Как научить ребенка не быть ведомым. Что делать,если тебе не нравится поведение ребенка,с которым играет твой ребенок? Главное не лидировать – главное финишировать

Скромность и тактичность – это, конечно, хорошо. Однако необходимо помнить: чтобы преуспеть в жизни, нужно иметь свое мнение по различным вопросам, а также уметь выражать и отстаивать свою точку зрения. И учиться этому нужно с самого детства. От того, считаются ли родители с мнением своего крохи, разрешают ли самостоятельно принимать какие-то решения, зависит, будет ли у него в будущем свое мнение или он станет ведомым.

Ну вот в кого он такой? - сокрушается моя подруга Ира, мама пятилетнего Тимофея. - Сегодня на прогулке в садике выкинул шапку в лужу. Спрашиваю, зачем, говорит, Илья так сказал. Он этого Илью во всем слушается!

Как избавиться от подобной ведомости? Для этого надо воспитать в ребенке чувство собственной значимости. И уверенность, что его собственное мнение, мнение маленького человека так же важно, как и чье-либо другое. Даже взрослого. А еще умение это самое мнение отстаивать.

Для начала задумайтесь, позволяете ли вы ребенку самостоятельно принимать решения, которые семья принимает и поддерживает. Например, он сам выбирает, куда вы идете в выходные, сам придумывает сценарий своего дня рождения или высказывает свои пожелания относительно еды. Может ли он самостоятельно выбрать одежду, решить, с кем играть? Если все это у него получается с трудом, пора начинать действовать.

Фото GettyImages

Чтобы ребенок не вырос безвольным и пассивным человеком, психологи советуют родителям придерживаться нескольких правил. Они несложные, но почему-то о них всегда забывают.

1. Не навязывать малышу свое мнение и всегда интересоваться его предпочтениями.

Если вы задаете вопрос, какую футболку (платье) он хочет надеть, получив ответ, согласитесь с его выбором. Если видите, что выбор явно не подходит, объясните причину (аргументированно), и предложите другие варианты.

Кстати, это поможет справиться с такой проблемой, как детские капризы. Например, ребенок не хочет идти в садик. Вы спрашиваете, наденет ли он сегодня футболку с пингвином или рубашку в клеточку. Ребенок переключается на проблему выбора, и истерика по поводу садика сходит на нет.

2. Советуйте, но правильно. Подталкивайте к решению, но не решайте за него.

Это должны быть именно советы, подсказки, но ни в коем случае не ругань. В противном случае у ребенка останется негативное отношение к родительским советам. Да-да, спустя несколько лет это будет закатывание глаз в потолок просто при звуке вашего голоса. Независимо от качества совета.

Можно просто намекнуть, что он в данном случае делает не самый лучший выбор, и тут же объясните, почему и как ему стоит поступать в такой ситуации. Но если настоит на своем, то будут некие последствия, за которые ему придется нести ответственность. И тут уж малыш пусть самостоятельно решит, как правильно.

3. Слушать ребенка – и слышать.

Слушать – это не только слышать звучание голоса, отдельные слова и целые фразы. Важно понять говорящего, причем не только смыл, но и восприятие ребенком данной темы, его чувства и эмоции. Давайте ребенку обратную связь: он должен понимать, что вы его слышите, вам интересно его мнение. И ни в коем случае не обрывайте его на полуслове: «Короче, делаем так…»

4. Никогда не отвечать на вопрос ребенка фразой: «Потому что я так сказала!»

Во-первых, данная формулировка не объясняет ребенку, почему же надо поступать так, а не иначе. Во-вторых, если он привыкнет к тому, что все решает только мама (папа), о каком личном мнении может идти речь? Он поймет, что гораздо проще брать готовое решение и тупо следовать инструкциям.

Фото GettyImages

5. Дайте побыть главным.

Позвольте малышу «врубить босса» и решить что-то за всю семью. В данном случае мы, конечно, не говорим о каких-то серьезных вопросах или проблемах. Здесь речь идет о таких вещах, как, например, совместная прогулка. Пусть ребенок выберет, куда вы отправитесь всей семьей в выходные. Так малыш почувствует, что его мнение действительно ценят и учитывают.

6. Беседовать с ребенком на равных – без сарказма и иронии.

В зависимости от того, как вы говорите с ребенком, когда он делится с вами своими мыслями, о чем-то рассказывает, зависит, захочет ли он и дальше это делать. Возможно, вам кажутся его переживания глупыми, но ни в коем случае не насмехайтесь над ними. Также психологи советуют не похлопывать ребенка по голове или по плечу, для детей все это – выраженное пренебрежение. Как собаку по загривку потрепать.

Зачем все это надо? Затем, чтобы не попасть под дурное влияние в будущем. Ведь если ребенок понимает, что его мнение не пустой звук, значит, он сможет это самое мнение потом отстаивать. И неважно, где это будет: в общении со сверстниками, в школьной дискуссии или на работе. И главное – малыш не будет ведомым, слепо следуя чьему-то примеру.

Мой сын в группе своих друзей, к сожалению, ведомый. Я очень боюсь, что, повзрослев, он попадет под влияние «дурной компании». Как развить в ребенке чувство лидерства?

Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Отвечает Злата Грайбер

Далеко не каждый ребенок, который был ведомым в группе сверстников, попадает в дурную компанию. Эти вещи вообще друг с другом не связаны. И лучше быть «ведомым» в хорошей компании, чем лидером в плохой. Станет ваш сын лидером или нет — зависит от того, какие возможности были ему даны Творцом и родителями. Если у него есть склонность к лидерству и его не забили властные родители — у него все шансы стать лидером. А уж он впоследствии сам решит, кем и каким ему быть.

Если же Вы имеете в виду бесхарактерность, готовность подчиниться любому и каждому, кто начнет отдавать приказы, то это совсем другая проблема. Она называется «низкая самооценка», которая влечет за собой нежелание брать на себя ответственность.

Когда ребенок относится к себе как к существу малоценному, слабому, глупому и неуспешному, он с готовностью подчинится любому руководству, даже очень низкого качества. Именно поэтому советская власть (как и многие другие власти) вкладывала столько сил в унижение и растаптывание человеческой личности. Баранами управлять просто. Людьми — сложно.

Поэтому самый верный способ научить лидерству — повысить самооценку ребенка. Это дело небыстрое, и относиться к нему надо серьезно и ответственно, ибо самооценка — фундамент всей жизни человека.

Прежде всего, к ребенку нужно относиться так, чтобы он понимал и ЧУВСТВОВАЛ, что его любят (см. «языки любви»). Его нужно много хвалить: по поводу и без повода. Советское воспитание гласило, что хвалить не нужно, ну разве что за подвиг, а нужно побольше указывать, что еще не сделано. Это, якобы, помогает человеку стать лучше. А если он просто хорошо себя ведет — так не за что хвалить, так и должно быть. Истинные цели такой идеологии — см. двумя абзацами выше. Забитые люди автоматически становятся ведомыми.

Проверьте — почему вашему сыну невыгодно быть лидером? Как относитесь вы, его родители, к проявлению его лидерских качеств? К нежеланию подчиняться указаниям, например? К стремлению поступить так, как он считает правильным? В ответах на эти вопросы вы можете найти ответ и на ваш первый вопрос…

Хвалите сына, замечайте любой его успех, даже самый маленький и незначительный. Убеждайте его в том, что он умный, сильный, замечательный, талантливый. Поддерживайте, когда ему трудно. Основное свойство лидера — подниматься после падений. Чтобы этому научить, необходимо понимание и терпение, нельзя торопить его «подниматься». Научитесь критиковать, не обижая, и снизить количество указаний в его адрес. Тогда у него будет возможность научиться уважать себя и развиваться как личность.

И даже если он решит не становиться лидером в своей компании, он будет лидером своей жизни, человеком, который обладает принципами, умеет ставить и достигать цели, самостоятельно принимает решения и по праву пользуется уважением окружающих.

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

ВКонтакте

Одноклассники

Материалы по теме

Сыночку 2,6. Он бросает игрушки, не собирает, кричит, плюется дома, а сегодня плюнул на детей в парке...

Ципора Харитан

Сын 5.5 лет часто трогает свои гениталии. Что делать и как реагировать?

Ципора Харитан

Мальчики трогают себя, пока не женятся?

Что делать, если подросток попал в плохую компанию? Родители, узнав об этом, сразу пытаются вытянуть свое нерадивое дитя из этого «сборища плохих ребят, у которых нет ни воспитания, ни достойных интересов, ни целей в жизни». Однако не стоит сразу обвинять чужих детей в «неправильности». Ведь их родители могут точно также думать про вашего ребенка, мол, это именно он дурно влияет на других.

На самом деле, дети сами выбирают то окружение, в котором чувствуют себя комфортно и безопасно. Это их выбор! И, только призвав мудрость и терпение на помощь, можно повлиять на этот выбор. А если в качестве наказания будут использоваться такие популярные способы, как забрать телефон, отключить интернет, запереть дома, это делу не поможет. И даже усугубит ситуацию, в которой мама станет злейшим врагом. Ведь мало того, что она сама не дает достаточно любви, ласки, внимания, так еще и лишает тех средств, которые помогают подростку развлекать себя самостоятельно, спасаясь от одиночества.

Причины, по которым ребенок связывается с плохой компанией:

  • поиск людей, которые будут уважать и принимать его таким, каков он есть, без нравоучений и укоров;
  • стремление быть «как все» (в данном возрасте дети хотят принадлежать к какому-то коллективу, чтобы не чувствовать себя одиночками и изгоями. А потому пробовать сигареты, наркотики, спиртное они начинают не потому, что считают это правильным, а просто за компанию, как все);
  • необходимость чувствовать себя частью общества, коллектива, высказывать свое мнение, завоевывать авторитет и уважение, налаживать контакты;
  • побег от одиночества и эмоциональной холодности, которые имеют место быть дома, в семье;
  • поиск авторитета, у которого можно научиться новому;
  • протест и желание делать назло, просто чтобы не подчиниться и показать свою независимость и самостоятельность;
  • стремление быть популярным, причем, в данном возрасте популярность воспринимается так, что даже если о тебе говорят плохо - это лучше, чем совсем не говорят и не обращают внимание.

Важной причиной того, что тинейджеры объединяются в плохие компании, является то, что они чувствуют проблемы друг друга, понимают и поддерживают, как умеют. К сожалению, это не их вина, что необходимую поддержку и понимание они не могут получить в семье… Родители, в лучшем случае, прививают лишь формальные ценности: нужно быть опрятным, хорошо учиться и уступать место старшим. А качественного общения и доступных объяснений того, «что такое хорошо, и что такое плохо», в этих семьях нет.

А потому, если дети выбирают компанию, в которой «круто» не заниматься спортом, а бездельничать, курить, ругаться матом, значит, виноваты не они, а родители, которые не заложили правильные жизненные ценности в сознание и не объяснили, что значит «быть крутым».

Признаки, которые должны насторожить родителей:

  • Появление «странных и неправильных» друзей в окружении тинейджера.
  • Запертая комната и строгое ограничение доступа родителей в свое личное пространство.
  • Прогулы в школе, а также пропуски кружков, секций. Часто родители, отправляя ребенка на занятия, даже не подозревают, что он идет совершенно в другое место, например, на встречу со своими новыми друзьями.
  • Пропажа вещей и денег из дома. Причем кражу может совершать не ваш ребенок, а кто-то из тех, кого он привел в дом во время отсутствия родителей.
  • Странные изменения во внешнем облике.
  • Жалобы со стороны соседей, учителей.
  • Возникшая из ниоткуда страсть к тяжелой музыке, песням с нецензурными словами.
  • Плохое настроение, подавленность, плаксивость и чрезмерная раздражительность.
  • Напряжение в общении с родителями, грубость, молчаливость, замкнутость.
  • Неуверенность в себе (порой подросток сам понимает, что компания, с которой он связался, плохая, и что он начинает совершать неправильные поступки. А потому сам сомневается, стоит ли продолжать общение с новыми людьми).
  • Навязчивое желание проводить много времени вне дома.
  • Запах табака, алкоголя, неадекватное поведение, характерное для людей, употребляющих наркотики…

Что делать:

  1. Первым делом нужно осознать, что подросток идет в дурную компанию самостоятельно, без принуждения, следуя своим желаниям. Значит, и выйти оттуда он должен сам, руководствуясь собственными мотивами. А родители должны так изменить обстановку дома и взаимоотношения с тинейджером, чтобы ему больше не хотелось искать понимания и поддержки вне семьи.
  2. Главное правило воспитания - использование в разговорах «я-сообщений». Это значит, что вместо фраз «Ты поступил неправильно», «Чего ты молчишь все время как рыба!» нужно говорить: «Я сильно переживаю, когда ты так делаешь», «Я тебя люблю и хотела бы, чтоб мы больше разговаривали о том, что тебя волнует».
  3. Чтобы беседы проходили продуктивно, выбирайте правильно время и место. Если только что произошел конфликт или кто-то из вас просто не в духе, подождите, пока успокоитесь. Убедитесь, что не сорвётесь и не перейдете на обвинения и оскорбления, если что-то пойдет не так вовремя беседы.
  4. Подростки очень хотят, чтобы их уважали, замечали, считали крутыми. Так объясните значение слова «круто». Расскажите, что для того, чтобы вызвать восхищение, нужно не курить и ругаться матом, а научиться делать нечто, что не каждый умеет. Круто уметь рисовать обалденные картины, работать в фотошопе, свободно говорить на иностранном языке, делать классные танцевальные движения, завоевать медаль в каком-то виде спорта и т.д. Вот это несомненно вызовет «Вау!» со стороны сверстников, потому что они так не могут. А сделать затяжку или сказать нецензурное слово - это каждый может…, у кого есть рот.
  5. Хвалите и восхищайтесь школьником. Ему так это нужно! Дети сами зачастую очень хотели бы рассказать родным о том, что их тревожит, но страх быть непонятыми и осмеянными заставляет их делиться новостями не с родителями, а с друзьями, которые точно не будут критиковать и учить жизни.
  6. Будьте сами наглядным примером и носителем тех ценностей, которые пытаетесь привить подростку. Ведь никто не будет прислушиваться к человеку, который говорит о вреде курения, но при этом сам курит.
  7. Разрешите пригласить в гости новых друзей подростка из дурной компании и незаметно понаблюдайте за ними. Может быть, все не так страшно, как вы себе придумали, и это обычные дети. А, может, еще обнаружится, что как раз ваш ребенок является “заводилой”.
  8. Не бойтесь делиться с сыном или дочерью своими чувствами, переживаниями. Не стесняйтесь первыми просить прощение после ссор, показывать слезы, если вас действительно очень ранит грубость и поведение ребенка. (Читайте про причины детских обид на родителей ).
  9. Ненавязчиво расскажите, к чему могут привезти пагубные привычки, на реальных примерах из жизни знакомых или незнакомых людей. Можно посмотреть вместе художественные и документальные фильмы, иллюстрирующие последствия связи с плохой компанией, о вреде курения и наркотиков. Здесь важно не просто запрещать, а сделать так, чтобы у подростка сформировалось правильное отношение к тем вещам, которые могут искалечить ему жизнь.
  10. Учитесь договариваться, чтобы взрослеющий человек понимал, что с ним советуются, считаются, а не приказывают в форме ультиматума.
  11. Проводите больше времени вместе, находите на это и энергию, и хотя бы полчаса-час в день. Не отчаивайтесь, если первые попытки будут выглядеть нелепо и будут отвергнуты отпрыском.
  12. Старайтесь подружиться, делая все, что делают настоящие друзья: ходите в кафе, гуляйте, спрашивайте совета, делитесь секретами, выслушивайте, не обзывайте, не критикуйте и помогайте во всем делом и словом.
  13. Поднимайте самооценку ребенка, потому что ведомыми обычно становятся именно дети с заниженной самооценкой , которые не могут отстоять свою точку зрения и чрезмерно зависят от чужого мнения.
  14. Обнимайте ежедневно и не стесняйтесь говорить ласковые слова, проявляйте заботу и тепло.
  15. Помогите тинейджеру найти альтернативную компанию, например, в тренажерном зале, клубе скаутов, творческих кружках. Пусть он сам увидит разницу в жизненных ценностях между «хорошими» и «плохими» ребятами. Ведь часто ребенок попадает в плохую компанию только потому, что не смог найти себе хорошую !
  16. Проверяйте соцсети, мобильный телефон своего чада, чтобы знать, с кем он общается, чем живет и по поводу чего волнуется. Умело управляйте полученной информацией в разговорах, направляя ход мыслей в правильное русло. В идеале, это нужно делать тайком, ведь все мы знаем, что лазить по чужим телефонам - это нехорошо. Но в данном случае как раз этот запретный прием может оказаться единственной возможностью узнать правду и, вовремя забив тревогу, уберечь подростка от опрометчивых шагов, способных сломать ему жизнь.
  17. Если тинейджер начинает носить неподобающую одежду и пробовать «боевой окрас», не язвите и не бросайте едкие комментарии, а покажите другие примеры, посмотрите вместе модные журналы, купите стильную одежду наподобие той, что найдете в журналах, попросите сына или дочь помочь составить гардероб для вас.
  18. Иногда полезно просто немного подождать, и ситуация сама собой «рассосется». Если ваше чадо правильно воспитывалось и в нем заложены правильные жизненные ценности, то через какое-то время подросток сам разочаруется в новых друзьях и оставит плохую компанию самостоятельно, осознав, что у них с ним слишком разные интересы и мировоззрение.
  19. Помните, чего нельзя делать, чтобы не усугубить ситуацию:
  • Скандалить,
  • Бить,
  • Устраивать показательные обыски,
  • Закатывать истерики,
  • Ставить ультиматумы,
  • Безапелляционно запрещать (запретный плод сладок),
  • Угрожать,
  • Насильно тянуть к психологу (узнайте, когда ребенку нужна помощь психолога ),
  • Длительно держать под домашним арестом,
  • Лишать телефона, интернета (хотя, если боретесь с интернет зависимостью , то, этот способ наказания будет во благо).

20. Вместо строгих наказаний и криков лучше чаще задавайте себе вопрос: какой я родитель, на какие темы я говорю со своим сыном или дочерью? Скорее всего, это лишь формальное: «Как дела? Ты сделал(а) уроки? Ты поел(а)?” А внутреннее состояние взрослеющего человечка, его отношения с друзьями, противоположным полом, учителями остаются без внимания…

Многим родителям кажется, что если их дети обуты, сыты и имеют крышу над головой, то их родительская миссия выполнена. Конечно, покупать одежду, кормить, оплачивать кружки и репетиторов - это хорошо, но явно недостаточно, чтобы уберечь подростка от плохих компаний, в которых он ищет недостающее понимание и внимание к себе, как личности.

Если вы знаете действенные способы справиться с данной проблемой, поделитесь в комментариях. Может быть, именно ваш совет поможет кому-то свернуть с неправильного пути на правильный!

Ведомый малыш. Как родителям не допустить этого? Если родители не дают ребенку свободу, все решения принимают за него сами, у них нет доверия к его природной способности из чего либо извлекать выгоду, как из ошибок, так и из проб, его развитие замыкают только вокруг себя, самое безопасное для ребенка – это только они сами, и их советы и инструкции только самые правильные, то ребенок ведомый живет и вырастает с такой позицией.

Ребенок ведомый — что делать, как исправить?

Ребенок ведомый — что делать, как исправить

Дружбой считается союз двух или более людей, у которых имеются какие либо схожие интересы и увлечения, или наоборот, союз противоположных людей, которые способны дополнять чем то друг друга.

Примерно в четырехлетнем возрасте, ребенок уже пробует сотрудничать и распределять роли и задачи в играх. К пяти-шести годам малыш еще не стремится к самоутверждению.

В таком возрасте другое является важным, то есть какое-то общее дело, и не важно, будет это простая беседа или игра. Главное быть вместе с карапузом.

Именно сейчас появляется новое чувство сделать что-то для друга, стремление к партнерству. А мы взрослые прекрасно знаем, что за пределами дома не все так красочно, малышу там встретятся и огорчения, и даже разочарования.

Дружба ни в коем случае не может быть потребительской, ведь ее основой является взаимовыручка, от дружбы должны получать пользу все, а не только одна сторона. Один из друзей не должен быть всегда в роли палочки-выручалочки, настоящий друг не будет молчать, если его товарищ намерен совершить что-то плохое или большую ошибку.

Если ваш малыш в коллективе не занимает лидирующие позиции, он ценный член группы, так как у него есть свое мнение и есть свой взгляд на происходящее. Так и лидер может показывать направление и хорошее, и плохое.

Когда ребенок ведомый — он пытается найти свое место в группе сверстников, он старается соответствовать группе, но так как он живет в сильном подчинении своих мамы и папы, то и в группе он будет занимать место подчиненного.

Другие дети, увы, способны очень быстро распознать безотказного ребенка и использовать в своих выгодах.

Например, в садике такой ребенок будет делать те задания, которые никому не хочется, на детской площадке играть в роли, которые другим не нравятся. При возникновении конфликтной ситуации, таким ребенком станут помыкать и он будет поддерживать сторону сильнейшего, несмотря на то, что правда может быть на другой стороне.

Как ребенка научить негативный пример отличать от положительного? Ребенок ведомый — нужно постараться научить мыслить независимо от происходящего и навязчивого извне.

Для этого он должен – первое: уметь ставить свои цели, достигать задач, которые наметил, верить в собственные силы, уметь сказать нет тому, который пытается увести его в сторону. Второе – давать себе здоровую и реальную оценку.

Как помочь ребенку выработать лидерские качества или просто стать личностью?

До лидера ваш Ребенок ведомый далек? Не стоит огорчаться, ведь как бы ни был мягок ваш малыш, впечатлителен и нежен, выработка качеств лидера, ему пойдет только на пользу. Главное только не перестарайтесь, не нужно силой делать из малыша того, кем он не является, кем никогда стать не сможет, а главное – не хочет!

Ребенку следует давать как можно больше свободы, пусть у него копится опыт решения разных задач и трудностей мелких. Через них ребенок обучается многим навыкам, которые в нем сформируют уверенность и осознание собственного Я (“я знаю, как это делается”).

Если вы живете в частном доме, можно купить детскую площадку и обустроить двор для игры, приглашать детей играть к вашему «хозяину положения». Для родителей детей, живущих в высотных домах предлагаем заказать детскую площадку не дорого, собрав деньги со всего большого двора!

Позволяйте ребенку приглашать к себе в гости много разных друзей, среди них, когда-нибудь найдется для вашего ребенка родная душа, верный приятель.

Учите ребенка искать отличия в мыслях и поступках разных персонажей, герои — какие они (мужество, зависть, преданность, злость), как относиться к ним и как на них реагировать. Делайте акцент на то, какие друзья настоящие, а какие лживые. Когда читаете, иногда отвлекайтесь и спрашивайте, например: “как тебе Снежная Королева? Почему Герда ищет своего маленького братика?”

Чтобы Ребенок ведомый справился со своей нерешительностью и неуверенностью, составьте несколько ситуаций, в которых нужно мужество и твердость, и несколько раз их проиграйте.

Ребенка нужно натренировать на тех моментах, где он сталкивается с агрессией в свой адрес, где его принуждают совершить что-то плохое и на что-либо закрыть глаза. Вот некоторые возможные ситуации: Тебе советуют перебежать дорогу в опасном месте. Объясни свою позицию по этому поводу. Или: твой друг обижает девочку или младшего по возрасту ребенка. Останови его.

С ребенком нужно вместе мечтать. Воображайте, как вы гуляете по сказочному лесу и спасаете маленького зайчика от серого волка, а потом помогаете найти ему свою семью. Представляйте, как вы находитесь в космосе или на дне океана, пытаетесь бороться с жаждой, идя по знойной пустыне и так далее. Нужно чаще использовать позитивные ассоциации: “представь себя сильным”, “представь себя на сказочном коне”.

Ребенку нужно рассказывать, что люди все разные, у всех свои мнения и предпочтения, что нравится всем, просто невозможно. Но мы всегда можем быть честными перед собой и перед людьми. Ребенка учите правильно выражать свое отношение к сверстникам, хорошее оно или плохое, и даже отказываться от того, что неприемлемо для него. Говорить с убежденностью, смотря обидчику прямо в глаза.

Ребенка не нужно ругать и наказывать за неудачи и промахи. Пусть ошибка будет ценным уроком, а не чувством вины.

Родителям нужно научить ребенка начатое дело всегда довести до конца. Предложите ему свою помощь, если у него что-то не получается.

Научить ребенка над собой уметь смеяться, способны только родители те, которые умеют смеяться над собой и которые бережно относятся к личности своих малышей.

Можно поиграть в толстых теть, нарядиться клоунами или лохматыми дядями и дождитесь, когда ребенок сам захочет принять участие в этой игре. Когда ребенок, который в себе не уверен, скажет вам: “я смешной, посмотри на меня” — то вы победили!

Родители должны приветствовать любые начинания своего ребенка, поддерживать все хобби и увлечения. Пусть даже они меняются на дню по несколько раз, но они обогащают мировоззрение ребенка, помогают ему в дальнейшем самоопределении.

Как научить ребенка доверять себе?

Прежде чем сказать свое слово и другим помочь принимать себя и понять, нужно для начала самому правильно оценить свою личность и индивидуальность. Ребенок должен понять свою ценность и не продавать ее за дешево.

Помочь в этом ребенку может . Дайте ребенку почувствовать то, что не нужно делать что то специально, чтобы он смог почувствовать вашу любовь. Пусть ребенок будет уверен в том, что вы его любите очень сильно, и это не зависит от того, красив ли он или нет, успешен или не совсем. Наши негативные оценки, лежат в основе комплексов детей.

Родителям нужно признавать за ребенком право на собственное мнение. Только тот человек, который имеет выбор, способен нести ответственность за выбранное им решение.

А если ребенок ведомый сделал не правильный шаг? Ни в коем случае не говорите: “я же говорила тебе, предупреждала”, эти слова как бы подразумевают удовлетворение произошедшим неуспехом. Лучше сказать: “да, вышло не совсем так, как ты думал. Но нужно подумать, как все можно поправить”.

Ребенок ведомый учится сам принимать решения и иногда допускает в них ошибки, но главное – что он сам их будет учиться исправлять, и дальше станет лучше, он не перестанет пробовать и не станет последствий. А это первый шаг к тому, чтобы появилась ответственность за свою жизнь.

Родителям нужно признавать успехи ребенка, даже если они ожидали от него намного больше. Нужно акцент делать на достижения, а на неудачах зацикливаться не стоит.

Родителям нужно интересоваться у ребенка нравится ли ему то, как они его называют. Ведь мама и папа очень часто даже и не подозревают, что своим на взгляд “безобидным” прозвищем, могут понизить самооценку ребенка.

Нужно всегда стараться негативные мысли поменять на позитивные. Однажды ребенок пришел с прогулки расстроенным, недовольным тем, что плохо рассказал стишок, или что-то сломал, потерял или испачкал – не ругайте его. Не все художники хорошо поют, не все историки знают математику. Попробуйте ребенку и здесь оказать поддержку с радостью в голосе: “Не можешь обогнать? Зато как хорошо прыгаешь!” “Не все же должны быть футболистами, кто-то и художником должен быть!”

Ребенку обязательно нужно говорить слова похвалы, и не просто “молодец”, а “какое красивое дерево нарисовал, умница” или “как ловко кидаешь мячик”. Ребенок ведомый должен понимать, что вся родительская похвала дается за какие-либо достижения и она намного ценнее простого слова “умница”.

Придумывайте положительные установки на совершение какого либо дела и для себя, и для ребенка. Например: “я самый смелый”, “я самый добрый”. В конце дня можно проговорить те дела, при помощи которых вы доказали свою доброту и смелость.

Можно поиграть в такую игру: “я немного хвалюсь, но не значит, что я зазнаюсь”. Когда что-то ребенок делает пусть произносит новые псевдонимы: “я самый искусный художник” или “ я самый меткий мячикобросатель”.

Своему Ребенка нужно учить тому, чтобы он не боялся делать какие-то начинания. Например, боится залезть на детскую лесенку? “Мы можем сегодня подняться на одну только ступеньку и просто постоять, а завтра поднимемся еще на одну.

Позволяйте ребенку расти и учится чему-то учитывая его умственные, физические и даже эмоциональные возможности. Перед ребенком ставьте почаще любые выполнимые задачи, которые непременно будут успешные. Тогда ребенок поверит в свои силы, в себя и станет пробовать больше.

Ребенка нужно всегда внимательно слушать. Для мамы и папы это большой труд, чтобы оторваться от телевизора или работы по дому. Зачем нужно это? Затем, что при общении, люди смотрят в глаза друг другу, пытаются понять мысли собеседника, мотивы и чувства.

Вспомните также свой детский опыт. Ваши личные жизненные примеры и истории станут для ребенка бесценным опытом.

Ребенок ведомый — вполне исправим!

Первое .
Необходимо твёрдо знать, к какому типу относится Ваш ребенок. "Ведущий" или "ведомый"? Помните фильм "Два бойца" - герои Бернеса и Андреева. Один вечно подтрунивает над другим, другой вечно обижается, но друг за друга горой.

NB . Если Ваш ребенок "ведомый", то это навсегда. Друзей он всегда будет себе искать среди "лидеров". Повезёт, если в лидерах будет настоящий хороший друг и порядочный человек.

Второе .
Необходимо твёрдо выяснить, является ли дружба настоящей (т.е. по интересам), или это просто, как я называю, дружба "территориальная", т.е. дети часто вместе бывают в одном месте в одно время - садик, двор, школа.

Третье .
Необходимо быть твёрдо уверенной, что Ваша оценка их дружбы объективна (а вдруг мама другой стороны как раз считает, что это её ребёнок "страдает" от дружбы с Вашим ребёнком).

Четвертое .
Необходимо "докопаться", что же конкретно, так привлекает Вашего ребёнка именно к тому ребёнку.

NB . К сожалению, бывает дружба не столько по интересам, сколько "на интерес". Мой парень (около 5 лет) в детском саду вдруг внезапно очень сдружился с одним мальчиком. Дружба "не разлей вода" длилась несколько месяцев, ровно столько, пока не была совместными усилиями окончательно, вдребезги разломана наша игрушка, пиратский корабль, которую мой сын носил с собой в садик.
Дружба была прервана в одностороннем порядке тем мальчиком, когда ему позже родители купили свой кораблик, когда наш уже вышел из строя.

Пятое .
Необходимо знать, что притягивает того ребёнка к Вашему ребёнку.
Это очень важно. Если его привлекает именно общий интерес (общее хобби), то необходимо использовать "этот интерес", как достоинство Вашего ребёнка.
А, быть может, его привлекает именно возможность реализовывать свои какие-то наклонности и потребности, например, если он лидер, и ему нужен оруженосец.

Шестое .
Необходимо решить для себя: кто - соратники или противники - для Вас в данном вопросе родители другого ребенка.

Пример №1: Если родители детей единомышленники.
У моего сына два друга. В порядке взаимопомощи мы их [пацанов] по очереди "выгуливаем" или "берём в гости". По общей договоренности мы, все три мамы, обязательно делимся между собой нашим наблюдениями о каждом нашем ребенке (негативе и позитиве). Каждой из нас взгляд со стороны позволят зафиксировать внимание на том, что мы могли и не заметить в своём ребенке, и сделать упор на его искоренении.
Мы сообщаем друг другу:
- Твой парень без спроса лазает в чужой холодильник и шкафы.
- Твой парень матерится.
- Твой парень провоцирует драки.
- Твой парень угощается во дворе тем, что ему категорически запрещено есть (из-за аллергии).

NB . После получения такой информации ни одна из нас не ругает своего ребёнка и не выдаёт источник информации. Просто его мама начинает делать упор на воспитании своего ребенка по данным пунктам.

Пример №2 : Если взаимоотношения родителей враждебны.
В нашем дворе живет одноклассница моего сына.4 Так сложилось, что ее мама не поддерживает ни с кем отношения в нашем дворе, а её дочка очень тянется ко мне, поскольку я провожу какие-то мероприятия в их классе, а раньше я неоднократно брала её с нами на наши семейные воскресные культпоходы.
Свои отношения с этим ребенком я строю строго по присказке: "Мухи отдельно, котлеты отдельно". Я улыбаюсь и киваю этой девочке вместо приветствия, но делаю вид, что не замечаю, что она не здоровается со мной, если мы сталкиваемся с ней, когда она идёт со своей мамой, тогда как в другие дни она всегда догоняет нас и пристраивается к нам со своей детской болтовнёй по дороге в школу. Я ни намеком, ни словом не упоминаю с ней их семейные дела, чтобы не дать ей повода убедиться, что ее мама права в отношении меня (если вдруг та нелестно обо мне отзывается), а именно так и будет считать ребёнок в защиту своей мамы, если кто-то будет в её адрес делать негативные намёки, либо ребёнок будет вынужден ханжить.

Восьмое .
Ещё следует знать, что есть детки (как мой сын, например), которые абсолютно не могут находиться в одиночестве и не умеют себя занять: им постоянно "нужно", кому-то звонить, кого-то приглашать в гости, к кому-то напрашиваться в гости… Этот вариант самый хлопотный, но и самый простой. "Хлопотный", потому что родителям приходится постоянно думать, чем занять своего ребёнка, пока они сами заняты (геймбой, видак, сони-плейстейшен, раскраски, конструкторы…), а "простой", потому что такие дети, в отсутствии присутствия "своего" друга, с охотой и интересом могу играть с другими детьми.

Только твёрдые знания по всем этим пунктам помогут Вам правильно избрать тактику и стратегию.

А тактика может быть разная (в зависимости от того, как Вы ответите себе на вышестоящие вопросы).
Можно проводить совместные мероприятия для них, вечеринки, например (не путать с просто чаепитиями), это повышает Ваш авторитет и в глазах друга Вашего ребенка, и во мнении его родителей. А это значит, что он будет поддаваться Вашим замечаниям и поучениям, а его родители к ним прислушиваться. И одновременно будете им (детям) давать пример-образец, как дружить, влиять и формировать их совместные интересы.

Можно минимизировать контакты (незаметно! невзначай!):
- в саду рассадить за разные столики, в спальне положить в кровати в разные концах комнаты, выбрать далеко стоящие друг от друга кабинки в раздевалке; в школе рассадить на разные парты и ряды;
- выходить в школу/садик в разное время;
- не приглашать лишний раз в гости и не ходить в гости;
- "развести" по разным кружкам и секциям;
- подарить "другу" или уговорить его родителей подарить ему ту игрушку (как в случае с корабликом), который искусственно объединяет ребят;
- "подсунуть" другого друга под интерес Вашего ребенка.

Стараться участвовать или присутствовать в их контактах (например, на их совместных прогулках), чтобы иметь возможность наблюдать за их общением, анализировать его, иметь возможность на него влиять и поучать ребят.

Обсуждать со своим ребёнком - анализировать их модель поведения, давать оценки не другу (это только усугубит положение, поскольку Ваш ребёнок в защиту друга будет скрывать истинное положение дел), а поступкам(!) друга, подсказывать "правильные" выходы и решения из ситуаций.

Навязывать нужный Вам образ настоящего друга .

Совместно с другими родителями принимать обоюдные меры и решения в конфликтных ситуациях.
Но самое главное
:
Можно менять своему ребёнку друзей как перчатки, но ничего не поменяется, если Вам не удалось в самом своём ребёнке заложить стойкие внутренние правила и убеждения:
- не проси и не завидуй
(если у тебя нет этих роботов-монстров)
- не нарушай маминых запретов
(не ешь чужих чипсов, если мама тебе их не покупает, в связи с тем, что тебе это вредно)

Необходимо учить ребёнка не быть "папуасом, который продаётся за бусы [чипсы/монстрики]", и тогда не будет у него проблемы "плохого друга", которые за эти чипсы вьёт из него верёвки; иначе от замены друга ничего не поменяется (в любом возрасте).

Мой сын - не лидер. Не всем же быть лидерами!
Пару раз, когда его друг (абсолютный лидер) давал моему сыну по настоящему пинка или удар со спины (на грани травмы или унижения), я очень резко и гневно (при том, что я ни разу никого не ударила, но тон у меня такой, что оба должны поверить в эту "угрозу") говорила обидчику: "Если ты ещё раз позволишь себе обидеть моего сына*, то я тебе сама такого пинка вломлю, что тебе мало не покажется!"
Но при этом я тут же оборачивалась к своему сыну и, не меняя интонации, также гневно ему говорила: "Ты почему позволяешь ему себя унижать-обижать?! Разворачивайся и бей его! Друзей бить нельзя**, но это не друг, если он позволяет себе так вести себя по отношению к тебе!"
И практически сразу же, без паузы, не давая им возможности начать мне высказывать обиды и обвинения друг на друга (кто из них виноват и почему), я абсолютно примирительным и спокойным тоном, как будто вообще ничего не было, говорю им: "Тема закрыта. Идите, играйте!"

Обратите внимание :
- * Я делаю акцент обидчику, что я заступаюсь не за конкретного Петьку-Ваську (т.е. двое против его одного), я заступаюсь за сына (т.е. как и его мама заступилась бы за него). Этот акцент очень важен для них. Я как бы не встаю на сторону одного из них, а я как бы выступаю в роли третьей, "нейтральной" стороны.

- ** В своём нагоняе я им озвучиваю установку, что друзей бить нельзя, что друзья так не поступают, что этот поступок не дружеский.

Тот факт, что здесь как бы оба получают взбучку от меня, сглаживает обиду обидчика и даёт почву для примирения, но при этом обидчик осознаёт, что при повторе со мной шутки плохи, а мой сын чувствует, что мама за него заступилась.

Мой сын, будучи не лидером, получив от меня такой урок, получает прививку "иной модели поведения".

Обидчик всегда знает, что я не буду жаловаться его матери (всё останется между нами) за исключением тех случаев, когда я ему говорю: "Придешь домой и расскажешь матери о своём безобразном поведении!"

Примечание :
Главное, не затягивать сцену гнева.
У меня таких случаев было всего-то пара-тройка раз, с учётом, что их три друга, но всегда они после этой сцены "мирились", а я всем видом демонстрировала, что всё позади.
Но дома со своим сыном я всегда после этого подробно беседовала: почему, как, отчего, зачем… давала оценку… совместно делали вывод.

Ваш сын мал, и ему трудно делать выбор между "удовольствием" [чипсы, монстрик] - сейчас и "неудовольствием" [нагоняем] мамы - потом.
Человеку всегда приходится делать выбор! Всю жизнь! Духовно зрелому человеку легче сделать правильный выбор. Но духовно-зрелыми не рождаются.
"Цель воспитания - научить наших детей обходиться без нас". (Эрнст Легуве)

Как там, у Пушкина в эпиграфе к "Капитанской дочке": "Береги кафтан с нову, а честь с молоду".