Меня раздражают громкие звуки, или почему я не переношу шум. Как сконцентрироваться, если вас отвлекают посторонние звуки Как перестать реагировать на шумы

Инструкция

Слуховой аппарат человека воспринимает звуки в диапазоне от 20 до 20000 герц. Все, что свыше, - это ультразвуковые колебания волн. В бытовом обиходе принято измерять интенсивность звуков в децибелах. Т.н. «болевой порог» для уха - примерно 130 децибел.

Раздражать слух, особенно в ночное время, могут разные шумы: , вентиляторов, различных промышленных технических устройств, стройтехники, проезжающего транспорта. По нормам уровень шума в помещениях днем не должен превышать 40 децибел, а с 23.00 до 7.00 утра - 30. Обычный разговор, негромко включенная музыка - это примерно 40-45 децибел.

Застраховаться от «несанкционированного» шума, увы, проблематично: гул самолетов, рев , хлопки салютов, шум-гам застолий у соседей неуправляемы и непредсказуемы. Однако оградить себя от чрезмерного акустического давления в определенной шумовой среде можно.

Отметьте для себя: постоянно окружающие людей шумы (к примеру, в жилище) имеют разную . Обычный шум - это так называемый «воздушный шум»: речь, музыка, звуки телевизора и радио, лай собак. «Ударный шум» - звуки, что возникают при непосредственном воздействии источника шума на конструкцию здания. «Акустический шум» проявляется в виде эха и характерен для пустых помещений. Поглощается мебелью, коврами, другими предметами интерьера.

Эффективно «воздушный» и «ударный» шумы можно погасить только отделкой помещений звукоизолирующими и шумопоглощающими материалами. Процесс затратный: потребуется звукоизоляция и потолка, и стен. Иногда предпочтительнее позаботиться о звуковой защите пола у соседей сверху, чем планировать работу со своим потолком.

Звукоизолирующие свойства имеют такие материалы: бетон, керамзитобетон, гипс. В ряду шумопоглощающих материалов - пробка, плиты из базальтовой ваты, другие минеральные волокнистые материалы, пористая резина. Благодаря высокой плотности объединяет в себе свойства и звукоизоляции, и шумопоглощения ячеистый бетон автоклавного твердения. Мелкие воздушные пузырьки закрытой структуры, содержащиеся в этом материале, позволяют ему эффективно поглощать и гасить звуковые волны.

Чтобы в квартире стало тише, проверьте все возможные каналы распространения шума от соседей. Это могут быть огрехи строительных работ: плохо заделанные проемы для укладки проводов, зазоры между дверью и дверной коробкой, ниши в труднодоступных местах в ванной, конструкции вентиляционных окон. Специалисты подскажут, какие цементные растворы и готовые строительные смеси лучше использовать для заполнения пустот.

Трезвон будильника больно бьет по голове, мое утро начинается именно с него. Звук раскаленной стрелой вонзается в мою голову. Нужно вставать.

Кто придумал эти будильники?

Кто придумал, что утром надо идти на работу или учебу? Подъем дается тяжело. Пытаясь прийти в себя, иду на кухню. Нужно приготовить завтрак. Включаю кофемолку и тостер, ставлю чайник. Кофемолка жужжит, но, к счастью, не долго, выстреливают хлебцы из тостера.

От чайника со свистком я давно избавилась, хотя польза от свистка все-таки была. Вся бытовая техника как будто придумана для того, чтобы изводить своим шумом, гул и рокот, издаваемый ею, вызывают раздражение и злость.

Город постепенно просыпается и диапазон звуков, доносящихся с улицы, становится все шире. Впереди мучительный рабочий день. Дорога на работу становится испытанием. Шум проезжающих мимо машин, резкие звуки клаксонов, вой сирен, тошнотворно громкие разговоры прохожих. Так и хочется заткнуть уши , убежать подальше, где нет этих больно режущих ухо звуков. Кажется, что от шума не спрятаться, не скрыться.

Где мои наушники?

Только в них и спасение от навязчивых шумов извне. На рабочем месте шумы имеют другой характер — монотонное непрерывное жужжание компьютера, системы кондиционирования воздуха и множество других неопределенных, но болезненных звуков. Тиканье часов вносит отдельный дискомфорт в рабочую обстановку. Но вопреки всему рабочий день заканчивается и близится вечер.

Вечер — предвкушение тишины. Тишина — она мое спасение, спасение моих ушей и утомившейся за день головы. Постепенно спадает градус звукового напряжения, мир вокруг успокаивается. Наступает желанное и такое необходимое спокойствие.

Почему меня так раздражают громкие звуки?

Неужели я не могу спокойно реагировать и не обращать внимания, на посторонние звуки, как другие люди?

Долгое время я пыталась понять, почему именно я так болезненно воспринимаю шум окружающего меня мира. Почему наушники превратились в ежедневную необходимость?

Что со мной не так?

В попытках избавиться от проблемы были перечитаны горы литературы, но тщетно. Консультации с психологами и следование их советам не принесло никакого результата. Советов много, а решения вопроса и реальной помощи нет.

Попытаться привыкнуть, слушать спокойную музыку, вспомнить что-то из детства, сменить обстановку, почитать мантры, успокоиться — у меня не получилось.

Мой каждый день был похож на звуковой ад до того момента, как я познакомилась с системно-векторной психологией Юрия Бурлана.

Скрытое в бессознательном

Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, люди, испытывающие сильный дискомфорт и раздражение от звукового фона, у которых наблюдается повышенная чувствительность к звукам — обладатели звукового вектора.


Звуковой вектор задает своему обладателю особые свойства психики. От природы они наделены идеальным слухом и очень чутко реагируют на любой шум. Звуковикам дана природой способность к высшей степени сосредоточения и абстрактный интеллект, способный рождать новые идеи, познавая скрытое.

В тишине им легче сосредоточиться, но для человека с реализованными свойствами звукового вектора шум отнюдь не помеха. Все гениальные композиторы носители звукового вектора.

Но при неполной реализации звуковой вектор проявляет себя негативно, в том числе и болезненным слухом. Часто это неосознанные последствия детских психотравм и психосексуальных задержек развития.

«Режим тишины» необходим с рождения, это залог успешного развития ребенка со звуковым вектором. Громкие крики, особенно крик матери, травмирующе действуют на психику любого малыша. А сверхчувствительному слуху звуковичка причиняют невыносимую боль. Звуки снаружи становятся постоянным источником страдания. Именно от этой боли они прячутся за наушники.


Выйти из негативных состояний возможно, осознав свою природу с помощью системного мышления. На звуковика природой возложена глобальная задача — осознать скрытое. Реализуя свои врожденные свойства, человек со звуковым вектором включается в совсем другие отношения с окружающим миром вместе со всеми его шумами.
Понять, почему так происходит, найти причины своих реакций на окружающий мир и, наконец, избавиться от дискомфорта,можно уже на вступительных бесплатных онлайн-лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь и наслаждайтесь звуками окружающего мира.

Статья написана с использованием материалов

В то самое время, когда я работаю над этим материалом, идет сдача номера - и за спиной у меня дизайнеры обсуждают тонкости политики, а за соседним столом коллега беседует с шеф-редактором. Сосредоточиться в таких условиях просто немыслимо! Но это повторяется каждый месяц. Я терпела год, а потом поняла, что это не изменится, и вот недавно купила наушники с большими «ушами», чтобы не мешать другим. Сейчас пишу, слушая Баха. Честно говоря, я предпочла бы полную тишину, но раз уж это невозможно, то между возбужденными голосами и «Музыкальным приношением» я выбираю второе.

Ольга, 45 лет

Разговор попутчиков в метро, лай собаки за окном, вечеринка на соседней даче - все это моментально выводит из себя 36-летнюю Любовь. «Я испытываю сильнейшее раздражение, - признается она. - Этот шум поглощает мои мысли, все остальное для меня словно перестает существовать, и остается только эта звуковая пытка».

У меня обостренный слух

Разные люди воспринимают звуки по-разному. Одни из нас не морщась пройдут мимо работающего отбойного молотка, а других передергивает от хлопка закрывшейся двери.

«Некоторые люди обладают обостренным слухом, - поясняет отоларинголог Елена Федотова. - Это явление называется гиперакузией, или повышенной остротой слуха. Их внутреннее ухо развито сильнее, чем у других. Но звуки могут доставлять сильный дискомфорт, раздражать и даже причинять боль и тем, у кого слух, наоборот, ослаблен».

Я чувствую свою беззащитность

«Звук, который мы «не заказывали», может непроизвольно восприниматься как вторжение на нашу внутреннюю территорию, как угроза нашему спокойствию или образу жизни, - объясняет семейный психолог Инна Шифанова. - Он запускает в нас физиологическую реакцию «бежать или сражаться».

Учащаются пульс и дыхание, непроизвольно напрягаются мускулы, усиливается потоотделение. Наше внимание концентрируется на источнике опасности - это также часть нашей инстинктивной программы, поэтому нам так трудно отвлечься от этого звука». Если при этом мы не можем ни убежать, ни сразиться, то переживаем эту ситуацию как состояние полной беспомощности. Оно усиливается, если звуки вызывают неприятные ассоциации.

«Нам особенно досаждают те из них, которые мы связываем с чуждой нам системой ценностей», - замечает психотерапевт и нейробиолог Беатрис Миллетр. Так, пожилой человек, скорее всего, будет с трудом выносить рэп, который слушает внук. Внука может раздражать запись песен Руслановой.

По мнению психотерапевта, эта тенденция вообще характерна для нашей эпохи: «Мы живем в обществе, развивающемся в индивидуалистическом направлении гораздо сильнее, чем когда-либо прежде. Каждый считает, что мир должен подстраиваться под него».

Я выпускаю пар

«Когда мы счастливы , нас трудно вывести из себя и многих помех мы даже не замечаем, - напоминает Инна Шифанова. - Однако если мы устали, огорчены или с трудом достигли внутреннего равновесия, посторонний звук способен выбить нас из колеи. А раздражение, которое мы испытываем по этому поводу, вбирает энергию нашего недовольства всем остальным».

Парадокс в том, что эта же ситуация дает нам шанс вернуть себе веру в свои силы - выразив свой гнев или что-то предприняв для защиты от нежелательных шумов.

Что делать?

Посетить отоларинголога

«Повышенная чувствительность к шуму может быть симптомом начинающейся глухоты», - предостерегает Елена Федотова. Она советует пройти обследование, а также подчеркивает важность бережного отношения к слуху: «Слишком громкая музыка, работа в условиях постоянного шума повышенного уровня могут повредить внутреннему уху, а оно не восстанавливается». Как известно, лучше предупредить, чем лечить.

Продумать защиту

«Попробуйте создать для себя подходящее звуковое окружение, меняйте его в зависимости от настроения и момента, - предлагает Беатрис Миллетр. - Подберите приятную музыку, поставьте диск со звуками природы, используйте двойные стекла и даже затычки для ушей».

Учитывать контекст

«Мы реагируем на ситуацию в целом, а не только на конкретный стимул, - подчеркивает Инна Шифанова. - Вой автомобильной сигнализации под окнами будет раздражать вас гораздо больше, если вы только что въехали в эту квартиру и нашли в ней массу недостатков, чем в том случае, если вы живете там давно и вдобавок симпатизируете соседу, которому принадлежит машина. Отнеситесь к своему раздражению как к поводу проанализировать ситуацию и продумайте, что и как изменить к лучшему».

Шумные соседи – это бич семей, особенно в городских квартирах. Беда, равнозначная пресловутым «дорогам и дуракам». Отметим, что качество дорог в стране улучшается, сокращая статистику ДТП, а вот градус вопроса - как перестать нервничать из-за шумных соседей - растет.

И о чем мы тут можем рассказать друг другу? О заведомо грустном вечере пятницы, когда засыпаешь тревожно, словно перед экзаменом. Или об утре субботы, в которое нас могут разбудить нежным пением соседской дрели. Очередная мечта выспаться - рухнула! Поведать о ночи, когда с потолка сыпется побелка, в голове громыхает «хэвимэтл» и уснуть получается лишь к рассвету. Родители милых, двухметровых подростков уехали на дачу. Лучше уж дрель с утра...

Можно вспомнить о шумных соседях, которые скандалят в различные часы и дни недели, оповещая о времени и месте очередных супружеских измен и предательств. Один раз послушать можно. Но пьяные голоса, орущие за стенкой годами... невыносимы!

«Шумные соседи? Не стоит волноваться и нервничать»

Говорят вам друзья и родственники. «Ну что вы, в самом деле?! Ну пойдите и выскажите все, что думаете! Напугайте их полицией или штрафами! Соберитесь коллективом, напишите письмо... Надо просто перестать нервничать! Да схвати этого мальчишку и накрути ему уши! На работе итак, бывает, переживание за переживанием, хочется хотя бы дома успокоиться! Где если не дома укрепить нервную систему?!»

Так соседи же шумят…

Возможно перестать волноваться получится, если назло включить дрель в половине первого ночи, чтобы повесить полочку. Или стоит громко врубить ночью Альфреда Шнитке или позднего Паганини и пойти погулять часик в метель?! Нееет. Совет подруги или психолога почему-то тоже не помогает. Вы еще знаете какие-то способы? Пробовали? И как результат? То-то и оно – шумные соседи!... наверное это не лечится?

Как перестать нервничать из-за шумных соседей?! Пилите, Шура, пилите!!!

Перестать нервничать из-за шумных соседей возможно. Научиться этому поможет Системно-векторная психология Юрия Бурлана . Согласно ей люди рождаются с определенными группами психических свойств - векторами.

Как говорит Системно-векторная психология Юрия Бурлана, понимая, что стоит за желаниями и свойствами того или иного человека, совершенно легко можно сказать о нем многое. Например, определить его тип мышления, цель и смысл жизни и даже сексуальность. Читая человека, как открытую книгу, взаимодействовать с ним можно таким образом, чтобы это было комфортно в первую очередь нам самим.

Например, вы видите перед собой человека с анальным вектором . Это по своей сути хозяин семьи: золотые руки, все в доме делает сам. Да, медленно, ремонт длится годами, но зато качественно и навсегда. Перфекционист. Дотошный и рассудительный. Семья, дом – святое. Смыслами жизни также являются - ценность прошлого, помощь товарищам, уважение и почет. Мама – самый главный человек в жизни. Кстати, он скорее всего заядлый рыбак. А в детстве наверняка коллекционировал марки, значки или открытки.

Вот именно в этих ключах и стоит с ним договариваться. Пожать руку в знак уважения. Сказать, что ваша МАМА (или дети) сейчас приболели и им нужна тишина. Поймёт и прекратит сверлить. Если при встрече вы заговорите о рыбалке, поднимете тему о возврате старых учебников в школы детям, или важности качества работы, опыта, то подружитесь. Для человека с анальным вектором исполнить любую просьбу товарища, хорошего соседа (например, договориться в какие именно часы шуметь) – не вопрос!

Из-за шумных соседей я сойду с ума

Есть такие люди, для которых тишина жизненно необходима. От громких звуков нарастает неприязнь к окружающему миру. Возбуждается деятельность и без того истощенной бесконечными мыслями подкорки, нарушается сосредоточение и человек готов хоть в петлю, хоть с крыши сигануть, только бы прекратился гвалт шумных соседей. Это люди со звуковым вектором . Они больше всех страдают и при этом молчат, переживая внутри смысловые бури.

Для зрительного вектора, эмоционально возбудимого, порой при малейшем поводе – шумные соседи могут стать причиной панических атак. Страх смерти – их корневой страх, из которого вырастают многочисленные фобии. Психовать, раскачиваясь эмоционально, для них – как дышать. Если в вашей семье кто-то из детей наделен этими особенностями – не удивляйтесь, что вроде бы обычные для других житейские проблемы они переживают гораздо острее. Помогите им перестать беспокоиться, это действительно жизненно необходимо для них.

Как правильно вести переговоры с шумными соседями

Давайте вспомним свой стандартный «крестовый поход» наверх для ведения переговоров.

Во-первых, мы уже не просто на взводе, а практически кипим. Уговариваем себя не нервничать, а сами готовы кричать и вопить от многочасового или даже многодневно накопленного гнева.

Во-вторых, пытаясь сдерживать бьющие через край эмоции, заведомо находимся в претензиях и обидах, спотыкаемся на словах и путаемся в смысле собственной речи. Этим мы вводим собеседника в ответную агрессию. Провести переговоры с положительным результатом не получится.

Поэтому правило первое – не надо долго ждать и терпеть. Дайте себе задание перед таким разговором стать спокойным. Второе – постарайтесь выяснить, кто именно над вами (сбоку) живет и почему регулярно нарушает общественный порядок. Третье – нужно определить системно - кто именно перед нами, какой вектор? С кем вы будете договариваться? Например, если это кожник – необходимо разговаривать в смыслах пользы-выгоды и закона-порядка.

Как не отвлекаться при чтении интересует, наверное, всех читателей. Каждый человек хотя бы раз отвлекался от чтения книги. Все закономерно, если теряется интерес к делу, то мозг человека переключается на другие дела. Для того чтобы сохранять сосредоточенность при чтении следует выполнить упражнения на сосредоточение

Упражнение 1:

Представить что произойдет если вы не прочитаете нужную книгу. Представьте картину в отрицательных тонах. Теперь представьте что произойдет после того, как вы прочитаете книгу. Как мир станет лучше.

Упражнение 2:

Очистите мозги от мусора. Войдите в состояние ничего не думанья.

Как не отвлекаться при чтении - борьба с шумами

На продуктивность чтения сильно влияют внешние шумы. Внешние шумы, как одиночные, так и непрерывные, оказывают очень большое отрицательное влияние на продуктивность чтения. Речь пойдет уже не просто о понижении уровня внимания при чтении, как было выше, но о переключении внимания с текста на другой объект.

Очень часто внешние шумы отвлекают от чтения: они раздражают или, наоборот, увлекают до такой степени, что книга порой откладывается в сторону. С особенным удовольствием мы переключаем свое внимание от книги (и при малейшей возможности готовы это сделать), если нам не нравится материал, над которым мы работаем. Отвлекаясь на внешние шумы постоянно, читатель привыкает к работе с расслабленным вниманием, воспитывает в себе невнимательность.

Фактор внешнего шума и его влияние на запоминание текста

Фактор внешнего шума во время работы с книгой является объективным (ведь мы не можем изменить, например, шумовые условия в читальном зале), но и субъективным одновременно: Вы можете измениться сами, научившись не реагировать на шум как на помеху при чтении. Для того чтобы “не слушать шумы”, нужно научиться не оценивать шумы, которые Вы слышите, не перерабатывать их.

Если Вас от чтения отвлекает шум за стеной, Вы уже не можете сосредоточиться и откладываете книгу. Попробуйте включить телевизор, и он отвлечет Вас от мешавших недавно шумов, Ваше раздражение сменится приятным состоянием. Вы забудете о раздражавшем Вас шуме, отвлечетесь от него и, даже выключив телевизор, еще какое-то время не будете обращать внимание на шум, хотя он будет продолжаться. Можно слышать шум, но не слушать его. Таким образом, неприятное было заменено приятным. Временное переключение внимания защитило Вас от воздействия шума.

Как отключить внешние раздражители при чтении книг

Одним из способов, позволяющих отключиться от посторонних шумов, научиться не реагировать на них во время чтения, является метод теннисного шарика, разработанный в Школе рационального чтения.

Этот метод основан на принципе двойного переключения внимания. Метод теннисного шарика, как показывает практика, является универсальным: практически все, кто его использовал, приучаются отвлекаться от внешних шумов и перестают их слушать. Если читатель с помощью метода теннисного шарика натренировал себя до автоматизма, то борьба с шумом будет вестись уже на подсознательном уровне, не отвлекая сознание от осмысления содержания читаемого текста. Такому читателю достаточно 1-3 секунд, чтобы избавиться от досадного шума во время чтения. После этого все внимание вновь сосредоточено на чтении.

Быстрое чтение. Как не отвлекаться при чтении

Чтобы получить более полное представление о технике скорочтения, запишитесь на очные курсы, однако, вы можете научиться скорочитать и самостоятельно.

Улучшите методику чтения и вы будете тратить меньше времени на исследование документов. Следуйте советам, и вы увеличите производительность труда.

Типы чтения

  • Сверх медленное чтение. Преследуется детальное изучение документа - например, исследование юридических документов.
  • Неспешное чтение - к примеру, художественного произведения.
  • Предварительное чтение. Когда нужно составить представление о прочитанном документе
  • Скорочтение.

Как скрочитать в режиме скорочтения текст

Действуя в соответствии с этой схемой, вы уменьшите время на поиск нужной информации.

  • Прочтите внимательно введение.
  • Просмотрите с пятого на десятое интересные вам главы. Обращайте внимание на примеры, и на выделения в тексте.
  • Просмотрите фрагменты текста, которые вам показались важными.
  • Прочтите предметный указатель. Уясните тезаурус и понятия, которые рассматриваются в книге. Подумайте, на сколько содержание книги похоже на содержание ранее изученных документов
  • Составьте отзыв по тексте или письмо автору.
  • Прочтите примеры автора. На сколько примеры повторяются? Не создается ли впечатление, что автор текста позаимствовал содержание документа
  • Просмотрите введение к каждой главе, прочитайте последнюю страницу каждой главы.
  • Прочтите оглавление. Составьте общее представление о содержании книги до момента его чтения.

Если изучаете текст справочного характера, то требуется изучать избранные места. Поэтому описанная стратегия чтения весьма пригодится.

Как читать документы и статьи

Во первых, следует просмотреть места в тексте, где указаны выводы. И, потом, читать документ. В этом случае суть статьи будет ясной уже с первого абзаца.

  • Изучите изложение текста, обзор, первые несколько абзацев, вводную часть.
  • Изучите заключение или несколько заключительных абзацев.
  • Изучите внимательно места, которые показались вам наиболее важными.

Сканирующее чтение. Использование подсознания во время чтения.

Когда человек читает быстро, то уясняет не отдельные слова, а сразу фразы.

диагональным движением глаз сканируйте страницу. Как только вы почувствуете, что нашли что то интересное, то переходите на обычное чтение.

Записи на полях.

Делайте заметки во время чтения. Записывайте вопросы автору текста. Вы не теряете время. Благодаря записям и сформулированным вопросам, изученный текст закрепляется в сознании. Если документ и новая информация продумана, то к ней не требуется больше возвращаться.

В процессе чтения книги отмечайте маркером важные места, подчеркивайте ключевые слова.

Ищите альтернативы чтению

Метод "ТЕННИСНОГО ШАРИКА"

Одной из самых распространенных помех углубленному чтению является внешний шум. Разговор соседей в читальном зале, плач ребенка в электричке, звук работающего телевизора за стеной мешает глубоко погрузиться в смысл читаемого, особенно если приходиться читать что-то необходимое, но мало интересное. Как правило, попытки не обращать внимание на внешний шум являются не только безуспешными, но, наоборот, приводят к тому, что после долгой борьбы с шумом читатель начинает анализировать слышимое, отвлекаясь от чтения. ("Все время говорят о болезнях, как будто не о чем больше говорить!", "Что же родители не обращают внимание на плачущего ребенка!" и т.п.). Постепенно раздражение читателя растет, и ему уже приходится справляться с собственным состоянием.

Существует эффективный способ борьбы с подобными помехами чтению - метод "теннисного шарика".

Метод "теннисного шарика" построен на использовании определенных процессов, происходящих в мозгу человека.

Можно представить себе мозг человека в виде площадки, на которой горят костры - очаги возбуждения, вызванные анализом различной информации, одновременно поступающей в мозг: читатель осмысливает содержание абзаца - это большой костер (осмыслению уделяется большая часть внимания), в комнате, где происходит чтение, жарко - это второй костер, но маленький, т.к. на восприятие этого уделяется столь малая часть внимания, что читатель почти не ощущает повышенной температуры. С приближением обеденного времени появляется и все больше и больше разгорается еще один костер, связанный с ощущением голода, и т.д. Подобные маленькие костры (малые части внимания) загораются от всех ощущений и мыслей, связанных с одеждой, обувью, удобством позы, освещением, физическим или психическим утомлением и пр. Величина костров-очагов внимания регулируется на подсознательном уровне, поэтому читатель, несмотря на все свое желание сосредоточиться, переключает все же внимание на шум, отвлекаясь от чтения. Так в данный момент основное внимание переключается с осмысления текста на шум как на основной очаг возбуждения мозга. При этом соблюдаются следующие условия:

    1. Чем более активно протекают мыслительные процессы, тем больше общая сумма частей внимания, уделяемых на одновременный анализ всех раздражителей (внешних и внутренних) т.е. тем больше число костров.
    2. Увеличение внимания на одни раздражители сопровождается уменьшением внимания на другие (одни разгорающиеся костры забирают энергию и огонь других, уменьшая их).
    3. Разрастается та часть внимания (разгорается тот костер), которая направлена на актуальное именно в данный момент событие. Например, если во время чтения Вы вспомните, что сейчас по телевизору идет передача, которую Вы обязательно хотели посмотреть, то успех дальнейшего чтения будет зависеть от того, что Вы сочтете более важным (актуальным) в данный момент.

Следовательно, если на площадке с большим костром (вызванным осмыслением читаемого) появляется маленький костер (соответствующий по величине раздражению из-за мешающего шума, и этот костер не будет погашен, то возможно, он разгорится, вбирая в себя энергию от большого костра, и даже может затушить большой костер. Чтобы этого не случилось и применяется метод "теннисного шарика".

Суть метода заключается в следующем: поймав себя на том, что невольно начинает прислушиваться к внешнему раздражителю, читатель мысленно:

    1. Надевает на голову скафандр;
    2. Представляет себе слышимый шум в виде теннисных шариков, летящих от источников шума;
    3. Представляет себе отскакивание ударяющихся о скафандр шариков и слышит звук цоканья от ударов.

Все это необходимо проделывать во время чтения, не переставая осмысливать содержание текста. В результате часть внимания постепенно переключается с внешнего раздражителя (шума) на теннисные шарики, а затем на осмысление читаемого, т.е. происходит двойное переключение внимания. Как только Вы начнете тренироваться, руководствуясь этим методом, на первых же этапах работы Вы ощутите положительные сдвиги.

Метод "теннисного шарика" (МТШ) работает следующим образом: с появлением маленького, но опасного костра (т.е. как только начинается отвлечение от чтения на внешний шум) читатель искусственно создает новый и достаточно большой костер, вызванный отскакиванием теннисных шариков от скафандра (т.е. значительное внимание начинает уделяться внушению представления скафандра и отскакивающих от него шариков, а также внушению, что читатель слышит звук их цоканья). В результате актуальности этого процесса на данный момент новый костер начинает разрастаться за счет перекачивания энергии от других костров. Это приводит к уменьшению, а затем и затуханию костра, соответствующего внешнему шуму.

И одновременно будет уменьшаться костер, соответствующий осмыслению читаемого, что является нежелательным, но вынужденным. После регулировки силы костров в течение некоторого времени читатель сознательно акцентирует внимание на процессе чтения (т.е. начинает раздувать костер, соответствующий усвоению читаемого, за счет костра, соответствующего представлениям скафандра и шарика). Таким образом, через какое-то время внимание все больше переключается на осмысление читаемого и все меньше остается на теннисные шарики и тем более на внешний шум.

Таким образом, хотя регулирование очагов возбуждения происходит в мозгу на уровне подсознания, все же путем тренировок, отрабатыванием определенных упражнений можно достигнуть переключения основного внимания на нужный для Вас объект.

Метод "теннисного шарика" позволяет:

    1. Переключать внимание с основного раздражителя на отработанные представления до прекращения осмысления раздражителя.
    2. Перевести сконцентрированное на этих представлениях внимание на основную работу:

Для применения МТШ необходимо сначала отработать умение быстро и легко вызывать:

    1. Ощущение скафандра вокруг головы;
    2. Представление теннисных шариков, летящих к скафандру от источника шума;
    3. Представление ударяющихся и отскакивающих от скафандра шариков;
    4. Восприятие звука цоканья ударяющихся о скафандр шариков.

Этому можно научиться поэтапно следующим образом:

I этап

Научитесь быстро вызывать и устойчиво поддерживать ощущение скафандра вокруг головы путем многократного представления этого скафандра в своем сознании. Скафандр или оболочка может быть любого цвета, размера и формы, выберите для себя то, что Вам больше нравится, но есть два непременных условия: он должен быть прозрачным и легким.

II этап

Научитесь представлять теннисные шарики, летящие от источника шума и растворяющиеся в голове. Шарики должны быть легкими, любого цвета и небольшими по размеру. Они должны лететь медленно. Как только один шарик, долетев до головы, растворится в ней, тут же из источника шума вылетает другой шарик. (Например, если Вам мешают своими разговорами читатели за соседним столом, то нужно представить шарики, вылетающие из того места, где сидят эти люди). Где и как конкретно рождаются эти шарики - не имеет значения. Шарики должны вылетать независимо от громкости шума и его периодичности (например, если Вам мешает скрип двери, то как только раздается очередной, Вы тут же представляете летящий от двери шарик. После растворения шарика в Вашей голове, Вы представляете следующий шарик, летящий оттуда же, независимо от того, продолжает в данный момент скрипеть дверь или нет).

III этап

Соедините два предыдущих представления и добавьте слуховые ощущения. нужно представить скафандр и шарики, вылетающие из источника шума, долетающие до скафандра и отскакивающие от него, и при этом услышать четкое цоканье от воображаемого удара шарика по скафандру. Далее проследите за отскочившим шариком до исчезновения его в бесконечности и также представьте полет очередного шарика и т.д.

Можно не заставлять отскакивать первые шарики, а пропустить их через скафандр и, только начиная, например, с пятого, представить их отскакивание.

Первым и вторым этапами можно овладевать попеременно в течение двух недель. И только после того, как Вы научитесь четко представлять скафандр и шарики по отдельности, можно приступать к их совмещению и тренироваться еще в течение двух недель.

Есть, конечно, и такие читатели, которые могут плодотворно работать и при любом шуме. Некоторые из них даже считают, что читать лучше под музыку или при включенном радио или телевизоре.

Специалисты, основываясь на экспериментальных данных, считают, что каждый должен работать в тех условиях, к которым он привык. Но все же они для достижения наибольшей производительности умственного труда советуют создавать тишину, но не абсолютную, а относительную. Легкий гул, шелест страниц в читальном зале (конечно, при отсутствии болтовни за соседним столом) способствуют наилучшему усвоению текста. Показано, что в полной тишине внимание поддерживать труднее, чем при слабом монотонном шуме.

Умение изолировать внимание от внешних шумов может стать еще одним Вашим требованием повышения культуры чтения.