Льготы родителям и вдовам погибших военнослужащих срочной службы. Не частный случай Едв трудоспособным вдовам погибших военнослужащих

Советский районный суд г. Тулы

Советский районный суд г. Тулы - СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Советский районный суд г. Тулы в составе

Председательствующего Бездетновой А.С.,

При секретаре Карманниковой О.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-817/11 по искам Устиновой Людмилы Петровны и Щербаха Надежды Ивановны к Управлению пенсионного фонда (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном как для участников Великой Отечественной Войны,

У с т а н о в и л:

Истцы обратились в суд с иском к Управлению пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскании недополученных сумм ежемесячной денежной выплаты.

В обоснование заявленных требований сослались на то, что они являются родителями и женами военнослужащих погибших при исполнении обязанностей военной службы. В соответствии со ст. Федерального закона «О ветеранах» им начисляется и выплачивается ежемесячная денежная выплата, однако, полагают, что выплата ЕДВ как родителям и вдовам погибших военнослужащего производится с нарушением действующего российского законодательства. Ответчик в настоящее время начисляет и выплачивает им ЕДВ в соответствии с подпунктом 2 п. 4 ст. 23.1 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5, в то время как обязан производить начисления и выплаты с 01.01.2005 года. В соответствии со ст. 7 Закона СССР от 1.08.1989г. № 313-1 на родителей и вдов военнослужащих, погибших при защите СССР или исполнения обязанностей военной службы, распространяются льготы, установленные для участников ВОВ, следовательно и ЕДВ должна начисляться и выплачиваться в размере, определенном для участников ВОВ, именно с указанной даты.

Конституционный суд РФ в своем определении от 04.04.2007 г. № 331-О-П установил, что взаимосвязанные положения статьи Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не могут рассматриваться, как позволяющие устанавливать ежемесячную денежную выплату матерям и родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 года в соответствии с предписаниями Федерального закона «О ветеранах» (пункт 3 статьи 11, пункт 1 статьи 15) и Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» (статья 7), т.е. данная социальная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны. Конституционно-правовой смысл указанных законоположений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Они обратилась в УПФ РФ (ГУ) в г. Туле с заявлениями, в которых просили назначить ЕДВ в размере, определенном для участников ВОВ, с ДД.ММ.ГГГГ. Однако в ответах УПФ РФ в г. Туле отказало в пересмотре размера ЕДВ, ссылаясь на то, что это не предусмотрено действующим законодательством.

Полагают, что УПФ РФ (ГУ) в г.Туле нарушает право на получение ЕДВ в установленном действующим российским законодательством размере с момента его нарушения, то есть, с ДД.ММ.ГГГГ.

Просили признать за ними право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с УПФ РФ (ГУ) в недополученную ежемесячную денежную выплату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в размере 48 814 рублей 07 копеек.

В ходе рассмотрения дела истцы, уточнили свои исковые требования, просили суд признать за ними право на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с УПФ РФ (ГУ) в г.Туле недополученную ежемесячную денежную выплату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в размере 48 039 рубля 98 копеек; взыскать с УПФ РФ (ГУ) в г.Туле судебные расходы в сумме 3000 рублей.

В судебное заседание истцы не явились. О дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Представили письменные заявления о рассмотрении дела в их отсутствии.

Представители ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле по доверенностям – Фалдина А.В. и Морозова А.А. заявленные исковые требования не признали, указав на то, что согласно Определению Конституционного Суда РФ 04.04.2007 г. № 331-ОП не допускается установление родителям и женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 01.01.2005г. в соответствии с Законом СССР № 313-1 от 01.08.1989 г. «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» возникло и было реализовано право пользования льготами, предусмотренными для участников ВОВ из числа военнослужащих, ежемесячной денежной выплаты в размере не ниже размера данной выплаты, назначаемой в соответствии с п.п.2 п.4 ст.23.1. Ф3 «О ветеранах» участникам ВОВ. К вышеуказанному кругу лиц относятся родители и жены: военнослужащих, погибших при защите СССР, военнослужащих, погибших при исполнении иных обязанностей военной службы, умерших военнослужащих, признанными инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при защите СССР, и заболевания, связанного с пребыванием на фронте, гибель или смерть которых наступила до 16 января 1995 г.

Данное определение Конституционного суда вступило в силу 04 апреля 2007 года. При этом порядок вступления в силу данного определения в нем специально не оговаривается, поэтому действует общий порядок, предусмотренный ст. 75 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», то есть с момента его провозглашения (4 апреля 2007 г.). С указанного момента положения п. п. 9, 10 и 19 ст. 44 Федерального закона № 122-ФЗ, ст. , п. 2 ст. и ст. Федерального закона «"О ветеранах» должны применяться и реализовываться в соответствии с вышеприведенным конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации.

С момента вступления в силу решения Конституционного Суда Российской Федерации такие акты не могут применяться и реализовываться каким-либо иным способом. Согласно ч.1 и ч.3 ст.79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», акты или его отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу с момента провозглашения постановления Конституционного Суда Российской Федерации. На основании изложенного, просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истцы Устинова Л.П. и Щербаха Н.И. как вдовы погибших военнослужащих при исполнении обязанностей военной службы являются получателями ежемесячной денежной выплаты по категории «родители и жены погибших военнослужащих, приравненных к участникам ВОВ» в соответствии с подп. 2 п.4 ст. Федерального закона «О ветеранах» с ДД.ММ.ГГГГ

Гибель или смерть детей и супругов истцов наступила до ДД.ММ.ГГГГ, а именно: у Устиновой Л.П. погиб супруг Устинов Н.В. – ДД.ММ.ГГГГ, у Щербаха Н.И. – погиб супруг Щербаха В.М. – ДД.ММ.ГГГГ

Истцы обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Туле с заявлением о назначении им ежемесячной денежной выплаты (далее ЕДВ) в размере, определенном для участников Великой Отечественной войны, с ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из ответов УПФР в г.Туле указанный территориальный орган Пенсионного фонда РФ отказал истцам в установлении ЕДВ по категории «родители и жены погибших военнослужащих, приравненные к участникам Великой Отечественной войны» с указной даты с ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на то, что это не предусмотрено действующим законодательством. При этом, ответчиком право истцов на получение единовременной выплаты в размере, установленном для участников ВОВ, как родителей и жен погибших при прохождении срочной военной службы военнослужащих, не оспаривается и с ДД.ММ.ГГГГ указанная льгота им предоставляется.

Разрешая заявленные истицами требования о назначении ежемесячной денежной выплаты в размере, определенном для участников Великой Отечественной войны, с ДД.ММ.ГГГГ, а также давая оценку выводам УПФР в г.Туле, изложенным в письме, имеющихся в деле, суд приходит к следующему.

Р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Устиновой Людмилы Петровны и Щербаха Надежды Ивановны к Управлению пенсионного фонда (государственное учреждение) в городе Туле о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты в размере, установленном как для участников Великой Отечественной Войны – отказать.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд в течение 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме через Советский районный суд г.Тулы.

Председательствующий подпись А.С.Бездетнова

Членам семей военных, погибших или умерших вследствие выполнения долга, государство оказывает материальную поддержку. Пенсия по случаю потери кормильца военнослужащего - это отдельный вид господдержки, выплачиваемый из средств госбюджета. Из него же получают отставники обычные пенсии. Правилами установлен особый порядок исчисления материального содержания родственников военных.

Условия начисления содержания по утрате кормильца

Пенсия в связи с утратой кормильца выплачивается родным:

  • сержантов;
  • матросов;
  • солдат;
  • старшин.

Родственники погибших военных могут рассчитывать на определённое содержание от государства, если смерть кормильца наступила в период:

  • в период прохождения военной службы по призыву;
  • не позже трехмесячного срока по ее окончании;
  • позднее 3 месяцев, но из-за ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы ;
  • не позднее пяти лет после завершения получения пенсии военного.

Вид самой службы (контракт или призыв) не влияет на наступление права на выплаты. От него зависит лишь размер пособия.

Важно: если умерший совершил преступление, что установлено судом, то иждивенцам назначается социальная пенсия.

Кому назначают данный вид госпособия


Существует ряд условий, касающихся получателя пенсии по утрате. На него не могут претендовать трудоспособные граждане. Им необходимо самостоятельно заботиться о собственном содержании.

Важно: основным условием получения господдержки, связанной с утратой кормильца, является нетрудоспособность претендента.

Согласно действующей нормативно-правовой базе начисляется такое пособие следующим лицам:

  1. детям военных:
    • несовершеннолетним;
    • до достижения 23-летнего возраста при условии получения образования очно;
  2. другим лицам в возрасте до 18 либо 23 лет, являющимся внуками, братьями либо сестрами погибшего, при тех же условиях;
  3. супругам;
  4. родителям;
  5. бабушкам или дедушкам военного, если у них нет иного дохода (в том числе, иной пенсии);
  6. нетрудоустроенным родственникам, воспитывающим малолетних (до 14-летия) детей (внуков, братьев, сестер) умершего.

Особые права на военную пенсию

Законом определены ситуации, когда поддержка оказывается родственникам вне зависимости от факта прежнего иждивения. К их числу относятся:

  • несовершеннолетние дети умершего;
  • его отец или мать, супруга при условии, что иных поступлений данные лица не имеют;
  • родители и супруги погибшего срочника.
Внимание: к погибшим приравнивают военнослужащих, пропавших без вести во время боевых действий. Их родственникам также начисляется соответствующее содержание.

Льготные условия назначения содержания некоторым категориям граждан


В статье 30 закона № 4468-1 от 12.02.1993 определены льготные права на содержание от государства родителям и супругам погибших защитников Отечества. Они применяются, если смерть последнего произошла:

  1. из-за ранения, которое получено во время боевых действий на фронте;
  2. в период пленения врагами Родины;
  3. во время исполнения воинского долга за рубежами страны;
  4. при непосредственном исполнении обязанностей военнослужащего.

Льготное условие заключается в уменьшении возраста претендента на пять лет:

  • жена и мать умершего получают содержание после наступления 50-летия;
  • муж и отец - 55-летия.

Кроме того, законом предусмотрено назначение данной выплаты каждому из претендентов, отвечающих льготным условиям. Были ли эти люди до смерти защитника Родины его иждивенцами, не учитывается.

Внимание: такой же льготный порядок назначения пенсионного содержания применяется к супругу погибшего, воспитывающего общего ребенка до 8-летия. При этом не принимаются во внимание такие обстоятельства, характеризующие претендента, как:

  • возраст;
  • трудоспособность;
  • наличие или отсутствие места службы.
Скачать для просмотра и печати:

Величина пенсионного содержания по утрате кормильца-военного в 2020 году


Размер назначения иждивенцам напрямую связан с двумя обстоятельствами:

  • причиной, вызвавшей смерть защитника Родины;
  • видом службы, которую он проходил.

Родственники офицеров и солдат, служивших по контракту, получают содержание, зависящее от величины денежного довольствия военного:

  1. 50% - если смерть вызвана ранами (воинской травмой);
  2. 40% при гибели от заболевания, полученного на работе.

Размер пособия, начисляемого родным срочников, исчисляется на основании установленного показателя социальной пенсии:

  • 200% при смерти кормильца от воинской травмы;
  • 150% - от болезней, полученных на службе.

Внимание: сумма соцпенсии составляет 5180,24 руб.

  1. Таким образом, вследствие гибели срочника от ранения его иждивенцы станут получать по 15540,72 руб. каждый.
  2. Если солдат умрет от заболевания, то сумма госпособия составит 12950,60 руб.
  1. Семейство военнослужащего Хламова А.Г. воспитывает двоих детей:
    • Алину, удочеренную в младенчестве, 7 лет;
    • Дмитрия, рожденного в браке, 3 лет.
  2. Жена военного никогда не трудилась, занималась домашним хозяйством и воспитанием детей.
  3. В 2017 году Хламов А.Г. погиб при исполнении воинского задания в Сирии.
  4. Так как причиной смерти является ранение во время исполнения долга защитника Отечества, то иждивенцы получают право на содержание из средств госбюджета.
  5. Размер его устанавливается в 200% социального пособия.
  6. Следовательно, жена Хламова А.Г, его усыновленная дочь и родной сын станут получать ежемесячно по 15540,72 р. каждый.

Таким образом, совокупный доход семейства составит 31081,44 руб. При назначении пенсионных выплат не учитывается возраст и трудоспособность супруги погибшего.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Повышение размера госпособия по утрате


Увеличенные выплаты по утрате установлены законом в таких случаях:

  • жителям Крайнего Севера повышается размер кратно районному коэффициенту (при условии проживания в соответствующем регионе);
  • инвалиды 1 группы дополнительно получают 100% (статья 30 закона № 4468-1);
  • такая же надбавка положена престарелым иждивенцам, перешагнувшим 80-летний порог;
  • детям-инвалидам и инвалидам с детства положено повышение размера господдержки на 32%.
  1. Муж гражданки Степановой И., проживающей в городе Воркуте, погиб во время участия в военной операции.
  2. Степанова И. является инвалидом с детства 2 группы. Трудового стажа не имеет, никогда не работала.
  3. На законных основаниях ей назначена господдержка в связи с утерей кормильца в размере 15540,72 р.
  4. Выплата увеличивается:
    • на 32%, как инвалиду с детства;
    • кратно районному коэффициенту на 160%.
  5. Размер пенсии по утрате кормильца подсчитывается следующим образом:
    • (15540,72 р. + 15540,72 р. х 32%) х 1,6 = 32822 р.
Внимание: региональный коэффициент применяется ко всем социальным начислениям пенсионера, живущего на соответствующей территории.

Порядок назначения господдержки иждивенцам погибших воинов


Чтобы получить положенную социальную поддержку из средств госбюджета претендентам необходимо подать заявку с пакетом подтверждающих такое право документов в Пенсионный фонд России (ПФР):

  1. лично:
    • на приеме у специалиста в местном отделении;
    • в многофункциональном центре;
  2. по почте;
  3. посредством интернет-соединения:
    • на портале госуслуг;
    • на официальном сайте
      ПФР;
  4. через представителя (необходима официальная доверенность).
Важно: законодательно не установлены ограничения по времени заявления о своих правах для семей погибших защитников Родины.

Пакет документов


Для подтверждения законности оснований на выплаты необходимо предоставить такие бумаги:

  1. удостоверение личности:
    • паспорт;
    • свидетельство ребенка о рождении;
    • иное;
  2. документ, удостоверяющий отсутствие военнослужащего:
    • свидетельство о его смерти;
    • решение суда о пропаже без вести;
  3. справки, подтверждающие родственные узы:
    • о браке;
    • о рождении;
    • об усыновлении;
    • иное по обстоятельствам;
  4. прочие документы:
    • справки о составе семейства;
    • сведения о доходах либо их отсутствии;
    • о получении очного образования и другие.
Важно: если кормилец являлся военнослужащим-контрактником, то направлять пакет документов следует в государственный орган, где он осуществлял службу (Министерства обороны, внутренних дел и другие).

Как производится выплата содержания иждивенцам умерших воинов


Пенсионерам предоставляется возможность самостоятельно выбрать способ получения средств. А именно:

  • через почтовое отделение;
  • на банковскую карту или счет;
  • посредством услуг организации, осуществляющей доставку денег (при наличии договора с плательщиком).
Внимание: при необходимости получатель имеет право сменить способ доставки пенсии. Для этого необходимо оповестить плательщика в письменном виде, указав новые реквизиты для переводов.

О сроках осуществления назначений пособия по утрате кормильца


Данный вид господдержки оказывается бывшим иждивенцам с даты гибели защитника Родины.
Устанавливается оно на время нетрудоспособности:

  • до совершеннолетия или достижения 23-летнего возраста (если подтвержден факт очного получения образования);
  • до отмены инвалидности;
  • гражданам пенсионного возраста - бессрочно.
Внимание: при обращении за поддержкой позже года с момента наступления права на нее, осуществляется выплата начисленной пенсии за период не более 12 месяцев к дате обращения.

Когда выплаты содержания по утрате кормильца-воина прекращаются


В статье 241 закона № 4468-1 описаны ситуации, при наступлении которых право на господдержку утрачивается пенсионером. К ним относятся следующие изменения:

  • смерть получателя;
  • трудоустройство;
  • признание человека трудоспособным:
    • совершеннолетие (либо 23-летие при определенных условиях);
    • отмена инвалидности и другое.
Внимание: последняя выплата осуществляется в месяц наступления перечисленных обстоятельств.

О праве на вторую пенсию


Родным воинов, погибших на срочной службе, разрешено получать сразу две пенсии
. К таким лицам относят:

  • родителям военнослужащих, которые погибли при прохождении военной службы по призыву или умерли после увольнения с военной службы из-за военной травмы;
  • вдовы военнослужащих, погибших на военной службе из-за военной травмы, и не вступившие в новый брак .

Перечисленным лицам может быть установлена другая выплата из средств ПФР, а именно пенсия:

  1. страховая пенсия по старости (по инвалидности);
  2. социальная пенсия по старости (по инвалидности);
  3. пенсия за выслугу лет;
  4. социальная пенсия по случаю потери кормильца.
Внимание: второе пенсионное обеспечение назначается на основании личного заявления в установленном законом порядке.


Уже несколько месяцев волгоградские вдовы и родители погибших военнослужащих получают ощутимую денежную прибавку. С мая к их прежней сумме ежемесячной денежной выплаты было добавлено в среднем от 123 до 1207 рублей.

– Раньше данная категория граждан получала ежемесячную денежную выплату как инвалиды или члены семьи погибшего (умершего) военнослужащего, – говорит управляющий Отделением Пенсионного фонда РФ по Волгоградской области Владимир Сальный. – И это положение дел не устраивало как самих жителей, так и органы Пенсионного фонда. Конституционный Суд России ликвидировал правовой пробел и вынес определение, согласно которому вдовы и родители погибших военнослужащих получили право на повышенный размер ЕДВ, установленный для участников Великой Отечественной войны. А это в свою очередь значительные суммы. К сведению, в настоящее время участники ВОВ, отказавшиеся от соцпакета, получают ЕДВ в размере 2012 рублей, сделавшие выбор в пользу набора соцуслуг – 1455 рублей.

Что же касается порядка выплаты нового размера ЕДВ, то для этого необходимо выполнение ряда условий. Во-первых, дата гибели военнослужащего должна быть не позже 16.01.1995 года. Во-вторых, вдовы и родители уже имели право на льготы, предусмотренные для участников Великой Отечественной войны, и реализовывали это право до 01.01.2005 года. В-третьих, наличие удостоверения или справки о праве на льготы установленной формы, справки или извещения о гибели военнослужащего. В отдельных случаях могут потребоваться и другие документы (решения суда, пенсионные удостоверения, справки о реализации прав на льготы до 01.01.2005 года и др.).

Стоит отметить, что органами Пенсионного фонда была проведена кропотливая работа по установлению жителей региона, имеющих право на повышенную выплату. В результате более 1400 волгоградских вдов и родителей погибших военнослужащих стали получать ЕДВ в новом размере.

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – ЗАЛОГ СТАБИЛЬНОСТИ!

Определение Пензенского областного суда от 22.04.2008 по делу N 33-746 Исковые требования об обязании ответчика возобновить ежемесячные денежные выплаты как вдове погибшего в ходе боевых действий в Чеченской Республике сотрудника ОВД удовлетворены, поскольку истец приравнен по своему правовому статусу к членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, которые отнесены к числу получателей ежемесячной денежной выплаты.

ПЕНЗЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья: Овчаренко А.Н.

22 апреля 2008 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

Председательствующего Мамоновой Т.И.

Судей Моисеевой Л.Т. и Елагиной Т.В.

заслушали в открытом судебном заседании по докладу Моисеевой Л.Т. дело по кассационной жалобе начальника Управления ПФР по Ленинскому району г. Пензы Т.В. Ануфриевой на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 18 февраля 2008 года, которым постановлено:

Иск К.Н. удовлетворить.

Признать за К.Н. право на получение мер социальной поддержки, установленных ч. 1 ст. 21 Федерального закона “О ветеранах“.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы возобновить К.Н. ежемесячную денежную выплату, установленную ст. 23.1 Федерального закона “О ветеранах“, с 1 апреля 2005 года с учетом подачи заявления об отказе от набора социальных услуг в натуральном виде.

Заслушав доклад судьи Моисеевой Л.Т., заслушав объяснения представителя К.Н. - Р.С. (по доверенности), просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

К.Н. обратилась в суд с иском к Пенсионному фонду в лице ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы и просила обязать ответчика возобновить ежемесячные денежные выплаты, право на которые она имеет как вдова погибшего в ходе боевых действий в Чеченской Республике сотрудника органов внутренних дел.

В обоснование своих требований истица указала, что ее муж, К.И., находясь в служебной командировке, погиб 12 мая 2002 года при исполнении служебных обязанностей в городе Грозном Чеченской Республики.

Пенсионным отделением ФЭО УВД Пензенской области 31 июля 2002 года ей было выдано удостоверение как вдове погибшего воина, в котором указано, что она в соответствии со ст. 21 ФЗ РФ “О ветеранах“ имеет право на льготы, установленные данной нормой. В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30 ноября 2004 года N 294 “Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации“ истица была включена в регистр федеральных льготников и с 1 января 2005 года ей выплачивались ежемесячные денежные выплаты.

Однако в апреле 2005 года ответчик прекратил выплачивать эти средства, что она считает незаконным.

Просила признать за ней право на пользование мерами социальной защиты, установленными ч. 1 ст. 21 ФЗ “О ветеранах“, признать действия ответчика по прекращению ежемесячных денежных выплат неправомерными, обязать ответчика возобновить ежемесячные денежные выплаты с апреля 2005 года в размере, установленном ст. 154 ФЗ РФ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты РФ“, с учетом подачи в пенсионный орган заявления об отказе от набора социальных услуг в натуральном виде.

Истица К.Н. в судебное заседание не явилась, в письменном ходатайстве просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель истицы К.Н. - Р.С., действующий на основании доверенности от 24 октября 2007 года, иск своей доверительницы поддержал и просил его удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, исковые требования уточнил и просил суд: 1) признать за К.Н. право на получение мер социальной поддержки, установленных ч. 1 ст. 21 Федерального закона “О ветеранах“; 2) обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы возобновить К.Н. ежемесячную денежную выплату, установленную ст. 23.1 Федерального закона “О ветеранах“, с 1 апреля 2005 года с учетом подачи заявления об отказе от набора социальных услуг в натуральном виде.

Представитель ответчика - ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы - Торкина В.А., действующая на основании доверенности от 9 января 2008 года, исковые требования не признала, пояснив, что поскольку К.Н. не относится ни к одной из категорий граждан, перечисленных в ч. 1 и ч. 2 ст. 21 и ст. 23.1 Федерального закона “О ветеранах“, она не имеет право на меры социальной поддержки, в т.ч. права на получение ежемесячных денежных выплат. Часть 1 ст. 21 указанного Закона определяет такое право членов семьи погибших только при условии, если они являются нетрудоспособными. К.Н. является трудоспособной, а потому ежемесячные денежные выплаты прекращены ей правомерно.

Представитель третьего лица - ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Пензенской области в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Ленинский районный суд постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе начальник ГУ УПФР по Ленинскому району г. Пензы Т.В. Ануфриева просит отменить решение суда как незаконное, постановленное с нарушением норм материального права.

Не отрицая, что истица действительно является вдовой сотрудника органов внутренних дел, погибшего при исполнении служебных обязанностей в период прохождения службы, кассатор считает, что ей обоснованно прекращены ранее назначенные ежемесячные денежные выплаты, поскольку ст. 21 ФЗ РФ “О ветеранах“ предусматривает, что такие выплаты могут получать лишь те вдовы погибших сотрудников органов внутренних дел, которые являются нетрудоспособными, состоящими на иждивении погибшего и получающего пенсию по случаю потери кормильца. Истица же является трудоспособной и пенсию по случаю потери кормильца не получает.

По мнению кассатора, суд неправильно истолковал положения ст. 21 ФЗ РФ “О ветеранах“.

Обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Удовлетворяя иск К.Н., суд признал установленным и исходил из того, что ее требования соответствуют закону и подтверждены соответствующими доказательствами.

Данный вывод суда является правильным.

В судебном заседании установлено, что К.Н. является вдовой сотрудника органов внутренних дел К.И., погибшего 12 мая 2002 года при исполнении служебных обязанностей в ходе боевых действий в Чеченской Республике.

Решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы от 27 декабря 2004 года К.Н., как члену семьи погибшего сотрудника органов внутренних дел, с 1 января 2005 года пожизненно была назначена ежемесячная денежная выплата в размере 150 руб. (л.д. 35).

Однако решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы от 22 марта 2005 года ежемесячная денежная выплата истице была прекращена с 1 апреля 2005 года (л.д. 41).

Письмом Отделения Пенсионного фонда РФ по Пензенской области от 18 октября 2007 года N 16/6019 была подтверждена правомерность указанного решения и истице было сообщено о невозможности возобновления ежемесячной денежной выплаты.

По мнению ответчика, К.Н. как вдова сотрудника органов внутренних дел, погибшего при исполнении служебных обязанностей, не имеет права на меры социальной поддержки, предусмотренные ФЗ РФ “О ветеранах“, поскольку, являясь трудоспособной, не относится ни к одной из категорий граждан, перечисленных в ч. 1 и ч. 2 ст. 21 и ст. 23.1 ФЗ РФ “О ветеранах“.

Однако суд обоснованно пришел к выводу о неправильности выводов ответчика.

При этом суд, проанализировав положения соответствующих норм ФЗ РФ “О ветеранах“, Закона РФ “О милиции“, исходил из следующего.

В соответствии с положениями ст. ст. 14 - 16 ФЗ РФ “О ветеранах“ при жизни инвалидам войны, участникам Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий, в том числе членам их семей, совместно с ними проживающим, предоставлены меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартира - занимаемой жилой площади).

В случае их гибели (смерти), исходя из толкования ответчиком положений ст. 21 этого Закона, член семьи (вдова), в случае ее трудоспособности, теряет названную меру социальной поддержки, как и ряд других, предусмотренных п. 1 ст. 21 ФЗ “О ветеранах“.

В соответствии с п. 3 Правил предоставления членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 августа 2005 года N 475, к членам семей погибших (умерших) военнослужащих, которым положены компенсационные выплаты, относятся, в частности, вдовы (вдовцы) за исключением вступивших в новый брак, вне зависимости от трудоспособности.

Согласно же ч. 3 ст. 21 ФЗ “О ветеранах“ меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших), распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье, предоставляются членам семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей.

Пунктом 2 ст. 21 предусмотрены меры социальной поддержки независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка: родителям погибшего (умершего), супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак, супруге (супругу) умершего участника Великой Отечественной войны, ставшего инвалидом вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), не вступившей (не вступившему) в повторный брак, супругу (супруге) умершего участника Великой Отечественной войны или ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко.

Таким образом, родители и вдовы погибших (умерших) указаны в одном пункте названной статьи, в связи с чем следует применить конституционный принцип равенства всех перед законом.

Из анализа положений ч. 3 ст. 21 ФЗ “О ветеранах“ суд пришел к выводу о том, что истица, будучи вдовой сотрудника органа внутренних дел, погибшего при исполнении служебных обязанностей, приравнена по своему правовому статусу к членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.

В связи с тем, что члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 23.1 ФЗ “О ветеранах“ отнесены к числу получателей ежемесячной денежной выплаты, суд обоснованно признал, что К.Н., как лицо, приравненное законом к этой категории граждан, также имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты в соответствии с данной правовой нормой.

Как указано в решении суда, нормы ст. ст. 21 и 23.1 ФЗ “О ветеранах“ не могут применяться отдельно друг от друга, т.к. находятся в системном единстве и имеют общий предмет регулирования - устанавливают единые по своему правовому назначению меры социальной поддержки для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, а также приравненных к ним категорий граждан.

С учетом изложенных обстоятельств суд признал незаконным отказ в предоставлении К.Н. ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст. 23.1 ФЗ “О ветеранах“, как лицу, обладающему правом на получение мер социальной поддержки, установленных ч. 1 ст. 21 данного Закона.

Иное противоречило бы вышеуказанному правовому назначению данной выплаты (восполнение потерь ранее существовавших натуральных льгот и гарантий и обеспечение стабильности юридического статуса гражданина) и ставил бы истицу в неравное положение с другими аналогичными с ней получателями мер социальной поддержки, что не соответствует принципу равенства всех перед законом, гарантированному ст. 19 Конституции РФ.

С учетом изложенного суд признал необходимым удовлетворить заявленный иск, возложив на ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы обязанность возобновить К.Н. ежемесячную денежную выплату, установленную ст. 23.1 Федерального закона “О ветеранах“ с 1 апреля 2005 года (т.е. с момента ее прекращения).

Поскольку доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда, изложенных в решении, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Пензы от 18 февраля 2008 года по делу по иску К.Н. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Пензы о признании права на получение мер социальной поддержки и понуждении к возобновлению ежемесячных денежных выплат оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ УПФР по Ленинскому району г. Пензы - без удовлетворения.

Женщинам, потерявшим супруга при различных обстоятельствах, нужна дополнительная поддержка от государства. Федеральные и региональные нормативные акты устанавливают льготы для вдов, мужья которых умерли или погибли во время ВОВ, аварии на ЧАЭС, во время несения военной службы. Компенсации вдовам предоставляются в виде льгот в сфере медицины, социальной сфере и в форме скидки на оплату услуг коммунальных служб.

Компенсации вдовам участников ВОВ

Если вдова участника Великой Отечественной Войны повторно выходит замуж, она утрачивает право на получение льгот.

Несмотря на то, что на законодательном уровне для вдов участников и ветеранов ВОВ установлено множество преференций, на практике женщины получают не так уж много поблажек. Закон позволяет данной категории вдов получать следующие льготы:

  1. Оплату проезда в городском и пригородном транспорте. Данная льгота утверждена только в Москве и Санкт-Петербурге.
  2. Единовременное пособие. Средства могут быть перечислены, например, в День Победы, во время иного праздника, в день какого-либо регионального торжества.
  3. Возможность переселения в дом престарелых без ожидания очереди.
  4. Обслуживание без очереди в поликлинике, за которой был закреплен супруг.
  5. Скидку в размере половины стоимости ЖКУ.
  6. Регулярные пособия (обычно 500 рублей в месяц), сумма которых зависит от заслуг мужа и региона его проживания (для вдов, чьи супруги участвовали в боях с Финляндией, в период ВОВ, с Японией).
  7. Право и дальше состоять на учете для получения жилья, если супруги до смерти мужа уже стояли в очереди.
  8. Дополнительные льготы, утвержденные местными властями.

Несмотря на то, что сами участники боев будут погребены за государственный счет, вдовам такой преференции не полагается – после смерти вдову участника боевых действий похоронит семья.

Какая пенсия выплачивается вдовам

Вдовы, потерявшие супругов во время Великой Отечественной Войны, которые не вступили в повторный брак, могут оформить 2 вида пенсионных выплат – страховую по возрасту и по потере кормильца. Помимо пенсии, вдова получает различные виды социальной помощи, ежегодно индексируемые ежемесячные выплаты.

Если военный умер после участия в боях, вдова не может претендовать сразу на 2 вида пенсий – ей полагается только пенсионная выплата по возрасту (трудовая) и ежемесячное пособие.

Куда обращаться вдове участника боевых действий

Чтобы получить право на социальные гарантии, полагающиеся вдове участника боев, женщина сперва должна обратиться в региональное отделение УСЗН для оформления статуса вдовы военного. С собой нужно будет взять:

  • заявление о присвоении статуса;
  • паспорт РФ;
  • свидетельство о смерти супруга (или извещение);
  • свидетельство о заключении брака;
  • фото для удостоверения вдовы;
  • удостоверение участника ВОВ супруга (при отсутствии документа нужно подать запрос в военкомат).

Когда статус вдовы участника боев получен, нужно обратиться за выплатами в местное отделение Пенсионного Фонда. Специалисты ПФР расскажут обо всех положенных льготах. В УСЗН затем нужно оформить сертификат на улучшение жилищных условий, а также скидку на ЖКУ. Из документов в УСЗН понадобятся:

  • удостоверение вдовы участника ВОВ;
  • паспорт РФ;
  • выписка из домовой книги;
  • технический паспорт на квартиру;
  • квитанции об оплате коммунальных услуг.

Компенсации вдовам пострадавших при аварии на ЧАЭС

Все льготы, на которые имели право мужчины, пострадавшие при аварии на Чернобыле или при участии в ликвидации последствий катастрофы, будут после их смерти предоставлены женам.

Вдовы, чьи супруги пострадали от радиации при аварии на ЧАЭС, ежемесячно получают денежную компенсацию на приобретение продуктов питания в сумме 592 рублей 27 копеек. Также они могут претендовать на следующие преференции:

  • предоставление жилья в порядке очереди на улучшение жилищных условий (если постановка на учет состоялась до 2005 года);
  • скидку в размере половины стоимости ЖКУ;
  • компенсацию за погребение мужа.

За получением компенсации и льгот обращаться нужно в УСЗН. При себе необходимо иметь следующие документы:

  • заявление о выплате компенсации;
  • паспорт РФ;
  • свидетельство о смерти супруга;
  • заключение военно-врачебной комиссии или эксперта о связи между кончиной мужа и лучевой болезнью, приобретенной на ЧАЭС.

Пенсионные выплаты вдовам военнослужащих

В настоящий момент размер пенсии вдове военного составляет 7 тысяч рублей. Данная выплата является выплатой по случаю потери кормильца. Данная пенсия выплачивается, если супруг являлся: служащим офицерского состава, прапорщиком, мичманом, военнослужащим по контракту, сотрудником налоговой полиции, таможни, пожарной службы, органов внутренних дел, генеральной прокуратуры. Для получения данного вида пенсии необходимо, чтобы выполнялись следующие условия:

  • супруг погиб при исполнении служебных обязанностей;
  • супруг умер в течение 3 месяцев и более после ухода в запас из-за травмы, которая была получена во время несения службы;
  • супруг умер после того, как начал получать военную пенсионную выплату;
  • вдова не имеет иного источника доходов помимо пенсии умершего мужа;
  • вдова воспитывает несовершеннолетних детей или содержит недееспособных лиц (иждивенцев) после смерти мужа.

Компенсации вдовам военного пенсионера по потере кормильца

Пенсия по потере кормильца для вдов военнослужащих индексируется на 2% каждый год.

Из-за того, что военнослужащие часто меняют место службы, супруги не могут устроиться на работу, а потому по достижении пенсионного возраста у них не имеется трудового стажа, а значит, пенсия будет маленькой. Поэтому вдова имеет право продолжать получать военную пенсию своего умершего супруга в полном объеме. Военная пенсия выплачивается:

  • по инвалидности;
  • за выслугу лет;
  • семьям погибшего военнослужащего (супруге, детям до 18 лет, иждивенцам).

Размеры пенсионных выплат по потере кормильца следующие:

  • 150% пенсии военного, если супруг получил заболевание в ходе несения службы;
  • 200% пенсии, если умерший получал травму в ходе исполнения служебных обязанностей, которая стала причиной его кончины;
  • 3 692 рубля 35 копеек , если речь идет о военнослужащем по контракту;
  • 40% от суммы довольствия, если супруг был офицером и умер из-за травмы, полученной во время службы;
  • 30% от суммы довольствия, если супруг-офицер умер во время службы.

Компенсации вдовам сотрудников МВД

Вдовы сотрудников МВД получают пенсии, надбавки, льготы и социальные выплаты наравне со вдовами военнослужащих. Кроме того, единожды в год они получают компенсацию стоимости проезда в оба конца к могиле мужа или к месту нахождения санаторно-курортного учреждения.

Ежемесячно вдова сотрудника МВД получает детское пособие на каждого несовершеннолетнего ребенка, а также компенсацию оздоровительного отдыха детей. Если семья умершего желает переехать, ей компенсируется провоз 20 тонн багажа и стоимость билетов на поезд (или иной транспорт кроме самолета).

Законодательные акты по теме

Указ Президента от 30.03.2005 РФ № 363 О выплате вдовам участников боевых действий регулярных пособий
Федеральный закон от 12.01.1995 №5-ФЗ О ветеранах
Федеральный закон от 15.05.1991 № 1244-1 О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

Типичные ошибки

Ошибка: Вдова участника Великой Отечественной Войны претендует на получение льгот и пособий после заключения нового брака.