Поведение ребенка в возрасте шести-семи месяцев. Поведение ребенка в возрасте шести-семи месяцев Развитие ребенка с 6 до 7 месяцев

Ваш малыш вырос и окреп, ежедневно радует новыми маленькими достижениями, дарит вам свою улыбку и смех. Вы уже привыкли к новому режиму, ждете первых шагов и слов. До этих навыков осталось совсем чуть-чуть.

Как выглядит полугодовалый малыш

Ребенок в полгода становится все сообразительней и ловчее. Он совершенствует двигательные навыки, пытается ползти, поднимает туловище в положение сидя, уверенно держит игрушку двумя руками.

Постепенно совершенствуется мелкая моторика, карапуз уже может поднимать мелкие предметы, координируя работу своих пальчиков. Тонус в конечностях исчез полностью и все движения крохи целенаправленны и осознанны. По движению его глаз и рук можно понять, что именно интересует ребенка в данный момент, предугадать движение.

Идет быстрое формирование первых привычек. Кроха узнает свои игрушки, родных, активно пытается общаться. Предметы, попавшие ему в руки, ребенок трясет, стучит ими, пробует на вкус, внимательно изучает, полученный при движении предметом, звук.

Общение с родителями вызывает у малыша восторг. Он уже далеко продвинулся в совершенствовании разнообразных звуков, с каждым днем они становятся все четче. Постепенно ребенок начинает применять различные интонации, по которым можно догадаться, что он хочет.

Физиологические изменения

Многих деток продолжают «мучить» зубы. Прорезывание первого зуба (нижнего резца) могло произойти еще 3 месяца назад, но у некоторых малышей оно только сейчас набирает обороты. Любой из этих вариантов является нормой. Об отсутствии зубов нужно начинать беспокоиться к концу 6-го месяца. В такой ситуации стоит обратиться к педиатру или детскому стоматологу.

Если в предыдущий месяц животик мог иногда волновать кроху, то к полугоду все симптомы кишечной колики исчезли. Желудочно-кишечный тракт готов к изменениям рациона, введению новых продуктов в прикорм.

К этому возрасту дети умеют переворачиваться со спины на живот и обратно, перемещать свое тело на подобии ползанья, не поднимая живот. Если взять кроху за подмышки или за руки и попробовать поставить на ноги, то малыш сможет постоять некоторое время. Переход в положение стоя начинает все больше привлекать малыша. Сидяон пытается схватиться за предметы и поднять свое туловище вверх.

Физическое развитие

Между 6 и 7 месяцами жизни малышу предстоит набрать около 600 грамм и вырасти на 1-3 см. Грудина по-прежнему растет быстрее головы и пропорции тела ребенка все больше становятся привычными. Окружность головы становится заметно меньше такого же показателя груди.

Самые активные детки в этот период могут набрать ниже установленной нормы, спокойные – больше. Во второй половине первого года жизни антропометрические показатели могут сильно отличаться. В этом большую роль играют генетические особенности организма, скорость появления основных навыков, темперамент крохи.

Основные антропометрические показатели полугодовалого ребенка в зависимости от пола

Нижняя граница веса Верхняя граница веса Нижняя граница роста Верхняя граница роста Средняя окружность головы Средняя окружность груди
Мальчик 6 месяцев 6,6 9,0 63 69 44 45
Мальчик 7 месяцев 7,1 9,5 65,1 71,1 45 46
Девочка 6 месяцев 6,3 8,3 62,5 68,8 43,3 43,7
Мальчик 7 месяцев 6,8 8,9 64,1 70,4 44,3 45

Нервно-психическое развитие и эмоции

Наряду с быстрым физическим развитием семимильными шагами развивается мозг и нервная система карапуза. Ежедневно кроха получает большой объем информации и обрабатывает ее. От общего знакомства с миром дети переходят к конкретному предметному изучению окружающих предметов. Их интересуют предметы и их возможности, события и причинно-следственные связи.

Взгляд карапуза становится все более осмысленным, наполненным любознательностью. По лицу малыша теперь намного проще понять его эмоции. Четко видно, когда малыш радуется или огорчен, раздражен или чувствует восторг. Эмоциональная окраска появляется и у лепета. В зависимости от настроения малыш может гулить тихо и медленно или быстро и громко. Уже можно понять хочет малыш на руки или поиграть, спать или кушать.

Малыш научился концентрировать свое внимание на выбранном предмете и может достаточно долго его изучать. Применяя к игрушке все известные ему способы манипуляций, можно наблюдать, как кроха ворочается с игрушкой в руке, трясет ее и прислушивается к полученному звуку.

Реакция на тон голоса находящегося рядом взрослого становится бурной и четкой. Малыш хмурится и плачет, реагируя на строгость и грубость, смеется и визжит – на улыбку, издает вопросительные возгласы, когда слышит, что кто-то пришел, но ему не видно кто.

Желание развивать речь проявляется вниманием к голосу взрослого. Полугодовалый малыш стремится повторить звуки за мамой, реагирует на собственное имя, может посмотреть на знакомый предмет, если его о нем спросить. Слоговые цепочки становятся длиннее, а гласные употребляются на распев. Уже в этом возрасте можно услышать «ма-ма-ма» или «ба-ба-ба», но это еще не слова, а тренировки. Пройдет буквально 2 месяца и у этих слогов появится реальный образ и малыш начнет их использовать, обращаясь к конкретному члену семьи.

Поведение

Усиливается недоверие к незнакомым людям. Даже родственники, которые бывают в гостях редко заставляют карапуза насторожиться и опасаться. Видя незнакомое лицо кроха перестает улыбаться и сосредоточенно его изучает, пытаясь понять, что ждать от нового человека. При попытках взять его на руки кроха отчаянно протестует, плачет. Это нормальная реакция. Врожденный инстинкт самосохранения заставляет карапуза опасаться всего нового и незнакомого.

Но пройдет совсем немного времени и кроха освоится, привыкнет к новым людям. Если гость предложит малышу игрушку и тот ее возьмет, значит процесс привыкания уже прошел. Но не стоит торопиться брать малыша на руки. Нужно дождаться, когда кроха начнет улыбаться и гулить с незнакомым для него человеком, сам попросит его взять.

Умения ребенка в 6 месяцев

Список умений ребенка в 6 месяцев уже довольно обширный. Освоение навыков у разных детей может быть на разном уровне, но большинство детей к этому возрасту умеют:

  • Ползать. Постепенно этот навык совершенствуется, кроха пытается поднять живот, чтобы обеспечить себе скорость. Стоит отметить, что некоторые дети оставляют приобретение этого навыка на потом. Вначале они учатся ходить, после чего, осваивают навык ползания. Для этих детей нормой к 7-ми месяцам считается умение приподнимать свое тело в положение стоя, держась за опору.
  • Сидеть. Часть детей уже самостоятельно поднимаются в это положение, другие — при помощи взрослых или опоры.
  • Вставать в кроватке, хватаясь за перекладины.
  • Узнавать знакомые предметы по названию.
  • Уверенно играть обеими руками, перекладывать игрушку, стучать ею и трясти.
  • Собирать пирамидку. Это умение в большинстве случаев появляется к концу 6-го месяца, но особо любознательные крохи осваивают навык раньше.
  • Играть лежа на животе, не опираясь на обе руки. Окрепшие мышцы спины позволяют крохе поднять и удерживать грудную клетку для совершения простых манипуляций руками.
  • Радоваться изменениям положения тела. Кроха смеется, когда его подкидывают или поднимают в воздух, качают или кружат.

Зрение, слух, реакция на звуки

Зрение и слух развиваются в паре. Уши и глаза – проводники информации об окружающем мире. Малыш долго может рассматривать предложенный ему предмет, подносить его к глазам и трясти в попытке извлечь звук.

Кроха с большим интересом прислушивается к окружающим его звукам, ворочает головой в попытках найти предмет, издающий шум. Он уже без труда различает звук открывающейся двери, в ожидании появления мамы начинает издавать призывные звуки.

Уши малыша могут воспринимать информацию разной интенсивности. Теперь карапуз реагирует не только на громкие звуки, но и на тихое звучание. Очень нравится малышам шелест бумаги и мамин шепот.

Благодаря развитию зрения и слуха, возрастают возможности звукоподражания. Теперь малыш часто может повторять за взрослыми простые слоги, быстро и точно воспроизводя предложенное.

Увеличивается дальность зрительных возможностей. Теперь малыш может рассматривать предмет не только вблизи, но и на расстоянии нескольких метров. Для расширения слуховых и зрительных возможностей стоит называть предметы, на которых малыш сосредотачивает свое внимание.

Хорошо на развитие зрения влияет разнообразие цветового решения в окружающих ребенка вещах. Яркие, однотонные и разноцветные игрушки помогают малышу тренировать рецепторы, делать выводы о разнообразии вещей и их окраски.

Волосы и ногти

Усиление роста волос и ногтей требует постоянного контроля со стороны родителей. Волосы необходимо ежедневно расчесывать специальной щеткой во время гигиенических процедур.

За длинной ногтей следует внимательно следить. В полгода малыш часто тянет пальчики в рот, поэтому стоит еженедельно обрезать выступающие части ногтевых пластин, чтобы избежать повреждения слизистой.

Обрезать ногти следует ровно, стараясь не округлять форму. Ногтевые пластины растут прямо, при формировании полукруглой формы часто случается врастание ногтя в кожу. Это приносит немало неудобств и ребенку, и взрослым. При обрезании ногтей следует использовать специальные ножницы с закругленными концами, крепко удерживать руку, следить за движениями карапуза. Процедура проводится минимум раз в неделю после вечернего купания.

Зубы

С 6 месяцев вопрос появления зубов становится самым серьезным. За ближайшие 6 месяцев у крохи должно появиться 8 зубов. Достаточно часто дети на каждый новый зуб реагируют тяжело. Проявление высокой температуры, поноса, заложенности носа и капризности могут омрачить жизнь родителям. Стоит заранее позаботиться о приобретении специальных прорезывателей, проконсультироваться с педиатром о подходящих обезболивающих и жаропонижающих лекарствах.

Скорость появления зубов для каждого ребенка индивидуальна. Некоторые детки начинают реагировать на изменения за день-два до появления над поверхностью десны зуба, другие за месяц. Стоит понимать, что малышу этот процесс не приятен и необходимо стараться окружить его в дни наибольшего дискомфорта повышенным вниманием.

Социальный контакт

На 7-м месяце жизни малыш все больше нуждается во внимании и требует от родителей общения. Он уже многое понимает и пора начинать воспитывать карапуза. В головном мозге происходят процессы формирования причинно-следственных связей, стоит уже сейчас обращать внимание и реагировать на поведение крохи. Он уже достаточно хорошо различает ваши эмоции и при необходимости можно продемонстрировать ваше недовольство его поведением или приободрить действие восторгом. Границы и рамки для ребенка необходимо выстраивать как можно раньше. Но не стоит усердствовать с запретами. Старайтесь выбирать такое положение для ребенка, в котором он будет иметь возможность делать все, что ему захочется и не нужно будет постоянно говорить «нельзя».

«Говорение» у ребенка

На седьмом месяце жизни идет активное формирование базы слов, обозначающих предметы, с которыми встречается ребенок. Чем больше родители стараются назвать и показать карапузу предметы и игрушки, тем быстрее он научиться их распознавать и называть.

Хорошо уже в этом возрасте начинать использование различных ярких картинок и карточек, по которым можно расширять словарный запас. Да, пока кроха не будет их повторять вслед за взрослыми, но при ежедневной тренировке он запомнит их и в будущем удивит вас своими познаниями. Обычно в этом возрасте крохе предлагают 10 карточек, которые изучаются в течение недели. Подбираются предметы быта, знакомые овощи и фрукты, животные. Один или два раза в день в период бодрствования взрослые показывают крохе изображение и называют предмет. Через неделю карточки сменяются на новые.

Способствуют появлению «говорения» активные беседы взрослых с ребенком, чтение стихов и прозы. Желательно знать предложенные рифмованные формы наизусть и повторять при любом удобном случае. Рассказывая стихотворения и разговаривая с ребенком, желательно быть максимально эмоциональным и передавать смысл не только словом, но и выражением лица. Прекрасным вариантом будет игра с малышом при помощи игрушек. Специально измените голос и сделайте вид, будто с крохой беседует его игрушка. Такие занятия очень нравятся малышам и они быстрее начинают понимать речь.

Гигиена и уход

К седьмому месяцу жизни карапуз уже не так часто писает. Если постепенно отучать его от подгузника, то он начинает сообщать о намокшей одежде, выражая свое недовольство.

Опорожнение кишечника происходит раз в день или раз в 2 дня в одно и то же время. В зависимости от получаемого прикорма, малыш может какать тугим или жидковатым стулом. Особенно это заметно при введении рисовой и гречневой каши в рацион питания. Рисовая каша крепит, а гречневая слабит. Эти свойства можно использовать для нормализации стула не только в этом возрасте, но и в будущем. Если малыш начинает чаще ходить в туалет и стул его жидкий, то предложите ему покушать рисовую кашку.

Купать малыша стоит каждый день. Использовать мыло необходимо только после опорожнения кишечника. Вечернее купание может сопровождаться простым омовением чистой водой или процедурой с использованием отваров трав.

Питание

На седьмом месяце жизни все дети начинают получать прикорм. Малыши на ГВ начинают знакомство с кашами и фруктовыми пюре. Дети, находящиеся на искусственном вскармливании, знакомятся с мясом.

Кормление грудью на 7-м месяце жизни происходит с промежутком в 3,5 – 4 часа. Во второе утреннее кормление добавляются новые продукты. Ночью малыш уже не просыпается для перекуса, поэтому мама может, наконец, выспаться. Срыгивания в норме в этом возрасте уже не наблюдаются.

Во время еды, окрепший малыш упирается ножками в мамин живот, уверенно придерживает грудь и может пытаться ворочать головой, не выпуская грудь изо рта, доставляя дискомфорт. Чтобы снизить частоту поворотов головой, кормить ребенка рекомендуется в тихом помещении.

Прикорм

Введение прикорма требует осторожности и размеренности. Следует соблюдать некоторые правила, чтобы избежать трудностей.

  • Новая пища вводится во второе утреннее кормление. Это делается для наблюдения за реакцией ребенка на новый продукт. Высыпания, нарушения стула и настроение ребенка говорят о необходимости временно прекратить введение нового продукта.
  • Объем нового продукта не должен превышать 1/3 чайной ложки.
  • Не нужно смешивать разные продукты на этапе знакомства. Если к одному виду продукта малыш уже адаптировался и успешно его ест, то можно предложить ему сутра попробовать новый продукт, а через кормление дать уже знакомый.
  • Новый продукт вводится минимум через 7 дней после предыдущего.
  • Наращивание объемов идет постепенное. В первый день можно дать 1/3 чайной ложки, во второй – ½ чайной ложки, третий — 1 чайную ложку, четвертый день – 2 чайные ложки. Постепенно объем доводится до возрастной нормы.
  • Перед началом прикорма необходима консультация педиатра. Он посоветует вам, с какого именно продукта начать.

Таблица введения прикорма

Сон и режим дня

Ночной сон ребенка составляет около 10-11 часов. Большинство детей спят всю ночь и не требуют перекуса. Исключения составляют дни, в которые заметны проявления прорезывания зубов.

Днем малыш спит дважды по 2-3 часа. Если в это время гулять на улице, то сон будет длительным и крепким. Установление режима дня позволяет родителям планировать дела в течение дня и успешно придерживаться заданного плана.

Сон для ребенка на 7-м месяце жизни – способ сбросить напряжение и усвоить полученный массив информации. Желательно укладывать карапуза спать в проветренной комнате, температура в которой составляет не более 22 градусов. Влажность помещения не должна опускаться ниже 50%, оптимально, когда этот показатель составляет около 70%. В этом возрасте целесообразно на время сна приглушать свет в помещении. Перед ночным сном рекомендуется покупать малыша и совершить вечерние гигиенические процедуры. После этого хорошо покормить и уложить спать. Не стоит предлагать малышу активные игры после купания, все ваши действия должны настраивать младенца на отдых.

Закаливание

Продолжайте выкладывать малыша голышом в течение дня. В это время следует внимательно следить за крохой, ведь он уже достаточно подвижный.

К утреннему обтиранию водой комнатной температуры можно добавить такую же процедуру в обед.

Старайтесь контролировать температуру кожи малыша. Не допускайте перегрева. Одевайте по погоде, ориентируясь на собственную одежду. Карапуза нужно одевать как себя, добавив только одну кофточку. Если вы уже несколько месяцев закаливаете малыша, то он будет чувствовать себя комфортно и без дополнительной одежды.

Тест на развитие

В 6 месяцев можно провести первый тест на развитие ребенка. Для его проведения стоит выбрать время, когда малыш сыт, бодр и настроен на общение с вами.

Уложите ребенка перед собой на твердую поверхность и предложите ему выполнить следующие действия:

  • Следить за погремушкой, перемещающейся перед его глазами, на расстоянии 20-30 см в течение нескольких минут.
  • Покажите малышу его любимую игрушку и предложите ее взять, отодвигая ее от него. Потянувшись за ней, малыш должен сесть.
  • Предложите повторить за вами разные звуки. Кроха должен попытаться повторить за вами предложенное.
  • Дайте ему любимую игрушку, после чего, постарайтесь забрать обратно. В норме ребенок должен крепко ее держать и эмоционально протестовать.
  • Позовите сбоку малыша по имени. Кроха должен оживиться и повернуть голову в вашу сторону.
  • Положите его на живот и позовите. Он должен перевернуться на спину самостоятельно.
  • Положите ребенка на живот, перед ним на расстоянии 15-20 см разместите яркий предмет. Карапуз должен поползти к нему или попытаться дотянуться.

В норме все эти движения совершаются малышом с удовольствием без особого труда. Если какой-либо навык вызывает трудности, необходимо проводить дополнительные упражнения в комплексе утренней гимнастики. Но все дети разные и многое зависит от его настроения, и если одно из упражнений не будет выполнено, это не означает, что ребенок отстает в развитии.

Как развивать малыша

На седьмом месяце необходимо вводить в рацион малыша новые виды развивающих занятий. Они подразделяются на занятия по развитию:

  • речи;
  • моторных навыков;
  • мелкой моторики;
  • умственных способностей;
  • знаний об окружающем мире.

Следует внимательно отнестись к количеству и качеству предоставляемой информации. Как бы не хотелось быстро получить результат, не стоит спешить. Вводить новые знания и умения необходимо дозировано. Новый вид обучения можно сменять знакомыми занятиями. Рекомендуется приучать малыша к разным видам обучающей деятельности в определенное время. Если для физических упражнений на развитие моторных навыков наиболее подходящим является утро, то для умственного труда хорошо выбирать время после первого дневного сна.

Установление режима занятий и ваш интерес к ним позволит малышу развивать свою любознательность, стремиться к познанию и освоению новых знаний.

Развитие речи

Развитию речи способствуют в первую очередь разговор, пение, чтение. Предлагайте малышу рассматривать и слушать мягкие книги для младенцев. Пойте ему песни и читайте стихи.

При разговоре с малышом необходимо, чтобы он видел ваше лицо. Старайтесь избегать сюсюканья и замены чистых слов на уменьшительные формы. Следите за выразительностью собственной речи и мимики. Малыш получает навык речи, ориентируясь на движения, совершаемые людьми, вокруг него. Чем больше деталей произношения он рассмотрит, тем быстрее и чище будет формироваться речь.

Диалог с карапузом должен быть максимально эмоциональным и насыщенным разнообразными словами. Количество употребляемых слов не должно ограничиваться бытовыми названиями и совершаемыми действиями. Играя с карапузом, разыгрывайте перед ним сказки и истории, беседуйте с ним через игрушки.

Хорошо на развитие речи влияет постоянное прослушивание одних и тех же стихов. Если вы начинаете рассказывать стихотворение повторно и малыш улыбается и смеется, значит он его узнал и показывает вам это.

Стимулируйте ребенка повторять за вами простые слоги и звуки. Также вслед за малышом проговаривайте его агуканье и лепет.

Моторные навыки

Продолжайте выполнять утренний комплекс гимнастики, постепенно наполняя его новыми упражнениями и играми. В течение дня от 3 до 5 раз предлагайте крохе тренировать мышцы спины, навык подъема из положения лежа, способность к ползанию.

Малыш уже четко дает понять, когда он устал или не хочет заниматься. Не стоит его заставлять. Если кроха капризничает или плачет, прекратите упражнения и предоставьте ему свободное время.

  • Утренний комплекс гимнастики должен начинаться с легкого разогревающего массажа. Необходимо размять все мышцы.
  • Начинают обычно с рук. Разминаются плечевые суставы, локти, запястья. Массажируется ладонь и все пальчики.
  • После этого идет разогрев ног. Не забывайте массажировать стопы. Необходимо размять лодыжки, коленные суставы, бедро, через сгибание-разгибание, верчение велосипеда и принятия позы «лягушки».
  • Гладим и разминаем живот и грудь.
  • Предлагаем перевернуться на живот, производим легкий массаж спины. После этого идут упражнения на прогиб позвоночника.
  • Завершаем гимнастику поглаживанием.

Каждый используемый элемент желательно выполнять от 3 до 5 раз. При этом необходимо внимательно следить за реакцией крохи. При негативном отклике выполнение упражнения прекращается, переходите к следующему.

Гимнастику нужно делать каждый день. Причинами отменить утренний комплекс могут стать:

  • Болезнь. Если малыш температурит или нехорошо себя чувствует, то не стоит заставлять его упражняться.
  • Пройденная накануне вакцинация. После прививки организм ребенка ослаблен и нуждается в дополнительном отдыхе.

Мелкая моторика

Мелкая моторика играет важную роль в формировании умственных способностей малыша. Отвечающая за возможность манипулирования пальцами рук, она дает возможность познавать и запоминать окружающие предметы. Кроме этого, центр в головном мозге, отвечающий за мелкую моторику, находится рядом с речевым. Вследствие этого соседства при стимуляции моторного центра, импульс к развитию получает речь.

  • Познакомьте кроху с пирамидкой и покажите, как ее складывать. Манипуляции с небольшими предметами увеличивают ловкость пальцев.
  • Под внимательным присмотром со стороны взрослых можно предложить поиграть с орешками или фасолью. За таким занятием ребенка ни на минуту нельзя оставлять одного. Не разрешайте пробовать на вкус. Если переживаете, что не сможете уследить, то можно предложить ребенку небольшие кусочки печенья.
  • Научите играть с кубиками, складывать небольшие пирамидки. Как только малыш сядет, у него появится больше возможностей использовать руки. Он уже может манипулировать ими свободно, выполнять простые движения. Сначала покажите, как ставить один кубик на другой, сделайте это вместе с ребенком, манипулируя его рукой. Предложите выполнить то же самое самостоятельно.
  • Предлагайте играть с сенсорными мешочками и ковриком. Такие игрушки можно сделать самим или купить. Идеально, если они будут не только наполнены разными по форме небольшими предметами, но и выполнены из разных видов ткани.
  • Предложите крохе игрушки-пищалки. Прилагая усилия для извлечения звука, малыш будет развивать мышцы рук, пальцев.
  • Массажируйте руки и пальчики. Легкие поглаживания и массирования, стимулируют развитие моторных функций. Если кроха не дает просто гладить пальчики, то делайте это с игровым элементом. «Сорокаворона» и другие считалочки заинтересуют ребенка и он с любопытством будет рассматривать, как вы делаете ему массаж.


Умственные способности

Развитию умственных способностей на этом этапе взросления способствует применение первых обучающих техник. При помощи простых занятий развивается понимание ребенка о возможностях получения различной информации, тренируется память, расширяется словарный запас. Можно предложить карапузу:

  • Рассмотреть семейные фотографии. По семейным снимкам хорошо работать над пониманием вопроса «где?». В первый раз вы показываете своим пальчиком на изображение и спрашиваете «Где мама?». — «Вот она». Повторив несколько раз, попросите малыша показать на называемого человека. Спрашивать необходимо только про тех людей, кого малыш часто видит.
  • Покажите и назовите малышу разных животных, предметы, игрушки. Попросите его указать на знакомый ему предмет. Формируйте вопрос просто «Где корова?», «Где мяч?».
  • Предложите поиграть с сортером. Для полугодовалого ребенка отверстия для предметов должны быть просторными и крупными, формы фигур – простыми.
  • На глазах у карапуза накройте любимую игрушку пеленкой. Попросите найти ее.
  • Включите музыку. Резко выключите. Спросите «где музыка?». После того, как малыш посмотрит на используемый вами проигрыватель включите музыку опять.

Развитие умственных способностей на седьмом месяце жизни предполагает формирование прочных связей между названием и изображением, первичное понимание причинно-следственных связей, расширение возможностей восприятия информации.

Познание мира

Главенствующую роль в познании мира во втором полугодии жизни играет свобода ребенка. Рекомендуется использовать манеж как можно реже, давая карапузу возможность изучать дом. Постелите на пол ковер или плед. Уложите на него кроху. Дайте ему освоиться. Вокруг него по кругу разместите различные игрушки. Малыш начнет активно за ними передвигаться.

Показывайте и рассказывайте обо всех предметах, на которые смотрит малыш. Если что-то его очень заинтересовало – дайте потрогать.

Если, гуляя на улице, малыш не спит, то посадите его в коляске. Гуляя в парке, возьмите его на руки и дайте потрогать листики, веточки. Теперь малыш открыт информации и стоит показать ему, что мир огромен и интересен. Зарождение базового познания и любопытства происходит в этот момент.

Игрушки

Со временем количество игрушек в вашем доме будет расти в геометрической прогрессии. Теперь, кроме привычных небольших погремушек, гирлянд и мобиля, малышу можно предложить намного больше. Среди наиболее подходящих в этом возрасте можно выделить:

  • Мячики и шарики. Они могут быть разных размеров. Большой гимнастический шар, средний мягкий шар для захвата обеими руками, небольшие шарики, наполненные шумящими элементами. Умение играть с предметами круглой формы хорошо тренирует мелкую моторику, закрепляет понимание различий форм и размеров, доставляет крохе радость.
  • Машинки и каталки. На седьмом месяце жизни у детей начинает зарождаться новый вид изучения предметов. Малыш уже не просто ощупывает и трясет игрушку для извлечения звука, он пытается понять, что с ней можно делать. Небольшие машинки и каталки великолепно помогают показать карапузу простейшие способы игры. Выбирайте безопасные варианты, подходящие по возрасту, не имеющие мелких деталей.
  • Деревянные игрушки. Желательно, чтобы они не были покрыты краской. Немного тяжеловатые, они позволяют крохе понять, каким образом можно управлять своими действиями с предметом в руках. Хорошо, если игрушки будут квадратной или прямоугольной формы, в виде колечек, которые можно надеть на палец.
  • Вкладыши и пирамидки. Простые варианты таких игрушек очень нравятся малышам. Они яркие, интересные. Если показать, как с ними играть, малыш будет занят достаточно долго полезным для развития мелкой моторики делом.
  • Сортер. Его можно купить или сделать из старой коробки, прорезав в ней необходимые отверстия.
  • Крупный конструктор. Сначала карапузу будет просто интересно его рассматривать, но со временем он поймет, как из блоков создавать новые формы.
  • Музыкальные игрушки. Это могут быть как пластиковые игрушки, наполненные звучащими элементами, так и мягкие, рассказывающие сказки. Хорошо приобрести набор музыкальных инструментов.
  • Книжки для малышей. Сделанные из мягкого материала, с крупными простыми рисунками они станут проводником в мир книг.

Выбор игрушек на седьмом месяце жизни не ограничен данным списком. Производители постоянно разрабатывают новые варианты для занятий с карапузами. Ваша задача — внимательно следить за возрастными ограничениями, установленными производителем, после игры осмотреть все предметы на возможные поломки и трещины, содержать их в чистоте.

Предлагая крохе игрушки, стоит помнить, что он не научится играть, если вы не покажете ему, как это делать.

Что должно насторожить

Наблюдая, как изо дня в день ваш малыш растет и умнеет, стоит помнить о некоторых нежелательных признаках, на которые необходимо обратить внимание. Вас должно насторожить если к 7-ти месяцам:

  • Малыш не сидит и не предпринимает попыток поднять свое туловище в новую плоскость.
  • Если во время игры задействована только одна рука. Малыш не перекладывает используемый предмет из руки в руку.
  • Не поворачивается в сторону звука. Не реагирует на свое имя.
  • Не просит взять его на руки.
  • Не издает звуков, не агукает. Не появились первые звуковые цепочки.
  • Не узнает родителей. Отсутствует приветственное оживление, улыбка.
  • Кроха вялый, не проявляет желания играть.
  • Не реагирует на свет.
  • Плохо ест в течение долгого времени. Часто срыгивает.
  • Не проходит тонус мышц в ногах.

Если вы заметили у своего крохи один из этих симптомов, незамедлительно обратитесь к врачу для обследования.

Полгода жизни — это не просто первый маленький этап взросления. Теперь кроха учится играть и учиться. Новые навыки будут появляться чуть реже, но они будут более существенными. Некоторые дети к 7-ми месяцам начнут предпринимать первые попытки пойти, другие скажут «ма-ма», третьи быстро поползут. Стоит быть бдительным и создавать для малыша не только развивающую, но и безопасную среду.

Режим дня в 6-7 месяцев строится исходя из возрастающих потребностей ребенка в движении. Время, выделяемое на сон, сокращается и увеличивается продолжительность игр и занятий с ребенком. Пока он может и не ползать, но количество часов бодрствования все равно увеличивается, его игры становятся активнее. Ребенок часто благодаря своему природному любопытству и интересу ко всему новому. Его привлекают все предметы, не доступные ему и он стремиться до них достать.

Сон малыша

В 6-7 месяцев кроха спит два или три раза в день. Если малыш третий раз, вполне возможно, что он и без этого достаточно высыпается. Но все же старайтесь помогать ему засыпать, иначе проблемы могут быть и с ночным сном. Активные игры малыша старайтесь организовать сразу после сна, чтобы перед следующим уходом на сон он наигрался, успокоился и расслабился. Перед сном, особенно ночным, организуйте малышу чтение книг и рассматривание картинок, водные процедуры и тихое, спокойное общение.
Постарайтесь, чтобы два дневных сна малыша происходили днем, и последний раз не откладывался на вечернее время. Ведь тогда ребенок может долго не заснуть в привычное ему время на ночной сон, время сдвинется и нарушится весь режим. Ребенок может лечь спать сразу после обеда и после полдника около 16-17 часов. Тогда он успеет наиграться и достаточно устать к ночному сну.

Активные занятия в 6-7 месяцев

День малыша 6-7 месяцев начинается обычно с утренней гимнастики. Мама помогает малышу делать несложные движения ручками и ножками, а малыш благодаря таким занятиям развивает мышцы и получает драгоценные минуты общения с любимой мамочкой.
Позавтракав, малыш обычно отправляется на первую прогулку. Летом она продолжается 2-3 часа в зависимости от желаний мамы и малыша. Таких прогулок теплым летним днем может быть до трех. Малыш теперь сам выбирает - засыпает ли он на улице, либо продолжает изучать все, что его о кружает. Главное не следует оставлять малыша без присмотра. Он уже достаточно активен, чтобы случайно перевернуть коляску или вывалится из нее. Если малыш уже сидит, пора пересаживаться в прогулочную коляску, только изначально установите спинку в полулежачее положение. Малышу будет интереснее наблюдать за окружающим миром, не выглядывая из-за бортиков, а полусидя в прогулочной коляске.
Зимой гулять следует не более одного часа за одну прогулку. Малыш зимой чаще всего засыпает, уютно закутанный в теплую зимнюю одежду. Температура воздуха ниже 15 градусов является запретом для прогулок детей до года.

Купание

Ребенок 6-7 месяцев уже , купание для него превращается в интереснейшее приключение на воде. При желании его вполне можно купать уже в большой взрослой ванне, ведь места для игры там гораздо больше. Но воды в ванну наливайте немного, чтобы сидящему ребенку было воды по пояс. Игры с водой развивают и закаливают его. Познакомьте малыша с стаканчиками и пластиковыми бутылочками, с помощью которых можно переливать водичку. При купании в ванной комнате не должно быть прохладно, оптимальная температура воздуха - 22 градуса. Вода должна быть приятной, комфортной температуры.
Необходимо больше места, поэтому можно перенести водные процедуры в большую ванну. Воды наливается немного, так чтобы ребенок сидел в ней по пояс. Игры в ванне отлично развивают малыша и способствуют закаливанию. Водичка должна быть теплой, а температура в ванной комнате не менее 22 градусов. Перед купанием можно дать ребенку игрушки и показать, как интересно переливать водичку из одного ведерка в другое, или как плавает по воде уточка и т.д.
Питание ребенка в этом возрасте разнообразится прикормом, при этом большинство кормлений смесью или грудным молоком остается. Новая пища является ценным источником энергии для малыша, начинающего более активный образ жизни.
Режим дня ребенка 6-7 месяцев основывается на его возрастающей активности. Малыш больше двигается, расходует больше энергии, чаще бодрствует и много гуляет в теплое время года.

Вот и наступил долгожданный день — сегодня вашему малышу исполняется ровно 6 месяцев от рождения. Самый первый маленький, но такой уже значимый для вас и для крохи юбилей, первый рубеж, первые итоги… И, подводить итоги уже действительно есть исходя из чего – ваш кроха уже многое умеет делать сам, и что самое главное, его желания познавать окружающий мир, и учиться чему-то новому вдохновляют и вас и его.

Так, к примеру, некоторые детки в 6 месяцев уже умеют сидеть и даже делают свои первые смелые попытки встать на ножки…

Однако, даже если это всё – не о вашем малыше, мы уверенны, что вам тоже есть какими достижениями гордиться. К тому же, мы не устаём это повторять – все дети индивидуальны, и слишком строго «измерять» их мерками развития и достижений не стоит . Позвольте вашему ребёнку быть самим собой, а со своей стороны – просто помогите ему развиваться и познавать мир…

О том, как развивается малыш в 6 месяцев, сколько приблизительно он весит, какой у него рост, что он уже кушает, как с ним можно играть – обо всём этом читайте в нашей публикации для молодых родителей…

Ваш сыночек или дочка уже умеют легко переворачиваться со спинки на свой животик и обратно. А, когда они лежат на животе, то так забавно выпячивают свою попку, что у них даже получается немного продвинуться вперёд или назад. Для того, чтобы развивать в своём ребёнке такие навыки, и помочь ему научиться ползать, родителям рекомендуется подставить под ножки малыша руку, так, чтобы он почувствовал в вашей руке опору, от которой он может оттолкнуться. Ну, а для того, чтобы стимулировать ребёнка ползти в нужном направлении – положите впереди него на небольшом расстоянии яркую игрушку, которая обязательно привлечёт внимание ребёнка. Ну, и самое главное – не забывайте подбадривать малыша за каждую его успешную и не очень успешную попытку продвинуться вперёд или назад хотя бы на миллиметр. Улыбайтесь ему, разговаривайте с ним – и он обязательно научится ползать…

Если же ваш малыш не проявляет особого интереса к таким «ползательным» навыкам – не расстраивайтесь, возможно, просто ещё не пришло время, а возможно, ваш малыш и вовсе не будет ползать, а сразу будет учиться ходить.

Что же касается попыток посадить малыша, то хотя и считается, что 6 месяцев – как раз тот возраст, когда из вертикального положения пора переходить в положение сидячее, если ваш ребёнок сам не предпринимает попыток сесть – не торопите события. Ваша излишняя торопливость и ваши попытки его усадить, обложив мягкими подушками, могут . Поэтому, девизом этого месяца должны для вас стать следующие слова –

всему своё время, время ползать и время сидеть…

Видео об особенностях физического развития ребёнка в 6 месяцев:

Биометрические показатели веса и роста ребёнка в 6 месяцев

Если ваш малыш кушает материнское молоко – мы очень за него рады. Правда, вам не стоит также забывать о том, чтобы в его рационе уже пора бы появиться , а вот с 6 месяцев вы даже можете пробовать «прикармливаться» с помощью маленькой ложки. К тому же, помимо и молочных смесей, соков, вы можете предложить ему попробовать новые блюда – овощной супчик и кашку.

Внимательно следите за реакцией организма ребёнка на новый продукт и в случае, если — прекратите такие нововведения и вернитесь к привычному для вас рациону питания, возможно, пока ещё не пришло время или у вашего ребёнка аллергическая реакция на данный продукт.

Сон ребёнка в 6 месяцев

Многие родители 6-ти месячных деток жалуются на то, что их ребёнок вдруг перестал спать днём, сон либо короткий, прерывистый и очень беспокойный, либо малыш спит только на руках у матери. В любом случае, такие нарушения сна должны быть чем-то вызваны. И, вам, как родителям, предстоит отыскать их причину. Возможно, – в любом случае поговорите на эту тему со своим педиатром, пускай он осмотрит малыша. А, со своей стороны постарайтесь создать ему максимально комфортные условия для сна – подольше гуляйте на свежем воздухе, устраивайте ему расслабляющие ванны перед сном, и конечно же, хорошо и сытно кормите малыша перед тем, как уложить его в кроватку спать.

Несмотря на то, что кто-то может вам сказать, что ребёнка в 6 месяцев не обязательно так часто днём укладывать спать, вы должны знать, что для полноценного развития детского организма и психики, в таком возрасте ребёнку необходимо спать не меньше 14 часов в сутки. Как вы распределите это время для сна – уже ваше дело, но «выспаться» положенное количество часов ребёнку обязательно. А, увидеть окружающий его мир он ещё успеет…

Каждый родитель, конечно же, хочет, чтобы его ребёнок развивался гармонично и стал полноценной личностью, которая со временем и найдёт там своё место. Однако, одного вашего желания ещё недостаточно – вы должны помочь своему ребёнку. Так, психологами доказано, что

те детки, чьи родители с ними постоянно разговаривали с самого рождения (и даже разговаривали тогда, когда крохи «сидели» у мамы в животике») быстрее начинают говорить, вырастают коммуникабельными личностями, для которых общение со сверстниками и другими людьми не является проблемой.

Поэтому, разговаривайте со своим малышом, комментируйте свои действия, чаще называйте его по имени.

Всё те же психологи считают, что ребёнок в 6 месяцев уже знает своё имя и имена своих родителей. Другими словами, «знает» в его возрасте означает то, что он реагирует на обращение к нему…

Что же касается того, что он по-прежнему должен находиться в поле вашего зрения, то 6 месяцев — это тот первый рубеж, когда уместно начинать приучать ребёнка к самостоятельности. Он должен понять, что мама может быть не всегда рядом. Это касается как сна в кроватке, так и игры в манеже. Родители со своей стороны должны гарантировать ребёнку полную безопасность во время такого самостоятельного пребывания и обеспечить его досуг развивающими игрушками для его возраста (если это время для игры). В случае, если ребёнок показывает, что он устал быть один, ему надоело – родители должны откликнуться на его призыв и подойти к нему, для того, чтобы в следующий раз кроха был уверен, что стоит ему только позвать, как любимая мамочка подойдёт к нему и возьмёт на руки…

В 6 месяцев у ребёнка активно развивается хватательный рефлекс, который немного отличается от того первого хватательного рефлекса, с которым ваш кроха родился. Если он раньше хватал предметы бессознательно, то теперь руки и… рот для него способы познания окружающего мира. Следите за тем, чтобы в руки ребёнку не попали , которые потом , уделяйте время и внимание дезинфекции игрушек и смиритесь с тем, что познавать окружающий его мир кроха теперь будет таким вот оригинальным путём – всё тянуть в рот. Скоро это пройдёт и у него появится другие способы и инструменты познания.

Что же касается игрушек для такого возраста – то они должны быть безопасными, не содержать мелких деталей и не иметь острых углов, также они должны быть выполнены из безвредных и нетоксических материалов, которые допускается использовать . Параллельно с игрушками, вы также можете приобрести , где будут изображены животные, предметы. Показывая малышу эти изображения называйте, что изображено на рисунке – так вы существенно расширите детский кругозор своего крохи, к тому же, это станет отличной подготовкой в развитии речи и мышления ребёнка и поможет ему быстрее заговорить…

Шевцова Ольга, Мир без Вреда

Сказать "Cпасибо":

7 комментариев к статье “Грудной ребёнок 6-7 месяцев – что надо знать родителям” - смотрите ниже

Как вырастает тело малыша за этот месяц? Очередные 500-600 граммов веса тела и приблизительно 1,5-2 сантиметра роста. Кроме этого, на 0,5 сантиметра увеличиваются окружности груди и головы. Велика вероятность, что к концу седьмого месяца ваше чадо «вооружит» рот парой замечательных новеньких резцов (обычно - нижних). Поэтому рекомендуется ввести в рацион ребенка добавки фтора. Большое значение этого галогена для зубной эмали зубов известно всем и давно.

Вашему малышу полгода! Вы отметили, как он подрос за это время, каким смышленым он кажется вам теперь. Быстрыми темпами меняются физическое развитие ребенка и его познавательные интересы. Главный лозунг второго полугодия: «Движение - это свобода в освоении пространства». Малыш уже не так зависит от мамы и папы. Если раньше потрогать и рассмотреть ему удавалось лишь то, что показывали родители - ведь именно они меняли его положение в пространстве, давали ему игрушки и предметы, - то теперь малыш стремится к самостоятельности. Седьмой месяц жизни - старт в данном направлении. И главный стимул в желании действовать самостоятельно - быстрое изменение двигательных навыков.

Лежа на животе, малышу для удержания равновесия достаточно опираться только на одну руку, он самостоятельно поворачивается со спины на живот. Лежа на спине, ребенок поражает вас своими акробатическими способностями - держится за свои ножки, играет с ними, высоко поднимая голову. Протянув малышу руки, вы замечаете его активные попытки принять сидячее положение - ребенок учится садиться. Большинство малышей хорошо сидят в детском кресле. В положении сидя уверенно поворачивают голову в сторону источника звука, реагируя даже на очень тихие звуки, например, шуршание бумаги или шум тихой погремушки.

Развитие мышц и координированные движения рук помогают малышу освоить захватывание небольших по размеру предметов. Он поднимает игрушки с пола, хватает предметы всей ладонью («ладонный захват»), прослеживает глазами падение игрушки, которую выпустил из руки.

Какие игры и занятия возможны с малышом в этом возрасте?

Посадите ребенка на пол, поближе к дивану, чтобы он мог иногда опираться на него. Положите сбоку и впереди крохи несколько игрушек. Он будет с интересом смотреть на них, дотягиваться и брать в руку. Может тянуть игрушку в рот, кусать ее, облизывать. Не оставляйте ребенка одного на полу, пока он неустойчиво сидит без поддержки. Посидите рядом и поиграйте. Если кроха не заметил игрушку сбоку от себя, привлеките его внимание к ним. Постучите рукой или игрушкой об пол, позвоните в колокольчик. Малыш обязательно посмотрит в сторону, увидит игрушку и постарается схватить. Кладите рядом с маленьким игрушки из разных материалов (резиновые, пластиковые, деревянные, металлические, матерчатые), разного размера и формы. Не забудьте положить на пол разные по размеру мячи. Положите игрушки в картонную коробку из-под обуви или в маленькую пластиковую корзинку и поставьте ее рядом с чадом. Малышу очень интересно вытаскивать и бросать игрушки из коробки на пол. Иногда ребенок может самостоятельно собирать игрушки обратно в коробку, но потом опять вытаскивать и бросать их на пол - это так интересно! Сейчас самое время дать малышу «Центр активности» - это такая плоскость на которой расположены разные игрушки: кнопки, которые надо нажимать, вращающиеся шарики и валики, шнурочки, за которые можно тянуть, звоночки, зеркальце. Малышу сейчас нравится: вращать, нажимать, стучать, трясти.

Психическое развитие

Малыш внимательно рассматривает знакомые предметы и игрушки. Протянув ребенку погремушку, вы замечаете, что он пытается извлечь звук - трясет погремушкой, прислушивается и снова трясет. Это наблюдение наводит вас на мысль, что у ребенка начинает развиваться долговременная память.

Но все же главным достижением этого возраста считается четкое разграничение реакций ребенка при виде знакомых и незнакомых людей. На седьмом месяце ребенок начинает воспринимать индивидуальные различия мимики и внешнего облика, в его памяти формируются четкие образы лиц знакомых людей. Появление незнакомого человека приводит к замедлению общих движений и настороженному изучению «чужака». Такое поведение связано с тем, что ребенок не знает, чего ожидать от незнакомцев, поскольку не имеет опыта общения с ними. Если мама начинает разговаривать с пришедшими друзьями, улыбается им и ободряет малыша, то он перестает бояться и через какое-то время может улыбнуться незнакомцу.

Близость родителей сразу вызывает оживленные движения, улыбку и спонтанную болтовню малыша. Он эмоционально и выразительно произносит цепочки слогов: «ба-ба-ба», «дэ-дэ-дэ», «ме-ме-ме», меняя высоту и силу голоса. Схожесть таких цепочек с первыми словами - «мама», «баба», «деда» - вводит в заблуждение многих родителей, которые думают, что ребенок начинает говорить. В этом возрасте малыш активно показывает свое стремление к общению, но лепет ребенка только начинает напоминать просьбу или вопрос.

Рекомендуется развивать в ребенке умение принимать решение. Сейчас малыш умеет держать в обеих руках по игрушке. Покажите ему третью игрушку, и попросите его ее взять. Сначала крохе будет сложно понять, как взять третью игрушку, если обе руки заняты. Но вскоре он научится освобождать руку, чтобы взять новую игрушку. Спрячьте под платок или лист бумаги магнитофон или будильник и поставьте их сбоку от малыша. Включите музыку или зазвоните будильником. Ребенок постарается определить, откуда доносится звук.

Ребенок переступил границу долгожданного экватора – первого полугодия жизни. Этот период особенный: в ближайшие недели малыш многому научится, впервые попробует взрослую пищу, попробует самостоятельно сидеть. Другими словами, кроха упорно стремится к самостоятельности, и вполне оправданно – время пришло! Многие его попытки увенчаются успехом. Главное все делать не спеша, шагами Дюймовочки — спешка никогда не приносила пользу, тем боле в столь важных делах.

Остановимся подробнее на метаморфозах маленького человечка в возрасте 6 месяцев.

Что должен уметь ребенок в возрасте полугода?

В период от 6 до 7 месяцев, ребенок должен уметь:

· Уверенно переворачиваться со спины на живот и обратно;
· В положении на животе опираться на выпрямленные ручки;
· В положении на животе опираться на одну руку, другой захватывая интересующий предмет;
· Крепко держаться за пальцы взрослого, при подъеме со спинки в положение сидя;
· Задерживаться в положении сидя, крепко держась за пальцы взрослого;
· Уверенно ползать, иногда на четвереньках (обычно следуя какой-то цели, пытаясь дотянуться до игрушки);
· Отталкиваться от опоры, когда взрослый поддерживает за подмышки;
· Брать предмет одной рукой;
· Перекладывать предмет из одной руки в другую;
· Заиграться на четверть часа, без участия взрослых;
· Произносить слоги, повторять их много раз кряду («Та-та-та», «Да-да-да» и др.);
· Трясти, бить, мять игрушку, тянуть ее в рот;
· Громко смеяться.

Мама обязательно заметит, что в ручках и ножках практически нету первоначального, выраженного напряжения (гипертонуса). Обычно он полностью уходит к началу седьмого месяца жизни. Малыш активен, и неоднократно делает попытки подняться на ножки, держась за опору.

Несмотря на то, что кишечные колики все реже дают о себе знать (либо полностью «ушли»), ребенок может проявлять беспокойство, в связи с прорезыванием первого зубика, нижнего резца. Сегодня нередко можно столкнуться с тем, что первый зуб появляется гораздо раньше (в 4-5 месяцев), или напротив, на месяц или два позже. В этом также нет ничего страшного.

Психоэмоциональное развитие ребенка в возрасте полугода

В 6 месяцев малыш поглощает уйму информации. Причем, старается анализировать ее. Теперь его интересует не весь мир в целом, а какие-то конкретные объекты, события, процессы. Родители называют свое чадо взрослым, так как начинают отслеживать осознанные действия крохи, ощущают его заинтересованность там, где еще недавно было непричёсанное, безсловесное «хочу!», видят неоспоримо очевидное разграничение эмоций, связанное с положительными и отрицательными переживаниями ребенка.

Обычно, мамы замечают в детях что-то, напоминающее «взрослость»: более осознанный взгляд, более разграниченные эмоции, более четкое осознание и предъявление потребностей.

Что умеет делать ребенок в 6 месяцев, с точки зрения психоэмоционального развития?

· Много лепечет, нередко, таким образом, проявляя эмоции радости или восхищения;
· Делает попытки имитировать слова взрослых («случайные» слова родного языка не являются осознанными);
· Крик и плач привязан к реальному дискомфорту, недовольству;
· Внимательно наблюдает за губами взрослого, который говорит;
· Пытается узнать, указать на предмет, о котором идет речь;
· Узнает голос родителей, даже если они находятся в другой комнате;
· Просится на руки, протягивая руки вперед;
· Более эмоционально активен в присутствии близких, менее – в присутствии посторонних людей;
· Формируется понимание причинно-следственных связей: «Если я кричу, мама идет ко мне», «Если я поползу, дотянусь до этой игрушки» и т.д.;
· Ребенок способен вовлечь взрослого для познания какого-либо предмета (привлечь внимание, указать на объект, рассмотреть, имитировать эксплуатацию предмета, повторяя за взрослым).

Как создать оптимальные условия для полноценного развития малыша?

Несомненно, успехи малыша радуют папу и маму. Но важно помнить о следующем: они приносят не только пользу для растущего организма, но, при отсутствии адекватного режима, могут ему вредить. Даже по комнатному цветку, или домашнему питомцу можно предположить, насколько добросовестно за ним ухаживает хозяин. Ведь от этого напрямую зависит их внешний вид и «самочувствие». Что уж говорить о маленьком ребенке, возможности которого, напрямую зависят от условий, созданных для него родителями.

Ничего сверхъестественного: для того, чтобы малыш развивался в соответствии с возрастной нормой, важно позаботиться о следующих условиях:

Соблюдение режима сна и бодрствования

1)Активное познание мира, автоматически расширяет границы дневного бодрствования, сокращая часы ночного и дневного сна. Теперь ребенок спит ночью около 10 часов, а днем – 3-4 часа, в 2-3 подхода. Важно то, что в эти часы ребенок должен полноценно отдыхать, иначе избыток новых впечатлений и эмоций может привести не только к собственно нарушению сна (порочный круг), но и к полному нарушению режима дня, плохому самочувствию малыша.
2)Перед сном комната должна проветриваться, ребенка одевают в комфортную одежду (так как укрываться, обычно, дети не любят). В комнате не должно быть душно, при необходимости, уместно использование увлажнителя воздуха. Тишина и приглушенный свет – существенные условия полноценного отдыха.
Важно! С целью профилактики синдрома внезапной детской смерти , рекомендовано, до года ребенка, спать со включенным светом. Это может быть ночник: освещение должно позволять оценить цвет кожи ребенка.

Правильное, своевременное введение прикорма

От питания ребенка, также зависит его развитие. Полгодика – оптимальный возраст для введения прикорма для доношенного ребенка. Прикорм должен вводиться постепенно, небольшими количествами, с выдержанными временными промежутками, и обязательно, в первой половине дня. Ферментативная система младенца еще проходит свое становление, потому, каждый новый продукт питания – испытание на «умение» переваривать именно эту конкретную пищу. Однако, развивающийся организм требует поступления определенных питательных веществ уже в этом возрасте, потому, чрезмерная осторожность с нововведениями также не всегда оправдана.

Прогулки на свежем воздухе и проветривание помещения

1)Головной мозг, пожалуй, больше других развивающихся органов, нуждается в кислороде. Многие родители боятся жары, переохлаждения, сквозняка, или инфекций.
2)Важно помнить! Лучшая профилактика инфекционных заболеваний – частые проветривания и прогулки на свежем воздухе. Практически в любую погоду можно гулять на улице: жарко – выбираем утренние и вечерние часы + избегаем прямых солнечных лучей; сильный мороз – выходим на 30-40 минут 2 раза в день. Проветривания осуществляются ежедневно, главное избегать сквозняков и одевать ребенка в соответствии с температурой в комнате.
3)Непроветренное помещение увеличивает риск инфекционных заболеваний, препятствует полноценному отдыху, восстановлению организма, а значит, и нормальному развитию малыша.

Профилактика формирования синдрома гипервозбудимости

1)В возрасте от 6 до 7 месяцев мозг младенца, подобно губке, впитывает множество новой информации, что приводит к изобилию сильных эмоций. Даже если они будут исключительно положительными, нервная система еще не способна адекватно «переключаться» из режима «активен», в режим «покой».
2)Нередко, малыш не может остановиться, и центральная нервная система попросту истощается. Проявляется это сильным возбуждением, сопровождающимся негативными эмоциями и плохим самочувствием: крик, плач, нарушение аппетита, засыпания, собственно сна.
3)Во избежание таких последствий, родителям стоит целенаправленно дозировать потоки новых впечатлений. Не стоит играть в активные игры, включать телевизор и музыку громко, особенно во второй половине дня, ближе к ночному сну. Также, папа и мама должны понимать, что гости – потребность родителей, но никак не полугодовалого ребенка . Даже эмоциональные разговоры в присутствии малыша или громкие «сюсюканья», могут истощить нервную систему крохи.
4)Ко всему, прорезывание первого зубика, отнюдь не способствует спокойному поведению ребенка. Болевой синдром достаточно выражен, потому, не надо бояться обезболивающих средств. В крайних случаях, допустимо ставить ректальную свечу, с действующим веществом парацетамолом (на ночь). Помним, полноценный отдых – залог хорошего развития и самочувствия ребенка!

Развивающие занятия с малышом, в соответствии с возрастом

1)Организм ребенка 6-ти месяцев будет развиваться в любом случае. Но правильные развивающие игры, занятия, помогают задействовать все нужные структуры головного мозга. Много ли надо в этом возрасте? Последовательность действий, осознанные движения, выбор того или иного предмета – этого достаточно для оптимальной стимуляции развития.
2)Большим злом является не только пассивность родителей, но и чрезмерное желание воспитать гения. Развивающие игры не по возрасту только перегружают незрелый мозг и вызывают раздражение у малыша, так как ему еще тяжело запомнить или выполнить ту или иную задачу. Всему свое время. Всему свой возраст!

О чем важно помнить родителям!

Ввиду некоторых особенностей организма младенца, негативные последствия тяжелых родов, непростой адаптации в периоде новорожденности (и ряда других причин), могут проявиться именно к 6-7 месяцам жизни ребенка. Поэтому, нередко назначается консультация детского невропатолога именно в этот возрастной период. Игнорировать ее категорически нежелательно.

Мало кто из родителей знает о том, что неврологические расстройства проявляются не только сразу, после влияния негативного фактора на организм ребенка, но и спустя несколько месяцев. Именно сейчас можно более объективно оценить наличие/отсутствие каких-либо отклонений от нормы и провести адекватную коррекцию этих самых нарушений.

Субъективная родительская оценка развития малыша может привести к неблагоприятным эффектам. Проигнорированное своевременное вмешательство специалиста может обернуться целым рядом проблем со здоровьем и развитием малыша в будущем.

Трудно поверить, но несколько недель приема назначенного лекарства или курс массажа могут оказать существенное благотворное влияние на состояние ребенка в ближайшем и отдаленном будущем. Если те же процедуры будут совершаться, к примеру, в возрасте 2-3 лет, эффект от них будет не столь выраженным, а возможно, эффекта и вовсе не будет (будут использоваться более агрессивные подходы). Именно поэтому, участковый врач наблюдает за малышом каждый месяц (это не его инициатива или прихоть).

Как известно, не всегда можно профилактировать то или иное заболевание, но своевременно начать лечить можно в подавляющем большинстве случаев (особенно, что касается детей).

Каждый родитель должен помнить о том, что ребенок пока не может самостоятельно принимать решения, и напрямую зависит от сознательности и ответственности своих мамы и папы.

Материал подготовила,

Скавинская В.