Ребенок не хочет двигаться. Так ли важно, во сколько дети ползают? Причины, почему ребенок не хочет ползать

Консультируя молодых родителей он-лайн, я часто сталкиваюсь с вопросами развития и сравнением своего ребенка с другими: «А вот соседский малыш уже сидит в 5 месяцев… а подруга говорила, что ее дочь с 6 месяцев стояла на ножках… наш ребенок еще не сидит - что делать» - и так далее.

Послушав такие рассказы, родители начинают сомневаться в правильности развития своего ребенка, начинают «упорные тренировки», чтобы добиться результатов подруг и соседей, зачастую ценой здоровья малыша. Только вот правы ли они, нужны ли специальные усилия по развитию навыков? Прежде всего, хочется отметить одну важную вещь - развитие ребенка это индивидуальный, особым образом запрограммированный в каждой клетке тела процесс. Он не может абсолютно идентично идти у разных детей, так как не бывает двух абсолютно одинаковых малышей даже среди близнецов. Развитие ребенка - это процесс закономерный и нельзя его стимулировать и насильно подгонять. Ничего кроме вреда это ребенку не принесет, особенно если за это возьмутся родители, не имеющие познаний в детской анатомии или физиологии. Помогайте ребенку грамотно!

Общие замечания

Примерно к пяти-шести месяцам малыши учатся основным навыкам - ползанию и сидению, к полугоду многие ребятишки способны присаживаться, опираясь ручками или сидя на бедре. Кроме того, расширяется граница любознательности ребенка - с пяти месяцев малыш подолгу может держать в ручках предметы, он тащит их в рот, облизывает и обсасывает. Детям становится интересно засовывать пальчики и предметы в колечки, дырочки и прорези, стучать по разным поверхностям игрушкой, бить их друг об друга. Малыши могут мять мягкие игрушки или резиновые пищалки, и таким образом разрабатывают кисть, а звуки игрушки развивают ассоциативные связи.

Чтобы развить навык ползания, необходимо давать ребенку возможность примерно с полугодовалого возраста свободно перемещаться, лучше всего на полу. Там ребенок чувствует себя более уверенно, он может спокойно переворачиваться, без риска упасть и травмироваться, ползти в любом направлении, не рискуя удариться о спинку кровати или наткнуться на углы. По полу можно разложить яркие мягкие игрушки, огородить зону ползания валиками и подушками, поставить картинки.

Перед тем как начать развивающие упражнения, вам необходимо подготовиться к ползанию крохи по полу - полы должны быть чисто вымытыми, теплыми и гладкими. Зимой можно застелить их паласом или одеялами, пледами, в летнее время достаточно вымыть с дезинфицирующими средствами или мылом. После мытья полы протрите чистой водой и дайте хорошо просохнуть.

Полы должны быть гладкими - в идеале это дерево, ламинат, ковролин или линолеум, хотя последний может быть скользким. Покрытие должно плотно быть прикреплено к полу и не иметь выступающих швов и щелей. Проползите сами по всем полам на четвереньках и уберите по ходу движения все предметы, которые могут упасть от толчка или представлять другую потенциальную опасность (шнуры, провода). Приберите с пола все возможные мелкие предметы, проверьте, чтобы был закрыт доступ к обогревателям и батареям, розеткам. Прикройте острые углы мебели и дверей подушками или специальными накладками, поставьте на дверь блокиратор закрывания, чтоб кроха не прищемил пальчики.

На первое время можно огородить посреди комнаты стульями или специальным заборчиком небольшой «загончик» примерно 2х2 м, застелив внутри борта мягкой тканью. По мере тренировки навыков малыш будет расширять границы своей территории.

Освоение навыков ползания

Сперва ползание придется стимулировать: поместите перед малышом яркие и красивые игрушки, чтобы у него возникло желание за ними тянуться. Все дети ползают в своей манере: кто-то на животе, другие на четвереньках, третьи - пятясь или бочком, на вытянутых ногах или на согнутых в коленях. Однако есть отдельные малыши, которые пропускают процесс ползания и сразу начинают ходить, причем раньше остальных детей.

Ползание является важным этапом в развитии ребенка, и важно не упустить этот момент, а неврологи утверждают, что ползание для дальнейшего развития ребенка даже важнее, чем его первые шаги - оно сильно стимулирует развитие крохи. Именно при ползании у малыша устанавливаются взаимосвязи между полушариями мозга. Дети, рано начинающие ползать, равномернее развиваются оба полушария, у них нет явного преобладания одного из полушарий над вторым, а это залог успеха и в точных науках, и в гуманитарной сфере.

Помимо этого, ползание в возрасте 7-9 месяцев является оптимальным способом распределить физические нагрузки на все группы мышц. Психологические и эмоциональные нагрузки непосредственно связаны у таких малышей с физической деятельностью. За счет работы мышц поддерживается активный тонус нервной системы. Чем меньше будет двигаться ребенок, тем медленнее и пассивнее будет он воспринимать окружающий мир. В будущем это может проявиться замкнутостью, неуверенностью и эмоциональной неустойчивостью. Если нет достаточной нагрузки на мышцы, хуже развиваются скелет и суставы, мало тренируется сердце и сосуды, нарушается кровообращение в тканях и замедляется обмен веществ; у малоподвижного ребенка хуже иммунитет, такие дети чаще и дольше болеют.

Почему дети не хотят ползать?

Если вы пытаетесь помочь вашему ребенку освоить навыки ползания, а он упорно не хочет это делать, стоит прежде всего выяснить, почему малыш не хочет предпринимать попытки ползать на четвереньках. Специалистами выделяется восемь основных факторов, которые могут мешать ребенку:

Недоразвитость мышц или их слабость из-за заболеваний, например, при рахите. Диагноз обычно устанавливается педиатром во время планового осмотра, им же и назначается лечение и курс массажа. При игнорировании советов врача и самостоятельных занятиях ползанием у такого ребенка может серьезно травмироваться связочный аппарат и мышцы.

Большой вес и тучность. Скелет малыша еще слаб и не может выдержать нагрузку такого веса. Перекормленные и очень полные дети закономерно отстают в физическом развитии, они позже осваивают все навыки, им просто очень трудно двигаться.

Малоподвижное пребывание в постели в результате длительной болезни или ношения ортопедических конструкций, частые болезни в первые полгода жизни. Обычно такие малыши чуть позже, окрепнув, начинают активно догонять в развитии сверстников.

Различного рода травмы рук и ног, переломы, растяжения и вывихи, сильные ушибы. Боль не дает ребенку свободно двигаться.

Практика тугого пеленания не дает своевременно освоить некоторые навыки. Дети, с раннего возраста находившиеся в свободной одежде, раньше учатся управлять своим телом и раньше начинают ползать. Если вы не можете обходиться без пеленания, то при любой удобной возможности предоставляйте ребенку свободу движений - он не должен всегда быть спеленут.

Длительное нахождение в манеже и пользование прыгунками и ходунками не дает ребенку возможности развить навыки ползания. Конечно, на несколько минут в день, чтобы сделать необходимую домашнюю работу, можно пользоваться манежем, но в общей сложности ребенок не должен быть там более 2 часов в сутки и не более получаса подряд. А вот ходунки и прыгунки врачи вообще не одобряют.

Предрасположенность к позднему ползанию, переданная по наследству. Врачи давно заметили, что навыки физического развития передаются по наследству, мальчики обычно наследуют отцовские черты, а девочки - материнские. Расспросите своих родителей о вашем развитии и примерно в эти же сроки ждите прогресса у вашего карапуза.

Отсутствие интереса к ползанию. Задача родителей так заинтересовать ребенка, чтоб он не мог устоять от соблазна поползти за любимым предметом или игрушкой.

Учим ся ползать

Примерно к пяти месяцам ребенок становится более ловким и в достаточной мере овладевает своим телом, координирует движения. Малыш будет пытаться перевернуться со спины на живот и обратно, он захватывает маленькие игрушки, которую подвешивают над кроваткой, приподнимает корпус на вытянутых руках лежа на животе и тянется ручкой вперед, чтобы что-нибудь взять. Это указывает родителям, что ребенок дорос до ползания. Однако одной физической готовности к ползанию мало, необходимо наработать практические навыки ползания и отточить мастерство.

Среди родителей распространен миф, что помогать в ползании необходимо только ослабленному или отстающему в развитии ребенку, а здоровые дети сами освоят эти навыки. Но это не совсем верно. Часть детей, конечно, способна скоординироваться и почувствовать верную тактику движения, и они пытаются все делать самостоятельно, передвигаясь на четырех точках опоры. Однако у большинства малышей ползание первое время вызывает трудности и им необходимо помочь. Конечно, время даст возможность сформироваться всем навыкам, и ребенок все равно научится ползать, и ходить, и бегать, только сделает он это медленнее ровесников, с которыми занимались с рождения.

Не стоит пускать процесс на самотек; зачастую ребенок первые три-четыре месяца развивается правильно, и родители прекращают с ним занятия, что является ошибкой. К 6-8 месяцам у крохи начинаются проблемы с развитием двигательной сферы и отставание в развитии от сверстников.

Подготовка маленького ребенка к ползанию и освоению новых пространств начинается с воздушных, водных ванн и массажей. Массажи не обязательно делать у платных специалистов. В большинстве своем с обычным комплексом массажа и гимнастики отлично справляются сами родители, важна только регулярность и систематичность. Нужно заниматься физической культурой с первых дней жизни и не ждать, когда малыш подрастет и окрепнет - тогда будет уже поздно.

Основной эффект массажа, проведенного мамой или папой -приток крови к мышцам и связкам, повышение их тонуса и улучшение питания кожи, раздражение рефлексогенных зон. Как результат - улучшение тонуса мышц и активности малыша, усиление обмена веществ и становление различных функций организма.

Самые простые упражнения с малышом показывает медсестра или неонатолог при выписке, либо патронирующий вас участковый врач; комплексы (и даже с картинками) можно найти в интернетем. Массаж проводят дважды в день, поглаживая и растирая мышцы по 10-15 минут в день перед купанием или после завтрака. Движения должны быть легкими и плавными, не доставлять крохе дискомфорта и приносить только положительные эмоции. Основное правило - процесс начинается с периферии, от ручек и ножек, и идет к центру тела.

Очень полезной для дальнейшего ползания является рефлекторная гимнастика, которую базируют на врожденных (безусловных) рефлексах. Проводят пальцами вдоль позвоночника, стимулируя разгибание спины, дают опору пяточкам, чтобы малыш ими отталкивался. Важно выкладывать малыша на живот голеньким и давать подвигаться всем телом, он будет поднимать головку, махать ручками и ножками. Лежать на животе вообще полезно, так лучше отходят газы и укрепляется брюшной пресс. По прошествии времени малыш начинает приподниматься на предплечьях и поднимать верхнюю часть тела, толкается ножками от поверхности и в результате ползет - иногда правда назад, но это тоже полезно. Потом он научится ползти во всех направлениях.

Примерно к трем месяцам в массаж добавляют простые физические упражнения - скрещивают ручки и ножки, делают ими круговые движения, присаживают и выгибают тельце, поворачивают малыша со спины на животик и обратно (сначала перевороты делает мама, потом малыш учится это делать сам). Как только малыш хорошо научится переворачиваться с бока на бок, он предпримет попытки ползать самостоятельно или при помощи родителей.

Если малыш физически развит и здоров - пора действовать. Положите малыша на животик на твердой поверхности, и на небольшом расстоянии разместите новую или особо любимую игрушку. Затем чуть подтолкните малыша к ней, чтоб он мог потянуться и немного проползти, а не сразу достать ее. Наш сын пополз за пультом от телевизора. По мере успехов отодвигайте заветную вещицу все дальше от карапуза…

Во второй части статьи мы погорим о других важных навыках - сидении и хождении.

Этот пост навеян разговором в комментариях у моей френдессы. Так как тема мне кажется важной, я решила записать отдельно свои мысли

Мне иногда очень радостно слышать от других, не очень с нами знакомых людей:
- какая у вас Алиса спортивная!
- Алиса такая ловкая, такая активная
и т.п.
И не только потому, что я любуюсь своей девочкой, но и потому, что это - серьезная похвала мне лично.

Дело в том, что для того, чтобы Алиса бегала, прыгала, каталась, плавала и т.п. мне ВСЕГДА нужно прикладывать усилия. Да-да-да. Если ее не трогать - она ляжет на диван. Проверено:))))
И никакой пример папы, мамы, старшего брата - ничего это не работало. И компания друзей спортивных не дает особого эффекта. Нужны постоянные, подчеркиваю - ПОСТОЯННЫЕ стимулы.
- зарядка - через сказку
- кататься на велосипеде - ищем клады, отправляемся в путешествие, едем за яблоками
- кататься на роликах - соревнования, подружка, мелки
- плавать - через смех, брызги, догонялки, любимого тренера
- рукоход, лазать по шесту и канату - на "слабо"
- прыжки в воду - через адреналин, эмоции
и так во всем!

Хорошо это или плохо?
Ну, это - жизнь. Это - есть. При том, что мы с ней занимались физическим развитием, как и со Славой, и с Аленкой, с рождения, всегда, постоянно, без перерывов. И ведь темпераментом не обделена. Но вот так у нее. Чтобы начала двигаться - надо раскачивать. Когда раскачаешь - делает с удовольствием, и на какое-то время ей хватает. Но проходит время, и снова нужно поддерживать, провоцировать, подталкивать...

Мне несколько раз задавали вопросы: ну, если все так непросто, так может не стоит трогать ребенка?
Честно скажу: был момент, когда я устала и пустила все на самотек. Не хочешь - не надо.
И вот тогда ребенок лег на диван. Даже не сел, а именно лег. Она стала лежа играть, читать, рисовать. Выйти из дома стало проблемой. И так продолжалось не один день, и даже не одну неделю. Больше месяца ребенок вел лежачий образ жизни. Потом мы поехали на море. Там с лежачим образом жизни сложнее. Но даже там она готова была лежать на берегу. Вот тут я решила, что хватит экспериментов - начинаем действовать. И ребенок стал радостно плавать, прыгать, бегать, кувыркаться, кататься и т.п. И был при этом счастлив!

Я честно не знаю, почему оно вот так бывает. Не знаю. Мысли есть, но я не готова их озвучивать, не хватает фактов в поддержку моих предположений

Тут можно задать вопрос: а что, без спортивных нагрузок никак не обойтись? Все дети должны заниматься спортом?
Нет, конечно. Спорт - это не обязательно. Но против природы не пойдешь: всем детям нужно двигаться. Много и разнообразно. Это заложено в их развитии. Движение нужно не только для здоровья, но и для роста, формирования тела, развития мозга, наработки опыта и т.п.

То есть все дети нуждаются в регулярной, разнообразной физической нагрузке
Есть дети, которые сами прекрасно двигаются, и наша задача с такими детьми просто создавать условия для их активности. Домашний спорткомплекс - очень сильная штука, особенно для малышей. А дальше надо бы выходить куда-то дальше: на стадион, сложную детскую площадку, в бассейн, становится на лыжи... В общем, все равно нужна наша помощь в создании этих самых условий для активности

Но есть дети, которые не будут двигаться сами. И тут наша задача заключается в том, чтобы стимулировать их на движения . Да, да, да. С ними мало просто поставить спорткомплекс или купить беговел, с ними мало просто привести ребенка в секцию или в компанию других активных детей, с ними мало быть просто активными родителями. Нужно целенаправленно искать способы увлечь их движением. Нужно искать "крючки", которые их зацепят. Нужно искать что-то, что зажжет интерес, желание, стремление.

Всегда надо искать то, что зацепит ребенка. Ради чего он захочет напрячься
Это может быть адреналин, мышечный кайф, ощущения, равновесие, это может быть внешняя красота, радость победы, общение в команде... это может быть что-то совсем идиотское. например, соседская девочка начала заниматься танцами потому, что мама проела ей дырку в голове, что она толстая... Я сейчас не обсуждаю эту маму и на сколько девочка была толстая или не толстая. Но это - тоже способ сподвигнуть. Кстати, да, нужно очень четко отслеживать, чтобы не уйти в унижение, манипуляцию (пробеги круг - дам "конфетку") и прочие штуки.
Повторюсь, нужно искать способ, ситуацию, вид спорта, тренера и т.п., когда ребенок начнет получать от процесса кайф. Да, он в первую очередь будет связан, может быть, не столько с самой физической нагрузкой, сколько с сопутствующими вещами:
- мне было смешно, весело, интересно
- это было круто, страшно, необычно, я так еще не делал
- я еду как папа, я похож на папу
- я пробежал быстрее всех, я - крутой
- моя команда - мои друзья, у меня отличная компания
и т.п.
Но тем не менее, сам ребенок должен получать позитив от того, что он делает. Должен получать позитив от того, во что вкладывает силы. И как приятное дополнение - физическая нагрузка:)

Небольшое отступление
Мой муж всю жизнь играет во все подряд:) футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис, бадминтон, бильярд. Они с 5 лет во дворе каждый день играли в футбол. Только уж очень сильный дождь, мороз и т.п. могли помешать. Каждый день, без всяких секций. И это - нормально для здоровья ребенка - иметь постоянную нагрузку. А летом была деревня - где была правильная невыдуманная нагрузка: сено, прополка, картошка, дрова попилить - порубить, воду принести. Когда подрос стал косить. Бабушке помогал по хозяйству на полную - больше некому было. Это - правильная, естественная нагрузка. Да даже если и не заморачиваться хозяйством, а просто жить на даче - в деревне, бегать босиком, ходить в лес часами, кататься на велике (потому что расстояния-то приличные), купаться и т.п. - ребенок и получит ту самую разную нагрузку, так важную для него. Но в городе всего этого нет. Вот и приходится создавать альтернативу - своими руками так сказать.
Поэтому да, в нашей семье мы всех детей обязательно "вписываем" в спорт. В любой, какой нравится. Потому что это просто необходимо для здоровья и развития.
Это не значит, что у них есть только спорт, нет конечно. Я ни в коем случае не против музыки, танцев, пения, рисования и всего остального. Я наоборот - только ЗА:) Занимались же дети в театральной студии, и если все сложится, в этом году продолжат Алиса и Аленка. Слава тоже бы хотел - но у него это ну вот совсем никак не вписывается в ритм жизни. А Слава в детстве на музыкальный кружок ходил. Ему нравилось, хотя никаких особых способностей и предрасположенности к этому у него не проявилось. Алиса, кстати, тоже ходила. И ей нравилось, но она больше к танцам тяготеет. И мы почти пошли в прошлом году, но там оказалась неудачная педагог - поэтому пока идея подвисла. Кстати, танцы - неплохая альтернатива спорту, если нравятся. Мы вот ищем для Алисы студию современных, но, к сожалению, пока есть варианты только очень далеко. Не получится пока возить ее туда. Может через пару лет, когда она сможет ездить сама, если не перегорит, или что-то поближе найдется.

Так как же вовлекать детей
Пока дети маленькие, на мой взгляд, проще всего это делать в игре. У нас дома это начиналось со , а потому мы и говорим, поиграем в сказку. Хотя, конечно, часто это и не сказка совсем. Это могут быть и игры, и квесты.
Когда дети подрастают, с ними точно так же можно и нужно играть. Только, конечно, игры меняются. Теперь это скорее квесты, чем просто истории. А если и игра, то она должна нести какой-то важный для ребенка смысл. И, кроме игр, теперь появляются и другие варианты: победа, общение с друзьями, командный дух, принадлежность к группе, награда, адреналин и т.п.
Самое главное, если вы понимаете, что вашему ребенку нужна вот такая ваша помощь, не опускать руки. На мой взгляд, очень важно не сдаваться, не махать рукой ставя "диагноз" - неспортивный у меня ребенок. А продолжать искать, искать, пробовать.

В общем, я хочу сказать вот что.
- детям нужно двигаться, постоянно и разнообразно
- если они делают это сами - мы радуемся и помогаем им, создавая условия
- если они не делают это сами, значит мы ищем варианты, как вовлечь их в эту самую физическую активность. Помним главное, в итоге ребенок обязательно должен получать радость.

А вы знакомы с "неспортивными" детьми? Ваши дети спортивные? Что вы думаете по этому поводу?

Как ребенка научить ползать? Этот вопрос задают себе родители, чьи дети уже перешагнули полугодовой рубеж, научились сидеть, но вот предпосылок у них к этому важнейшему этапу в развитии, который должен предшествовать ходьбе, так и не намечается.

Нужно ли учить ребенка ползать?

Не стоит волноваться, если ваш малыш не хочет ползать: возможно, малышу просто не хватает «ярких целей» на полу – новых привлекательных игрушек/предметов.

Может не хватает и помощи со стороны родителей, после которой он сможет освоить этот увлекательный процесс, а его костно-мышечная система подготовится к дальнейшим нагрузкам следующего этапа развития – ходьбе. Не стоит забывать о том, что из положения на четвереньках малышу будет удобно садиться и вставать.

  • Во-первых, ползание способствует физическому развитию малыша , при котором укрепляются мышцы его рук и таким образом устанавливается связь между левым и правым полушариями, а также ног.
  • Во-вторых, у малыша улучшается координаци , и кроха способен лучше управлять своим телом.
  • И в-третьих, когда ребенок больше двигается по дому, он лучше познает мир, что благоприятствует ускоренному нервно-психическому развитию .

У каждого малыша свой ритм развития, но его можно ускорить. Чаще всего быстро научить ребенка ползать можно двумя способами: массажем и гимнастическими упражнениями.

Стоит знать, что упитанным малышам, у которых нет проблем с эндокринной системой и обменом веществ, а которого просто перекармливают, этот процесс станет настоящим испытанием. Поэтому с самого рождения стоит следить за питанием малыша, придерживаясь норм набора веса по месяцам.

Как помочь ребенку при кашле: предлагаем .

Профилактический массаж

Чаще всего перед такими важными этапами в жизни малыша, как переворот со спинки на животик (в возрасте 3-5 месяцев), попыткой сесть (5-7 месяцев), поползти (7-9 месяцев), встать на ножки (9-12 месяцев) и начать ходить (10-12-15 месяцев) рекомендуется пройти профилактический массаж.
Делать массаж малышу можно самостоятельно в домашних условиях
Многим удается получить направление в массажный кабинет в поликлинике и бесплатно пройти курс массажа.

Кто-то выбирает для себя платные медицинские центры, а кто-то может себе позволить пригласить профессионала на дом.

В любом случае массаж оказывает положительное влияние на состояние кожных покровов, опорно-двигательную, нервную и сердечно-сосудистую системы организма малыша.

Если ни один из способов не подходит, то с 6 месяцев для подготовки к ползанию можно делать самим массаж, выполняя:

  • скрещивания рук на груди по 6-8 раз,
  • сгибание и разгибание ног по 4-6 раз каждой ногой,
  • повороты со спины на живот по 2-3 раза в каждую сторону,
  • массаж спины и ягодиц (поглаживание, растирание, разминание, поколачивание или пощипывание) по 2-3 раза на каждый прием,
  • массаж живота (поглаживание, растирание, пиление, пощипывание вокруг пупка) по 2-3 раза на каждый прием,
  • присаживание 2 раза,
  • круговые движения руками по 6-8 раз,
  • поднимание выпрямленных ног по 4-6 раз,
  • приподнимание туловища из положения на животе по 1-2 раза.

Стоит знать, что массаж следует выполнять не хаотично и не многие недели подряд, а всего 10-12 дней, в одно и то же время, четко соблюдая порядок действий (лучше заранее их записать и положить перед собой как опорный конспект) и не менее 10 минут (в лучшем случае 25 минут).

Гимнастические упражнения

Когда же учить ребенка ползать? Если малышу уже вскоре исполнится 9 месяцев, у него нет проблем со здоровьем, что подтверждают ортопед, невролог и педиатр, а он еще не предпринимает никаких попыток ползать, то пора ему помочь.

Подготавливаем пространство

Многие малыши в перегруженных мебелью и вещами квартирах просто не хотят перемещаться. Оно и понятно: кому хочется стукнуться лбом о стулья, диваны и т.д.?

Для этого достаточно встать самим на четвереньки и немного поперемещаться по дому. Что лишнее? Может слишком много напольных цветов, пугающих малыша? А что насчет чистоты?

Необходимо убрать все ненужное, промыть хорошо полы, выбить ковры, вытряхнуть коврики, протереть пыль.

Теперь нужно позаботиться о том, чтобы малышу было на полу тепло. Если пол не подогревается, то стоит положить хороший ковер. Не стоит класть пледы, одеяла. Они скользят, тем самым еще больше внушая страх малышу перед неустойчивой поверхностью.

Малыш должен почувствовать свободу, в распоряжении которого будет не только кроватка и манеж, а вся комната.

Главной ошибкой многих родителей является их чрезмерная забота о малыше, которого хотят максимально одеть. «Капустному» карапузу просто неудобно перемещать тело в пространстве в стольких вещах.

Делаем зарядку вместе

Делайте упражнения всей семьей – это доставит массу удовольствия малышу и вам
  1. Следует ложить малыша на пол на животик перед собой и встать перед ним на четвереньки и медленно от него отползать.
    Хорошо, если в данном процессе будут участвовать оба родителя, один из которых сверху обхватит кроху за туловище, поставив на четвереньки, а второй, отползая, будет медленно переставлять его ручки и ножки.
  2. Немного показав ребенку, как можно новым способом перемещаться, необходимо ребенку предъявить новую яркую игрушку или тот предмет, который привлечет внимание малыша.
    Доселе невиданная и привлекательная игрушка будет лучшим стимулом для овладения малышом ползания.
    Игрушку следует положить на некотором расстоянии от карапуза, который непременно захочет добраться до нее.
    Если усилия малыша не увенчаются успехом, то нужно повторить манипуляции из пункта 3 и помочь малышу совместными усилиями получить желанный предмет.
    Такие действия стоит повторять как можно чаще.
  3. Предпочтительно, чтобы эти занятия проводились утром, когда малыш еще полон сил после ночного сна и кормления, и в хорошем настроении. Вечером малыш может абсолютно никак не желать перемещаться, а просто плачем потребует привлекательную игрушку.

  4. Дополнительно можно научить ребенка самостоятельно вставать на четвереньках при помощи следующего упражнения. Положить под живот малышу скатанное одеяло или подушку. Правильное положение: живот и грудь малыша лежат на одеяле или подушке, а руки и ноги свисают по обе стороны. Из такого положения малышу вынужденно придется встать на четвереньки. Этого же эффекта можно добиться, если мама, усевшись на пол, сведет ноги вместе и положит на них ребенка лицом вниз. В таком положении необходимо раскачивать карапуза вперед-назад.
  5. Если малышу уже удается удерживаться на четвереньках, то его можно научить переставлять ножки следующим упражнением. Необходимо поместить на пол высокий матрас и положить ребенка на матрас так, чтобы его грудь была на матрасе, коленки – на полу, а локтями чтобы он опирался о поверхность матраса. С противоположного конца матраса встать самим и притягивать его к себе. В таком случае малышу придется вынужденно передвигать коленками, так как его опора для верхней части тела двигается вперед. Желательно, чтобы сзади малыша был второй родитель, который сможет подстраховать малыша в случае его падений или нужно подобрать максимально широкий матрас, чтобы, заваливаясь на бочок время от времени, малыш не ударялся об пол.
  6. Вот уже есть и стойка на четвереньках, и началось освоение движениями ножек. Самое время подключить ручки.

Для этого необходимо одной рукой обхватить ребенка под грудью и поднять над поверхностью (к примеру, стола) и второй рукой поднимать ноги.
Правильное положение ребенка: максимально раскрытые ладони рук малыша, упирающиеся в поверхность стола. Обязательно стоит положить еще одну новую привлекательную игрушку в противоположном конце стола и подталкивать ребенка в этом положении так, чтобы он начал переставлять ручки.

После всех этим манипуляций следует вновь выкладывать малыша на пол и приманивать его интересными игрушками, двигаясь от него на четвереньках.

Гимнастические упражнения на столе

  • Необходимо выложить малыша на животик и аккуратно согнуть его ножки в коленках.
    Голова малыша должна остаться лежать на поверхности стола.
    Опустив ножки, следует дать несколько секунд отдохнуть малышу и вновь повторить это упражнение 5-6 раз.
  • Подхватив малыша под грудь, необходимо дать ему попрыгать так, чтобы ножки хорошо упирались в твердую поверхность стола.
  • Выложив малыша животиком на мячик или валик, необходимо покатать его взад-вперед.
    Это же упражнение можно выполнять на невысоком , если второй родитель будет при этом, удерживая и переставляя ручки малыша по полу, помогать ему достигать желанной игрушки.
  • Выложив карапуза на спинку, с ним необходимо выполнять упражнения для ручек и ножек. Сперва, следует аккуратно выполнить скрещивающиеся движения ручек, затем – ножек по 6- 8 раз и потом поочередно сводить левую ручку с правой ножкой и правую ручку с левой ножкой также по 6-8 раз.

Способы ползания

Каждый ребенок индивидуален, и любой способ ползания не является отклонением от нормы

Все вышеперечисленные упражнения призваны обучить ребенка ползать правильно т.е. «классическим способом» – стоя на четвереньках, опираясь на выпрямленные ручки и согнутые в коленках ножках, переставляя сначала вперед ручку, затем – ножку и перемещаясь исключительно вперед.

Но есть малыши, которые опираясь на ручки, будут «шагать» на корточках, те карапузы, которые подтягивая за собой согнутые ножки, будут передвигаться словно тюленята.

Умиляют малыши, которые ползают, словно лягушата: лежа на животике, кроха гребет ножками и отталкивается ступнями, перемещая свое тело в пространстве, а также те, кто словно червячки, извиваются на полу, прогибая свое тельце и передвигаясь по полу.

Многие малыши вместо движения вперед, перемещаются задним ходом, заглядывая себе между ножек и сверяясь с тем, что цель уже близко.

Все эти вариации ползания – не отклонения от нормы. Не стоит волноваться.

Многие малыши вообще пропускают этот этап в развитии, сразу вставая на ножки. Но вот поползать малышу обязательно стоит и способ не играет роли.

Бабушкин метод

Многие практикующие и не страшащиеся на эксперименты родители при вопросе: как ребенка научить ползать, могут посоветовать еще один «бабушкин» метод.

Для этого достаточно использовать наклонную поверхность, которой может стать толстая доска или лист фанеры с бортами. Борта следует оббить мягким и прочным материалом. Своеобразную «горку» следует приподнять, найдя ей надежную точку опоры. Расположив кроху на верху поверхности, внизу следует поместить привлекательную игрушку.

Главное – не давать малышу просто скатиться с «горки», а именно приподняв его за туловище и установив его на четвереньки, дать возможность медленно двигаться вниз, перебирая ручками и ножками к желанной цели.

Затронув вопрос: как ребенка научить ползать, подытожим, что для стимуляции этого процесса необходимы:

  1. Пространство в доме и удобная одежда.
  2. Яркие новые игрушки или предметы, способные привлечь малыша и которые станут его целью и стимулом для перемещения тела в пространстве.
  3. Массаж.
  4. Гимнастические упражнения.
  5. Активность родителей, которые сами будут не прочь продемонстрировать малышу основы этого процесса.

Посмотрев этот видеосюжет вы узнаете, как понять, что малыш готов ползать, как проследить, чтобы ребенок сделал это правильно и какие ошибки родители обычно совершают, стараясь помочь малышу освоить новый мир.

Вконтакте

На велосипеде не поеду — ноги болят, пешком не пойду — я устал, на коньках не хочу — я меня толкнут… Когда ребенок ленив, то всегда изобретает причину не выходить из дома. Как преодолеть нежелание физических нагрузок?

Начните с раннего возраста

Конечно, намного удобнее посадить 2-х годовалого малыша в коляску и быстренько обежать все магазины, дойти до детской площадки, а потом домой. Но если вы хотите, чтобы малыш был физически крепким и любил физические нагрузки, старайтесь больше ходить пешком. В крайнем случае, есть детские самокаты и велосипеды. Сидя на них малыш все-таки вынужден хотя бы работать ногами. Детский самокат развивает ловкость и выносливость, а маме не придется тащить ребенка на руках, если он устал.

Усталость ребенка не повод брать его на руки или сажать в коляску. Отдохните на лавочке 10-15 минут и можете двигаться дальше. Разумеется, с малышами не стоит ходить пешком на длинные дистанции, но до детской площадки или парка он вполне может дойти сам или доехать на детском транспорте, пусть и медленно.

Команда поможет

Может быть, ваш ребенок ленив, но, возможно, ему просто скучно ходить с вами пешком или ездить на велосипеде. Пригласите на прогулку знакомых с детьми, организуйте для них подвижные игры с мячом или соревнование на скорость. В группе детей азарт соревнования поможет ребенку стряхнуть с себя лень.

Дайте ребенку свободу выбора

Это здорово, что вы хотите, чтобы ваш отпрыск проводил время активно. Но возможно ваши предпочтения не совпадают с его желаниями? Пусть иногда он сможет выбрать то, что он хочет. Быть может ему не нравится играть в догонялки, но зато понравится бросать мяч в корзину, сбивать кегли или плавать?

Подавайте хороший пример

Ребенок, почти во всем следует примеру образа жизни своих родителей. Если мама старается приобщить малыша к спорту, а папа весь выходной лежит на диване у телевизора, то скорее всего ребенок возьмет пример с отца. Устраивайте спортивные выходные всей семьей: ходите в бассейн, на каток, просто с мячом в ближайший парк, играйте вместе в подвижные игры на улице. Активных развлечений для семей с детьми много, но родители должны подавать пример, а не сложа руки учить и наблюдать за ребенком.

Если у ребенка диагностированы отставание и нарушения в развитии по причине недостаточного внимания к нему со стороны взрослых, то необходимо много мотивации и постоянных упражнений, чтобы преодолеть пассивность ребенка. С помощью наших упражнений в сочетании со словами похвалы, вы сможете мотивировать своего ребенка к большей активности и сгладите его отставания в развитии.

У ребенка должна появиться радость движения

Ребенку с отставанием и нарушениями в развитии по причине недостаточного внимания к нему со стороны взрослых (либо неосознанно, либо из-за повышенного внимания к другому ребенку) для преодоления пассивности необходимо много мотивации и постоянных упражнений.

Упражнения проводите везде, где вы находитесь, чтобы ребенок учился самостоятельно двигаться. Для мотивации к большей активности используйте прогулки на свежем воздухе или все возможности дома. Окажите ребенку с отставанием в развитии необходимую поддержку и начинайте вводить различные виды упражнений.

Делайте с ребенком зарядку каждый раз, когда меняете ему подгузник. Прежде чем одеть малыша, осторожно поднимайте и опускайте маленькие ручки и ножки, вращайте их по кругу. Осторожно поверните ребенка на бок, сначала направо, затем налево. Наверняка малыш отблагодарит вас улыбкой.

Ребенок учится самостоятельно переворачиваться на бок и ползать

Чтобы ребенок стал физически активным, потренируйте с ним ползание и переворачивание на бок. Положите ребенка на пол на одеяло и сами лягте рядом. Затем ведите тело малыша, его ручки и ножки по полу и подталкивайте ребенка вперед. Так он почувствует, что такое ползать.

А сейчас покажите сами, как надо ползать. Затем снова симулируйте ручками и ножками ребенка процесс ползанья и подтолкните всего малыша. Чередуйте эти упражнения, а потом покажите ребенку, как переворачиваться на спинку и на животик.

Каждый день тренируйтесь с ребенком не по разу, пока ребенок не попытается сам перевернуться. Если это у него получилось не до конца, слегка подтолкните его. "Молодец!" - горомко похвалите малыша и поаплодируйте. Сначала, как правило, ребенок учится ползать назад, а потом вперед.

Когда ваш ребенок впервые поползет, похвалите его словами "Браво! У тебя очень хорошо получилось!" и поаплодируйте. Так ребенок захочет повторить успех еще раз. Устройте большое ползанье со всеми детьми вдоль и поперек детской комнаты, предварительно положив на пол одеяла.

Варианты игр для развития двигательной активности при плохой погоде

Если прогулка невозможна из-за дождя, то можно провести игры, доставляющие радость от физической активности, в детской комнате. Например, есть веселая игра на окне. Для этого поставьте ребенка на подоконник, держите его за руки и раскачивайте вверх-вниз.

Если за окном проедет машина, то произнесите "вжжж, вжжж, вжжж!", согните колени ребенка и сразу выпрямите, подтяните ребенка за руки наверх. Ваш ребенок будет выражать бурную радость всякий раз, когда вы будете играть в эту игру.

Каждая машина, каждый велосипедист или пешеход должен будет прокомментирован. При виде пешехода произносите: "Бежать, бежать, бежать!", - при виде велосипедиста: "Крутить, крутить, крутить!" На каждое слово сгибайте колени ребенка, а затем выпрямляйте. Сами придумайте похожие игры, которые приносят детям радость.

Кто хочет мотивировать детей, не должен забывать о факторе удовольствия

Чтобы подготовить ребенка к ходьбе, используйте легкое упражнение, которое при плохой погоде можно выполнить и дома. Если у вас большая прихожая, то можно поиграть в догонялки. Попытайтесь поймать старшего ребенка, а младшего держите за руки так, чтобы его ножки доставали до пола. Ребенок еще не стоит, но уже чувствует пол.

Снова и снова носите малыша по квартире, всегда вдогонку за старшим, чтобы оба получали удовольствие. Ребенок обучается чему-то быстрее, если упражнения доставляют ему радость. Покажите своему малышу, как он может вставать, подтянувшись на руках в манеже. Он будет пытаться сделать это снова и снова, пока у него не получится. Постоянно хвалите ребенка.

Обучение ходьбе – тоже упражнение на движение

Если ваш ребенок уже научился подтягиваться на руках в манеже и сделал с вами первые упражнения на ходьбу, то у него просыпается желание ходить. Он постоянно будет хотеть пройтись с вами, будет подползать, протягивать к вам свои ручки, как бы умоляя: "Пожалуйста, походи со мной!"

Терпеливо проведите со своим жадным до движения чадом многочисленные упражнения на ходьбу, пока малыш не отважится сделать свои первые самостоятельные шаги. А затем недолго ждать – и ребенок будет активно ходить. Параллельно, как правило, сделает шаг вперед и языковое развитие.

Уделите больше внимания ребенку на вторых ролях

Сместите акценты в воспитании, переключитесь с ребенка, которому вы больше уделяли внимания на второго, чье развитие пострадало в результате неравного внимания. Помогите "недоминирующему" ребенку преодолеть его задержки в развитии из-за недостаточного его включения в различные подвижные мероприятия. Мотивируйте ребенка и занимайтесь с ним везде, где бы вы ни были: в парке, на пути домой или в квартире. Постоянно давайте ему импульсы и поддерживайте своей помощью и похвалой.

Выводы

  • Не каждое нарушение развития является болезнью, как, например, СДВГ. Задержки в развитии могут иметь и другие причины: недостаточное вовлечение ребенка в различные подвижные мероприятия и малое внимание со стороны родителей.
  • Если у вашего второго ребенка выявлены подобный дефицит в развитии, не опускайте руки, а дайте вашим детям больше импульсов для развития.
  • Если ваш ребенок не хочет двигаться, ползать, переворачиваться и т.д., то осторожно проводите с ним зарядку для младенцев (если вы не решаетесь начать, приобретите специальные брошюры на эту тему).
  • Придумайте свои идеи, как доставить ребенку радость, т.к. именно она – лучшая мотивация. Ведь дети хотят заниматься тем, что доставляет им удовольствие. Вместо использования дорогостоящих методик займитесь сами развитием своего чада и окажите ему необходимую поддержку.
  • Представьте на некоторое время, что вы - ребенок, и самозабвенно пошалите со своими детьми. Все, что вы увлеченно делаете, "зажигает" детей и приводит их в восторг. Ваши чада будут просить повторить эти бесшабашные игры еще и еще. Действуйте, развивая своего ребенка, всегда согласно девизу: "Похвала, смех, движение!".