Посещение детей в больнице сценарий. Что нужно больным детям. Забота о душе

Присоединяемся к обращению благотворительного фонда «Подари Жизнь» к детским аниматорам и организаторам детских праздников! Вы можете порадовать больных детей своими веселыми играми, фокусами и творческими мастер-классами!

Команда проекта «Снова Праздник»

Вот текст письма:

Дорогие артисты! Наши дети проводят в больницах месяцы и даже годы. А на время химиотерапии им неделями запрещено выходить из своей палаты. Ребятам невероятно скучно и одиноко. В связи с этим, вот уже не первый год мы стараемся устраивать праздники в отделениях для детей-пациентов, т.к. успех лечения во многом зависит от психологического состояния. Не поверите, но после визита артистов у детей не только повышается настроение, но и улучшаются медицинские показатели!

В рамках благотворительной программы организации развлекательных мероприятий для детей-пациентов, подопечных Фонда «Подари жизнь», мы хотим предложить Вам выступить с программой в наших подопечных больницах.

Продолжительность мероприятий — 30-60 минут.

Подопечные больницы:

  • РНЦРР (м.Калужская) проведение мероприятий возможно в будние дни с 16:00 до 17:30; 10-20 детей от 5 до 12 лет
  • МОРОЗОВКА (м.Добрынинская) проведение мероприятий возможно понедельник-четверг с 10:00 до 12:00; 20-30 детей от 0 до 18 лет
  • МООД Балашиха проведение мероприятий возможно в будние дни с 10:00 до 13:00; 10-20 детей от 3 до 15 лет
  • НИИ Нейрохирургии им.Бурденко (м.Маяковская) проведение мероприятий возможно в будние дни с 16:00 до 20:00, выходные с 10:00 до 20:00; 20-30 детей от 3 до 18 лет
  • БОТКИНСКАЯ больница (м.Динамо) проведение мероприятий возможно в выходные с 16:00 до 18:00; 5-10 человек от 14 до 25 лет
  • РДКБ (м.Юго-Западная) проведение мероприятий возможно в будни с 11:00 до 19:00; 5-15 детей от 3 до 15 лет
  • ФНКЦ (м.Юго-Западная) проведение мероприятий возможно в будни с 17:30-19:30, суббота с 13:00 до 19:00, воскресенье с 16:00 до 19:00, 30-50 детей от 3 до15 лет

Лечение в больнице не просто не повод отказаться от праздника по случаю дня рождения - это повод устроить самое незабываемое торжество! Тем более, что волонтёры нашего фонда в этом непревзойденные мастера!

Вариантов веселья в больнице, казалось бы, не так уж и много - строгая диета не позволяет угоститься тортом, четыре стены палаты не вместят гостей из родного города, а режим стерильности не позволит устроить праздничную "вылазку" на природу. И тем не менее в эти выходные в Российской детской клинической больнице (РДКБ) и в Центре детской гематологии им. Димы Рогачева (ФНКЦ ДГОИ) состоялись три лучших дня рождения на свете!

В отделении гематологии и химиотерапии Российской детской клинической больницы день рождения отметили две именинницы: одиннадцать лет исполнилось Насте Селезневой и восемь - Алисе Бессоновой. Девочки сейчас получают химиотерапию - это значит, что они не могут даже выйти в коридор отделения. Не беда! Волонтеры с мастер-классом по декупажу чайных домиков пришли к ним прямо в палату.

Настя для декорирования своего домика выбрала золотой цвет: подобрали оттенки материалов, красок, придумали разные техники - дом получился зимним и очень волшебным. После мастер-класса Настя заявила гостям: «Я не могу на него налюбоваться».

Подарили нам Лего-friends, - сказала мама Насти. - Настя любит конструкторы и очень ждала именно этот подарок. И, несмотря на то, что этот набор большой, Настя уже собрала его: сейчас мы на блоке химиотерапии - ей надо как-то отвлекаться.

Следующая именинница, Алиса, ждала гостей в красивом платье и с прической. Делала Алиса все самостоятельно, и ее домик получился весенним, розово-фиолетовым.

Алиса немного устала, но это была приятная усталость, все-таки праздник получился. Подарили ей конструктор, и мы его уже собрали. А вообще Алиса постоянно чем-нибудь занимается, рисует, волонтеры к нам приходят - времени грустить не оставляют.

А в этом же время прямо через дорогу, в Центре детской гематологии имени Димы Рогачева , состоялся еще один очень важный праздник: совершеннолетие в больнице отмечала Аня Алешкина.

Аня очень переживала, что 18-летие пройдет в четырех (да каких!) стенах. Поэтому мы приложили все усилия, чтобы день получился счастливым.

Поздравления девушке начали поступать еще по времени ее родного Владивостока. С утра по времени московскому к девушке в палату пришли визажист и мастер по маникюру - Аня надела красное платье, шляпку и пошла встречать своих московских друзей, которым врачи разрешили приехать на день в больницу. Днем девушке устроили праздничную фотосессию, но главный сюрприз ждал её вечером.

Волонтеры фонда и наш координатор Юлия Болейнингер, которая все придумала и организовала, привели Аню на вертолетную площадку Клиники. Ну, а что ещё делать на вертолётной площадке, как не выпускать в небо восемнадцать шаров и задувать свечи на праздничном торте? Кстати, торт для Ани специально приготовили в пищеблоке больницы!

Родители и друзья рядом, волонтеры и фотограф...Потрясенная именинница не скрывала эмоций. Но на этом сюрпризы не закончились: Аню ждало видеопоздравление от ее любимого актера Константина Хабенского.

То внимание, которое нам уделили - это самый лучший подарок, какой только можно представить, - рассказала мама Ани. - На следующий день после праздника мы еще раз все вспомнили, посмотрели в интернете спектакли Константина... Несмотря ни на какие обстоятельства, совершеннолетие Ани вышло чудесным!

Мы в свою очередь восхищаемся и благодарим всех волонтеров и сотрудников фонда, которые придумывали и организовывали эти незабываемые праздники.

ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ

ДОСУГОВОЙ СИСТЕМЫ В БОЛЬНИЦЕ.

РОЛЬ НЕКОТОРЫХ ФОРМ ДОСУГА В БОЛЬНИЧНОЙ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ

Надежда Черноморченко, координатор

группы инициативных родителей онкобольных детей,

г. Херсон

В период общегосударственного кризиса в Украине самыми социально незащищенными являются семьи, в которых есть дети-инвалиды, больные раком. Проблемы маленьких пациентов с онкопатологией и их родителей касаются не только врачей, помогающих этой категории малышей и подростков, но и всего общества. Необходимость работы волонтёров и инициативных родителей в области детской онкогематологии доказана и зарубежным, и отечественным опытом.

Тяжёлая болезнь ребёнка, которая может иметь летальный исход, длительное пребывание в больничных стенах, а также трудности в обеспечении полноценного и качественного лечения из-за отсутствия базы доноров в нашей стране и дорогостоящих препаратов в лечебном учреждении расцениваются как травмирующие факторы для детей и их родителей.

Поэтому с первых же дней нахождения в отделении онкогематологии очень важна психологическая реабилитация, которая может существенно улучшить состояние здоровья не только ребёнка, но и его близких, в первую очередь, - матери, осуществляющей уход за своим сыном или дочкой. Сегодня выявлена тесная связь между нейропсихическим состоянием мамы и биоэнергетическим состоянием ребенка. Это еще раз подчёркивает необходимость включения в процесс реабилитации и матери болеющего.

Наиболее эффективно помочь ребёнку и его семье в условиях стационара могут профессионалы: психологи, психотерапевты, реабилитологи, воспитатели, а также священники. К сожалению, в украинских лечебных учреждениях для детей с онкопатологией таких профессионалов пока недостаточно. Поэтому и по ряду других причин, преимущественно личного и личностного характера, задачи эмоциональной поддержки детей и родителей, а также их адаптации к больничным условиям во время курса интенсивной химиотерапии берут на себя добровольцы и объединения инициативных родителей.

В условиях больницы, где по-нескольку месяцев находятся маленькие пациенты, психологическая помощь , которую могут осуществлять подготовленные волонтёры, невозможна без организации досуга. Досуг для тяжело болеющих детей – это то пространство личного времени, которое должно наполняться положительными эмоциями и радостью, служить развитию различных умений и навыков, готовить к возвращению в реальный мир после завершения лечения.

В течение пяти лет моей волонтёрской деятельности в отделении онкогематологии ДОКБ г. Херсона была предпринята попытка создания досуговой системы для детей, проходящих курс лечения в больнице. Накопленный опыт позволяет говорить о том, что совместные развлечения пациентов с онкопатологией: игры, рисование, занятия художественным творчеством, концертные программы и многое другое - действительно способствуют улучшению психофизического состояния, как детей, так и их родителей. На фоне благоприятного эмоционального микроклимата во время совместно проводимого досуга и развлечений легче переносится химиотерапия, дети меньше подвержены нервным срывам и депрессии, успешнее проходит лечение.

КЛОУН В ОТДЕЛЕНИИ

Очень важным и эффективным средством эмоциональной поддержки онкобольных детей являются встречи с клоуном. Непринужденная обстановка во время развлечения, игровая деятельность, шутки, смех помогают организму, ослабленному химиотерапией, быстрее восстанавливаться. А в здоровом теле – здорОво всё: мысли, чувства, эмоции, желания. Европейскими врачами, проводившими наблюдение в онкогематологических клиниках для детей, неоднократно подтверждались факты достаточно быстрого восстановления формулы крови у пациентов после их активного общения с клоунами, фокусниками, ряжеными.

В некоторых европейских странах есть традиция обучать врачей некоторым несложным фокусам и трюкам. Подготовленный доктор-клоун в одежде с элементами клоунского наряда, с красным носом приходит к больным детям прямо в палаты, особенно – ко вновь поступившим в отделение. Дети, впервые попавшие в больничные условия и не ожидающие от процесса лечения и времени, проведённого в стационаре, ничего, кроме неприятностей и скуки, бывают потрясены увиденным: доктор-клоун во время дневного обхода играет с ними, смешит и воодушевляет на борьбу с недугом. Ребёнок перестаёт бояться врача, учится видеть в нём своего союзника и главного помощника. Гораздо позже, во время курса интенсивной терапии, маленькие пациенты начинают осознавать важность работы врачей-клоунов, понимают, какую роль в их больничной жизни занимает врач, надевший такой необычный наряд и начинающий медицинские осмотры с фокусов.

«Дорогой доктор Гарибальди!

Я очень доволен твоей «работой», приносящей радость туда, где её нет или есть, но очень мало: к примеру – в больнице. Ты мне очень помог, когда я был в больнице, в палате: чтобы убить время, я смотрел на капельницу с водой и минеральными солями, которые мне вводили в вену через надоевшую трубку. Я радовался, когда уровень раствора опускался хотя бы на миллилитр. Но с твоим появлением палата наполнялась радостью – разноцветные шары, твой нос цвета красного помидора, время, посвящённое мне, превращали скучные дни в незабываемые моменты. И тогда время улетало в мгновение. Когда приносили обед, я не хотел, чтобы ты уходил, а я опять оставался один смотреть на капельницу, которая, казалось, была на том же уровне.

Спасибо тебе за то, что ты сделал для меня.

В 2000 году мы с моим 9-летним сыном начинали лечение острого лейкоза в детской областной больнице г. Херсона. В то время мы абсолютно ничего не знали о таком явлении, как добровольчество в области детской онкогематологии. Мамы с детишками строили свою больничную жизнь, развлекались, кто как мог. Но уже тогда я обратила внимание на то, что после чтения весёлых повестей Астрид Линдгрен, после безудержного смеха над проделками Пеппи Длинный Чулок и Карлсона самочувствие моего ребёнка улучшалось. А наша лечащий врач, приходившая наутро с обходом, говорила: «Ну, что, молодой человек, Ваши дела сегодня на полкопейки лучше, чем вчера: лейкоциты немного возросли, тромбоциты не упали, а гемоглобин – дело поправимое». Только через два месяца в далёкой Италии, куда нас взял на лечение директор Центра детской онкогематологии, я узнала, что в европейских клиниках ведётся специальная работа с детьми, имеющими злокачественные новообразования. И направлена она на то, чтобы каждый ребёнок изо дня в день получал как можно больше положительных эмоций и радости. Итальянские волонтеры объяснили мне, что «работа с чувствами» маленьких пациентов – неотъемлемая составная противораковой терапии: встречи с клоуном-фокусником, уроки рисования и труда, концерты добровольцев помогают детям достаточно эффективно бороться с болезнью.

В Херсоне нет доктора-клоуна, но два раза в месяц приходит клоун-волонтёр Артём. Он не статист-зазывала из супермаркета, а профессионал своего дела, или «настоящий», как характеризуют его малыши. Во время игровых программ, которые он предлагает детям, царит необычайная радость, активизируются даже «тяжёлые» пациенты и подростки в депрессивных состояниях.

Встречи с клоуном заряжают детей оптимизмом, положительными эмоциями, дарят надежду на выздоровление, закрепляют стремление к выздоровлению и скорейшему возвращению к обычной жизни. Зав. отделением Вера Гавриловна Редькина неоднократно подчёркивала, что организация досуга с клоуном изменяет к лучшему качество жизни пациентов и их родителей в больничных условиях.

РИСОВАНИЕ – ЛУЧШЕЕ ЛЕКАРСТВО ОТ БОЛЬНИЧНОЙ СКУКИ

Одной из самых важных форм досуга для детей с онкологией являются занятия арт-терапией, позволяющие снять стресс и уравновешивающие эмоциональное состояние. В процессе рисования даже не специалисту можно увидеть страхи, которые испытывает ребёнок, т. к. ему легче нарисовать свой страх, чем рассказать о нём. Кроме того, рисование в коллективе друзей по отделению важно и в том плане, что ребёнок на некоторое время как бы возвращается в ту обстановку, в которой он жил до болезни. Всё это вместе с разнообразием впечатлений, связанных с приездами преподавателей художественной школы, помогают детям восстановить душевные силы, истощённые болезнью.

В организации и проведении занятий рисованием нам помогает дирекция художественной школы и дизайн-лицея. Преподаватели привозят в отделение настоящие мольберты, предлагают детям «переоборудовать» холл в класс для занятий, разрешают им самостоятельно подготовить «рабочие места». Мальчики и девочки охотно и с большой радостью откликаются на предложения взрослых: деятельность, предшествующая уроку, вносит оживление в больничную жизнь, отвлекает детей от мыслей о болезни. На занятиях у нас всё, как было когда-то в жизни маленьких пациентов до болезни: настоящий урок, настоящие преподаватели, радость успеха – художники-профессионалы каждому ребёнку на уроке помогают стать успешным.

На этом, первом, этапе рисование для ребёнка является средством, которое способно отвлечь его от тяжёлых размышлений о состоянии своего здоровья, смерти друзей по отделению, неопределённости завтрашнего дня.

Второй этап арт-терапии носит реабилитационный характер и направлен в будущее. После ряда уроков мы проводим конкурс детских работ: из общего количества рисунков отбираются лучшие – на выставку. Членами жюри выступают преподаватели художественной школы и дизайн-лицея во главе с директором, профессором Академии, Заслуженным деятелем искусств Украины. Я не случайно так подробно рассказываю о составе жюри: все конкурсы для наших детей мы стараемся проводить на высоком уровне. Это очень важно для малышей и подростков, проходящих курс лечения в нашем отделении – они начинают понимать, что «всюду жизнь», жизнь даже в больничных стенах, а они сами интересны окружающему миру и людям, никак не связанными с ними узами родства. Это способно поднять боевой дух маленьких страдальцев и вернуть им утраченные с болезнью уверенность в себе и собственных силах. Уровень проводимых конкурсов очень важен и для нас, взрослых: результаты таких мероприятий бывают самыми неожиданными – в детях открываются такие таланты, о которых не подозревали ни родители, ни сам ребёнок. И такие вот результаты-открытия, кроме сиюминутных полезностей и приятностей, могут стать перспективой для будущей жизни ребёнка с онкологией: два пациента нашего отделения, Георгий С. и Екатерина С.., по итогам конкурса рисунков стали учащимися дизайн-лицея, а затем (Георгий С..) – и Академии.

Дети всегда с нетерпением ждут подведения итогов. Этим ожиданием, волнением, надеждами наполняется больничная жизнь пациентов. Однообразие сменяется полнотой бытия ; бессилие и апатия – радостью от того, что болеющие начинают чувствовать себя нужными окружающим, не забытыми в самый трудный для них период.

На выставку мы обычно приглашаем всех детей, кому по показаниям можно покинуть больницу на несколько часов. В городской галерее детского творчества «Синий кот» юных художников ожидает еще несколько приятных и радостных моментов – возможность пообщаться с тележурналистами и корреспондентами газет и награждение.

Этот последний, третий, этап арт-терапии носит элементы социальной адаптации, которая предстоит детям после возвращения из больницы в обычную жизнь. Таким образом, уже во время лечения, в самый неблагоприятный период в судьбе, они начинают постепенное освобождение от последствий психотравмы, связанной с болезнью. Дети приходят к осознанию того, что они ничуть не хуже своих здоровых сверстников; что они очень многое могут, а их творчество не только интересно, но и полезно многим людям. Кроме того, мероприятия такого рода, проводимые в несколько этапов, позволяют страдающим малышам и подросткам постоянно возвращаться к разговорам об ожидаемом событии, мысленно предвосхищать его и, в связи с этим, долгое время удерживать и переживать положительные эмоции.

В итальянской клинике, где мы с сыном проходили лечение, уроки рисования проводятся обязательно и ежедневно. В первой половине дня два штатных преподавателя-профессионала работают с детьми. Один – в игровой комнате с теми, кто может передвигаться, самостоятельно или с помощью взрослых; другой – с послеоперационными и лежачими больными (по желанию ребёнка) или с их родителями. Во время М-протокола, который мы переносили очень тяжело, мой сын постоянно находился в палате, но не переставал жить обычной детской жизнью с маленькими радостями и победами, которые стали для него возможны с учителем художественного творчества.

Позднее детские рисунки развешивались в холле дневного стационара клиники, в манипуляционных кабинетах на специальных стендах. Результаты подобной работы и отношения медперсонала и преподавателей клиники к творчеству пациентов – самые положительные. Ребёнок получает мощный позитивный заряд во время обследований после курса химиотерапии, когда его с порога встречает возглас медицинской сестры в манипуляционной: «Привет, Массимо! Вот твой рисунок висит у меня в кабинете. Очень красивый рисунок. Ты молодец!». Затем она вовлекает ребёнка в обсуждение рисунка и только потом – необходимая медицинская процедура.

У нас в больнице, к сожалению, нет штатного преподавателя художественного творчества. Художники-добровольцы из художественной школы и дизайн-лицея не могут ежедневно заниматься с нашими детьми. Но позитивные изменения в состоянии и поведении пациентов во время рисования, во время подготовки и проведения конкурса рисунков и выставки помогли воспитателям принять решение об организации ежедневных уроков художественного творчества для детей. На занятиях они вместе с мамами обучают детишек тому, что умеют сами: аппликации , поделкам из бумаги и ткани, бисероплетению.

НЕ ПЕРЕСТАЁМ УЧИТЬСЯ ДАЖЕ В БОЛЬНИЦЕ

Большинство детей за длительный период лечения очень отстаёт от школьной программы. Из-за недостатка впечатлений и невозможности получения новых знаний во время пребывания в больнице у них снижается познавательный интерес, появляются пассивность и апатия, изредка наблюдается задержка интеллектуального развития. В европейских клиниках (например, Италия) проблема предупреждения задержки интеллектуального развития онкобольных детей решатся просто: при клиниках существуют школы, в которых получают знания находящиеся на лечении подростки. Так, в Центре детской онкологии и гематологии прямо в отделении функционирует учебный класс, оборудованный компьютерами, школьной доской, географической картой мира и индивидуальными рабочими местами учащихся. В больничный школьный курс обязательно входят математика, итальянский и английский языки , география, история и основы компьютерной грамотности. Последнее очень важно, потому что дети имеют возможность обучаться современным способам получения знаний: с помощью Интернета они могут не только заниматься самообразованием, но и обрести в дальнейшем достойную профессию и работу.

У нас создание школы или постоянно действующего класса при детской областной больнице пока невозможно в силу субъективных причин. Но предупреждать задержку интеллектуального развития детей с онкопатологией необходимо и возможно даже в наших условиях с помощью некоторых форм досуга.

Совсем недавно при поддержке преподавателей и студентов музыкального училища удалось организовать музыкальные утренники для маленьких пациентов, а также их родителей. Наши познавательные утренники направлены на то, чтобы познакомить детей с различными музыкальными инструментами, их звучанием, а также дать возможность уставшим от лечения малышам и подросткам отдохнуть во время концертов и получить эстетическое удовольствие от прослушивания специально подобранной музыки.

Иногда на такие утренники мы приглашаем бывших пациентов отделения, обучающихся в музыкальных школах и училище. Частыми гостями у нас бывают Аня К. и бард Елена Т.

У обеих много лет назад была обнаружена опухоль головного мозга, обе выжили, достигли определённых успехов в жизни. Выступление Елены Т., ослепшей после перенесённого заболевания, но, несмотря на это, ставшей исполнительницей собственных песен под аккомпанемент гитары, является таким ярким примером мужества и силы духа, с которым не сравнится сотня поучительных рассказов.

С декабря 2007 года дирекция одного из районных Центров внеклассной работы нашего города проводит в отделении интеллектуальные вечеринки . Вопросы, предлагаемые пациентам, касаются многих тем из области истории, географии, культуры и современной музыки. В ходе мероприятия актуализируются имеющиеся знания больных детей, а личные успех или неудача, призы и поощрения заставляют пациентов изыскивать новые знания к следующим приездам творческой группы.

Для разнообразия впечатлений и обогащения однообразной жизни детей в больнице мы достаточно часто приглашаем в отделение областной театр кукол. Актёры-кукольники привозят в больницу весёлые и смешные поучительные спектакли. Ребёнок во время представления как бы проживает жизнь героев, радуется вместе с ними, вместе с ними грустит. Депрессивные состояния у детей, связанные с тяжёлым заболеванием и жесточайшей химиотерапией, облегчаются; одновременно облегчается и психо-эмоциональное напряжение матерей, которые страдают вместе со своими малышами. Но мы из просмотра кукольных представлений стараемся извлечь ещё один положительный момент.

После мероприятия все ненадолго остаются в холле или игровой, чтобы обсудить увиденное, проанализировать характеры и поступки героев спектакля. Так наши дети, не имеющие возможности быть активными участниками реальной жизни, оставшейся за больничными стенами, продолжают учиться различать доброе и злое, благородное и низкое в содержании тех форм искусства, которые оказываются возможными при организации досуга в лечебном учреждении.

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ПАЦИЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ЛЕЧЕНИЯ

Досуг детей-инвалидов, получающих лечение в больнице, не ограничивается только теми формами, где ребёнок может быть только зрителем или участником готового мероприятия. Мы стараемся в системе проводить и такие развлечения, в организации и проведении которых малыши и подростки могли бы стать активными сотрудниками взрослых. Чаще всего это мини-спектакли, поздравления друзей по отделению с днём рождения, утренники и небольшие концерты к праздничным датам.

Такие формы досуга позволяют детям самореализоваться в роли актёров, певцов, чтецов, поэтов, ведущих. Творческая деятельность, проводимая в несколько этапов: создание сценария, его утверждение, распределение ролей, репетиции и, наконец, само выступление –

делает детей счастливыми, раскрепощает их, позволяет почувствовать себя успешными. Всё это в дальнейшем может облегчить течение посттравматического периода, когда ребёнку предстоит социальная адаптация в обычной жизни после завершения лечения.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МАТЕРЕЙ

В зарубежных клиниках особое место уделяется работе социальных сотрудников лечебного учреждения и психологов с родителями онкобольных детей, а особенно с теми из них, которые осуществляют уход за ребёнком во время химиотерапии. Обычно к каждой семье прикрепляется социальный работник, который «ведёт» эту семью заболевшего с момента постановки диагноза и далее по необходимости. Уровень психологической поддержки в европейских клиниках очень высок, а сама поддержка имеет самые различные формы проявления.

Ребёнок любого возраста, болеющий раком, требует индивидуального круглосуточного ухода за ним именно родителями. У матери практически нет возможности отвлечься от проблемы, с которой она остаётся один на один в течение 24 часов в сутки, оторванная от привычных дел, образа и ритма жизни. В европейских клиниках мать онкобольного ребёнка имеет возможность оставить дитя на некоторое время в больничном отделении на попечении воспитателя или социального работника. В освободившееся личное время она может навестить знакомых, посидеть за чашечкой чая в кафе с другой мамой или просто прогуляться по городу. Это очень важно: матери, которая также, как и ее ребёнок находится в состоянии стресса, необходимо по-возможности сохранить психо-эмоциональное равновесие, чтобы поддерживать оптимизм и веру в успешный исход борьбы с раком у сына или дочки.

У нас проблема психо-эмоциональной поддержки родителей онкобольных детей пока не решена, также как и не решён вопрос о штатных психологах и социальном работнике в отделении. Поэтому иногда мы проводим праздничные мероприятия только для родителей. Чаще всего развлечения для взрослых организуются к 8 марта и Международному дню матери. Праздничная комплексная программа, направленная на поддержание душевных сил родителей, даёт очень хороший результат. Женщины вспоминают о том, что надо сохранять самообладание и мужество, привлекательный внешний вид и способность не сдаваться обстоятельствам ни при каких условиях.

Мероприятия, которые мы предлагаем мамам болеющих детей, в некотором роде носят инновационный характер, т. к. в больничных учреждениях Украины не практикуются. Три года подряд мы приглашали в отделение мастера женских причесок. Первый раз желание изменить имидж к празднику высказали сами мамы, чьи дети получали лечение в отделении. Мероприятие удалось. Матери, а особенно отцы детишек с онкопатологией, пришедшие в отделение с поздравлениями вечером, остались очень довольны. Теперь уже традиционно в День матери к нам приходит парикмахер-стилист, а в этом году компания Mаry Kаy предложила услуги визажистов и комплекты косметики для женщин в подарок матерям онкобольных детей.

Более подробную информацию о проводимых мероприятиях в онкогематологическом отделении ДОКБ г. Херсона можно посмотреть на сайте Всеукраинской открытой ассоциации волонтерских групп и лиц, работающих с онкобольными детьми, «Жить завтра»: www. donor. – в Новостях по Херсону.

ОСГБУСОССЗН: «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Открытое мероприятие для детей, находящихся на лечении в гематологическом отделении

Детской Областной больницы

«Большое сказочное путешествие»

Подготовили и провели

воспитатели:

Антонова Л. И.

г. Белгород 2016г.

Цель:

  • Организация интересного и познавательного досуга для детей;
  • Улучшения морально-психологического состояния детей;
  • Удовлетворение потребности детей в общении.

Задачи:

  • Способствовать развитию творческих способностей;
  • Воспитание навыков и привычек культуры поведения;
  • Сплочение детского коллектива;
  • Развитие познавательных интересов;
  • Дать возможность каждому участнику проявлять свои художественные способности, эмоциональную восприимчивость, творческую активность;
  • Обогатить детей разнообразными художественными впечатлениями;
  • Создать у детей радостное праздничное настроение и доставить удовольствие.

Форма проведения: праздничное театрализованное представление с элементами куклотерапии, игротерапии.

Материалы и оборудование: русский национальный костюм, костюм сказочного персонажа Кикиморы, кукла Василиса, набор кукол для театрализованного представления «Муха Цокотуха», волшебная книга сказок, волшебное зеркало, волшебная палочка и плащ-невидимка, колпак, ширма для театрализованного представления, телеграмма, воздушные шарики, музыкальное сопровождение (музыка к песням «Где водятся волшебники» (Юрий Энтин, Марк Минков), «В синем море, в белой пене»

(Амирханян Р.))

Действующие лица:

  • Добрая волшебница – сказочница (одета в русский национальный костюм с атрибутами волшебства: волшебная книга сказок и зеркало, говорящее только правду)
  • Кикимора лесная (одета в поношенный плащ и шляпу, с атрибутами злого волшебства: волшебная палочка и плащ-невидимка)
  • Василиса, крестница доброй волшебницы – кукла в народной одежде.

Мероприятие рассчитано на детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Ход мероприятия.

1). Организационный момент. (Звучит музыка к песне «Где водятся волшебники»). Дети рассаживаются на свои места.

2). Основная часть.

Действие первое. (Звучит бодрая мелодия «Где водятся волшебники». На сцене появляется добрая волшебница.)

Волшебница: Здравствуйте, дорогие ребята! Вы не представляете, как долго я до вас добиралась. Пришлось переплыть семь глубоких морей, преодолеть семь высоких гор, пройти семь дремучих лесов и все из-за одной маленькой девочки, моей крестницы. А зовут её Василисушка. И хоть она не простая девочка, а чародейка, она, как и многие из вас, отправится в первый класс самой волшебной сказочной школы. Да только боюсь я, что Василиса плохо подготовилась к школе. Ну, да мы сами её сейчас и спросим.

Давайте, ребята, позовем её все вместе! Василиса! (Дети помогают звать Василису)

(Появляется Василиса с подушкой в руках)

Василиса: Кто меня в такую рань зовет? Мне, девице – красавице, спать не дает!

Волшебница: Василиса, как тебе не стыдно! Все детки уже давно встали, умылись, причесались, нарядились, все тебя ждут, все за тебя переживают.

Василиса: А что за меня переживать?! Я, Василиса, самая умная, самая красивая, самая нарядная, самая …

Волшебница: (перебивает её) Самая хвастливая! Ох, чувствует мой сердце, много дел ты натворишь в волшебной школе с таким самомнением.

Василиса: А что?! Разве я не хороша? Да я хоть сейчас в школу согласна идти! Вот только ещё немного посплю, свой волшебный сон до конца досмотрю. (Укладывается на подушку)

Волшебница: (обращается к ребятам) Что же мне делать? Не могу я позволить моей крестнице быть лентяйкой и хвастушкой, ведь у нас с этим строго. Кто ленится и хвастается, тот попадает не в волшебную сказочную школу, а в школу Кикиморы болотной. А этого допустить никак нельзя! Ребята, помогите мне подготовить Василису к школе!

Василиса: Да они и сами ничего не знают! Сидят целый день, в свои сотовые играют, сказок совсем не читают!

Волшебница: А вот это мы сейчас и проверим, кто из вас лучше знает сказки. Есть у меня волшебная книга сказок. (Показывает книгу сказок) Василиса, ты готова проверить свои знания и отгадать, о каких сказочных героях идет речь? Но учти, если ответишь неправильно, пойдешь учиться в школу Кикиморы болотной! А угадаешь все правильно, пойдёшь учиться в волшебную сказочную школу.

(Волшебница читает загадки, Василиса делает вид, что она затрудняется в ответах и просит ребят помочь ей.)

(Василиса при помощи ребят успешно справляется с загадками)

Волшебница: Да, Василисушка, ты хоть и ответила, но не без помощи ребят. Я сомневаюсь, достаточно ли твоих знаний, чтобы пройти испытание при поступлении в Школу Волшебниц.

Василиса: Ну что же мне делать? Ведь я очень-очень хочу стать волшебницей. Хочу придумывать сказки, в которых добро всегда побеждает зло. Хочу быть хранительницей сказок. Хочу, чтобы и у меня была волшебная книга.

Волшебница: Волшебная книга сказок – это не просто книга, это пропуск в волшебную страну сказок. Чтобы заслужить её, нужно очень постараться. Книга может находиться только в добрых руках, а если она попадет в злые руки – волшебная сказочная страна погибнет, все сказки перепутаются, ход событий изменится, и в вашем мире, ребята, будет править зло и несправедливость.

Действие второе.

(Из-за ширмы к ногам волшебницы падает телеграмма.)

Волшебница: Ой, телеграмма! Неужели что-то случилось в волшебной стране?! (Читает телеграмму) Так и есть! Баба Яга с Кикиморой опять поссорили Золушку и Белоснежку, и целых два сказочных королевства никак не могут их помирить. Придется вмешаться! (Обращается к Василисе)

Василиса, я улетаю, а ты готовься! Даю тебе последний шанс.

Василиса: Дорогая сказочница – крестная! Ну как я подготовлюсь без волшебной книги?! Прошу, дайте её мне хотя бы на минуточку! Уж я-то подготовлюсь.

Волшебница: Ну что, ребята, доверим книгу Василисе? Поможете её охранять от злых рук? А я скоро вернусь!

(Василиса открывает книгу, начинает читать.)

(Появляется Кикимора)

Кикимора: Ха-ха-ха-ха! Приветик, ребятишки, девчонки и мальчишки! Разрешите представиться, я – мадмуазель Кикимора! Я из рода Бабы Яги, костяной ноги! Я – самая красивая на нашем болоте. Лучше меня вы не найдете! Все водяные, лешие все сказки слагают о моей красе! Знаете, о чем я мечтаю? Мечтаю прогнать из сказок всех этих Золушек, Белоснежек, Красных Шапочек, Снегурочек и … А вместо них буду я, одна-единственная и неповторимая Кикимора болотная Бесподобная! А для этого мне нужно завладеть волшебной книгой! И сейчас самый хороший для этого момент! Только вы мне не мешайте, а иначе закручу-заворочу, всех в коряги превращу!

(Обращается к Василисе)

Здравствуй, Василисушка, свет-душа! Ты тут в своем лесу сидишь, и ничегошеньки не знаешь! Книжки уже не модно читать. Только глаза от них портятся!

Василиса: А что же мне делать? Ведь я хочу быть умной и поступить в школу волшебниц. А для этого мне нужно знать все сказки не свете!

Кикимора: Чтобы знать, не обязательно читать! Есть способ намного проще. Есть у меня одно средство, чтобы без хлопот и без труда стать самой умной навсегда!

Василиса: Кикиморушка! Дай мне это средство! Я очень хочу быть самой умной!

Кикимора: Отдать не могу, а поменяться – пожалуйста! Я тебе – колпак, а ты мне – твою книжонку.

Василиса: (В нерешительности) Мне надо подумать.

Кикимора: Да что там думать! Колпак волшебный, одевай скорей, пока не передумала. Вот увидишь, как твоя крестная-волшебница обрадуется!

(Василиса одевает колпак и мгновенно засыпает.)

Кикимора: Колпак-то зачарованный! Кто его оденет, за-а-а-аснет навеки богатырским сном. А книгу я уничтожу!

(Кикимора прислушивается)

Кикимора: Волшебница возвращается! Срочно нужно спрятать книгу! (Мечется по залу) Куда же, куда же мне её деть?! Ага, сюда. Здесь её никто не найдет. (Прячет книгу) А вы, ребята, только попробуйте помочь волшебнице! Я вас быстро превращу: девочек – в грибочки, а мальчиков – в пенечки. Колдую - лютую, эники – беники, рот на замок, кто скажет слово, превратится в пенек! А сама я превращусь в колоду, авось волшебница меня не заметит.

Действие третье

(Появляется запыхавшаяся Волшебница и обращается к ребятам)

Волшебница: Ох, чувствует мое сердце, что-то неладное здесь произошло! Василиса! Вставай, лежебока! Хватит спать. Ой, сонный колпак! Значит, здесь недавно побывала Кикимора! А где моя книга?! Ребята, помогите мне найти её, иначе произойдет непоправимое! Ой, а что вы молчите? Неужели и вас заколдовала Кикимора?! Достану-ка я своё волшебное зеркало.

(Достает зеркало, наводит на детей)

Волшебница: Кикимора заставила вас замолчать. Ну ничего, все равно отыщем волшебную книгу! Играем в игру: я буду искать книгу, а вы мне будете помогать. Если я буду идти в правильном направлении, вы мне станете хлопать, а если в неправильном, топать ногами. Ну что, начинаем!

(Волшебница ищет книгу, дети ей помогают)

Волшебница: Книга найдена! Снова в волшебной стране мир и согласие! А сейчас я вас расколдую. Беды все, и все напасти, возвращайтесь восвояси! А ребята будут снова невредимы и здоровы! Пора и Василису будить.

(Снимает волшебный колпак)

Василиса: Прости меня, крестная волшебница! Я теперь все-все-все поняла! Буду хорошо учиться, много читать и никогда больше тебя не подведу!

Волшебница: Ну что, ребята, поверим Василисе? Или опять это только пустые слова?

Василиса: Нет! Нет! Я поняла, что легких путей в жизни не бывает. Я буду много работать, чтобы стать настоящей доброй Волшебницей. Я все лето трудилась, только стеснялась тебе признаться, что приготовила сюрприз: кукольный спектакль. И вот моя первая сказка, которую я хочу не только рассказать, но и показать вам, ребята! Но мне нужны помощники.

(Колода оживает и превращается в Кикимору)

Кикимора: Я! Я! А можно я помогу! Надоело мне быть противной и злой. Тоже хочу учиться! Хочу в вашу волшебную сказочную школу! Простите, простите меня, ребята!

Волшебница: Кикимора, и ты, Василиса, и вы, ребята, навсегда запомните: добро побеждает всегда и везде, и в сказке простой, и на Земле. А теперь, ребята, посмотрим спектакль «Муха Цокотуха» (кукольный спектакль по мотивам сказки К. Чуковского «Муха Цокотуха»).

3). Рефлексия.

Волшебница: Ребята, вам понравился наш праздник? Как вы думаете, Василиса станет хорошей ученицей? Нужно ли для этого читать книги? А Кикимора сможет стать доброй? Кто ей в этом поможет? (Ответы детей).

Спасибо большое за внимание! Мы очень старались и принесли вам подарки: карандаши, фломастеры, альбомы, чтобы вы могли нарисовать своих любимых сказочных героев. А закончить наш праздник я хочу словами Корнея Ивановича Чуковского: «Читайте больше умных и добрых книг».


Сценарий для короткометражного фильма Детская больница:

Титры на фоне больничной стены. Затем камера поворачивается влево. Мы в коридоре, через пять метров от камеры начинается лестница. На лестничной площадке дурачатся двое ребят 10-14 лет. У одного на ногах у них цветастые домашние тапочки, у другого – пляжные шлепанцы на босу ногу. Они пинают друг друга ногами и тычут пальцами. Слышен их приглушенный смех. Камера поворачивается, очень медленно, на 180 градусов и мы видим другую часть коридора. Здесь коридор заканчивается тупиков в виде стены с окном. В конце коридора сидят люди, человек пять, еще трое стоят. Нетерпеливо. Перед ними, метров на семь ближе к камере, мы видим мальчика 16-18 лет, полного. Отчетливо его лицо не показывается. Он ходит от одной стенке к другой. В его руках какие-то бумаги. Он ждет у двери кабинета. Над его головой висят большие часы. Сломанные. Стрелки показывают примерно 5:35, образуя что-то вроде циркуля. Сцена показывается достаточно долго, чтобы зритель понял, что часы сломаны. Но парень, тем не менее, три раза на них посмотрит. Мимо камеры слева неспешно проходит тучная высокая женщина в черном пальто. Идет от камеры, вперед к парню. Он приближается к нему (видны лишь силуэты, на фоне света из окна), грубо вырывает из его рук бумаги и захлопывает дверь. Звук двери слышен очень громко, даже слишком. Это первый звук после длительной тишины. Парень некрасивым шагом (переваливаясь с ноги на ногу, мешковатая походка) идет к камере и проходит слева от нее. Камера поворачивается вслед за ним. Он поворачивает налево, поднимается по лестнице. Тем временем, чуть дальше лестницы, громко и скрипуче открывается лифт. Из него выходит медсестра в белом халате, левой рукой он тащит за собой каталку. Затем мы видим врача. Он позади каталки, толкает. Медсестра: молодая, симпатичная, со светлыми крашеными волосами, невысокого роста, чуть полновата. Врач: 40-50 лет, с большой плешью в районе челки, в очках. На каталке лежит ребенок, замотанный с ног до головы белое полотенце. Он очень маленький, сначала может показаться, что это просто какая-то вещь, но когда они проезжают мимо камеры, видна маленькая худенькая правая ручонка. Врач шепчет что-то вроде «сейчас все будет хорошо». Они проносятся мимо. Камера следит за ними. Они проезжают почти до конца коридора, затем резко сворачивают направо, и мы теряем их. Из любопытства камера идет туда же. По коридору. Съемка немного смазана. Двери явно обшарпаны. Краска на стенах облупилась. Мы доходим до того места, куда повезли мальчика, но не идем туда. Там вправо идет еще один длинный голубой коридор. Мы видим, как каталку завозят в какой-то кабинет. Тогда мы поворачиваемся. Осматриваемся. Открывается одна из двух дверей и оттуда выходит толстенькая девочка 11-12 лет. Она скрестила руки на животе, немного наклонена вперед. Уходит туда, откуда мы пришли. Камера опять показывает дверь в кабинет. Туда входит маленькая напуганная девочка лет семи. Она очень худа и очень бледна. Цветовая гамма в целом очень бледная. Лишь изредка попадаются яркие цвета (тапочки). Дверь с грохотом закрывается, и мы видим кривую надпись «гастроскопия». Две маленькие девочки вслушиваются в звуки позади двери. Мы слышим детские крики, плач и рвотный кашель на грани истерики, грубый мужской голос «Ну что ты делаешь?!», опять кашель. Одна девочка (та, что полнее), говорит другой (тихо, но расслышать можно):
-««Что ты делаешь?!» Даже обезболивающее не дают! Она же еще маленькая. ****ь! Может так и задохнуться!»
Люди в очереди переглядываются. Открывается дверь и выходит девочка, вся в слезах, обхватила руками живот. Две другие девочки уводят ее, обняв с двух сторон. Камера следует за ними. Они утешают ее («все в порядке, это последний раз»). Мы проходим обратно по длинному коридору. Съемка немного смазана, почти по кадровая, неясных оттенков сине-серого. Камера доходит до лестницы. Девочки поднимаются вверх. Камера следом. Показываются ступени – обшарпанные, сбитые с боков. Поворачиваем, продолжаем подъем. Справа на лестнице стоят трое парней 15-17 лет, курящих и активно обсуждающих какую-то пошлятину на уличном диалекте. Одеты небрежно, волосы сальны и растрепаны, вид здоровый. Девочки поворачивают еще раз налево и выходят в коридор. Идут направо по коридору. Подходят к деревянной стене. В стене деревянная дверь, висящая криво и плохо открывающаяся. Они ее открывают. Камера заходит. Они закрывают за нами дверь и мы идем дальше. Перед нами коридор, заканчивающийся большим окном, треугольником занавешанным старыми занавесками темно-зеленого цвета. Камера «наезжает» на девочку, сидящую под этим окном. Догадаться что это девочка не легко. Ей лет 12. Она сидит на пятой точке, колени сведены вместе, между ступнями около сорока сантиметров. Руки на полу. В глаза бросаются ярко-розовые носки. На ней синие джинсы, толстая безрукавка с капюшоном темно-синего цвета. Лицо не имеет выражения. Пустующий взгляд. Черты аккуратны для мальчика, но для девочки грубоваты. Так как в это время камера подъезжает все ближе к девочке, увеличения медленно сводится почти на нет, и когда камера поворачивается, мы видим открытую дверь палаты. Заходим. Палата разделена на две маленькие комнатки, по три кровати в каждой. Идем в левую часть. Там на одной кровати сидят два парня по 15-17 лет, и громко разговаривают гнусавыми голосами. На второй кровати спит мальчик лет 11 (точнее пытается уснуть). Третья кровать пуста. Мы садимся на нее и усмотрим на двух парней.
Первый: Ну, ты просто говно, раз тебя сегодня выписывают.
Второй: Да я то чего…
Первый: Давай, давай, гуляй, Вась! (гортанный смех, второй подхватывает) ****ь, опять Пупс SMS прислала! Я ей уже сегодня наверно SMSок тридцать послал!
Второй: Чего пишет то?
Первый: Да *** знает! Кстати, ты просто говно! Так что гуляй, гуляй, Вась!
Второй: Я сам не пойму, чего это меня выписывают!
Первый: А ты сколько лежишь?
Второй: С прошлой среды.
Первый: Вот сука, только неделю отлежал! А я уже две, и по ходу дела, еще неделя предстоит!
Второй: Не, главно что у меня язва! Как они мне за неделю язву вылечили?!
Первый: ****ь, да *** их знает! Они все вылечат, кроме того, что нужно!
Второй: Таблетками ж нельзя язву вылечить!
Первый: А ты иди к ним. Схватись за живот, и скажи, что у тебя она опять открылась.
Второй: Ну да, типа «ой, ой! Тут болит! И тут болит! ВСЕ БОЛИТ!» (корчится в судорогах, обнимая живот).
Первый: Ну да, типа того.
Второй: Я кстати, ща слышал, что сегодня много народу выписываются. Очень много. Приколи ты тут один останешься!
Первый: ****ь, да это вообще жесть будет! Нет, ну ты просто говно! Настоящее говно!
(Крик из коридора): Васильев! (Второй оборачивается) На выход! Собирай вещи! За тобой мама приехала!
Второй: ****ство! Ладно, я попер на *** отсюда. Желаю тут повеселиться.
Первый: Нет, Вась, ты просто говно!
Второй: Пока.
Первый: Пока, ****юк! О, опять Пупс… (разглядывает мобильный телефон)
Камера выходит из палаты и идет следом за Васильевым. Он здоровается с матерью, они уходят. Мы следом. Слышны обрывки разговора.
Мама: Как живот?
Васильев: Так себе. Рановато выписали.
Мама: Пора бы и в школу заглянуть. Тебе не кажется?
Васильев: Знаю. Потерплю.
Васильев достает мобильный телефон, разговор прекращается. Они выходят. Охранник подозрительно смотрит на них и закрывает у нас перед носом дверь. Камера наблюдает через зарешеченное окно, как Васильев с мамой удаляются. Парень чуть отстает от матери, поворачивается, вытягивает руку в сторону больницы, показывает средний палец, продолжает путь, как ни в чем не бывало. Окон занавешивают. На фоне рваной серо-белой занавески – заключительные титры.