Кто такая сватья? Кто такая сваха Сваха - это кто

Свадьба - это знаменательное событие, благодаря которому влюбленные становятся одной семьей. Но путь к ней порою очень долгий и тернистый, и не каждый способен преодолеть его. Ведь бывает так, что человек ищет свою половинку, а она так и не появляется на горизонте. И, казалось бы, надежды уже нет, но тут приходит на помощь сваха.

Что же, поговорим о том, кто такая сваха. Это профессия или должность? Иль, может, это и вовсе призвание? Разберемся в том, что входит в обязанности этой особы, и чего от нее следует ожидать.

Сваха - это кто?

Начнем с самого простого - толкования. Нужно отметить, что значение слова сваха весьма размыто. В том плане, что можно найти ряд отличий в современной свахе по сравнению с ее древней коллегой. И все же, как первая, так и вторая занимаются сведением пар. Сводничество? Отнюдь!

Сваха - это брачный дипломат, ведущий переговоры между двумя семьями. В ее обязанности входит подбор наиболее удачных кандидатов, способных построить крепкий союз. При этом любовь не всегда является первостепенным критерием.

Свахи на Руси

На Руси был период, когда родители держали своих дочерей под строгим присмотром. Особенно это касалось представительниц знатных семей, а также девушек-красавиц. Пробиться к ним самостоятельно парни попросту не могли, поэтому им нужна была помощь со стороны. Роль парламентера легла на плечи свахи.

Чаще всего это была женщина из того же города или села, чья репутация и умение говорить были на высшем уровне. Это была бесплатная сваха, по крайней мере, ее услуги не имели фиксированной цены. И все же за удачное сватовство ей часто преподносили небольшие презенты.

С годами контроль родителей становился не столь суровым, и молодые люди могли строить отношения самостоятельно. Но услуги свах все так же были популярны, более того, со временем они переросли в разряд традиций. И сегодня редкая свадьба проходит без участия свахи.

Что входит в обязанности свахи?

Первым делом сваха - это посредник между двумя семьями. По этому поводу есть даже поговорка: «У нас товар, а у вас - купец». Отчасти сам процесс сватанья напоминает торги, благодаря которым определялась ценность партнеров.

Сваха должна была разрекламировать, например, жениха. Показать его лучшие качества, рассказать о том, чего он сумел достигнуть и каким станет мужем. Что касается невесты, то здесь разговор шел о размере приданого, умении молодой готовить, рукодельничать, вести домашнее хозяйство и так далее.

При этом сваха обязана давать точную, достоверную информацию, а иначе ее репутация будет окончательно испорчена. Хотя иногда одна сторона переманивает ее на свою сторону, но это уже, скорее, исключение из общего правила, нежели закономерность.

Современная сваха

Прогресс - вот ключевое определение XXI века, и чтобы выжить в это время, нужно уметь приспосабливаться к новым порядкам. Современные свахи сильно отличаются от своих предшественниц. И хотя их главной задачей по-прежнему остается подбор удачных пар, методы достижения этого стали немного иными.

Во-первых, из бабок-всезнаек они превратились в бизнес-леди. Все услуги имеют фиксированную цену и обозначены в прейскуранте, дабы клиенты всегда могли вести учет своих расходов.

Во-вторых, найти сваху теперь довольно просто. Большинство из них работает в брачных агентствах, реже - ведут дело на дому. Для продвинутых пользователей, жаждущих найти свою половинку, существуют специальные онлайн-сервисы, где также значатся услуги свахи.

В-третьих, благодаря Интернету поиск партнера не ограничивается определенным регионом. В арсенале состоявшихся свах зачастую есть анкеты людей из различных уголков планеты. Так что при большом желании можно найти партнера не только в России, но и за ее пределами.

Что же касается того, является современная сваха профессией или же это, скорее, призвание, то здесь довольно сложно дать однозначный ответ. Ведь по большому счету особого образования тут не нужно, и все же без знания психологии и умения слаженно говорить обойтись явно не получится.

Никогда не могла я постичь эту «сложную науку» - запутанную иерархию родственных титулов. Все связи, что лежат глубже или шире тети с дядей, племянников и прабабушек для меня всегда рассыпаются в пестрый ковер. На нем отдельными яркими пятнами вспыхивают суровые свекрови, хлебосольные, но непримиримые тещи, шурины («какой ни есть, а все ж родня»), разнообразные невестки, золовки и т.д. и т.п. Весь этот нескончаемый поток восходит своим основанием к пращурам и вообще к первочеловеку. Значит, успокаиваю я себя, все мы на Земле родственники, и не так уж важно знать, как правильно величать жену двоюродного брата или славного сынишку племянницы.

Но, женились сыновья, и мы с мужем обзавелись новыми родственниками – родителями их жен. Рисунок «родственного» ковра вновь изменился. Я решила разобраться и наконец-то запомнить, кто есть кто.

Выяснила, что мама моей невестки (жены сына) для меня – сватья, как и я для нее. Если быть точным: сватья - мать одного из супругов по отношению к родителям другого супруга, то есть мать жены сына или мать мужа дочери. Здесь нужно не путать со словом сваха. Сваха – та, что сватает жениха к невесте, занимается сватовством. Хотя в словаре Даля за свахой закрепляются и степень родства, и род занятий. И слово сват объединяет оба понятия, только по отношению к отцам супругов. После свадьбы также не обойтись без таких важных персонажей, как свёкор, свекровь, тесть, тёща - отец и мать мужа, отец и мать жены соответственно. Сразу же встает вопрос, кто из них главнее? Никто, они все на равных. Забудьте многочисленные анекдоты о теще и зяте, свекрови и невестке. Как сложатся отношения, зависит только от вас, а не от вашего статуса. Я, например, свекровь, но это не мешает мне отлично ладить с женами двух моих сыновей.

Но мы отвлеклись. Итак, сватья. Первое, что приходит на ум, конечно же «сватья баба Бабариха». Александр Сергеевич увековечил этот персонаж, отнюдь не озаботившись тем, чтобы придать ему обаяния. Действительно, какой непривлекательной вышла фигура Бабарихи у Пушкина! А может быть, были на то основания? Почему это сватья всячески старалась очернить молодую царицу в глазах мужа, строила козни? Странно, ведь она чья-то мать: то ли царя Салтана, то ли его новоиспеченной жены. По-видимому, царя, а избранница сына не устраивала маму. Вечная история. Или же она мать двум старшим сестрам, а младшей – мачеха. Вероятно, существуют соответствующие исследования на эту тему, где выясняется, какая у кого в сказке роль, на что намекает поэт, кто такие сестрицы ткачиха с поварихой (уж не «старшие» ли жены царя). Сколько раз читана эта поэтичная и драматичная история, в том числе и детям, а о таких материях как-то не задумывались.

Откуда же пришло слово сватья в наш язык? Происходит оно от праславянского svātъ, превратившись в русском, белорусском и других славянских языках в сват. А вот древнее svātī в русском и стало искомым сва́тья, а в сербохорватском - сва̏ħа. Опять эти названия перекликаются. Если разбираться глубже, то у всех слов с корнем «сват» одна основа - общеиндоевропейское местоимение sva- / svo-, то есть славянское «свой». И действительно, породнившиеся через брак - свояки, а свекровь, вдумайтесь, - «своя кровь». Вот как!

Свахи имела большую популярность, и многие прибегали к услугам профессиональных сводниц. Свахи помогали подобрать наиболее подходящие по материальному состоянию и положению в обществе кандидатуры для браков, ведь это профессия, основной целью которой было удачное слияние капиталов будущих новобрачных. Свахи имели почетное место в обществе, им были рады всегда, даже в домах знатных людей. К тому же визит свахи считался своего рода роскошью – услуги сводниц немало. Свахи были и законодателями общественного мнения, они разносили и основные слухи по городу, всегда знали все и обо всех, интерпретировали события по-своему.

Современные свахи

Забытая в советское время профессия сегодня переживает второе рождение. В современном мире все не слишком изменилось. Разве что основной проблемой в поисках стал не финансовый аспект, а одиночество. Знакомство через сваху отличается надежностью, ведь зачастую, знакомясь через объявления в или газетах, люди не знают, что за встреча им предстоит, человек их ожидает. Сваха же заранее имеет точную информацию, располагает фотографией потенциального избранника, координатами, знает состав семьи, может дать объективную характеристику.

Для работы свахой необходим не только опыт, но и большое личное желание, самоотдача и личные качества. Ведь порядок работы заключается в душевном общении с людьми. Наиболее благоприятна для такой работы домашняя атмосфера, когда люди приходят в гости, где в спокойной обстановке за чаем можно обсудить их проблемы и пожелания.

Сватовство

Сваха должна точно узнать намерения своего клиента и обязательно паспорт на наличие, а точнее - отсутствие штампа о браке, ведь сводить людей, которые уже связаны узами брака, считается непрофессиональным. Затем следует заполнение специальной анкеты, где человек должен описать свои пожелания к партнеру, собственные личностные качества.

Обычно сваха ведет записи о своих клиентах, подмечая все нюансы. После заполнения анкеты приступают к просмотру фотографий и рассказам о том или ином заинтересовавшем человеке. Сваха дает свои советы и иногда бывает достаточно настойчива, к таким советам следует прислушиваться, ведь человек такой профессии разборчив, и интуиция, скорее всего, его не подведет.

По статистике, к помощи свахи чаще прибегают женщины. Контингент для работы широк, люди разных профессий и статусов обращаются за подобными услугами, главное в профессии свахи - заранее убедиться в серьезности их намерений, а уж потом предоставлять свою помощь.

Венцом работы свахи является сватовство. Традиционно оно уже не реализуется, поэтому под сватовством свахи подразумевается организация встречи партнеров после предварительного одобрения кандидатур.

Сваха — тот, кто сватает. Это может быть один свадебный чин или все участники сватовства. В городском быту свахи (часто профессиональные) — исключительно женщины. В сельском — больше мужчины.

Люди этой профессии помогают занятым и одиноким людям найти друг друга и стать счастливыми.

В былые времена услугами свахи пользовались не только тогда, когда хотели устроить личную жизнь, но одновременно и решить при этом другие проблемы. Например, экономические. Сваха могла найти невесту с солидным приданым. Да и сами такие невесты порой умоляли отыскать за хороший барыш выгодную партию из представителей знатного рода. Соответственно, девушка-простолюдинка могла после замужества легко стать придворной дамой.

Сваха, «сватунья» - как понятно из формы этого слова, это была женщина, желательно - пожилая, житейски опытная, бойкая на язык. Она собирала сведения о «товаре» и «купцах» - и курсировала меж домами возможных кандидатов в женихи и невесты.

Свахами называли женщин, которые могли устроить личную жизнь молодых людей. Свахи были самыми знающими и сведущими, они знали всех проживающих в селении и знакомили молодых людей, одних спасая от разорения, другим устраивая обеспеченную жизнь. Свах уважали, их боялись, ведь они могли сделать не только рекламу семье, но и распустить сплетни и слухи.

Некоторое время сосуществовали два вида сватовства - новомодный и традиционный. Сваха-профессионал подыскивала пару, проводила переговоры о браке, а затем к невесте засылали уже «ритуальных» сватов из родственников жениха. Именно «ритуальные» сваты и говорили все положенные слова - о «товаре» и «купце», получали от семьи невесты «хлеб-соль» для жениха - в знак того, что предложение руки и сердца принято.

Сейчас институт сватовства и, соответственно, свах в классическом виде сохранился, пожалуй, только в Татарстане. Татарская сваха, или «башкода», пользуется авторитетом и уважением.

Сваха должна быть прежде всего мудрым и добрым психологом, который помогает двум одиноким сердцам обретать семейное счастье. Это составляет успех работы свахи.

Сваха, которая стремится устроить личную жизнь молодых людей, не просто смотрит на каждого, она сразу же складывает психологический портрет, выявляет скрытые черты характера каждого человека. Это помогает ей, во-первых, избежать общения с неприличным и неуравновешенным человеком, а во-вторых, она сразу же может совместить психологические портреты людей и сделать прогноз, насколько они друг другу подойдут.

Помимо того, что сваха знакомится с самим человеком, стремящимся создать семью, она обязательно узнает о его семье, о материальном положении. Причем чаще всего, для этого свахи используют не те данные, которые предоставляет сам претендент, а узнают все «по своим каналам» не редко прибегая к услугам доблестной милиции, чтобы проверить, нет ли у претендента за плечами криминального прошлого.

Сегодня свахи снова становятся востребованными.

Меня часто упрекают в том, что я «сапожник без сапог», поэтому хотелось бы услышать от вас, дорогие посетители моего форума, ваши версии о том, почему Сваха должна быть не замужем? Подсказку вы можете узнать, посмотрев музыкальный спектакль «Ханума» Ленинградского Большого драматического театра, поставленный режиссером Георгием Товстоноговым в 1972 году

И еще немного исторического ликбеза о моей уникальной профессии:
Много веков высоко (и очень дорого) ценилась деятельность свах. Эта "должность" хорошо оплачивалась, считалась почетной и в высшей степени необходимой, как с государственной, так и с церковной точек зрения. Церковь не только поощряла хлопоты "послов Гименея", но и всячески старалась прибрать к рукам или хотя бы подчинить их "творчество" своим интересам. В те времена свахи считались специалистами и дипломатами не столько дел сердечных, сколько координаторами слияния капиталов и мастерами придания капиталовладельцам необходимого благородного "титульного" лоска. Это помогало одним приумножить капиталы и спасало других - некогда высокопоставленных вельмож - от разорения, а порой и полной нищеты. По той же причине свахи имели свободный доступ в любой дом, а то и в дворцовые покои королей.

Кто владеет информацией, владеет миром.
К тому же (весьма любопытный и важный момент) свахи просто блестяще исполняли роль современной желтой прессы, разнося по городам и селениям "последние новости" в виде слухов и сплетен. За это их особо почитали представительницы слабого пола. Приличная сваха в редкий день тратилась на собственное пропитание, так как заполучить представительницу "желтой прессы" на завтрак (особенно на завтрак) считалось показателем шика. Семья, у которой завтракает сваха, всегда находилась в курсе последних событий. Обедала сваха в уже другой семье, а ужинала в третьей. Куда бы она ни заглянула, везде ей были рады. Никто не смел и не хотел ссориться со свахой - себе дороже. А уж если такое случалось, то у несчастного семейства имелось два выхода: либо пасть на колени и любой ценой (как правило, очень дорогой) вымолить прощение, либо переехать куда-нибудь подальше, ибо свахи блестяще умели портить реноме любому ворогу и нехлебосольному хозяину.

Социальная и экономическая роль
В Средние века брак считался делом не только личным, но и социальным, а также религиозным. Поэтому семейные кланы нуждались в определенных гарантиях «порядочности и благородного происхождения» одной половины, и наличия «золотого запаса» у другой. В такой серьезной сделке ошибка могла привести к настоящей катастрофе.
В обязанности свахи входил сбор информации о размере и характере приданного невесты, а так же рекламная акция с целью убедить родителей невесты, что предлагаемый жених как раз тот, кто им нужен. Как сосватают, так и жизнь пойдет.
Вот здесь и появлялись на сцене свахи, которые располагали сведениями о женихах и невестах всего государства.
В большинстве случае сватовством занимались женщины. Свахи были двух категорий. Одни - по страсти к свадьбам и устраиванию чужих свадеб, вторые - профессиональные.
Естественно, что в искусном дипломате-свахе были заинтересованы обе стороны, а потому каждая семья пыталась пригласить на переговоры проверенного и верного именно их клану сводника.


Степень профессионализма
Обрядам, связанным со сватовством, придавалось большое значение. Все свадьбы начинались именно с хлопот свахи. И поэтому сваты должны были идеально знать все обряды и обычаи, связанные со сватовством и свадьбой. Эти знания были необходимы им для того, чтобы правильно повести себя во время сватовства.
В старину, о брачных контрактах и не слыхивали, но система договоренностей была понадежнее, чем современные, которые закрепляются законодательно. Эта система договоренностей называлась СГОВОР.

После того, как родители жениха или невесты, нашли достойную пару своему ребенку, как правило, через Сваху, происходил Сговор. Он еще носил название рукобитья и позднее - помолвки. Перед сговором отступало даже само торжество венчания и свадебное веселье, т.к. эти действия являлись исполнением достигнутого ранее договора двух семейств. Не заключение брака после помолвки считалось немыслимым. Помешать женитьбе могли только какие-нибудь чрезвычайные обстоятельства, вроде стихийного бедствия, смерти жениха или невесты, или злые козни. Нарушить сговор в допетровские времена считалось оскорблением самой невесты, и в документах о помолвке даже предусматривалась изрядная сумма за отказ от брака, отмененная в 1702 г. Петром I. А у дворян отказ от данного будущему супругу слова расценивался как нарушение кодекса чести и часто заканчивался дуэлью. За оскорбленную невесту вступался чаще всего брат.

В боярские времена сговорный день назначался родителями невесты. Родители жениха, сам жених и близкие родственники приезжали к ним в дом. Происходило это в любое назначенное родителями невесты время. Гостей с почестями принимали, и усаживали на почетные места под божницей. Потом отец или родственник жениха говорил о причине приезда, а родители невесты отвечали, что приезду этому рады, после чего писалась рядная запись, где означалось, что обе стороны решили: в такое-то время жених обязывался взять за себя такую-то, а родственники ее должны ее выдать и дать за ней такое-то приданое.

Роспись приданого или в рядную запись, подробно заносилось все, что давалось за невестой, причем в противном случае оговаривалась неустойка или попятное. Отступавшая сторона была обязана платить сумму, величина которой соответствовала состоянию и была всегда настолько велика, что тяжелым бременем ложилась на нарушителя. Есть одна не маловажная деталь, а именно: в качестве условия иногда добавлялось, что муж не должен бить свою жену, чтобы при случае можно было бы, если выразиться современным языком, "обратиться в суд" и взыскать за обиду. К сожалению, эта мера была необходимой, поскольку иначе новобрачный мог в полной мере безнаказанно лютовать.

При сговоре невеста не присутствовала. От сговора до свадьбы, как бы продолжителен ни был срок, жених невесты не видел. Сроки же были различные, в зависимости от обстоятельств. Иногда свадьбы совершались и через неделю, а порой между сговором и венчанием проходило несколько месяцев. Позднее этот обычай не видеть невесту исчез, напротив, именно после помолвки жених уже мог приезжать к невесте так часто, как захочет. До помолвки (во всяком случае, так было принято) он имел право видеть свою суженую только во время смотрин. Конечно, оставались встречи в общественных местах, но любой tete-a-tete до родительского благословения был невозможен.

Помолвка обычно сопровождалась празднеством. В купеческой и мещанской среде в этот день происходило официальное знакомство родителей жениха и невесты, после чего совершалось благословение. В купеческих семьях невесту и жениха благословлял священник. Он же присутствовал и при отдаче денежной части приданого. Деньги передавал отец невесты сразу же после благословения. Отцы брачующихся отвешивали друг другу семь поясных поклонов и называли день свадьбы. Если отца невесты не было в живых, то вместо него выступал, по старинной славянской традиции, ее брат, крестный отец или кто-то из родственников-мужчин.

Принято было у всех сословий: в день помолвки жених дарил невесте кольцо с драгоценным камнем. В обязанности жениха входил еще заказ обручальных колец, на внутренней стороне которых гравировалась дата обручения. Также на кольцах изображались инициалы: жениха - у невесты, и невесты - у жениха. Обычай носить обручальное кольцо, был заимствован у древних римлян.
Чем опытнее была сваха, тем больший процент от суммы договора он требовал себе в качестве награды за труды. Естественно, свахи были недоступны для бедняков, а разорившаяся знать залезала в еще большие долги, лишь бы заполучить себе в союзники удачливого сводника-корифея с репутацией козырного туза или джокера.
Нередко сваха успевала за свою жизнь заключить по несколько десятков, а то и сотен брачных союзов и становилась богаче самого короля.

Спрос на свах нисколько не уменьшился до сих пор, а, возможно, даже и возрос. Недаром самая популярная российская сваха, известная героиня бессмертного киношедевра «Женитьба Бальзаминова», говорила: «... нас, свах, надобно разными чинами жаловать: вот не будь нас, ну, и конец - род человеческий прекратится».
Если посмотреть в этом аспекте на наше современное общество, для нас не будет неожиданностью тот факт, что оно во многом состоит из людей, для которых актуальна проблема одиночества и отсутствия реального выбора партнера. Это касается личной сферы, профессионально-деловой, дружески-референтной и др.
Основная трудность современной свахи заключается в том, что договариваться приходиться не с родителями, а с самими женихами и невестами. А с ними договориться трудно. Их все «туркает», у них все «екает», на уровне природных инстинктов. Это все Матушка Природа, а с ней не договоришься, у нее один замысел – род человеческий продолжать.
В силу того, что меня часто упрекают в том, что я «сапожник без сапог», поэтому хотелось бы услышать от вас, дорогие посетители моего форума, ваши версии.

В подсказку, вы можете узнать, посмотрев музыкальный спектакль «Ханума» Ленинградского Большого драматического театра, поставленный режиссёром Георгием Товстоноговым в 1972 году.
Роза Сябитова