Писатели-сатирики и их роль в обществе. Писатели-сатирики и их роль в обществе Отечественный писатель сатирик 7 букв

Сатира - это резкое проявление комического, когда смех становится оружием в борьбе с различными человеческими пороками. С древних времен писатели-сатирики играли особую роль в обществе, их называли обличителями и правдорубами. Через иносказательность и двусмысленность своих произведений они пытались говорить о том, что было запрещено выносить на люди и то, что порой каралось законом.

Краткая история

Жанр берет свои истоки еще в Древнем Риме. Именно тогда зарождается понимание того, в чем заключается роль писателя-сатирика в обществе. Первые авторы особой формы литературного слова - Аристофан, Менандр, Луцилий и другие - создавали небольшие по объему стихи, в которых осмеивали политику того или иного правителя, жизнь знати и другие общественные факты.

Общественная роль писателя-сатирика начала складываться в Средние века, когда в Европе творили классики юмора - Джованни Боккаччо, и Мигель де Сервантес. Первые обличители церковной косности, феодального строя и романтических воззрений значительно влияли на умы мало просвещённой Европы. Заставляли видеть, оценивать и бороться с пороками века.

Особенность жанра

Сатира сознательно искажает реальность, особым образом воспроизводит действительность, где все герои и события - условные образы, отражающие пороки и жизнь отдельных людей или слоев населения. Отличительная черта этого жанра - резко отрицательная оценка происходящего. Основное оружие сатиры - гротеск и гипербола, высмеивание и обличение строится за счет внесения в текст неправдоподобного или сильно преувеличенного явления.

Зачастую сатира становится очень субъективна, потому часто писатели-сатирики сами подвергаются острой критике. Всех их можно назвать одним словом - просветители, через высмеивание общественных недостатков люди учились смотреть вглубь проблемы, видеть несовершенство и, как следствие, искать новые ориентиры. В этом и заключается суть сатиры - утверждение высоких моральных идеалов, правды, любви, честности и свободы.

Истоки сатиры в России

Еще в XIX веке А. С. Пушкин вывел верную для всего нашего народа формулу - «поэт в России больше, чем поэт». До недавнего времени именно литература формировала самосознание и гражданскую позицию русских людей. И особенная роль здесь принадлежала писателям-сатирикам.

В России острый обличительный юмор зародился еще в Средние века, но тогда он еще блуждал среди народа в виде сказок и прибауток и передавался в устной форме. Авторы не называли себя, предпочитая анонимность, но в народе очень долго ходила и «Притча о бражнике», «Хождение Богородицы по мукам», «Сказание о Ерше Ершовиче» и другие. Влияние этих рассказов было очень велико, ведь они показывали правду жизни и позволяли увидеть людям иную точку мировоззрения, отличную от церковной.

Первые профессиональные писатели-сатирики появились в XVIII веке. А. П. Сумароков, А. Д. Кантемир создавали произведения еще по образу и стилистике древнегреческих авторов. Истинно российская сатира начала свое восхождение с басен И. А. Крылова и пьесы Д. И. Фонвизина «Недоросль». Последнее произведение буквально взорвало русское общество, до этого момента никто не пытался так остро высмеивать представителей дворянства. Популярность этого жанра становится необычайной, появляются десятки еженедельных журналов, на страницах которых печатаются памфлеты, басни, комедии, эпиграммы, раскрывающие ту или иную сторону реальности.

Сатирики XIX века

С началом золотого века русской литературы сатира получает новое развитие. Смех становится по-настоящему грозным оружием, направленным уже не только на пороки отдельных людей или классов общества, а на государство и императора. Преобладает жанр фельетона, но и комедия получает особое звучание. Пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор» получила огромную популярность у народа и яростное негодование у властей.

Писатели-сатирики XIX столетия вынуждены были постоянно находиться под пристальным присмотром руководства страны. Император и его министры чувствовали силу смеха и то, как доверяет авторам народ, потому боялись их, арестовывали, ссылали и чинили постоянные препятствия в литературной деятельности.

И как показало время, это опасение не было беспочвенным, сатира и другие направления литературы несколько десятилетий формировали сознание русских людей, показывали им реальное положение дел и призывали к борьбе за другую жизнь. Чего стоило произведение Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», его до сих пор называют прямым призывом к революции.

Салтыков-Щедрин

Огромную роль в формировании и становлении этого жанра в нашей стране сыграл писатель-сатирик Салтыков-Щедрин. Критики называли его творчество хронологией событий Российской империи XIX столетия. Все важнейшие реформы и преобразования в государстве нашли отражение в его произведениях. Писатель наблюдал измельчание людей и морали в высших структурах власти, засилье коррупции и кумовства, что не могло не вызывать в умном человеке протест и негодование.

Сатира в книгах Салтыков-Щедрин приобретала особенно жестокое, карающее значение. Образы двух глупых генералов или губернатора с пустой головой стали частью русской культуры, актуальны даже сейчас, спустя 200 лет.

Сатира XX века

Новое столетие принесло новые, необычные художественные и моральные идеалы. В нашей стране ломалась сначала политическая структура, потом общественная и литературная. Писатели-сатирики страны советов творили в жестких условиях цензуры и страха за свою жизнь. В первой половине века еще действовали свободные юмористические журналы, но постепенно и они становились предсказуемыми в тематики и обличали преимущественно буржуазные идеалы жизни.

Этот период связан с появлением сатирических произведений И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Новый и старый мир ярко отразился в образах мошенника Остапа Бендера и бывшего дворянина Ипполита Воробьянинова. Будь эти романы написаны чуть позже, они бы уже вряд ли увидели свет, настолько сильным стало давление на свободное творчество. Яркий пример тому - М. Булгаков, цензура преследовала его всю жизнь, а одно из главных его творений - «Собачье сердце» - увидело свет только после смерти автора.

Новое время

Современная действительность устанавливает абсолютно иные законы формирования юмора. В первую очередь изменился способ подачи информации, бумага теперь не лучший способ рассказать о своем видение мира. Теперь общение с людьми происходит по телевизору или непосредственно на концертах. Да и формат самого произволения стал более емким, конкретным и адресным.

А вот роль писателя-сатирика в обществе осталась прежней - поднимать на смех пороки общества и провозглашать истинные идеалы. Сегодня существует другая проблема - объем информации и текстов в этом направление просто огромен, пишут и выступают кто попало и не всегда на высоком уровне. Потому не так просто среди этого мусора отыскать действительно ценное наблюдение, достойное называться сатирой.

Выводы

Человечество никогда не станет идеальным, не исчезнут пороки, зло или зависть. Это уже выбор каждого человека, по какому пути ему идти по жизни. Но формируется этот выбор зачастую под воздействием внешних факторов: примеров родителей, отрицательного влияния друзей, неправильного воспитания и т. д. Увидеть и заметить за собой отрицательные наклонности может далеко не каждый, и в этом случае просто необходимо встретить некое «зеркало», которое отражало бы отдельные черты мыслей и поведения.

В этом и заключается роль писателя-сатирика, его творчество позволяет увидеть себя самого в искаженном виде. Ничто не хлестнёт так сильно по совести и самолюбию, как смех, острая критика заставляет задуматься и пересмотреть привычные идеалы.

Сейчас популярны юмористические передачи Камеди клабов и Нашей Раши, прожектор Пэрис Хилтон, Вечерний квартал, а 20-30 лет назад совсем другие люди занимали сцену в жанре сатиры.
Скажу честно, современная сатира, которая выплескивается на экран ТВ мне не по душе — это чернуха и только КВН сохранил прежнюю тонкость юмора.
Итак, топ 10 советских и российских сатириков

1

Советский эстрадный и театральный актёр, режиссёр, сценарист, юморист, Народный артист СССР (1968), Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии (1980).

2


Российский артист, актёр театра и кино, общественный деятель, руководитель московского Театра эстрады. Народный артист России (1994).
Запомнился своим выступлением в образе попугая и студента кулинарного техникума.

3


Советский и российский писатель-сатирик, драматург, член Союза писателей России. Автор более десяти книг. Среди них - лирические и сатирические рассказы, юморески, очерки, путевые заметки и пьесы.
Особую популярность приобрел в 1995-2005 годах, когда стал читать свои рассказы об Америке.

4


Советский и российский писатель-юморист, народный артист РФ, артист разговорного жанра и телеведущий. Вспоминаю анекдот:
Хорошая шутка продлевает жизнь на 15 минут, а плохая убивает отнимая драгоценные минуты, пориветствуем серийный убийца — Евгений Петросян.
В советское время его выступления выпускались на пластинках и были очень популярны.

5


Русский писатель-сатирик и исполнитель собственных произведений. Его юмор отличается особым одесским шармом.

6


Советский и российский актёр, часто выступает в разговорном жанре, его юмор носит особый шарм.

7


Русский писатель-сатирик, драматург, ведущий телевизионных передач. О творческой политкорректности и высшей стадии интеллигентности Аркадия Михайловича Арканова ходят легенды! За его плечами нет ни одного данного слова, которое бы он не сдержал и нет ни одной минуты опоздания куда-либо. Шутки маэстро всегда умны, остры и направлены в самую суть, откуда и берёт своё начало великий жанр — Сатира.

8


Советский и российский писатель-сатирик. Настоящая фамилия Альтшулер. Писатель шутит: «Если с годами произойдет разжижение мозгов, и я больше не смогу писать, то, благодаря своему голосу, я пойду в службу «секс по телефону».

9


Российский театральный актёр и эстрадный артист, заслуженный артист России, лауреат Всероссийского конкурса артистов эстрады.
Запомнился, фразой «Эй, мужик», в советское время был не очень популярен, считалось, что юмор Арлазорова слишком низкого уровня.

10


Российский артист эстрады, писатель-сатирик.

Ответ: АРКАНОВ

Подходит?

Задать другой вопрос:

1-я буква А; 2-я буква Р; 3-я буква К; 4-я буква А; 5-я буква Н; 6-я буква О; 7-я буква В;

  • аркадий Штейнбок
  • тезка и коллега Инина
  • сатирик, спевший про Гондурас
  • он же Штейнбок
  • аркадий-юморист
  • Русский писатель-сатирик ("Маленькие комедии большого дома")
  • советский писательсатирик
  • юморист Аркадий но не Райкин
  • кто из наших сатириков стал первым мужем Майи Кристалинской?
  • сатирик из России
  • сатирик Аркадий, спевший дуэтом песню про Гондурас
  • сатирик, спевший про Гондурас
  • он же Штейнбок
  • сатирик Штейнбок
  • юморист Аркадий но не Райкин
  • сатирик по имени Аркадий
  • это не хандра, просто - пять утра. Для тебя любовь - игра, а мне спать пора: (исполнитель песни)
  • сатирик Аркадий
  • сатирик из России
  • партнер Горина по сатирическому цеху
  • аркадий из сатириков
  • российский сатирик
  • сатирик Штейнбок
  • российский юморист
  • современный писатель-юморист, своим примером показывающий, что и доктора считают смех лучшим лекарством
  • писатель-сатирик
  • сатирик по имени Аркадий
  • сатирик Аркадий
  • сатирик, спевший с Крутым
  • аркадий из сатириков
  • аркадий, который юморит
  • российский сатирик
  • сатирик Арканов
  • российский юморист
  • аркадий Штейнбок
  • писатель-сатирик
  • наш юморист, который писал-писал, а потом взял и запел
  • сатирик, спевший с Крутым
  • тезка и коллега Инина
  • писатель-сатирик, автор известнейшей телепрограммы на 1988 год
  • аркадий-юморист
  • аркадий, который юморит
  • партнер Горина по сатирич. цеху
  • советский писательсатирик
  • сатирик Арканов
  • Аркадий (родился в 1933) русский писатель; пьесы (совместно с Г. И. Гориным): «Свадьба на всю Европу», «Банкет», «Маленькие комедии большого дома»