Psylab info научная статья про стресс. Стресс – это плохо или хорошо? Положительные эмоции при стрессе

Стресс (в психологии) - это физиологические реакции человека, которые возникают при ответах организма на экстремальные требования внешней среды.

Когда говорят о стрессе, чаще всего имеют в виду профессиональный стресс, связанный с проблемами на работе, административную или диспетчерскую службу, загрязнение окружающей среды, выход на пенсию, физическое напряжение, семейные проблемы или смерть близкого.

Понятие стресса означает полное изнеможение после тяжких трудов, длительное пребывание в неблагоприятной обстановке, в страхе, состоянии, превышающем силы человека. Это ощущение предела своих возможностей, когда человек понимает что «с него хватит».

Профилактика стресса предполагает сохранение постоянства и стабильности своего внутреннего состояния при любых колебаниях внешней среды. Как утверждал французский физиолог Клод Бернар: «Именно постоянство внутренней среды служит условием свободной и независимой жизни ».

Последствиями стресса зачастую становятся заболевания сердечно-сосудистой системы – в более чем 50% случаев это является причиной смерти. Заболевания обусловлены неблагоприятным эмоциональным напряжением. Из-за стресса миллионы людей страдают от бессонницы , усталости, недомоганий, тревожности и отверженности. Люди все чаще становятся зависимыми от алкоголизма и наркомании, в надежде избавиться от стресса, некоторые кончают жизнь самоубийством.

В человеке очень многое меняется при стрессе. Особенно это заметно при экстремальных воздействиях. К стрессу приспосабливаются, от него защищаются, стимулируя интеллект и эмоциональное поведение.

Нерешенный стресс может спровоцировать заболевания: инсульт, ишемическую болезнь сердца, гипертонию, рак, аллергии, астму, язвы, головные боли, мигрень, боль в спине, височно-нижнечелюстной синдром, ревматоидный артрит. Кроме того, стресс снижает эффективность работы иммунной системы. Также стресс усиливает напряжение в мышцах, вследствие чего случаются головные боли, боли в спине, шее и плечах.

Виды стресса

Стресс может быть кратковременным и долговременным. Долговременный стресс еще называют хроническим. Чем дольше действие стрессора на организм, тем серьезнее последствия.


1. Фи зиологический стресс . Этот вид стресса возникает вследствие неблагоприятных физических факторов, таких как голод, жажда, жара, холод, физическое переутомление и т.п.

2. Э моциональный стресс появляется в результате социальных проблем человека: проблемы на работе, в семье, межличностные конфликты, давление общества, несоответствие предъявляемым требованиям, чрезмерный перфекционизм, чувство вины и т.п.

3. Инф ормационный стресс случается в результате перенасыщения информацией, которую человек не в состоянии усвоить и обработать. Подобный вид стресса могут испытывать работники технических систем управления, диспетчеры и т.п.

4. Посттравматический стресс возникает в результате полученной психической травмы. Травмирующие ситуации могут быть связаны с насильственными и террористическиими нападениями, военными действиями, пребыванием в качестве заложника, содержанием в концентрационных лагерях, пытками, катастрофой, поставленным смертельным диагнозом.

Стадии стресса

1. Реакция тревоги. На данном этапе организм, подверженный стрессу, начинает менять свои характеристики. Активизируются поверхностные адаптационные резервы организма – защитное поведение и навыки преодоления неприятностей.

2. Активное сопротивление. Если действие стрессора соотносится с возможностями адаптации, организм активно борется с ним. Признаки тревоги исчезают, уровень сопротивления возрастает в несколько раз. Активизируются скрытые адаптационные резервы организма.

3. Истощение. После длительной борьбы с действием стрессора, постепенно истощаются запасы адаптационной энергии. Если действие стрессора продолжается, начинают развиваться поражения внутренних систем организма.

Адаптационная энергия не безгранична, а действие любого стресса оставляет необратимые рубцы в психике и организме. Тем не менее существуют способы практически полного восстановления сил и энергии: после тяжелого труда с помощью здорового ночного сна, после длительного сильного истощения – спокойным отдыхом в течение нескольких недель.

Источники.

Научные статьи на тему стресса:

1.Щербатых Ю.В. Экзамен и здоровье // Высшее образование в России, №3, 2000. С.111-115.

2.Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Коррекция уровня экзаменационного стресса у студентов как фактор улучшения их здоровья // Здравоохранение Российской Федерации. 2001, №4, С.38-39. *

4. Щербатых Ю.В. Использование методов саморегуляции и нейролингвистического программирования для снижения уровня стресса у студентов // Профилактика правонарушений в студенческой среде. Воронеж: ВГПУ, 2003. С.105-107. *

Примечание: статьи, обозначенные* имеются на сайте в полном виде.

Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Коррекция уровня экзаменационного стресса у студентов как фактор улучшения их здоровья // Здравоохранение Российской Федерации. 2001, №4, С.38-39.

Для эффективной подготовки медицинских кадров необходимо наличие высокой мотивации к учебе у студентов при оптимальном функциональном состоянии их организма. Только в этом случае возможно достижение максимального уровня знаний при минимальных потерях психического и физического здоровья студентов. Однако в процессе подготовки медицинских кадров существуют периоды, отрицательно влияющие на оба эти блока - мотивационный и функциональный. Речь идет об экзаменационной сессии, через которую дважды в году проходят студенты, переживая при этом значительный эмоциональный стресс . При этом оценка экзаменационного стресса специалистами носит неоднозначный характер. С одной стороны, экзамены мобилизуют учащихся на более интенсивную учебную деятельность, несут контролирующую функцию, а в случае их успешной сдачи являются фактором, повышающим самооценку, с другой стороны, экзамены могут оказывать негативное влияние на психическое и соматическое здоровье студентов, вызывать страх, беспокойство и другие отрицательные эмоции . Согласно проведенному нами анкетированию, около 30% студентов жалуются на учащенное сердцебиение перед экзаменами, у 20% студентов в этих условиях отмечается неконтролируемая мышечная дрожь, каждый четвертый студент жалуется на нарушение сна в период сессии, а 5% студентов при подготовке к экзаменам беспокоят головные боли. Учитывая, что студенты медицинского ВУЗа за все время учебы должны сдать около сорока зачетов и свыше тридцати экзаменов, можно заключить, что цена желанного диплома врача для некоторых специалистов может оказаться слишком большой. По нашим данным, число студентов, у которых вышеописанные симптомы достигают значительной интенсивности и приобретают длительный характер, относительно невелико - от 5 до10%, но тем более необходима работа по своевременному выявлению подобной «группы риска» и проведению с такими студентами необходимых коррекционных мероприятий. При этом актуальным является вопрос о возможности прогнозирования подобных реакций с целью своевременного принятия соответствующих профилактических мер, препятствующих нарушению здоровья.

С этой целью в Воронежской государственной медицинской академии в рамках программы «Здоровье студентов» проводилась работа по оптимизации уровня экзаменационного стресса, которая включала в себя три этапа: исследование психологических и физиологических реакций студентов на процедуру экзамена; создание компьютерной модели, позволяющей заранее выявлять студентов, особо остро реагирующих на экзамен, и разработка методов коррекции эмоционального стресса, развивающегося во время сессии.

На первом этапе осуществлялся контроль основных физиологических показателей студентов (пульс, артериальное давление, тремор мышц и пр.), а также оценка вегетативного гомеостаза при помощи математического анализа вариабельности сердечного ритма согласно рекомендациям Комиссии Европейского Кардиологического общества и Североамериканского общества электрофизиологии . Степень субъективного дискомфорта и тревоги студентов перед экзаменом оценивался по опроснику Спилбергера . Всего было обследовано 102 студента в возрасте от 18 до 22 лет. При помощи вышеназванных методов среди студентов было выделено две популяции, одна из которых реагировала на экзамен чрезмерной активацией симпатической системы, а другая - парасимпатической. Если для первой группы были характерны чрезвычайно высокие показатели пульса (120-150 уд./мин) и артериального давления (150/90 - 180/110 мм рт. ст.), то у студентов второй группы, характеризующихся основном слабым типом высшей нервной деятельности, наблюдалась брадикардия (пульс 45-60 уд./мин) и гипотония (50/80 - 60/90 мм рт.ст.). Оба эти варианта: и чрезмерная активность симпатической системы и выраженная ваготония, не позволяют студентам хорошо сдавать экзамены, ухудшая их ответы, что мешает преподавателям правильно оценить их знания. В то же время неадекватная отметка понижает самооценку таких студентов, снижает их мотивацию к дальнейшей учебе, уменьшает уверенность в собственных силах. Все это в итоге приводит к ухудшению качества подготовки специалистов-медиков, что заставляет искать пути решения этой проблемы.

Развитие к настоящему времени компьютерной техники дало возможность прогнозирования стрессорных реакций студентов при помощи метода множественного регрессионного анализа. На основании полученных данных была построена модель определения систолического артериального давления на экзамене исходя из имеющихся физиологических и психологических показателей в покое. При помощи компьютерного множественного регрессионного анализа была выведена формула расчета предполагаемого артериального давления, которая позволяет определить данный показатель с достаточно высокой точностью (± 8 мм рт. ст.). Своевременное прогнозирование возможных нарушений со стороны артериального давления во время экзаменов даст возможность заранее определять среди студентов «группу риска» и проводить с ними специальные профилактические мероприятия, снижающие неблагоприятные воздействия эмоционального стресса. Со студентами, у которых был выявлен повышенный страх экзаменов, проводились специальные занятия, включающие в себя элементы аутогенной тренировки и условно-рефлекторной регуляции . Ранее было показано, что применение аутогенной тренировки позволяет снизить тонус симпатической системы и субъективное чувство неуверенности , однако этого не хватает для того, чтобы полностью избавиться от страха перед экзаменами. Для того, чтобы придать студентам чувство уверенности, спокойствия и другие положительные качества, использовался метод условно-рефлекторной регуляции, который ранее уже хорошо зарекомендовал себя при лечении социальных фобий . В результате комбинированного применения этих методик у студентов происходило достоверное снижение среднего уровня тревожности с 55.4 ± 2.1 до 43.1 ± 2.0 единиц по Спилбергеру (р < 0.001), нормализация частоты сердечных сокращений с 102.1 ± 1.3 до 94.4 ± 1.9 уд./мин (р < 0.01) и систолического артериального давления с 121.7 ± 2.1 до 116.2 ± 2.3 мм рт. ст. (р < 0.05). Улучшение функционального состояния студентов позволяло им лучше справляться с заданием на экзамене и успешнее демонстрировать свои знания. Успешная сдача экзаменов студентами увеличивает их мотивацию к дальнейшей учебе, что в конечном счете повышает качество подготовки будущих медицинских работников.

Литература:

1.Здоровье студентов: Монография / Кол. авторов. Под ред. Н.А. Агаджаняна. - М.: Изд-во РУДН. 1997. - 199 с.

2.Фаустов А.С., Баткина И.Б. Резервы умственного труда студентов. Воронеж, 1986. - 72 с.

3.Щербатых Ю.В. Использование аутогенной тренировки в курсе «Медицинской психологии и педагогики» // Современные подходы к медицинскому образованию. Воронеж, 1999. С. 59-60.

4.Щербатых Ю.В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса // Прикладные информационные аспекты медицины. Воронеж, 1999, Т.2, №1, С.59-62.

5.Heart rate variability. Standarts of Mesurement, Physiological Interpritation and Clinical Use // Circulation, 1996, V.93, N5, P.1043-1065.

6.Sherbatych Yu.V., Ivleva E.I. Conditional regulation of anxiety states as a way of correction of the emotional stress // Abstr. International Symposium «Mechanisms of adaptive behavior» - St.Petersburg, 1999. - P.154-155

Щербатых Ю.В. Использование методов саморегуляции и нейролингвистического программирования для снижения уровня стресса у студентов // Профилактика правонарушений в студенческой среде. Воронеж: ВГПУ, 2003. С.105-107.

В настоящее время достаточно актуальным является поиск оптимальных методов психологической коррекции неблагоприятных эмоциональных состояний студентов. Достаточно часто для снятия личностных и социальных стрессов студенты используют алкоголь, никотин или наркотики. В то же время существуют достаточно эффективные психотерапевтические методы коррекции стресса, которые в отличие от фармакологического воздействия не вызывают привыкания и, более того, оказывают позитивное влияние на личность студентов. К подобным методам можно отнести приемы психофизиологической саморегуляции и нейро-лингвистического программирования , которые хорошо зарекомендовали себя в практике психологической помощи студентам высшей школы . В качестве модели стресса нами был взят психоэмоциональный стресс, связанный со сдачей экзамена, который оказывает существенное влияние на психику студентов, и, нередко, может провоцировать развитие психосоматических отклонений в их здоровье . Для коррекции экзаменационного стресса применялась модифицированная методика аутогенной тренировки, дополненная приемами нейро-лингвистического программирования (НЛП), условно обозначенная нами как «АТ-1».

Психологическая подготовка, как правило, носила групповой характер и начиналась за 1 - 0.5 час до экзамена. Первое упражнение “Медитация на дыхании” занимало 5 минут, и уже в конце его регистрировались определенные позитивные изменения в психологическом статусе и соматическом состоянии студентов, которое отражалось в снижении уровня тревожности, пульса и артериального давления. Затем студенты выполняли второе упражнение - “Общее расслабление организма при помощи самовнушения”. Согласно классификации типов самовнушения , данная методика являлась вариантом гетеротренинга, так как испытуемые повторяли формулы самовнушения вслед за руководителем занятий, а в инструкциях содержался определенный элемент суггестии. На третьем этапе студентам предлагалось мысленно осмотреть свое тело и обнаружить участки скелетной мускулатуры, где они ощущали скованность или дискомфорт. После определения наиболее напряженной части тела, испытуемые концентрировали на ней внимание и про себя повторяли формулы самовнушения типа: “Мое лицо расслабляется и успокаивается” или “Мышцы воротниковой зоны становятся мягкими и расслабленными” и т. п., сопровождая эти формулы соответственными мысленными представлениями. На этом этапе достигалось максимальная психическая и мышечная релаксация студентов, которая выражалась в минимальных показателях вегетативного индекса Кердо. Четвертое, заключительное упражнение комплекса «АТ-1» было направленно на создание стратегии успешного поведения на экзамене . Студентам предлагалось создать мысленную модель своей удачной сдачи экзамена и «проиграть» эту ситуацию в уме несколько раз. Согласно инструкции, они должны были создать в своем воображении образ спокойного, уверенного в себе человека, который берет билет, легко получает доступ к ресурсам памяти, пишет четкий конспект ответа на вопросы, после чего уверенно и со знанием дела отвечает преподавателю, получая за это желаемую оценку. Таким образом, создавалась своеобразная программа успешной деятельности, которой студенты должны были следовать на экзамене, причем ранее различными авторами, занимавшимися проблемами саморегуляции мышления или поведения, было показано, что наличие подобной стратегии значительно повышает эффективность деятельности . Мы предлагали студентам дважды «проиграть» в своем воображении картину успешной сдачи экзамена: первый раз диссоциированно, видя себя со стороны («как будто бы вы видите видеофильм о человеке, сдающем экзамен на «пятерку»), а второй раз - ассоциированно («как будто вы видите всю ситуацию собственными глазами»). Иногда при сверхвысоком уровне тревожности применялась методика условно-рефлекторного якорения прошлых позитивных состояний, откуда студенты могли черпать нужные им ресурсы — смелости, уверенности, спокойствия .

В конце занятия отмечалось достоверное снижение частоты сердечных сокращений по группе с 102.1±1.8 до 93.4±1.9 уд/мин. (р<0.01); артериального систолического давления с 124.2±2.1 до 116.2±2.3 мм рт. ст. (р<0.01); индекса напряжения регуляторных систем по Баевскому с 281.9±35.2 до 148.9±15.6 условных единиц (р<0.001). Таким образом, можно заключить, что применение программы психологической подготовки к экзаменам “АТ-1” позволяло существенно снизить уровень эмоциональной напряженности, что отмечалось на физиологическом, психологическом и поведенческом уровне. Средний уровень ситуативной тревожности в этой группе студентов, измеренный по методике Спилбергера , уменьшился с 55.4±2.1 до 43.1±2.0 баллов (р<0.001).

Мы полагаем, что данную программу можно (в различных модификациях) применять и в случае других стрессорных ситуациях у студентов, вызванных личностными проблемами и социальными конфликтами, что в итоге должно позитивно сказаться на уровне правонарушений в студенческой среде.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Алексеев А.В. Себя преодолеть // Искусство управлять собой. - Воронеж, 1994. - С. 74-90.

2.Бэндлер Р. Используйте свой мозг для изменения. Нейролингвистическое программирование / Под ред. Конниры Андреас и Стива Андреаса. — СПб: Ювента, 1994. - 168 с.

3.Панов А.Г., Беляев Г.С., Лобзин В.С., Копылова И.А. Аутогенная тренировка. - Л.: Медицина, 1973. - 216 с.

4.Плотников В.В. Оценка психовегетативных показателей у студентов в условиях экзаменационного стресса // Гигиена труда. - 1983. - №5. - С. 48-50.

5.Ромен А.С. Самовнушение и его влияние на организм человека. - Алма-Ата, 1970. - 200 с.

6.Фаустов А.С., Щербатых Ю.В. Изменения функционального состояния нервной системы студентов во время учебы // Гигиена и санитария. — 2000. - №6. - С.33-35.

7.Щербатых Ю.В. Психология страха. - М.: Эксмо-пресс, 1999.-416 с.

8.Щербатых Ю.В. Экзамен и здоровье // Высшее образование в России. - 2000. - №3. - С.53-56.

9.Щербатых Ю.В. Саморегуляция вегетативного гомеостаза при эмоциональном стрессе // Физиология человека. — 2000. - №5. - С. 151-152.

10.Щербатых Ю.В. Связь особенностей личности студентов-медиков с активностью вегетативной нервной системы // Психологический журнал, 2002, №1, С. 118-122

11. Dillman B. Results on target. - Kansas City: Outcome Publ., 1987. - 226 p.

12.Scherbatykh E.V., Ivleva E.I. Conditional regulation of anxiety states as a way of correction of the emotional stress // Abstr. International Symposium «Mechanisms of adaptive behavior» - St.Petersburg, 1999. - P.154-155.

Психологический стресс – это следствие сильного нервного перенапряжения, которое было вызвано каким-либо переживанием. Любые эмоции, как положительные, так и отрицательные, приводят к такой реакции организма, поскольку сопровождаются особыми физиологическими процессами, например, выбросом в кровь веществ, оказывающих влияние на работу внутренних органов.

Особенности психологического стресса

Психологический стресс отличается от биологического рядом особенностей, среди которых можно выделить следующие:

  • Запускается как реально действующими, так и вероятными событиями, наступления которых опасается субъект. Человек, в отличие от животных, способен реагировать не только на действующую в данный момент опасность, но также на ее угрозу, либо напоминание о ней;
  • Большое значение имеет оценка степени участия субъекта в воздействии на проблему с целью ее нейтрализации. При активной жизненной позиции или осознании того, что на стрессорный фактор можно повлиять, происходит возбуждение преимущественно симпатического отдела, а пассивность субъекта в сложившейся ситуации приводит к преобладанию парасимпатических реакций.

Еще одна особенность психологического стресса заключается в методике его измерения, которая направлена на оценку не косвенных показателей (стрессоры, проявления депрессии и тревожности, фрустрации), а напрямую описывает состояние человека, переживающего сложившуюся ситуацию. Это специальная шкала психологического стресса PSM-25, которая позволяет измерить стрессовые ощущения по эмоциональным, поведенческим и соматическим признакам.

Психологические механизмы стресса

Так как стресс – это адаптационная реакция, в ней принимают участие многие системы организма. Существует две группы стрессовых механизмов: физиологические (гуморальные и нервные) и психологические.

Подсознательные установки, возникающие в ответ на действие стрессора, относятся к психологическим механизмам стресса. Они защищают психику человека от разрушающего воздействия негативных факторов. К ним относятся:

  • Подавление. Это основной механизм, который лежит в основе многих других и представляет собой вытеснение чувств и воспоминаний в подсознание, в результате чего человек постепенно забывает о неприятной ситуации. Однако этот механизм не всегда полезен, например, он часто приводит к забыванию данных ранее обещаний;
  • Проекция. Когда человек недоволен собственными поступками или мыслями, он проецирует их на окружающих людей, приписывая им аналогичные действия. Иначе, это механизм самооправдания;
  • Регрессия. Это попытка субъекта уйти от реальности, когда он становится беспомощным, безучастным, не может сделать логичные выводы и принять какое-либо решение. Возможно, что поза эмбриона, характерная для человека в момент сильного переживания, объясняется именно этим психологическим механизмом стресса;
  • Рационализация. Это еще один способ самооправдания, который заключается в поиске виновника произошедшей ситуации. Рационализация приводит к неспособности человека анализировать ошибки и обвинению в своих бедах соседей, супруга, начальника или преподавателя;
  • Сублимация. Это наиболее благоприятная реакция на стресс, эффективная как на подсознательном уровне, так и в реальной жизни. Сублимация заключается в преобразовании неприемлемого поведения (например, агрессии) в рамки социально допустимого (бокс, профессиональные соревнования, спортивные игры).

Как видно, психологические механизмы стресса не всегда безобидны и иногда не позволяют правильно оценить ситуацию. Более того, они порой вредят отношениям с окружающими, тем самым усугубляя стрессовое воздействие проблемы на организм.

Психологические последствия стресса

Переживания и отрицательные эмоции, вызванные психологическим стрессом, очень опасны, так как приводят к образованию очагов застойного возбуждения в головном мозге, а это, в свою очередь, способствует развитию психосоматических, нервно-психических и других заболеваний.

К психологическим последствиям стресса относятся:

  • Тревога и беспокойство;
  • Ухудшение памяти;
  • Снижение внимания;
  • Чрезмерная эмоциональность по незначительным поводам;
  • Периоды депрессии;
  • Приступы гнева;
  • Вспыльчивость и раздражительность;
  • Постоянное ощущение неудовлетворенности;
  • Капризность;
  • Угнетенность и подавленность;
  • Субъективное ощущение перегруженности;
  • Утрата интереса и апатия.

В результате человек часто пытается искусственно компенсировать чувство внутренней неудовлетворенности: начинает употреблять наркотики и алкоголь, переедает, чаще курит, меняет свое сексуальное поведение, совершает необдуманные и импульсивные поступки, увлекается азартными играми и т. п.

Если у человека наблюдаются перечисленные психологические последствия стресса (хотя бы половина из них), необходимо внимательно проанализировать его состояние и текущую ситуацию, а в случае подтверждения диагноза немедленно приступить к лечению, используя существующие методы.

Снятие психологического стресса

При оценке по шкале психологического стресса важен интегральный (конечный) показатель психической напряженности, или ППН. Если он составляет 100 – 154 балла, то говорят о среднем уровне стресса, когда же ППН больше 155 баллов – это высокий уровень. Он свидетельствует о психическом дискомфорте и состоянии дезадаптации. В этом случае большое значение приобретает снятие психологического стресса и эмоционального напряжения.

Чтобы активизировать, а затем и выпустить эмоции, необходимо более глубокое дыхание: вдох должен сопровождаться медленным выдохом. При этом следует обращать внимание на ощущения, которые возникают в теле.

Быстро успокоиться помогает следующее упражнение: сделать медленный вдох через нос, затем задержать дыхание на 1-2 секунды и не спеша выдохнуть через рот. Лицо и тело при этом должны быть расслаблены. Можно встряхнуть руками и ногами, чтобы избавиться от излишнего напряжения.

В снятии психологического стресса и его профилактике неоценимую помощь оказывают друзья и близкие, позволяя человеку высказаться и выплеснуть накопившиеся эмоции наружу. Не менее эффективное и действенное средство борьбы с нервным напряжением – ведение личного дневника.

Очень хорошо снимает стресс любая двигательная активность: занятия спортом, домашние дела, пешие прогулки или утренние пробежки. Физические упражнения и ведение хозяйства отвлекают от негативной ситуации, направляя мысли в более приятное русло.

Еще один способ избавления от психологического стресса – это творчество, а также занятия музыкой, пением или танцами. Творчество позволяет отвлечься, музыка воздействует на эмоциональное состояние, танцы помогают сбросить лишнее напряжение, а пение – это средство самовыражения и естественный регулятор дыхания.

Попадая в стрессовые ситуации, необходимо выходить из них победителем, который преодолел еще одно препятствие на нелегком пути саморазвития.

Постоянная спешка, нервы, эмоции и стиль жизни современного человека неизбежно приводят к такому явлению как стресс. Это слово сегодня как никогда находится на пике популярности. Одни исследования показывают, что он вызывает болезни сердечнососудистой системы и даже к образованию раковых клеток, другими из них давно доказано, что такая встряска для психики может привести к невралгии и депрессии. Так или иначе, психология призывает к борьбе со стрессом. С чего начать и что конкретно нужно сделать, попробуем разобрать более детально.

Понятие стресса в психологии

Психология стресса такова, что он в одинаковой степени возникает у детей и у взрослых. Его истоки находятся не в психике, а в мозге человека. Таким образом, когда человек попадает в ситуацию, которая может плохо для него закончиться, либо в ту, которая ему не знакома, мозг автоматически начинает выстраивать защиту. В какой-то мере это даже полезно, т.к. стресс способствует адаптации человека к изменяющимся условиям. Однако если сильные переживания не проходят в течение длительного времени, это может привести к психологическим и физиологическим неприятным последствиям для человека.

Канадский физиолог Ганс Селье выделил три основных стадии развития стресса:

  1. Стадия тревоги. Человек находится в состоянии настороженности и напряжения. В организме мобилизируются адаптационные ресурсы и возникает этакая «предстартовая готовность». Хотя физически и морально человек хорошо себя чувствует и находится в хорошем настроении, в этот период могут возникнуть так называемые психосоматические расстройства: мигрень, аллергия, язва желудка или гастрит.
  2. Стадия резистентности. Возникает если стресс по прежнему остается сильным. Все ресурсы, поднятые организмом на адаптацию начинают активно расходоваться. Человек уже не чувствует подъема сил, но уже «вошел в рабочую форму» и готов к более менее длительному преодолению трудностей, несмотря на еле ощутимую усталость.
  3. Стадия истощения. Наступает при длительном воздействии стресса на организм. Энергия, затраченная на борьбу с обстоятельствами уже исчерпана, а моральные и физические силы на исходе. У человека больше нет возможности защищаться. В этом случае помощь может быть оказана уже со стороны в виде поддержки или устранения причины, вызывающей стресс.

Травматический и посттравматический стресс

Особой формой реакции на негативное внешнее воздействие является травматический стресс. Когда физиологические, психологические и адаптационные ресурсы человека уже исчерпаны, он становится уязвимым и в нем поселяется тревога. Психология рассматривает две причины возникновения травматического стресса:

  • человек осознает что с ним произошло и знает из-за чего у него ухудшилось состояние психики;
  • пережитое событие разрушает тот образ жизни, которым ранее жил человек.

Важно помнить, что человек, переживший травматический стресс со стороны может казаться сумасшедшим или странным, но на самом деле он не является таковым. Это нормальная реакция психики на не нормальные обстоятельства.

Однако более худшим вариантом реакции на них является посттравматический стресс, поскольку его психология имеет более сложную структуру. Это тип психического расстройства который развивается после того, как человеку пришлось пережить душевную травму. Чаще всего это явление можно наблюдать у жертв насилия, нападения, стихийного бедствия или свидетелей несчастного случая.

Посттравматического расстройства имеют несколько характерных признаков:

  • постоянные отчетливые воспоминания о происшедшем;
  • проблемы с концентрацией внимания и сном;
  • избегание подобных ситуаций и похожих мест, при которых произошло событие, выбившее человека из колеи;
  • неспособность вспомнить или обсудить конкретные детали того, что произошло;
  • намеренная изоляция, нежелание поддерживать контакты и эмоциональное оцепенение.

Профилактика стресса: психология избавления от душевных травм

Основная проблема стресса в психологии заключается в невозможности своевременной диагностики. Чаще всего случается так, что симптомы сильного психического потрясения проявляются лишь спустя месяц или три месяца после произошедшего события. Причем сами жертвы не всегда обращаются за квалифицированной помощью и поставить диагноз на первых порах почти не представляется возможным. Согласно статистике ежедневно стрессу подвергается каждый третий житель большого города. В более маленьких городах, где жизнь течет размеренно, эта цифра в десятки раз меньше. Посттравматическим синдромом страдает примерно 8% населения мира, а 15% имеют некоторые признаки этого расстройства.

Как бороться со стрессом? Многие методы профилактики можно выполнить без помощи специалиста. Например, тем, кто постоянно живет в нервной обстановке и ежедневно сталкивается со стрессовыми ситуациями психотерапевты советуют:

А если вы хотите более серъезно подойти к вопросу борьбы со стрессом, можно изучить психологическую литературу. Например, на многие вопросы поможет ответить книга Ю.В. Щербатых «Психология стресса и методы коррекции». В ней вы найдете толкование понятия стресса, теоретические разделы, вопросы на самопроверку, психологические тесты, упражнения и практические задания.

Стресс относится к числу защитных механизмов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность организма. В данном процессе участвуют сложные нейрогуморальные и метаболические процессы, организм использует резервные вещества. После пережитого требуется немедленное их восполнение и физическое восстановление, в противном случае могут возникнуть патологические состояния. Человеку необходимо самостоятельно контролировать уровень внутреннего напряжения и своевременно принимать меры по лечению и восстановлению. Длительный стресс, перешедший в хроническую форму, истощает человека и нередко приводит к расстройствам личности.

    Показать всё

    Что такое стресс?

    Понятие стресса заключается в проявлении неспецифического ответа организма на любой раздражитель. Он способствует выработке эндогенного адреналина, который повышает устойчивость и активирует потенциальные силы человека. Стресс сопровождают такие состояния, как тревога, возбужденность и напряженность. Они опасны, так как приводят к развитию тревожных расстройств. Но в небольших количествах они даже полезны для личности, оказывают стимулирующий эффект. В норме человек нацелен на преодоление проблемы, но в случае хронического стресса, когда организм истощен, у него не всегда это получается. В этот момент тревога и напряжение достигают своего пика и могут повлечь необратимые последствия.

    Определение стресса в психологии отличается от бытового понимания. Он практически всегда сопровождается тревожным состоянием, когда на первый план выходят такие эмоции, как нервозность и обеспокоенность за результат. В совокупности они помогают организму максимально оперативно и рационально справиться с любой проблемой, активируется быстрая мозговая деятельность и порой человек сам не осознает, как ему удалось что-либо предпринять. Психологами установлена закономерность, что чем выше неспецифическая реакция, тем более непредсказуемым и молниеносным оказывается решение со стороны человека.

    Регулярные тревожные состояния приводят к стойкому расстройству личности, возникновению панических атак и навязчивых состояний. Предотвратить развитие патологии можно только при помощи своевременного и компетентного лечения.

    Виды

    Многие психотерапевты уверенны, что стрессовые реакции в умеренных количествах способствуют росту и развитию личности, за счет ее выхода из зоны комфорта. Благодаря им происходит самопознание и совершенствование внешних и внутренних качеств. Но это положительное влияние во многом зависит от вида и степени выраженности стресса.

    Классификация по провоцирующему фактору:

    • дистресс - происходит в результате негативного влияния, надолго выводит человека из привычного ритма жизни, возможно развитие неблагоприятных последствий, особенно если случилось что-то необратимое;
    • эустресс - ответ организма на положительное воздействие, не опасен и не влечет выраженных изменений.

    По типу воздействия выделяют следующие виды стресса:

    • психические;
    • пищевые;
    • температурные;
    • световые и др.

    По механизму воздействия различают:

    • психические стрессы, при которых возбуждается только эмоциональная сфера и ответ происходит со стороны нервной системы;
    • биологические, при которых возникает реальная угроза состоянию здоровья человека, появляются травмы, заболевания.

    Уровень стресса во многом зависит от масштаба проблемы. Одни носят временный характер, и человек подсознательно понимает, что серьезной угрозы для жизни они не представляют, вроде сессии у студентов или простудного заболевания. Другие имеют глобальный характер, когда человек не понимает, каким будет исход. К последним можно отнести землетрясение, вооруженное нападение и прочие обстоятельства, которые угрожают карди нальными переменами в жизни или ее утратой.

    Стадии

    Выделяют три взаимосвязанные стадии стресса, которые плавно переходят одна в другую, и противостоять этому процессу невозможно:

    1. 1. В момент наступления стресса человек на какой-то промежуток времени полностью теряет над собой контроль и ориентацию в пространстве. Происходит резкая смена настроения, проявляется не характерное для индивида поведение. Организм перестает сопротивляться. Доброта сменяется озлобленностью и агрессией, а вспыльчивость переходит в замкнутость и отстраненность.
    2. 2. После пережитого шокового состояния, когда произошло определенное раздражение, формируется ответ в виде стрессовой реакции. Для того, чтобы рационально использовать резервные силы, человеку необходимо трезво взглянуть на ситуацию. Для этого на подсознательном уровне он успокаивается и адаптируется к произошедшему. Начинает проявляться сопротивление.
    3. 3. Дается ответ на раздражитель, человек находит решение проблемы и начинается восстановительный период. Если действующий фактор не прекратил своего влияния, то стресс не отступает. Происходит хронизация процесса, и организм подвергается эмоциональному и физическому истощению.

    Принципиальное значение для специалиста имеет третья стадия. От того, как давно пациент испытывает тревожное потрясение, принципиально зависит тактика лечения. Существует прямая зависимость: чем больше человек находится под влиянием раздражающего фактора, тем больше объем необходимой помощи.

    Причины возникновения

    Ответная реакция организма в виде стресса, появляется не только на негативные факторы воздействия, но и на положительные стрессоры, которые также предвещают перемены. Многие психотерапевты уверенны, что стрессовые реакции в умеренных количествах способствуют росту и развитию личности и ее выходу из зоны комфорта. Благодаря им происходит самопознание и совершенствование внешних и внутренних качеств.

    Основными причинами дистресса служат все негативные ситуации, которые появляются у человека в течение жизни. Каждый имеет свою систему ценностей и может испытать различный уровень потрясения от одной и той же ситуации, но равнодушных не бывает.

    Например, беременность является следствием биологического эустресса. С одной стороны, женщина долго ждала наступления этого состояния и несказанно рада ощущать внутри себя жизнь. С другой, организм претерпевает определенные изменения, которые носят временный характер, но доставляют массу неприятностей и дискомфорт. Наличие ярко выраженного токсикоза в первые месяцы, говорят о противостоянии. Благодаря подавлению иммунитета не происходит отторжения плода. Иммунные реакции, смена гормонального фона, использование накопленных питательных веществ и многое другое представляют собой сложную стрессовую реакцию. В конце беременности женщина начинает испытывать настоящие трудности со здоровьем, которые впоследствии преобразуются в послеродовую депрессию и требуют специализированного лечения.

    Признаки

    Симптоматическая картина различных заболеваний, имеющих схожее проявление, навела известного исследователя Ганса Селье на определенные размышления, которые положили начало труду всей его жизни - учению о стрессе. В момент полного истощения не остается ни одной системы, которая бы не получила удара. Условно все симптомы можно разделить на физиологические и психические. Первые отображают воздействие стресса на организм. К ним можно отнести выраженное похудение, снижение аппетита, изменения в работе сердца, ВСД (вегето-сосудистая дистония), утомляемость и т. д.

    К психическим признакам относятся: внутреннее напряжение, недержание мочи, тревожность, подавленность, апатия, плохое настроение, замкнутость, отстраненность. От исходного состояния нервной системы человека зависит то, насколько выраженным будет ответ организма и его не специфическая реакция. Эмоционально слабые личности подвержены искать решения проблемы на стороне или с помощью психотропных веществ. Именно они обычно имеют зависимость от наркотиков и алкоголя. Сильным личностям противостоять стрессу оказывается легче.

    В психотерапии выделяют когнитивные, физические, поведенческие и эмоциональные симптомы стрессового состояния. Они относительны, потому что некоторые могут проявляться в поведении человека и без провоцирующего фактора, так как являются нормой для личности и заложены психотипом. Выявить истинные симптомы стресса на ранних этапах его проявления поможет психотерапевт, в запущенных случаях, когда человек теряет над собой контроль, их видно даже неспециалисту.

    Когнитивные симптомы:

    • ухудшается память;
    • теряется способность к самоорганизации;
    • появляется нерешительность, сомнительность;
    • наблюдаются пессимизм и перепады настроения;
    • повышается тревожность, озабоченность;
    • возможно нарушение сна, вплоть до бессонницы.

    Эмоциональные симптомы:

    • человек становится капризным и требовательным;
    • повышается раздражительность;
    • возможны панические атаки;
    • возникает склонность к депрессии;
    • появляются мысли о суициде;
    • возникает чувство одиночества и бесполезности;
    • возникает враждебный настрой ко всем;
    • чаще проявляется агрессия;
    • возможна неудовлетворенность настоящим состоянием;
    • происходит угнетение психоэмоционального фона.

    Физические симптомы:

    • головокружения и головная боль;
    • расстройство пищеварения;
    • расстройство стула;
    • частичное выпадение рефлексов;
    • тошнота и рвота;
    • нарушения дыхания;
    • мышечные и нервные спазмы;
    • обострение хронических заболеваний;
    • повышенное потоотделение;
    • сухость во рту, чувство жажды;
    • утомляемость.

    Поведенческие симптомы:

    • замкнутость;
    • отстраненность;
    • отказ от основной деятельности;
    • пристрастие к алкоголю или наркотикам;
    • изменение отношения к окружающим;
    • смена взглядов на жизнь;
    • переоценка ценностей;
    • подозрительность и недоверие к окружающим.

    В зависимости от количества перечисленных симптомов распознается тяжесть состояния. После опроса, наблюдения и визуального обследования специалист ставит диагноз и определяет объем необходимой помощи. В тяжелых клинических ситуациях требуется госпитализация в стационар круглосуточного пребывания и постоянный контроль со стороны специалиста.

    Лечение

    Начать лечить стресс допустимо в домашних условиях, особенно если пациент правильно воспринимает свое состояние и готов противостоять всем негативным изменениям. Первое, на что нужно обратить внимание, это эмоциональное состояние. Снизить тревожность помогут успокоительные чаи, седативные лекарственные средства, можно делать массаж, помогает физиотерапевтическое лечение. Важно предотвратить воздействие провоцирующего фактора. Чем раньше начинается восстановительный период, тем быстрее протекает процесс исцеления.

    Для восстановления и дальнейшей готовности противостоять новому стрессу, следует задуматься об общем состоянии здоровья. Оно зависит от образа жизни. Здоровый сон, соблюдение режима труда и отдыха, рациональное и сбалансированное питание, умеренная физическая активность и регулярный прием витаминных комплексов укрепят здоровье и восполнят потраченные полезные вещества. Этим нельзя пренебрегать, потому что истощенный организм не способен продолжать адекватную и полноценную жизнедеятельность.

    Длительное отсутствие положительной динамики на фоне самостоятельного лечения говорит о необходимости обращения к психотерапевту. Он может рекомендовать индивидуальные тренинги или предложить групповые занятия, которые оказываются весьма эффективными в противостоянии тревожному расстройству. Преимуществом такого подхода к лечению является возможность научиться переживать стресс с минимальными последствиями для себя и регулярно проводить профилактику.