Индейская прическа. Настоящие принцессы Леи: Девушки народа хопи и их прически для обряда инициации. Основные виды и формы причесок

Индейцами называют коренное население Америки. Это название возникло еще XV веке из-за ошибки первооткрывателя Американского континента европейского мореплавателя Христофора Колумба. Приплыв к берегам Америки, он был уверен, что это Индия. Есть предположение, что предки современных индейцев переселились на земли Американского материка из Северо-Восточной Азии через Берингов пролив и Аляску. Много веков трудолюбивое индейское население осваивало Северную и Южную Америку. Раскопки археологов показали, что еще до колонизации в XVI веке существовали многочисленные племена индейцев, которые находились на разных ступенях развития. Это привело к возникновению нескольких культурно-исторических областей с характерными особенностями. Население одних занималось рыбной ловлей, охотой. Другие обрабатывали землю, разводили подсолнечник, хлопок, бобы, маис, табак. В Андах выращивали картофель, разводили скот. В основном индейцы-кочевники-скотоводы, охотники. К ним относятся племена ворон, арапахо, методакота. Некоторые племена постепенно переходили от родового общества к классово-рабовладельческому. Индейцы Центральной Америки - ацтеки, инки, майя - создали первые классовые государства, достигшие своего расцвета в VIII-III веках до нашей эры. По своему общественному устройству эти города-государства напоминали Древний Египет, Вавилон, Шумер. Во главе каждого государства стоял правитель, который считался олицетворением бога на земле. Его окружали представители родовой знати и служители культа. Господствующий класс беспощадно угнетал земледельцев и рабов, живших в небольших селениях вокруг главного города. Труд населения был очень тяжел, так как применялись только каменные и деревянные орудия. Общинники и рабы надрывались на постройке храмов и дворцов, строили дороги, сады и водоемы, обеспечивая праздную жизнь жречеству и родовой знати.

Для своего времени индейцы были образованными людьми. Сохранившиеся памятники материальной культуры свидетельствуют о высоком развитии у древних таких наук, как астрономия, ботаника, география, история, медицина, математика. Жрецы племени майя знали периоды обращения пяти планет, умели предсказать наступление лунных затмений; вычислили точную продолжительность года, составили календарь. Европа в средние века не знала таких открытий. Племена индейцев относятся к одной расовой группе, несмотря на свою многочисленность. С монголоидной расой их сближает цвет кожи, который колеблется от светло-желтого до красновато-коричневого. Для индейцев характерны правильные черты лица. Они стройны, сухощавы. Волосы прямые, жесткие, черные, длинные. Красивыми считались высокие, стройные мужчины. Они должны были быть смелыми воинами. В своих романах Ф. Купер часто дает описание внешности индейских мужчин и женщин.

Основные виды и формы причесок

Прически индейцев очень просты. Существовало два типа причесок - заплетенные косы (рис. 4) и распущенные волосы. Мужчины носили волосы до плеч, подстригая на лбу челку. Иногда височные пряди скручивались в жгуты или заплетались в косы. Женские прически состояли из пучков и кос. Рассмотрим прически некоторых индейских племен, которые имели свои индивидуальные особенности.

Мужчины племени кучинов носили распущенные волосы до плеч, смазанные маслом и красной охрой. Некоторые зачесывали волосы назад и собирали их в пучок на макушке, распускали "скальповую прядь" (рис. 5). Женщины заплетали волосы в косы.

Мужчины-ирокезы чисто выбривали голову, оставляя лишь часть волос в виде гребня, который шел от лба до шеи (рис. 6). "Гребень" подрезали так, чтобы волосы торчали вверх. Для густоты и устойчивости их смешивали с пучками оленьей шерсти или перьев. Женские прически - узлы и пучки, спускавшиеся низко на шею. Волосы обильно смазывали маслом, жиром, глинами или смолой, украшали цветами.

Мужчины-виргинцы сбривали волосы на голове только с одной стороны. Оставшиеся волосы заплетали в жгут, который свешивался на плечо и украшался цветами, лентами или ремешком. Женщины разделяли волосы пробором, свертывали наподобие баранок и закрепляли над ушами. Для крепости волосы наматывали на валики.

Мужские прически майя состояли из зачесанных волос, уложенных в пучки на макушке. Было принято знатным детям в детстве деформировать голову, закладывая ее между двумя дощечками. В период инициации лица мальчиков обкладывали горячими тряпками, для того чтобы не росла борода. Волосы на голове сбривали полностью. Женщины носили пучки, косы, жгутами обвивавшие голову наподобие тюрбана. Прически были изящны и скромны. Часто к естественным волосам добавляли шерсть животных. Окрашивали волосы растительными красителями - соками трав, листьев и плодов. Украшали цветами, перьями, лентами.

Прически многих индейских племен служили не только украшением. Часто они обозначали то или иное событие в жизни людей: рождение ребенка, наступление зрелости, посвящение в воины, вступление в брак. Фактически они были однотипны, но могли рассказать о занятиях члена племени, его культуре, быте, достатке. Так же как и у народов Африки, прически индейцев отражали положение в общине. Так как каждое племя индейцев поклонялось какому-нибудь животному, то и в прическах, особенно мужских, были элементы внешнего вида этого животного. Так, мальчики рода буйвола носили на голове два завитых локона, которые торчали с двух сторон наподобие рогов - в честь тотема.

Индейцы, почитавшие черепаху, носили шесть локонов, которые должны были напоминать ее плечи, голову, хвост, ноги. Прически племен, поклонявшихся ворону, орлу, лошади, горностаю, напоминали силуэты этих птиц и животных; их украшали рогами, хвостами, перьями, клыками.

Головные уборы, украшения, косметика

Одежда индейцев состояла из курток и штанов из замши, у женщин - юбок. Головные уборы индейских племен отличались большим разнообразием. Самым распространенным украшением были перья орла. Форма, положение и количество перьев говорили о военных заслугах. Индейцы племени кри, отправляясь в поход, надевали головные уборы, украшенные медвежьими или волчьими когтями. Надевали небольшие круглые шапочки, утыканные торчащими перьями, символизирующими воинскую доблесть. Ирокезы во время торжеств надевали кожаные колпачки, украшенные короткими перышками, среди которых торчали одно или два орлиных пера. Головным убором старейшин племени была повязка, выделанная из кожи оленя, в которую были воткнуты перья, спускающиеся до земли или расположенные вокруг головы. На концах перьев были прикреплены кисточки из красных ниток. Шапки делали из оленьих шкур, пучков конского волоса, окрашенных красной краской, имитировавших вражеские скальпы. Вожди носили головные уборы, украшенные шкурками горностая, норки, а также зубами, рогами, костями животных, чучелами змей, перьями. Отличившиеся воины имели право на уборы из перьев ворона, могли носить на голове чучело ястреба с распростертыми крыльями, капоры из перьев. Некоторые уборы из перьев имели в длину около двух метров и спускались с головы до пяток. Перья подбирались по тонам, головные уборы делались в течение многих месяцев. Основой, на которую крепились перья, служила кора фикусового дерева, волокна кукурузы, мех и шкурки животных Особенно ценились головные уборы из перьев птицы кацаль, символизирующей свободу и независимость, а также колибри, попугая. Перья подбирали строго по размеру и цвету. Часто они переливались всеми цветами радуги и издали казались живой птицей. Форма и цвет головных уборов были разнообразны. Цилиндрические уборы, надетые один на другой, означали высокий ранг. Жрецы, шаманы носили громоздкие головные уборы, которые весили несколько килограммов, маски животных и птиц. Члены племени - повязки из замши, кожи, расшитые бисером, блестками, инкрустированные металлическими пластинками или ракушками. Кроме повязок надевали шнуры, венцы, короны, последние - в особо торжественных случаях. Для украшения головных уборов использовали как драгоценные металлы, так и шлифованные камни, застывшие смолы, обработанные корни и плоды.

Женские головные уборы, так же как и прически, были значительно проще мужских. Самый типичный - головная повязка, расшитая бисером или инкрустированная кусочками окрашенного меха. Женщины зрелого возраста покрывали голову матерчатыми платками или замшевыми шапочками, скрывавшими волосы. На торжества надевали кожаные шапочки круглой формы с длинными подвесками на висках из сушеных плодов, мелких камешков. Девушки носили венки, сплетенные из трав или цветов. Головные уборы отражали вкус своих владельцев, мастера изготовляли их долго и особенно тщательно.

Украшения были необходимым дополнением и повседневного и торжественного костюма. Как мужчины, так и женщины носили украшения на шее, руках, ногах. Все изделия, будь они из дорогих, или из простейших материалов, были изящно обработаны. Особенно много украшений надевали на праздники, которые длились неделями. По характеру украшений можно было отличить племенную знать -общины, установить занятия ее членов.

Племена апачей носили браслеты из рога и костей животных, на запястья надевали полоски из замши. Из нее же делались нарукавники, вышитые пояса (вышивали иглами дикобраза). Носили и ожерелья из шлифованных оленьих рогов, когтей медведя гризли, раковин денталей. Сушеные стручки гороха, ярко окрашенные орехи прикреплялись снизками над ушами, у висков. Меховые полоски, ярко раскрашенные, служили своеобразными украшениями шеи.

Индейцы-ирокезы ценили медные украшения. Вожди и знать носили бляшки и броши из серебра и жемчужин. В мочки ушей вдевали украшения из когтей ястреба или ворона. Женщины носили браслеты, кольца.

Индейцы североамериканских степей изготовляли разнообразные украшения из костей животных и раковин. Мужчины добавляли к ним украшения из перьев птиц. Во время танцев надевали ножные браслеты из сушеного гороха или бобов, полоски, сплетенные из стеблей или сухих трав. К украшениям приделывали металлические пластинки разных форм, которые должны были позванивать при передвижении.

Южные индейцы носили украшения из бисера и перламутра. В уши вдевали орнаментированные трубчатые птичьи косточки. В волосяные пучки втыкали длинные гибкие шпильки из ивовых прутиков, кости или рога. На концах шпильки украшались бусинками.

Ацтеки в изготовлении украшений достигли особого мастерства. Они делали ожерелья из золотых звеньев, усыпанные драгоценными камнями; золотые браслеты, серьги в виде крохотных фигурок животных, насекомых. Фигурки скрепляли в колье, ожерелья.

Индейцы племени борро украшали себя изделиями из тростника, семян, раковин, зубов животных.

Индейцы инки-кечуа украшений носили мало. Вождь запрещал повседневное ношение украшений. Зато можно было украшать зубы пластинками из золота, нефрита, опала, обсидиана. Зубы подпиливались. Нефритовые украшения считались самыми дорогими, дороже золота. Носить украшения из нефрита имела право только знать - вожди, жрецы.

В 1931 году мексиканский археолог Альфонсо Касо, производивший раскопки в Монте Альбане около Оахаки, нашел клад, который наглядно доказал, что древние индейцы изготовляли свои украшения с необыкновенной тонкостью и изяществом. Индейцы умели обрабатывать горный хрусталь, твердые драгоценные камни. Среди находок ученого были ожерелья, состоявшие из восьмисот одинаковых звеньев; брошь с изображением бога смерти; ажурные наперстки для сохранения и украшения ногтей; застежки из зубов ягуара, из бирюзы, жемчуга; золотая маска, табакерка из позолоченных тыквенных листьев; опахала, веера из перьев птицы кацаля; кольца. Найденные в захоронении украшения рассказали о том, как одевались индейцы, что они считали необходимым положить с собой умершему.

Косметика индейских племен была красочна и разнообразна. Каждое племя раскрашивало себя по-разному, употребляя душистые смолы, древесный уголь, растительные краски. Индейцы Бразилии деформировали отдельные части лица - нос, губы, мочки ушей. У племен майя косые глаза были эталоном красоты.

Индейцы-кри украшали части лица - нос, уши. В носовую перегородку вставляли гусиное перо, деревянную или костяную палочку, расписанную орнаментом; в ушах были огромные кольца, сушеные плоды.

Лицо раскрашивали охрой, свинцом, сажей. Многие племена прибегали к татуировке. Рисунки ее наносились с детства. Процедура была болезненной, рисунок проявлялся с заживлением кожи. Цвета были яркие - преобладали синяя, красная краски.

Вспомним строки американского поэта Генри Лонгфелло из его произведения "Песнь о Гайавате": "...краской желтою и красной, краской алою и синей все лицо его сияло; в косы, смазанные маслом, и с пробором как у женщин вплетены гирлянды были из пахучих трав и листьев".

Вопросы и задания

1. Расскажите о прическах африканского населения. Зарисуйте их.

2. Расскажите о прическах индейцев. Зарисуйте мужскую и женскую прически.

3. Какие украшения носили африканцы и индейцы?

Дополнительная литература

Африка. Энцикл. справочник. М., "Сов. энциклопедия", т. 1.

Искусство Африки. М., "Наука", 1967.

Искусство народов Африки. Очерки о худож. культуре с древности до настоящего времени. М., "Искусство", 1971.

Кулик С. Сафари. М., "Мысль", 1975.

Народы Африки. Этногр. очерки. М., Изд-во АН СССР, 1954.

Аверкиева Ю. П. Индейцы Северной Америки. От родового общества к классовому. М., "Наука", 1974.

Чуляев В. И. Америка и Старый свет в доколумбову эпоху. М., "Наука", 1968.

Зубрицкий Ю. А. Инки-кечуа. Основные этапы истории народа. М., "Наука", .1975.

Культура и быт народов Америки. Л., "Наука", 1967.

Народы Америки. Ч. 1. Изд-во АН СССР, 1959.

Мато Н. Мой народ Сиу. М., "Мол. гвардия", 1964.

Карр А. Наветренная дорога. Приключения натуралиста на дальних берегах Карибского моря. М., Географиздат, 1961.

Колумб Х. Путешествия Христофора Колумба. Письма, дневники, документы. М., Географиздат, 1956.

Прически индейцев были чрезвычайно просты. Существовало два их типа: заплетенные косы и распущенные волосы. Мужчины носили волосы до плеч, подстригая на лбу челку. Иногда височные пряди скручивали в жгуты или заплетали в косы. Женские прически состояли из пучков и кос.

Каждое индейское племя имело свои индивидуальные особенности. Мужчины племени хучинов носили распущенные до плеч волосы, смазанные маслом и красной охрой. Некоторые зачесывали их назад и собирали в пучок на макушке, распускали «скальповую прядь». Женщины заплетали волосы в косы.

Мужчины-ирокезы чисто выбривали голову, оставляя лишь часть волос в виде гребня, который шел ото лба до шеи. «Гребень» подрезали так, чтобы волосы торчали вверх. Для густоты и устойчивости их смешивали с пучками оленьей шерсти или перьев. Женские прически – узлы и пучки, спускавшиеся низко на шею. Волосы обильно смазывали маслом, глиной или смолой, украшали цветами.

Прически многих индейских племен служили не только украшением. Часто они обозначали то или иное событие в жизни: рождение ребенка, наступление зрелости, посвящение в воины, вступление в брак. Фактически прически были однотипными, но могли рассказать о занятиях представителя племени, его культуре, быте, достатке. Так же, как и у народов Африки, прически индейцев отражали их положение в общине. Так как каждое племя индейцев поклонялось определенному животному, то и в прическах, особенно мужских, встречались элементы внешнего вида этого животного. Так, мальчики рода буйвола носили на голове два завитых локона, которые торчали с двух сторон наподобие рогов – в честь тотема. Индейцы, почитавшие черепаху, носили шесть локонов, которые должны были напоминать ее плечи, голову, хвост, ноги. Прически племен, поклонявшихся ворону, орлу, лошади, горностаю, напоминали силуэты этих птиц и животных, их украшали рогами, хвостами и перьями.

Головные уборы индейских племен отличались большим разнообразием. Самым распространенным украшением были перья орла. Форма, положение и количество перьев говорили о военных заслугах. Тело покрывали геометрическими рисунками, раскрашивали черной и красной красками.

Косметика индейских племен была красочна и разнообразна. Каждое племя раскрашивало себя по-разному, употребляя душистые смолы, древесный уголь, растительные краски. Индейцы Бразилии деформировали отдельные части лица – нос, губы, мочки ушей. У племен майя косые глаза были эталоном красоты. Индейцы-кри украшали части лица, нос, уши. В носовую перегородку вставляли гусиное перо, деревянную или костяную палочку, расписанную орнаментом; в ушах были огромные кольца, сушеные плоды. Лицо окрашивали охрой, свинцом, сажей.

Многие племена прибегали к татуировке. Рисунки ее наносились с детства яркими цветами, среди которых преобладали синяя и оранжевая краски. Однако процедура эта была болезненной.

ПРИЧЁСКИ ИНДЕЙЦЕВ. Прически индейцев Великих равнин были весьма разнообразны и «мода» время от времени менялась. Их можно поделить на два основных типа – для одних племен были характерны длинные волосы, другие выбривали головы, оставляя на макушке скальповую прядь. Последняя прическа была популярна у племен, живших на восточной части Равнин, граничившей с зоной лесов, и некоторых племен Южных равнин. Вичиты прежде закрепляли скальповую прядь на выбритой голове торчком или слегка склоненной назад так, что она напоминала рог. Большинство пауни до конца XIX века брило головы, оставляя лишь гребень от одного до семи сантиметров высотой, идущий от лба до задней части головы, со свободно свисающей скальповой прядью на затылке. Чтобы гребень лучше торчал вверх, его мазали с боков жиром и краской. Большинством авторов подобный стиль причесок описывался как характерный именно для пауни, но сами пауни говорили о нем – «как у осейджей». В ранние времена пауни выщипывали каждый волос на голове, кроме гребня посередине, но позднее стали пользоваться ножницами. Помимо такого стиля, прически пауни были не менее разнообразны, чем у других племен. Головы брили осейджи, айовы, омахи, канзы, ото и миссури. Вислиценус писал, что воины канзов «выбривают волосы на голове, оставляя на затылке длинную прядь, которую заплетают в косу, а иногда выбривают волосы с обеих стороны головы, оставляя посередине гребень. Последняя прическа особенно популярна среди них». Существует предание, что оглала-сиу также в далеком прошлом выбривали голову с обеих сторон. Даже шайены говорили, что давным-давно их мужчины брили головы, оставляя гребень или круглое «пятно» на макушке, где волосы были длинными. На рубеже XVIII-XIX веков Генри сообщал, что некоторые молодые кри сбривали волосы, оставляя небольшой пучок на макушке. И все же, мужчины большинства племен предпочитали длинные волосы. Основная часть кри носила длинные волосы и их прически зависели от принадлежности к какой-либо из племенных ветвей, хотя некоторые оставляли волосы распущенными. Команчи и липаны зачесывали волосы назад и заплетали их в одну косу, спускающуюся по спине. Чтобы коса была длиннее и достигала колен, они вплетали в нее волосы своих женщин и даже шерсть с бизоньей и лошадинной гривы. К косе часто прикрепляли серебряные кружочки, уменьшающиеся в размере от верха к низу. Позднее они не менее часто делали и привычные для равнинников две косы по бокам головы. Липаны также носили волосы распущенными или собирали их в пучок на затылке. Воины кайовов подрезали волосы с правой стороны головы по линии мочки уха, чтобы было лучше видно ушные украшения. С левой стороны волосы отращивали и заплетали в косу, которую обматывали полосками из шкурки выдры, как это было принято у многих племен. Кроме того, с макушки свешивалась небольшая скальповая прядь. Этот стиль все еще встречался в 1870-х годах, и был характерен для кайовов. Такая же прическа в XIX веке встречалась и среди шайенов - срезая волосы с одной стороны, они заплетали волосы с другой в длинную косу. В открытом ухе проделывали много дырок, куда вставляли серьги, а на закрытом никаких украшений не носили. У понки одни мужчины остригали волосы коротко, не выбривая их, а другие заплетали их в косы, иногда обматывая их шкурками выдры, что, несомненно, было поздней имитацией причесок сиу. Прически омахов также были двух типов – одни носили длинные, распущенные волосы, другие выбривали головы, оставляя лишь гребень от лба до шеи. При длинных волосах, их разделяли на прямой пробор, выкрашивая его и кожу вокруг скальповой пряди в красный цвет. Арапахо вспоминали, что в прошлом носили волосы разделенными на прямой пробор, а спереди остригали и закрепляли челку над лбом торчком. По их словам, это делалось, чтобы выглядеть более свирепыми. Волосы над висками обрезались зигзагообразно. Некоторые собирали волосы в хвост на затылке. Арапахо говорили, что после того, как они начали носить более поздний тип прически – две косы или два хвоста по бокам со скальповой прядью на макушке, кри, шошоны и некоторые другие племена переняли их прежний тип прически. Мужчины банноков заплетали две косы по бокам, а иногда делали третью, которая ниспадала по спине. Многие коротко остригали челку и закрепляли ее торчком, что было характерной прической кроу. В особых случаях банноки могли выкрашивать челку белой или желтой краской. Брекенридж писал в 1811 году, что арикары: «В основном отращивают длинные волосы. Я видел пару человек, чьи волосы достигали пяток. Порой они удлиняют их искусственно – обычно конским волосом. Волосы разделены на множество спутанных прядей… иногда их сворачивают в шар, и фиксируют на макушке». О гровантрах в конце XIX века сообщалось, что они не имели определенной прически, а носили волосы всевозможными способами – и с поднятыми вверх челками, как кроу, и с косами и скальповыми прядями, как сиу и шайены. Отправляясь в бой, шайены иногда собирали волосы на лбу в узел, втыкая в него орлиное перо – они говорили, что в древности такая прическа считалась военной. Стэнли Вестал сообщал, что подобная прическа считалась военной и у сиу. Художник Карл Бодмер, путешествовавший по Равнинам в начале 1830-х годов, изобразил прически со стянутыми на лбу в узел волосами у гровантров и черноногих. Подобная прическа была распространена и среди пожилых мужчин арапахо. Если времени перед сражением не было, шайен мог не заплетать волосы в косы, а стянуть их ремешком на затылке в хвост. В начале XIX века большинство воинов из племен, не выбривавших волосы, в основном носили их распущенными, разделяя на прямой пробор. Характерной особенностью Северных равнин первой половины XIX века (ассинибойны, черноногие, гровантры, кроу, сиу, хидатсы, манданы, арикары) была длинная, узкая челка, достигавшая переносицы, а порой и кончика носа, которую иногда стягивали тонким ремешком. Прически некоторых воинов дополнялись одной или несколькими тонкими косичками спереди или по бокам. Кроме того, манданы, арикары и хидатсы часто остригали волосы по бокам по уровню челюсти, оставляя сзади длинными. Шайены XVIII века носили распущенные волосы, не заплетая скальповую прядь, а склеивая их на задней стороне головы сосновой смолой в несколько тонких прядей, спускавшихся по спине. Такая прическа встречалась среди них до 1850-х годов. Кроу в ранние времена носили волосы распущенными и разделенными на прямой пробор. Позднее они стали заплетать их в косы. Такое изменение прически, по мнению кроу Ожерелья из Ракушек, произошло под влиянием неперсе. Характерной чертой причесок кроу была торчащая вверх челка. Для этого ее вымазывали глиной, к которой для крепости иногда примешивали клейкую субстанцию, получаемую при вываривании определенных смолистых трав или кустов. Они очень гордились длинной своих волос. Вождь Горных кроу Длинные Волосы в связи с этим упоминался каждым встречавшим его путешественником или торговцем. Длина его волос составляла около трех метров, и он складывал их в особый контейнер, который обычно носил подмышкой. Дениг так описал прическу кроу середины XIX века: «Они носят волосы длинными, разделенными на косички, к которым смолой приклеиваются чужие пряди волос. Они свешиваются по спине широкой плоской массой, которая подвязывается на конце, и по всей длине украшается пятнами (светлой) глины. Челка подрезается и закрепляется торчком». Прически могли служить характерной особенностью того или иного воинского общества, или религиозного культа. Например, воины ассинибойнов, которым в видении являлся дух медведя, становились членами Медвежьего культа. Они выбривали верх головы и скатывали часть волос с каждой стороны в шары, походившие на уши медведя. Некоторые члены общества Лис хидатсов выбривали головы, оставляя лишь центральный гребень. Существуют упоминания о подобном обычае среди арикаров (общество Полумесяца), манданов (общество Полувыбритых) и ряда других племен. В некоторых племенах прическа могла несколько различаться в зависимости от принадлежности к определенной части племени. Осейджи из клана хонга состригали волосы так, что гребень состоял из пяти пучков, идущих от лба назад. А воины клана тсижу носили прическу из трех пучков – один над лбом, второй на макушке, а третий на соединении черепа с шеей. Со временем заплетенные в две косы волосы стали наиболее распространенной мужской прической племен Дикого Запада. Обычно их разделяли на прямой пробор, но черноногие и некоторые племена Скалистых гор иногда делали косой пробор. Обязательным элементом прически любого краснокожего была «скальповая прядь» - длинные волосы на макушке, заплетенные в одну или несколько косичек. Несмотря на разнообразие причесок, даже выбривая голову, индейцы всегда оставляли небольшую, длинную прядь волос. Она являлась вызовом врагу – воин как бы говорил: «Если ты храбр, попробуй добыть мой скальп!» По сообщениям Белдена, сиу заплетали косичку из трех прядей, виннебаго делали шесть-семь косичек и, чтобы снять с их воинов полный скальп, следовало срезать около десяти сантиметров кожи. Пауни, шайены, арапахо, омахи и кроу делали одну косичку. По словам Тиксира, осейджи оставляли две косички. Юты носили волосы подобно сиу, но, как правило, скальповой пряди не делали, хотя некоторые из них, например, юты Белой реки, этот обычай переняли. Хидатсы, по сообщениям Вильяма Кларка раньше никогда не носили скальповых прядей, и начали делать их незадолго до 1881 года. Скальповая прядь команчей состояла из одной косички, в которую обычно втыкали желтое или черное перо. Ричард Додж писал, что скальповая прядь сиу состояла из одной-трех косичек, у виннебаго из шести-семи. Как ни странно, несмотря на огромный опыт общения с индейцами, он утверждал, что шайены, арапахо, кайовы и команчи не носили скальповых прядей, но это ошибка. Понки обычно оставляли на макушке небольшую прядь, называемую «аску», но она, по некоторым данным, не была вызовом врагу, а служила для закрепления роучей, серебряных цепей, брошей и других украшений. Не только понки, но и представители всех других племен уделяли много внимания украшению волос. Помимо орлиных перьев на волосах закреплялись бусины, раскрашенные палочки и даже миниатюрные деревянные ножи. Кроу украшали волосы подвесками из бусин или ракушек. Омахи привязывали к скальповой пряди короткую костяную трубку, в которую вставлялось перо. Благодаря ей, перо можно было закрепить под нужным углом или прямо вверх. Шайены часто привязывали к скальповой пряди пуховые перышки орла. В первой половине XIX века шайены, подобно другим индейцам, закрепляли на скальповой пряди серебряные монеты разного размера. Предварительно их расплющивали, в центре полученных дисков проделывали отверстие, после чего их нанизывали на длинную полоску кожи. Крупные диски всегда были сверху, уменьшаясь в размере к низу. Позднее торговцы стали поставлять подобные диски из мельхиора. После появления на Равнинах домашнего скота, некоторые шайены носили привязанные к скальповой пряди коровьи хвосты. Часто к пряди привязывали каменные наконечники стрел с небольшим мешочком из оленьей кожи, в котором находились священные колдовские растения. Такие же украшения были распространены среди кайовов, кайова-апачей, сиу, арапахо, ютов и некоторых других племен.


Прическу принцессы Леи знают даже те, кто никогда не смотрел «Звездные войны». Тем удивительнее видеть фотографии индейцев хопи, проживающих в резервации на северо-востоке Аризоны. Их название буквально переводится, как «маленькие миролюбивые люди». Взгляните на фотографии этих настоящих принцесс Лей?




Комментируя процесс создания характеров «звездной» саги, Джордж Лукас говорил о том, что прототипом Леи стали мексиканские женщины-революционерки ХХ века, поддерживавших Панчо Вилья. Однако эта информация не совсем корректна: мексиканки никогда не носили таких причесок или чего-то, похожего на стиль Леи. А вот с женщинами народа хопи у телевизионного образа намного больше общего.




Хопи населяли Америку с давних времен и организовывали первые поселения на территории современного штата Аризона. На протяжении столетий они занимались земледелием, многое в их культуре, традициях и религиозных верованиях посвящено теме земледелия, они прославляли богатый урожай и плодородную землю. Они старались привлечь дождь, когда наступал период засухи. Их танцы, бижутерия, керамические изделия и даже их прически – во всем была воплощена идея цикличности и натуральных форм.



Такие прически носили незамужние девушки. Заплетали такие косы во время обряда инициации, который сопровождался сортировкой кукурузы. В этот день девушке также давали новое имя. Прическа становилась символом того, что девушка на выданье, а также готова стать матерью. Прическу девочке заплетала ее мама: она накручивала пряди волос вокруг специального деревянного круга, а после – убирала «каркас».





Прически народа хопи стали популярны после того, как первые этнографы в начале ХХ века во время экспедиций делали фотографии женщин. В 1920-е годы стиль причесок хопи стал настоящим фэшн-трендом. Этнический стиль любили западные феминистки.