Виды и своеобразие продуктивной деятельности дошкольников. Продуктивная деятельность в дошкольном детстве. Продуктивной деятельности дошкольников

Продуктивная деятельность - это деятельность, направленная на получение какого-либо продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т. п.), обладающего определенными заданными качествами (Н.И. Ганошенко).

К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала. Все эти виды детской активности играют важную роль в развитии ребенка - дошкольника.

Продуктивная детская деятельность формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка, т. к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его познавательных процессов, эмоционально - волевой сферы, умений и навыков, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием дошкольников.

Эти действия развивают не только образные формы мышления, но и такие качества как целенаправленность, умение планировать свою деятельность, достигать некоторого результата.

Социально-личностному развитию ребенка способствует возможность проявления им созидательной активности, инициативности при создании рисунка, лепки, поделки, которые можно использовать самому или показать и подарить другим.

В процессе изобразительной деятельности и конструирования у детей формируется способность к целенаправленной деятельности, волевой регуляции поведения.

Для художественно-эстетического развития ребенка важную роль играет моделирующий характер продуктивной деятельности, позволяющий ему по своему усмотрению отражать окружающую его действительность и создавать те или иные образы. И это положительно влияет на развитие воображения, образного мышления, творческой активности ребенка.

Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. Дошкольника привлекает все яркое, звучащее, движущееся. В этом влечении сочетаются и познавательные интересы, и эстетическое отношение к объекту, что проявляется как в оценочных явлениях, так и в деятельности детей .

Продуктивная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика занятий рисованием дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Продуктивная деятельность показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение, содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения дошкольниками и практического применения ими знаний, умений и навыков.

Продуктивная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, активности, самостоятельности, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.

В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явления. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы. Богатый материал для эстетических и этических переживаний дает природа: яркие сочетания цветов, разнообразие форм, красота многих явлений (гроза, морской прибой, метель и др.).

Занятия продуктивной деятельностью при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребенка, способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения. Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как продуктивная деятельность почти всегда связана со статичным положением и определенной позой. Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений.

В процессе систематических занятий конструированием, рисованием, лепкой, аппликацией развиваются познавательные процессы:

  • - Уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка о предмете, но по рисунку не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков.
  • - В процессе продуктивной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта. Изобразительное творчество немыслимо без оперирования образами памяти и представлений ребенка, полученными непосредственно в процессе рисования. Конечной целью для дошкольника является такое знание предмета, которое давало бы возможность владеть умением совершенно свободно, изображать его по представлению.
  • - Развитие наглядно-образного мышления происходит в процессе обучения. Исследования Н.П. Сакулиной показали, что успешное овладение приемами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установления связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Поэтому перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы ее решения.
  • - Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. На основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход конструирования, создает замысел. Успешность реализации замысла во многом определяется умением дошкольника планировать и контролировать его ход. дошкольный возрастной продуктивный
  • - На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. Педагог привлекает детей к объяснению заданий, последовательности их выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей.

В процессе систематических занятий конструированием и аппликацией у детей интенсивно развиваются сенсорные и умственные способности. Формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся:

  • 1. с геометрическими объемными формами,
  • 2. получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций.
  • 3. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах,
  • 4. Понятия о стороне, углах, центре.
  • 5. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма.

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.

Не менее важно воспитание в процессе продуктивной деятельности

  • 1. целеустремленности в работе, умении довести ее до конца,
  • 2. аккуратности,
  • 3. умения работать в коллективе,
  • 4. трудолюбия,

По мнению педагогов и психологов, овладение ребенком видами продуктивной деятельности - является показателем высокого уровня его общего развития и подготовки к обучению в школе. Продуктивные виды деятельности в значительной мере способствуют овладению математикой, трудовыми навыками, письмом.

Процессы письма и рисования имеют внешнее сходство: в обоих случаях это графическая деятельность с орудиями, оставляющими на бумаге следы в виде линий. При этом требуется определенное положение корпуса и рук, навык правильного держания карандаша, ручки. Обучение рисованию создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом

На занятиях продуктивной деятельностью дети приучаются аккуратно пользоваться материалом, содержать его в чистоте и порядке, использовать только необходимые материалы в определенной последовательности. Все эти моменты способствуют успешной учебной деятельности на всех уроках.

К продуктивным видам деятельности дошкольника относят рисование, аппликацию, конструирование (см. п. 1.1).

РИСОВАНИЕ

Рисование как один из видов продуктивной деятельности имеет свои особенности, требует овладения особым способом действия и оказывает своё специфическое влияние на общее развитие ребёнка.

В рисунках детей дошкольного возраста представлен весь его опыт, который складывается из прошлых действий с предметом, зрительного впечатления от него, его графического образа и того, что он узнал о предмете от взрослых. При этом у дошкольника формируется своё собственное понимание предмета, своё собственное знание о нем. И как следствие – рисунки детей неточные и неполные. Однако сверстники способны узнавать изображаемое.

Практически любой ребенок дошкольного возраста умеет рисовать. Одни дети предпочитают изображать машины, другие – домики и солнышко, третьи – целый мир космических приключений, но все рисунки отражают представления детей об окружающем мире и отношение к происходящему в нем. На протяжении дошкольного возраста расширяется и обогащается опыт ребенка, его отношение к действительности становится более дифференцированным и разноплановым, а следовательно, меняются и рисунки. Что же является наиболее существенным в развитии изобразительной деятельности?

Прежде всего, необходимо обратить внимание на выразительность рисунка. Ведь он – зеркало эмоционального отношения к объекту или событию, которое изобразил ребенок. Трехлетние дети только начинают овладевать выразительными средствами, наиболее важным из которых является цвет. Они уже стараются изобразить доброго, веселого Буратино яркими, насыщенными красками, а злую Бабу Ягу – мрачными. Постепенно кругозор ребенка расширяется, и в изображении плохих героев могут присутствовать яркие тона, но, в основном, рисунки так и остаются мрачными и темными. Отношение к объекту проявляется и в том, насколько ребенок старательно прорисовывает его. Если предложить изобразить сказочных персонажей, то положительный герой будет прорисован тщательно, с разнообразными украшениями и деталями, а отрицательный – нарочито неаккуратно, с множеством зачеркиваний, неровных и оборванных линий, а то и совсем перечеркнут. С точки зрения ребенка, он не стоит стараний.



В рисунках детей отражается не столько умение реалистично изображать объекты, сколько вся совокупность опыта и знаний об окружающем мире. Чем старше ребенок, чем шире он включен в жизнь, тем более детализированы и многообразны его рисунки. В них появляется сюжет, соответствующий замыслу дошкольника.

Первым шагом, свидетельствующим о развитии представлений о действительности, можно считать детализацию. Младший дошкольник с трудом рисует предмет, часто он совершенно непохож на реальный. Это скорее схема предмета, отражающая какие-либо его стороны, с которыми познакомился дошкольник. Например, если дать ребенку погладить белку, а потом попросить ее нарисовать, основной упор будет сделан на черточки, обозначающие пушистость зверька. С возрастом дошкольник научается детально анализировать объект, выделять в нем важные свойства. Его рисунок все более похож на реальный предмет, так как наполняется существенными и второстепенными деталями. Чем их больше, тем глубже проник ребенок в сущность объекта, и следовательно, у него сложился более полный образ действительности.

Но не только количество деталей в рисунке ребенка свидетельствует об уровне развития представлений об окружающем. Интересно и то, изображен ли предмет один или он включен в какую-то систему связей и отношений с другими, иными словами, есть ли сюжет в рисунке. Вначале дети рисуют один ни с чем не связанный предмет. По мере развития ребенка, углубления его представлений о мире обогащается и сюжет рисунков. Это уже не просто человек, солнышко или дом, а целый мир, в котором объекты связаны между собой каким-то событием. Человек живет в доме, над которым светит солнце, а рядом растут деревья.

Важно обращать внимание и на то, существует ли у ребенка замысел, знает ли он, что собирается нарисовать. В начале дошкольного возраста замысел меняется в зависимости от того, на что похоже изображение. Если малыш собирается нарисовать лошадь, а получилось нечто похожее на собаку, то он, не раздумывая, скажет, что именно собаку и хотел изобразить. К старшему дошкольному возрасту ребенок уже ставит перед собой цель и старается ее выполнить, т.е. изобразить то, что он задумал. Замысел теперь не следует за изображением, а, наоборот, ведет его за собой. Иными словами, из запаздывающего он становится опережающим.

На протяжении дошкольного возраста меняются не только представления о действительности, но и технические возможности ее отображения. Это еще один компонент изобразительной деятельности. Совершенствуется и усложняется техника рисования, владения выразительными средствами (цветом, формой, композицией) и изобразительными материалами (карандашом, кистью, гуашью, акварелью).

В самом начале дети пользуются только основными цветами (белым, черным, синим, зеленым, желтым, красным), затем им становятся доступны все цвета спектра и их оттенки. К концу дошкольного возраста дети способны смешивать цвета, создавать с их помощью определенный колорит, настроение картины. Овладение формой тоже происходит постепенно, от простых кругов и овалов к более сложным предметам, представляющим собой сочетание различных геометрических форм. Только к концу дошкольного возраста начинается овладение элементами композиции. В младшем дошкольном возрасте дети изображают предметы хаотично, в любом месте листа, в среднем возрасте – по одной линии, в старшем – могут располагать предметы по всему пространству листа в соответствии с сюжетом и собственным замыслом.

В течение этого возрастного периода ребенку можно предлагать различные материалы. Если для младшего и среднего дошкольника наиболее привычными и удобными являются карандаш и гуашь, то после 5 лет разумно дать поэкспериментировать с акварелью, а с 6 – начать рисовать ею большую часть работ.

Рассмотрим особенностей изобразительной деятельности в разных возрастах.

К началу дошкольного возраста ребенок, как правило, имеет определенный набор графических образов, позволяющих ему изображать такие простые предметы, как солнце, забор, дорога, человек. Хотя зачастую эти изображения имеют лишь отдаленное сходство с реальностью, дети узнают, что было нарисовано. Машина может быть нарисована хотя бы с одним колесом, но без кузова, дом – с крышей, но без окон и т.д. Графические образы в этом возрасте достаточно бедны, поэтому детали нередко отсутствуют. Так, человек изображается в виде круга с отходящими от него линиями. Можно догадаться, что это голова и ноги. Такое схематичное изображение человека получило название «головоног».

В большинстве случаев, начиная рисовать, ребенок не знает, что у него получится. Иногда он знает, что хочет нарисовать, но, если изображение получилось не очень похожим на задуманное, он легко перестраивается: «Машина не получилась, это киса». Но не все дети ограничиваются схематичным изображением. Наиболее развитые из них стремятся наполнить свой рисунок деталями. У человека появляются волосы, уши, руки; у машины – руль, кабина. Не важно, что они пририсованы сверху или сбоку, это придает рисунку большее сходство с реальностью. Такие дети рисуют на самые разные темы. Чем богаче мир ребенка, тем более интересными будут его рисунки.

ДЕТИ 4–5 ЛЕТ (средняя группа)

К 4 годам круг изображаемых объектов расширяется, в него включаются и цветы, и бабочки, и фрукты, и деревья, и птицы. На рисунке уже не простая схема, а изображение, наполненное деталями. Все детали условны, ребенок не пытается правильно передать относительную величину. Удлиненные, объемные формы – руки, ноги, труба, ствол, ветви деревьев и т.п. – изображаются черточками, как будто они не имеют толщины. Углы у прямоугольников и треугольников обычно закруглены или прорисованы как отдельные детали, не входящие в целостный контур.

Одной из наиболее часто встречающихся тем остается человек. Это уже не головоног. Человек приобретает узнаваемые черты, появляются тело, руки, ноги. Обычно они выполнены простыми линиями, на конечностях прорисовываются пальцы в виде закорючек или черточек. На лице можно увидеть глаза, рот, нос, представляющие собой кружочки и черточки.

Некоторые, наиболее развитые, дети тщательно рисуют одежду, часто имеющую пуговицы, намечают в ней различия между мальчиками и девочками: два овала – брюки, треугольник – платье. Они могут изображать такие детали, как уши, шея, волосы. Пальцы и конечности объемны, нарисованы в виде овалов. Иногда появляются элементы сюжета: девочка гуляет, папа курит, мама нарядная.

ДЕТИ 5–6 ЛЕТ (старшая группа)

В 5 лет ребенок способен изображать все, что вызывает у него интерес. Это не только отдельные предметы и сюжетные картинки, но и иллюстрации к книгам, событиям своей жизни. На это время приходится наибольшее количество детских работ.

Дети рисуют по представлению и стремятся к максимальному сходству с реальностью. Но они еще недостаточно владеют навыками рисования, поэтому, чтобы их рисунки могли узнать другие, они используют устоявшиеся стереотипы, шаблоны (дом – квадрат с треугольником наверху, солнце – круг с отходящими от него линиями, человек – «ручки, ножки, огуречик...»). И хотя рисунки схематичны, они наполнены разнообразными деталями, помогающими отразить особенности объекта, его объем и пропорции. У человека, например, появляются объемные изображения рук и ног в форме цилиндров. В целом соблюдаются пропорции между туловищем, конечностями и головой. Могут отсутствовать такие детали, как кисти рук, стопы, некоторые части лица (брови, нос, уши и т.п.), нарушаться пропорции лица и фигуры, но человека уже можно узнать, судить о его настроении, сказать – мужчина это или женщина. У детей в этом возрасте появляется сюжетное изображение: девочка танцует, мальчик играет, папа ведет машину.

В 5 лет ребенок хорошо знает, что он хочет изобразить, следуя к своей цели, преодолевая препятствия. Например, если он затрудняется нарисовать бегущую девочку, то может несколько раз перерисовывать ее, находя изобразительные возможности передачи движения, не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим.

К 6 годам поток детских рисунков становится не таким обильным, но не менее разнообразным, начинают сильнее сказываться социальные и культурные традиции тех мест, где они выросли. Городские дети изображают высокие дома, машины, метро, сельские – поля, деревья, животных на ферме. Различаются рисунки мальчиков и девочек. Мальчиков интересуют машины, роботы, динозавры, ракеты, персонажи мультфильмов, отличающиеся мужественностью, девочек – принцессы, феи, балерины, цветы, сцены из обыденной жизни.

Наиболее важным достижением в изобразительной деятельности 6-летних детей можно считать то, что они начинают овладевать композицией. Они уже не просто выстраивают все объекты в ряд, а стремятся расположить их на листе с учетом пространственных отношений или сюжета. Члены семьи могут находиться за столом или смотреть телевизор, рассаживаясь в кружок или в разных концах комнаты. Одна машина обгоняет другую. Все это передается с помощью композиции.

(на материале рисования)

Рисунки предметны, схематичны; обычно изображены единичные предметы; замысел меняется по ходу изображения.

Рисунки предметны; появляется детализация; обычно изображены единичные предметы; замысел меняется по ходу изображения.

Рисунки предметны; имеются существенные и незначительные детали; появляются элементы сюжета; замысел опережает изображение.

Рисунки предметны; имеются существенные и незначительные детали; есть сюжет; замысел опережает изображение; появляются элементы композиции.

АППЛИКАЦИЯ

Аппликация – это способ создания художественных изображений из различных фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных на определенный фон.

ДЕТИ 3–4 ЛЕТ (вторая младшая группа)

В младшем дошкольном возрасте из-за недостаточного развития мелких мышц руки, слабой координации движений и зрительного контроля за своими действиями дети не работают с ножницами, апплицируют из готовых геометрических фигур. Важным моментом для них является выкладывание и наклеивание элементов аппликации. В процессе наклеивания дети учатся видеть изображение предмета в целом. Помимо предметных они выполняют орнаментарные аппликации.

В течение года дети овладевают постепенно усложняющимися способами изображения и техническими приемами аппликации.

К 4 годам дети:

– выкладывают и наклеивают элементы декоративной аппликации на полосе, квадрате, круге, используя сначала одинаковые, а затем разные по цвету, форме и величине фигуры;

– составляют и наклеивают простые схематические изображения (бусы, воздушные шары, разноцветные флажки, платочки на веревке и др.) и более сложные (грибок, мяч, погремушка, домик и др.).

ДЕТИ 4–5 ЛЕТ (средняя группа)

Дети 4–5 лет овладевают техникой работы ножницами, элементарными приемами вырезывания. Наиболее трудным для них является вырезывание округлых форм – кругов и овалов.

В среднем дошкольном возрасте дети учатся не только предметной и декоративной, но и сюжетной аппликации. Они пробуют составлять предметные изображения сложного строения. Количество деталей, используемых в работе, возрастает. Например, у дома теперь есть не только стена, крыша, но и несколько окон, дверей.

К 5 годам дети умеют:

– правильно держать ножницы, действовать ими, резать поперек узкие, а затем и более широкие полосы; разрезать квадрат по диагонали, делать косые срезы, получать формы треугольника, трапеции; вырезать из прямоугольников предметы круглой и овальной формы путем закругления углов;

– выкладывать по частям и наклеивать схематические изображения предметов из 2–3 готовых форм с незначительными деталями (дом, вагон);

– составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, круге, квадрате, прямоугольнике.

ДЕТИ 5–6 ЛЕТ (старшая группа)

Дети 5–6 лет подходят к обобщенному пониманию способа вырезывания любых предметов, знакомятся с техникой обрывной аппликации («Цыплята на траве», «Летят осенние листья», «Падает снежок»).

Дети этого возраста при вырезывании отдельных частей и составлении из них простых аппликаций, как правило, способны безошибочно сопоставить части между собой, особенно в предметах конструктивного характера (здания, машины).

Помимо предметной и декоративной, дети овладевают сюжетной и пейзажной аппликацией, красиво располагая объекты сюжетной композиции по всему листу фоновой бумаги, подбирая по цвету изображения и фон («Рыбки в аквариуме», «Бабочки летят», «Поезд» и др.).

К 6 годам дети:

– овладевают новыми, более сложными и рациональными приемами: вырезыванием одинаковых фигур из бумаги, сложенной гармошкой, и симметричных – из бумаги, сложенной вдвое;

– используют самые разные способы вырезывания: прямолинейные, криволинейные, округлые, волнистые;

– составляют предметную, сюжетную, декоративную и пейзажную аппликацию;

– осваивают технику обрывной аппликации.

ДЕТИ 6–7 ЛЕТ (подготовительная группа)

Дети 6–7 лет приобретают новые знания о геометрических фигурах, учатся выделять их в разных предметах, игрушках. Знания о форме и цвете обогащают аппликационные работы детей, помогают сделать их разнообразнее и содержательнее.

Происходит дальнейшее овладение усложненными приемами вырезывания, повышается качество детских работ.

К 7 годам дети:

– начинают работу с вырезывания и наклеивания главных крупных элементов, постепенно дополняя более мелкими и заканчивая деталями для передачи характерных особенностей, создания выразительного образа;

– выполняют аппликации сюжетного и пейзажного содержания;

– передают структурные и выразительные характеристики объектов.

Показатели развития изобразительной деятельности

(на материале аппликации)

Ребенок выкладывает и наклеивает элементы декоративного узора и предметного схематического изображения, состоящего из 2–3 основных частей, используя круг, квадрат, треугольник.

Овладевает техникой работы с ножницами (элементарными приемами вырезывания); составляет изображения предметов с незначительными деталями; складывает узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, прямоугольнике.

Овладевает обобщенным способом вырезывания: составляет предметную, сюжетную, декоративную аппликации.

Осваивает новые приемы вырезывания из бумаги, сложенной в несколько раз, и силуэтное вырезывание; составляет декоративные узоры на различных формах, пейзажные и сюжетные аппликации.

КОНСТРУИРОВАНИЕ

Детское конструирование представляет собой интересную, но достаточно сложную практическую деятельность, направленную на получение реального продукта (конструкции).

Конструктивная деятельность предъявляет специфические требования к ребенку. Он должен знать конструктивные особенности строительного материала, способы и последовательность построения.

В процессе конструктивной деятельности у ребенка развивается умение видеть предмет, определять его назначение. Он учится определять свойство деталей предмета.

Выделяют следующие типы конструктивной деятельности.

1. По образцу. Образец может быть собран непосредственно при детях, может быть собран заранее или дан в виде рисунка. Дети должны овладеть умением обследовать предмет: выделяя основные части и анализируя их взаимоположение.

2. По условиям. Предлагается воспитателем или на основе условий игры. Дети должны учитывать заданные условия, проявить инициативу и творчество, по-разному решая такую задачу. Это создает основу для творческого конструирования.

3. По замыслу. Осуществляется в игровой деятельности, имея практический смысл. Дети учатся планировать, совместно обсуждать замысел, которому должны подчинить свои желания, учатся реконструировать.

Все типы конструирования взаимосвязаны.

В конструктивной деятельности выделяются два этапа: создание замысла и его исполнение.

Первый этап заключается в обдумывании будущей практической деятельности: представлении конечного результата, выделении состава и соотношения частей конструируемого объекта, выборе способов достижения этого результата, планировании последовательности практических действий.

Второй этап – практическая деятельность по реализации замысла – не является чисто исполнительским, что определяет важнейшую особенность конструктивной деятельности: условность разделения конструирования на два этапа, так как происходит непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических действий. При этом большую роль играют именно практические действия, носящие поисковый характер. Они являются как бы источником мысли ребенка, его дальнейших рассуждений.

Чтобы конструктивная деятельность протекала как поисковый и творческий процесс (когда ребенок сам решает, что и как он будет строить), дети должны иметь обобщенные представления о конструируемом объекте, уметь ставить перед собой цель и искать способы ее достижения. Эти знания и умения формируются у детей постепенно, в процессе овладения конструированием по образцу, схеме, условиям, замыслу.

Конструктивный материал разнообразен. Это строительные наборы , которые состоят из различных по форме и величине деталей: кубов, пластин, брусков, цилиндров, конусов и др.; металлические и пластмассовые конструкторы , элементы которых соединяются через выступы, углубления или с помощью дополнительных деталей. Конструировать можно из бумаги и природного материала (солома, шишки, желуди и т.д.).

Тип материала определяет и вид конструирования: конструирование из строительного материала, конструирование из бумаги, конструирование из природного материала, конструирование из деталей конструкторов.

ДЕТИ 3–4 ЛЕТ (вторая младшая группа)

Дети 3–4 лет могут осуществлять целенаправленные действия по созданию несложных конструкций из строительного материала, хотя способы их реализации еще несовершенны, а постройки схематичны и условны. Это связано с тем, что дети не умеют достаточно точно анализировать предметы и не обладают тонкими дифференцированными двигательными навыками, необходимыми для передачи особенностей объекта при использовании строительного материала. Вместе с тем, в младшем дошкольном возрасте ребенок открывает для себя возможность конструировать разными способами (путем замены мелких деталей на более крупные или пристраивая мелкие детали).

К 4 годам дети:

– различают и правильно называют основные детали строительного материала (кубик, кирпичик, пластина, призма), понятия (высокий – низкий, широкий – узкий, длинный – короткий);

– конструируют по готовому образцу;

– сооружают элементарные предметные конструкции (заборчики, ворота, мебель, дома), состоящие из 2–3 основных частей, используя схематическую форму изображения, в которой переданы только основные части объектов и установлена связь этих частей;

– обследуют образец в определенной очередности.

Порядок обследования образца соответствует последовательности возведения постройки и тем самым облегчает детям конструирование.

ДЕТИ 4–5 ЛЕТ (средняя группа)

У детей 4–5 лет происходит интенсивное развитие конструктивной деятельности из строительного материала, ее основных элементов (замысла, способов конструирования). Разнообразнее становятся детские конструкции, их сюжеты, но замыслы еще недостаточно отчетливы и устойчивы.

В отличие от малышей дети среднего дошкольного возраста (4–5 лет) самостоятельно и по собственному желанию конструируют на занятиях. Они способны не только следовать плану, предложенному взрослым, но и сами пытаются планировать свою конструктивную деятельность: определяют, что нужно сделать сначала, что потом, чтобы добиться наилучшего результата. Основными способами формирования представлений о конструируемых объектах и овладения действиями с материалом являются анализ образца, схемы или условий конструктивной задачи и показ способа действий конструирования постройки. Дети 4–5 лет обычно стремятся к верной передаче через конструкцию реального объекта со всеми его деталями.

К 5 годам дети:

– различают и называют детали строительного материала (кубик, длинная и короткая пластины, брусок, призма); используют детали с учетом их конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина);

– преобразовывают конструкции в высоту, длину, ширину двумя способами;

– конструируют по образцу, схеме, условиям, собственному замыслу;

– сооружают 8–10 несложных конструкций, не только передавая схематическую форму, но и внося различные детали для выделения конкретных особенностей объекта;

– строят разные конструкции одного и того же объекта (до пяти вариантов усложняющихся конструкций домов, трамваев);

– обследуют образцы в определенной последовательности, сравнивают их со схемами.

Начиная с четырех с половиной лет дети знакомятся с конструктивными возможностями бумаги.

К 5 годам дети:

– складывают прямоугольный лист пополам и поперек, совмещая при этом углы и стороны;

– конструируют игрушки путем сложения листа (вагон, пригласительный билет, машина, автобус, двухэтажный дом и др.);

– выделяют знакомый способ изготовления игрушки из бумаги при обследовании новой игрушки.

Летом воспитанники средней группы (4–5 лет) приобщаются к изготовлению игрушек и поделок из природного материала. Они:

– плетут веночки и шапочки из листьев;

– делают игрушки из скорлупы грецкого ореха (лодочка, ежик).

ДЕТИ 5–6 ЛЕТ (старшая группа)

У детей 5–6 лет формируются обобщенные способы действий и обобщенные представления о конструируемых объектах. Учет практического назначения конструкций предполагает не только воспроизведение детьми внешнего вида постройки, но и соблюдение соответствия размеров, форм, расположения ее основных частей. Дети способны, прежде всего, выделить те основные части, которые они будут видоизменять в каждом случае, и могут решить, как это сделать.

В результате учета последовательно возрастающего количества условий (до 3–5), касающихся одного и того же объекта, дети учатся анализировать эти условия, соотносить их свойства со свойствами постройки (ширину моста с размерами грузового транспорта, длину моста с шириной реки и т.д.) и на этой основе планировать свою практическую деятельность.

В результате к 6 годам дети:

– различают, называют и используют новые детали и их свойства: разнообразные по форме и величине пластины (длинные и широкие, квадратные и треугольные), бруски, цилиндры;

– выделяют зависимость строения конструкции от ее практического назначения и создают постройки в соответствии с определенными условиями;

– овладевают рядом новых конструкторских умений: соединяют несколько небольших плоскостей в одну большую, делают постройки прочными, связывают между собой редко поставленные кирпичи, бруски, подготавливая основу для перекрытий;

– отбирают нужные летали для выполнения той или другой постройки;

– варьируют использование деталей в зависимости от имеющегося материала;

– конструируют предметные и сюжетные композиции по условиям, теме, рисунку, фотографии, замыслу, схеме. Самостоятельно составляют схематический рисунок, т.е. предварительно воплощают конструктивный замысел в схеме;

– создают различные конструкции одного и того же объекта с учетом определенных условий, передавая не только схематическую форму объекта, но и характерные особенности, детали;

– овладевают обобщенным способом обследования образца, предмета (определяют в любом предмете основные части, устанавливают их функциональное значение, пространственное расположение);

– анализируют заданные условия и в соответствии с ними принимают собственные конструкторские решения;

– создают коллективные постройки.

Дети 5–6 лет продолжают конструировать из бумаги. Они закрепляют умение складывать прямоугольный лист пополам и, пользуясь этим способом, могут конструировать новые игрушки.

Дети овладевают умением работать по несложной выкройке и резать бумагу по ее контуру.

К 6 годам они умеют:

– делить круг на 4 равные части, вырезать 1/4 и из оставшихся 3 частей склеивать низкий конус;

– получать конус из полукруга;

– склеивать цилиндр из листа бумаги прямоугольной формы;

– сгибать лист в разных направлениях.

Пользуясь всеми этими приемами, дети учатся конструировать различные варианты елочных украшений, игрушек-забав.

Дети, которые не овладели перечисленными способами конструирования, требуют индивидуальной работы с ними по данному виду конструирования.

Дети 5–6 лет конструируют из самого разнообразного природного материала: сосновых и еловых шишек, желудей, каштанов, скорлупок орехов, разнообразных косточек, корней, веток и др. Для оформления поделок используют перья птиц, семена дикорастущих растений.

К 6 годам дети овладевают двумя способами конструирования из природного материала:

1) дополняют природный материал деталями до образования художественного образа, например, корень станет основой будущей поделки спрута;

2) воплощают в природном материале конкретный образ, например гнома, для чего подбирают необходимый природный материал (мох, шишки, желуди и т.п.) и практически используют его (соединяют проволокой, клеем).

ДЕТИ 6–7 ЛЕТ (подготовительная группа)

Дети 6–7 лет имеют значительный опыт конструирования из строительного материала, что дает возможность формировать у них более сложные умения. Дети этого возраста многое умеют:

– выделяют как общие, так и частные признаки объектов;

– определяют форму основных частей предмета по их сходству со знакомыми геометрическими объемными телами;

– соблюдают симметрию и пропорции частей построек, определяя их на глаз и подбирая соответствующий материал;

– представляют, какой будет их постройка, что лучше использовать для ее создания и в какой последовательности следует конструировать;

– создают собственные замыслы конструкций с учетом их функционального назначения.

В работе с детьми 6–7 лет редко используется образец постройки, выполненный воспитателем. По фотографиям, по памяти или по заданным условиям дети создают сложные постройки из разнообразного строительного материала, часто с архитектурными подробностями, с двумя и более перекрытиями (мосты, жилые здания, сказочные домики, театры, вокзалы, станции метро, транспортные средства разного назначения). При освоении этих тем дети к 7 годам способны создать собственные конструкции с учетом определенных условий (например, построить трехэтажный двухподъездный жилой дом или двухэтажный мебельный магазин со входом, расположенным в середине фасада здания) и рассказать о своих замыслах. На занятиях по конструированию из бумаги происходит формирование обобщенных способов действий с данным материалом.

К 7 годам дети достаточно хорошо определяют фактуру и качество бумаги или картона, овладевают разными способами работы с бумагой:

– складыванием бумаги по разным направлениям;

– изготовлением игрушек из цилиндров, конусов;

– плетением из бумаги;

– изготовлением игрушек-забав по образцу или собственному замыслу;

– разметкой с помощью шаблона, мерки, а также на глаз, скреплением частей;

– подбором цветов и оттенков при изготовлении игрушек, сувениров, костюмов и украшений к празднику.

Дети 6–7 лет овладевают сложным способом конструирования из природного материала, который основывается на предварительном определении темы, продумывании будущей композиции. Они создают замысел, а затем подбирают соответствующий материал (мох, трава, шишки, солома, желуди и др.). Дети изображают отдельные фигурки людей, животных в разных позах, а также сказочных героев (добрые гномы, злые колдуны), придавая фигуркам выразительность в соответствии с задуманной композицией.

Согласно традиционной методике обучения конструированию из деталей конструкторов, дети 6–7 лет работают с различными по материалу (дерево, пластмасса, металл), виду (универсальные и узкотематические) и способам крепления (быстроразъемные и технически сложные) конструкторами вне занятий и на занятиях. В процессе такого конструирования дети к 7 годам:

– овладевают разными способами соединения деталей между собой;

– усваивают обобщенные способы чтения чертежей, рисунков и сборки технических моделей.

Показатели развития конструктивной деятельности

Ребенок конструирует из строительного материала по образцу и собственному замыслу 5–8 элементарных предметных конструкций из 2–3 частей, передающих только основные составляющие объектов.

Ребенок конструирует из строительного и природного материала, бумаги по образцу, схеме, условиям, собственному замыслу. Из строительного материала выполняет 8–10 несложных конструкций, передавая не только схематическую форму, но и различные детали. Изготовляет игрушки из бумаги путем сложения листа пополам, из природного материала плетет веночки, делает игрушки из скорлупы орехов.

У детей формируются обобщенные способы действий и обобщенные представления о конструируемых ими объектах. Из строительного материала они создают различные конструкции с учетом зависимости строения объекта от практического назначения; из бумаги конструируют разные варианты елочных украшений, игрушек-забав; из природного материала – образы сказочных персонажей.

Ребенок конструирует по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополненные архитектурными деталями. Путем складывания бумаги в разных направлениях делает игрушки. Из природного материала создает фигурки людей, животных в разных позах. Из деталей конструкторов собирает несложные конструкции.

  • § 6. Общие проблемы дошкольной олигофренопедагогики
  • § 7. Система специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями интеллекта и задачи специального дошкольного воспитания
  • Вопросы и задания
  • Литература
  • Глава 2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллекта §1. Особенности развития ребенка с нарушениями интеллекта в младенческом и раннем возрасте
  • § 2. Особенности психического развития дошкольников с нарушениями интеллекта
  • Вопросы и задания
  • Литература
  • Глава 3. Организация коррекционно-воспитательной работы в специализированном дошкольном учреждении § 1. Подход к отбору содержания обучения
  • § 2. Организация педагогической работы в специализированном дошкольном учреждении
  • Вопросы и задания
  • Литература
  • Раздел II. Коррекционно-воспитательная работа с дошкольниками с нарушениями интеллекта Глава 4. Методические принципы подхода к обучению
  • § 1. Принципы построения занятий
  • 1. Смена видов деятельности
  • 2. Повторяемость программного материала.
  • 3. Формирование переноса полученных знаний, сведений, способа действий из одной ситуации в другую.
  • 4. Игровая форма
  • § 2. Сочетание словесных, наглядных и практических методов в коррекционном обучении
  • Вопросы и задания
  • Литература
  • Глава 5. Формирование способов усвоения общественного опыта как коррекционная задача обучения детей с нарушениями интеллекта § 1. Формирование сотрудничества взрослого с ребенком
  • § 2. Формирование способов усвоения общественного опыта
  • Вопросы и задания
  • Литература
  • Глава 6. Физическое воспитание
  • Вопросы и задания
  • Литература
  • Глава 7. Умственное воспитание
  • § 1. Развитие внимания и запоминания
  • § 2. Развитие восприятия и представлений
  • § 3. Формирование мышления
  • § 4. Роль знаний об окружающей действительности в умственном воспитании
  • § 5. Развитие речи
  • Вопросы и задания
  • Литература
  • Глава 8. Формирование деятельности § 1. Деятельность и развитее ребенка
  • § 2. Развитие и формирование предметной деятельности, элементов трудовой деятельности
  • § 3. Формирование игровой деятельности
  • § 4. Формирование продуктивных видов деятельности
  • Вопросы и задания
  • Литература
  • Глава 9. Формирование основ личности
  • Вопросы и задания
  • Литература
  • Глава 10. Подготовка детей с нарушениями интеллекта к школе
  • Вопросы и задания
  • Литература
  • Литература
  • § 4. Формирование продуктивных видов деятельности

    Первой продуктивной деятельностью ребенка, как известно, является изобразительная и конструктивная деятельность. Возникновение их тесно связано у ребенка с восприятием предметов и явлений окружающего мира, так как то, что не воспринято, не может быть и отражено. С другой стороны, изобразительная деятельность тесно связана с другими видами деятельности ребенка.

    Невозможно получить какое-либо изображение, не владея предметами и орудиями изобразительной деятельности, т.е. карандашом, кистью, ножницами, глиной, клеем, и способами их употребления. Следовательно, развитие изобразительной деятельности ребенка связано с развитием его предметной деятельности и предполагает достаточно высокий уровень развития последней.

    В младшем дошкольном возрасте конструирование, лепка, рисование и аппликация тесно переплетаются с игрой.

    Развитие продуктивной деятельности связано с развитием восприятия, речи, мышления, воображения, т.е. со всем психическим развитием ребенка.

    У нормально развивающихся детей к началу дошкольного возраста уже накоплен определенный графический опыт, некоторый запас графических образов, правда, еще очень примитивных. Однако при этом вдет активное ассоциирование изображения с обликом знакомых предметов, происходит «опредмечивание» каракулей посредством слова. Изобразительные действия сопровождаются игрой и речью.

    У детей с нарушениями интеллекта, с которыми не проводится коррекционная работа по формированию изобразительной деятельности, очень часто даже до поступления в школу сохраняются однообразные, кратковременные, хаотические действия с карандашами. Эти действия не имеют изобразительной направленности, лишены игровых моментов, изображения никак не называются детьми, т.е. не связываются с окружающими предметами.

    В рисунках более старших детей, обучение которых осуществляется без учета их психического развития, почти не встречается игрового и речевого сопровождения, изображения людей, животных, т.е. тех объектов, которые составляют основное содержание детского изобразительного творчества.

    Трудности в овладении предметным изображением в развитии содержательной стороны рисования у дошкольников с нарушениями интеллекта тесно связаны с недоразвитием восприятия, образного мышления, предметной и игровой деятельности, речи, т.е. тех сторон психики, которые составляют основу изобразительной деятельности.

    Все это обращает внимание на необходимость обучения изобразительной деятельности детей с нарушениями интеллекта на всем протяжении дошкольного детства.

    Одной из основных задач начального периода является формирование мотивационо-потребностного плана деятельности. У детей вызывают желание рисовать, лепить, вырезать, наклеивать и т.д. В этом решающую роль играет пример взрослого. Педагог рисует, лепит, выполняет аппликацию на глазах у детей. Для изображения он подбирает наиболее привлекательные окружающие предметы, которые вызывают у малышей эмоциональный отклик. Помимо отдельных предметов или игрушек, педагог в своих рисунках изображает интересные события из жизни детей, прогулок, режимных моментов или эпизоды из знакомых сказок. Изображения, выполняемые взрослым мелом на доске, красками или фломастером на бумаге, довольно схематичны, отражают лишь самое существенное, процесс создания сопровождается эмоциональным словесным пояснением, обращениями к детям, выразительными жестами, движениями. При этом детям предлагают демонстрировать то, что изображено, так как персонажами в этих рисунках являются они сами или герои из интересных сказок.

    Следующей задачей обучения изобразительной деятельности детей является формирование способов обследования: ощупывание перед лепкой объемных предметов, используя зрительно-двигательное моделирование формы; обведение-выделение плоской формы перед рисованием. Эта задача реализуется при обучении детей предметному рисованию и лепке по натуре. Перед изображением педагог учит детей рассматривать объект, т.е. обследовать. Обследование проводится в определенной последовательности: от восприятия предмета в целом к вычленению его отдельных частей и основных свойств (формы, отношений по величине, расположения в пространстве, цвета). Заканчивается обследование восприятием целостного предмета. В качестве натуры используются реальные предметы, игрушки, готовые лепные поделки и др.

    В ходе обследования очень важно вызвать у детей положительные эмоции к самому предмету. Этому способствует обыгрывание предмета, его целостное восприятие.

    В процессе обследования натуры, а затем в ходе оценки полученного изображения воспитатель соединяет воспринятое со словом: называет предмет, который дети рисуют, их качества и свойства.

    В процессе лепки и рисования с натуры, в ходе занятий аппликацией дети воспринимают пространственные отношения предметов, их частей. Представление о пространственных отношениях также закрепляются в речи детей.

    Таким образом, в ходе предметного рисования и лепки дети знакомятся с пространством листа бумаги, учатся воспринимать изображение на плоскости как отражение реального пространства.

    Овладение способами зрительно-двигательного моделирования формы позволяет ребенку в дальнейшем пользоваться ими при изображении, которые еще не были в его графическом опыте.

    В ходе обучения педагог решает также задачи обеспечения операционально-технической стороны деятельности своих воспитанников. Эта работа связана, с одной стороны, с усвоением детьми приемов и навыков изобразительной деятельности, а с другой - выработкой у них умения самостоятельно подбирать необходимые для построения различных изображений средства.

    Дети овладевают умением пользоваться карандашом, кисточкой, краской, учатся штриховать, закрашивать рисунок. В ходе овладения этими умениями и навыками развивается мелкая моторика (движения кисти, пальцев), формируется зрительно-двигательная координация, рука готовится к обучению письму.

    Занятия по изобразительной деятельности имеют существенное значение в плане эстетического воспитания ребенка. Дети воспринимают специально подобранные воспитателем в качестве натуры красивые, яркие предметы, испытывают радость. Они учатся сопоставлять свои работы с натурой и тем самым правильно оценивать их, выслушивают мнения своих сверстников о проделанной работе.

    Занятия по изобразительной деятельности помогают воспитанию положительных качеств личности: усидчивости, внимания, умения доводить до конца начатое дело.

    Вслед за предметным рисованием и лепкой с натуры проводится предметное рисование и лепка по представлению.

    Опираясь на образы восприятия, полученные во время занятий с использованием натуры, воспитатель учит детей изображать предметы по описанию. Эти занятия способствуют формированию умения оперировать имеющимися образами-представлениями, восстанавливать их по слову. Такие занятия способствуют формированию взаимосвязи сенсорного и речевого развития детей, а также, с другой стороны, позволяют осуществить контроль за усвоением ребенком слов и выражений, данных ему в процессе лепки и рисования с натуры.

    Во время занятий по представлению продолжается знакомство детей с ориентировкой на листе бумаги, привитие детям навыков работы с карандашом, кисточкой, ножницами, усвоение приемов изобразительной деятельности. Эти занятия вносят большой вклад и в воспитание положительных качеств личности ребенка.

    Переход к сюжетному рисованию знаменует собой возникновение новых возможностей. Речь идет о более полном восприятии окружающего (восприятие отношений предметов в пространстве и действий). При этом ребенок изображает воспринятое не непосредственно в момент восприятия, а отсрочено - по представлению.

    Сюжетное рисование по текстам сказок предполагает уже такой уровень развития представлений, при наличии которого ребенок оказывается в состоянии изображать по словесному описанию ситуации, с которыми он непосредственно не встречался.

    В результате целенаправленной работы по обучению детей рисованию и лепке с натуры и по представлению становится возможным начать работу по замыслу. Работа над формированием замысла теснейшим образом перекликается с работой по обучению предметному, а затем сюжетному рисованию и лепке. Образы, накопленные ребенком в процессе работы с натуры и по представлению, по-новому используются ребенком в изображениях по собственному замыслу. На этих занятиях воспитатель учит ребенка вспоминать, какие предметы и ситуации он видел, изображал, обращает внимание на их разнообразие и т.п.

    Все эти виды занятий способствуют развитию памяти ребенка, в частности, произвольного запоминания, что чрезвычайно важно для всего последующего обучения не только в детском саду, но и в школе.

    Со всеми этими занятиями тесно переплетаются занятия по аппликации, которые помогают детям объяснить, как объемная форма изображается в плоскости, они дают возможность обратить внимание детей на соотношения величин, позволяют решать задачи сенсорного воспитания. Кроме того, занятия вносят большой вклад в эстетическое воспитание ребенка, так как дети учатся воспринимать и подбирать сочетания цветов и т.д.

    В процессе занятий по конструированию у детей необходимо сформировать интерес к этому виду продуктивной деятельности, желание самим создавать постройки для игры. С этой целью педагог на глазах у детей строит различные предметы, которые тут же включаются в совместную игру. При этом педагог действует эмоционально, вызывая у воспитанников ответный эмоциональный отклик. Процесс конструирования сопровождается объяснениями, комментированием, игровыми действиями. Речевое сопровождение включает все виды коммуникативных высказываний: вопросы, побуждения, сообщения. Наблюдая за деятельностью взрослого, дети знакомятся с предметной и функциональной сторонами конструкций.

    Особое внимание педагог уделяет формированию у детей представления о связи предмета со всеми видами изображений. Он не только строит, но тут же рисует, наклеивает на бумагу, показывая тем самым, что каждый объект может быть изображен в графической, аппликативной, конструктивной формах. Это помогает ребенку понять единство предмета и всех его изображений, познакомиться с различными видами моделирования его образа.

    Для создания предпосылок к самостоятельному конструированию детям показывают также, что предметы одного функционального назначения (например, здание детского сада) могут иметь разные конструкции, т.е построены по-разному, но в тоже время отвечать общим требованиям (иметь небольшую высоту, много входов и т.д.). Демонстрируя разнообразные постройки на одну и ту же тему, педагог проводит пропедевтическую работу по преодолению у детей с нарушениями интеллекта склонности к стереотипному воспроизведению одного и того же вида конструкции. Это нужно для того, чтобы в собственной деятельности дети стремились и хотели использовать различные конструктивные материалы.

    На начальных этапах одним из основных методов обучения является подражание действиям взрослого. Действия по подражанию предполагают буквальное следование ребенка за взрослым, воспроизведение его действий без отсрочки. Дети видят каждый элемент строительного набора, который находится в руках педагога, а также куда он их устанавливает. При затруднениях используется совместные действия взрослого с ребенком. Затем постройки обыгрываются.

    В дальнейшем учат детей выполнять конструкцию по образцу. Конструирование по образцу основано на самостоятельных действиях детей и на реализации тех представлений, которые формируются в результате направленного обследования, анализа образца под руководством педагога. В начале обучения используются только несложные объемные образцы с видимыми составляющими элементами. Изучение образца под руководством взрослого проводится в определенной последовательности. Анализ образца представляет собой специально организованное его рассматривание, осуществляемое под руководством педагога. Педагог руководит восприятием детей, помогает им правильно, полно адекватно воспринимать существенные свойства предмета с точки зрения конструктивных способностей.

    Анализ образца начинается с целостного восприятия объекта. Дети называют его, затем переходят к выделению основных опорных частей. Выделение основных частей в конструкции (образец) желательно производить в той последовательности, которая соответствует очередности исполнительских операций. После определения главных частей переходят к деталям в постройке. Во время рассматривания деталей взрослый подчеркивает их значение в предмете. Следующим этапом обследования образца является определение формы каждого элемента и подбор нужных соответствующих этим элементам строительных деталей. При этом педагог использует вспомогательные движения: обведение каждой выделяемой части предмета или конструкции по контуру. После подбора необходимых строительных деталей педагог привлекает внимание детей к последовательности выполнения постройки.

    В дальнейшем дети учатся конструировать по графическому образцу. С этой целью им предлагают различные конструкторы, сборно-разборные игрушки.

    В старших группах дети выполняют постройки по представлению (по словесному описанию). Каждый из этих приемов используется в зависимости от уровня развития детей и той конкретной коррекционной задачи, которую ставит педагог на определенном занятии.

    Опыт обучения детей с нарушениями интеллекта конструированию показал, что они оказываются способны при правильной организации коррекционной работы овладеть начальными действиями со всеми видами моделей.

    Таким образом, при особой организации и коррекционной направленности обучения дети с нарушениями интеллекта оказываются способны выполнять предметные, изображения, а также отражать несложное содержание, связанное с их жизненным опытом.

    Продуктивные виды деятельности в дошкольном возрасте считаются эффективным методом целостного развития детей. Это не просто игра, а целый комплекс работ, позволяющий подготовить ребенка к решению поставленных задач в максимально комфортной для него среде. Продуктивная деятельность помогает приобрести знания в процессе изобразительной деятельности и совместной игры с педагогами.

    Дошкольники получают образец поведения в бытовой деятельности, развивают целеустремленность и способность взаимодействовать со сверстниками. В процессе освоения материала дети должны иметь перед глазами положительный пример, поэтому следует внимательно подходить к выбору предметов и материалов для занятий.

    Что такое продуктивная деятельность

    Для продуктивных видов деятельности целью является разноплановое развитие детей при помощи понятных и интересных способов. Привлечение ребенка к реальной бытовой действительности также происходит через игру и изучение предметов, с которыми придется столкнуться в будущем.

    Виды деятельности для дошкольного возраста:

    • Конструирование;
    • Лепка из пластилина, глины, соленого теста;
    • Создание аппликаций, собирание пазлов и мозаики;
    • Склеивание макетов и поделок.

    Развитие ребенка в данных направлениях является задачей всех дошкольных учреждений, а также родителей. В программы воспитания дошкольников всегда включена деятельность, способствующая созданию определенного продукта и получения конкретного результата.

    Это помогает детям реализовать свой потенциал, попробовать себя в бытовой деятельности, получить новые эмоции и полезные навыки. Работа должна быть под контролем старших, которые также являются образцом поведения для детей в той или иной ситуации. Деятельность всегда направлена на взаимодействие с окружающими предметами, а итогом должен стать конкретный продукт. Игровая форма позволяет ребенку мгновенно включиться в процесс и выполнить все задачи особенно эффективно. Именно в этот момент у дошкольника формируется характер, развивается сила воли и ощущение своей индивидуальности.

    В момент выполнения практических задач дети лучше усваивают информацию, учатся концентрироваться и доводить дело до конца. Детские игры позволяют получать сведения, но закрепить и можно только при помощи выполнения какого-либо задания, направленного на результат. Для этого предоставляются материалы и широкий выбор способов для усвоения навыка. В итоге у ребенка происходит развитие таких качеств, как активность, усидчивость, целеустремленность и внимательность. Он становится самостоятельнее, учится обрабатывать поступающую информацию и пользоваться ею, создавать конкретные продукты на основе полученных знаний.

    Продуктивные виды деятельности могут быть построены на погружении в окружающий мир.

    Дети легче запоминают информацию, когда знакомятся с конкретными примерами, иллюстрирующими полученные сведения.
    Изобразительная деятельность особенно благоприятно сказывается на развитии и формировании необходимых качеств личности ребенка в дошкольном возрасте. Деятельность становится продуктивной, когда дошкольник проявляет интерес к цвету, форме и другим свойствам предмета или явления и старается использовать этот образ в своей работе.

    Так развивается не только эстетическая сторона личности, но и физическая форма. В процессе продуктивной деятельности легче влиять на поведение ребенка. Он воспринимает информацию активно и стремится ее использовать. Часто деятельность требует активного поведения, постоянного взаимодействия со сверстниками и овладения новыми приемами. Педагог может и должен корректировать процесс, подсказывать наилучшие пути решения той или иной задачи, способствовать развитию на все планах, включая физический.

    Изобразительная деятельность в раннем возрасте

    Польза такой деятельности заключается в легкости восприятия и переработки сведений ребенком. Дошкольники проще понять и сделать что-либо, если есть наглядный образец. Когда дети знакомятся с новыми объектами или действиями, это сильно влияет на формирование их личности. Педагоги должны заранее позаботиться о теме продуктивных видов деятельности, чтобы дети получили от них пользу. Дети должны уметь изображать свои мысли и впечатления. Это умение подтверждает, что ребенок в достаточной мере впитал полученную информацию.

    Чтобы погрузить дошкольников в нужную атмосферу, следует пользоваться всеми возможными способами, от изменений в интерьере, до применения наглядных пособий.
    Педагог также должен принимать участие в процессе.

    Деятельность должна иметь определенную последовательность, поэтому не стоит за один день освоить все аспекты изобразительной деятельности. Первое знакомство с темой можно начать с самого простого – рисования. Постепенно конечный продукт должен усложняться. Такой подход помогает детям изучить предмет с разных сторон, а затем успешно применить его в бытовой жизни.

    Важно, чтобы ребенок не просто повторял то, что делает ведущий педагог, но и сам проявлял творческие наклонности, абстрактное мышление, предлагал свои пути решения задачи. Изобразительное искусство помогает ежедневно улучшать свои навыки, подробнее познавать предмет изучения и, что важно для любого ребенка, иметь перед глазами готовый продукт своего труда.

    Как происходят занятия

    Занятия продуктивными видами деятельности обязательно разделяют на пять этапов. Первым этапом является предварительная работа. Ее следует проводить до начала занятия, чтобы максимально включить в процесс детей дошкольного возраста.

    На этом этапе происходит наблюдение за живыми объектами, изучение образцов, рассматривание иллюстраций и макетов.
    Также ведущий педагог может прочитать книгу на подходящую тему или показать фильм. Для предварительной работы выбирают тематические игры, с которыми по смыслу связана будущая продуктивная деятельность.

    Подготовка к занятию происходит плавно и вытекает из игры. На этом этапе нужно заинтересовать ребенка необходимой темой, вызвать его любопытство при помощи удивительных историй или объектов. Если дошкольник начнет задавать вопросы, это хороший знак. Значит, можно переходить к следующей части занятия.

    Заинтересованность ребенка еще не означает, что он готов полностью включиться в деятельность, поэтому нужно показать ему все выгоды, которые он получит после завершения дела.

    Обычно дети с удовольствием берутся за изображение объектов, используя предоставленный материал, необходимо лишь объяснить им, зачем это нужно. Предмет должен увлечь всех детей, поэтому педагог дожжен получить одобрение каждого ребенка.

    Процесс работы – важный этап занятия. Именно в этот момент у детей могут появиться новые вопросы, ответы на которые воспитатель должен найти вместе с детьми. Нельзя игнорировать малышей, лучше обсудить предмет или объяснить, почему и что необходимо сделать для достижения результата. Дело будет более продуктивным, если все дети вовлечены в процесс с одинаковым интересом. Можно предложить им сравнить результаты в конце занятия, но не с целью выявить лучший и худший продукт, а для знакомства с разнообразием объектов и разными взглядами на один и тот же предмет деятельности.

    Подведение итогов должно быть всегда, ведь именно это мотивировало детей на занятия. Дошкольники обязательно поделятся своими результатами, и очень важно, чтобы педагог правильно отреагировал на это. Не обесценивайте труд ребенка, обязательно поддержите каждого малыша, внимательно рассмотрите его творение и проявите участие в обсуждении. Даже если материал был усвоен не так, как предполагалось, не лишайте малыша одобрения.

    Польза продуктивных видов деятельности

    Продуктивная деятельность должна обязательно присутствовать в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста. С ее помощью можно познакомить ребенка с новыми явлениями, научить его пользоваться некоторыми предметами в бытовой деятельности, глубже понимать происходящее в окружающем мире.

    Применяя различные виды изобразительной деятельности, можно добиться развития положительных качеств личности . Рисование, лепка, создание аппликаций и другие занятия воспитывают в малышах нравственность, тренируют ум, прививают чувство прекрасного, а также укрепляют мускулатуру, ведь большинство занятий предполагает физическую активность.

    Воспитатель должен быть увлечен любым видом продуктивной деятельности сам, иначе дошкольники не воспримут всерьез попытки привлечь их к изобразительному искусству, не станут работать над поставленной задачей и не приобретут полезных навыков.

    Постоянная поддержка со стороны воспитателя взращивает уверенность в себе и своих силах. Дети стремятся познавать больше, создают что-то новое, и в такие моменты можно обнаружить творческие наклонности к определенным видам деятельности.

    К сожалению, безразличное отношение к успехам малыша может сильно повлиять на его развитие и поведение в бытовой деятельности. Также у него пропадет интерес не только к настоящему процессу, но и к любым другим занятиям, если педагог позволит себе критику или иронию в его адрес. Именно отношение воспитателя определяет пользу и продуктивность занятий.

    Чтобы деятельность была не во вред, нельзя заставлять дошкольников выполнять какие-либо задачи. Занятия не должны быть похожи на урок или обязанность, ведь их суть заключается в том, чтобы, знакомя детей с темой, заинтересовать их. Только это умение принесет плоды, и дошкольники сами примутся за дело, будут задавать вопросы, размышлять и развивать свои навыки в бытовой деятельности.


    Никого не удивляет, что основной деятельностью детей в дошкольный период является игровая, однако, есть ещё один важный вид деятельности - продуктивный. В условиях дошкольного образования продуктивной называют такую деятельность ребёнка под руководством воспитателя, результатом которой является появление какого-либо продукта.
    Было проведено много исследований, которые доказали, что именно благодаря продуктивной деятельности у старших дошкольников формируется графический навык, воспитывается настойчивость и усидчивость. Продуктивная деятельность создаёт благоприятные педагогические условия для важного процесса социализации детей. В этот возрастной период продуктивная деятельность вместе с игрой имеет решающее значение для развития детской психики.

    Что такое продуктивные виды деятельности?

    Продуктивным видом деятельности ребёнка называется такой способ его деятельности, который имеет целью получение продукта с конкретным набором качеств. Под продуктивной деятельностью подразумеваются следующие занятия:

    • сборка конструкций различными способами;
    • лепка из специальной глины или пластилина;
    • изготовление всевозможных поделок;
    • изготовление мозаики и аппликаций;
    • более сложные занятия с различными макетами.

    Все вышеперечисленные виды деятельности очень важны для развития дошкольников. Они включены во множество программ для детских садов, рассчитанных на детей-дошкольников. Целью таких программ является всестороннее воспитание и развитие этой возрастной категории.

    Почему продуктивная деятельность важна для дошкольника?

    Процесс развития дошкольника многосторонен, и одни из важнейших ролей в нём играют продуктивные виды деятельности. Вместе с играми они сливаются в общий комплекс работы, посвященной дошкольному образованию взрослым поколением (воспитателями и педагогами). Подобная деятельность должна приводить к появлению определённого продукта.
    Специалисты всего мира проводили с различными категориями детей, ещё не пошедших в школу, многочисленные исследования, которые показали, насколько для этой возрастной категории продуктивная деятельность эффективна:

    • Было установлено, что такая деятельность благоприятно сказывается на развитии графических навыков, выработке целеустремлённости и настойчивости в процессе овладения разными умениями.
    • Занятия продуктивной деятельностью способствуют развитию у ребёнка творческого воображения, развивает координацию движений, мускулатуру рук, механизмы мышления (синтез, анализ, умение сравнивать).
    • Как и всякая другая познавательная деятельность, продуктивная также играет значительную роль в умственном развитии детей.
    • Во время занятий создаются наиболее благоприятные условия для развития необходимых качеств инициативы, пытливости, самостоятельности и любознательности.
    • В целом же, заметно всестороннее влияние продуктивной деятельности на воспитание дошкольников.
    • Заметна и тесная связь с сенсорным воспитанием. Чтобы сформировать о предметах представление, необходимо прежде получить знания об их качествах и свойствах, величине, форме, цвете, положении в пространстве.

    В процессе продуктивной деятельности одновременно проявляется физическая и умственная активность. Чтобы создать рисунок, аппликацию, слепить фигурку, требуется овладеть определёнными умениями, приложить усилия, совершить созидательные действия. В процессе этого дошкольники учатся практическим навыкам, которые позднее понадобятся им для самой разнообразной работы. Они приобретают умелость, позволяющую детям чувствовать себя гораздо самостоятельнее.
    Интегрированный подход успешно реализуется на занятиях продуктивной деятельностью. Кроме того, здесь дети освобождаются от страхов и перенапряжения.
    Моделирование окружающих предметов в процессе продуктивной деятельности завершается созданием такого продукта, в котором представление о явлении, ситуации или предмете получает вполне материальное воплощение в конструкции, рисунке или фигурке.

    В психическом развитии дошкольников одним из важнейших показателей следует признать степень зрительного восприятия, которая определяет успех овладения...

    Направления продуктивной деятельности

    Есть несколько направлений продуктивной деятельности:

    • создание предметов, годных для исследовательской и познавательной деятельности, а также для игр;
    • наполнение художественной галереи собственноручно изготовленными предметами;
    • создание макетов;
    • создание и оформление «книги», наполненной рассказами детей, дневником природы, летописью группы, сказками;
    • изготовление сувениров и украшений к праздникам в виде афиш, пригласительных билетов, поздравительных открыток, ёлочных украшений, гирлянд и т. д.;
    • придумывание коллективного рассказа, необычного тем, что там все слова начинаются с одной буквы (подобная деятельность отлично развивает у детей навыки устного творчества, помогает им освоить письмо и чтение);
    • создание театральных материалов для своего спектакля - изготовление элементов костюмов, декораций и т. д. Продуктивная деятельность здесь успешно связывается с сюжетной детской игрой или чтением художественной литературы.

    Проделанная работа даёт следующие результаты:

    • для старших дошкольников создаётся система занятий продуктивной деятельностью;
    • у детей развиваются творческие способности;
    • в группе у детей улучшается психологическое самочувствие;
    • дети успешно подготавливаются к школьным занятиям.

    Обычно продуктивной детской деятельностью теснее связываются такие области, как: художественное творчество, познание, социализация, коммуникация, труд, безопасность. При занятии художественным творчеством есть прекрасная возможность развивать у детей речь. На данном возрастном этапе в детской речи есть ещё много проблем: она односложная, достаточно бедная (из-за недостаточно богатого словарного запаса), составляется только из простых предложений, зачастую употребляются нелитературные выражения и слова.
    Также огромное влияние применение метода продуктивной деятельности оказывает на нравственное воспитание малышей. В процессе выполнения разных практических работ у детей формируется и начинает действовать подобная связь. Кроме того, эти занятия способствуют закреплению знаний, полученных из окружающего мира, и выработке ряда полезных качеств:

    • активности;
    • наблюдательности;
    • самостоятельности
    • целеустремлённости;
    • способности доводить до конца начатое;
    • умения усваивать полученную информацию;
    • терпения.

    При продуктивной деятельности затрагивается и физическое развитие дошкольника. В процессе занятий у детей повышается жизненный тонус, настроение и поведение улучшаются, а характер становится более активным и жизнерадостным. Сам ребёнок становится намного более подвижным. Во время занятий необходимо вырабатывать у детей правильную походку, осанку и прочие физические характеристики тела, которые маленькому человечку очень пригодятся в жизни. У детей укрепляется мускулатура, вестибулярный аппарат, движения становятся более скоординированными.

    Особенности разных видов продуктивной деятельности

    В процессе развивающих ребёнка занятий выработка художественно-эстетических качеств соответствует модулирующему виду продуктивной деятельности. Именно с помощью этого способа дошкольнику проще всего отображать по своему усмотрению ту действительность, которая его окружает. Полученная в результате сделанных выводов характеристика позволяет дошкольнику самостоятельно создавать выбранные им образы. Благодаря такому подходу у детей прекрасно развивается образное мышление, они учатся реализовывать собственное воображение.

    В дошкольном возрасте у детей значительные изменения претерпевает восприятие пространства. По мере овладения пространством, ребёнок одновременно его п...

    Изобразительное искусство

    В комплексном подходе к воспитательному процессу важной задачей является совершенствование у детей эстетического отношения к окружающему их миру. Невозможно переоценить важность этой задачи. Ведь очевидно, что чувствовать и видеть всё прекрасное, что есть вокруг, могут только гармонично развитые личности.
    Важная роль в методике детского развития принадлежит данной методике в целях формирования у подрастающего поколения эстетических чувств. Казалось бы, что сложного в занятии рисованием? Но именно этот вид деятельности даёт в руки воспитателей новые возможности для выработки у детей собственного взгляда, развитию у них к окружающей действительности именно эмоционально-эстетического отношения. Для дошкольников словно приоткрывается новый мир прекрасного, который и на самом деле существует и всегда находится рядом с нами. У ребёнка меняется поведение, формируются позитивные убеждения.

    Рисование

    Известно, что дети особенно любят рисование, поскольку оно даёт максимальный простор для реализации их творческой активности. Рисунки могут быть на совершенно разные темы. Дети рисуют обычно то, что их интересует: отдельные предметы, литературных героев, сценки из окружающей жизни, декоративные узоры.
    Продуктивный метод, выражающийся в изобразительном искусстве, позволяет ребёнку закрепить своё отношение к изображенному. Рисуя, ребёнок ещё раз очень ярко переживает те же ощущения, которые были у него в процессе восприятия изображаемого объекта. А богатство окружающего мира предоставляет безграничную палитру цветов, предметов разнообразных форм, необычных и редких явлений.

    Другие виды продуктивной деятельности

    Если отставить в сторону традиционные и заслуженные техники, то кроме них можно ещё добавить следующие:

    Монотипия
    Когда на толстой глянцевой бумаге, не пропускающей воду, или стекле гуашью или другими красками наносится рисунок. Сверху прикладывается лист бумаги и плотно прижимается, в результате чего на нём получается зеркальный оттиск.
    Граттаж (часто называемый техникой царапанья или «цап-царапками»)
    Рисунок процарапывается по картону или плотной бумаге пером или другим острым инструментом. При этом бумага залита тушью (чтобы та не расплывалась и лучше смачивала бумагу, в неё можно добавить пару капель жидкого мыла). Итак, плотную бумагу нужно «толсто» заштриховать восковыми цветными мелками. Если взять готовый картон, на котором нанесён пестрый рисунок, то достаточно будет использовать простую неокрашенную восковую свечу. После этого губкой или широкой кистью нанести слой туши на поверхность.
    Можно использовать и гуашь, но та после высыхания продолжает пачкаться. Также можно воспользоваться чёрной акриловой краской. После высыхания краски рисунок нужно процарапать любым острым предметом (скребком, пером, зубочисткой), которым дети, тем не менее, не могут пораниться. На чёрном фоне тогда образуется рисунок из тоненьких цветных или белых штрихов.
    Аппликация и лепка
    Лепка также является частью продуктивной деятельности, но её особенность состоит в том, что она является объёмным способом изображения. Что дети охотнее всего лепят - животных, людей, овощи и фрукты, посуду, игрушки, машинки. Тематика здесь настолько разнообразна ещё и благодаря тому, что подобно другим видам изобразительного творчества, лепка решает воспитательные задачи, удовлетворяя потребности малышей в творчестве и познании. Также упрощается передача в лепке пространственных соотношений между предметами, ведь здесь, как и в реальной жизни, объекты легко можно расположить один за другим, дальше или ближе от центра композиции. Поэтому при лепке нет трудностей с перспективой, которая для детей в этом возрасте ещё очень сложна.

    Когда дети-дошкольники занимаются аппликацией, работая с предметами простых и сложных форм, то им приходится вырезать и наклеивать их элементы и силуэты. Для создания подобных изображений требуется усиленная работа воображения и мысли, поскольку в силуэте обычно нет тех элементов, которые являются его главными отличительными признаками. Кроме того, занятия аппликацией способствуют прогрессу математических представлений малыша. Ведь в этот момент дошкольник узнаёт названия простейших геометрических фигур, усваивает их признаки, у него развивается представление о положении предметов и их частей в пространстве (справа, слева, в центре, в углу), а также об относительности их размеров (меньше или больше). Кроме того, работая над изготовлением аппликаций, ребёнок развивает мускулатуру рук и координацию движений. Он учится пользоваться ножницами, аккуратно и правильно вырезая формы и поворачивая при этом в нужную сторону лист бумаги, затем раскладывает эти формы на «фоновом» листе на определённом расстоянии.
    Можно познакомить малышей на занятиях по аппликации с техникой, получившей название «мозаика из бумажных комочков». Для этого можно использовать самую разнообразную бумагу:

    Как люди определяют, где «лево», а где «право»? Учёные видят здесь самоощущение соответствующих сторон тела. Этим и следует ру...

    • обычную цветную;
    • бумажные салфетки;
    • гофрированную;
    • фольгу;
    • фантики;
    • сойдут даже старые журналы или газеты.

    К бумаге есть лишь одно требование - быть достаточно мягкой.
    Конструирование
    В этой разновидности продуктивной деятельности детей отдельные части должны быть соединены правильным способом, чтобы получился конкретный целый предмет. Конструктивная деятельность своим возникновением обязана определённому уровню развития детского восприятия, мышления и игровой деятельности, а, кроме того, зависит от общения, познавательной активности и развития двигательных навыков. Занятия конструированием благотворно сказываются на физическом воспитании ребёнка - манипуляции с элементами конструктора развивают у ребёнка тонкую моторику пальцев, укрепляют пространственную ориентацию, координацию движений, участвуют в эстетическом и нравственном воспитании - так ребёнок учится видеть красоту собственных творений. Благодаря этому у него развивается вкус, одновременно он познаёт архитектурные формы. Если мастерятся подарки к празднику, то у ребёнка формируется заботливое отношение к близким людям, возникает желание порадовать их. В процессе трудового воспитания конструирование вырабатывает у дошкольников самостоятельность, целеустремлённость, организованность и инициативность.
    Огромное значение имеет конструктивная деятельность для умственного развития ребёнка. Она помогает детям изучить внешние свойства материальных предметов (размер, форму, цвет), их физические характеристики (вес, плотность, устойчивость). Дети учатся сравнивать предметы и соединять их друг с другом, благодаря чему их знания об окружающем мире обогащаются, развиваются творческие способности и речь. Конструирование является эффективнейшим методом подготовки дошкольников к переходу в школу - оно развивает качества, необходимые для процесса обучения, причём, поскольку оно интересно и привлекательно для детей, то делает это ненавязчиво. Благодаря занятиям со строительным материалом развивается фантазия и творческая инициатива ребёнка.
    Конструирование может быть разным:

    • из набора конструктора;
    • из бумаги;
    • из стройматериала;
    • из природных и прочих поделочных материалов.


    Для дошкольников самым лёгким и доступным видом конструирования является работа с игровыми строительными материалами.
    Работая с ними, дети познают геометрию объёмных форм, получают представления о понятиях равновесия, симметрии и пропорций.
    К более сложным видам конструирования, доступным в детском саду, относится работа с картоном, бумагой, катушками и коробками. Конструируя из бумаги, дети уточняют свои знания о плоских геометрических фигурах, усваивают понятия «центр», «угол», «сторона». Они изучают приёмы трансформации плоских фигур в объёмные путём складывания, сгибания, склеивания и разрезания бумаги. В конструировании главным моментом является деятельность по исследованию предметов с помощью анализа и синтеза.

    Учёные давно установили тесную связь между общей двигательной системой человека и речевой функцией. В частности, существует связь между речевым центро...

    Конструирование из натурального материала ближе всего подходит к художественной деятельности, воспитывая творческое воображение. При организации обучения через конструирование важными условиями являются:

    • органическая связь с прочими видами деятельности (рисованием, игрой-драматизацией, сочинением смешных (и не очень) историй);
    • специальные экскурсии в лес или парк;
    • создание педагогом установки у детей на самостоятельность в поиске, чтобы не учить ребёнка, а больше сотрудничать с ним, поддерживать его инициативу, подсказывать и помогать только в случае необходимости.

    Очевидно, что именно конструирование по сравнению с прочими видами продуктивной деятельности готовит благоприятную почву для развития у детей технических способностей, а это очень важно для того, чтобы личность получила всестороннее развитие.
    Во время занятий лепкой, рисованием, конструированием и аппликацией одновременно развивается и детская речь: они запоминают названия цветов и оттенков, форм и пространственных обозначений, обогащая свой словарный запас. Когда в конце занятий наступает время анализа работ, дети рассказывают не только о своих «шедеврах», но и делятся мнением относительно чужих работ. Через лепку, аппликацию или рисунок дети выражают своё впечатление о мире и выражают к нему своё отношение. Но изобразительная деятельность только тогда приобретёт творческий характер, когда у ребёнка будет достаточно развито воображение, образное мышление и эстетическое восприятие, когда он в достаточной мере овладеет умениями и навыками, необходимыми для создания изображений. Большое значение в творческом развитии дошкольников должно иметь и активное участие родителей в образовательном процессе.

    Кроме перечисленных выше положительных факторов, у правильного развития дошкольников есть ещё много других показателей прогресса. Саму же продуктивную деятельность можно рассматривать как важный компонент всестороннего воспитания и обучения дошкольников. Простые на взгляд занятия по обучению лепке, рисованию, конструированию и созданию аппликаций достаточно полно и гармонично вырабатывают у детей положительные сдвиги в:

    • физическом укреплении организма;
    • умственном развитии;
    • эстетическом развитии;
    • духовно-нравственном становлении личности.
    22 2