Развитие координации у малышей от пяти до шести месяцев. Психофизическое развитие полугодовалого малыша Детские работы 5 6 лет

Многих родителей интересует, какие игры полезны 5-ти месячному малышу, что за упражнения помогут поддержать и закрепить то, чему малыш уже научился, что поможет освоить новые знания и навыки, а заодно подготовить кроху к дальнейшим этапам развития?

Сейчас малыш растет не по дням, а по часам и маме просто необходимо организовать увлекательные занятия, которые смогут развлечь малыша и займут львиную долю времени его активного бодрствования.

Какие игрушки необходимы малышу на этом этапе?

  • погремушки;
  • висюльки и мобили;
  • пирамидки;
  • сенсорные коврики;
  • вкладыши;
  • игрушки с сюрпризами;
  • образные игрушки.



Мобили с множеством висящих элементов очень радуют кроху, вызывая бурю эмоций. Они же помогают познакомиться с понятием расстояния, фактуры, движения, звука

Ребенок на 6-м месяце жизни с интересом будет играть куклой-неваляшкой – ему обязательно понравится опрокидывать такую игрушку. Воображение крохи занимает необычная реакция яркой куклы на его действия, он будет пытаться сообразить, почему она постоянно принимает вертикальное положение, сколько бы раз ее ни перевернули. Кроме того, большинство подобных игрушек издают приятное позванивание при покачивании и опрокидывании.

Попробуйте показать малышу крутящийся волчок . Динамично вращающаяся юла обязательно понравится крохе – пусть пока что у него не получится управлять ею самостоятельно, зато он понаблюдает, как это получается у мамы или папы. Подбрасывайте вверх надувной шар, и малыш с удивлением будет наблюдать за его неторопливым полетом. Для того чтобы развлекать мальчиков, стоит попробовать катать инерционные и обычные машинки с горки или без нее.

Как играть?

Всем 5–6-ти месячным малышам очень интересно находить новые предметы и изучать их возможности. Они с готовностью будут осваивать различные манипуляции с новыми игрушками. Разумеется, с помощью родителей потенциал малыша значительно расширяется.

Очень полезно не просто показывать крохе разные предметы, но и то, что предполагается с ними делать. Так, можно продемонстрировать, как катать по полу мячик, кольца пирамидки надевать на ось одно за другим, как можно крутить юлу и т.д.

Следует проводить с ребенком как можно больше времени, просто показывая, как играть с новыми игрушками. Разумеется, пока он слишком мал, чтобы подражать действиям родителей, но такие «презентации» не пройдут впустую – постепенно малыш освоит новые навыки и будет сам повторять все движения и действия с предметами за взрослыми. Для этого, собственно, и нужны эти своеобразные «показательные выступления» родителей с различными предметами и игрушками.

Единственное, чего не стоит делать – торопить малыша и расстраиваться по поводу того, что кроха не начинает повторять за взрослыми действия на второй или третий день. Ему только шестой месяц, а подобные навыки даже самые развитые малыши усваивают только к году.

Развитие координации движений

Основное задание родителей на этом этапе - вдохновить ребенка на перекладывание игрушек из одной ручонки в другую. Кроме того, 5 месяцев - самое время для того чтобы начать учиться отдавать и брать вещи по просьбе взрослого. Яркими примерами подобных занятий могут стать потешка «Веселый мячик» и «Убегающая игрушка».

Игра «Веселый мячик»

Для этой игры необходим не слишком большой яркий мячик. Малыш должен лежать на животике. Протяните крошке мячик со словами: «На! Возьми!». Когда он возьмет мячик в ручки, начинайте:

  • «Вот такой веселый мяч!» - Легонько сдавите ручонку малыша с мячиком и потрясите ей.
  • «Он готов пуститься вскачь!» - Чуть-чуть потяните игрушку, так чтобы малыш почувствовал мышечное усилие.
  • «Так и просится играть!» - Подергайте мячик в руке малыша, склоняя отдать его.
  • «Трудно будет удержать!» - С этими словами подведите мячик к другой ручонке малыша, подталкивая его перехватить его другой ручкой.
  • «Мячик прыгал и скакал, вновь он в ручки к нам попал!». С улыбкой констатируйте, что мячик вновь вернулся к малышу. Продолжая игру, некоторое время перекладывайте игрушку то в одну, то в другую ручку ребенка.

Игра «Убегающая игрушка»

Чтобы стимулировать развитие координации движений ребенка 5-ти месяцев от роду, полезными будут игры, где взрослые передвигают предметы у него на глазах. Малыш при этом должен искать взглядом предмет и стараться его схватить. Следует показать крохе новую игрушку на близком расстоянии, после чего отодвинуть ее чуть подальше, но так, чтобы он мог до нее дотянуться. Путь малыш потянется за игрушкой и даже почти ее ухватит, затем надо отодвинуть предмет в другую сторону, но по-прежнему так, чтобы он мог до него дотянуться.

Передвигайте предмет несколько раз, стимулируя малыша к тому, чтобы все же достать убегающую игрушку. Здесь важно не переусердствовать. Трех-четырех раз будет вполне достаточно, после этого надо позволить малышу ухватить игрушку, иначе он может просто потерять интерес к игре. Последнее правило необходимо применять не только для этой игры, но и для занятий с ребенком вообще.

В одной из своих программ, посвященных раннему развитию детей, известный педиатр Е.О. Комаровский говорит о том, что основное требование к учебному и развивающему процессу – он должен нравиться и быть интересным ребенку. Малыш не может концентрировать на процессе так долго, как школьник или взрослый – надо об этом помнить.

Развитие осязания и мелкой моторики

Необходимо, чтобы малыш постоянно получал опыт от прикосновения к предметам с самой разнообразной поверхностью: например, пусть он потрогает кусочек льда и недавно сваренное, еще теплое яйцо. Дайте малышу возможность трогать предметы различной текстуры (грубые и мягкие, а также ткани с ворсом и без), пусть его ручки поплюхаются в теплой водичке, потрогают мягкие и твердые предметы.



Знакомство с текстурами – огромная радость и одновременно развивающий урок для малыша. Лучше всего, если это взаимодействие сопровждается объяснениями и разговорами мамы

Экскурсия по дому

Разминайте кисти малыша - проводите его ладошками по разным предметам интерьера, когда прохаживаетесь с ним по дому. Комментируйте ощущения, которые ребенок испытывает, дотрагиваясь до разных предметов, и одновременно комментируйте все, что делаете. Так, проводя ручонкой малыша по махровому полотенцу, говорите: «Давай потрогаем полотенечко! Оно мягкое и пушистое!». Позвольте ему прикоснуться к холодильнику: «Это холодильник, давай его потрогаем! Он гладкий, холодный!», «А это мягенький бабулин шарфик».

Домашняя песочница

Детским ручонкам очень полезно брать, щупать и пересыпать разные сыпучие материалы. Устройте для ребенка своеобразную небольшую песочницу – для этого подойдет любая миска или лоток. Еще лучше будет подготовить для малыша стразу три-четыре лотка и поочередно предлагать ему пошуршать в лоточках крупами или фасолью, поперебирать каштаны и желуди, камушки, ракушки и т.д.

Малышу подобные игры понравятся безусловно, но есть одна проблема - он непременно попробует тянуть в рот все, что будет перебирать своими ручонками и даже находящийся рядом взрослый далеко не всегда успеет ему помешать. На первых порах следует попробовать насыпать в лоточек для малыша крупную поваренную соль: один раз попробовав ее, он уже вряд ли потянет ее в рот снова. Потом будет больше шансов, что опыт общения с солью малыш перенесет и на другие сыпучие материалы, с которыми будет заниматься.

Эти игры сохранятся и в более старшем возрасте – подробнее увидеть их нюансы можно на видео.

Развитие и совершенствование захвата

В возрасте 5 месяцев у ребенка уже появляется противопоставление большого пальца руки остальным – он старался ухватить предметы всей пятерней, словно ковшиком. Со временем расположение пальчиков будет все в большей степени зависеть от формы предметов, которые старается взять малыш. Так, шарики и мячики кроха будет стараться ухватить растопыренными пальчиками, палочки – всей пятерней, ленточки и шнурочки – кончиками пальцев и т.д.

Игры с захватами и перекладыванием предметов из одной ручонки в другую поможет совершенствованию связки глаз-рука, являющейся базисом всех жестов и действий человека.

Развитие понимания речи и звуков

Первые книги

Общение малыша с первой детской книгой трудно переоценить. Он уже вполне способен сидеть на коленях у мамы и «читать» вместе с ней: такое регулярное чтение даст стремительный толчок развитию речи, ассоциативного мышления, интеллекта, и позволит расширить мировоззрение малыша. Потребность в новой информации велика в любом возрасте, восполнить эту потребность помогут детские книги – именно они способны подарить малышу новые впечатления и эмоции (рекомендуем прочитать: ).



Не стоит думать, что малыш пока еще далек от понимания сказочных сюжетов – у него уже работает долговременная память, которая напомнит прочитанное через год, два, три

Речь

Уже в течение 5-ти месяцев малыш слышит, как родители разговаривают с ним. Подражая тем звукам, которые издает ребенок, взрослые пробуждают в нем интерес к продолжению общения, развивая тем самым его речь. Когда кроха уверенно шагает к шестимесячному возрасту, родители могут активнее вести с ним подобие диалога: можно придумать упражнения, в которых надо было бы часто называть и показывать части лица и тела. При этом рекомендуется называть вещи своими именами – так, как они называются в разговоре со взрослыми. Не стоит «сюсюкать» с малышом, поскольку это может привести к задержке речевого развития.

Музыка

Включайте в комнате малыша негромкую классическую музыку или знакомые всем с самого детства мелодии и песенки из детских мультиков. Очень хорошо будет поставить диск с записью звуков природы и голосами птиц и животных.

В заключение стоит напомнить, что упражнения не должны быть в ущерб здоровью. Именно это старается донести до современных мам и пап доктор Е.О. Комаровский, ведь учить кроху можно не только в квартире, но и показывая ему деревья, живые цветы, давая потрогать ручками листочки разных растений.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

Развитие ребенка от 5 до 6 месяцев Пройдет еще , и малыш дорастет до полугодовалого рубежа. И каждый новый день приносит удивительные знания об окружающем мире.

Физиология шестого месяца

Приближаясь к значимой отметке в 6 месяцев, ребенок все крепче, сильнее, развитее. Родители, воодушевленные его успехами, часто подталкивают на большие подвиги. Не стоит форсировать события, пытаясь раньше времени усадить, а то и поставить на ноги ребенка. Если к полугоду кроха еще не сидит, значит, что не готов еще мышечный корсет к таким нагрузкам. Придется отбросить все желания помочь, соорудив из подушек подобие кресла. Подобные действия удовлетворяют амбиции мамы и папы, приводя к искривлению несформировавшегося позвоночника. Садится малыш сам, держась за подлокотники стульчика для кормления – хорошо. Если нет – то время все исправит, пройдет неделя-другая и озорник порадует всех своими достижениями.

У большинства детей режутся первые . Набухшие десны беспокоят, они зудят и болят. Раздражительность в такие периоды нормальна, это подтвердит и педиатр, который даст советы по применению некоторых обезболивающих препаратов. Просто сложные дни и ночи надо переждать.

Психология шестого месяца

Все заметнее скачки в развитии малыша. Он откликается на свое имя, всем видом давая понять, что знает его. Отличить незнакомых гостей от родных лиц тоже не составит труда. Настороженность в общении с чужими выражается все сильнее, это обусловлено нормальными защитными инстинктами, не стоит переживать.

Ребенку нравится подражать. Он пытается копировать звуки, повторяет некоторые слоги. На этом этапе надо все больше разговаривать с ним, петь, читать сказки или стихи, стимулируя активный навык восприятия речи.

Крохой превосходно улавливается окружающая атмосфера. Спокойный и размеренный ритм жизни – то, что требуется младенцу. Шумные сборища – радость родителям, но для психики маленького члена семьи – это большая нагрузка, и напряжение. Так что громких торжеств дома лучше не устраивать.

Новые навыки

    Многие дети к середине-концу месяца начинают ползать. Часто в направлении назад, механизм обратного передвижения им понять проще;
    Управляться с обеими руками одновременно;
    Самые сильные малыши умеют садиться. Правильно будет принимать это положение из позы «на четвереньках», но большинство детишек сначала учатся подтягиваться на руках из полусидячего положения;
    Счастливые родители получают бесценные ночи отдыха – ребенок умеет спать, не просыпаясь, чтобы покушать. Дневная активность, большие энергетические затраты на освоение мира – залог спокойного сна. Не все дети радуют таким навыком мам и пап. Умение спать формируется до трехлетнего возраста, так что у крохи еще есть много времени, чтобы освоить его.

Как проводить время с малышом

Следует вовлекать ребенка в подвижные игры. Теперь ему подвластен широкий спектр действий – и игрушки он может бросать и стучать ими о стол. Всяческое стимулирование моторики пойдет на пользу. Под присмотром можно давать ему мелкие сыпучие материалы, фасоль или рис, их так удобно перебирать, массируя пальчики.

Подойдут и исследовательские игры. Разнообразные предметы, которые звенят, трещат и пищат, вызывают сильный интерес. Каждую вещь надо называть своим именем, чтобы малыш их запоминал.

Все больше внимания требуется подрастающему маленькому человеку. Родителям надо всегда быть рядом, ведь именно с их помощью и происходит познание мира.

Психическое развитие ребенка шестого года жизни. Часть 1.

Ребенок шестого года жизни продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение со взрослыми и сверстниками, но постепенно, важнейшим видом деятельности становится учение.

С пяти лет ребенка необходимо готовить к будущему школьному обучению. Конечно, обучение было вплетено во все виды деятельности ребенка и в ранних возрастах. Он учился лепить, вырезать, конструировать, делать аппликации и т. д. Но такое обучение еще не содержало системы, характерной для усвоения знаний. Теперь настало время постепенного перехода к такому обучению, когда ребенок может и хочет делать то, что требует от него взрослый.

Как показывает опыт психологического консультирования детей младшего школьного возраста, проблемы в обучении чаще всего связаны с их недостаточной социальной зрелостью и несформированностью произвольного поведения. При этом интеллектуальное развитие ребенка может быть даже очень высоким.
Вот какие жалобы высказывают родители и учителя начальной школы:
- Ребенок не подчиняется предписанным правилам поведения в школе.
- Не слушает объяснений учителя, занимается своими делами.
- Вместо тетради достает из ранца игрушки и играет во время урока.
- Трудно привлечь внимание ребенка, если не обращаешься конкретно к нему.
- Ребенок долго не может успокоиться и приступить к уроку.
- Во время занятий разговаривает с другими детьми, может встать и ходить по классу.
- Не дослушав вопрос учителя, выкрикивает ответ с места.
- За домашние задания не усадить. Уроки может делать до позднего вечера, постоянно отвлекаясь на посторонние дела.
- Если что-то не получается, все бросает и отказывается от выполнения уроков вообще.

Думаю, что такая перспектива вас не устраивает, а значит, вы со всей ответственностью отнесетесь к развитию социальных навыков поведения вашего ребенка в условиях группового обучения. Ребенок должен понять, что само по себе желание еще не повод для действий и что сначала нужно думать, а потом делать.
Но, конечно, принцип постепенности должен выполняться неукоснительно. Большую часть времени ребенок должен заниматься тем делом, которое ему интересно; он по-прежнему ощущает большую потребность в игре. Поэтому и обучение, становясь более целенаправленным, должно все-таки носить в целом игровой характер.

Интеллектуальное развитие ребенка пяти-шести лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Внимание ребенка этого возрастного периода характеризуется непроизвольностью; он еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности.

Руководство взрослого должно быть направлено на постепенное формирование произвольного внимания, которое самым тесным образом связано с развитием ответственности. Это предполагает тщательное выполнение любого задания - как интересного, так и не очень интересного.

Важнейшими характеристиками внимания являются: устойчивость внимания, как способность к более длительному сохранению концентрации, переключение внимания, как способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой, и распределение внимания - возможность сосредоточения одновременно на двух или большем числе различных объектов.

Отчетливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых процессов.

Все свойства внимания хорошо развиваются в результате упражнений.

Восприятие у ребенка развивается буквально с первых месяцев жизни. К пяти-шести годам ребенок обычно хорошо различает цвета и форму предметов (он называет различные геометрические фигуры).

Ребенок хорошо ориентируется в пространстве и правильно использует многообразные обозначения пространственных отношений: "Надо спуститься вниз, повернуть направо, дойти до угла, повернуть налево, перейти на другую сторону".

Более трудным для ребенка является восприятие времени - ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты). Ребенку еще трудно представить себе длительность какого-либо дела.

На основании наглядно-действенного мышления, которое особенно интенсивно развивается у ребенка с трех-четырех лет, формируется наглядно-образное и более сложная форма мышления - словесно-логическое.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, установление причинно-следственных связей. Благодаря этому ребенок может понять главную мысль сказки, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т. д.

Занятия с ребенком могут улучшить показатели мышления в 3-4 раза.

У ребенка шестого года жизни память по-прежнему является непроизвольной, основанной на эмоциях, интересе. То есть ребенок легко запоминает то, что его заинтересовало. Но даже в этом случае забывание происходит очень быстро. Родители пятилетних детей часто удивляются, что дети так быстро забывают какую-то информацию.

Уже в этом возрасте проявляются индивидуальные различия: у одних детей лучше развита зрительная память, у других - слуховая, у третьих - эмоциональная, а у четвертых - механическая.

В занятиях с ребенком следует развивать все виды памяти, но стремиться все-таки к обучению запоминания с опорой на мыслительную деятельность, на понимание.

Как уже было сказано, ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, в процессе которой развивается воображение. Именно воображение дает возможность ребенку представить себя во время игры летчиком, моряком, шофером и т. д.

Некоторых родителей пугает чрезмерное (как им кажется) фантазирование ребенка, и они спрашивают: "А нормально ли это?" Для пяти-шестилетнего ребенка фантазирование является необходимой предпосылкой творческого отношения к действительности. Неустанная работа воображения - это один из путей, ведущих к познанию и освоению мира.

На шестом году жизни ребенка следует обратить самое серьезное внимание на развитие его речи. Все ли звуки ребенок произносит правильно? Не "съедает" ли начала и окончания слов? Умеет ли связно выражать свои мысли? и т. д. Если хотя бы на один из этих вопросов вы ответили "нет", значит, нужно "бить" тревогу. Более детально разобраться в речевых проблемах ребенка вам поможет книга, изданная сотрудниками Психолого-педагогического центра "Здоровье" Петроградского района Санкт-Петербурга (М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головнева. Тесты для детей. Готов ли ваш ребенок к школе? СПб., "Дельта", 1997), в одном из разделов которой логопед Л. Г. Парамонова дает описание специальных заданий-тестов на оценку звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя и связности речи у ребенка. Помимо проверочных заданий приводятся и коррекционные упражнения на развитие и усовершенствование "западающих звеньев".

Если же вам самим не удается добиться положительных результатов, не следует пренебрегать такой проблемой и обязательно нужно обратиться за консультацией к специалисту - логопеду.

Кстати, в этой же книге вы найдете и раздел, посвященный тому, как научить ребенка считать и решать задачи (написан он Н. Я. Головневой).

По общему мнению детских психологов, на шестом году жизни ребенка следует начинать учить чтению. Большинство детей этого возраста сами проявляют интерес к овладению грамотой, особенно, если вы готовили его к этому. Вы постоянно разговаривали и играли со своим ребенком, отвечали на его вопросы и стимулировали его познавательные интересы, много читали, разучивали стихи и несложные песенки. Многие родители вместе с детьми собирают кубики с картинками по каждой букве алфавита: М - муравей, Я - яблоко, и т. д. А еще можно над каждой картинкой написать соответствующую букву и каждый день, рассматривая картинки, просить, чтобы ребенок назвал эту букву. Такие занятия очень нравятся детям.

Для чтения вслух выбирайте яркие, красочные книжки с интересными сюжетами; "волшебные книжки" очень хороши для этой цели. Пусть ребенок сам выбирает книжку. Посадите его на колени или рядом с собой на диване, в кресле, чтобы он мог "читать" вместе с вами. Это очень важно с точки зрения развития интереса к процессу чтения, не говоря уже о том, что эмоционально сближает вас друг с другом.

Бывают такие случаи, когда родители приводят на консультации своего ребенка семи-восьми лет, который уже ходит в школу, но никак не может научиться читать, или считать (решать примеры), или пишет с огромным количеством ошибок. Родители жалуются на своего ребенка: "Он ничего не хочет делать, мы измучились с ним. За уроки его не посадить, отказывается от любых занятий. Школу ненавидит" и т. д. За этим обычно следует отказ от посещения школы, неуправляемое поведение, а то и поиск подходящей компании "товарищей по несчастью". У них общая беда - ущемленное чувство собственного достоинства.

А ведь всего этого можно было избежать. Если бы родители занимались с ребенком, они вовремя заметили бы эти проблемы и обратились за помощью к специалистам (психологам, логопедам), которые помогли бы своевременно преодолеть трудности будущей школьной жизни. (В пять лет можно уже сделать относительный прогноз трудностей, с которыми столкнется ребенок, когда начнет обучение в школе.) Чтобы избежать трудностей в школьном обучении, занимайтесь со своим ребенком.

В упражнениях для детей всех возрастов, но особенно для детей шестого года жизни, в разделе приводится большое количество заданий, игр, развивающих тонкую моторику пальцев рук.Развитость тонкой моторики - основной показатель готовности к усвоению письма, чтения, правильной речи и интеллекта в целом: руки, голова и язык связаны одной ниточкой, и любые нарушения в этой цепи приводят к отставанию.

Поэтому нормально развивающийся ребенок шести лет должен уметь и любить рисовать, лепить, вырезать ножницами, пользоваться иголкой, разными природными материалами и т. д.

Помимо упражнений, описанных в разделе, прекрасными средствами для развития тонкой моторики являются: а) искусство оригами - создание из бумаги разнообразных изделий. Этой технике, пришедшей к нам из Японии, посвящены специальные издания (книги по оригами продаются в наших магазинах); б) искусство завязывания узелков из веревочек (также изданы учебные пособия).

Всегда поощряйте занятия ребенка, если они связаны с тренировкой пальцев рук.

Тесты психического развития ребенка шестого года жизни

1. Тест на оценку устойчивости внимания

На рисунке изображены 7 переплетенных линий. Это дорожки, по которым зверушки могут добраться до своего любимого лакомства.

Ребенку нужно внимательно проследить взглядом каждую дорожку от ее начала (слева) до конца (справа). Нельзя пользоваться карандашом или пальцем. Ребенок сначала называет нарисованное животное, затем, просматривая всю линию, называет то, к чему он вышел. Проводите обсуждение результата, ошибки, и игра повторяется вновь.

Ребенок выполняет это задание почти без ошибок.

2. Тест на оценку скорости распределения и переключения внимания

На рисунке изображены геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, крест, звезда). Сверху дается образец. Задача заключается в том, чтобы в соответствии с этим образцом в течение двух минут ставить знаки в каждой фигуре как можно быстрее. Сначала пусть ребенок потренируется, затем по вашей команде начинает. (Работать ребенок должен последовательно, просматривая каждый значок).


3. Тест на оценку целостности восприятия

На рисунке изображены различные предметы, но в каждом предмете чего-то не хватает (не дорисовано).
Попросите ребенка внимательно посмотреть на каждый рисунок и назвать недостающую деталь.
Ребенок пяти-шести лет успешно справляется с этим заданием.

4. Тест на оценку способности к дифференцированному восприятию

Покажите ребенку рисунок с изображением 12 четырехугольников, среди которых 5 совершенно одинаковых квадратов и 7 четырехугольников, немного отличающихся от квадратов: вертикальные стороны чуть длиннее и чуть короче горизонтальных, или какой-либо из углов четырехугольника меньше или больше прямого угла.

Предложите ребенку показать все одинаковые фигуры (квадраты).
В основном дети пяти-шести лет справляются с этим заданием (могут допустить одну ошибку).

5. Тест на оценку цветовосприятия

Даете ребенку задание: "Закрась каждый фрукт в соответствующий цвет". Предложите ребенку рисунки с изображением различных фруктов и цветные карандаши. Сначала попросите ребенка, чтобы он назвал все нарисованные фрукты. В случае неудачи подскажите ребенку, какой фрукт нарисован. Вместо фруктов могут быть изображения животных, овощей, цветов и других предметов. Дети пяти - шести лет правильно выполняют это задание.

6. Тест на оценку наглядно-образного мышления

Задание: необходимо дорисовать вторую половинку рисунка.


7. Тест на оценку словесно-логического мышления

На рисунке изображены различные предметы: по 4 на каждой карточке. Всего 8 карточек.
Покажите ребенку первую (тренировочную) карточку и объясните ему, что из четырех предметов, нарисованных на карточке, один - лишний. Попросите его определить этот лишний предмет и сказать, почему он лишний. После этого предложите ребенку подумать и сказать, каким одним словом можно назвать оставшиеся три предмета.

Ребенок пяти-шести лет находит лишний предмет в четырех-пяти карточках, но затрудняется назвать обобщающее слово.

Примеры заданий:

8. Тест на оценку словесно-логического мышления и общей осведомленности

Попросите ребенка ответить на вопросы:

1. Назови свое имя, фамилию, адрес.
2. В каком городе ты живешь? В какой стране? Назови столицу нашей родины.
3. В каких музеях ты был? Расскажи, что ты там видел.
4. Ты был в цирке, в зоопарке? Объясни, что такое цирк, зоопарк.
5. Утром ты просыпаешься. А вечером?
6. Днем на улице светло, а ночью?
7. Небо голубое, а трава?
8. Автобус, трамвай, троллейбус, ... - это что?
9. У кошки детки - котята. У собачки детки - ...?
10. Чем отличается велосипед от автомобиля?

Обычно дети пяти-шести лет дают достаточно разумные ответы на 7-8 вопросов.

9. Тест на оценку зрительной памяти

Покажите ребенку по очереди 10 картинок. Время демонстрации каждой картинки 1-2 секунды. После знакомства ребенка со всеми десятью картинками по очереди, попросите назвать предметы, которые он запомнил. Порядок не имеет значения.

Обычно пяти-шестилетние дети запоминают 5-6 предметов из 10.

10. Тест на оценку слуховой памяти

Прочитайте ребенку следующие 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, яблоко, собака, окно, диван, карандаш, ложка. Попросите его повторить слова, которые он запомнил, в любом порядке. Пяти-шестилетние дети повторяют 4-5 слов. Это показатель хорошей слуховой памяти.

11. Тест на оценку смысловой памяти

Прочитайте ребенку такие фразы:

1) Осенью идут дожди.
2) Дети любят играть.
3) В саду растут яблони и груши.
4) Мальчик помогает своей бабушке.

Попросите ребенка повторить те фразы, которые ему удалось запомнить. При этом главное - передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обязательно. Если с первого раза ребенок не смог повторить все фразы, прочитайте их еще раз.

Дети пяти-шести лет со второго раза повторяют 3-4 фразы.

12. Тест на оценку умения действовать по образцу

Дайте ребенку чистый лист бумаги и карандаши необходимых цветов, а затем попросите его посмотреть внимательно на образец и постараться как можно точнее нарисовать такой же домик на своем листе бумаги.

Когда ребенок сообщит об окончании работы, предложите ему проверить, все ли у него правильно. Если он найдет неточности в своем рисунке, он может их исправить.

Дети пяти-шести лет обычно точно копируют рисунок, в отдельных случаях допускают ошибки, связанные с сохранением размера всего рисунка или отдельных его деталей.

13. Тест на оценку умения действовать по правилу

Попросите ребенка отвечать на вопросы, но нельзя произносить слова "да" и "нет" .

Когда вы убедитесь в том, что ребенку понятны правила игры, задавайте ему вопросы:

1. Ты любишь смотреть мультфильмы?
2. Ты любишь слушать сказки?
3. Ты хочешь играть в прятки?
4. Ты любишь болеть?
5. Тебе нравится чистить зубы?
6. Ты хорошо рисуешь?
7. Ты умеешь собирать матрешку?

Дети пяти-шести лет делают не более 1-2 ошибок, под которыми понимаются слова "да" и "нет" .

14. Тест-наблюдение "Культура общения"

Ребенок пяти-шести лет должен спокойно общаться со взрослыми и детьми разного возраста, говорить негромко в общественных местах, не привлекая излишнего внимания, с уважением относиться к труду взрослых, охотно выполнять просьбы и поручения взрослых, соблюдать правила поведения в группе детей (правила игры).

15. Тест-наблюдение "Оценка эмоционально-волевой сферы"

В процессе занятий с ребенком проявляются особенности его эмоционально-волевых качеств.

Обратите внимание на следующие вопросы:

1. В каком настроении обычно находится ваш ребенок? (Веселый, подавленный, тревожный, плаксивый, возбудимый и т. д.)
2. Радуется ли он, когда взрослый предлагает ему поиграть? (Есть ли у ребенка потребность в общении с другими людьми?)
3. Как ребенок реагирует на похвалу? (Радуется, хочет сделать что-то лучше или он равнодушен?)
4. Как реагирует на замечания? (Исправляет ли свое поведение в соответствии с замечанием или требуется более сильное воздействие в виде наказания, не проявляет ли агрессии?)
5. Если ребенок сталкивается с трудным заданием, с неуспехом в деятельности, пытается ли он самостоятельно исправлять ошибки, добиваться результата? (Или предпочитает обращаться к взрослому за помощью, сразу теряет интерес при первом затруднении, молча отказывается от дальнейшей работы, агрессивно ведет себя, бездумно и хаотично перебирает варианты решения задачи.)

Что должно настораживать вас в поведении ребенка?

1. Депрессивный, эйфоричный фон настроения.
2. Отсутствие желания общаться со взрослыми и детьми. Постоянное уединение от других детей.
3. Равнодушное отношение к похвале, поощрению, одобрению.
4. Отсутствие реакции на замечание у ребенка старше трех лет. Частые случаи самонаказания.
5. Пассивный уход от выполнения задания в случае неудачи, агрессивные реакции (разрушающие действия), расторможенность, проявляющаяся в быстрых манипуляциях с объектами.

Если ребенок справляется со всеми тестами, но при этом вы наблюдаете подобные эмоциональные реакции у него, обязательно обратитесь к детскому психологу.

Упражнения и развивающие игры для ребенка шестого года жизни

1. Упражнения на развитие внимания

Упражнение на развитие способности к переключению внимания

Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка, и т. д. Он должен, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребенок сбивается, повторите задание снова.

Во второй серии можно предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда, как условлено, услышит слово, обозначающее растение.

В третьей серии можно объединить первое и второе задания, то есть ребенок хлопает в ладоши при произнесении слова, обозначающего животное, и встает при произнесении слова, обозначающего какое-либо растение.

Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка. Особенно интересно проведение подобных игр с группой детей, когда проявляется соревновательность между детьми.

Упражнение на развитие концентрации внимания

Для проведения занятий необходимо подготовить 2 пары картинок, содержащих по 10-15 различий; несколько неоконченных рисунков или рисунков с нелепым содержанием; несколько наполовину раскрашенных картинок.

В первом задании ребенка просят сравнить картинки в предложенной паре и назвать все их различия.

Во втором задании ребенку последовательно показывают неоконченные картинки и просят назвать то, что не дорисовано, либо то, что перепутано.

В третьем задании нужно раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина.

По всем трем заданиям оценивается результативность - число правильно названных различий,
число названных недостающих деталей и нелепостей, а также число деталей, правильно раскрашенных.

Упражнение на развитие произвольного внимания

Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: "Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий и седьмой треугольники". Если ребенок спрашивает, что делать дальше, - ответьте, что пусть он делает так, как понял.
Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить выполнение заданий, придумывая и постепенно усложняя условия.

Упражнение на развитие объема внимания

Для проведения этого упражнения необходимы два рисунка.

На верхнем рисунке в 8 квадратах определенным образом расставлены точки. Ребенка просят посмотреть на первый квадрат (остальные 7 квадратов закрываются) и постараться точно так же расставить эти точки в пустом квадрате (заранее подготовить и дать ребенку рисунок с пустыми квадратами).

Время показа одной карточки -- 1-2 секунды, на воспроизведение точек ребенку отводится не более 15 секунд.

Объем внимания ребенка определяется числом точек, которые он смог правильно вопроизвести на любой из карточек (выбирается та из них, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек).

2. Упражнения на развитие восприятия

Упражнение на развитие восприятия геометрических фигур

Ребенку предлагается рисунок с изображением различных геометрических фигур. Попросите назвать фигуры, которые знает ребенок, подскажите ему названия тех фигур, которые он еще не знает.

В следующий раз попросите его нарисовать те фигуры, которые вы ему назовете (круг, квадрат, прямоугольник, четырехугольник, треугольник, эллипс, трапеция).

Упражнение на развитие точности восприятия: "Дорисуй фигуры"

Ребенку показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Попросите ребенка дорисовать их. После этого пусть ребенок назовет фигуры.

Упражнение на развитие цветоразличения

Подберите разноцветные картонки, кубики, карандаши, фломастеры, лоскутки и т. д. Попросите ребенка назвать цвета, подскажите ему, если он не справляется. Повторяйте это упражнение до тех пор, пока ребенок не освоит эту цветовую гамму.

Упражнение на развитие восприятия длительности временного интервала

Покажите ребенку секундомер или часы с секундной стрелкой, пусть он проследит движение стрелки по кругу и поймет, что такое 1 минута.

Затем попросите его отвернуться и посидеть тихо в течение одной минуты. Когда минута, по его мнению, пройдет, он должен сообщить об этом (ребенок не должен видеть часы или секундомер).

Разрезать бумагу ножницами на полоски - 3 см шириной (заранее подготовить лист бумаги, разлинованный по ширине);
- нарисовать какие-нибудь фигуры (например, геометрические);
- перенести палочки с одного стола на другой и сложить их в коробочку.

Каждый раз давайте команду к началу действия, а ребенок сам должен прекратить выполнение, как только, по его мнению, минута пройдет.

Упражнение "Часы"

Учите ребенка определять время по часам. На рисунке изображены часы с двумя циферблатами (часовым и минутным). Лучше сделать такие часы из картона.

Числа, обозначающие часы, не должны задевать круг с минутными делениями и закрываться часовой стрелкой. Часовую стрелку нужно сделать толстой и короткой, а минутную - тонкой и длинной, чтобы она шла по черточкам минут. Обратите внимание ребенка на то, что стрелки разные, что крутятся они всегда в одном направлении. (Ребенок должен уметь разбираться в числах.)

Если ребенок знаком с числами до 12, то он учится определять сначала только "сколько часов?" Для этого вы ставите всегда большую стрелку на 12, а маленькую передвигаете на час и каждый раз спрашивайте ребенка: "Который час?"

После того как ребенок овладеет этим навыком, можно переходить к определению времени и по минутам. (Но сначала убедитесь в умении ребенка распознавать цифры, обозначающие минуты.)

Устанавливаете маленькую стрелку на 9 часов, а большую на 3 минуты и спрашиваете ребенка:
"Сколько часов и сколько минут показывают часы?"

Обучая ребенка определению времени по часам, вы одновременно рассказываете ему о том, что такое сутки (сколько часов в сутках), что такое час (сколько минут в часе), что такое минута, как можно использовать это знание в своей жизни и играх.

Упражнение на развитие представлений о частях суток

Подготовить рисунки, посвященные каждому времени суток, - утро, день, вечер, ночь. Затем ребенку задают вопросы: "Что ты делаешь утром? Когда ты приходишь в детский сад? Что ты делаешь утром в детском саду?" и т. д.

После этого покажите ребенку картинки и спросите, о каком времени суток идет речь на каждой. Ребенок справляется с этим заданием. После этого предложите ему разложить самостоятельно эти картинки в соответствии с последовательностью частей суток. Расспросите подробнее, что делает ребенок в каждую часть суток.

Упражнение на развитие представлений о временах года

Выучите с ребенком стихотворение или отрывок из него.

Четверо художников,
Столько же картин!
Белой краской выкрасил
Все подряд один.
Лес и поле белые,
Белые луга. -
У осин заснеженных
Ветки, как рога...

У второго - синие
Небо и ручьи.
В синих лужах плещутся
Стайкой воробьи.
На снегу прозрачные
Льдинки-кружева.
Первые проталинки,
Первая трава.

На картине третьего
Красок и не счесть:
Желтая, зеленая,
Голубая есть...
Лес и поле в зелени,
Синяя река,
Белые, пушистые
В небе облака.

А четвертый золотом
Расписал сады,
Нивы урожайные
Спелые плоды.
Всюду бусы-ягоды
Зреют по лесам...
Кто же те художники?
Догадайся сам.

(Е. Трутнева)

Покажите ребенку 4 картинки с изображением явлений природы в четырех временах года. Например, приметы осени: гроздь рябины; желтый лист; кочан капусты; белка делает запасы; дети в осенней одежде идут с корзинками в лесу; деревья с желтыми листьями; убранное поле, астра.

Расспросите ребенка о временах года: "Когда бывает снег? Когда опадают листья с деревьев? Когда появляются подснежники? Когда птицы вьют гнезда?" и т. д. Через 1-2 дня ребенку последовательно показывают 4 картинки с изображением времен года и просят назвать, какое время года изображено, и объяснить, почему он так думает.

Если ребенок затрудняется в определении времен года, продолжайте эту игру дальше, подготовьте другие картинки (хорошо бы - юмористические), постарайтесь вносить разнообразие в вопросы.
Такой же подход можно использовать и в развитии у ребенка представлений о месяцах.

Упражнение на развитие пространственных представлений

Подготовьте заранее: 5 игрушек (например, куклу, зайчика, мишку, уточку, лису); картинки с изображением 9 предметов, расположенных столбиками по 3; лист бумаги в клеточку, карандаш.

Предложите ребенку выполнить несколько заданий:

1. Показать правую, левую руку, ногу; правое, левое ухо.

2. На столе перед ребенком располагают игрушки следующим образом: в центре - мишка, справа - уточка, слева - заяц, впереди - кукла, сзади - лиса, и просят ответить на вопросы о расположении игрушек: "Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед мишкой? Какая игрушка позади мишки? Какая игрушка стоит слева от мишки? Какая игрушка справа от мишки?"

3. Ребенку показывают картинку и спрашивают о расположении предметов: "Что нарисовано в середине, вверху, внизу, в правом верхнем углу, в левом нижнем углу, в правом нижнем углу?"

4. Ребенка просят на листе бумаги в клетку нарисовать в центре - круг, слева - квадрат, выше круга - треугольник, ниже - прямоугольник, над треугольником - 2 маленьких кружка, под прямоугольником - маленький кружок. Задание ребенок выполняет последовательно.

5. Игрушки располагают слева и справа, впереди и позади ребенка на расстоянии 40-50 сантиметров от него и предлагают рассказать, где какая игрушка стоит.

6. Ребенку предлагают встать в центре комнаты и рассказать, что находится слева, справа, впереди, сзади от него.

Наблюдайте за ребенком в ходе выполнения заданий, определите, как зависят особенности восприятия пространства от точки отсчета, удаленности объектов и т. д.

Предложите ребенку решить задачу. Мама, папа и Маша сидели на скамейке. В каком порядке они сидели, если известно, что мама сидела справа от Маши, а папа - справа от мамы.

Упражнение на развитие наблюдательности

Предложите ребенку игру: "Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность". Ребенок называет предметы: часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик и еще многое другое.

Проведите эту игру в соревновательной форме: "Кто больше назовет таких предметов?"

Покажите ребенку картинки, на которых нарисованы разные предметы, и попросите назвать все эти предметы, которые как бы "спрятаны".

3. Упражнения на развитие мышления

Упражнение: "Соотношение понятий"

Изготовьте картинки, на которых было бы четыре стадии развития ветки - от голой зимой до осыпанной ягодами (плодами) осенью.

Расположите перед ребенком эти картинки в произвольном порядке и попросите его определить порядок размещения картинок по смыслу.

Если для ребенка это задание является трудным, начните с более легкого: пять кружков, увеличивающихся на каждой картинке по размеру.

Или еще вариант: пять квадратиков, которые следует разместить в обратном порядке - от самого большого до самого маленького.

По аналогии придумайте еще упражнения, которые развивают у ребенка умение соотносить понятия, образовывать аналогии.

Упражнение на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков "Найди лишнюю картинку"

Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая - лишняя.

Разложите перед ребенком первые четыре картинки и предложите одну лишнюю убрать. Спросите: "Почему ты так думаешь? Чем похожи те картинки, которые ты оставил?"

Отметьте, выделяет ли ребенок существенные признаки, правильно ли группирует предметы). Если вы видите, что ребенку трудно дается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другие серии подобных картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное, заинтересовать ребенка игровой формой задания.

Упражнение на развитие гибкости ума и словарного запаса

Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

1) Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина...).
2) Назови слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей...).
3) Назови слова, обозначающие зверей.
4) Назови слова, обозначающие домашних животных.
5) Назови слова, обозначающие наземный транспорт.
6) Назови слова, обозначающие воздушный транспорт.
7) Назови слова, обозначающие водный транспорт.
8) Назови слова, обозначающие овощи.
9) Назови слова, обозначающие фрукты.

4. Игры, развивающие мышление, сообразительность

Игра "Как это можно использовать"

Предложите ребенку игру: найти возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета.
Например, вы называете слово "карандаш" , а ребенок придумывает, как можно использовать этот предмет. Называет такие варианты: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве, градусник для куклы, скалку для раскатывания теста, удочку и т. д.

Игра "Говори наоборот"

А) Выучите с ребенком стихотворение:

Скажу я слово "высоко" ,
А ты ответишь - ("низко" ),
Скажу я слово "далеко" ,
А ты ответишь - ("близко" ),
Скажу тебе я слово "трус" ,
Ответишь ты - ("храбрец" ),
Теперь "начало" я скажу,
Ну, отвечай - ("конец" ).

Б) Предложите ребенку игру: "Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: большой - маленький". Можно использовать следующие пары слов:

веселый - грустный
быстрый - медленный
красивый - безобразный
пустой - полный
худой - толстый
умный - глупый
трудолюбивый - ленивый
тяжелый - легкий
трусливый - храбрый
белый - черный
твердый - мягкий
шершавый - гладкий
и т. д.

Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребенка.

Игра "Бывает - не бывает"

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч ловить не нужно.

Например, вы говорите: "Кошка варит кашу", и бросаете ребенку мяч. Он не ловит его. Затем сам ребенок придумывает что-нибудь и бросает мяч вам. И так далее.

Ситуации можно предлагать разные:

Папа ушел на работу.
Поезд летит по небу.
Кошка хочет есть.
Человек вьет гнездо.
Почтальон принес письмо.
Зайчик пошел в школу.
Яблоко соленое.
Бегемот залез на дерево.
Шапочка резиновая.
Дом пошел гулять.
Туфли стеклянные.
На березе выросли шишки.
Волк бродит по лесу.
Волк сидит на дереве.
В кастрюле варится чашка.
Кошка гуляет по крыше.
Собака гуляет по крыше.
Лодка плывет по небу.
Девочка рисует домик.
Домик рисует девочку.
Ночью светит солнце.
Зимой идет снег.
Зимой гремит гром.
Рыба поет песни.
Корова жует траву.
Мальчик виляет хвостом.
Хвост бежит за собакой.
Кошка бежит за мышкой.
Петух играет на скрипке.
Ветер качает деревья.
Деревья водят хоровод.
Писатели пишут книги.
Строитель строит дом.
Водитель ведет троллейбус.

Игра "Угадай"

Загадываете ребенку загадки.

Днем спит,
ночью летает,
прохожих пугает.

Ответ: филин, сова

Ты возьми особый глаз,
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет.

Ответ: фотоаппарат

Хвостком виляет,
Зубаста, а не лает.

Ответ: щука

В нашей кухне целый год
Дед Мороз в шкафу живет.

Ответ: холодильник

В брюхе баня,
В носу - решето,
На голове - пуговица,
Одна рука,
Да и та на спине.

Ответ: чайник

Один пьет,
Другой льет,
Третий растёт.

Ответ: дождь, земля, растение .

Игра "Найди пару"

На рисунке нарисованы носки.
Ребенку дается задание: "Найди пару каждому носку".


5. Упражнения на развитие памяти

Упражнение на развитие зрительной памяти

Разложите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т. д.). Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение двух секунд, затем закройте эту фигуру и попросите ее повторить, сложить так же.

Усложнить это упражнение можно, складывая эту фигуру из палочек разного цвета. Ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.

Это упражнение тренирует не только зрительную память, но и умение считать.

Игра на развитие памяти: "Я положил в мешок"

В эту игру можно играть с детьми, например, во время длительных поездок.

Взрослый начинает эту игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова, объединенные по общему признаку (фрукты, овощи и т. д.): "В саду у бабушки растут груши, сливы..." (Порядок тот же.)

В этих играх неважно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребенок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие.

Игра "Я - фотоаппарат"

Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т. д.

Например, ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.
Так можно развивать у детей не только память, но и внимание.

Помните: всегда лучше запоминается то, что интересно ребенку. Поэтому старайтесь придумывать разные игры. Например, играйте с ребенком в детектива или в разведчика.

Приемы, помогающие запоминанию

1. Если ребенок затрудняется повторить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова.
То же самое можно попросить сделать ребенка и при прочтении фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло потом ему вспомнить прочитанное.

Такой прием позволяет значительно повысить продуктивность запоминания.

Например, называете семь фраз.

1. Мальчику холодно.
2. Девочка плачет.
3. Папа сердится.
4. Бабушка отдыхает.
5. Мама читает.
6. Дети гуляют.
7. Пора спать.

К каждой фразе ребенок делает рисунок. Если он спрашивает: "А что рисовать?", объясните, что он сам может выбрать, что именно изобразить. Главное, чтобы это помогло вспомнить все семь фраз.

После того, как к каждой фразе сделан рисунок, предложите ребенку точно воспроизвести все семь фраз, дословно их повторить. Если возникают трудности, помогите подсказкой.

На следующий день снова попросите ребенка повторить фразы с помощью его рисунков. Отметьте, сколько фраз повторяет ребенок через день, помогают ли ему рисунки. Если вспоминаются 6-7 фраз - это очень хороший результат.

2. Прочитайте ребенку небольшой рассказ, затем попросите его кратко пересказать содержание прочитанного. Если ребенок не смог этого сделать, прочитайте рассказ еще раз, но попросите его обращать при этом внимание на отдельные специфические детали. Задайте ему вопрос: "О чем этот рассказ?" Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с какой-то аналогичной историей, сравните эти истории (в чем сходство и различие). Отвечая на ваши вопросы, ребенок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность. Такая беседа значительно активизирует память и мышление ребенка. Попросите ребенка снова сделать пересказ и вы убедитесь в том, насколько он стал точным и осмысленным.

3. Известны различные приемы, облегчающие запоминание. Например, цвета светового спектра - красный , оранжевый , желтый , зеленый , голубой , синий , фиолетовый - легко запоминаются с помощью фразы: "К аждый о хотник ж елает з нать, г де с идят ф азаны" (первые буквы слов напоминают названия цветов спектра).

При запоминании, например, номера телефона можно придумать какие-нибудь близкие ребенку аналогии к каждой цифре.

4. Из 10 слов ребенок может запомнить 5-6. Попробуйте применить так называемую смысловую систему, и результаты улучшатся.

Называются 10 слов: ночь, лес, дом, окно, кот, стол, пирог, звон, игла, огонь

Теперь попытайтесь организовать этот ряд слов в одну смысловую систему, которая запоминается легче:
Ночью в лесу в дом через окно влез кот, прыгнул на стол, съел пирог, но разбил тарелку, послышался звон - он почувствовал, что осколок впился ему в лапу, как игла, и он ощутил в лапе ожог, как от огня.

В естественном стремлении развить память ребенка имейте в виду: независимо от того, хорошая или плохая у него память, перегружать ее вредно. Особенно это относится к заучиванию непонятных вещей, которые никогда не придется использовать на практике и, следовательно, они будут быстро забыты ребенком, - это пустое знание, вызывающее у ребенка лишь беспокойство, напряжение.

6. Упражнения на развитие воображения

Игра "Пантомима"

Эта игра предназначена для развития воображения и творческих способностей.
Попросите ребенка изобразить жестами, мимикой, звуками какой-либо предмет (поезд, машину, чайник, самолет ) или какое-нибудь действие (умывание, расчесывание, рисование, плавание ).
Поиграйте в "угадайку": ребенок угадывает, что вы изображаете, а затем наоборот - вы должны догадаться, что изображает ребенок.

Упражнение на развитие зрительного воображения

Ребенку предлагается рисунок с разными незаконченными изображениями, которые он должен дорисовать. Стимулируйте фантазию ребенка.

Упражнение "Точки"

Покажите ребенку на примере, как можно, соединяя точки, сделать рисунок.
Предложите ему самому нарисовать что-либо, соединяя точки. Использовать можно любое количество точек.

Упражнение "Комбинирование"

Придумайте и нарисуйте вместе с ребенком как можно больше предметов, используя геометрические фигуры: круг, полукруг, треугольник, прямоугольник, квадрат. Каждую фигуру можно использовать многократно, а какую-то фигуру не использовать вообще. Размеры фигур можно менять.

Упражнение на развитие вербального (словесного) воображения

Предложите ребенку игру: "Попробуй представить, что будет, если... Например, представь себе, что кошки научились говорить! Или открыли детский сад для собачек" и т. д.
Чем больше развита фантазия у ребенка, тем больше он предлагает интересных и оригинальных вариантов.

7. Упражнения на развитие произвольной сферы

- "Раскрась фигуры"

Ребенку показывают рисунок с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветным карандашом каждую из них. Предупредите ребенка, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения.

Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работа прекращается.
Ребенок шести лет закрашивает 10-15 фигур. Это хороший показатель произвольной регуляции деятельности, терпеливости при выполнении малоинтересной и монотонной работы.

- "Копирование образца"

Попросите ребенка как можно точнее скопировать образец, представленный на рисунке.

Анализируя результат, посмотрите, насколько число и расположение точек соответствуют образцу. Возможно небольшое (но не более чем в 2 раза) увеличение или уменьшение общего размера рисунка. Большинство детей шести лет справляются с этим заданием с небольшим отклонением точек от строки или колонки.

- "Найди такой же предмет"

Необходимо найти тот силует, который подходит к нарисованной машине.

Фиксируются время обдумывания ребенком задачи и число ошибок.

Если скорость ответа 10 секунд и менее, то это высокая импульсивность. Если при этом ответ правильный, то это свидетельствует о быстроте и гибкости мышления у ребенка.

Большая скорость ответов при их неточности свидетельствует об общей склонности ребенка действовать необдуманно, подчиняясь эмоциональному порыву.

Полгодика воспринимается как определенный рубеж в развитии малыша. Вам интересно, что должен уметь ребенок в шесть месяцев и как помочь маленькому человеку продвинуться в своем развитии.

Сегодня об этом и расскажу, но помните, что детки могут приобретать новые умения в разное время и в разном темпе.

Развитие тела и новые движения вашего малыша

В полугодовалом возрасте совершенствуется многое из того, что уже умеет ребенок, а также в шесть месяцев появляются и новые навыки:

  • К этому возрасту детки могут переворачиваться со спины на животик и обратно;
  • Часто и подолгу лежат на животике;
  • Благодаря развитию мускулатуры малыш уже может опираться на вытянутые ручки и из этого положения поворачиваться в разные стороны;
  • Стоя в этой позе, может поднять одну ручку или держать в ней какой-нибудь предмет;
  • Малыш пытается ползти по-пластунски.
  • Физическое развитие ребенка позволяет ему передвигаться по комнате:в шесть месяцев жизни большинство деток умеют ползать на животе или перекатываться, так что уже могут добраться до любого предмета. Узнайте из статьи, когда ребенок начинает ползать >>>

Если ваш малыш еще не ползает, стимулируйте его к приобретению этого навыка: положите в некотором отдалении новую игрушку. Ребенок заинтересуется и будет делать попытки дотянуться до нее. В конце концов, мышцы крохи окрепнут, и он поползет.

  • Наиболее активные детки в этом возрасте не только ползают, но и встают на ножки у опоры.
  • Физическое развитие ребенка в 6 месяцев характеризуется появлением навыка сидения. Некоторые детки садятся и могут просидеть несколько секунд без опоры. Читайте статью, чтобы узнать, когда ребенок начинает сидеть >>>
  • В шесть месяцев кроха хорошо пользуется обеими ручками, быстро идет развитие глазомера. Это значит, что малыш может захватить по игрушке в каждую руку и стучать ими друг об дружку. Большой палец при захвате пока используется редко и нетвердо, чаще всего детишки берут предметы горсточкой или четырьмя пальчиками.

Перечень того, что должен делать ребенок в полугодовалом возрасте, достаточно широк, но если в шесть месяцев малыш не выполняет то или иное действие – не расстраивайтесь, значит, этот навык карапуз приобретет немного позже.

Игры и игрушки

Психомоторное развитие ребенка в 6 месяцев приводит к изменению характера взаимодействия малыша с окружающим миром. Теперь карапуз хочет изучать все вокруг и активно участвовать во всех происходящих событиях:

  1. Малыш передвигается по комнате, внимательно рассматривает окружающую его мебель и различные предметы;
  2. Исследует свои ручки и ножки;
  3. Развитие ребенка шестого месяца жизни обязательно включает чтение взрослыми стихов, потешек и пальчиковые игры, которые очень любят малыши. И если раньше ребенок только сосредоточенно слушал, как мама читает ему стихи, то теперь он эмоционально реагирует на эти занятия; улыбается, смеется, лепечет.

Играйте с крохой не только в пальчиковые, но и в телесные игры: «Большие ноги шли по дороге», «Ехали мы, ехали», «Едет, едет паровоз» и т. п.

Беря малыша на ручки, используйте разные способы поддержки, танцуйте вместе с крохой. Так вы не только укрепите детские мышцы, но и создадите позитивный контакт с маленьким человечком, доставите малышу удовольствие от новых тактильных ощущений.

В 6 месяцев у карапуза идет развитие осязания; он не только тащит все в рот, но и старательно ощупывает пальчиками.

В подробном курсе «Мой Любимый Малыш» вы найдете пошаговые рекомендации по развитию и воспитанию ребенка этого возраста, >>>

В шесть месяцев у крохи появляются новые игрушки:

  • Мягкие кубики с картинками. Хорошо, если поверхности кубиков будут выполнены из разных текстур. Детки рассматривают изображения, слушают мамины пояснения, ломают башенки, которые строят родители;
  • Музыкальная игрушка с приятной музыкой. Для детишек в 6 месяцев хорошо подойдет детское пианино с несколькими крупными клавишами, которые легко нажимать. Такая игрушка нужна для развития логики: малыши понимают, что при нажатии разных кнопок раздаются разные мелодии;
  • Игрушки для купания. Больше всего малышам нравятся резиновые пищащие животные и куклы;
  • Разная посуда: большая деревянная ложка, пластмассовые тарелки и кружки. В шесть месяцев ребенку интересно все, что связано с едой взрослых; поэтому пользоваться посудой – это то, что должны уметь и девочки, и мальчики;
  • Картонные книжки с картинками. Карапуз любит их разглядывать и слушать, как читает мама. Не расстраивайтесь, что кроха все время тянет их в рот, это совершенно нормально;
  • Мягкая бумага и различные пакеты. Давайте их детишкам только под присмотром взрослого! Детки обожают рвать бумагу и шуршать пакетом;
  • На прогулке малыш в 6 месяцев уже любит наблюдать за мыльными пузырями; интересуется воздушным шариком.

Важно! Самое главное в выборе игрушек – следите, чтобы у них не было легко отламывающихся мелких деталей, которые малыш может проглотить.

Настроение и эмоции крохи

Психическое развитие ребенка в шесть месяцев дает ему способность отделять родителей и родственников от незнакомцев.

  1. Малыш любит общаться с близкими людьми, которых часто видит;
  2. Карапуз улыбается и смеется, когда ему хорошо, и плачет, когда он чем-то недоволен;
  3. В свои 6 месяцев крошка учится выражать отрицательные эмоции: детишки умеют хмуриться, недовольно лепетать;
  4. Когда малыш рассматривает новую игрушку, на его лице появляется сосредоточенное выражение;
  5. Детки воспринимают интонацию и реагируют на нее соответствующим образом: ласковый голос вызывает на лице малыша улыбку, а от строгого он может заплакать;
  6. Маленький человечек тонко чувствует настроение мамы, если она грустит, может ныть и капризничать. Незнакомые люди настораживают кроху. Он не сразу начинает им доверять, может не пойти на ручки и заплакать от страха.

Обращая внимание на особенности развития ребенка, вы можете спрогнозировать характер ребенка, ведь именно в 6 месяцев проявляются первые его основные черты.

Развитие недоношенного ребенка в 6 месяцев почти полностью соответствует развитию ребенка, родившегося в срок. В этом возрасте «поторопившиеся» детки начинают полноценно общаться с близкими людьми, и мамам рекомендуется проводить с ними как можно больше времени.

Шесть месяцев ребенку – время, когда родители контролируют, что он должен уметь; мальчики и девочки имеют разные нормы развития. Психологами установлено, что девочки приобретают новые навыки немного быстрее, чем мальчики.

Узнайте много интересного о развитии ребенка в 6 месяцев из моего видеоурока:

Говорят малыши

В шесть месяцев продолжается речевое развитие крохи. Малыш уже увереннее произносит слоги, расширяется его «репертуар». Чтобы потренировать язычок и губки, делайте с крохой следующее упражнение. Дождитесь, когда ребенок скажет серию слогов, например, «фа-фа-фа». Произнесите «фо-фо-фо» или «фи-фи-фи».

Так вы покажете крохе, как можно составлять слоги. Когда разговариваете с карапузом, смотрите прямо на него и четко артикулируйте слова. Он будет запоминать, как произносить разные звуки.

Когда исполняется шесть месяцев ребенку, его развитие идет очень быстро и ширится список того, что он должен уметь; видео разных моментов жизни крохи поможет вам запомнить его в полугодовалом возрасте. Успевайте наслаждаться этими деньками, проводите с малышом больше времени. Вы и не заметите, как ваш карапуз начнет бегать и разговаривать.

Заниматься с детьми 5-6 лет становится намного легче. В этом возрасте они уже стремятся стать школьниками, хотят как можно скорее стать взрослыми, им становится интересно узнать, как все вокруг устроено. К тому же дети этого возраста уже могут заниматься достаточно долгое время, способны воспринимать и запоминать намного больше информации.

Уроки развития для детей этого возраста должны быть нацелены на подготовку к тому, что вскоре ребенок будет учиться в школе. Учитывая сложность современных учебных программ, это является необходимым аспектом. На занятиях ребят нужно обучать всем необходимым навыкам для успешной учебы: распознаванию звуков в словах, чтению, счету, письму.

О том, как можно построить учебный процесс с дошкольником, подробнее рассмотрим в статье.

Знания, которые должны быть у ребенка 5-6 лет

Занимаясь с ребенком дома, взрослые должны осознавать, что умение читать, писать и считать – это совсем не главное в дошкольный период.

Если у малыша будут хорошо развиты основные психические функции, такие, как память, мышление, внимание, восприятие и воображение, а также речь и мелкая моторика руки, то первокласснику будет довольно просто усвоить программный материал в школе. А вот развитие интеллекта у крохи в дошкольном возрасте проходит намного эффективнее.

Математика:

  • прямой и обратный счет в пределах 10;
  • состав чисел в пределах 10;
  • зрительный образ цифр и их написание;
  • математические действия в пределах первого десятка – сложение и вычитание, знание знаков, которыми они обозначаются – «+», «-»;
  • сравнение множеств – больше, меньше, равно; знаки – «>», «
  • понимание и точный, верный ответ на вопрос: сколько? Который? Какой по счету?
  • Умение составить и решить задачу в одно действие – сложение и вычитание;
  • ориентирование в пространстве: вверх, вниз, вперед, назад, перед, после, справа, слева; знать понятия «ниже-выше», «длиннее-короче», «дальше-ближе»;
  • знание основных геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, трапеция, ромб; и геометрических тел: куб, шар, цилиндр, пирамида;
  • умение определять форму различных тел – круглая, квадратная, прямоугольная, треугольная;
  • деление круга и квадрата на 2 и 4 одинаковые части;
  • умение решать несложные головоломки.

Логическое мышление:

  • классификация предметов по какому-либо признаку;
  • составление рассказов по предложенной иллюстрации или продолжение рассказа по заданному началу;
  • умение находить предмет, который к данной группе не относится, лишний;
  • установление закономерностей и продолжение ряда.

Развитие речи:

  • малыш должен знать свои фамилию, имя, отчество, возраст, город проживания, адрес и телефон, имена родителей и бабушек-дедушек, место работы родителей, профессию;
  • качество связной речи практически такое же, как и у взрослых;
  • четко проговаривать все звуки речи; речь должная быть связной, выразительной;
  • уметь пользоваться предлогами, изменять слова по числам, падежам;
  • эмоционально окрашивать свою речь с помощью интонации;
  • различать и уметь пользоваться побудительными и повествовательными предложениями, вопросительными и восклицательными;
  • задавать вопросы, рассуждать и спорить;
  • участвовать в диалоге, вести монолог;
  • знать наизусть стихотворения, рассказывать их выразительно; пересказывать большие произведения.
  • Если ребенок еще не знаком с буквами, не умеет читать, то сейчас самое время начать это делать

Знания об окружающем мире:

  • знать названия и классифицировать все окружающие его объекты: мебель, одежда, обувь, посуда, домашняя бытовая техника, дикие и домашние животные, растения, фрукты, овощи и ягоды, знать названия сказок, которые любит и имена сказочных персонажей, названия любимых мультфильмов;
  • знать месяца по порядку, по временам года, называть текущий месяц, дни недели.

Развивающие занятия для детей дошкольного возраста

Математика

  1. Числовой ряд. Необходимы карточки с цифрами от 0 до 10. Взрослый загадывает два числа и выкладывает перед малышом карточки с соответствующими цифрами (например, 2 и 8). Задача ребенка – выложить карточки с числами, которые находятся между ними (в нашем примере ребенок должен выложить между этими цифрами 3, 4, 5, 6, 7).
  2. Раскраски, в которых сначала надо нарисовать рисунок, соединяя цифры по возрастанию;
  3. Раскраски по номерам;
  4. Домики;
  5. Прописи с цифрами;
  6. Выкладывание цифр из счетных палочек.
  7. Задания на сложение и вычитание. Используйте наглядные примеры для обучения. Малышу будет намного интереснее посчитать, сколько конфет в вазе было и сколько станет, если съесть, к примеру, 5 конфет, или добавить к ним еще 3. Или посчитать, сколько яблок было и сколько будет, если его угостят еще одним. А что дошкольнику интересно, то он усвоит гораздо быстрее. Для примера можно использовать и красочные иллюстрации.
  8. Сравнение множеств;
  9. Геометрические фигуры;
  10. Очень интересным для ребенка будет решение геометрических примеров.
  11. Выучить с ребенком основные геометрические тела помогут простые пластмассовые кубики. Они также могут помочь в определении того, какой формой предмет – круглой, овальной и т.д. Постройте с малышом домик, называя геометрические тела – куб и пирамиду, для постройки башни возьмите цилиндр и пирамиду. А теперь попросите кроху построить что-нибудь самостоятельно. Пусть он называет, какие геометрические тела он использует.
  12. Используйте задачки в стихах. Они намного занимательнее для дошкольника и воспринимаются им намного легче.
  13. Детям очень понравятся различные математические презентации или флеш-игры на компьютере или планшете . Ими можно с успехом пользоваться в ваших домашних уроках математики.

7 фото

Логическое мышление

Для развития логики у детей можно приобрести интересные дидактические игры (это могут быть паззлы «раздели на группы, лото, домино и др.) и готовые тетради с разнообразными красочными иллюстрациями.

Если есть возможность распечатать их на принтере, то вы сможете сделать отличные развивающие пособия своими руками, найдя такие карточки в интернете. В этом случае вам будет легче подобрать материал для домашних уроков по предпочтениям вашего малыша.

Для развития логики очень полезен различный конструктор. В магазинах его можно приобрести как для девочек, так и для мальчиков.

Еще больше дошкольнику понравится работа с наглядным материалом. Так, к примеру, в корзинку можно положить 4-5 фруктов и один овощ и попросить кроху найти лишнее.

Можно предложить ребенку среди фигурок животных найти лишнее (по принципу дикие-домашние), среди игрушечной мебели найти лишнее (например, игрушечный пылесос – бытовая техника).

Для того чтобы кроха учился классифицировать, можно поиграть с яркими пластмассовыми кубиками. Их можно разделить на группы по нескольким признакам (цвет, форма, размер). Попросите малыша рассказать вам, как он это сделал. Таким же образом можно использовать практически все, что есть у вас дома.

При обучении ребенка составлять рассказ по картинкам добивайтесь связной речи и полных предложений.

Для начала можно помочь маленькому ученику, задавая наводящие вопросы. Когда ребенок поймет, как это делать, можно уже просить его составить рассказ самостоятельно или закончить начатую вами историю. Попробуйте поменять местами картинки.

Прежде чем начинать рассказ, малыш должен догадаться, что порядок карточек не верный.

Воспользуйтесь вашей фантазией, и занятие превратится для крохи в увлекательную игру.

  • Найди лишний предмет
  • Раздели на группы
  • Составление рассказов по картинкам
  • Установление закономерностей

Развитие речи

Занимаясь развитием речи, необходимо обязательно делать с ребенком логопедическую зарядку для язычка. Это нужно для того чтобы мышцы, которые отвечают за работу губ и языка, всегда поддерживались в тонусе, были хорошо развиты. Именно они отвечают за качество произносимой речи.

Зарядку необходимо делать каждый день. Малыш обязательно должен видеть свое отражение в зеркале, сравнивая свои движения с взрослым. Следите за качеством выполнения упражнений, в каждом положении необходимо фиксировать язык на несколько секунд. Никаких пропусков быть не должно.

Следите за тем, чтобы кроха от усердия не напрягал мышцы шеи, плеч и кисти рук. Если это происходит, то необходимо сделать легкий массаж.

Очень полезным для развития речи будет заучивание чистоговорок и скороговорок, различных считалок.

После этого крохе будет намного проще научиться печатать буквы, ведь он научился не только ассоциировать звук с изображением буквы, но и запомнил основные движения руки необходимые для ее написания.

Каждый день заучивайте с дошкольником детские стихи, как можно больше читайте ему различных книг . Просите рассказать то, о чем вы прочитали.

Следите за тем, чтобы рассказ малыша был связный, ребенок рассказывал по порядку, не перескакивая из начала в конец.

Просите ребенка рассказать хорошо знакомое ему стихотворение с различными эмоциями: сердито, как будто ему очень смешно, жалобно и т.д.

Учите задавать вопросы, высказывать свою точку зрения на ситуацию. В таком возрасте для детей уже можно приобрести азбуку. Все это очень хорошо способствует развитию речи и расширению словарного запаса крохи.

Знания об окружающем мире

Занятия окружающим миром можно проводить практически везде: дома, в магазине, на прогулке, в очереди в поликлинике.

Находясь в магазине, попросите малыша назвать знакомые ему овощи, фрукты, ягоды. Покажите те, которых он еще не знает. На прогулке можно вспомнить встречающиеся виды транспорта, рассмотреть различные деревья и их листья, кусты, цветы, траву.

Обязательно разговаривайте о том, какое сейчас время года, ищите его признаки в природе, вспомните названия месяцев этого времени года, какой месяц сейчас, какое время года было перед ним и будет после, изменения в природе, которые они с собой принесут и название месяцев.

Поговорите о птицах, расскажите о перелетных и зимующих видах, о тех, которые живут в лесу и в городе. Вспомните диких и домашних животных, насекомых.

Находясь в очереди в каком-либо учреждении, можно рассказать ребенку о различных профессиях людей, которые там работают.