Организация самостоятельной деятельности детей в условиях доу. Современная организация игровой деятельности дошкольников в условиях фгос Контроль организация самостоятельной деятельности детей

Юлия Зинченко
Самостоятельная деятельность детей

Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении является одной из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы, приоритетами которой являются совместная деятельность взрослого и детей и самостоятельная деятельность детей .

Самостоятельная деятельность – явление полностью свободное для ребенка, но не свободное для взрослого, который создает условия для безопасной свободы ребенка, т. е. предметно-развивающую образовательную среду, обеспечивающую выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющую ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. А также- это организованная воспитателем деятельность воспитанников , направленная на решение задач, связанных с интересами других людей - это может быть эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.

Самостоятельная деятельность включает в себя такие виды деятельности как игровая , двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская.

Практика показывает, что в , лежит личная заинтересованность (внутренняя мотивация) . Мотивом может быть и интерес, и желание помочь кому-либо, и стремление получить похвалу и необходимость удовлетворить какие-то иные свои потребности. В любом случае, внутренняя мотивация вызывает подъем физических сил, всплеск эмоций, активацию мышления. Отсюда делаем вывод, что в ситуации, когда ребенок свободно реализует свои интересы, потребности, проявляет волю, его деятельность имеет мощную мотивацию, эмоционально насыщена и психологически комфортна. Чем полнее ребенок реализовал потребность в самостоятельных действиях , тем сильнее в свое время у него возникает потребностью взаимодействии с другими. Взрослым же следует помнить и принимать тот факт, что в период собственной активности дошкольники крайне отрицательно относятся к любому вмешательству со стороны взрослого.

По санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и организации работы в дошкольных организациях на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности , личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.

Но это не значит, что ребенок должен быть предоставлен самому себе . Для организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметно - пространственную среду и присмотр и уход за каждым ребенком.

Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск , включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога.

Учитывая, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, воспитатель должен создать разнообразную игровую среду, которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. При этом она должна способствовать развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учить общению, яркому выражению своих чувств.

Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности . Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группусверстников.

Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами.

Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей , где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства

Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т. д.) Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка.

Педагог может заранее спланировать самостоятельную деятельность детей с учетом актуальной на данный день (или неделю) темы, поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня, т. е должен быть реализован принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса в ДОУ. Педагог «отталкивается» от этой темы при организации самостоятельной деятельности детей .

Таким образом, самостоятельная деятельность детей в ДОУ- это такая деятельность , которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально представленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.

Совместная деятельность

Совместная подразумевает особую систему их взаимоотношений и взаимодействия. Ее сущностные признаки, наличие партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей , возможность свободного размещения, перемещения и общения детей )

Совместную деятельность разделяют :

Непосредственно образовательную деятельность , реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей ;

Совместную деятельность взрослого и детей , осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;

Совместную деятельность взрослого и детей , осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и ухода.

В дошкольном учреждении совместная деятельность педагога и детей планируется с учетом интеграции образовательных областей в процессе организации НОД и процессе режимных моментов.

Все образовательные области связываются друг с другом : читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Безусловно, в новых условиях возрастет роль взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей. Например, логопед осуществляет работу над четкостью, выразительностью, чистотой произношения стихов, потешек к праздникам. Музыкальный руководитель осуществляет подбор музыкального сопровождения для проведения видов деятельности с детьми , разминок, гимнастик и др.

Образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Это :

Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми :

Образовательная деятельность в режимных моментах ;

деятельность ;

Самостоятельная деятельность детей .

Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области) :

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми :

с одним ребенком;

с подгруппой детей ;

с целой группой детей .

Выбор количества детей зависит от :

возрастных и индивидуальных особенностей детей ;

вида деятельности (игровая, познавательно - исследовательская, двигательная, продуктивная)

их интереса к данному занятию;

сложности материала;

Помимо организованной образовательной деятельности воспитателем должны быть запланирована и образовательная деятельность в режиме дня :

В утренние и вечерние часы

На прогулке

При проведении режимных моментов.

Формы проведения образовательной деятельности в режиме дня :

Подвижные игры с правилами (в том числе народные, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, физкультурные минутки;

Оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, тематические беседы и рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские проекты, упражнения по освоению культурно-гигиенических навыков;

Анализ проблемных ситуаций, игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе;

Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, творческие сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные;

Опыты и эксперименты, дежурства, труд (в рамках практико-ориетированных проектов, коллекционирование, моделирование, игры- драматизации,

Беседы, речевые ситуации, составление рассказывание сказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок, ситуативные разговоры;

Слушание исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации,

Вернисажи детского творчества, выставки изобразительного искусства, мастерские детского творчества и др.

Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей , специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность , подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым» и придерживаться проблемно-диалогического обучения.

Самостоятельная деятельность детей на третьем году жизни разнообразна: сюжетно-ролевые, строительные, дидактические игры, предметная деятельность, движения, ориентировочнопознавательная деятельность, наблюдения, рассматривание книг, картинок, изобразительная деятельность, проявление элементов труда в виде самообслуживания, выполнения практических поручений взрослого.

Для правильной организации самостоятельной детской деятельности педагогу прежде всего необходимо соблюдать ряд общих условий:

1. Освободить достаточно времени для деятельности. Это может быть достигнуто только при условии методически правильной организации режимных процессов, если четко соблюдается принцип постепенности. При этом высвобождается больше времени для самостоятельной деятельности ребенка.

2. Создать достаточный простор для движений и обстановку для всех остальных видов деятельности.

3. Обеспечить подбор материала для детей третьего года жизни по всем видам деятельности. Игровой материал необходимо время от времени менять, что повышает интерес к нему и способствует лучшему использованию. Так, если воспитатель видит, что дети перестали играть с крупным строителем или пирамидками, эти игрушки целесообразно на некоторое время убрать.

4. Правильно расположить игровой материал в групповой комнате. Для каждого вида деятельности следует обязательно выделить определенное место: дети должны хорошо знать, где хранится тот или иной материал, где взять нужную игрушку и куда положить ее после игры. Однако это совершенно не означает, что малыши должны играть только в тех местах групповой комнаты, где находится данный материал. Взяв игрушку, малыши могут действовать с нею в любом месте, но воспитатель должен следить, чтобы ребенку было удобно играть, чтобы ему не мешали другие дети и чтобы это место было удобно для данного вида деятельности. Если малыш взял мелкий строительный материал и стал заниматься с ним на полу, где играют другие дети с крупными игрушками, ему лучше предложить поиграть за столом, но, что должно являться обязательным, попросить после игры все убрать на отведенное место. Это приучает малыша к порядку.

5. Во время деятельности целесообразно, чтобы на данном возрастном этапе воспитатель использовал индивидуальное общение с ребенком; при этом он может использовать такой прием воздействия, который больше соответствует уровню развития и индивидуальным особенностям малыша.

6. Необходимо обеспечить правильное руководство всеми видами деятельности.

Руководя самостоятельной деятельностью детей, воспитатель направляет свое внимание прежде всего на то, чтобы все малыши были заняты и находились в бодром, спокойном состоянии. В зависимости от их поведения и настроения педагог определяет, с кем из детей и чем именно целесообразно в данный момент заняться. Особенно важно направлять деятельность тех, которые занимаются с недостаточным интересом, играют примитивно для своего возраста, однообразно или неустойчиво. В активном участии педагога нуждаются и дети, которые хотя и могут играть с интересом, но им требуются помощь, совет, указание взрослого. Например, ребенок начал строить что-то, делает перекрытие, а оно не получается. Воспитатель показывает, как лучше поставить кубики и какую форму выбрать для перекрытия. Но, помогая ребенку справиться с задачей, педагог должен учитывать, что в данном возрастном периоде развития ребенка ему не следует давать готовые рецепты к действию, как это делалось в предыдущей группе: надо побудить малыша выполнить знакомое действие, сообразить, как работать быстрее и качественнее.

Остановимся на некоторых методических указаниях по руководству сюжетной игрой.

Для того чтобы сюжетная игра была разнообразной по своему содержанию, необходимо иметь игрушки, различные атрибуты, которые помогали бы ребенку отражать свои впечатления. В практике детских учреждений материал чаще бывает расположен в виде готовых сюжетных уголков (сюжетный уголок для игры в доктора, парикмахера, магазин и др.). Подобное расположение пособий для развития сюжетных игр на данном возрастном этапе неудачно, так как при этом не учитываются изменения, которые происходят в развитии ребенка на третьем году жизни. Все за него уже продумано, даны определенные сюжеты и полностью подобран необходимый материал. Поэтому часто дети играют однообразно, неинтересно, сюжеты повторяются изо дня в день.

Как же все-таки разместить пособия в помещении группы?

В групповой комнате, где стоит крупная мебель (стол, стулья, кровати, шкаф для хранения чистой посуды), надо выделить место для сюжетных игр. Здесь можно поместить шкаф для одежды кукол (меняется в зависимости от времени года), плиту, диванчик, на котором будут располагаться куклы, и другие сюжетные игрушки. В этой части комнаты дети могут играть с игрушками, отображая различные бытовые сюжеты. Здесь же неплохо установить открытый шкаф или стеллаж для различных игрушек или атрибутов. Например, для игры в магазин понадобятся весы, некоторые овощи, фрукты (можно использовать игрушки или муляжи), сумочки, корзинки или другое оборудование, например для игры в доктора. Этот материал пополняют в зависимости от обогащения детей впечатлениями, новыми знаниями.

Для развития сюжетной игры детям необходимы разнообразные впечатления. Детские впечатления пополняются на тематических экскурсиях, во время наблюдений (в кабинете врача, на кухне, за работой дворника, няни в группе). Во время экскурсий и наблюдений воспитатель обращает внимание малышей на главное, существенное. Тем самым он помогает ребенку не только запомнить то, что он видит, но и разобраться во взаимосвязи между действиями, во взаимоотношениях взрослых. Полученные впечатления дают ребенку материал для новых сюжетных игр.

Как и на втором году жизни, важным средством для обогащения содержания игры являются специально организуемые воспитателем показы-инсценировки. Они помогают детям понять хорошие дела и поступки людей. Например, устроив инсценировку «Упрямые барашки» (не захотели уступить друг другу дорогу через мостик и поэтому упали в воду), воспитатель противопоставляет показанному поведение двух девочек – Маши и Даши: они тоже шли через мостик, но уступили друг другу дорогу и преодолели препятствие благополучно. Сюжетом для таких инсценировок могут быть сказки с участием знакомых малышам игрушек. Это расширяет возможности их использования в повседневных играх.

Для обогащения сюжетных игр можно применять макеты из игрушек, например зимний сюжет: зима, куклы лепят снежную бабу, катаются с горок на санках, лыжах; или макеты, которые выполняются к праздникам: нарядные куклы едут на автомобилях с шарами и флажками.

Полезно рассмотреть макеты вместе с детьми, поговорить о том, куда едут нарядные куклы, и др. Совместные игры воспитателя и детей – эффективный метод обогащения их деятельности. Играя с малышами, педагог поддерживает у них интерес к игре, стараясь усложнить ее содержание. Если он видит, что кто-то из детей играет неактивно, остается безучастным, подсаживается к нему, задает вопросы по ходу игры, вызывает воспоминания, стимулирует воспроизведение прошлых впечатлений. Это не только удлиняет и обогащает игру, но и упражняет память малыша. Вопросы воспитателя вызывают детей на разговор, а это, в свою очередь, оказывает положительное влияние на становление речи. Или, например, педагог видит, как ребенок завязывает бинтом руку, но у него плохо получается, и вот он уже готов бросить это дело, не достигнув цели. Воспитатель, обращаясь к малышу, говорит: «Я доктор, давай я тебя полечу». Внимательно осматривает руку, протирает ватой, бинтует. Затем предлагает: «Пойди спроси у ребят, не заболела ли у кого-нибудь кукла, я полечу». Своими действиями педагог подводит ребенка к ролевой игре.

Общаясь с детьми в игре и направляя их действия, воспитатель делает это с большой осторожностью, чутко относится к интересам малышей. Нельзя мешать возникновению их самостоятельной игры, участие в ней взрослого ни в коем случае не должно превращаться в натаскивание.

Особое место в самостоятельной деятельности детей третьего года жизни занимают сюжетные игры со строительным материалом. В этом возрасте детям можно давать все виды существующих наборов и все формы строительного материала. В группе должен быть крупный строительный материал, из которого малыши сооружают на полу постройки, а также средний и мелкий, с которым они занимаются за столом. Играя со строительным материалом, ребенок закрепляет и совершенствует умения, которые приобрел на втором году жизни. Помимо этого, детей третьего года жизни подводят к сюжетной постройке, учат строить. Этот вид деятельности используется также для ознакомления ребенка с формой предметов, для развития пространственных соотношений. Поэтому руководство воспитателя играми детей с этим материалом важно и необходимо. Например, педагог в присутствии малышей создает разные сооружения, затем объединяет их в сюжетную постройку. Во время работы он вслух планирует свои действия, объясняет, что собирается строить: организует работу так, чтобы дети помогали ему, подбирали нужную форму. Руководя играми малышей, воспитатель уточняет их представления о форме и величине предметов, поддерживает интерес к строительному материалу, предлагая выполнить нужные для игры сооружения. Например, ребенок играет в зоопарк. Воспитатель уточняет, знает ли он, где живут звери, что для них можно построить. Совместно решают: надо сделать из кубиков домик. Наборы строительного материала желательно дополнять игрушками (куклы, животные, птицы), различными атрибутами для оформления построек (флажки, звездочки, елочки и др.).

По окончании игры детей приучают убирать строительный материал в шкаф или класть его на стеллажи в соответствии с формой. Такое хранение помогает содержать его всегда в порядке. Кроме того, у ребенка закрепляется представление о форме предметов.

Наряду со строительным материалом детям этого возраста можно давать и простые конструкторы, с помощью которых ребенок может делать несложные предметы, например домик из деталей конструктора, соединяющихся способом сцепления, и др. Если, действуя с конструктором, малыш в чем-то затрудняется, не надо спешить ему на помощь. Но если ребенок не может обойтись без взрослого, не делая за него абсолютно все, надо ему показать и объяснить, что можно выполнить из деталей и почему именно так, чтобы в дальнейшем он мог сам решить подобную задачу.

Для развития самостоятельной деятельности детей большое значение имеют наблюдения. Путем наблюдений малыши знакомятся со свойствами предметов, их формой, величиной, цветом. Объектами наблюдений могут быть животные, находящиеся в группе, рыбки в аквариуме, растения, картины, на которых изображены пейзажи, цветы (время от времени их надо менять). Рассматривая вместе с детьми окружающее, воспитатель пробуждает у них желание наблюдать самостоятельно. Если воспитатель видит, что ребенок за чем-то наблюдает, его надо поддержать, помочь ему увидеть в наблюдаемом объекте или явлении главное, существенное. При этом малыши могут задавать вопросы, что будет свидетельствовать об уровне их познавательной деятельности.

Полезно давать в самостоятельное пользование малышам дидактические игры. Играя, ребенок уточняет знания свойств предметов – цвет, форму, величину. После этого малыши успешно собирают пирамидку по форме и величине. Детям от 2 до 2,5 лет можно давать пирамидки из 6–8 колец, детям от 2,5 до 3 лет – пирамидку из 8-10 (12) колец и даже фигурные пирамидки.

Малыши любят играть с матрешками. В первом полугодии (в возрасте от 2 до 2,5 лет) они собирают и разбирают 4-5-местные игрушки, а во втором полугодии – 6-7-местные.

С увлечением малыши занимаются с геометрической мозаикой. Для самостоятельных занятий с ней детям дают образцы несложных рисунков геометрических форм. Выполняя рисунок по образцу, ребенок должен ориентироваться на форму и цвет. Так, играя, он закрепляет знание свойств предмета.

В группе должен быть игровой материал, различный по цвету. Располагать игрушки надо так, чтобы малыши могли ими пользоваться. Воспитатель помогает детям организовать игру. Например, в коробке подобраны разнообразные предметы основных цветов: грибы, шарики, палочки, кольца. К ним даны цветные дощечки таких же цветов. Взяв для игры пособие, ребенок должен сам разложить эти предметы на дощечки соответствующих цветов.

Для упражнений в восприятии и запоминании основных цветов надо иметь игрушки, предметы, окрашенные в эти цвета. Например, у кукол должны быть красные и желтые платья, у мишек синие штаны, у других кукол красные косынки. Строительный материал также должен иметь разную окраску. Во время самостоятельной деятельности детям можно предлагать, например, такое задание: «Давайте внимательно посмотрим, а что у нас в группе красного, желтого, зеленого или синего цвета?» Подобные задания способствуют развитию у малышей ориентировки в окружающем, наблюдательности.

Большой интерес в самостоятельных играх у детей вызывают складные кубики: из их частей можно собирать целый предмет. Детям от 2 до 2,5 лет можно давать от 2 до 4 частей, детям от 2,5 до 3 лет – до 6 частей. На картинках должны быть изображены хорошо знакомые малышам предметы и их части, чтобы они могли сложить целый предмет.

В самостоятельной деятельности ребенок использует разнообразные лото («Лото малышам», ботаническое, зоологическое, лото «Транспорт», «Мебель», «Посуда»). Эти игры использовались на занятии, и дети знают, что нужно делать.

В работе с детьми третьего года жизни широко используют книги, серии картинок для воспитания умения самостоятельно пользоваться книгой, картинками. Рассматривать изображения, рассказывать по ним, бережно, аккуратно относиться к книгам, после рассматривания убирать их на место – все эти задачи воспитатель решает, организуя самостоятельную деятельность ребенка. К выбору места хранения книг и картинок надо отнестись особо внимательно. Место должно быть спокойное, светлое, чтобы малышу, пожелавшему заняться книгой, не мешали другие дети. Хранятся книги на полочке или в шкафу так, чтобы их можно было свободно брать. Для самостоятельных занятий детям дают те книги и картинки, которые использовались на занятии и им знакомы. Но вполне естественно, что в самостоятельное пользование можно предлагать и то, что малышам не знакомо. При этом содержание иллюстраций в книге или картинок должно быть таким, что, имея определенный опыт, ребенок может сам в нем ориентироваться, например тематические альбомы (мебель, одежда, посуда, овощи, фрукты и др.). Надо стремиться к тому, чтобы во время рассматривания иллюстраций дети больше говорили. Если воспитатель видит, что у ребенка исчез интерес к книге, надо или самому подключиться и своим участием поддержать интерес малыша, или же переключить его на другой вид деятельности. Но именно к книге у ребенка с самого начала должно быть воспитано особое отношение, и это полностью зависит от взрослого.

Для закрепления навыков изобразительной деятельности на третьем году жизни ребенку в самостоятельное пользование можно давать только мел и доску. Карандаши и пластилин использовать нецелесообразно, так как у детей пока еще нет устойчивого отношения к использованию данного материала, поэтому без внимания воспитателя малыши могут применять его не по назначению. В группе следует иметь доску настенную или переносную, на ножках.

В самостоятельной деятельности ребенка особое место должны занимать действия, способствующие формированию элементарной трудовой деятельности, связанной в основном с самообслуживанием и выполнением некоторых поручений. Малыш совершает их с большим удовольствием. Но поручение надо предлагать ребенку не для того, чтобы только чем-то занять его. Оно должно являться одним из средств трудового воспитания, а также способствовать решению задач развития ориентировочных реакций и речи. Давая ребенку поручение, надо проследить, чтобы малыш сумел его выполнить, так как на данном возрастном этапе дети часто отвлекаются и забывают о задании. Следует подбирать для ребенка такие поручения, при выполнении которых ему потребуется сделать усилие, подумать, как действовать. Полезны разнообразные словесные поручения: «пойди скажи», «пойди позови» и др. Они способствуют развитию общения и со сверстниками, и со взрослыми.

Большое место в самостоятельной деятельности детей третьего года жизни занимают движения, но и в этом возрасте ребенок устает от их однообразия. Дети не могут долго ходить, бегать, однообразно двигаться. Есть много средств для развития движений. С этой целью используют режимные и гигиенические процессы, привлекают детей к участию в работе взрослых, дают различные посильные поручения – что-то принести или отнести. Такие приемы расширяют ориентировку детей в окружающем, усложняют и разнообразят их деятельность, повышают двигательную активность.

Но особенно эффективным средством развития движений ребенка является игра. Во время игры малышу создают условия для движений как в группе, так и на участке. В игровой комнате должно быть достаточно места, где дети могли бы свободно бегать, играть в мяч и другие подвижные игры. В группе должны быть игрушки, побуждающие детей к движениям: мячи разных размеров, широкие обручи, трехколесные велосипеды, всевозможные тележки, игрушечные автомобили, небольшие доски, ящики. Это особенно важно, когда дети по какой-либо причине не гуляют на участке. В групповой комнате, если позволяет площадь, или в каком-либо другом помещении можно разрешать малышам кататься на велосипеде (под контролем взрослого), играть в мяч, предложив ребенку не бросать его бесцельно, а чтобы ловил кто-либо из детей или взрослый, и показать, какие движения нужно делать.

На участке должны быть специальные пособия – шестигранники, лесенки, доски различной ширины, приспособления для игры в мяч, чтобы во время прогулок дети могли достаточно и разнообразно двигаться: развивать координацию общих движений, учиться преодолевать небольшие препятствия, подниматься и спускаться с лестницы чередующимся шагом, согласовывать свои движения с движениями других детей.

Пособия, предназначенные для физических упражнений, должны храниться вне помещения группы.

Создание условий для всех видов деятельности, правильное руководство воспитателя самостоятельными детскими играми способствуют умственному развитию и формированию личности ребенка.

Организация самостоятельной деятельности детей

в условиях ДОУ с учётом ФГОС ДО

Савченко Любовь Александровна,

старший воспитатель МБДОУ д/с «Радость»,

г. Цимлянск

В ФГОС ДО самостоятельная деятельность детей выделена менее ярко, чем совместная деятельность взрослых и детей. Тем не менее, в целевых ориентирах самостоятельность, способность выбирать себе род занятий является первостепенным. Необходимость формирования и развития самостоятельности диктуется потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески, совершать открытия на благо человечества. А решение этого вопроса находит свое отражение в процессе развития самостоятельности, который позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения.

В научной педагогической литературе существуют разные точки зрения на определение понятия «самостоятельность» :

  1. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений.
  2. Это общая характеристика регуляции (управление) личностью своей деятельности, отношений и поведения.
  3. Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный цели, а так же способствовать к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Научные исследования свидетельствуют о том, что в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно – исследовательской, продуктивной (рисование, лепка, художественный труд), трудовой, музыкально-художественной, чтении.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять её от воспитателя), обдумать путь к её достижению, осуществить свой замысел , оценить полученный результат с позиции цели.

Развитие самостоятельности – важный показатель готовности ребенка к школе, особенно, эмоционально-волевой. У ребенка формируется умение действовать произвольно, регулируя и подчиняя свое поведение достижению определенной цели, которую ставят перед ним взрослый, коллектив детей, а затем и он сам. К концу дошкольного возраста ребенок 6 -7 лет сам ставит перед собой цель, совершает определенные последовательные действия для ее достижения, доводит начатое дело до конца.

Таким образом, самостоятельная деятельность дошкольника – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.

Итак: самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в рамки принятых в обществе норм, то есть на каждую потребность должно быть правило. Мы, взрослые, живем по правилам, для детей также существуют определенные правила (в детском саду одни, в школе – другие). Какие правила существуют в ваших группах? (то, что взял – клади на место; не кричать и не бегать в группе; не мешать другим; складывать аккуратно одежду в шкафчике, здороваться со всеми, кто приходит в группу и т.д.).

ФГОС ДО подразумевает создание условий для свободного выбора детьми деятельности, то в этом смысле трудно переоценить значение предметно-развивающей среды. Припомним, что же такое развивающая предметно-пространственная среда? Развивающая предметно-пространственная среда -это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, на состояние его физического и психического здоровья, на успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении. Согласно требованиям ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л.С.Выгодского такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом особая роль отводится воспитателю. Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о развивающей предметно-пространственной среде в ДОУ), которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. Педагог может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

Предметно-развивающая среда должна организовываться таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Такая среда должна отвечать индивидуальным и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности – игре. При этом она должна способствовать развитию творческих способностей, будить фантазию, активность действий, учить общению, яркому выражению своих чувств.

Игра в детском саду должна организовываться , во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.

Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т.д.) Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка.

Чтобы организовать самостоятельную художественную деятельность у ребенка должен быть сформирован художественный опыт, который ребенок приобретает на занятиях. Планомерное обучение позволяет постепенно накапливать и увеличивать объем навыков, умений и уже по своей инициативе дети могут проявлять себя в различных видах художественной деятельности: музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театрально-игровой.

Математика для дошкольника должна быть веселой и занимательной. Чтобы самостоятельная познавательная математическая деятельность была эффективной необходимо:

— создать специальную предметно-развивающую среду;

— предложить детям в самостоятельной познавательно-игровой деятельности комплекс занимательного игрового математического материала;

— использовать специальные приемы руководства самостоятельной познавательно-игровой математической деятельностью.

Эффективность самостоятельной познавательной математической деятельности можно отследить по уровню детской самостоятельности; познавательной активность детей; уровню мотивации.

Таким образом, организации самостоятельной деятельности детей в ДОУ педагог должен отводить большое количество времени в течение дня, в специально представленное для этого время, где ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий. И если в совместной деятельности с детьми педагог является равным партнером, то в самостоятельной деятельности педагог только наблюдатель.

Список использованной литературы:

  1. Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб: Детство-ПРЕСС 2000, 192 с.
  2. Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. // Дошкольное воспитание, 1991 — № 6. – С. 11-14
  3. Кузнецова Н.П., Создаем развивающую среду шаг за шагом//Справочник старшего воспитателя № 8 2016г.
  4. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста [Текст]: методические рекомендации /под ред. О.В.Дыбиной/-М.: центр педагогического образования, 2008г.
  5. ФГОС ДО.

Аннотация: В работе раскрыта сущность понятия «самостоятельная деятельность детей» и роль воспитателя в организации данной деятельности. Материал будет полезен педагогам ДОУ при планировании своей работы с детьми.

Организация самостоятельной деятельности детей в условиях ДОУ с учётом ФГТ

Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей. Прежде чем перейти к вопросу организации этой самостоятельной деятельности в условиях ДОУ, я расскажу о том, что же необходимо понимать под самостоятельностью.

О понятие «самостоятельность» в научной литературе

В научной педагогической литературе существуют разные точки зрения на определение понятия «самостоятельность»

1. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

2. Это общая характеристика регуляции (управление) личностью своей деятельности, отношений и поведения.

3. Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный цели, а так же способствовать к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Научные исследования свидетельствуют о том, что в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно - исследовательской, продуктивной (рисование, лепка, художественный труд), трудовой, музыкально - художественной, чтение.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять её от воспитателя), обдумать путь к её достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.

Таким образом, самостоятельная работа детей в ДОУ -это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.

А. И. Зимняя подчеркивает, что выполнение такой самостоятельной работы требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ребенку удовлетворения как процесс самосовершенствования и самопознания.

Итак: самостоятельная деятельность детей - одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

О роли воспитателя в организации самостоятельной деятельности детей в ДОУ

Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно - развивающей среде в ДОУ), которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

Предметно - развивающая среда должна организовываться таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Такая среда должна отвечать индивидуальным и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности - игре.

Именно моделирование игры по выбору ребенка, его сценарию способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств.

Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.

Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т.д.) Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка.

Педагог может заранее спланировать самостоятельную деятельность детей с учетом актуальной на данный день (или неделю) темы, поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня, т.е должен быть реализован принцип комплексно - тематического построения образовательного процесса в ДОУ. Педагог «отталкивается» от этой темы при организации самостоятельной деятельности детей.

Так, например, в старшей группе тема недели «Едет Масленица дорогая…»

Как можно педагогам организовать самостоятельной деятельности детей:

1. Накануне в группе организовать выставку «Кукла Масленица» с помощью демонстрационного материала: картины, детские рисунки, вырезки из газет, детские книги, тряпичные куклы.

2. Вводная беседа педагога с детьми по теме.

Цель и выставки и беседы : мотивация детей на самостоятельное изучение, рассмотрение демонстрационного материала.

3. Внести материал разнообразных свойств для художественного творчества (карандаши, кисти, краски, восковые мелки, бумагу для аппликаций). Используя педагогический метод авансирования (т. е. заранее похвалить ребенка, заставить поверить его в свои силы) педагог мотивирует детей на самостоятельное художественное творчество (аппликации «Солнышко», рисунки «Кукла Масленица»и др.)

4. Во время прогулки рассказать детям о правилах подвижной праздничной игры (в которую играют на праздник Масленица): пошла коза по лесу, веснушка - весна, холодно - горячо. И предложить им самостоятельно в них сыграть, а так же рассказать об играх другим детям и сыграть вместе.

5. Дети по желанию берут заранее изготовленные поделки «Солнышко» и через эти поделки педагог может побуждать к хороводным играм. (Роль воспитателя - направляет, остальное дети делают сами)

6. В уголке «Хозяюшка» предложить детям испечь блины (после чтение художественной литературы закличек и стихотворений про блины), с.р.и. «Кулинары»

Таким образом, организации самостоятельной деятельности детей в ДОУ педагог должен отводить большое количество времени в течение дня. И если в совместной деятельности с детьми педагог является равным партнером, то в самостоятельной деятельности педагог только наблюдатель.

В завершении хочу отметить, что благодаря переходу на новую форму календарного планирования, организация самостоятельной деятельности чётко отражена и пересекается (интегрирует) с остальными формами работы в течение дня (прогулка, режимные моменты, групповая - подгрупповая, совместная деятельность). Но в комплексно - тематическом планировании ДОУ не делается акцент на самостоятельной деятельности воспитанников, эта деятельность отдельно не прописывается, а только подразумевается. Следовательно, остается открытым такой вопрос: включение раздела организация самостоятельной деятельности в комплексно - тематическое планирование ДОУ.

Список использованной литературы:

1. Кононова И., Ежкова Н. Подготовка детей к самостоятельной деятельности. // Дошкольное воспитание, 1991 - № 6. - С. 11-14

2. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста [Текст]: методические рекомендации /под ред. О.В.Дыбиной/-М.: центр педагогического образования, 2008г.

3. Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей - Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб: Детство-ПРЕСС 2000-192 с.

Мастрество воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности дететей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устронять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Основные проблемы связаны с нравственным воспитанием дошкольников (коллективных взаимоотношений, личностных качеств ребенка – дружелюбия, гуманности, трудолюбия, целеустремленности, активности, организаторских умений, формированием отношения к труду, учебе). Решению этих вопросов в наибольшей степени способствуют сюжетно-ролевые, творческие игры.

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? От умения быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка. В дошкольной педагогике имеется много методов и приемов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Иногда воспитатели при знакомстве с передовым педагогическим опытом (в печати, во время просмотра открытых занятий, игр) обнаруживают новые приемы руководства и оформления игровых зон и механически переносят их в свою работу, не получая при этом желаемого результата.

Методические приемы приносят результат в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребенка.

Овладев с помощью взрослых основными способами действия, характерных для той или иной деятельности, дети могут использовать их в тех же или несколько измененных условиях. Для этого надо, чтобы в групповой комнате и на участке были созданы условия для разнообразной самостоятельной деятельности малышей. Каждый вид игрушек и пособий следует хранить в определенном порядке. Это позволит детям найти нужный предмет, а после игры убрать его на место. Важно продумать, как наиболее рационально распределить игровой материал, чтобы дети могли заняться разнообразной деятельностью, не мешая друг другу.

Спокойное место в группе отводится для самостоятельных игр с дидактическими игрушками, рассматривания картинок, игр. Дидактические игрушки, книги хранятся в открытом шкафу, рядом со столами, за которыми дети играют и рассматривают книги. Более сложные дидактические игрушки, игрушки-забавы должны быть видны детям. Лучше, если они будут лежать на полке выше роста ребенка, чтобы взрослый мог не только помочь взять игрушку, но и проследить за игрой ребенка.

С дидактическими пособиями и игрушками (пирамидами, матрешками, вкладышами) дети под наблюдением воспитателя играют самостоятельно или с небольшой помощью взрослого. Так у малышей закрепляются знания, полученные на занятиях, и умения самостоятельно пользоваться дидактическими игрушками.

Материалы для изобразительной деятельности (карандаши, бумага, мелки) целесообразно хранить в закрытом шкафу, так как самостоятельно малыши еще не умеют пользоваться этими предметами по назначению (для рисования, лепки), но уже свободно рисуют мелом на доске, палочкой на снегу, песке.

Малышам нужны и живые объекты для наблюдения (рыбки, птицы), и природный материал (шишки, желуди, каштанов). Для развития ходьбы, бега и подвижных игр в групповой должно быть достаточно свободного места. Мебель, крупные игрушки и пособия размещают так, чтобы дети легко могли проходить между ними, подходить к ним с разных сторон. Четкое распределение игрушек и пособий в комнате и на участке, их размещение, художественное оформление создают порядок и уют. Но это не означает, что каждый вид игрушек и пособий должен использоваться изолированно. Многие из них могут применяться в сюжетных играх. Так в «дом» дети могут попасть через «двери» в виде обруча или дуги, а в «магазин» – по лесенке или доске перед входом в дом. Короткие шнуры, палки, природный материал – удивительные и не заменимые никакими совершенными игрушками предметы для игры.

После завершения игры дети вместе с воспитателем убирают все игрушки в отведенные места. Даже в разгар игры не должно быть такой картины; под стулом валяется кем-то забытый заяц, на полу – разбросанные кубики и другие игрушки. Если же дети развернули интересную игру, соорудив постройку и разместив игрушки в необычных местах, целесообразно ее не разбирать, чтобы продолжить игру после сна или прогулки.

Обеспечение игровым материалом – важное, не единственное условие, побуждающее малыша к самостоятельной игре.

Развитие самостоятельной деятельности детей зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребенком. Это общение, какими бы педагогическими приемами оно ни осуществлялось, должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми. Оно должно направлять малышей на самостоятельное воспроизведение знаний, умений, способов действия с предметами, полученное на занятиях и в совместной деятельности со взрослым. Педагогу следует поощрять проявление активности, инициативы и выдумки детей.

Обращаясь к одному ребенку или группе детей, воспитатель говорит тихо, чтобы не отвлекать других от занятий. Малыши не воспринимают обращения, адресованного всем детям. Ребенка надо назвать по имени, дать индивидуальное поручение. Детям раннего возраста непонятна монотонная, невыразительная речь, они чутко улавливают веселые, ласковые интонации в голосе. Если воспитатель сам умеет и любит играть, он понимает настроение играющих, общается с ними искренне, заинтересованно, не пользуется стандартными заученными фразами и словами.

Опытный воспитатель внимательно наблюдает за играющими детьми. Он может ходить, стоять, сидеть, но всегда занимает такую позицию, чтобы, обращаясь к одному ребенку или нескольким детям, не выпускать из поля зрения остальных. К каждому воспитаннику в течение самостоятельной игры можно подойти и обратиться не менее 3-5 раз; с заскучавшим ребенком – поиграть в «прятки», приласкать его; другому – показать, как правильно сложить пирамиду; третьему – привести в порядок костюм, поговорить с ним о впечатлениях после поездки в метро.

Организуя самостоятельную деятельность детей, воспитатель особое значение придает формированию доброжелательных отношений между ними. Он показывает малышам, как можно вместе играть в дидактические и подвижные игры, как вдвоем посмотреть картинки, как пожалеть упавшего сверстника, помочь ему.

С детьми обращаются ровно, спокойно, терпеливо. Недопустимы со стороны воспитателя и других сотрудников окрики, раздраженный, громкий разговор, постоянные порицания. Речь воспитателя – не только образец для подражания. От того, как взрослый обращается к детям, во многом зависит его педагогический успех. Существует хорошее правило; во время занятий не отвлекать воспитателя и детей. Это правило относится и к организации и проведению игры, во время которой недопустимы разговоры на посторонние темы с помощником воспитателя и другими сотрудниками. Во время бодрствования детей целесообразно входить, обращаясь к детям, включаться в игру педагогу-методисту, заведующему, медицинской сестре, и другим сотрудникам детского сада.

Планирование системы педагогических мероприятий, с одной стороны, должно направлять детей на отображение в игре разнообразных, новых для них явлений окружающей действительности, с другой стороны, усложняет способы и средства воспроизведения этой действительности. Знания детей об окружающей жизни, полученные из разных источников, определяют содержание игровых задач, тему сюжета. От умелого усложнения способов и средств решения игровых задач зависит формирование самой игры.

Расширение знаний детей предусматривается на занятиях или во время специальных наблюдений. При этом устанавливается связь между прошлым опытом детей и новыми знаниями. Приобретенные сведения и впечатления детей учитываются при планировании воспитательной работы по руководству игрой.