Как считать деньги не только быстро, но и очень эффектно

Пока молодой
- Мы стараемся научить детей не сложным формулам, а привить им экономическое мышление. Вся экономика выросла из того, что наши ресурсы ограничены. Мы учим детей делать обдуманный выбор, - пояснила она.
Самое главное - привить детям понимание, что есть СЕЙЧАС и есть ПОТОМ, которое зависит от того, как ты поступишь в данный момент. Можно махнуть рукой и пойти играть с друзьями, но тогда ты не выучишь уроки, получишь двойку, и родители не поведут тебя в цирк и не купят то, что обещали. Многие взрослые могут удивиться, но такую причинно-следственную связь способны понять и первоклашки, важно только подать им это в игровой форме, в “красивой обертке”.
Секрет вкусного варенья
В первом классе ученики Ольги Завьяловой, например, вырезают из листа, на двух сторонах которого нарисованы разные фрукты, то, что им больше всего нравится. Вырезал грушу - значит, испортил нарисованное на обороте яблоко. Получается, что нужно выбирать: или одно, или другое. Во втором и третьем классе ребята изучают, в частности, что такое себестоимость. Благодаря своим познаниям в математике они считают, во сколько обойдется белочке варенье. Смеются над хитрым лисенком, который решил сэкономить на сахаре, и от этого его варенье скисло. Четвероклассники изучают, что такое таможня, биржа. Сложные понятия они постигают с помощью новой лесной сказки. Белочке для упаковки ее товаров нужны камыши, которые растут далеко за болотом. Но филин перегородил дорогу, требует плату...
- Ко мне в школу экономики ходит много детей, чьи родители - бухгалтеры, экономисты, представители высшего руководства предприятий, - объясняет Ольга Завьялова. - Эти взрослые и сами многое знают, но понимают, что никто лучше, чем учитель-профессионал, не расскажет о сложных понятиях в доходчивой, игровой форме.
Вместо жвачки - мобильник
Нехватка денег у многих взрослых отчасти объясняется неумением правильно ими распоряжаться. Чтобы приучить детей к бережливости, советует Ольга Завьялова, можно, например, узнать у ребенка, что ему хотелось бы купить (в разумных пределах), и выдать на все это деньги, но только с небольшим привеском. Эта добавка будет стимулировать к сбережению. У ребенка появится выбор: потратить все сейчас на некое дополнительное количество фишек, жвачек или откладывать и в будущем приобрести что-то более существенное, например простенький мобильник.
Нередко приходится слышать, что экономика - это деньги, а деньги - это зло, призналась преподаватель. Но деньги - это лишь инструмент, который в зависимости от умения его использовать может быть и добром, и злом. Рано или поздно ребенок вырастет, начнет зарабатывать. Так пусть он будет подготовлен, будет умело ими распоряжаться.
Дайте выбор!
В младших классах, в которых преподает Ольга Завьялова, в неделю только один урок экономики, в пятых-восьмых - два, в самых старших - два раза по два урока.
И этого, считает преподаватель, вполне достаточно. Не нужно делать экономику обязательным для всех предметом. Достаточно на параллели и одного такого профильного класса: ведь некоторые из родителей считают те же ритмику, хореографию более важными занятиями. Однако нужно на уровне Министерства образования предоставить программы для преподавания экономики. С этим, особенно в начальной школе, сегодня большие проблемы. Нужно школам, родителям, ученикам дать выбор. И тогда они уже сами решат, учить экономику или нет.

В тему Скорее жива, чем мертва

В редакцию обратилась учительница начальных классов из Гомеля, которая назвалась Тамарой Ивановной. Экономику она преподает по российской программе, которая не “стыкуется” с белорусским курсом математики. С удовольствием перешла бы на отечественные разработки, вот только никак не может их найти.
В управлении общего среднего образования Министерства образования сообщили, что экономика не относится к обязательным школьным предметам. Вводить ее изучение школы могут как дополнительную дисциплину. Но при этом все равно необходимо опираться на программы, утвержденные Минобразования.
В Национальном институте образования рассказали, что такая программа есть для старших классов, а для начальных - нет. Таким образом, насколько удалось понять из объяснений, изучение экономики в начальных классах некоторых школ не имеет требуемой методической базы и поэтому носит полулегальный характер.
Между тем, высказала обеспокоенность заместитель директора одной из минских школ, где также изучают экономику, в последние годы в Беларуси количество классов, где есть такая дисциплина, стремительно сокращается. Из-за бюрократических преград уходят из этой сферы многие опытные преподаватели. А это значит, если через какое-то время экономике и объявят “амнистию”, то учить детей, вполне возможно, уже будет некому.

Почему я называю свой способ легким и даже удивительно легким? Да просто потому, что более простого и надежного способа обучения малышей счету я пока не встречал. Вы сами в этом скоро убедитесь, если воспользуетесь им для обучения своего ребенка. Для ребенка это будет просто игрой, а все, что потребуется от родителей — это уделять этой игре по несколько минут в день, и если будете придерживаться моих рекомендаций, то раньше или позже ваш ребенок обязательно начнет считать наперегонки с вами. Но возможно ли такое, если ребенку всего три или четыре года? Оказывается, вполне возможно. Во всяком случае, я успешно делаю это более десяти лет.

Весь процесс обучения я излагаю далее очень подробно, с детальным описанием каждой обучающей игры, для того чтобы его смогла повторить со своим ребенком любая мама. А, кроме того, в Интернете на моем сайте "Семь ступенек к книжке" я разместил видеозаписи фрагментов моих занятий с детьми, чтобы сделать эти уроки еще более доступными для воспроизведения.

Сначала несколько вступительных слов.

Первый вопрос, который возникает у некоторых родителей: а стоит ли начинать учить ребенка счету до школы?

Я считаю, что обучать ребенка нужно тогда, когда он проявляет интерес к предмету обучения, а не после того, как этот интерес у него угас. А интерес к счету и подсчитыванию проявляется у детей рано, его надо лишь слегка подпитывать и незаметно день ото дня усложнять игры. Если же ваш ребенок почему-то безразличен к пересчитыванию предметов, не говорите себе: "У него нет склонности к математике, я тоже в школе по математике отставала". Постарайтесь пробудить в нем этот интерес. Просто включите в его то, что вы до сих пор упускали: пересчитывание игрушек, пуговичек на рубашке, ступенек при ходьбе и т.п.

Второй вопрос: каким способом лучше обучать ребенка?

Ответ на этот вопрос вы получите, прочитав здесь полное изложение моей методики обучения устному счету.

А пока хочу предостеречь вас от применения некоторых способов обучения, не приносящих ребенку пользу.

"Чтобы к 2-м прибавить 3, нужно сначала к 2-м прибавить 1, получится 3, потом к 3-м прибавить еще 1, получится 4, и, наконец, к 4-м прибавить еще 1, в результате будет 5"; "- Чтобы от 5-ти отнять 3, нужно сначала отнять 1, останется 4, потом от 4-х отнять еще 1, останется 3, и, наконец, от 3-х отнять еще 1, в результате останется 2".

Этот, к сожалению, распространенный способ вырабатывает и закрепляет привычку к медленному подсчитыванию и не стимулирует умственное . Ведь считать — значит складывать и отнимать сразу целыми числовыми группами, а не добавлять и убавлять по единичке, да еще и с помощью пересчитывания пальчиков или палочек. Почему же этот не полезный для ребенка способ так распространен? Думаю, потому что так проще учителю. Надеюсь, что некоторые учителя, ознакомившись с моей методикой, откажутся от него.

Не начинайте учить ребенка считать с помощью палочек или пальцев и следите, чтобы он не начал пользоваться ими позже по совету старшей сестрички или братика. Научить считать на пальцах легко, а отучить трудно. Пока ребенок считает по пальцам, механизм памяти не задействован, в памяти не откладываются результаты сложения и вычитания целыми числовыми группами.

И, наконец, ни в коем случае не используйте появившийся в последние годы способ счета "по линеечке":

"Чтобы к 2-м прибавить 3, нужно взять линеечку, найти на ней цифру 2, отсчитать от нее вправо 3 раза по сантиметру и прочитать на линеечке результат 5";

"Чтобы от 5-ти отнять 3, нужно взять линеечку, найти на ней цифру 5, отсчитать от нее влево 3 раза по сантиметру и прочитать на линеечке результат 2".

Этот способ счета с использованием такого примитивного "калькулятора", как линеечка, как будто нарочно придуман для того, чтобы отучить ребенка думать и запоминать. Чем так учить считать, лучше вовсе не учить, а сразу показать, как пользоваться калькулятором. Ведь этот способ, точно так же, как и калькулятор, исключает тренировку памяти и тормозит умственное развитие малыша.

На первом этапе обучения устному счету необходимо научить ребенка считать в пределах десяти. Нужно помочь ему прочно запомнить результаты всех вариантов сложения и вычитания чисел в пределах десяти так, как помним их мы, взрослые.

На втором этапе обучения дошкольники осваивают основные методы сложения и вычитания в уме двузначных чисел. Главным теперь уже является не автоматическое извлечение из памяти готовых решений, а понимание и запоминание способов сложения и вычитания в последующих десятках.

Как на первом, так и на втором этапе обучение устному счету происходит с применением элементов игры и состязательности. С помощью , выстроенных в определенной последовательности, достигается не формальное заучивание, а осознанное запоминание с использованием зрительной и тактильной памяти ребенка с последующим закреплением в памяти каждого усвоенного шага.

Почему я учу именно устному счету? Потому что только устный счет развивает память, интеллект ребенка и то, что мы называем смекалкой. А именно это и потребуется ему в последующей взрослой жизни. А писание "примеров" с длительным обдумыванием и вычислением ответа на пальчиках дошкольнику ничего, кроме вреда, не приносит, т.к. отучает думать быстро. Примеры он будет решать позже, в школе, отрабатывая аккуратность оформления. А сообразительность необходимо развить в раннем возрасте, чему способствует именно устный счет.

Еще до того как начать обучение ребенка сложению и вычитанию, родители должны научить его пересчитывать предметы на картинках и в натуре, считать ступеньки на лестнице, шаги на прогулке. К началу обучения устному счету ребенок должен уметь сосчитать хотя бы пять игрушек, рыбок, птичек, или божьих коровок и при этом освоить понятия "больше" и "меньше". Но все эти разнообразные предметы и существа не следует использовать в дальнейшем для обучения сложению и вычитанию. Обучение устному счету нужно начинать со сложения и вычитания одних и тех же однородных предметов, образующих определенную конфигурацию для каждого их числа. Это позволит задействовать зрительную и тактильную память ребенка при запоминании результатов сложения и вычитания целыми числовыми группами (см. видеофайл 056). В качестве пособия для обучения устному счету я применил набор небольших счетных кубиков в коробочке для счета (подробное описание — далее). А к рыбкам, птичкам, куклам, божьим коровкам и прочим предметам и существам дети вернутся позже, при решении арифметических задач. Но к этому времени сложение и вычитание любых чисел в уме уже не будет представлять для них сложности.

Для удобства изложения я разбил первый этап обучения (счет в пределах первого десятка) на 40 уроков, а второй этап обучения (счет в последующих десятках) еще на 10-15 уроков. Пусть вас не пугает большое количество уроков. Разбивка всего курса обучения на уроки приблизительна, с подготовленными детьми я прохожу иногда по 2-3 урока за одно занятие, и вполне возможно, что вашему малышу так много занятий не потребуется. Кроме того, уроками эти занятия можно назвать лишь условно, т.к. продолжительность каждого составляет лишь 10-20 минут. Их можно также совмещать с уроками чтения. Заниматься желательно два раза в неделю, а выполнению домашних заданий достаточно уделять по 5-7 минут в остальные дни. Самый первый урок нужен не каждому ребенку, он разработан лишь для детей, которые еще не знают цифры 1 и, глядя на два предмета, не могут сказать, сколько их, не подсчитав предварительно пальчиком. Их обучение необходимо начинать практически "с чистого листа". Более подготовленные дети могут начинать сразу со второго, а некоторые — с третьего или четвертого урока.

Я провожу занятия одновременно с тремя детьми, не более, чтобы удерживать внимание каждого из них и не давать им скучать. Когда уровень подготовки детей несколько отличается, приходится заниматься с ними поочередно разными задачками, все время переключаясь с одного ребенка на другого. На начальных уроках присутствие родителей желательно для того, чтобы они поняли суть методики и правильно выполняли несложные и коротенькие ежедневные домашние задания со своими детьми. Но разместить родителей надо так, чтобы дети забыли об их присутствии. Родители не должны вмешиваться и одергивать своих детей, даже если те шалят или отвлекаются.

Занятия с детьми устным счетом в небольшой группе можно начинать, приблизительно, с трехлетнего возраста, если они уже умеют подсчитывать пальчиком предметы, хотя бы до пяти. А с собственным ребенком родители вполне могут заниматься начальными уроками по этой методике и с двух лет.


Начальные уроки первого этапа. Обучение счету в пределах пяти

Для проведения начальных уроков потребуются пять карточек с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 и пять кубиков с размером ребра примерно 1,5-2 см, установленных в коробочке. В качестве кубиков я использую продающиеся в магазинах развивающих игр "кубики знаний", или "learning bricks", по 36 кубиков в коробке. На весь курс обучения вам потребуются три таких коробки, т.е. 108 кубиков. Для начальных уроков я беру пять кубиков, остальные понадобятся позже. Если вам не удастся подобрать готовые кубики, то их несложно будет изготовить самостоятельно. Для этого нужно лишь распечатать на плотной бумаге, 200-250 г/м2, рисунок, а затем вырезать из него заготовки кубиков, склеить их в соответствии с имеющимися указаниями, заполнить любым наполнителем, например, какой-нибудь крупой, и оклеить снаружи скотчем. Необходимо также изготовить коробочку для установки этих пяти кубиков в ряд. Склеить ее так же просто из распечатанного на плотной бумаге и вырезанного рисунка. На дне коробочки начерчены пять клеток по размеру кубиков, кубики должны помещаться в ней свободно.

Вы уже поняли, что обучение счету на начальном этапе будет производиться с помощью пяти кубиков и коробочки с пятью клетками для них. В связи с этим возникает вопрос: а чем же способ обучения с помощью пяти счетных кубиков и коробочки с пятью клетками лучше обучения при помощи пяти пальцев? Главным образом тем, что коробочку учитель время от времени может накрывать ладонью или убирать, благодаря чему расположенные в ней кубики и пустые клетки очень скоро запечатлеваются в памяти ребенка. А пальцы ребенка всегда остаются при нем, он может их увидеть или нащупать, и в запоминании просто не возникает необходимости, стимулирование механизма памяти не происходит.

Не следует также пытаться заменять коробочку с кубиками счетными палочками, другими предметами для счета или кубиками, не составленными в коробочке в ряд. В отличие от кубиков, выстроенных в ряд в коробочке, эти предметы располагаются беспорядочно, не образуют постоянной конфигурации и потому не откладываются в памяти в виде запомнившейся картинки.

Урок № 1

До начала урока выясните, какое количество кубиков ребенок способен определять одновременно, не пересчитывая их по штучке пальчиком. Обычно к трем годам дети могут сказать сразу, не подсчитывая, сколько в коробке кубиков, если их количество не превышает двух или трех, и лишь некоторые из них видят сразу четыре. Но есть дети, которые пока могут назвать лишь один предмет. Для того чтобы сказать, что видят два предмета, они должны посчитать их, показывая пальчиком. Для таких детей и предназначен первый урок. Остальные присоединятся к ним позже. Чтобы определить, какое количество кубиков ребенок видит сразу, ставьте попеременно в коробочку разное количество кубиков и спрашивайте: "Сколько кубиков в коробочке? Не считай, скажи сразу. Молодец! А сейчас? А сейчас? Правильно, молодец!" Дети могут сидеть или стоять у стола. Коробочку с кубиками ставьте на стол рядом с ребенком параллельно кромке стола.

Для выполнения заданий первого урока оставьте детей, которые пока могут определить только один кубик. Играйте с ними поочередно.

  1. Игра "Приставляем цифры к кубикам" с двумя кубиками.
    Положите на стол карточку с цифрой 1 и карточку с цифрой 2. Поставьте на стол коробочку и вложите в нее один кубик. Спросите ребенка, сколько кубиков в коробочке. После того как он ответит "один", покажите ему и назовите цифру 1 и попросите положить ее рядом с коробочкой. Добавьте в коробочку второй кубик и попросите посчитать, сколько теперь в коробочке кубиков. Пусть, если хочет, посчитает кубики пальчиком. После того как ребенок скажет, что в коробочке уже два кубика, покажите ему и назовите цифру 2 и попросите убрать от коробочки цифру 1, а на ее место положить цифру 2. Повторите эту игру несколько раз. Очень скоро ребенок запомнит, как выглядят два кубика, и начнет называть это количество сразу, не подсчитывая. Одновременно он запомнит цифры 1 и 2 и будет придвигать к коробочке цифру, соответствующую количеству кубиков в ней.
  2. Игра "Гномики в домике" с двумя кубиками.
    Скажите ребенку, что сейчас будете играть с ним в игру "Гномики в домике". Коробочка — это понарошку домик, клеточки в ней — комнатки, а кубики — гномики, которые в них живут. Поставьте один кубик на первую клеточку слева от ребенка и скажите: "Один гномик пришел в домик". Потом спросите: "А если к нему придет еще один, сколько гномиков будет в домике?" Если ребенок затрудняется ответить, поставьте второй кубик на стол рядом с домиком. После того как ребенок скажет, что теперь в домике будет два гномика, позвольте ему поставить второго гномика рядом с первым на вторую клеточку. Затем спросите: "А если теперь один гномик уйдет, сколько гномиков останется в домике?" На этот раз ваш вопрос не вызовет затруднения и ребенок ответит: "Один останется".

Потом усложните игру. Скажите: "А теперь сделаем домику крышу". Накройте коробочку ладонью и повторите игру. Каждый раз, когда ребенок скажет, сколько гномиков стало в домике, после того как один пришел, или сколько их в нем осталось, после того как один ушел, убирайте крышу-ладонь и позволяйте ребенку самому добавлять или убирать кубик и убеждаться в правильности своего ответа. Это способствует подключению не только зрительной, но и тактильной памяти ребенка. Убирать всегда нужно последний кубик, т.е. второй слева.

Играйте в игры 1 и 2 поочередно со всеми детьми в группе. Скажите родителям, присутствующим на уроке, что дома они должны играть со своими детьми в эти игры ежедневно один раз в день, если только дети сами не просят больше.

Теперь, когда я борюсь с жалобами дочери о деньгах, я поняла, что лучше всего научить ребёнка считать деньги с раннего возраста. Деньги уже разрушили много счастливых пар, настоящую дружбу, а также подлинные личности, и начинает сказываться также и на современных детях. Прежде чем будет слишком поздно, удостоверьтесь, что ваши дети извлекут следующие важные денежные уроки. Как же научить ребёнка считать деньги?

1. Не у всех родители миллионеры.

Они не могут стать миллионерами, независимо от того, как бы они ни старались. Современные дети хотят иметь всё и сразу и никогда не перестанут просить купать последнюю версию iPhone или большой планшет. Они одержимы материальными вещами. Причиной является Интернет. Моя дочь проводит слишком много времени за просмотром роликов на YouTube о богатых детей и роскошной жизни и часто в конечном итоге у неё чувство депрессии, почему у неё всё этого нет.

Я не могу запретить ей смотреть все эти видео, так как она смотрит, когда я занята своими делами. Но что я могу сделать, научить её, что не все родители могут купить всё, что хотят дети. Даже многие родители знаменитостей не покупают всё своим детям, что они хотят. Моя дочь и я часто говорим про бедных детей, которые благодарны за кусок еды и старую одежду.

Крики не помогают, поэтому я выбрала подходящий момент для разговора, так что моя маленькая принцесса могла внимательно выслушать меня и обсудить проблему как взрослая. Я хочу, чтобы она сосредоточилась на тех вещах, которые не имеют ничего общего с деньгами и ценила тяжёлый труд своих родителей, а также зарплату.

2. За деньги не купишь счастье.

Я всегда верила в миф, «Чем больше денег вы зарабатываете, тем меньше проблем у вас». Много денег — это удовольствие, но на самом деле, большие деньги вызывают большие проблемы. Деньги могут принести счастье в вашу жизнь, но, в конце концов, они не сделают вас счастливой. Никогда. Состоятельный человек может купить большой дом, но не означает, что они счастливый. Счастье не зависит от обстоятельств. Это выбор, который нужно делать каждое утро.

3. Правильный выбор облегчит семейную жизнь.

К счастью, иногда дочка понимает, что лучше купить еду, чем новую игрушку, когда нашей семье очень низкий бюджет. Я не боюсь ходить с ней по магазинам, потому что я знаю, что она не попросит ни копейки на ненужные вещи, когда наш холодильник пустой. Она даже может дать нам свои сбережения, когда у нас нет денег на еду или что-нибудь важное. Это один из уроков должен освоить ребёнок в раннем возрасте.

4. Домашняя кулинария простой способ сэкономить деньги.

Питание вне дома является неотъемлемой частью жизни каждого современного человека, потому что кажется невозможным приготовить дома, когда у вас самый плотный график. Питание вне дома может спокойно истощить бумажник и разрушить ваше здоровье одновременно. Попытайтесь приготовить что-нибудь вместе максимально часто, чтобы показать детям, что кулинария дома на самом деле весело и простой способ, чтобы сэкономить деньги на семейный отдых или новую игрушку.

Когда она хочет пиццу, мы делаем вместе. Когда она жаждет шоколада, мы делаем разные угощения вместе. Не нужно бежать в ближайший супермаркет, чтобы купить еду, которая не только дорогая, но и вредно для здоровья.

5. Как превратить хобби в бизнес.

Благодаря Интернету, вполне можно превратить свое в дело и заработать кучу денег для роскошной жизни. Просто поверьте, сколько детей зарабатывают деньги на YouTube, Instagram, или Etsy. Помогите своим детям научиться использовать свои навыки и хобби, чтобы заработать дополнительные деньги на игрушки или лакомства. Они будут гордиться собой, и ваш семейный бюджет будет процветающим.

Ваш ребёнок должен понимать, что деньги — это награда за тяжелый труд . Деньги не растут на дереве. Люди упорно работают, чтобы купить самое необходимое, так что они не могут тратиться на то, что им не так необходимо.

6. Как держать деньги безопасно.

Многие дети (и взрослые) часто теряют деньги. Хоть сумма не большая, но это ещё деньги. Ваш ребёнок должен научиться держать наличные деньги в надёжном месте. Важно, чтобы ваш ребёнок имел бумажник и научите хранить деньги в надежном месте. Это поможет им избежать потери денег в будущем и быть более ответственными с деньгами.

7. Долг реальная ловушка.

Если вы или ваш муж входите в долги регулярно, скорее всего, ваш ребёнок будет жить всю жизнь в долгах. Может быть заманчиво взять в долг, чтобы купить то, что вам нужно или вы хотите, но ваш ребёнок должен осознать, что долг это реальная ловушка. Лучше потратить несколько месяцев в экономии по некоторым пунктам, чем потратить несколько лет на то, чтобы погасить долг.

Не поощряйте ребёнка использовать кредитную карту в раннем возрасте. Избегайте использования кредитных и дебетовых карт, когда вы с вашим ребёнком. Старайтесь расплачиваться наличными. Этот урок денег выгодно для обоих родителей и детей.

Наконец, научите ребёнка быть благодарным за то, что у них уже есть, и что гораздо приятнее дарить, чем получать. Независимо от возраста вашего ребёнка, начните учить урокам денег. Они поблагодарят вас в будущем. Вы можете извлечь те денежные уроки вместе, потому что взрослые часто делают больше денежных ошибок, чем дети.