Щетинин михаил петрович капустин яр. О поступлении в школу Щетинина. Специально для интересующихся родителей. А сколько стоит там гостиничное проживание в сутки

Михаил Петрович Щетинин родился в 1944 г. в с. Новый Бирюзяк (Кизлярский район Дагестана) в семье потомственного терского казака. С 1962 г. служил в армии.

Потом учился в музучилище, но не окончил из-за болезни рук. С 1966 г. начинает преподавать в музшколе, одновременно заочно учась в пединституте. Уже тогда Михаил начал педагогические эксперименты.

С 1972 г. работает директором музшколы в г. Кизляр (Дагестан), где создает первый лицей искусств, координируясь с обычной школой. Есть первый положительный опыт: активизировались способности отстающих учеников.

В 1973 г. заканчивает музыкально-педагогический факультет пединститута в Саратове и становится учителем музыки и пения (играет на баяне). Еще год работает в музшколе, заканчивая эксперимент.

В 1974 г. назначается директором школы-комплекса в пос. Ясные Зори (Белгородской обл.). К этому времени Щетинин понял, что воспитать самодостаточную личность можно только через синтез искусства, спорта, творчества и знания. Его новаторство было направлено на это: уделяя много внимания музыке, пению, хореографии и физкультуре, он не забывал о школьном самоуправлении, насыщенных коротких продуктивных уроках (35 мин.) по широкому перечню предметов; практиковал «кафедры», которые были прообразом метода погружения.

В 1979 г. Михаил Петрович становится научным сотрудником АПН. О странной школе становится известно в Москве, причем пресса о ней высказывается нелицеприятно. Комплекс закрывают, а Щетинину дают школу на Украине в село Зыбково (Кировоградская обл.), чтобы дискредитировать его идеи. Он назначен научным руководителем эксперимента по созданию учебно-трудового комплекса-интерната. Щетинин продолжает внедрять новаторские методики, впервые пробует метод «погружения». К 1986 г. об эксперименте заговорили по всей стране, но Минобразования СССР не увидело в нем положительных результатов, и школу закрыли.

Щетинину не дают учительствовать, и он уезжает в Москву по приглашению академика Петровского. Два года он работает старшим сотрудником НИИ АПН. За эти годы он обобщает свой опыт, расширяя педагогику сотрудничества, выпускает свою книгу «Объять необъятное», изучает Рерихов.

В 1988 г. некоторые люди из ЦК помогают Михаилу Петровичу устроиться директором школы в станице Азовская (Краснодарский край). Школа сразу реорганизуется, в ней вводятся новаторские методики, которые не всем по вкусу.

В 1990 г. родители настаивают на введении классического обучения, и школа делится на две. Щетинин становится гендиректором Центра комплексного формирования личности детей и подростков в ст. Азовская. Вокруг новатора формируется коллектив единомышленников, налаживаются связи институтами и университетами, отрабатывается методика погружения.

В 1991 г. учреждается РАО и Щетинин становится академиком.

В 1993 г. после Всероссийской конференции по национальной школе, в центре возникли противоречия. В 1994 г. Щетинин с педагогами-единомышленниками и некоторыми учениками перебирается в посёлок Текос под Геленджиком (Краснодарский край) для создания экспериментальной Русской родовой школы-лицея интернатного типа.

Под школу отдали старую армейскую казарму. Руками Щетинина, его единомышленников и детей была построена новая школа. К 2000 г. она стала широко известна в мире как школа будущего, признана ЮНЕСКО. Возглавляется Щетининым и сейчас.

Заслуги:

  • 1976 г. — грамота Минпросвещения РСФСР.
  • 1978 г. — Отличник нарпросвещения РСФСР и медаль "За трудовую доблесть".
  • 1981 г. — Отличник нарпросвещения УССР.
  • 1990 г. — заслуж. учитель России.
  • 1991 г. — академик РАО.

Педагогика сотрудничества как основа системы Щетинина

Образовательную систему Щетинина называют философской, ибо она призвана сотворить цельную, творческую, обладающую системным мышлением личность.

Главная идея его системы

  • Каждый человек обладает от рождения огромными возможностями саморазвития.
  • Воспитание должно дать максимум свободы для саморазвития.
  • Саморазвитие основано на природных склонностях учеников.
  • Каждый ученик развивается в свои индивидуальные сроки.

Другими словами, ребенок должен сам создавать свою систему образования.

Щетининская система является частью педагогики сотрудничества.

В ее основе лежит:

  • Развитие нравственности и духовности через образ жизни, а не через наставления.
  • Стремление к познанию.
  • Видение прекрасного во всем.
  • Любовь к любому труду.
  • Физподготовка каждого ученика через русский рукопашный бой для самозащиты.

Ребята, которые вырастают в атмосфере сотрудничества:

  • много и продуктивно думают;
  • изначально становятся учителями — легко могут объяснить материал другому;
  • коммуникабельны и организованы;
  • открыты для людей;
  • способны к любому творчеству;
  • обладают огромным чувством ответственности.

Дети в школе Щетинина получают системное образование: целостное мировоззрение глубоко связывается с фундаментальными знаниями. Это достигается созданием комплексного образовательного пространства.

Русская родовая школа

Все эксперименты Щетинина и его педагогика сотрудничества стали основой для итогового дела его жизни — создания школы нового типа. Для этого пришлось ответить на вопрос: «Школа должна давать только знания или формировать личность?». В своей системе Щетинин сделал акцент на духовно-нравственное развитие, т.е. воспитание гармоничной, самодостаточной, социально-активной личности с багажом необходимых знаний и умений.

Такие задачи можно было реализовать через школу-общину, которая опирается на:

  • организованность и дисциплину;
  • возвышенное чувствование Родины;
  • труд и творчество каждого;
  • уважение родителей, память о предках, любовь к ближнему;
  • полное отсутствие дурных пристрастий;
  • свободный выбор каждого ученика;
  • взаимоподдержку и взаимопомощь;
  • желание учиться;
  • стремление к цели;
  • общие интересы и энтузиазм;
  • преданность идеалам.

Тогда познавательная деятельность организуется так, чтобы ребенок не готовился жить, а жил. Педагоги-наставники помогают в становлении личности через умение работать и реализации себя.

Основным принципом родовой школы должно быть принятие единого целого каждым, кто составляет это целое. Отсюда вытекает суть Русской родовой школы: бытие человека как элемента космоса.

А почему школа родовая?

Да потому что мы все носим в себе память предков, память рода. Это сосредоточено в нас, стоит только открыть эту сокровищницу, и можно черпать оттуда бесконечный духовный потенциал.

Родовая школа воспитывает особое отношение к родителям: отца и мать можно только любить, их нельзя ни за что осуждать. Цель Родовой школы — связать детей с родителями любовью и верностью, чтобы ребенок с честью представлял свою фамилию, гордился ею.

Почему школа русская?

Залог будущего России — в воссоздании своей истории, соединении с памятью предков. Это положено в основу народности школы: воссоздание гордого образа славянина, бережно хранящего свою страну и историю. Такая модель взята за основу школы в Текосе — это «русская община», казачья станица, казачий круг, артель, одна большая духовная семья.

Методика обучения в школе Щетинина

В школе Щетинина синтезированы в единое целое несколько спецшкол:

  • обучающая (общеобразовательная);
  • искусств (художественная, музыкальная, хореографическая);
  • спортивная;
  • трудовая.

Это помогает всесторонне раскрыть потенциал ребенка. Обучение предметным дисциплинам ведется методом «погружения».

Методика погружения

Щетинин трактует ее как целостное концентрированное восприятие и понимание учеником всего годичного курса в короткий срок. За год дети четыре раза погружаются в каждый предмет. Они начинают с общих представлений о нем, постепенно углубляясь и творчески расширяя свои познания. Такие погружения обязательно перемежаются с «образными» занятиями (музыка, живопись) и «двигательными» (хореография, спорт, труд).

Ученики, которые усвоили предмет, и подошли к нему творчески, сами становятся учителями и проводят занятия с вышедшими из погружения товарищами. В школе приветствуется коллективное творчество и взаимопомощь.

Модель погружения в предмет

Погружения длятся не больше недели, завершаются экзаменом.

1. Погружение в предмет:

  • собирается группа по интересам;
  • выбирается направление изучения;
  • начитываются лекции известными специалистами.

2. Выход из погружения:

  • период самоподготовки;
  • группа разбивается на подгруппы из 2-5 человек;
  • к ним подключаются помощники (те, кто защитил право быть учителем);
  • они рекомендуют свои разработки и источники информации;
  • подгруппа уединяется и глубоко изучает предмет;
  • параллельно составляют свою наглядную информацию, завоевывая право быть учителем.

3. Итоги погружения:

  • зачет;
  • учительство по этому предмету среди подгрупп;
  • экзамен на уровне вузовских программ;
  • студент.

Базовое образование для всех — история. Второе и далее — по выбору. Уже к 14-15 годам ребята получают первое высшее образование.

Особенности преподавания в школе Щетинина

Это сельская школа-интернат, которая полностью выстроена детьми (взрослые лишь консультируют). В школе есть хореографический и конференцзалы, спортплощадка, кухня-столовая, пекарня, цех по производству соевого молока, баня, мастерские, скважины для забора воды, швейный цех и многое другое.

Учебный процесс построен на своих принципах:

  • группы из учеников разного возраста;
  • нет классов;
  • нет узаконенных тем уроков;
  • нет отдельных учебных кабинетов;
  • нет оценок;
  • нет стандартных учебников;
  • нет звонков;
  • нет домашних заданий;
  • нет педсоветов;
  • нет никаких нравоучений.

Уроки проводятся в любом удобном помещении или на улице. Ученики самостоятельно изучают научный материал. Важным предметом является история Отечества и слово (русский язык и литература). Учителя — это наставники. Уроки уплотнены и сокращены, поскольку для детей продуктивное время работы — 30 минут. Оставшееся время можно эффективно используется для саморазвития детей. Отсутствие домашних заданий позволяют учителям всматриваться в склонности учеников и развивать их. В школе нет учеников в чистом виде: все здесь сотрудники.

Структура школы будущего

Щетининский центр в Текосе поделен на НППО (научно-производственные педагогические объединения), которые подразделяются на лицеи и лаборатории. Главным является казачий лицей. Совокупность НППО, лицеев и лабораторий образуют ассоциацию. Обучение в центре полностью бесплатное.

Режим учебы напряженный:

  • подъем в 5.30 утра;
  • физподготовка до 9.00;
  • вегетарианский завтрак;
  • учебные занятия вперемешку с танцами и спортом;
  • обед;
  • свободный час;
  • работа;
  • ужин;
  • свободный час;
  • отбой в 21.30-22.00.

Выходных и каникул в учебном процессе нет. Встречи с родителями довольно редки — несколько раз в году. При поступлении в школу установлен адаптационный испытательный срок в две недели. Каждый выпускник получает базовое высшее историческое образование и 15 разных рабочих специальностей (швея, строитель, повар, отделочник и т.п.), а также владеет навыками самообороны.

Критика

Новаторские идеи и деятельность Щетинина в педагогике еще со времен СССР получали неоднозначную оценку у коллег и в прессе. За его склонность к идеям Рерихов и Агни-Йоги, текоскую школу даже называют тоталитарной сектой, самого Щетинина — Гуру, транслирующего «космическую информацию», а учеников — адептами.

Агрессия по отношению к Щетинину так велика, что на его семью было совершено несколько покушений, погиб сын брата. Сам Михаил Петрович о Русской школе говорит так: «Мы пока военный корабль, в который стреляют... Вы хотите стать его пассажиром, но здесь только матросы. А вы готовы стать матросом одной команды?»

Распространенность системы Щетинина

В настоящее время существует всего одна школа в Текосе, которая работает по методикам Щетинина. Разработанная им система обучения три раза признавалась ЮНЕСКО как самая лучшая в мире. А сам учитель признан величайшим человеком тысячелетия. В текоскую школу свозят детей со всей страны и из ближнего зарубежья. Его популярность выросла настолько, что на 300 мест в школе претендует более 4000 человек.

Желающих открыть такие же школы в разных областях России много. Но Щентинин осторожен — он не хочет навредить детям, ему не нужны простые обещания о стабильности потенциальной школы, ему нужны гарантии. Но их пока нет. Поэтому нет и подобных школ. Русская школа на государственных дотациях и опекается Минобразования. Но и здесь нет стабильности: экспериментальную отработку модели новой школы будущего уже не раз приостанавливали. И очень неясна ее будущность. Учебный центр тесно сотрудничает с центром Рерихов, который во всем его поддерживает. Щетининский центр получает поддержку и от Шалвы Амонашвили.

Библиография

М.П. Щетинин больше человек действия. По педагогике он написал всего одну книгу, отражающую его педагогические идеи:

  1. Объять необъятное: записки педагога. — М.: Педагогика, 1986.

В ней он размышляет:

  • о помощи детям в поисках себя и своего места в мире людей;
  • как помочь ребенку научиться жить и творчески работать;
  • какую создать среду, чтобы развить способности ребенка;
  • как взрослые должны содействовать становлению гармонической личности ребенка.

Книга полезна родителям и учителям. В планах есть написание еще одной книги о ребенке.

Контакты

Школа Щетинина в Текосе открыта для всех. Всегда можно позвонить в учительскую по всем вопросам. Телефоны учительской школы: 8-107-86141-260346, 8-107-86141-60062. Есть также контактное лицо: Елена Олеговна Крылова (

Педагог-новатор, педагог-экспериментатор, академик РАО, в 70-е- 80-е годы организовал школы-комплексы в с. Ясные Зори (Белгородская область) и с. Зыбково (Кировоградская область), экспериментального учебного комплекса на ст. Азовская (Краснодарский край).

В чём сущность и нюансы эксперимента М.П. Щетинина

Эксперимент М.П. Щетинина был задуман широко, всеохватывающе и опирался на ряд ведущих идей.
Концептуальной основой дидактической (шире: учебно-воспитательной) системы М. П. Щетинина стала идея гармонического сочетания рационального и эмоционального в познавательной деятельности человека. Она находит подтверждение в учении академика И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, о художественном и абстрактном типе мышления. Говоря проще, в учебной (как и вообще в познавательной) деятельности человека должны быть задействованы равно как ум, так и живое восприятие и эмоции, разумеется, в их гармоническом сочетании. Без этого невозможно добиться и гармонического развития личности. И научно-педагогические эксперименты М.П. Щетинина проводятся с целью найти и обосновать такую учебно-воспитательную систему, которая наилучшим образом (оптимально) решала бы задачу гармонического развития интеллекта и чувств молодого человека.
Начнем с того, что в соответствии с этой концепцией и был учрежден новый тип учебного заведения: школа-комплекс на селе. Он объединял, по сути, 6 разнотипных школ: общеобразовательную, художественную, спортивную, хореографическую, музыкальную и учебно-производственный комбинат.
Анализируя типовые учебные планы общеобразовательных школ того времени, М.П. Щетинин пришел к выводу, что в них на 2/3 представлены учебные предметы для развития ума и только лишь 1/3 - для чувственного восприятия и двигательных действий учащихся. Парадокс!
Школьник на занятиях большею частью сидит, но мало двигается. Он мало занят художественным творчеством. В комплексе есть разнопрофильные школы. Но как сделать так, чтобы у учащихся без перегрузки было реальное время в них заниматься? Где его взять? И приходит гениально простое решение: сократить продолжительность каждого урока с 45 минут (так называемый академический час) до 35 и даже до 30 в младших классах!
Проведя специальное исследование о продуктивности 45-минутного урока в начале, середине и в конце его, М.П. Щетинин убедился, что самыми малопродуктивными, а иногда- нулевыми являются последние 10-12 минут. И если от них отказаться, то продуктивность каждого урока почти не пострадает. Но зато будет сэкономлено 10-12 минут только на одном. Из них складываются дополнительно почти 2 урока по 30-35 минут или, можно сказать, вместо 5-6 уроков по 45 минут в день можно заниматься 6-7 уроков по укороченному времени. Эти-то уроки и пойдут на занятия в художественной, спортивной и других школах. Кроме того, ведь занятия в общеобразовательной школе согласуются с внеурочными и внешкольными занятиями. Значит, и это время можно использовать для занятий в профильных школах.
Расписание уроков составляется так, чтобы занятия «речевого» цикла обязательно чередовались с занятиями «образного», т.е. по музыке, изобразительному искусству, а также с занятиями «двигательного» цикла (физическая культура, труд, хореография). Опыт подтвердил, что утомления у детей не наступает, интерес к занятиям по всем предметам даже возрастает. Домашние задания даются редко (например, чтение программной художественной литературы), потому что все общеобразовательные «словесные» предметы отрабатываются на уроке. Это в целом гарантирует и укрепление здоровья детей.
Педагог-новатор попробовал организовать занятия методом погружения в учебный предмет. В свое время эта идея была высказана Д.И.Писаревым (Россия, 1840-1868). В опыте М.П.Щетинина исходным положением метода была идея целостного восприятия и понимания учеником всего годичного курса в короткий срок. Организационно это достигается, во-первых, путем концентрированного изучения одного предмета в возможно короткий срок - это и есть погружение - и, во-вторых, путем четырехкратной повторяемости в течение учебного года подобного погружения на более высоком уровне - от ориентировочного до творческого. В реальном опыте в школе-комплексе у М. П. Щетинина это выглядело так.
При традиционной организации обучения в один день учащиеся класса занимаются по 5-6 предметам: по математике, географии, литературе и т.д. В течение всей недели общее количество учебных предметов, например, в средних и старших классах бывает 13-15. По всем предметам школьники продвигаются параллельно и равномерно. Обучаясь способом погружения в течение одной недели все 34-36 часов, учащиеся изучают только один предмет, например, математику. После каждых двух уроков проводятся занятия музыкой, физкультурой, хореографией.
При первом погружении (сентябрь) учащиеся схватывают основные понятия и идеи курса за весь учебный год. Считается, что это - погружение на ориентировочном уровне. Потом по этому же способу изучают всю следующую неделю другой учебный предмет, например, язык и др. Но вернемся к математике. Второе погружение проводится в ноябре. На этот раз конкретизируются понятия и идеи предмета, схваченные при первом погружении. Теоретические вопросы изучаются глубоко и всесторонне. Следующее, третье погружение по той же математике проводится уже в марте. Учащиеся воспроизводят теорию на новом уровне устно, письменно и, опираясь на наглядность. И, наконец, в апреле организуется еще одно, четвертое, заключительное погружение на новом витке усвоения. Учащиеся сами придумывают и решают задачи, проводят опыты, выполняют творческие задания. При этом методы проверки знаний остаются традиционными.
При занятиях способом погружения учителю надо добиться формирования у учащихся действенных мотивов учения: интереса к предмету, образования доминанты, что этот предмет ученику необходим, что он имеет невосполнимое прикладное значение и т.п.
Индивидуальные занятия чередуются с коллективными, репродуктивные с творческими. В различных видах деятельности участвуют все анализаторы человека, происходит гармоническое развитие органов чувств. Учитель на занятиях прибегает к помощи консультантов из хорошо успевающих учащихся.

Как была воспринята методика

Хотя результаты учебной деятельности способом погружения были обнадеживающими, но группой учителей и некоторыми сотрудниками органов образования они были оценены неоднозначно и даже негативно. И поэтому опыт обучения способом погружения дальнейшего развития не получил, хотя он бесспорно эффективен, например при изучении иностранных языков (интенсивное изучение языков в короткий срок), правил дорожного движения, при формировании навыков владения музыкальным инструментом и некоторых других занятиях. Для обучения рассматриваемым способом нужна серьезная подготовка и переподготовка учителей, причем, принципиально иная. А этого на практике пока нет.
М.П. Щетинин обращает внимание и на воспитательную работу, формирует у школьников чувство собственного достоинства, своей значимости среди людей. В школах М.П. Щетинина активно действуют органы школьного самоуправления. С 1988 г. М.П. Щетинин - генеральный директор Центра комплексного формирования личности в станице Азовская.

О школе Михаила Петровича Щетинина в поселке Текос Краснодарского края не знает только ленивый - слава о ней разнеслась далеко за пределами края, по всей России и за рубежом. Не проходит и дня без гостей: учителя из Сибири, Дальнего Востока, Урала, Заполярья едут сюда, чтобы самим стать на время учениками.
Чтобы понять - что же это за чудо, школа Щетинина…

Увидеть этот залитый щедрым южным солнцем огромный двор, неожиданный, поражающий воображение комплекс зданий, весело поблескивающих разноцветной мозаикой, горбатые мостики во дворе и сказочные дорожки, которые выводят к раскидистым деревьям. Услышать звонкоголосый хор детей, поющих полузабытые щемящие песни о Родине, долге и чести. Почувствовать всем распахнутым ошеломленным сердцем всю новизну и непохожесть новаторской щетининской педагогики. Впитывать, и жадно ловить каждое слово автора этого - хочется сказать - учения, ведь в ней нет занудливых педагогических длиннот и описаний, в ней - глубокое уважение к Ребенку и понимание того, что Род и Любовь суть два главных помощника учителя. Осознать, что нет в мире учебников - как учить детей «по-щетинински», и этому можно научиться только вот так - сидя и стоя рядом с Учителем, вглядываясь туда, куда устремлен его иссиня-голубой взгляд, подпевая мелодии, срывающейся с кончиков его пальцев, хватая кисть или молоток - это уж как по надобности и вместе с детьми забираясь на крышу нового строящегося терема.

И все это время медленно, исподволь строить в душе образ своей новой Школы - школы будущего.

«Это удивительно, но мне сначала показалось, что я попала в какую-то другую реальность! - говорит Тамара Сергеевна Борисова, учительница младших классов из Горно-Алтайска. - Так не бывает! - хотелось мне сказать всякий раз, когда я видела нечто невообразимое в нашей обычной средней школе.
- Например?

Да вот даже как здороваются с учеником: «Здравствуй, великий!»…Или как дети сами изучают весь учебник и затем сами (!) преподают предмет в своих группах! Или как семиклассник без труда поступает в вуз! А как дети поют и пляшут! Профессиональным ансамблям за ними не угнаться! Словом, все здесь будоражит педагогическое сознание и заставляет понимать, что будущее образования здесь, а не в наших школах!…»

Тамара Сергеевна приехала сюда по поручению родительского комитета, финансировавшего всю неблизкую дорогу с одним условием: привезти щетининскую методику. Конечно, теперь она понимает, что это было наивным - думать, что за семь дней можно постичь то, что взращивалось десятилетиями. Но надо же с чего-то начинать! Почему бы и не с изучения методики преподавания предметов?

У Михаила Петровича Щетинина замечательное правило: не терять ни одной минуты на забывание учебного материала. Поэтому школьные предметы преподаются здесь по принципу «полного погружения». Например, изучение математики. Во-первых, «классов» как таковых нет. Есть лаборатории с углубленным изучением и разновозрастные группы. Ученики в таких группах проходят за учебный год весь курс за несколько «погружений». Каждое - сложнее предыдущего, а в конце - закрепление материала. Поэтому здесь возможно пройти весь школьный образовательный курс не за 11, а за 9 лет. А за оставшееся время «погрузиться», например, в высшую математику на уровне 2 курса института.

По аналогии напрашивается пример с ловцами жемчуга. Да, в этой методике тоже есть «жемчуг» - это самостоятельно добытое знание. Ребенок не просто «проходит» предмет, он занимается исследованием. Поэтому в школе Щетинина нет оценок - как можно оценить исследовательский труд, где отрицательный результат - крайне важен, поскольку позволяет приступить к отработке следующей модели! Да и возможно ли это - оскорбить своего соратника по исследованию какой-то балльной отметкой?! И вот здесь мы подходим к главному отличию щетининской школы.

Дети у Щетинина - особенные . Спокойные, излучающие какую-то особую приветливость, радушные, собранные. В их походке, осанке и широком развороте плеч угадывается отточенность движений, почти танцевальная плавность. Да, они здесь все танцуют. Танцы самые разные: казачьи пляски и даже горские танцы. И поют - тоже все.
Просто, как в теории - все дети рождаются талантливыми. Но в школе Щетинина это еще и подтверждено практикой.

Нет, они не сразу стали такими. Просто попали в нужную среду. Среду, где уважительное отношение друг к другу независимо от возраста и заслуг - аксиома. Где учат думать и высказывать свои мысли, не боясь осуждения. Где понимают, что быть образованными - это еще и уметь работать, рисовать, танцевать и владеть навыками самообороны. Где помнят и чтут предков, и осознают, что являются не просто мальчиками и девочками, а продолжателями славного рода. Потому и все - великие. И учатся здесь не за оценку, а потому что - надо. Ведь школа - это только этап и за стенами школы начнется взрослая жизнь, где надо брать на себя ответственность.

За свои знания. За труд. За семью. За страну.

Кажется - может ли четвероклассник чувствовать такую ответственность? У Щетинина - может. Потому и темы докладов младшеклассников могут быть, например, такими: «Реформа системы подготовки педагогов». Или «Информационная война - продукт противостояния культур».

Мудрено? Конечно, мудрено, и трудно приложить такую систему к нашей обычной общеобразовательной школе. Потому и едут педагоги со всех концов и со всех стран, потому что здесь отсчет - иной. Не в системе отметок и не во внедрении западных систем образования здесь учат увидеть человека новой эпохи, а в пробуждении памяти рода, памяти взыскующих нравственных императивов, запечатленных в истории, слове, традициях!

Ново это? Еще как ново! Ведь мы забыли то, с чего начинается уважение к стране - с уважения Человека. Пусть ему даже и пять или пятнадцать лет, он уже несет в себе все, необходимое для наиболее полного и правильного развития.

Как говорит сам Михаил Петрович: «Никто не учит зерно пшеницы, как строить колос, так неужели мы, люди, более примитивные начала? Родовая память содержит все знания. Поэтому единственное, чем мы можем помочь ребенку - это реализовать себя». И еще: «Школа в Текосе делает все, чтобы не было школы. Школа - это жизнь. Школа не может работать в стенах. Не школу нужно создавать, а Родину».

Действительно, разве знания и технологии - главный продукт системы образования? Личность - вот основа, которая найдет все необходимое для реализации своего замысла. Если есть здоровая, крепкая личность - такого ученика уже ничто не собьет с пути, не заставит отступить или устремиться в ложном направлении. Да и страну делают страной не неведомые электоральные группы, а личности.

В этом году школе Щетинина в Текосе, а точнее - лицею-интернату для комплексного формирования личности детей и подростков исполняется 18 лет. Все эти годы у руля этого смелого эксперимента стоит заслуженный учитель РФ, профессор, академик РАО, педагог-новатор Михаил Петрович Щетинин. За эти годы ЮНЕСКО трижды объявляла школу Щетинина лучшей в мире, а имя М.П. Щетинина внесено в список выдающихся людей тысячелетия.

Отрадно, что интерес к школе Щетинина сегодня идет только по нарастающей. Значит ли это, что когда-нибудь методика Щетинина будет применяться в гораздо большем масштабе? Конечно, время покажет, но все же так хотелось бы в это верить!

Елена Минилбаева

Представьте себе, что Вы все еще учитесь в школе. Скорее всего, Вам многое не нравится -отношение учителей к Вам, отношение учеников к учителям, способ обучения, способ проверки знаний и многое другое, если не все. А теперь попробуйте представить себе "идеальную" школу - такую, из которой убрали все то, что Вам не нравилось. Представили Тогда попробуйте обдумать, можно ли воплотить в жизнь этот идеал. Наверное, Вам кажется, что это невозможно А некоторых это не пугает, и они пытаются на самом деле создать такую школу, в которой детям хочется и нравится учитьСЯ ("учить СЕБЯ") и учить других, а учителя помогают им в этом.

Вы когда-нибудь слышали про школу Щетинина И младшие, и старшие дети там становятся учениками, учителями и методистами друг для друга. Но главной особенностью учеников этой школы является другое - каждый из них ищет свои ответы на важные вопросы: что такое Человек, Ученик, Учитель Родители Люди, которые рядом Родина Природа Космос Что это значит именно для меня Некоторым взрослым кажется, что дети не способны размышлять о таких "возвышенных взрослых понятиях" и воспринимать их. Но в школе Щетинина никто не согласится с таким мнением. И еще здесь говорят: человек пришел не приспосабливаться к миру, не копировать его, а строить и преобразовывать жизнь. Иначе как исполнится желание отцов, которые всегда хотят, чтобы дети жили лучше их

Несколько лет назад вышла телепередача "Пресс-клуб" о школе Михаила Петровича Щетинина в поселке Текос Краснодарского края. Сам этот факт говорит о том, что школа -явление яркое и уникальное. Но передача не стала спокойным и объективным рассказом об этой школе. В ней звучали обвинения: "сектантство", "замкнутость", "дети не осваивают знаний в соответствии с государственным стандартом". Сколько себя помнит педагогика, еще со времен Сократа толпа стремилась "побить каменьями" ярких учителей-философов за то, что они смущают юношество и преподают не по стандарту.

Конечно, система Щетинина, будучи уникальным явлением в мире современного образования, вызывает споры и неоднозначные оценки. Но аргументы "педагогических киллеров" (выражение Александра Радова, участника передачи) отличаются от аргументов спорящих со Щетининым по существу. Киллеры не спорят, они стремятся уничтожить.

Попытка "разгромить" школу Щетинина была не случайна. Многие чиновники, встречаясь с чем-то необычным, не укладывающимся в их привычные представления, непохожим на то, какой, по их мнению, должна быть школа, или каким должен быть педагог, или как должна быть устроена система образования, оказываются неспособными сосуществовать с этим непонятным и не вмещающимся в их сознание. То, чего я не понимаю, не имеет права на существование -вот их простая и убийственная логика.


Те, кто попытался понять основную концепцию школы Щетинина, отнеслись к этой школе иначе. С их точки зрения, Щетинин совершил величайшее образовательное открытие. Он открыл новое содержание образования. Он так построил уклад жизни в своей школе, на своем педагогическом "острове", что этот уклад и стал содержанием образования. Конечно, обычная школьная программа (учебные предметы) здесь тоже есть, школьники изучают и математику, и биологию. Но это материал, а содержанием стал жизненный уклад Текоса. Строительство домов, добывание пищи, защита жилища, искусство, общение друг с другом.

И еще: все педагоги давно уже говорят о том, что все дети разные, и у них не только разный ритм учения, но и разные области наиболее полного раскрытия способностей. Но пока только Щетинин смог сделать так, что разные дети движутся в учении своим, исключительно индивидуальным темпом. В школе Щетинина один и тот же ученик (например, десятиклассник) может изучать, например, физику - по программе 9 класса (потому что ему нужен более медленный темп), историю - по программе 11 класса, а архитектуру - по вузовской программе. Ему не нужно прекращать изучение всех остальных предметов до тех пор, пока он не сдаст все зачеты по всем предметам за определенный класс, он может изучать каждый предмет в своем темпе. Это и есть принцип "непрерывного обучения".

В "официальной" педагогической науке технология М.П. Щетинина называется словом "погружение". Подразумевается длительное занятие (от 3 до 9 дней) одним словесно-знаковым предметом (математикой, или физикой, или геограсрией, и т.п.). При этом уроки "основного" ("левополушарного") предмета перемежаются уроками образно-эмоциональной сферы ("правополушарными" предметами - музыкой, живописью, лепкой, танцами), а сами "погружения" повторяются через определенный промежуток времени.

Щетининым была высказана идея о том, что спад здоровья детей от класса классу во многом обусловлен неравномерной нагрузкой лево- и правополушарных центров головного мозга. "Наша школа специализируется на развитии вербально-знакового мышления, а это означает, что почти все предметы, если пользоваться терминологией учения об асимметрии головного мозга, - "левополушарные", то есть формируют, так сказать, "алгебраическое" мышление. А тот тип мышления, который мы называем интуитивным, образным, собственно творческим, который обусловлен работой правого полушария головного мозга, в системе школьных предметов - в общей их пропорции в учебном плане - представлен ничтожно мало.

Что же получается Идут один за другим уроки математики, литературы, физики, химии - и часть мозга требует не просто отдыха, но восполнения затрат энергии. Другая же часть, которая накапливала энергию, настоятельно требует ее сброса. Сброса, как видим, практически не происходит. И те, и другие участки мозга оказываются в чрезвычайно дискомфортном состоянии. Мозг отключается. Ученик не работает, а если и работает, то с низкой продуктивностью. Этот дисбаланс приводит к тому, что две трети учебного времени как бы "спят". Вот почему нам необходим учебный план, в котором были бы представлены на равных предметы образно-эмоционального и понятийно-логического циклов".

Впервые учебный план, рассчитанный на технологию "чередующихся" уроков для всех классов, был утвержден в июне 1988 года для средней школы открывающегося Центра комплексного формирования личности детей и подростков (директор М.П. Щетинин) в станице Азовской Краснодарского края.

Очевидное уменьшение количества часов на "левополушарные" предметы приводит к задаче концентрации знаний или "прессования времени" (термин М.П. Щетинина). Тогда и возникла идея "погружения" как "способа познания". В качестве теоретической основы было взято учение о доминантной деятельности А.И. Ухтомского, для систематизации знаний - идеи укрупнения дидактических единиц П.М. Эрдниева (он был консультантом эксперимента), для организации коллективной учебной деятельности - элементы методик В.Ф. Шаталова, Ш.А. Амонашвили, П.М. Эрдниева.

Первое "погружение" по такой технологии было проведено под руководством М.П. Щетинина в Зыбковской средней школе с 24 по 29 сентября 1984 года в 9 классе по алгебре (учитель О.А. Удод). "За 32 учебных часа был пройден курс года (первоначальное знакомство с предметом). Второе состоялось во второй четверти, спустя полтора месяца после первого, третье - через три месяца после второго, в начале марта, четвертое - в середине апреля. Каждое продолжалось от четырех до семи дней, но суть предмета, область знания, в которые погружался класс, были уже знакомы. Основные понятия, идеи курса, схваченные в первом погружении, получали дальнейшее развитие, конкретизацию, теоретические вопросы изучались глубоко, всесторонне.

В ноябре выводили уже знакомые формулы, доказывали теоремы, раскрывали систему понятий. В марте воспроизводили теорию на новом уровне - письменно, устно, с опорой на наглядность, модели... В середине апреля высший виток усвоения: придумывание задач, опыты, творчество". В этом же учебном году пробные "погружения" были проведены по физике, по химии, по географии. Постоянные консультации и научно-методическую помощь оказывали ученые Полтавского пединститута.

Модель "погружения", предложенная М.П. Щетининым, апробировалась в период с 1983 по 1985 гг. в условиях экспериментальной школы села Зыбково Онуфриевского района

Кировоградской области и с 1988 по 1994 год в условиях школы Центра комплексного формирования личности детей и подростков станицы Азовской Северского района Краснодарского края. Принципиальная разница работы в двух школах состоит в том, что в условиях зыбковской школы апробация модели "погружения" чередовалась с обычными урочными занятиями, а в условиях азовского эксперимента обучение всей школы постоянно велось "погружением" и в разновозрастных ученических коллективах.

"Погружение - это совместная активная работа учителя и учащихся (всех и каждого), наполненная конкретным, реальным содержанием и смыслом. В ней не только лучше и глубже усваиваются знания, но и формируется способность к саморегуляции деятельности, ее самооценке, сотрудничеству, деловому общению. В результате вырабатываются единые позиции, крепнет коллективный разум, развивается чувство долга, ответственности, формируются лучшие черты характера, социально значимая направленность личности. Ребята узнают друг друга, учителя, а он - своих учеников, их интересы, способности, работоспособность каждого, причины затруднений, конфликтов. Все это помогает педагогу вносить обоснованные коррективы в свою методику, проектируя дальнейшее развитие каждого школьника. В классах, где проводится погружение, более здоровый психологический климат".

Итак, модель "погружения в предмет", предложенная М.П. Щетининым, имеет следующие обязательные компоненты:

1. Чередование "контрастных" уроков, оговоренное принципиально новым учебным планом, позволяющим сделать равномерной нагрузку на оба полушария головного мозга.

2. Многообразие форм уроков при единстве содержания учебного материала.

3. Наличие "разности потенциалов" в знаниях учеников (либо из-за того, что отдельные ученики опережают своих товарищей по этому предмету, либо из-за того, что ученики разного возраста занимаются этим предметом вместе), позволяющей "включить" работу по взаимообучению.

4. Систематизация знаний, структурирование их и подача нового материала при помощи компактных структурно-логических схем (концептов).

5. Совместная работа учителя и учеников по планированию учебного процесса и его анализу. Важно не пренебрегать ни одним из этих компонентов - иначе технология перестает

"работать". Однако и при соблюдении всех этих правил такая система имеет свои недостатки. Пропуск учеником одного или нескольких дней занятий (по болезни или любой другой причине) приводит к серьезному отставанию в учебе от своей группы, причем, как показывает опыт, попытки самостоятельного освоения столь большого объема материала далеко не всегда бывают успешными. Обычно отставший ученик приглашается на занятия соответствующей "кафедры", где с ним занимаются либо консультанты из числа опережающих учеников, либо учитель, но основная задача работы этих "кафедр" - работа на опережение, а не наверстывание пропущенного.

Другой серьезной проблемой работы по технологии "погружения" является отсутствие подходящих учебников. Большинство учебников рассчитаны на поурочную подачу материала и не могут соответствовать требованиям "погружения", ибо они для этого не предназначены. Это приводит либо к поверхностному знакомству с учебником, либо к отказу пользоваться им. Опыт показывает, что это негативно сказывается на умении ученика самостоятельно работать с учебной книгой.

Третьим серьезным недостатком является отсутствие (пока!) серьезного обоснованного исследования, позволяющего с уверенностью сказать, через какой промежуток времени имеет смысл снова "погружаться" в предмет.

Дальнейшая многолетняя экспериментальная работа по апробации различных моделей "погружения" показала нецелесообразность "погружения" в предмет в начальной школе. Во избежание этой проблемы было решено вернуться к идее "погружения в образ" (первоначальное неудачное название - "тематическое погружение"), которая была реализована уже в условиях школы Азовского ЭСПК. Суть этой идеи осталась прежней - большинство уроков (независимо от предмета) всей недели в одном или нескольких классах работают на создание единого образа. Для усиления обучающего эффекта такая неделя может заканчиваться тематическим праздником, предполагающим обобщение знаний, полученных за неделю.

В школе АЭСПК были апробированы два варианта "погружения в образ". Первый был основан на календарно-бытовом принципе. Соответственно календарю (как земледельческому, так и Православному) "погружения" носили названия "родное", "Рождественское", "Пасхальное", "весеннее", "морское" (во время выездной школы), "космическое" (ко Дню Космонавтики),

"Пушкинское" (к юбилею А.С. Пушкина), "мамино" (к 8 Марта) и т.д. Все уроки недели пронизываются единой духовно-нравственной идеей, на которую не в ущерб программному материалу работают и чтение, и языки, и математика, и музыка, и изо, и хореография. Это позволяет наполнить их духовно-нравственным смыслом. Опыт показывает, что при таком подходе интерес к учению становится выше.

Второй вариант "погружения в образ" был разработан на базе курса отечественной истории и апробирован во вторых и третьих классах. Его суть заключается в том, что часть недель учебного года базировалась на темах отечественной истории. На первом уроке понедельника учитель истории делает ввод в тему недели. Затем в течение всей недели ведущий учитель на уроках языка, чтения, математики все время возвращается к данной теме, соответствующим образом готовя задания по языку, тексты для чтения.

Эксперименты продолжаются, школы работают, дети учатся - а у родителей возникает вопрос: с чего все это началось Откуда взялся такой учитель, которому захотелось изменить привычный порядок и учить детей по-другому Обратимся за ответом к книге самого М.П. Щетинина "Объять необъятное. Записки педагога". (Полный текст книги сегодня появился в библиотеке на нашем сайте - приходите!)

Все началось много лет назад, когда Михаил Петрович работал учителем в Кизлярской музыкальной школе. "Мы решили выяснить (насколько это было возможно в наших условиях), в чем отличие тех, у кого "получалось", от тех, у кого "не получалось". И причину успехов или неудач искали именно в этом отличии. Каковы интересы наших учеников Чем они любят заниматься и хотели бы заниматься в свободное время Каков их режим дня Что они успевают сделать за неделю Чтобы выяснить это, мы составили различные анкеты.

Данные исследования вначале разочаровали нас. Учащиеся "сильных" групп, казалось, не имели какого-либо яркого отличия от "средних" и "слабых". Мы уже стали думать, что наша затея ни к чему не привела. Но, перебирая еще и еще раз анкеты, мы вдруг обнаружили, что отличие есть. Оно заключалось в широте, количестве и глубине "побочных" интересов. А что, если успехи в музыке зависят в большей степени от уровня общего развития человека, нежели от каких-то особых, отдельных музыкальных способностей Может быть, и не бывает способностей в одном без способностей во многом Мы нашли еще одно подтверждение этому предположению, когда сопоставили результаты обучения одних и тех же учащихся в музыкальной школе с их успехами в общеобразовательной. Оказалось, что из 100 процентов наших отличников и "хорошистов" 98,3 процента учились на "4" и "5" и по общеобразовательным предметам.

Мы решили взять группу так называемых "музыкально малоодаренных", то есть в обычном смысле "бесперспективных" учащихся, и, влияя на формирование "побочных"(!) интересов, проследить, скажется ли это на качестве их музыкального исполнительства.

Первое время мы почти отказались от обычной формы урока по специальности. Читали стихи, писали рассказы, делали зарисовки, играли в спортивные игры, ходили в туристские походы на Терек, в лес, слушали у ночного костра таинственные истории. Музыкальные занятия были не основной частью нашей работы. На уроке нередко играл я сам, а ребята слушали. Тому, у кого "не получается", очень трудно, почти невозможно сохранить желание учиться. Поэтому, как самое драгоценное, берег я в них чувство любви к музыке. Главное - жизнь, рассказ о ней, о своих впечатлениях средствами музыки. Были уроки без единого музыкального звука, только горячие, возбужденные споры о чем-то на этот раз более важном, чем игра на инструменте.

Так прошел первый год. Во второй класс перешли все. На экзаменах мы выглядели не хуже других. А результаты второго года обучения превзошли даже наши ожидания. Уже зимой и весной на академическом концерте ребята - в числе лучших. А впереди третья весна, конкурс на лучшее исполнение музыкальных произведений. Решили готовиться все. На конкурсе учитывались культура, эмоциональность и, конечно, техника исполнения и сложность произведений. Мы пошли на риск: взяли пьесы очень высокой сложности. К тому времени у учащихся окреп интерес к музыке, появилась вера в свои силы. Мы много играли: музыкальный материал менялся к каждому(!) уроку. У нас было твердое мнение: одно и то же нельзя давать два урока подряд, надо беречь чувство, свежесть восприятия, внимание. Быстро играть, быстро двигать пальцами - значит быстро мыслить. А какое может быть мышление во время нудно-однообразных бесконечных упражнений! Походы с ночевкой в лес или к легендарному Тереку, рассказы о прочитанном, споры, стихи у костра, игры по-прежнему занимали большое место в нашей жизни. Каждый рос как личность. Это было главное.

И вот, наконец, конкурс "Белая акация". Какими словами передать то, что мы испытали, когда жюри единогласно решило все призовые места отдать представителям нашего класса Все призовые места наши! Победа! Как сейчас вижу, подходит ко мне заведующий отделением народных инструментов и говорит: "Этого не может быть... здесь что-то не так..." Он выжидательно смотрит мне в глаза, ища ответа, надеясь выведать некую тайну. "Как вы работаете над пьесами" - "Мы работаем над человеком".

Я вспомню это "не может быть" спустя десять лет, когда группа работников народного образования из Кабардино-Балкарской АССР, посетив среднюю школу-комплекс в Ясных Зорях -прямое продолжение Кизлярской музыкальной - оставит запись в книге отзывов: "То, что мы увидели в Яснозоренской школе, этого не может быть..." А учитель из Северодонецка, прочитав о нас, напишет мне гневные строки: "Вы вводите в заблуждение людей, утверждая, что человек может все! Сколько трагедий, неудовлетворенности, разбитых надежд оставит после себя этот красивый и насквозь фальшивый лозунг: "Человек может все!" Вы поступаете жестоко и бесчеловечно. Вы ему: "Ты можешь", а жизнь свое: "Нет!" Жизнь делила и будет делить на сильных и слабых. Вы ему говорите: "Ты сильный!" А он вдруг оказался, фактически^), не на словах, слабым, даже ничтожным. Что прикажете делать такому человеку Какой ему дадите совет Наука генетика доказала правоту моих слов. Так давайте будем смотреть не на небо, мечтая о "лучшей доле", а взглянем повнимательнее на действительное положение вещей... Талант-аномалия, дорогой коллега!"

С тех пор как впервые взволновала меня проблема таланта, прошло более двадцати лет. И можно, не опасаясь преувеличений, сказать: не было дня, чтобы не думал о ней. Чем объяснить неожиданный взлет таланта у одного и безуспешность усилий другого Где пределы человеческих возможностей Есть ли катализаторы талантливости Эти вопросы с утра вставали со мной и преследовали всюду, где бы ни был. А иной раз врывались и в сон. Казалось ответ где-то совсем рядом, вот сейчас, ухватившись за спасительную нить, вытяну его, но проходили дни, потом годы. "Найденное" обнажало свою мнимость.

И возникла мысль: а что если посмотреть на нашу сущность иначе По-другому взглянуть на наше тело, мозг Представить их как одно целое Очень красивое слово: разум. В нем слышатся два: раз и ум. Единый ум. Множество сведений, "слепков действительности" разом соединены в совокупное во взаимосвязи и отличии составляющих.

Можно ли вести обучение, воспитание без учета того, как они воспринимаются ребенком Ведь принимает или отталкивает то, что мы даем, не "нечто" с именем "ребенок", а живой человек, который дышит, двигается, чувствует, анализирует, обобщает, т.е. мыслит. Он -целостная биосистема, и недогрузка тех или иных ее структур приводит к снижению активности думающего "я".

Философия, психология, социология и другие науки дают новые и новые данные о человеке. А мы подчас ограничиваем круг поисков. Сегодня успехи в педагогике невозможны без осмысления истоков развития самой жизни, синтезирования всех знаний о человеке.

Эксперимент наш продолжается, в нем многое еще предстоит проверить. Однако пройденный путь, победы и поражения дают основание утверждать: в создании условий для своевременного развития всех внутренних сил ребенка, всех его задатков, заключается разгадка таланта. Поиски путей интенсификации учебного процесса, в частности короткий урок и ежедневный тренаж ведущих органов восприятия в разнообразных видах деятельности, направлены на то, чтобы выявить потенциальные возможности и способности каждого ребенка и обеспечить необходимое время для их становления и максимальной реализации.

С точки зрения воздействия на целостный организм ученика, на его психофизиологическую систему, учебный день школы - это фактически один изнурительно-долгий, прерывистый урок, склеенный из различных лоскутов сложной, в основном абстрактной, информации. На наш взгляд, необходима иная структура учебного дня. Гармоничность развития требует и гармоничного соотношения предметов, адресованных обеим сигнальным системам. Поэтому для развития первой сигнальной системы, равно как и второй, необходима систематическая и постоянная специальная учебно-тренировочная деятельность, рассчитанная на развитие и совершенствование трех ведущих анализаторов зрительного, слухового и двигательного!

Чувственный мир человека требует специально организованной учебно-тренировочной среды, где бы его не просто использовали, а продуманно, целенаправленно и всесторонне развивали. Уроки, от которых зависит качество мыслительной деятельности вообще, должны быть в школьном расписании каждый день. В настоящее время мы располагаем педагогической практикой, подтверждающей верность такого вывода. Об этом свидетельствует, например, опыт академика Р.В. Силлы в ряде общеобразовательных школ Эстонской ССР. Ежедневные уроки физкультуры в значительной мере способствуют улучшению успеваемости по естественно- математическим предметам. В пользу ежедневных уроков физкультуры, снимающих умственное утомление, являющихся физиологической предпосылкой нормального развития мозга, говорят исследования А. Аршавского, Ю. М. Протусенича, Т. В. Волковой. Достоверные научные данные свидетельствуют о положительном влиянии мышечной деятельности на все физиологические системы и функции детского организма.

Они согласуются с исследованиями отечественных и зарубежных физиологов и гигиенистов о пагубном влиянии гиподинамии на функциональное состояние человека. Так подтверждается верность выводов И.П. Павлова о взаимообусловленности двух сигнальных систем, о необходимости их параллельного развития. Если активизация даже одной или двух форм восприятия дает заметный сдвиг в улучшении мыслительной деятельности учащихся, то совершенствование всех форм должно привести к полному расцвету духовных сил человека. Систематическое, достаточно глубокое развитие и совершенствование первой сигнальной системы, несловесных форм мышления вернет в школу, по образному выражению Я. Корчака, бредущую "по свету Золушку - чувство".

Думая над совершенствованием ученического самоуправления, мы все яснее видели необходимость создания другой структуры самого коллектива. В конце концов пришли к разновозрастному объединению, блестяще зарекомендовавшему себя в опыте А.С. Макаренко. Разновозрастные объединения мы пытались создавать и раньше, но они были временными. Одними из самых удачных были производственные бригады лагерей труда и отдыха "Отважный" в Ясных Зорях и "Ясные Зори" в Зыбкове. Прошедшие трудовую школу в этих коллективах заметно отличались от сверстников боевитостью и доброжелательностью, готовностью взять на себя трудное поручение, ярко выраженным стремлением и к самовоспитанию, и к участию в воспитании других.

Положение старшего, в которое попадали наши ученики, творило чудеса. Они проявляли требовательность к себе и другим, подтягивались, старались становиться и становились лучше, чтобы быть примером для подопечных. В свою очередь, младшие с рвением влюбленных бежали исполнять поручения старших, ловя "в оба уха и оба глаза" каждое их слово и жест.

"Всякий, кто в здравом уме, - свидетельствовал еще Платон, - всегда стремится быть подле того, кто лучше его самого". Старшим импонирует внимание младших. Видя в нем признание своих достоинств, они и в самом деле их обнаруживают, привыкают уважать себя. Воспитывая младших товарищей, они перестраивают самих себя, стремятся стать лучше. Создается прекрасная основа для серьезного воспитания тех и других, возникает как бы сам собою дух коллективизма, формируется потребность в самосовершенствовании, саморазвитии, утверждении гуманных отношений.

Союз младшего школьника со старшим утоляет жажду человека быть признанным, значимым в глазах окружающих. "Вот когда вырасту, я..." - мечтает малыш. И как хочется ему приблизить это "когда"! Очень хотят ребята забежать вперед, в свое завтра, в больших и важных делах взрослых попробовать себя, быть там, где настоящая жизнь. Невольно вспоминается: "Дорога ложка к обеду", когда смотришь на ручонки первоклассника, хватающие взрослые инструменты. С какой любовью смотрят его глаза на того, кто подарил ему радость испытания себя! С каким достоинством работает он рядом со старшими! Вот и надо дать ему возможность действовать так, как просит его сердце.

Если учесть, что день в детстве гораздо "длиннее" дня взрослого, нетрудно понять, каким безнадежно несбыточным кажется юному человеку его завтра. И как следствие нашей недальновидности снижается социальная активность детей, появляется "вдруг" нигилизм подростка, растущая его отрешенность от мира взрослых. Мы не пускали его в свой мир, когда с мольбой и надеждой взывало о том его сердце. Стоит ли удивляться разобщенности между старшими и младшими, их глухоте друг к другу, если каждый занят своим, только ему интересным делом. Спросите у младших, часто ли они встречаются со старшеклассниками. Можно ли в школе наблюдать общение этих ребят А ведь мы хотим содружества, коллективности, в которых постепенно, шаг за шагом, каждый день "чуть-чуть" растет ученик как человек.

Идя навстречу этой удивительно благотворной для воспитания потребности в признании, уважении окружающих, надо испытывать ребят в реальном общественно значимом деле. Таким делом является производство материальных ценностей. Производительный труд и есть заманчивая дверь в таинственный мир взрослых отношений, к которой тянется детское сердце. Открыть ее по силам и младшему, если рядом с ним ребята постарше. За этой дверью и для педагога открываются невиданные прежде горизонты воспитания учащихся. Философ Э.В.

Ильенков подчеркивал, что личность человека формируется, когда он производит продукт, всех других волнующий и всем другим понятный. И в самом деле, чтобы как-то оценить другого, надо по меньшей мере понимать само его дело, его продукт. Не зная дел, нельзя понять человека.

Производительный труд - колоссальное средство воспитания уже только потому, что созданное им обладает наглядностью, материальностью, аккумулирует в себе качества личности создателя, делая "стоп-кадр" его сильных и слабых сторон. В разновозрастном трудовом коллективе участие всех в общем деле дает возможность объединить усилия младших и старших, распределить между ними нагрузку в зависимости от сил, возможностей, интересов каждого. Острота, свежесть эмоциональных реакций, непосредственность суждений и впечатлений младших помогают тем, кто постарше, лучше видеть и само дело, и себя, и других. В свою очередь, старшие помогают младшим понять суть дела, его значение, организовать труд на началах взаимопомощи, коллективизма. В непосредственном общении, поступках и поведении всех и каждого конкретизируется "что такое хорошо и что такое плохо", формируется важнейшее человеческое умение "в мгновенье видеть вечность, огромный мир в зерне песка".

На этом мы заканчиваем рассказ о школе Щетинина и надеемся, что все, кому интересна эта тема, прочитают его книгу полностью. Если кто-то из Вас имеет собственный опыт общения с этой школой (в качестве ученика, родителя, учителя или просто гостя) - будем очень рады прочитать (и, возможно, опубликовать) Ваше письмо.

Внимание! Через несколько месяцев такая школа откроется недалеко от Санкт-Петербурга. Если кто-то из наших читателей хочет принять участие в создании этой школы или просто попробовать отправить туда своего ребенка - пожалуйста, напишите мне об этом как можно скорее.

После того, как в прошлом году мы написали о школе Щетинина, многие читатели спрашивали, где можно получить дополнительную информацию, когда в Петербурге появится такая школа, как устроить туда детей и устроиться самим на работу в школу Щетинина. К сожалению, у меня не было ответов на эти вопросы - в прошлом году школа поблизости от Петербурга так и не появилась, а что будет дальше - я пока не знаю.

Если кто-то из наших читателей может рассказать про такие школы в других городах - мы будем рады опубликовать ваши письма.

А сегодня я хочу познакомить Вас с человеком, который предложил нам несколько статей про школы Щетинина и про экопоселения (нетрудно догадаться, что одно связано с другим). Статьи можно найти в Интернете, поэтому сегодняшний выпуск нашей рассылки предназначен в основном для тех, кто не может или не хочет;-) искать эту информацию самостоятельно.

Снова о школе Щетинина. Сергей Тренкле

Что же такое школа Щетинина В 1998 году комиссия ЮНЕСКО назвала ее лучшей в мире.

Еще бы: попробуйте найти такую школу, где дети изучают программу 10-летней школы за 1 год, учат одновременно 3 иностранных языка, умеют петь, танцевать, рисовать, обучаются 10-15 рабочим специальностям и получают по 2-3 высших образования к 16 годам. Причем учатся там не вундеркинды, а самые обычные дети.

Оказывается, весь секрет заключается в отношении к ребенку как к равному себе человеку. Именно в равной атмосфере сотрудничества детей и взрослых раскрываются наши (детей и взрослых) ранее спавшие внутренние потенциалы.

Наверное, не случайно нам было рассказано о такой школе, и именно такой школе быть в новых экопоселениях вокруг наших городов.

Только на равных отношениях происходит настоящее сотрудничество и становится возможным невозможное.

В.А. Прилукин, "Надежда России" Юрий Круглое, "Осмысливая Синегорье"

Щетинин Михаил Петрович известен своими громкими высказываниями о том, как правильно следует воспитывать будущее поколение. По его словам, важнее не подготавливать ребёнка к жизни, а дать ему возможность проживать это время в полной мере без каких-либо существенных ограничений

Щетинин считал, что дети должны сами выбирать какой деятельностью хотят заниматься. Свобода в принятии такого рода решений даёт право ребёнку чувствовать свою самостоятельность, определять дальнейшие пути развития. Ученики должны не поверхностно изучать предмет, а углубляться в основы, применять знания на практике.

Несмотря на критику, которой подвергалось его учение, Михаил Петрович был удостоен множеством наград, в том числе очень престижных для педагога. Начиная с 1976 года, ему были вручены многочисленные грамоты и медали. Значок Отличника народного просвещения он получал два раза в 1978-ом и 1981-ом годах. Стоит отметить, что Премия Ленинского комсомола, которую Щетинин получил за работу в области педагогики, в то время выдавалась за выдающиеся достижения и большой вклад в развитие науки и культуры.

Биография Щетинина Михаила Петровича практически вся основана на педагогической деятельности. В самом начале своего профессионального обучения у него уже наблюдалась склонность к преподаванию. Зарождение идеи о правильности системы образования происходило постепенно, накапливая опыт и знания из практической деятельности.

Щетинин родом из Дагестана, родился в небольшом селе Новый Бирюзяк. Отец был потомственным терским казаком, поэтому уже с малых лет Михаил Петрович знал, что такое воспитание и как правильно надо себя вести. Поэтому в 1962 году без колебаний отправился служить в армейских войсках.

Обучение Щетинин начинал в музыкальном училище, однако окончить его не получилось из-за внезапной болезни рук. Тем не менее, свою судьбу Михаил Петрович всё же хотел связать с музыкой, поэтому в последствие начал преподавать в музыкальной школе, успевая при этом учиться в педагогическом институте на заочном отделении. Считается, что именно тогда начались зарождаться идеи об экспериментах, связанных с обучением.

Первые опыты новой системы образования были начаты, когда Щетинин Михаил Петрович стал директором музыкальной школы в городе Кизляр. Тогда он создал первый в своём роде лицей искусств, при этом координируя свои действия с обычным общеобразовательным учреждением. В то время можно было говорить о первом удачном опыте, когда отстающие ученики начали улучшать свои показатели в обучаемости.

После того как эксперимент подошёл к концу, Щетинина назначили директором образовательного учреждения в поселке Ясные Зори. К тому времени он успел окончить обучение в музыкальном педагогическом училище и получить диплом преподавателя. Сам Михаил Петрович часто предпочитал в качестве музыкального инструмента баян.

Основываясь на своих практических наблюдениях, Щетинин Михаил Петрович определил, что изначально личность должна воспитываться на четырёх основах: наука, культура, созидание и физкультура. Новшество его идеи заключалось в том, чтобы при прочей занятости ученикам выделялось время на небольшие насыщенные уроки по различным направлениям. Таким образом, создавалась своеобразная атмосфера погружения в обучение.

Вскоре Щетинину присваивают звание научного сотрудника Академии педагогических наук (АПН), и о школе узнают в Москве. СМИ, выяснив о странных, по их мнению, подходах к обучению, применяемых в стенах учебного заведения, обрушились шквалом критики и высказывались о ней не лучшим образом. Это дало толчок к тому, чтобы было принято решение о закрытии центрального школьного комплекса.

После случившегося Щетинина направляют на Украину, где он должен возглавить научный отдел по основам продвижения своего эксперимента в условиях школы-интерната. В основном такая возможность была дана ему для того, чтобы власть могла удостовериться в провальности идеи и её бесполезности. Несмотря на это Михаил Петрович продолжает внедрять методику погружения в процессе обучения. Вскоре об этом эксперименте узнаёт всё больше людей, а вскоре весть разносится по всей стране. К сожалению, Министерство образования не нашло положительных моментов в данном эксперименте, и было принято решение о закрытии школы.

В связи с произошедшими событиями Щетинину не разрешают заниматься педагогической деятельностью. Он принимает решение отправиться в Москву, где устраивается на должность старшего сотрудника Научно-исследовательского института АПН. Годы, проведённые на этой работе, дали возможность Михаилу Петровичу обобщить результаты своего эксперимента, которые впоследствии были изданы в формате книги «Объять необъятное».

Скачать, которую в. pdf формате вы можете по ссылке: « »

Воодушевившись новыми идеями воспитания молодёжи, несколько членов Центрального комитета помогают Щетинину попасть на должность директора школы, расположенной в Краснодарском крае. После его прихода учреждение сразу реорганизуется, начинают внедряться новые методики. Со временем родители, не поддерживающие взгляды директора, настаивают на возвращении к классическому варианту обучения, после чего учреждение делится на две части.

Школа Щетинина помогла ему стать генеральным директором Центра всестороннего обучения молодёжи. Рядом с Михаилом Петровичем начинают появляться сторонники его теории, организуется коллектив единомышленников, возникают связи с высшими учебными учреждениями, оттачивается система обучения методом погружения. В 91-ом году Щетинину присваивается звание академика.

Однако, несмотря на большое развитие и продвижение идей Центра, некие противоречия периодически возникают. В связи с этим Щетинину со своими коллегами и парой учеников пришлось переехать в небольшой посёлок, расположенный рядом с городом Геленджик Краснодарского края. На месте разваленного заброшенного помещения для солдат была создана интернатная Русская родовая школа.

К началу 21-го века она приобрела широкую популярность и начала позиционироваться как образовательное учреждение современности. Данная школа была признана не только обычными гражданами, но и всемирно известной организацией ЮНЕСКО. В наше время этим лицеем до сих пор руководит Щетинин.

Основные принципы системы учения Щетинина Михаила Петровича

Поскольку основные принципы, методики Щетинина направлены на создание идеального ученика, его систему можно отнести к философской. Сотворение цельной, увлекающейся спортом, обладающей творческими способностями, к тому же умной личности – главная цель, к которой стремятся преподаватели в рамках системы Щетинина.

В чём основные идеи педагогики по данной методике:

Саморазвитие

Человек изначально с самого рождения имеет все возможности для того, чтобы успешно развиваться в любой сфере деятельности. При должном преподавании и правильно составленном учебном плане можно дать ребёнку максимум ресурсов как физических, так и умственных для реализации саморазвития.

Воспитание

Оно не должно ограничиваться или каким-либо образом ущемлять права ребёнка. Лучше, если воспитание будет проходить при максимально возможном уровне свободы. Это необходимо для того, чтобы личность могла успешно самореализоваться в будущем.

Природные данные

Следует учитывать все наклонности ученика, дарованные ему от природы. Если данные характеристики направить в нужное русло, то можно получить превосходный результат не только в обучении, но и в становлении личности в целом. Саморазвитие, основанное на природных данных, позволяет дать ребёнку возможность быть самим собой и при этом развиваться по собственному пути.

Индивидуальность

Каждый человек уникален, и способности к обучению у всех разные, это обязательно стоит учитывать в преподавании. Необходимо чётко понимать, что кто-то усваивает материал быстрее, кому-то на это стоит потратить больше времени. Индивидуальный подход к ученикам позволяет стимулировать в них способность к обучению.

Если дети будут сами способствовать созданию системы обучения, то смогут контролировать личностное саморазвитие. Школа Щетинина позволяет ребятам учиться в атмосфере полного сотрудничества и взаимопонимания. Её главные особенности заключаются в следующем:

Нравственность

Становление духовных начал в ребёнке закладывается не методом наставлений, а через созданный образ жизни. Т.е. человек воспитывается в атмосфере нравственности и взаимоуважения. Изначально созданная обстановка способствует развитию лучших личностных качеств для цельного саморазвития.

Познание

Человек не устаёт от получения знаний, а, наоборот, стремится узнавать каждый день что-то новое, потому что видит на собственном примере, как это положительно сказывается на общем развитии. Чередование занятий с использованием методики полного погружения позволяет максимально вовлечь ребёнка в процесс образования.

Духовность

Для достижения наибольших результатов необходимо с ранних лет приучать ребёнка к стремлению к прекрасному. Гармония души и тела позволяет детям чувствовать себя уверенно и не уставать во время обучения. Если видеть прекрасное даже в самом безобразном, то можно преодолеть практически любые проблемы, поскольку они больше не будут иметь власти над человеком.

Трудолюбие

Если любить только некоторые виды сфер деятельности, то можно чувствовать себя некомфортно при выполнении нелюбимой работы. В то время как любовь к любому труду даёт возможность выбрать среди широкого спектра деятельности. Такая тактика позволяет чувствовать себя комфортно в любой ситуации.

Физподготовка

Физическая активность играет большую роль для становления полноценной всесторонне развитой личности. Если регулярно заниматься борьбой в целях самозащиты, то можно быть уверенным, что ребёнок в будущем сможет постоять за себя и защитить свою честь. К тому же занятия физкультурой помогают расслабиться и немного отвлечься от основной учёбы.

Школа Щетинина даёт своим ученикам возможность получить комплексное образование, когда общность мировоззрения тесно сплетается с фундаментальной основой знания. Благодаря цельному образовательному пространству ученики:

— мыслят продуктивно и много размышляют обо всём, в чём они заинтересованы;

— имеют навыки преподавания, которые позволяют им без труда донести полученные знания до других;

— легко находят общий язык с окружающими людьми и способны правильно организовать своё время, чтобы быть наиболее продуктивными;

— ведут себя открыто с другими людьми, готовы всегда прийти на помощь в сложной ситуации;

— имеют наклонности с творческой деятельности, способны практически в любых новых начинаниях;

— понимают, что такое ответственность и соблюдают все нравственные и духовные правила поведения.

Главные особенности школы Щетинина

Открытие уникальной школы стало конечным итогом всех экспериментов, проводимых Щетининым. Основная суть его учений заключалась в том, что образовательное учреждение не должно лишь помогать учиться детям, лучше, если оно будет стимулировать к саморазвитию, воспитывать гармоничную и всесторонне развитую личность.

Когда Щетинин Михаил Петрович создавал Русскую родовую школу, в первую очередь он хотел сделать её своеобразной базой для подготовки детей к реальной жизни, чтобы они действовали здесь и сейчас. Основная суть этой школы – восприятие человека как частицы Вселенной, у каждого должно быть понимание и принятие единого целого в существующем бытие. Другими словами, начиная с собственного саморазвития, человек вносит вклад в общее дело.

В школе очень трепетно относятся к изучению истории Российского государства, давая понять детям, что основа народности базируется на знании предков. Именно поэтому школа называется Русской. Бережное хранение истории помогает воссоздать образ гордого славянина и лучше понять прошлое страны.

Родовой школа была названа потому, что духовное начало человек берёт из памяти о своих предках. Обращаясь к роду, он начинает воспитывать в себе чувство уважения к старшему поколению. Одна из целей школы – помочь детям укрепить связь с родителями любовью и преданностью. Ребёнок должен быть горд своим происхождением и с честью относиться к собственной фамилии, данной при рождении.

Важно понимать, что школа Щетинина базируется в основном на деятельности детей. Преподаватели выполняют здесь лишь консультирующую роль и направляющую. Можно сказать, что ученики предоставлены сами себе в том плане, что вольны определять самостоятельно уровень обучаемости. Однако они понимают, что если человек хочет успешно самореализоваться, то он должен приложить для этого максимум усилий. Для этих целей в школе предусмотрены различные помещения для занятия хореографией, спортом, кулинарией, производством молока, творчеством и многие другие.

Учебные занятия могут проводиться в любом удобном для этих целей помещении и даже на свежем воздухе. Дети самостоятельно изучают школьные предметы, обращаясь к преподавателям за консультацией и разъяснениями. Одними из главных учебных занятий являются история, русский язык и литература. В среднем урок длится около 30-ти минут, это время считается наиболее предпочтительным для того, чтобы отлично усвоить материал и при этом не устать. Домашних заданий нет, что даёт возможность преподавателям определять наклонности и желания детей, помогая развиваться им в разных направлениях.

Заключение

Школа Щетинина отзывы в основном получила положительные, однако нашлись недоброжелатели, которые считают этот учебный центр тоталитарной сектой, а учеников называют её адептами. Стоит понимать, что такая школа является чем-то новым и поэтому относиться к ней стоит с пониманием. Популярность лицея в настоящее время выросла настолько, что конкурс для желающих здесь обучаться очень большой – 13 человек на место.