История создания одежды для новорожденных. История детской моды. Игра «Стань на время жителем Древней Греции»

Ранее, во все времена детская одежда была точной уменьшенной копией взрослой. В конце 18 века одежда детей не отличалась разнообразием. Одежда юношей и девушек шили из похожего материала, в одном фасоне. Делали их одинаково: шили гладью кружево, шнуры, делали аппликацию. Детские костюмы часто шили из бархата и отделывали белыми воротничками или жабо. В XIX в. интерес к проблемам детской одежды не ослабевал. Но в начале 20 века известная в тех кругах модельер Жанн-Мари́ Ланве́н навсегда перевернула представление о детской одежде. Жанна, которая шила в те времена популярные женские шляпы и платья, стала шить маленькие модные платья для своей маленькой дочери Маргарет.

Жанна не выдумала что-то экстраординарного, а просто шила удобные платья для различных подвижных игр, позволяющую двигать ручками и ножками. Вскоре эти наряды стали востребованы среди мамочек и в 1908 году Жанна представила первую детскую коллекцию на показе мод.


Однако сегодня многие западные государства продолжают ценить эксклюзивную работу (Hand Made). Современные вещи функциональны, практичны и очень разнообразны. Силуэты в основных чертах повторяют взрослые модели. Используются в основном натуральные и инновационные ткани. Экономический кризис стал причиной того, что детские платья для праздника, представленные в последних коллекциях адаптированны так, что бы их можно носить каждый день. Также “уличная” одежда для девочек, много деталей взяла от гардероба мальчиков.


Детская мода в XXI веке стала экологичной, а за счет многообразия стилей и большого ассортимента одежды отражает прежде всего индивидуальный стиль родителей и их детей.


История детской одежды

Детская мода сделала свои первые, очень робкие шаги более 200 лет назад. Родилась она в Англии и начала с претворения в жизнь призыва . Жана-Жака Руссо «Назад, к природе». Родители решили, что детей нельзя одевать как взрослых, омрачая этим их самые радостные годы. И мальчишки меняют тесную офицерскую униформу на пиджак. Девочки избавляются от тиранства корсетов и неудобных кринолинов, отныне они вслед за маленькими англичанками будут носить свободные муслиновые платьица с пояском. Увлечение новой удобной, легкой одеждой сделало жизнь детворы значительно проще. Немного позже мальчишки с удовольствием воспримут широкие матросские брюки и модные вплоть до нашего времени матросские воротники. Волосы их уже не задыхаются под париками, а свободно вьются по плечам и обрамляют лицо. Так было в 80-х годах XVIII века...

Пляжный ансамбль 1809 г

А до этого одежда на щадила и детей. Грудного ребенка закутывали в пеленки так, что он был похож на мумию. Считали, что так он будет вне опасности простудиться и пораниться. Но, кроме того, детей пеленали и с целью помешать двигаться - родители были убеждены, что движение в этом возрасте деформирует кости... Только после Первой мировой войны, когда современные понятия о гигиене и здоровье начали пробивать себе путь, новорожденные «официально» получили право двигать руками и ногами. Вместо мерзких пеленок им начали вязать детскую одежду, и непременно девочкам розовую, а мальчикам голубую.

Для детей постарше освобождение от тирании одежды наступило после Французской революции, с утверждением стиля «ампир». Еще с 1807 года девочкам позволялось носить платьица до колен - с потайными штанишками, которые кокетливо выглядывали из-под юбочек.

Кружево и воланы. 1850 г .

Такие штанишки им пришлось носить еще долгие годы... С 1845 года девочки уже носили под кринолинами юбки, а мальчики выглядели как девочки - носили короткие туники, из-под которых были видны штанишки, также украшенные воланами. Кроме этого, они носили обувь на высоком каблуке с пуговицами, а позже - русские рубашки и шотландские юбочки.

С 1869 до 1875 г. девочки, как и их матери, вынуждены были носить смехотворный турнюр - целую конструкцию из слоновой кости или подушечку под многочисленными воланами и складками на юбке, а поверх всего этого - жакет, чтобы придать женщине «вполне благопристойный» вид.

В середине XIX века появилась детская одежда, которая до сего дня остается любимой и модной - матросский костюмчик.

К 1890 году дамы еще защищались от солнечных лучей с помощью широкополых шляп и кокетливых зонтиков, но и взрослые, и дети уже начали наслаждаться солнцем и прогулками по берегу моря. Наступило время целомудренных купальных костюмов с длинными рукавами и штанинами, а также туник. Спорт становится частью жизни, и перед детьми открывается невиданная свобода. В прошлом одному портному риходилось обшивать не только все семейство, но и кукол детей - куклы должны были быть одеты, как люди. Но во второй половине XIX века начала бурно развиваться легкая промышленность, торговцы обращали все большее внимание на детскую моду. Появились магазины детской одежды и сразу же начали процветать. Даже высокая мода заинтересовалась этим вопросом.

Первым детским модельером стала Жанна Ланвен - первая женщина, открывшаядверь в мир Haute Couture. На клиенток произвел впечатление тот факт, что ее обожаемая дочь Маргарита всегда была чудесно одета, и они уговорили ее шить и для их детей.

Безумные двадцатые годы двадцатого столетия освободили и родителей, и детей от тирании «общепринятых норм» ношения одежды. «Американское платье» - воздушное платьице с двумя отверстиями для рук, а также короткая пелеринка стали криком моды. Талия - свободна, ноги - открыты, легкая ткань ласкает кожу. Но самая большая перемена началась со Второй мировой войны. Девочки в первый раз натянули брюки. Равноправие между полами в области одежды затронуло и детскую моду. Сегодняшние дети любят детали - кармашки, пуговицы, но любят и удобство. Девочки снова тянутся к романтичным платьицам, а мальчики как огня сторонятся всего того, что, по их мнению, является «девчачьим». Как и во все времена, родители стремятся одевать детей красиво и прививать им хороший вкус.

Форменное великолепие

В дореволюционной России существовало чрезвычайно уважительное отношение ко всяким униформам - на то были свои исторические причины, порожденные реформами петровского времени. В гардероб ребенка обязательно входила форменная одежда. Вот один из примеров - записи из приходно-расходной книги ростовской помещицы 40-х годах XIX века говорят о том, что для подрастающего сына Миши покупались дорогие костюмы. Когда мальчику исполнилось 4 года, он получил парадный костюм, состоящий из платья, шляпы, парика и шпаги (86 руб.). В пять лет ему были приобретены «платье казацкое» и «платье гусарское», каждое стоимостью в 100 рублей.
Одежда для учащихся школ, гимназий, училищ не избежала сложившейся традиции. Дети носили форму не только в учебное время, но и в театр, в гости, на праздники и балы. У гимназисток была повседневная и парадная форма (белый передник, пелерина или подобие большого белого воротника-косынки с воланами и кружевом). Девочки 15-16 лет использовали любую возможность, чтобы блеснуть во взрослой одежде.
В знаменитом французском интернате для девочек в Сен-Сире, и в Смольном (многие его обычаи заимствованы у Сен-Сира) каждому «возрасту» был присвоен свой цвет платья: для воспитанниц 6-9 лет - коричневый (кофейный), 9-12 лет - голубой, 12-15 лет - серый и 15-18 лет - белый. В Смольном такие цвета имели парадные платья учениц, сшитые из шелка. В обычные дни носили платья из камлота, выписываемого специально из Англии. Есть предание, что костюмы учениц придумала сама Императрица Екатерина II. Девочки первых трех возрастов носили белые передники, старшие - шелковые зеленые, а на шее - ленточку цвета, выбранного их благотворителем. Особый статус был у пансионерок, которых содержали на деньги Императрицы - они носили зеленые платья с белой пелериной. До 12 лет девочкам коротко подстригали волосы.

Спорт и дети

Влияние спорта в конце XIX века стало настоящим спасением для детей. С уходом корсета исчезли чрезмерно стройные талии, но вместе с ними и мигрени, и нездоровый цвет лица. Впервые за многие века «маленькие взрослые» получили свободу движения и самовыражения. Теннис, коньки, велосипед, гимнастика, плаванье - вот немногие из популярных видов спорта тех лет.

С развитием железных дорог, стало модным выезжать на воды, появились первые курорты, куда отправлялись целыми семьями. Портные разработали специальную одежду, свободную для движения, облегченную и скромную. Для девочек и их мам предложили своеобразные туники, стянутые поясом и панталоны ниже колен. К такому наряду прилагались черные купальные чулки и легкая обувь. Ансамбль заканчивался головным убором. В начале двадцатого века девичий купальный костюм стал цельнокроеным, более блузообразным в верхней части, талия подчеркивалась кушачком. Для детей купальный костюм выполнялся из светлых хлопковых материалов.
Повсеместное развитие физической культуры в первой половине XIX века в Западной Европе (Дания, Швеция, Франция, Германия и др.) тоже предполагало наличие специальной одежды. Тогда появились первые учебные заведения для подготовки учителей гимнастики. В России это произошло в середине XIX в. В военных учебных заведениях, например, в Стрелковой офицерской школе, в фехтовально-гимнастических кадрах (курсах) в Петербурге. В 1896 П.Ф. Лесгафт организовал в Петербурге специальные курсы воспитательниц и руководительниц физического образования.
Развитие спортивного платья двигалось по тому же принципу, что и купальный костюм. Верхнее платье с узким лифом, но с укороченным рукавом комплектовалось обязательными штанишками ниже колен, под которые одевались чулки. В дальнейшем верхняя часть костюма стала более свободна, а в последствии свободный лиф стали объединять с очень широкими шароварами. Но сколько столетий прошло, пока дети получили такую долгожданную свободу!

Детский праздник в столице Российской Империи - в Рождество 1913-1914 гг

Дети в Стране Советов

В неспокойный XX век в России идеализированный образ ребенка полностью поменялся. И не только образ. Дети перестали быть ангелочками, они превратились в младших товарищей. Ведь главной задачей молодой советской власти было создание нового человека с новым мышлением, новым сознанием и… новым телом.
Крепкое загорелое тело строителя коммунизма не признавало понятия пола. Мы до сих пор встречаем в произведениях советского реализма эти образы. Эта идея отразилась и на детях. Вспомните советские фильмы 30-х годов, девочки и мальчики в одинаковых белых рубашечках и панамках, свободных шароварах маршируют под дробь барабана. Идея сама по себе замечательная, ведь после многолетних «оков» одежды, свободные маечки и трусики, в которые одели детей, как нельзя отвечали гигиеническим требованиям. Но детское белье сразу потеряло свое лицо, свою особую эстетику и уникальность. Остался лишь голый функционал.
Стиль под названием «советское белье» появился не сразу, он оттачивался десятилетиями. Казарменный, унифицированный и милитаристский. Исчез социальный символизм, так как было провозглашено равенство классов. Массовое унифицированное производство породило этого некрасивого ребенка, без всяких признаков на пол, эксклюзивность и приватность. Правительство СССР раз в 5 лет решало, какие детские модели будут шить и какие нововведения должны быть, чтобы выполнить пятилетку, какие размеры могут быть, вплоть до кол-ва пуговиц на детском белье. И производство давало. Над образом советского человека работали целые проектные бюро. Унификация и стандартизация - вот основные постулаты в белье, задушившие все остальные.

Эта идея особенно была сильна в 20-30-40-м военных годах при попытке создания коллективистского общества. Но в первые десятилетия после утверждения Советской власти что-то из детского белья предыдущей поры, конечно же, сохранилось. Малышей еще по-прежнему одевали в вещи сделанные до революции или частным образом. Но нужно признать, что фабрики, например, «Мосбелье», в какой-то степени сохранили в своем ассортименте «дореволюционные модели».
Такой был контраст между коллективистским идеалом, одинаковой одеждой и тем, что люди носили на самом деле, что-то как раз очень приватное, очень разное. А практика сохранения детских вещей жива и по нынешний день. Распространенная в советской культуре, она приближала обычные вещи к статусу реликвий.
Одним из ее проявлений является «донашивание». Особенно часто в практику передачи вещей по наследству включалась детская одежда и белье - дети «вырастают». Но вот пример, как на это реагировали сами дети. Моя хорошая знакомая, будучи девочкой, боролась как могла с этим явлением, донашивая одежду старшей сестры, а особенно колготки. Она разрезала их ножницами и выбрасывала в мусор, утверждая, что они износились. Ее мечтой стала собственная красивая одежда.

Многие 50-летние помнят, конечно, и детский лифчик, простой, с пристегивающимися чулочками. Его носили и мальчики, и девочки в детском саду. Причем женские чулки пристегивались спереди и сзади, а детские - только спереди. Они всегда провисали, чуть ли не до колен, а и из-под штанишек и юбок всегда торчали голые ноги. Это выглядело очень не эстетично и психологически многих травмировало. Поэтому некоторые проявляли не дюжинную смекалку, прибегая к «непреднамеренным социальным изобретениям». Примером могут служить «эрзац-колготки» - сшитые вместе чулки и трусы.

К слову сказать, чулки были страшно неудобной одеждой. Постоянно отстегивались или «выглядывали». А колготок промышленность в тот период не предлагала. Кроме того, чулки носили на круглых резинках, очень неудобных, натиравших кожу, но бывших большим дефицитом.

О появившихся позже детских колготках тоже можно вспомнить много интересного. Например, в условиях тотального дефицита не всегда можно было найти необходимый размер. Поэтому покупали имеющийся, а потом удлиняли! Для этого колготки распускали по петельным столбикам с определенной периодичностью и удлиняли на нужную величину.
Другой оригинальной находкой «народного дизайна детского белья» выступала майка, перешитая в купальник для ребенка: по нижнему срезу в нужном месте которой был проложен шов или пришиты плоские бельевые кнопки.

С нехваткой белья и ситуацией дефицита справлялись традиционно: с помощью спиц и швейной машинки. Теплое белье для малышей вязали. А первые рубашечки шили из выношенной хлопковой ткани. Вообще опыт изготовления белья был в каждой семье, как и машинка Зингер. Приобрести навыки по шитью позволяли школы, кружки или курсы кройки и шитья, которые функционировали в Советской России начиная с 1920-х годов. Со временем мастерство рукоделия вошло в обязательную школьную программу для девочек. Умение шить прививалось на уроках в школе не только в годы дефицита, но и в период «оттепели», когда проблемы с доступностью товаров стали менее актуальными. Что характерно, на этих уроках сначала учили шить трусы и ночные рубашки, а потом все остальное. Вот, например, книжка «Рукодельница» 1950 года учит: «Каждая девушка должна уметь шить себе бюстгальтер и трусы».
Мне кажется, что именно после войны сохранилась традиция утеплять свой быт. Мамы и бабушки говорили, что самое главное - это носить рейтузы. И детство всех девочек того поколения прошло в ужасе от этих слов и самого предмета обсуждения. Тут надо сказать отдельное спасибо китайским товарищам, фабрика «Дружба» предлагала очень симпатичные теплые панталоны, которые, от стирки к стирке сохраняли свой цвет и качество.
Что касается затронутой темы импортного белья, то много импортного детского белья попадало в СССР из стран Варшавского договора: Восточной Германии, Чехии и т.д. Доблестные жены военных, приезжая в отпуск на родину, привозили полные чемоданы детской одежды и белья. Понятное дело, что качество этих вещей очень отличалось от «совкового», за этим бельем тщательно ухаживали и передавали из рук в руки. А порой и продавали, даже ношенное.

Многие, наверное, помнят, что Советская пионерская мораль запрещала девочкам, например, под школьной формой что-то более женственное, нежели маечку и трусики. За комбинацию могли вызвать в родительский комитет и отчитать. А уроки физкультуры? Кто не помнит этих хлопчатобумажных трико со штрипками фиолетово цвета. У них оттягивались коленки, они жутко линяли при стирке, а неопытная прачка могла запросто испортить всю остальную одежду этой фиолетовой синевой. Позже мальчишки из старших классов носили их под брюками вместо колготок. Кальсоны для мальчиков уже были на задворках истории, а колготки уже не позволял носить статус взрослеющего мальчика.
Мое же поколение долго не вылезало из маечек и топиков, игнорируя «взрослое белье» - бюстгальтер, хотя формы давно уже вышли за параметры детских. Думаю, это было вследствие начинающихся перемен: перестройки, музыки Новой волны, а может и быть и банального дефицита. Но я помню, с каким удовольствием моя подруга с 12 лет носила бюстик отечественного производства из хлопка на каркасах в цветочек. Чуть позже очень модным считался бюстик с застежкой спереди, прозванный «Анжеликой». И наша подростковая субкультура утверждала, что только такой бюстик должен быть у взрослеющей девочки… или никакого вообще. Первый мой «взрослый» комплект белья был черного цвета с кружевом. Фирма Lauma, 90-й год... И чувствовала я себя совершенно взрослой.
Эпоха Советского периода сложна, интересна и неоднозначна. Идеи равенства и братства, тотального спорта во многом может быть были хороши. Но как я рада, что современные детки имеют то, чего были лишены их бабушки, мамы - разнообразия, удобства и индивидуальности.

Если говорить о моде вообще, то появление и развитие её идёт ногу в ногу с человечеством. Мы даже не задумываемся, что для большинства из нас это очень важно соответствовать ей, и от моды многое зависит, ведь внешний вид человека - первое, о чём судят. Но детская мода понятие сравнительно молодое. Так как появилось в XIX веке, а до этого одежда детей была копией одежды для взрослых (приложение 1, рисунок 1 ).

Когда мы смотрим на изображения детей из прошлых столетий, мы часто восхищаемся, как красиво они были одеты, много рюш, оборок, красивые платьица и чудесные причёски с золотыми локонами. Да красиво, но эти наряды были уж очень неудобны, детям надевали корсеты и множество юбок. Детская одежда была взрослых фасонов, точнее она полностью повторяла взрослую одежду до мелочей. Можно говорить только в древнем Египте поступали иначе, там вообще дети не носили одежды до юности. С точностью проследить, как меняется детская одежда невозможно, так как в Средних веках очень редко изображали детей.

Со времен Средневековья детей было принято туго пеленать, поэтому одежда для детей представляла собой кусочек материи (приложение 1, рисунок 2 ). Когда же ребенок становился взрослее, подрастал, то его одежда состояла из простой туники или же из свободно ниспадающего платья. При этом не имело значение, какого пола ребенок мальчик или девочка (приложение 1, рисунок 3 ) .

Начиная с XVII века стали появляться украшения в виде вышивок на одежде, предназначенной для детей. В основном вышивками украшали рубашки, передники и чепчики. В это же время туго пеленать младенцев уже перестали ((приложение 1, рисунок 4 ).

В XVIII веке люди начали думать, что для хорошей фигуры и форм тела детям с года нужно носить тугой и жесткий корсет. Корсеты исчезли полностью только после первой мировой войны в 1914 году. Также в последнюю четверть этого столетия появились панталоны, они стали незаменимой частью внешнего гардероба. Они выглядывали из-под платья. Панталоны одевали как мальчики, так и девочки. Мальчики могли их не надевать только с 5 лет. А после семи лет мальчики также могли не надевать корсет и нижнюю юбку, то есть их уже одевали в мальчишескую одежду. А девочки так и продолжали одеваться, копируя одежду своих мам .

Прорыв в детской моде произошел в XIX веке во времена Французской революции, когда модным был стиль «ампир». Он напомнил античный мир, девочки под платьями носили только рубашку без рукавов, а мальчики рубашку с кружевами и штаны. Для девочек появились легкие платья с поясами, а для мальчиков были разработаны пиджаки. В этот период времени стал моден стиль ампир, когда девочки носили платья до колен с выглядывающими панталончиками из-под платья, а мальчики носили штаны с воланами и короткие туники (приложение 1, рисунок 5,6 ). Так же в это время появилась одежда для детей, разделенная по цветовой гамме. Для девочек была модно одежда розового цвета, а для мальчиков - голубого. В середине XIX века стал моден матросский костюмчик, который пользуется популярностью до сих пор (приложение 1, рисунок 7 ). К концу XIX века детская одежда начала напоминать современную одежду. Дети надевали тематические и специализированные костюмы - для купания, для игры в теннис, для верховой езды, для гимнастики. Одежда стала ярче, нарядней, легче и комфортней. Её стали отделывать кружевами и вышивкой, особенно красивым вышитым было бельё (приложение 1, рисунок 8 ) .

Начиная с середины XX века, начинают сглаживаться различия между одеждой для мальчиков и девочек. Девочки уже носят брюки. Среди модных тенденций: яркие футболки, удобные ботинки без каблучков и джинсы. Одежда пользуется популярностью т.к. очень удобна для активного образа современных детей (приложение 1, рисунок 9 ).

А уже в XXI веке модные тенденции детской одежды претерпели значительные изменения. Одежда становится очень яркой и разнообразной. Модной считается одежда с детскими аппликациями. Отдельно разрабатывается одежда для торжеств и праздников: бальные платья для девочек и строгие костюмы с бабочкой для мальчиков. Большее внимание уделяется аксессуарам в детском наряде - теперь можно специально купить сумочку для девочки к ее торжественному платью. Сейчас родители начинают более тщательно следить за модными тенденциями не только во взрослой одежде, но и в детской.

Несмотря на то, что детство - самое насыщенное, самое наполненное открытиями и впечатлениями время в жизни человека, детская мода менее изменчива по сравнению со взрослой одеждой. Достаточно вспомнить платья фасона «принцесса» или тот же матросский костюмчик, которые до сих пор являются частью детского гардероба. Глядя на многие платьица начала XX века, можно представить любую из современных девочек - дошкольниц, одетую точно так же. Рукав - фонарик, юбка «солнце-клёш», разноцветные ленты в волосах - этот образ красивой девочки одинаково применим и в современной жизни.

Из выше изложенного, можно сделать вывод, на протяжении последних столетий изготовление детской одежды представляет собой целую индустрию легкой промышленности. Она стремиться быть яркой, практичной и комфортной, и в то же время остается более консервативной.

Привычная сегодня праздничная одежда для детей как отдельная категория моды появилась не так давно. Дело в том, что сначала детские платья представляли собой точные, только уменьшенные копии взрослых нарядов. Соответственно, при крое совершенно не учитывались ни особенности детской фигуры, ни потребности детей в подвижных играх. Представьте себе трехлетнюю малышку, которая была вынуждена носить корсеты, потому что так было модно. А мода на парики? Тоже совершенно неудобные изделия для детей!

Детская мода сделала свои первые, очень робкие шаги более 200 лет назад. Появилась она в Англии, за основу создания платьев был взят мотив Жана-Жака Руссо «Назад, к природе». Родители решили, что детей нельзя одевать как взрослых, омрачая неудобными вещами самые радостные годы. Девочки всего мира, наконец, избавляются от тиранства корсетов и кринолинов, - отныне они вслед за маленькими англичанками носят свободные муслиновые платьица с пояском. Появление новой, удобной и легкой одежды сделало жизнь детворы значительно проще и веселей!

Чтобы понять, насколько изменилась со временем детская мода, можно вспомнить картины, датированные 15-16-м веками. Девочки, изображенные на них, одеты в тяжелые, объемные платья, широкополые шляпы и длинные плащи из парчи или других изысканных тканей. И такую неудобную одежду девочкам приходилось носить с двух лет! Речь, конечно, идет об отпрысках знатных, богатых семей. Дети бедняков носили одежду попроще, правда, особенно удобной ее тоже не назовешь.

В конце 18-ого века у детских платьев, наконец, исчезают кринолины. Теперь девочки носят свободные наряды из муслина. Во второй половине 19-ого века благодаря бурному развитию легкой промышленности произошла настоящая революция в мире тканей. Новые материалы нашли применение и в области пошива детской одежды.

К 1890 году и взрослые, и дети уже начали наслаждаться солнцем и прогулками по берегу моря. Наступило время целомудренных купальных костюмов с длинными рукавами и брючинами, а также время туник. Спорт становится частью жизни, и перед детьми открывается невиданная свобода. Именно в это время появляются первые магазины детской одежды, в которых широко представлены изящные и удобные платья и другая одежда для девочек.

Первым детским модельером стала француженка Жанна Ланвен – первая женщина, открывшая дверь в мир Haute Couture. На клиенток произвел впечатление тот факт, что ее обожаемая дочь Маргарита всегда была чудесно одета, и они уговорили Жанну шить и для их детей.

Двадцатые годы двадцатого века освободили и родителей, и детей от тирании «общепринятых норм» ношения одежды. Но самая большая перемена случилась во Вторую мировую войну. Девочки в первый раз надели брюки. Равноправие в области одежды затронуло и детскую моду.

Сегодняшние девочки снова тянутся к романтичным платьицам, грезя о сказочных принцессах. Конечно же, в наши дни праздничные платья шьются с учетом всех потребностей юных леди и обеспечивают максимальный комфорт на протяжении всего дня. Легкие материалы, удобные конструкции, регулировка размера за счет пояса и обязательное наличие внутренней хлопковой подкладки делают платья из коллекции Perlitta желанными как для детей, так и для их мам. Ведь сейчас, как и всегда, родители стараются одевать детей красиво, прививать им хороший вкус, заботясь об их здоровье и комфорте.

История возникновения и развития одежды

Археологические раскопки показывают, что одежда появилась на самых ранних этапах развития человеческого общества (40-25 тысяч лет тому назад). Обувь возникла гораздо позже и была распространена в меньшей степени, чем другие элементы костюма.

Одежда, как и всякий предмет декоративно-прикладного искусства, сочетает в себе красоту и целесообразность. Защищая тело человека от холода и жары, атмосферных осадков и ветра, одежда выполняет утилитарную (практическую) функцию; украшая его - эстетическую функцию.

Самыми древними видами «одежды» являются раскраска и татуировка, которые выполняли те же защитные функции, что и одежда, покрывающая тело. Об этом свидетельствует тот факт, что раскраска и татуировка распространены у тех племен, которые и в наше время обходятся без любых других видов одежды. С практической целью защиты от непогоды и укусов насекомых человек в глубокой древности обмазывал свое тело глиной, сырой землей, жиром. Затем к этим смазкам добавлялись растительные краски - охра, сажа, кармин, индиго, известь, и тело уже с эстетической целью раскрашивалось различными способами и цветом. Грим (смесь жира с краской) был известен уже в каменном веке: в палеолите люди использовали около 17 красок. Раскраска тела и лица была магическим обрядом, часто являлась признаком взрослого мужчины-воина и впервые наносилась во время обряда инициации (посвящения во взрослые полноправные члены племени). Раскраска несла и информационную функцию - сообщала о принадлежности к определенному роду и племени, общественном положении, о личных качествах и заслугах своего обладателя.

Со временем непрочная поверхностная окраска сменилась татуировкой, при выполнении которой слой краски пропускается под кожу в виде различных узоров. Татуировка, в отличие от раскраски, была постоянным украшением и также обозначала племенную принадлежность и социальное положение человека, а также могла быть своеобразной летописью индивидуальных достижений в течение жизни. Окраска тела, татуировка были прямыми предшественниками одежды. Однако и с появлением одежды из волокнистых материалов они продолжают оставаться в костюме, выполняя иллюзорную и эстетическую функции. Узоры татуировки впоследствии переносились на ткань. Так, разноцветный клетчатый узор татуировки древних кельтов остался национальным узором шотландской ткани.

Форма тела, климат и образ жизни человека определили первые примитивные виды одежды, которая всегда была приспособлена к климатическим условиям местности. Поэтому в разных регионах она резко отличалась формой и материалом: у жителей зоны тропических лесов это набедренная повязка, передник, накидка на плечи, а в холодных арктических областях - меховая одежда, закрывающая все тело. Для защиты от холода люди сначала шкурами обматывали отдельные части тела и обвязывали веревкой, а затем научились скреплять отдельные части одежды ниткой из жил или растительных волокон в одно целое. Главным инструментом для шитья стала острая кость, т.е. рыбья игла. Позднее человек научился делать пряжу из льна и хлопка, шерсти и вырабатывать ткань.

Немаловажное значение имели украшения, которые выполняли не только эстетическую функцию, но и информационную, являясь у некоторых народов своеобразными письменами. Так, например, при отсутствии письменности, у южноафриканского племени зулу были распространены «говорящие» ожерелья.

Особое значение имели прическа и головной убор, так как считалось, что волосы обладают магической силой (главным образом длинные волосы женщины; поэтому у многих народов существовал запрет для женщин показываться на людях с непокрытой головой), так как в них сосредоточена жизненная сила. Изменение прически всегда означало изменение общественного положения, возраста и социально-половой роли. Головной убор, возможно, появился как часть церемониального костюма при проведении ритуалов у правителей и жрецов. У всех народов головной убор был знаком священного достоинства и высокого положения.

Судя по археологическим данным, сшитая одежда появилась уже в эпоху верхнего (позднего) палеолита (35-8 тыс. лет до н.э). Так, в 1964 г. экспедиция О.Н. Бадера на стоянке Сунгирь (близ Владимира) обнаружила погребение пожилого мужчины, умершего 23 тыс. лет назад . Археологам удалось реконструировать его одежду, которая состояла из короткого плаща, кожаной или замшевой рубахи с длинными рукавами, без разреза спереди, надевавшейся через голову (такие рубахи - малицы, или анораки - и сейчас носят народы Арктики), и длинных кожаных брюк, сшитых вместе с кожаной обувью типа мокасин. Вся одежда была богато отделана бусами из бивня мамонта, общее количество которых превышало 3000. Уникальные скульптурные изображения женщин, одетых в меховые «комбинезоны» с капюшонами, были найдены на сибирских палеолитических стоянках Буреть и Мальта.

В эпоху неолита человек научился прясть, ткать и вязать. В этот период он располагал уже целым набором различных предметов одежды, сделанных как из шкур животных, так и из разных тканей. Получить представление о гардеробе человека того времени помог учёным мумифицированный труп Этци - охотника бронзового века, найденный в 1991 году в Этцальских Альпах (на границе между Австрией и Италией) . Верхней одеждой ему служил плащ без рукавов, достигающий середины бедра, сплетённый из травяных волокон (такие плащи местные пастухи носили ещё в ХХ в. н.э.). Под плащом находилась одежда, выполненная из козьих шкурок - безрукавка длиной до колен, сшитая сухожилиями, длинные гетры и набедренная повязка, которая опоясывала тело и пропускалась между ногами. Безрукавка была в нескольких местах заштопана нитками из волокон жёсткой травы. Одежду Этци дополняли меховая шапка, завязанная двумя ремешками под подбородком, и высокие башмаки из меха и замши, утеплённые внутри слоем сена (своего рода доисторические снегоступы). Значение этой находки трудно переоценить - впервые в истории археологии в руки исследователей попал столь полный комплект одежды обычного человека эпохи неолита, причём одежды повседневной, отражающей потребности, вкусы и привычки людей конца каменного века.

Рисунок 1 - Реконструкция человека эпохи неолита

Одежда Древнего Египта относится к числу древнейших. Представление об основных ее типах и формах дают рельефные изображения и фрески, скульптура древней цивилизации. Так, одеждой мужчин всех сословий был драпированный передник треугольной или прямоугольной формы - схенти . Женщины носили калазирис - прямая рубаха на бретелях, которая представляла собой прямоугольный кусок материи, обернутый вокруг фигуры и закрывающий тело от груди до щиколоток. Форма платья была одинаковой и для царицы, и для рабыни. Сословные различия выражались в качестве тканей и наличии украшений. В период Нового царства (около 1580-1090 гг. до н. э.) классовые различия в одежде стали более заметными. Аристократический костюм этого времени характеризуется тонкими тканями, обилием золотых и эмалевых украшений. Калазирис, который носили женщины, стали носить и мужчины. Видоизмененный мужской калазирис - это узкая и длинная рубаха, выполненная из сложенного вдвое прямоугольного полотнища ткани с прорезом для головы, сшитого по бокам до линии проймы. Сверху надевали одну или несколько плиссированных юбок, а на плечи покрывало. Для воинов был предписан передник и кожаный нагрудник. Обувь у египтян была очень простой - сандалии, состоящие из кожаной подошвы и нескольких охватывающих ногу ремней. Женская обувь не отличалась от мужской.

И мужчины, и женщины носили парики из овечьей шерсти или из растительных волокон, предохраняющие голову от жары. Знать надевала длинные парики с многочисленными косичками, крестьяне - маленькие парики или шапочки из льняной ткани, женщины высших сословий украшали головы сложными прическами. Мужчины брили бороды, но надевали иногда искусственные, обычно из шерсти, покрывая их лаком. Знаком могущества фараона была золотая борода в форме треугольника или куба, ее крепили на ушах, подобно дужкам современных очков.

Одежда древних жителей Арабского Востока отличалась от египетской. В жаркой и сухой Аравийской пустыне бедуины укрывались от зноя и песка покрывалом. Это был четырехугольный кусок ткани белого или голубого цвета, украшенный по краю каймой или бахромой. И мужчины, и женщины укутывались покрывалом, прикрепляя его на лбу тесьмой и перекидывая через голову назад, закрывая спину, плечи, а при необходимости и все тело. Под покрывалом мужчины бедуины носили широкую и длинную рубаху. Она состояла из двух полотнищ, сшитых по плечам, и открытых по боковым сторонам; подвязывали рубаху на талии шнурком. Позже арабы заимствовали ту или иную одежду у покоренных народов. Позаимствованные азиатские штаны стали единственной частью одежды, общей для всех арабов. В Азии и Египте арабы носили штаны, белую рубаху с длинными, широкими рукавами и узорчатый кафтан, подвязанный пестрой шалью на талии, а сверху распашной халат, подпоясанный кушаком. На ноги надевали сразу две-три пары башмаков из сафьяна красного, желтого и др. цветов. Голову украшала чалма или шапка.

Самая древняя греческая одежда возникла под египетским влиянием и представляла тяжелую драпировку, скрывающую человеческое тело - пеплос , представляющий собой кусок ткани, сколотый на плечах, который подпоясывался под грудью, а иногда еще по талии или по бедрам, образовывая напуск. По канонам того времени платье не кроили. Кроеного костюма в нашем понимании древние греки не знали. Основой античного костюма был прямоугольный кусок ткани, задрапированный на теле и закрепленный на плече фибулой. Основным сырьём для изготовления одежды служили лён и овечья шерсть. Одежду украшали вышивкой (иногда - полностью, чаще - по краям, в виде каймы); вышивку могли дополнять нашитыми золотыми пластинками или бляшками.

Позже появился другой вид мужской и женской одежды - хитон , вытеснивший пеплос. Мужской хитон делали из одного куска; вырезали по поперечному сгибу ткани отверстие для головы; боковые стороны сшивали, оставляя отверстия для рук. Хитон подвязывали поясом, формируя напуск и равномерно распределяя складки вокруг торса.

Поверх хитона надевали гиматий - своего рода плащ, который представлял собой отрез шерстяной ткани, достигавший 1,7 метра в ширину и 4 метров в длину, задрапированный вокруг фигуры. Наиболее распространённый способ драпировки заключался в следующем: ткань набрасывали со спины на левое плечо так, чтобы она закрывала левую руку и спадала вниз на 1/3 своей длины. Оставшуюся ткань пропускали под правой рукой, прикрывая тело спереди, а затем закидывали конец через левое плечо назад. По традиции, гиматий должен был спускаться ниже колен, но не доходить до лодыжек. Его никогда ничем не скрепляли, а чтобы он не соскальзывал при движениях, в его край зашивали небольшие свинцовые грузики.

Еще одним видом одежды древних греков была хламида . Она тоже имела прямоугольную форму, но была меньшей длины, чем гиматий, и скреплялась пряжкой на одном плече. Ее края украшали орнаментальными полосками. Свободные концы хламиды спадали красивыми складками - фалдами, оставляя одну руку открытой. Хламиду юноши-спартанцы надевали прямо на тело, ею прикрывались воины в походах.

Женская одежда по форме была похожей на мужскую: женщины носили те же хитон и гиматий. Разнообразие достигалось за счет различных деталей: хитон мог быть с отворотами у горловины, с застежкой или без нее, с драпировками в передней части, ниже линии плеч.

В качестве обуви греки носили сандалии, а также мягкие кожаные полусапожки и высокие сапоги, состоящие из подошвы и кожаных голенищ, закрывавших ногу сзади, а спереди стянутых шнуровкой. Пальцы и в сандалиях, и в сапогах были открыты. Гречанки носили сандалии и мягкие туфли; бедняки, как правило, надевали постолы - туфли, шитые из кожи.

Одежда древних римлян , как и греков, представляла собой драпировки из шерстяной ткани или льняного полотна. Римскую тунику носили и мужчины, и женщины. Туника - рубаха с короткими, иногда длинными рукавами, круглым или квадратным вырезом горловины. Поверх нижней туники мужчины надевали верхнюю одежды - тогу , которая стала национальной одеждой римлян.

Тога состояла из куска ткани, вырезанного в виде полукруга или эллипса, и сложно драпировалась, окутывая фигуру. По тому, как была выполнена драпировка, судили о владельце тоги - о его культуре и образовании. Способы ношения тоги, приемы ее драпировки были важными предметами обучения. Тога была официальной одеждой, ношение которой вменялось в обязанность. Это был символ зрелости и принадлежности к римской империи. Иностранцы и рабы не имели права носить тогу.

Знатные римлянки поверх туники надевали столу из тонкого полотна, похожую на широкую юбку, а сверху - плащ, напоминавший мужскую тогу. Верхней одеждой, предназначенной для защиты от холода и дождя, особенно во время путешествий, служила пенула - плащ без рукавов, который носили вместо тоги поверх туники. Пенулу обыкновенно носили также и рабы, которые, благодаря ей, легче выносили удары.

В византийской одежде встречаются все основные предметы римской одежды - тога, пенула, туника, стола и т. д., изменились только названия. Эти виды одежды мало отличались от римской, но их форма преобразилась: исчезли мягкие античные драпировки, одежда стала жесткой, цилиндрической формы. Этому способствовали жесткие парчовые ткани и многочисленная вышивка. С приходом христианской религии античная красота и гармония человеческого облика уступили место новому типу красоты - духовному. Одежда удлиняется, полностью закрывая тело. Голова и лицо становятся центром духовного облика человека. Следует отметить, что византийский костюм оказал значительное влияние на костюм средневековой Европы и, особенно, средневековой Руси. Закрытая одежда соответствовала идеям христианства, а художественная отделка тканей была образом подражания для изготовления одежды знати .

В стиле одежды периода раннего Средневековья лежит стиль, оставшийся европейцам от периода великого переселения народов. Это меховые и кожаные плащи, кожаные и костяные элементы защитной одежды, примитивная обувь и обмотки для штанов. Длинные и короткие туники, надевались одна поверх другой (верхняя, длинная и широкая, была без рукавов, с прорезями для рук, часто отороченными мехом, нижняя - с длинными рукавами, выпускаемыми в прорези верхней одежды). Плащи изготовлялись из шкур или сшитых кусков ткани, сколотых, связанных, прошнурованных, с отделкой и без. Плащ выкраивался в виде полукруга, с помощью шнура, продернутого в специальные дискообразные пластины, удерживался на плечах. Штаны были короткие, до колен, или длинные, прикрепленные обмотками к икрам и заправленные в кожаные чулки или обувь - постолы .

Таким образом, для античного периода вплоть до 10-11 века н.э., для одежды характерен примитивный крой и возникновение одежды двух типов: накладной - без застежки, надеваемой через голову, и распашной - имеющей спереди разрез сверху донизу.

К началу 12 века в западно-европейском костюме одежде происходят изменения, в связи с разделением мужской и женской одежды. В крое платья уже проектируется три шва - боковые и средний шов спинки. Эти швы дают возможность подогнать верхнюю часть лифа по фигуре, а нижнюю часть значительно расширить. Особенно интенсивно развивается конструирование одежды в 13-14 веках. одежда народ история русский

Развитие навыков черчения привело в 14-15 веках к созданию в Западной Европе всех видов кроя, существующих и ныне. Совершенствованию кроя способствовало также постижение пластических свойств тканей и зависимости формы одежды, от расположения нитей на той или иной ее части. В результате возник удлиненный силуэт одежды, характерный для костюма феодалов и горожан.

Мужской костюм этого времени состоял из рубашки, узкой безрукавной куртки, к которой привязывали тесемками узкие, длинные, обтягивающие ноги штаны-чулки -шоссы. Женское платье обрело предельно высокую линию талии, остроугольный (удлиняющий и утончающий фигуру) глубокий вырез, отделанный широким воротником, узкие длинные рукава, драпированную юбку, которая сзади переходила в длинный шлейф. И женский, и мужской костюмы к середине 15 века всецело подчинялись канонам готического стиля . Удлиненные пропорции силуэта одежды, высокий конусообразный головной убор, остроносая обувь делали фигуру зрительно гибкой и динамичной. Крестьянская одежда также находилась под влиянием готического стиля, но грубые ткани, из которых ее шили, делали одежду мешковатой. Костюм крестьянки состоял из рубахи, узкого платья и чепца из толстой шерстяной или холщевой ткани.

В Италии к концу 15 века (эпоха Возрождения) силуэт костюма сильно изменился. Общей особенностью мужской и женской одежды явились спокойные крупные формы с устойчивыми пропорциями. Для женской одежды стали характерны естественно располагающаяся линия талии, пышные рукава, широкая юбка со свободными складками .

Одежда разных исторических периодов - от древних времен до средневековья - отражена на рисунке 2 .




Рисунок 2 - Одежда разных исторических периодов

С 16 века образцом одежды стал испанский костюм на жестких прокладках и металлических частях. Каркасный костюм носили и мужчины, и женщины. У мужчин весь костюм - верхняя куртка и короткие штаны - имел слой ваты и простегивался конским волосом, костюм набивали также сеном, опилками. Гладкую или узорчатую ткань натягивали на выстеганную прокладку. Короткая куртка со съемной баской была похожа на панцирь. Высокий стоячий воротник заканчивался узким белым рюшем у горловины. В 16 веке полоску рюша непомерно увеличивают, превращая ее в громадный белый воротник, заставляющий держать голову постоянно откинутой назад. Плотный или гофрированный воротник (фреза) был так велик, что напоминал мельничный жернов. Такие воротники стоили иногда дороже всего костюма. Поверх плотных, обтягивающих ногу трико надевали громоздкие шарообразные штаны, состоящие из отдельных половинок. Верхней мужской одеждой являлся плащ, подбитый мехом. Головным убором служил плоский, низкий берет, а с середины 16 века - высокая шляпа.

В женской одежде основой каркасного костюма был корсет и юбка на плотном чехле с металлическими или деревянными обручами. В таком костюме и худую, и полную фигуру с помощью корсета доводили до общепринятых норм. Одежда высоко закрывала женскую фигуру, грудь забинтовывали, чтобы не было никаких признаков женственности. Такая же, как у мужчин, высокая фреза удлиняла пропорции женской фигуры.

Для 17 века стал характерным новым художественный стиль - барокко , пришедший на смену искусству Возрождения. Дворянский мужской костюм этого времени состоял из короткой свободной курточки с короткими рукавами, из-под которых спускались рукава рубашки, перехваченные лентами; поверх коротких штанов надевали широкие, отделанные по низу бахромой. В 60-х гг. того же века вместо полуприлегающей куртки появилась длинная куртка с рукавами до локтя, ее носили с узкими до коленей брюками (кюлотами) из бархата, шелка, шерсти. Верхнюю одежду, короткую, свободного силуэта, представляли плащи на яркой подкладке без рукавов, напоминающие накидки, или с рукавами. Мужской костюм дополняли чулки белого, голубого, красного цветов с вышивкой или узором. Обувью служили сапоги с отворотами, полузакрытые туфли с бантами, пряжками. Головные уборы - широкополые шляпы, украшенные страусовыми перьями. Прически в начале 17 века делали из собственных длинных волос, а в конце века их заменили огромные парики.

Женский дворянский костюм менялся не так часто, как мужской. Парадность женской одежды в первой половине 17 века усиливалась введением пышных рукавов и юбки, большого белого воротника, отделанного кружевом. В основе юбки оставался каркас. Но во второй половине того же века каркасная юбка вышла из моды, ее заменила прямая неширокая юбка, спадающая мягкими складками. Верхнее платье из парчи, распашное спереди и сильно приталенное, стали шить с длинными шлейфами. Длину шлейфа определяло общественное положение; его имели право носить только дворянки.

Знатные дамы почти не носили головных уборов. Их прически часто менялись: от гладких, с косами, с локонами и узлом до высоких причесок, состоящих из комбинаций локонов и крахмальных наколок. В конце 17 века высокие прически дополняли проволочным каркасом, на котором укрепляли драпировки из шелкового кружева, а также ленты и искусственные цветы.

18 век характеризуется утверждением стиля рококо , который завершил развитие стиля барокко. В этот период образование единых форм европейского городского костюма протекало особенно интенсивно. В 1770 г. появился узкий, прилегающий к бедрам фрак, родиной которого была Англия. Скошенные борта, узкие рукава и небольшой стояче-отложной воротник фрака придавал мужскому костюму изысканный вид. Под фрак надевали укороченный жилет. Брюки - узкие кюлоты, обувь - плоские туфли с пряжкой и низкими каблуками. Фрак и кюлоты делали из одной ткани, а жилет - белый, с богатой вышивкой цветным шелком. Во второй половине того же века увеличилось количество видов верхней одежды, возникли прообразы пальто. Головные уборы - небольшие шляпы с полями, узкими спереди и загнутыми с боков. Парики завивали в боковой части, сзади их укладывали косичкой с бантом.

В женской аристократической одежде 18 века по-прежнему использовали каркас в форме корзины, покрытой полотняным чехлом. Теперь на его основе был создан женский костюм, отвечающий эстетическим вкусам рококо: платье с крупными формами и низким декольте, обилием кружевных оборок, драпировок, складок и рюшей. Материалом служили легкие ткани (тафта, тонкий атлас). Обувь была на высоких изогнутых каблуках. 18 век стал веком расцвета женских причесок и париков: прически были очень высокими (до 35 см) и сложными, их украшали парусными лодками и фрегатами, корзинами цветов и т.д. .

Таким образом, примерно с середины 16 века до конца 18 века и женская, и мужская одежда была выкроена по фигуре и имела достаточно плотное прилегание, ограничивающее свободу движения, в том числе за счет использования корсетов. Детская одежда была точной копией взрослой одежды, она была тяжелой и неудобной для хрупкого детского тела. Так, девочки, как и женщины, были одеты в платья с плотно облегающим лифом с глубоким декольте и широкой длинной юбкой, носили корсеты на неудобном жестком каркасе из китового уса и туфли на высоких каблуках. Мальчики носили узкоплечие облегающие кафтаны и камзолы, узкие короткие брюки кюлоты, длинные чулки и башмаки с пряжками. Дети, так же как и взрослые, носили парики, густо посыпанные пудрой. Только в конце 18 века, после опубликования французским просветителем Жан-Жаком Руссо своего труда «Эмиль или о Воспитании» (1762 г), где он подробно изложил постулаты детства, выступил против детского корсета и вреда тяжелых и громоздких одежд на ребенка и ратовал за особую, «целебную», одежду для детей, всем стало ясно, что детей нельзя одевать так же как взрослых, омрачая этим их самые радостные годы. Вслед за этим появились легкие платья до колен и панталоны с кружевными воланами для девочек, достаточно просторные короткие брюки и облегченные пиджаки для мальчиков. Пришло понимание того, что одежда ребёнка не должна копировать одежду взрослых. Вместе с тем, и взрослая одежда избавилась от излишней жесткости, стала более удобной и свободной.

До конца 18 века одежда четко разделялась по классам и сословиям. Но после французской буржуазной революции (1789 г.), когда стало интенсивно развиваться массовое производство одежды, возник новый тип одежды, единый для всех классов и сословий, при этом модные костюмы стали достоянием широких слоев города, а со второй половины 19 века - и деревни. Большое значение при проектировании одежды приобрело обеспечение ее удобства и обоснование кроя ее эргономическими функциями, применение традиций кроя народной одежды. Появились расчетно-мерочные и пропорционально расчетные системы кройки.

Специфику одежды 20 века определяет, прежде всего, переход к промышленному способу ее производства, пришедшему взамен многовекового портновского ремесла, характерными особенностями при этом являются рождение принципиально нового типа женской и детской одежды и быстрая смена моды. Одежда получает все большее развитие - по видам, формам, стилям, применению разных материалов. Так, например, возникают джинсы как особый вид брюк, сами брюки становятся элементом женского костюма, на смену закрытым купальникам приходит открытый женский купальный костюм - бикини. Возникают различные стили и стилевые направления в одежде; например, получает распространение мода на стили «унисекс», «минимализм», «экологический стиль». Возникают и получают развитие дома моды в разных странах. Вместе с развитием стилей и форм одежды значительные изменения претерпевают головные уборы, обувь, аксессуары.

Анализируя историю развития одежды, можно выделить 4 этапа, характеризующие принципы ее создания :

  • -одежда, состоящая из шкур животных, волокон и листьев растений и т.д. (примерно до 5 тысячелетия до н.э.);
  • -драпированная одежда из целого куска ткани, укрепляемого на фигуре (до 9 века н.э.);
  • -кроеная одежда из прямоугольного куска ткани (9-11 века н.э.);
  • -кроеная одежда по форме фигуры человека (примерно с 12 века н.э.).

Таким образом, одежда, возникшая первоначально в основном для защиты тела человека от неблагоприятных климатических и атмосферных воздействий, под влиянием различных исторических, социальных и экономических условий, национальных особенностей, эволюции эстетических представлений общества претерпела множество изменений, достигла большого многообразия видов и форм и стала предметом прикладного искусства.

Русская одежда. Самые ранние сведения о древнерусской одежде восходят к эпохе Киевской Руси. Одежда древних славян формировалась под влиянием культуры скифов, костюм представляли те же виды - рубаха и штаны, он имел те же формы, схожими были и применяемые украшения. Браслеты, бусы, серьги и др. имели самобытную форму и отличались высоким художественным исполнением. С принятием христианства (конец 10 века) в быт князей вошел византийский костюм как официальная торжественная одежда, для которой было характерно некоторое своеобразие покроя. Основной костюма стал кафтан или свита. Кафтаны киевской знати шили из бархата, шелка, украшали вышивкой. Поверх кафтана надевали плащ - корзно, отороченный золотой каймой. Корзно набрасывали на одной плечо и застегивали пряжкой (фибулой) на другом. Головными уборами были шапки с меховым околышем. Княжеская женская одежда также была близкой византийской, но ее шили из более мягких тканей. Это были кафтаны, корзно и конусообразные шапки. Кафтаны делали с широкими рукавами, из-под которых виднелись более удлиненные украшенные рукава нижней рубахи. Поверх нижней рубахи надевали поневу - юбку с запахом. Обувь князей и бояр, как мужскую, так и женскую, представляли мягкие сапоги без каблука из цветной кожи с вышивкой, расположенной на носочной и нижней частях.

Крестьянский мужской костюм состоял из холщевой рубахи, шерстяных штанов и лаптей с онучами. Эту простую одежду дополнял узкий пояс, украшенный фигурными металлическими бляшками. У горожанок и крестьянок главной частью костюма были холщевые и шерстяные рубахи, нередко с набивным рисунком. Головной убор - убрус - полотняный белый или красный платок, сложенный треугольником и заколотый под подбородком. Концы платка свисали на грудь и были богато украшены вышивкой.

С 16 века теперь уже Московской Руси значительно отличалась от предыдущей многообразием видов и форм. В основе мужского костюма оставались рубаха и штаны (порты). Но разрез горловины рубахи переместился с середины в левую сторону переда, появилась рубаха-косоворотка. Поверх рубахи надевали зипун - распашную одежду с застежкой встык. Зипун носили все: бояре как домашнюю одежду, горожане и крестьяне - мужчины и женщины - как повседневную. Поверх зипуна надевали кафтан, который имел несколько вариантов и был повседневным, домашним и выходным. Длина кафтанов варьировалась от коленей до щиколоток. Верхней одеждой в этот период были армяк, охабень, ферязь. Головным убором служил колпак. Знатные бояре носили шубы и высокие шапки из меха чернобурых лисиц. Боярыни и княжны поверх рубахи из тонкого белого холста надевали вторую, цветную, нередко из шелковой ткани. Распространение получили сарафаны, телогреи, летники. Головные уборы - кокошники, кички с сорокой и др.

С конца 18 века в связи с реформами Петра I ускорилось проникновение в Россию общеевропейского костюма. Европейское платье прочно вошло в быт русской аристократии. У крестьянства и большей части городского населения оставалась традиционная русская одежда. Процесс европеизации костюма городского населения заметно усилился в 19 веке.

Народная одежда создается простым людом и существует в быту ряда поколений, соответствуя их внешнему облику, образу жизни и характеру труда. Уходя корнями в глубокую древность, народная одежда продолжает существовать и в последующие исторические периоды, отражая специфику национальной культуры. В странах Европы народная одежда была распространена вплоть до начала 20 века, а во многих странах Африки, Азии и Южной Америки сохраняется в быту и в настоящее время.

Народная одежда различается по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрастной принадлежности, зависит от семейного положения потребителя.

Русская народная одежда отличалась от западно-европейской некоторым своеобразием. Мужские рубахи-косоворотки носили поверх нешироких штанов, у талии перехватывали поясом, ворот и подол украшали вышитым или тканым узором. Женский костюм южных областей состоял из рубахи и поневы (украинцы называли ее плахта), а северных - из рубахи и сарафана. Одежду украшали ткаными или вышитыми узорами, тесьмой, лентами, вставками кумача. Общерусские головные уборы - венцы, перевязки и ширинки у девушек, кокошники и сороки, полностью закрывающие волосы, - у замужних женщин. Верхняя одежда у мужчин и женщин была разнообразной: шубы или короткие полушубки из овчины, суконные кафтаны в талию, поддевки из фабричной ткани со сборами, с застежкой на левой стороне. Тулуп из овчины в виде расширенного книзу халата надевали в дорогу. Носили сапоги с голенищами, собранными гармошкой; с 19 века распространились валенки; крестьяне носили обувь, плетеную из лыка - лапти.

Национальная одежда народов Северного Казказа и Закавказья имеет много общего в покрое, но различна по длине, цвету, отделке. Основной частью мужского костюма была длинная распашная черкеска, скроенная в талию, обычно без ворота. Под нее надевали бешмет. Головной убор - папаха из меха. Женская одежда - длинное в талию платье, с узким лифом и широкой юбкой. Для одежды народов Средней Азии характерны туникообразная рубаха, штаны и распашной халат у мужчин, у женщин - длинные шаровары и туникообразная рубаха ниже колен. Головные уборы - тюбетейка, чалма и меховая шапка .

Литература

  • 1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Одежда
  • 2. http://mycelebrities.ru - Энциклопедия великих людей и идей. Находка человека из Этцальских Альп.
  • 3. Орленко Л.В. Терминологический словарь одежды. - М.: легпромбытиздат, 1996. - 345 с.
  • 4. Коблякова Е.Б. и др. Конструирование одежды с элементами САПР.- М.: Легпромбытиздат, 1988.