Гендерные стереотипы в мужских глянцевых журналах. Калашникова А.Е. Гендерные стереотипы. Женский взгляд на проблему Гендерные стереотипы в мужских журналах

Курсовая работа

на тему:

«Гендерные стереотипы в женских журналах

(на материале журнала «Cosmopolitan»)»

Ставрополь, 2011

Введение………………………………………………………… ………………...3

Глава 1. Гендер как междисциплинарная категория…………………………....6

    1. Понятия пола и гендера………………………………………………………8
    2. Использование гендерных стереотипов в женских журналах……………14

Глава 2. Гендерный аспект в женских журналах (на материале журнала «Cosmopolitan»)……………………………………… ………………………….22

2.1 Образ женщины на страницах журнала «Cosmopolitan»………………….23

2.2 Характеристика мужских образов, встречающихся в журнале «Cosmopolitan»……………… …………………………………………………...29

Заключение…………………………………………………… ………………….34

Список литературы…………………………………………………… …………36

Введение

Современные СМИ занимают важное место в жизни общества, они предоставляют разнообразную информацию, а также возможности для самообразования и развлечения.

Журнал (печатное периодическое издание) является одним из основных СМИ, которое оказывает влияние на общественное мнение, формируя его в соответствии с интересами определенных общественных классов, политических партий, организаций. Особенностью журнала как медиа продукта является его «адресность», ориентация на определенную группу читателей. СМИ (в частности журналы) играют большую роль в формировании образа современного человека, как женщины, так и мужчины, так как российская пресса на данный момент переживает период бурного развития. Каждый месяц появляются новые издания, центральные и региональные, а существовавшие ранее меняют свою концепцию и политику. Особенно это заметно на примере, так называемой женской прессы – журналов для женщин. Женские портреты/образы в отечественной журналистике занимали и занимают особое место. «Портрет» (от франц. portrait – портрет, изображение) - в литературном произведении изображение внешнего облика героя: его лица, фигуры, одежды, манеры поведения. Так же распространен психологический портрет, в нем автор посредствам внешности и речевой характеристики героя, раскрывает его внутренний мир, характер . Не будет преувеличением сказать, что именно они во многом и определяли "лицо эпохи» . Так как типизированные портреты не только отражают сформированные в социальной жизни нормы и ценности, но и способствуют их распространению и социальному освоению, и даже создают новые поведенческие и эмоциональные идеи.

Гендерно-ориентированные иллюстрированные журналы, т.е. журналы для женщин, являются не только трансляторами гендерной культуры общества, репрезентируя стереотипы женственности/мужественности, стратегии поведения и модели взаимоотношений как между полами, так и внутри одного пола, но и создателями «нового взгляда» или «нового стереотипа» современного человека.

Можно предположить, что одной из задач этих изданий является попытка формирования идентификационной системы, «корпоративного стандарта», следование которому поможет реальным людям в повседневной жизни презентировать себя в качестве представителя. Иными словами, цель женских журналов - формирование гендерных стереотипов/типизированных портретов, характерных для данного социума; составление и тиражирование предписаний относительно того, что значит быть «настоящей женщиной» или «настоящим мужчиной» в том или ином обществе. Технология репрезентации гендера включает два основных компонента: идеологический или ценностный компонент, этикет и материально-вещную атрибутику.

Идеологический компонент предписаний включает представление ценностей и мировоззрения. При этом декларируется система идей и взглядов. Предписания этикета и материально-вещной атрибутики задают поведенческие образцы для женщины и мужчины в повседневных ситуациях (на работе, дома, в дружеской компании и т.п.) и символы уместного для читателей потребления.

Особенность иллюстрированных журналов заключается в том, что они претендуют на формирование стиля жизни своей читательницы.

Актуальность исследования обусловливается тем, что на современном этапе развития общества гендерные стереотипы, транслируемые таким популярным типом изданий, как женские журналы оказывают огромное влияние на социальное позиционирование их читательниц и, опосредованно, мужчин, находящихся в той же социальной парадигме.

Объектом исследования является журнал «Cosmopolitan».

Предметом исследования являются гендерные стереотипы, транслируемые женскими журналами.

Целью исследования является разностороннее изучение гендерных стереотипов в женских журналах, их функционирование в парадигме современного социума.

Цель определяет основные задачи исследования :

1.Изучить теоретическую литературу по предложенной проблематике.

2. Определить понятие «гендер».

3. Проанализировать содержание журнала «Cosmopolitan» на предмет воспроизводимых им гендерных стреотипов.

Методы исследования

В качестве основного метода исследования используется метод научного описания, включающий приемы наблюдения, обобщения, интерпретации, классификации и систематизации основного материала.

Курсовая работа состоит из двух частей, введения, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Гендер как междисциплинарная категория

Гендер – социальный пол, различия между мужчинами и женщинами, зависящие не от биологических, а от социальных условий (общественное разделение труда, специфические социальные функции, культурные стереотипы и т.д.).

Концепция гендера появилась в социологии не так давно: в американской – в 70-е годы, а в России она стала особо привлекать внимание исследователей с начала 90-х годов. Можно отметить, что именно социальные трансформации конца 80-х начала 90-х годов явились главным фактором, повлиявшим в нашей стране на формирование нового направления в социальных науках, которое еще до конца не оформилось.

Общепризнанно, что пол – это биологическая характеристика человека, включающая отличительные признаки мужчин и женщин на хромосомном, анатомическом, репродуктивном и гормональном уровнях, а гендер – это социальное измерение пола, т.е. социокультурный феномен, означающий, что такое быть мужчиной или женщиной в том или ином обществе. Например, мужчина может исполнять социальную роль, которая в данном обществе традиционно считается немужской (сидеть с детьми дома и не работать), но такое поведение не делает его "менее мужчиной" в физическом аспекте. Приемлемые и неприемлемые социальные роли для мужчин и для женщин задаются самим обществом, его культурой, нормами и ценностями.

Концепция гендера складывалась в американской социологии постепенно, и в разное время в фокусе внимания социологов находились следующие аспекты:

Гендер как социальные роли мужчин и женщин,

Гендер как способ выражения отношений власти,

Гендер как система контроля за поведением мужчин и женщин,

Гендер как особый социальный институт.

Причем, большинство американских социологов рассматривают социальное положение мужчин и женщин, их социальные роли в двух плоскостях – вертикальной: в контексте власти, престижа, дохода, богатства, и горизонтальной: в контексте функций в разделении труда и институционального анализа (семья, экономика, политика, образование).

Сегодня гендерные проблемы – это область междисциплинарных исследований, привлекающие внимание не только социологов, но и психологов, антропологов, историков.

Однако, если психологов в большей степени интересует проблема гендерной социализации индивида, усвоение ролей мужчины и женщины на индивидуальном уровне, а так же психологические различия мужчин и женщин (например, по таким аспектам, как агрессия, творчество, умственные способности), то социологов в большей степени интересуют проблемы социальных различий мужчин и женщин на институциональном уровне и факторы, влияющие на эти различия.

Социология гендера появляется на стыке двух ключевых вопросов:

1. Существуют ли различия (кроме физических) между мужчинами и женщинами, а если существуют, то какие?

2. Чем можно объяснить социальные различия и социальные роли мужчин и женщин – природой или воспитанием – т.е. физическими особенностями или социальными факторами?

И если первый вопрос не вызывает больших споров (факт социальных различий признается большинством), то на второй вопрос исследователи дают разный ответ. Например, известный американский социолог Талкотт Парсонс выводил различия социальных ролей мужчин и женщин из их физических различий. А не менее известная антрополог Маргарет Мид, исследовав три общества Новой Гвинеи, пришла к выводу, что именно социокультурные факторы, а не физические, влияют на социальные роли мужчин и женщин.

    1.1 Понятие пола и гендера

Пол – системная совокупность биоралогических свойств, отличающих мужчину от женщины. Гендер (английское gender, от лат. gens – род) – социальный пол, социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества

Пол – одна из самых сложных и многозначных научных категорий. Прежде всего, это понятие обозначает совокупность взаимно контрастирующих генеративных (от лат. genero – рождаю, произвожу) и связанных с ними признаков. Половые признаки неодинаковы у особей разных видов и подразумевают не только репродуктивные свойства, но и весь спектр полового диморфизма (от греч. di- – вдвое, дважды, и morphe – форма), то есть расхождения анатомических, физиологических, психических и поведенческих признаков особей данного вида в зависимости от пола. При этом одни половые различия являются контрастирующими, взаимоисключающими, а другие – количественными, допускающими многочисленные индивидуальные вариации.

Долгое время половая принадлежность индивида казалась монолитной и однозначной. Однако в ХХ в. выяснилось, что пол – сложная многоуровневая система, элементы которой формируются разновременно, на разных стадиях индивидуального развития (онтогенеза).

Согласно схеме американского сексолога Джона Мани, первичное звено этого длинного процесса – хромосомный (генетический) пол (XX – самка, XY – самец) создается уже в момент оплодотворения и определяет будущую генетическую программу организма, в частности, дифференцировку его половых желез (гонад) – гонадный пол. Первоначальные зародышевые гонады еще не дифференцированы по полу, но затем Н-Y антиген, характерный только для мужских клеток и делающий их гистологически несовместимыми с иммунной системой женского организма, программирует превращение зачаточных гонад мужского плода в семенники; зачаточные гонады женского плода автоматически превращаются в яичники. Наличие яичек или яичников называется гаметным полом (от греческого gametes – cупруг). Эта дифференциация в общих чертах заканчивается уже на 7-й неделе, после чего особые клетки мужской гонады (клетки Лейдига) начинают продуцировать мужские половые гормоны (андрогены). Под влиянием этих зародышевых андрогенов (гормональный пол зародыша) начинается формирование соответствующих, мужских или женских, внутренних репродуктивных органов (внутренний морфологический пол) и наружных гениталий (внешний морфологический пол, или генитальная внешность). Кроме того, от них зависит дифференцировка нервных путей, определенных отделов головного мозга, регулирующих половые различия в поведении. После рождения ребенка биологические факторы половой дифференцировки дополняются социальными. На основании генитальной внешности новорожденного определяется его гражданский пол (иначе он называется паспортным, акушерским или аскриптивным, т.е. приписанным, полом), в соответствии с которым ребенка воспитывают (пол воспитания). Важную роль при этом как в самосознании ребенка, так и в отношении к нему окружающих людей играет общая схема его тела и внешность, то, насколько она соответствует его гражданскому полу. В период полового созревания, по сигналу, поступающему из гипоталамуса и гипофиза, гонады начинают интенсивно вырабатывать соответствующие, мужские или женские, половые гормоны (пубертатный гормональный пол), под влиянием которых у подростка появляются вторичные половые признаки (пубертатная морфология) и эротические переживания (пубертатный эротизм). Эти новые обстоятельства накладываются на прошлый жизненный опыт ребенка и его образ Я, в результате чего формируется окончательная половая и сексуальная идентичность взрослого человека.

Описание работы

Современные СМИ занимают важное место в жизни общества, они предоставляют разнообразную информацию, а также возможности для самообразования и развлечения.

Журнал (печатное периодическое издание) является одним из основных СМИ, которое оказывает влияние на общественное мнение, формируя его в соответствии с интересами определенных общественных классов, политических партий, организаций. Особенностью журнала как медиа продукта является его «адресность», ориентация на определенную группу читателей. СМИ (в частности журналы) играют большую роль в формировании образа современного человека, как женщины, так и мужчины, так как российская пресса на данный момент переживает период бурного развития. Каждый месяц появляются новые издания, центральные и региональные, а существовавшие ранее меняют свою концепцию и политику. Особенно это заметно на примере, так называемой женской прессы – журналов для женщин. Женские портреты/образы в отечественной журналистике занимали и занимают особое место. «Портрет» (от франц. portrait – портрет, изображение) - в литературном произведении изображение внешнего облика героя: его лица, фигуры, одежды, манеры поведения.

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 2. Гендерный аспект в женских журналах (на материале журнала «Cosmopolitan»)………………………………………………………………….22

2.1 Образ женщины на страницах журнала «Cosmopolitan»………………….23

2.2 Характеристика мужских образов, встречающихся в журнале «Cosmopolitan»…………………………………………………………………...29

Заключение……………………………………………………………………….34

Список литературы………………………………………………………………36

Мансурова А.А. 1 , Ибрагимова П.А. 2

1 Магистрант, Дагестанский государственный университет, Махачкала

2 Кандидат исторических наук, доцент, Дагестанский государственный университет, Махачкала

ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ И СЕКСИЗМ В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА

Аннотация

Статья посвящена осмыслению гендерных стереотипов в современном обществе и в социальных медиа, отражающих общественные процессы. Показано, что контент социальных сетей играет в обществе важную роль: наполнение площадок в социальных сетях может формировать сознание, создавать и закреплять гендерные и сексистские стереотипы. Отмечается, что гендерная дискриминация создается не только генераторами контента, но и потребителями. В данной статье рассматриваются социальные медиа как в дагестанском, так и общероссийском сегменте.

Ключевые слова: гендер, стереотип, социальные медиа, дискриминация.

Mansurova А . А . 1 , Ibragimova P . А . 2

1 Undergraduate, Dagestan State University, Makhachkala,

2 PhD in History, Associate professor, Dagestan State University, Makhachkala

GENDER STEREOTYPES AND SEXISM IN SOCIAL MEDIA

Abstract

The article is devoted to the analysis of gender stereotypes in modern society and social media which reflects social processes. It is shown that the content of social networks plays an important role in society: Content of sites in social networks can form consciousness, create and consolidate gender and sex stereotypes. It is noted that gender discrimination is created by both content generators, and consumers. This article examines social media in Dagestan and all-Russian segments.

Keywords: gender, stereotype, social media, discrimination.

Социальные медиа охватывают все больше и больше аудитории, во многом замещая традиционные СМИ. Самой значительной месячной аудиторией обладают в российском сегменте интернета социальные медиа «Вконтакте» и «Одноклассники», которые, по разным данным, посещают более 52 и 42 млн. пользователей соответственно. Около 30 млн. человек приходят каждый месяц в «Мой Мир», немногим меньше – в Facebook. Российская аудитория Twitter значительно меньше – 11,6 млн. Большинство российских пользователей социальных сетей – это женщины, использующие Instagram (77,1% активной аудитории) и «Одноклассники» (69,1%) .

Во всех социальных медиасетях активная аудитория, генерирующая контент, по статистике, это женский пол. Если о возрасте говорить обобщенно, то для «Вконтакте» – до 35 лет, для «Одноклассников» от 35 лет, для Facebook золотая середина – от 25 до 34 лет . Социальные сети полны дискриминации по самым разным признакам. Сексизм, как одна из форм гендерной дискриминации, составляет большую часть контента в социальных медиа. Наполнение публикаций в социальных сетях преимущественно состоит из основанных на стереотипах убеждений. Стереотип (Stereotype) – мнение о личностных качествах группы людей. Стереотипы могут быть чрезмерно обобщенными, неточными и резистентными к новой информации. Стереотипы улучшают восприятие информации, которая соответствует им .

В рамках нашей работы нас интересуют стереотипы, основанные на гендере. Исследователь Н.А. Шведова дает следующее определение этому понятию: «Гендер – специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин, их взаимоотношения между собой. Гендер, таким образом, относится не просто к женщинам или мужчинам, а к отношениям между ними, и к способу социального конструирования этих отношений, т.е. к тому, как общество “выстраивает” эти отношения взаимодействия полов в социуме» .

Стереотипизированные, дискриминационные и сексистские публикации в медиа, в том числе, в социальных медиа основаны на том, что «В русской культуре, в том числе и в кино, и в журналистике как отрасли культуры, доминирующими образами женщин всё ещё остаются образы, сконструированные мужчинами» . Кроме того, женщин слишком часто изображают юными красавицами, обязанность ко­торых – оставаться молодыми и привлекательными, чтобы достав­лять удовольствие мужчинам .

Постоянная сексуализация женских образов, эйджизм и унизительные шутки о способностях женщин составляют большую долю контента в социальных медиа. В основном это «юмористические» публикации. Так в одной из популярных групп в социальной сети «Вконтакте» для аудитории интересующейся рекламой «Шедевры рекламы», мы можем наблюдать почти ежедневный парад сексистских публикаций. Например, в публикации примера рекламы пива «Goldstar» утверждается, что женщины подбирают напитки под одежду, при этом сопровождается это всё лозунгом: «Слава богу, ты – мужик». В другой публикации демонстрируется скриншот страницы пользовательницы инстаграм, где она пишет: «Мама двух чудесных малышей», «Мебель для дома и офиса». Публикация сопровождается подписью: «Антонина правильно определила свой социальный статус. Будь как Антонина». Принижающий и дискриминационный характер этой публикации несомненен, сравнение женщин с предметами интерьера стало при этом обыденным для аудитории социальных медиа. В той же группе «Шедевры рекламы» в другой публикации под названием «Стройка глазами женщины» демонстрируются различные виды строительных инструментов с упрощенными названиями, которые якобы используют женщины для их обозначения. Пример сексуализации мы можем увидеть в опубликованной рекламе фитнес-клуба, где в откровенной одежде и откровенной позе изображается девушка. Еще более сексуализирована реклама нижнего белья, которая также изображает обнаженных моделей в откровенных позах. Пример группы «Шедевры рекламы» демонстрирует, как много сексизма присутствует в традиционных медиа и рекламной индустрии. Однако, то, что эта группа лишь транслирует сексизм, не оправдывает публикаций такого характера.

Затрагивая дагестанский сегмент социальных медиа, стоит отметить, что преимущественно в этих группах гендерная тематика не затрагивается вообще. Некоторый всплеск публикаций дагестанских пользователей Facebook произошел после избрания Дональда Трампа президентом США. Блогеры и активные пользователи высказывали слова поддержки, сопровождая публикации замечаниями о том, что Хиллари Клинтон не одержала победу в выборах, потому что она женщина, и все женщины должны «знать свое место, не выходя за пределы кухни». В группах в социальной сети «Вконтакте» гендерная проблематика также не затрагивается, то есть нормальной репрезентации женщин в дагестанских группах практически нет. В тех редких случаях, когда публикуются материалы о женщинах, занимающихся традиционно «мужскими» профессиями, например о женщинах-таксистах или женщинах водителях троллейбусов, в комментариях пользователи осуждают героинь материалов. «Юмористический» контент дагестанских групп копирует наполнение общероссийских групп «Вконтакте». В частности группа «Дагестанский гусь» публикует изображения, в которых ценность женщины определяется востребованностью ее у мужчин и внешней привлекательностью.

Группа «Посольство Махачкалы» отличается одиозностью шуток вообще и в отношении женщин в частности. В публикациях этой группы женщины унижаются по совершенно странному признаку: обучение в определенном учебном заведении.

Группа «MDK Дагестан» копирует содержание группы «MDK», и соответственно транслирует на аудиторию тот же набор стереотипов и сексистских убеждений. В частности, в одной из публикаций изображена девушка, губа которой насажена на золотистый «крючок». Этот крюк держит мужская рука. Картинка снабжена подписью «Вся суть современных отношений». Изображение носит дискриминирующий, унижающий и в то же время сексуализированный характер. Следующий мем представляет собой разделенную на четыре части картинку, в верхней части которой изображены кадры из фильма «Человек-паук». Логика изображения подсказывает аудитории по аналогии с фильмом, что паук передал персонажу свою особенность (создавать паутину) при укусе, так же и женщина передала при укусе свою основную особенность – мыть посуду. В очередной раз женщина изображена как приложение к кухне, как предмет.

Очевидно, что гендерные стереотипы в социальных медиа отражают гендерное неравенство и стереотипизацию в офлайн среде. Борьба с такими явлениями должна вестись комплексно: необходимо создавать и распространять контент, который отражал бы нестереотипное представление о женщинах. Дискриминация женщин в СМИ разрушает основы государственной политики равных возможностей для развития человеческого потенциала женщин и мужчин. В первую очередь, она подрывает позиции самых активных и целеустремленных женщин, становится барьером для их карьеры в престижных сферах общественной жизни, облюбованных мужчинами, – в сфере бизнеса, в сфере политики, в сфере культуры. Ведь если женщина – человек ограниченных способностей, читай, «второго сорта», то она должна знать свое место и не претендовать на те же высокооплачиваемые должности, что и мужчина, терпеливо сносить его власть в семье и обществе .

Список литературы / References

  1. Бёрн Ш.М. Гендерная психология – М., 2007. – 320 с.
  2. Тартаковская И.Н. Гендерная социология. – М., 2005. – 368 с.
  3. ХаррисРичард. Психология массовых коммуникаций. – СПб., 2003. – 448 с.
  4. Шведова Н.А. Просто о сложном: гендерное просвещение. – М., 2002. –212 с.
  5. Аудитория социальных сетейРунета: где кто запутался? [Электронный ресурс] http://education.hiconversion.ru (дата обращения: 2.07.2017).
  6. Общественная дискуссия: сексизм в СМИ [Электронный ресурс] http://owl.ru/win/womplus/2003/01_02.htm (дата обращения: 7.07.17).
  7. Российские социальные медиа – важнейшие тенденции 2016 [Электронный ресурс] https://habrahabr.ru/company/yambox/blog/303656/ (дата обращения 7.07.2017)

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Burn Sh.M. Gendernaya psikhologiya – М., 2007. – 320 p.
  2. Tartakovskaya I.N. И.Н. Gendernaya psikhologiya – М., 2005. – 368 p.
  3. Harris Richard. Psikhologiya massovykh kommunikatsiy . – СПб., 2003. – 448 p.
  4. Shvedova N.A. Prosto o slozhnom gendernoye prosveshcheniye Просто о сложном: гендерное просвещение. – М., 2002. –212 p.
  5. Auditoriya sotsial’nykh setey Runeta: gde kto zaputalsya? http://education.hiconversion.ru (accessed: 07.2017).
  6. Obshchestvennaya diskussiya: seksizm v SMI http://owl.ru/win/womplus/2003/01_02.htm (accessed: 7.07.17).
  7. Rossiyskiye sotsial’nyye media – vazhneyshiye tendentsii 2016 https://habrahabr.ru/company/yambox/blog/303656/ (accessed07.2017)

Рамки самоидентификации, индивидуального выбора в XXI веке расширились. Стирается грань между различиями «мужского» и «женского» в понятии гендера как социального явления. Деконструируются нормы и правила поведения, разделение труда по гендерному принципу.

Средства массовой информации играют важную роль в изменении гендерных стереотипов, являясь социальным институтом общества. Они не просто отражают существующую действительность, выполняя информационную функцию, но и закрепляют в сознании масс определенные образы.

Мужские глянцевые журналы отличаются от женских концепцией издания, а значит и гендерными образами, которые закрепляются в сознании читательской аудитории. И если женские специфики гендера, имеющие место в глянцевых журналах изучены в достаточной степени, то мужские гендерные стереотипы требуют к себе внимания.

В выпускной квалификационной работе рассмотрены теоретические источники данных из области социологии, психологии, сексологии и журналистики, связанные с гендерной тематикой. Целью данного исследования являлся анализ гендерных стереотипов аудитории мужских глянцевых изданий «Esquire», «MAXIM» и «Men"s Health».

Проанализировав и изучив научно- справочную литературу, учебные пособия (указаны в списке литературы), стало возможным сделать вывод: проблема определения «гендера» рассматривалась достаточно широко. Существует большое количество формулировок этого понятия, но данное исследование ориентировалось на аспект «пол в социальном смысле». Именно с социальной направленностью связана и самоидентификация. Можно констатировать единство взглядов всех исследователей: различные социальные институты общества влияют на индивидуальное, личностное ощущение человека, рождая в его сознании гендерные стереотипы.

Изучение проблематики гендерных исследований привело к следующим выводам: психологами выделяются шесть разделов в этой научной области, связанных как с половыми, так и социальными признаками:

Психология сравнения мужчин и женщин

Психология женщины

Психология мужчины

Гендерная социализация

Психология гендерных отношений

Гендерная психология лидерства

Понятие «глянец» используется при описании журналов и реализуется в прямом и переносном смыслах. В рамках выпускной квалификационной работы были уместны оба значения: «глянцевая блестящая обложка, использование глянцевой бумаги» и «лоск и блеск в передаче информации, идеальность образов, граничащая с неестественностью». Признаки глянцевого журнала: ежемесячное издание, полиграфическое качество высокого уровня, журнал «стиль жизни», продукт массовой культуры.

В научной литературе определения мужского журнала не существует. Первые издания, предназначенные для удовлетворения информационных, рекреационных потребностей мужчин, считались эротическими. Глянцевые мужские издания - молодой сегмент на рынке медийных продуктов. На основе мониторинга популярности глянцевых журналов в сети «Odnoklassniki. ru» был выявлен круг источников для анализа: «Esquire», «MAXIM», «Men"s Health». Все публикации каждого выпуска журналов за период июль 2013- июнь 2015 были классифицированы по тематическим направлениям:

А. Внешний вид мужчины, его физическая форма

Б. Интеллектуальные и духовные ценности

В. Взаимоотношения с женщиной (женой, девушкой)

В конечном результате было проанализировано 105 публикаций в журналах «Esquire», 220 публикаций «MAXIM» и 364 публикаций «Men"s Health»(приложение 1). Выявление и сравнение гендерных стереотипов стало основополагающей задачей, благодаря которой цель, заданная исследовательской работой, была достигнута.

Выпускная квалификационная работа позволяет сделать вывод о наличии современных гендерных стереотипов в мужских глянцевых журналах «Esquire», «MAXIM» и «Men"s Health». Анализ также позволил заключить, что гендерные стереотипы мужских глянцевых журналов различного контента имеют сходства и отличия.

Читательская аудитория журналов «Esquire», «MAXIM», «Men"s Health» заинтересована, прежде всего, в своем безупречном внешнем виде. Новые тенденции в мире моды, брендовые коллекции ведущих дизайнеров, популярная парфюмерия, средства личной гигиены- эти тематические направления первостепенно интересуют мужчин. Их привлекают самоидентификационные черты метросексуала (жителя крупного города, обладающего художественным чутьем и эстетическим восприятием мира и самого себя). Стереотип - «городской модник».

Актуализация интеллектуальных и духовных ценностей наблюдается в контенте «Esquire» и «MAXIM». Саморазвитие и активная жизненная позиция, в том числе и политическая - важные составляющие для аудитории этих изданий. Можно сделать вывод, что стереотипы «умного мужчины», «покорителя вершин» применимы в этих глянцевых журналах.

Читателей всех трех изданий практически не интересует семейная жизнь, брак. Стереотип «мужчина должен зарабатывать деньги» адаптирован в журнале «Esquire», но финансово такой тип обеспечивает себя, а не зарабатывает для семьи (он ее не планирует, судя по контенту издания). Сюда же можно отнести стереотип «богача», с которым связан образ метросексуала.

Мужчину должен интересовать секс и методы благополучного флирта - таково стереотипное мышление читателей журналов «MAXIM» и «Men"s Health». Следует уточнить, что в «MAXIM» секс воспринимается как эмоциональное удовольствие, в «Men"s Health»- физическая потребность.

Тематика, связанная с физической формой и здоровьем, представлена журналом «Men"s Health». «Идеальный мужчина», опираясь на тексты издания,- это мужчина с хорошо развитой мускулатурой, выявляется стереотип «защитника», «супергероя».

«Мужчины - лучшие повара» - еще один стереотип, имеющий свое место в «Men"s Health».Уточнение - он готовит для себя и не доверяет приготовление пищи другим, что свидетельствует о педантичности.

Следует отметить, что во всех трех изданиях представлена обратная связь с читательской аудиторией, что, в свою очередь, говорит о том, что существует заинтересованность в данных журналах. За анализируемый период в «Esquire» 21,1% публикаций от общего числа статей из разряда связи с читателями всех трех изданий, «MAXIM»- 25,4%,«Men"s Health»- 53,5%. Это свидетельствует о том, что гендерные стереотипы, реализуемые в изданиях, воспринимаются мужчинами- читателями.

Итак, современные стереотипные образы «идеального мужчины»:

«Esquire»: городской модник, умный мужчина (вовлечен в искусство и политику), добивающийся своих целей, стремящийся к финансовому благополучию, метросексуал, не вовлечен в идею создания семьи.

«MAXIM»: достаточно умный и образованный мужчина - метросексуал, интересующийся туризмом, добивается своих целей, заинтересованности в создании семьи нет, его предпочтения - флирт и секс ради эмоционального удовольствия.

«Men"s Health»: метросексуал - модник, любящий свое тело, супергерой, прекрасный повар, объект вожделения для женщин, воспринимает секс как физическую нагрузку, о семье не задумывается.

В заключение следует отметить, что научных работ, в которых представлены стереотипы, воспринимаемые мужской читательской аудиторией пока нет. Поэтому материалы данного исследования могут быть использованы в учебных пособиях для студентов, при подготовке специалистов в области журналистики.

Перспективы исследования данной темы состоят в изучении гендерных стереотипов в более ранних мужских глянцевых изданиях, сравнении их контента, а также традиционных и современных гендерных стереотипов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Глянцевый журнал как тип периодического издания. Появление журнала на рынке печатной продукции. Типология средств массовой информации. Гендерные стереотипы в глянцевых журналах. Журнал "Esquire" как особый тип мужского журнала. История бренда "Esquire".

    дипломная работа , добавлен 22.08.2017

    Понятие гендера в психологии и лингвистике. Основные гендерные требования к информационной политике и их реализация в СМИ. Особенности выражения гендерной специфики информационных продуктов (на примере текстов глянцевых журналов для мужчин и женщин).

    курсовая работа , добавлен 22.06.2010

    Историко-типологический анализ эволюции женского образа в женской прессе России. Классификация женских журналов. Специфика отражения взаимоотношений мужчины и женщины на страницах современных журналов, их тематические особенности и гендерные стереотипы.

    дипломная работа , добавлен 20.04.2015

    История появления и гендерные особенности мужских журналов в Российской Федерации. Целевая аудитория журналов и методы их воздействия на стиль жизни своего читателя. Тематические, стилистические и жанровые особенности специального издания "Esquire".

    курсовая работа , добавлен 22.03.2018

    Характеристика и сущность стереотипов, которые используются в молодёжных средствах массовой информации. Характеристика гендерных стереотипов. Сущность молодёжных средств массовой информации, их принципы на формирование определённых стереотипов у молодёжи.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2011

    Теоретические основы гендреных исследований. Понятие и функции стереотипов. Сущность и классификация дискурса. Особенности спортивных СМИ и спортивного дискурса. Анализ своеобразия употребления гендерных стереотипов в испанской спортивной прессе.

    курсовая работа , добавлен 12.10.2010

    Современные роли женщины и особенности ее самосознания. Изменение гендерных представлений в журналистике в различные исторические периоды развития общества. Специфика гендерных стереотипов в региональной прессе: репрезентация образа матери и женщины.

    курсовая работа , добавлен 29.10.2014

Глянцевые журналы являются одним из способов информационного давления. Грубые, брутальные мужские журналы против модных и капризных женских изданий.

Данное исследование посвящено гендерному аспекту подачи текста в мужских и женских журналах. В нашей работе мы понимаем текст как поликодовый, то есть как систему вербальных и невербальных знаковых единиц. Поэтому предметом нашего сравнительного анализа стали не только лексические, морфологические и синтаксические особенности, но и жанрово-тематическое своеобразие журналов, а также визуальные коды.

Для нас было важно узнать, влияет ли гендерная принадлежность авторов журналов и их читателей на подачу материалов. Понятие «гендер» появилось в психологии для обозначения социально-психологического статуса человека с точки зрения маскулинности или феминности. Важную роль в развитии и поддержании гендерной системы играет сознание людей. Конструирование гендерного сознания индивидов происходит посредством распространения и сохранения социальных и культурных стереотипов, норм, предписаний, за нарушением которых следует ряд карательных санкций [Поспелова, 2004]. Таким образом, гендерные стереотипы часто действуют как социальные нормы. Подчиняться гендерным нормам вынуждают нормативное давление, действие которого заключается в том, что человек старается соответствовать гендерным ролям, чтобы получить социальное одобрение и избежать социального порицания, и информационное давление (социальная информация, литература, телевидение). Глянцевые журналы являются одним из способов информационного давления. Поэтому для нас было важно узнать, соответствует ли целевая аудитория журналов их реальным читателям. Материалом для исследования послужили популярные журналы MAXIM и Cosmopolitan.

Для начала сравним жанрово-тематическое своеобразие журналов. Тематика женских бесед обусловлена социальной ролью говорящих: обычно это воспитание детей, кулинария, мода. Cosmopolitan во многом следует этой традиции. В журнале есть разделы, посвященные моде, уходу за собой, отношениям с мужчинами, диетам и кулинарии. Однако целевая аудитория журнала еще слишком молода для детей, поэтому статьи, касающиеся этого аспекта жизни женщины, для Cosmo скорее исключение, чем правило. Зато молодую активную девушку интересует карьера, вопросы здоровья, секс, путешествия, светские мероприятия, жизнь знаменитостей. Этим темам в журнале отводится много места. Причем эти рубрики многочисленны и повторяются из номера в номер.

В MAXIM’е нет такой строгой рубрикации. Существует ряд постоянных рубрик (10 против 35 в Cosmo), остальные же статьи обусловлены общей темой номера. Например, несколько номеров были посвящены мировым религиям: христианству, исламу, буддизму – или чемпионату мира по футболу.

Как мы видим, мужчин интересуют больше события внешнего мира, чем самоанализ, что укладывается в рамки гендерных стереотипов: женщина показывается такой «домашней кошечкой», склонной к размышлениям и мечтаниям, несмотря на существующие амбиции, а мужчина позиционируется как неукротимый искатель, жаждущий приключений, даже если эти приключения кончаются на журнальных страницах.

Далее мы проанализировали лексические особенности текстов. Первое, на что мы обратили внимание, — большая нормативность и литературность языка женского журнала. Поскольку традиционно воспитанием детей занимается именно женщина, это накладывает отпечаток на то, как она говорит. Женская речь в меньшей степени насыщенна неологизмами и терминами: они употребляются только в тех случаях, когда без них невозможно описать какое-либо явление. «Благодаря высокому содержанию флавоноидов (антиокислительных веществ) горький шоколад благотворно влияет на сердечно-сосудистую систему. Дело в том, что флавоноиды нейтрализуют свободные радикалы и борются со старением, это недавно доказали итальянские ученые». . И, конечно же, в женском издании недопустимы грубые и бранные выражения. Однако в MAXIM’e мы нередко встречаем подобные слова. «Сперва китайцы натыкали вдоль границы плакатов с изображением Мао Цзэдуна, грозно смотрящего вниз. В ответ советские солдаты напротив каждого портрета сколотили временный туалет без задней стенки. Замочить врага в сортире нашим, впрочем, не удалось: китайцы быстро спохватились и заменили изображения Мао на плакаты с голыми задницами». . Кроме того, мужчины часто употребляют терминологическую лексику и в обыденной речи и легко оперируют новыми словами, хотя зачастую это является частью игры с читателем: попытка поставить его в неловкое положение из-за незнания употребленного термина. «И тут уважаемый Лев Рубинштейн возьми и заяви: проводником официальной идеологии являются глянцевые журналы. Дескать, сегодня место больших идей занял консюмеризм, а журналы как раз тем и занимаются, что отождествляют счастье с обладанием вещами и призывают сосредоточиться на потреблении жизненных благ». . Как правило, к подобным словам даются сноски с объяснением.

Еще одной характерной чертой женской речи является использование оценочных суффиксов, чему мы нашли множество подтверждений на страницах Cosmo. «Случайно встретив его через пару месяцев на бульваре в обнимку с “Балтикой” и новой подружкой, я не испытала ни трепета, ни желания достать из кармашка увесистую сковородку». . В мы не встретили подобных примеров. Отношение автора к предмету говорения проявляется или через контекст, или путем использования слов с заданной ироничной семантикой. «История сохранила лишь один пример, когда пилот У-2 вышел победителем из схватки с истребителем фрицев». .

Женщины очень эмоциональны, следствием чего является использование аффектированной лексики и слов, описывающих психологическое состояние человека. «Мой муж ужасно любит машины»; «Васька — ужасно спортивный, меня все приобщает и тогда мечтал поставить меня на горные лыжи». . «Она узнала, что беременна, когда было уже три месяца. Была истерика. На аборт денег не хватило. Меня не было в городе, а Игоря она тогда ненавидела»; «Все обиды были забыты, Юля простила негодяя, и отношения начались заново». .

MAXIM, в отличие от Cosmo, небогат на такого рода примеры. Мужской стереотип поведения предполагает, что мужчина должен как можно более тщательно скрывать свои эмоции и чувства от окружающих. Даже в рубрике «Пара:психология», в которой затрагиваются вопросы взаимоотношений мужчин и женщин, чувства скрываются под маской иронии и цинизма. «Когда позади знакомство с родителями и покупка насадок для общей зубной электрощетки, разрыв кажется мероприятием постыдным и трудным. Ведь она по-прежнему самая лучшая! А то, что ты уже неделю уклоняешься от секса и можешь заснуть, только сжав в руках воображаемый топор, — результат стресса. Ага. Ты это нам рассказываешь? Брось, мы же друзья! Ясное дело, никто не любит чувствовать себя подлецом. Но однажды тебе придется признать, что отношения исчерпали себя, и бросить девушку. Не эту, так следующую. Так что лучше уж эту (вдруг следующая будет хорошая)». . Такой подход совершенно неприемлем для женского журнала.

Что касается использования тропов и стилистических фигур, то лидерство одного из журналов определить трудно, так как использование художественных средств является основной характеристикой публицистического стиля. Но качественный состав тропов в журналах различный. В MAXIM’е наиболее частотны примеры метафор и иронии. «Можете смеяться или плакать, но журналы сегодня – это священные книги новых религий» . «Животные от передозировки вазопрессина бросаются метить свою территорию и отхватывать новые участки: гризли рвут когтями кору деревьев, коты портят мебель. Тебе, лишенному этих маленьких радостей, не остается ничего другого, как искать разрыва отношений. Ведь новая девушка – это та же неизведанная территория, поле для генетических экспериментов». .

В Cosmo же арсенал тропов более разнообразный: к метафорам и иронии добавляются сравнения и градации. «Методичное покусывание локтей – занятие малоприятное и, очевидно, неполезное: в попытке дотянуться до внешнего сгиба руки вполне можно свернуть себе шею» ; «Сколько раз твоя заклятая подруга, в меру белая и пушистая, “совершенно случайно” обрезала веревочку, по которой ты пыталась добраться к собственной цели».; «Интересно, кому я тогда буду нужна в свои 95 – гордая и сморщенная, как печеный баклажан?» ; «В течение приблизительно пяти лет отношения успевают трансформироваться – влюбленность, страсть, сексуальный азарт притупляются, а взаимные претензии и просто усталость от общения накапливаются» ; «Грифон, русалка, вечный двигатель. Беспроцентный кредит. Гражданский брак. Что между ними общего? А то, что ничего этого на самом деле не существует. А многие верят» .

Но следует отметить, что метафоры и сравнения в MAXIM’е значительно интересней и неожиданнее, чем в Cosmo, что объясняется большей авторской свободой. В MAXIM’е для пишущих нет совершенно никаких ограничений ни в лексике, ни в тематике, в своей «мужской компании» авторы могут не стесняться в выражениях и говорить первое, что приходит в голову. Тогда как в женском журнале авторы всегда оглядываются на своего потенциального читателя, боясь быть неправильно понятыми, задеть или обидеть его.

Выбор лексики в журналах определяется гендерной принадлежностью не только авторов, но и читателей. Так, целевой аудиторией Cosmo являются женщины с четко выраженным феминным типом мышления. В журнале особое внимание уделяется созданию образа своей читательницы, «девушки в стиле Cosmo»: это молодая, целеустремленная, амбициозная девушка, знающая, чего хочет от жизни; она следит за модой, ведет здоровый образ жизни и хочет быть в курсе всех последних событий и тенденций. Читательницами этого журнала могут быть молодые девушки, которые хотят преуспеть в учебе, карьере, отношениях с окружающими в целом и с противоположным полом в частности. Они смогут найти ответы на свои вопросы на страницах Cosmo, в то время как уже состоявшимся женщинам данный журнал будет не очень интересен.

Целевую аудиторию MAXIM’а не так легко определить. Журнал позиционирует себя как мужской, но письма читателей, публикуемые в каждом номере, говорят о том, что читают его и женщины тоже. Но поскольку авторский коллектив не ставит себе задачей учитывать особенности женской психики (в журнале присутствуют и грубые выражения, и цинизм, и даже иногда картины жестокости и насилия), то его читательницы имеют в своем характере достаточно маскулинных черт. Возраст же непосредственно мужской аудитории плохо поддается определению, так как наряду со статьями про политику и секс немалое внимание уделено спорту и различным хитростям, которые могут быть интересны как мальчикам от 7, так и взрослым. Например, в каждом номере есть рубрика, посвященная раскрытию секрета какого-либо фокуса.

Рассматривая морфологические особенности текстов журналов, мы сделали предположение, что для мужской речи более характерно будет использование глаголов, а для женской — прилагательных, однако оно оказалось ошибочным: количество глаголов и прилагательных было примерно одинаковым. Не найдя подтверждений выдвинутой ранее гипотезе, мы предположили, что характерные различия в речи мужчин и женщин стоит искать не в количестве используемых ими тех или иных частей речи, а в их качественном отличии. Мы проанализировали прилагательные, которые встречаются в тексте журналов, но также не нашли закономерности. В текстах обоих журналов встречались и качественные, и количественные прилагательные, причем в разных статьях их соотношение было разным и несистемным.

Следовательно, можно сделать вывод, что в морфологии гендерные стереотипы не находят столь яркого отражения, так как для полноценной коммуникации и мужчины, и женщины используют все части речи, ориентируясь не на свое психологическое восприятие данного слова, а на функцию, которую оно выполняет в тексте.

Более характерными в этом отношении являются синтаксические особенности. Так, отличительной чертой мужского синтаксиса ученые считают вводные конструкции, призванные упорядочивать информацию. В материалах журнала MAXIM мы нашли множество тому подтверждений. «МУДО (о книге «Блуда и МУДО» — примечание мое) не я придумал, а наше Министерство образования. Я семь лет проработал в МУДО – муниципальном учреждении дополнительного образования. Да и «блуда» — нормальное слово, восходящее к «блуду». Кроме того, эта формула максимально точно передает дух и смысл книги» . «Я в детстве мечтал быть писателем, как ни странно. Начинал с того, что переделывал концовки произведений, фильмов. Писал продолжения. Был, например, такой японский мультик про кота в сапогах, который то ли вокруг света, то ли… какая-то дребедень. Вот я по ее мотивам и строчил» . «Помимо компьютера и кассеты для перекодировки записи в цифровой формат тебе потребуется еще несколько вещей. Во-первых, аппарат, способный не только жевать, но и воспроизводить кассеты. Далее тебе следует зайти к соседу и попросить у него десять тысяч долларов. Когда сосед скажет, что такую сумму дать не может, вздохни и согласись вместо денег взять стереокабель с симметричными 3,5-миллиметровыми разъемами. Собственно, он-то тебе и нужен» .

Следующей особенностью мужской речи являются ссылки на авторитеты. Это может проявляться в прямой цитации. «Толщина льда, которая может выдержать человека (одного, поэтому не сажай никого себе на плечи!) равняется 5 – 7 см. Чтобы не сверлить лунку, научись определять толщину на глаз. Если ты не дальтоник, это просто. Зеленоватый и голубоватый оттенки льда подскажут, что его толщина достигла положенных сантиметров. А вот серый, желтоватый и матово-белый свидетельствуют о непрочности», — добавляет еще немного знаний о цвете Анатолий. [Анатолий Беляев – автор нескольких книг по основам ОБЖ]» . «”Не нужно записывать каждую песню по отдельности, — оберегает тебя от лишних действий Олег [Олег Смирнов – звукорежиссер компании Moroz Records], — дай проиграть всей стороне кассеты”. После окончания записи с помощью шкалы-эквалайзера ты легко определишь, где начинается, а где заканчивается каждая песня» . Апелляция к чужому мнению может быть также выражена через косвенную передачу слов авторитетного человека. «Теперь тебе осталось только запастись программой, которая умеет записывать и редактировать звуковые файлы. Например, ты можешь использовать Microsoft Sound Recorder, который по умолчанию находится в Microsoft Windows. Но Олег предлагает тебе использовать Audacity (можно бесплатно скачать на audacity.sourceforge.net)» . «Сегодня принято считать, что человек есть то, что он платит за сеанс у психоаналитика. Или, например, он есть то, что он говорит. Именно такой точки зрения придерживается Наталья Михеева, к. п. н., доцент кафедры общей и практической психологии МГГУ. По ее словам каждый человек несознательно использует в речи особые слова (маркеры), которые указывают на его застарелые недостатки, комплексы и характер в целом» . «Если ты не нашел в своей речи соответствующих маркеров, не отчаивайся. Наш эксперт [Наталья Михеева] утверждает, что связка ‘характер-маркер’ работает и в обратную сторону. Начни искусственно вводить нужные слова в повседневную речь, и они потянут за собой изменения в состоянии психики» . Ссылка может указывать даже не на конкретное авторитетное лицо, а на ученых в принципе. «Психологи называют это состоянием хронического соперничества. Люди подверженные ему, совершенно не могут ужиться с окружающими (даже если используют антидепрессант)» . Такое обилие обращений к чужому мнению является следствием мужского стремления к точности и достоверности. Ссылки на авторитетные источники пронизывают весь журнал – в примерах приведена лишь их малая часть.

Редакция журнала прибегает к помощи специалистов не только для написания статей, но и для ответов на вопросы читателей. Эта тактика работает сразу в двух направлениях: во-первых, вызывает доверие к статьям и к журналу в целом, а во-вторых, создает комический эффект, так как специалистам приходится отвечать на вопросы типа: Что чувствует человек, когда ему отрубают голову? Почему после принятия ванны кожа на пальцах сморщивается? Почему пингвины не примерзают к льдине, на которой стоят?

Еще одним выражением стремления к объективности и достоверности является использование сносок. В MAXIM’е сноски присутствуют, но носят скорее комический характер. Некоторые высказывания авторов статей сопровождаются примечаниями Phacochorus’а Фунтика – вымышленного персонажа, бородавочника, который позиционируется как полноправный член редакции. Его комментарии встречаются как во вступительной статье редактора, так и в статьях других авторов. Они всегда неожиданны. Фунтик комментирует не столько отдельное слово, сколько мысль, высказанную автором. Таким образом, он выступает в роли первого читателя журнала, критически осмысливающего статьи. Его комментарий – это как будто мысль, пришедшая в голову по мере чтения. Читатель журнала автоматически включается в игру, ведь с ним делится своими соображениями бородавочник. «Тем не менее чутким нюхом трендсеттера* он [Фредерик Бегбедер] быстро уловил требования момента и написал книгу «Я верю – Я тоже нет» (выпущенную в России издательством «Иностранка»). *Примечание Phacochorus’а Фунтика: “Это такая охотничья порода собак. Пятнистый или рыжий окрас, шелковистая шерсть… Или я что-то путаю? Ой, пардон. Это сеттеры. А трендсеттеры – это такая охотничья порода людей, которые умеют вынюхивать все самое модное и актуальное”.» . «Даже самый чадолюбивый мужчина никогда не сможет поверить в то, что его главная задача в этой жизни – родить ребенка. Ребенок для него не цель жизни, а последствие этой самой жизни. Так сказать ее симптом. Поэтому мужчине приходится самореализовываться в иных областях*. *Примечание Phacochorus’а Фунтика: ”Иногда у него даже неплохо получается. Возьми, к примеру, меня, Шекспира или Эйнштейна“.» . «Научись варить глинтвейн*. В любой новогодней компании тот, кто взялся за приготовление глинтвейна, становится центральной фигурой мероприятия, на которого обращены все взгляды без исключения. *Примечание Phacochorus’а Фунтика: “Чего там уметь! Вот рецепт на компанию из 10-15 человек. Берем красное вино – 750 мл, белое столовое – 750 мл, сок одного лимона, 8 щепоток мускатного ореха, 30 гвоздичинок. В эмалированную кастрюлю заливаем все вино и лимонный сок. Доводим напиток до кипения. Затем добавляем корицу, гвоздику и мускат, даем настояться 20 минут. Слегка подогреваем опять и разливаем по чашкам”.» . Такой прием делает тексты журнала еще более ироничными. Причем, наделяя правом критики бородавочника, авторский коллектив смеется в первую очередь над собой. Подобное отношение к себе возможно только в мужском журнале. В Cosmo ирония и юмор распространяется по большей части на мужчин и на события окружающего мира, проявления самоиронии авторами не столь частотны. Поэтому можно говорить о том, что самоироничность – это отличительная черта мужского дискурса.

В женском издании подобные сноски и ссылки отсутствуют. Даже если при написании статьи автор и обращался к помощи специалиста в той или иной области, то читатель узнает об этом лишь в самом ее конце – под подписью автора обычно следует благодарность за помощь в подготовке материала. В самом же тексте это никак не выражается: вся статья пишется от первого лица без использования цитат.