Чему можно научить ребенка в годик. Развитие ребенка в год: советы родителям. Развитие психомоторных навыков

Как быстро летит время: совсем недавно вы принесли своего кроху из роддома домой, а сейчас у него уже первый «юбилей» — малышу исполнился год! Какими же насыщенными были эти прошедшие 12 месяцев! Вначале новорожденный полностью зависел от взрослых, и ваша забота о нем заключалась в своевременном удовлетворении его жизненных потребностей. Постепенно ваш ребенок начал понимать, что жизнь - это не только еда и сон. И вот вы уже читаете малышу книжки или играете с ним, ненавязчиво развивая навыки и способности. Что умеет ребенок в 1 год, и как его правильно развивать - вы узнаете в данной статье.

Посмотрите на вашего ребенка сегодня - он стал настоящим исследователем, ему все интересно. В любую свободную минутку годовалый малыш познает мир. Если раньше вы и грудничок были единым целым, сейчас ребенок в 1 год начинает осознавать себя как самостоятельного человека.

Физическое развитие ребенка в 1 год

Ближе к годовалому возрасту, дети уже хорошо умеют перемещаться с родительской поддержкой или с помощью опоры. А некоторые малыши к этому времени уже ходят без опоры. В большинстве случаев, это мальчики. Ребенок в 1 год уже многое умеет: он уверенно ползает, делает попытки забираться на кровать без помощи, малыш уже сам пытается встать если он упал. Появляются попытки кушать, держа ложку самостоятельно, малыш пытается надевать на себя одежду, хоть пока и небрежно, но необходимо хвалить его начинания, благодаря этой самостоятельности, он обретет чувство уверенности на будущее. Ребенок в 1 год очень любознательный, поэтому он активно открывает все шкафы и тумбочки, проверяя их содержимое.

На двенадцатом месяце жизни набор веса составляет около 350 грамм, прибавка в росте 1-1,5 сантиметра. Размеры окружности головы, и груди становятся больше примерно на 0,5 сантиметра.

Приблизительный вес годовалого ребенка достигает 7-9,6 кг, рост - 72-75 см

Психическое развитие ребенка в 1 год

От того, как было выстроено общение между мамой и ребенком до достижения им годовалого возраста, зависит его дальнейшее отношение к окружающему его миру. Если этот период жизни малыша проходил в позитивном ключе, то он будет чувствовать себя в безопасности и начнет выражать эмоции положительного характера в сторону окружающего мира.

Родители должны задавать правильное направление годовалому ребенку во время игр с ним, это поможет избежать однообразности в его действиях. Проведение простых занятий с ребенком поможет ему научиться сравнивать предметы и видеть их различия, развивать память, осваивать навыки бытового характера.

Что умеет ребенок в 1 год?

Когда говорят про развитие ребенка в 1 год, нужно понимать, что требования к обязательному наличию навыков и умений достаточно условны, поскольку все дети очень индивидуальны. И то, что умеет ребенок в 1 год и что считается нормой для всех годовалых детей, необязательно присутствует у вашего малыша, и уж тем более, не говорит об отклонениях. Это всего лишь особенности развития: при помощи любящих родителей малыш приобретет необходимые навыки, когда будет к этому окончательно готов.

  1. Ребенок в 1 год уже ходит, может быть, не самостоятельно, но встает на ножки, и передвигается, держась за мебель или за вашу руку.
  2. Ребенок в 1 год может брать целую горсть маленьких игрушек, у многих получается держать несколько предметов одной рукой.
  3. Если попросить годовалого ребенка дать вам игрушку, он уверенно исполнит просьбу. В это время он уже отпускает пальцы, отдавая взрослому предмет.
  4. Ребенок в 1 год приседает и может сидеть, не опираясь на спинку.
  5. Играя с кубиками, строит из них башенку, или одевает колечки на детскую пирамидку.
  6. Ребенок в 1 год может сгибать большой и указательный пальцы, захватывая мелкие предметы, например, пуговицы на одежде.
  7. Словарный запас у малыша в год достаточно большой. Это не значит, что он говорит все слова, которые понимает. Произношение слов отдаленно напоминает правильное.
  8. Если родители позволяют ребенку в год пользоваться при еде ложкой, малыш ее быстро осваивает, хотя иногда может продолжать пользоваться руками.
  9. Если взрослые показывают малышу новые жесты, он быстро запоминает, и пользуется ими (целует в воздухе, остужает горячее, «грозит» пальчиком).
  10. Ребенок в 1 год способен выполнять простые поручения и просьбы взрослых.
  11. Вы можете понять, узнает он человека или нет: если входящий знаком и приятен, он с радостью машет ему ручкой, может посылать воздушные поцелуи.
  12. В годик дети очень любят подражать взрослым. Если у папы или мамы есть какие-то яркие привычки, не сомневайтесь, в этом возрасте малыш обязательно вас удивит точным копированием вашего поведения.
  13. Годовалые детки - очень музыкальны. Они с удовольствием пританцовывают под музыку и раскачиваются в такт. Некоторые детки в 1 год подпевают (мычат), подражая и повторяя интонацию музыкальных исполнителей.
  14. Если спросить вашего ребенка, где у него носик, он со смехом покажет на нос (или на ваш). Годовалый малыш уже знаком с частями тела, может показать ручку, ножку, животик и глазки. Особенно малышам нравится показывать, что они знают на любимых игрушках.
  15. Все годовалые малыши очень подвижны, их любознательность очень высока. Они могут часами провести на диване, забираясь на самый верх.
  16. Ребенок в 1 год любит изучать закрытые от него пространства, особенно кухню, ведь там так много всего интересного: многочисленные баночки, крышки, незнакомые и красивые предметы. Оставлять одного малыша на кухне нельзя: он обязательно попробует забраться в самые укромные уголки.
  17. Все дети в возрасте года любят, когда им читают или показывают красивые книжки. Даже если малыш не сидит, а постоянно бегает вокруг вас, разговаривайте с ним - он впитает вашу речь, как губка.
  18. К году ребенок пробует держать ложку и вилку, постарайтесь дать ему в руку карандаш. Многим малышам очень нравится, как после их руки остаются следы на бумаге. Это могут быть его первые рисунки.

Как правильно развивать ребенка в 1 год

  • В годовалом возрасте ребенок очень подвижен, ему нравятся активные игры. Многие малыши любят, чтобы им читали стихи и сказки. Даже если вам кажется, что ребенок не обращает на вас никакого внимания - это не так. Развитие ребенка в 1 год позволяет ему впитывать все ваши слова, как губка. Играя в пирамидку, или собирая кубики с ребенком, рассказывайте ему истории, повторяйте слова, правильно и четко проговаривайте названия предметов.
  • Особенность детей в годовалом возрасте состоит в том, что теперь ему интересно все, что делают взрослые. Ребенок в 1 год с удовольствием поможет вам пропылесосить или подмести полы, будет забирать тряпку для мытья. А если вы разрешите помыть с вами посуду - радости малыша не будет предела. В этом возрасте маленькие дети любят помогать мамам готовить (неважно, какого пола ребенок). Воспользуйтесь этим, чтобы привить полезные навыки ребенку.
  • Дети в 1 год развития очень хотят все знать, им интересны все бытовые предметы, как включить телевизор и пользоваться пультом, почему играет музыка или звонит телефон.
  • С годовалым ребенком нужно все время разговаривать, объясняя каждое действие на понятном и простом языке. Одеваясь на прогулку, попросите малыша подать ручку или ножку, он с удовольствием это сделать. Приучайте малыша к опрятности: пусть вытирает носик или ручки (как получается), пробует высмаркивать носик. Наберитесь терпения, и результат не заставит себя ждать.
  • Помните, что перегибы в воспитании (невнимание или чрезмерная требовательность), особенно маленьких детей, могут привести к нарушению психики малыша и возможным проблемам с последующей адаптацией в садике, школе и обществе в целом.

Не нужно требовать от вашего ребенка невозможного: он научится всему чуть попозже, а в будущем, возможно, опередит в развитии всех сверстников. И не надо говорить слова «что должен уметь ребенок в 1 год»: ведь все дети особенные, с разным характером и темпераментом. На данном этапе взросления вашего ребенка максимально помогайте ему, уделяйте внимание и заботу, а главное - любите просто за то, что он есть.

Тест на развитие ребенка в 1 год

  1. Возьмите 2 кубика и научите ребенка строить из них башню. Тогда он перестанет разбрасывать их и пробовать на вкус, а будет пытаться ставить их друг на друга. Ближе к полуторогодовалому возрасту ребенок сможет строить башню, состоящую из 3-4 кубиков.
  2. Дайте малышу игрушку с возможностью вкладывания геометрических фигур (рамку-вкладыш или сортер). Ребенок в 1 год уже должен понимать, что для каждой фигуры есть свое отверстие, в которое она вкладывается.
  3. Предложите малышу собрать пирамидку из колец. В возрасте 1-1,5 года он будет нанизывать их, не учитывая размер. Умение правильного складывания пирамиды в соответствии с размером колец приходит к детям только к 2 годам.
  4. Проверьте как развиты навыки пользования бытовыми предметами. К полутора годам малыш должен уметь правильно пользоваться ложкой и чашкой. Ребенок в полтора года сам снимает носки, шапку и варежки.

Как развивать крупную моторику у ребенка в 1 год

  • Прыжки. Возьмите малыша под мышки или за ручки, он должен прыгать на месте.
  • Залезание на диван и сползание обратно вниз. Стимулом в этом случае может быть любимая игрушка.
  • Лазание. Пусть ребенок проползет под стулом, залезет в большую коробку и выберется из нее.
  • Перешагивание. Необходимо разложить на пол различные предметы и, взяв малыша за руку, ходить с ним вместе по комнате. Подойдя к препятствию, научите ребенка перешагивать предмет обеими ногами: сначала одной ногой, а потом и другой.
  • Игры с мячиком. Научите ребенка кидать мяч на пол, дайте мяч ему в руки, а потом просто положите его возле малыша, пусть возьмет мяч самостоятельно. После, покажите, как вы ловите мяч.

Как развивать мелкую моторику у ребенка в 1 год

  1. Рисование карандашами. Вложите карандаш в руку ребенка и, придерживая ее, рисуйте по бумаге вместе. Заинтересуйте малыша этим занятием.
  2. Рисование красками. Сначала научите ребенка водить сухой кисточкой по бумаге, только после этого переходите к рисованию красками.
  3. Лепка из пластилина. Скатав пластилиновый шарик, превратите его в лепешку, дайте пластилин и предложите ребенку повторить те же действия.
  4. Приклеивание наклеек на листы бумаги.
  5. Рисование красками для пальцев.
  6. Использование шнуровок в играх.
  7. Наматывание ниток на катушку.
  8. Игры с водой, крупами или песком, с использованием сита и ложек.
  9. Закручивание и откручивание баночек.
  10. Игры с сортером и другими подобными игрушками.
  11. Обучение обращению с замками, липучками, кнопками, пуговицами.
  12. Игры с прищепками.
  13. Занятия с сенсорной коробкой.

Как развивать речь ребенка в 1 год

Первый год жизни ребенка, это время становления его речи, в этом возрасте она очень быстро совершенствуется. На первом этапе ребенок начинает понимать то, о чем говорят окружающие, а позже начинается пополнение его собственного словарного запаса, после чего малыш начинает активно разговаривать. Вместе с этим у ребенка развивается мимика и жестикуляция. Ребенок в 1 год одним словом может выражать целую фразу.

Для стимулирования развития речи в этом возрасте, можно:

  • Рассматривать книги с картинками, проговаривая, что на них изображено, спрашивать малыша что он видит на рисунке и просить показать знакомый ему предмет.
  • Заниматься совместным чтением считалок и потешков, коротких сказок и стихов, не забывать про пение песен.
  • Заниматься артикуляционной гимнастикой.
  • Выполнять гимнастику и массажировать пальчики.
  • Больше говорить малышу об окружающих его предметах, живом мире, о природе, времени года, транспорте, в общем обо всем, что его заинтересует.

Любой молодой маме так хочется запечатлеть каждый миг жизни её малыша - особенно, в первые месяцы после его рождения. Действительно, первый год в развитии ребёнка знаменуется массой его личных побед, «триумфальных» открытий и достижений. Мир, такой большой и незнакомый, понемногу открывается перед маленьким человеком. Наряду с огромной радостью, которую испытывает мать, наблюдая за своим ребёнком, ей очень волнительно. А все ли её малыш делает правильно в свой год, нормально ли он развивается? В этой статье разберёмся, каким должен быть ребёнок в 1 год. Рассмотрим средние физические параметры годовалых детей, психологические аспекты их поведения, умения и способности. Но, стоит заметить, что это лишь средние показатели. Каждый ребёнок индивидуален, у кого-то развитие происходит чуть быстрее, у кого-то, наоборот, медленнее. Это нормально, повода для паники нет.

Развитие ребёнка в 1 год и его достижения

Главная победа ребёнка в первый год жизни - его самостоятельная ходьба. Первые шаги гораздо более приятны, чем перемещение ползком. Такую эмоцию читают на улыбающемся личике ребёнка счастливые родители. Бывает, что в год ребёнок всё ещё не ходит, это нормально, можно подождать ещё 3-4 месяца. Если по окончании этого срока ребёнок не будет проявлять попыток ходить самостоятельно, или хотя быть вставать на ноги, необходимо навестить педиатра.

За год ребёнок проходит стремительное развитие. Это единственный период в жизни человека, когда его тело вырастает в 3-4 раза за 12 месяцев. Второй и последующий годы жизни уже не покажут таких «скоростей».

Видео развитие ребенка в возрасте 1 года

Физическое развитие ребёнка в 1 год

  • Вес - от 7 до 10 кг. Девочки, как правило, чуть мельче мальчиков. Чтобы не доставлять себе лишнего беспокойства, родителям нужно понимать, что небольшие отклонения по весу, так же как и по росту, нормальны при соблюдении пропорций.
  • Рост - около 73-77 см;
  • Зубы - 6-8 зубов. Показатель относительный, ведь таблицы норм составлены несколько десятилетий назад. В последнее время наблюдается тенденция к тому, что у некоторых малышей в годоваловом возрасте больше 10 зубов. Это не аномалия, беспокоиться не о чем. Волноваться стоит, если у ребёнка в этом возрасте совсем нет зубов.

В возрасте 12 месяцев ребёнок начинает копировать действия взрослых. Он пытается копировать действия папы, когда тот бреется. Или ребёнку хочется помочь маме «подстричь» ногти. Он еще не осознает результат, но понимает, что ножницы нужно приложить к ноготкам. Годовалый ребёнок крепко держит двумя ручками бутылочку и начинает справляться с ложкой, зачёрпывая еду. Многие мамы нервничают, когда ребёнок, пытаясь попасть ложкой в рот, большую часть каши или супа разбрасывает на себя и «украшает» близлежащие предметы. Нужно запастись терпением, не кричать, не ругать ребёнка, а мягко и спокойно корректировать его действия. Важно сопровождать свои действия словами-аффирмациями: «ложку держим вот так», «рот вытираем салфеткой» и т. д.

В этом возрасте ребёнок пытается одеваться сам. Нужно как можно чаще позволять ему экспериментировать и «примерять» вещи на разные части тела. Подсказывать, объяснять, одеваться вместе с ним, чтобы он наблюдал действия взрослых.

Родителям нужно осознать, что спокойное время, когда ребёнка можно было оставить одного в кроватке или манеже, закончилось. Начинается время неизбежных ушибов и падений, плача от , что не удалось забраться на диван. Свобода, безусловно, безопасная (убрать все острые предметы, обезопасить уголки предметов мебели, оснастить двери доводчиками) - то, что нужно юному исследователю. Его задача: потрогать, забраться, дойти, взять. Брать ребёнок будет всё, что попадается на его пути. Все опасные предметы убрать, остальное оставить - чем быстрее ребёнок доберётся до предмета и поймет его назначение, тем быстрее он потеряет к нему интерес.

К одному году малыш, которого высаживают на , уже чётко понимает, что от него требуется. Привыкнув, что его поощряют, когда важные «дела» происходят не в , а в горшок, ребёнок всё чаще голосом сообщает, что он хочет в туалет.

Психическое развитие ребенка в 1 год

К 12 месяцам ребёнок уже владеет 5-10 словами. Чаще всего, он использует первые слоги, которые с разной интонацией могут обозначать различные предметы. Часто используется и звукоподражание: «мяу», «вав» и т.д. Когда у малыша появляется самостоятельная речь, мамам нужно контролировать свою. Не нужно подражать речи ребёнка, общаясь с ним. Все слова должны звучать полностью, чётко, по необходимости с повторами. В этом возрасте хорошо воспринимаются песенки и стихи, поэтому новые слова можно вводить через них. Малыш с удовольствием заканчивает строчки знакомых текстов.

Ребёнок уже хорошо понимает порядок действий. Если мама говорит, что пора , он радостно хлопает в ладоши или начинает капризничать, если не хочется идти . Хорошо понимает слова «можно», «нельзя», «пойдём», может кивая головой, «говорить» «спасибо», «возьми». Откликается на своё имя и может пытаться называть домочадцев по именам.

Дети в 12 месяцев активно используют жестикуляцию, отвечая на призывы к действию или выражая свои желания. Взрослым важно стараться сопровождать его жесты словами, тем самым приучая ребёнка как можно чаще использовать слова.

Игры с годовалым ребёнком

В игре познаётся мир. Понимая это, следует как можно чаще вовлекать малыша в развивающие занятия. Это может быть складывание кубиков или крупных паззлов. Малыши очень любят игры во время купания, они охотно бросают мячики или пытаются оторвать от стен игрушки на липучках. Все игрушки должны быть крупные, яркие, чётко выраженных цветов, которые постепенно начинает различать ребёнок. Он уже различает формы. Для закрепления этого навыка полезно использовать игрушки-сортеры. Их функция состоит во вкладывании фигурки определённой формы в вырезы, повторяющие их формы. Это станет отличной тренировкой зрительной памяти и внимательности.

Малыши с удовольствием начинают . Использовать в занятиях лучше пальчиковые краски с безопасным составом. Дети с удовольствием пробуют всё на вкус, нужно исключить отравление. Пальчиковые краски влияют на развитие моторики. С этой же целью малышу будет полезно и весело поиграть в пальчиковый театр.

Главная цель родителей - максимум общения с ребёнком. Трогая и дотягиваясь до новых предметов, ему необходимо слышать их названия, понять функции. Годовалый ребёнок - неугомонный исследователь и егоза. Родителям нужно набраться терпения и не ругать ребёнка за «разрушения» в доме. Объяснять, рассказывать, но позволять проявлять ребёнку как можно больше самостоятельности. Пережитый первый год для малыша - большой стресс от обилия информации и новых открытий. Сделать первые шаги в сложном мире счастливыми и радостными - основная задача родителей.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Ближе к 1 году у ребенка меняется отношение к окружающим людям. Ребенок постепенно начинает понимать, что может оказывать на них влияние, и активно использует это. Во время игры кроха нередко начинает озорничать. Он неожиданно протягивает маме печенье. А как только она собирается откусить кусочек, малыш одергивает руку и смеется. Ребенок начинает подражать взрослым, что указывает на его способность анализировать их поведение.

Внимательное наблюдение за годовасиком дает повод думать, что его поведению свойственна и игра воображения, которая носит в основном черты подражания: если сегодня мама, напевая колыбельную, качает куклу, следующим вечером ребенок будет делать то же самое. Хотя малыш способен произнести всего несколько слов он стал гораздо лучше понимать их смысл. В речевом потоке ребенок научился различать отдельные слова и предложения.

Пришло время заняться с любимым чадом чтением. Старайтесь выбирать для своего ребенка книжки с прочными гладкими страницами, яркими рисунками и интересным содержанием. Вначале ребенок будет играть с книгой, как с любой другой игрушкой, дергать за страницы, вертеть в разные стороны, стучать об пол. Только после тщательного и подобного осмотра книги ребенок сможет сосредоточиться на ее содержании.

При выборе книжек-игрушек, образующих переходную зону от мира игрушек к миру книг, отдавайте предпочтение изданиям с игровыми элементами, красивыми картинками, грамотным и понятным крохе текстом. Старайтесь читать малышу, сев с ним рядом на пол, так чтобы он мог одновременно смотреть вам в лицо и видеть книгу. Если вы посадите ребенка на колени, ему может, не понравится то, что он не видит вашего лица.

Понимаем своего ребенка

Ваш сын или дочка все больше и больше интересуется названиями предметов. Оказавшись с малышом в магазине, покажите ему некоторые продукты и скажите, как они называются (например, молоко, бананы, хлеб, печенье). Важной особенностью этого месяца является и то, что ваш карапуз все чаще начинает различать в речи окружающих слова, обозначающие действия. Когда вы поете, ребенок пытается жестами изображать то, о чем говорится в песне.

Малыш становится все более общительным. Он охотно знакомится с новыми людьми. И хотя маме и папе не грозит конкуренция, ребенок с особым энтузиазмом приветствует знакомых взрослых. Чаще всего карапуз выражает свое хорошее отношение к ним тем, что протягивает им игрушки. Теперь, проявляя в общении с окружающими все большую активность, ребенок постоянно стремится быть в центре событий. Когда семья с друзьями собирается за столом, ему обязательно нужно быть тут же.

К концу 1 года жизни у ребенка нередко возникают проблемы со сном, которые могут исчезать, а затем появляться снова. Когда ночью родители уже готовы заснуть, кроха вдруг начинает снова что-то требовать, и сон взрослых прерывается. Если ваше чадо ночью просыпается, и вы, меняя ему одежду или давая питье, все равно не можете его успокоить, возьмите малыша к себе в постель. Однако не стоит превращать это в привычку. Можно найти другой выход из положения – остаться рядом с кроваткой ребенка и попытаться укачать его, ласково поглаживая и напевать колыбельную.


Двигательные навыки ребенка в 1 год

И хотя ваш малыш только что научился ходить, передвигаясь, он способен совершать и другие действия. Он сможет идти и толкать, идти и тянуть, идти и нести игрушки и т.д. Если рядом находится старший брат или сестра, ребенок охотно, подражая им, займется гимнастикой . Он наклонится. Упрется головой в пол, и из этого положения будет с интересом рассматривать окружающих, ожидая при этом их одобрения.

Карапуз научился бросать предметы и теперь тренируется при каждом удобном случае. Иногда он делает это просто ради удовольствия, а иногда ему хочется узнать, куда покатится мяч. Увлеченный, годовасик будет внимательно наблюдать за тем, как мяч отскакивает от стены или как катится через дверь в спальню и закатывается под кровать.

Ближе к 1 году ребенок может перекладывать ложку с едой из одной руки в другую и уверенно держать чашку. Кроме того, он учится зачерпывать воду в ванной с помощью различных предметов, дергает шнурок от ботинка до тех пор, пока тот не развяжется, отрывает листочки от растения, снимает через голову бусы, чиркает карандашом и, взявшись за ручку, открывает дверцы тумбочки.

Ребенок интересуется не только тем, что находится прямо передним или сзади, но и тем, до чего не дотянуться. Обуреваемые любопытством, многие малыши забираются туда, откуда сами не в состоянии слезть. Поскольку младенцу проще залезть наверх, чем спуститься вниз, высота может вызвать у него неожиданный страх – это говорит о том, что у малыша появилось ощущение высоты, которое в свою очередь порождает чувство опасности.

Вижу, слушаю, ощущаю…

Перед своим первым днем рождения маленький человечек радуется новым звукам и новым зрительным образам. Волнующим событием для него станет, например, поход в магазин. Кроха с удовольствием будет трясти коробкой с макаронами, ощупывать бананы и нюхать виноград. Малыш любит проводить «осязательные» эксперименты – трогать скользкое желе, липкую, влажную глазурь, твердые и холодные кубики льда.

Невозможно удержать ребенка от того, чтобы во время кормления он не дотрагивался до еды. Годовасик размазывает по столу овсяную кашу, разбрызгивает яблочный сок и окунает пальцы в молоко. Даже самые аккуратные и придирчивые родители не в состоянии помешать этому. Некоторые дети любят пробовать на вкус все новое. Вы удивитесь, увидев, как малыш стремится попробовать сыр или откусить кусочек цветной капусты.

Ребенок 1 года горит желанием узнавать новые звуки, так же как и новые предметы. Он стучит ложкой по стакану, тарелке, миске и по стульчику. Малыш экспериментирует и со своим голосом – иногда вскрикивает, иногда подолгу невнятно бормочет, подражая разговору и пению. Бывает, что, проснувшись утром, кроха развлекается так минут двадцать, пока кто-нибудь не обратит на него внимание.

Большинство «научных открытий и опытов» происходит, когда ребенок занимается с игрушками и другими предметами. Он любит стучать и перемешивать что-нибудь ложкой, переворачивать коробочки, баночки и другие емкости, высыпая оттуда содержимое, дергать игрушку за веревочку. В конечном счете, все действия малыша направлены на то, чтобы научиться использовать предметы по назначению.


Занятия с ребенком 1 года

Привяжите разноцветные тесемки к двум самым любимым игрушкам вашего сынишки или дочурки, например, к машинке и к мишке. Положите игрушки на некотором расстоянии от ребенка, так чтобы он мог достать их, только дернув за ленточку. Попросите дать вам сначала мишку, а затем машинку. Вскоре малыш научится доставать нужную игрушку. Попробуйте поиграть, спрятав сначала одну, а затем обе игрушки, так чтобы крохе были видны только ленточки.

Если ребенок ходит самостоятельно или держится за вашу руку, ему понравится почувствовать под ногами разную поверхность. Пусть карапуз походит босиком по ковру и по гладкому полу, по песку и по траве. Вернувшись из магазина и положив продукты в холодильник, оставьте несколько покупок, чтобы малыш мог убрать их сам. Поговорите с любимым чадом о том, какие они холодные, и дайте потрогать. Пусть ребенок поможет вам положить продукты в холодильник.

Чашка и столовая ложка помогут малышу научиться наливать жидкость. Покажите ему, как нужно погружать ложку в миску с водой и наполнять чашку. В эту бесконечную игру можно играть, не боясь запачкаться. Для большего интереса положите в воду кусочки льда.

Если вместо карандаша использовать муку, получатся волшебные рисунки. Рассыпьте муку тонким слоем на чистой гладкой поверхности. Поводите по муке пальцем, показывая, как можно нарисовать кружки, зигзаги и прямые линии. Согните кусок картона так, чтобы получилась небольшая горка. Покажите ребенку, как поставить наверху машинку и затем дать ей съехать вниз.

Физическое развитие ребенка 1 года

Положите на пол хорошо отшлифованную доску размером не меньше 15 см в ширину и 120 см в длину. Пусть малыш находится на одном краю дочки, а на другой вы положите игрушку. С вашей помощью ребенок должен добраться до игрушки и взять ее. А если доска будет лежать под уклоном, игра станет еще интереснее.

Положите на пол клейкую бумагу липкой стороной вверх. Прикрепите ее по краям к полу, так чтобы она не скользила. Пусть малыш пройдет по бумаге. Положите на нее несколько легких игрушек: кроха с удовольствием сорвет их. Данное упражнение дает хорошую тренировку мышцам рук и ног малыша. Постарайтесь закончить игру прежде, чем она надоест карапузу.

Отправляясь купаться, дайте ребенку сито и несколько маленьких игрушек. Он будет зачерпывать ситом игрушки, и вынимать их из воды. Такая игра способствует развитию координации движений. Если ваш годовасик уже умеет ходить , сложите перед ним ряд из кубиков . И предложите перешагнуть через них. Это поможет малышу научиться сохранять равновесие.

30.10.2019 17:53:00
Действительно ли фастфуд опасен для здоровья?
Фастфуд считается вредным, жирным и бедным на витамины. Мы выясняли, действительно ли фастфуд так плох, как его репутация, и почему он считается опасным для здоровья.
29.10.2019 17:53:00
Как вернуть женские гормоны к балансу без лекарств?
Эстрогены влияют не только на наше тело, но и на нашу душу. Только когда уровень гормонов оптимально сбалансирован, мы чувствуем себя здоровыми и радостными. Естественная гормональная терапия может помочь вернуть гормоны в баланс.

При рождении первого малыша родители нередко задаются вопросом: что должны уметь дети в 1 год? Папа с мамой познают нечто новое в воспитании сына или дочери, а также принимают участие в формировании маленькой личности, поэтому первый год жизни малыша очень важен для семьи.

Когда исполняется ребенку годик , он становится самостоятельным и понимающим человеком. Он стремится узнать много нового, всем интересуется, и в этот период очень важно знать, каким должно быть его развитие.

Первый год – это время, когда ребенок может и отставать в развитии, поэтому данный период – самое время для того, чтобы изменить ситуацию и начать развивать малыша.

Развитие ребенка 1 год

В годовалом возрасте можно определить психологическое развитие ребенка: его стремительное исследование всего, что есть вокруг, а также первые психологические кризисы, которые есть почти у каждого малыша.

Малыш в год начинает понимать, что он отделен от мамы, и благодаря этому начинается открытие внутри себя своего собственного «я»; кроме этого, психологически он осознает практически все, притом, что физически недостаточно развит.

Новые занятия не всегда доставляют малышу большую радость и приводят к психологическим сбоям (раздражению, капризам, истерикам и т.п.). Детские психологи считают, что это нормальная реакция годовалого ребенка, его просто нужно успокоить добрыми словами, проявив родительскую любовь и заботу.

В первый год жизни у ребенка появляется около двенадцати зубов (по четыре резца снизу и сверху и четыре коренных зубика). Однако не стоит переживать, если у вашего малыша нет стольких зубов, они могут появиться и на три месяца позже.

Многие родители часто волнуются, если у малыша плоские пяточки. В таком возрасте нельзя утверждать, что это плоскостопие. Такая форма стопы объясняется тем, что под кожей образовалась так называемая жировая подушечка, которая исчезнет, как только ребенок начнет постоянно ходить.

Рост ребенка

В первый год жизни ребенка вес и рост малыша увеличивается неравномерно (в месяц на 1-1.2 см и 100-300 г.). Пропорции тела изменяются постепенно: удлиняются ножки и ручки, животик становится более плоским. Считается нормой, что один малыш весит много, а другой меньше, важнее, чтобы развитие ребенка было стабильным.

Нормы роста и веса годовалого ребенка:

  • мальчик - от 8,9 кг до 11,6 кг;
  • девочка - от 8,5 кг до 10,8 кг;
  • рост обоих полов - от 71,4 см до 79,7 см.

Двигательное развитие ребенка

Малыш в годик свободно чувствует себя в доме или на улице: он может легко забираться на лестницу; брызгается и купается в детской ванночке, плавает, опускает под воду голову; танцует; подражает в каких-либо движениях взрослым. Любимой позой ребенка принято считать наклон вниз с упором головы в пол, когда он смотрит на окружающих и ожидает от них реакции.

Речь малыша

Когда исполняется малышу 1 год, можно сказать, он уже умеет разговаривать. Его речь – это , как правило, десять самых простых слов («дай», «на», «ма», «мама» и т.п.), иногда не совсем четких и сопровождающихся эмоциями. Если у ребенка не получается выразить словами, что ему нужно, он показывает на какой-либо предмет или плачет; способен общаться сам с собой (например, в игре).

В 1 год ребенок способен отличить "можно" и "нельзя", он хорошо понимает, когда его ругают и хвалят. Все слова, которые он слышит от окружающих, он осознает на интуитивном уровне; может подражать звукам и говорить слова с интонацией.

Сон ребенка в 1 год

Продолжительность сна играет огромную роль в развитии малыша. Важно придерживаться режима дневного сна, иначе ребенок будет трудно засыпать и просыпаться по ночам. В год ребенок должен спать: ночью не менее 8-ми часов, днем – дважды по 1.5 часа или один раз 3 – 3.5 часа.

Навыки в быту

В быту малыш приспосабливается постепенно и к году жизни имеет следующие навыки:

Общение с окружающими

Дети в годовалом возрасте неохотно контактируют с малознакомыми людьми, ведь они в полной мере неготовы принимать неизвестность социума. Они могут плакать или не играть с другими детьми. В год у малыша начинает развиваться чувство собственности , он знает свою территорию и может общаться только с близкими людьми, не хочет делить свои игрушки и тревожится, если теряет внимание родителей.

Познавательное развитие

Проследить, как ребенок познает окружающий мир и интересуется незнакомыми предметами и явлениями, можно при помощи нескольких игрушек . В год малыш хорошо мыслит и проявить свой ум может в сборе пирамидки как самостоятельно, так и повторяя за взрослыми.

Если малышу показывать различные действия с предметами или игрушками, он будет запоминать и станет повторять. К примеру, он ставить один кубик на другой, закрывать и открывать крышечки, причесывать куклу или укладывать ее спать.

Капризы и упрямство

Развитие психоэмоционального уровня может быть совершенно разным. Особенно это заметно в отношениях с разными людьми. Прослеживается следующая тенденция : чем меньше малыш знает человека, тем лучше его поведение. С мамой, которая много времени проводит с ним, он может капризничать, топать ногами и т.д. – психологи объясняют такое поведение желанием проверить, любит ли его мама и таким.

Как только он понимает, что его принимают капризным, он быстро успокаивается и ведет себя нормально, если же он видит, что родители его капризы отталкивают, может вести себя подобным образом и всю дальнейшую жизнь.

В год ребенок начинает выражать свою самостоятельность и может проявлять настойчивость , если же ему не удается получить желаемое, способен закатить истерику. В этом случае необходимо помочь справиться ему с негативными эмоциями и ни в коем случае не накалять обстановку.

Кризис первого года

Первый год воспитания ребенка очень ответственный и требует особенного внимания , которое необходимо для развития психики ребенка.

Если ребенок упрямо стучит по столу или в истерике катается по полу, необходимо сдерживать собственные эмоции и попытаться понять его чувства, и спокойно объяснить ему, как правильно себя вести. Важно как можно часто давать ему побыть самостоятельным, пусть сам выберет игрушку в магазине или одежду, которую хочет надеть на прогулку, ему важно чувствовать, что его мнение не последнее.

Приметы кризиса первого года:

Что должен знать ребенок в год?

В большинстве случаев, то, что умеет малыш в год своей жизни, зависит не только от его способностей, но и от усилий родителей. Кроха многого не знает и единственные помощники в этом – это мама и папа.

Хорошо развитый ребенок в год начинает продумывать наперед, что нужно сделать, чтобы получить то, что ему нужно. В основном это желание достать какой-нибудь предмет , который высоко лежит. Малыш будет пытаться подвинуть стул, залезть на него и т.п. Важно поспособствовать ему в этом, например, поставить скамеечку, чтобы он мог достать со стола пульт от телевизора и попытаться включить его.

Необходимо следить за развитием зрения малыша. В год ребенок должен пытаться различать цвета. Для этого специалисты используют метод цветовой стимуляции (разноцветные картинки, игрушки или одежду разных цветов). Интерес к такой игре проявляется и ребенок на подсознательном уровне начинает учить цвета. Также можно использовать игрушки разных размеров, например «матрешки» или коробочки; ребенок заострит внимание и на этом.

Немаловажной составляющей в развитии годовалого малыша является тяга к искусству. Ребенок должен уметь рисовать самые простые образы, поэтому стоит уделить несколько минут рисованию цветными карандашами.

Существует несколько способов , при помощи которых родители могут учить малыша новым действиям и ускорить его развитие при необходимости.

Возьмите разноцветные тесемки и привяжите их к двум самым любимым игрушкам малыша. Положите игрушки на небольшом расстоянии от ребенка, чтобы он мог их достать, дернув за длинную ленточку. Попросите у малыша дать вам сначала одну игрушку, потом другую.

Чтобы привить желание ходить, дайте возможность походить ему по разной поверхности (например, по ковру или по травке).

Приучая к самостоятельности, не доставайте из пакета все продукты, которые принесли из магазина. Попросите малыша помочь вам, пусть малыш разложит оставшиеся покупки в холодильник сам. Расскажите ему про холодные предметы, дайте потрогать.

Чтобы научить малыша наливать самостоятельно жидкость , дайте ему столовую ложку, миску и чашку. Покажите ему, каким образом нужно погружать ложку в миску и переносить воду в чашку. Чтобы увеличить интерес ребенка к такому занятию, можно положить в миску с водой 5-6 ягод. Несколько таких уроков помогут получить навык самостоятельного кормления.

Прививая интерес к творчеству или рисованию, предлагается следующее занимательное занятие: на гладкой поверхности рассыпьте тонким слоем муку, пальцем поводите по муке, показывая малышу, что можно делать кружочки, палочки и квадратики.

Чтобы развить речь ребенка , можно разговаривать с ним во время игры. Например, разложить на полу парные вещи (носочки, варежки, туфли) и учить его говорить слово «два». Складывать их и раскладывать, надевать на ручки и ножки и приговаривать «два»; можно предложить ребенку помочь вам, он заинтересуется игрой и станет подражать. Для развития речи также хорош способ неожиданности: резкое появление новой игрушки и ее название (к примеру: «А вот и слоник!» обогатит опыт малыша и когда он увидит похожий предмет, попробует повторить сказанное ему ранее.

Махать «пока» или при встрече здороваться за руку, можно научить при помощи жестов. Таким же способом можно научить показывать малыша, сколько ему годиков.

Многие родители не готовы и не знают, как правильно вести себя с маленьким и капризным ребенком, который то и дело плачет и ничего не понимает. Несмотря на то, что ребенку 1 год, у него уже начинает формироваться характер , поэтому важно знать основные правила, которые помогут молодым родителям привить хорошие качества в первые годы жизни малыша и тем самым повлиять на его нормальное развитие: