Тестирование шкала субъективного благополучия. Методы исследования субъективного благополучия в психологии Отношение к религии

В исследованиях субъективного благополучия широко применяются:

тест-опросники;

Метод анализа научной и методической литературы;

Опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда;

Шкала субъективного благополучия;

Методы математической статистики;

Метод анализа научной и методической литературы позволил изучить понятие субъективного благополучия, его особенности и проявления. Кроме того, были рассмотрены составляющие субъективного благополучия личности и понятие феномена "психологическое благополучие" в современной психологии личности. В результате анализа литературы, установлено, что различные аспекты субъективного благополучия, внутренняя картина этого переживания редко выступали предметом психологического исследования, поэтому в настоящее время возникла необходимость в организации и проведении исследований в этом направлении. Методы психологической диагностики: выбор данных методик обоснован их соответствием основным задачам исследования, надежностью и валидностью.(англ. valid - пригодный)

«Опросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда»(адаптирован А.К. Осницким, содержит 101 высказывание о человеке, о его образе жизни, переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения) Опросник в качестве оснований для адаптации предполагает ряд факторов: принятие себя и других, эмоциональный комфорт, ответственность, независимость поведения, партнерскую позицию, в которой человек способен строить отношения на равных без доминирования и чрезмерного подчинения. В качестве оснований для дезадаптации он предполагает: низкий уровень принятия себя и низкий уровень принятия других.

"Шкала субъективного благополучия" представляет собой скрининговый психодиагностический инструмент для измерения эмоционального компонента субъективного благополучия и эмоционального комфорта.

Определение субъективного благополучия включает три критериальных признака.

  • 1) Благополучие определяется по внешним критериям, таким как добродетельная, "правильная" жизнь. Такие определения получили название нормативных. В соответствии с ними человек ощущает благополучие, если он обладает некоторыми социально-желательными качествами.
  • 2) Определение субъективного благополучия сводится к понятию удовлетворенности жизнью и связывается со стандартами респондента в отношении того, что является хорошей жизнью.
  • 3) Третье значение понятия субъективного благополучия тесно связано с обыденным пониманием счастья как превосходства положительных эмоций над отрицательными. Это определение подчеркивает приятные эмоциональные переживания, которые либо преобладают в жизни человека, либо человек субъективно склонен к ним.

Шкала состоит из 17 пунктов, содержание которых связано с эмоциональным состоянием, социальным положением и некоторыми физическими симптомами. В соответсвии с содержанием пункты делятся на 6 классов:

Напряженность и чувствительность.

Признаки, сопровождающие основную психоэмоциональную симптоматику.

Изменения настроения.

  • 4. Значимость социального окружения.
  • 5. Самооценка здоровья.
  • 6. Степень удовлетворенности повседневной деятельностью.

Методы математической статистики включали в себя: расчёт среднего арифметического, вычисление стандартного отклонения, ошибки среднего и достоверности различия.

Опросник - это вид анкеты, которая составлена для изучения и оценки различных проявлений и свойств личности. От анкеты опросники отличаются своей целью (анкета не изучает личность), а также наличием заранее подготовленных ответов на каждый вопрос (что сближает опросник с тестом).

Опросник может дать представление как об отдельной черте личности, так и рассказать о их комплексе.

На основании использования тех или иных методик, по прошествую исследований, делается определенное заключение о состоянии психического благополучия личности.

Ваш результат:
1. Позитивные отношения: баллов
2. Автономия: баллов
3. Управление средой: баллов
4. Личностный рост: баллов
5. Цели в жизни: баллов
6. Самопринятие: баллов
7. Психологическое благополучие: баллов

Интерпретация результатов

Шкала «Положительные отношения с другими»
Респондент, набравший наименьший балл, имеет лишь ограниченное количество доверительных отношений с окружающими: ему сложно быть открытым, проявлять теплоту и заботиться о других; в межличностных взаимоотношениях, как правило, он изолирован и фрустрирован; не желает идти на компромиссы для поддержания важных связей с окружающими. Респондент, набравший наибольший балл, имеет удовлетворительные, доверительные отношения с окружающими; заботится о благополучии других; способен сопереживать, допускает привязанности и близкие отношения; понимает, что человеческие отношения строятся на взаимных уступках.

Шкала «Автономия»
Высокий балл по данной шкале характеризует респондента как самостоятельного и независимого, способного противостоять попыткам общества заставить думать и действовать определенным образом; самостоятельно регулирует собственное поведение; оценивает себя в соответствии с личными критериями. Респондент с наименьшим баллом - зависит от мнения и оценки окружающих; в принятии важных решений полагается на мнение других; поддается попыткам общества заставить думать и действовать определенным образом.

Шкала «Управление окружением»
Высокий балл - респондент обладает властью и компетенцией в управлении окружением, контролирует всю внешнюю деятельность, эффективно использует предоставляющиеся возможности, способен улавливать или создавать условия и обстоятельства, подходящие для удовлетворения личных потребностей и достижения целей. Низкий балл характеризует респондента как человека, который испытывает сложности в организации повседневной деятельности, чувствует себя неспособным изменить или улучшить складывающиеся обстоятельства, безрассудно относится к предоставляющимся возможностям, лишен чувства контроля над происходящим вокруг.

Шкала «Личностный рост»
Респондент с наибольшим баллом - обладает чувством непрекращающегося развития, воспринимает себя «растущим» и самореализовывающимся, открыт новому опыту, испытывает чувство реализации своего потенциала, наблюдает улучшения в себе и своих действиях с течением времени; изменяется в соответствии с собственными познаниями и достижениями. Респондент с наименьшим баллом - осознает отсутствие собственного развития, не испытывает чувства улучшения или самореализации, испытывает скуку и не имеет интереса к жизни, ощущает неспособность устанавливать новые отношения или изменить свое поведение.

Шкала «Цель в жизни»
Испытуемый с высоким баллом по данной шкале имеет цель в жизни и чувство направленности; считает, что прошлая и настоящая жизнь имеет смысл; придерживается убеждений, которые являются источниками цели в жизни; имеет намерения и цели на всю жизнь. Испытуемый с низким баллом - лишен смысла в жизни; имеет мало целей или намерений; отсутствует чувство направленности, не находит цели в своей прошлой жизни; не имеет перспектив или убеждений, определяющих смысл жизни.

Шкала «Самопринятие»
Наибольший балл характеризует респондента как человека, который позитивно относиться к себе, знает и принимает различные свои стороны, включая хорошие и плохие качества, положительно оценивает свое прошлое. Респондент с наименьшим баллом - не доволен собой, разочарован событиями своего прошлого, испытывает беспокойство по поводу некоторых личных качеств, желает быть не тем, кем он или она является.

Обработка результатов.

Утверждениям приписывается значение в баллах:
абсолютно не согласен - 1 балл
не согласен - 2 балла
скорее не согласен - 3 балла
скорее согласен - 4 балла
согласен - 5 баллов
абсолютно согласен - 6 баллов

Ряд пунктов подсчитывается в обратных значениях.
абсолютно не согласен - 6 баллов
не согласен - 5 баллов
скорее не согласен - 4 балла
скорее согласен - 3 балла
согласен - 2 балла
абсолютно согласен - 1 баллов

Ключ
Шкала Прямые утверждения Обратные утверждения
Позитивные отношения 1, 19, 25, 37, 49, 67, 79 7, 13, 31, 43, 55, 61, 73
Автономия 8, 14, 26, 38, 50, 68, 80 2, 20, 32, 44, 56, 62, 74
Управление средой 3, 21, 33, 39, 51, 57, 69, 81 9, 15, 27, 45, 63, 75
Личностный рост 10, 16, 28, 40, 46, 52, 64, 70 4, 22, 34, 58, 76, 82
Цели в жизни 5, 23, 47, 53, 59, 71, 77 11, 17, 29, 35, 41, 65, 83
Самопринятие 6, 12, 30, 36, 48, 72, 78 18, 24, 42, 54, 60, 66, 84
Психологическое благополучие Общая сумма баллов

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

В данном обзоре приведены лишь некоторые факторы, в отношении которых имеются исследовательские данные об их влиянии на СБ.

1. Доход (уровень материального благосостояния)

Получено много доказательств того, что уровень дохода и уровень СБ коррелируют положительно, однако абсолютное значение корреляции не слишком велико. Исследователи объясняют это тем, что основное влияние дохода носит не прямой, а опосредованный характер: например, через улучшение условий жизни и укрепления здоровья.

Исследования, проведенные в этой сфере, позволили выявить несколько закономерностей влияния дохода на уровень СБ:

а) влияние дохода велико лишь при относительно низком уровне благосостояния; как только удовлетворены основные потребности, влияние дохода резко падает;

б) влияние дохода на СБ опосредуется такими факторами, как статус и власть - они носят в обществе относительный характер и не повышаются прямо пропорционально росту дохода;

в) влияние дохода может носить прямой характер, но зависит от социального сравнения: люди могут определить насколько они удовлетворены, лишь сравнив свое состояние с состоянием других;

г) доход - это не только прямая выгода, но также и трудности которые снижают общее положительное влияние дохода на СБ: например, высокие доходы могут бь гь связаны с повышенной ответственностью, стрессом и т.п.

2. Занятость

В некоторых исследованиях было обнаружено, что безработные демонстрируют самый низкий уровень удовлетворенности, однако нет данных о том. что например, домохозяйки менее счастливы по сравнению с работающими женщинами.

3. Образование

Результаты ряда исследований позволяют предположить, что образование влияет на СБ (как правило более образованные люди сообщают о более высоком субъективномблагополучии, но это влияние невелико и связано с другими факторами, такими скажем, как доход. Например, более высокое образование может служить источником повышения дохода, что усиливает положительное влияние образования на СБ, но одновременно и образование повышает уровень потребностей, что может отрицательно сказаться на субъективном благополучии.

4. Религия

Так как религиозность понимается по-разному, данные в этой сфере противоречивы. Вера и религиозный традиционализм обычно положительно влияет на СБ. Хотя было обнаружено также, что религиозность негативно коррелирует с хорошим настроением. Выявлено, что религия оказывает существенное влияние на лиц моложе 65 лет, но не на более пожилых. В целом, в вопросе влияния религии на субъективное благополучие еще много неясного.

5. Брак и семья

Несмотря на то, что в публикациях по вопросам субъективного благополучия не сообщается о том, удалось обнаружить статистически значимое влияние брака на СБ, практически все корреляции положительны. Выявлено, что хотя замужние женщины и могут сообщать о большем стрессе, чем незамужние, они же сообщают и о большей удовлетворенностью жизнью. Обнаружено также, что состояние в браке является сильным фактором, определяющим уровень СБ, даже когда образование, доход и занятость контролируются.

6. Поведение и образ жизни

Социальные контакты. В большинстве работ обнаружены положительные кор.^е-ляции СБ и различными показателями сериальной активности, как объективными, так и субъективными. Лонгитюдные исследования обнаружили, что изменения субъективного благополучия находятся в прямой зависимости от увеличения или уменьшения социальных контактов, при этом большее влияние оказывают формальные контакты по сравнению с неформальными.

Виды активности. Исследования, проведенные на выборках пожилых людей, поддерживают точку зрения, заключающуюся в том, что активная жизнь способствует ощущению счастья. В этих, исследованиях было обнаружено, что некоторые виды активности оказывают существенное влияние на СБ, а другие - нет: взаимоотношения между активностью и СБ зависят от личности респондента. Неоднозначность результатов во многом обусловлена неопределенностью самого понятая активности: под ним подразумевались такие различные характеристики как физическая активность, хобби и участие в формальных организациях.

7. Пол

Как правило, женщины сообщают о более интенсивных чувствах: они испытывают большую радость и большую подавленность по сравнению с мужчинами. Имеются данные о связи удовлетворенности не только полом, но и с возрастом: молодые женщины более счастливы: чем молодые мужчины, а пожилые женщины менее счастливы, чем пожилые мужчины.

8. Биологические факторы

Многие исследователи обнаружили значимые корреляции между здоровьем и СБ, но они обнаружили также, что когда эти сзязи опосредуются другими факторами, такими как активность на досуге, влияние здоровья на СБ может значительно уменьшаться. Например, человек с плохим здоровьем, ведущий активный образ жизни. может характеризоваться большим субъективным благополучием. Следовательно, влияние здоровья из субъективнее благополучие - это не просто влияние того, как люди себя чувствуют физически, но также и возможностей, которые связаны с их состоянием здоровья. Взаимосвязь между здоровьем и СБ была более тесной у женщин и в тех случаях, когда использовались субъективные показатели здоровья.

С СБ связаны и некоторые другие биологические факторы. Плохой сон связа^ с ощущением несчастности, эта связь, скорее всего, двухсторонняя. Физические упражнения связаны с повышением настроения, хотя данных по этой теме пока мало. Наконец, были обнаружены сезонные вариации настроения, хотя неясно, являются ли эти изменения биологическими по природе. Погода также влияет на настроение, хотя этот эффект недолговременный.

9. Личность

Результаты ряда исследований предполагают, что наибольшее влияние на СБ оказывают устойчивые свойства личности, такие как темперамент. Была обнаружена связь экстраверсии со склонностью к положительным аффектам, а нейротизма - со склонностью, к отрицательным аффектам.

Одним из наиболее значительных факторов, обуславливающих степень СБ, является самооценка, причем взаимоотношения между этими двумя переменными могут быть двунаправленными.

Другая особенность личности, которая имеет тесную связь с уровнем СБ - это интернальность. Характер этой связи может быть как положительным, так и отрицательным, в зависимости от культурных норм.

Можно было бы предположить, что интеллект должен значимо коррелировать с уровнем СБ, т.к. это социально-желательное качество. Однако, эта гипотеза подтвердилась лишь в некоторых работах, в остальных корреляция между величиной IQ и субъективным благополучием либо отсутствовала, либо была отрицательной. Возможно, существуют некоторые факторы, тесно связанные с интеллекте, которые могут снижать уровень СБ (например, более высокие потребности). Было обнаружено, что индивиды испытывают наибольшее благополучие когда ситуация соответствует особенностям их личности, хотя этот эффект не очень выражен.

Таким образом, можно сказать, что проблема взаимосвязи особенностей личности и уровня субъективного благополучия требует дальнейшего изучения. Например, неясно, являются ли такие свойства личности, как оптимизм, причиной или следствием благоприятных событий.

10. Субъективная удовлетворенность отдельными аспектами жизни

Как показывают результаты исследований, субъективные суждения человека об удовлетворенности отдельными аспектами жизни имеют более тесную корреляцию с уровнем СБ, чем объективные условия. При этом наибольшее влияние на субъективное благополучие оказывает удовлетворенность человека самим собой, удовлетворенность образом жизни и семьей также высоко коррелирует с СБ, в то время как корреляции с удовлетворенностью работой более умеренные, а с удовлетворенностью здоровьем и обществом (социальной средой) - еще ниже.

Следует учесть, что в некоторых подходах субъективная удовлетворенность от-, дельными аспектами жизни вообще не рассматривается как фактор, влияющий на СБ. Предполагается, что должна быть прямая зависимость между объективными внешними условиями и субъективным благополучием.

Таким образом, различные данные, касающиеся влияния различных факторов на уровень субъективного благополучия позволяют сделать ряд выводов:

1. Ни одна переменная, будь то демографические данные или особенности личности не определяет целиком уровень СБ, а лишь вносит свой, более или менее выраженный вклад.

2. Практически все исследования в этой области страдают от недостаточности четких условий эксперимента; требуются тщательно спланированные лонгитюдные исследования, чтобы дифференцировать влияние переменных.

3. Необходимо дальнейшее развитие как теоретической базы изучения СБ, так и инструментов ее диагностики.

СТРУКТУРА СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

Создание диагностических инструментов для измерения субъективного благополучия подняло вопрос о его структуре, которая хотя и не может быть универсальной.

Прежде всего, исследователи выделяют в субъективном благополучии когнит" з-ный (суждение об удовлетворенности жизнью) и аффективный (положительные и отрицательные эмоции) компоненты. Положительные и отрицательные эмоции, входящие в аффективный компонент, находятся в сложной взаимосвязи друг с другом. Как первые, так и вторые коррелируют с общим субъективным благополучием, но корреляции их между собой могут быть различными в зависимости от ряда условий:

Во-первых, положительный я отрицательный эффект не является независимыми в каждый конкретный момент времени: каждый тип аффекта имеет явную тенденцию подавлять другой тип. Вследствии этого два типа аффекта отрицательно коррелируют друг с другом в отношении частоты, т.е. чем чаще человек испытывает один аффект, тем реже он испытывает другой;

Во-вторых, положительный и отрицательный аффекты связаны положительными корреляциями в отношении интенсивности, т.е. человек, испытывающий в жизни более интенсивные положительные эмоции, склонен испытывать также и более интенсивные отрицательные эмоции;

В-третьих, при измерении средних уровней положительных и отрицательных аффектов в течении длительных периодов времени выявляются низкие корреляциимежду ними, т.к. средние уровни являются результатом как частоты, так и интенсивности аффекта.

Таким образом, составляющими субъективного благополучия являются: суждение об удовлетворенности жизнью, положительные эмоции, различные по частоте и интенсивности, отрицательные эмоции, различные по частоте и интенсивности. Методики, разрабатываемые в русле диагностики субъективного благополучия, могут быть направлены на измерение как всех его компонентов одновременно, так и одного или нескольких из них.

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ШКАЛЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

Шкала субъективного благополучия (шкала СБ) была создана в 1988 году французскими психологами Perrudet - Badoux , Mendelsohn и Chiche . Поводом для ее создания послужило расширение исследований в области психологии стресса и его влияния на здоровье индивида. Изучая воздействие хронических болезней на эмоциональное состояние личности, авторы методики столкнулись с необходимостью иметь небольшой скрининговый инструмент, отражающий оценку индивидом собственного эмоционального состояния. В результате была разработана шкала, измеряющая эмоциональный компонент субъективного благополучия.

Шкала состоит из 17 пунктов, содержание которых связано с эмоциональным состоянием, социальным поведением и некоторыми физическими симптомами. В соответствии с содержанием, пункты делятся на шесть кластеров:

1. НАПРЯЖЕННОСТЬ И ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ (пункты 2. 12, 16) 2.ПРИЗНАКИ, СОПРОВОЖДАЮЩИЕ ОСНОВНУЮ ПСИХИАТРИЧЕСКУЮ СИМПТОМАТИКУ, такие как депрессия, сонливость, рассеянность и тому подобное (пункты 4, 9,14,17)

3. ЯЗМЕНЕНИЯ НАСТРОЕНИЯ (пункты: 1,11)

4. ЗНАЧИМОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ (пункты 3, 6, 8)

5. САМООЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ (пункты 7,15)

6. СТЕПЕНЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ (пункты 5,10.13)

Испытуемый должен оценить каждое утверждение по семибальной шкале, где "1" означает "полностью согласен", "7" - "полностью не согласен", промежуточные баллы имеют соответствующие значения. Некоторые пункты являются "прямыми", т.е. при ответе испытуемого "1" ему присваивается 1 балл, при ответе "2" -2 балла и т.д. Другие пункты являются "обратными", т.е. при ответе испытуемого "1" ему присваивается 7 баллов, при ответе "2" - 6 баллов и т.д. Сумма баллов по всем пунктам составляет итоговый балл по тесту. Итоговый балл является показателем наличия и глубины эмоционального дискомфорта личности, а по ответам на отдельные пункты исследователь может выявить зоны особого напряжения или конфликта.

Сфера применения шкалы СБ достаточно широка. Она может с успехом применяться для контроля общего состояния клиента в ходе лечения, обнаружения проблемных зон при психологическом консультировании, оценки эмоционального благополучия при отборе и подборе кадров и других ситуациях, где требуется оценить особенности психоэмоциональной сферы личности.

В НПЦ "Психодиагностика" шкала субъективного благополучия прошла всю процедуру адаптации и психометрической проверки на русскоязычной выборке, включая стандартизацию результатов. (См. "Шкала субъективного благополучия" Руководство НПЦ "Психодиагностика", Ярославль, 1993.)

Методика оценивает качество эмоциональных переживаний субъекта в диапазоне от оптимизма, бодрости и уверенности в себе до подавленности, раздражительности и ощущения одиночества. Дифференцировка пунктов по шести кластерам, позволяет проводить наряду с количественным, качественный анализ ответов испытуемого. Шкала требует минимального времени для проведения и обработки и может применяться в различных ситуациях как с практическими, так и с исследовательскими целями.

Преимуществами данной методики являются ее краткость и скринирговый характер получаемой информации, что позволяет наметить направления дальнейшего исследования личности испытуемого.

НОРМЫ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИТОГОВОГО БАЛЛА

Выборку стандартизации опросника составили 215 испытуемых, из них 118 мужчин и 97 женщин в возрасте от 18 до 60 лет (большинство в возрасте от 18 до 25 лет).

Максимальная тестовая оценка в нашей выборке составила 100 баллов, минимальная 25 балла (среднее значение - 59.14, стандартное отклонение - 14.81). Проверка распределения по критерию Колмогорова подтвердила его нормальность, и полученные данные были использованы для построения локальных тестовых норм (см.приложение).

Параллельно исследовалась зависимость оценок по тесту от пола испытуемого. Было проведено сравнение средних итоговых баллов в выборках мужчин и женщин: я. Средний балл в мужской выборке составил 58,73, а в женской - 60,03 балла, различие статистически незначимо. Поэтому расчет норм производился для обобщенной выборки.

Сырой балл по тесту, переведенный в стандартную оценку по шкале стенов (среднее значение - 5.5, стандартное отклонение - 2), является основанием для интерпретации результатов теста.

Средние оценки (4-7 стенов) свидетельствуют о низкой выраженности качества: лица с такими оценками характеризуются умеренным субъективным благополучием, серьезные проблемы у них отсутствуют, но и полном эмоциональном комфорте говорить нельзя.

Оценки, отклоняющиеся в сторону субъективного неблагополучия (8-9 стенов), характерны для людей, склонных к депрессии и тревогам, пессимистичных, замкнутых, зависимых, плохо переносящих стрессовые ситуации.

10 Крайне высокие оценки (10 стенов) свидетельствуют о значительно выраженном эмоциональном дискомфорте. У лиц с такими оценками возможно наличие комплекса неполноценности, они скорее всего, не удовлетворены собой и своим положением, лишены доверия к окружающим и надежды на будущее, испытывают трудности в контроле своих эмоций, неуравновешены, негибки, постоянно беспокоятся по поводу реальных и воображаемых неприятностей.

Оценки отклоняющиеся в сторону субъективного благополучия (2-3 стена) говорят об умеренном эмоциональном комфорте испытуемого: он не испытывает серьезных эмоциональных проблем, достаточно уверен в себе, активен, успешно взаимодействует с окружающими, адекватно управляет своим поведением.

Крайне низкие оценки по шкале СБ (1 стен) свидетельствуют о полном эмоциональном благополучии испытуемого и отрицании им серьезных психологических проблем. Такой человек, скорее всего, обладает позитивной самооценкой, не склонен высказывать жалобы на различные недомогания, оптимистичен, общителен, уверен в своих способностях, эффективно действует в условиях стресса, не склонен к тревогам.

"КЛЮЧИ" К ШКАЛЕ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

"Прямые" пункты (номер выбранного ответа прямо соответствует получаемому баллу): № 1,3,4,5,7,8, 11, 13, 15.

Присваиваемый номеру балл

"Обратные" пункты (приписывание баллов номерам ответов носит обратный характер): № 2, 6, 9, 10, 12, 14, 16, 17.

Номер ответа испытуемого на пункт

Присваиваемый номеру балл

Итоговый балл испытуемого по тесту равен сумме баллов по "прямым" и "обратным" пунктам.

ТАБЛИЦА ПЕРЕВОДА «СЫРЫХ» БАЛЛОВ В СТАНДАРТНЫЕ ОЦЕНКИ

«Сырой» балл

Стены

«Сырой» балл

Стены

25-33

63-70

34-40

71 -77

41 -48

78-85

49-55

86-92

56-62

93 - 100

ОПРОСНИК «ШКАЛА СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ»,

АДАПТАЦИЯ А.А. РУКАВИШНИКОВА

Инструкция

Укажите, пожалуйста, в какой мере Вы согласны или не согласны с приведенными ниже высказываниями, используя для этого следующую шкалу:

1 - полностью согласен;

2 – согласен;

3 - более или менее согласен;

4 - затрудняюсь ответить;

5 - более или менее не согласен;

6 - не согласен;

7 - полностью не согласен.

Для каждого высказывания поставьте крестик в клеточке, соответствующего номеру выбранного Вами ответа.

Содержание вопроса

В последнее время я был в хорошем настроении

Моя работа давит на меня

Если у меня есть проблемы, я могу обратиться к кому-нибудь

В последнее время я хорошо сплю

Я редко скучаю в моей повседневной деятельности

Я часто чувствую себя одиноким

Я чувствую себя здоровым и бодрым

Я испытываю большое удовольствие, находясь вместе с семьей или моими друзьями

Иногда я становлюсь беспокойным по неизвестной причине

Утром мне трудно вставать и работать

Я оптимист в отношении будущего

Я охотно меньше просил бы других о чем-либо

Мне нравится моя повседневная деятельность

В последнее время я чрезмерно реагирую на незначительные препятствия и неудачи

В последнее время я чувствую себя в прекрасной форме

Я все больше ощущаю потребность в уединении

В последнее время я был очень рассеян

Шкала субъективного благополучия представляет собой скрининговый психодиагностический инструмент для измерения эмоционального компонента субъективного благополучия (СБ) или эмоционального комфорта (ЭК). Определение субъективного благополучия включает три критериальных признака.

Благополучие определяется по внешним критериям, таким как добродетельная, «правильная» жизнь. Такие определения получили название нормативных. В соответствии с ними человек ощущает благополучие, если он обладает некоторыми социально желательными качествами; критерием благополучия является система ценностей, принятая в данной культуре.

Определение субъективного благополучия сводится к понятию удовлетворенности жизнью и связывается со стандартами респондента в отношении того, что является хорошей жизнью.

Третье значение понятия субъективного благополучия тесно связано с обыденным пониманием счастья как превосходства положительных эмоций над отрицательными. Это определение подчеркивает приятные эмоциональные переживания, которые либо объективно преобладают в жизни человека, либо человек субъективно склонен к ним.

Инструкция к тесту

Укажите, пожалуйста, в какой мере в согласны или не согласны с приведенными ниже высказываниями, используя для этого следующую шкалу:

  • 1 – полностью согласен;
  • 2 – согласен;
  • 3 – более или менее согласен;
  • 4 – затрудняюсь ответить;
  • 5 – более или менее не согласен;
  • 6 – не согласен;
  • 7 – полностью не согласен.
Тестовый материал
  1. В последнее время я был в хорошем настроении.
  2. Моя работа давит на меня.
  3. Если у меня есть проблемы, я могу обратиться к кому-нибудь.
  4. В последнее время я хорошо сплю.
  5. Я редко скучаю в процессе своей повседневной деятельности.
  6. Я часто чувствую себя одиноким.
  7. Я чувствую себя здоровым и бодрым.
  8. Я испытываю большое удовольствие, находясь вместе с семьей или друзьями.
  9. Иногда я становлюсь беспокойным по неизвестной причине.
  10. Утром мне трудно вставать и работать.
  11. Я смотрю в будущее с оптимизмом.
  12. Я охотно меньше просил бы других о чем-либо.
  13. Мне нравится моя повседневная деятельность.
  14. В последнее время я чрезмерно реагирую на незначительные препятствия и неудачи.
  15. В последнее время я чувствую себя в прекрасной форме.
  16. Я все больше ощущаю потребность в уединении.
  17. В последнее время я был очень рассеян.
Ключ к тесту

«Прямые» пункты (номер выбранного ответа прямо соответствует получаемому баллу) – № 1, 3, 4, 5, 7, 8, 11, 13, 15.

Оценивание «прямых» пунктов

Оценивание «обратных» пунктов

«Обратные » пункты (приписывание баллов номерам ответов носит обратный характер) – № 2, 6, 9, 10, 12, 14, 16, 17.

Итоговый балл испытуемого по тесту равен сумме баллов по «прямым» и «обратным» пунктам.

Обработка и интерпретация результатов теста

Шкала состоит из 17 пунктов, содержание которых связано с эмоциональным состоянием , социальным положением и некоторыми физическими симптомами . В соответствии с содержанием пункты делятся на шесть кластеров:

  1. Напряженность и чувствительность (2, 12, 16).
  2. Признаки, сопровождающие основную психоэмоциональную симптоматику (9, 14, 17).
  3. Изменения настроения (1, 11).
  4. Значимость социального окружения (3, 6, 8).
  5. Самооценка здоровья (7, 15).
  6. Степень удовлетворенности повседневной деятельностью (5, 10, 13).

Средний балл по тесту, переведенный в стандартную оценку по шкале стенов (среднее значение – 5,5, стандартное отклонение – 2), является основанием для интерпретации результатов теста.

Таблица перевода «сырых» баллов в стандартные оценки

«Сырой» балл Стены «Сырой» балл Стены «Сырой» балл Стены
25 1 52 4 77 7
26 1 53 4 78 8
27 1 54 4 79 8
28 1 55 4 80 8
29 1 56 5 81 8
30 1 57 5 82 8
31 1 58 5 83 8
32 1 59 5 84 8
33 1 60 5 85 8
34 2 61 5 86 9
35 2 62 5 87 9
36 2 63 6 88 9
37 2 64 6 89 9
38 2 65 6 90 9
39 2 66 6 91 9
40 2 67 6 92 9
41 3 68 6 93 10
44 3 69 6 94 10
45 3 70 6 95 10
46 3 71 7 96 10
47 3 72 7 97 10
48 3 73 7 98 10
49 4 74 7 99 10
50 4 75 7 100 10
51 4 76 7
Источники
  • Шкала субъективного благополучия / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.467-470

Обнаружения проблемных зон при психологическом консультировании, оценки эмоционального благополучия при отборе и подборе кадров и других ситуациях, где требуется оценить особенности психоэмоциональной сферы личности.

Методика оценивает качество эмоциональных переживаний субъекта в диапазоне от оптимизма, бодрости и уверенности в себе до подавленности, раздражительности и ощущения одиночества.

Средние оценки (от 48 до 77 баллов) – лица с такими оценками характеризуются умеренным субъективным благополучием. Серьезные проблемы у них отсутствуют, но и о полном эмоциональном комфорте говорить нельзя.

Оценки, отклоняющиеся в сторону субъективного неблагополучия (от 78 до 92 баллов) характерны для людей, склонных к депрессии и тревогам, пессимистичных, замкнутых, зависимых, плохо переносящих стрессовые ситуации.

Крайне высокие оценки (от 93 до 100 баллов) свидетельствуют о значительно выраженном эмоциональном дискомфорте у лиц с такими оценками возможно наличие комплекса неполноценности, они, скорее всего, не удовлетворены собой и своим положением, лишены доверия к окружающим и надежды на будущее, испытывают трудности в контроле своих эмоций, неуравновешенны, негибки, постоянно беспокоятся по поводу реальных и воображаемых неприятностей.

Оценки, отклоняющиеся в сторону субъективного благополучия (от 34 до 47 баллов), говорят об умеренном эмоциональном комфорте испытуемого. Он не испытывает серьезных эмоциональных проблем, достаточно уверен в себе, активен, успешно взаимодействует с окружающими, адекватно управляет своим поведением.

Крайне низкие оценки по шкале СБ (от 25 до 33 баллов) свидетельствуют о полном эмоциональном благополучии испытуемого и отрицании им серьезных психологических проблем. Такой человек, скорее всего, обладает позитивной самооценкой, не склонен высказывать жалобы на различные недомогания, оптимистичен, общителен, уверен в своих способностях, эффективно действует в условиях стресса, не склонен к тревогам.

3. Я чувствую, что в будущем меня не ждет ничего хоро­шего, и что ничего нельзя изменить


0. Я не чувствую себя неудачником

1. Я чувствую, что у меня неудач больше, чем у других людей

2. Когда я оглядываюсь на свою жизнь, она представля­ется мне цепью неудач

3. Я чувствую себя абсолютным неудачником


0. Я не испытываю особой неудовлетворенности

1. Я ни от чего не получаю такого удовлетворения, как раньше

2. Я перестал получать удовольствие от чего бы то ни было

3. Я всем недоволен


0. Я не чувствую себя особенно виноватым

1. Я чувствую за собой вину

2. Большую часть времени я чувствую себя плохим или недостойным человеком

3. Я чувствую, что я очень плохой (недостойный) человек


0. Я не разочарован в себе

1. Я разочарован в себе

2. Я противен себе

3. Я ненавижу себя


0. Мне не приходит в голову вредить себе

1. Я чувствую, что мне лучше было бы умереть

2. Я покончил бы с собой, если бы мне это удалось

3. У меня есть определенный план совершения самоу­бийства


0. Я не потерял интереса к людям

1. Люди интересуют меня меньше, чем раньше

2. Я почти полностью утратил интерес к людям и стал равнодушнее к ним

3. Я совсем потерял интерес к людям и не думаю о них

0. Я принимаю решения так же легко, как и раньше

1. Я стараюсь отложить решения

2. Мне крайне трудно что-либо решать

3. Я потерял способность принимать любые решения


0. Я не чувствую, что выгляжу хуже, чем раньше

1. Меня беспокоит, что я выгляжу непривлекательным

2. Я чувствую, что моя внешность ухудшается, и я вы­гляжу все более непривлекательным

3. Я чувствую, что выгляжу уродливым или отталкиваю­щим


0. Я могу работать так же легко, как и раньше

1. Мне приходится прилагать некоторые усилия, чтобы взяться за что-нибудь

2. Мне очень трудно заставить себя взяться за что-нибудь

3. Я совсем не могу ничего делать


0. Я устаю не больше, чем обычно

1. Я устаю быстрее, чем раньше

2. Я устаю от всего

3. Усталость не дает мне ничего делать


0. Аппетит у меня не хуже, чем всегда

1. Аппетит у меня не такой хороший, как раньше

2. Аппетит у меня стал много хуже

3. У меня совсем нет аппетита

Ключ

Суммируются все обведенные обследуемым номера ответов.

Интерпретация

0 – 4 – отсутствие депрессии;

4 – 8 – слабая депрессия;

8 – 12 – средняя депрессия;

12 и выше – сильная депрессия.

Проективные методики
"Завершение суждения"
Предназначение

Данная проективная методика предназначен для выявления склонности испытуемого к созерцательному или активному образу жизни.

Методика предназначена для профессионального использования в практической психологии. Для самотестирования она не предназначена (в силу того, что предварительное знакомство с методикой оказывает сильные помехи).

Склонные к активному образу жизни - люди, стремящиеся к преобразованиям, получающие удовольствие от достижения конкретных целей. Склонность к активному образу жизни тесно коррелирует с уровнем мотивации достижения. Склонные к созерцательному образу жизни - получающие удовольствие в (чтение книг и прослушивание музыки, просмотр фильмов и хождение на спектакли, наблюдение за судьбой других людей и эволюцией межличностных отношений и т.п.). Склонность к созерцательному образу жизни тесно коррелирует с мотивацией избегания неудач. Можно воспользоваться следующей аналогией: люди первого типа - это "спортсмены", второго - "болельщики".

Стимульный материал состоит из серии незаконченных суждений. В задачу испытуемого входит завершить предложение, написав недостающие слова в бланк ответов. Ограничений по времени нет. Психодиагностику можно проводить как в группе, так и индивидуально. Методику можно успешно применять в процедурах профотбора/профподбора, при составлении психологического портрета (в батарее с другими). Также её можно включать в программу тренинга мотивации достижения. Методика очень хорошо сочетается с другими тестами на направленность личности (склонности, интересы).

Оцениваемые качества


Склонность к созерцательному образу жизни. Склонность к активному образу жизни

Порядок проведения

Испытуемому предъявляется бланк с незавершёнными суждениями. Предлагается их закончить.

Инструкция

Дорогой друг! Пожалуйста, отнеситесь философски к следующему заданию. Вам предстоит немного порассуждать о таких вещах как счастье, учеба, любовь, отдых. Попробуйте в нескольких словах охарактеризовать каждое такое понятие: чем оно является в вашей жизни, что для вас в нём самое важное. Время не ограничивается, однако старайтесь работать в темпе, долго не размышляя. Постарайтесь в каждом случае написать хоть что-нибудь.

Задания
ДЛЯ МЕНЯ

счастье - это __________________________________

любовь - это __________________________________

добро - это __________________________________

красота - это __________________________________

дружба - это __________________________________

увлечение - это ________________________________

истина - это __________________________________

благодарность-- это _____________________________

справедливость - это ____________________________

изобилие - это _________________________________

отдых - это __________________________________

работа - это __________________________________

учеба - это __________________________________

безопасность - это _____________________________

интерес - это __________________________________

мечта - это __________________________________

общение - это _________________________________

жизнь - это __________________________________

игра - это __________________________________

порядок - это __________________________________


Обработка результатов


Каждую из двадцати фраз надо проанализировать следующим образом. Если в ней присутствует явное указание на активные преобразовательные действия, достижение конкретных целей, то ставится два балла. Если нет явного обозначения преобразовательных действий, достижения конкретных целей, но однако присутствуют глаголы (и при этом понятно, сам автор совершает действия, обозначаемые глаголами, - сам или вместе с другими людьми), то ставится один балл. Обратите внимание, что в случае двухбалльного ответа также могут присутствовать глаголы. Во всех иных случаях ставится 0 баллов за ответ. Следует побуждать испытуемого закончить все двадцать суждений, однако если он не справился со всеми, то в этих случаях присваивается также 0 баллов.

"любовь - это когда тебя понимают" (0 баллов)

"любовь - это забота о любимом" (0 баллов)

"любовь - это значит заботиться" (1 балл; присутствует задача "постоянно заботиться", но нет конечной цели)

"любовь - это стремиться к взаимному счастью" (2 балла)

"учеба - это скучные лекции" (0 баллов)

"учеба - это счастливые дни" (0 баллов)

"учеба - это путь к успешной карьере" (2 балла; явно присутствует цель - "стать специалистом")

Баллы складываются.

Таким образом, максимально возможный балл - 40.

0 - 10 баллов. Склонность к созерцательному образу жизни. Преобладает мотивация избегания неудач. В качестве оправдания своей бездеятельности может придумать много всяческих отговорок. Любит работу с четко оговоренным функционалом. Основной источник удовольствия - новые впечатления. Его сложно заразить какой-то идеей, однако сравнительно легко убедить, что он должен делать что-то "потому что должен". Предпочитает коллективную ответственность.

11 - 26 баллов. В некоторых сферах деятельности преобладает созерцательная позиция, в некоторых - преобразовательная.

27 - 40 баллов. Склонность к преобразовательному образу жизни. Преобладает мотивация достижения успеха. Любит ставить цели перед собой и добиваться их. Активно ищет средства достижения целей. В случае неудачи делает выводы на будущее. Любит работу, где отчётливо виден конечный результат трудов, выраженный не только в денежном эквиваленте, но и в килограммах, метрах, мегабайтах и т.д. Занимается самообразованием. Основной источник удовольствия - достижения и преобразования. Его легко заразить идеей что-то сделать "потому, что это круто". Предпочитает личную ответственность.

«Несуществующее животное»
Метод исследования личности с помощью проективного теста "Несуществующее животное" построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка) По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально - “Всякая мысль заканчивается движением”).

Если реальное движение, интенция по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление - мысль). Так например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук - ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) – с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.

По своему характеру тест “Несуществующее животное” относится к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест – ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования.

Инструкция: “Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующее названием”.

Показатели и интерпретация
ПОЛОЖЕНИЕ РИСУНКА НА ЛИСТЕ. В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

Расположение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части – обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ СМЫСЛОВАЯ ЧАСТЬ ФИГУРЫ (голова или замещающая ее деталь). Голова повернута вправо – устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется – осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

Голова повернута влево – тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. (Вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности – следует решить дополнительно.)

Положение “анфас”, т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.

На голове расположены детали, соответствующие органам чувств – уши, рот, глаза. Значение детали “уши” – прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ – как чувственность; иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно – зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами – вербальная агрессия, в большинстве случаев – защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы – истеро-идно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы – также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемой ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.

На голове также бывают расположены дополнительные детали: например, рога – защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками – когтями, щетиной, иглами – характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья – тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически – чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.

НЕСУЩАЯ, ОПОРНАЯ ЧАСТЬ ФИГУРЫ (ноги, лапы, иногда – постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формированияе-суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;

б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе – это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части – конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей – своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

ЧАСТИ, ПОДНИМАЮЩИЕСЯ НАД УРОВНЕМ ФИГУРЫ. Могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали – энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, “самораспространение” с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа – крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали – демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

ХВОСТЫ. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции – судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево.

Хвосты повернуты вправо – отношение к своим действиям и поведению. Влево – отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

КОНТУРЫ ФИГУРЫ. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная – если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой – если имеет место затемнение, “запачкивание” контурной линии; с опасением, подозрительностью – если поставлены щиты, “заслоны”, линия удвоена. Направленность такой защиты – соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры – против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей.

Нижний контур – защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры – недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое – элементы “защиты”, расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа – больше в процессе деятельности (реальной), слева – больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

ОБЩАЯ ЭНЕРГИЯ. Оценивается количество изображенных деталей – только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, – или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но “ усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае – экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание. (То же самое подтверждается характером линии – слабая паутинообразная линия, “возит карандашом по бумаге”, не нажимая на него.) Обратный же характер линий – жирная с нажимом – не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) – резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ, выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

ОЦЕНКА ХАРАКТЕРА ЛИНИИ (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, “островки” из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, “запачкивание”, отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же – фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему “Я”, представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное – представитель самого рисующего.

Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, – свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности “очеловечивания” животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии – когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков – вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

Фигура круга (особенно – ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело “животного” – постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного – рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму “готового”, существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается “готовая” существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим – кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, “бегекот”, “мухожер” и т.п.). Другой вариант – словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием (“ратолетиус” и т.п.). Первое – рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе – демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления (“лялие”, “лиошана”, “гратекер” и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.

Наблюдаются иронически-юмористические названия (“риночурка”, “пузыренд” и т.п.) – при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы (“тру-тру”, лю-лю”, “кускус” и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями (“аберосинотиклирон”, “гулобарниклета-миешиния” и т.п.).