Нод по нравственному воспитанию 2 младшая группа. Дидактические игры по нравственному воспитанию во второй младшей группе. по нравственно-патриотическому воспитанию

Татьяна Скороходова
Перспективный план по нравственному воспитанию во второй младшей группе

Сентябрь [ /i]

выполнении.

1. НОД Тема : «Экскурсия по детскому саду, знакомство с трудом сотрудников» .

Задачи : дать общее представление о детском саде (функции, для чего нужен детский сад) ; рассказать о том, что взрослые многое сделали для детей, и все, что их окружает, необходимо беречь.

(Интернет ресурсы) С/р игра «Детский сад» .

Цель : помочь понять, что играть вместе веселее, легче справиться с любым делом.

Воспитывать добрые , теплые отношения между детьми в группе . Заучивание потешек «Котик-коток» , «Кошка Мурка» , «Сорока-ворона» . Цель : знакомить с малыми фольклорными формами (потешки, песенки, загадки и др.) . Изготовление поделок из природного материала. Цель : воспитывать желание изготовить поделку своими руками для украшения группы .

Проведено

2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов. Цикл бесед «Кого мы называем добрым (честным, вежливым?».

Тема : «Моя группа » , «Мои друзья» .

Цель : развивать элементарные представления о дружеских отношениях.

Разыгрывание ситуаций «Ссора» , «Как помириться?» .

Помочь понять некоторые причины возникновения ссоры, учить простым способам выхода из конфликтов.

Разучивание стихов о дружбе. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно» . Цель : Развивать представление о том, что такое дружба.

Игра «Ласковые слова» , Цель : Способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств.

Проведено

НОД, беседы, экскурсии, развлечения. Игры, упражнения, игровые и проблемные ситуации. Художественная литература. Работа с детьми в свободное время. Отметка о

выполнении.

«Для чего человеку имя?» Цель : развивать представление детей об имени, что означает имя.

Игры : «Назови ласково» , «Кто я?» Цель : помочь детям усвоить разновидности произношения одного и того же имени, побуждать называть своих товарищей ласково. Чтение сказки «Волк и семеро козлят» .

Цель : учить детей слушать сказки, понимать смысл, воспроизводить с помощью вопросов воспитателя , как обращалась в песенке коза к своим деткам. Составление рассказов : «Я люблю, когда…» , «Я боюсь, когда…» , «Когда мне плохо…» .

Цель : развивать мышление, умение высказывать свою мысль.

Проведено

тему : «Моя семья»

Цель : знакомить детей с понятием : «семья» , «члены семьи» , функциями семьи. Воспитывать доброе отношение к близким людям. С/р игра «Семья» Цель : книжки, гулять и т. д. Напомнить, что в семье старшие заботятся о младших . Чтение рассказа

Д. Грабе «Мама» . Цель : Учить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы воспитателя , воспитывать доброе отношение к маме. Рассматривание фотографий :

«Моя семья» - учить детей называть членов своей семьи, воспитывать

тему : «Каждой вещи свое место» .

Цель - познакомить детей с правилом «Каждой вещи свое место» - выяснить, знают ли дети расположение игрушек, вещей в группе необходимых для самостоятельной деятельности Игра - «Что такое хорошо, что такое плохо» .

Цель - «формировать представления детей о том, что такое хорошо, что такое плохо (бросать вещи – это плохо, класть на место – это хорош) Чтение рассказа Л. Воронковой «Маша - растеряша» . Цель : воспитывать умение детей слушать рассказ, учить понимать смысл произведения. Рассматривание иллюстраций, где взрослые дети наводят порядок. Цель : учить бережному отношению ко всему, что находится в группе . Проведено

НОД, беседы, экскурсии, развлечения. Игры, упражнения, игровые и проблемные ситуации. Художественная литература. Работа с детьми в свободное время. Отметка о

выполнении.

1. НОД «Хорошо у нас в детском саду» .

Задачи : воспитывать доброжелательное отношение, уважение к работникам

дошкольного учреждения.

(Интернет ресурсы)

Игра «Назови правильно» . Цель : закрепить с детьми название помещений в группе и их назначения . Чтение стихотворения М. Ивенсен «Кто поможет?» Цель : учить детей внимательно слушать чтение стихотворения и отвечать на вопросы воспитателя . Труд - протереть стульчики в групповой комнате . Цель : воспитывать трудолюбие , желание помочь помощнику воспитателя . Проведено

2 Образовательная деятельность в ходе режимных моментов. Беседа «Что значит любить родителей?»

Цель : Воспитывать любовь и отзывчивость к своим родителям.

Разыгрывание ситуации «Праздник в семье» . Цель : Воспитывать любовь к труду , желание помочь родителям в подготовке к празднику.

Чтение стихотворения

Л. Квитко «Бабушкины руки» . Цель : продолжать учить детей эмоционально воспринимать стихи , понимать содержание текста, воспитывать уважительное отношение к бабушке. Рассматривание фотографий членов семьи детей.

Цель : учить детей называть членов своей семьи, воспитывать уважительное отношение к родителям Проведено

3. НОД Тема. «Целевое посещение медсестры» . Задачи : познакомить с трудом медсестры детского сада. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. (Интернет ресурсы)

С/ ролевая игра «Медсестра» . Цель : учить детей воспроизводить в игре увиденное (измерить рост, вес детей-кукол) . Чтение стихотворения К. Чуковского «Айболит» . Цель : продолжать учить детей слушать внимательно чтение стихотворения, отвечать на вопросы воспитателя . Подготовка атрибутов к с/р игре «Медсестра» . Цель : воспитывать у детей желание помогать воспитателю в изготовлении атрибутов к игре. Проведено

Занятия, беседы, экскурсии, развлечения. Игры, упражнения, игровые и проблемные ситуации. Художественная литература. Работа с детьми в свободное время. Отметка о

выполнении.

1. НОД Тема :

«Малые фольклорные формы» .

Цель : воспитывать интерес к устному народному творчеству. Поощрять желание рассказывать потешки, обращая внимание на эмоциональную выразительность. Воспитывать чувство доброты и отзывчивости. (Интернет ресурсы) Игра-драматизация –

«Петушок и его семья» .

Цель : формировать представление о семье на примере семьи Петушка. Показать заботу родителей о своих детях, воспитывать любовь к родному языку, Знакомить детей с фольклорными произведениями. Чтение потешек : «Пошел котик на торжок» , «Мыши водят хоровод» . Цель : следить за внятным произношением, воспитывать интонационную выразительность. Разыгрывание потешек по желанию детей. Цель : создать радостное настроение у малышей. Проведено

2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов. Беседа с детьми на тему : «Кто со мной поздоровался?»

Задачи : продолжать учить детей правильно здороваться, прощаться, развивать слуховое внимание. Д/игра «Антонимы» . Цель : обогащение словарного запаса детей добрыми словами. Чтение сказки

«У солнышка в гостях» .

Цель : продолжать учить внимательно слушать сказку, развивать желание побеседовать по содержанию, отвечая на вопросы воспитателя . Наблюдение за друзьями. Цель : все ли прощаются, уходя домой. Проведено

3. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов. Беседа с детьми на тему : «Как живется птичкам зимой» . Задачи : познакомить детей с жизнью птиц зимой, вызвать у детей желание помочь им перезимовать. Упражнение «Умей сострадать» Воспитывать умение сострадать чужим неприятностям. Чтение рассказа М. Пришвина»Дятел».

Цель : учить детей слушать рассказ, понимать смысл, воспитывать бережное отношение к птицам.

Предложить деткам собрать крошки хлеба, после обеда, для птиц. Цель : побуждать детей оказывать заботу о птицах, в трудное для них время. Проведено

НОД, беседы, экскурсии, развлечения. Игры, упражнения, игровые и проблемные ситуации. Художественная литература. Работа с детьми в свободное время. Отметка о

выполнении.

1. НОД Тема : «Наш друг – Дед Мороз» . Задачи : создать у детей атмосферу праздничного настроения. Воспитывать любовь к русским народным традиционным праздникам. Тренировать терпеливость, умение хранить секреты и бережное отношение к чужим секретам» (стр. 161 В. Н. Волчкова) Игра «Найди игрушку на ёлке – какую скажу» . Цель : формировать у детей внимание, сосредоточенность, умение находить заданный предмет. Чтение рассказа Л. Воронковой «Таня выбирает ёлку» . Цель : продолжать развивать интерес к художественной литературе Хороводы вокруг новогодней елки с исполнением песни. Цель : создать у детей радостное настроение. Проведено

2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов. Беседа с детьми на тему : «Мы разные» . Задачи : продолжить формировать у детей образ «Я» , учить ориентироваться в частях собственного тела (М. А. Васильева, стр. 63) . Игра «Лужа» . Цель : воспитывать у мальчиков желание помочь девочкам, а девочек благодарить за помощь. Чтение стихотворения «Стали девочки в кружок» . Цель : продолжать учить детей внимательно слушать стихотворение, понимать смысл содержания. Д/ и «Защитники девочек» . Цель : формировать представления о сходстве и различиях между мальчиками и девочками, воспитывать желание у мальчиков защищать девочек. Проведено

3. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов. Беседа с детьми на тему :

«Будь терпеливым» . Задачи : учить детей сдерживаться, быть вежливым, в общении с окружающими. Игра «Письма доброго сказочника» . Цель : раскрыть детям значение слов «нельзя» ,»можно», «надо» .

Стихотворение С. Михалкова «Песенка друзей» . Цель : учить детей интонационно- выразительно рассказывать наизусть «Песенку друзей» для своих друзей. Тренинг «Ласка» . Цель : учить проявлять ласку к своим друзьям Проведено

НОД, беседы, экскурсии, развлечения. Игры, упражнения, игровые и проблемные ситуации. Художественная литература. Работа с детьми в свободное время. Отметка о

выполнении.

1. НОД Тема : «Поздравляем

наших пап». Цель : Познакомить детей с празднованием Дня защитника Отечества, воспитывать уважение к родителям (стр. 96 В. Н. Волчкова) С/р игра «Мы солдаты» Цель : Воспитывать у мальчиков чувство долга, силы, ответственности, желание защищать слабых, свою Родину. Заучивание стихов об армии. 1. Беседа с детьми о папе с рассматриванием фотографий «Мой папа в армии» .

Цель : дать представление о том, что мужчина – это не только папа, но и защитник семьи, Родины.

Проведено

2. НОД Тема : «Зимушка-зима» . Цель : Познакомить детей с зимой, воспитывать любовь и бережное отношение к природе (Д. Н. Колдина, стр. 50) С/р игра «Построим кукле Кате горку» . Цель : учить детей строить горку из строительного материала, воспитывать желание делать приятное своими руками для близких людей. Заучивание потешки»Уж ты, зимушка- зима». Продолжать знакомить детей с фольклорным произведением о зиме. Учить выразительно читать потешку. Изготовление с детьми «снежков» для подвижной игры «Попади в цель» . Проведено

НОД, беседы, экскурсии, развлечения. Игры, упражнения, игровые и проблемные ситуации. Художественная литература. Работа с детьми в свободное время. Отметка о

выполнении.

1. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов на тему. Беседа с детьми о своих мамах. Цель : дать представление о том, какая мама – добрая, нежная, хранительница очага, продолжать воспитывать добрые чувства к маме. С/р игра «Дочки – матери» .

Цель : показать детям, как нужно заботиться о дочке (кукле) : кормить, читать книжки, гулять и т. д. Напомнить, что в семье старшие заботятся о младших . Чтение стихотворения Е. Благининой «Солнышко» . 1. Изготовление подарков для мам.

Проведено

2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов. Беседа с детьми на тему : «Что такое милосердие?» . Цель : Помочь детям понять, что означает слово «милосердие» , побуждать детей проявлять чувство милосердия к окружающим людям. Игра «Эхо» . Цель Развивать внимание, доброе отношение к окружающим. Чтение сказки» Пузырь, соломинка и лапоть». Цель : помочь детям понять поступки героев сказки и оценить их. Ввести правило «Не перенимай дурных поступков, старайся сам подать хороший пример другим». Проведено

3. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов. Тема : «Расти цветок» .

Цель : знакомить с комнатными растениями, учить ухаживать за ними, формировать интерес к миру растений, желание делать окружающую обстановку красивей. Д/ игра «Скорая помощь» . Цель : развивать и поддерживать желание ухаживать за комнатными растениями, приобщать к труду экологического содержания. Чтение сказки «Ивовый росток» . Цель : продолжать учить детей внимательно слушать сказку, увидеть действие героев. Пальчиковая игра «Цветок» , экологическая игра «Какой цветок убрали» . Проведено

НОД, беседы, экскурсии, развлечения. Игры, упражнения, игровые и проблемные ситуации. Художественная литература. Работа с детьми в свободное время. Отметка о

выполнении.

1. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов на тему. Беседы с детьми на тему : «Мой адрес» , «Улица, на которой я живу» . Цель : знакомить с понятиями «улица» , «адрес» .

Игра - путешествие «Наш город» .

Цель : формировать понятие город, воспитывать любовь к городу , в котором живем. Чтение стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края» . Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых

видов родного города, закреплений знаний о городе. Проведено

2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов на тему : «Весна»

Задачи : помочь детям замечать сезонные изменения в природе весной, воспитывать любовь к природе родного края. Экологическая игра

«Найди такую же и назови» (с парными картинками животных и растений) . Цель : приучать быть внимательными, вспомнить животных и растения, называть их. Чтение стихотворение Е. Плещеева»Весна». Цель : продолжать знакомить детей с устным народным творчеством. Рассматривание иллюстраций весенней природы. Проведено

3. НОД «Как вести себя в гостях?» Задачи : Научить детей правильно вести себя в гостях, развивать знание о правилах этикета. (Шалаева Г. П. стр. 76) Рассматривание ситуации : «Саша пришел в гости к своему другу и предложил поиграть в мяч. После первого броска мяч попал на стол и разбил вазу. Правильно ли вел себя Саша в гостях удруга? Чтение стихотворения А. Кушнера

«Кто разбил большую вазу» . Цель : учить внимательно слушать стихотворение, понимать его смысл». Перед завтраком закрепить с детьми знания о культуре поведения за столом. Проведено

НОД, беседы, экскурсии, развлечения. Игры, упражнения, игровые и проблемные ситуации. Художественная литература. Работа с детьми в свободное время. Отметка о

выполнении.

1. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов. Беседа «Город, в котором я живу» . Задачи : знакомить с достопримечательностями города. Воспитывать любовь , уважение к городу, в котором живешь. Игры со строительным материалом : «Дом для куклы» Чтение сказки «Теремок» .

Цель : помочь детям понять, что животные хотят иметь свой домик, где тепло и уютно. Рассматривание фотографий «Достопримечательности города» . Проведено

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов. Рассказ о празднике - День Победы С/р ига «Моряки» . Цель : формировать игровые умения, обеспечивающие самостоятельную сюжетную игру детей. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Чтение стихотворения Ф. Фребеля»…Вот дедушка» Рассматривание фотографий о воинах победителях. Проведено

Затеева Наталья Владимировна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МКДОУ Детский сад №14 "Ручеёк"
Населённый пункт: посёлок Шайковка Калужской области
Наименование материала: презентация
Тема: "Духовно- нравственное воспитание во второй младшей группе "Почемучки"
Дата публикации: 16.01.2016
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад №14 «Ручеёк»

ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ

ВОСПИТАНИЕ ВО ВТОРОЙ

МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

«ПОЧЕМУЧКИ»

Презентацию составил воспитатель

2 младшей группы «Почемучки»

Затеева Н.В

Шайковка

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
«Культура и творчество в детском саду» А.В.Бородина «Хрестоматия для детей дошкольного возраста» А.В.Бородина. В.А.Бородина

Кружок по духовно-

нравственному воспитанию

«Доброе сердце»

Цели и задачи

Цель:
Духовно- нравственное развитие ребёнка – дошкольника через приобщение к православным ценностям и традициям
Задачи:
1 . Социализация в отечественной культуре, развитие общения, духовно-нравственное воспитание, эмоциональное развитие 2.Усвоение норм и правил, принятых в обществе. Принятие традиционных ценностей, принятых в обществе: вера (религия, икона, крест, любовь к матери, отцу, сестре, брату, уважение к людям вообще, дружба, справедливость, правды, честность, отзывчивость, сочувствие, сострадание, добро Родина, традиции
3.Формировать и расширять и представлении детей о духовно- нравственных категориях: добро-зло, послушание- непослушание, согласие- вражда, трудолюбие- лень, бескорыстие- жадность и т. д. 4.Познакомить детей с основными православными праздниками 5. Воспитывать чуткость, уважение, милосердие и внимательное отношение к окружающим людям, чувство любви и уважения к Родине своему народу, его культуре. 4.Формировать элементарные навыки рукоделия: работа с бумагой, картоном, пластилином, природным материалом.

ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ

БОГОРОДИЦЕ

Цель.
Познакомить детей с иконой и праздником «Покрова Пресвятой Богородице.»Пополнить словарный запас детей новыми словами:икона, Господь, Христос, Богородица

ПОСЛУШАНИЕ

И НЕПОСЛУШАНИЕ
Цель: Формировать представление о послушание и непослушании. Показать необходимость послушания, как возможности избежать многих неприятностей, несчастий. Развивать умение думать и анализировать свои поступки, поступки литературных героев.

ИКОНА РОЖДЕСТВА

ХРИСТОВА
Цель. Познакомить детей с иконой «Рождества Христова», познакомить с изображением Христа, Богородице.

Изобразительная деятельность

Тема
:
Деревья на участке детского сада.

Цель:
Учить детей рисовать дерево, закрепить умение аккуратно пользоваться краской. Воспитывать любовь к природе Самостоятельная деятельность
Тема: «Поможем снеговику»

Цель
: Развивать творческий замысел, воспитывать добрые чувства

ЛЕПКА

Тема: «Погремушка для котёнка»
Цель: Воспитывать добрые чувства, желание сострадать. Закрепить умение лепить погремушку из двух частей, палочка и шарик.

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Конструктивная деятельность

ПРЕДМЕТНО –

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА

.
,Уголок «Русская изба» Игровой центр «Ладушки» Уголок природы Уголок для игр девочек «Семья» «Больница», «Салон красоты»

Спасибо за внимание!

Нравственно-патриотическое воспитание детей в 2 младшей группе мдоу №3

Цель: систематизация знаний детей о семье, родном городе, крае.

Продукт проекта: уголок краеведения в группе, выставка фотографий, детского и семейного творчества.

Задачи:

    пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям;

    воспитывать уважение к культуре других народов края;

    развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия разных народов.

Участники проекта

    воспитатели

    дети

    родители

1 этап Разработка проекта

1. Разработка тематического планирования проекта.

2. Подбор методического материала к проекту.

3. Обогащение развивающей среды группы дидактическим и наглядным материалом с учетом возрастных особенностей.

4. Повышение мотивации родителей воспитанников, активности в реализации проекта.

2 этап Выполнение проекта

Формы и методы работы с детьми

Игровая деятельность

    дидактические игры «Кто что делает», «Мир растений», «Мир животных», «Мой город»;

    п/и;

    с/р «Семья».

    экскурсии по микрорайону: «Моя улица, мой микрорайон» с привлечением родителей;

Конструирование

    изготовление построек «Мой дом», «Наш детский сад».

Художественно – творческая деятельность

    Рисование «Животные, которые живут рядом со мной», «Моя мама», «Мой папа – самый лучший»

    Аппликация «Флаг моей Родины».

    Лепка «Угощение для мамы», «Оладушки для бабушки»

Развитие речи

    беседы с детьми «Мы – дружная семья», «Праздники в нашей семье», «Природа родного края»;

    чтение и заучивание потешек;

    чтение и разъяснение пословиц и поговорок о Родине.

Ознакомление с художественной литературой

Формы и методы работы с родителями

    Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой отчий край»

    Изготовление семейных альбомов «Моя семья в истории города»

    Художественно-творческая продуктивная деятельность в семье на различные темы

    Привлечение родителей к пополнению уголков краеведения предметами русского и национального быта

3 этап. Презентация проекта

    Представление уголка краеведения (в течение недели)

    Оформление фотовыставки «Моя семья в истории города».

Безусловно, настоящий проект не может передать всю полноту работы по данному вопросу. Все эти задачи присутствуют как бы внутри работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

Моей главной задачей в разработке проекта стал выбор из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, отдавала себе отчет в том, что сама должна хорошо знать его. Должна продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям.

Первый этап работы с младшими дошкольниками – это приобщение их к устному народному творчеству. Познакомившись с литературой о духовно – нравственном воспитании, я поняла, что нравственные качества личности можно развить с помощью детского фольклора, или устного народного творчества. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту. Литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии: загадки, считалки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки. Эти произведения своими содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребенка младшего дошкольного возраста. В работе с детьми я использую такой вид устного народного творчества как потешки, пословицы, поговорки из русского фольклора. Объясняю детям, что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. При отборе фольклорного материала важно опираться на принципы доступности содержания, познавательности и духовно-нравственной значимости.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Родной город... Он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить младшие дошкольники?

Ребенок должен знать название своего города, своей улицы и той, на которой находится детский сад. Затем можно привлечь внимание детей к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей. Разъясняю детям, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по микрорайону, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. Экскурсии помогают дошкольникам познать красоту родной природы, многообразие растительного и животного мира нашего края. После экскурсии дети делятся впечатлениями друг с другом, с родителями, воспитателем, что способствует формированию эмоционально-ценностного отношения к родному краю. Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.); повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; люди берегут и охраняют природу; есть общие праздники и т.д.

При подготовке к беседам по знакомству с родным городом самым сложным для меня явилось составление рассказов для дошкольников. В связи с этим мною были составлены рекомендации по их составлению:

    Рассказ необходимо сопровождать наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, рисунками и др.

    Чтобы активизировать внимание детей, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чём-то догадаться самому, чаще в процессе рассказа обращаться к ним с вопросами.

    Детям младшего дошкольного возраста не стоит называть дат: они затрудняют восприятие материала.

    Лексика должна быть доступной. Незнакомые слова объяснять, стараться не употреблять специальной терминологии, не перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями.

Дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому в процессе работы над проектом при ознакомлении детей с родным краем использую не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.), что чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами.

Игра – ведущая деятельность дошкольников. Именно в игре происходит социализация маленького человека, легко прививаются нравственные качества, толерантность, а также происходит знакомство с культурой человеческого общества. Поэтому важное место в проекте принадлежит организации подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр. В процессе реализации проекта у детей появляются свои любимые игры.

Организация художественно-творческой деятельности по проекту призвана углубить, расширить, закрепить уже имеющиеся представления детей. Кроме того, дети могут выразить с помощью средств изобразительного искусства свое собственное отношение к изображаемым объектам, передать авторское видение мира, что, безусловно, сыграет положительную роль в личностном развитии детей. В процессе данной деятельности проходит ориентирование детей на освоение общечеловеческих ценностей, уважение прав и достоинств другого человека, проявление заботы, эмпатии, гуманного отношения к человеку.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. Поэтому, проект не может быть реализован без участия родителей. Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Мое тесное сотрудничество с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников, обеспечении родителей психолого-педагогической информацией, вовлечении членов семьи к работе над проектом, создании в детском саду и семье предметной развивающей среды. Оказываю педагогическую поддержку семье в этих вопросах, через встречи, консультации и беседы, совместные праздники и экскурсии.

Родителям можно посоветовать и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии и целью знакомства с историческими местами, памятниками погибшим воинам; посещение краеведческого музея. Результатом работы, проводимой с семьей, является убежденность родителей в необходимости нравственного воспитания детей с первых лет жизни, в возможности предупредить и преодолеть отрицательные проявления в их поведении.

Предложенная система нравственно-патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий. Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Глава 3. Оценка эффективности работы

Данный проект реализовывался в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет в период с сентября 2010 года по март 2011.

В начале работы проводилась диагностика нравственно-патриотического развития детей (на основе рекомендаций В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова. «Нравственное воспитание в детском саду»).

Диагностика проводилась в трех направлениях:

    Знания и представления о родном крае.

    Знания и представления о родной природе.

    Знания и представления о труде людей.


Заключение

Одной из важнейших задач развития личности ребёнка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений.

Актуальность данной темы на современном этапе очевидна: изменились ведущие методические подходы к данной проблеме, ведутся поиски формирования механизма и этапности в воспитании любви к родному краю, определяется их место в эмоциональной и интеллектуально-нравственной структуре личности.

Формирование основ моральных качеств человека начинается в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Через совместную деятельность формируются такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.

Проведенная работа оказалась эффективной, показала, что с помощью воспитателя в процессе совместной деятельности с использованием различных форм работы дети способны овладеть знаниями о родном крае, родной природе.

В перспективе в средней группе я планирую расширить спектр представлений детей. Закрепить и углубить знания детей о родном городе, дать представления о родном крае, а затем и о стране, создать условия для интеграции с музыкальным руководителем, воспитателем по изодеятельности, внедрить новые формы работы с родителями воспитанников.

Светлана Пахомова
Конспект НОД по нравственному воспитанию во второй младшей группе «Путешествие на Остров Дружбы»

Конспект НОД по нравственному воспитанию во второй младшей группе на тему : «Путешествие на Остров Дружбы » .

Интеграция образовательных областей : речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель. Расширять представления о дружбе .

Программное содержание.

1. Развивать эмоциональную отзывчивость.

2. Формировать у детей понятия «друг» , «дружба » .

3. Развивать элементарное умение отражать в постройках представления о знакомых предметах.

4. Продолжать учить детей переходить через «Узкий мостик» , держась за руки.

5. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.

6. Создать эмоциональный комфорт.

Предварительная работа : беседы о друзьях, дружбе , рассматривание иллюстраций, чтение стихов о дружбе , рассказов, просмотр мультфильма «Кот Леопольд» .

Материал. Макет корабля, большой конструктор , цветы, мультимедиа, «узкий мостик» .

Ход НОД.

Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие на корабле . Согласны? Проходите на корабль и занимайте места. Сегодня мы отправимся на Остров Дружбы . Чтобы наше путешествие не было скучным , давайте посмотрим мультфильм. (отрывок из мультфильма про кота Леопольда) .

Скажите ребята, можно ли мышат и кота Леопольда назвать друзьями? Почему?

Жить на свете

Очень туго

Без подруги

Или друга,

И твой щенок

Нестерпимо одинок.

Ребята, а давайте с вами расскажем мышатам про своих друзей. Мышата послушают нас внимательно, и может быть захотят помириться с Леопольдом.

Дети, расскажите, у вас есть друзья? Назовите имена своих друзей и расскажите, как вы с ними играете, почему вы выбрали именно этого человека в друзья? Скажите, у человека может быть только один друг или друзей может быть много?

А если ваш друг пришел грустный, не хочет играть, ни разговаривать, как вы ему поможете?

Как вы думаете, дети могут дружить только с детьми или и со взрослыми тоже? У кого есть взрослые друзья? Расскажите о вашей дружбе .

Дети, все мы с вами целые дни проводим вместе, поэтому мы, как одна семья, как верные друзья, должны жить дружно , не обижать друг друга, играть вместе, уступать и помогать друг другу. Я думаю, что мышатам понравились ваши рассказы о друзьях, и решили подружиться с Леопольдом . (показ отрывка мультфильма) .

Вот мы и прибыли на Остров Дружбы . Но чтобы на него попасть нам нужно пройти по мосту через речку. (Звуки речки) . Река быстрая, поэтому по мосту нужно пройти, крепко держась за руки. (дети шагают по узкому мостику) . Непросто было идти по узкому мостику, но мы дружные , помогали друг другу и смогли перебраться на другой берег. Посмотрите. как здесь красиво, тихо. Дети, а я знаю игру про дружбу . Предлагаю детям взяться за руки. Раскачивая руками, дети произносят слова : Ты и я, ты и я, все мы дружная семья (2-3 раза) .

Как вы думаете, друзья могут ссориться?

Да иногда случается так, что друзья могут поссориться ненадолго, а потом помириться. Покажите, что вы поссорились (дети хмурят брови, делают сердитое лицо, а теперь покажите, что вы помирились (дети делают доброе лицо, улыбаются) .

Чтобы у всех было хорошее настроение, давайте поиграем в игру «Скажи ласковое слово соседу» .Всем стало очень приятно.

Кто умеет дружить , тот заботится о товарищах, старается сделать им что-то хорошее, скажите, а что можно приятного сделать друзьям?

Дети, давайте построим дом из конструктора , где будут жить наши друзья, и обязательно пригласим кота Леопольда и мышат. Какие вы молодцы, дом получился очень хорошим, потому что вы старались сделать своим друзьям приятное. Мы теперь знаем, что такое дружба . И постараемся жить дружно . А теперь нам пора возвращаться в наш любимый детский сад. Проходим по узкому мостику на корабль. Все сели удобно? Отправляемся в путь!

На каком острове мы были ? О чем говорили?

-Послушайте пословицу : «Нет друга ищи, а нашел -береги» . Давайте повторим пословицу и постараемся ее запомнить.

(дети под музыку возвращаются в д/с) .

Публикации по теме:

«Путешествие на Остров Дружбы и Полянку доброты»Интегрированное занятие в средней группе на формирование социально-коммуникативных качеств. Цель:.

.

Конспект интегрированного занятия в средней группе по нравственному воспитанию на тему: «Моя семья». Составила: Воспитатель МДОУ «Детский.

Конспект мероприятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «Рождественское чудо» Программное содержание: Познакомить детей с праздником Рождество и о его значении. Познакомить со старинными открытками праздника. Расширение.

Конспект ННОД по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «Сказка «Репка» на новый лад» Интеграция образовательных областей: «Познание» (Духовно-нравственное воспитание; ФЭМП; ФКЦМ, «Социализация», «Коммуникация» (Развитие.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «Здравствуй, гостья зима» Цель. Знакомство с «зимними» потешками, загадками, сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк». Учить отгадывать народные загадки, побуждать.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей второй младшей группы «Что такое хорошо, что такое плохо?» Конспект по духовно-нравственному воспитанию детей второй младшей группы Тема: «Что такое хорошо, что такое плохо?» В рамках тематической.

МКДОУ Куртамышского района «Куртамышский детский сад №5»

Картотека бесед

по моральному воспитанию

у детей во второй младшей группе

Воспитатель: Сергеева Е.А.

карточка-1

Зачем говорят «здравствуй»?

Цель: Формировать у детей основные правила этикета при встрече.Познакомить со способами приветствия.Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их.

Карточка-2

«Мои добрые поступки»

Цель: углубить представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей), навыки культурного общения со сверстниками. Добиваться доброжелательной интонационной выразительности речи. Воспитывать в детях дружеские взаимоотношения, чувства самоуважения и уважения к другим, умение и желание прийти на помощь взрослым и сверстникам.

Карточка-3

«Что такое доброта»

Цель :Формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве. Поощрять стремление совершать добрые поступки;закреплять представления детей о добрых делах, понимать, что вежливые слова помогают людям в общении. Формировать моральные представления о доброте. Воспитывать добрые чувства к окружающим людям.

Карточка-4

»Спешите делать добро»

Цель : Продолжать знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло». Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни. Познакомить со способами разрешения конфликта, связанного с чувством злости, а также способами управления и регуляции настроения. Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Карточка-5

“Если добрый ты…”

Цель : Формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими, осознанно проявлять сочувствие и совершать добрые поступки. Научить понимать значений пословиц о добре, умение связывать значение пословицы с определенной ситуацией. Научить детей проявлять доброту, отзывчивость ко всем кому это необходимо.

Карточка-6

«Вежливые слова»

Цель : Учить детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий. Способствовать преодолению застенчивости и скованности детей. Развивать умение выражать своё мнение культурным способом, внимательно выслушивать своих собеседников. Обучать формулам выражения вежливой просьбы, благодарности.

Карточка-7

«Нечаянно и нарочно "

Цель: развивать нравственные чувства - сожаление, сочувствие; формировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнера.

карточка-8

" Учимся прощать своих друзей "

Цель : развивать умение детей не обижаться друг на друга; формировать умение различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подводить детей к пониманию слов " миролюбивый ", " обидчивый ".

карточка-9

" Почему бывают драки? "

Цель : формировать у детей навыки общения; развивать понимание смысла норм и правил поведения в среде сверстников; воспитывать привычку достойно вести себя в каждой ситуации.

карточка-10

" Фантазеры и лгунишки "

Цель : развивать умение различать обман и выдумку, фантазию; развивать стремление к правдивости и такту.

карточка-11

" Давай помиримся "

Цель : развивать умение сдерживать негативное побуждение, избегать конфликты, находить слова для оценки поведения.Учить детей отзывчивости, чуткости.

Карточка-12

" Хороший друг познается в беде "

Цель : формировать представление о том, что настоящий друг умеет сопереживать, помогать в трудные минуты; развивать умение быть милосердными друг к другу.

Карточка-13

«Как вести себя во время разговора»

Цель : познакомить детей с правилами поведения во время разговора.

(Говори вежливым тоном. Используй «волшебные» слова. Смотри в лицо собеседника. Не держи руки в карманах.Во время разговора не следует, есть.Если разговаривают двое взрослых людей, ребенок не должен вмешиваться в их разговор, тем более требовать его прекращения).

Карточка-14

«Добрый – злой»

Цель : Учить давать моральную оценку поступкам героев, воспитывать желание быть добрыми и гуманными. Помочь понять, что добрым можно назвать того человека, который всегда помогает окружающим, не остаётся равнодушным в трудных для других людей ситуациях.

Учить отличать добрые поступки, вызвать желание совершать добрые поступки по отношению к окружающим людям.

Карточка-15

«Правдивость»

Цель : Формировать представления о нравственном понятии «правдивость», учить давать моральную оценку поступка героя, помочь понять, что ложь не украшает человека.

Карточка-16

«Каким должен быть друг»

Цель : Формировать представления о положительных чертах характера и нравственных поступках, углублять представления о дружбе.Воспитывать уважение, терпение и дружелюбие по отношению к своим товарищам, учить исправлять свои ошибки, просить прощения в конфликтных ситуациях.Учить детей отзывчивости, чуткости.

карточка-17

«Будь опрятным и аккуратным»

Цель : Учить детей следить за своим внешним видом. Помочь понять, что воспитанный человек всегда выглядит опрятно.

Карточка-18

«Правда – неправда»

Цель : Объяснить детям, что нельзя обманывать окружающих, что всегда нужно говорить правду, что правдивость, честность всегда радуют взрослых, что эти качества очень ценятся в человеке, что за правду хвалят.Помочь детям понять, что любая неправда всегда раскрывается, а солгавший человек испытывает чувство вины не только за свой проступок, но и за то, что он сказал неправду.

Карточка-19

«Доброжелательность»

Цель: продолжать воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости. Объяснить детям, что тот, кто дразнится, не только обижает других, но и сам себе причиняет вред (с таким человеком никто не хочет дружить).

карточка-20

«Игры без ссор»

Цель : Объяснить детям, что ссора мешает игре и дружбе.Учить решать спорные вопросы, избегать ссор, не злиться на проигрыш,не дразнить проигравшего..

Карточка-21

«Вежливость»

Цель : Учить детей пользоваться вежливыми словами, вырабатывать соответствующие навыки культурного поведения, соблюдать правила этикета, на примере образов литературных героев, стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные. Что общаться с окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном.

Карточка-22

«Бережливость»

Цель: Учить детей бережно и аккуратно относиться к вещам, в противном случае они быстро потеряют вид, придут в негодность. Учить ценить труд тех, кто сделал эту вещь, кто купил её, заработав деньги.

Карточка-23

«Взаимопомощь»

Цель: Объяснить детям, что все люди иногда нуждаются в поддержке, но не все могут попросить о помощи; очень важно заметить человека, которому нужна помощь, и помочь ему. Что помогать нужно не только знакомым, но и незнакомым людям.

карточка-24

«Стремление помочь»

Цель : Развивать эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь, проявляя сочувствие.Учить детей отзывчивости, чуткости.

карточка-25

«Щедрость и жадность»

Цель : Раскрыть смысл понятий «жадность» и «щедрость». Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам.Понимать, что жадным быть плохо, а щедрым хорошо.

Карточка-26

«Почему нужно уметь уступать»

Цель : учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам.

Карточка-27

«Ступеньки доброты»

Цель : на основе содержания русских народных сказок формировать у детей представление о справедливости, смелости, скромности и доброте, воспитывать отрицательное отношение к негативным качествам: лжи, хитрости, трусости, жестокости. Учить передавать свое отношение к содержанию сказки и поступкам героев.

Карточка-28

«Лучше добрым быть»

Цель : Дать детям представление о равнодушном, безразличном человеке, его поступках. Учить детей различать внешнее проявление эмоционального состояния (злость, равнодушие, радость). Учить анализировать поступки, находить причину конфликта, способы решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению в поведении. Обобщать представление о доброте и вызывать стремление совершать добрые поступки.