Как сделать бумагу прочнее. Изготовление бумаги в домашних условиях. Как увидеть атомы

Изготовление бумаги в домашних условиях

1. Введение

Бумага своими руками... Можно ли её изготовит в домашних условиях? Этим вопросом задались авторы предлагаемого проекта. Изучив литературу по данному вопросу, мы пришли к выводу, что невозможного в этом случае не бывает. Нами было найдено два способа изготовления бумаги в домашних условиях, испробовав оба, мы несколько изменили их и предлагаем свой.

Таким образом, цель данного проекта : научиться изготавливать бумагу самостоятельно.

Задачами проекта стали:
Сбережение лесных ресурсов (как ни громко это звучит);
Научиться применять вторичное сырьё;
Развитие творческих способностей участников проекта (и их родителей).
В наши дни изделия ручной работы ценятся очень высоко, ведь они хранят тепло человеческих рук и не имеют аналогов. То же можно ска–зать и о бумаге ручного отлива: интерес к ней растет с каждым днем, так что, по прогнозам, мастерам бумажного дела скучать не придется.

2. Основная часть

2.1 Бумага из вторичного сырья.

“Рукотворная” бумага не похожа на бумагу машинной выделки, и с точки зрения технических стандартов она хуже: неравномерная по толщине, обычно менее гладкая, подчас слишком хрупкая - такая бумага отнюдь не всегда подойдет для печати. Но бумага ручного изготовления обладает одним неоспоримым достоинством, которое заставляет забыть все ее недостатки, - абсолютной эксклюзивностью. Мастера бумаги давно заметили одну закономерность: даже если при литье двух листов используются одни и те же материалы и технология изготовления остается неизменной, все равно они хоть немного, но будут отличаться друг от друга. Эффект неожиданности - вот что больше всего ценят мастера бумаги; может быть, именно он превращает изготовление бумаги из ремесла в искусство.

Ручное изготовление бумаги освоили в Китае: почти 2000 лет назад (в 153 году н. э.) некий Цай–Лунь, министр земледелия, рекомендовал своим согражданам применять для письма бумагу “ши”, изготовленную из волокон древесины растения, которое впоследствии получило название бумажного деревца. Процесс получения бумаги из этой древесины был следующим. Кору толкли в воде, чтобы отделить волокна, и выливали полученную смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на пластины из бамбука и старые тряпки. Видимо, из–за того что для сушки использовалось тряпье, китайская бумага имела одну особенность - она была настолько рыхлой, что краска на ней довольно сильно растекалась. Впрочем, впоследствии это качество китайской бумаги высоко оценили японские каллиграфы, которые использовали для своей работы именно китайскую бумагу.

В Японию секрет производства бумаги привез корейский монах в 610 году. За несколько столетий японцы модифицировали китайскую технологию и создали собственные способы производства бумаги. Китайцы выливали размоченные в воде волокна, на специальные сетчатые щиты–формы и давали воде медленно стечь, просочиться сквозь мелкие ячейки. Японцы же, напротив, энергично трясли форму, чтобы волокна хорошенько переплелись между собой. Кроме того, они стали добавлять клейкий растительный экстракт, который способствовал более плотному и прочному соединению волокон. Древние японцы ценили бумагу не только за ее практические качества, но и за красоту. Она славилась своей тонкостью, почти прозрачностью, что вовсе не лишало ее прочности. Традиционная японская бумага ручного изготовления получила название “васи”. Со временем она приобрела популярность, особенно при императорском дворе в период Хайэн (794–1185). В те времена лучшие сорта японской бумаги ценились на вес золота. Такая бумага и в современной Японии - один из наиболее популярных подарков. Однако мастера каллиграфии все же предпочитали китайскую бумагу, на которой тушь слегка расплывалась, что позволяло добиваться большей выразительности письма. Японцы долго пытались сымитировать это качество, но используемое сырье (в основном применялся тутовый луб) и японская технология не давали такого эффекта.

Интересно, что традиция производства бумаги из вторичного (уже ис–пользованного) сырья берет свое начало именно в Японии. В VIII веке после смерти императора из династии Хайэн Сэйва одна из придворных дам сделала из писем императора новые листы бумаги и написала на них буддийскую сутру, как бы прикоснувшись к его душе. Получается, что макулатуру начали применять для производства бумаги вовсе не из практических соображений, как можно подумать, а по причинам религиозным. Восстановленная бумага называлась “усудзумигами” - из–за ее голубоватого оттенка, получавшегося от остатков туши на старых рукописях. Хотя в действительности она была скорее сероватой вследствие недостатков технологии отбеливания. Но японцы и не стремились к особой белизне, считая, что сероватый цвет больше подходит для выражения их чувств к умершим. В отличие от современной европейской бумаги, которая производится из древесной пульпы с длиной волоконцев всего 2–3 мм, васи изготавливается из волокон длиной до 10 мм. Эти длинные волокна переплетаются довольно плотно, обеспечивая прочность бумаги скорее за счет физических факторов, нежели химических, как в бумаге европейской.

От китайцев секрет изготовления бумаги переняли не только японцы, но и арабы. Они и привезли его в Испанию, а уже оттуда искусство делать бумагу распространилось по всему миру. Ранние европейские бумаги делались из переработанной хлопковой и льняной ткани, поэтому стала бурно развиваться торговля ветошью и хлопковым полотном. Интересно, что по одному из предположений чума проникла в Англию из Европы как раз в старых тряпках. Вскоре, однако, этот источник получения сырья для бумаги стал недостаточным, и люди начали применять для производства бумаги новые, порой весьма экзотические материалы. Зафиксирован случай, когда в качестве сырья для упаковочной бумаги была использована... египетская мумия! Менее экстравагантные экспериментаторы пускали в дело солому, капусту, кожу животных, шерсть и даже гнезда ос! Оказывается, в слюне ос есть клей, поэтому, когда оса сгрызает молодые побеги для строительства гнезда, во рту у нее образуется клейкая масса, по составу сходная с бумагой: клетчатка древесины или соломы и клей.

В 1828 и 1861 годах выходили любопытные руководства по производству бумаги - “Manuel de papeterie” Луи Пите, к которым были приложены сотни образцов бумаги, выработанной из различных веществ, даже из кожи и торфа. Таким образом, для изготовления бумаги годятся любые растительные волокна, обладающие гибкостью, но что же все–таки отличает бумагу от других писчих материалов?

2.2. Изготовление бумаги в домашних условиях

МЕТОД I

Вам понадобится:
Большая кастрюля
Листы использованной бумаги
Миксер или кухонный комбайн
Вода
Растворимый крахмал (две чайные ложки)

Что делать:
Разорвите бумагу на мелкие кусочки (не больше, чем 2х2 см) и поместите их в кастрюлю. (Если Вы используете кухонный комбайн, просто положите в него порванную бумагу, налейте немного воды и взбивайте, пока бумага не распадется на волокна. Затем вылейте полученную массу в кастрюлю с водой и переходите к пункту 4)
Налейте в кастрюлю воды (лучше теплой). Если хотите использовать крахмал, то добавьте его в воду сейчас (две чайные ложки).
Дайте бумаге постоять минут 10, а затем взбивайте миксером до тех пор, пока волокна бумаги не разделятся и масса не станет мягкой.
Опускайте постепенно кусок марли в кастрюлю одним краем, держа ее за другой край. Полностью погрузите ее в массу, а затем осторожно выньте.
Дайте воде стечь обратно в кастрюлю
Накройте марлю промокательной бумагой и переверните, но осторожно, чтобы полученная “целлюлоза” не распалась.
Аккуратно удалите марлю и накройте оставшуюся “целлюлозу” вторым листом промокательной бумаги и прокатайте.
Высушите с помощью утюга
Аккуратно удалите промокательную бумагу. Получившийся лист не трогайте 24 часа до полного высыхания.

МЕТОД II

Вам понадобится:
Ступка и пестик
Литровая стеклянная мензурка
Горелка
Кастрюля
Кусок марли с мелкими отверстиями
Ненужная бумага
Два листа промокательной бумаги (или газета)

Что делать:
Разорвите бумагу на мелкие кусочки (не больше, чем 2х2 см) и поместите их в мензурку.
Добавьте немного воды, так чтобы она покрыла бумагу. Поместите мензурку над горелкой и нагревайте 10 минут.
Перелейте полученную массу в ступку и хорошо растолките пестиком.
Добавьте эту массу в кастрюлю с водой.

МЕТОД III

Инструменты:
Для работы потребуются специальные рамки с сеткой для процеживания жидкости. Они деревянные, размером листов A4 и A5. Для работы достаточно иметь по две каждого размера. Сетка мелкозернистая, похожа на сито, она применяется в строительстве. Сетка прикреплена к рамке небольшими гвоздиками. Верхняя рамка без сетки не обязательна, но желательна. Она дает возможность набрать больше массы и легче разровнять ее на сетке.
Также мы используем блендер и утюг для ускорения процесса (можно вполне обойтись и без них).

Материалы:
Для работы можно брать самую различную бумагу: документы, прошедшие уничтожение в специальных машинах (шредерах), старые газеты, яичные лотки, туалетную бумагу. Авторы использовали обрезки полей газет, которые не имели на себе типографской краски.
На изготовление 2-3 листов бумаги надо приблизительно 3-4 литра массы. Чем тоньше бумагу хотим получить в итоге, тем больше воды берем в начале.
Для окраски можно использовать любые краски, начиная с гуашевых.

Процесс:
1. Собранная для работы бумага рвется на мелкие кусочки, заливается водой и помещается в блендер, где измельчается до состояния однородной массы. Можно добавить краситель. Когда бумажная масса готова, она наносится на рамку с сеткой, сверху накрывается рамкой без сетки. Некоторое время нужно, чтобы дать воде стечь.
2. Снимается верхняя рамка (без сетки).
3. Переворачиваем рамку сеткой к верху и с помощью губки удаляем всю лишнюю влагу. После этого осторожно удаляем рамку с сеткой и оставляем высыхать в течении нескольких часов.
4. В конце проглаживаем получившуюся бумагу утюгом через тонкую тряпку или газету.

Из полученной бумаги можно сделать совершенно удивительные и неповторимые поделки. Мы изготовили из них муляжи для кабинета технологии.

3. Заключение

Таким образом, цель, поставленная авторами работы в самом начале, была достигнута: нами были освоены два описанных в литературе способа изготовления бумаги в домашних условиях и предложен свой метод.
Кроме того, что это занятие оказалось увлекательным, оно, безусловно, полезное. Нами было собрано 38 килограммов макулатуры: основная её часть была сдана в школьную библиотеку для последующего её обмена в пункте вторсырья на книги. Обрезанные поля собранных газет были нами использованы для изготовления бумаги. Сами изготовленные образцы мы можем представить. Поделки, изготовленные из вторсырья, мы подарили учащимся группы продлённого дня нашей школы.
Надеемся, что данная маленькая работа принесла пользу природе.
Ведь это и было главной нашей задачей.

Вы бывший «плюшкин» и теперь у вас есть кипы старых газет, от которых нужно избавиться? Вас бросила подружка и теперь вы жаждете сделать что-нибудь творческое и деструктивное с ее любовными письмами? Вам просто хочется заняться чем-нибудь интересным в дождливый день? Если вы ответили утвердительно хотя бы на один из этих вопросов, мы предлагаем вам сделать бумагу собственными руками. Все, что вам нужно для этого, пригодная для переработки бумага, вода, кастрюля, рама и сетка на окна и, может быть, блендер.

Шаги

Часть 1

Подготавливаем припасы

Часть 2

Смешиваем бумагу до однородной массы

Порвите бумагу на мелкие клочки. На это не надо тратить слишком много времени, но кусочки старайтесь делать поменьше. Достаточно порвать ее на несколько частей.

Вымочите бумагу в воде. Кусочки помельче положите в контейнер (миску или чашку) и залейте их водой. Пусть отмокают 30-45 минут.

  • Если хотите сделать цветную бумагу, отбирайте бумагу с наименьшим количеством темных чернил, сделайте бумажную массу побольше и примените жидкий пищевой краситель. Бумага, скорее всего, получится темная с одной стороны и яркой с другой. В зависимости от того, как вы собираетесь ее использовать, пригодиться может любая сторона, но яркая будет лучше, если вы собираетесь на ней писать.
  • Если вы хотите бумагу побелее, в бумажную массу можно добавить полчашки белого уксуса.
  • Сделайте бумажную массу. Теперь, когда бумага стала мокрой и более гибкой, можем делать из нее бумажную массу – плотную, вязкую, слегка водянистую субстанцию, которая в итоге превратится в лист бумаги. Вот два варианта:

    • Смешайте блендером. Бумагу порвите на мельчайшие кусочки и наполните блендер до половины. Залейте в блендер теплой воды. Сначала выставьте на медленный режим, потом увеличивайте скорость по мере того, как масса станет выглядеть гладкой и хорошо перемолотой – примерно 30-40 секунд, чтобы не осталось бумажных хлопьев.
    • Пюре из бумаги. Если у вас есть ступка и пестик (или что-то на них похожее, вроде конец скалки и прочная миска), вы можете размешать бумагу вручную. Берите небольшими порциями и доводите до консистенции жидкой овсянки.

    Часть 3

    Укладываем бумагу
    1. Заполните емкость наполовину водой. Она должна быть шире, чем рамка и примерно такой же формы.

      • Если вы выбрали метод рамки, емкость заполняйте водой и выкладывайте бумагу на рамку до того, как вы опустите ее в емкость.
      • Если вы выбрали метод кастрюли, рамку положите на дно емкости до того, как вы зальете туда воду и наполните емкость бумажной массой.
      • Выложите массу в емкость и помешайте. Количество добавляемой в воду массы определяет толщину будущей бумаги. Хотя вам нужен плотный слой массы, чтобы полностью закрыть сетку, не нужно превращать всю емкость в болото. Поэкспериментируйте немного. Толщина готового изделия может разниться от бумаги до картона, в зависимости от того, сколько воды добавляется в бумажную массу.

        Если есть большие комочки бумаги, уберите их. Лучше выбрать любые комочки, потому что чем глаже и мельче смесь, тем более однородным получится конечный продукт.

        Прихватите бумагу (на ваше усмотрение). Если бумага будет использоваться для канцелярских нужд, добавьте 2 чайных ложечки крахмала в бумажную массу и размешайте. Крахмал не даст чернилам въесться в волокна бумаги.

        • Если вы не добавляете крахмал, бумага будет очень легко впитывать, и чернила запросто могут просочиться насквозь. Если это случится, быстро окуните высушенную бумагу в смесь воды и желатина, и снова высушите.
      • Погрузите рамку в смесь (это только в случае метода рамки). Поместите деревянную рамку в бумажную массу, стороной с сеткой вниз, затем выровняйте, не вынимая из массы. Слегка подвигайте со стороны в сторону, пока масса на сетке не уляжется равномерно.

        Поднимите рамку из емкости. Медленно поднимайте рамку, пока она не покажется из воды. Дайте воде стечь над емкостью. Подождите, пока с массы не стечет большая часть воды, и вы увидите зарождающийся лист бумаги. Если лист вам покажется слишком плотным, снимите часть массы. Если слишком тонким, добавьте еще немного массы и снова потрясите ее, чтобы улеглась равномерно.

      • Уберите излишки воды с бумаги. После того, как вы извлекли рамку из емкости, вам нужно убрать излишек воды из бумажной массы. В зависимости от выбранного вам и метода, вы делаете это следующим образом:

        • Метод рамки: после того, как вода стекла (или почти стекла), аккуратно положите кусочек ткани (лучше всего войлок или фланель) или кусочек «Формайка» (гладкой стороной вниз) сверху «бумаги». Очень нежно надавите, чтобы выжать излишки воды. Надавливать лучше губкой, чтобы выдавить как можно больше воды, периодически ее отжимая.
        • Метод кастрюли: положите тканевое полотенце на ровную поверхность, положите на него сетку с бумагой на ней на половинку полотенца. Накройте сверху второй половинкой, чтобы закрыть бумагу. С помощью утюга, установив его на самый минимум, легко прогладьте по полотенцу. От бумаги будет подниматься пар.
  • Домашняя бумага может использоваться для украшения, поздравительных открыток, писем или художественных произведений.

    Из многих видов трав можно сделать бумагу самостоятельно. Она хорошо подходит для декорирования, на ней можно писать и рисовать пастелью.

    При изготовлении бумаги необходимо соблюдать технику безопасности, так как придётся иметь дело со щёлочью, которая будет интенсивно испаряться, а пары щёлочи очень ядовиты. Идеально делать это на природе, на даче. Если вы не передумали, то надеваем респиратор, очки, резиновые или медицинские перчатки.

    1.Периодически помешивая варим около суток (желательно не меньше) в обычной воде

    2.Добавляем каустическую соду, можно воспользоваться пищевой

    3.Пока они варятся, нужно подготовить ёмкость (противень) и делаем рамку с натянутой на ней марлей

    4.После варки,берем дуршлаг, промываем опилки от соды и отжимаем их с помощью марли

    5.Возвращаем опилки в кастрюлю (без воды!), добавляем пол-стакана крахмала, заливам водой (1:1) и ставим опять на огонь.

    6.Как только закипит измельчаем опилки (пестиком в ступке или блендером-не важно) до однородной массы

    8.Накрываем газетой с двух сторон, кладем под пресс на 3-5 минут

    9.Аккуратно выкладываем лист на фольгу(или другой материал) и сушим (солнце,батарея,духовка, утюг)

    P.S. Для лучшего эффекта нужно измельчать на более мелкие куски и заливать тонко 🙂

    Должна заметить, что процесс изготовления такой натуральной бумаги весьма трудоемкий и достаточно длительный, а также связан с химическими процессами.

    Если вы все же твердо решили заняться изготовлением тростниковой бумаги — для начала нужно найти, собрать (удобно срезАть тростник секатором) и перебрать сырьё — корни растения не понадобятся — их нужно сразу отделить от стеблей, а вот листья и пушистые метелки могут пригодиться, их нужно тоже отделить от стеблей, но выбрасывать не стоит (они тоже являются сырьем для бумаги, но других сортов).

    Все жесткие сочленения на стеблях тоже необходимо удалить, нарезать стебли на кусочки по 5-10 см., сложить в большую стальную нержавеющую или эмалированую кастрюлю с крышкой, залить водой и доводим до кипения.

    Затем 50 - 100г щёлочи NaOH (гидроксид натрия, каустическая сода, едкий натр, NaOH, щелочь) на 5 литровый объем сырья растворяем, помешивая, в полиэтиленовой банке, в которую налито около стакана холодной воды (ещё лучше замороженной в виде кубиков льда) Щёлочь сыплем в воду, ни в коем случае не наоботот! И осторожно выливаем в кастрюлю с травой. Теперь лучше куда-нибудь уйти на полчаса, чтобы не дышать вредными испарениями.

    Остужаем щелочной отвар, сливаем его и начинаем промывать траву на сите под струёй воды. Естественно, делать это нужно в перчатках. Процедуру промывания травы можно закончить, когда трава, если потрогать её голой рукой, не будет скользкой, т.е. будет вымыта вся щёлочь. Теперь выбираем все жёсткие стебли, которых, если вы делаете бумагу из тростника, будет предостаточно.

    В итоге имеем вот такую массу:

    На этом химическая обработка сырья завершена — цель данных манипуляций — сделать стебли мягкими, расслоить их на волокна и очистить от слизи.

    Но это ещё не всё. Необходимо измельчить массу блендером до консистенции пюре. Стебли в конце этого этапа должны превратиться в "вату". Все жесткие, нерасщепляемые соломинки (а такие могут встречаться) нужно извлечь из общей массы.
    Часть волокон можно ещё больше размельчить в блендере с водой, а часть оставить длинными — для прочности будущего бумажного листа.

    Бумажная — волокна с водой — на ощупь у неё очень нежная консистенция.Выливаем подготовленную пульпу в таз с водой, из которого мы будем вычерпывать бумажные листы. Завариваем крахмал и немного добавляем в получившуюся пульпу.

    Крахмал естественный клей для растительной бумаги, он идеально подходит.

    Такая в рассчете на 5 литров бумажной пульпы готовится по следующему рецепту:

    2 чайных ложки крахмала растворить в 1 стакане холодной воды воды, затем вылить эту смесь в кипящую воду (тоже 1 стакан по объему), помешивая довести до кипения.

    Крахмал станет прозрачным и киселеобразным, остудить, если образовались комочки процедить через сито.

    Чтобы не покупать дорогостоящую рамку для отлива бумаги, берём две простые деревянные рамки для картин и натягиваем с помощью кнопок на одну рамку сетку от комаров — . Размер бумаги будет соответствовать размеру рамки. И вычерпываем плавным быстрым движением пульпу из воды на сетку, равномерно распределяя бумажный слой на сетке.

    Соединяем рамки вместе и надеваем резинки, чтобы они не расползались.

    Наконец, можно взять тазик и налить в него холодной воды. Добавляем в воду несколько горстей пульпы, хорошо размешиваем.

    Зачерпываем рамкой воду с пульпой. Волокна тростника лучше вылавливать из воды, а не наливать на сетку — так бумага получится ровнее и тоньше.

    Ждём, когда стечёт вода.

    Снимаем верхнюю часть рамки и переворачиваем сетку на х/б ткань. С помощью губки собираем лишнюю воду.

    Осторожно снимаем сетку, при этом слой травы останется на ткани. Накрываем сверху другой тканью. След. Лист пойдёт сверху. Так делаем, пока не закончится вся пульпа. Кладём сверху груз.

    Через несколько часов меняем мокрые тряпочки. Когда листы бумаги будут почти сухие, раскладываем их по одному и досушиваем на воздухе.

    Затем разглаживаем утюгом. Бумага готова.

    Отлитые листы нужно выложить на отрезы хлопковой ткани, сложить в стопку и поместить в пресс для отжима лишней воды и уплотнения листов, затем досушить на воздухе или утюгом.


    Бумага получается потрясающе красивая — светло-желтая, гибкая, прочная и БУМАЖНАЯ-БУМАЖНАЯ!
    Это скан образца тростниковой бумаги.

    Для рисунков тушью и акварелью тростниковую бумагу надо еще дополнительно, желатировать, чтобы понизить впитываемость и растекаемость красок.
    А для записей шариковой ручкой и карандашных рисунков она и без такой специальной обработки пригодна.


    Тростниковую бумагу можно отливать и толстую — полукартон, и очень-очень тоненькую!
    На ней приятно рисовать, делать из нее страницы книг, конверты и открытки!

    Покажем это с помощью видео-урока в конце статьи — и предложим, как результаты своего труда можно применить на практике.

    Самодельная бумага и её применения многочисленны и разнообразны. В принципе, практически везде, где используется бумага, может использоваться и самодельная бумага. Но с несколькими нюансами. Так, самодельная бумага отличается от бумаги обычной тем, что она:

    • толще,
    • менее гладкая,
    • менее ровная,
    • иногда чуть менее прочная,
    • более красивая,
    • более приятная на ощупь,
    • намного более нестандартная чем обычная бумага.

    Таким образом, если вы хотите добиться описанных преимуществ, то приступаем к изготовлению самодельной бумаги.

    Самодельная бумага делается очень просто.

    Основные этапы делания самодельной бумаги:

    1. Подготовить целлюлозную массу.
    2. Добавить в массу клеящие и пластифицирующие вещества.
    3. Добавить в массу декорирующие элементы.
    4. Сформировать лист бумаги.
    5. Добавить декоративные элементы (другие).
    6. Высушить лист бумаги.
    7. Применять полученную самодельную бумагу.

    Ну а теперь пройдёмся по каждому этапу подробнее. А в конце поговорим про применение самодельной бумаги.

    Подготовка целлюлозной массы для самодельной бумаги.

    Основная идея подготови — это сделать так, чтобы получилась кашица из как можно более мелких кусочков целлюлозы, смешанных с водой. В качестве источников целлюлозы подойдут:

    • бумажные салфетки;
    • туалетная бумага;
    • бумажные упаковки из-под яиц;
    • газеты;
    • упаковочная бумага для обуви;
    • обычная белая бумага для принтеров.

    Говорят, для изготовления бумаги используется даже старая ненужная ткань. То есть, бывает и бумага из хлопка. По идее, с ней та же процедура, что и с бумагой обычной — разделить на волокна и сформировать лист. Но практических результатов в Интернете пока нет, так что мы ограничимся тем, что есть — самодельной бумагой из бумаги.

    Бумагу для изготовления бумаги нужно порвать на мелкие клочки (чем мельче, тем лучше) и замочить на некоторое время — от 1 часа до суток, сколько хватит терпения. Кстати, не обязательно использовать бумагу одного цвета, вы можете делать и разноцветную дизайнерскую бумагу из разноцветной бумаги для аппликации . Целлюлоза не растворяется в воде, так что избыточное намачивание ни к чему не приведёт. Цель замачивания — сделать так, чтобы нарванные клочки бумаги пропитались водой и набухли, ещё больше разойдясь на волокна, что нам и требуется достичь. Но на самом деле можно обойтись и без замачивания.

    Теперь нужно превратить обрывки бумаги в целлюлозную массу. Для этого хорошо подойдет обычный кухонный блендер. Взбивайте массу примерно 5 минут. Возьмите широкую емкость, подойдет обычный таз, и влейте содержимое блендера. Если масса получилась слишком густой, то разбавьте ее теплой водой и тщательно перемешайте. Если масса оказалась слишком жидкой, откиньте её на дуршлаг и дайте стечь излишкам воды (при необходимости можно придавить). По консистенции получившаяся целлюлозная должна напоминать сметану.

    И теперь, подготовив целлюлозную массу, можно переходить к добавлению добавок к ней.

    Добавление добавок в целлюлозную массу для изготовления бумаги.

    Первое, что нужно добавить в настоявшуюся целлюлозную массу, это клей ПВА. Без этого агента бумага получится очень ломкой. Также нужно учитывать, что слишком большое количество клея ПВА сделает бумагу похожей на клеёнку, с гладкой поверхностью из высохшего клея ПВА. Зато будет прочно 🙂 На самом деле вы подбираете нужную пропорцию экспериментально — чем больше клея, тем больше он виден, и тем прочнее бумага. И наоборот. В зависимости от того, насколько прочными или фактурными должны быть ваши изделия.

    Но существует и общая пропорция: на лист бумаги А5 нужно примерно пол-чайной ложки клея ПВА. Ну или целую чайную ложку.

    Кроме того, в бумажную массу можно добавить крахмал и / или моющее средство — чтобы волокна целлюлозы легче скользили относительно друг друга, и бумага формировалась с меньшим количеством комков и холмиков. Но, с другой стороны, комки и холмики придают бумаге фактурность — так что добавлять или не добавлять пластификаторы — это по желанию.

    Далее, что можно добавить в целлюлозную массу на этом этапе — это декоративные элементы. Самые простые декоративные элементы — это максимально крепкий чёрный чай или очень крепкий кофе. Помимо цвета, эти добавки придают бумаге ещё и аромат. Также окрашивать бумагу можно любыми водорастворимыми красками.

    Помимо чая и кофе в массу можно добавить

    • разнообразные зёрнышки,
    • фольгу,
    • шерсть,
    • кусочки коры,
    • веточки,
    • нитки,
    • бисер,
    • порезанную солому
    • и так далее

    — что угодно, достаточно мелкое и образующее красивые вкрапления.

    Формирование листа самодельной бумаги.

    Для того, чтобы из полученной и украшенной целлюлозной массы получилась бумага, её нужно сформировать — сделать плоские листы. Ну а для этого применяются разнообразнейшие приспособления. Общее практически для всех приспособлений — это марля или москитная сетка. То есть, барьер с наименее возможным размером ячеек. Поскольку марлю или москитную сетку сложно держать на весу, создавая лист бумаги, то им необходима подложнка — нечто, имеющее большие отверстия и вместе с тем прочное. Разнообразие подложек велико. Это могут быть:

    • специальные рамы с металлической сеткой
    • пяльца
    • кошачий лоток
    • просто ткань и газеты.

    Основная закономерность при формировании листа самодельной бумаги проста: марлю / москитную сетку нужно положить на подложку, сверху наляпать немного целлюлозной массы, распределить равномерно разбалтыванием или же придавливанием руками. Также нужно удалить лишнюю воду. В принципе можно этого не делать — но тогда процесс сушки будет проходить дольше. А для удаления излишков воды можно промакивать слой массы губкой до тех пор, пока та не станет оставаться сухой. Не торопитесь в процессе изготовления. При отделении основы от бумаги не делайте резких рывков. Если основа не отходит, то продолжайте удалять влагу при помощи губки.

    Ну а потом нужно сверху на прототип листа бумаги положить пресс. Предварительно прототип листа нужно снять с основы — иначе на бумаге, когда она будет лежать под прессом, отпечатаются ячейки листа. Хотя это можеть быть и красиво 🙂

    Закономерность при формировании листа: чем толще вы нальёте слой целлюлозы, тем больше ваша бумага превратится в дизайнерский картон. Так что нужно учитывать нужную толщину слоя. Кстати, перед тем, как положить бумагу под пресс, на её поверхность можно накидать:

    • зерно,
    • листья
    • лепестки цветов,
    • блёстки
    • сердечки
    • и т.д.

    Эти дополнительные украшения за время сушки немного впрессуются в бумагу и приклеятся к ней. Так что бумага получится ещё необычнее и ещё креативнее, чем если бы этого этапа не было.

    Итак, мы сформировали лист бумаги и положили его сушиться под прессом. Сушка происходит день-два. Если вы торопитесь, то слегка подсохший лист бумаги можно прогладить утюгом через ткань.

    Кстати, есть ещё и альтернативный способ формирования бумажного листа.

    Этот альтернативный способ происходит без марли, без подложки — только с тканью и газетами. Ещё этот способ подходит, когда нужно сделать много бумажных листов за один раз.

    Итак, на полу в ванной разложите большой кусок полиэтилена, на него — стопку старых газет, а сверху хлопчатобумажную тряпку. А на тряпку положите комок бумажной массы. Разровняйте массу пальцами так, чтобы она лежала ровным тонким слоем. Чем ровнее и тоньше вы ее разложите, тем лучше будет бумага. Затем похлопайте по поверхности ладонью или немного покатайте скалкой.

    Далее заверните ткань так, чтобы она полностью покрыла слой бумажной массы. Сверху положите еще один кусок хлопчатобумажной тряпки и повторите операцию — наляпать, разровнять, накрыть. И так до тех пор, пока у вас не закончится целлюлозная масса.

    Получившуюся стопку (газеты, слои бумажной массы, ткань) накройте сверху доской и положите на нее груз. Выступившую воду соберите губкой. Все это оставьте сушиться на ночь. Утром разверните наш "бутерброд" и осторожно переложите готовые листочки самодельной бумаги на сухую поверхность. Подождите, пока бумага высохнет окончательно.

    Ну а теперь пора переходить к следующему обещанному в начале этапу:

    Применение самодельной бумаги.

    Самодельная бумага может применяться везде, где нужен декор с помощью бумаги. Так, можно изготовить множество вариантов такой бумаги, а затем использовать ее для оклеивания фотоальбома, папки, подарочной коробочки. То есть, самодельную бумагу можно использовать в такой известной технике, как . То есть, там, где используется наклеивание бумаги и ткани, и где неожинанная текстура или цвет — это именно то, чего не хватало для завершения композиции. Кроме того, самодельная бумага отлично пригодиться при создании — одного из разновидностей аппликации. Коллаж будет более живым и более красивым, если при его создании применить самодельную бумагу. Просто аппликация также будет более заметной и более креативной, если там появятся моменты из самодельной бумагой.

    Второй момент, где может использоваться самодельная бумага — это декупаж (более подробно затронутый в статье "Техника декупажа на мебели "). И в данном случае самодельная бумага также, как и при аппликации, служит в качестве отдельных акцентов.

    Но есть область, где самодельная бумага — это основа основ, и служит не акцентом, в небольших количествах, а представлена именно в качестве основного блюда. Эта область — скрапбукинг . Скрапбукинг (англ. scrapbooking, от англ. scrapbook: scrap — вырезка, book — книга, букв. «книга из вырезок») — это вид рукодельного искусства, заключающегося в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов. Этот вид творчества представляет собой способ хранения личной и семейной истории в виде фотографий, газетных вырезок, рисунков, записей и других памятных мелочей, используя своеобразный способ сохранения и передачи отдельных историй с помощью особых визуальных и тактильных приёмов вместо обычного рассказа.

    Ну а прекрасная основа для наклеивания фотографий, слепков, вырезок и так далее — это не что иное, как самодельная бумага. Согласитесь, одно дело, когда история ведётся на обычном фотоальбоме. И совсем другое — когда для личной истории выделен специальный, красивый и сделанный собственноручно из самодельной бумаги альбом.

    Соответственно, помимо альбома, из самодельной бумаги можно сделать сделать книгу, тетрадь, конверт, письмо, приглашение — что угодно бумажное, что нуждается в выделении по сравнению с остальными аналогичными предметами.

    Ну и, наконец, ещё одна большая область, где может применяться самодельная бумага — это . Рисовать можно и на обычной бумаге… Но когда рисование происходит на бумаге дизайнерской, самодельной — сам рисунок становится другим. И графические техники смотрятся совершенно иначе, когда в качестве фона просвечивает не обычная гладкая бумага, а бумага рифлёная, текстурная, с добавлением разнообразных включений и вкраплений (которые могут не просто играть роль фона, а и выступать как части рисунка).

    То есть, при рисовании на самодельной бумаге расширяется спектр возможностей нарисовать.

    Ну а напоследок — небольшой на тему, как делать самодельную бумагу (кстати, там же отличный способ делать рамку со стальной сеткой; да и сама процедура немножко отличается от той, которая описана в статье):

    Таким образом, самодельную бумагу сделать легко — как и применить её в разнообразных декоративных целях.

    По материалам http://doll-as-art.livejournal.com/5999.html и http://stranamasterov.ru/node/2770

    Можете ли вы представить свою жизнь без бумаги? Представить, конечно, можно все, что угодно, но в реальности существование без бумаги окажется довольно сложным. Поэтому научимся на всякий случай делать бумагу своими умелыми ручками!

    Тем более, что это совсем несложно. Такую самодельную бумагу можно с успехом использовать для оригинальных авторских , а еще она станет эффектной заменой стандартным, однотипным открыткам.

    Приготовим необходимые материалы:

    Обычная вода (1 литр)

    Пара газет

    Чернила разных цветов

    Специальный клей для склеивания дерева

    Обычный миксер

    Губка или ткань целлюлозные - 2 шт.

    Кухонная скалка

    Разноцветные картонки

    Глубокий тазик

    Вместительная миска

    Кусок марли примерно 20 см.

    По желанию – перчатки на руки (так как будем иметь дело с чернилами).

    Засучим рукава и начнем творить. Весь процесс для удобства можно разделить на семь простых этапов:

    1. В первую очередь нам понадобятся газеты. Рвем их на маленькие кусочки, чем мельче, тем лучше. Складываем их в подготовленный тазик. Добавляем к бумаге один литр теплой воды и оставляем их примерно на час.

    2. Через час возвращаемся, вооруженные миксером. Газетные кусочки за это время уже превратились в мягкую массу. Из этой массы нам предстоит сделать еще более однородную массу, похожую на манную кашу. Включаем миксер, и «взбиваем» кашу. Если же наша «каша» плотная, то начинаем потихоньку добавлять теплую воду – до тех пор, пока по консистенции «каша» не станет довольно жидкой.

    3. Третий этап: добившись нужной консистенции, отделяем от основной массы примерно одну четвертую часть, и перекладываем ее в миску. Теперь, не переставая помешивать кашицу в миске, добавляем чернила любимого цвета, и продолжаем тщательно перемешивать, равномерно распределяя массу по дну тарелки.

    4. Четвертый этап: нам понадобится кусок марли. Кстати, на этом этапе самое время воспользоваться перчатками, если вы их подготовили - предстоит аккуратно переложить чернильную массу на кусок марли. Постепенно поднимая марлю за края, дожидаемся, пока полностью стечет вода.

    5. Следующий, пятый, этап возможен лишь после того, как марля немного подсохнет. Теперь можно аккуратно перевернуть ее, вместе с находящейся в ней кашицей из бумаги. Переворачивать необходимо на губку или на тряпку из целлюлозы. После этого осторожно избавляемся от куска марли, а сверху на бумажную массу укладываем вторую целлюлозную губку.

    6. Берем в руки кухонную скалку и, слегка надавливая, прокатываем ею по губкам. Это необходимо для того, чтобы оставшаяся вода впиталась в целлюлозу.

    7. Наконец, наша самодельная бумага почти готова! Осталось только дождаться полного ее высыхания, и можно использовать, например, наклеивая ее на открытки-приглашения своим друзьям, или вырезав для подарков.

    Кстати, в тазике еще осталось три четверти неиспользованной кашицы из газетных кусочков! Попрактикуйтесь в создании бумаги других цветов и размеров. Цвет бумаги зависит от чернил, которые были добавлены на третьем этапе, а размер ограничивается только размером тарелки, в которой будете смешивать газетную кашицу с чернилами. Но не переусердствуйте – большие объемы будет сложнее высушивать! Впрочем, не ограничивайте себя, экспериментируйте! Возможно, вы решите внести какие-то коррективы в этот рецепт, и у вас получится еще более оригинальная бумага.