Внимание, память и интеллект – связь неразрывна. Нарушение памяти и интеллекта Упражнения для интеллекта и памяти

Самая полная книга-тренажер для развития мозга! [Новые тренинги для ума] Могучий Антон

Внимание, память и интеллект – связь неразрывна

Внимание – это способность сознания упорядочивать ту информацию, которая поступает извне, и распределять ее по важности и значимости, в зависимости от тех задач, которые человек ставит перед собой в данный момент. Это исключительный психический процесс. Он позволяет выбрать из всего многообразия окружающей действительности то, что станет содержанием нашей психики, помогает сосредоточиться на выбранном объекте и удерживать его в психическом поле.

Мы рождаемся с набором безусловных рефлексов, часть из которых обеспечивает работу так называемого «непроизвольного внимания». Этот вид внимания преобладает у детей до 7 лет. Непроизвольное внимание выбирает все новое, яркое, необычное, внезапное, движущееся, кроме того, заставляет откликаться на все, что соответствует острой потребности (нужде).

Несмотря на то, что по своей природе непроизвольное внимание имеет рефлекторное происхождение, его можно и нужно развивать. Кроме того, именно на базе непроизвольного, неконтролируемого внимания возникает внимание зрелое, регулируемое самим человеком, – произвольное внимание. Оно дает личности возможность выбирать объекты собственного внимания, контролировать связанную с ними деятельность и время удержания их в своем психическом пространстве.

Получая возможность управлять своим вниманием, человек становится хозяином своей психики, он может пропускать туда то, что важно и значимо для него, или не пропускать ненужное.

Многие психологи высоко оценивают вклад внимания в общие интеллектуальные способности. Общепризнанным и научно подтвержденным является тот факт, что дефекты внимания мешают вполне способным детям быть интеллектуально успешными.

Жизнь в современном мире ежедневно ставит перед нами новые задачи. Естественно, все мы хотим решить их с максимальной пользой для себя. Насколько успешно мы можем реализовать это, зависит от нескольких факторов, в первую очередь от интеллекта, памяти, внимания .

В любой интеллектуальной деятельности внимание, умение управлять им и подключать в процесс решения задач поистине играет одну из «первых скрипок». Эти способности обеспечивают успех любого дела, если не на все 100, то на 90 % точно!

О значении памяти известно всем. Без нее, как говорится, даже из дома выходить не стоит. Но важно понимать, что внимание как раз и является мощным координатором памяти и, следовательно, краеугольным камнем успеха!

Согласитесь, что для успешного решения конкретной задачи в любой области (от сдачи экзамена или финальной партии в шахматы – до переговоров о продаже «свечного заводика» за сотни миллионов евро) мы должны в данный конкретный момент времени выбрать из громадного объема информации важные детали, сосредоточиться на них, удержать в голове и изолировать все посторонние раздражители. Только тогда наш мозг будет работать четко и ясно и в максимально короткие сроки найдет единственно верное решение.

Ученые всего мира уже давно доказали, что внимание участвует во всех психических процессах. Это своего рода программа, организующая мыслительные процессы, при необходимости усиливая или уменьшая их. Определенные состояния внимания могут повысить или понизить интеллект, улучшить или ухудшить память, расширить или ограничить поле нашего зрения и т. п.

Скорость мыслительных процессов и, в конечном счете, их результативность напрямую зависят от параметров внимания!

Мы знаем о счастливчиках, которые с рождения обладают способностью удерживать в голове миллион фактов, не отвлекаться во время важных переговоров, сосредотачиваться в любой момент времени и эффективно управлять своим мозгом, заставляя его работать «на полную катушку» всегда, когда это необходимо… Таких людей немного, как правило, они – в первых строчках в списках богатейших людей планеты. Что же делать остальным? Тем, кто не хочет смириться с тем, что успех в любой области – исключительно удел избранных?

Разработанный учеными интеллектуальный тренажер на основе таблиц Шульте дает возможность любому человеку взять процесс внимания под свой контроль. С этой методикой каждый из нас может научиться в нужное нам время и в нужной ситуации приводить свой интеллект в суперрабочее состояние и мгновенно получать желаемый результат!

Интеллектуальный тренажер на основе таблиц Шульте – уникальная методика развития внимания!

Из книги Психология достижений [Как добиваться поставленных целей] автора Хэлворсон Хайди Грант

Из книги Курс по личному развитию для умных людей [Мастер-класс от признанного специалиста] автора Павлина Стивен

Связь Чтобы развиваться как человеческое существо, вы должны овладеть искусством установления связей. Установить связь – значит уделять кому-то или чему-то свое внимание, думать об этом объекте, заниматься им. Помимо связей с конкретными людьми, вы можете устанавливать

Из книги Интеллектика. Как работает ваш мозг автора Шереметьев Константин

Карьера и интеллект Чтобы сделать аутентичную карьеру, человеку необходимо найти путь, который позволит ему быть верным принципам истины, любви и силы. Для этого нужно уделять внимание следующим четырем вопросам.1. Тело (потребности): что мне приходится делать?2. Разум

Из книги Мобильный маркетинг. Как зарядить свой бизнес в мобильном мире автора Бугаев Леонид

Деньги и интеллект Интеллект – главный источник богатства. Вы можете приносить колоссальную пользу людям, культивируя свой дар творческого самовыражения и получая за счет этого желаемый доход. Вместо того чтобы пытаться получить деньги, сосредоточьте свои усилия на

Из книги Как стать авантюристом? [Размышления миллионера] автора Балашов Геннадий Викторович

Здоровье и интеллект Разумные привычки в сфере здоровья обеспечивают стабильность жизни и позволяют тратить больше времени и энергии на то, что является для человека действительно важным. Когда вы поставите хорошие привычки на автопилот, вам не придется так часто

Из книги 100 способов избавиться от комплексов автора Черниговцев Глеб Иванович

Отношения и интеллект Делайте все возможное, чтобы построить аутентичные отношения с партнером. Они никогда не будут совершенными, но совершенство вам и не нужно. Колеса вашей машины не представляют собой идеальных кругов, но при этом прекрасно крутятся. Точно так же ни

Из книги Позитивная психология. Что делает нас счастливыми, оптимистичными и мотивированными автора Стайл Шарлотта

Духовность и интеллект Чтобы ваша духовная практика была по-настоящему аутентичной, вы не должны разбивать ее на «подходы». Нельзя быть духовным человеком по часу в неделю, а потом откладывать эту часть себя до следующего раза. Разумная духовная практика целостна. Она

Из книги Интеллект успеха автора Стернберг Роберт

Из книги Развитие памяти по методикам спецслужб автора Букин Денис С.

Из книги Феноменальный интеллект. Искусство думать эффективно автора Шереметьев Константин

Эмоциональный интеллект Постепенно привыкнув к назидательному тону Балашова и научившись абстрагироваться от того, что экскурсы в мир познавательной психологии делает бывший депутат Верховной Рады, а не профессиональный психолог, я погрузилась в работу.

Из книги автора

Интеллект Как правило, у мужчин наличие интеллекта приветствуется, тогда как умные женщины воспринимаются обществом с настороженностью и некоторым недоверием: еще бы, веками женщинам отводилась роль жены, матери и домохозяйки. Женщинам надлежало сидеть дома и

Можно ли развить интеллект? Нейробиологи уже давно отвечают на этот вопрос положительно. Ваш мозг пластичен и способен физически меняться в зависимости от того, что вы делаете. И даже самому сообразительному человеку есть к чему стремиться. Поэтому не теряйте времени даром! Мы собрали из наших книг советы и упражнения, которые помогут вам стать еще умнее.

1. Решайте логические загадки

Увлекательные задания на тренировку логического мышления вы найдете в книге популярного блогера Дмитрия Чернышева «Чем заняться вечером с семьей на даче без интернета» . Вот несколько из них:

Ответ:

Это разновидность кредитной карты. Зарубки о взятом в долг товаре одновременно делались на обеих палках. Одну хранил покупатель, другую - продавец. Это исключало мошенничество. Когда долг погашался, палки уничтожали.


Ответ:

Это убежище Моррисона для защиты людей во время бомбежки. Не у всех были подвалы, в которых можно было укрыться. Для небогатых домохозяйств устройство было бесплатным. 500 000 таких убежищ было построено к концу 1941 года и еще 100 000 - в 1943-м, когда немцы начали использовать ракеты «Фау-1». Убежище себя оправдывало. Согласно статистике, в 44 домах, оборудованных такими убежищами, которые были сильно разбомблены, погибли только трое из 136 жильцов. Еще 13 человек получили серьезные ранения и 16 - легкие.

Ответ:

Посмотрите еще раз условие задачи: не было задания «продолжить последовательность». Если 1 = 5, значит, 5 = 1.

2. Тренируйте память

До настоящего момента вы пытались угадать число, выбирая среднее значение. Это идеальная стратегия для игры, в которой число было выбрано случайным образом. Но в нашем случае число выбиралось не в произвольном порядке. Мы сознательно выбрали число, которое вам будет трудно найти. Главный урок теории игр заключается в том, что необходимо ставить себя на место другого игрока. Мы поставили себя на ваше место и предположили, что вы назовете сначала число 50, затем 25, затем 37 и 42.

Каким будет ваше последнее предположение? Это число 49? Поздравляем! Себя, а не вас. Вы снова попались в ловушку! Мы загадали число 48. На деле все эти рассуждения о среднем числе из интервала были направлены именно на то, чтобы ввести вас в заблуждение. Мы хотели, чтобы вы выбрали число 49.

Смысл нашей с вами игры не в том, чтобы показать вам, какие мы хитрецы, а в том, чтобы наглядно проиллюстрировать, что именно делает любую ситуацию игрой: вы должны принимать во внимание цели и стратегии других игроков».

5. Занимайтесь математикой

Ломоносов считал, что математика приводит ум в порядок. И это действительно так. Один из способов развить интеллект - подружиться с миром цифр, графиков и формул. Если хотите испробовать этот метод, вам поможет книга «Красота в квадрате» , где самые сложные концепции описываются просто и увлекательно. Небольшой отрывок оттуда:

«В 1611 году астроном Иоганн Кеплер решил найти себе жену. Процесс начался не очень удачно: он отверг первых трех кандидаток. Кеплер взял бы в жены четвертую, если бы не увидел пятую, которая казалась «скромной, бережливой и способной полюбить приемных детей». Но ученый вел себя настолько нерешительно, что встретился еще с несколькими женщинами, которые не заинтересовали его. Потом он все-таки женился на пятой кандидатке.

По математической теории «оптимальной остановки», чтобы сделать выбор, необходимо рассмотреть и отвергнуть 36,8 процента возможных вариантов. А затем остановиться на первом, который окажется лучше всех отвергнутых.

У Кеплера было 11 свиданий. Но он мог встретиться с четырьмя женщинами, а затем сделать предложение первой из оставшихся кандидаток, которая понравилась ему больше тех, кого он уже видел. Другими словами, он сразу выбрал бы пятую женщину и избавил себя от шести неудачных встреч. Теория «оптимальной остановки» применима и в других сферах: медицине, энергетике, зоологии, экономике и т.д.»

6. Научитесь играть на музыкальном инструменте

Психолог, автор книги «Мы - это музыка» Виктория Уильямсон рассказывает, что эффект Моцарта - всего-навсего миф. Слушая классические произведения, вы не добьетесь повышения IQ. А вот если сами займетесь музыкой, то поможете мозгу работать лучше. Это подтверждает следующий эксперимент:

«Ряд обстоятельных анализов связи между уроками музыки и IQ у детей провел Гленн Шелленберг. В 2004 году он в случайном порядке распределил 144 шестилетних ребенка из Торонто по четырем группам: в первой проводились занятия игрой на клавишных, во второй - занятия пением, в третьей - актерским мастерством, а четвертая была контрольной группой, где не было никаких дополнительных занятий. Ради справедливости после исследования детям из контрольной группы предложили те же занятия, что и остальным.

Обучение продолжалось 36 недель в выделенной для этого школе. Все дети прошли тесты на IQ во время летних каникул, прежде чем начались эти занятия, а также в конце исследования. Были использованы критерии сопоставимого возраста и социально-экономического статуса.

Через год значительное большинство детей лучше проявили себя в тесте на IQ, что логично, поскольку они стали на год старше. Однако в двух группах, где занимались музыкой, повышение коэффициента умственного развития оказалось больше, чем в группе актерского мастерства и контрольной».

7. Практикуйте медитацию осознанности

Медитация не только способствует снижению уровня стресса, но и помогает развить память, творческие способности, реакцию, внимание и самоконтроль. Больше об этом методе - в книге «Осознанность» . Совет из нее:

«Вы замечали, что чем старше становитесь, тем быстрее течет время? Причина в том, что с возрастом мы обрастаем привычками, определенными шаблонами поведения и живем на «автомате»: автопилот руководит нами, когда мы завтракаем, чистим зубы, идем на работу, каждый раз садимся на один и тот же стул… В итоге жизнь проходит мимо, а мы чувствуем себя несчастными.

Проведите простой эксперимент. Купите шоколад. Отломите от него небольшой кусочек. Рассмотрите его так, будто видите в первый раз. Обратите внимание на все изломы, фактуру, запах, цвет. Положите этот кусочек в рот, но не глотайте сразу, позвольте ему медленно таять на языке. Распробуйте весь букет вкусов. Потом не спеша проглотите шоколад, постарайтесь прочувствовать, как он стекает по пищеводу, отметьте движения неба и языка.

Согласитесь, ощущения совсем не такие, как если бы вы просто съели батончик не задумываясь. Попробуйте сделать это упражнение с другой пищей, а затем и с привычными действиями: проявите осознанность на рабочем месте, во время прогулки, подготовки ко сну и так далее».

8. Учитесь мыслить нестандартно

Творческий подход поможет найти решение даже в такой ситуации, которая большинству покажется безвыходной. Автор книги «Рисовый штурм» уверен: любому человеку по силам натренировать креативность. Для начала попробуйте применить метод Леонардо да Винчи:

«У Леонардо да Винчи способ выработки идей был таков: он закрывал глаза, полностью расслаблялся и испещрял лист бумаги произвольными линиями и каракулями. Затем открывал глаза и отыскивал в нарисованном образы и нюансы, предметы и явления. Многие его изобретения родились из таких зарисовок.

Вот план действий, как вы можете использовать метод Леонардо да Винчи в своей работе:

Запишите задачу на листе и поразмышляйте над ней в течение нескольких минут.

Расслабьтесь. Предоставьте своей интуиции возможность создавать образы, отражающие сложившуюся ситуацию. Вам не нужно знать, как будет выглядеть рисунок, прежде чем вы его нарисуете.

Придайте форму вашей задаче, обозначив ее границы. Они могут быть любых размеров и принимать очертания по вашему желанию.

Упражняйтесь в рисовании бессознательно. Пусть линии и каракули сами диктуют вам, как их рисовать и располагать.

Если результат вас не удовлетворит, возьмите другой лист бумаги и сделайте еще один рисунок, а потом еще - столько, сколько понадобится.

Исследуйте свой рисунок. Запишите первое пришедшее на ум слово относительно каждого образа, каждой закорючки, линии или структуры.

Свяжите все слова воедино, написав краткую заметку. Теперь посмотрите, как написанное соотносится с вашей задачей. Появились ли новые идеи?

Будьте внимательны к вопросам, возникающим в вашем сознании. Например: «Что это?», «Откуда это возникло?» Если почувствуете необходимость найти ответы на конкретные вопросы, значит вы на правильном пути, ведущем к решению проблемы».

9. Изучайте иностранные языки

По мнению исследователей, это способствует развитию мозга и помогает сохранить ясность ума даже в зрелом возрасте. В руководстве полиглота Сусанны Зарайской вы найдете 90 действенных советов, как учить новые иностранные языки легко и весело. Вот три рекомендации из книги:

  • Слушайте песни на изучаемом языке, когда ведете машину, наводите дома порядок, готовите, ухаживаете за цветами или занимаетесь другими делами. Вы проникнетесь ритмами языка даже при пассивном слушании. Главное - делать это регулярно.
  • Некоммерческая организация Planet Read использует музыкальные клипы из Болливуда в своей программе по повышению уровня грамотности в Индии, добавляя к ним субтитры на том же языке. Формат субтитров такой же, как и в караоке, то есть подсвечивается слово, звучащее в данный момент. Простой доступ к подобным видеозаписям увеличивает количество первоклассников, освоивших чтение, в два раза. А все за счет того, что зрители естественным образом синхронизируют аудио- и видеоряд. Метод, с помощью которого в Индии борются с безграмотностью, позволит и вам сопоставлять то, что вы слышите, с тем, что видите.
  • Кто сказал, что драма несовместима с таблицей неправильных глаголов? Мыльные оперы могут стать очень веселым пособием для изучения нового языка. Простые сюжетные линии, а актерская игра настолько выразительна, что, даже если вы не знаете всех слов, вы все равно будете в курсе происходящего, просто следя за эмоциями героев.

10. Сочиняйте истории

Это еще один способ стать креативнее и развить гибкость мышления. Не знаете, с чего начать? В блокноте «642 идеи, о чем написать» вы найдете много подсказок. Ваша задача - продолжить истории и превратить их в законченные рассказы. Вот несколько заданий из книги:

  • Ты встречаешь девушку, которая может закрыть глаза и увидеть всю Вселенную. Расскажи о ней.
  • Попробуй уместить всю жизнь какого-либо человека в одно предложение.
  • Возьми статью из свежей газеты. Выпиши десять слов или фраз, которые бросились в глаза. Используя эти слова, сочини стихотворение, которое начинается так: «Что если…»
  • Твоя кошка мечтает о мировом господстве. Она вычислила, как поменяться с тобой телами.
  • Напиши рассказ, который начинается так: «Странности начались с того, что Фред купил домик для своих миниатюрных свинок…»
  • Объясни золотодобытчику из 1849 года, как работает e-mail.
  • Неведомая сила закинула тебя внутрь компьютера. Тебе нужно выбраться.
  • Выбери любой предмет на письменном столе (ручку, карандаш, ластик и т.п.) и напиши ему записку с благодарностями.

11. Высыпайтесь!

Способность к обучению зависит от качества вашего сна. Любопытный факт из книги «Мозг во сне» :

«Ученые обнаружили, что различные стадии сна предназначены для различных типов обучения. Например, медленный сон важен для освоения задач, связанных с фактической памятью, таких как зазубривание дат для экзамена по истории. А вот насыщенный сновидениями быстрый сон необходим для освоения того, что связано с процедурной памятью - с тем, каким образом что-то делается, в том числе и с освоением новых поведенческих стратегий.

Профессор психологии Карлайл Смит рассказывает: “Мы целый месяц выпиливали брусочки, из которых строили лабиринт для мышей, а потом в течение десяти дней круглосуточно записывали их мозговую деятельность. Те мыши, которые проявляли большую сообразительность в беге по лабиринту, демонстрировали и большую мозговую активность в фазе быстрого сна. Сам-то я никогда не сомневался в том, что сон и обучение связаны между собой, но теперь накопилось достаточно данных, чтобы этим вопросом заинтересовались и другие”».

12. Не пренебрегайте физкультурой

Спорт положительно влияет на наши интеллектуальные способности. Вот что об этом рассказывает биолог-эволюционист Джон Медина в своей книге «Правила мозга» :

«Всевозможные тесты показали: физические нагрузки на протяжении всей жизни способствуют поразительному улучшению когнитивных процессов, в отличие от малоподвижного образа жизни. Приверженцы физкультуры обошли лентяев и лежебок по показателям долговременной памяти, логики, внимания, способности решать проблемы и даже так называемого подвижного интеллекта».

Больше книг о развитии интеллекта - .

P.S.: Подписывайтесь на нашу рассылку . Раз в две недели будем присылать 10 самых интересных и полезных материалов из блога МИФ.

Патология памяти.

Память - особый вид психической деятельности, связан­ный с восприятием (рецепцией), удержанием (ретенцией) и вос­произведением (репродукцией) информации. Память является ин­тегральной частью процессов мышления и обучения. В механизмах памяти главенствующее значение отводится рибонуклеиновой кис­лоте (РНК), в молекуле которой кодируется, шифруется и хра­нится информация.

Возможности памяти безграничны. Известно, что феноменаль­ной памятью обладали Юлий Цезарь, Сенека, Александр Маке­донский. Различают механическую и смысловую память. Ме­ханическая, память - это способность запоминать тот или иной материал независимо от его содержания. Смысловая, или ас­социативная, память характеризуется тем, что элементы запо­минаемого связываются между собой ассоциативно, т. е. вступают во внутренние связи с прежней или бывшей ранее информацией.

При изучении памяти выделяют также короткую (кратковре­менную) память, связанную с гиппокампом, и долговременную память, связанную с определенными зонами коры больших полу­шарий.

Под короткой памятью понимается способность к запомина­нию, сохранению и воспроизведению информации через сравни­тельно короткое время после ее поступления. При отсутствии за­крепления эта информация исчезает. При постоянном поддержа­нии информации и ее эмоциональной или интеллектуальной зна­чимости формируется долговременная память. Это, кстати, де­монстрируется в известном школьном тезисе: повторение - мать учения.

Патология памяти, называемая общим термином дисмнезия, в психиатрической практике выражается в гипермнезии, гипомнезии, амнезии и парамнезии.

Гипермнезия - кратковременное усиление, обострение памяти. Больной, к своему удивлению, вспоминает давно забытые до­статочно крупные эпизоды своего детства или юности в мельчай­ших подробностях, воспроизводит наизусть целые страницы ког­да-то прочитанных, но давно забытых произведений. Состояние гипермнезии отмечается при маниакальном синдроме, при некоторых бредовых состояниях, наркоманиях и при исключительных состояниях, например перед смертью, когда вся жизнь человека мгновенно проносится перед глазами. По миновании болезненно­го состояния гипермнезия проходит.

Гипомнезия - снижение памяти - удел всех людей в пожилом возрасте. Развитие гипомнезии подчиняется закону Рибо-Джексо­на (обратный ход памяти), когда накопленная за всю жизнь ин­формация постепенно теряется в порядке, обратно пропорцио­нальном приобретению ее, т. е. от настоящего к прошлому. В пер­вую очередь при этом страдает механическая память на имена, номера телефонов, точные даты, важные жизненные события.

Особенно характерна гипомнезия для сосудистых, травмати­ческих и атрофических процессов головного мозга.

Амнезия - отсутствие памяти - занимает более значительное место, чем гипер- и гипомнезия в клинике психических заболева­ний. Амнезия бывает общей, распространяющейся на достаточно большой временной период, или частичной, когда она касается лишь каких-то определенных воспоминаний (например, перевод­чик восточных языков после травмы черепа напрочь забыл на полгода японский язык, которым свободно владел ранее, но ко­торый откровенно не любил; его же любимый корейский язык совершенно не пострадал; в данном случае можно говорить лишь о частичной амнезии). Амнезии могут подвергнуться также приоб­ретенные специальные знания и умения, например способность рисовать или водить машину. Выделяют несколько разновидно­стей амнезии.

Ретроградная амнезия - отсутствие памяти на период до нача­ла заболевания. Например, больной, получивший травму черепа, может забыть все, что происходило с ним в течение недели до получения травмы.

Антероградная амнезия - потеря памяти на период после возникновения заболевания. Продолжительность как ретро-, так и антероградной амнезии может варьировать от нескольких часов до нескольких месяцев.

Ретроантероградная амнезия охватывает более или менее дли­тельный период выпадения памяти до и после, например, трав­мы черепа.

Фиксационная амнезия заключается в неспособности больного удержать и зафиксировать поступающую информацию. Все, что ему говорят, что происходит вокруг него, воспринимается адек­ватно, но не удерживается в памяти (отсутствует фиксация посту­пающей информации) и спустя несколько минут, а то и секунд больной полностью забывает об этом.

Прогрессирующая амнезия характеризуется, как и гипомнезия, постепенным ослаблением памяти по закону Рибо-Джексона от настоящего к прошлому.

Тотальная амнезия - это выпадение из памяти всей информа­ции, которая только была у больного, включая даже сведения о себе. Такой больной не знает, как его зовут, сколько ему лет, где он живет, есть ли у него родители, другими словами, он не по­мнит ничего. Тотальная амнезия может быть при выраженной трав­ме черепа, особенно в военных условиях, реже она встречается и при функциональных заболеваниях (при выраженных стрессовых ситуациях).

Палимпсест - выпадение из памяти отдельных событий в со­стоянии алкогольного опьянения.

Истерическая амнезия - провалы в памяти, касающиеся не­приятных, невыгодных для больного фактов и событий. Развива­ется по типу вытеснения не только у больных, но и у здоровых, но акцентуированных по истерическому типу личностей. Если про­валы памяти по истерическому типу возникают у субъекта, не имеющего в преморбиде истерических черт, такая дисмнезия на­зывается скотомизацией.

Парамнезия - это обман, провал памяти, который заполняет­ся различной информацией, определяющей вид парамнезий. Вы­деляют четыре вида этой патологии: конфабуляции, псевдореми­нисценции, криптомнезии и эхомнезии.

Самым распространенным вариантом парамнезии являются конфабуляции - это замещение провалов памяти вымыслами фантастического характера, в которые больной верит абсолютно.

Псевдореминисценции - это замещение провалов памяти ин­формацией и реальными фактами из жизни больного, но значи­тельно смещенными во времени. Например, больной со старчес­ким слабоумием, находящийся в больнице около шести месяцев, бывший до болезни прекрасным преподавателем математики, ут­верждает, что он только что проводил занятия по тригонометрии в X классе. Иногда в литературе вместо этого термина используют понятие «замещающие конфабуляции».

Криптомнезии (присвоенные воспоминания) - провалы памя­ти, заполняемые информацией, источник которой больной забы­вает: он не помнит, наяву или во сне произошло то или иное событие, а вычитанные в книгах или услышанные от кого-то мысли считает своими собственными.

К криптомнезиям относится и так называемое отчужденное воспоминание, состоящее в том, что события, произошедшие в жизни больного, он в последующем воспринимает не как реаль­ные, а как прочитанные в книге, увиденные в кино или театре, услышанные по радио, от собеседников или пережитые в снови­дениях.

Некоторые исследователи относят к парамнезиям и эхомнезии (редублицирующие воспоминания). Это особый вид обмана памя­ти, при котором события, происходящие в настоящее время, ка­жутся уже происходившими раньше.

С известной долей условности в эту группу расстройств отно­сят и экмнезии, при которых далекое прошлое переживается как настоящее. При экмнезии весьма пожилые люди считают себя юнцами и начинают готовиться к свадьбе. Концентрированное комплексное нарушение памяти особенно выражено при так на­зываемом Корсаковском синдроме.

Синдром Корсакова включает в себя триаду симптомов: фикса­ционную амнезию, парамнезию и амнестическую дезориентировку во времени или месте. Этот синдром описан С. С. Корсаковым в 1887 г. при алкогольном полиневритическом психозе. Он получил название своего первооткрывателя и был выявлен при очень мно­гих психических заболеваниях, кроме шизофрении.

В 60-е годы будущий нобелиат Эрик Кандел выяснил, что формирование памяти происходит при повышении эффективности синаптических связей. Именно количество этих образований, а не масса или объем мозга, влияют на уровень интеллекта. Мы постарались кратко объяснить основные принципы работы памяти, а чуть ниже собрали 17 крайне полезных упражнений для развития мозга.

Из школьной программы по биологии мы помним, что нейроны передают друг другу сигналы через синапсы – взаимодействующие участки окончаний нейронов. При передаче импульса от дендрита к аксону в нейроне-коммуникаторе (нейрон №1) высвобождаются нейромедиаторы (химические вещества, способствующие передаче сигнала). Они попадают в синаптическую щель нейрона-реципиента (нейрон №2) и воздействуют на рецепторы его дендрита, из-за чего в нейроне №2 происходит изменение поверхностного потенциала. Визуально это можно изобразить так:

При непродолжительной работе синапса с высокой частотой эффективность синаптической связи временно повышается – в ответ на последующие аналогичные раздражители изменения потенциала будут становиться сильнее. Так формируется краткосрочная память.

С ходом нашего обучения, когда электронный сигнал проходит этот путь несколько раз, синаптические связи становятся шире, количество синапсов увеличивается. В мозгу образуются новые нейронные микросети, «состоящие» из новых знаний – ваш интеллект растет.

Чтобы эффективность синаптических связей росла, а мозг использовался по максимуму, необходимо регулярно загружать его и удивлять. В этом материале хотим рассказать вам о комплексе упражнений для мозга, называемых нейробикой. Все они строятся на любви нашего мозга ко всему новому и повышают его нейропластичность.

  1. Час в день делайте привычные вещи левой рукой, если вы правша, и наоборот. Чистите зубы, ешьте, пишите, занимайтесь домашними делами. Это поможет развить нестандартное мышление и творческие способности.

  2. Пишите заметки от руки, а не забивайте их в телефон. Письмо стимулирует создание новых нейронных связей в мозгу.

  3. Попробуйте походить по квартире с закрытыми глазами (только осторожнее) или сделать привычное действие вслепую. Например, сходить в душ или помыть посуду. Когда мозг лишается главного информационного канала, все остальные чувства обостряются.

  4. Привычки и ритуалы расслабляют мозг. Много ходите пешком, избегая привычных путей. Так вы убьете двух, а то и больше зайцев: незнакомые маршруты подарят вашему мозгу новые «ветви» нейронов, а пешая прогулка повысит тонус и настроение.

  5. Считайте в уме – никакого карандаша и бумаги, а тем более калькулятора. Можно добавить соревновательный эффект и считать с друзьями наперегонки.

  6. Изучайте новое. Эффективней всего на мозг и память воздействует изучение нового языка или музыкального инструмента. Полезно освоить новое хобби, которое задействует моторику: вязание, рисование, собирание паззлов. Спорт, к слову, тоже положительно влияет на мозг, особенно йога – попробуйте запомнить несколько простых асан и выполняйте этот комплекс поутру. Это поможет вашему организму проснуться .

  7. Визуализируйте слова. Положите перед собой лист бумаги и цветные карандаши. А теперь попробуйте нарисовать образ первого пришедшего вам в голову слова. Или каждый день учите по одному новому слову и зарисовывайте то, с чем оно ассоциируется. Нам интересно, какой рисунок родится благодаря слову «чопорный» или «фрустрация».

  8. Составляйте карты по памяти. Если вы много путешествуете, попробуйте вернувшись с отдыха по памяти нарисовать карту местности, где вы побывали.

  9. Едете куда-нибудь в общественном транспорте? Вместо того, чтобы отстраненно смотреть в окно, поиграйте в слова сами с собой. Назовите про себя как можно больше предметов, фамилий, топонимов (чего угодно), объединенных одной тематикой: города на букву К, поэты серебряного века, растения средней полосы и т.д.

  10. Фиксируйте события. По пути на работу подметьте 7 вещей, каких угодно: у подъезда сидела полосатая кошка, впереди шла женщина с красным зонтиком и т.п. Добравшись до пункта назначения, попробуйте вспомнить все вещи в порядке, в котором их увидели.

  11. Бросайте вызов вкусовым рецепторам. Да, даже пищевые привычки плохо сказываются на наших нейронных связях. Удивите рецепторы знакомым вам блюдом, приготовленным в новом ключе – добавьте в него необычные приправы с ярко выраженным вкусом.

  12. Учите наизусть по одному стихотворению в день. Лучше выбирайте незнакомое. Так вы и память улучшите, и расширите свои познания в поэзии. Начинайте с небольших четверостиший и постепенно повышайте уровень сложности.

  13. За слух и чтение отвечают разные участки мозга – читайте книгу вместе с другом, меняясь ролями: то слушайте, то читайте вслух.

  14. Мысленно читайте слова наоборот. Начните с коротких, перейдите к более длинным, а затем к целым предложениям.

  15. Разгадывайте кроссворды, судоку и другие головоломки. Играйте в настольные игры, в которых нужно подключать логику: шахматы, го, карточные стратегии.

  16. Установите на телефон мозговой тренажер. Отличные англоязычные приложения-брэйнбустеры: Lumosity и Elevate (пожалуй, самые популярные в этом жанре). Есть и русский аналог – Викиум. Они сделаны по схожему принципу: каждый день вам предлагается несколько мини-игр, каждая из них отвечает за улучшение разных функций мозга: памяти, скорости реакции, чтения и вычислений, словарного запаса и многого другого.

  17. Оригинальничайте. Когда вам задают банальное «Как дела?», придумывайте остроумный ответ – каждый раз новый. Хотя бы у себя в голове.
Как видите, все упражнения строятся на любви нашего мозга к новым ситуациям. Основываясь на этом, вы можете придумать и свои тренировки (делитесь своими упражнениями для памяти и мозга в комментариях).


Также важно помнить о влиянии на память распорядка дня и образа жизни: научитесь высыпаться, много двигайтесь, часто бывайте на свежем воздухе. Не бойтесь перемен: на состоянии памяти благосклонно скажется даже перестановка мебели или смена имиджа. И не забывайте о здоровом питании. А каких вредных для памяти повседневных вещей стоит избегать, мы писали в этом материале .
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Интеллект, память и внимание - это качества, которые необходимы человеку на протяжении всей жизни. Без развития умственных постепенно начинают деградировать, потому очень важно тренировать мозг с малых лет. Именно в юном возрасте мы способны поглощать наибольший объём информации, у нас стимулируется развитие памяти и интеллекта, а потому мы совершенствуемся стремительнее, чем во взрослой жизни.

Что собой представляет интеллект?

Это, скорее, общее понятие, чем конкретное. Интеллект - это глобальная когнитивная система, которая включает в себя все способы познавания окружающего мира. Но это лишь часть его определения. Умственную деятельность можно интерпретировать также как способность к адекватному поведению. Более того, тренировки интеллекта, - это способность получать и использовать на практике знания, анализировать и пытаться постигнуть как абстрактные, так и конкретные категории.

Именно благодаря умственной деятельности человек способен:

  • анализировать полученную информацию, сопоставлять её, сравнивать и выделять из неё логическую и смысловую части;
  • критически оценивать полученные данные и таким образом находить, где ложь, а где правда;
  • мыслить и рассуждать, основываясь на законах логики, и делать соответствующие выводы;
  • использовать дедукцию - обобщать, находить закономерности и выискивать нужную мысль из общей картины;
  • образное восприятие - сведение в одну категорию совершенно разных, на первый взгляд, вещей;
  • абстрактно мыслить - создавать и запоминать сложные идеи и системы;
  • концентрироваться на конкретном деле;
  • прогнозировать возможный ход событий и решать, как справляться с потенциальными проблемами.

То есть, как мы видим, интеллект - это то, что мы обычно совершенствуем, начиная с рождения.

Как тренировать умственные способности ребёнка?

Развитие интеллекта и памяти под силу любому. Ниже перечислен свод правил, соблюдая которые, можно быстрее достичь поставленной цели.

  1. Для благотворной работы мозга необходим кислород, потому ребенку обязательно нужно бывать на свежем воздухе.
  2. В самом раннем возрасте дети познают мир через игрушки. Им интересно, что будет, если погрызть, бросить или ударить мячик или погремушку. Потому не стоит мешать малышу проводить исследования - лучше помогите. Вместо уже готовых игрушек покупайте конструкторы с крупными деталями. А детям старше 3 лет, которые уже не пытаются пробовать каждый новый предмет на зуб, можно покупать "Лего", пазлы и головоломки для развития интеллекта и памяти.
  3. Читайте вместе с ребёнком, так у него будет развиваться, кроме интеллекта, ещё и воображение.
  4. С детьми, которые уже скоро пойдут в школу, можно начинать учить детские стишки и обсуждать, кем он хочет стать, когда вырастет. Кстати, заучивание поэтических произведений помогает развивать интеллект и у взрослого человека.
  5. Учите ребёнка читать быстро и улавливать при этом большую часть информации.
  6. Решайте математические задачки, постепенно повышая уровень сложности.
  7. Не запрещайте играть в компьютерные игры. Сейчас очень многие из них созданы с целью тренировки интеллекта и логики. Если переживаете за здоровье, то просто разработайте распорядок дня для ребёнка со специально выделенным временем на компьютер.

Что собой представляет память?

Память - это незаменимая способность для нормальной жизнедеятельности. Без неё мы бы не смогли не только назвать своё имя, но и говорить или мыслить. По сути, память - это часть интеллекта, которая сохраняет и воспроизводит информацию. С годами накапливается всё больше и больше данных. Состоит же память из следующих частей:

  • Запись воспоминаний. Это позволяет нам получить информацию о новых предметах, встреченных на жизненном пути, систематизировать её и сохранять. И хотя запоминание - это главная функция памяти, она далеко не единственная.
  • Хранение - наше сознание автоматически архивирует полученную информацию в своей "библиотеке". Если бы данные не сохранялись в голове, то и невозможно было бы развивать интеллект.
  • Воспроизведение информации - когда мозг распознаёт и находит нужное воспоминание в своей библиотеке. Оно может быть как произвольным, по собственному желанию, так и непроизвольным. Например, когда какой-то внешний фактор напоминает нам о событии в прошлом.
  • Забывание информации - тоже неотъемлемый процесс памяти. Всё дело в том, что чем больше мы узнаём, тем больше "книг" появляется в нашей библиотеке, и, конечно же, становится сложнее найти нужную.

Способы тренировки памяти у детей

Существует довольно много видов подобной деятельности, но они все характеризуются развитием мозга в целом. Именно потому далее будут перечислены основные способы, направленные на развитие интеллекта и памяти:

  1. Лучше всего любой из нас усваивает то, что нам интересно. Но что делать с остальной информацией? Достаточно позволить ребёнку проговаривать её вслух. Тогда информация будет записываться в подсознании на нескольких уровнях.
  2. Создание ассоциаций. Такое восприятие помогает как детям, так и взрослым. Правда, благодаря развитой работе воображения в малом возрасте легче запоминается только сама ассоциация. Но выход есть. Нужно всего лишь несколько раз проговаривать как само понятие, так и ассоциацию с ним.
  3. Игры или обучающие мультики, которые построены на запоминании, могут помочь развить эту способность у ребёнка и не дать ему заскучать.
  4. Группирование - то есть разделение информации на группы. Даже взрослому может быть сложно запомнить всё в одном потоке, потому очень важно разделять информацию на отдельные секции. Можно даже комбинировать этот метод с ассоциативным.

Понятие и назначение внимания

Проще всего описать сущность внимания как способность сознания выбирать определённый объект и концентрироваться на нём. Это стимулирует развитие памяти и интеллекта у детей. То есть мозг сосредотачивается на чём-то определённом и пренебрегает всем остальным. Это процесс, связанный и с деятельностью сознания, и с интересами и характером индивида.

У детей внимание рассеивается очень быстро, ведь оно основано на увлечении, и как только интерес пропадает, исчезает и концентрация. Потому крайне важно научить ребёнка сохранять внимание для выполнения конкретных задач.

Как научить ребёнка фокусироваться?

Первым делом нужно полностью расписать распорядок дня. Таким образом вы сможете проследить, чтобы ребёнок уделял конкретному действию определённое количество времени. При этом нужно не забывать чередовать виды деятельности, чтобы малышу не стало слишком скучно. И не забывайте доводить дела до конца, ведь только тогда у вашего чада будет вырабатываться дисциплина.

Ещё можно использовать жесты и слова, которые будут возвращать внимание ребёнка к вам и изучаемому предмету. Например, "послушай", "посмотри", "обрати внимание" и так далее.

И главное: учитывайте ведь в обучении важно использовать как первое, так и второе.

Как улучшить концентрацию в более зрелом возрасте?

Существует довольно много упражнений, стимулирующих развитие интеллекта и памяти (и внимания) у взрослых. Вам сложно концентрироваться на чём-то достаточно долго и это мешает? Так воспользуйтесь предложенными ниже способами.

  1. "Секундная стрелка против фильма". Найдите и включите для себя очень интересный фильм, он может быть как новый, так и просто ваш любимый. После этого поставьте перед собой часы, в которых есть секундная стрелка, и следите за ней в течение 2 минут. Ваша задача - не отрываться от неё на фильм на протяжении этого времени.
  2. "Обратный отсчёт". Когда идёте по улице или едете в общественном транспорте и смотрите в окно, выберите для себя некое некруглое число, например, 143, и считайте до 0. Со временем можно усложнять задачу, увеличивая число, а также отнимать не 1, а 2 или 3.
  3. "Книга - лучший друг". Возьмите какую-нибудь книгу и откройте её на любой странице. Выберите для себя абзац и посчитайте в нём слова, при этом не пользуйтесь ни пальцами, ни подручными средствами, а только глазами.

Как стать решительнее?

Многим людям сложно принимать решения быстро, нас часто одолевают сомнения. Но это поправимо. Вам необходима только практика. Заключается она в размышлении, взвешивании всех "за" и "против". То есть эта способность и развитие интеллекта и памяти напрямую связаны друг с другом. Вы хотите, чтобы и ваш ребёнок тоже мог быстро принимать решения? Для начала нужно выбрать сферу, в которой вы или ваш сын или дочь будете быстро действовать, а уже после начинать тренироваться с логическими задачками. Только тогда развитие памяти, интеллекта, внимания будет эффективным.

Развивая какую-то одну способность, мы обычно тренируем интеллект в общем, но нужно и не забывать, что ребёнку нужно совершенствоваться разнопланово. Не нужно заставлять его только читать, решать математические задачи или играть на пианино. Предоставьте ребёнку свободу выбирать любимую деятельность. Даже простое рисование, благодаря развитию воображения, способно улучшить у него и творческие навыки, и умственные способности. К тому же важно, чтобы малышу было интересно, поэтому, выполняя любые упражнения для развития памяти и интеллекта, следите за реакцией ребёнка и ищите способы его заинтриговать.

Всё вполне возможно, стоит только захотеть!