Как проводить тренинг фотоколлаж прошлое настоящее. Тренинг по арт-терапии «Коллаж обновленной реальности или мечты. Упражнения на рефлексию собственного времени

психологические упражнения для тренингов

Тренинг по арт-терапии «Коллаж обновленной реальности или мечты»

Концептуальное введение:

Коллаж (фр. collage – приклеивание, наклейка), техника создания картины или графического произведения путем применения различных наклеек из плоских (фотографии, билеты, ткани, вырезки из газет и цветной бумаги и т.д.) или объемных (проволока, дерево, веревки, металл) материалов. Техника коллажа может использоваться в композиции произведения для усиления значимости двух аспектов: 1) чисто формального, когда художественный образ создается размещением или наслоением друг на друга определенных материалов, различной формы, цвета и т.д. и 2) иллюстративного (например, так называемый фотомонтаж), когда изобразительный материал на определенную тему вырезается из книг и журналов и благодаря перемещению из обычного контекста в непривычное окружение получает новую интерпретацию. Считается, что технику коллажа изобрел Жорж Брак в 1910, хотя примерно в то же время свои первые коллажи создал и Пикассо. С 1912 оба художника систематически работают в этой технике, коллаж становится характерной особенностью живописи синтетического кубизма. Период кубизма в творчестве обоих художников характеризуется поисками радикально новых способов создания картины, поэтому они стали включать в свои живописные и графические работы фрагменты газет, этикетки от бутылок и т.п. печатные материалы. Добавление к художественному произведению таких элементов поражало зрителей тем, что «реальный мир», с его собственными пространственными и тактильными качествами, был соединен на полотне с иллюзионизмом живописи. Эта смесь реальности и иллюзии в дальнейшем часто усложнялась использованием живописных «обманок», имитировавших поверхность дерева, мрамора и т.п.

Среди первых, кто заимствовал у кубистов технику коллажа, были футуристы, работавшие в Италии до Первой мировой войны (Карло Кара, Джино Северини). Их коллажи наполнены жизненной силой и энергией. Часто сюжетом становился противоречивый мир современной техники: шум, скрежет колес поезда и лозунги протеста передавались с помощью включенных в композицию столкновений слов и фрагментов предложений. Как новую, нетрадиционную технику коллаж использовали дадаисты, разочарованные бессмысленностью современного общества и несоответствием традиционного искусства их воззрениям (Курт Швиттерс, Ханс Арп). Коллажи дадаистов наилучшим образом выражали отрицание искусства как приятного для глаза изображения жизни. Будучи составленными из предметов ежедневного окружения человека, они сами принадлежали к сфере «жизни». В отличие от тщательно продуманных соотношений форм в искусстве, в коллаже подчеркивались элементы случайного, импровизированного, которые, как считали дадаисты, более присущи жизни, чем искусству. Например, Ханс Арп разбрасывал как придется элементы будущего коллажа по предназначенной для него поверхности и затем приклеивал их. Последователями дадаистов были сюрреалисты. Их привлекало отсутствие связи между отдельными элементами коллажа, что составляло прекрасную параллель миру сна, свободных ассоциаций и других проявлений подсознательного, которые они стремились раскрыть. В отличие от кубистов сюрреалисты подчиняли форму и цвет образному содержанию произведения. Например, Макс Эрнст вырезал гравюры из старых научных каталогов и соединял их так, чтобы получалось нечто, напоминающее кошмарный сон по своему ощущению сновидение. Более чем какое-либо другое направление в живописи сюрреализм расширил сферу применения и технические возможности коллажа: художники активно использовали случайные эффекты, например изобрели «деколлаж», отрывая куски от уже готового коллажа; совмещали коллаж с «фроттажем» – рисунком, полученным путем протирания углем листа бумаги, положенного на какую-нибудь грубую фактурную поверхность, например необструганное дерево, проливали краски на холст и т.п.

Первым художником, работавшим исключительно в технике коллажа, был Курт Швиттерс, продолжавший традиции сюрреалистов и дадаистов. Он расширил сферу используемых для коллажей материалов и предметов. Его небольшие, но очень изысканные по композиции произведения, называвшиеся выдуманным словом «merzbild», состояли из кусочков бумаги, автобусных билетов, этикеток, купонов и т.п.

Также популярны так называемые психологические коллажи. КОЛЛАЖ – это инструмент, который помогает Вам настроиться на волну успеха, правильно ставить задачи. Делая коллаж Вы размышляете о жизни, целях которые хотите достичь, понимая что важно для Вас. Во время работы Вы приводите в порядок свои мысли, настраиваясь на лучшее в Вашей жизни.

Диагностические возможности коллажа (опорные элементы интерпретации коллажей; целостная вертикально-горизонтальная схема анализа коллажа, содержание девяти секторов анализа коллажа, «зоны внимания» на коллаже – авторская разработка). Сферы применения и способы работы с коллажом: Коллаж в работе с семьей и детско-родительскими отношениями. Коллаж в работе с парами противоположностей и конфликтами. Коллаж как средство выявления преобладающих стратегий поведения человека; групповой динамики; распределения ролей в группе и т.д.

Цель : понять себя, войти в контакт с настоящим Я, понять свои истинные желания и их отражение в материальном мире, научиться строить свою реальность, раскрыться и принять всё новое в своей жизни.

Материалы : листы бумаги формата А4, фломастеры; материалы для изготовления коллажа: газеты, журналы, открытки, краски, карандаши, фломастеры, клей ПВА, ножницы; музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.

Используемая технология : Арт-терапия в сочетании с сказкотерапией.

Техники : коллаж, изобразительная деятельность.

Этапы работы:

I. этап – разогрев:

Упражнение «Олени»

Участники встают в два круга (внешний и внутренний), лицом друг к другу. Ведущий спрашивает: «Вы когда-нибудь видели, как здороваются олени? Хотите узнать, как они это делают? Это целый ритуал: правым ухом вы третесь о правое ухо своего партнера, затем левым ухом о левое ухо партнера, а в завершение приветствия нужно потопать ногами!»После исполнения этого ритуала внешний круг смещается на одного человека, и церемония повторяется. Передвижение продолжается до тех пор, пока все участники не «поздороваются» друг с другом, как олени, и не займут свое исходное положение.

II. Этап – Основная деятельность:

Упражнение «Сказка о бабочке сновидений»

Цель : актуализация эмоционального и когнитивного компонента переживания сновидений, изучение «ночных страхов», поиск внутреннего ресурса.

Материалы и оборудование

Время : 40 мин.

Процедура:

1. Психолог демонстрирует разнообразие материалов для изготовления коллажа. Психолог. Для выполнения следующего задания нам необходимо нарисовать бабочку. (Нижеследующий текст предназначен для взрослого: символическое значение бабочки можно объяснить для дальнейшей работы).

Бабочка во многих культурах – символ души, бессмертия, возрождения и воскресения, так как это крылатое небесное существо появляется на свет из обыкновенной гусеницы. У кельтов она олицетворяет душу и огонь, у китайцев – бессмертие, досуг в изобилии и радость. Сон также считался подобием кратковременной смерти, когда душа каждую ночь оставляет свою телесную оболочку и отправляется в своеобразное путешествие. Бабочки помогают душе «вернуться» в свое тело. А на крыльях они несут воспоминания о путешествии души".

2. Можно попросить участников закрыть глаза. Под медитативную музыку психолог рассказывает сказку.

В одной волшебной стране на огромном цветочном лугу живут бабочки снов. Днем они чаще всего спят, уютно устроившись в бутонах цветов. Но с наступлением ночи бабочки просыпаются и разлетаются по всему миру. Каждая бабочка спешит навестить своего человека – ребенка или взрослого.

У бабочки снов удивительные крылья. Одно крыло бабочки светлое. Оно пахнет цветами, летним дождем и сладостями. Это крылышко покрыто разноцветными пылинками добрых и веселых снов, и если бабочка взмахнет над человеком этим крылышком, то ему всю ночь снятся добрые и приятные сны.

Но у бабочки есть и другое, темное крылышко. Оно пахнет болотом и покрыто черной пылью страшных и печальных снов. Если бабочка взмахнет над человеком темным крылом, то ночью ему приснится неприятный или печальный сон.

Каждому человеку бабочка снов дарит и добрые, и страшные сны.

Постарайтесь вспомнить свои самые приятные сны (пауза), а теперь – самые страшные сны. Открывайте глаза.

3. Изготавление коллажа.

Возьмите лист с нарисованным силуэтом бабочки. С помощью цветных карандашей, красок, любых других средств (вырезки из газет, журналов) на одном крыле постарайтесь отразить содержание своего страшного сна, а на другом крыле – содержание приятных снов. В цвете выразите свое эмоциональное отношение к своим снам. Нарисуйте лицо бабочки.

4. После изготовления коллажа клиент представляет свою работу. Дальнейшее взаимодействие психолога с клиентом осуществляется с учетом задач коррекции или консультирования, а также интеллектуальных и рефлексивных возможностей клиента.

Вопросы для обсуждения:

  1. Ваши чувства и переживания в процессе выполнения упражнения?
  2. Ощущали ли вы сопричастность группе, защищенность?
  3. Понравилось упражнение было ли ощущение комфорта?

Упражнение «Липучки» Разминка

Цель : Эта веселая и динамичная разминка направлена на повышение сплоченности группы. Участники учатся быстро ориентироваться в ситуации, устанавливать контакт, вступать во взаимодействие. Разминка снимает межличностные барьеры.

Время : 10 минут.

Материалы : Не требуются.

Инструкция : «Сейчас я дам знак, и вы начнете двигаться произвольно. На счет стоп, по двое руками, вы должны остановиться и объединиться с кем-то руками. Давайте попробуем».

Процедура проведения : В открытом пространстве группа двигается. По команде тренера участники объединяются определенным образом по его заданию. Сначала по двое, затем по трое и т.д. Задание усложняется. Объединяться участники могут руками, ногами, головами, любыми частями тела. В конце игры тренер может разбить группу пополам (на три части и т.д.), предложив объединиться половинкам, и оставить группу в таком составе (но не в таком виде) для следующего упражнения. То есть тренер может использовать данную разминку как весьма необычное средство для разбиения группы для дальнейшей командной работы.

Упражнение «Коллаж мечты» – техника работы с целями

Цель : чётче сформировать для себя образы желаемого, чтобы точнее навести подсознание на желаемую цель.

Материалы : лист бумаги формата А4, фломастеры; материалы для изготовления коллажа: газеты, журналы, открытки, краски, карандаши, фломастеры, клей ПВА, ножницы, силуэтное изображение бабочки, музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.

Процедура:

1. Подумай, о чем ты мечтаешь в разных сферах жизни. Обрати внимание, должны быть учтены по меньшей мере эти 5 областей: отношения, семья, материальная сфера, самореализация, здоровье.

Проанализируй, в какой из сфер у тебя максимальное количество пробелов: больше всего мечтаний будет связано именно с ней. Но не стоит забывать и об остальном.

2. Теперь из разных картинок создай коллаж, который отразит это. Если не найдешь подходящей иллюстрации – дорисуй, чего не хватает. Дай название готовому произведению.

Вопросы для обсуждения:

  1. Теперь ты понимаешь, куда движешься?
  2. Почаще спрашивай себя: как то, что я делаю в эту минуту, приближает меня к моей мечте?
  3. Нравится ли тебе то, что получилось?
  4. Если что-то смущает, подумай, как это изменить?

III. Этап – Завершение.

Упражнение «Скульптура»

Цель : стимуляция самовыражения через образы и символы, эмоциональная рефлексия. Подведение итогов тренинга.

Время : 3-5 минут (если группа большая, то дольше).

Материалы : Не требуются.

Инструкция : «Друзья, мы долго работали вместе, и наши занятия подходят к концу. Я предлагаю сейчас подвести некоторые итоги. Каждый из вас может выразить особым образом свои чувства по поводу того, чего он достиг во время нашей совместной работы, что он понял и что он может с этим сделать. Кто-то из нас сейчас должен выйти вперед и изобразить из себя живую скульптуру, олицетворяющую эти чувства. Встаньте так, чтобы вы могли достаточно долго удерживать принятое вами положение. Когда первый участник сделает это, его сосед также выходит вперед и тоже выражает своей позой то, чего он достиг, и что он по этому поводу думает. Если хотите, вы можете при этом сказать что-нибудь, но только кратко. В конце разминки мы создадим одну колоссальную скульптуру, выражающую все, чего мы достигли, что добыли, что наработали».

Процедура проведения : Данная разминка производит больший эффект, если проводится в довольно быстром темпе. Ведущий объявляет группе о том, что занятия близятся к завершению, и предлагает подвести некоторые итоги необычным способом. Необходимо выразить в виде скульптуры свои чувства и эмоции по поводу того, что здесь происходило, что каждый достиг во время совместной работы, чему научился. Изображая это, каждый последующий участник пристраивается к предыдущему. В результате в конце получается единый скульптурный ансамбль, выражающий общий настрой группы, все, чего они достигли, что наработали.

Подводные камни. Разминка проходит динамично и интересно, с юмором. Иногда возникает сложность в том, что участники группы в конце хотят посмотреть на свое творение, но они сами в нем участвуют и не могут отойти. Можно придумать два варианта решения ситуации:

  1. участники по очереди выходят из скульптуры, смотрят на нее, затем встают на место;
  2. итоговую скульптуру тренер фиксирует на камеру. И после все смотрели скульптуру.

Литература:

  1. Юлия Марьина «Школа флористики: Коллажи и панно», Издательство: Ниола 21 век, 2005, – 96 с.
  2. Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб.: Питер, 2005. – 369 с.

Составители: Галицына Н.С., Иванова А.А.


27.02.2015
Елена
Очень хороший тренинг! Спасибо, подсказали тему для коллажа.)))

Создание коллажа - это ваша творческая работа, с помощью которой вы сможете приблизиться к осуществлению своих желаний. Многие, кто создавал коллаж, говорят, что больше половины желаний сбываются в течение ближайшего года!

ПОВЕРЬ В СВОЮ МЕЧТУ И ОНА ОБЯЗАТЕЛЬНО СБУДЕТСЯ!


Коллаж - это очень хорошая арт-терапевтическая техника, которая работает на бессознательном уровне, важно только запустить импульс во вселенную и поверить в то, что мечтам свойственно сбываться!

Работая с коллажом, вы сможете:
— лучше осознать свои истинные потребности и желания
— привести в порядок мысли
— сделать первый шаг к своим мечтам
— прислушаться к своим желаниям и поверить в себя
— насладиться процессом творчества.

Разрешите себе помечтать!

«Интересно, — спросите Вы, — почему, когда мечта была только в голове, то она там и оставалась, а когда мы создаем коллаж, то она имеет свойство сбываться?»

Мой ответ такой. Мы придаем силу тому, о чем думаем, тем более, если это положительно-заряженные мечты. Чем сильней это желание, тем больше вероятности того, что оно сбудется. Ну а если и поработали с коллажом, визуализировали желаемое, то возможность исполнения мечты в разы увеличивается. Здесь подключается еще и ваше подсознание. И даже когда мы перестаем думать о желаемом, наше подсознание все равно продолжает работать. Наши мысли подпитываются надеждами, чувствами, ожиданиями реализации и, в конце концов, мечты начинают проявляться в материальном мире.

Коллаж можно создавать на ближайший год или три года и тогда он будет затрагивать все важные сферы вашей жизни, он называется годовым коллажом. Также коллаж может быть и тематическим , он делается для того, чтобы улучшить какую-то определенную сферу вашей жизни, например, получить желанную работу, улучшить отношения в семье, отправиться в путешествие и так далее.

В данном упражнении я предлагаю вам создать годовой коллаж, так как тематический — это одна из разновидностей годового коллажа, он изготавливается по тем же принципам.

Очень важно, чтобы в вашем коллаже присутствовали именно заветные мечты - те, которые окрыляют, которые вызывают улыбку счастья, самые положительные эмоции и те, в которые Вы действительно верите!

Еще хочется сказать, что каждая мечта дается человеку вместе со всеми необходимыми силами для ее осуществления, однако возможно для этого придется немного приложить усилий! Коллаж - это не волшебная палочка и при вашем полном бездействии мечты вряд ли сами собой смогут исполниться. Создавая коллаж, вы как бы извещаете мир о своих желаниях, а мир в свою очередь пошлет вам возможности для их реализации.

Как делать коллаж?

Положите перед собой чистый белый ватман. Для создания коллажа вам понадобятся яркие журналы разной тематической направленности. Вырежьте из журналов то, что вам нравится и вы хотите, чтобы у вас было. Наклейте на лист все то, что отобрали и считаете важным. На создание коллажа потратьте один-два дня, не больше. Не нужно глубоко задумываться над тем, откуда это у вас возьмется или появится, важно идти за своими желаниями и вклеить на ватман то, что хочется и к чему лежит душа!

Лучше при выборе картинок опираться на разные сферы вашей жизни:
— семья и близкие родственники, друзья
— все, что ассоциируется у вас с деньгами, благополучие, успех
— самосовершенствование, мудрость, знания
— профессиональная деятельность, работа, карьера
— здоровье, красота
— удача, вдохновение, репутация, признание
— взаимоотношения, любовь, вы и ваш партнер
— то, чему хотите научиться, творчество, хобби, новые начинания
— путешествия, отдых

Особенности отбора и наклеивания картинок:

— все изображения должны быть цветными
— не оставляйте «дырок» на ватмане, ваш коллаж должен быть полностью заполненным
— не стремитесь делать ровные края, пусть фото свисают, таким образом, вы не будете загонять свои мечты в рамки
— не садитесь делать коллаж в плохом настроении

На вашем коллаже не должны попадаться случайные люди и предметы. Например, если вы мечтаете встретить человека, который вас полюбит, то не нужно вырезать известного актера и вклеивать его в коллаж, потому что вряд ли именно этот человек встретится на пути и именно он вас полюбит, в этом случае достаточно найти картинку в виде сердца или что-то символическое. На коллаже не должно быть чужих рук (если вы хотите браслет или кольцо, то не вклеивайте руку модели с браслетом, найдите отдельные картинки с драгоценностями). Потратьте время на поиск материала. Также, например, не стоит брать первый попавшийся дом, поищите место, в котором вам бы действительно хотелось жить. Коллаж воспринимает все буквально и мечты исполнятся так, как вы их изобразили. Будьте внимательны!

Если вы хотите, чтобы были слова в коллаже, то либо найдите их уже написанные в журнале, вырежьте и наклейте, либо вырежьте по одной букве и составьте свои фразы. Очень важно, чтобы фразы были написаны в настоящем времени. Например: у нас родился сын; я теперь бабушка; как хорошо жить в своей квартире и т.д.

Уже готовый коллаж желательно повесить на видное место, важно видеть его ежедневно. Если такой возможности нет, то можно сфотографировать его и поставить на заставку в компьютере или в телефоне. Каждый год его можно и нужно переделывать: убирайте мечты, которые исполнились и добавляйте новые.

Я верю, что эта несложная техника поможет Вам
в осуществлении Ваших заветных мечт!
Желаю вам исполнения желаний!

Цель : чётче сформировать для себя образы желаемого, чтобы точнее навести подсознание на желаемую цель.

Материалы: лист бумаги формата А4, фломастеры, материалы для изготовления коллажа: газеты, журналы, открытки, краски, карандаши, фломастеры, клей ПВА, ножницы, музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.

Процедура:

1. Подумай, о чем ты мечтаешь в разных сферах жизни. Обрати внимание: должны быть учтены по меньшей мере эти 5 областей: отношения, семья, материальная сфера, самореализация, здоровье.

Проанализируй, в какой из сфер у тебя максимальное количество пробелов: больше всего мечтаний будет связано именно с ней. Но не стоит забывать и об остальном.

2. Теперь из разных картинок создай коллаж, который отразит это. Если не найдешь подходящей иллюстрации – дорисуй, чего не хватает. Дай название готовому произведению.

Вопросы для обсуждения:

Теперь ты понимаешь, куда движешься?

Почаще спрашивай себя: как то, что я делаю в эту минуту, приближает меня к моей мечте?

Нравится ли тебе то, что получилось?

Если что-то смущает, подумай, как это изменить?

Вечер

Сказка на ночь

Евгений Клюев «Отрывной Календарь».
У Отрывного Календаря всё было рассчитано: по одному листку на каждый день. А всего, стало быть, триста шестьдесят пять листков – ровно столько же, сколько дней в году. И повесили его тоже с расчётом: строго посередине стены.
«Почётное место…» – подумал Отрывной Календарь и даже немножко засмущался.
Да и любой на его месте засмущался бы: шуточное ли дело – висеть у всех на виду! Тут хочешь не хочешь, а будешь следить за собой.
Уже через несколько минут Отрывной Календарь перезнакомился с обитателями квартиры: их было много – и они были такие разные! Каждый радушно поприветствовал его и представился. Отрывной Календарь всякий раз говорил: «Очень приятно!» – и тоже представлялся в ответ. С ними ему предстояло прожить долгую и интересную жизнь, что Отрывной Календарь, конечно, ужасно радовало – и радость эта была прямо написана у него на лице.
– Дайте-ка я прочту, что у Вас на лице написано, – присмотрелась к нему Картина-с-Противоположной-Стены и прочла: – «Радость». А по какому поводу радость? – спросила она.
– По поводу жизни, – охотно ответил Отрывной Календарь. – Долгой и интересной жизни.
– Долгой и интересной? – расхохоталась Картина-с-Противоположной-Стены. – Жизнь коротка и скучна!

Отрывной Календарь хотел было возразить, что если жизнь действительно коротка и скучна, то зачем же, дескать, её жить… но смолчал: он пока ещё знал про жизнь не так много, чтобы настаивать.
А утром следующего дня с него сорвали первый листок – первого января как не бывало! Так и пошла вперёд его жизнь – день за днём: второе января, третье, четвёртое… февраль, март. И каждый день был полон событий, о которых ему надо было успеть напомнить всем в доме. Два дня назад, например, был первый день весны – самое важное событие в году!
– Простите, если это слишком личный вопрос, – обратилась к нему однажды в апреле Толстенная Поваренная Книга, – но какая у Вас диета.
– Какая у меня… что? – удивился Отрывной Календарь. Отрывной Календарь не замечал, что худеет на глазах. Да и когда было замечать? Жизнь так нравилась ему и казалась такой долгой и интересной, что дни пролетали совсем незаметно!
– Он просто ведёт неправильный образ жизни! – вмешалось Ленивое Кресло.
– Это как же? – озадачился Отрывной Календарь.
– Да так… растрачиваете свою жизнь направо и налево – вот и худеете! Между тем жизнь коротка и скучна – её надо беречь.
Отрывной Календарь хотел было возразить, что если жизнь действительно коротка и скучна, то чего ж её тогда, дескать, беречь… но смолчал: он пока ещё знал про жизнь не так много, чтобы настаивать.
А она, между тем, шла и шла – дел было хоть отбавляй! Да и дни становились всё короче: вот одна минута убыла от светлого времени суток, вот две, вот три… и об этом тоже надо было неустанно напоминать – чтобы все успевали использовать отпуска и каникулы до последней минуты. А первого сентября дети должны были ещё не забыть пойти в школу… Ах, какая же всё-таки разнообразная она,
эта жизнь, какая долгая и интересная!




ДЕНЬ 6.

Утро

Танцулька с пользой

Основная цель танцевально-двигательной терапии – обретение чувствования и осознанности собственного «Я». Люди обращаются к терапевту, работающего по данному методу, потому, что они, будучи отчужденны от тела, не чувствуют себя интегрированными. В нашей современной культуре мы относимся к телу часто как к вещи, предмету. Мы научились контролировать тело, придавать ему определенные формы, какой-то вид, сдерживать его, и думаем, что оно останется безответным. Танцевальная терапия приглашает тело к разговору, дает ему возможность высказаться. Танцевальная терапия воспринимает тело как развивающийся процесс. Тело и сознание рассматриваются как равноценные силы. Данная терапия больше интересуется тем, как движение чувствуется, чем тем, как оно выглядит.

Джоан Смолвуд, выделила три компонента терапевтического процесса при проведении танцевальной терапии:

Осознание (частей тела, дыхания, чувств, образов, невербальных «двойных сообщений» (когда наблюдается диссонанс между вербальным и невербальным сообщением человека).

Увеличение выразительности движений (развитие гибкости, спонтанности, разнообразия элементов движения, включая факторы времени, пространства и силы движения, определение границ своего движения и их расширение).

Аутентичное движение (спонтанная, танцевально-двигательная импровизация, идущая от внутреннего ощущения, включающая в себя опыт переживаний и чувств и ведущая к интеграции личности).

Александра Карелина
Тренинг для педагогов «Арт-терапия как средство сохранения здоровья педагогов»

Тренинг для педагогов

«Арт - терапия как средство сохранения

здоровья педагогов »

Педагог – психолог :

Карелина А. Н.

Арт-терапия - это способ работать с душой через творчество.

Арт - терапия позволяет человеку освободиться от зажимов, расслабиться, снять запреты, быть свободным. В таком состоянии возврата к самому себе и черпаются силы для дальнейшего творческого подъема. Главное разрешить самому себе встретиться с собственной силой, качественно отдохнуть и узнать о самом себе, людях и мире в целом что-то новое и интересное.

Цель - улучшить физическое и эмоциональное состояние педагога , т. е. помочь снять хроническую усталость и эмоциональную опустошенность, а также открыть творческий потенциал, повысить работоспособность и укрепить позитивное отношение к профессии.

Длительность одной встречи с группой составляет 30 - 45 минут

Основные правила работы в группе

Получите удовольствие!

Позвольте себе быть свободным!

Доброжелательная интонация и отношение ко всем.

Все внимание всех - на говорящего.

Избегайте оценок и суждений.

Говорите только о собственных чувствах, ощущениях, настроениях.

Во всем ищите и находите позитив.

1. Упражнение «Шар» (7-10 мин)

Цель : Разогрев, включение всех участников в работу. Повышение тонуса группы.

Материалы : воздушный шарик.

Инструкция : Все участники стоят в кругу. Психолог : «Сегодня на занятии мы с вами будем играть с воздушными шарами. Предлагаю начать вот с этого шара, – ведущий держит в руках один воздушный шар.

–Сейчас мы будем передавать его по кругу, но при одном условии : делать это можно, используя только локти (сжав шар локтями, помогать кистями нельзя. Итак, начали. Второй круг шар передается только ногами (сжав шар коленками) . Третий круг : шар передается с помощью головы (шар прижимается головой к плечу) .

2. Упражнение «Рисунок состояния»

Цель : Оно стимулирует творчество и осознание чувств, помогает членам группы лучше познакомиться друг с другом. Также оно может служить диагностическим материалом, а также использоваться в конце сессии для анализа изменений. Этим упражнением целесообразно начинать занятия в группах терапии искусством.

Материалы : Бумага, цветные карандаши, мел, краски.

В любом случае доверяйте своим внутренним ощущениям и старайтесь в своей работе обнаружить информацию для себя.

3. Упражнение «Групповое рисование по кругу»

На листе бумаги необходимо нарисовать незатейливую картинку или просто цветовые пятна, а затем передать эстафету следующему участнику для продолжения рисунка. В итоге каждый рисунок возвращается к своему первому автору. После выполнения этого задания обсуждается первоначальный замысел. Участники рассказывают о своих чувствах. Коллективные рисунки можно прикрепить к стене : создается своеобразная выставка. Данная техника может выявить сильные противоречия в групповом процессе, вызвать агрессивные чувства, обиды. Поэтому арт-терапевт должен предупредить участников о бережном отношении к работам друг друга.

4. Упражнение «Прекрасный сад»

Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает спокойно посидеть, можно закрыть глаза, и представить себя цветком. Каким бы ты был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это - нарисуйте свой цветок. Всем раздается бумага, фломастеры, мелки.

Дальше участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все садятся в круг. Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, желательно однотонной, раздает каждому участнику по булавке. Ткань объявляется поляной сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.

Обсуждение : Предлагается полюбоваться на «прекрасный сад» , запечатлеть эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть, в окружении каких разных, непохожих на цветов растет твой. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание.

Психологический смысл упражнения

Сама по себе арт - терапия очень мощный инструмент, который используется для психологической коррекции и служит для изучения чувств, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. В данном случае упражнение позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира.

5. Упражнение «Назвать три качества, которое характеризует меня» . Это упражнение плавно перетекает в следующее упражнение коллаж «Мой внутренний мир » .

6. Упражнение коллаж «Мой внутренний мир » .

Цель : раскрытие потенциальных возможностей человека, предполагает большую степень свободы, является эффективным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Кроме того, при изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат. Коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания.

Эффективным является включение в коллаж рисунков, личных фотографий участников, авторами которых они являются, либо на которых они запечатлены, а также использование коллажа в перфомансе и инсталляции.

Тема для создания коллажа может быть разной в зависимости от потребностей группы («Мужчина и женщина» , «тело» , «я» , «прошлое-настоящее-будущее» и мн. др.)

Материалом для коллажа могут служить глянцевые журналы, разнообразные изображения, фотографии, природные материалы, предметы, изготовленные или преобразованные его создателями.

Инструкция : вырежьте из журналов фигуры людей, животных и пр., а затем оформите их в композицию. С элементами можно делать всё, что угодно, можно дополнить работу надписями, комментариями, закрасить и декорировать пустоты, быть конкретным или абстрактным.

Анализ коллажа : расположение элементов на листе, размер элементов, их расположение относительно других элементов, основания выбора того или иного элемента, элементы пристраиваются друг к другу, дополняют общую идею коллажа, прослеживается общий сюжет.

7. Упражнение «Шеренга» (5-10 мин.)

Цель : сплочение коллектива. Упражнение позволяет осознать невербальные средства установления контакта, апробировать их в безопасных условиях группы, проверить свои возможности установления контакта в различных ситуациях, понять, что при установлении контакта не существует универсальных средств и правил , а прежде всего необходимо ориентироваться на человека, с которым взаимодействуешь.

Ход упражнения : участники строятся в шеренгу по : росту; цвету волос; алфавиту имен; размеру ноги; знаку зодиака и т. д.

Инструкция : «Сейчас вам предстоит построиться в шеренгу по цвету глаз, от самых светлых к самым темным. При построении запрещается разговаривать. Итак, начали». На построение дается 2 минуты. Затем предлагается построиться по цвету волос, от самых светлых к самым темным. Условия те же. Последнее задание самое сложное : построиться по росту с закрытыми глазами, не разговаривая.

Вопросы для обсуждения :

Что вы сейчас чувствуете?

Что вам больше всего понравилось?

Трудно ли вам было выполнять упражнение?

8. Упражнение «Чему Я научился»

Предлагается большой лист бумаги со следующими неоконченными предложениями :

Я научился.

Я узнал, что.

Я нашел подтверждение тому, что.

Я обнаружил, что.

Я был удивлен тем, что.

Мне нравится, что.

Я был разочарован тем, что.

Самым важным для меня было.

Мне сегодня.

Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая в группе. Пожалуйста, допишите по выбору любое из неоконченных предложений,