Скороговорки для детей 8 до 11 дет. Скороговорки для развития и улучшения дикции у взрослых. Если ребенок только учится говорить

На дворе трава, на траве дрова, на дровах братва.

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят, как галчата,
И, как волчата, галчата молчат.

У Карла кораллы. У Клары кларнет.
Клара у Карла украла кораллы, Карл у Клары украл кларнет.
У Карла кораллов нет, у Клары кларнета нет.

У того, кто не банкрот полон банкомат банкнот,
у того же, кто банкрот в банкомате нет банкнот.

Из-под пригорка, из-под выподверта зайчик приподвыподвернулся.

Шарики шарикоподшипника шарят по подшипнику.

Не жалела мама мыла.
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыла не любила,
Мыло Мила уронила.

Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить стать;
Наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.

Забыл Панкрат Кондратов домкрат,
а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.
И ждёт на тракте трактор домкрат.

Захар сахар запасал.
Закрома им заполнял.
Захаровы закрома засахарены сполна.

Жили-были три японца: Як, Як-Цин-Драк, Як-Цин-Драк-Циндрони.
Жили-были три японки: Циби, Циби-Дриби, Циби-Дриби-Дримпомпони.
Вот женился Як на Циби, Як-Цин-Драк на Циби-Дриби, Як-Цин-Драк-Циндрони - на Циби-Дриби-Дримпомпони.
Родились: у Циби Шах, у Циби-Дриби Шах-Шарах, у Циби-Дриби-Дримпомпони Шах-Шарах-Шарони.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Почему-то простолюдину просто по-людски поступать преступно,
А по-простецки - прощается.

Промежуточное упрощение упрощает построение.

Проще простого просто перестать простое употреблять.

Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь, но заскороговошившись, выскороговорил - что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговариваешь. И прыгают скороговорки как караси на сковородке.

Повторите три раза «Пароль Орёл» или «Пакет под попкорн».

Колпак на колпаке,
И под колпаком колпак.

Сорока за строчкою строчка
Строчит сорочатам сорочки.

До того заврался, что аж врунометр взорвался.

«Наша река широка как Ока. Как как Ока? Да так - как Ока широка наша река.»)

Пиджак с подвыподвертом.

Откуда на просеке просо?
Просыпали просо здесь просто.
Про просо просянки прознали.
Без спроса все просо склевали.

Сшит колпак не по колпаковски, вылит колокол не по колоколовски. Надо колпак переколпаковать и перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать и перевыколоколовать.

Купи кипу пик - повторите 10 раз подряд.

Перепёлка перепелят прятала от ребят.

  1. Развивают речевое дыхание, особенно когда проговариваешь их в разном темпе: медленном, среднем, быстром.
  2. Улучшают качество дикции, то есть делают произношение четким.
  3. Развивают сенсорные способности, необходимые для «запуска» и улучшения речи.
  4. Тренируют интонацию: учат произносить вопросы, восклицания и другое.

Ребенок обычно с удовольствием произносит скороговорки, потому что их сюжеты пронизаны юмором, или же ситуации, описанные в этих текстах, выглядят абсурдными, непонятными. Все это привлекает, смешит и хорошо запоминается.

Если ребенок только учится говорить

? — Вопрос, волнующих многих родителей. Когда он начнет говорить правильно? — Следующий вопрос. Педагоги советуют сначала произносить скороговорки медленно и негромко. Или вовсе попробовать такой логопедический прием: говорить с ребенком лицом к лицу самым тихим шепотом, почти одними губами, слово общаешься с тем, кто умеет читать по губам.

Потом повторить скороговорку чуть громче, и так постепенно добавлять звук. Детям, чтобы научиться говорить, важно видеть, как артикулирует взрослый, какие мышцы лица задействованы для произнесения звуков. Малыши визуально «считывают» даже положение головы и тела, которое принимает человек в разговоре.

Как заинтересовать занятиями?

Вот несколько советов о том, как превратить «скучные» занятия в увлекательные:

  1. Превратить все в игру, в которой интересно и взрослому, и ребенку.
  2. Использовать карточки с картинками и/или рифмованные строчки.
  3. Интонировать произнесение, читать артистично, «по ролям».
  4. Начинать разучивать фразы в неспешном темпе: произносить протяжно, негромко. Можно даже если произносить сложные слова совсем трудно.
  5. Если с речевым дыханием все в порядке, добавлять скорость. На то они и скороговорки, чтобы их тараторить, не сбиваясь.
  6. Уместным будет соревнование между детьми одного возраста: кто произнесет быстрее и чище.

Простые скороговорки для малышей 1-2 лет

В возрасте, когда ребенок только учится говорить, с ним будет уместно тренироваться произносить звуки [г], [д], [з], [с].

Для тренировки звуков [г] и [д]

Голубь в голубой горжетке голубику ел на ветке.

Стоит гора посреди двора.

На горе гогочут гуси, под горой горит огонь.

Галка села на забор, грач завел с ней разговор.

«Га-га-га, — гогочет гусь. — Я семьей свой горжусь!»

Дятел дуб долбил, продалбливал, да не продолбил, не выдолбил.

Дед Додон в дуду дудел. Дудкой Диму он задел.

Дед Данила дыню делил: дольку — Диме, дольку — Дине.

Надя дыню не доела — дыня Наде надоела.

Ду-ду-ду — вот я с песенкой иду.

Да-да-да — здесь большие города.

Ди-ди-ди — ты далёко не ходи.

До-до-до — свили птенчикам гнездо.

Для тренировки звуков [з], [с]

Коси коса, пока роса. Роса долой — и мы домой.

Свиристель свистит свирелью.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Сани — скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.

Та-та-та, у нас дома чистота.

Ты-ты-ты — сметану съели всю коты.

Зойкиного зайку зовут Зазнайка.

Зацепился зонтик за забор. В завитушках зонтика узор.

Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

Из кузова в кузов грузили арбузы.

«Языковертки» для детей 2-3 лет

Происходит становление звуков и их пар [б] — [п], [в] — [ф], [к], [т], [х]. А также звуки [м], [н]. Сейчас самое время для их постановки и тренировки.

Для тренировки звуков [б] и [п]

Били бараны в барабаны.

Белый снег, белый мел, белый сахар тоже бел. А вот белка не бела, белой даже не была.

Все бобры добры для своих бобрят.

Бредут бобры в сыры боры — бобры храбры!

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

Петр Петру пек пироги.

Пел перепел за деревней, пел тетерев средь деревьев. Перепел пел-пел — тетерева перепел.

Говорит попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!»

Для тренировки звуков [в] и [ф]

Валя на проталинке намочила валенки. Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.

Варвара цыплят караулила, а ворона цыплят воровала.

Я во двор вола вела, за рога вола вела. В хлев вела вола, а вол меня в огород увел.

У Феди — фуфайка, у Фаи — туфли.

Фасоль, фасоль — вот и выросла фасоль.

Федя филина боится — филин может рассердиться.

Для тренировки звука [к]

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.

К Макару в карман комарик попал. Комар у Макара в кармане пропал. Об этом сорока в бору протрещала: «В кармане Макара корова пропала!»

Не ест корова короб корок — ей короб сена больше дорог.

Капа Капитону купила кипу кепок.

Колпак на колпаке. Под колпаком — колпак.

Котик ниток клубок укатил в уголок.

Для тренировки звука [т]

У тридцати трех полосатых поросят тридцать три хвостика висят.

Топали да топали. До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.

От топота копыт пыль по полю летит.

Тридцать три вороны в ряд тараторят, тарахтят.

Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетёрка с тетеревятками — в лесу на ветке.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

Для тренировки звука [х]

Вставай, Архип, — петух охрип.

Хохлатые хохотушки хохотали: «Ха-ха-ха».

Архип охрип, а Осип осип.

Нюхал Захар уху да нахваливал: «Ух, хороша уха!»

Прохор и Пахом ехали верхом.

Муха-горюха села на ухо.

Полезные скороговорки для детей 3-4 лет

Считается, что это возраст освоения шипящих и свистящих звуков. Потренироваться в их произношении можно с помощью этих «потешек». Про звук [з] мы уже упоминали — здесь все упражнения, кроме него.

Для тренировки звуков [ш] и [ж]

В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

Вымыли мышки миски у мишки.

Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь». Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».

Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ, да под душем вымой тушь. После душа вытрись суше и не пачкая больше уши.

У Маши мошка в каше. Что делать нашей Маше? Сложила кашу в плошку и накормила кошку.

Во лесу лозу вяжу. На возу лозу везу. Коза, не лижи лозу — накажу!

Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

Над Жорой жук, жужжа, кружит. От страха Жора весь дрожит. Зачем же Жора так дрожит? Не страшно ведь жучок жужжит.

Жаба, журавль и желтый жучок в гости к ежихе шли на лужок.

У ежа — ежата, у ужа — ужата.

Для тренировки звука [ц]

Цыган на цыпочках цыпленку крикнул: «Цыц!»

Цапля цепкая была, цапля долго не ждала — клювом цап и целиком лягушку проглотила.

Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц дрессировать.

Жили-были три японца: Як, Як-Цин-Драк, Як-Цин-Драк-Циндрони.

Зачерпнула цапля чашкой чай целебный из ромашки. Целый чан у цапли чая, цапля-врач больных встречает.

Для тренировки звука [ч]

В горячей печи пекарь пек калачи.

В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа четыре черненьких чумазеньких чертнека чертили черными чернилами чертеж.

Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.

Черной галке черный дрозд подарил черники гроздь.

У пчелы, у пчелки почему нет челки? Отвечаю почему: «Челка пчелке ни к чему».

Чу! В чулане есть сверчок. Четко слышно: «Чок-чок-чок».

Для тренировки звука [щ]

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.

Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.

Щука леща угощала борщом.

Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

Тщетно тщится щука ущемить леща.

Щипцы да клещи — вот наши вещи.

Щуку я тащу, тащу. Щуку я не упущу.

Самые трудные буквы Р и Л для детей 4-6 лет

Речевой аппарат готов для освоения сонорных [р] и [л]. Поэтому в возрасте 4-6 лет рекомендуется заняться развитием именно этих звуков. Вот видео от логопеда о правильном и быстром способе поставить звук [Р] у дете

И скороговорки в помощь:

На горе Арарат рвала Варвара виноград.

Проворонила ворона вороненка.

Подал грабли крабу краб: «Грабь граблями сено, краб!»

Забыл Панкрат Кондратов домкрат. Теперь Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор.

Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.

У села ли села лиса, у опушки ли леса?

Королева кавалеру подарила каравеллу.

Не жалела мама мыла — мама мылом Милу мыла.

Мы ели-ели ершей у ели. И еле-еле их у ели доели.

Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию. Видели Лидию.

А из детского списка скороговорок стоит выбирать самые сложные, дополнив их вот такими, например:

Была у Фрола. Фролу на Лавра наврала. Пойду к Лавру — Лавру на Фрола навру.

У Феофана Митрофановича три сына Феофановича, три дочки Феофановны, три внучки Митрофановны.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Рапортовал, да не дорапортовал. Дорапортовал, да зарапортовался.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

Малина манила Марину и Милу, Марине и Миле малина мила.

Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принес на борт матрас. В порту Мадрас матрас матроса порвали в драке альбатросы.

Дробью по перепелам да по тетеревам.

Рыла двор свинья белорыла да тупорыла. Полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

Говорили про Прокоповича. Про какого Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про твоего!

Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии

Рекордно длинная и невероятно сложная чистоговорка, которую часто используют дикторы и люди, чья работа связаны с публичными выступлениями. Это нужно слышать.

— Скороговорка. Основные понятия
— Рекомендуемые правила для занятий скороговорками
— Скороговорки на букву Р
— Скороговорки на букву Ж
— Скороговорка на букву Ч
— Скороговорка на букву Ш
— Скороговорка на букву Щ
— Из сложных скороговорок
— О современных скороговорках

Скороговорка - это, как правило, короткая фраза или небольшой текст, который представляет собой предложение или набор предложений, построенных по синтаксическим законам определенного языка, и где содержатся сочетания звуков, намеренно затрудняющих быстрое произношение слов. Форма скороговорки может быть как рифмованная (в стихах), так и нерифмованная.

Скороговорки, также называемые в народе чистоговорками (иногда даже частоговорками) или языковёртками, появились на Руси как малый фольклорный жанр для детей и взрослых. Еще с давних времён «скороговорить», то есть быстро, чисто и правильно произносить самые сложные сочетания звуков или длинных слов, было увлекательной народной игрой, в которой состязались самые умелые, ловкие и искусные ораторы. Русские скороговорки отличаются сложностью, иногда трудно даже просто выговорить некоторые сочетания, а не то, что произнести чистоговорку в быстром темпе, повторив ее несколько раз.

Именно такие скороговорки, произнося которые «язык сломать можно», являются прекрасным упражнением для развития дикции и других голосовых навыков ораторского мастерства, о которых вы можете прочитать в уроке о произнесении речи. И широко применяются они не только родителями, желающими улучшить дикцию детей, научить их правильно произносить звуки родного языка, но и профессиональными актерами, дикторами, телеведущими, политиками для развития навыков произнесения речи.

Скороговорки считаются очень эффективным методом тренировки артикуляции звуков, избавления от косноязычия, дефектов речи, способствуют развитию правильной речи. Тренировать произнесение скороговорок следует поэтапно: чтобы добиться наилучшего эффекта, скороговорку сначала произносят четко и медленно, затем, постепенно наращивая темп, и корректируя дикцию и артикуляцию.

Часто чистоговорки классифицируются по разным признакам, обычно выделяют скороговорки сложные или трудные, длинные, специальные для дикции, быстрые, народные и так далее.

Выбор скороговорок для развития речи зависит от конкретного человека и фонетических особенностей его дикции. Обратите внимание именно на те звуки и сочетания звуков, произношение которых вызывает у вас трудности. Вы можете выбрать скороговорки, рассчитанные на тренировку необходимых именно вам звуков.

1) Вначале слова надо произносить медленно, по слогам, четко их выговаривая, следя за ритмичностью произношения, затем, по мере совершенствования, ускорять темп.

2) Обращайте особое внимание на резкое подчеркивание в словах окончаний, это улучшает дикцию, но опять-таки надо помнить правило: согласные не тяжелить, а активизировать.

3) Постепенно старайтесь произносить скороговорки на одном дыхании.

4) Вы можете произносить их перед зеркалом беззвучно, а затем шёпотом, но звуки должны быть понятны и слышны.

5) Пробуйте произносить знакомый текст разными голосами: детским, женским, мужским, пропеть слова.

7) Для вашего разнообразия можно произнося скороговорку, подключить движение: поприседать, попрыгать, побоксировать, потанцевать и т.д.

8) Как вариант, слова трудноговорки можно наложить на музыку какой-нибудь народной песни, например «Во поле березка стояла» и распевать с удовольствием.
Итак, главное правило хорошего произношения: чтобы говорить быстро – надо научиться говорить медленно.

— Скороговорки на букву Р

* * *
На дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова на траве двора.

* * *
Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.

* * *
Проворонила ворона воронёнка.

* * *
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

* * *
Раз, два, три, повтори:
Враг не друг, у ног нет рук…

* * *
Три сороки-тараторки тараторили на горке.

* * *
Брат сестре твердит три дня.
Скоро праздник у меня.
Третий день рожденья.
Будем есть варенье.

— Скороговорки на букву Ж

* * *
Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

* * *
Жужжит над жимолостью жук.
Тяжёлый на жуке кожух.

* * *
Встретил в чаще ёж ежа:
— Как погода, ёж?
— Свежа!
И пошли домой, дрожа,
Горбясь, ежась, два ежа.

* * *
У ежа- ежата, у ужа- ужата.

* * *
Жил- был жук, жук жил- был.

* * *
Журавль жабе не жених.

* * *
Жутко жуку жить на суку.

— Скороговорка на букву Ч

* * *
У четырех черепашек четыре черепашонка.

* * *
Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки.

* * *
Чайные блюдца легко бьются.

* * *
Чем чаще чищу, тем чашка чище.

* * *
Четыре чертенка
Четыре черненьких, чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.

— Скороговорка на букву Ш

* * *
Вот шипит большущий уж:
-Очень душно. Мне бы в душ.
Полежать под душем нужно,
Чтобы не было так душно.

* * *
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

* * *
Шел Егор через двор
Нес топор чинить забор

* * *
Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб.

* * *
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

* * *
Маша шила для мартышки
Шубу, шапку и штанишки.

* * *
Когда спешу, я ем лапшу.
Доем лапшу и поспешу.
Спешить спешу.
Лапшить лапшу.
Ну вот, опять всех насмешу.

— Скороговорка на букву Щ

* * *
Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.

* * *
Ты нас мама не ищи,
Ищем мы щавель на щи.

* * *
Щеглиха у щегла щеголихою была.

* * *
Щипцы да клещи — вот наши вещи.

* * *
Щетина у чушки, чешуя у щучки.
Смешные скороговорки
Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, крышка –
Мышка забыла про кошку!

* * *
Куры, гуси да индюшки наклевалися петрушки,
Закусили лебедой, побежали за водой.

* * *
Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.

* * *
Яша с Пашей ели кашу,
Саша с Машей простоквашу
А Мишутка съел селёдку под шубкой.

* * *
Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.

* * *
За поселком у проселка в поле пела перепелка
Перепел прилетел,перепелку перепел.

* * *
Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай!

* * *
Вёз корабль карамель,
Налетел корабль не мель,
И матросы три недели
Карамель на мели ели.

* * *
Карасёнку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасёнок, сказку!»
На раскраске Карасёнка –
Три весёлых поросёнка:
Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

» мы писали о том, что чистоговорки, в которых повторяется один и тот же звук, могут помочь вашему малышу отработать произношение этого звука. Учат правильно произносить слова и скороговорки. Скороговорки для развития речи можно предлагать малышу, когда он еще только учится говорить. Но чтобы не отпугнуть малыша излишней сложностью, подбирать скороговорки нужно исходя из возраста малыша, его речевых навыков и звуков, произношение которых вы хотите отработать. Давайте посмотрим, как подобрать малышу скороговорки так, чтобы и ему было интересно, и польза была.

Немножко истории

Скороговорки, так же как пословицы и поговорки, — это жанр устного народного творчества. Придумывались они народом, чтобы научить ребенка говорить, правильно произносить слова, поэтому их сюжеты часто вызывают улыбку, иногда даже кажутся нелепыми:

Кукушка кукушонку купила капюшон,
Hадел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне кукушонок смешон.

Скороговорки – это специально придуманные фразы с труднопроизносимыми или трудносочетаемыми звуками и словами, произносить которые надо быстро, четко и без запинок. На Руси скороговорки также называли частоговорками, языковёртками, потому что порой их было не легко не только произнести быстро, но даже и просто выговорить:

Выковали колокол,
Да не по-колокольски.
Надо бы колокол перековать,
Да перевыколоковать.

Начинать делать упражнения со скороговорками можно, когда малыш еще только учится говорить (с 1 — 1,5 лет). В это возрасте малышам бывает трудно выговаривать отдельные звуки, поэтому им подойдут простые скороговорки, в которых просто повторяется какой-то один трудный для малыша звук, например [с]:

Слоны умны, слоны смирны,
Слоны спокойны и умны.

Будет расти малыш, будут «расти» вместе с ним и скороговорки: постепенно будут добавляться скороговорки на новые звуки. Когда малыш освоит произношение большинства звуков (обычно это происходит в возрасте 5 — 6 лет), можно будет добавить скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями звуков:

Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.

Мы сделали для вас подборку скороговорок для малышей разного возраста с учетом освоения среднестатистическим малышом звуков родного языка. (Использовалась книга Инны Светловой «Домашний логопед» и книги, посвященные русскому устному народному творчеству.)

Скороговорки для 1 — 2 лет

В возрасте после года малыш осваивает звуки «г», «д», «с», «з». Иногда малыши заменяют эти твердые звуки мягкими. Чтобы помочь малышу начать различать на слух твердые и мягкие звуки и правильно произносить их, попробуйте использовать вот эти скороговорки на отработку этих звуков:

Скороговорки на отработку звуков [с] и [с’]:

Коси, коса, пока роса.
Роса долой, и мы – домой.

Ест киска суп из миски.
Сыта киска, пуста миска.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Везет Сенька Саньку
С Сонькой на санках.
Санки – скок, Сеньку – с ног,
Саньку в бок, Соньку в лоб.

Скороговорки на отработку звуков [з] и [з’]:

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Все озера – зеркала из зеленого стекла.

Пошел спозаранку
Назар на базар.
Купил там козу
И корзинку Назар.

Скороговорки на отработку звуков [г] и [г’]:

На горе гогочут гуси,
Под горой огонь горит.

Га-га-га –
Гогочет гусь, –
Я семьей своей горжусь!
На гусят и на гусыню
Все гляжу –
Не нагляжусь.

Галка села на забор,
Грач завел с ней разговор.

Скороговорки на отработку звуков [д] и [д’]:

Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.

Дом - у дуба, дуб - у дома.

Скороговорки для 2 – 3 лет

После 2 -х лет малыш осваивает звуки «п» и «б», «ф» и «в», «т», «к», «х», сонорные звуки «м» и «н». В помощь вам и малышу подходящие скороговорки.

Скороговорки на отработку звуков [п] и [п’]:

Пекарь пек пироги в печи.

— Расскажите про покупки.
— Про какие про покупки?
— Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.

Пришел Прокоп – кипит укроп,
Ушел Прокоп – кипит укроп.
И при Прокопе кипит укроп,
И без Прокопа кипит укроп.

Говорит попугай попугаю:
«Я тебя, попугай, попугаю».
Отвечает ему попугай: «Попугай меня, попугай!»

Скороговорки на отработку звуков [б] и [б’]:

Белые бараны били в барабаны.

Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.

Скороговорки на отработку звуков [ф] и [ф’]:

В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.

У Фани — фуфайка,
У Феди — туфли.

Скороговорки на отработку звуков [в] и [в’]:

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Водовоз вез воду из водопровода.

Скороговорки на отработку звуков [т] и [т’]:

От топота копыт пыль по полю летит.

Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревами на ветке.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Скороговорки на отработку звуков [к] и [к’]:

Котик ниток клубок
Укатил в уголок.
Укатил в уголок
Котик ниток клубок.

Кошка Крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.

Клала Клава лук на полку,
Кликнула к себе Николку.

Скороговорки на отработку звуков [х] и [х’]:

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:
– Ха! ха! ха! ха! ха!

Прохор и Пахом ехали верхом.

Вкусная халва – мастеру хвала.

Хохотушка буква Х рассмеялась:
Ха-ха-ха!

Муха–горюха села на ухо.

Был в саду переполох –
Там расцвел чертополох.
Чтобы сад твой не заглох,
Прополи чертополох.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Скороговорки для 3 – 4 лет

В возрасте 3 – 4 лет малыш постепенно осваивает шипящие (ж, ш, ч, щ) и свистящие звуки (з, ц). Для отработки произношения этих звуков можно также использовать скороговорки.

Скороговорки на отработку звука [ж]:

Жужжит жужелица, жужжит, кружится.

У ежа ежата, у ужа — ужата.

Не живут ужи, где живут ежи.

Испугались межвежонка
Еж с ежихой и с ежонком,
Чиж с чижихой и с чижонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

Скороговорки на отработку звука [ш]:

Маша дала Ромаше сыворотку из-под простокваши.

На окошке крошку мошку ловко лапкой ловит кошка.

В шалаше шесть шалунов.

Парус наш на совесть сшит,
Нас и шторм не устрашит.

Скороговорки на отработку звука [ч]:

Ой, качи-качи-качи.
Мы грачата, мы грачи.

Ученик учил уроки,
У него в чернилах щеки.

Анечке купили чешки, перчатки, башмачки и маечку.

В четверг четвертого числа
В четыре с четвертью часа
Четыре черненьких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.

Скороговорки на отработку звука [щ]:

Волки рыщут, пищу ищут.

Мой руки чище и чаще.

Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.

Маша, ты нас не ищи:
Щиплем щавель мы на щи.

Скороговорки на отработку звука [ц]:

В цветнике цветут цветы.

Цыпленок цапли цепко цепляется за цепь.

Бегают две курицы прямо по улице.

Летит скворец зиме конец.

Скороговорки для 4 – 5 лет

Ближе к пяти годам речевой аппарат малыша постепенно созревает для произнесения сонорных звуков [р] и [л]. В упражнениях со скороговорками также можно сделать упор на произношение этих звуков.

Скороговорки на отработку звука [р] и [р’]:

На горе Арарат растет крупный виноград.

Пророворонила ворона вороненка.

У мыши в норке сыра корка.

Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

Во мраке раки шумя в драке.

Трое трубачей трубили в трубы.

Скороговорки на отработку звуков [л] и [л’]:

Коля колья колет,
Поля поле полет.

Наш Полкан попал в капкан.

Рыбу ловит рыболов,
Весь в реку уплыл улов.

Маленькая болтунья
Молоко болтала-болтала,
Не выболтала.

Скороговорки на труднопроизносимые сочетания звуков

В 5 – 6 лет, когда малыш овладеет произношением всех звуков, ему уже можно предлагать скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями звуков:

На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора!

Подарили Вареньке – валенки, Валеньке — варежки.

Все бобры добры для своих бобрят.

У быка тупы губы, бык тупогуб.

Как учить

  1. Сначала нужно выучить скороговорку. Проговорите ее малышу сначала очень медленно, как будто по слогам. Пусть малыш повторит ее. Если скороговорка длинная, разбейте ее на части. Следите чтобы малыш не глотал согласные звуки и правильно, как написано, произносил гласные (не «на двА-ре», а «на двО-ре»). Можно говорить напевно, растягивая гласные звуки.
  2. Когда малыш хорошо запомнит скороговорку, попросите его произнести ее чуть быстрее, потом еще быстрее.
  3. Для разнообразия можно произносить скороговорку громким и тихим голосом или почти шепотом. Можно петь или, наоборот, говорить отрывисто, как робот. Предложите малышу произнести скороговорку весело или грустно, дрожа от страха или прыгая на месте от радости и т.д.

Как заинтересовать

Чтобы от скороговорок была реальная польза, обращайте внимание на правильность произнесения звуков малышом. Если малышу трудно произносить такой длинный текст, предложите ему его спеть. Обычно петь малышам легче, чем говорить.

Малыш будет с большим энтузиазмом повторять за вами скороговорку, если вам удастся облечь это в игру и заинтересовать малыша.

Сопровождайте скороговорки красочными картинками. Вы можете нарисовать картинку сами, вырезать подходящую из журнала или использовать книги. Книг со скороговорками сейчас выпускается очень много: от самых простых книжечек в несколько страниц до таких шедевров как книга« Попробуй, повтори! Русские скороговорки» с очень красивыми иллюстрациями.

С совсем маленькими детьми лучше учить скороговорки в стихах. Читая малышу детские стихи и, особенно, азбуку в стихах, обращайте внимание на повтор звуков с рядом стоящих словах. Очень часто попадаются фразы, которые ничем не хуже скороговорок:

[д]
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом. (С. Маршак)

[с]
Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он. (С. Маршак)

[ч]
Моем, моем трубочиста чисто-чисто, чисто-чисто.
Будет, будет трубочист чист-чист, чист-чист! (К. Чуковский)

[ш]
Шила шубку — сшила юбку.
Шила шапку — сшила тапку.
Хороша швея Наташа! (Е. Благинина)

Любой родитель стремится к тому, чтобы его ребенок говорил грамотно и красиво. Поэтому услуги логопедов пользуются большим спросом. Но толку от занятий будет мало, если вы сами не будете заниматься дома. А помогут вам в этом скороговорки.

В чем польза?

У изучения скороговорок есть масса преимуществ:

    развитие дикции;

    увеличение активного и пассивного словарного запаса;

    развитие фонематического слуха, т. е. способности анализировать речь с точки зрения звуков и находить в ней ошибки;

    исключение косноязычия и «проглатывания» слов.

Как заниматься?

Существует определенный алгоритм занятий:

    Произнести скороговорку быстро и четко, предварительно заучив ее самостоятельно.

    Произнести в нормальном темпе.

    Спросить ребенка, о чем скороговорка и есть ли те слова, которые ему незнакомы. Разъяснить значение новых слов.

    В медленном темпе начать повторять скороговорку с ребенком, поправляя его ошибки.

    Когда все звуки произносятся правильно, начните постепенно увеличивать темп.

На все это может потребоваться не одно занятие. Главное – регулярность и желание ребенка.

Есть несколько важных моментов, которые стоит учесть:

    Начинать нужно со скороговорок на звуки попроще. Лучше проконсультируйтесь с логопедом на этот счет.

    Нельзя отрабатывать звуки, которые еще не сформированы. Только те, которые уже поставлены, но еще неуверенно используются в речи.

    Заниматься желательно в одно и то же время дня. Если ребенок не в настроении, занятие лучше отложить.

    Не ругайте ребенка за неудачи. Так вы отобьете охоту к занятиям, создав негативные ассоциации, и занизите его самооценку.

    Создайте стимул: ставьте всей семьей рекорды на скорость и четкость произнесения скороговорок, подготовьте красивую и длинную скороговорку для Деда Мороза и т. д.

    Чтобы разнообразить занятия, можно отсчитывать ритм, подбрасывая мячик в воздух или хлопая в ладоши. Любой игровой момент на ваш вкус будет здесь уместен.

Какие скороговорки выбрать?

Во-первых, нужно ориентироваться на возраст, а во-вторых – на отрабатываемый звук. Скороговорки для детей 7-8 лет должны быть простыми и понятными. Вот несколько примеров:

Подорожник по дороге

Собирал прохожий строгий.

Выбирал себе прохожий

Подорожник подороже.

Граф Тото играет в лото,

А графиня Тото знает про то,

Что Граф Тото играет в лото,

Если бы граф Тото знал про то,

Что графиня Тото знает про то,

Что граф Тото играет в лото,

То б граф Тото никогда бы в жизни

Не играл бы в лото.

Шелкопряд, шелкопряд

Шелк прядет за рядом ряд.

Плотно шелком обмотался,

Шелкопряд внутри остался.

Саша кушал кашу.

Кашу кушал Саша.

Саша, кушай не спеша,

Наша каша хороша.

Солнце садится, струится водица,

Птица-синица в водицу глядится.

Чистой водицы синица напьется –

Славно сегодня звенится-поется!

Слоны умны, слоны смирны,

Слоны спокойны и сильны.

А вот скороговорки для детей 10-12 лет могут носить более абстрактный характер и быть длиннее, поскольку их цель – отточение дикции и развитие памяти. Например:

Соль в лесу мусолил лось,

После солоно спалось.

Снился лосю славный сон:

Сало ел с лососем он.

Скороговорун скороговорил: все скороговорки не

перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Но

заскороговорившись, все-таки выскороговорил: все

скороговорки перескороговоришь, перевыскороговоришь.

Шли Струмай, Строкциг, Марнос, Прокцогцзинь и

Пригноцкроз. Рядом с ними были сыны: Струмайка Процгович,

Странцигка Инкогнитович, Прокцогцзинь Прозсикович и

Карзациг Пригноцкроз.