Патронатная семья. Патронат и патронаж: в чем разница? Значение слов "патронаж" и "патронат" Что такое патронатный воспитатель

Патронат

Патронат - одна из разновидностей возмездной опеки над несовершеннолетним в соответствии с п 1. Статьи 14. «Установление опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства» Федерального закона об опеке и попечительстве от 24 апреля 2008 г. № 48. Этот вид опеки устанавливается региональным законодательством и сейчас существует в ряде регионов РФ как форма семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, при которой ребёнок помещается на воспитание в семью патронатного воспитателя на возмездную опеку с заключением специального договора. Патронатный воспитатель (с 1 сентября 2008 года - с момента вступления в силу Федерального закона № 48) является опекуном ребенка, то есть его законным представителем. . Наиболее близким западным аналогом считаются так называемые «фостерские семьи» (англ. foster home ).

Особенности патроната

ПРОТИВНИКИ патроната в старом виде . Считают, что передача ребенка в семью на любую форму и разновидность, прежде всего, должна соответствовать интересам ребенка, его защиту и стабильность воспитательной среды, создание детско-родительских, а не только воспитательных отношений и видели в нем угрозу для ребенка. Поскольку:

  • ребенок в патронатной семье, проживая в семье восппитателя оставался воспитанником учреждения и в любой момент, мог быть возвращен в учреждение по решению администрации. Т.е. патронат в старом виде не являлся семейной формой устройства, а был разновидностью интернатного воспитания.
  • патронатный воспитатель не являлся законным представителем ребенка и обладал только некоторыми обязанностями, но не правами. В частности такой воспитатель не мог принимать никакие юридически значимые действия по отношению к ребенку: определить в учебное заведение, осуществлять управление и надзор за его имуществом, давать согласие на лечение, выступать его представителем в суде и других органах. В ситуации, когда требовалось обеспечить защиту ребенка патронатный воспитатель это сделать не мог и обязан был обращаться в администрацию учреждения.
  • трудовой договор, который заключали патронатные воспитатели, предусматривал возможность для патронатного воспитателя замены ребенка так как ребенок по такому договору, исходя из сути трудового права, являлся сырьем надомника-воспитателя, позволял вернуть ребенка на время отпуска в детское учреждение или просто отказаться от воспитания «по собственному желанию».
  • практика патроната не давала экономии для государства, прежде всего потому, что персонал детского учреждения при сокращении количества воспитанников нельзя было сократить, патронатному воспитателю так же выплачивали средства не только на содержание, но и зарплату. В итоге получалось у ребенка было два воспитателя - патронатный воспитатель и сотрудники организации для детей.
  • в патронатные воспитатели шли в основном люди пожилого возраста из числа педагогов-пенсионеров, люди не готовые отвечать за ребенка, а также желавшие доработать на педагогическом стаже, по этой причине количество передач детей от одного к другому патронатному воспитателя составлло от 7 до 12 %,
  • психологи и сами дети считают что постояная привязка к детскому дому где дети воспитывались является для них травматической, постоянное "выдергивание" детей и семей на общедетдомовские меропрития не способствовала психологической реабилитации детей, оптимальным является сопровождение семьи с организацией встреч на нейтральной территории, но не в стенах детского дома,
  • такая форма приемная семья или патронат в современном виде ПОЗВОЛЯЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ВСЕ ТЕ ЖЕ виды сопровождения и помощи семье, однако ОРГАНИЗАЦИИ ЛИШИЛИСЬ своих полномочий и теперь не могут распоряжаться судьбой детей. Они потеряли возможность управления финансами и сохранения персонала при отсутвии в учреждении детей.

РЕЗЮМЕ: Патронат в старом виде был выгоден, прежде всего, интернатным учреждениям для собственного сохранения как учреждения и сохранения персонала, обеспечения загрузки персонала как службы сопровождения.

До сих пор патронатные площадки используют патронат как промежуточное помещение ребенка, часто просто потому, что это оправдывает их назначение и дополнительные выплаты персоналу. Процент ухода патронатных воспитателей на иные формы был огромен и достигал 80 % за год, что говорит о том, что сами патронатные воспитатели были не в восторге от патроната. Успешность патраната преимущественно в головах его апологетов т.к. в большинстве регионов патронат с 2007 года начали сворачивать из-за низкой эффективности и ненадежности помещения детей (См. статистику).

Статистика и аналитика патроната

Количество детей на патронате, даже в самые лучшие для патроната год (2006), задолго до вступления в силу Федерального закона об опеке, который часто винят в том, что он ликвидировал патронат, составило - 0,96 % от всех детей, воспитывавшихся в семьях. Заметим, что патронатные площадки имели статус экспериментальных. Массовое внедрение было только в самом начале. Однако в пределах ОДНОЙ площадки были устраивалось в семью 95% ВСЕХ воспитанников, а сам детский дом превращался в центр семейного устройства.

В 2009 году количество детей на патронате составило - 0,55 % от всех детей, переданных на воспитание в семьи.

См. также

Примечания

Ссылки

  • (Внимание! Ссылка содержит устаревшие сведения) Патронатное воспитание как форма приема ребенка в семью - Усыновление в России (Интернет-проект Министерства образования и науки РФ).
  • Баллада о патронате - о социальном патронате не формально

Патронатная семья в РФ явление достаточно новое, по этой причине возникает ряд непонятных моментов.

В России сегодня работают несколько институтов по устройству детишек в семьи: опека, усыновление и патронат. Усыновить или взять под опеку можно малышей, зарегистрированных в базе сирот.

Но не все детки, нуждающиеся в поддержке посторонних, попадают в реестр, то есть, их нельзя усыновлять или опекать. В отношении таких детей разработана специальная процедура – патронат .

Вы спросите: патронатная семья что это такое? Это временное убежище детей, попавших в сложную жизненную ситуацию, где профессионалы за ними присмотрят, а государство обеспечит всем необходимым.

В словаре В.И.Даля понятие «патрон» определяется как защитник, заступник, покровитель. Это понятие пришло к нам из эпохи правления Екатерины Великой: в то время было принято защищать и опекать сирот.

Во времена военных баталий население теряло в численности, и естественно, многие семьи оставались без отцов, а то и вовсе дети теряли родителей. Сироток брали под крыло и дворяне, и купцы, и селяне.

Яркий пример патроната – действия простых людей во время Великой Отечественной: народ сплотился настолько, что все, кому позволяли условия, принимали к себе детей, чьи родители воевали или погибли.

В современной России официальный патронат стартовал в 1994 году в Москве на базе 19-го детдома.

Где действует патронат

В законе об опеке сказано, что патронат это одна из форм устройства ребенка в неродную семью. Больше этот термин в федеральных законах никак не раскрывается. На сегодня нет общего российского закона, регламентирующего процедуру патроната, но в Семейном кодексе закреплено право каждого региона расширять социальную сферу путем разработки местных законов, не противоречащих федеральным.

Так некоторые регионы самостоятельно издают местные законы о патронате и включают в административную структуру дополнительные отделы – службы патроната . На сегодня из 85 субъектов России 42 уже регламентировали процедуру патроната:

  • создали дополнительные социальные службы;
  • разработали и ввели в действие профильные правовые акты.

Законы в разных регионах могут различаться по содержанию, но цель у них одна – создать нормальные условия для развития и воспитания деток, которых нельзя усыновить или передать в приемные семьи.

Здесь мы рассмотрим патронатную систему на примере закона Московской области №77/2003-ОЗ.

Что такое патронат


Усыновить или передать под опеку можно только деток до 18 лет, которые занесены в официальную базу сирот
(здесь к сиротам приравниваются и те, чьи родители живы, но родительские обязанности не исполняют).

Если малыша временно изъяли из родной семьи, его нельзя передавать ни усыновителям, ни приемным родителям. Но можно оформить патронат: взрослый, который хочет помочь ребенку, принимает его к себе в семью, пока дела кровных родителей не наладятся. Этот вид патроната – патронатное воспитание.

А теперь вопрос: вы задумывались над тем, почему у нас запрещено продавать крепкий алкоголь гражданам младше 21 года? Отчасти, чтобы молодежь не спивалась. Но не только по этой причине: законодатели верно считают, что 18 – 20-летние пока не вполне взрослые граждане, отдающие себе отчет .

Молодые люди в этом возрасте только-только вступают во взрослую жизнь, перенимают опыт старших, строят модели семьи. А кто подскажет, как быть взрослым, если человек все детство провел в детдоме? Он не знает, какими должны быть нормальные семейные отношения, не умеет планировать бюджет.

А так как выпускники соцучреждений уже совершеннолетние, опека и усыновление исключены . Но есть люди, которые готовы принять их в свою семью или регулярно навещать: показать, что такое семья, как сохранять отношения, как зарабатывать, как тратить деньги, как быть взрослым. Этот вид патроната называется постинтернатным.

Есть еще социальный патронат. Это тот случай, когда ребенок живет в семье, но нуждается в дополнительной опеке взрослых. В службы патроната принимаются люди, желающие помогать таким семьям в поддержке и воспитании детей.

Важно. Патронат не устанавливается в отношении детей, которые переданы под опеку или попечительство.

Патронатное воспитание

Патронатное воспитание – это определенный период жизни ребенка, когда он живет в чужой семье. Причинами передачи под патронат могут быть обстоятельства, при которых оба или последний родитель:

  • умер;
  • лишен или ограничен в правах;
  • лишен свободы;
  • признан недееспособным;
  • признан без вести пропавшим;
  • тяжело заболел;
  • не заботится о ребенке, не воспитывает его или находится неизвестно где.

Понятно, что эти обстоятельства могут быть временными, поэтому и патронат временный: не дольше полугода. Если обстоятельства не изменятся, патронат можно продлить.

Внимание. Патронатному воспитателю могут доверить не больше трех деток, если на воспитание передаются братья и сестры, их может быть и больше. Кстати, родственники поселяются к одному воспитателю.

Постинтернатный патронат

Патронируемые – это выпускники детдомов и интернатов из числа сирот в возрасте от 18 до 23 лет. Патронатный воспитатель регулярно обязан навещать воспитанника, содействовать ему в вопросах вступления во взрослую жизнь.

Внимание. В крупных городах стали выделять специальные квартиры, в которых живет воспитатель с воспитанниками. В этом варианте воспитателю может быть доверено до пяти воспитанников. Если этот опыт окажется положительным, то его повторят и в других городах.

Социальный патронат

Когда в семьях возникают проблемы, им на помощь может прийти патронатный воспитатель, который не меньше трех раз в неделю будет навещать семью, помогать воспитывать ребенка, разрешать социальные вопросы. Назначить воспитателя могут патронатные службы, если выяснятся обстоятельства:

  • родители не справляются с воспитанием;
  • один из родителей тяжело заболел, а второму тяжело справляться с ребенком.

Такая форма патроната позволяет доверять воспитателю до пяти воспитанников.

Патронатные службы

Все социальные службы, занимающиеся вопросами детства, действуют под эгидой местных департаментов образования. Так в департаменте может быть организован отдел опеки. А патронатная служба организуется, как структурное подразделение опекунского совета, или как самостоятельный отдел .

То есть искать эти службы нужно в местной администрации. В некоторых регионах отделы патроната функционируют на базе перепрофилированного интерната или детдома.

Служба патроната выполняет задачи:

  • ведет реестр детей, нуждающихся в патронате;
  • ведет учет кандидатов, желающих быть патронатными воспитателями;
  • обучает кандидатов профессионально воспитывать детей;
  • организовывает передачу детей воспитателям;
  • поддерживает и контролирует патронатные семьи.

Поддержка выражается в предоставлении социальной, юридической, психологической и финансовой помощи .

Договорная основа патроната

Патронатный воспитатель в обязательном порядке подписывает договор с опекунским советом . В договоре прописываются условия:

  • как должен содержаться, воспитываться и получать образование воспитанник;
  • какие полномочия имеет воспитатель в вопросах защиты прав ребенка;
  • какие документы передаются воспитателю;
  • какие права и обязанности есть у воспитателя и опекунского совета;
  • на какой срок передается воспитанник;
  • сколько денег будут платить за патронат;
  • как будет контролироваться патронатная семья;
  • за что и в какой мере отвечает воспитатель и опекунский совет.

Важно. Договор о социальном патронате подписывается между воспитателем, родителями ребенка и соцзащитой.

Что такое патронатная семья

Законные требования к кандидатуре патронатного воспитателя ничуть не лояльнее тех, которые предъявляются к потенциальным усыновителям или опекунам.

Исключение лишь одно : при постинтернатном или социальном патронате, когда воспитанник не живет у воспитателя, не имеет значения доход кандидата, характеристика личности супруга и условия жилья.

Так воспитателями не смогут стать :

  • не россияне;
  • несовершеннолетние;
  • ограниченно или полностью недееспособные (по суду);
  • лишенные или ограниченные в родительских правах;
  • лишенные статуса патронатного воспитателя, усыновителя или опекуна (по своей вине);
  • нигде постоянно не прописанные;
  • судимые (если судимость не снята).

Кроме того, жилищные условия патронатной семьи не должны угрожать здоровью и жизни воспитанников (жилье не должно быть аварийным или запущенным). Это условие относится только к тем кандидатам, которые намерены поселить воспитанника у себя.

Чтобы стать патронатным воспитателем, нужно встать на учет в опекунском совете . А если вы хотите позаботиться о бывшем детдомовце, обращаться нужно в соцзащиту. Обязательные документы для постановки на учет:

  • паспорт или временное удостоверение (плюс копия);
  • справка с работы о должности и зарплате (или декларация, заверенная в налоговой);
  • выписка из домовой книги и документы на жилье (только для оформления патронатного воспитания, но не постинтернатного и социального);
  • медсправка о состоянии здоровья;
  • справка из ОВД об отсутствии судимости.

После приема документов и написания заявления кандидат заносится в базу потенциальных патронатных воспитателей. Теперь воспитатель может принимать воспитанников из базы патронатной службы.

Но перед тем, как ребенка передадут воспитателю, его подготовят специалисты :

  • воспитателя и воспитанника познакомят;
  • расскажут о том, где, как и сколько времени он будет жить;
  • если ребенок старше 10 лет, у него спросят согласие жить у конкретного воспитателя.

Важно. При этом ребенок хоть и будет жить у воспитателя, но числиться он будет как воспитанник детского дома .

Патронатная семья выплаты

Каждый регион самостоятельно устанавливает суммы выплат за патронат , в зависимости от состояния бюджета.

В Московской области предусмотрены такие пособия:

  • на ребенка выплачиваются положенные алименты, все ежемесячные пособия и пенсии, на которые он имеет право (патронируемый по статусу приравнивается к сироте и пособие платится в размере трех минимальных зарплат, за расходование этих денег воспитатель должен отчитаться документально);
  • за каждого воспитанника каждый месяц платят по 5000 рублей (и 7500 за ребенка-инвалида);
  • при социальном и постинтернатном патронате за каждого воспитанника платят по 1000 рублей в месяц.

Контроль

Патронатных воспитателей контролируют специалисты опекунского совета
или патронатной службы. Четкие сроки проверок жизни воспитанников не установлены, прописано только, что комплексные проверки должны проводиться ежегодно.

В принципе, условие о проверках должно быть прописано в договоре патроната , а именно:

  • в каких числах и как часто инспектор может навестить воспитателя;
  • какие отчеты, в какие сроки и в какой форме воспитатель обязан предоставлять опекунскому совету.

В заключение совет тем, кто решил стать патронатным воспитателем, опекуном или усыновителем: чтобы понять четко, патронатная семья что это такое, нужно представить взаимодействие составных частей патроната. Профессионально обученные воспитатели могут заменить воспитаннику на некоторое время родителей, а государство поможет финансово, физически и морально.

Родители для ребенка – близкие и родные люди, но когда они отсутствуют либо уклоняются от исполнения обязательств, для несовершеннолетнего становится актуальным знакомство с другой семьей, осуществляющей патронатное воспитание. В России эта форма устройства детей активно практикуется, чтобы создать им максимально благоприятные условия, обеспечить жизнь в кругу семьи для лучшей адаптации в обществе.

Что понимают под патронатным воспитанием

Патронат предполагает выполнение функций замещающих родителей по уходу, обеспечению потребностей, содержанию, процессу обучения, организации досуга, других жизненно важных моментов для нуждающихся в этом детей. Необходимость реализации этих мероприятий создается, когда законные представители ребенка перестают выполнять свои обязанности.

После того как выявлены обстоятельства отсутствия попечения над несовершеннолетним, его помещают в государственное учреждение (центр помощи детям, интернат) для подбора семьи. Эта миссия возлагается на орган опеки и попечительства, специалисты которого имеют полномочия для устройства ребенка в семью, контроля его содержания, проверки исполнения обязанностей воспитателя, защиты жилищных и имущественных прав.

При решении вопроса о передаче детей для патронатного воспитания большую роль играет факт наличия у него родственников, желающих взять к себе для выполнения дальнейших обязанностей. Если один из родственников оформляет соответствующее заявление, отвечает требованиям кандидата, ребенка передают под опеку или попечительство. Эти 2 формы патроната отличаются в зависимости от возраста несовершеннолетнего:

  • опека действует от 0 до 14 лет;
  • с 14 до 18 лет – попечительство.

При отсутствии родственников, которые желают взять в семью детей, что остались без родителей, осуществлять права и обязанности, присущие воспитателю, предлагают специально обученным приемным родителям на основании договора о патронатном воспитании.

Этот процесс более сложный, так как дети ранее не были знакомы со своей новой семьей, не испытывают к ней родственных чувств. Поэтому перед передачей их законным представителям предполагается период, в течение которого они могут пожить и адаптироваться в новых условиях. Если они находят взаимопонимание между собой, согласны проживать вместе, несовершеннолетнего передают в приемную семью.

Как оплачивается

Согласно ст. 14 ФЗ, под номером 48 «Об опеке и попечительстве» , патронат имеет возмездную основу. Если ребенка берут под опеку или попечительство родственники, им полагается ежемесячная выплата в размере среднего прожиточного минимума на ребенка, который установлен в регионе проживания на содержание несовершеннолетнего.

Это право реализуется только в случае наличия у него статуса «оставшегося без попечения», то есть родители лишены, ограничены в родительских правах, находятся в местах лишения свободы, без вести пропавшие, умершие, недееспособные. Отсутствие этого статуса означает, что родители в полной мере могут заниматься воспитанием, содержанием детей, поэтому выплата не предоставляется.

При патронате со стороны посторонних для детей граждан, что предполагает приемную семью (такую форму применяют только для несовершеннолетних), выплате подлежит пособие на содержание ежемесячно в качестве среднего прожиточного минимума на ребенка, который установлен в регионе проживания. Приемным родителям выплачивается ежемесячное вознаграждение за каждого несовершеннолетнего в пределах от 5 до 8 тысяч рублей в зависимости от количества детей в семье, состояния их здоровья, наличия инвалидности. Оно устанавливается в каждом субъекте по-разному. Кроме того, при устройстве в такую семью ребенка, законный представитель получает единовременное пособие в размере 16870 рублей.

ВНИМАНИЕ! Ежемесячные выплаты прекращаются тогда, когда кровный родитель восстанавливает свое право забрать детей себе на воспитание: через суд после лишения или ограничения, органы МВД после розыскных мероприятий, возвращается из мест лишения свободы, становится дееспособным.

Отмена пособий также инициируется, если договор о патронате прекращается, то есть законный представитель отказывается от воспитания либо дети не желают больше проживать в этой семье. После чего их направляют в центр помощи детям или другому родителю, желающему принять их.

Кого можно взять на патронат

Процедура по получению заключения, предполагающего возможность стать кандидатом, а затем взять в свою семью детей, насчитывает несколько этапов в соответствии с ПП от 2009 года № 423 . Необходимо понимать, что взять на патронат можно только ребенка, у которого уже имеется статус оставшегося без попечения родителей.

Реализовать возможность по выполнению функции воспитателя можно, если кровные родители малолетнего:

  • лишены родительских прав, ограничены в них (по решению суда);
  • умерли;
  • признаны без вести пропавшими или умершими (по решению суда);
  • имеют статус недееспособных людей (по решению суда);
  • находятся в розыске;
  • проходят лечение принудительного характера в медицинских организациях;
  • находятся в учреждениях пенитенциарной системы, предполагающих общий или строгий режим содержания;
  • уклоняются от исполнения обязательств перед своим ребенком.

Срок воспитания

Период, в течение которого несовершеннолетний будет находиться на попечении родственника или приемного родителя, определяется в индивидуальном порядке. Следует отметить, что преимущество, согласно семейной политике в России, предоставляется кровным родителям. Они в любой момент могут изъявить желание забрать ребенка, но для этого необходимо получить право вернуть статус законного представителя.

Если отец и мать лишены или ограничены в правах, они могут направить документы в суд для восстановления при условии, что обстоятельства, по которым происходило лишение или ограничение, недействительны и это подтверждено сведениями из ведомств. При нахождении их в исправительных учреждениях общего режима, розыске, кровные родители могут реализовать право забрать своих детей от патронатного воспитателя после своего освобождения. В случае признания умершими, без вести пропавшими, при их возвращении также возможен вариант передачи матери или отцу.

Изначально при издании приказа и договора, согласно которым родственник или приемный родитель считаются законными представителями, срок пребывания ребенка в семье не устанавливается. Эти документы признаются утратившими силу, когда он будет передан кровным родителям или станет полностью дееспособным (после 18 лет). Фактически постоянное нахождение несовершеннолетнего под такого рода покровительством реально при смерти его матери и отца.

Кто может взять на патронат

Такая форма опеки как патронат предлагается не всем гражданам, желающим стать кандидатами. К ним предъявляются строгие требования, соответствие которым контролируется органами опеки. К таким условиям относятся:

  • достаточное материальное (имущество, доходы) положение, исходя из расчета прожиточного минимума на каждого человека, являющегося членом семьи;
  • удовлетворительные бытовые условия, наличие для несовершеннолетнего места для занятий, отдельной кровати или комнаты, других средств, необходимых для его нормальной жизнедеятельности;
  • отсутствие противопоказаний по состоянию здоровья, что подтверждается медицинским заключением;
  • отсутствие судимости только в отношении преступлений против здоровья и жизни других людей;
  • психологическое состояние кандидата удовлетворяет общепринятым требованиям, по заключению специалиста не имеется рисков, располагающих к жестокому обращению, психической неуравновешенности, эмоциональной нестабильности;
  • лицо обладает позитивной мотивацией к процессу передачи новому члену семьи своего жизненного опыта, ценностей, вносит достойный вклад в его воспитание.

ВАЖНО! Органы опеки преследуют цель привлечения патронатных воспитателей к обучению в специализированных центрах по модульным программам. Эти мероприятия проводят высококвалифицированные психологи. Их задачей является обучить кандидата правильному общению с детьми, получившими психологические травмы, рассказать об особенностях возрастного развития, мерах воздействия при затруднении в процессе воспитания.

Необходимые документы и механизм оформления

Механизм оформления опеки (попечительства) или приемной семьи реализуется в следующей последовательности:

  • человек, желающий увидеть себя в роли воспитателя, обращается в органы опеки для консультации и получает перечень документов, которые необходимо собрать;
  • формирует все необходимые сведения, отраженные в письменной форме, принимаемые в качестве подтверждения отсутствия противопоказаний;
  • пакет документов передается в управление по опеке, где он рассматривается в течение 10 дней;
  • в течение 3 дней специалист выезжает к кандидату для обследования бытовых условий и составляет соответствующий акт;
  • если все данные и условия жизни удовлетворяют требованиям, издается заключение, где сказано о том, что человек может являться опекуном (попечителем), приемным родителем, затем оно выдается заявителю;
  • если ребенок уже выбран, обе стороны согласны на пребывание его в этой семье, учреждением, где он содержится, передается пакет документов на несовершеннолетнего;
  • после чего специалистом подготавливается приказ о передаче его воспитателю.

Лицу, являющемуся кандидатом, необходимо собрать следующие документы:

  • копию паспорта;
  • копии паспорта всех членов семьи старше 14 лет, если они моложе – копии свидетельств о рождении;
  • согласие всех родственников на проживание опекаемого;
  • медицинское заключение, где указано, что противопоказаний по состоянию здоровья нет;
  • справка, выданная МВД, об отсутствии судимостей;
  • сведения о наличии жилого помещения в собственности;
  • информация об уровне доходов себя и супруга.

Этих данных достаточно, чтобы принять решение о целесообразности гражданина стать законным представителем выбранных детей.

Преимущества и недостатки патроната

Патронат имеет свои преимущества и недостатки. Главным позитивным фактором является воспитание в семье, а не содержание в детском доме. При такой форме устройства ребенок получает необходимый для его дальнейшей жизни позитивный опыт, правильную модель поведения, социальные и моральные ценности.

В случае проживания его в государственном учреждении, специалистам не удается уделить ему столько внимания, сколько он требует. Недостатком считается незаменимость кровного родителя воспитателем, несовершеннолетний не воспринимает их как мать или отца, что, при отсутствии взаимопонимания между ними, усложняет дальнейшее воспитание.

Необходимо отметить, что патронатное воспитание существует ТОЛЬКО при наличии службы , профессионально занимающейся патронатным воспитанием и имеющей «качество» уполномоченной организации органа опеки и попечительства, на которую органом опеки и попечительства возложена работа по патронату.

Такая служба должна иметь необходимую структуру и профессионально подготовленный штат.

Работа по патронатному воспитанию включает в себя:

Реабилитационно-воспитательную работу с ребенком, оставшимся без попечения родителей, ребенком в социально опасном положении, на всех этапах работы с ним органа опеки и попечительства - от выявления до возврата родителям или усыновления;

Работу по отбору и подготовке граждан, желающих взять детей на воспитание в семью;

Технологию сопровождения и поддержки ребенка и семьи после помещения ребенка на патронатное воспитание;

Технологию оценки, целенаправленного вмешательства и изменений в кровной семье такого ребенка с целью сохранения семьи.

Данные технологии являются новыми инновационными технологиями, связанными в единый педагогический процесс деятельности по опеке и попечительству. Удаление какого-либо из указанных элементов недопустимо, т.к. в таком случае главная цель - адаптация ребенка – не может быть достигнута. Таким образом, учреждение патронатного воспитания должно иметь в своем составе следующие службы:

Службу реабилитации (психологи, врач, логопед, педагог, дефектолог, неворолог и др. специалисты);

Службу по социально- правовой защите детей (социальные педагоги и юрист);

Службу по работе с семьями, желающими взять ребенка в семью (семейный психолог и ведущий групповых тренингов подготовки семей, семейный консультант для дальнейшей терапевтической работы с семьей, социальные педагоги для обследования семьи и помощи семьям);

Службу по работе с кровными родителями ребенка.

Патронатное воспитание это в первую очередь - форма устройства детей в семью.

Принципиальным отличием этой формы устройства в семью от известных форм устройства (усыновление, приемная семья, опека) является наличие разграничения прав и обязанностей по защите прав и интересов этого ребенка между родителями(если они не ограничены или не лишены родительских прав), органом опеки и попечительства (уполномоченным учреждением), патронатным воспитателем.

Т.е. патронатная семья не является в полной мере законным представителем ребенка. Функции законного представителя имеются и у семьи, и у службы, передавшей ребенка в семью – у уполномоченной службы органа опеки и попечительства.

В какой мере и за что отвечает семья, а за что – служба, определяется в договоре о патронатном воспитании. Объем полномочий патронатного воспитателя по законному представительству интересов детей в соответствии со статьями 26, 28, 37 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливается в договоре о патронатном воспитании.

В законах ряда субъектов установлено, что на патронатного воспитателя не могут быть возложены:

Полномочия по защите имущественных прав несовершеннолетнего (за исключением права распоряжаться причитающимися несовершеннолетнему денежными средствами на текущее его содержание);

Полномочия по представлению интересов ребенка в суде при рассмотрении судом дел о лишении (ограничении) родителей родительских прав;

Решение вопроса о выезде ребенка за пределы Российской Федерации.

Эти вопросы остаются в компетенции уполномоченной организации. Патронатный воспитатель отвечает за обеспечение безопасности ребенка, сохранение его жизни и здоровья. Он наделяется полномочиями давать разрешение на экстренную госпитализацию и операцию ребенка. Вопросы о выборе формы обучения ребенка, о его плановом лечении, о плановой операции, о летнем отдыхе могут решаться как самостоятельно воспитателем, так и совместно с профессиональной службой по устройству детей. Объем полномочий сторон устанавливается в договоре исходя из потребностей ребенка и возможностей семьи.

Уполномоченная служба (организация) по патронату обязана исполнять функции опекуна (попечителя) ребенка не полностью, а в соответствии с перечнем прав и обязанностей, установленных в договоре о патронатном воспитании, плане по защите прав ребенка.

Устройство ребенка на патронат не влечет за собой возникновения между патронатным воспитателем и ребенком, переданным на патронат, алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.

Права ребенка, переданного на патронат, права и обязанности родителей (законных представителей) ребенка, уполномоченной службы (организации) по патронату, патронатного воспитателя определяются в договоре о патронатном воспитании в соответствии с действующим законодательством, и планом по защите прав ребенка, издаваемом органом опеки и попечительства (если таковой применяется).

Ребенок, переданный на патронатное воспитание в семью, обладает правами и льготами, уставленными для воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

План по защите прав ребенка при достижении ребенком десятилетнего возраста в обязательном порядке должен согласовываться с самим ребенком.

Договор о патронатном воспитании обязательно содержит положения, предусматривающие ответственность сторон за условия содержания, воспитания и образования ребенка, права и обязанности патронатного воспитателя, права и обязанности уполномоченной службы (организации) по патронату, а также родителей (законных представителей) ребенка.

В случае переезда на постоянное место жительства патронатного воспитателя за пределы данного региона (или даже муниципального образования) договор о патронатном воспитании расторгается. Это связано с необходимостью постоянного личного контакта патронатной семьи и уполномоченной организации.

П атронатный воспитатель получает заработную плату и пособие на содержание ребенка. Размер пособия и заработной платы, порядок выплат устанавливаются законом субъекта РФ.

Патронатным воспитателям предоставляется оплачиваемый отпуск, назначается испытательный срок, вносится запись в трудовую книжку. Эти особенности возникающих отношений позволяют квалифицировать договор о патронатном воспитании как безусловно имеющий трудовой характер. Отсутствие регламентации распорядка дня, рабочего времени и круглосуточный характер работы относят их к разновидности трудовых отношений, характерных для труда надомников.

Таким образом, отношения, возникающие и при помещении ребенка на патронатное воспитание могут быть отнесены к труду надомников, регулируемому гл. 49 ТК РФ, а заключаемый договор о патронатном воспитании следует считать трудовым договором (см.: Трудовой договор о патронатном воспитании)

На период отпуска патронатного воспитался ребенок может направляться в оздоровительный лагерь. Либо, в случае, если ребенок остается в семье во время отпуска воспитателя, временно заключается договор о патронатном воспитании с одним из обследованных членов семьи, или другим воспитателем.

Такое юридически простроенное взаимодействие семьи с специалистов служб по устройству является юридическим основанием, механизмом осуществления профессионального сопровождения ребенка и семьи после устройства в нее ребенка, впервые дает возможность поэтапно профессионально вести устроенного ребенка и оказывать помощь семье, вести мониторинг устройства и оценку успешности адаптации и реабилитации ребенка в семье, пересматривать план по защите прав ребенка, т.е. планировать меры по возможному возврату ребенка родителям, либо, если это не возможно, меры обеспечения стабильности семейного размещения на основе предоставляемой помощи ребенку и семье. Патронатное воспитание - первая в России форма именно профессиональной работы на дому по воспитанию ребенка - социального сироты.

Контроль за условиями жизни и воспитания ребенка, переданного на патронат, осуществляется уполномоченной службой (организацией) по патронату в виде регулярных посещений ребенка.

Устанавливается следующий порядок проведения посещений: 1 раз в месяц в течение первых трех месяцев после передачи ребенка на патронат, далее - 1 раз в три месяца в течение первого года после передачи ребенка на патронат, далее - 1 раз в полгода.

Не реже 1 раза в год проводится комплексная проверка, включающая в себя оценку состояния здоровья ребенка, образования ребенка, его умственного развития, самосознания, его внешнего вида и гигиены, его эмоционального и поведенческого развития, навыков самообслуживания ребенка, отношений в семье.

Ряд прочих отличий патронатного воспитания от других форм устройства детей на воспитание в семью (опека, усыновление, приемная семья):

1. Форма патронатного устройства расширяет круг детей, которые могут быть помещены на воспитание в семью.

  • Помещаются дети, изъятые из семьи, вне зависимости от их юридического статуса (т.к. разграничиваются права по защите прав ребенка между родителями (если они еще не лишены прав), уполномоченной службой, патронатным воспитателем.
  • Появляется возможность для устройства в семью детей, свободных юридически, но имеющих мало шансов на усыновление (дети, вышедшие из младенческого возраста, братья и сестры, дети с различными проблемами в поведении, обучении, развитии).

2. Проводится предварительный профессиональный отбор и подготовка граждан, желающих взять ребенка на воспитание в семью :

  • Проводится профессионально предварительное изучение семьи, желающей взять ребенка на воспитание в семью;
  • подбор семьи для ребенка осуществляется по принципу психологической совместимости;
  • проводится тренинговая программа подготовки воспитателей к выполнению своих обязанностей, дающая возможность человеку оценить свои возможности и мотивы;
  • возможность для воспитателей овладения новой профессией и профессионального роста.

3. Профессиональное сопровождение семьи после принятия ребенка :

  • разграничение прав и обязанностей между уполномоченной службой, патронатным воспитателем (и возможно кровными родителями ребенка (если они не ограничены в правах, не лишены родительских прав и не опасны);
  • материальная, медицинская, психологическая, юридическая, педагогическая и другие виды поддержки;
  • работа в команде, возможность общения в кругу единомышленников, расширения круга общения.

4. Форма патронатного устройства расширяет круг семей, которые могут взять ребенка на воспитание .

  • При опеке и усыновлении для усыновителей и опекунов необходимо выполнение формальных критериев, подтвержденных документально (официальный доход на члена семьи, жилищные нормативы в соответствии с пропиской, возрастной ценз для усыновителей, предпочтение полных семей неполным, требование официальной регистрации брака и пр.). Патронатными воспитателями могут стать люди, которые хотели бы усыновить ребенка, но не могут этого сделать по формальным (вышеуказанным) причинам:

Семьи с небольшим официальным доходом;

С недостаточной официально оформленной жилплощадью;

Одинокие женщины или женщины, состоящие в гражданском браке;

Пожилые или очень молодые люди.

  • Появляется возможность взять ребенка в семью у людей, которые хотели бы усыновить ребенка, но не могут на это решиться, так как не имеют достаточной информации о ребенке, профессиональной подготовки, боятся остаться наедине с проблемами.
  • Появляется возможность профессиональной самореализации для женщин, имеющих своих детей, и для тех, кто рассматривают воспитание детей как любимое дело и профессию. Возможность официально работать, не выходя из дома.

5. Ребенок не теряет связь с кровной семьей .

  • Возможность для каждого ребенка поддержания его отношений с кровными родителями (если они не лишены родительских прав и не представляют для него опасности), с его братьями, сестрами и другими значимыми для ребенка людьми из его прошлого.

В настоящее время в семью на патронатное воспитание могут помещаться различные категории детей.

Приоритет отдается воспитанию ребенка в кровной семье, если есть возможность его возвращения. В таких случаях ребенок отдается на краткосрочное размещение в семью патронатного воспитателя. Если после установленного срока кровная семья оказывается в состоянии воспитывать ребенка, он возвращается к своим родителям.

Если такой возможности не оказывается, то ребенок устраивается на патронатное воспитание на длительный срок . В ситуациях, когда нет надежды на восстановление кровной семьи, и кровные родители могут быть лишены родительских прав, ребенок может быть усыновлен патронатными воспитателями.

В соответствии с вышесказанным, в настоящее время возникают два основных направления работы по устройству ребенка в семью.

Первое - это долгосрочное устройство, при котором патронатные воспитатели становятся для ребенка «родителями» (преобладание родительской роли), независимо от того, оформлено ли усыновление юридически.

Второе - краткосрочное устройство , при котором патронатные воспитатели помогают ребенку пережить кризисный период его жизни и удовлетворить его насущные потребности, а также участвуют в диагностике основных проблем ребенка (преобладание профессиональной роли у воспитателей).

На основании зарубежного опыта фостеровских семей, а также исходя из реальных потребностей детей, нуждающихся в государственной защите, можно выделить несколько видов патронатного воспитания :

  • Устройство на длительный срок. Ребенок устраивается в семью фактически до совершеннолетия. Возврат в кровную семью крайне маловероятен по причинам необратимого распада и деградации этой семьи. В случае успешного устройства образуются родственные связи. Ребенок воспринимает патронатных воспитателей, как своих родителей.
  • Устройство с перспективой усыновления (подготовка к усыновлению). То же, что в предыдущем пункте, при условии, что ребенок юридически свободен, а семья готова перейти к усыновлению и форму патронатного воспитания рассматривает как переходную. При переходе к усыновлению происходит официальное признание образовавшихся родственных связей.
  • Экстренное устройство на патронатное воспитание. Применяется в случаях, когда ребенок был срочно изъят из кровной семьи и по каким-либо причинам ему противопоказано или не обязательно нахождение в детском учреждении для диагностики и подготовки к жизни в семье (ребенок-инвалид, младенец, ребенок с особыми психологическими проблемами). Размещение производится на срок до нахождения постоянной патронатной семьи, либо семьи усыновителей; или до возвращения в кровную семью.
  • Устройство детей-инвалидов. Перед изъятием такого ребенка из семьи вначале необходимо найти семью, способную и готовую его принять. Желательно было бы специально готовить патронатных воспитателей, готовых воспитывать детей-инвалидов, и дополнительно оплачивать их труд.
  • Устройство подростков для подготовки к самостоятельной жизни. З адачи этого вида устройства специфические. За недолгий период до наступления совершеннолетия между ребенком и патронатным воспитателем, как правило, не образуется родственных связей. Патронатный воспитатель рассматривается подростком как авторитетный старший товарищ. Желательна специальная подготовка патронатных воспитателей для такого вида устройства. Заметим, что не все подростки согласятся пойти жить в новую семью, для некоторых это не приемлемо. Поэтому требуется тщательная диагностика ребенка перед решением вопроса о возможности его помещения в семью.
  • Устройство на короткий период времени (до полугода, либо периодически на небольшое количество дней) для воспитания ребенка на период болезни кровных или патронатных родителей, для воспитания ребенка на период отпуска (вынужденного отъезда) кровных или патронатных родителей; на выходные дни, каникулы. (В этих случаях оплата труда воспитателя производится по совокупности отработанных дней).

При любом виде патронатного воспитания всегда присутствуют 2 основные функции патронатного воспитания: родительская и профессиональная .

С одной стороны, патронатный воспитатель выполняет родительскую функцию по отношению к ребенку, вне зависимости от срока размещения ребенка в его семье. Как родитель, он любит ребенка, испытывает к нему привязанность, связывает с ним свою судьбу.

С другой стороны, патронатный воспитатель является профессионалом. Он использует специальные навыки, является членом коллектива профессионалов, выполняет поставленные перед ним задачи.

В различных случаях размещения ребенка удельный вес этих составляющих бывает разным. Так, при долгосрочном устройстве, устройстве маленьких детей превалирует родительская функция. При краткосрочном размещении, при устройстве в семью подростка большее значение приобретает профессиональная функция. Таким образом, можно говорить о двух типах патронатного воспитателя: «скорее родителя» и «скорее профессионала». Соответственно работа службы по подбору и подготовке патронатных воспитателей должна вестись параллельно в двух направлениях. Следует отметить, что в силу причин, которые были указаны в п.2, работа с воспитателями «скорее профессионалами» находится в стадии становления.

Патронатное воспитание предполагает наличие профессиональных служб, обеспечивающих как работу с ребенком до и после устройства, так и работу с самой патронатной семьей, а также работу с родителями ребенка. Тем самым можно говорить о том, что патронатное воспитание - это целостная педагогическая система, охватывающая всю совокупность субъект-субъектных отношений ребенка, его семьи, патронатной семьи и служб сопровождения . Введение данной системы автоматически обеспечивает переход к профессионально выстроенной работе по опеке и попечительству с привлечением системы специальных служб по реабилитации ребенка, устройства ребенка и сопровождению ребенка и семьи (заметим, и по работе с кровной семьей ребенка).

Т.е. создаются предпосылки для наилучшей защиты прав ребенка и укреплению гражданского общества, привлечению населения к решению проблемы социального сиротства .

Технологии, применяемые в педагогической системе патронатного воспитания, являются новыми социально-педагогическими технологиями.

Работа по патронатному воспитанию, таким образом, включает в себя: технологию взаимодействия с органом опеки и попечительства (технология планирования попечения, мониторинга и контроля); социально-педагоги­ческую технологию реабилитационной работы с ребенком; социально-педа­гогическую технологию психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка; технологию работы с семьями, желающими взять ребенка на воспитание; технологию работы с кровными родителями ребенка. Все составляющие технологического процесса взаимосвязаны через единый процесс планирования попечения и неделимы. В этом смысле можно говорить о патронатном воспитании как о новой педагогической системе.

Патронатной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании) случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Патронатное воспитание - форма воспитания, при которой ребенок-сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей, передается на содержание и воспитание в семью патронатного воспитателя. Патронатный воспитатель - совершеннолетний дееспособный гражданин, осуществляющий воспитание и защиту прав и законных интересов ребенка на основании договора, заключенного с учреждением по патронату и органом опеки и попечительства.

На патронатное воспитание передаются дети-сироты, дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, лишены свободы, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, дети, родители которых уклоняются без уважительных причин от воспитания, содержания детей или от защиты их прав и интересов, дети, родители которых неизвестны или их местонахождение не установлено, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

При передаче ребенка на патронат защита его прав и законных интересов осуществляется в соответствии с установленным в договоре о патронатном воспитании разграничением прав и обязанностей по защите его прав и законных интересов между патронатным воспитателем и уполномоченным учреждением. Методическое руководство деятельностью по патронату возлагается на управление образования области. Контроль за деятельностью учреждения по патронату осуществляет орган опеки и попечительства по месту нахождения учреждения.

В обеспечении патронатного воспитания участвуют три стороны - патронатные воспитатели, детский дом и органы опеки. Патронатные воспитатели входят в штат детского дома, у них идет трудовой стаж, есть зарплата и пособие на содержание ребенка. Законным представителем ребенка в этом случае остается детский дом. Ответственность по защите прав и законных интересов ребенка в патронатной семье возлагается на его законного представителя (учреждение образования, здравоохранения или социальной защиты населения), на патронатного воспитателя и на орган опеки и попечительства по месту проживания несовершеннолетнего, между которыми заключается трехсторонний договор. (Не более 3 детей передаются в семью на патронат).

Перечень документов для создания патронатной семьи:

1.копия трудовой книжки;

2.справка об отсутствии судимости;

3.справка с места работы; копия свидетельства о заключении брака (в случае, если лицо состоит в браке);

4.медицинская справка установленного образца;

5.справка от районного терапевта об отсутствии у совместно проживающий членов семьи инфекционных заболеваний;

6.документ, подтверждающий наличие жилья;

7.письменное согласие совершеннолетних членов семьи, проживающих совместно с заявителем;

8. паспорт или документ, его заменяющий, предъявляется лично.

Патронатная семья сегодня имеет ряд преимуществ по сравнению с другими способами устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Одно из важных преимуществ – общегуманитарная ценность семьи как таковой.

Статус патронатной семьи

Патронатная семья как новая форма предоставляет участникам дополнительные возможности:

расширяет выбор условий участия

допускает плавный переход из одной формы в другую (патронатная семья как этап к усыновлению)

допускает отказ от ребенка без длительных процедур

Социальный эффект от внедрения патронатного воспитания

Положительными социальными эффектами от патронатного воспитания являются:

воспитание детей в семье с приобщением к семейным ценностям

готовность детей к самостоятельной жизни

    выросшие дети лучше интегрированы в социум

ребенок имеет связи не только в среде детей, оставшихся без попечения родителей, и взрослых, профессионально занимающихся такими детьми, но и в среде благополучных детей и взрослых, к которым он может обратиться за помощью в трудную минуту. К ровесникам - социальным сиротам обращаться бесполезно, т.к. они синхронно попадают в трудные ситуации (выход из детского дома и пр.)

патронатного воспитателя можно найти рядом с прежним местом жительства ребенка, у ребенка будут образовываться социальные и иные связи в том месте, где он будет жить, а не вокруг детского дома, из которого он потом вернется в свою квартиру. У взрослых новые связи возникают с трудом.

    дети лучше воспринимают на примерах из повседневной жизни, а не теоретически, необходимые для самостоятельной жизни ценности (ответственность, бережливость, важность образования и пр.)

    не требуется специального обучения и принятия других мер для лучшей адаптации к самостоятельной жизни

4. ликвидация условий формирования специфической социальной среды детей-сирот

5. изолированные коллективы детей-сирот продуцируют специфические ценности и установки, которые мешают интеграции во взрослую самостоятельную жизнь и др.

К отрицательным социальным последствиям можно отнести:

1. потенциально конфликтная ситуация между патронатными воспитателями и ребенком

2. противоречие между семейными отношениями и отсутствием ответственности "родителей" за детей после 18 лет

3. стресс при покидании ребенком патронатной семьи по достижении совершеннолетия, резкий переход от семьи к неустроенности, возможно даже больший, сем при покидании детского дом

4. временность нахождения ребенка в патронатной семье; патронатные родители в любую минуту могут отказаться от ребенка; ребенок при отказе патронатной семьи от него получает психологическую травму сравнимую с отказом одной семьи и др.

Критерии подбора замещающей семьи

Замещающая семья по возможности должна обладать следующими признаками:

живет недалеко от места, где жил ребенок

не разрываются имеющиеся личные и социальные связи ребенка

нарабатываемые во время нахождения в замещающей семье личные и социальные связи сохраняются во взрослой жизни

ребенок живет в окружении, которое знает его биологических родителей

ребенок лучше осведомлен о своих биологических родителях

социум воздействует на биологических родителей

легче поддерживать контакты с биологической семьей во время нахождения в замещающей

менее травмирующее оставление биологической семьи и переход в замещающую, и наоборот, возврат в биологическую семью

наличие родственных связей с биологической семьей

более высокое социальное и материальное положение, но не очень значительное различие

разнообразные источники дохода (зарплата, приусадебное хозяйство, предпринимательство и пр.)

собственные дети более старшего возраста

наличие хобби у членов семьи (туризм, спорт и пр.)

высокий образовательный уровень