Коммуникативная деятельность детей. Изучение особенностей коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста Чтение в детском саду

Введение

Социальная адаптация развивающейся личности невозможна без речевого общения и взаимодействия. При отставании в развитии речи или других ее нарушениях у ребенка возникают проблемы, связанные с общением, появляются трудности коммуникативного поведения, оказываются расстроенными взаимоотношения между индивидом и обществом.

Основной задачей дошкольного образования в современный период становится гуманистический характер воспитания и обучения детей. В русле последних концепций дошкольного образования особое значение приобретает развитие у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития. Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.) общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей .

Многочисленные публикации Б.М. Гриншпуна, Г.В. Гуровец, Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, Л.Б. Халиловой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской и др. указывают на наличие у детей с общим недоразвитием речи стойких нарушений коммуникативного акта, сопровождающихся незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью, тугоподвижностью когнитивных процессов. Несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам оптимизации коррекционно-логопедической работы с данной категорией детей, в настоящий момент отсутствует целостное представление о закономерностях становления у них навыков общения; недостаточно изучены условия, способствующие полноценному формированию основных операциональных компонентов их коммуникативного акта.

В отечественной психологии сущность развития ребенка предстает как овладение им действительностью, осуществляющееся в процессе его деятельности и общении при непосредственном взаимодействии с окружающими людьми. Из такого представления онтогенеза следует, что именно через предметные действия и слово ребенок познает окружающий мир, взаимодействует с ним в разных видах деятельности, в результате чего происходит постепенное становление его сознания и формирование личности. В общем виде развитие ребенка предстает, таким образом, как его социализация и воспитание, причем процессу воспитания отводится ведущая роль в развитии личности независимо от того, какими бы природными анатомо-физиологическими предпосылками ни обладал ребенок.

Освоение предметного мира и формирование предметного сознания на начальном этапе развития обеспечивается непосредственным взаимодействием ребенка и взрослого (матери и дитя). Основными средствами в этом взаимодействии, известном как «эмоционально-положительное общение» и ведущая форма деятельности ребенка первого года жизни, выступают различные движения (в том числе мимика, жесты матери и самого ребенка) и слово (речь) матери.

В раннем возрасте у ребенка вначале появляются и вырабатываются невербальные средства коммуникации в виде различных движений, жестов, мимики, взглядов и т.д., которые сопровождаются вокализацией, дословесными голосовыми реакциями (крик, гуление, лепет и др.). Лишь по мере взросления и практического усвоения языковой системы ребенок постепенно овладевает вербальной коммуникацией, которая в дальнейшем становится основным средством, обеспечивающим успешность становления его сознания и личностного развития .

Взаимоотношение невербальной и вербальной коммуникации в процессе их развития в раннем онтогенезе определяется законами гетерохронии. В дальнейшем оба средства коммуникации выступают в ситуациях межличностного речевого взаимодействия в сочетанном (совмещенном) виде, представляя тем самым структурно-семантическое единство целостного коммуникативного процесса. Благодаря такому единству вместе с информационной содержательностью высказываний одновременно обеспечивается их эмоциональная и экспрессивная выразительность.

Методологической основой исследования стали: культурно-историческая концепция развития личности (Л.С. Выготский), теория речевой деятельности и общения (И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, Т.И. Ушакова и др.), принципы анализа нарушений речи, критерии построения психолого-педагогической классификации речевых нарушений (Р.Е. Левина) а также программы психолого-педагогического изучения детей с нарушениями речи (Р.Е. Левина, С.А. Миронова, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и др.) .

Цель исследования: выявить особенности коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Объект: Коммуникативная деятельность детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предмет: Особенности коммуникативной деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Гипотеза: коммуникативная деятельность детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи характеризуется несформированностью всех трех составляющих: мотивационно-потребностной сферы, области представлений о правилах общения, умении вести эффективное общение.

  1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме.
  2. Определить теоретические основы формирования навыков коммуникативной деятельности у детей с общим недоразвитием речи.
  3. Выявление особенностей общения со сверстниками детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Для достижения цели и задач исследования нами были использованы следующие методы:

Анализ научной и методической литературы по теме;

Педагогическое наблюдение за общением детей на занятиях и в условиях свободного общения;

Беседы с воспитателями, психологом и логопедом детского сада, с родителями, детьми, направленные на выявление особенностей общения детей;

Количественный и качественный анализ полученных данных.

Глава 1. Теоретические основы изучения коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    1. Коммуникативная деятельность как средство общения

Коммуникативная деятельность - это система последовательно развертывающихся действий, каждое из которых направлено на решение частной задачи и может быть рассмотрено как некоторый "шаг" в направлении к цели общения .

Коммуникативная деятельность - это сложная многоканальная система взаимодействия людей, основными сторонами которой является:

Коммуникативная;

Интерактивная - организация общения;

Перцептивная - взаимопонимание.

Выделяют два типа коммуникативной деятельности:

а) личностно-ориентированный;

б) социально-ориентированный.

Эти два типа отличаются:

Коммуникативной;

Функциональной;

Социально-психологической;

Речевой структурой.

Наряду с внешней характеристикой коммуникативной деятельности существует ее внутренняя, психологическая характеристика. Она проявляется в репрезентативности этого процесса - социальной и индивидуально-психологической.

Социальная репрезентативность коммуникативной деятельности означает, что она может быть только по конкретному поводу в конкретной реальной ситуации. Индивидуально-личностная репрезентативность проявляется в отражении индивидуально-личностных особенностей общающихся.

Опираясь на концепцию А.Н. Леонтьева и его анализ общения как деятельности и обозначая его как "коммуникативную деятельность", рассмотрим ее основные структурные компоненты: предмет общения - это другой человек, партнер по общению как субъект; потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью - к самопознанию, к самооценке; коммуникативные мотивы - это то, ради чего предпринимается общение; действия общения - это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (две основные категории действий общения - инициативные и ответные); задачи общения - это та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения; средства общения - это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения; продукт общения - образования материального и духовного характера, создающихся в итоге общения .

Процесс коммуникативной деятельности строится как "система сопряженных актов" (Б.Ф. Ломов). Каждый такой "сопряженный акт" - это взаимодействие двух субъектов, двух наделенных способностями к инициативному общению людей. В этом проявляется диалогичность коммуникативной деятельности, согласно М.М. Бахтину, а диалог может рассматриваться как способ организации "сопряженных актов" .

Общение личности как субъекта-организатора с другим человеком определяется как межличностный уровень коммуникативной деятельности, а общение с группой (коллективом) - как личностно-групповой, общение с массой - личностно-массовой. В единстве этих трех уровней и рассматривается коммуникативная деятельность личности. Это единство обеспечивается тем, что все уровни коммуникативного взаимодействия основываются на едином организационно- методологическом подходе социальной практики личности. А именно: на личностно-деятельностном. Такой подход предполагает, что в центре общения находятся две личности, два субъекта общения, взаимодействие которых реализуется через деятельность и в деятельности.

Деятельностный подход применительно к коммуникативной технологии означает, прежде всего, трактовку ее процессов как организацию и управление формированием системы социальных позиций, взглядов, оценок и т.д. Это достигается в трех основных коммуникативных формах: а) монологической, где преобладают коммуникативные действия высказывания у личности как субъекта - организатора действий слушания у других субъектов - участников общения; б) диалогической, в которой субъекты взаимодействуют и взаимно активны, взаимно инициативны; в) полилогической, организующей многостороннее общение, которое чаще всего носит характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связано со стремлением максимально эффективной ее реализации .

Общение как деятельность представляет собой систему элементарных актов. Каждый акт определяется:

а) субъектом - инициатором общения,

б) субъектом, которому адресована инициатива,

в) нормами, по которым организуется общение,

г) целями, которые преследуют участники общения,

д) ситуацией, в которой совершается взаимодействие.

Каждый акт общения состоит из цели взаимосвязанных коммуникативных действий.

1. Вход субъекта общения в коммуникативную ситуацию.

2. Оценка субъектом общения характера коммуникативной ситуации (благоприятная, неблагоприятная и т.д.).

3. Ориентация в коммуникативной ситуации.

4. Выбор другого субъекта для возможного взаимодействия.

5. Постановка коммуникативной задачи исходя из особенностей ситуации общения.

6. Подход к субъекту взаимодействия.

7. Пристройка к субъекту-партнеру по взаимодействию.

8. Привлечение субъектом-инициатором внимания субъекта-партнера.

9. Оценка эмоционально-психологического состояния субъекта-партнера и выявление степени его готовности к вступлению во взаимодействие.

Из девяти названных действий и организуется акт общения. Заметим, что для возникновения акта общения нужна инициатива. Субъект общения, который берет эту инициативу на себя, назван нами "субъект-инициатор".

А субъект, который эту инициативу принимает, определяется как субъект-партнер.

1.2. Особенности коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием

В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

К концу дошкольного возраста при определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.

По данным В.С. Мухиной и Л.А. Венгера, у старших дошкольников, когда они пытаются что-то рассказать, появляется типичная для их возраста речевая конструкция: ребенок сначала вводит местоимение ("она", "он"), а затем, как бы чувствуя неясность своего изложения, поясняет местоимение существительным: "она (девочка) пошла", "она (корова) забодала", "он (волк) напал", "он (шар) покатился" и т.д. Это существенный этап в речевом развитии ребенка. Ситуативный способ изложения как бы прерывается пояснениями, ориентированными на собеседника. Вопросы по поводу содержания рассказа вызывают на этом этапе речевого развития желание ответить более подробно и понятно. На этой основе возникают интеллектуальные функции речи, выражающиеся во "внутреннем монологе", при котором происходит как бы разговор с самим собой.

Разделы: Работа с дошкольниками

В современном обществе, его духовной и материальной сфере, проблема общения актуальна. Появившись на свет, человек вступает в разнообразные взаимоотношения с окружающим миром вещей и людей. Вне общения не может сформироваться психика человека. Ребенок не становится личностью сам по себе, этим он обязан общению с людьми, с которыми он вместе живет, играет, образовывается. Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, В.С.Мухина, С.Л.Рубинштейн, А.Г.Рузская, Е.О.Смирнова, Д.Б.Эльконин и др.) общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей. В русле последних концепций дошкольного образования особое значение приобретает развитие у детей коммуникативных навыков как залога их благополучного развития, легкой адаптации в социуме.

В нашем детском саду компенсирующеговида с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции нарушения речевого развития воспитываются дети, имеющие общее недоразвитие речи (ОНР) и заикание в возрасте от 3-х до 7 лет.

Многочисленные публикации Б.М.Гриншпуна, Г.В.Гуровец, Р.Е.Левиной, Л.Ф.Спировой, Л.Б.Халиловой, Г.В.Чиркиной, С.Н.Шаховской и др. указывают на факт наличия у детей с общим недоразвитием речи стойких нарушений коммуникативного акта, сопровождающихся незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью, тугоподвижностью когнитивных процессов и как следствие - снижение потребности в общении, несформированность способов коммуникации (диалогической и монологической речи), незаинтересованность в контактах, неумение ориентироваться в ситуации общения и негативизм.

Указанные проблемы в развитии коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагога дошкольного образовательного учреждения специально организованной работы по их коррекции на основе комплексного и индивидуального подхода через создание оптимальной развивающей среды и погружения ребенка в совместную деятельность с взрослыми и детьми, т.е. целенаправленного формирования коммуникативной деятельности.

Поэтому вся система воспитательно-образовательной работы в детском саду компенсирующего вида с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции речи направлена на осуществление совместной коррекционно-развивающей деятельности всего педагогического коллектива, итогом которой является стабильно - положительный результат на протяжении многих лет. Наиболее сложные речевые нарушения устраняются в относительно короткие сроки, и дети часто имеют возможность продолжать обучение в среде детей с нормальным речевым развитием.

Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области "Коммуникация" направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

  • развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности;
  • практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Исходя из опыта работы, мы определили основные направления организации коммуникативной деятельности воспитанников в детском саду:

  • Создание психолого - педагогических условий для речевой практики детей, развития коммуникативных навыков.
  • Реализация комплексного коррекционного воздействия на речевое развитие дошкольников.
  • Оптимизация работы педагогов.
  • Организация целенаправленной работы с родителями, направленной на правильное речевое воспитание ребенка в семье.
  • Создание предметной развивающей среды в группах, стимулирующей речевое и личностное развитие: уютные групповые помещения, тщательный подбор игрушек, дидактических пособий, наличие специальных кабинетов с модульным оборудованием.

Для успешного овладения ребенком коммуникативной деятельностью, необходимо создание специальных психолого - педагогические условий :

  • Разработка индивидуального маршрута развития для каждого ребенка, который основан на результатах диагностики по данному разделу;
  • Рефлексия деятельности педагога и деятельности ребенка;
  • Психологическая поддержка ребенка в трудных для него моментах обучения;
  • Организация воспитательно - образовательного процесса на принципе гуманизма и сотрудничества;
  • Недопустимость стандартизации методических приемов;
  • Подбор дидактических материалов, являющимся оптимальными для каждого ребенка (по содержанию, количеству, темпу усвоения).

Успех развития коммуникативной деятельности у дошкольников с ОНР зависит от степени продуктивности процесса закрепления речевых навыков и умений, полученных на логопедических занятиях в течение дня. Поэтому учитель - логопед, которому принадлежит ведущая роль в коррекционной работе, составляет перспективный план работы с педагогами детского сада.

Устойчиво сформированная мотивация к языковой деятельности у ребенка значительно сокращает время коррекционного периода. Не секрет, что однообразие и шаблонность занятий вызывает у детей апатичность и нежелание работать со звуками, слогами, словами родного языка. В результате происходит блокировка познания родного языка. Все это показывает на необходимость поиска ресурсов для разработки эффективных технологий обучения детей.

По мнению В.М. Акименко, любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии. Применение последних методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия. Приведем пример использования учителями - логопедами детского сада нетрадиционных технологий.

Работа с пробками помогает открывать рот ребенку и удерживать его в этом положении определенный промежуток времени. Это способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата, развитию дикции и формирует мышечные кинестезии.

Использование песка.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект: во-первых, существенно увеличивается интерес ребенка к коррекционной работе; во-вторых, погружение в песок обеих рук снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребенка и развивает моторику рук; в-третьих, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию коммуникативных навыков ребенка.

Используя игры с песком на занятиях по развитию речи, учитель - логопед реализует следующие задачи:

  • опосредовано стимулировать речевые области в коре головного мозга;
  • нормализовать мышечный тонус, который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи;
  • способствовать снятию фактора тревожности, неуверенности, боязни речи;
  • развивать и корректировать сенсомоторные процессы и способности;
  • координировать согласованную работу зрительных, двигательных и речевых функций;
  • стимулировать навыки творческого рассказывания и воображения.

Обучение детей на музыкальных инструментах (металлофон, флейта) . Музыкальный руководитель детского сада совместно с логопедом занимается восстановлением речи у заикающихся детей средствами музыки. Игра детей на металлофоне, флейте способствует коррекции нарушенного чувства ритма у заикающихся детей, правильному диафрагмальному дыханию и помогает равномерно распределить струю воздуха на музыкальную фразу с последующим переносом на речь ребенка.

Процесс развития коммуникативной деятельности у дошкольников с ОНР подразумевает совместную, взаимосвязанную работу всех педагогов, т.е. коррекцию речевого и коммуникативного развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи не только учителем - логопедом, но и воспитателем, узкими специалистами. Если логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то воспитатель и узкие специалисты закрепляют их речевые навыки, полученные на логопедических занятиях, в течение дня.

Применение разнообразных заданий и форм работы с дошкольниками в течение дня способствует активизации коммуникативной деятельности дошкольников. Это развивающие и дидактические игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, игры-соревнования, подвижные игры, творческие игры, игры-инсценировки и др.), беседа, сказкотерапия, музыкотерапия; психогимнастика, моделирование и анализ ситуаций, свободное и тематическое рисование, чтение художественных произведений и обсуждение стихов, упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера), импровизация, рассказы детей, сочинение историй, мини-конкурсы и т.п.

На прогулке организуются игры для закрепления правил поведения с взрослыми, сверстниками, поведения в общественных местах, формирование представлений о себе. Это игры: "Волшебный клубочек", "Соберем волшебные слова в лукошко", "Вручи подарок" и др. Проводятся "кукольные разговоры", т.е. разговоры о здоровье друг друга, помощи, праздниках, родственниках.

Во второй половине дня организуются игры на понимание разного эмоционального и физического состояния (радости, печали, усталости, огорчения, любви, гнева, раздражения), проявляющегося в особенностях мимики, жестов, действий, интонации голоса: "Найди жильцов домиков", "Угадай настроение", "Определи настроение людей по фотографии" и др.

Все предлагаемые игры, воссоздающие отношения между людьми не только развивают диалогическую речь, но и учат детей общению друг с другом, помогают осваивать общечеловеческие ценности.

Для каждого воспитателя важно, чтобы группа была дружной, дети чувствовали себя уверенно и комфортно, чтобы все были активны и конструктивно деятельны. Такая идиллическая картина складывается из умения общаться друг с другом, самоорганизоваться и организовать других, из умения и возможности проявлять эти навыки и качества, т.к. возможность создает место и время для проявления и приобретения желаемых навыков и умений. Для реализации таких возможностей педагоги должны создать в группе условия, которые спровоцируют коммуникативную деятельность. Центры активности - одно из таких условий.

Детям ежедневно предлагается на выбор деятельность в центрах искусства, науки, математики, сюжетно - ролевой игры, движения, литературы, строительства и др. Виды центров активности могут изменяться в зависимости от интересов и потребностей детей, продвижения в поставленных педагогами образовательных задачах. Все центры интегративны по своей сути. Центр книги может быть одновременно и центром грамоты, центром книгоиздательства, центром драматизации. Важной функцией воспитателя в организации детской коммуникативной деятельности является создание разнообразной среды, которая обеспечивает детям выбор центра активности, соответствующий его интересам и имеющий развивающий характер, способствующий личному взаимодействию - общению.

Принципы формирования развивающей среды - это физическая, психологическая безопасность, возрастная ориентированность, доступность, динамичность, разноуровневость. Развивающая среда в группе служит для реализации самостоятельных и совместных замыслов детей и изменяется от темы к теме, постепенно наполняясь продуктами детской деятельности и совместного творчества взрослого с детьми. Это материалы для игры, рисования, лепки, конструирования по замыслу, книги, альбомы и т.д.

Планирование работы осуществляется детьми вместе с воспитателями в виде разработки и реализации "Паутинки" - тематических проектов. Темы проектов могут быть самыми различными: игрушки, транспорт, космос, мои права, домашние животные и др.

После выбора темы, на большом листе бумаги наносится разметка - названия центров активности "Паутинка". Данная форма является воспитательно- образовательной основой плана. Так, воспитатель объявляет выбранную тему, например, "Мои права" и предлагает детям выразить свои идеи, что можно сделать в каждом центре (в центре искусства можно нарисовать картинки "Мои права", в центре строительства - построить перекресток, в центре математики - сосчитать, какие у детей есть права и какие обязанности; в центре книги - прочитать сказки, найти в них такие события, когда нарушаются чьи - то права и т.д.).

Следующим этапом в организации данной работы является презентация каждого центра. Воспитатель привлекает внимание воспитанников новым содержанием центров. Дети решают и договариваются между собой, кто с кем в какой центр пойдет играть. (Миша и Витя: мы пойдем в центр строительства, будем строить перекресток).

Один из вариантов организации работы в центрах активности - "Доска выбора". Она представляет собой набор пиктограмм, обозначающих определенный центр. Дети заранее договариваются между собой, кто с кем будет выполнять то или иное задание. Свой выбор отражают на соответствующей доске. Использование "Доски выбора" учит воспитанников планировать свою деятельность, соотносить свои интересы с интересами других детей, не конфликтовать, договариваться, принимать общее решение.

Очень важно определить место воспитателя в процессе деятельности детей в центрах активности. Педагог не подменяет собственной активностью потребность ребенка в самостоятельном поиске решения, в преодолении затруднения. Если работа в центрах не требует от воспитателя обязательного присутствия - дети успешно справляются с выбранными заданиями, самостоятельно преодолевают проблемы и трудности, - взрослый ведет наблюдение за деятельностью детей, в том числе и за способами решения возникающих затруднений, конфликтов, за распределением обязанностей между всеми членами команды; оказывает помощь и поддержку там, где об этом просят дети.

В ходе работы воспитатель получает огромное количество информационного материала:

  • инициативность каждого ребенка;
  • умение сформулировать идею;
  • умение договариваться, не конфликтовать;
  • умение устанавливать контакты с другими детьми;
  • умение согласовывать свои действия с действиями других людей и др.

Заканчивается работа в центрах итоговым сбором. Его задача - рассмотреть выполненные работы, проанализировать достижения, успех, трудности.

На итоговый сбор дети приносят свои работы - рисунки, написанные слова, и т.д. Воспитатель предлагает рассказать о том, что мешало и что помогло в достижении полученного результата; доставляло ли общение и сотрудничество друг с другом радость; как дети преодолели ту или иную конфликтную ситуацию.

Дети с речевыми нарушениями испытывают сложности в общении со сверстниками и часто чувствуют себя уязвимыми. Готовность каждого педагога принять и понять ребенка способствует созданию благоприятного фона для общения, атмосферы сотрудничества, взаимопонимания.

Оптимизация работы педагогов осуществляется с помощью следующих форм: анкетирование, подбор психолого - педагогической литературы, тренинги профессионально - педагогической компетенции, беседы, консультации, лекции на темы: "Модель взаимодействия педагога с детьми", "Приемы, которые могут использовать взрослые при общении с детьми", "Методы и формы работы с родителями" и др.

Комплексный подход к преодолению речевого нарушения предполагает участие родителей, которые могут все знания, речевые навыки и умения детей, полученные в детском саду, закрепить и перенести в повседневную жизнь. Все родители хотят видеть своего ребенка счастливым, умеющим общаться с окружающими его людьми. Чтобы научить ребенка общению, нужно много терпения, любви и желания помочь ему разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Родители - первые и самые важные учителя и воспитатели ребенка. Поэтому одной из приоритетных задач детского сада является установление партнерских отношений с семьями воспитанников в решении общей воспитательно-образовательной задачи.

В детском саду планируются разнообразные формы работы с семьями воспитанников, которые позволяют им быть активными участниками воспитательно-образовательного процесса и постоянно получать информацию о результатах работы с детьми.

Мы выделяем семь направлений работы с родителями:

  • ознакомительное - сбор информации (анкетирование для оценки общения в семье по теме: "Семья глазами ребенка". Ответы на вопросы анкеты помогают в общих чертах определить, какой стиль общения присущ семье; собеседование);
  • общепрофилактическое - наглядная агитация (стенды, консультации, родительские газеты, буклеты, памятки, тестирование без обработки данных с целью проверки родителями собственных знаний по актуальному вопросу развития ребенка на текущий момент и т.д.);
  • коллективное и индивидуальное - тематические и расширенные родительские собрания с приглашением узких специалистов, на которых все участники педагогического процесса представляют результаты диагностики и пути всестороннего развития ребенка, прежде всего речевого; знакомство с опытом семейного воспитания, традициями, фотовыставки и т.д.;
  • интегративное - совместные мероприятия (досуги, праздники, тематические недели, экскурсии, День открытых дверей, совместные проекты, участие в оформлении персональных выставок, детских работ, акции по выполнению правил дорожного движения и т.д.);
  • интерактивное - мини - практикумы, в ходе которых родителям дают определенные знания и практические умения для дальнейшего закрепления материала в домашних условиях; тренинги для родителей, в ходе которых педагог - психолог создает условия для того, чтобы родители не только узнали свои педагогические возможности, но и могли использовать их в конкретных проблемных ситуациях, возникающих в общении с ребенком; мастер - классы обеспечивающие передачу родителям опыта, мастерства путем прямого и комментированного показа приемов работы;
  • рефлексивное (обратная связь) - выявление изменений, мониторинг;
  • перспективное - совместное обсуждение планов на будущее (через анкетирование, лично, через информационную корзину).

Все эти виды совместной деятельности с родителями создают условия для развития речевой активности детей и коммуникации.

Благодаря организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста на строго научной основе с использованием современных диагностических методик, способных обеспечить контроль за развитием данного процесса с целью его коррекции, созданию благоприятного здоровьсберегающего микроклимата, системы работы по развитию коммуникативной деятельности дошкольников с общим нарушением речи отмечается повышение речевой активности детей; развитие свободного общения с взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах деятельности.

Успех развития коммуникативной деятельности у дошкольников зависит от степени продуктивности процесса закрепления речевых навыков и умений, полученных на занятиях в течение всего дня.

В настоящее время я работаю в логопедической группе с детьми с ОНР, где вся деятельность воспитателя и других специалистов, в основном, направлена на развитие речи детей.

Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является непосредственно образовательная деятельность, которая реализуется через организацию различных видов детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно – исследовательская и др. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом непосредственно образовательная деятельность, состоящая из пяти образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, должна быть интегрированная, то есть должна включать все образовательные области.

НОД направлена на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется нами самостоятельно.

Для работы с детьми мы чаще используем подгрупповую и индивидуальную формы организации обучения.

Для детей с ОНР очень важно иметь коммуникативные навыки для позитивной социализации. Поэтому мы большое внимание уделяем совершенствованию грамматического строя речи, автоматизации звуков в слогах и в словах; формировании движений артикуляционного аппарата; активизации и расширению словарного запаса детей, развиваем связную речь, учим вежливому обращению к сверстникам и взрослым, слушать друг друга, уважать мнение старших и своих сверстников и т.д.

Образовательная деятельность детей должна быть интересной, занимательной. Лексические темы разнообразны и насыщены информацией. Например, для решения проблемы развитие коммуникативных умений детей средней группы в образовательной деятельности мы разрабатываем свои методические разработки, исходя из индивидуальных речевых особенностей детей в группе. С помощью образовательной деятельности решались следующие задачи: развивать коммуникативные навыки детей, формировать знания, развивать познавательную активность, интерес к окружающим нас предметам; развивать творческие способности; воспитывать умение выполнять коллективную работу; развивать речь, расширить словарный запас.

Таким образом получается интегрированная образовательная деятельность с разными формами работы, в ходе которой все дети с удовольствием включаются в процесс, общаются, играют, конструируют, танцуют, занимаются творчеством, знакомятся с новыми терминами.

Развитие коммуникативных навыков является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности и важнейшим направлением социально-личностного развития.

Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека, но и самого себя. Независимо от типа своей личности ребенок нуждается в помощи для общения с внешним миром. Окружающая среда полезна и увлекательна, но без коммуникативных навыков её преимущества оценить сложно.

Педагогам в ДОО следует создавать все условия, способствующие положительному настрою детей, который ведет за собой необходимость детей уметь общаться друг с другом. Общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.
Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно “влезть в шкуру” обидчика и почувствовать, что испытывает другой.
Цель развития коммуникативных навыков – это развитие коммуникативной компетентности, направленности на сверстника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками.
Отсюда мы ставим задачи:
- развивать словарь детей посредством знакомства детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий;
- развивать умение выражать эмоционально-положительное отношение к собеседнику с помощью средств речевого этикета.
- развивать навыки ситуативно-делового общения;
- развивать связную диалогическую и монологическую речь.
- формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях;
- обучение детей совместному поиску взаимовыгодных решений в сложных ситуациях;
- развитие навыков саморегуляции эмоциональных состояний;
- развитие сочувствия, эмпатии, адекватной самооценки;
Коммуникативная компетентность является сложным, многокомпонентным образованием, которое начинает свое развитие в дошкольном возрасте.
Коммуникативную компетентность в дошкольном возрасте можно рассматривать как совокупность умений, определяющих желание субъекта вступать в контакт с окружающими; умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации; умение пользоваться речью; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.
Условиями развития коммуникативной компетентности дошкольников являются: социальная ситуация развития ребенка; формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками; совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ребенка.

Любой коммуникативный навык подразумевает прежде всего распознавание ситуации, после чего в голове выплывает меню со способами реакции на эту ситуацию, а затем мы выбираем из списка наиболее подходящий и удобный способ и применяем его.
Скажем, меню «Приветствия» может содержать пункты:«Добрый день!», «Здравствуйте», «Превед!», «О-какие-люууди!» Меню «Сочувствие»: «Бедная ты девочка!», «Как я вас понимаю», «Боже мой, что же творится-то!»
И если человек владеет навыком приветствия, то он способен:
распознать ситуацию, требующую приветствия;
выбрать подходящую случаю формулировку из списка;
а также опознать чужое приветствие как таковое – пусть оно даже больше походит на мычание – и ответить на него.
И так со всеми остальными навыками, на владение которыми мы претендуем. Если человеку не удается распознать какую-то ситуацию общения или у него в меню слишком мало шаблонов и ни один не подходит для ситуации, то человек обычно либо ведет себя так, словно ничего не происходит, либо висит в ступоре и ждет «помощи зала». И тогда уж эффективным общение не назовешь.
Известно, что коммуникативная функция речи рассматривается как основополагающая. С помощью диалога удовлетворяется потребность ребенка в общении, на его основе формируется монологическая, связная речь. Поэтому низкий уровень связной речи очень часто является следствием недостаточности базовой, исходной формы речи - диалогической.
Основу диалога составляют четыре типа высказываний коммуникативного характера:
вопросы, которые к пяти годам носят ярко выраженную познавательную направленность;
побуждения (просьбы, предложения, приказания-команды и пр.);
сообщения;
вопросы, побуждения и сообщения с отрицанием (появление отрицания является основой резкого скачка в речи ребенка второго года жизни).
При организации процесса формирования диалогической речи дошкольников необходимо использовать технологии, которые, актуализируя личностные особенности детей, наиболее оптимально включали бы их в деятельность, способствовали бы реализации формируемых коммуникативно-речевых умений.
Обогащать речевое общение детей, сделать его более естественным, непринужденным помогают невербальные средства коммуникации. Важно, чтобы ребенок мог адекватно воспринимать несловесную информацию, отличать близкие, но не тождественные эмоциональные состояния собеседника. Развитие невербальных умений создает дополнительные возможности для установления контактов, выбора правильной линии поведения, усиливает эффективность социального взаимодействия дошкольников.
Интересно, что языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя предварительно их никто не объясняет, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, а иногда уточняет его. Известно, что 65% информации передается с помощью невербальных средств общения.
Таким образом, развитие невербальных умений создает дополнительные возможности для установления контактов, выбора правильной линии поведения, усиливает эффективность социального взаимодействия дошкольников.
Человек не рождается готовыми речевыми навыками. Все коммуникативные компоненты формируются в течение жизни, а наиболее синзетивным для этого является период дошкольного детства.
В работе воспитателя основным вопросом становится - определение эффективных путей развития коммуникативных навыков дошкольника.
Выбор методов и приемов определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей, их психофизиологическими особенностями детей (для визуалов, аудиалов, кинестетиков).
Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию. В работе по развитию речи детей используются следующие формы совместной деятельности: наблюдение и элементарный труд в природе; сценарии активизирующего общения; игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения; слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок; инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений; игры на развитие мелкой моторики рук; дидактические игры и упражнения; бытовые и игровые ситуации; элементарное экспериментирование.

Игра, как известно является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения, навыки, в том числе и коммуникативные навыки, умение правильно выражать свои мысли, чувства и т. д.
Дидактическая игра является по праву любимым видом игры для детей. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности, а также одним из средств развития познавательной активности и развития коммуникативных навыков детей.
Коммуникативные навыки - это навыки, позволяющие человеку получать и передавать информацию.
Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход.
Технология дидактической игры – это конкретная технология проблемного обучения.
Распространены настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезанных картинок, складных кубиков, на которых изображённый предмет или сюжет делится не несколько частей.
В игре дети учатся помогать друг другу, учатся достойно проигрывать. В игре формируется самооценка. Общение в игре ставит каждого на своё место. Дети развивают свои организаторские способности, укрепляют возможные качества лидера или тянутся за лидером в классе.
Среди многообразия средств и методов развития коммуникативных навыков дошкольников можно выделить режиссерскую игру.
Режиссерские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. В отличие от ролевых игр, в которых ребенок примеривает роли на себя, в режиссерской, персонажами являются исключительно игрушки. Сам ребенок остается в позиции режиссера, который управляет и руководит действиями игрушек-артистов, однако не участвует в игре в качестве действующего лица. Такие игры не только очень занимательны, но и полезны. «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, дошкольник использует разные средства вербальной и невербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.
Сказки-подсказки
Придумывание сюжетов для игры, конечно же, облегчают сказки. Они как бы подсказывают, что нужно делать с игрушками, где они живут, как и что говорят. Содержание игры и характер действий определены сюжетом сказки, которая хорошо известна любому дошкольнику. В такой тщательной подготовленности есть свои плюсы и минусы. Плюсы в том, что наборы для сказок сами побуждают к определенной игре и позволяют еще и еще раз вспомнить, представить, рассказать любимую сказку, что очень важно и для игры, и для усвоения художественного произведения. А минусы в том, что ничего не нужно придумывать, все уже готово. Поэтому очень полезно соединять фигурки из разных наборов, «перепутывать» их, добавлять неопределенные игрушки, чтобы они стали новыми персонажами или элементами ландшафта. В этом случае игра может стать гораздо богаче и интереснее, потому что ребенку нужно будет придумать какие-то новые события или включить непредвиденных участников в знакомый сюжет.
В сюжетно-ролевой игре – заложены большие возможности для развития навыков общения. В первую очередь, развитие рефлексии как человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания других людей. В игре, как и во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складывается личность каждого ребенка, формируется детский коллектив. При этом обычно наблюдается взаимодействие игровых и реальных возможностей
Театрализованные игры. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.
Необходима конечно и специально созданная речевая среда: коммуникативные тренинги, комментированное рисование, работа с картинками со сменой позиции ребенка; работа над пониманием характера персонажей сказок, рассказов, историй и т.д.;

В совместной деятельности педагога с детьми можно выделить основные виды: Рассказывание по картине; рассказывание на тему из личного опыта; рассказывание по предложенным сюжетам; пересказ (частичный или подробный); беседы, привлечение подвижных игр и физических упражнений, специальные занятия на которых осуществляется просмотр видеофильмов, чтение художественной литературы; музыкальные занятия; экскурсии; праздники, конкурсы; индивидуальная работа с детьми.
Чтобы достичь желаемого благополучия в социальном и интеллектуальном развитии ребенка, в первую очередь необходимо развивать коммуникативную компетенцию детей, их способность налаживать отношения с окружающими при помощи языковых и неречевых средств.
Зверева О. Л., Кротова Т. В., Свирская Л., Козлова А. В. отмечают, что проблемы межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются в основном в семье. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей), неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие малыша. Именно тесное взаимодействие между педагогами и родителями позволяет комплексно решать данную проблему.
В основу взаимодействия с семьёй по данной проблеме заложены следующие принципы:
партнёрство родителей и педагогов;
единое понимание педагогами и родителями целей и задач;
помощь, уважение и доверие к ребёнку со стороны родителей;
знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.
Наша цель – формирование и развитие компетентности семьи в вопросах воспитания и совершенствование или корректировка детско-родительских отношений.
Основными задачами, стоящими перед педагогическим коллективом в работе с родителями, являются:
изучение семьи;
привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;
изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
просвещение родителей в области педагогики и детской психологии;
работа по повышению правовой и педагогической культуры родителей.
Реализация задач осуществляется через такие формы взаимодействия как: экскурсии по детскому саду; дни открытых дверей; диспуты; круглые столы; беседы; консультации; открытые занятия; семинары; совместные мероприятия. На наш взгляд наиболее эффективным является проведение игровых тренингов на родительских собраниях на тему «Знаешь ли ты о чём поговорить с ребёнком?», «Как установить доверительное взаимоотношения?», «Как развивать речь детей?», «Давайте говорить друг другу комплименты» и т.д.
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Подготовила воспитатель БГДОУ №46
Колпинского района Санкт-Петербурга Кононова С.И.

Наталия Кулеваа
Социально-коммуникативное развитие в дошкольном учреждении

Ребенка – это процесс, в результате которого он учится устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.

Основной целью данного направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста , приобщение их к социокультурным нормам , традициям семьи, общества и государства.

Задачи социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС :

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме , природе.

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка , в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

Задача педагогов нашего дошкольного отделения состоит в том, чтобы наши выпускники в будущем, когда они пойдет в школу, поступит в ВУЗ или устроится на работу, не испытывал трудностей в общении с другими людьми и стал полноценным членом общества проявляя инициативу и самостоятельность,уверен в своих силах,открыт внешнему миру, положительно относится к себе и окружающим, обладает развитым воображением .

Опыт работы показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие , формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах.

Деятельность педагогов в нашем дошкольном учреждение по обеспечению необходимых условий для социально-коммуникативного развития детей включает в себя :

Организацию предметно-пространственной среды;

Создание для детей ситуаций коммуникативной успешности;

Стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций;

Устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве с педагогом-психологом и при поддержке родителей;

Мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения;

Обеспечение баланса между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей;

Моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению с взрослыми и сверстниками.

Основные формы деятельности по социально – коммуникативному развитию дошкольников : групповые, подгрупповые и индивидуальные, которые проводятся в непосредственной образовательной деятельности (НОД, в режиме дня и в самостоятельной деятельности детей.

Планирование образовательных ситуаций осуществляется в соответствии с учебным планом и тематикой недели, учитывается принцип сезонности.

Для социально-коммуникативного развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие » реализуется в 4-ех направлениях :

Развитие игровой деятельности, патриотическое воспитание, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме , природе, трудовое воспитание.

Развитие игровой деятельности детей (слайд)

Игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста . И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки .

Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни . Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Педагоги нашего дошкольного используют широкий диапазон самых разнообразных игр. Для налаживания диалогического общения используются настольно-печатные, дидактические игры, игры с правилами. Сюжетно-ролевые игры.

Следующим направлением реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие » является патриотическое воспитание. (слайд)

Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

Формировать бережное отношение к природе и всему живому;

Воспитывать уважение к труду;

Развивать интерес к русским традициям и промыслам;

Формировать элементарные знания о правах человека;

Расширять представления о городах России;

Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;

Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;

Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи в нашем ДОУ решаются во всех видах детской деятельности : на занятиях, праздниках и развлечениях , в играх, в труде, в быту - так как необходимо воспитывать в ребенке не только патриотические чувства, но и формировать его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Следующее направление реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие » является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме , природе. (слайд)

Воспитание навыков безопасного поведения у детей осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми.

Данная работа проводится через :

Организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;

Совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;

Свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.

Основным содержанием образовательной деятельности нашего дошкольного учреждения по формированию у детей навыков безопасного поведения в рамках реализации ФГОС является разработка проектов, таких как, «дорожная грамота» , «мое здоровье» , «безопасность в помещении» , «безопасность и природа» , «общение с незнакомыми людьми» .

Основная цель которых - расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил (гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе, от умения предвидеть и избежать возможную опасность).

Знакомя детей с художественными произведениями, педагог обращает внимание на необходимость быть способным встать на позицию другого человека; выбирать социально приемлемую в данной ситуации линию поведения; поощрять проявления взаимопомощи и взаимовыручки среди сверстников.»

Следующим направлением социально-коммуникативного

развития является (слайд)

Трудовое воспитание

Главная цель трудового воспитания дошкольников - это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у дошкольника сообразительность , наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье.

Воспитывать позитивные взаимоотношения в процессе трудовой деятельности между детьми - умение работать в коллективе, в случае необходимости предоставлять помощь, благосклонно оценивать труд сверстников и в уважительной форме делать замечания.

4. Взаимодействие с семьей. (слайд)

Также наш педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с семьей, вовлекая родителей в жизнь детского сада.

В ДОУ используются разнообразные формы работы с родителями :

Привлечение родителей к организации деятельности детей в ДОУ;

Дни открытых дверей для родителей;

Анкетирование родителей;

Консультации для родителей;

Родительские собрания;

Оформление родительских уголков, передвижных папок, выставок для родителей.

Постоянная, непрерывная работа по всем 4-ем направлениям данной ОО способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка . Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.

Воспитатели ДОУ работают в тесном взаимодействии со специалистами детского сада : учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, учителем-дефектологом, психологом, что помогает более успешно проводить воспитательно-образовательную работу с дошкольниками по формированию социально -коммуникативных навыков. Проводится совместный анализ программ, технологий, проблемных ситуаций обучения и воспитания.

Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложный процесс, в результате которого он научается устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.

Именно он лежит в основе формирования коммуникативной компетенции личности в будущем, которая представляет собой всю совокупность навыков, умений и знаний, позволяющих адекватно воспринимать и реагировать на окружающую действительность в процессе общения.

Можно с полной уверенностью сказать, что процесс приобретения коммуникативной компетенции длительный, непростой, из этого следует, что начинать развивать ребенка в данном направлении необходимо с раннего возраста.