Память ее роль жизни человека. Определение памяти, ее функции, значение в жизни человека. Процесс преобразования опыта

Значение памяти в жизни человека

Память - познавательный (когнитивный) процесс, обеспечивающий воспроизведение прошлого опыта, а также одно из основных свойств психики, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Память как процесс состоит из четырёх взаимосвязанных процессов запоминания, забывания, сохранения и воспроизведения, последнее включает в себя узнавание, воспоминание и припоминание.

Неотъемлемой частью активной умственной деятельности каждого человека является память, которой многие зачастую недовольны. Поэтому перед тем как начать ее усовершенствование необходимо более детально разложить все по полочкам.

Не секрет, что функции памяти напрямую связаны с мозгом и нервными импульсами.

Мозг же, по задумке Матушки Природы, разделен на два полушария, каждое из которых отвечает за «свое». Например, по исследованиям Роберта Орнстейна из Калифорнийского университета было установлено, правое полушарие несет ответственность за воображение и восприятие, а левое – за все логическое (обучение, науки, аналитику и т. д.).

Так что можно с уверенностью говорить, каждое направление в деятельности человека имеет свою как физическую, так и эмоциональную ячейку в общем информационном хранилище под названием «память». Поэтому для правильной «расстановки» получаемой ежедневно информации, как и в библиотеке, существует несколько отделов.

Первоначальная и важная роль, как бы странно это ни звучало, отведена так называемой кратковременной памяти. Несмотря на то что эта ячейка не отличается большим объемом вместимости, но считается тем самым фильтром, который оберет необходимые элементы и передаст в более объемный отдел – долгосрочную память.

Эта ячейка в состоянии сохранять информацию на протяжении всей жизни при одном лишь условии – человек периодически должен к ней возвращаться.

А вот «коридорчиком», по которому полученная информация может переместиться из кратковременной в долговременную, является связующее звено под названием оперативная память. Дойдет ли полученный опыт до объемной ячейки хранилища зависит только от человека, ибо оперативная память хранит информацию лишь сутки, и если ее владелец не вспоминает о ней в течение этого времени, то все ненужное просто стирается, не занимая лишнего места.

Вроде о ячейках памяти все понятно, но ведь как-то же она доходит до этих ячеек.

Правильно, в соответствии с физиологическим строением человеческий организм связан с мозгом многочисленными нервными окончаниями, которые и передают волны-импульсы на «центральный пульт управления».

Поэтому дополнительными помощниками главного хранилища информации являются, конечно же,

    память зрительная, отвечающая за информацию, полученную вследствие наблюдений;

    память слуховая, воспринимающая звуковые ощущения;

    моторная память, которая автоматически запоминает все совершенные физические действия.

Из этого следует еще одна аксиома – состояние памяти человека напрямую зависит от правильной работы всего организма, и если какое-то его звено выпадет из общей цепи, то можно не ожидать правильной фильтрации и запоминания того, что действительно нужно.

Администрация МО «Заиграевский район»

Управление образования администрации МО «Заиграевский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Горхонская средняя общеобразовательная школа №73»

Тема исследовательской работы:

« Память и ее значение в жизни человека»

Направление: общая психология

Выполнила: ученица 9 класса

Преблоцкая Алина

Руководитель:

Сураева Мария Николаевна

Заместитель директора по ВР

2018 год

Оглавление

Введение ………………………………….……………………………………..3

1. Теоретическая часть
1.1 Память и ее значение в жизни человека…...………………………………... 4
1.2 Пути, приемы и методы улучшения памяти……………..………………… 7

2. Практическая часть, анкетирование
2.1 Практические рекомендации для эффективного запоминания …………10

3. 4. Заключение …………………...………………………………………………13
5. Литературные и электронные источники………………………………….….. 14

6. Памятка

Приложение……………………………………………………...………..15

Введение

Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась с процессом обучения, а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации. Так, древние греки в соответствии с принятым в то время способом записи считали, что информация в виде каких-то материальных частиц попадает в голову и оставляет отпечатки на мягком веществе мозга, как на глине или воске

Память -- форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу.

Актуальность моего исследования состоит в том, что память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти.

В своей работе я попыталась разобраться, какое значение имеет память в жизни человека.

Гипотеза: Память - основа психической деятельности . Без неё невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания.

Цель исследования - изучить пути, приемы и средства улучшения памяти человека.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «память» и значение памяти в жизни человека.
2. Изучить основные пути, приемы и методы улучшения памяти.
3. Составить практические рекомендации для эффективного запоминания.

Методом исследования является:

Теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

Проведение анкетирования учащихся 9 класса;

Анализ полученных результатов;

Понятие «память» применяется в тех случаях, когда результат одного воздействия на объект затем проявляется в его взаимодействии с другими объектами. В широком смысле память - это сохранение информации о сигнале после того, как действие сигнала уже прекратилось. Память в узком смысле связана со способностью живых существ избирательно фиксировать те изменения, которые важны для активного приспособления к условиям жизни. В ходе онтогенеза каждый организм получает из внешней среды информацию, которую он обрабатывает, хранит и воспроизводит или использует в поведении. Каждый организм обладает запасом двух видов информации: информация, накопленная в процессе эволюции вида и закрепленная в безусловных рефлексах и инстинктах, и информация, приобретаемая в индивидуальной жизни организма в виде условных рефлексов. Соответственно существует два рода памяти: видовая и индивидуальная.
Памятью, как способностью к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта, обладают все животные, включая простейшие организмы, у которых отсутствует нервная система. Без постоянного обновления такого опыта живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни, не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.
Наиболее высокого уровня своего развитая память достигает у человека. Он обладает такими мнемическими возможностями, равных которым нет ни у какого другого живого существа в мире. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся.

Человек наделен речью, которая выступает как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного рода технических записей. То, что человек может выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято только зрительно или на слух. Если, кроме того, слова не выступают просто как вербальная замена воспринятого материала, а являются результатом его осмысления, т. е. если слово не название, а понятие, содержащее в себе связанную с предметом существенную мысль, то такое запоминание является наиболее продуктивным. Иными словами, чем больше человек думает над материалом, тем активнее старается зрительно его представить и тем прочнее материал запоминается.
Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие у нас понятия о вещах и законах их существования. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и общества. Память включается во все виды и уровни деятельности, т. к., действуя, человек опирается на собственный и исторический опыт. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, умений и навыков. Связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивает единство его психики, придавая ей индивидуальность. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Дальнейший прогресс человечества без улучшения этой функции немыслим.
Память выполняет и функцию «информационного фильтра» психики от воздействия бесчисленных раздражителей, запечатлевая и сохраняя лишь наиболее значимую для человека информацию. Эта функция памяти позволяет освобождать систему от обработки тех стимулов, значение которых уже оценено, и тех стимулов, которые не являются значимыми для организма.
Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.

В современной психологии принято считать, что память - это функция мозга, а физиологической основой памяти является пластичность нервной системы. Она проявляется и в отношении психических процессов, что выражается в возникновении связей между процессами. В результате один психический процесс может вызвать другой.
Память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Одни люди с трудом запоминают, но долго хранят в памяти запомненный ими материал, другие люди, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили.

1.2 Пути, приемы и методы улучшения памяти.
Существует множество способов управления и тренировки памяти. Каждый человек хотел бы улучшить память, но не всякий знает, что для этого нужно. Самое главнее правило для улучшения памяти гласит: «Чтобы развить память ее надо развивать». Только все время тренируя, нагружая и используя память, все время запоминая, воспроизводя запомненное раньше и вновь запоминая, можно совершенствовать свою память. Существует также множество приемов, которые помогают при запоминании, помогающие в дальнейшем наиболее точно воспроизвести полученную когда-либо информацию.

Вот некоторые из них:

Нужно получить глубокое, точное, яркое впечатление о том, что необходимо запомнить. Как фотоаппарат не даст снимков при тумане, так сознание человека не сохранит туманных впечатлений.

Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запомниться сразу прочно и надолго, и по истечении несколько многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью.

Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются.

При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты. И наоборот иногда человек многократно сталкиваясь с одним и тем же предметом в течение долгого периода не может его описать или, например, указать его цвет. Этим и объясняется то, что редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.
То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.
Методы улучшения памяти.
Сосредоточенность на изучаемом материале в сочетании с избирательностью позволяют человеку сконцентрировать свое внимание, а значит, и настроить на восприятие только потенциально полезной информации. Если ученик сконцентрирует свое внимание на изучаемом материале, то подготовка к экзамену займет менее продолжительное время, чем, если он будет постоянно отвлекаться на посторонние вещи.
1. Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго до отхода ко сну. В этом случае запоминание лучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями, которые в течении дня обычно накладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекая внимание. Это хорошо видно на примере школьников младших классов - ребенок может целый день учить стихотворение, но не может потом рассказать. Но если он повторит стих перед сном, то рассказать его не составит труда.
2. Необходимо четкое зрительное впечатление запоминаемого материала, т. к. оно наиболее прочное. Однако, комплексные впечатления, т. е. впечатления, полученные при помощи возможно большего числа органов чувств, позволяют запечатлеть в сознании нужный материал еще лучше.

3. Запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую задачу. Интересный факт, что масса студентов, сдав экзамен, по какому-либо предмету спустя пару дней, не могут ничего вспомнить. Это можно объяснить следующим образом: при подготовке студенты ставят себе определенную задачу (сдать экзамен), а кроме того сосредотачиваются на относительной близкой дате сдачи экзамена, не «программируя» себя на будущее.

Таким образом, материал попадает в промежуточную память, не закрепляясь в долговременной, и как только экзамен сдан соответствующая информация утрачивается. Правильная установка - усвоить материал, а не запомнить его для того, чтобы забыть. Предполагаемый срок хранения информации зависит от изучаемого материала. Здесь следует сказать и о прочности запоминания.

Например, дети школьного возраста сохраняют в памяти заученное гораздо дольше, чем взрослые. В таком же отношении находятся друг к другу старшие и младшие возрастные группы детей. Дети нуждаются в большем времени и большем числе повторений для заучивания всякого материала, но то, чем овладевают, они держат в памяти прочнее и дольше, и воспроизводят, когда нужно, легче и точнее.

И еще один известный факт - старики, иногда значительно лучше помнят то, что произошло с ними в молодости и могут совершенно не помнить того, что с ними произошло несколько дней назад. Вообще с возрастом механически запомнить что-либо новое трудно. Например, в зрелом возрасте сложнее учить иностранные языки, чем в юности.
Любая из частей, на которые при заучивании делится весь материал, должна сама по себе представлять более или менее законченное целое. Тогда весь материал лучше организуется в памяти, где запоминается и воспроизводится. Именно поэтому, заучивая стихи, слова песни, не надо зубрить каждую строчку отдельно. Это законченное целое может представлять собой группу слов или понятий сформированных по первой букве названия.
То, что можем выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято только на слух. Если, кроме того, слова являются результатом осмысления воспринятого материала, т. е. слово содержит в себе связанную с предметом внимания существенную мысль, такое запоминание является наиболее продуктивным. Человек может запомнить фразу, создав для себя смысловой образ. Например, такая фраза как: «Третьего дня тут приземлиться аэроплан». Может быть сказана так: «Позавчера здесь приземлился самолет». Материал, усвоенный таким образом, запомнен не только смысловым, но и логическим запоминанием. Схематически это можно показать так: понимание смысла запомненного → анализ материала → выявление наиболее существенных мыслей → обобщение → запоминание обобщенного материала.

2. Практическая часть, анкетирование.
Мне было интересно узнать, знают ли учащиеся 9 класса - Что такое память и её особенности. Для этого мы провели анкетирование по следующим вопросам:

1.Что такое память? (Приложение 1)

2. Хорошо ли вы запоминаете информацию? (Приложение 2)

3. Какие виды памяти вы знаете? (Приложение 3)

4. Какая память развита у вас лучше? (Приложение 4)

5. Развиваете ли вы свою память? (Приложение 5)

Результаты анкетирования показали , что практически все учащиеся в возрасте 14 лет плохо запоминают информацию, не знают виды памяти, больше у них развита зрительная память. Целенаправленно развитием своей памяти никто не занимается.

1. Чтобы запомнить небольшие по объему числа, названия чего-либо, формулы, фамилии, номера телефонов и пр., нужно многократно повторять их в течение 10-20 секунд (это время соответствует времени следообразования в памяти) любым способом: вслух, про себя, записать несколько раз, думая о них, сосредоточив на них внимание.
2. В основе эффективного и быстрого запоминания лежат ассоциации. Ассоциирование - это такое связывание одного элемента с другим, при котором появление в сознании одного из них влечет за собой появление другого. Необходимо постараться выстроить связи между запоминаемыми и уже имеющимися в памяти данными (логические, ассоциативные и др.).
3. Для эффективности запоминания больших объемов учебного материала предлагается весь требующий запоминания материал перед началом работы разделить на части таким образом, чтобы на каждую часть нужно было затратить 15-20 минут при первом повторении. После этого можно приступать к повторению этих частей. В тех случаях, когда приходится иметь дело с материалами больших объемов, практически неэффективны, а иногда и отрицательны по результатам и потому нежелательны попытки повторений утром в день экзамена, выступления и т. д.
4. При разделении материала на составные части нужно, чтобы каждая повторяемая часть чем-то отличалась от предыдущей и последующей. Для этого можно чередовать части из разных разделов и разных областей знаний.
5. Для повышения эффективности процесса запоминания повторение должно быть активным. Перед началом любого повторения попытайтесь припомнить самостоятельно изученное ранее. Мозг должен работать, действовать, извлекать даже, казалось бы, совсем забытую, утерянную информацию изо всех уголков памяти при каждом повторном чтении, просмотре текста, повторении его, переводить информацию в долговременную память.
6. При повторении хорошо использовать схемы-тезисы, составленные из так называемых словесных опор, выделенных при структурном анализе во время чтения и изучения материала. Повторяя квалифицированно словесные опоры, выделенные в тексте, вы практически повторяете весь материал.
7. Воображение - значимый фактор в процессе усвоения новой информации. Чем активнее человек визуализирует то, что связано с запоминаемым материалом, тем эффективнее происходит запоминание этого материала.

8. Применение разнообразных мнемотехник. Они сугубо индивидуальны, и каждый человек должен подстроить существующие приемы под себя, выбрать или даже придумать такие стратегии усвоения информации, которые будут для него комфортными, удобными и максимально результативными.

9. Соблюдение принципов эффективного запоминания. Это те приемы, которые не являются сами по себе техниками быстрого запоминания, а их применение осуществляется параллельно с какой-либо из них (или же с их сочетанием).

Вот эти принципы:
- Необычность, нестандартность: одно из основных свойств нашей памяти - фиксировать все самое необычное и нестандартное из того, что попадает в поле восприятия. Поэтому ассоциации, которые человек придумывает для улучшения запоминания, должны быть необычными, причудливыми.
- Синестезия: следует использовать различные чувства и ощущения в запоминании. В этом случае запоминание пойдет сразу по нескольким каналам: зрительному, слуховому, тактильному, обонятельному, вкусовому.
- Преувеличение (или изменение): создавая образы, рекомендуется изменять в большую или меньшую сторону размеры, форму, свойства и число объектов, делая таким образом их более необычными и запоминающимися.
- Активное действие, движение. При создании ассоциативных связей, рекомендуется представлять образы в движении, заставлять их совершать всякие активные действия: разбивать, превращать, подбрасывать, окунать, склеивать, заворачивать, подменять, заставлять одни объекты принимать свойства других, т. к. движущиеся образы запоминаются лучше.
- Чувство юмора: создавая образы, рекомендуется придавать им юмористические и гротескные формы, делая таким образом их более необычными и запоминающимися. Все то, что вызывает улыбку и смех, как правило, очень хорошо запоминается.
- Символизм: рекомендуется использовать символы и коды, особенно это касается запоминания абстрактных фактов.
- Порядок, структура: упорядочивайте образы, выделите их структуру.
- Простота: рекомендуется придумывать точные, но простые образы и ассоциации, сложные образы не способствуют запоминанию. Образы должны содержать только те сведения, которые человек хочет запомнить.
- Вхождение: если человек мысленно входит в картинку, которую хочет запомнить или в придумываемую им ситуацию, то это помогает запоминанию, поскольку он может «пропустить все через себя», самостоятельно совершить действия с объектами, задействовать все органы чувств.
- Цветовая гамма: чем больше цветов человек использует при создании образов, тем более яркими они станут, а значит, и лучше запоминающимися.

Избыточность: следует обращать внимание на все свойства запоминаемого материала и стремиться запомнить больше, чем кажется возможным.
- Положительность образов: приятные, положительные образы запоминаются лучше, чем негативные.
Умейте расслабляться в процессе напряженной работы. Процесс повторения хорошо чередовать с занятиями другого рода, например, с выполнением какой-либо другой полезной работы, физических упражнений, занятиями дыхательной гимнастикой, водными процедурами.

3. Заключение
Таким образом, достигнута поставленная цель работы, из которой следуют выводы: что значение памяти в жизни человека очень велико. Память как форма психического отражения представляет собой способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Это отражение того, что было в прошлом опыте. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Благодаря функциям памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Она создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность, позволяет накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, её совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Высокое значение функций памяти в жизнедеятельности человека определяет чрезвычайную актуальность ее развития и улучшения.
Существует множество способов управления и тренировки памяти. Каждый человек хотел бы улучшить память, но не всякий знает, что для этого нужно. Только все время тренируя, нагружая и используя память, все время запоминая, воспроизведя запомненное раньше и вновь запоминая, можно совершенствовать свою память. Для лучшего запоминания материала рекомендуется активно повторять и структурировать запоминаемый материал, представлять запечатлеваемые образы в движении, выстраивать связи между запоминаемыми и уже имеющимися в памяти данными (логические, ассоциативные и др.) и т. п.

5. Литературные и электронные источники

1.Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю. Б. 2.Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1980.

3. Голубева “Индивидуальные особенности памяти человека” М. “Педагогика” 1980 г.

4. Немов Р.С. “Психология” 1 и 2 том. М. Изд. центр “Владос” 1999г.

6. Аткинсон, В. Познай себя: развитие памяти и интеллекта [текст] / В. Аткинсон, Дж. Скот. - СПб. : Питер, 2004. - 490 с.

Приложение 1

Не знают,что такое память 27% учащихся, а знают- 73%.

Приложение 2

Хорошо запоминают информацию 7% учащихся, а плохо- 93%.

Приложение 3

Знают виды памяти 80%, а не знают- 20%.

Приложение 4

В основном, лучше развита зрительная память (50%), а на втором месте стоят долговременная и коротковременная память (25%

Приложение 5

Память - это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запечатлении, сохранении, узнавании и воспроизведении следов прошлого опыта. Память обеспечивает целостность личности человека и его связь с прошлым опытом.

Память человека можно определить как психофизиологические и культурные процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Память является жизненно важнейшей основополагающей способностью человека. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. В этом легко убедиться, если обратить свое внимание на людей, страдающих серьезными расстройствами памяти.

Память есть у всех живых организмов, но наиболее высоко развита у человека. Кроме генетической и механической памяти, присущей животным, человек обладает другими более продуктивными видами памяти, связанными с использованием различных мнемонических средств. Так, например, у человека есть такие виды памяти, как произвольная, логическая и опосредствованная.

В целом, память человека можно представить как своеобразный инструмент, служащий для накопления и использования жизненного опыта.

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. "Без памяти,- писал С. Л. Рубинштейн,- мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом""

Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека . Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания. Мы запоминаем наши мысли, сохраняем в памяти возникшие у нас понятия о вещах и законах их существования. Память позволяет нам использовать эти понятия для организации наших будущих действий и поведения.

Если бы человек не обладал памятью, его мышление было бы весьма ограниченным, так как проводилось бы лишь на материале, получаемом в процессе непосредственного восприятия.

47. Классификация видов памяти.

1. по времени сохранения материала :

А)Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память - непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с.

Б)Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на.последующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации. Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.

В)Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи.

Г)Долговременная - это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.

Д)Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека - единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

2. по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору:

А) Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.

Б) Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

в) Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

г) Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.

д) Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.

3. По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала:

А) Непроизвольная память - запоминание и воспроизведение происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение).

Б) произвольная память – запоминание и воспроизведение, происходит благодаря волевым усилиям человека, с постановкой специальной мнемической задачей.

Определение памяти:

Наш мозг обладает очень важным свойством. Он не только получает информацию об окружающем мире, но и хранит, накапливает ее. Каждый день мы узнаем много нового, с каждым днем обогащаются наши знания. Все, что узнает человек, может быть надолго сохранено в «кладовых» его мозга.

Памятью называют отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал.

Память - сложная психическая деятельность. В ее составе можно выделить отдельные процессы. Основные из них запоминание, сохранение (и соответственно забывание), воспроизведение и узнавание.

Функции памяти:

Запоминание - длительность памяти начинается с запоминания, т.е. с закрепления тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. С точки зрения физиологии запоминание - это процесс образования и закрепления в мозгу следов возбуждения.

Сохранение и забывание - Сохранение - это удержание заученного в памяти, т.е. сохранение следов и связей в мозгу. Забывание - исчезновение, выпадение из памяти, т.е. процесс угасания, ликвидации, «стирания» следов, затормаживание связей. Эти два процесса, противоположные по характеру, по сути дела представляют разные характеристики одного процесса: о сохранении материала в памяти мы говорим тогда, когда нет его забывания, а забывание - это плохое сохранение материала в памяти. Поэтому сохранение - это не что иное, как борьба с забыванием. Забывание - весьма целесообразный, естественный и необходимый процесс и далеко не всегда должен оцениваться отрицательно. Не обладай мы способностью забывать, наша память была бы заполнена массой мелких и ненужных сведений, фактов, подробностей, деталей.

Узнавание и воспроизведение - Результаты запоминания и сохранения проявляются в узнавании и воспроизведении. Воспроизведение - процесс появления в сознании представлений в памяти, ранее воспринятых мыслей, осуществление заученных движений, в основе чего лежит оживление следов, возникновения в них возбуждения. Узнавание - появление чувства знакомости при повторном восприятии (благодаря наличию слабого, минимального следа, который остался в коре головного мозга после предыдущего восприятия). Воспроизведение в отличие от узнавания характеризуется тем, что образы, закреплённые в памяти, актуализируются (оживляются) без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Узнавание, конечно, более простой процесс, чем воспроизведение. Узнать легче, чем воспроизвести.

Значение в жизни человека :

Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их мысли. Человек лишенный памяти, как указывал И.М. Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Чем больше человек знает и умеет, т.е. чем больше хранится у него в памяти, тем большую пользу он сможет принести своему народу.

Глава 1 Роль памяти в нашей жизни. Насколько это важно - хорошо все помнить?

Вся наша жизнь - это память, за исключением одного единственного момента,
который проходит сейчас и проходит так быстро, что это едва ли можно осознать.
Теннеси Уильяме

Сначала понимание!

Практически любой аспект нашей жизни связан с необходимостью что-то запоминать. Это происходит оттого, что в нашем мире все оценивается с точки зрения времени. Если бы мы не обладали памятью, то вся жизнь была бы бесконечным настоящим, свернутым до размеров од-ного-единственного мгновения, которое проходит в настоящий момент и исчезает в небытии. Без памяти у человека не было бы ни индивидуальности, ни опыта, ни возможности накапливать знания в процессе обучения. Память придает целостность нашим мыслям и поступкам, мы используем ее постоянно: размышляя, сравнивая, оценивая, выбирая, принимая решения или рисуя что-то в воображении. Все эти действия основаны на способности мозга накапливать ценную информацию и при необходимости обращаться к ней. Большинство из нас не осознает, какую огромную роль играет в нашей жизни память. Как и в случае со здоровьем, ее никто не замечает до тех пор, пока она не начнет давать сбои. И только тогда, когда человек обнаруживает, что его память не может удержать в себе все необходимое, он начинает интересоваться тем, как она работает и как можно улучшить ее работу. Что ж, лучше поздно, чем никогда. Впрочем, совсем необязательно дожидаться тревожных симптомов - предотвратить ослабление памяти гораздо легче, особенно если необходимые для этого знания человек получает еще в школе или на работе. Те немногие, которые начинают самостоятельно заниматься улучшением памяти (например для продвижения по работе или просто для самосовершенствования) откроют для себя - как и вы, прочитав эту книгу - что ни в коем случае нельзя полагаться на чудеса пассивной памяти. Память будет работать хорошо, только если ее постоянно совершенствовать. Нужно приучить себя записывать воспоминания, развивая при этом чувственное восприятие, образное мышление и способности к наблюдению. Хотите, чтобы ваш мозг стал «феррари», а не «фордом»? Тогда внимательно прочтите эту книгу и начните регулярно заниматься упражнениями для развития памяти. Исследования показывают, что в повседневной жизни средний человек использует не более 10% возможностей мозга! Разве это не стимул для того, чтобы начать заниматься по программе, которая уже помогла улучшить память тысячам американцев всех возрастов и профессий?

Тренировки памяти предотвращают и уменьшают забывчивость в любом возрасте. Это то же самое, что вкладывать деньги в надежнейший из банков.

Что такое «вполне хорошая память»?

Вы слышали когда-нибудь выражение «вполне хорошие» родители, дети или родственники? Так обычно говорят те, кто хочет, чтобы что-то было совершенным, но не может этого достичь. Точно так же и с памятью - мечта обрести совершенную память (которой не существует в природе!) может стать для таких любителей всего исключительного источником огорчений. Даже у феноменальной памяти наблюдаются некоторые недостатки: как правило, люди с такой памятью могут в совершенстве запоминать только один специфический вид информации, например цифры. К счастью, большинство людей довольствуются тем, что запоминают то, что, им необходимо запоминать. Впрочем, это очень субъективное определение, и любой посторонний человек может его легко оспорить. В то время как вам кажется, что вы помните все необходимое, он может вполне справедливо указать, что вы забываете некоторые важные вещи (в то время как вы попросту не посчитали в какой-то момент, что их нужно запомнить!). Особенно четко это проявляется на рабочем месте, где ваше выборочное внимание может пропускать некоторые необходимые для работы вещи и, следовательно, не откладывать их в памяти. Итак, первым шагом на пути развития памяти должно стать определение объективных критериев ее работы, а также развитие способности запоминать всю важную информацию.

Идеальная память - вещь недостижимая, поэтому не стоит и мечтать о ней. Давайте сосредоточимся на более реалистичной цели: сделать свою память лучше, чем она есть сейчас. Вы не поверите, как далеко можно уйти по этому пути. Сначала узнайте, что могут делать люди с превосходной памятью, а потом проверьте на себе - если вы примените их техники запоминания, то будете способны на то же! Вот как все просто. Сражайтесь с забывчивостью постоянно и используйте для этого все виды оружия - от простых зрительных «подсказок» до специфической организации информации и мнемонических систем.

Понять, что нужно делать, - еще далеко не все. Улучшить память может только постоянная тренировка.

Как бы вы оценили свою память?

Самооценка редко бывает точной, так как слишком субъективна и зависит от эмоций. Если вы не доверяете своей памяти, то будете видеть в ней одни только недостатки. Чем старше становится человек, тем серьезнее он относится к недостаткам памяти, которые раньше не замечал. Классический пример: вы идете в комнату, а войдя, совершенно не можете вспомнить, зачем вы сюда пошли. Вы идете назад - так, на диване оставлена книга. Вы читали, и вам понадобилась записная книжка! Это случается абсолютно со всеми. Но только в 20 лет вы сразу же позабудете об этом, справедливо заметив: отвлекся, с кем не бывает. В 40 вы начинаете мрачно думать: «Вот он, средний возраст...» В 60 лет такой же невинный эпизод заставит вас размышлять о болезни Альцгейме-ра. Наши суждения напрямую зависят от того, насколько мы озабочены именно этой проблемой. Вполне возможно, что в то время как вы жалуетесь на неожиданные провалы в памяти и вините во всем возраст, ваш сын воскликнет: «Папа, но ведь у тебя всегда была плохая память на имена, ты не мог запомнить, как зовут даже самых близких моих друзей!»

Чтобы получить более объективную оценку, нужно последовательно задавать себе вопросы: только так можно максимально точно определить, какие виды информации вы запоминаете хорошо, а с какими у вас проблемы. Попытайтесь выяснить для себя все сильные и слабые стороны вашей памяти, стараясь при этом рассуждать логически. Например, я всегда считала, что хорошо запоминаю людей, события, литературу, языки, но очень плохо помню цифры, и всегда имела проблемы с историей. Путем простого анализа я заключаю, что у меня нет склонности к математике, поэтому я не могу запомнить исторические даты. Интересно, а есть ли такие цифры, которые я считаю очень важными и поэтому хорошо запоминаю?

Конечно же, это цены! Мне нравится ходить по магазинам, я горжусь своей способностью купить качественный товар за меньшие деньги. Смотрите-ка, все вовсе не так уж плохо, как я привыкла считать! И если я прекрасно помню одни цифры, то наверное смогу победить и другие? Так трезвая оценка может укрепить веру в собственные силы и воодушевить на дальнейшую работу над памятью.

Когда люди жалуются на память, то как правило, они упоминают одни и те же вещи. Посмотрите на этот список. Вам тоже случалось цитировать его? Тогда попробуйте поспрашивать своих друзей или коллег по работе - увидите, они расскажут вам о себе практически то же самое. Почти все люди испытывают похожие проблемы с памятью, а это значит, что нужно винить не здоровье, а собственную леность, и начинать исправлять положение.

Я не могу запомнить:
- подробности;
- имена и лица;
- время встречи;
- куда кладу вещи;
- слова;
- то, что читаю;
- что я делал или говорил перед тем, как меня прервали;
- что мне рассказывают другие люди;
- места, где я побывал;
- инструкции и указания.

Проанализируйте свою память и внесите в этот список необходимые исправления или дополнения. Скорее всего, все ответы вы найдете в последующих главах этой книги. Однако для начала нужно уделить максимально большое внимание вопросам - именно они заложат основу вашего нового отношения к собственной памяти.