Демографическая ситуация в швеции. Демографическая политика в швеции. Смотреть что такое "Население Швеции" в других словарях

Особенно активная демографическая политика до конца 80-х годов проводилась в странах Восточной Европы. Среди ее мер применялись: ссуды молодоженам (разовые), пособия по рождению каждого ребенка, ежемесячные детские пособия, предоставление длительных отпусков по беременности и родам, преимущественных прав на приобретение жилья, а также мест в детских садах и школах.

В западноевропейских странах сформирована схожая система демографической политики, но размеры различных рода выплат и других льгот варьируются по отдельным странам.

Единовременное пособие при рождении ребенка в начале 90-х годов:

  • ФРГ -100 марок
  • Великобритания - 25 фунтов стерлингов
  • Франция - 2600 франков
  • Испания - 3000 песет.

Политика стимулирования рождаемости и естественного прироста населения наиболее активно проводится во Франции и в Швеции.

Демографическая политика во Франции

Замечание 1

Активизация политики стимулирования рождаемости в начале 20-х годов ХХ века была обусловлена депопуляцией населения.

Так, до 1967 г. в этой стране было запрещено продавать контрацептивы, до 1975 года под запретом были аборты.

С 1946 года во Франции стали практиковаться денежные выплаты и налоговые льготы семьям, с целью поощрения рождаемости.

В итоге среди западноевропейских стран к середине 80-х г.г. во Франции был один из наиболее высоких суммарных коэффициентов рождаемости (среднее число детей на 1 женщину) - 1,8 - 1,9 на одну женщину в среднем. Ежегодный прирост населения составлял 0,3 - 0,4%.

За период с 1946 по1974 годы численность населения этой страны выросла на 12,1 миллионов человек, в том числе на 8,5 миллионов человек - благодаря естественному приросту населения, на 2,4 миллионов человек - благодаря иммиграции и на 1,2 миллионов человек - благодаря репатриации французов, проживающих в бывших колониях.

Комплекс современных мер демографической политики пронаталистского типа во Франции существенно влияет на материальное благосостояние семей, имеющих детей.

Так, все лица, проживающие во Франции и имеющие не менее двух детей в возрасте до 20 лет, проживающих в стране получают базовое пособие на ребенка.

Демографическая политика в Швеции

Замечание 2

Рост населения в последнее время стимулируется активной демографической политикой; всем, включая иммигрантов, выплачиваются семейные пособия.

Правительство Швеции также стремится создавать условия для того, чтобы замужние женщины были экономически самостоятельны - иметь реальные возможности зарабатывать.

С 60-х годов ХХ века, с началом сексуальной революции, со школьниками обсуждаются такие вопросы, как контрацепция, сознательное родительство, планирование семьи, а также ответственность мальчиков за аборты и за гомосексуальные связи.

Демографическая политика Евросоюза

Страны Евросоюза достигли определенного консенсуса в подходах к осуществлению государственной поддержки семей с детьми.

  1. Семейные пособия.
  2. Налоговые льготы в тех странах, где пособия применяются меньше.

Пример 1

В Исландии предоставляется базовое пособие на ребенка в форме налогового вычета и управление им осуществляет налоговая служба.

В большинстве стран Евросоюза, пособия семьям с детьми выплачиваются из бюджетных средств и не связаны с системой социального страхования. Условие предоставления детского пособия - проживание ребенка и родителей на территории страны. А в Германии, чтобы получать пособие на ребенка, достаточно того, чтобы один из родителей был налогоплательщиком в данной стране.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Согласно нашей оценке, на конец 2016 года, население Швеции составляло 9 903 518 человек. За 2016 год население Швеции увеличилось приблизительно на 81 425 человек. Учитывая, что население Швеции в начале года оценивалось в 9 822 093 человека, годовой прирост составил 0.83 %.

Вот основные демографические показатели Швеции за 2016 год:

· Родившихся: 118 160 человек

· Умерших: 92 622 человека

· Естественный прирост населения: 25 537 человек

· Миграционный прирост населения: 55 888 человек

Население Швеции в 2017 году. В 2017 году численность населения Швеции увеличится на 82 100 человека и в конце года будет составлять 9 985 618 человека. Естественный прирост населения будет положительным и составит 25 749 человек. За весь год родится примерно 119 139 детей и умрёт 93 390 человек. Если уровень внешней миграции останется на уровне прошлого года, то в следствии миграционных причин численность населения изменится на 56 351 человек. То есть, суммарное количество людей, въезжающих в страну с целью долгосрочного пребывания (иммигрантов) будет больше количества людей, покидающих страну (эмигрантов).

Динамика изменения численности населения Швеции в 2017 году

Ниже представлены коэффициенты изменения численности населения Швеции, рассчитанные нами для 2017 года:

· Рождаемость: в среднем 326 детей в день (13.60 в час)

· Смертность: в среднем 256 человек в день (10.66 в час)

· Миграционный прирост населения: в среднем 154 человека в день (6.43 в час)

Скорость прироста населения Швеции в 2017 году будет 225 человека в день.

Плотность населения Швеции

Согласно данным Департамента Статистики Организации Объединённых Наций, общая площадь Швеции составляет 450 290 квадратных километров.

Под общей площадью подразумевается площадь суши и площадь всех водных поверхностей государства в пределах международных границ. Плотность населения считается как отношение общей численности населения, проживающей на данной территории, к общей площади этой территории. Согласно нашим расчётам на начало 2017 года население Швеции составляло приблизительно 9 903 518 человек.

Таким образом, плотность населения Швеции равна 22.0 человека на квадратный километр.

Распределение населения по возрастным группам

Согласно нашим расчётам, по состоянию на начало 2017 года, население Швеции имело следующее распределение по возрасту:

В абсолютных цифрах:

· 1 529 301 человек младше 15 лет (мужчин: 787 330 / женщин: 741 972)

· 6 420 649 человек старше 14 и младше 65 лет (мужчин: 3 249 641 / женщин: 3 171 007)

· 1 953 568 человек старше 64 лет (мужчин: 871 906 / женщин: 1 081 662)

Как мы видим, возрастная пирамида Швеции имеет регрессивный или убывающий тип. Такой тип пирамиды обычно встречается у высоко развитых стран. В таких странах обычно достаточно высокий уровень здравоохранения, как и уровень образования граждан. Вследствие относительно низкой смертности и рождаемости, население имеет высокую ожидаемую продолжительность жизни. Все эти факторы, наряду с множеством других, приводят к старению населения (повышают средний возраст населения). демографический рождаемость смертность швеция

Коэффициент демографической нагрузки. Коэффициент демографической нагрузки показывает нагрузку на общество и экономику со стороны населения, не относящегося к трудоспособному населению (зависимая часть населения). Под населением, не относящимся к трудоспособному населению понимают сумму населения младше 15 лет и населения старше 64 лет. Возраст населения трудоспособного возраста (производительная часть населения), соответственно, между 15 и 65 годами.

Данный коэффициент напрямую отражает финансовые разходы на социальную политику в государстве. Например, при увеличении данного коэффициента, должны быть увеличены расходы на постройку образовательных учреждений, социальную защиту, здравоохранение, выплаты пенсий и т.д.

Общий коэффициент нагрузки. Общий коэффициент демографической нагрузки рассчитывается как отношение зависимой части населения к трудоспособной или производительной части населения.

Для Швеции Коэффициент общей демографической нагрузки равен 54.2 %.

Такое отношение означает, что Швеция испытывает относительно высокую социальную нагрузку для общества. Это означает, что каждый работающий человек в Швеции должен обеспечить более чем в 1,5 раза большее количество товаров и услуг, чем было бы необходимо для него самого.

Коэффициент потенциального замещения. Коэффициент потенциального замещения (коэффициент детской нагрузки) рассчитывается как отношение численности населения ниже трудоспособного возраста к численности трудоспособного населения.

Коэффициент потенциального замещения для Швеции равен 23.8 %.

Коэффициент пенсионной нагрузки. Коэффициент пенсионной нагрузки рассчитывается как отношение численности населения выше трудоспособного возраста к численности трудоспособного населения.

Коэффициент пенсионной нагрузки в Швеции составляет 30.4 %.

Источник: Данные этой секции основаны на последних публикациях Департамента Статистики ООН в области демографической и социальной статистики.

Ожидаемая продолжительность жизни. Ожидаемая продолжительность жизни это один из наиболее важных демографических показателей. Он показывает среднее количество лет предстоящей жизни человека. То есть количество лет, которое теоретически может прожить человек, при условии, что текущие показатели рождаемости и смертности будут оставаться неизменными на протяжении всей жизни человека. Как правило, под "ожидаемой продолжительностью жизни" понимают ожидаемую продолжительность жизни при рождении, то есть в возрасте 0 лет.

Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении (для обоих полов) в Швеции составляет 81.1 лет (года).

Это выше средней ожидаемой продолжительности жизни в мире, которая находится на уровне около 71 года (по данным отдела народонаселения Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам).

Средняя ожидаемая продолжительность жизни мужчин при рождении - 78.8 лет (года).

Средняя ожидаемая продолжительность жизни женщин при рождении - 83.5 лет (года).

История населения Швеции

Население

Прирост населения

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Ознакомление с особенностями выплаты пенсии за выслугу лет, страхований (медицинское, на случай травмы на производстве, от безработицы), пособий родителям по нетрудоспособности в связи с болезнью детей, социальных льгот семье и престарелым в Швеции.

    реферат , добавлен 18.05.2010

    Рассмотрение истории происхождения феномена и концепции социальной политики. Рассмотрение основных отечественных исследований по социальной политике. Определение основных критериев отображения эффективности проведения социальной политики РФ и Швеции.

    дипломная работа , добавлен 16.06.2017

    Становление системы социального обслуживания в Швеции. Основные направления работы специалистов, принципы оплаты труда. Создание центров преодоления кризиса. Деятельность наркотической службы. Роль подростковых клубов в воспитании и социализации молодежи.

    презентация , добавлен 05.10.2017

    Коэффициенты рождаемости, смертности и естественного прироста как основные показатели воспроизводства населения. Анализ демографической ситуации в России: причины снижения рождаемости, проблемы старения и ранней смертности. Факторы прироста населения.

    статья , добавлен 14.08.2013

    Анализ состояния и регулирования социального обеспечения работников и населения в США, Германии, Швеции и России. Основные положения социальной защиты в США. Оплата труда рабочим и служащим. Связь систем оплаты труда с нормами социальной защиты населения.

    научная работа , добавлен 11.09.2009

    Общие сведения о статистике образования населения, система показателей. Измерение образовательного потенциала общества как основная задача статистики. Уровень образования населения по возрастным группам. Грамотность населения в возрасте 9-49 лет.

    контрольная работа , добавлен 19.06.2014

    Показатели рождаемости населения: общие показатели, специальный и возрастной коэффициенты рождаемости, суммарный и кумулятивный коэффициенты рождаемости, средний возраст матерей при рождении детей. Прогнозирование рождаемости и проблемы ее планирования.

    курсовая работа , добавлен 21.08.2008

    Определение предмета и задач демографии – науки, изучающей процессы, происходящие с населением. Показатели естественного движения населения, смертности, рождаемости в Республике Татарстан. Демографическое старение населения. Показатели мертворождаемости.

    тест , добавлен 13.12.2011

    Источники формирования населения города. Коэффициент миграции населения. Коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, оборота населения, жизненности и экономичности воспроизводства, младенческой смертности. Возрастная структура населения.

    контрольная работа , добавлен 31.08.2015

    Современная общемировая демографическая тенденция старения населения. Виды накопительных пенсионных программ. Преимущества "системы трех основ". Пенсионные системы Великобритании, Федеративной Республики Германии, Франции, Нидерланд, Швеции и США.

Определенным эталоном демографической политики является Франция, первая из европейских стран столкнувшаяся с депопуляцией населения и разработавшая систему мер по ее преодолению и увеличению численности населения.

Современные меры демографической политики Франции оказывают существенное влияние на материальное положение семей с детьми.

Базовое пособие на ребенка назначается всем лицам, проживающим во Франции и имеющим не менее двух детей, независимо от гражданства, на их детей в возрасте до 20 лет, проживающих в стране. Размер пособия дифференцирован в зависимости от числа детей: на двоих детей - 107 евро в месяц, на троих - 244, на четверых - 382, на пятерых - 519, на шестерых - 656 евро. На каждого последующего ребенка выплачивается надбавка в размере 137 евро. Предусмотрены надбавки детям старше 11 лет - 30 евро и старше 16 лет - 54 евро. Такая надбавка не выплачивается на первого ребенка семьям с двумя детьми. Доход семьи не влияет на размер этого пособия.

В зависимости от дохода семьи выплачиваются следующие дополнительные пособия:

· пособие на каждого ребенка в возрасте до трех лет в зависимости от дохода с четырех месяцев беременности в размере 154 евро;

· пособие одиноким родителям 502 евро в месяц плюс надбавка на каждого ребенка 167 евро в месяц;

· пособие к новому учебному году на детей с 6 лет до 18 лет, которые учатся в размере 67 евро;

· семейная доплата семьям или одиноким родителям с низкими доходами, имеющими 3 трех и более детей в возрасте от 3 трех до 21 года в размере 139 евро в месяц.

Помимо этого еще установлены пособия на учебу на детей-инвалидов (107 евро в месяц), жилищные пособия семьям с детьми.

Выплачиваются также пособия по уходу за ребенком до 6 лет, проживающим дома. Размер пособия зависит от дохода семьи. Максимальный размер пособия составляет 1500 евро в квартал семьям, чей годовой доход не превышает 33658 евро, а возраст детей - 3 лет. Пособия на детей от 3 до 6 лет не превышают 500 евро в квартал. Выплачиваются также пособия семьям, нанимающим нянь для детей младше 6 лет.

Пособия родительского присутствия выплачиваются родителям вынужденным прекратить или сократить свое присутствие на работе из-за тяжелой болезни ребенка. Размер пособия зависит от оставшегося дохода. Предусмотрены надбавки для одиноких родителей. Детям-сиротам назначается ежемесячное пособие 100 евро.

В последние годы введены также единовременные пособия на рождение ребенка в сумме 260% базовой зарплаты на первого и 717% на каждого последующего ребенка, а отпуск по беременности стал оплачиваться в размере 90% заработка.

По международным стандартам Швеция является наиболее равноправной страной. Модель гендерной политики Северных стран - это равенство, равноправие, равные права и возможности, равный доступ к власти. Эти принципы реализуются и в демографической политике Швеции.

Политика Правительства Швеции направлена на создание экономической самостоятельности женщин в браке - каждая женщина имеет реальные возможности заработка .

По мнению шведских специалистов, защита трудовых прав женщин в сфере занятости является самой проблемной областью политики обеспечения равных прав и возможностей. Больше всего обращений в юридическую службу Омбудсмена по вопросам равноправия на рынке труда касаются защите прав беременных женщин при трудоустройстве и при увольнении по контракту. Практически все конфликты решаются в интересах женщин.

Обеспечивается необходимое количество мест в детских дошкольных учреждениях для работающих родителей. Работающие родители имеют право на отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года (с 1 января 2002 года - на 13 месяцев, в том числе 2-мя месяцами может воспользоваться только отец ребенка, что предусмотрено с целью привлечения отца к воспитанию детей с раннего возраста). На каждого ребенка до 18 лет выплачивается пособие в размере 800 шведских крон в месяц (80 долларов), для учащихся в вузах - стипендия 2000 шведских крон и льготный кредит 5000 шведских крон в месяц с рассрочкой на 20 лет .

Большое внимание уделяется в Швеции проблемам планирования семьи и сексуального образования молодежи, профилактике семейного насилия.

В Швеции имеется 250 молодежных центров сексуального образования. Они финансируются из местных бюджетов. Центры бесплатно консультируют подростков по вопросам психологии межличностных отношений, контрацепции, создания семьи. Имеются телефоны, по которым также даются консультации по сексуальным проблемам и вопросам межличностного общения и конфликтов с родителями и сверстниками. В состав работников центров входят медики, психологи, социальные работники, педагоги.

Начиная с 60-х годов, с начала сексуальной революции, в школах стали обсуждаться вопросы контрацепции, сознательного родительства, планирования семьи, а несколько позже - ответственности мальчиков за аборты и однополые связи.

В Швеции осуждаются термины "сексуальные меньшинства" и "нетрадиционная сексуальная ориентация" как дискриминационные, законодательно разрешены однополые браки, а в 2002 году принят закон о разрешении усыновления детей однополыми семьями (такого нет ни в одной стране мира).

Одной из самых острых проблем в сфере семейных отношений Швеции в настоящее время признана проблема сексуального насилия. Согласно законодательству предусмотрено право супругов обращаться в суд по вопросам сексуального насилия в семье. Сексуальное насилие часто сочетается с серьезным физическим насилием. Эта же проблема обсуждается в шведском обществе применительно к проституции.

В Бельгии государство осуществляет широкий круг мер в рамках демографической политики: выплата пособий, снижение налогов, субсидии на жилье и обучение детей я т.д. Пособия увеличивается в зависимости от возраста ребенка - в 14 лет оно в три раза больше, чем на ребенка до четырех лет. Если ребенок учится, то пособие выплачивается до 25 лет.

В Австрии при определении размера пособий и льгот во главу угла ставится число детей в семье, а не доходы семьи. Помощь семьям выдается из общественных фондов. Компенсационный фонд семьи, которому переданы все полномочия по выдаче семейных пособий, финансируется из средств, поступающих от предпринимателей. Другие источники - правительство и органы власти провинций, которые выделяют средства из налоговых поступлений. Провинции делают взносы в Компенсационный фонд семьи пропорционально числу жителей. Фонд находится в ведении Министерства семьи, молодежи и защиты потребителя. Пособия на детей выдаются, если они учатся, до 27 лет.

В Италии одной из целей демографической политики является улучшение положения женщин и забота о семье. Пособия семьям выплачиваются в зависимости от дохода. Размер пособия обратно пропорционален доходу семьи и а прямо пропорционален количеству членов семьи. Всего установлено три порога годового дохода семьи в абсолютных размерах. При доходе, превышающем 41721 евро, пособие не выплачивается. Учащимся выплачивается пособие до 25 лет .

Между странами-членами Евросоюза достигнут определенный консенсус в принципиальных подходах к государственной поддержке семей с детьми.

Следует отметить, что семейные пособия являются одной из форм семейной политики, реализуемых в странах Евросоюза. Очень широко используются налоговые льготы в странах, где меньше применяются пособия. Например, в Исландии базовое пособие на ребенка предоставляется в виде налогового вычета и управляется налоговой службой. Сумма вычета имеет твердый характер и не зависит от дохода в отношении детей в возрасте до 7 лет.

В большинстве стран Евросоюза, пособия семьям, имеющим детей, выплачиваются из бюджета и не связаны с социальным страхованием. Условием предоставления пособия на ребенка является факт проживания ребенка и родителей в стране. Однако в Германии, например, для получения пособия на ребенка достаточно, чтобы один из родителей платил налоги в данной стране.

Размер пособия в большинстве стран Евросоюза зависит от возраста ребенка. При этом только в Дании размер пособия уменьшается с увеличением возраста ребенка. В остальных странах он увеличивается. Наряду с этим во многих странах имеются дополнительные выплаты для малолетних детей.

В настоящее время в Евросоюзе, в связи с фактически прекращением роста населения и постарением населения и трудовых ресурсов, усилился интерес к выработке новых подходов в демографической политике.

Недавно обнародованный доклад Европейской комиссии активизировал дебаты по демографической политике объединенной Европы и предложил иммиграцию как основной способ решения проблемы.

Демографическая политика в США выражена наименее отчетливо, в то же время фактически созданы условия для значительного иммиграционного прироста населения, а также применяются меры налоговой поддержки семей с детьми и различные региональные и корпоративные программы семейной политики.

Возможно это обусловлено тем, что демографическая ситуация в США выглядит сегодня более благоприятной, чем в остальных развитых странах мира.

Это объясняется доминирующим положением страны в мире, привлекательностью для мигрантов и возможностями их селективного отбора в интересах страны.

Сложившаяся в США благоприятная демографическая ситуация - это существенное преимущество, которое будет реализоваться американским обществом не только в настоящее время, но и в ближайшие десятилетия.

90-е годы прошлого столетия были рекордными по миграционному приросту населения, который составил 10 млн. человек. Основная масса иммигрантов - люди в трудоспособном и детородном возрасте. 2/3 мигрантов - выходцы из Азии и Латинской Америки с установками многодетности.

В результате миграционных вливаний в последние 20 лет уровень рождаемости в США растет и США лидирует по этому показателю среди индустриально развитых стран, обеспечивая расширенное воспроизводство населения. Здесь менее остра, чем в Европе, проблема постарения населения.

В сложившихся условиях США могут позволить себе не форсировать принятие нового законодательства о семье и не заботиться специальными мерами о повышении рождаемости.

Отсутствие официальной доктрины демографической и семейной политики в США невозможно понять без рассмотрения более общего контекста социальной политики.

Сформировавшиеся на протяжении последних десятилетий идеология социальной политики США складываются из следующих принципов:

· либерального индивидуализма как высшей ценности;

· трудовой этики как базового элемента системы ценностей;

· доверия к рыночным механизмам, которые одни способны привести общество к росту и процветанию;

· свободы семьи как частного института, отказ от вмешательства государства в дела семьи;

· распространенность пуританизма и протестантских течений и преобладание в социальном обеспечении волонтерского подхода, а не государственных обязательств;

· влияние социального дарвинизма, провозглашающего, что выживание сильнейшего является естественным порядком вещей и общественное вмешательство в этот процесс контрпродуктивно;

· определенное оправдание расизма;

· отсутствие положения о социальной ответственности на федеральном уровне (в отличие от правительств штатов).

А самое главное - это то, что открытая иммиграционная политика, сводит к нулю необходимость проведения пронаталисткой демографической политики.

В итоге социальная политика в США сводится, в значительной степени, к социальной поддержке самых нуждающихся.

В настоящее время материальная поддержка реализуется через систему налоговых льгот и кредитов: стандартных налоговых вычетов, налоговых кредитов на ребенка, налоговых кредитов на оплату услуг присмотра за детьми, и другими нетрудоспособными, кредитов на усыновление.

Считается, что предоставление налоговых кредитов увеличивает стимулы к труду, т.к. заработная плата становится дополнительным источником доходов. В то же время получение кредитов требует глубокого понимания системы налогообложения и поэтому малодоступно для наиболее нуждающихся. Кроме того, налоговые кредиты можно получать раз в год - по окончании налогового периода, а не тогда, когда они нужны.

В настоящее время социальное обеспечение США в значительной мере зависит от льгот, предоставляемых предприятиями. Как правило, крупные фирмы имеют программы поддержки семьи, включающие предоставление отпусков по семейным обстоятельствам, гибкие графики работы и неполный рабочий день, оплату детских дошкольных учреждений и др.

В современной Швеции проживает 9,5 миллионов человек. Согласно недавно опубликованному прогнозу Центрального бюро статистики (Statitiska centralbyrån) уже к 2060 году население королевства составит 11, 6 миллионов жителей. В современной России, напротив, число жителей ежегодно уменьшается. За счёт кого шведы намерены «прирастить» своё население?

Существует два способа увеличить населения страны: стимулирование рождаемости и массовая иммиграция. Власти Швеции намерены использовать оба.

Увеличение рождаемости необходимо королевству как воздух. Если не предпринять никаких мер, уже в самое ближайшее время Швеции грозит превращение в «страну стариков». Шведское статистическое ведомство прогнозирует, что к 2060 году число пожилых людей вырастет на миллион человек по сравнению с 2009 годом. Категория «дети и молодёжь» пополнится за этот период лишь на полмиллиона - так же как доля экономически активного (то есть не находящегося на иждивении) населения. Уже в 2020 г. лица старше 65 лет должны составить 22% от населения Швеции.

Фактически, современная Швеция - страна со старым населением. Снижение рождаемости («старение снизу») сочетается здесь с увеличением продолжительности жизни («старение сверху»). Согласно статистическим данным, в 1910 году лица в возрасте 10 лет или младше составляли 24% населения; тогда как лишь 8% населения доживало до шестидесятилетнего возраста. Рост продолжительности жизни и уменьшение рождаемости привели к тому, что в 2010 году аналогичные показатели составили 12% и 18%.

Средняя продолжительность жизни в стране практически неизменно возрастает с 60-х гг. XIX века (тогда она составляла 50 лет). Сегодня средняя продолжительность жизни у мужчин составляет уже 80 лет, у женщин - 84 года. К 2062 году этот показатель может возрасти на пять лет у женщин и на семь лет у мужчин (данные Центрального бюро статистики).

Почему в современной Швеции так много стариков, которые все чаще доживают до весьма почтенного возраста? Ответ на этот вопрос кроется в новейшей истории страны - это создание «шведской модели» социальной защиты во второй половине XX века. Созданное шведской социал-демократической партией (СДРПШ), долгие годы находившейся у власти, «государство благоденствия» базировалось на подходе, согласно которому поддержка оказывается всем без исключения гражданам; уровень компенсации зависит при этом от величины доходов получателя. Решающими шагами в создании шведской «всеобщей модели» социальной защиты стало введение в 1948 году народной пенсии и дополнение ее системой всеобщей пенсии за выслугу лет (АТП) в 1960 году. (Отправной точкой отчёта для создания «шведской модели» считается Сальтшёбаденское соглашение 1938 года между профсоюзами и работодателями, обеспечившее стабильность на рынке труда на многие годы вперед).

Несмотря на кардинальную трансформацию «шведской модели» социального развития (часто даже говорят о её крахе), в стране по-прежнему стараются придерживаться принципа равенства при осуществлении социального страхования своих граждан.

Одним из последствий повышения уровня жизни в Швеции стал «бэби-бум» 40-х гг. XX века, дети которого и превратились в сегодняшних многочисленных пенсионеров. Они бодры и проводят много времени в туристических поездках по всему миру. Нынешние шведские пенсионеры имеют в своём распоряжении все блага цивилизации и социального страхования - ведь они проживают наследие «золотых лет» Швеции. Их внуки, выйдя на пенсию, будут получать меньшие суммы, а для того чтобы попасть в комфортный дом престарелых сегодняшняя молодёжь занимает очередь уже в возрасте двадцати лет.

На протяжении XX века в Швеции наблюдалось несколько всплесков рождаемости, однако их неизменно сменяли спады. Во второй половине столетия рождаемость снижалась несколько раз: в 50-е, 70-е и 90-е гг. (В двухтысячные рождаемость снова увеличилась, но только до 2010 года).

Одновременно с этим растёт возраст, когда шведы первый раз становятся родителями. Если в 1970 году радость от рождения первого ребёнка мужчины испытывали в среднем в 27 лет, а женщины в 24 года, то в 2011 году этот показатель составил 31,5 и 28,9 лет соответственно.

Для того чтобы население страны могло самовоспроизводиться без помощи иммиграции требуется чтобы каждая шведка рожала в среднем 2,1 ребёнка в течение своей жизни. И если в период с 1900 по 1970 гг. рождаемость по большему счету соответствовала репродуктивному уровню, то после 1970-х гг. уровень в 2,1 единицы был превышен только 2 раза. Это произошло в 1990 и 1991 годах. В последние годы наилучший показатель суммарной рождаемости составил 2,12 единицы в 2010 году, тогда как еще в 1999 году он составлял 1,5 единицы.

Шведская ассоциация сексуального просвещения (RFSU) "просвещает" шведских детей уже 80 лет. Фото: mynewsdesk.com

При этом на сегодняшний день 500 000 человек в Швеции сталкиваются с проблемой при попытке стать родителями - проще говоря, они бездетны. Другой причиной низкой рождаемости является ставшее «притчей во языцех» шведское «планирование семьи».

Более простым способом увеличить население страны является стимулирование иммиграции. Сегодня на улицах шведских городов можно встретить людей всех оттенков кожи и услышать разговоры на самых разных языках. В свои лучшие годы Швеция гостеприимно распахнули двери многочисленным беженцам, преимущественно из стран «третьего мира»; их поток не оскудевает и сегодня.

Не все находящиеся на территории Швеции иммигранты обладают шведским гражданством. Однако они не теряют надежды его получить и в ожидании решения властей проживают в специальных лагерях. В среднем ежегодно шведское гражданство получает около 36 500 иностранных граждан (данные 2011 года), и этот показатель ежегодно увеличивается.

Десять лет назад журнал New York Times опубликовал историческую статью под заголовком «The Motherhood Experiment», в которой Швецию поздравили с решением проблемы низкого уровня населения и малого количества семей в современном европейском обществе. Автор выразил удивление тем, что «...самый низкий уровень рождаемости наблюдается в странах с преобладающим католическим населением, где всё ещё достаточно сильна старая идея о том, что мужчина является кормильцем, а женщина должна воспитывать детей...Тем временем в странах, которые поддерживают высокое количество работающих женщин, например, в скандинавских странах, поддерживаются одни из самых высоких показателей рождаемости». Автор назвал это «парадоксом рождаемости».

В действительности, эти аргументы оказали практически религиозное влияние на социальных архитекторов Европейского союза. Жан-Клод Шэсне (Jean-Claude Chesnois) подытожил это таким образом: «в Швеции..., расширение возможностей женщин в обществе стало гарантом высокой рождаемости». Ссылаясь на опыт Швеции, социолог Питер МакДональд (Peter McDonald) утверждает, что «высокий уровень гендерного равенства в индивидуально ориентированных институтах и в семейном институте обычно влияет на рост рождаемости». Дж.М.Хоэм (J.M. Hoem) связывает успех Швеции со «смягчением влияния работы на жизнь женщин, что существенно сокращает количество обычных ролевых конфликтов [в отношении материнства] до приемлемого уровня». Пол Демени (PaulDemeny) в отношении Швеции приходит к выводу, что «наибольшей безусловной поддержкой демографов и социологов пользуется социальная политика, направленная на то, чтобы сделать участие женщин в работе совместимым с воспитанием детей».

Конечно, беспокойство аналитиков основывалось на стремительно падающем уровне рождаемости всех европейских народностей, так как это явление распространилось по всему континенту. В 2014 году среди 28 наций Евросоюза наблюдался общий уровень рождаемости на уровне всего лишь 75% детей, необходимых для замещения поколения, причем до сих пор уровень смертности превышает уровень рождаемости. Более того, ожидается продолжение этой тенденции. Евростат, отдел Европейской комиссии, занимающийся статистикой, используя ряд предположений в отношении иммиграции, рождаемости, смертности и чистой миграции, доложил, «что прогнозируемое количество смертей в ЕС-28 будет выше, чем предполагаемое количество рожденных детей на период с 2016 по 2080 год». Помимо этого процент очень пожилых людей (старше 80 лет) продолжит расти с 5,1% в 2014 до 12,3% в 2080 годах, тогда как трудоспособное население будет сокращаться. В тот же период ожидается рост среднего возраста населения на 4,2 года. В докладе сказано: «старение продолжится во всех государствах-членах ЕС, в Исландии, Норвегии и Швейцарии». Представители Евростата надеются, что «миграция поможет отложить процесс старения в некоторых странах ЕС». Однако они признают, что «она может также ускорить процесс старения в государствах, где относительно большая часть трудоспособного населения уезжает из страны, например, в поисках работы».

Однако население не только сокращается и стареет. Наблюдается кризис общественных институтов, которые исторически поддерживали рождаемость. В Северной Европе в брак вступает все меньше граждан, остальные предпочитают сожительство; в Южной Европе молодые люди все больше избегают как брака, так и сожительства, отказываясь образовывать какие-либо союзы, в которых могут рождаться дети. В этом заключается суть общего кризиса семьи и населения в Европе двадцать первого века.

Больше гендерного равенства – больше детей?

Поэтому шведы ринулись на помощь Европе, заявив, что разработали уникальное решение общего кризиса семьи и населения, формулу, которая, по их словам, применима для всей Европы. В 2001 году Шведский институт перспективных исследований, справедливо считающийся «отделом» правительственной пропаганды в сфере социальных и культурных вопросов, опубликовал работу под заголовком: «Гендерное равенство – ключ к нашему будущему экономическому преуспеванию?», автором которого была директор института Лена Сомместад (LenaSommestad).

Этот короткий документ прекрасно обрисовывает шведскую модель семейной политики, которую предложили в качестве решения демографического спада в Европе.

В своей работе профессор Сомместад утверждает, что европейская проблема снижения уровня рождаемости, старения населения, спада количества браков и воспитания внебрачных детей имеет два источника: женскую эмансипацию и «кризис традиционной европейской модели семьи во главе с мужчиной-кормильцем». Она говорит, что такие нации как Германия, Италия и Испания, пытавшиеся защитить или укрепить семьи мужчин-кормильцев и их домохозяек-жен, не учли изменения этих ролей в будущем, и заплатили за это чрезвычайно низким уровнем рождаемости.

Швеция, для сравнения, признала полную эмансипацию женщин и полное гендерное равенство как «социальный факт» и сделала их ключом стабильного будущего. Профессор Сомместад указывает на теории 1930-х годов, выдвинутые социологом-любителем Альвой Мюрдаль (Alva Myrdal).

Она утверждала, что при современных условиях модель «кормильц-домохозяйка», основывающаяся на заработке отцов, больше не могла производить достаточное количество детей. Вместо этого Мюрдаль настаивала, что «с сокращением уровня рождаемости необходимо бороться с помощью расширения гендерного равенства». Эта идея, как признает профессор Сомместад, в течение 1940-х и 1950-х годов находилась в забытьи, когда во времена изобилия и относительно консервативной политики модель семьи во главе с мужчиной-кормильцем стала широко распространена по всей Швеции (другой автор называет это «золотым веером шведских домохозяек»). Однако «с 1960-х годов и далее растущее количество шведских женщин перешло к доходной работе, и к началу 1970-х годов в стране установилась семейная норма, где оба родителя зарабатывают на жизнь». Сегодня, продолжает Сомместад: «Политика гендерного равенства Швеции строится на устоявшейся традиции социальной поддержки беременных женщин»… Женщины имеют обширную поддержку для реализации себя в качестве жен и матерей. Государство ввело систему раздельного налогообложения, щедрую программу дневной опеки для дошкольников и обширные программы отпусков по уходу за ребенком, чтобы поощрить работающих женщин на материнство».

Показательно, что профессор Сомместад утверждает, что «старение населения, каким бы проблематичным не было это явление, может дать возможность провести радикальную реформу в направлении гендерного равенства». По ее словам, феминистки «должны преодолеть свое традиционное подозрение к демографическим аргументам и [вместо этого] выстроить новый, прогрессивный диалог в отношении населения». В течение 1930-х годов Альва Мюрдаль предложила использовать кризис рождаемости как «таран» для радикальных социальных реформ феминисток. Доктор Сомместад повторила данное предложение, хотя в этот раз с гораздо более широким европейским размахом. Она добавила, что «государства, которые не клеймят сожительство или внебрачных детей имеют больше шансов поддерживать более высокий уровень рождаемости». Более того, шведская модель показывает, что для повышения этого показателя мужчины также должны взять «большую ответственность» за воспитание детей.

В общем, если говорить простым языком, шведская модель семейной политики считает выступающий за равенство радикальный феминизм ответом на кризис рождаемости. Если европейские народы хотят выжить в двадцать первом веке, утверждает профессор, они должны искоренить понятие постоянно сидящей дома матери и домохозяйки, раздавить идею семейного заработка и упразднить дом, как экономический институт, приветствовать внебр ачных детей и сожительство, продвинуть всех женщин – особенно настоящих и потенциальных матерей – в качестве рабочей силы и ввести строгое гендерное равенство во всех сферах жизни, заново воссоздать идею, что мужчины могут воспитывать детей, и принять высокие пособия и отпуска по уходу за ребенком, а также программы детских садов. Результаты практически волшебные – начнет рождаться больше детей!

Семейная политика в ЕС

Поспешим добавить, это не просто идеи ученых. В своем официальном заявлении к Европейскому союзу в отношении политики в 2004 году шведское правительство обобщило свою цель в одном предложении: «Мы хотим видеть Союз, который будет открытым, эффективным и гендерно равноправным». Позвольте подчеркнуть: достижение феминистской политики было основной целью Швеции в ЕС. Это правительственное заявление от апреля 2004 года подчеркивает: «Швеция берет на себя особую ответственность за ускорение усилий по достижению гендерного равенства в Европе… Аспекты гендерного равенства должны быть интегрированы во все сферы политики».

Давление Швеции в сторону принятия этих вопросов только усилилось. Совсем недавно шведский премьер-министр, Стефан Лёвен (Stefan Löfven) потребовал от других лидеров Евросоюза, чтобы «общее равенство рабочей силы» было явно отражено в Декларации будущего Европы, которую готовили к 25 марта 2017 года в честь годовщины подписания Римского договора, с которого отсчитывает свое начало ЕС. Даже в США посольство Швеции в Вашингтоне, Округ Колумбия, недавно открыло большую выставку “Gender Equality Exhibition”, посвященную гендерному равенству и озаглавленную «Мы прошли долгий путь, не так ли?»

Более того, официальные документы, выпускаемые Европейской комиссией, обращают еще больше внимания на гендерное равенство и гармонизацию семейной политики Европы вокруг шведской модели, подчеркивая «индивидуализацию прав» и «новый гендерный баланс в рабочей жизни», включающие основные «изменения в семейной структуре». По словам политолога Силке Рот (Silke Roth): «Закон и дискурс в отношении равенства в ЕС [решительно] двинулись в сторону шведской модели».

Как следует это рассматривать? Для начала, хочется признать, что некоторые аспекты современной шведской модели семейной политики являются привлекательными, по крайней мере для социальных консерваторов. Во-первых, шведская система хорошо справляется с формированием семейных уз между новорожденными и их матерями и отцами – в краткосрочной перспективе. Щедрая, хоть и очень дорогостоящая, программа «страхования родителей» обеспечивает новоиспеченных родителей 390 днями отпуска по уходу за ребёнком, с сохранением 90% зарплаты, и предоставляет ещё 90 дней с понижением заработка. Это означает, что практически все шведские дети обеспечены полной родительской опекой в первые 13 месяцев жизни (для сравнения: в США это получает только треть новорожденных). Также это позволяет шведским матерям кормить младенцев грудью более долгий период времени. Что касается некоторых принудительных аспектов программы родительского страхования – требование к отцам брать 45 дней отпуска по уходу за ребенком, чтобы пара получила полное пособие, то у них есть и своя человеческая сторона: оказывается, шведские отцы на севере страны в основном предпочитают планировать свои отпуска по уходу за ребенком во время сезона охоты на шведского лося!

Однако на этом положительные аспекты заканчиваются, потому что другие заявления сторонников шведской модели, особенно то, что этот подход станет спасением для демократической ситуации в Европе – не выдерживают никакой проверки.

Фальшивое заявление номер один: «Швеция решила проблему спада рождаемости»

Вообще шведская модель семейной политики не решила проблему с рождаемостью в стране. Подобные утверждения в основном полагаются на определенные тенденции, возникшие в период с 1988 по 1993 год, которые с тех пор изменились. Рассмотрим уровень рождаемости в Швеции по годам:

1960-64: 2.30 1991: 2.11

1965-69: 2.21 1995: 1.74

1970-74: 1.89 1999: 1.60

1975-79: 1.67 2003: 1.54

1983: 1.61 2006: 1.66

Как видите, во время последнего десятилетия эры модели семьи с «отцом-кормильцем и матерью-домохозяйкой», 1960-69, уровень рождаемости в стране был намного выше уровня замещения в 2.10. Противоположно утверждениям Альвы Мюрдаль и Лены Сомместад, система «семейной политики» той эры явно имела успех с точки зрения демографии. Однако как только Швеция ввела новую модель, построенную на деконструкции института брака, рождении внебрачных детей, работающих матерей, родительского обеспечения и дневной опеки, рождаемость упала на 30% до 1.61 в 1983 году. Действительно, в период конца 1980-х годов этот показатель очевидно стал снова повышаться, достигнув 2.11 в 1991 году, что немногим выше уровня замещения. Прогрессивные социальные аналитики по европейскому континенту закричали "ура!" Швеция нашла ответ! Однако долго этот результат не продержался. К 1993 году рождаемость снова начала падать, и к 2003 году Швеция, чей показатель равнялся 1.54, приблизилась к остальным странам Европейского союза. На самом деле, в 2000 году Швеция присоединилась к грустной группе стран, где количество умерших превышало число новорожденных: они продавали больше гробов, чем колыбелей.

Выходит, что так называемый «успех» Швеции в начале 1990-х был статистической случайностью. Изменения в политике в отношении пригодности для родительских субсидий, под названием «премия за скорость», оказали единовременный эффект на сокращение расстояния между первым и вторым ребенком. Это сбило расчеты общего уровня рождаемости, однако данное изменение не сильно увеличило общее количество детей в семьях. Эмпирические данные показывают, что шведская модель просто не работает: ее так называемый «успех» в 1990-х годах стал просто европейской урбанистической сказкой.

Принудительная социальная инженерия

Во-вторых, краткая история введения новой семейной модели в 1960-х годах в изложении профессора Сомместад абсолютно упускает из виду свою радикальную принудительную природу. Как отмечают честные шведские историки-феминисты, в середине 1960-х годов не было давления со стороны шведских домохозяек и матерей. По всем источникам, они были в основном довольны своим положением. Вместо этого, давление оказывалось с других сторон. Правительственные группы планирования в министерстве труда предвидели нехватку рабочей силы в будущем. Однако вместо того, чтобы открыть двери для увеличения иммиграции или поощрить граждан создавать большие семьи, они решили втянуть молодых шведских мамочек в рабочую силу.

В то же время радикальное крыло правящей Социал-демократической партии встало у руля, внедрив то, что историк-феминистка Ивонна Хирдман (Yvonne Hirdman) назвала «Красные годы» Швеции – 1967-1976 . В этот период власть была сосредоточены на масштабном «гендерном перевороте», который бы радикально изменил природу брака и семьи в стране. В 1968 году Социал-демократы присоединились к профсоюзам, опубликовав совместный доклад, в заключение которого было сказано, что «есть…серьезные основания для того, чтобы сделать семью с двумя кормильцами нормой» в политике социальной защиты. В следующем году Альва Мюрдаль была председателем большого совета «По вопросам равенства», который пришел к выводу, что «в обществе будущего…точкой отсчета должно стать то, чтобы каждый взрослый нес ответственность за свое собственное содержание. Льготы, которые ранее были доступны только женатым и замужним, нужно упразднить». Авторы доклада также призывали к прекращению налоговой политики, благоприятной для брачных пар. В 1969 году комитет министерства юстиции объявил, что брачное законодательство Швеции является «явно устаревшим», на основании того, что оно было основано на христианском понятии, что «двое становятся одной плотью». Вместо этого законодательство должно сосредотачиваться на новой идее о «личной реализации». В 1971 году шведский парламент упразднил систему подоходного налога, которая поддерживала брак, чтобы создать в стране самую «полную индивидуализированную систему налогообложения» в мире. Согласно аналитику Свену Стейнмо (Sven Steinmo), одно только это изменение «более или менее упразднило» традиционный домашний уклад в Швеции. Реформа семейного закона 1973 года ввела разводы «без причины», согласно которым «совершенно естественно, что один из супругов может быть неудовлетворенным браком и потребовать развод». Все социальные льготы, направленные на брак, были упразднены. К тому моменты, когда Социал-демократы лишились руководства в конце 1976 года, насильная революция в семейной жизни была завершена: шведы стали жить в пост-семейном государственном порядке.

«Негативный импульс»

В 2000 году команда демографов сообщила в статье в журнале Science, что население Европы достигло критического поворотного момента. До тех пор, хотя уровень рождаемости находился на не нормально низком уровне, общая возрастная структура континента все еще имела «положительный импульс», то есть, можно было бы достичь долговременной стабильности, если бы среднее количество детей в семьях было больше двух. Однако в 2000 году предыдущие периоды низкой рождаемости привели к новой ситуации. Население Европы вошло в стадию «негативного импульса», что означало, что показателя рождаемости в 2.1 больше не хватало, чтобы достичь даже стабильного положения. Теперь для достижения тех же результатов понадобится уровень рождаемости в 4.0.

Далее стало еще более очевидно, что навязанное «гендерное равенство» не может решить проблему спада рождаемости, вне зависимости от того, сколько трудились аналитики-феминисты, чтобы сфабриковать данные. Например, команда аналитиков недавно отметила, что ключевым компонентом шведской модели – преобразование женского образования, чтобы оно соответствовало мужскому, продвижение женщин на должности, принадлежавшие ранее «только мужчинам», и деконструкция брака – это именно та политика, которая привела к драматическому спаду рождаемости у женщин в развитых странах. В противовес словам Альвы Мюрдаль и профессора Семместад, нельзя превратить причину спада рождаемости в лекарство от этой же проблемы, вне зависимости от того, сколько государственных денег на это выделять. В действительности, даже сам Йозеф Чами (Joseph Chamie), директор Комиссии по Народонаселению ООН, пришел к выводу в 2004 го ду:

«Тогда как многие правительственные и не правительственные организации и лица могут оказывать поддержку гендерному равенству на работе и дома как фундаментальному принципу и желаемой цели, не до конца понятно, как равная занятость мужчин и женщин, одинаковое разделение их ролей в воспитании детей и равное распределение обязанностей по дому могут поднять низкий уровень рождаемости. Наоборот, равное участие обоих полов в работе, воспитании детей и домашней деятельности указывает как раз на обратное, т.е. на снижение показателей до отметки ниже уровня замещения».

Шведская модель противоречит другим хорошо задокументированным причинам спада рождаемости. Австралиец Джон С. Кэлдуэлл (John C.Caldwell), один из самых прозорливых демографов в мире, проверил дюжины противоречащих теорий, стоящих по его словам за «кризисом рождаемости в современных обществах». Он исследовал риски либеральной экономики, которая создает у женщин сомнение в необходимости посвящать себя детям. Он вскрыл особые обстоятельства, стоящие за кризисом в Южной, Восточной и Центральной Европе и Азии. И он рассмотрел последствия различных социальных политик в отношении уровня рождаемости, в поисках общих тенденций. Ученый пришел к выводу, «что социальный порядок, который не воспроизводит себя, будет заменен на другой», и что шведская модель работает не лучше других в плане противодействию снижения численности населения. В конце он признает, что может только повторить вывод Кингсли Дэвиса (Kingsley Davis), к которому тот пришел в 1937 году, когда западный мир столкнулся с похожей проблемой: «семья не может постоянно адаптироваться под современное общество, и это объясняет снижение уровня рождаемости».

Согласно этому объяснению, шведская модель дважды ошиблась. Во-первых, она показывает попытку внедрить совершенно новую семейную систему, которая может только провалиться, учитывая, что постоянство человеческой природы основано в естественной семье. А во-вторых, шведская модель требует от всех своих граждан форсированного перехода в современное урбанистическое и индустриализованное общество – именно эту проблему нужно преодолеть.

Проклятие нормы двух карьеристов в семье

Еще раз охватывая взглядом кризис населения в Европе, Пол Демени подчеркивает, как двух-карьерная семейная норма уничтожает все попытки создать большую семью: «…несмотря на гибкий рабочий график, щедрый оплачиваемый отпуск, временный отпуск для отцов, чтобы они заботились о новорожденном или больном ребенке, или другие похожие льготы, действительное количество детей в семьях с двумя работающими родителями тяготеет к…семьям, в которых либо нет детей, либо только один или два ребенка».

Он добавил, что по мере того как показатель рождаемости остается низким, количество пожилого населения растет, что усложняет государственную задачу продолжать предоставлять льготы молодым семьям. Демени приходит к следующему выводу: «Провал правящей в Европе ортодоксии в отношении социальной политики можно считать вполне вероятным фактом. Эта политика не сможет повысить рождаемость до уровня замещения и, таким образом, не сможет предотвратить численное сокращение европейского населения в долгосрочном периоде».

Сама степень демографического спада Европы указывает на более глубокие причины. Дэвид Колман (David Coleman) отметил, что остававшиеся островки высокой рождаемости в Европе – например, сельские районы Швейцарии – исчезли примерно в 1964 году, так же как и островки «католической рождаемости», которые все еще можно было обнаружить в Испании и Португалии. Дирк Ван де Каа (Dirk Van de Kaa) сообщил, что к 1985 году доля 21-летних датчанок, занимавшихся сексом до брака, достигла 97%, что привело к полному упадку христианской сексуальной этики в стране. Другие исследователи показали, что к 1985 году только 20% всей граждан Европейского сообщества в возрасте старше 18 лет имели значимые связи с религией: среди молодежи эта цифра была ближе к 10%. Рональд Инглехарт (Ronald Inglehart) указал на резкий спад голосов в пользу различных религиозных политических партий в Европе после 1963 года как на признак того, что он назвал «безмолвной революцией» европейских ценностей.

Бельгийский демограф Рон Лестхаге (Ron Lesthaeghe) подчеркивает важный факт: «секуляризация», которую он определил как «сокращение принадлежности к организованной религии», все еще служит «самой сильной переменной спада рождаемости» и «одним из самых долгих долговременных последствий, обладающих самой высокой степенью устойчивости». Он считает спад рождаемости в Европе в конце двадцатого века просто продолжением «долговременного сдвига в западной идеологической системе», прочь от ценностей, установленных христианским вероучением (а именно, «ответственности, жертвы, альтруизма и святости долговременных обещаний») в сторону воинствующего «светского индивидуализма», сосредоточенного на собственных желаниях. И как вы могли уже догадаться, Швеция ведет Европу к секуляризму и индивидуализму, навязанному феминистическим движением.

Фальшивое заявление номер два: увеличение рождаемости показывает, что наш подход работает

Совсем недавно защитники шведской модели указали на очевидный подъем уровня рождаемости в стране - до 1.9 к 2011 году - они снова сделали вывод, что их подход «работает». Однако как и ранее, истина лежит в чем-то другом. На самом деле увеличение показателей в основном связано с массовым наплывом в страну беженцев и других мигрантов с высокой рождаемостью, особенно с Ближнего Востока и Африки. Как показало тщательное недавнее исследование: «За 2000-2011 годы среди женщин-иммигрантов в Швецию [как у европеек, так и у не европеек] наблюдался общий показатель рождаемости в 2.10, что намного выше показателя в 1.73 у урожденных гражданок Швеции за тот же временной период».

На самом деле пока «семейные льготы» Швеции действительно не поднимают рождаемость среди шведов до уровня выше среднего по ЕС, эти меры стимулируют только иммигрантов рождать больше детей, в особенности это касается тех, кто не из Европы. Оказывается, после прибытия в Швецию уровень рождаемости среди иностранных женщин ускоряется. Это особенно справедливо для женщин из Сомали, Эфиопии, Эритреи, Афганистана и таких же плохо развитых государств, чей рекорд по уровню рождаемости достигает 4.0 после прибытия. Опять же, доказано, что шведское «решение» кризиса рождаемости совсем не является решением, а скорее формулой ускорения национального упадка. В этом случае урожденные шведы посредством «семейной политики» финансируют свое замещение другими народами. Признаком этого является то, что «активные мусульмане» возможно уже превышают количество «активных христиан» в этой стране.

В общем Швеция 21 века воплощает и даже поощряет те самые социальные, экономические и культурные качества, которые являются причиной спада рождаемости. «Магия» шведской модели не работает. Это иллюзия, статистическая уловка, тупик. Реальное решение находится в другом.