Почему мой ребенок не. Может мой ребенок не такой, или почему он все еще молчит? Наедине с собой

Между мужским и женским мозгом существуют различия, которые среди прочего влияют на возможности обучения. (Если этот вопрос хочется поизучать глубже — смотрите результаты исследований Герберт Лэндсел (Herbert Landsell) США, Дорин Кимура (Doreen Kimura) Канада и др.).

Девочки успешнее мальчиков в начальных классах, так как они лучше воспринимают и запоминают информацию, логически не связанную, им легче дается чтение и правописание. Мальчики же быстрее осваивают работу с формулами и теоремами, они лучше воспринимают и запоминают логически организованную информацию.

Когда школьная математика начинает ставить перед ребятами задачи более сложные, чем деление и умножение, мальчики справляются с ними чаще всего намного лучше и быстрее девочек.

И это объясняет тот факт, почему в старших классах мальчики догоняют, а зачастую и обгоняют девочек по успеваемости.

Мальчики больше внимания уделяют вещам, девочки – отношениями между людьми. Этим объясняется повышенная чувствительность девочек к случайно произнесенному грубому слову или укоряющему взгляду.

Они считывают и анализируют полученную информацию на эмоциональном уровне, зачастую подсознательно. И возможно, с точки зрения Взрослого «ничего страшного не произошло»: со стороны может казаться, что взаимоотношения Учителя и Ученика «нормальные», а для девочки ходить в школу становится невыносимо тяжело.

Чаще всего мальчики более активны физически, и им сложно высидеть весь урок. Перемены не хватает на то, чтобы выбросить накопившуюся энергию. И на следующие занятия они приходят в возбужденном состоянии, требуется немало времени, чтобы они смогли начать слушать Учителя.

С другой стороны, если к началу урока мальчики успевают вернуться в спокойное состояние, то они готовы сразу включиться в процесс, но пока Учитель делает перекличку, проверяет домашнее задание и говорит какие-то вводные слова, мальчики успевают «перегореть» и потом уже не способны включиться в процесс.

Убедить ребенка учиться при таких разных потребностях мальчиков и девочек становится весьма трудной задачей.

От совместного обучения проигрывают оба пола: девочки за начальную школу успевают привыкнуть к тому, что им все дается легко, а мальчики привыкают быть отстающими.

Потом картинка меняется. У девочек очень часто развивается «синдром отличницы», который мешает потом на протяжении всей жизни: девочкам бывает очень трудно смириться с неудачей, если есть привычка делать все удачно с первой попытки.

Возможно, ваш ребенок не хочет учиться по одной из вышеперечисленных причин.

Помимо половых отличий существуют еще и личностные, и они тоже не всегда учитываются Учителем.

Всех людей по доминирующему способу восприятия можно разделить на три группы:

  1. аудиалы
  2. визуалы
  3. кинестетики

У аудиалов доминирует слух, у визуалов – зрение, у кинестетиков – ощущения: осязание, вкус, обоняние.

Каждый человек использует (по возможности) все три группы, но одна из них является доминирующей, с ее помощью человек усваивает информацию наилучшим для себя способом.

Аудиалу может быть сложно воспринять информацию, которая не озвучивается вслух, а пишется на доске, например. Визуалу, напротив, будет сложнее усвоить информацию на слух, не видя ее.

В идеале на каждом уроке у Ученика должна быть возможность и услышать, и увидеть, а иногда и потрогать на ощупь (когда это возможно, конечно). На вопрос «как заинтересовать ребенка учиться » с точки зрения подачи информации не может быть одного, универсального ответа.

Но, к сожалению, Учитель часто использует тот способ передачи информации, который удобен ему. Многие учителя считают, что готовить слайды или видеоматериал, когда можно просто прочитать кусок текста – это дополнительная и «лишняя» работа.

Хотелось бы, чтобы в школе акцент был именно на знания, а там, где дается информация, хотелось бы большей ее структуризации и связности.

Вы можете задать их нашему дежурному психологу:

Если Вы по каким-либо причинам не смогли связаться с психологом-консультантом, то оставьте свое сообщение (как только на линии появится первый свободный психолог - с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо на .

Копирование материалов сайта без ссылки на источник и указания авторства – запрещено!

Отправляя своих любознательных малышей в школу, многие родители даже не подозревают, с какими трудностями им придется столкнуться в ближайшее время. Педагогическая практика последних лет показывает, что число детей, не тяготеющих к учению, из года в год стремительно растет.

Что делать, если еще в начальной школе? Помочь в решении этой проблемы не всегда способны даже специалисты, однако мы все-таки попробуем разобраться в причинах подобной ситуации.

А существует ли проблема?

Следует отметить, что в каждом ребенке природой изначально заложены такие качества, как любознательность и стремление к знаниям. Однако современная система образования далека от совершенства. Учителя и родители заинтересованы в послушных детях, не высказывающих собственного мнения и поглощающих новый материал в немыслимых количествах. А ученики, в свою очередь, выражают протест против такой системы. Вполне естественно, что ребенок не хочет учиться. Советы психолога позволят снять ненужное напряжение и нервозность.

Вспомните себя в детском возрасте. Действительно ли вам нравились все изучаемые предметы и особенности преподавания отдельных учебных дисциплин? А ведь за это время школьная программа изменилась не в лучшую сторону. Хорошо подумайте: возможно, проблема не так серьезна, и со временем разрешится сама собой.

Вопрос ребром: почему дети не хотят учиться?

Советы психолога дадут положительный результат лишь в том случае, если своевременно и правильно будет выявлена причина неприязни ребенка к процессу обучения. Можно выделить несколько основных факторов, оказывающих прямое воздействие на отношение малыша к школьным занятиям. К ним относятся:

  • отсутствие всякого интереса к значительной части школьных предметов;
  • сложности, возникающие при общении малыша со сверстниками (одноклассниками);
  • негативные эмоции, связанные с необходимостью соблюдать строгий режим - рано вставать по утрам, выдерживать многочасовое сидение за партой, каждый день выполнять домашние задания;
  • проблемы с освоением конкретного школьного предмета;
  • с одним из педагогов;
  • потеря мотивации.

Отсутствие стимулов

Ребенка, отказывающегося учиться, понять несложно. Занятия в школе оказываются не такими интересными и приятными, как их описывали родители. Первые восторженные впечатления быстро проходят. Остаются рутинные занятия, достаточно жесткий режим и страх по поводу получения плохих отметок. Родители в недоумении: их ребенок не хочет учиться.

Советы психолога в первую очередь связаны с повышением мотивации. Этот термин хорошо знаком взрослым, для которых рабочее место - это не только источник получения доходов, но и возможность добиться определенных целей. В школе стимулы работают достаточно слабо. Хорошие оценки сами по себе, безусловно, способны приносить позитивные эмоции. Однако не все дети ориентированы на долгосрочный результат, например, на окончание школы с отличием или хотя бы без троек. Таким образом, значительная часть учеников просто не понимает, для чего нужны ежедневные занятия.

На этом этапе огромное значение имеет влияние родителей, которые должны в устной форме и на личном примере показать своим детям, насколько важны школьные уроки для их дальнейшего развития. Взрослые должны попытаться убедить маленьких «бунтовщиков» в необходимости успешного обучения в школе. В качестве сравнения можно привести любую компьютерную игру, в которой прохождение второго, а также всех последующих уровней зависит от результатов освоения первого этапа.

Итак, родители столкнулись с неприятным фактом: их ребенок не хочет учиться. Советы психолога в такой ситуации будут очень кстати.

Негативное отношение к учебе: несколько второстепенных причин

В некоторых случаях нельзя сразу определить, с чем связана неприязнь ребенка к обучению в школе. Причин может быть даже несколько. Чтобы выяснить всю правду, следует внимательно присмотреться к своему школяру. Иногда нелюбовь к занятиям может быть вызвана такими факторами, как:

  • чрезмерная нагрузка эмоционального и физического характера (многочисленные внешкольные занятия, напряженные отношения в семье);
  • гиперответственность малыша, не позволяющая ему расслабиться, что в результате приводит к снижению заинтересованности;
  • изменение условий обучения (переход в другой класс, смена режима занятий);
  • систематические замещения уроков «чужими» учителями.

Построение отношений с ребенком: мнение специалиста

Прежде всего, попробуйте самостоятельно определить, почему ваш ребенок не хочет учиться. Советы опытного психолога при этом сводятся к следующему:

  1. Никогда не следует давить на малыша. В семьях, где у детей с родителями сложились подобные ситуации разрешаются значительно быстрее и проще.
  2. Попробуйте построить свои отношения с малышом по иному принципу - стать для него в первую очередь другом. А уже потом исполнять роль заботливого родителя. Для многих представителей старшего поколения это кажется недостижимым. Некоторые родители считают, что с чадами никогда не следует говорить на равных, поскольку дети всегда должны оставаться детьми. Если вас не смущает такой результаты будут заметны почти сразу. Ведь ребенок не станет ничего скрывать от лучшего друга, и вы в любой момент будете в курсе всего, что его волнует.
  3. Обязательно показывайте ребенку, что вы его любите любым, даже не совсем успешным. Он не должен ощутить, что ваше отношение к нему может измениться из-за такого факта, как неприязнь к учебе.

Многие школьники, проявляющие интерес к обучению в вступая в пору становятся совершенно неуправляемыми. Родители в таких ситуациях бессильны, поскольку им трудно наладить контакт с заметно подросшими детьми. Однако проблема налицо: ребенок не хочет учиться. Что делать? Советы психолога позволят справиться с этой ситуацией.

Кандидат медицинских наук Любовь Самсонова, занимающаяся проблемами эндокринологии, возникающими в детском и подростковом возрасте, считает, что одной из причин, ведущих к нежеланию школьников учиться, является недостаток йода. Дефицит этого вещества сказывается на синтезе гормонов щитовидной железы. Это приводит к ухудшению памяти, рассеянности. Страдает наглядно-образное мышление. Особенно сложно тем детям, которые проживают вдали от моря и потребляют минимальное количество йодсодержащих продуктов.

На заметку родителям: следует учитывать, что суточная норма йода для учащихся подросткового возраста составляет 200 мкг. Рекомендуется давать ребенку йодид калия, а также включить в его рацион йодированную соль.

Придерживайтесь правила доверительного общения с подростком и соблюдайте некоторые общие рекомендации, перечисленные ниже.

Даже если ребенок не хочет учиться, советы психолога позволят облегчить жизнь всех членов семьи: снимут напряжение, прекратят споры о целесообразности обучения в школе. Ниже приведены некоторые важные моменты:

  1. Постарайтесь избегать болезненных для ребенка сравнений, не приводите в пример успехи его одноклассников или соседских ребятишек.
  2. Позволяйте сыну или дочери самостоятельно решать, в каком порядке следует делать уроки, предназначенные для домашнего выполнения. При этом непременно стоит ненавязчиво подсказать малышу, что в первую очередь следует приступать к освоению наиболее трудного материала.
  3. Попытайтесь найти с ребенком компромиссы: можно заранее обсудить оптимальное время выполнения внеклассного задания и отвести определенный срок для отдыха и всевозможных приятных занятий. Психологи рекомендуют воздержаться от установления жестких временных ограничений.

Лучшая награда - родительское одобрение

Не следует опускать руки, если ребенок не хочет учиться. Советы психолога родителям, прежде всего, направлены на изменение реакции взрослых на все, что происходит с их детьми.

С точки зрения кандидата медицинских наук Анатолия Северного, являющегося президентом Ассоциации детских психиатров и психологов, в раннем школьном возрасте детям очень важно чувствовать поддержку родителей, знать, что самые близкие люди всегда на их стороне. В родительское одобрение отходит на второй план, поскольку на этом этапе происходит смена мотивации (дети стремятся реализовать собственные цели).

Однако не стоит думать, что поддержка родителей для взрослеющего ребенка является пустым звуком. Скорее, наоборот - родительское понимание и одобрение могут стать решающими не только при решении школьных проблем, но и в более сложных жизненных ситуациях.

Подводим итоги

Обязательно интересуйтесь жизнью своих детей, ежедневно обсуждайте с ними события прошедшего дня, не стесняйтесь признаваться им в своих ошибках и заблуждениях. Обучение в современной школе - достаточно сложный, но посильный процесс. Разумеется, родители не должны выполнять за ребенка его домашние задания. А вот разобраться в причинах временных трудностей и помочь решить возникшие проблемы действительно необходимо.

Если в результате размышлений вы так и не поняли, почему ребенок не хочет учиться, советы психолога окажут помощь в прояснении ситуации. И тогда ваши усилия приведут к ожидаемому результату. Любите своих детей, несмотря ни на что, и доверяйте им!

Р ечь – один из многочисленных навыков малышей, по которому принято судить о развитии ребёнка и его полноценном поэтапном созревании. Одни из них начинают разговаривать едва достигнув годовалого возраста, другим требуется несколько лет, чтобы освоить хотя бы минимальный набор фраз. Именно длительность доречевого периода вызывает у родителей наибольшее количество вопросов. О становлении речи у детей мы поговорили с логопедом высшей категории, врачом с многолетним стажем Яной Полей .

Правда ли, что, несмотря на развитие технологий в современном мире, практически каждый ребёнок в возрасте от двух до четырёх лет вынужден обращаться к специалисту с этой проблемой?

– Я бы сказала: благодаря технологиям. Речь – очень хрупкий инструмент. С одной стороны, наличие речи определяет развитие нашей цивилизации, с другой стороны, в биологическом смысле, она появилась у нашего вида совсем недавно. И при малейших неблагоприятных воздействиях она страдает. Это могут быть как лёгкие нарушения, так и тяжёлые – отсутствие речи, заикание. И у каждого из них разные причины. В группе риска те дети, чей организм подвергался вредоносному влиянию во внутриутробный период и в раннем возрасте, кто часто болеет, имеет хронические заболевания.

С другой стороны, благодаря развитию медицины, мы уже примерно сто лет умеем выхаживать недоношенных детей, исправлять последствия генетических изменений или тяжёлых болезней. Но это часто сопровождается нарушениями речи. А поскольку численность населения планеты растёт с каждым годом, то и в логопедической помощи стало нуждаться больше детей и взрослых. Раньше людей с проблемами в развитии речи просто оставляли без помощи, потому что ещё не знали, что с этим делать, и часто приписывали им интеллектуальные или психические проблемы.

С какого возраста ребёнок начинает понимать речь родителей?

– К году дети понимают интонации, отдельные слова, часто связанные с конкретным объектом. Постепенно объём пассивного словаря расширяется, увеличивается понимание. Первичное понимание речи можно наблюдать уже в 6-8 месяцев, например, мы называем игрушку, а ребёнок ищет её глазами. В два года дети уже способны понять простой рассказ с опорой на картинку. Чем больше мы разговариваем с детьми, тем больше они потом разговаривают с нами, и тем лучше и быстрее развивается их речь.

Может ли отсутствие речи говорить о серьёзных заболеваниях?

– Здесь мы смотрим, как именно «отсутствует речь», поэтому и просим показывать детей логопедам и врачам в два, три года и в пять лет. Это самые важные возрастные моменты, когда видно всё хорошее и всё плохое в развитии ребёнка. Когда ко мне приводят малыша, у которого нет речи или она не соответствует возрастным нормам, то в первую очередь я направляю родителей на консультацию к отоларингологу, чтобы исключить снижение слуха, и к неврологу, чтобы разобраться в причинах отсутствия речи.

– В каком возрасте ребёнок должен начать говорить?

– Первые слова появляются около года, фразы – около полутора лет. А то, что обычно родители понимают под речью – фразы из трёх-четырёх слов – в норме появляются в 2-2,5 года. Обычно в три года дети очень прилично общаются, могут рассказать о себе, шутить, пересказывать увиденное или услышанное. Понятно, что бывают индивидуальные особенности развития, но обычный ребенок в 2-2,5 года уже говорит.

– Могут ли игры с современными гаджетами, различными электронными устройствами влиять на задержку речи или, наоборот, помогать её становлению?

Самая актуальная и полезная информация для современных родителей - в нашей рассылке.
С нами уже более 30 000 подписчиков!

– Позднее становление речи может повлиять на развитие других способностей ребёнка?

– Несомненно. У речи есть две основные функции – когнитивная и коммуникативная. То есть добыча информации и общение с социумом. Если человек не может получать новую информацию, не может общаться, то его жизнь весьма затруднена.

– Что должно насторожить родителей в развитии речи ребёнка?

– В разном возрасте разное. С года до двух лет родителям стоит обратить внимание на то, как формируется пассивный и активный словарь. То, что понимает малыш, и то, что он использует. Если в два года у ребёнка совсем нет фразовой речи, мало слов, то надо бы навестить логопеда. Если малыш не реагирует на звуки, то стоит бежать к врачам сразу, до логопеда. В пять лет – если ребёнок говорит с многочисленными грамматическими ошибками, коверкает слоговую структуру слов, с трудом может пересказать фильм или рассказ. Если в целом речь сформирована нормально, но нарушено звукопроизношение, то с пяти лет лучше заняться этим вопросом и исправить нарушения до школы.

– Что нельзя делать при воспитании ребёнка, чтобы не навредить становлению его речи?

– Все «нельзя» вытекают из одного: первые три года речь ребёнка развивается в общении со своими близкими, которым он подражает. А ближе всего к малышу мама и папа - пусть он подражает правильной речи. Нельзя ограничивать ребёнка в игре и движении. Нельзя подвергать его стрессам, в том числе и занятиям, связанным с зубрёжкой, с неподвижным сидением в одной позе. Чтобы лучше развивалась речь, надо чтобы полноценно развивался мозг, мышление.

– Речь у мальчиков и девочек развивается одинаково?

– По-разному, но не так, как об этом сообщают народные мифы, например, что мальчики начинают говорить позднее девочек. Может быть, и позже, но не на год и не на три. Скорее, у мальчиков чаще встречаются речевые проблемы, а в развитии они отстают от девочек в среднем на пару недель.

Что делать, если ребёнок не говорит, а объясняется только жестами?

– Если мы знаем точно, что слух ребёнка сохранён, то мы должны понимать и произносить вслух то, что он хочет сказать. Например, малыш показывает на чашку: «Ты хочешь пить? Это твоя чашка. На, сок. Вот твой сок». Если что-то делаем с ребёнком, то обязательно всё называем. Даём игрушку: «На, мишку. Я тебе даю мишку». Моем руки: «Помоем руки, вот вода, вот мыло, давай намылим пальчики, ладошки». И обязательно посоветоваться с логопедом, как именно стимулировать возникновение речи. Маленьким детям естественно опираться на жесты и мимику. У них ещё нет слов, они неловкие в физическом плане, только-только учатся управлять своим телом. Жесты для них - понятный и доступный способ что-то высказать. Но мы обязательно должны сопровождать их словами, показывая пример речи.

– Существуют ли нормы развития речи по годам (месяцам), и для всех ли они подходят?

– Существуют и подходят всем. Поэтому и называются «нормы». Понятно, что всё усреднённое. Например, ребёнок в два года должен иметь словарный запас примерно 200-300 слов, но если ваш малыш оперирует сотней слов, то это не признак неразвитой речи. Да, есть нормы, на них можно ориентироваться, но у каждого ребёнка есть свои особенности развития.

Есть вопросы? Напишите в комментариях!

Быстрая регистрация
Получите 5% скидку на первый заказ!

Многие странные проявления у детей с РАС даже педиатры зачастую называют «просто аутизм» или «ещё одна аутистическая черта» (АЧ) — без лишних пояснений. Однако всегда следует помнить, что любой признак «просто аутизма» имеет под собой медицинское объяснение и, скорее всего, есть прямой способ лечебного воздействия на него.

Цель данной статьи — собрать воедино объяснения о распространенных симптомах аутизма и перечислить методы их преодоления. Для этого мы использовали опыт родителей и медицинские знания, которыми располагает современная наука, в том числе Биомед и практикующие ДАН!-врачи.

Сначала — о главном: всегда целесообразно ВЕСТИ ЖУРНАЛ для оценки хронологии событий и вмешательств. Когда новый признак болезни появляется, первое, что вы должны проанализировать, это три фактора извне:

  • Какое новое медикаментозное лечение началось недавно
  • Какие новые процедуры ребёнок получал
  • Какие новые продукты он ел.

Если такой новый фактор был найден, то продолжайте наблюдение от 2 до 3-х недель – без ввода очередных методов. Так вы отслеживаете взаимосвязь симптома с назначенной терапией (или расширением диеты) и можете рассказать о наблюдениях врачу.

Когда вы получаете назначения от врача, неуклонно задавайте вопросы об оценке и её критериях: «Как я смогу оценить положительные и отрицательные последствия терапии?». В идеале Вы должны получить ответы на подробные вопросы:

  • Каких положительных сдвигов мне ожидать?
  • Каких отрицательных побочных реакций опасаться?
  • Что я могу сделать в случае возникновения отрицательных последствий ещё до обращения к врачу?

Перейдём к разбору распространённых симптомов у детей с РАС.

Почему мой ребёнок не может спать по ночам?

  1. Уменьшение проблем со сном возможно:
  • на БГБКБС диете (*сокращение обозначает без глютена + без казеина + без сои)
  • при удалении из пищи фенолов, искусственных красителей, стабилизаторов и ароматизаторов,
  • при излечении от избыточного роста грибковой флоры в кишечнике,
  • при добавлении в рацион метатонина, ГАМК, таурина, магния в цитратной форме и 5HTP
  1. Успех поддерживается и закрепляется спокойной процедурой отхода ко сну, о чем вы можете почитать подробнее и .

Почему мой ребёнок просыпается среди ночи?

  1. РЕФЛЮКС – наиболее частая причина внезапных ночных просыпаний при РАС. Простыми словами, рефлюксы – это явления заброса содержимого полого органа в обратную сторону — вопреки правильному физиологическому движению. Например, пища забрасывается из желудка в пищевод, а желчь из 12-перстной кишки в желудок. В результате агрессивные компоненты воздействуют на слизистую, которая не предназначена для контакта с такими средами. Это приводит к неприятным ощущениям у ребёнка, а при хронизации проблемы — к повреждению оболочек конкретного органа. Диагностика рефлюкса – задача гастроэнтеролога. Со своей стороны родителям следует исключить из детской диеты обильную еду вечером и продукты, провоцирующие заброс (томаты, лук, чеснок, цитрусовые, газированная вода, перечная мята, шоколад).
  2. ФЕНОЛЫ – ещё одна возможная причина ночных просыпаний, которые длятся вплоть до нескольких часов. Признаки перегрузки фенолами: тёмные круги под глазами, беспричинный смех (особенно по ночам), возрастание самостимуляции (вплоть до самовредительства). Лечение – снизить содержание фенолов в поступающей пище (исключить яблоки, цитрусовые, шоколад, искусственные красители и др.), принимать ванны с английской солью (сульфат магния).
  3. ОЩУЩЕНИЕ МОКРОГО ТЕЛА после того, как ребёнок обильно помочился в памперс. Эта причина часто возникает с возрастом. Во-первых, по мере медицинского вмешательства возрастает чувствительность кожи и улучшается работа сенсорной системы. Во-вторых, памперсы хуже удерживают большой объём влаги. Решить проблему можно по-разному. Радикально — приучить к горшку. Промежуточные этапы помощи: сменить размер памперса (для детей старшего возраста используйте взрослые памперсы самого маленького размера), или быстрее переодевать в сухой памперс. Если вы примерно знаете, как часто ребёнок мочится ночью, это может стать промежуточным решением проблемы. Многие родители отмечают, что дети после 3 лет писают ближе к 4 часам утра, поэтому можно проснуться, проверить и быстро переодеть ребёнка, пока он не успел понять, что к чему.
  4. ПРИСТУПЫ СУДОРОЖНОЙ АКТИВНОСТИ. Сделайте суточную электроэнцефалограмму (ЭЭГ).

Исключив все медицинские подоплёки ночных просыпаний, можно приступать к тщательному поведенческому тренингу, к внедрению рутин и навыков . Этому хорошо способствует АВА как лучший метод для обучения шаблонному поведению при самообслуживании.

Почему мой ребёнок не говорит?

Аутизм напрямую влияет на коммуникацию. Однако есть многочисленные наблюдения родителей и врачей о благотворном влиянии на речь следующих методов:

  • БГБКБС диета
  • Добавки: ТМГ (триметилглицин, англ. TMG), Витамин В6 (в форме пиридоксаль-5-фосфата, англ. P5P), Льняное семя и эссенциальные жирные кислоты (добавить в рацион рыбий жир).
  • Нормализация кишечной флоры, особенно в части (вид грибков), также приносит хорошие результаты.

В части педагогических усилий лучший выбор – это сочетание речевой и поведенческой терапии . Кроме того, никогда не следует забывать о методах альтернативной коммуникации, среди которых особенно эффективна система ПЕКС (PECS). Она реализована сегодня как в привычной форме карточек, так и в виде программ для портативных электронных устройств.

Следует помнить о высоком распространении среди детей с РАС такого расстройства речи как . Это редкое в общей популяции нарушение, причина которого в поломках на высшем уровне организации двигательных актов артикуляционного аппарата. По разным данным есть у 45-60% аутичных детей.

Почему ребёнок говорит или делает одну и ту же вещь — снова и снова?

Повторяющееся (стереотипичное) поведение – часть аутизма. Так называемый встречается у многих детей с РАС и должен восприниматься нами как особый источник успокоения или концентрации внимания.

Взрослые люди с аутизмом практически всегда утверждают, что привычные повторяющиеся движения или повторы слов просто необходимы им, так как действуют успокаивающе и стимулируют нервную систему для адекватной деятельности в предлагаемых условиях.

Поэтому работа с детьми, стереотипные проявления которых вредят им самим или окружающим, должна начинаться с поиска подходящего заменителя, в котором самопомощь объединиться с безопасностью.

Почему у моего ребёнка сыпь, покраснения и зуд?

  • Экзема при РАС зачастую связана с разрастанием кандиды в кишечнике. Она выглядит как кожная сыпь и связана со слабой иммунной системой. Главные факоры активного роста кандиды – сахар, углеводы и любые непереваренные остатки. Задача родителя – удалить или уменьшить сахар, сок и углеводы, добавить пищеварительные ферменты и тщательно придерживаться длительной тактики лечения кандидозного дисбактериоза. В такую тактику наряду с традиционными противогрибковыми препаратами (дифлюкан, нистатин и т.п.) могут входить пробиотики, а также БАДы – экстракт семян грейпфрута, каприловая кислота и др. Отметим, что пробиотики не должны даваться «на глазок». Самый эффективный путь – лечить дисбактериоз согласно анализу кала на дисбактериоз, который количественно оценивает структуру кишечной флоры.
  • Сыпь по типу крапивницы при аутизме обусловлена аллергией, чаще всего на молочные продукты. Диагностика аллергий – аллергопробы на основные пищевые и непищевые аллергены (= анализ крови на антитела IgE, который выполняется в лаборатории)
  • Псориатическая сыпь при РАС выглядит как утолщённая покрасневшая кожа с серебристо-белыми наслоениями. Она часто провоцируется приёмом антибиотиков.
  • Профилактика высыпаний требует скрупулёзного отношения к перечню компонентов в любом средстве для наружного применения. Увы, но промышленная косметика нередко содержит экзотоксины и сильные аллергены.

Почему у ребёнка сильные тёмные круги под глазами?

Согласно статистике в алгоритме выяснения причин на первое место целесообразно поставить аллергопробы на пищевые аллергены , на второе – перегрузку фенолами , на третье – избыточный рост кандиды в кишечнике.

Почему мой ребёнок любит взбираться высоко на мебель?

  • Непереносимость глютена . Исключите глютенсодержащие продукты из рациона.
  • Сенсорные проблемы в центральной нервной системе . Проконсультируйтесь с психологом, который владеет методикой комплексной оценки сенсорных нарушений и сможет составить качественную программу сенсорной интеграции. Эта программа поможет упорядочить сенсорную систему: разовьёт недостающие элементы, насытит нехватки ощущений и гармонизирует избыточный ответ на раздражители.

Почему у моего ребёнка вздутый живот?

Это прямой признак гастроэнтерологических проблем. Проанализируйте этот признак во взаимосвязи с другими симптомами и обращайтесь к врачу. Особенно внимательно отнеситесь к следующим признакам:

  • Обезводненный понос (рыхлый объёмный стул до 4 р/день/)
  • Запор (отсутствие стула более 1-2 дней)
  • Неестественный вид каловых масс (пухлая каша, или камневидные кусочки, с остатками непереваренной пищи, слишком светлый или тёмный и т.п.)

Скорее всего, ваш путь к здоровью кишечника начнётся с БГБКБС диеты. Продолжением лечения выступят уже упомянутые этапы: диагностика на пищевую аллергию, терапия дисбактериоза, улучшение пищеварения ферментными препаратами.

В случае запоров к этому будут подключены щадящие способы для регулярного очищения, среди которых употребление достаточного количества клетчатки (например, перемолотое льняное семя) и регулярное введение в рацион свежих овощей и фруктов.

Почему у ребёнка есть фрагменты непереваренной пищи в кале?

  • Это признак некачественного пищеварения из-за недостатка ферментов. Помощь – приём ферментный препаратов (Креон, Эрмиталь, Пангрол или специальные рецептуры с учётом всех тонкостей РАС от ТМ Kirkman Enzymedica, Houston).
  • Врождённые патологии выработки ферментов. В таком случае вздутому животу нередко сопутствуют желтушность кожи и склер, вялость, отказ от активных игр, частые тошнота и рвота. Помощь – лабораторное обследование (анализы крови).

Почему ребёнок не опорожняет кишечник 2 и более дней подряд?

  • Констипация (простыми словами — запор) – довольно частый признак у детей с РАС. Способы решения проблемы – перевод ребёнка на БГБКБС диету, лечение дисбактериоза и исключение из пищи аллергенов.
  • Усилению перистальтики помогает магний (в форме цитрата), витамин С, пробиотики, приём фруктовых пектинов и достаточное поступление полезных жиров.
  • Дети, уже столкнувшиеся с тяжёлым испытанием констипацией, могут помнить болезненные ощущения и всячески избегать посещения туалета. Вариант помощи – смягчающие дефекацию свечи.

Почему у моего ребёнка диарея?

  • По разных данным 50-70% детей с РАС имеют проблемы с желудочно-кишечным трактом — с эпизодами диареи, или с постоянной склонностью к ней. Такие малыши подлежат наблюдению у гастроэнтеролога, который знает особенности диеты при РАС и понимает, как выбирать безопасные медикаменты.
  • Для нормализации стула потребуется комплекс всё тех же усилий: БГБКБС диеты + лечение дисбиоза + удаление пищевых аллергенов.

Читайте также Аминокислота таурин в лечении детей с РАС и СДВГ

Почему у ребёнка «зверский аппетит», но нехватка массы тела?

  • Мальабсорбция — недостаточное усвоение в тонком кишечнике тех нутриентов, которые поступают с пищей. В итоге мозг не получает нужных веществ и формирует повышенное чувство голода. Это состояние излечимо. Начинайте избавление от напасти вводом БГБКБС диеты. Далее обращайтесь к грамотному гастроэнтерологу, которые понимает тонкости ведения больных с РАС.

Почему ребёнок отчаянно любит молоко, хлеб, сыр?

Эти продукты содержат много глютена и казеина. Большинство детей с РАС не могут должным образом переварить как минимум одно из этих веществ. Вследствие этого образуются особые пептиды, которые действуют на опиоидные рецепторы в головном мозге. В результате формируется пристрастие – сходное с опийной наркоманией.

Правильный выбор — отказаться от этих продуктов, тем более что они чаще всего рафинированные, стабилизированы промышленными добавками, или слишком калорийные, но с малой питательной ценностью.

Почему ребёнок устраивает значительную истерику только потому, что мы не купили определённый вид печенья, снеков или хлопьев, которую он горячо любит?

Присмотритесь к пищевым пристрастиям ребёнка. Скорее всего, вы увидите, что это досадный и практически бесполезный перечень калорийной, сладкой, но малопитательной пищи. Более того, среди этих продуктов наверняка превалируют глютенсодержащие или молочные наименования.

Важно уйти от такой еды, в идеале – перейти на БГБКБС диету. Это позволит расширить рацион в сторону пищи, насыщенной безопасными питательными компонентами.

Почему ребенок только хочет пить сок, есть картофель фри, чипсы, печенье и прочие снеки (даже если они GFCFSF)?

Все дети (и нейротипичные в том числе) очень любят сенсорную ссоставляющую снековой еды. Она хрустит, долго и необычно жуётся, зачастую сильно сладкая и окрашена в яркие цвета.

Однако задача любого родителя – исключить из рациона пустые лишние калории. В случае ребёнка с РАС – это не просто «пустые калории», но ещё и напрямую вредоносные источники искусственных ароматизаторов, токсических веществ из пережаренного масла и сильных аллергенов. Совет прост – не покупайте такую еду ребёнку.

Почему ребёнок, который соблюдает БГБКБС диету, резко демонстрирует сильный откат в навыках и болезненное поведение – буквально за 1 день от хорошего самочувствия?

Наиболее частая причина – пищевые нарушения (продукты с глютеном, казеином, соей или известными аллергенами). Перехватил на бегу, угостился с товарищем или у бабушки, съел, не зная, что это, нарушил сознательно. Когда диета соблюдается полностью, даже незначительное поступление исключаемых веществ может приводить к откатам в самочувствии и поведении, которые длятся до 4-5 дней — с учётом возврата к строгой диете.

Почему мой ребёнок постоянно болеет?

Одна из многочисленных групп детей с РАС – частоболеющие. Поиск помощи следует сосредоточить в рамках следующих БАД:

  • Витамин С
  • Экстракт клюквы
  • Экстракт семян грейпфрута

Не забывайте о хорошем поливитаминном комплексе.

Помните о сахарах! Их избыток также угнетает иммунитет.

Почему мой ребёнок никогда не болеет привычными для его ровесников ОРВИ?

Повышенный иммунный ответ – тоже плохо. Чтобы понять, что происходит с иммунитетом ребёнка, следует пройти обследование у иммунулога. Желательно ориентироваться на специалиста, который понимает взаимосвязи иммунитета и нервной системы у детей с РАС.

Стандартное обследование включает комплексную иммунограмму и анализы крови с помощью ПЦР на наличие герпетических инфекций: герпес 1, 2, 6 типов, цитомегаловирус. Отметим, что последний зачастую имеет особое значение в развитии РАС. Значительное влияние на состояние ребёнка возможно и со стороны вируса Эпштейна-Барра, токсоплазмы и др.

Почему у мочи ребёнка запах аммиака?

  • Причина первая – слишком концентрированная моча. Увеличьте потребление жидкости, в идеале – чистой воды.
  • Причина вторая – дисбактериоз кишечника, в т.ч. на фоне запоров. Исследовать анализом кала (займёт 2 недели) и лечить по расширенной схеме – с правильным подбором антибактериального/антигрибкового препарата, а также пробиотика, пребиотика, фермента и сорбента. Ещё раз обращаем ваше внимание! В любой схеме для лечения дисбиоза важны обоснованность, длительность и режим приёма препаратов.

Почему ребёнок постоянно опирается животом на подлокотники кресел, перегибается через спинку дивана и подолгу так зависает?

У детей с РАС такое поведение чаще всего провоцируется значимым дискомфортом в области живота или даже болями в эпигастрии и по ходу кишечника. Глубокий упор в брюшную полоть объёмным твёрдым предметом облегчает болезненность.

Почему ребёнок дерётся – со мной и с другими, в том числе с детьми?

  • Невозможность наладить коммуникацию, отсутствие речи, физическая боль или сенсорный дискомфорт приводят к повышению агрессивности. Первый шаг к уменьшению нежелательного поведения – БГБКБС диета. Большинство сильных болей и не вполне осознаваемых дискомфортов случается из-за кишечных проблем. Это может быть и обычный метеоризм, но за счёт высокого болевого порога ребёнок воспринимает его слишком остро. Поэтому второй шаг к успеху – консультация гастроэнтеролога. Помните о дисбиозе и рефлюксе, которые портят детство многих малышей с РАС.
  • Обратитесь к АВА-терапии и к внедрению альтернативных методов коммуникации (жесты, ПЭКС), чтобы ребёнок всегда мог выразить свои желания, или чётко пожаловаться.

Почему ребёнок бьётся головой, кусает себя и царапает?

  • Самоагрессия – частый спутник серьёзных сенсорных проблем. Глубокое давление на голову во время удара или укуса, невозможность выдержать зуд – любая из этих причин приводит к опасным действиям, особенно у неречевых детей.
  • Боли по ходу кишечника и жжение от рефлюкса – ищите причины самоагрессии вместе с гастроэнтерологом.

Почему мой малыш ходит на цыпочках?

  • Наиболее сильно влияют запоры или поступление красителей и консервантов с пищей.

Почему ребёнок не может спокойно погулять с нами по улице, зайти в магазин, сходить в кино?

  • Сенсорная перегрузка – то состояние, которое легко возникает в детей с РАС в условиях слишком сильных или разнообразных внешних раздражителей. То, что нам не страшно и даже приятно (музыка в торговом центре, яркие светящиеся витрины, много людей вокруг, стереофония в кинотеатре) перегружают ребёнка информацией, он теряет возможность нормально реагировать и устраивает истерику с криками или прячется в укромное место. Оба поведения помогают ему отключиться от избытка стимулов извне.
  • Выход из положения – прогулки на инвалидном кресле. Это близко к понятию «неприкосновенное личное пространство». Дополнительно ребёнка можно накрыть зонтиком, он всегда может сесть, поиграть в планшет или иначе перезагрузиться для следующей порции стимулов от новой обстановки.

Почему мой ребёнок кажется глухим?

  • Некоторые дети не слышат взрослых, даже когда они обращаются к ним по имени и громко, однако отлично слышат перешёптывание родителей на кухне о том, где лежат любимые детские лакомства.
  • При первых же подозрениях о нехватке слуха следует посетить невролога, ЛОР-врача и выполнить аудиограмму.
  • При сенсорной дезинтеграции невозможностью услышать связана с перегрузкой одновременно по многим каналам: организм сбрасывает излишнюю нагрузку – отключаюсь от шумов.
  • Аудиограмма и консультация сурдолога – ваш путь к знанию о наличие патологии органов слуха и степени нарушений.

Почему у ребёнка легко возникают синяки?

Лёгкое возникновение синяков и кровоподтёков обычно обусловлено нехваткой незаменимых жирных кислот. Обогатите питание: рыбий жир, льняное семя.

Почему мой ребёнок хочет смотреть один и тот же фильм, или эпизод, много раз подряд?

  • Однообразие и рутина — это основная тяга человека при аутизме. Купите ребёнку его собственный телевизор, если вы не хотите сходить с ума от тысячи просмотров одного и того же фильма.
  • В тяжёлых случаях применяются нейролептики. Кроме того, всегда имеет смысл усиленно пролечить возможный кандидозный дисбактериоз кишечника.

Почему мой ребёнок запоминает фразу из книги/фильма и повторяет её снова и снова?

  • Точные повторы услышанного от других людей или из масс-медиа – один из основных признаков детей с РАС. Такие повторы носят название эхолалия, они являются неконтролируемым актом и могут оставаться единственным словесным проявлением в речи ребёнка на длительное время, в тяжёлых случаях – всю жизнь.
  • Помощь следует искать в функциональной речевой терапии с грамотным дефектологом, с высокой интенсивностью (вплоть до ежедневных занятий), с нарастанием по ходу приёма «речевых» добавок.

Почему ребёнок начал говорить, но по-прежнему не задаёт вопросы и не может поддержать спонтанный диалог?

Умение произнести слова – всего лишь первый шаг на пути к речи. Следующий шаг – использовать речь в коммуникации. К этому продвигает функциональный речевой тренинг во главе с логопедом-дефектологом (речевым специалистом).

Почему мой ребёнок выстраивает игрушки в ряд или крутит колесо машины часами напролёт?

  • Возможные причины этому – обсессивно-компульсивное расстройство, самостимуляция, самоуспокоение.
  • Поверьте в основы! Сделайте главную ставку на БГБКБС и лечение кандидозного дисбактериоза.
  • Из педагогических методик с таким поведением отлично справляется и АВА, и Флор-тайм (игровая терапия).

Почему мой ребёнок настаивает на привычном распорядке дня, одном и тот же маршруте и последовательности ежедневных действий? Почему он не гибкий?

Это частая особенность детей с РАС — стремиться к предсказуемости, режимности и рутинности во что бы то ни стало. Из-за этого они не способны легко вступать в контакты с другими людьми, без напряжения реагировать на постоянные изменения во внешнем мире и быть готовыми к работе и разнообразному пребыванию в обществе.