вперед. Ребенок рефлекторно вытянет руки и ноги в стороны, прогнет спинку и поднимет головку. Проводить данное упражнение 2–3 раза.
  5. Уложить кроху на спину. Взять его за туловище обеими руками с двух сторон и аккуратно приподнимать, придавая полусидящее положение, затем возвращать в исходное положение. При опускании обязательно придерживайте головку, чтобы не допустить удара или испуга. Проводить такое упражнение 2–4 раза.

Необходимо помнить, что если малютка капризничает и не хочет заниматься, то упражнения стоит прервать. Не настаивайте, дайте ему отдохнуть и попробуйте повторить в следующий период бодрствования.

Игры в 3–4 месяца

Даже в таком раннем возрасте можно начинать играть с малюткой. Это научит его общению и еще больше сблизит вас.

  • Абракадабра. Когда малыш становится наиболее разговорчивым, говорите и вы с ним. Повторяйте за ним звуки и предлагайте новые.
  • Самолетик. Ребенка кладут к себе на предплечье и «летают» с ним по комнате.
  • Танцы. В этом возрасте дети любят плавную спокойную музыку. Поэтому включайте такую, берите его на руки и танцуйте. Хорошо подойдет в таком случае вальс.
  • Ходим. Положите его на спину и под какую-нибудь потешку поработайте ножками. В таком случае подходит что-то типа: «Большие ноги шли по дороге…».
  • Переглядки. Уловите взгляд малыша. Затем медленно нагните голову в сторону, затем в другую. Вот увидите, он будет повторять движения за вами.
  • Прятки. Накиньте на свое лицо платок и скажите: «Где мама?» и снимая его говорите: «Вот она!».
  • Отними-ка! Покажите ребенку игрушку, привлеките его внимание. Когда он к ней потянется, дайте крепко схватить ее. Держите ее в руках, покачивайте, пока он не схватит ее.

Лучше всего использовать яркие, контрастно окрашенные игрушки. Можно использовать предметы быта: ложки, полотенце и т. д.

Обучение плаванью

Как учить плавать без круга?

В этом возрасте температура воды не должна быть выше 35–36°C. Для того, чтобы малыш мог самостоятельно плавать, используют различные приспособления. Самым современным является плавательный , который крепят на шее. Помогайте своему ребенку. Подставляйте руку под ноги, чтобы он отталкивался (вспомните упражнение «Ползание»). Совершайте разгребающие движения руками.

Можно учить плавать без круга. При этом используют несколько приемов поддержки. Поддержка «Ковшом», это когда мать проводит руку под мышками, подбородок ребенка упирается ей в предплечье. Ручки отведены вперед, пальцы растопырены.

Обхват двумя руками под мышками, так, чтобы большие пальцы оказались на лопатках, а остальные на груди называется «обхват сзади».

Если мать находится в той же ванне, то ей будет удобна поддержка «лицом к лицу»: это как бы перевернутая форма «обхвата сзади», большие пальцы находятся на груди, остальные – на лопатках.

Занятия начинают со скольжения и проводок. Положив ребенка спиной на предплечье учат держаться на воде поначалу придерживая своими руками и понемногу оставляя без поддержки на несколько секунд. Постепенно увеличивать время без родительских рук. К этому умению подключают упражнение «велосипед», чтобы он умел толкаться руками.

При правильном подходе к занятиям с ребенком можно добиться больших результатов в будущем. Это не только его физическое развитие, но и психологическая составляющая, так как общение с родителем, в особенности с мамой в этом возрасте малышу просто необходимо.

Методики раннего развития в следующем видео:

09 Мар 2018 285

Рост ребенка . В этом возрасте ребенка все еще взвешивают каждую неделю. Рост начинает замедляться, средняя добавка веса составляет 140-175 г в неделю, 600-750 г в месяц. Не следует забывать, что дети набирают вес по-разному, и мы приводим эти цифры просто для ориентации.

Развитие ребенка 3 4 месяца длится от головы к конечностям. Кроме того что ребенок уже хорошо держит голову, он еще и поворачивает ее то в одну, то в другую. Когда его носят на руках, он держится уже самостоятельно.

В конце четвертого месяца ребенок сидит, если ее слегка поддерживают, но сидит недолго и при этом спинка у него выгибается горбом, что очень пугает матерей.

а) лежа на спине. Ребенок этого возраста хорошо лежит, вполне симметрично, в вытянутом положении. Головку держит уверенно по средней линии, но возвращает ее преимущественно в одну сторону; самостоятельно и легко меняет положение.

б) Руки. Младенец сводит руки к средней линии, следит за ними координированным (целенаправленным) взглядом. Пальцы рук не сжаты.

в) Ноги. Колени еще согнуты, но время от времени ребенок их разгибает. Суставы имеют хорошую подвижность.

г) Лежа на животе , ребенок хорошо опирается на предплечья, поднимает голову под углом 90 ° и смотрит как вперед, так и по бокам.

Туловище и бедра более вытянуты. Пытается ползать (отползать). Очень активно работает ножками (сильно дергает ногами или «нажимает на педали».).

Если ребенка берут за руки и подтягивают, он активно в этом движении, хорошо контролирует голову; одновременно поднимает и выпрямляет ноги, чуть согнув колени.

Схватывания. Эти движения еще не регулируются. Ребенок схватывает предмет, крепко держит его и водит вместе с рукой.

Упускает предмет случайно, невольно. Временами ребенок внимательно наблюдает за тем, что происходит с его рукой и с игрушкой, непременно стремится повторить свой «опыт», если старшие ему помогут.

Кладет в рот кулачок и сосет пальцы.

Играет своими руками и подносит ко рту игрушку.

Слух и реакция на звуки . Ребенок в этом возрасте обращает внимание на шум, различает звуки по качеству и проявляет интерес к некоторым из них (например, к песням, мелодичной музыки).

Зрение и движения глазных яблок . Ребенок хорошо схватывает взглядом предметы на расстоянии 20-30 см. Следит взглядом вдоль средней линии и поворачивает голову. Движения глазных яблок уже управляемые (координированные) ‘, ребенок не косит глазами. Если мать проводит блестящий предмет (очки) или яркий погремушку (красный, светло-голубое или желто-оранжевый) на расстоянии 20 — ЗО мм, ребенок следит за ним взглядом во всех направлениях: вправо-влево-вверх-вниз. Во время этого опыта младенец лежит на спине.

Речь. Лепета становится выразительнее и разнообразнее, в зависимости от чувств ребенка. Младенец играет звуками. Иногда различаются гласные «е», «а» … Но в подавляющем большинстве случаев прогресс в развитии речи появляется позже. Ребенок улыбается, когда с ним разговаривают, иногда громко хохочет. Поворачивает голову к матери, с ней разговаривает, громко лепечет, иногда радостно вскрикивает. Радуется со своего щебетание и повторяет его. Возвращается в ту сторону, откуда слышит шум, затихает и прислушивается. Пытается добиться желаемого с помощью плача. Оттенки в голосе очень разнообразны (звуки радости или звуки недовольства легко распознать).

Социальный контакт. Развитие ребенка 3 4 месяца как личности стремительно растет. Он хорошо узнает свою мать. Когда с младенцем общаются, ласкают его, говорят, играют, он «выражает» радость, — не просто улыбается, а издает звуки, похожие на смех. Принимает живое участие во всем, что происходит вокруг. Ребенок не любит оставаться в одиночестве. Внимательно присматривается к человеку, который обследует его (мать, врач). Внимательно наблюдает за лицом того, кто к нему подходит, кто смотрит на него. Быстрее и целенаправленно реагирует на присутствие матери, наблюдает за ней, ей лепечет. Глядя, как мать готовит пищу, ребенок выражает радость или нетерпения, потому что из своего «опыта» знает, что означают эти приготовления. Когда ребенка берут за руки или за ноги, он осознает себя, и такая «игра» является для нее важным стимулом. Младенец, расплакался, можно успокоить, взяв его на руки, разговаривая с ним, лаская его и давая почувствовать тепло материнского тела.

Ребенку 3 месяца жизни. Малыш улыбается и смеется, может управлять своими ручками, смотрит на мир осмысленным взглядом, уверенно держит голову, подвижный, общительный. Настает этап осмысленного изучения окружающих предметов, старательное обучение сложным двигательным навыкам и др.

Грядущие изменения

Новый месяц порадует вас не только двигательными достижениями, но и психоэмоциональными подвижками. Не удивляйтесь, но в ближайший месяц внешность ребенка может начать меняться. В промежуток между 2 и 3 месяцем может:

  • поменяться цвет глаз. В зависимости от окраски радужной оболочки родителей, глазки малыша могут потемнеть или изменить оттенок;
  • начать расти волос другой структуры. Пушок, с которым малыш появился на свет, постепенно скатывается и исчезает. На его месте начинают появляться новые, более крепкие и гладкие волосы. Их цвет может быть более темным, если у одного из родителей русые или каштановые волосы. У деток, рожденных с темными волосами, может наблюдаться некоторое осветление;
  • исчезнуть непропорциональность тела. Грудина карапуза максимально приблизится к размерам головы. Детки, рожденные с большой головой и маленьким обхватом груди, приобретают нормальный внешний вид.

Как правильно помогать развиваться

Окрепший кроха стремится познавать мир. Стоит позаботиться о создании максимально подходящих условий для изучения нового, но при этом не перенапрягать его нервную систему. Вводите комплексные физические нагрузки, помогайте развивать двигательные и умственные навыки. Но не торопите события. Ваши действия должны быть направлены на помощь в оттачивании полученных умений. Позволяйте малышу самостоятельно познавать свои способности.

Физиологические изменения

Вес и рост

Если до 3 месяцев кроха должен был набирать около 800 гр. за 4 недели, то теперь эта цифра составляет всего 600 гр. Норма набора массы будет снижаться на протяжении всех последующих месяцев благодаря увеличивающейся двигательной активности. Рост будет по-прежнему увеличиваться от 1 до 3 см в месяц. По достижении 3-месячного возраста некоторая разбежка в еженедельном наборе отмечается в большинстве случаев. Измерять вес уже не обязательно раз в неделю, достаточно однократного взвешивания по истечении 4 недель после предыдущего.

Ногти

Отдельно стоит упомянуть об изменениях, происходящих с ногтями младенца. После 3 месяцев они становятся более твердыми и ускоряют свой рост. С 12 недели жизни необходимо проводить процедуру по обрезанию выросших ногтей минимум раз в неделю. Наиболее подходящее время для этого занятия – гигиенические процедуры после вечернего купания. Не используйте щипчики, чтобы не обрезать лишнего. Рекомендуются специальные ножницы с закругленными концами.

Волосы

Кроме изменения структуры волос, замечается их интенсивный рост. За первые 3 месяца жизни на голове крохи образовались небольшие залысины на затылке и по бокам волосистой части головы. Между 3 и 4 месяцем на этом месте появятся новые волосы. Некоторые детки порадуют своих родителей хорошей прической уже к году, но большинство будут иметь еще достаточно редкие, хотя и более качественные волосы. Чтобы помочь росту волос, хорошо вечером, после купания, разглаживать волосы специальной щеткой. Это промассирует кожу головы, простимулирует рост, уберет ненужные частички кожи. Использование щетки для волос с 3 месячного возраста приучает карапуза к использованию этого предмета.

Внутренние системы организма

Внутренние системы малыша прошли первую стадию становления:

  • площадь слизистой желудка увеличилась в три раза, позволяя крохе больше есть. В среднем объем потребляемой пищи составляет 1 литр;
  • центральная нервная система окрепла. Благодаря этому кроха учится менять интонацию, произносить новые звуки, успешно выстраивать нервные связи в головном мозге;
  • кишечник заселен полезной микрофлорой. Если у малыша наблюдались кишечные колики ранее, то в норме к 3,5 месяцам болевые ощущения полностью проходят. Стул становится постоянным;
  • головной мозг усиленно развивается, обрабатывая и запоминая поступающую информацию. Развитие отделов, отвечающих за речь, слух, зрение, обоняние и сенсорику, можно заметить в усовершенствованных навыках;
  • легкие увеличились в два раза с рождения. Частота дыхания уменьшилась, глубина увеличилась, кроха стал громче кричать;
  • поджелудочная стала больше в 1,5 раза. При рекомендации педиатра малыш уже может употреблять некоторые продукты: соки и фруктовые пюре.

Граничные показатели основных физических параметров развития ребенка в зависимости от пола

Психоэмоциональное развитие

Кроме двигательных навыков, важную роль на этом этапе играют развитие отделов головного мозга, отвечающих за обработку информации от органов чувств, и дальнейшее совершенствование нервной системы.

Освоив первичные приемы обработки информации, поступающей от глаз, ушей, рук, носа и рта, карапуз стремительно учится полученные данные увязывать в прочные цепочки. На первое место в этом процессе выходит звуко-зрительное, зрительно-сенсорное и звуко-двигательное развитие. Малыш учится ассоциировать услышанное с предметом, самостоятельно извлекать звуки при помощи простых движений, произносить первые буквы, различать звучание различных по текстуре вещей. Пока это простое изучение. Но на его базе в будущем будут развиваться мышление, логика, речь и многие другие сложные умения.

Звуки и речевое развитие

Уже сейчас можно заметить, как выросло количество звуков, произносимых крохой. К гласным стали добавляться согласные, образуя первичные слоговые цепочки. На четвертом месяце жизни большинство детей вслед за мамой могут сказать «агу» или «гу».

В голосе малыша можно услышать до 10 разных интонаций, по которым легко определить, что именно хочет карапуз. Плач от боли, голода, желания заснуть, поиграть или пообщаться, от страха или неприятных ощущений отличается своей громкостью, движениями рук и ног, резкостью.

Рефлексы

Врожденные рефлексы практически исчезли. Им на смену постепенно приходят условное поведение или освоенные движения. Теперь малыш двигает телом осознанно, с определенной целью. В норме к концу третьего месяца жизни полностью должен исчезнуть рефлекс ходьбы. Если поставить кроху на ножки он не будет пытаться ими передвигать, а просто будет висеть на руках. Рефлекс ползанья становится едва различимым. Если положить кроху на живот и дать его ножкам опору, он постарается ползти, если будет видеть перед собой интересный предмет.

Практически все движения малыша зависят от ситуации. Даже видя мамину грудь, малыш будет двигаться в ее направлении не под действием рефлекса, а анализируя зрительную информацию. Поэтому в этом возрасте многие дети, когда не хотят есть, даже приложенные к груди не открывают рот.

Улыбка и смех малыша становятся осознанными. Их вызывают приятные вещи: лицо мамы, игры, знакомые игрушки. Между 3 и 4 месяцами многие малыши начинают проявлять предпочтение определенным предметам.

Маленькие достижения в 3 месяца жизни

Малыш на 4 месяце жизни уже обладает многими навыками:

  • Играет со своими руками и использует их для изучения предметов: подносит к глазам, трясет, тянет в рот. Все эти действия совершаются для получения информации о предмете и его качествах. Следует внимательно следить за чистотой окружающих малыша вещей и не запрещать ему исследовать интересующее;
  • Ворочает головой на звук. Формирование звуко-зрительных связей заставляет малыша интересоваться происхождением всех новых шумов. Достаточно окрепшие мышцы шеи дают возможность быстро повернуться в сторону звука, а улучшившееся зрение при помощи глазных яблок найти источник;
  • Лежа на животе, высоко поднимает голову. Чтобы увеличить угол обзора, начинает использовать предплечья и руки. Рекомендуется в этом возрасте раскладывать вокруг ребенка различные яркие игрушки, стимулируя его дотянуться, схватить и потрогать;
  • Лежа на спине, старается подняться, ухватившись за пальцы взрослого. Между 3 и 4 месяцем мышцы спины еще недостаточно окрепли. Стоит давать почаще такую нагрузку, чтобы он мог быстрее самостоятельно сесть. При достаточном количестве занятий малыш может самостоятельно подняться к 5,5 месяцам, но большинство детей делают это ближе к полугоду;
  • Старается самостоятельно ворочаться со спины на живот и обратно. Любопытство заставляет кроху больше двигаться и искать возможности все рассмотреть. Самостоятельное изменение положения тела – важный шаг. Некоторые дети овладевают этим умением к 3,5 месяцам, другие чуть позже. Хорошо почаще показывать малыш, как это делается, заводя руку за плечо или вытягивая вперед;
  • Активно двигает ногами. Часто это напоминает движения на велосипеде. Таким образом кроха самостоятельно тренирует мышцы ног. Желательно давать дополнительную нагрузку в комплексе ежедневных упражнений. Кроме велосипеда предлагать двигать ногами в виде ходьбы, ножниц. Сгибать и разгибать ноги в коленях вместе и попеременно. Массажировать стопы;
  • Улыбается и смеется. Лепечет. Начинает агукать.

Малыш на четвертом месяце жизни уже очень интересный и общительный. Стоит внимательно относиться к его безопасности:

  • Не оставляйте его одного на столе или диване. Он уже вполне способен перевернуться и упасть;
  • Следите за предметами, находящимися рядом к крохой. Все мелкие, острые и опасные вещи нужно убрать не только от малыша, но и из поля его видимости;
  • Все погремушки и вещи с наполнителями для шумового эффекта должны периодически проверяться на возможные трещины и сколы. При обнаружении дефекта следует изъять предмет.

Слух и реакция на звуки

Слух младенца стал намного лучше и играет ведущую роль в психическом развитии. Малыш с удовольствием слушает музыку, показывая свои предпочтения активным лепетом и движением. Рекомендуется включать классические композиции на 30-40 минут в день.

Еще одним приятным для карапуза способом развития слухового восприятия является пение и чтение рифмованных форм взрослыми. Идеальным считается пение, обращенное к малышу. Когда кроха не только слышит ваш голос, но и наблюдает движение губ, мимику, он получает звуковую информацию, а также видит, как вы это делаете. Впоследствии он будет стремиться повторить услышанное, тренируя навык речи.

Чтение стихов позволяет знакомить младенца с чувством ритма, привлекать его к развитию речевых способностей. Наряду с обычным диалогом потешки и стихи расширяют информационную базу крохи. Одна из методик сверхраннего развития (подход Глена Домана) предлагает начинать обучение в этом возрасте с использованием карточек, на которых нарисованы предметы. Видя картинку и слыша название, ребенок постепенно будет формировать базу знаний. Но даже без карточек, простым разговором и развивающими занятиями, можно достигнуть великолепных успехов.

В этот период важно звуковое окружение крохи. Старайтесь избегать присутствия неестественного шума (телевизор, радио). Громкие, резкие звуки могут испугать кроху, поэтому старайтесь соблюдать спокойную обстановку.

Зрение и движения глазных яблок

Дальность и качество получаемой младенцем картинки за три месяца после рождения существенно возросли. Малыш умеет концентрировать свой взгляд на интересном предмете на несколько минут. При необходимости следит за перемещаемым предметом. На четвертом месяце жизни для этого он уже использует не только мышцы шеи, но и глазные яблоки. Постепенно формируется периферическое зрение. Теперь карапуз может повернуть глазки в нужную сторону без поворота головы, чтобы увидеть, что шумит. Обзор расширяется до 180 градусов.

Зрение между 3 и 4 месяцами добывает для мозга важную информацию, поэтому необходимы развивающие занятия, создание насыщенной информационной среды и контроль за зрением. Старайтесь чаще привлекать внимание крохи разнообразными звуками, стимулируя глаза найти предмет, издающий звук, и изучить его.

Когда берете кроху на руки, поворачивайте к себе лицом и давайте возможность потрогать и рассмотреть ваши волосы, нос, щеки. Улыбайтесь в этот момент, разговаривайте. Близкое изучение родных лиц, артикуляции, мимики поможет не только усовершенствовать знания о вас, но и простимулировать другие важные навыки.

Если раньше малыш мог задерживать взгляд на предмете только лежа на спине, то теперь ему это удается и в вертикальном положении. Предоставьте крохе возможность увидеть свой дом и улицу – берите на руки и носите его в вертикальном положении, рассказывая о предметах, которые видит малыш.

Социальный контакт

С появлением лепета младенец нуждается в коммуникации. Необходимо наполнить жизнь крохи словами. Ребенок ощущает себя спокойно, когда видит маму, слышит его голос. Старайтесь чаще улыбаться и говорить карапузу о своих теплых чувствах. Так вы создадите для его психики комфортные условия, простимулируете речь.

В этом возрасте дети еще не боятся посторонних. Они не плачут на руках у новых людей, а с интересом рассматривают их лица. Первые контакты с новыми людьми в этом возрасте допускаются. Это полезно для развития социальности вашего крохи. Но стоит учитывать еще несформированную иммунную систему. Каждый человек, который берет малыша на руки, должен быть здоров. Следите, чтобы каждый находящийся в комнате, помыл руки.

Особенности ухода за малышом на 4-м месяце жизни

Уход за малышом на четвертом месяце жизни остается прежним, но добавляются некоторые особенности, связанные с возросшей активностью. Родителям стоит внимательно отнестись к чистоте и безопасности жизненного пространства, расширить комплекс гимнастических упражнений, делать ежедневный массаж тела и уделять внимание пальцам рук. Их стоит массажировать и разминать, стимулируя скорейшее развитие мелкой моторики..

Питание

На четвертом месяце рекомендуемым питанием остается грудное молоко. Введение прикорма и докорма осуществляется по рекомендациям педиатра. В норме в этот период новых продуктов не требуется, возможным назначением станет витамин D по одной капле в день.

Детям, находящимся на искусственном вскармливании, после осмотра врачом и его рекомендаций часто предлагают вводить фруктовое или ягодное пюре, если ранее были введены соки. Чаще всего выбирают низкоаллергенные виды фруктов: зеленые яблоки, бананы. Можно использовать специальные продукты, продающиеся в баночках, или делать пюре самостоятельно. Количество первой порции предлагаемой ребенку не должна превышать 1/3 чайной ложки. После этого в течение суток нужно отслеживать состояние малыша. Отсутствие сыпи, нарушений стула и поведения позволяет ввести на 2 день 2/3 того же фрукта. Постепенно увеличивая количество за 2 недели можно дойти до 5 чайных ложек.

Вводить прикорм не стоит торопиться. В таком раннем возрасте его назначают только в крайнем случае. Организм крохи еще не вполне готов к таким новшествам. Прежде чем что-то дать карапузу, обязательно проконсультируйтесь с педиатром. Многие представители старшего поколения настаивают на самостоятельном введении тех или иных продуктов в этом возрасте. Чтобы не навредить и не столкнуться со сложностями пищеварения, аллергией, следует воздерживаться от слепого выполнения советов. Чаще всего несвоевременность или избыточность поступаемого докорма в виде фруктов или овощей вызывает несварение, задержку стула, диатез. Вследствие этих проявлений малыш испытывает дискомфорт, плохо спит, ест, капризничает.

Сон и режим дня

Отдых от активного времяпровождения играет важную роль в гармоничном развитии карапуза. Ночной отдых занимает до 10 часов, при этом некоторые дети перестают просыпаться ночью для перекуса. Родителям не стоит волноваться по этому поводу. Благодаря совершенствованию желудочно-кишечного тракта организм крохи выбирает отдых от еды. Как только ребенок проголодается, он обязательно вас разбудит плачем. Чаще всего это случается рано утром.

В зависимости от характера и типа нервной системы карапуза дневной отдых может быть разным. Активные дети часто в 3 месяца переходят на 4-5 коротких дневных сна, а в оставшееся время познают окружающий мир и требуют внимания. Спокойные крохи могут спать долго (до 2 часов), бодрствовать в течение 1-1,5 часов и уходить на очередной сон. В любом случае не следует волноваться, если в период бодрствования малыш:

  • Активно двигается;
  • Улыбается и смеется;
  • Ведет диалог и родителями и охотно изучает предложенные игрушки;
  • Нормально набирает вес и растет.

Если кроха перевозбужден или чересчур спокоен, даже апатичен, стоит обратиться к педиатру.

Не приучайте кроху спать в идеальной тишине. Предлагайте ему отдыхать во время прогулки на улице, не стесняйтесь заниматься домашними делами рядом с карапузом. Привычка отдыхать в идеальной тишине в последствие может привести к сложностям со сном. Крохе будет нужно найти идеальное место для сна, что не всегда реально. Чтобы не укачивать часами карапуза, рекомендуется постепенно приучать его к режиму дня, укладывая спать в одно и то же время. Крепкому здоровому сну способствует частое проветривание, температура помещения не выше 22 градусов, достаточная активность перед сном.

Развивающие игры

Развитие ребенка четвертого месяца жизни должно осуществляться по принципу помощи в самостоятельном изучении мира. Попытка вырастить гения, излишне стимулируя двигательные или умственные способности, не всегда дают положительный результат. Кроха еще не готов к полноценным занятиям и изучению огромного массива информации. Он не способен сам сесть или поползти. Каждый раз, когда вы подходите к своему ребенку, нужно вспомнить о его индивидуальности. Если какой-либо навык уже есть у сверстников, а ваш малыш еще его не освоил, не нужно расстраиваться. Помогите довести до автоматизма уже имеющиеся умения и увидите, как быстро карапуз возьмется за покорение новых вершин.

Развивающие игры для младенца представляют собой упражнения для органов чувств. Самыми действующими и популярными являются:

  • Занятия с погремушками. Показывайте крохе погремушки, трясите их и водите из стороны в сторону. Выкладывайте их перед лежащим на животе карапузом, стимулируя желание дотянуться. Давайте их в руку, показывая, как с ними играть. Эти действия будут развивать зрение и слух, двигательные и сенсорные навыки;
  • Мобиль и гирлянды. Эти игрушки по-прежнему полезны и важны. Включайте мобиль во время бодрствования малыша, меняйте гирлянды раз в неделю и вешайте из чуть ниже, чтобы кроха мог дотянуться;
  • Разговор. Одним из самых желанных для младенца способов развития на данном этапе – общение со взрослыми. Разговаривайте или читайте стихи, пойте или кривляйтесь, играйте в «ку-ку» или показывайте новые вещи, рассказывая об их предназначении. Большинство сказанных слов малыш не поймет, но доброжелательная атмосфера, социальный контакт, зрительная картинка помогут ему постепенно связать увиденное с услышанным;
  • Изучение домашней обстановки и природы. Носите кроху в вертикальном положении по дому. Показывайте ему вид из окошка, давайте потрогать мебель, полежать на развивающем коврике.

Подбор игр для развития трехмесячного ребенка во многом зависит от желания родителей. Выбирайте занятия, которые нравятся вам. Чувствуя хорошее настроение взрослого, младенец сможет в полной мере воспринять предложенную информацию.

Закаливание ребенка

С трех месяцев можно приступить к процедурам постепенного закаливания малыша. Тренировка организма к перепадам температуры значительно увеличит сопротивляемость инфекциям, переохлаждению, поддерживают бодрый настрой.

Закаливающие процедуры для трехмесячного ребенка заключаются в следующем:

  • Ежедневные воздушные ванны. Несколько раз в день выкладывайте малыша голышом на стол на 15-20 минут;
  • Обтирания. При температуре в комнате 20-22 градуса поочередно протрите и просушите тело ребенка. Вначале раздевается одна рука и обтирается водой комнатной температуры. После этого она одевается, и протирается вторая рука. После этого обрабатываются поочередно обе ноги;
  • Контроль одежды. Чтобы малыш привыкал к возможным перепадам температуры, необходимо внимательно следить за количеством надетой одежды. Не допускайте перегрева. Одевать карапуза следует по погоде, ориентируясь на количество собственной одежды плюс одна кофточка. Материал должен быть натуральным, дышащим. Синтетические ткани не пропускают воздух, повышая температуру тела ребенка.

Обучение плаванию

К трем месяцам можно на постоянной основе посещать бассейн и обучать кроху плаванью с инструктором. Перед посещением необходимо посетить педиатра для осмотра и получения справки о разрешении на процедуры.

Кроме бассейна младенцу можно предложить учиться плавать дома в ванной. Для этого можно воспользоваться специальным кругом для плаванья или же обучать кроху по выбранной технике.

Как отучить ребенка от постоянного ношения на руках?

Чтобы малыш не просился постоянно на ручки, необходимо предложить ему интересную альтернативу. Приучайте карапуза играть самостоятельно, дав ему для изучения игрушки. Тренируйте его умение лежать на животе и из этого положения изучать окружающее пространство. Хорошо занимают малыша манеж, с размещенными в нем гирляндами и мобилем. Чтобы малыш не просился к маме, нужно дать ему более интересное задание. Отучение от ручек достаточно сложное занятие. Необходимо проявить достаточно выдержки и смекалки, подбирая занятие, интересное вашему крохе.

Современные приспособления для детей могут стать прекрасной альтернативой. Можно приобрести или взять напрокат специальные качели, разработанные для младенцев. От обычных их отличает возможность подложить специальную подушку под шею и спину для ребенка, неумеющего сидеть.

Медицинские аспекты

Вакцинация

На четвертом месяце жизни будет необходимо посетить педиатра для ежемесячного осмотра. Врач измерит рост, вес, окружность головы и грудины. Проверит наличие или отсутствие рефлексов. Проверит размеры родничка, послушает, осмотрит кожные покровы. Если оценка состояния малыша будет удовлетворительной, то вам будет предложено сделать комплекс прививок.

На четвертом месяце производится вакцинация от:

  • коклюша, дифтерии, столбняка (АКДС-1);
  • полиомиелита;
  • гемофильной инфекции.

Обязательно подробно расспросите педиатра, на какую прививку вы идете, какие возможные побочные реакции могут возникнуть.

Сразу после прививки не спешите покидать поликлинику. Находитесь рядом с процедурным кабинетом минимум 15 минут. Любая вакцина может вызвать аллергическую реакцию, поэтому стоит находиться рядом с обученным медицинским персоналом.

После АКДС очень часто наблюдается однократное повышение температуры. У вас дома должны быть жаропонижающие средства подходящие крохе по возрасту.

Сбивать необходимо температуру выше 38, 5 градусов. В норме температура младенца колеблется каждый день от 36,4 до 37,5 из-за несовершенной теплорегуляции организма. Несущественное поднятие выше этих показателей указывает на активную выработку иммунитета. Если показатель выше 38,5 градусов, то организму тяжело справляться с возбудителями и стоит помочь ему, снизив температуру.

Если у малыша поднимается температура, то снимите с него всю ненужную одежду и памперс. Организм крохи еще не умеет сам регулировать тепловой обмен, поэтому одежда и особенно памперс могут повышать температуру тела на 1 градус.

Не укрывайте и не пытайтесь теплее одеть! Это хорошо помогает взрослым, а младенцам вредит. Для ускорения снижения температуры можно обтирать карапуза кипяченой водой комнатной температуры для увеличения площади теплоотдачи.

Первые зубы

Иногда на четвертом месяце жизни с малышом начинают происходить непонятные изменения. Начинается обильное слюнотечение, карапуз становится капризным, неожиданно поднимается температура без простудных проявлений. Самой распространенной причиной этих симптомов является раннее появление зубов. Чаще всего первыми выходят нижние резцы. Посмотрите в рот своему крохе. Набухшие десны с ощущающимся при нажатии пальцем твердым острием, которое карапуз все время пытается потрогать пальчиком, свидетельствуют о начавшемся процессе.

Среди способов помочь крохе пережить процесс появления зубиков рекомендуется:

  • Предлагать специальный прорезыватель для зубов;
  • Чаще давать грудь;
  • После консультации с педиатром применить специальный гель для снижения болевых ощущений.

Появление зубов один из процессов, который нужно просто пережить. Ваша любовь и терпение помогут малышу обзавестись своими первыми зубками в спокойной и комфортной обстановке.

На четвертом месяце жизни ребенка уже заметна яркая индивидуальность каждого малыша. Своя скорость развития, характер и предпочтения. Уже в этом возрасте стоит научиться любить карапуза таким, какой он есть, и не смотреть на сверстников. Сравнение своего ребенка с другими не добавит вам уверенности и счастья. В погоне за чьими-то успехами можно не заметить, как из мамы вы превратитесь в мачеху. Не волнуйтесь и делайте преждевременных выводов. Если есть вопросы по здоровью, не стесняясь, задавайте их педиатру. Ваше спокойствие и любовь – залог счастливого ребенка. Уверенный в себе и своей маме малыш освоит любые навыки и будет развиваться так, как предусмотрела природа.