Пренатальная дородовая педагогика. Пренатальная педагогика или воспитание до рождения. Развитие мышления во время беременности

Т.А.Сваталова, к.п.н., доцент КРДО ГБОУ ДПО ЧИППКРО Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче оно кажется, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. К.Д. Ушинский План Перинатальная педагогика как наука Значение и особенности внутриутробного периода развития ребёнка Воздействие среды на развитие и воспитание будущего ребенка Народная педагогика о жизни до рождения Перинатальная педагогика как наука Перинатальная педагогика - молодая отрасль педагогики, изучающая управление различными факторами, влияющими на внутриутробное развитие плода. Задача перинатальной педагогики: сформулировать основные правила поведения беременной женщины для развития здорового ребенка, опираясь на знание закономерностей внутриутробного развития плода. Значение и особенности внутриутробного периода развития ребёнка Внутриутробное воспитание малыша Развитие ребенка до рождения Помесячное развитие плода Внутриутробное воспитание малыша Роль звуков и музыки в пренатальном воспитании Качество эмоциональной связи, существующей между матерью и ребенком Сознательное, положительное отношение к плоду во время беременности Физический уровень. Сознательное отношение к питанию. Эмоциональный уровень. Эмоции и окружающее человека пространство характеризуются очень тесной взаимосвязью. Ментальный уровень. Осознанное влияние на силы подсознания следует строго контролировать. Развитие ребенка до рождения Восприимчивость плода Движения плода Вкусовые ощущения плода Слуховые ощущения плода Зрительные ощущения плода Познавательная деятельность плода Личность плода Помесячное развитие плода К 4-м неделям у ребенка закладываются практически все жизненноважные органы - нервные ганглии (прообраз мозга), легкое, желудок, печень, поджелудочная железа, эндокринные железы. К этому времени у него формируются первичная почка - мезонефрос, зачатки рук и ног, а также 4 пары жаберных дуг: На 5-й неделе беременности у зародыша формируются мочевой пузырь, прямая кишка, половые валики, продолжают развиваться бронхи и легкие, а также закладывается окончательная почка - метанефрос. На 6-8-й неделе у ребенка формируется лицо, у него уже можно разглядеть появляющиеся глаза и уши, а также пальчики рук и ног. В это время происходит интенсивный рост головы, которая может составлять половину от всей длины туловища. Размер ребенка на 8-й неделе около 3-х см: Плодный период внутриутробного развития Этот период продолжается с 9-й недели беременности до момента рождения. В это время происходит дальнейшее развитие и созревание всех органов и систем ребенка. Ребенок увеличивается в размере, набирает массу. В возрасте 3 месяцев длина ребенка уже составляет около 9 сантиметров, он уже начинает двигаться, хотя мать этих движений еще не замечает. В 4 месяца его длина уже около 16 сантиметров, он уже умеет открывать и закрывать рот, если дотронуться до его губ: С 16-20-й недели мама уже начинает чувствовать шевеления своего ребенка. В 24-25 недель беременности длина плода уже составляет 30 сантиметров, а масса - около 700 грамм: В 28 недель все органы ребенка уже сформированы, однако не совсем зрелые. Длина его при этом составляет около 35 сантиметров, а масса - около 1000 грамм. В этот период у ребенка уже появляется шанс выжить в случае преждевременных родов: В возрасте 32-х недель масса ребенка уже около 1600 грамм, а длина его в этот период уже около 40 сантиметров. И, наконец, в 40 недель беременности ребенок уже вполне созрел и готов к самостоятельной жизни. Начинаются роды… Воздействие среды на развитие и воспитание будущего ребенка Отрицательные воздействия во время беременности и их последствия для плода Внутренние тератогенные факторы Внешние тератогенные факторы Критические периоды внутриутробной жизни плода Дородовая диагностика пороков развития плода Народная педагогика о жизни до рождения Психология беременности Симбиоз «мать-дитя» Биохимическая связь Гормональная и эмоциональная связь Нервно-психическая связь Психологические особенности беременной Антенатальная психология Развитие органов чувств и формирование сенсорного опыта плода Научное подтверждение мудрости народных традиций как истоков перинатального воспитания Звуки музыки в жизни плода Значение психологического комфорта матери для здоровья плода Забота о здоровье плода, отраженная в народной традиции Психология рождения Развитие нервной системы и головного мозга Психический опыт новорожденного Генетическая программа развития и обучение Основы формирования здоровой психики ребенка Подготовка родителей к воспитанию ребенка в семье. Условия для формирования здоровой психики ребенка Роль матери в успешном развитии психики ребенка

Толокнеева Елена Ивановна

Ставропольский государственный университет, г. Ставрополь

Последние десятилетия XX века и начало XI века отмечены возросшим интересом к проблемам перинатологии (наука, изучающая перинатальный период: peri (греч.) – вокруг, около; natus (лат.) – рождение; logos (лат.) – учение). В настоящее время все чаще говорят о пренатальной психологии, пренатальной педагогике и пренатальном воспитании (воспитании ребенка до рождения). Многие ученые, педагоги и психологи (В.В. Абрамченко, И.В.Добряков, Н.П. Коваленко, Е.В. Могилевская, Р.В. Овчарова, Н.Д. Подобед и др.) подтвердили важность пренатального развития ребенка как основы для его будущего воспитания, обучения и полноценного, творческого включения в человеческую культуру.

Более ста лет назад ученые обратили внимание, что в мозгу новорожденных детей имеется значительное число атрофированных нейронов и возникло предположение, что они атрофируются в период внутриутробного развития ребенка в связи с их невостребованностью . К этому времени уже существовало достаточно достоверной информации о том, что от числа нервных клеток головного мозга в значительной степени зависит интеллект будущего ребенка. В связи с этим в конце семидесятых, начале восьмидесятых годов XX века сначала в Европе, а потом в Америке появились идеи о воспитании и развитии ребенка еще в дородовый период, появились новые специальные отрасли психологии и педагогики – пренатальная психология (peri-вокруг, около; natalis-относящийся к рождению), которая изучает, как события, происходящие во время беременности, родов, послеродовом периоде влияют на формирование психики взрослого человека и пренатальная педагогика , то есть педагогика дородового развития и воспитания ребенка.

Пренатальная педагогика представляет собой комплексное воздействие (через музыку, эстетические впечатления, положительные эмоции) на беременную, плод, семейную систему в целом, с целью оптимизации внутриутробного развития ребенка .

В XX веке был проведен ряд исследований, доказавших реальность развития и воспитания пренейтов (еще не родившиеся, формирующиеся дети). Это возможно как при непосредственном воздействии на их тактильный и слуховой анализаторы, так и опосредованно через организм матери. При систематическом и целенаправленном раздражении анализаторов происходит активизация нейронов, стимулируется процесс образования межнейронных связей (Бертин А.М., Верни Т., Комова М.Е., Чичерина Н.А. и др.). Т. Верни (Th. Verny) утверждает, что «плод видит, слышит, ощущает вкус, приобретает опыт и даже обучается in utero» .

В презентации Международной организации ассоциаций перинатального образования (ОМАЕР) говорится, что широкое внедрение пренатального образования может иметь целый ряд благотворных последствий. Для ребенка оно является фундаментальной профилактикой генетически не обусловленных соматических и психических расстройств, способствует формированию здорового , уравновешенного, творческого и открытого человека. Пренатальное образование облегчает последующее обучение ребенка, а затем подростка благодаря рано сформированным связям его с родителями.

Выделение в перинатологии области перинатальной педагогики было обусловлено, с одной стороны, развитием науки и получением многочисленных фактов, свидетельствующих о том, что у плода рано развиваются психические функции, о возможности установить с ним обратную связь. С другой стороны, возникло понимание, что профилактика осложнений течения различных этапов репродуктивного процесса во многом может быть основана на предоставлении женщине и мужчине тщательно отобранной информации об этом, снижающей тревогу перед неизвестным, на усвоении ими целого ряда навыков, на выработке поведенческих стереотипов.

Процесс обучения и воспитания в основном происходит за счет:


  • предоставления информации, ознакомления с ней и усвоения ее;

  • общения с окружающими и подражания им;

  • приобретения собственного опыта .
Пренатальное образование способствует личностному росту родителей , укрепляет их взаимоотношения, обеспечивает нормально протекающую, прожитую в полноценном общении с пренейтом беременности и легкое родоразрешение. В связи с этим несомненен тот факт, что обучение потенциальных родителей (до зачатия и в период беременности) имеет огромную важность и возможно путем получения новой информации, приобретения новых навыков, опыта.

Однако в тот же момент, широкое распространение обучения родителей, будучи, безусловно, положительным явлением, имеет и свою оборотную сторону. Если обучение проводится недостаточно компетентными специалистами, возможно появление большого количества негативных последствий, вплоть до формирования у родителей нездоровых амбиций, выражающихся в стремлении к несвоевременно раннему развитию детей. Завышенные притязания и требования к пренейтам и к детям раннего возраста, неправильные воспитательные установки приводят к перенапряжению, к развитию у детей нервно-психических нарушений и т.д. В связи с этим становится особенно актуальной проблема организации качественных методических разработок для родителей, подготовки квалифицированных преподавателей, налаживания системы лицензирования предлагаемых ими программ .

В настоящее время в нашей стране важность и эффективность перинатальной педагогики признана и является обязательным разделом деятельности медицинских работников лечебно-профилактических учреждений охраны материнства и детства, где создаются «Школы материнства», «Школы молодой матери» и пр. . Однако в образовательных учреждениях пренатальная педагогика не нашла достаточного распространения. Хотя молодежь также должна являться категорией, получающей пренатальное образование, в том числе и с целью профилактики абортов, число которых, не смотря на обилие существующих сегодня методов предупреждения нежелательной беременности, в нашей стране продолжает оставаться на высоком уровне (особенно в молодежной среде). Зачастую именно из-за незнания особенностей внутриутробного развития ребенка, современных исследований и открытий в этой области , решение вопроса о сохранении беременности склоняется в сторону ее искусственного прерывания. Поэтому пренатальное образование в целом и пренатальная педагогика в частности может явиться эффективным средством профилактики этого явления.

Таким образом, пренатальная педагогика осуществляет профилактику искусственного прерывания беременности, развивает чувство родительства посредством формирования духовной связи между родителями и нерожденным ребенком, способствует нормальному течению беременности и рождению здоровых, желанных детей, укрепляет семьи, делая их более гармоничными и стабильными, и, следовательно, имеет большое значение для развития общества в целом.

Библиографический список


  1. Белогай К.Н. Введение в перинатальную психологию : Учебное пособие. – Томск: ТПГУ, 2008.

  2. Верни Т. Рождение и насилие // Феномен насилия (от домашнего до глобального): взгляд с позиции пренатальной и перинатальной психологии и медицины / Под ред. проф. Г.И. Брехмана и проф. П.Г. Федор-Фрайберга. – СПб., 2005.

  3. Добряков И.В. Перинатальная психология. – СПб.: Питер, 2010.

  4. Подобед Н.Д. Внутриутробное воспитание плода // Перинатальная психология и акушерство: Учебное пособие / Под ред. проф. Н.А. Жаркина. – Волгоград: Волгоградская медицинская академия, 2001.

  5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «О совершенствовании акушерско-гинекологической помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях» от 10 февраля 2003 г. – № 50.

Наверняка вы слышали привлекательные лозунги, призывающие молодых мам заниматься развитием ребенка с рождения: «Плавать раньше, чем ходить!», «Читать раньше, чем ходить!» (кажется, ходить ребенок начнет лет в 10, не раньше… ) Однако сегодня считается, что и этого мало! Ребенка нужно воспитывать с момента зачатия, считают адепты пренатальной педагогики. Как и зачем?

Что чувствует ребенок до рождения

Наверное, самый впечатляющий пример «дородового воспитания» приведен в книге «Тайная жизнь вашего неродившегося ребенка» Томас Верни. В ней Борис Бродт, дирижер из Канады, утверждал, что виолончельные партии в некоторых произведениях казались ему хорошо знакомыми, хотя он разучивал их с оркестром впервые. Он выяснил, что именно эту музыку разучивала его мать-виолончелистка во время беременности.

Достоверность этой информации подтвердить трудно, и вовсе невозможно решить, все ли дети музыкантш запоминают музыку внутриутробно, или Борис исключение. Однако есть и статистические исследования, подтверждающие, что новорожденные помнят фрагменты жизни до рождения.

Наиболее убедительное исследование было проведено в университете Северной Каролины в США психологами Энтони Декаспером и Мелани Спенс (результаты опубликованы в журнале «Infant behavior and development» (№9, 1986)). Они просили 33 беременных женщин проигрывать на магнитофоне определенную записанную ими сказку два раза в день в течение последних шести недель беременности. Сказки подбирали таким образом, чтобы число повторяющихся слов было примерно одинаковым. После родов ученые продолжили эксперимент с младенцами, родившимися с близкой массой тела и одинаковыми баллами шкалы АПГАР.

Через несколько дней после рождения младенцам надели наушники дали послушать две разные сказки в аналогичной редакции (то есть, ни голос, ни скорость чтения, ни строение фраз существенно не отличались). Реакцию детей проверяли специальными сосками, которые замеряли интенсивность сосательных движений. Десять из двенадцати новорожденных изменили скорость сосания, слушая известную им сказку.

Эксперимент был проведен в различных вариациях (к примеру, малыши слушали запись сказок в исполнении чужих мам), но результат оставался статистически достоверным - дети узнавали сочетания слов, а не просто голос, который слышали до рождения.

Методики пренатального воспитания

Результаты экспериментов воодушевляют: значит, можно во время беременности обучить ребенка музыке и литературе? Не стоит возлагать на таланты новорожденных чрезмерных надежд, однако даже в России разработали несколько методик пренатального воспитания, которые будущие мамы могут взять на вооружение.

Система МИРР (Методика Интеллектуального Развития Ребенка) Павла Викторович Тюленина

Система активно продвигалась автором в начале 90-х годов прошлого века, однако приобрести ее можно до сих пор. Сразу предупреждаем: автор МИРРа - человек своеобразный, и, вполне возможно, его методы воспитания вызовут некоторые ассоциации с сектантством; уж слишком настойчивы упоминания о «зарубежных врагах» строящих козни против юного поколения россиян, слишком агрессивны нападки на «конкурентов» - методики Домана и Монтессори. Себя Павел Тюленев позиционирует как новатора, разработавшего систему воспитания «человека новой эры» и обещает, что дети полностью воспитанные по его методике к 18 годам будут иметь 4-5 высших образований, как технических, так и гуманитарных. Вот что пишет в своих рекомендациях сам

В период беременности вы связаны биохимически, через плаценту, поэтому мы этот период делим на два миркласса и называем - сначала «Химунок», а затем, с 4-го месяца добавляется «Слышунок»…

Будущей маме надо озвучивать по 10 первых, основных слов по нескольким, от 1 до 10 программам МИРР. Кроме того, рекомендуется давать возможность будущему ребенку прослушивать различные наборы и коллекции звуков по определенной системе...

Если вы с радостью и удовольствие проговариваете наборы из десяти слов по каждому «школьному предмету», то примерно тоже самое будет слышать и чувствовать и ваш будущий ребенок. В системе МИР установлено, что ребенок в этом состоянии может запоминать большие куски текста. …

Я не рекомендую слишком серьезно прислушиваться к дилетантским рекомендациям, включая книгу Масару Ибука, Лазарева и других. В книгах по системе МИРР вы узнаете об отрицательном опыте, который был получен родителями при попытках использовать рекомендации Масару Ибука («После трех - уже поздно!»), Лазарева (СОНАТАЛ) и других.

Система «Сонатал» Михаила Львовича Лазарева

В отличие от предыдущего автора, развивающего свою методику в рамках альтернативной педагогики, Михаил Лазарев - педиатр, доктор наук, работающий в системе минздрава РФ. Его предшкольный курс «Здравик» можно и сейчас приобрести в книжных магазинах. А вот выпущенная 10 лет назад книга «Мамалыш, или рождение до рождения» стала уже библиографической редкостью.

Не только врач, но и выпускник музучилища, Михаил Лазарев стал авторов более чем тысячи песенок в изобретенном им самим жанре «Для мамы и малыша». По заверению издателей, материал книги позволяет любой маме, не имеющей музыкального образования, в домашних условиях с первых дней беременности проводить развивающие занятия с пренатальным ребенком - мамалышом с помощью СД-дисков, на которых записано 367 песен и пять детских опер. Музыка записана и голосом и без (фонограммы).

На 20 тысяч детей, рожденных в Набережных Челнах, почти нет детей с бронхиальной астмой и тугоухостью. Большинство мам этих детей кормили их грудью не менее чем до 1 года. Дети опережают сверстников по всем психофизиологическим показателям.

Пренатальное воспитание по наитию

Если вы не очень-то доверяете специалистам, которые уверены, что знают, как правильно воспитывать вашего нерожденного ребенка, можете совершать несколько простых действий, которые пойдут на пользу ребенку и будут приятны вам.

Говорите

Как уже доказано учеными, ребенок не просто слышит маму и папу, и даже не просто узнает их голоса, но способен запомнить сочетания слов. Чаще : какой ваш малыш милый, умный, славный, как вы любите и ждете его. Конечно, понять смысл ваших слов он сможет гораздо позже, но на всю жизнь эти фразы станут самыми узнаваемыми и запомнившимися.

Пойте

Малыши отлично слышат и запоминают мелодии - постарайтесь обеспечить будущему ребенку , даже если сами придерживаетесь других музыкальных предпочтений. Небольшой лайфхак: если вы будете петь во время беременности, то потом этими песенками сможете быстро успокоить новорожденного.

Поглаживайте

Прикосновения - это то, что ваш малыш чувствует так же, как и звуки. Мягкие, нежные прикосновения приятны ребенку, хотя он не может адекватно на них ответить. Варьируйте типы прикосновений: поглаживайте животик, постукивайте пальцами или перебирайте ими, словно играете гамму на пианино, похлопывайте.

Питайтесь правильно

Один из популярных на западе приемов пренатального воспитания - . Предполагается, что ребенок, ощутивший снижение уровня питательных веществ, будет вынужден энергичными движениями напомнить маме, что «пора идти на охоту» и, таким образом, укрепится связь мать-ребенок. Мы, разумеется, не советуем экспериментировать с диетой без консультации вашего лечащего врача, однако разгрузочные дни - действительно обычная практика в акушерстве. Воспринимайте их не просто как диету, но еще и как воспитательный момент!

Вообще же вкус может немного меняться в зависимости от диеты мамы. Даже если вы едите только продукты, одобренные вашим гинекологом, вы можете заметить, что в одни дни ребенок ведет себя спокойнее, чем в другие. Попробуйте проследить закономерность между особо резкими и неприятными движениями малыша и съеденным накануне. Быть может, вам удастся «договориться» до меню, которое будет полезно и приятно вам обоим?

Желаем всем легкой и приятной беременности и здоровых деток!

Подготовила Екатерина Ершова

Замечали ли вы, что у беременной женщины особое выражение лица, взгляд, движения, мысли. Она как будто знает великую тайну и самый важный жизненный секрет. Это не зависит от социального положения и места жительства, всех женщин – будущих мам объединяет одно – великое таинство рождения новой жизни. Они становятся другими, теперь каждая мысль и поступок посвящены ему – ребенку в своей утробе.

Беременная женщина испокон веков вызывала почтение и поклонение. Самые гениальные творения скульпторов и художников – женщина в ожидании ребенка или женщина с младенцем. Это великое таинство удивительно меняет женщину, с ней происходят чудесные метаморфозы. Ее больше привлекает искусство, живопись, природа, и все, к чему можно добавить эпитет – прекрасное. Ученых всегда интересовала эта удивительная взаимосвязь женщины и ребенка, которая впоследствии вылилась в раздел науки – «Внутриутробная педагогика».

Современная женщина в стремительном ритме жизни зачастую пренебрегает опытом предков, которые обожествляли женщину, носящую под дитя, и создавали ей особые условия на период . Достаточно часто современных мамочек интересуют совсем другие вопросы — об анализах на беременность и тому подобных мероприятиях, кремы от и как от них избавиться (растяжек), отказ от вредных привычек – стоит\не стоит и как отказаться, как использовать свободное время в декрете, с мужем «за и против», выбор роддома и многое другое. Часто за внешним теряется внутреннее, ведь сам факт беременности должен в итоге подарить миру умное, доброе, гармонично развитое дитя.

Внутриутробная педагогика – наука, суть которой заключается в гармоничном развитии маленького человека еще до его рождения и основывается на закономерностях развития ребенка во время беременности. Первый беременности, когда у малыша формируется головной мозг и вегетативная нервная система, оказывает огромное значение на его развитие и способности в будущем. На развитие такого важного органа малыша, как головной мозг, оказывают влияние не только гены, но и огромный поток информации, которую получает женщина во время беременности. Конечно, знать об анализах на беременность и тому подобное тоже необходимо, но это не настолько важно для развития малыша. Отказ от вредных привычек – стоит\не стоит и как отказаться – бесспорно, важно, но нельзя заменять одно другим. Все это должно быть гармонично и взаимосвязано, так как малыш получает информацию из внешней среды посредством органов чувств матери. Именно поэтому на этом этапе особенно важно, чтобы женщину окружала красота в виде природы или искусства, свежий воздух и позитив, а не смог города, гудки клаксонов, громкая музыка и прокуренный бар.

Пятый месяц внутриутробного развития малыша знаменуется первыми ощутимыми шевелениями. Именно эти толчки являются реакцией малыша на состояние, которое напрямую зависит от мамы. Если женщина расстроена, подавлена, возбуждена или обеспокоена, ее состояние передается малышу, который чувствует дискомфорт и возбужденно «топает» ножками. Именно в этот период у малыша появляются эмоции, и он удовлетворенно сосет пальчик, спокойно засыпая под ровный стук маминого сердца. Поэтому в ответ на чересчур эмоциональные споры по вопросу – роды с мужем «за и против», вы рискуете провести беспокойную ночь, убаюкивая встревоженного малыша.

Внутриутробная педагогика особенно эффективна именно в этот период, так как ваш малыш активно познает мир и внимательно прислушивается к звукам. Пойте, пойте свои любимые, мамины колыбельные, даже если у вас нет слуха. Не хотите петь, читайте стихи, сказки, легкую литературу. Различные F.A.Q. по беременности, всякие советы психологов и педагогов рекомендуют массу полезной для ребенка, на этом этапе развития, литературы. В интернете всегда можно найти информацию и скачать не только классическую и детскую музыку, но и шум дождя, пение птиц, всплеск волн. И у вас не будет вопросов, как использовать свободное время в декрете.

Для подрастающего малыша крайне необходимо общение. Самое важное, что у малыша с мамой удивительным образом выстраивается диалог. Он вас хорошо понимает, слышит, чувствует, он является частью вас, но уже индивидуальностью и личностью. У вас целых девять месяцев, чтобы рассказать ему об удивительном мире, которые его ждет и о тех заботливых и добрых людях, которые вас окружают. Ваш оптимистический настрой и позитивное отношение к окружающему миру передадутся и вашему ребенку. Оградите его от негатива, шума, и агрессивной окружающей среды. Творите, используйте свободное время в декрете с пользой, возможно, вы откроете в себе новые таланты. Займитесь плаванием и йогой, или просто гуляйте. Общайтесь с малышом, и записывайте свои ощущения, разговаривайте и прислушивайтесь. Возможно, подросшему ребенку вы прочитаете ваши беседы.