Возраст и возрастная норма. Возрастная группа: средняя

Половозрастные группы населения и особенности проектирования одежды

Обоснование и выбор методов обработки тесно связан с половозрастными особенностями людей. Потребности человека в одежде определенных форм и размеров зависят от анатомического строения его тела, а также от образа жизни, профессии, возраста и т.д. Форма поверхности тела человека определяется полом, возрастом, конституционными особенностями. Причем наиболее ощутимо влияние возрастных особенностей на форму тела человека. Однако влияние возраста сказывается не только на форме поверхности тела человека, но и на его отношении к окружающему миру, требованиям к одежде, ее художественно-колористическому оформлению, подходу к формированию своего гардероба.

Развитие и рост организма человека в разные периоды неодинаковы. Каждый возрастной период характеризуется своими пропорциями, различные части тела человека растут неодинаково.

Например, голова новорожденного составляет "/4 Длины тела, а у взрослого человека - "/8. Рост других частей тела происходит более интенсивно: длина нижних конечностей увеличивается в 5 раз, длина рук - в 4 раза, туловища - в 3 раза.

С момента рождения до раннего детства организм быстро развивается, масса тела (вес) увеличивается за этот год в 3 раза, а прирост длины тела превышает 20 см.

От года до 3 лет темпы роста ребенка замедляются: годовой прирост длины тела не превышает 9-10 см, а обхвата груди - 2-3 см. У детей этой возрастной группы костные ткани отличаются мягкостью и гибкостью, а мышцы слабые и тонкие, поскольку интенсивно растут в длину. Поэтому утомляемость мышечной системы высокая по сравнению со взрослыми. Кроме того, вследствие большей, чем у взрослых, частоты дыхания и его поверхностного характера возрастает роль кожного дыхания. В эти годы отмечается высокая подвижность, интенсивная жизнедеятельность организма, следствием которых является повышенная теплоотдача. Эти особенности развитая детского организма диктуют жесткие требования к одежде для детей до 3лет ..

Одежда должна обладать высокой гигроскопичностью, воздухопроницаемостью, быть мягкой, легкой, без грубых и толстых швов, не стеснять дыхания, движений ребенка. Силуэт такой одежды должен быть свободным, застежка должна располагаться в доступном месте и обеспечивать возможность ребенку самостоятельно надевать, застегивать и снимать изделие. Талия не подчеркивается. Линия талии на платьях для девочек смещается в область груди. На брюках – пояс с использованием эластичной ленты, регулируемые по длине бретели, отложные манжеты.

В первый период детства (4-7 лет) отмечается интенсивный рост костей скелета и увеличение длины тела (особенно в возрасте от 5 до 7 лет). В этот период форма и размеры тела девочек и мальчиков не имеют отличий. Движения ребенка в этом возрасте отличаются разнообразием, большей сложностью, по сравнению с предыдущим периодом, и координацией. Особенность детей этого возраста - отставание роста сердца от роста кровеносных сосудов. Поэтому требования к гигиеничностиодежды для детей этой возрастной группы особенно велики .

Одежда должна обеспечивать максимально комфортные условия для функционирования организма. Совершенно исключается применение в одежде синтетических материалов, искусственных кож, пленочных материалов. Использование химических волокон допустимо только в верхней одежде, да и то при условии хорошей воздухопроницаемости материалов. Швы должны быть надежные, прочные (например, цепные с последующим закреплением их отделочной строчкой).

Во втором периоде детства (8-12 лет) наряду с увеличением длины тела увеличивается и его масса. Кроме того, в физическом развитии детей появляются половые различия . Мышечная и костная системы ребенка еще слабы, особенно мышцы спины и позвоночник, вследствие чего дети не способны длительное время поддерживать правильное положение тела, что ведет к ухудшению осанки и искривлению позвоночника. В этом возрасте детям рекомендуются физические упражнения для развития и укрепления мышц и костной системы, поэтому предпочтительны изделия для занятий спортом, достаточно удобные, легкие и гигиеничные. В этом возрасте рост туловища и грудной клетки опережает рост конечностей и одежда должна зрительно увеличивать длину ног и придавать фигуре большую стройность.

В подростковом возрасте отмечается неравномерный рост мальчиков и девочек: девочки в возрасте 10-14 лет растут быстрее мальчиков. Половое созревание девочек обусловливает ускорение их роста, который начинается и заканчивается раньше, чем у мальчиков. Ускорение роста мальчиков начинается с 13-14 лет, а после 15 лет они перегоняют девочек, и эта разница в длине и массе тела сохраняется в последующие периоды. Особенностью развития подростков является увеличение длины тела за счет роста конечностей. Быстрый рост костей обусловливает отставание в развитии мышц, которые лишь вытягиваются по мере роста костей. Это вызывает ухудшение координации движений подростка. Увеличение мышечной силы в этом возрасте способствует возрастанию потребности в движении, занятиях спортом.

Поэтому для подростков необходима одежда, удобная для занятий спортом, свои симпатии к спортивному стилю подростки выражают и в повседневной одежде. Они предпочитают такие виды изделий, как брюки, юбки, куртки, свитеры, комбинезоны. Психологические особенности подростков также сказываются на их одежде. Дети в этом возрасте осознают себя самостоятельной личностью и, стремясь не отстать от других, подражают всему модному. Они предпочитают яркую одежду модных форм. Швы должны быть прочными, отделочные строчки подчеркивают конструкцию одежды.

В юношеском возрасте форма тела и его пропорции почти не отличаются от фигуры взрослого человека. В силу акселерации нынешние юноши гораздо крупнее своих ровесников 60-х годов: по обхвату груди - на 8-12 см, росту - на 20- 25 см, По этой причине шкалы размеров и ростов для этих фигур включают варианты, одинаковые с взрослыми фигурами. Одежда для молодежи не используется до своего физического износа, часто меняется из-за изменения роста или стремления выглядеть модно, не так, как все. Методы обработки должны обеспечивать невысокую цену изделия в сочетании с повышенной прочностью соединения деталей. Цвета яркие, контрастные. Одежда должна быть многофункциональной. Не оформившуюся фигуру скрывает одежда: некоторая мешковатость, большие объемы, обилие деталей, застежек (кнопки, тесьма-молния, тесьма-велькро). Много карманов: различные виды накладных, карманы-портфели. Двусторонняя одежда, использование материалов-компаньонов и.т.д.

К 18 годам фигура, в основном, сформирована, однако психическое развитие в этом возрасте еще отстает от физического. Юноши и девушки к 20-21 годам приобретают самостоятельность в материальном отношении и постепенно в их поведении и предпочтениях проявляется стереотип взрослого человека. Одежда напоминает одежду взрослых, но может быть выполнена из менее дорогих материалов, с использованием менее дорогих методов обработки.

Окончательное формирование фигуры человека в зрелом возрасте происходит за счет мышц и подкожной жировой клетчатки. Одежда людей в зрелом возрасте должна отражать социальный статус человека. Используются высококачественные дорогие материалы, фурнитура, методы обработки, конструкция изделия, различные виды отделки. Методы обработки должны обеспечить высокое качество и отличную посадку изделия на фигуре.

До 35-40 лет фигура взрослых людей изменяется незначительно. Изменение фигуры мужчин и женщин происходит позже - после 50 лет , причем изменения касаются главным образом живота .

Количество подкожной жировой клетчатки в пожилом и старческом возрасте уменьшается, кожа становится менее эластичной, мышцы атрофируются, увеличивается изгиб позвоночника в грудном отделе, что может привести к образованию горба. Взгляды пожилых людей чаще всего (но не всегда) консервативны. Преобладают предпочтения в одежде моды прошлых лет. Цвета спокойные, темные. Предпочтение отдается удобной, долговечной, недорогой одежде, что учитывается при проектировании и на всех стадиях производства одежды. Изделие достигает физического износа. Методы обработки не должны приводить к удорожанию изделия. Швы должны быть прочные, надежные.

Приведенная выше возрастная периодизация отражает морфологические особенности людей обоего пола. Для проектирования и массового производства одежды существует условная группировка детей и взрослых по возрасту. Детей объединяют в пять возрастных групп:

· ясельная,

· дошкольная,

· младшая школьная,

· старшая школьная

· подростковая.

Взрослых условно делят на три возрастные группы:

· младшую (до 29 лет),

· среднюю (30-45 лет)

· старшую (старше 45 лет).

Такая периодизация определяет выбор форм, покроев, цветовой композиции одежды, а также методов технологической обработки отдельных деталей и узлов одежды. Молодежь в возрасте от 14 до 30 лет составляет почти 27% населения нашей страны. Это группа - подростково-молодежная, она неоднородна как по половозрастному и социальному составу, так и по особенностям потребления и требованиям к одежде. Особенностью этой группы является то, что она ведет наиболее активный образ жизни, быстрее реагирует на изменения моды, смелее воспринимает все новое и оригинальное в одежде.

Объем и структура гардероба молодежной одежды изменяются под влиянием ряда факторов - половозрастных различий, социального положения, уровня среднедушевых доходов, места жительства, характера труда, проведения досуга и др. Потребители этой группы устойчиво проявляют тенденцию не к расширению, а к обновлению гардероба. Основной причиной обновления гардероба является изменение моды, особенно в молодежной группе в возрасте 18-23 лет (главным образом студенты и служащие).

Главной причиной обновления гардероба одежды подростков (14-17 лет - учащиеся школ и ТУ) является физический рост. Сроки службы одежды подростков наименьшие по сравнению с одеждой других возрастных групп, поскольку подростки интенсивнее занимаются спортом и ведут очень активный образ жизни и относятся к вещам менее бережливо.

Молодежь при формировании гардероба стремится увеличить количество изделий универсальных, многофункциональных, хорошо комплектующихся с другими изделиями, например курток, юбок, брюк, блузок, пиджаков, свитеров.

Срок службы изделий для взрослых значительно дольше (до полного физического износа одежды). Повышенные требования к качеству одежды требуют более тщательного обоснования модели, конструкции и методов обработки

Типы фигур определяются независимо от возраста, поскольку почти все они встречаются с большей или меньшей частотой во всех возрастных группах. Однако при проектировании одежды возраст необходимо учитывать, так как он влияет на восприятие объема фигуры и от него зависит композиционное решение модели изделия.


Рис. 8.1. Варианты комбинированных типов телосложений женских фигур

Рис. 8.2. Варианты комбинированных типов телосложений женских фигур

Рис. 8.3. Варианты комбинированных типов телосложений женских фигур


Рис. 8.4. Комбинированный тип телосложения фигуры заказчика

Влияние объема одежды на восприятие объема фигуры сказывается в следующем. Если фигуру женщин младшего возраста можно считать фигурой нормального объема при обхвате груди
88-92 см, то нельзя сказать то же о женщине среднего и, тем более, старшего возраста с таким же обхватом груди, так как совершенно естественно, что с возрастом человек полнеет и нормальной может считаться уже более объемная фигура. Наблюдения специалистов показывают, что нормальной по объему воспринимается фигура женщины среднего возраста с обхватом груди 92-96 см, а старшего возраста – с обхватом груди 100-104 см.

На основании этого в зависимости от размера по обхвату груди и возраста фигуры женщин объединены в группы малых, средних и больших объемов. Размеры фигур, входящие в эти объемные группы, для каждой возрастной группы указаны в табл. 8.2. Возрастные группы в этой таблице соответствуют общепринятым:

младшая – 18-19 лет;

средняя – 30-44 года;

старшая – свыше 45 лет.

Таблица 8.2

Величины обхватов груди женщин с учетом возраста

Условное
наименование

Обхваты груди
для возрастных групп, см

группы объемов

96 и более

100 и более

108 и более

Возраст непосредственно влияет на решение модели. Одежда для молодой женщины отличается от одежды для женщин среднего и старшего возрастов, даже если они относятся к одному типу телосложения. Так, формы одежды для женщин старшего возраста гораздо умереннее, чем для молодых женщин того же типа телосложения. Свобода облегания в изделиях для женщин старшего возраста больше приближена к минимально необходимой, тогда как при проектировании одежды для женщин младшего возраста, даже больших объемов, в большей мере учитывается фактор декоративности.

Это же касается и цветового решения изделий. Для женщин младшего возраста, независимо от объемов фигур, одежда ярче, чем для женщин среднего и старшего возрастов.

Конструктивно изделие решается также с учетом возраста женщин. Конструкции моделей, которые по своему фасонному выражению могут быть предложены женщинам младшего и более старшего возраста, в первом случае предусматриваются в более остромодном варианте, во втором – более спокойном.

От возраста зависит также и общее стилевое решение одежды. Так, в одежде для женщин младшего возраста характерны спортивный, романтический и фольклорный стили; для средней возрастной группы – спортивно-деловой, женственно-романтический и фольклорный; для старшего возраста – классический и женственно-элегантный.

Возраст как категория служит для обозначения временных характеристик индивидуального развития. Другими словами – это цикл (этап, период) развития. Разделение жизненного цикла человека на периоды позволяет лучше понять закономерности его развития, специфику возрастных изменений психики.

Существует разделение возраста человека на хронологический, социальный и психологический. Охарактеризуем их.

Хронологический возраст обозначает уровень биологического развития человека с момента рождения. Чаще всего под ним понимается физиологическое существование индивида. Еще этот возраст определяют как паспортный возраст. Его основными критериями считаются рост и вес человека, скелетная зрелость, сроки появления молочных и постоянных зубов, сроки наступления вторичных половых признаков и др.

Психологический возраст характеризует уровень онтогенетического развития, обуславливаемый закономерностями психофизического созревания организма. Его определяют по степени развития психических процессов и свойств личности. С точки зрения Л.С. Выготского, психологический (условный) возраст – это качественно своеобразный период психического развития, характеризующийся, прежде всего, появлением новообразования (в психике или поведении), которое подготовлено всем ходом предшествующего развития.

Социальный возраст включает уровень социальной зрелости человека, его адаптивности в социуме. Основными критериями данного возраста могут быть усвоение нравственно-правового уровня и социальных ролей, развитие профессиональной направленности и др. Градациями социального возраста выступают следующие: школьный, студенческий, пенсионный возраст и др.

Психологический возраст, как и социальный, в большинстве случаев не совпадают друг с другом и с хронологическим возрастом, что зависит от социокультурных, экономических, природных и других факторов.

Кроме того, существует также субъективно переживаемый возраст, имеющий внутреннюю систему отсчета. Речь идет о возрастном самосознании, зависящем от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности.

Понятие возраста, как единицу психического развития, ввел Л.С. Выготский, который считал, что возраст имеет свою структуру и динамику. С учетом данного понимания им была разработана периодизация детства. В ее основу положено два критерия – динамический и содержательный. Руководствуясь динамикой развития, он выделил в детстве критические и литические (спокойные, стабильные) этапы. С точки зрения содержания Л. С. Выготский разделил детство на периоды, исходя из новообразований каждого этапа. Таким образом, у него была получена следующая периодизация детства.

Кризис новорожденности.

Младенческий возраст (2 месяца – 1 год).

Кризис одного года.

Ранний возраст (1 – 3 года).

Кризис трех лет.

Дошкольный возраст (3 – 7 лет).

Кризис семи лет.

Школьный возраст (8 – 12 лет).

Кризис 13 лет.

Пубертатный возраст (13 – 17 лет).

Кризис 17 лет.

На современном этапе развития психологической науки полный жизненный цикл человека поделен на следующие возрастные этапы:

Младенчество (от рождения до года), раннее детство (от 1 года до 3 лет), дошкольное детство (от 3 до 7 лет), младший школьный возраст (от 7 до 11 лет), подростковый возраст (от 11 до 16 лет), юношеский возраст (от 16 лет до 21 года), молодость (от 21 до 35 лет), зрелость (от 35 до 60 лет), пожилой возраст (от 60 до 75 лет), старческий возраст (от 75 до 90 лет), долгожители (90 лет и более). Такое определение границ возраста условное и дается для ориентировки психологического возраста.

Следует дать определение «возрастным особенностям». Они представляют собой специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития. Они отражают такие преобразования, которые происходят в психике большинства представителей данной культуры. Возрастные особенности образуют комплекс многообразных свойств познавательной, мотивационной, эмоциональной и других сфер, которые ложатся в основу показателей развития на определенном возрастном этапе.

Введ?нное в психологию понятие возраста дало начало понимания возрастной нормы, которая обозначает диапазон колебаний системы психологических показателей определенной популяции, в пределах которой существует многообразие индивидуальных вариантов развития.

К пониманию возрастной нормы выделяют следующие подходы.

Статистический подход основывается на изменении индивидуальных различий по тем или иным показателям (рост или вес, объем памяти или внимания, коэффициент интеллекта и др.). Нормальным признается такое значение признака, которое находится в пределах среднего, а показатели, выходящие за установленные границы, считаются отклоняющимися от нормы.

В рамках данного подхода возрастную норму выражают в виде среднего количественного показателя.

Функционально-системный подход рассматривает норму не как набор стандартных критериев, а как процесс, определяющий функциональный оптимум деятельности живого организма. Физическая и психическая норма понимаются через интервал оптимального функционирования организма, в рамках которого сохраняется связь со средой. Возрастная норма определяется как биологический оптимум функционирования живой системы, обеспечивающий адаптивное реагирование на факторы среды.

Медико-биологический подход базируется на эмпирический опыт, лежащий в основе оценки функционального состояния организма. О возрастной норме судят по таким показателям, как строение тела, работа внутренних органов в покое и во взаимодействии со средой, психические реакции и др.

С учетом подходов можно выделить виды норм:

Статистическая (характеризует статистическое большинство описываемых показателей);

Физиологическая (включает средние показатели процессов и состояний живого организма);

Психическая (определяется показателями большинства индивидуальных проявлений психики);

Индивидуальная (включает показатели функционирования организма конкретного человека без ориентировки на средневозрастные критерии).

Следует отметить, что о психической норме говорят тогда, когда функции организма, главным образом головного мозга, находятся в пределах физиологической нормы, а психические составляющие – в пределах статистической нормы.

В настоящее время существует несколько уровней психической нормы (по С. Б. Семичеву).

I. Идеальная норма. Это значит эталон, гипотетическое психическое состояние, характеризующееся гармоничной интеграцией теоретических норм, создающее условия для полной психосоциальной адаптации и психического комфорта. Данный уровень соответствует нулевой вероятности психической болезни или психической неустойчивости.

II. Среднестатистическая норма. Она является производным показателем усредненных психологических характеристик конкретно избранной и изученной популяции. На этом уровне предполагается риск психического расстройства.

III.Конституциональная норма. То есть показатель, полученный в результате соотнесения определенных типов психических состояний здоровых людей с конкретным типом телесной конституции.

IV. Акцентуация развития. Как вариант психической нормы характеризуется особой выраженностью и непропорциональностью некоторых черт характера, приводящих к дисгармоничному складу личности.

V. Предболезнь. Еще один уровень психической нормы, включающий показатели первых признаков психических отклонений (патологии, дисфункции и др.).

Установление возрастной нормы развития в психологии позволяет обобщить особенности индивидуального развития, дифференцировать нормативное и отклоняющееся развитие, создавать периодизации и диагностические критерии, вводить групповые и индивидуальные ориентиры в психосоциальном развитии.

Понятие «возраст» можно рассматривать с разных аспектов: с точки зрения хронологии событий, биологических процессов организма, социального становления и психологического развития.

Возраст охватывает весь жизненный путь. Отсчет его начинают от рождения и заканчивают физиологической смертью. Возраст показывает от рождения до конкретного события в жизни человека.

Рождение, взросление, развитие, старость - все жизни человека, из которых и состоит весь земной путь. Появившись на свет, человек начал свой первый этап, и дальше, с течением времени, пройдет все их последовательно.

Классификация возрастных периодов с точки зрения биологии

Единой классификации не существует, в разное время она составлялась по-иному. Разграничение периодов связывают с определенным возрастом, когда происходят значительные перемены в организме человека.

Жизни человека - это периоды между ключевыми «точками».

Паспортный, или хронологический возраст может не совпадать с биологическим. Именно по последнему можно судить о как он будет выполнять свою работу, какие нагрузки может выдержать его организм. Биологический возраст может как отставать от паспортного, так и опережать его.

Рассмотрим классификацию жизненных периодов, в основу которой легло понятие возраста на основе физиологических изменений организма:

Возрастные периоды
возраст период
0-4 недели новорожденный
4 недели - 1 год грудной
1-3 года раннее детство
3-7 лет дошкольный
7-10/12 лет младший школьный
девочки: 10-17/18 лет подростковый
мальчики: 12-17/18 лет
юноши 17-21 год юношеский
девушки 16-20 лет
мужчины 21-35 лет зрелый возраст, 1 период
женщины 20-35 лет
мужчины 35-60 лет зрелый возраст, 2 период
женщины 35-55 лет
55/60-75 лет пожилой возраст
75-90 старческий возраст
90 лет и более долгожители

Взгляды ученых на возрастные периоды жизни человека

В зависимости от эпохи и страны ученые и философы предлагали различные критерии для градации основных жизненных этапов.

Например:

  • Китайские ученые делили человеческую жизнь на 7 фаз. «Желанным», к примеру, назывался возраст от 60 до 70 лет. Это период развития духовности и мудрости человека.
  • Древнегреческий ученый Пифагор отождествлял этапы жизни человека со временами года. Каждый длился 20 лет.
  • Идеи Гиппократа стали основополагающими для дальнейшего определения периодов жизни. Он выделил 10, длиной в 7 лет каждый, начиная от рождения.

Периоды жизни по Пифагору

Античный философ Пифагор, рассматривая этапы бытия человека, отождествлял их со временами года. Он выделял их четыре:

  • Весна - начало и развитие жизни, от рождения и до 20 лет.
  • Лето - молодость, от 20 до 40 лет.
  • Осень - расцвет, от 40 до 60 лет.
  • Зима - угасание, от 60 до 80 лет.

Периоды по Пифагору имели продолжительность ровно 20 лет. Пифагор считал, что все на Земле измеряется числами, к которым он относился не только как к математическим символам, но и наделял их неким магическим смыслом. Числа позволяли ему также определять характеристики космического порядка.

К возрастным периодам Пифагор применял также и понятие «четверица», потому что сравнивал их с вечными, неизменными явлениями природы, например, стихиями.

Периоды жизни человека (по Пифагору) и их преимущества имеют в основе учения об идею вечного возвращения. Жизнь - вечна, как сменяющие друг друга сезоны, и человек - частичка природы, живет и развивается по ее законам.

Понятие «времен года» по Пифагору

Отождествляя возрастные промежутки жизни человека со временами года, Пифагор акцентировал внимание на том, что:

  • Весна - время начала, зарождения жизни. Ребенок развивается, с наслаждением впитывая в себя новые знания. Ему кругом интересно, но все пока происходит в виде игры. Ребенок расцветает.
  • Лето - период взросления. Человек цветет, его притягивает все новое, еще неизвестное. Продолжая расцветать, человек не теряет своего детского веселья.
  • Осень - человек стал взрослым, уравновешенным, былая веселость уступила место уверенности и неспешности.
  • Зима - период размышлений и подведения итогов. Человек прошел большую часть пути и теперь рассматривает результаты своей жизни.

Основные периоды земного пути людей

Рассматривая существование индивидуума, можно выделить основные периоды жизни человека:

  • юность;
  • зрелый возраст;
  • старость.

На каждой ступени человек приобретает что-то новое, пересматривает свои ценности, меняет социальный статус в обществе.

Основу существования составляют периоды жизни человека. Особенности каждого из них связаны со взрослением, изменениями в окружении, состоянием души.

Особенности основных этапов существования личности

Периоды жизни человека имеют свои особенности: каждый этап дополняет предыдущий, приносит с собой что-то новое, то, чего еще не было в жизни.

Юности присущ максимализм: происходит рассвет умственных, творческих способностей, основные физиологические процессы взросления завершены, улучшается внешний вид, самочувствие. В этом возрасте устанавливается система начинает цениться время, повышается самоконтроль, происходит переоценка окружающих. Человек определяется с направлением своей жизни.

Достигнув порога зрелости, человек уже достиг определенных вершин. В профессиональной сфере он занимает стабильную позицию. Этот период совпадает с укреплением и максимальным развитием социального статуса, решения принимаются обдуманно, человек не избегает ответственности, ценит сегодняшний день, может простить себе и другим совершенные ошибки, реально оценивает себя и других. Это возраст достижений, покорения вершин и получения максимальных возможностей для своего развития.

Старость более связана с потерями, чем с приобретениями. Человек заканчивает трудовую деятельность, меняется его социальное окружение, появляются неизбежные физиологические изменения. Однако человек все равно может заниматься саморазвитием, в большинстве случаев это происходит больше на духовном уровне, на развитии внутреннего мира.

Критические точки

Важнейшие периоды жизни человека связаны с изменениями в организме. Их можно также назвать критическими: изменяется гормональный фон, из-за чего происходят изменения в настроении, появляется раздражительность, нервозность.

Психолог Э. Эриксон выделяет 8 кризисных периодов жизни человека:

  • Подростковый период.
  • Вступление человека во взрослую жизнь - тридцатилетие.
  • Переход на четвертый десяток.
  • Сорокалетие.
  • Середина жизни - 45 лет.
  • Пятидесятилетие.
  • Пятидесятипятилетие.
  • Пятидесятишестилетие.

Уверенное преодоление "критических точек"

Преодолевая каждый из представленных периодов, человек переходит на новую ступень развития, при этом побеждает трудности, возникшие у него на пути, и стремится к покорению новых вершин своей жизни.

В ребенок отрывается от родителей и пытается самостоятельно найти свое направление в жизни.

На третьем десятке человек пересматривает свои принципы, меняет взгляды на окружающее.

Приближаясь к четвертому десятку, люди стараются укрепиться в жизни, подняться по карьерной лестнице, начинают думать более рационально.

В середине жизни человек начинает задумываться, правильно ли он живет. Появляется желание что-то сделать, что оставит память о нем. Появляется разочарование и страх за свою жизнь.

В 50 лет замедление физиологических процессов отражается на здоровье, происходят возрастные изменения. Однако человек уже правильно расставил жизненные приоритеты, его нервная система работает стабильно.

В 55 лет появляется мудрость, человек наслаждается жизнью.

В 56 лет человек больше задумывается о духовной стороне своей жизни, развивает внутренний мир.

Врачи утверждают, что если быть готовым и знать о критических периодах жизни, то их преодоление произойдет спокойно и безболезненно.

Заключение

Человек сам решает, по каким критериям он разделяет свои жизненные периоды, и что он вкладывает в понятие «возраст». Это может быть:

  • Чисто внешняя привлекательность, которую человек стремится продлить всеми доступными способами. И считает себя молодым, пока это позволяет внешность.
  • Деление жизни на «молодость» и «конец молодости». Первый период длится, пока есть возможность жить без обязательств, проблем, ответственности, второй - когда появляются проблемы, жизненные трудности.
  • Физиологические изменения организма. Человек четко следует за изменениями и отождествляет с ними свой возраст.
  • Понятие возраста связано с состоянием души и сознания. Человек отмеряет свой возраст состоянием души и внутренней свободой.

Пока жизнь человека наполнена смыслом, желанием познавать что-то новое, и все это органично сочетается с мудростью и духовным богатством внутреннего мира, человек будет вечно молодым, несмотря на ослабление физических возможностей своего организма.

Человек с рождения и до смерти проходит разные возрастные периоды.

Существует несколько популярных научных подходов , рассматривающих данный вопрос с социальной, и педагогической точки зрения.

Понятие

Возрастная периодизация — это классификация уровня развития человека в зависимости от его возраста, начиная от момента рождения и заканчивая смертью.

Данный показатель имеет не только социальное, психологическое, но и правовое значение.

Так, в определенном возрасте наступает уголовная ответственность, появляется право на представление своих интересов, право голоса, право на получение пенсии и т.д.

Любой этап жизни человека имеет свои особенности, проблемы и приоритеты. Каждому отрезку жизни соответствует определенный уровень социализации, конкретное психическое состояние.

Периодизация психического развития

Психическое развитие — это состояние человека, по которому можно судить об уровне зрелости его личности с психологической точки зрения. Психологический возраст складывается из следующих составляющих:


В реальности отдельные составляющие психологического возраста человека могут совершенно не совпасть между собой и с реальным биологическим возрастом.

Классификация по годам

Общая классификация по годам в таблице:

Возрастной период

Особенности развития и коммуникации

новорожденные

Появление на свет является серьезным , поскольку резко прекращается его внутриутробное существование и он попадает в новую, незнакомую среду. В раннем младенческом возрасте ребенок неразрывно связан с матерью, через контакт с ней познает окружающий мир. Развитие происходит неосознанно, рефлекторно, в соответствии с заложенной природой генетической программой.

Значительное развитие психики, появление первых социальных навыков — улыбка, смех, контакт со взрослыми, распознавание близких людей. Мать все еще имеет преимущественное значение для ребенка, но он уже начинает осознавать возможность своего существования отдельно от нее.

Происходит психологическое отделение ребенка от матери, осознание собственного «Я». В 3 года у большинства детей наступает кризис развития — стремление продемонстрировать свою самостоятельность и независимость, негативизм, отрицание. Дети часто не желают выполнять просьбы взрослых и стремятся действовать в соответствии со своими желаниями. Отказ в удовлетворении просьбы вызывает .

Дети начинают разговаривать, учатся играть с другими детьми. Словарный запас в этом возрасте еще ограничен.

Дети постигают правила и нормы, существующие в обществе. Осознают, какое поведение является допустимым. Начинают активно взаимодействовать со сверстниками. Родители в этом возрасте постепенно отходят на второй план. Словарный запас и знания об окружающем мире постоянно расширяются.

Дети до 7 лет постоянно задают множество вопросов, на которые хотят получить ответы.

Ребенок постепенно теряет детскую непосредственность. У него формируется , активно развивается внутренняя психическая жизнь, появляются собственные суждения.

В этот период особое значение приобретает школьная жизнь. У ребенка развивается логическое мышление, самодисциплина, умение контролировать эмоции.

Развивается нравственность, устанавливаются основные моральные принципы и вырабатывается отношение к существующим в обществе законам.

Наиболее сложный период в жизни каждого человека, когда происходящие в организме значительные гормональные изменения отражаются на поведении, самооценке, отношениях со сверстниками и семьей. Основная проблема в том, что в результате значительных изменений во внешности ребенка (развитии вторичных половых признаков) он начинает осознавать себя взрослым, но в силу его возраста для общества подросток все еще остается ребенком.

Необходимость подчинения родителям, учителям часто вызывает недовольство, протест.

На первое место выходят отношения со сверстниками, которые становятся главными авторитетами. Коммуникативные навыки (умение влиться в коллектив, завоевывать друзей, нравится противоположному полу) приобретают особое значение.

Молодые люди

В этом возрасте все подростковые бури остается позади. Молодые люди обретают определенную , осознают свои интересы и предпочтения. Окончательно формируется картина восприятия окружающего мира, устанавливается система моральных принципов.

В этот период происходит выбор дальнейшего направления развития в социальном плане — .

Как правило, в это же время наступает период первых серьезных отношений, первой взрослой .

Взрослые люди

Период зрелости и максимальной работоспособности. В это время люди находятся на пике своего интеллектуального, физического, психического развития.

Это период активной профессиональной деятельности, создания семьи, .

В это время у большинства людей уже есть стабильная профессия, семья, растут дети. При этом появляются первые признаки старения — морщины, седина, снижение сексуальной и физической активности.

Кризис среднего возраста настигает людей независимо от степени их социального и психического благополучия.

В это время происходит оценка пройденных этапов жизни, анализ своих успехов и неудач. Нередко принимается решение о необходимости изменений в жизни изменений, об исправлении ошибок, сделанных ранее.

Средний возраст — это время, когда у большинства людей дети находятся в подростковом периоде, а родители уже постарели или умерли. Сложности в общении с детьми и необходимость заботы о пожилых родителях требуют значительных затрат энергии.

46 — 60 лет

Как правило, преодолев непростой период среднего возраста, люди ближе к 60 годам вступают в пору стабильности и спокойной уверенности в себе. Большая часть жизни остается позади и в это время люди начинают по-настоящему ценить то, что у них есть.

61-75 лет (пожилые)

У большинства пожилых людей на первое место выходят проблемы со здоровьем, поскольку к этому времени обостряются все хронические заболевания и появляется общая слабость организма.

При этом социальная активность, стремление к коммуникации, включенность в жизнь семьи не ослабевают.

Многие пожилые люди продолжают осуществлять трудовую деятельность, что дает им дополнительный стимул к жизни.

76-90 лет (старые)

Большинство старых людей уже находятся на пенсии и сфера их интересов ограничивается собственным здоровьем, общением с семьей, заботой о внуках.

У стариков значительно изменяется характер — он становится менее эмоциональным, ригидным.

Нередко в этом возрасте проявляется некоторая инфантильность и эгоизм.

У многих появляется тревожность, бессонница, страх смерти.

старше 90 лет (долгожители)

Активно проявляется физическая несамостоятельность, пассивность, тревожность и неуверенность.

Большое значение приобретает наличие рядом близких людей, способных оказать максимальную помощь.

Страх смерти у большинства притупляется и на смену ему приходит объективное осознание скорого конца жизненного пути.

Принципы и подходы

Классификация строится на оценке следующих показателей:


Основой периодизации является определение реального возраста человека , которому свойственны указанные выше особенности.

При этом дополнительный анализ психического, биологического состояния позволяет более индивидуально подойти к оценке личности.

Эльконина

Д.Б. Эльконин склонялся к мнению, что возрастная градация имеет огромное научное значение. Построение грамотной классификации позволяет определить движущие силы развития человека на каждом этапе его жизни.

Полученные в результате знания способствуют формированию наиболее полноценной педагогической системы, разработке эффективных правил воспитания подрастающего поколения.

Особое значение ученый придавал ранним этапам жизни человека, когда закладывается основная система ценностей и формируется мировоззрение. Стандартные возрастные фазы Эльконин разделил на периоды:

Каждый период оценивается по четырем показателям:

  • социальное воздействие — влияние общества на формирование личности ребенка;
  • ведущая деятельность — тип активности, оказывающей приоритетное воздействие на психическое состояние;
  • кризис — негативный период в рамках каждой фазы, который нужно преодолеть, что перейти на следующий уровень.
  • новообразования — появившиеся на новом этапе знания, умения и навыки.

Эриксона

Э. Эриксон выделил 8 стадий развития личности, каждой из которых соответствует определенная задача .

По мнению ученого на каждой стадии при достижении задачи у человека проявляются приоритетные сильные и слабые стороны.


Выготского

Л.С. Выготский уделял особое внимание детству, поскольку считал, что понимание специфики каждого этапа развития ребенка дает родителям возможность скорректировать свое поведение и лучше понять ребенка.

Периоды, выделяемые Выготским :

Выготский и его периодизация развития психики:

Фрейда

З. Фрейд считал, что поведение человека является результатом работы его бессознательного. Главная движущая сила — сексуальная энергия.

Ученый выделял следующие стадии развития сексуальности:


Проблемы периодизации

Не всегда фактический возраст человека совпадает с уровнем его психического развития, со степенью социализации.

Большинство очерченных границ могут сдвигаться в любую сторону с учетом особенностей конкретной личности. Наиболее расплывчаты границы периодизации применительно к подростковому возрасту.

В любом случае один период уступает место другому, когда происходит появление качеств и свойств, которых не было ранее.

Переход на следующий этап развития и мироощущения автоматически означает смену периода жизни .

Таким образом, на каждом этапе жизни человеку свойственны определенные особенности эмоционального, психического, интеллектуального развития.

Вопрос возрастной периодизации волновал многих известных ученых и продолжает вызывать интерес в современной науке.