Психологический выбор. Психологические аспекты выбора. Ассоциации и выбор

Психология выбора брачного партнера.

В жизни почти каждого человека есть очень важный выбор, который требует принятия весьма обдуманного решения - это выбор спутника жизни, ведь от того, с кем мы свяжем свою жизнь, во многом зависит наша дальнейшая судьба и не только наша судьба, но и судьба самого дорогого, что у нас уже есть или еще только будет - наших детей. Проблема выбора спутника жизни во все времена и у всех народов была весьма актуальной.
У каждого из нас в детстве был идеал мальчика или девочки, одна мысль о котором заставляла быстрее биться сердце. Каждая девочка желала в детстве быть принцессой, которую красивый и стройный принц спасает от чудовища. А кто из парней отказался бы попасть в царство, где любое его желание выполняется очаровательной принцессой, без всяких проблем и возражений.
Конечно, это мечты и фантазии.
Но именно в детстве формируется идеальный образ. Который со временем становится все более четким, потому что дополняется взрослыми впечатлениями, такой образ есть у каждого человека.
Идеальный образ - это мечта, которая может быть и не станет реальностью, но своим существованием она указывает нам путь, как Полярная Звезда указывает путь кораблям.
Идеальный образ нужен лишь для того, чтобы знать, чего вы на самом деле хотите.
Как же влияет идеализация на выбор будущего супруга?
Если вернуться к более прозаичным вещам, например к отношениям, то создание осознанного идеального образа вашего партнера и вашей семьи, будет для вас служить ориентиром, который подскажет, какого юношу или девушку стоит искать, где это можно сделать и какие отношения с ним вы будете создавать.
Психологические особенности выбора спутника жизни
Обратимся к фактам, которые были получены в ходе многолетних исследований психологами и социологами.
1. По оценкам социологов очень часто в брак вступают противоположности. Например: часто высокие, солидные мужчины отдают предпочтение миниатюрным женщинам. Этот феномен объясняется физиологией: "нестандартный" человек подсознательно пытается "уравновесить" внешний вид будущего поколения за счет своего партнера.
2. Сходство мужчины и женщины играет немаловажную роль при выборе будущего супруга. По данным исследований муж и жена похожи внешне в 20% случаев, а близки чертами характера - в 40%, что свидетельствует о том, что каждый из партнеров пытается найти свою вторую половинку и вместе с ним составить единое целое.
3. Пристрастия и привычки человека, наличие общих интересов тоже влияют на решение о создании семьи. Гурман может соединить свою судьбу с тем, кто хорошо готовит. Кроме того общие интересы дают возможность вместе проводить досуг, способствуя сплочению и сохранению семьи.
4. Немаловажно и интеллектуальное развитие партнеров. Т. к. при большой разнице в интеллектуальном развитии будет трудно сохранить интерес к себе и уважение со стороны своей второй половины.
5 . По мнению психологов, другая характерная особенность выбора спутника жизни состоит в том, что чаще всего при выборе второй половинки большинство из нас отдают предпочтение тому человеку, который кажется нам наиболее похожим на идеальный образ детства, складывающийся в возрасте примерно от 5 до 8 лет. Образ идеального мужчины для девушек часто схож с отцом, братом или дедушкой, т.е. с теми мужчинами, которых она чаще всего видит в детстве. Причем совсем не обязательно, чтобы эти люди в жизни являли собой идеал поведения. Ну а большинство мужчин пытаются увидеть в лице будущей супруги свою маму.
6. Психологическая совместимость партнеров. Существует огромное количество типологий, которые определяют совместимость отдельных психотипов. Гармоничное сочетание темпераментов и основных личностных особенностей обоих супругов это гарантия благополучного, счастливого брака.
На что же конкретно мы обращаем внимание при выборе будущего партнера.
Как же выглядит современная принцесса и какими качествами должен обладать идеальный принц? Мы попытались ответить на этот вопрос, и для этого провели исследование. В опросе приняли участие студенты в возрасте 17-19 лет. Нашим испытуемым мы задавали несколько вопросов, например:
1. Каким должен быть мой идеал?
2. Какими характеристиками должен обладать мой брачный партнер?
В ходе исследования выяснилось, что для парней идеальная девушка и будущая жена это совершенно различные образы. Так, например, принцесса, девушка мечты должна быть непременно красивой, длинноногой блондинкой с голубыми глазами и обязательно вызывающе одетая. Но как только принцесса становится женой требования к ней резко меняются! Теперь на первый план выходят социально-ролевые качества, этой самой блондинки. Она должна уметь готовить, ухаживать за детьми, обязательно быть домоседкой, и обладать умом. Внешность принцессы также претерпевает изменения: во первых она становится брюнеткой, вызывающая одежда меняется на скромный наряд. Также, как не странно, жена должна быть богатой и от чего-то русской, что тоже не мало важно.
Необходимо отметить, что чем старше становится мужчина тем большее значение он придает социально-ролевым качествам: внешность уходит на второй план, решающее значение приобретают такие качества как верность, доброта, хозяйственность.
Представления девушек о будущем супруге и принце отличаются от представлений парней.
Для девушки в принципе не важна внешность будущего избранника, да и к принцу не предъявляется особых требований. Даже социальные характеристики не играют большой роли, за исключением успешности и уверенности в себе. На первое место выходят психологические качества партнера. Он долен быть добрым, нежным, заботливым, любящим, понимающим, щедрым, в общем самым хорошим. Также девушка ищет не просто хорошего человека, родственную душу, но и обеспеченного и желательно богатого парня. На благосостояние обращается особое внимание. Муж должен быть работящим, зарабатывающим, и чтобы нес все в семью. Поговорка «С милым рай и в шалаше» здесь не проходит.
Парадокс заключается в том, что при выборе будущего мужа внимание на внешность обращается больше, чем при составлении портрета идеального парня.
Опять же с возрастом внешность перестает играть важную роль, уступая человеческим качествам.
Если Вы действительно разумны, Вы поймете, что идеального спутника жизни не существует, и было бы наивностью ожидать, что когда-нибудь он появится на вашем горизонте.
Некоторые люди настолько разборчивы и их претензии так высоки, что на всей Земле, пожалуй, не найдется мужчины или женщины, которые соответствовали бы их требованиям. Чтобы не тратить всю жизнь на упорные попытки переделать неподходящего супруга в подходящего, Вам нужно сразу выбрать того, кто вам нужен. На самом деле очень часто те качества, которые мы хотели бы видеть у нашего будущего партнера, совсем не требуются для того, чтобы построить счастливые семейные отношения.
Наш выбор будущего спутника весьма сложен и зависит от множества факторов, но объединяет их всех одно - самые счастливые и самые удачные браки во всех странах и во все времена заключались и будут заключаться только тогда, когда две половинки одного целого наконец-то обретут друг друга. И тогда ни предрассудки, ни какие-либо другие жизненные факторы не смогут повлиять на счастье и благополучие Вашей семьи. И ведь не зря говорят, что браки совершаются на небесах, а на земле людей венчает воля случая. Порой случается так, что люди, вопреки всем своим взглядам и принципам, делают выбор, совершенно несвойственный им. Но, как ни странно, именно этот выбор и оказывается верным.

Экология сознания. Психология: В психологию человек приходит, в первую очередь, для того, чтобы разобраться с собой. Принести благодать себе и нести ее людям. Сумев помочь себе, разобравшись в отношениях с собой, близкими и любимыми, знать как находить разрешения внутренних и внешних конфликтов и научившись повышать эффективность коммуникаций - психолог (логично предположить) сможет помочь в этом и другим.

Зачем люди идут в психологию?

Ответить на экзистенциальные вопросы о смысле жизни и научиться экологии общения. Раньше за этим шли в духовную семинарию - сейчас идут в психологию.

Мотивация выбора этой профессии?

В психологию человек приходит, в первую очередь, для того, чтобы разобраться с собой. Обрести свою благодать и отнести ее людям. Сумев помочь себе, разобравшись в отношениях с собой, близкими и любимыми, знать как находить разрешения внутренних и внешних конфликтов и научившись повышать эффективность коммуникаций - психолог (логично предположить) сможет помочь в этом и другим.

Но по ходу обучения предмету, большинство из них забывают, зачем пришли. Информация по диагностике психологических явлений и состояний захватывает и очаровывает. И вот уже новоиспеченный психолог вовсю ставит диагнозы другим, демонстрируя свою эрудицию - это у вас «гиперопека», а это «прокрастинация», а здесь «невротическая привязанность».

«Испорченный» терминологией специалист, получивший доступ к дополнительной «игре» может начать самоутверждаться на клиентах , произносить сложные термины без попытки объяснить их простым языком. С ходу ставить мудрёные диагнозы, вызывая у клиента преждевременное и пока еще не обоснованное уважение к себе как «специалисту» и рискует окончательно забыть про свою изначальную цель - помочь самому себе.

Преждевременная деятельность психолога начинает подпитывать его личность и он теряет необходимость разбираться со всем тем багажом внутренних проблем, с которыми он пришел в психологию. Так, новоиспеченный специалист, увлёкшись игрой «я - психолог» прежде, чем разберется сам с внутренними обидами / жаждой признания / собственной неуверенностью, вместо исцеления собственных травм души начинает опираться на институт психологии как на компенсацию собственной ущербности.

Поэтому так важно начинающему психологу помнить о той первичной цели, с которой он зашел в психологию и работать над собственным исцелением. Для этого в пространстве психологии существует территория «экспериментов на кошках», которая называется мудрёным словом «супервизия» - это обязательная терапия, которую должны студенты проходить друг у друга или у более компетентного коллеги, для того, чтобы обсудить друг с другом и с преподавателем - «что же мы делали, когда мы это делали?».

Именно так хороший психолог шлифует своё мастерство. После своего обучения психологу полезно продолжать общение со своим психологом, учителем, супервизором - это не даст ему впасть в заблуждение о собственной непогрешимой компетентности.

Таким образом, он будет освежать в памяти роль «клиент психолога», что даёт навык уметь видеть «косяки» своих коллег, задавать правильные вопросы, делать выводы, совершать открытия и… чувствовать границы ответственности каждой из сторон терапии.

Границы ответственности - очень важная тема. Важность её в том, что психологу необходимо научиться разделять, где заканчивается его ответственность и начинается ответственность клиента. В этом ему поможет только собственное участие в процессе терапии в роли клиента.

Иначе происходит злоупотребление понятием «ответственность» и новоиспеченный психолог, естественно из лучших побуждений, начинает брать на себя лишнее - обещать волшебные результаты , подчеркивая этим свою значимость. Вместо того, чтобы способствовать процессу, в котором обратившийся становится более инициативным и самостоятельным хозяином своих решений и своей жизни.

Эта игра с лишней ответственностью приводит к тому, что обижены остаются оба:

    клиент, потому что ему обещали, что чудо произойдет легко и безусильно, а оно не произошло;

    психолог, «недолеченный» в своё время, тоже остаётся недоволен тем, что его искрений порыв неоценен клиентом;

Клиент, по мнению «великодушного психолога», как бы должен сам догадаться, что пора проявить ответное великодушие и порадовать психолога самостоятельным включением в работу и взятием ответственности за свою жизнь. Но этого почему-то не происходит.

Не происходит, так как в самом начале, еще на старте, некомпетентный психолог, занятый демонстрацией своей информированности, не способен стать «пустой чашкой», чтобы вместить в себя человека, пришедшего к нему и прочувствовать, что способно пробудить внутренний резерв клиента - включить его энтузиазм.

Если психолог прошел собственную терапию, то он имеет свою «я-историю»: историю исцеления/пробуждения/вырастания и он обладает, благодаря собственному опыту исцеления, не столько информацией об этом, сколько знанием как этого достичь . Знания, в отличие от информации, не занимают много места, сколько занимает его научная терминология и эрудиция.

Знания - это то, что существует в пустоте и приводит к обретению тишины. Когда мы решаем какую-то задачу, мы можем проследить весь этот процесс. От суеты поиска, через экспериментирование с идеями и информацией, к обретению знания в момент получения результата и последующей тишины в удовлетворении.

Весь тот шум, который существует внутри личности, порождается её обеспокоенностью отсутствия желаемого или мыслями из тоски по неосуществимости своих чаяний. Шум и суета о том, что есть на "сейчас" это не то, что должно быть - занимает столько места в человеке, что у него не остаётся «свободных гигабайт» для радости. Радости, что он у себя есть, радости от самой жизни. Озабоченный проблемой человек не вмещает в себя жизнь. Он полон размышлениями о жизни, он в ней не находится - это парадокс обеспокоенных людей.

Беспокойство изматывает и обесточивает человека, а истощенный внутренним шумом, он не способен на эффективные действия.

Психолог, сумевший помочь себе, имеет внутри себя ту пустоту, которая готова принять человека пришедшего к нему за помощью. Размещаясь в тишине этой пустоты, в поле психолога, с клиентом происходят осознания о себе и своей жизни. В этой тишине у человека затихает суетливый шум/мозговой штурм - освобождается внимание для восприятия. Восприятие становится такого качества, что человек в процессе рассказа о себе делает открытия и начинает становится понятен самому себе.

Поэтому, если Вам не стало лучше после посещения психолога, доктора или массажиста - это не ваш специалист.

Или если вы не исцелились с первого раза, но с первой встречи вам стало лучше, яснее, вдохновенней или спокойней - это ваш психолог / ваш доктор.

И никакие уговоры «специалиста» о том, что вы должны «ходить долго и только тогда… однажды… что вы хотите решить проблему за раз, если вы создавали её годами» - не должны вас переубедить не доверять собственному послевкусию от первой встречи.

Нет формул приводящих к счастью, потому что человек идет не к нему. Оно, счастье, существует как лакмусовая бумажка качества жизни. Как явление суммарной сбалансированности жизни человека, но к нему не идут.

Ребенок от рождения имеет способность к счастью. И если он здоров, то будучи сытым, он прибывает в нём - безусильно счастливый и любопытный к жизни. И только влияние значимых взрослых, корректирующих поведение ребёнка, лишает его постоянной и безоглядной способности прибывать в счастливом расположении духа.

Это Вам будет интересно:

Вывод:

Люди по разному теряют способность к счастью, отрекаются от своих желаний в угоду значимым и любимым. Уникален путь каждого, кто решает восстановить собственные опоры - собственную способность к счастью, целостности и эффективности в отношениях и целедостижениях

Психолог - он только проводник, разворачивающий для клиента ландшафт охоты на его собственные самоограничивающие программы.

Когда человек начинает видеть, как он сам создал ограничения на своем пути к свободе и счастью –появляется понимание и энтузиазм к освобождению своей дороги -пути врождённого могущества и благодати. опубликовано

профильный подростковый юношеский психологический

Классификация выборов

Проблема выбора в психологии особенно актуально встает в настоящее время не только для подрастающего поколения, но и для каждого члена общества в отдельности. Огромный поток информации ставит человека перед многочисленными альтернативами, в которых можно определиться, имея четко сформулированную ценностную систему, понимание возможных последствий осуществляемого выбора.

Существует несколько концепций выбора. Д.А. Леонтьев и Н.В. Пилипко приводят следующую классификацию видов выбора, а также соотносят виды выбора с существующими теоретическими моделями выбора.

1. Простой выбор. Включаем в себя сравнение ряда альтернатив по критерию субъекта. Критерий в этой ситуации не всегда четко сформулирован, иногда он просто интуитивно ясен. Смысл выбора состоит в определении оптимального пути осуществления деятельности. Задача субъекта - определение того, какая из альтернатив лучше всего соответствует критерию, чтобы предпочесть ее остальным.

2. Смысловой выбор. Когда критерием для сравнения альтернатив не даны изначально, и человеку необходимо их конструировать (например, выбор супруга, профессии и т.д.). Субъекту необходимо найти общие основания для сопоставления качественно разных альтернатив и сформулировать критерии их оценки. Перед субъектом в этом случае стоит задача на смысл, то есть задача определить для себя смысл каждой из альтернатив.

3. Личностный (экзистенциальный) выбор. Это жизненно важный выбор в критических жизненных ситуациях, когда субъекту не даны ни критерии для сравнения альтернатив, ни сами альтернативы. Здесь встает необходимость конструирования альтернатив и на основании предположения о том, что будет при выборе одной из альтернатив в будущем, делать свой выбор.

Наиболее распространенный подход, описывающий процессы простого выбора, разработан в различных вариантах теории принятия решений . В таком подходе выбор рассматривается как «один из звеньев принятия решения, как запрограммированный технический акт» .

Вторую разновидность выбора очень подробно и психологически развернуто рассматривает Ф.Е. Василюк в теории жизненных миров . Ученый описывает «чистую культуру выбора», то есть дает «математическое описание» выбора, которого эмпирически не существует, выделяет операциональную структуру выбора, то есть те действия, выполнение которых необходимо для реализации «подлинного выбора» . «Подлинный выбор - это рабочее понятие, фиксирующее воплощение «математического идеала в реальности» .

По Ф.Е. Василюку, выбор - это действие субъекта, которым он отдает предпочтение одной альтернативе перед другой (другими) на определенном основании . Рассматривая выбор в теории жизненных миров (внутренний мир - простой, сложный; внешний мир - легкий, трудный), автор концепции выделяет некоторые черты искомого понятия выбора:

Выбор возможен лишь во внутренне сложном мире;

Альтернативы, между которыми совершается выбор, - не операции, не способы действия, ведущие к одной цели, а разные жизненные отношения «отдельные деятельности» (в терминологии А.Н. Леонтьева);

Выбор является активным действием субъекта, а не пассивной реакцией;

Основанием выбора не может являться сила побуждения как таковая, там, где дело решается силой, нет смысла говорить о выборе.

Говоря о качестве (будем понимать как степень осознанности), «выбор будет тем хуже, чем менее ясно сквозь пестроту поверхностных связей субъект смог рассмотреть различие противостоящих смыслов, и чем больше сам выбор основывается на ситуативных удобствах или ограничениях… Наоборот, выбор будет тем лучше, чем яснее поняты альтернативные смыслы жизненных отношений, и чем более глубокие основания лежат в основе предпочтения одного жизненного отношения другому» .

В наиболее чистом виде выбор можно наблюдать в условиях внутренне сложного и внешне легкого, ценностного мира. Выбор осуществляется между «существенными для жизни альтернативами на действительно существенных основаниях с полной сознательностью, произвольностью, с бескомпромиссной определенностью и окончательностью» .

Чистая культура выбора обнажает присущий выбору трагизм, так как предпочтение одной из альтернатив, означает отвержение другой значимой альтернативы, причем добровольно. В легком и сложном мире инстанцией, которая служит основой выбора, не являясь при этом мотивом, но обладает смыслообразующими потенциями является ценность.

По Ф.Е. Василюку, в чистом виде выбор имеет место быть при наличии следующих условий:

1. Альтернативы (отдельные жизненные отношения) между которыми совершается выбор.

2. Жизненные отношения должны быть представлены в виде своего центрального мотивационно-смыслового ядра.

3. Единственным основанием чистого выбора является ценность.

4. Выбор - является актом сознательным, произвольным, ответственным, ценностным и свободным. Выбор - акт личностный, по сути парадоксален, так как внутренне сложный мир включает в себя уникальные в смысловом отношении мотивы, совершенно не сводимые друг к другу. Для того чтобы совершить выбор, субъект должен сравнить несравнимое).

Операциональная структура выбора по Ф.Е. Василюку.

1. Отвлечение от трудности мира. Это умение из поля действия сиюминутных, временных, быстро преходящих обстоятельств, связанных с труднодоступностью одной и легкодоступностью другой альтернативы.

2. Удержание сложности мира, которое включает следующие действия.

· Разотождествление - субъект должен разоотождествиться с определенным жизненным отношением (альтернативой), превратив его в предмет своих действий. Мы понимаем это как разрыв эмоциональной связи с определенными альтернативами.

· Совместная презентация - организация одновременной представленности сознанию двух или более отношений (альтернатив).

· Выявление - действие, направленное на осознание факта пересечения (противоречия) жизненных отношений (альтернатив).

· Структурирование - обнаружение или установление разного рода связей между жизненными отношениями (альтернативами): логических («Если…., то…»), временных («сначала…, а потом…»), иерархических («… дороже, чем…») и т.д.

· Актуализация глубинных ценностей, которая состоит из двух глубинных актов - «приглашение» («призыва») ценности и («прислушивание») к ней.

4. Оценка альтернатив. Для этого нужно понять, в какой форме встречаются ценность и оцениваемая деятельность (жизненное отношение). Другими словами, каким образом альтернатива (как реализуемая в конкретных действиях ценность) воплотится в реальной жизни, в образе будущего, так как «каждая выбираемая альтернатива - не просто какая-то частность, пусть и важная, … выбирая альтернативу, человек выбирает судьбу» .

«В ситуации оценки деятельности личность «рождается» дважды - один раз как ответ на вопрос: «Кто я, следующий такому образу жизни?», а второй раз как ответ на вопрос: «Кто я - исповедующий эту ценность?». Это двойное рождение личности и создает ту форму и то поле, на котором могут встретиться ценность и деятельность, может произойти подлинная экзистенциальная оценка деятельности» . На уровне сознания, в процессе оценки альтернатив происходит сложная внутренняя дискуссия, в ходе которой, каждая из конкурирующих альтернатив многократно и в разных вариантах и сочетаниях появляется на сцене «преобразования деятельности» в тот или иной образ жизни, который обуславливает реализацию конкретной ценности.

5. Решение - специальное внутреннее действие, которое скажет «Да» одной из конкурирующих сторон, и «нет» другой; акт мужества и риска принятия на себя ответственности.

6. Жертва - отказ от многих возможностей, привычек, намерений; в пределе - от какой-то жизни, которая была возможна до выбора.

Третья разновидность выбора - личностный или экзистенциальный выбор - нашла развернутую концептуализацию в теории целенаправленного поведения Н.Ф.Наумовой . Здесь раскрывается понятие «свободный выбор» как наиболее рациональная индивидуальная стратегия в ситуации неопределенности. «Предполагается, что необходимой предпосылкой этой стратегии является обеспеченность индивида экзистенциальными элементами (потребностями, ценностями, ресурсами) для построения альтернатив выбора и готовности к наибольшему числу вариантов событий» .

Исходя из этих положений, можно заключить, что выбор, как правило не одномоментный акт, а развернутый во времени процесс, имеющий сложную структуру.

Почти 6 миллионов россиян обращались за профессиональной психологической помощью в 2014 году. Цифра кажется внушительной, но это всего 4% населения. Данные собиралХодят ли россияне к психотерапевтам? ФОМ, и пока они остаются самыми свежими.

78% опрошенных тогда указали, что вообще ни к кому не обращаются за советами в личных делах. Тем не менее подавляющее большинство тех, кто пользовался помощью психотерапевта, результатом оставались довольны (три из четырёх человек). Поэтому есть основания полагать, что за последние несколько лет картина могла значительно измениться.

Кроме того, стали появляться сервисы онлайн-психотерапии. В блогах, на телевидении, в научно-популярных книгах всё чаще говорят о том, как важно поддерживать психическое здоровье и не держать проблемы в себе. Разберёмся, какие задачи решает психотерапия, сколько это стоит и как распознать плохого специалиста.

Обозначьте свои цели

К специалисту стоит сходить, если долгое время вы испытываете эмоции, которые доставляют вам дискомфорт. Например, злитесь на кого-то и не можете перестать об этом думать. Завидуете, ревнуете, скучаете, расстраиваетесь… И это занимает вас слишком сильно. Отвлекает от других дел, которые приносили бы радость, а не сеяли тоску или гнев.

Вы часами смотрите на странички бывших или листаете ленту Instagram. Перебираете с алкоголем на вечеринках по пятницам. Психотерапия в таком случае будет означать, что вам уже надоело тратить на это время. И вы готовы идти вперёд.

Когда вы окажетесь на приёме, вас обязательно встретит тишина. Психологу или психотерапевту важно знать, с чего начнёте вы сами, с какой пришли. Чтобы эффективно потратить оплаченное время, заранее для себя обозначьте, что именно вас тревожит. Можно сделать это по пунктам в порядке приоритета.

Избегайте тех, кто даёт обещания

Психолог, психотерапевт и психиатр - это три типа специалистов, к которым мы обращаемся за помощью. Их услуги оплачиваются по-разному, а навыки подкреплены разным уровнем образования. Но у них есть кое-что общее: ни один из них не даст вам рецепта счастья. И не скажет, что так делать нормально, а так - нет. Их задача - изучить ваши эмоции и опыт, попытаться найти причины негативных переживаний и предложить траекторию изменений.

«Программируем на успех», «Выдаём замуж за 10 дней», «Сделаем вас счастливыми за месяц» - эти фразы должны быть для вас красными флажками. Лучше проходить мимо таких консультаций.

Если вы страдаете от неразделённой любви или недовольны вялотекущей карьерой, специалист научит, как перестать это делать. И начать чувствовать себя нормальным, и, возможно, даже счастливым. Без партнёра, без работы мечты, а самому по себе.

Выберите тип специалиста

Психолог-консультант

Выпускник психологического факультета. У него нет медицинского образования. И он не имеет права ставить диагнозы или выписывать . Работает с психически здоровыми людьми, которые попали в сложные эмоциональные ситуации, переживают кризисы и недовольство собой.

Психолог изучит ваш характер и поведение и поможет найти выход из конкретных конфликтов в дружбе, семье или коллективе. Такие специалисты помимо частной практики могут работать консультантами в школах и вузах, банках, клиниках, в армии и, например, на производствах.

Психотерапевт

Врач с последипломной подготовкой или специализацией в психиатрии. По сравнению с ним психолог-консультант смотрит более поверхностно и решает только конкретную проблему. Он работает с эмоцией или поведением, которое клиента в себе не устраивает. К психотерапевту же люди скорее приходят с некоторым страданием, которому на терапии они ищут истинную причину. Это требует более глубокой и долгой работы.

Если главный инструмент психолога-консультанта - навыки и техники, основной инструмент психотерапевта - он сам.

Это человек, готовый выслушать и не осуждать. Он применяет свои знания в психологии для поиска истинной основы тревог пациента.

Психиатр

Врач, который занимается лечением нарушений психики в случаях, где есть органические изменения. И где простым разговором делу не поможешь.

Например, депрессия чаще всего успешно лечится работой с психотерапевтом. Но иногда обнаруживается депрессия клиническая, при которой сбивается система поощрения и выработки дофамина. Тогда человек в принципе не способен испытывать радость. Именно психиатр это диагностирует и подбирает лекарства. Так и с другими нарушениями психики, при которых изменения проходят на органическом уровне и лечение требует медикаментов.

Ищите тех, кто регулярно проходит супервизию

Психотерапевты сами ходят к психотерапевтам. Как мы отметили выше, их рабочий инструмент - собственное и личность. Но периодически настройки сбиваются, и тогда нужна калибровка.

Наступает момент, когда психотерапевт или психолог идёт к своему супервизору. Этот процесс называется супервизией.

Делают это с двумя целями: получить дополнительное мнение по случаям из своей практики и получить консультацию по личным проблемам. Супервизия важна, потому что она позволяет специалисту «обнулиться» и не вешать неосознанно свои проблемы на клиентов.

Частота супервизий индивидуальна. Разные школы психотерапии рекомендуют проводить их от раза в месяц до раза в год. В России такая практика не закреплена нормами. Поэтому обязать психотерапевта проходить супервизию невозможно.

Обращайте внимание на членство специалиста в различных организациях. Некоторые из них требуют от своих представителей проходить супервизию. Проще всего открыто спросить у специалиста, которого вы выбрали, проходит ли он эту процедуру. По реакции вы сможете понять его отношение к своей работе. Избегайте тех, кто говорит, что супервизия им не нужна.

Не ведитесь на рекламу - изучайте варианты

Самым надёжным ориентиром остаётся сарафанное радио. Обратите внимание на специалистов, которых вам рекомендуют друзья и знакомые.

Кроме того, выбрав тип специалиста, определите, какой уровень образования вы хотели бы у него видеть. Изучите, какие психологические факультеты самые авторитетные в вашем регионе.

Просмотрите несколько страниц поисковика. Ищите тех, кто работает в удобном вам месте. Запишите цены их услуг и длину сеансов. Это позволит обозначить для себя рамки Чтобы не переживать уже на приёме, что вы переплачиваете.

Определите для себя частоту приёмов

Каким бы грамотным ни был специалист, он заинтересован в том, чтобы вы приходили к нему на постоянной основе. И делали это как можно чаще. Тем не менее регулярность сеансов действительно защищает клиента и делает терапию более эффективной.

Идеальное начало - это один-два сеанса в неделю.

Всё зависит от глубины проблемы, с которой вы пришли. И интенсивности страданий, которые она вам приносит. После первого месяца частота посещений может становиться реже.

Предугадать заранее, скольких приёмов хватит, - невозможно. Однако прислушиваясь к своим ощущениям, уже в процессе терапии вы сможете определить оптимальную для себя частоту и количество сеансов.

Помните, что вы всегда вправе остановить терапию. Если вы хотите оплатить сразу курс сеансов, убедитесь на пробном приёме в том, что специалист вам подходит. И вы с ним на одной волне.

В США, где услуги психотерапии - норма психологической гигиены, набирает вес дискуссия о злоупотреблении доверием врачами. Психотерапевты убеждают клиентов в том, что, бросив сеансы, они станут несчастными. На это обращаетIn Therapy Forever? Enough Already внимание The New York Times.

Согласно исследованию 2010 года, которое приводит газета, 42% людей, проходящим психотерапию, достаточно от 3 до 10 сеансов. Всего 1 из 9 человек требуется больше 20 сеансов для курса.

Для этих 11% терапия становится тупиковой. Исследование показывает: зачастую чем терапия дольше, тем меньше вероятность, что она будет эффективной. Но психотерапевты отказываются признавать своё поражение.

The New York Times

Психотерапией не стоит злоупотреблять. Она не должна длиться вечно. Воспринимать её стоит как эффективный инструмент, чтобы навести в собственной голове и пойти дальше. Уже более спокойным и счастливым человеком.

Выделите бюджет

Если вы чувствуете, что ваши тревоги выходят за рамки конкретной проблемы и скорее похожи на страдание, с которым вы хотели бы расстаться, потребуется серия сеансов. Распишите свои расходы на терапию на месяц вперёд. И сократите другие, чтобы поместить психотерапевта в свой обычный бюджет и избежать сюрпризов под конец месяца.

Попробуйте бесплатную консультацию

Бесплатные консультации - хороший способ определить, нужна ли вам психотерапия. Если вы студент крупного , наверняка там предусмотрена психологическая служба, в которой работают профессора и аспиранты психологического факультета. Обратите на это внимание.

Кроме того, во многих городах есть муниципальные психологические службы. Как правило, минус бесплатных консультаций не в качестве. А в том, что записываться на приём нужно заранее. В некоторых случаях даже за месяц. Но это отличный способ решить, хотите ли вы продолжать и какой объём консультаций вам нужен.

Может получиться так, что вы найдёте ответы на все волнующие вас вопросы на первом сеансе.

Компромиссом может стать онлайн-приём. В США такие сервисы уже завоевали популярность. В России их всего два - «Ясно » и Sreda . Оба проекта запустились в конце 2017 года. Цена сопоставима с офлайн-приёмами.

Следите за «красными флажками» плохого специалиста

Термином «красные флажки» обозначают показательные ситуации, которые требуют вашего . То, над чем стоит задуматься. Заметили что-то подозрительное в общении - поставьте мысленно для себя красный флажок. Если их наберётся много, вы поймёте, что дело нечисто.

Значимая причина отказаться от специалиста - личная антипатия. Она неуместна в выборе любого другого врача, от которого вам нужны лишь его навыки и ответственность. Но для успешной психотерапии это важно, отмечаетFinding the Right Psychiatrist and/or Psychotherapist доктор медицинских наук Фредрик Нойман.

Пациенту не нужно любить хирурга, который проводит операцию. Но это важно в случае с психотерапевтом или психиатром. Терапия с пациентом, которому вы неприятны, невозможна. Какой бы она ни была причина.

Фредрик Нойман, директор Центра лечения тревожности и фобий (США), доктор медицинских наук

Красный флажок стоит поставить, если после непродолжительного общения терапевт уговаривает вас заключить контракт на долгий срок. Второй ставьте, если он уверяет, что, бросив терапию, вы потеряете весь наработанный результат. И упадёте в бездну отчаяния и несчастий. За такое можно поставить сразу и третий.

Как указывает супервизор Московского Гештальт Института Дарья Рязанова в интервьюПомоги себе сам: как выбрать психотерапевта , вас не должно настораживать, если терапевт попросит оплатить только последнюю встречу заранее.


Дело в том, что на каком-то этапе у клиента возникает . Это связано с тем, что пациент и психотерапевт совместно добрались до каких-то болевых точек. А когда больно, то хочется немедленно всё бросить. Заплаченные деньги обычно являются гарантией того, что этого не произойдет. И сквозь неприятный этап клиент прорвется.

Дарья Рязанова, супервизор Московского гештальт института

Нормальной практикой является и то, что нельзя вернуть деньги за приём, если вы отказались от него менее чем за сутки. Это страхует и терапевта, и вас.

«Чтобы понять, подходит ли вам специалист, - говорит Рязанова, - и отличить естественное сопротивление от всего прочего, я бы посоветовала опираться на впечатление от первых двух встреч. Оно должно быть достаточно позитивным. И если на третий-четвертый раз эйфория сменилась отторжением, то через это надо прорываться. А если и с первого, и со второго раза у вас были серьезные сомнения в специалисте, то лучше сразу его сменить».

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

«Учебно-методический центр»

Практикум

Тема: Внутренний и внешний психологический выбор.

Интерактивная игра «Альпинисты».

Подготовила и провела

Руководитель структурного подразделения,

Психолог Петухова Н.А.

2011 г.

Американский психолог Лоренц Колберг, изучая процесс формирования нравственности у детей и подростков, выделил в нем несколько уровней или стадий, ориентация на которые может оказаться для нас вполне приемлемой и полезной.

На преднравственном уровне (с 4 до 10 лет ) поступки определяются внешними обстоятельствами и точки зрения других людей не учитываются. Сначала – на первой стадии - суждения выносятся на основании того, последует ли наказание за тот или иной поступок или он удостоится похвалы. (Взять без спросу конфету нельзя- заругают…)Позже – на второй стадии- дети свой поступок оценивают исходя из пользы, которую благодаря ему можно извлечь. (Мальчик, взявший конфету без спросу и давший её мне, все равно хороший, ведь она вкусная…)

На конвенциональном уровне (с 10 до 13 лет ; третья и четвертая стадии) поступки воспринимаются в соответствии с нормами, существующими в обществе. Ребенок ориентируется на мнения других людей. На третьей стадии главным критерием выступает чье-то одобрение или неодобрение. Это, как правило, мнения особо авторитетных, референтных людей.(Мама похвалит, если спросить разрешения…) На четвертой стадии ребенок начинает ориентироваться на общепринятые правила. Они уже не связаны с конкретными людьми, а воспринимаются как абстрактные императивы.(Воспитанные мальчики всегда спрашивают разрешения…)

Постконвенциальный уровень (с 13 лет) представляет собой истинную нравственность, до которой дорастает уже не всякий подросток. На этом уровне человек в своих действиях исходит из своих внутренних критериев, что свидетельствует о его психологической зрелости в плане нравственных предъявлений и установок. На пятой, начальной для этого уровня, стадии суждение о поступке основывается на уважении прав человека и признании демократических норм. (Мальчик прав, желая получить сладости, но следует спросить, как заведено у взрослых…)

Интересно, что Колберг отмечал, что многие, уже вполне взрослые люди в течение всей жизни так и не переходят даже на четвертую стадию нравственного развития, а шестой - высшей достигают только 10% из тех, кому минуло 16 лет (Энциклопедия для детей. Человек. Часть 2. С.332-335.М., 2003).

К области внешнего психологического выбора можно отнести и так называемый персонифицированный нравственный выбор . Имеется в виду выбор участниками коллектива друг друга по тем или иным игровым мотивам. Многие игры построены именно на этом выборе. Чем он характерен?

Нравственный мотив в таком выборе, как правило, является скрытым, но он, несомненно, имеет место быть. Когда кто-то выбирает из двух кандидатов одного, чтобы тот остался в живых в спасательной шлюпке или на космическом корабле, он делает это по нравственным мотивам. И речь тут уже не идет о простой оценке – здесь идет очень острая и глубокая борьба мотивов, и в эту борьбу вступают самые фундаментальные ценности личности, и какая из них одержит победу, предугадать бывает невозможно и самому их носителю. Но именно этот выбор иногда лучше всего говорит о личности как таковой и степени ее зрелости, а также о степени приближения к поставленным воспитательным ценностям.

Игра позволяет задействовать потенциал внутренней активности и самоопределения, без которых ни одни результаты воспитания не будут признаны сколько-нибудь эффективными. Избегая прямого словесного воздействия, игра позволяет задействовать косвенные способы нравственного воспитания, в том числе и метод параллельного действия. При эффективном его подключении воспитателем становится не один взрослый педагог, а весь детский коллектив, который при этом является и главным субъектом воспитательного процесса.

Какие педагогические задачи могут решить подобные игры, и какие цели достигнуть? Говорю «могут», потому что не факт, что достигнут.

Итак, цели:

Расширение и углубление процессов самопознания;

Выработка способов реагирования и «выживания» при столкновении с различными формами физической и моральной агрессии;

Выявление «скрытых» ресурсов личности и опора на них в условиях выбора;

Ускорение процессов личностного роста в условиях экстремального психологического и физического напряжения;

Прояснение «базовых» ценностей личности, их дифференциация и выстраивание в иерархическую систему;

Создание образа своего «я» и сравнение его с другими;

В подобном игровом синтезе почти все процессы катализируют друг друга, ускоряя достижение всех педагогических целей. Подобные игры нацелены на рывок личностного роста, условия для которых они создают.

Проведение практикума.

Разминка.

« Завещание миллионера» психологическая игра на доверие, его степень, виды.

Игровая преамбула заключается в следующем: каждый должен представить себя на месте умирающего миллионера, которому нужно составить свое завещание. В завещании следует указать, кому вы доверяете следующие «ценности»:

Миллион долларов;

Попечение о несовершеннолетнем сыне;

Набор золотых зубочисток;

Фамильный портрет;

Престарелого, облезлого, но любимого кота;

Каждый должен выбрать из сидящих в кругу друзей, кому он доверяет ту или иную «ценность». Список завещаемых вещей придуман с учетом ряда психологических нагрузок. Пожалуй, только миллион долларов не содержит дополнительного психологического контекста. Сын еще несовершеннолетний, значит, требует особой заботы. Зубочистки, хоть и золотые, но ими все-таки в зубах ковыряют - появляется ироническая окраска. Фамильный портрет вроде не особая ценность по сравнению с миллионом долларов, но это олицетворенная память. Кот- воплощение личной привязанности, но уже старый, долго не протянет. Стоит ли слишком о нем заботиться? Сначала напротив списка пишутся имена тех, кому что завещается, а затем по кругу каждый говорит об этом. Все, кого упоминают в завещании, записывают, сто же им завещают. После этого начинается обсуждение. Каждый говорит, что же ему завещали, как он может объяснить завещанное ему и какие чувства это у него вызывает.

Альпинисты

Игра проводится в два этапа. Первый этап – разминочный.

По веревке или по стене

Для проведения всех участников нужно разбить по парам и расположить в виде карусели. Карусель-это два круга участников игры - внешний и внутренний, из которых один подвижный (как правило, внутренний), а другой неподвижный. После взаимодействия внутренний круг по сигналу ведущего сдвигается на одного человека, и образуются новые пары взаимодействующих.

После того, как определились пары в карусели, ведущий раздает каждому две карточки – красную и черную (для этого удобно использовать обычные игральные карты) и проводит подробный инструктаж, на который нужно не пожалеть времени, чтобы участники хорошо представляли себе последствия своих действий.

Итак, каждая пара – это пара альпинистов, восходящих на одну и ту же вершину. Задача каждого – как можно быстрее подняться на вершину и опередить при этом своего партнера. Альпинисты поднимаются с противоположных сторон утеса, но связаны при этом переброшенной через вершину веревкой, однако не могут контролировать действия друг друга. У каждого есть альтернатива – лезть по стене, не используя веревку, или подниматься с помощью веревки. Вся интрига заключается в том, что последствия твоего выбора напрямую связаны с аналогичным решением твоего соперника.

Если ты принял решение подниматься по стене без использования веревки, и твой партнер тоже принял такое же решение, то вы оба будете добираться до вершины долго, и потому оба получаете по (-3) балла. Гораздо «выгоднее» ситуация, если ты принял решение лезть по стене, а твой соперник решил при этом использовать веревку. Поскольку веревка от тебя отвязана, он «сорвется в пропасть», получив при этом (-5) баллов, а ты, достигнув вершины в одиночку, получишь максимальный результат (5) баллов. Но если ты, думая ускорить восхождение, решишь взяться за веревку, а твой соперник полезет по стене, то ты срываешься в пропасть с (-5) баллами, а соперник с (5) баллами достигает вершины.

И, наконец, последний вариант, когда вы оба решаете использовать веревку. Вы оба попадаете на вершину, но результат скромнее, чем если бы это было в одиночку, вы получаете по (3) балла.

Карты символизируют принятое вами решение. Черная – лезть по стене, красная - взять веревку. А сама игра заключается в проявлении этого выбора в каждой паре взаимодействующих «альпинистов».

Ведущий дает время на молчаливое изучение соперника и принятие решения, а затем по его сигналу оба участника одновременно открывают одну из карт – красную или черную. Баллы записываются каждым участником. И по сигналу ведущего внутренний круг карусели сдвигается на одного человека. Образуются новые пары, и все пор, пока внутренний круг не сдвинется до своего первоначального состояния, а карусель не вернется к исходным парам.

Теперь нужно подвести итоги. Каждый подсчитывает свои баллы, и в результате выясняется, кто собрал больше всего, и оказался самым «ушлым» альпинистом.

Где заключался нравственный выбор в игре? Конечно, каждый мог стараться лезть по стене в расчете, что его соперник возьмется за веревку и сорвется в пропасть, но можно ли этот выбор считать нравственно оправданным? Нравственно безупречен тот выбор, когда участник все время брался за веревку, рискуя сорваться вниз и срываясь, но не разрешая себе ставить на кон даже в игровом плане жизнь своего соперника.

Нужно обязательно выяснить, есть ли среди участников те, кто все время показывали только красные карты. Их нужно обязательно поощрить, а всем остальным будет повод задуматься о нравственной стороне, проявленной в этом игровом выборе.

Основной этап игры представляет собой выбор спасения одного альпиниста из пары-связки третьим.

Игровая экспозиция. На краю пропасти повисли два альпиниста. Ты не можешь спасти обоих. Можно спасти только одного, и тебе придется сделать этот выбор. (При этом висящие могут «оказывать давление», попросту просить спасти именно их и чем-то мотивировать эту просьбу.)

Спасающий альпинист может или бросить веревку тому, кого он спасает, или подать ему руку. При этом оставшийся, «наглядно» и с соответствующими эмоциями, «срывается в пропасть». Это нужно не только для игровой мотивации, но и для того, чтобы выразить неизбежные фрустрирующие чувства.

При организации игры можно пойти двумя путями. Пары висящих альпинистов можно образовать из лучших друзей, а спасающих из более «равноудаленных». Тогда основное напряжение пройдет именно между ними. Как они будут вести себя? Пытаться спасти именно себя или жертвовать собою ради друга, предлагая спасающему осуществить выбор в пользу друга.

Если динамизировать игру, проведя её в несколько кругов, так чтобы каждый мог побывать 2-3 раза и в роли «висящего» в разных парах, и в роли «спасателя», то уместен вариант с использованием простого жребия. Тогда пары определяются случайным выбором имен участников, а спасателем становится третий.

Для контроля за эмоциональным состоянием играющих можно предложить вести нечто вроде «дневника альпиниста», в котором отражать свои чувства по поводу результатов выбора с личным участием, а также предположения во время наблюдений за другими участниками и по поводу собственных шансов выжить.

Литература:

1. А. Дедушка Психологический выбор: нравственные аспекты. Волгоград: Учитель, 2011.

Ч