Лучшие цитаты из "мастера и маргариты". «Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет? Чего не спросишь ничего у вас нет

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений Серов Вадим Васильевич

Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!

Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!

Слова Воланда из романа (гл. 3 «Седьмое доказательство») «Мастер и Маргарита» (1940) Михаила Афанасьевича Булгакова (1891 - 1940).

Раздражение таинственного «профессора черной магии» вызвала беседа с критиком Берлиозом и поэтом Иваном Бездомным, состоявшаяся на одной из лавочек у Патриарших прудов. Сначала его собеседники объявили, что Бога нет, потом сказали, что и Евангелия лишены исторического содержания, наконец, заявили, что и дьявола тоже нет. На что Воланд «расхохотался так, что из липы над головами сидящих выпорхнул воробей.

Ну, уж это положительно интересно, - трясясь от хохота, проговорил профессор, - что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет! - Он перестал хохотать внезапно и, что вполне понятно при душевной болезни, после хохота впал в другую крайность - раздражился и крикнул сурово: - Так, стало быть, так-таки и нету?» (Булгаков М. А. Собр. соч.: В 5 т. М., 1992. Т. 5).

Из книги Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях автора Ильин Андрей

Глава пятая Транспортные катастрофы, или От чего мы гибнем, но без чего и жить не

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВС) автора БСЭ

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Всё или ничего Название пьесы «Всё или ничего» норвежского драматурга Генрика Ибсена (1828-1906), а также девиз ее главного героя Бранда. Иносказательно о позиции

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении автора Новиков В И

Из ничего и выйдет ничего С латинского: Ex nihilo nihil fit [экс нихило нихиль фит].Слова древнеримского поэта-философа Лукреция (98-55 до н. э.), содержащиеся в его сочинении «Природа вещей», в 1-й и 2-й книгах. Сама же эта мысль была им позаимствована у древних авторов (Эпикура, Мелисса,

Из книги Преступники и преступления. Законы преступного мира. Побеги, тюремные игры автора Кучинский Александр Владимирович

Много шума из ничего С английского: Much ado about nothing.Название комедии (1600) Уильяма Шекспира (1564-1616), которое стало поговоркой в этом переводе Татьяны Львовны Щепкиной-Куперник (1874-1952).Иронически: о большом волнении, суете по незначительному поводу, о шумных, эмоциональных, но в

Из книги Полная энциклопедия наших заблуждений автора

О мертвых - или хорошо, или ничего С латинского: De mortuis aut bene, aut nihil или De mortuis nil nisi bene [дэ мортиус аут бэнэ, аут нихиль] или [дэ мортиус ниль низи бэнэ].Слова одного из великих греческих «семи мудрецов» - Хилопа (VI в. до н. э.), которые были приведены историком Диогеном Лаэртским

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с иллюстрациями] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Уж не жду от жизни ничего я Из стихотворения «Выхожу один я на дорогу» (1841) М. Ю. Лермонтова (1814-1841). Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть; Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с прозрачными картинками] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Чего ни хватишься, ничего нет! см. Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего

Из книги Я познаю мир. Живой мир автора Целлариус А. Ю.

Много шума из ничего (Much Ado About Nothing) Комедия (1598)Действие происходит в городе Мессина на Сицилии. Гонец сообщает губернатору Леонато о прибытии в город после победоносного завершения войны дона Педро, принца Арагонского, со свитой. Рассказывая о сражении, посланец

Из книги Бестселлер на миллион. Как написать, издать и раскрутить ваш бестселлер автора Масленников Роман Михайлович

Нет ничего хуже, чем непогода Если бы семь лет назад почетному комбайнеру из глухой украинской деревни Леониду Сердюку сообщили, что через те же семь лет он начнет косить не только зерновые, но и «капусту», Сердюк бы удивился. Тем не менее его судьба дала поворот, вырвала

Из книги Парижанка и ее шарм автора Жирар Анн-Софи

Из книги автора

Ребенок ничего не понимает Многие родители думают, что дети (особенно маленькие) ничего не понимают, и поэтому при них можно ссориться, смотреть по телевизору совсем не детские передачи, «перемывать косточки» знакомым и т. п. Однако следует отметить, что на самом деле

Из книги автора

Ребенок ничего не понимает Многие родители думают, что дети (особенно маленькие) ничего не понимают, и поэтому при них можно ссориться, смотреть по телевизору совсем не детские передачи, «перемывать косточки» знакомым и т. п. Однако следует отметить, что на самом деле

Из книги автора

Все из ничего Полихеты или их какие–то вымершие близкие родственники дали начало двум высшим ветвям мира беспозвоночных – моллюскам и членистоногим. Моллюски – живой пример того, каких вершин можно достичь, пользуясь самыми простыми средствами. Моллюски, в общем, не

Из книги автора

Прочитал и ничего не понял Если вам все понятно, но не ясно, кто это все делать пошагово – советую обратить внимание на наш с Александром Белановским тренинг «Бестселлер на Миллион». Его можно найти на просторах Интернета, а если не найдете вдруг – пишите мне в социальных

Из книги автора

Нам ни то ничего не должен… но и мы ни ому ничего не должны! Долгое время считалось, что мелкий ремонт по дому должны делать только мужчины… Поэтому мы нуждались в них, ибо кто будет делать эту работу?Но дамы! Эти времена прошли! На этом заканчивается долгая история

07.11.18 Катрен “Вы – Энергия”
Не забывайте, что люди – Энергия!
Что люди частицы – Вечности!
Что формируетесь вы в Материи!
Но, принадлежите вы Бесконечности!

Вокруг вас – Единое энергополе!
Со структурой Октаэдра!
Проявляемая вами иногда воля,
Подтверждает вас, как частицу Ядра!

Ядро – это Центр Энергии,
Значит, и Центр Вечности!
Вы только Миг в Материи,
Время в Материи – быстротечно!

Частота вибрации одна и та же,
Что у Бога, то и у человека!
Поэтому и требования к вам строже,
И в проявлении, и в веках!

Если человек не там проявляет волю,
Меняется энергии знак!
Бог и человек – одно поле,
При разделении знаков – в жизни не так!

Срок жизни определяет Гармония!
Энергии Бога и человека!
Если не сходятся – это другая история!
Жизни срок меньше века!

Человек несёт ответственность,
За себя перед Богом!
Разрушение связи человека вина,
Заканчивается печальным итогом!

В Материи – человек живёт!
В Энергии – достигает прогресса!
Человек выбирает куда «плывёт»,
И как защитится от стресса!

Бог помогает и защищает!
Если человек в Вере!
Но, Бог человека на век покидает,
Если живёт, как в поверье!

Бог общается с человеком без слов!
Энергетическими осцилляциями,
Вы не можете подводить Итог,
Это лишь Бога акция!

Люди в Боге и себе – одновременно!
Если совпадают Гармоники!
Если не совпадают – вы временно,
Постигаете свою Историю!

Я обращаюсь так в Надежде!
Что люди поймут долю,
Если человек – полный невежда,
У него отбирается Воля!

На Планете – большинство безвольное,
Живут, потому что надо,
Проблемы заливаются алкоголем,
Не понимают, где Правда!

Энергии цепь не прерывается!
Даже на смертном одре!
Оболочка при проявлении изменяется,
Только Душа постоянно в огне!

Нельзя разрывать Энергии цепь,
Бога и человека!
У человека – есть Вечная цель,
Энергией Бога оставаться всегда!

Человек должен вернуть энергию!
Но, не меньше, чем получил!
Забудьте навсегда про Материю,
Энергия – ваш тыл!

В Энергии – вы вечные!
В Энергии и ваш Род!
Не относитесь к себе беспечно,
У человека Небесный код!

Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!
Слова Воланда из романа (гл. 3 «Седьмое доказательство») «Мастер и Маргарита» (1940) Михаила Афанасьевича Булгакова (1891 - 1940).
Раздражение таинственного «профессора черной магии» вызвала беседа с критиком Берлиозом и поэтом Иваном Бездомным, состоявшаяся на одной из лавочек у Патриарших прудов. Сначала его собеседники объявили, что Бога нет, потом сказали, что и Евангелия лишены исторического содержания, наконец, заявили, что и дьявола тоже нет. На что Воланд «расхохотался так, что из липы над головами сидящих выпорхнул воробей.
- Ну, уж это положительно интересно, - трясясь от хохота, проговорил профессор, - что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет! - Он перестал хохотать внезапно и, что вполне понятно при душевной болезни, после хохота впал в другую крайность - раздражился и крикнул сурово: - Так, стало быть, так-таки и нету?» (Булгаков М. А. Собр. соч.: В 5 т. М., 1992. Т. 5).

  • - отметка в приказе биржевому брокеру, согласно которой брокер должен выполнить приказ только в том случае, если приказ может быть исполнен полностью...

    Финансовый словарь

  • - С латинского: Ex nihilo nihil fit . Слова древнеримского поэта-философа Лукреция, содержащиеся в его сочинении «Природа вещей», в 1-й и 2-й книгах...
  • - Слова Воланда из романа «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Отговорка, оправдание ссылкой на более серьёзные проступки других...

    Словарь народной фразеологии

  • - чего/-чего/ то/лько...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - НИЧТО́, ничего́, ничему́, ниче́м, ни для чего́, ни у чего́, ни с че́м, ни о...

    Толковый словарь Ожегова

  • - без ничего́ I нареч. качеств.-обстоят. разг. Не имея на себе никакой одежды. II нареч. качеств.-обстоят. разг. Ничего не имея, ничего не приобретя. III нареч. качеств.-обстоят. разг. Не сопровождаясь ничем...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - Прост. Экспрес. Очень мало чего-либо. Пришедши на своё место, и обрадовались и всплакнули. На крышке от погреба состроили мы шалаш из чего-ничего...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - В большом дому чего не хватишься, того нет. См. ДВОР - ДОМ -...
  • - См. ПРИЧИНА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ВЕРНОЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ПОХВАЛА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Чего нет, то дорого; чего много, то дешево...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Прост. Ни с чем. БМС 1998, 404...
  • - Арх. Абсолютно ничего. АОС 10, 178...

    Большой словарь русских поговорок

  • - нагишом, в костюме евы, в костюме адама, в чем мать родила, голяком,...

    Словарь синонимов

"Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!" в книгах

Из книги Гумилев и другие мужчины «дикой девочки» автора Бояджиева Людмила Григорьевна

Глава 3 «Ничего не скажу, ничего не открою Буду молча смотреть, наклонившись, в окно…» А.А. Гумилев встретил ее на вокзале и даже выглядел счастливо.- Я соскучилась, милый… - выдавила она, мысленно посылая эти слова в Париж.- Уже? - съязвил Николай, бесновавшийся от

НИЧЕГО НЕ ПРЕДПРИНИМАТЬ (И НЕ ОСТАНЕТСЯ НИЧЕГО, ЧТО НЕ БЫЛО БЫ СДЕЛАНО)

Из книги автора

НИЧЕГО НЕ ПРЕДПРИНИМАТЬ (И НЕ ОСТАНЕТСЯ НИЧЕГО, ЧТО НЕ БЫЛО БЫ СДЕЛАНО) По моему убеждению, на Западе создалось неверное представление о понятии «не-деяния» в учении о Пути (дао) – даосизме. Основополагающим текстом этой школы, в котором рассматривается «не-деяние»,

62. «Врач, который ничего не берет, ничего не стоит»

Из книги Еврейская мудрость [Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов] автора Телушкин Джозеф

62. «Врач, который ничего не берет, ничего не стоит» Если ссорятся люди, и один человек ударит другого, камнем или кулаком, и тот не умрет, а сляжет в постель, то… ударивший пусть заплатит… и вылечит его. Шмот 21:18-19 (Талмуд комментирует этот отрывок): Отсюда мы знаем, что

Чего ни хватишься, ничего нет!

автора Серов Вадим Васильевич

Чего ни хватишься, ничего нет! см. Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего

Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет! Слова Воланда из романа (гл. 3 «Седьмое доказательство») «Мастер и Маргарита» (1940) Михаила Афанасьевича Булгакова (1891 - 1940).Раздражение таинственного «профессора черной магии» вызвала беседа с критиком Берлиозом и поэтом

Нам ни то ничего не должен… но и мы ни ому ничего не должны!

Из книги автора

Нам ни то ничего не должен… но и мы ни ому ничего не должны! Долгое время считалось, что мелкий ремонт по дому должны делать только мужчины… Поэтому мы нуждались в них, ибо кто будет делать эту работу?Но дамы! Эти времена прошли! На этом заканчивается долгая история

(7.15) Ничего не получается с hackmon.inf, чего делать?

Из книги Win2K FAQ (v. 6.0) автора Шашков Алексей

(7.15) Ничего не получается с hackmon.inf, чего делать? Если hackmon.inf у Вас по какой то причине не работает, то можно попробовать отредактировать соответствующие значения реестра вручную. Для этого заходите в HKEY_LOCAL_MACHINESYSTEMControlSetEnumDISPLAY, и дальше на две папки вглубь (их название зависит

6.5. Ничего не получается с hackmon.inf, чего делать?

Из книги WinXP FAQ (Часто задаваемые вопросы по ОС Windows XP) автора Шашков Алексей

6.5. Ничего не получается с hackmon.inf, чего делать? Если hackmon.inf у вас по какой то причине не работает, то можно попробовать отредактировать соответствующие значения реестра вручную. Для этого заходите в HKEY_LOCAL_MACHINE SYSTEM ControlSet Enum DISPLAY, и дальше на две папки вглубь (их название

Минкомсвязь, или Бессмысленный полёт мотылька в опасной близости от лампы о сокращении, или упрощении, или даже полной отмене чего-либо . Новостей много, но нет ничего, что было бы похоже на работу вообще и на построение информационного общества в частности - н

Из книги Цифровой журнал «Компьютерра» № 195 автора Журнал «Компьютерра»

Минкомсвязь, или Бессмысленный полёт мотылька в опасной близости от лампы о сокращении, или упрощении, или даже полной отмене чего-либо. Новостей много, но нет ничего, что было бы похоже на работу вообще и на построение

5.4. Детский диабет в США: Пока что ничего не видим, ничего не знаем…

Из книги Нарушение углеводного обмена автора Монастырский Константин

5.4. Детский диабет в США: Пока что ничего не видим, ничего не знаем… Еще раз напомню вам печальную статистику – 15,7 млн. американцев (почти 6% населения США) страдают от сахарного диабета. В этом году от диабета умрет около 200 тыс. американцев и будет выявлено более 800 тыс.

Закон 12. ЕСЛИ ВЫ НЕ ЗНАЕТЕ, ЧЕГО ХОТИТЕ ДОБИТЬСЯ В ЖИЗНИ, ТО МОЖЕТЕ НИЧЕГО НЕ ДОБИТЬСЯ

Из книги Д. Темплтон за 90 минут. Всемирные законы жизни автора Темплтон Джон

Закон 12. ЕСЛИ ВЫ НЕ ЗНАЕТЕ, ЧЕГО ХОТИТЕ ДОБИТЬСЯ В ЖИЗНИ, ТО МОЖЕТЕ НИЧЕГО НЕ ДОБИТЬСЯ Те, кто не ставит перед собой никаких жизненных целей, безвольно дрейфуют на протяжении примерно семидесяти лет, часто жалуясь на то, что «в жизни нет справедливости». А ещё они могут

Ничего не делать, ничего не говорить, не быть никем

Из книги Домашняя дипломатия, или Как установить отношения между родителями и детьми автора Кабанова Елена Александровна

Ничего не делать, ничего не говорить, не быть никем Да, это верный способ избежать критики. Своего рода нирвана недосягаемости. Или недосягаемая нирвана? В общем, попавшего в нее невозможно достать, но в нее нельзя попасть. И потому любая фигура, в том числе и культовая,

Из книги Газета Завтра 270 (5 1999) автора Завтра Газета

“ЗДЕСЬ НИЧЕГО НЕ ПОКУПАЮТ И НИЧЕГО НЕ ПРОДАЮТ” (Николай Дмитриев - о Николае Старшинове) Год назад, 5 февраля 1998 года, умер поэт Николай Старшинов. В череде смертей известнейших артистов, политиков, бизнесменов его уход из жизни не стал трагической сенсацией,

Чего нам не достает по сравнению со святыми? Ничего, кроме хотения

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

Чего нам не достает по сравнению со святыми? Ничего, кроме хотения Ах, да не случится этого! Вместо того советую и прошу вас, братия, будем все переносить ревностно и доблестно. Воистину, хорошо рассудили блаженные и треблаженные мученики Христовы, преподобные и праведные,

Из книги Евергетин или Свод богоглаголивых речений и учений Богоносных и Святых Отцов автора Евергетин Павел

ГЛАВА 28. О том, с чего следует начинать подвиг и что новоначальные должны терпеть и понуждать себя. Ведь добродетель вначале кажется тяжелой из - за страстей и по предубеждению, а потом обнаруживается, что в ней нет ничего сложного. Также о том, что прочно положенное начало

Премьера «Мастера и Маргариты» была анонсирована много месяцев назад и несколько раз переносилась. Материал, по слухам, не поддавался, к тому же процесс перехода одного из лучших московских театров из статуса частного в государственный, федеральный, наверняка не способствовал здоровой рабочей атмосфере — быть может, последнее обстоятельство сказалось на судьбе спектакля.

Девальвация романа

Известный российский хип-хоп-исполнитель Oxxxymiron во время «баттла» (традиционного в этом музыкальном жанре состязания) со своим коллегой по кличке ST решил высмеять его литературный вкус: «Знаете, что о нем просто сразу все говорит, а? / Его любимая книга — это «Мастер и Маргарита». / «Мастер и Маргарита» — ***, ни *** не избито! / Как тебе там сюжетная линия про писателей МАССОЛИТа? / А, давно не перечитывал. А, купил в виде дайджеста на Avito. / «Мастер и Маргарита»… Может, сказка про Айболита?» Все потому, что ST имел несчастье упомянуть знаменитый роман Булгакова в одном интервью.

Иронию артиста нетрудно понять: «Мастер и Маргарита» оброс аляповатым массовым культом, как ни одна другая значительная книга в русской литературе. Подобно тому, как «Путешествия Гулливера» превратились из политической сатиры в детское чтение, роман Булгакова из разряда интеллектуальной модернистской прозы перебрался в категорию подростковой фантастики, благо для нее в романе нашлись все необходимые компоненты: и черти, и любовь, и страхи, и цветы.

Когда за постановку хрестоматийного булгаковского текста взялся Сергей Женовач, режиссер интеллигентный, серьезный, книжный, появилась надежда, что уж он-то сумеет снять с романа глянец и напомнить о сути. Но эта надежда, к сожалению, не оправдалась.

Объясняем на котах

Два года назад «Студия театрального искусства» (СТИ) под бессменным руководством Сергея Женовача отметила 10-летний юбилей. Подобно «Мастерской Петра Фоменко», эта труппа родилась из коллектива студентов ГИТИСа и регулярно пополняется новыми выпускниками художественного руководителя «Студии». Это один из последних бастионов старомодного литературоцентричного театра, для которого принципиальна укорененность в традиции (символично, что стильное здание СТИ в начале прошлого века принадлежало семье Константина Станиславского), и вместе с тем — живой творческий организм со своей индивидуальностью, а не академический музей старого искусства.

«Мастер и Маргарита» обросли аляповатым массовым культом, как ни одна другая значительная книга в русской литературе

12 лет назад, когда еще жил и работал мастер реалистического театра Петр Фоменко, а радикально новые театральные формы занимали маргинальную нишу, Женовач не казался даже консерватором. Но за минувшее десятилетие театральный мейнстрим изменился: открылись «Гоголь-центр», Электротеатр «Станиславский» и Новая сцена Александринки, в России стали работать мэтры западной режиссуры, в моду вошли Константин Богомолов и Максим Диденко. Новое поколение продюсеров научилось монетизировать самые смелые театральные эксперименты — например те, где вовсе нет актеров, или интерактивные действа, в которых зрителю отводится активная роль. Реальность театра стала разнообразной и бесконечно сложной — не потому ли новый спектакль Сергея Женовача «Мастер и Маргарита» пропитан как будто чувством растерянности, даже потерянности?

Некоторую эстетическую исчерпанность «Студии» легко заметить, сравнивая двух котов — усатого Бегемота из постановки Женовача, похожего на Базилио Ролана Быкова, и великолепного кота из последней работы Константина Богомолова «Дракон» по Шварцу, который выглядит как обыкновенный человек и представляет собой нечто вроде платоновской идеи кота. «Мастер и Маргарита» местами напоминает — нет, не подростковый даже, а детский спектакль.

Клиника профессора Воланда

Если в подавляющем большинстве трактовок этого романа сталинский СССР был и действующим лицом, и важнейшей темой — в постановке Романа Виктюка, например, исполинские размноженные бюсты советских вождей были частью декорации, — то Женовач как режиссер, мало интересующийся историческим, политическим и социальным, напрочь игнорирует эпоху. Режиссер переносит действие с улиц большевистской Москвы в замкнутое пространство сумасшедшего дома, а профессора Воланда отождествляет с другим профессором — возглавляющим клинику психиатром Стравинским. Свита Сатаны — санитары с налобными зеркалами, которые всегда держат наготове шприцы с успокоительным. Остальные, даже Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри, — пациенты Воланда, которых он не столько лечит, сколько наблюдает с интересом естествоиспытателя. Сколько бы ни ссылался «иностранный консультант» на Фому Аквинского и Иммануила Канта с их доказательствами бытия божия, бога в этом мире тотального умопомешательства, по всей видимости, действительно нет. Бога нет, а дьявол есть — и за неимением других высших сил выполняет их функции.

Постоянный соавтор Женовача художник Александр Боровский одел черта-психиатра в изящную серую тройку, прочих персонажей — в белые халаты, а сцену перекрыл грязно-белым занавесом, сшитым из больничных пододеяльников (почти все спектакли «Студии театрального искусства» сделаны в строгой монохромной гамме). Прорези в постельном белье позволяют актерам, находящимся позади декорации, высунуться по пояс или подать на сцену какой-нибудь реквизит. Тут нельзя не вспомнить другой, значительно более подвижный занавес из канатов и толстых веревок, который был придуман отцом художника, знаменитым театральным художником и сценографом Давидом Боровским для «Гамлета» Юрия Любимова в 1971 году и впоследствии был использован в первой отечественной постановке «Мастера и Маргариты» на Таганке (1977).

Впрочем, антураж лечебницы — это лишь антураж, о котором легко забывают и режиссер, и зритель.

Поскользнулись на подсолнечном масле

Широко распространено мнение, что «Мастер и Маргарита» не дается режиссерам, и постановок, равновеликих роману — да хотя бы просто удачных, — не было ни в театре, ни в кино. Можно списать эти неудачи на якобы магическую природу книги, но чаще всего причина — в банальной небрежности: при постановке этого романа главная проблема для режиссера — необходимость подвергнуть сомнению собственные стереотипы о нем.

Взять хотя бы Берлиоза — первую жертву Сатаны. Постановщики (в том числе Сергей Женовач), не сговариваясь, видят в этом персонаже смешного дурака. Хотя набитый дурак в реальной жизни обычно вряд ли сможет компетентно рассуждать о средневековой теологии, классической философии и религии доколумбовой Америки. Идиотом он кажется лишь на том основании, что знает о вселенной «Мастера и Маргариты» меньше, чем читатель, — и поэтому, даже беседуя с чертом, остается убежденным материалистом. В действительности Берлиоз — человек редкого ума. Глуп он только с точки зрения всесильного и всеведущего дьявола. Изобрази беднягу-редактора самоуверенным клоуном — и поблекнет сам Воланд, ведь в интеллектуальном превосходстве над дураком нет большой чести.

У Женовача не только Берлиоз, а почти все значимые герои соответствуют клише: Воланд обаятелен и саркастичен, Бегемот нахален и смешон, Иван энергичен и наивен, Маргарита горда и несчастна. «Мастер…» Женовача полон банальностей — вроде сцены в варьете, где, как водится в постановках этого романа, публику играет настоящая публика, — но и когда режиссер пытается спорить со штампами, он делает только хуже. Особенно пострадал роман о Пилате. Персонажи, занятые в этом сюжете, — самые безнадежные душевнобольные из всех. Пилат и Левий Матвей — крикливые буйные сумасшедшие с бинтами на головах, Иешуа — блаженный дурачок. Артистам дозволяется использовать одну краску там, где они могли бы применить богатейшую палитру: возможности, принесенные в жертву сомнительному режиссерскому решению.

Пилат и Левий Матвей — крикливые буйные сумасшедшие с бинтами на головах, Иешуа — блаженный дурачок. Артистам дозволяется использовать одну краску там, где они могли бы применить богатейшую палитру

Неканоничным и в то же время живым, а не вымученным получился лишь один герой — Мастер. Артист Игорь Лизенгевич, которого театралы помнят по заглавной роли в спектакле Женовача «Брат Иван Федорович», создал живого, трогательного, полного самоиронии персонажа, куда более юного, чем его книжный прототип. Он застенчив, нежен и влюблен, слегка стесняется горделивого прозвища, а боль маскирует поистине рыцарской вежливостью.

Но этого мало, до обидного мало. Даже в неудачных постановках «Студии театрального искусства» всегда было нечто, частично окупавшее недостатки, нечто такое, что хотелось пересказывать снова и снова, будь то остроумная мизансцена, виртуозная актерская находка или точный визуальный образ. В сущности, это театр формы, экономной, но мощной, как японская миниатюра. Увы, в «Мастере…» это ощущение потеряно. Хорошо бы ненадолго.

Начало Батыева нашествия на Русь. В эти декабрьские дни началось нашествие войск Батыя на Русь. Мы вспоминаем начало нашествия и чтим память наших земляков – княжескую супружескую чету: Фёдора и Евпраксию с их малолетним сыном Иваном. Начало зимы 1237 года. Хан Батый с огромным войском стоит на реке Воронеже, близ границ Рязанского княжества. Железные, непобедимые тумены замерли в ожидании приказа двинуться на русские земли, чтобы рубить, жечь, грабить, сеять ужас. И первым на их пути стоит Рязанское княжество. Предчувствие неотвратимой, непоправимой, не виданной доселе беды липкой пеленой окутало Рязанские земли. В зимнем, студёном воздухе разлит запах смерти. Но великий князь Юрий Ингваревич Рязанский вовсе не сидит, сложа руки. Он шлёт гонцов во Владимир к великому князю Георгию Всеволодовичу с просьбой о помощи. Но Владимирский князь не даёт свою дружину, полагая, что она понадобится ему для обороны собственной земли. Тогда Юрий Рязанский посылает за своими братьями: Давыдом Муромским и Глебом Коломенским и за князьями Олегом Красным, Всеволодом Пронским и другими князьями. Рати дружественных Юрию Ингваревичу князей стягиваются к Рязани. Но для того, чтобы собрать войско и выдвинуть его к границам Рязанской земли, нужно время, а его то как раз и не хватает. Чтобы оттянуть момент вторжения вражеских войск в свою землю, великий князь Юрий посылает к Батыю своего сына Фёдора со свитой и богатыми дарами и с просьбой не ходить на Рязанское княжество. Любой отец без труда может представить и понять, какой ценой далось князю Юрию такое решение. Что произошло дальше, читаем в «Повести о разорении Рязани Батыем»: «И некто из вельмож рязанских по зависти донес безбожному царю Батыю, что имеет князь Фёдор Юрьевич Рязанский княгиню из царского рода и что всех прекраснее она телом своим. Царь Батый лукав был и немилостив, в неверии своём распалился в похоти своей и сказал князю Фёдору Юрьевичу: «Дай мне, княже, изведать красоту жены твоей». Благоверный же князь Фёдор Юрьевич Рязанский посмеялся и ответил царю: «Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жён своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и жёнами нашими владеть будешь». Безбожный царь Батый оскорбился и разъярился и тотчас повелел убить благоверного князя Фёдора Юрьевича, а тело его велел бросить на растерзание зверям и птицам и других князей и воинов лучших поубивал». Тут Батый впервые столкнулся с русским духом, с русским характером. Русские жить не умеют, а умирать они умеют! Князь Фёдор первым из наших князей отказался выполнить волю хана. Не покорился, не встал на колени. А что же княгиня Евпраксия? «И один из пестунов князя Фёдора Юрьевича, по имени Апоница, укрылся и горько плакал, смотря на славное тело честного своего господина. И увидев, что никто его не охраняет, взял возлюбленного своего государя и тайно схоронил его. И поспешил к благоверной княгине Евпраксии и рассказал ей, как нечестивый царь Батый убил благоверного князя Фёдора Юрьевича. Благоверная же княгиня Евпраксия стояла в то время в превысоком тереме своём и держала любимое чадо своё – князя Ивана Фёдоровича, и как услышала она смертоносные слова, исполненные горести, бросилась она из превысокого терема своего с сыном своим князем Иваном прямо на землю и разбилась до смерти». Князь Фёдор, княгиня Евпраксия с малолетним сыном Иваном первыми воспротивились врагу и тем самым заложили далёкую пока ещё победу над завоевателями. Смерть княжеской семьи вовсе не была напрасной. Время было выиграно, что дало возможность собрать войска на рубеже Рязанских земель. Великий князь Юрий Рязанский, узнав о гибели сына, очень переживал, горевал, но вовсе не терял присутствия духа и верности своей земле. «И едва отдохнул князь от великого того плача и рыдания, стал собирать воинство своё и расставлять полки». Я полагаю, что собирать воинство и расставлять полки князь Юрий начал намного раньше, как только отправил сына Фёдора к Батыю. Иначе бы он не успел подтянуть к Рязани рати дружественных ему князей и выстроить их в боевые порядки. Теперь же великий князь Юрий Рязанский был готов к встрече с врагом. «И пошел против нечестивого царя Батыя, и встретили его около границ Рязанских, и напали на него, и стали биться с ним крепко и мужественно, и была сеча зла и ужасна. Много сильных полков Батыевых пало… И едва одолели их сильные полки татарские». 16 декабря 1237 г. Войска Батыя подошли к Рязани, начался штурм. Целых пять дней город оборонялся и отбивал атаки врага. 21 декабря Рязань была взята. Так что поход Батыя по Рязанской земле вовсе не был увеселительной прогулкой. Здесь самонадеянные, надменные ханы встретили сильное сопротивление. Князь Фёдор Юрьевич отдал свою жизнь не только за Рязанскую землю. Отсрочив переговорами момент нападения Батыя на Русь, он дал возможность коалиционным силам русских князей собраться под Коломной и дать захватчикам бой. В этом очень упорном, кровопролитном сражении Батый понёс ощутимые потери. В бою был убит даже прямой потомок Чингизхана царевич Кулькан. Это был единственный царевич-чингизид, убитый во время похода Батыя на Восточную Европу. После ухода Батыя из пределов Рязанской земли, князь Ингварь Ингваревич взял тело князя Фёдора, отвёз его в Зарайск, где разбилась, «заразила» себя княгиня Евпраксия, и похоронил его вместе с верной супругой и малолетним сыном, установив в 1238 году каменные кресты на месте погребения. Могилы эти на протяжении веков оберегались, обустраивались и являлись местом особого уважения и поминания для жителей города Зарайска, да и для всех русских людей. В 1665 году вместо обветшавших от времени старых крестов стольник Никита Григорьевич Гагарин «по обещанию» поставил памятник-надгробие. До 1822 года могилы с надгробием находились в алтаре храма Иоанна Предтечи, что говорит об особом почитании земляками своих героических предков. Со временем храм обветшал, его разобрали до основания и поставили новый, но уже не на прежнем месте. Надгробие оказалось под открытым небом, и над ним установили навес в виде шатра на четырех каменных колоннах. В 1930 году могилы Зарайских князей-мучеников сравняли с землёй. Далее шли годы забвения. И только в августе 1997 года на месте погребения княжеской семьи были установлены деревянные кресты. В настоящее время над местом захоронения героев стараниями добрых людей вновь установлены каменные кресты. Особое поминовение князей-мучеников в городе Зарайске с панихидой и с литией у их праха перед тремя крестами совершается 10 и 11 августа, в день принесения Чудотворной иконы святителя Николая в Зарайск и встречи образа князем Фёдором. Считаю вполне возможным чтить память князей-мучеников и 19 декабря, на Николу-Зимнего, так как предположительно они погибли в районе этой даты. Князей-мучеников чтят не только в Зарайске. Имена их вошли в соборные памяти, установленные в 1960-1990 годах и вошли в список Всех святых (по ликам) в земле Российской просиявших (май 1987 года). Жаль, что святые благоверные князья Зарайские Фёдор, Евпраксия и Иоанн до настоящего времени не канонизированы, но это ни в коей мере не умаляет их подвига и светлой о них памяти! К чему я всё это рассказал? А всё к тому, что для нас, озерчан, зарайских князья-мученики Фёдор, Евпраксия и их малолетний сына Ивана являются земляками и мы вполне можем установит для себя обычай чтить их память, как образец мужества, служения Родине, любви и супружеской верности. Сергей Рогов