Cвятые отцы о воспитании и образовании. Цитаты святых отцов о воспитании

Старец Иероним некоей замужней женщине дал следующие советы: “Слушай своего мужа, уважай его и ставь выше себя. Он многое познал. Не проси у него ничего. Бог дал тебе детей-ангелочков. Посмотрим, какими ты их сделаешь. Родители несут большую ответственность за своих детей. Я знаю одну женщину, у которой сын непослушный. День и ночь она молится за него. Я ей сказал: “Богу ты покажешь либо спасенное дитя, либо раны на своих коленях”.

Когда родители нерелигиозны, “ребенок не должен исполнять злые их пожелания, но должен хранить заповеди и исполнять волю Божию, - говорил старец Евсевий. - Потому что первая и большая заповедь, как учит Священное Писание, - это любовь к Богу и послушание Ему, которое выше любви и послушания родителям, родственникам, друзьям и любому любимому человеку или земному интересу”.

О воспитании детей старец Паисий говорил: “Первую духовную простуду дети схватывают благодаря открытым дверям чувств родителей. Больше всего их простужает мать, когда она не одета в скромность и опустошает своим поведением детей”. “Святая жизнь родителей извещает души детей, и они, естественно, вырастают послушными и благоговейными, без душевных повреждений, и дети радуют родителей, радуют и родители детей и в сей жизни, и в другой, вечной, где они снова вместе возрадуются”.

Старец Филофей поучал: “Родители пусть воспитывают своих детей с колыбели. Пусть они учат их страху Божию, пресекают их злые стремления и порывы, пусть не заискивают перед ними и не удовлетворяют их дурных пожеланий и вкусов. Как мягкий воск, который ты лепишь, как хочешь, принимает любую печать, так и из маленького ребенка ты можешь вылепить все, что пожелаешь. Буквы, написанные на чистой бумаге, останутся неизгладимыми. И то, что узнает маленький ребенок, неизгладимо останется с ним до старости”. “Если на дерево, когда оно мало, подует ветер и согнет его, а мы подставим столбик, то оно станет прямым, если же мы не подставим столбик, то оно навсегда останется кривым. Если оно вырастет и хорошо укоренится, а мы захотим его выровнять, тогда оно трескается и ломается. Так и наши дети. Когда они малы, будем укреплять их в вере и страхе Божием. Соорудим для них ограду и воздвигнем для них стену из поучений и добрых примеров, доколе они не укоренятся в добродетели, когда им не будет страшна никакая опасность”.

Интересны следующие советы старца Порфирия родителю, воспитывающему детей: “Не дави на своих детей. То, что хочешь им сказать, говори с молитвой. Дети не слышат ушами. Только когда приходит Божественная благодать и просвещает их, они слышат то, что мы хотим им сказать. Когда хочешь что-нибудь сказать своим детям, скажи это Богородице, и Она все устроит. Эта молитва твоя будет как духовная ласка, которая обнимет и привлечет детей. Иногда мы их ласкаем, а они сопротивляются, в то время как духовной ласке они не противятся никогда”. “Родители, у которых трудные и грубые дети, пусть не обвиняют самих детей, но того, кто стоит за их спинами, - дьявола. С дьяволом же мы можем воевать только тогда, когда становимся святыми”.

О воспитании детей старец Епифаний говорил родителям: “Больше говорите Богу о ваших детях, чем детям о Боге”. “Душа юного жаждет свободы, поэтому он с трудом принимает разнообразные советы. Вместо того чтобы постоянно давать ему советы и порицать за любую мелочь, возложи это на Христа, Богородицу и на святых и проси Их образумить его”. “С детьми обращайтесь, как с жеребятами, то подтягивая, то ослабляя уздечку. Когда жеребенок брыкается, не отпуская уздечку, ослабим ее, иначе же он ее порвет. И, когда он спокоен, тогда потянем за уздечку и поведем его, куда пожелаем”. “Родители должны любить своих детей как детей, а не как своих идолов. То есть ребенка пусть они любят таким, какой он есть, а не таким, каким бы они хотели его видеть - похожим на них”. А старец схимонах Паисий Афонский так говорил: “Мы должны помогать нашим детям до определенного момента. А потом, в дальнейшем, вверять их Богу. Ангел-хранитель рядом”.

“Сейчас, когда ваши дети еще маленькие, вы должны им помочь понять, что такое добро. А это и есть глубочайший смысл жизни”.

Еще сказал старец: “Я вижу, что сегодняшняя молодежь творит столько бесчинств, чтобы получить удовольствия, тогда как в духовной жизни они получили бы гораздо более глубокие Божественные радости. В удовольствиях человек может прожить минуту, десять минут, десять дней и целый год. Но с тех пор, как он их испытывает, он часто спрашивает, неужели в раю есть нечто лучшее, чем то, что он переживает здесь? Ныне молодые полагают, что получают что-то. Они напоминают голодных детей, которые подбирают то, что выбросили солдаты-оккупанты. Они грызут это и воображают, что нечто получили, тогда как это ничто...”.

А о. Иоанн (Крестьянкин) о воспитании детей говорил так: “Вспоминая благочестивую семью Иоакима и Анны и рожденную ими благословенную Дщерь, не оглянемся ли мы на себя, на наше время с его духом разорения, а не созидания. И не зададим ли себе вопрос: в чем причина, где корень жестокой и мрачной непогоды, обступившей мир и ставящей его на край гибели?

Не мы ли - разорители домашней церкви, не мы ли - нарушители старинных правил семейного порядка, не мы ли - отдавшие чад своих на воспитание в страну далече, где питают их волчцами и тернием и уводят от Отца Небесного, уводят от родителей земных.

Жизнь - трудное дело. И она становится невыносимо трудна, когда из нее изгоняется Бог. Ведь когда изгоняется Бог из дома, на Его место приходят злейшие духи, сеющие свои смертоносные плевелы. Мрак и тьма давно начали осуществлять свои смертоносные планы, восстав на семью, на материнство, которое кроет в себе будущее мира - воспитание потомства.

И надо нам с вами это понимать, ибо это - наше настоящее и наше будущее. И в этом наша ответственность пред Богом. Ответственность страшная!..

А сколько слез и сердечной боли стоило материнскому сердцу видеть, как то немногое, что удавалось сделать дома, в семье, вытаптывалось в душе ребенка в школе.

И лились слезы, лились молитвы. Не думайте, что они не замечены и не услышаны. Могут не услышать и не понять люди, но не Бог. А для Бога это не просто слезы, это - крестный путь матери-христианки, воюющей за чадо свое против целого мира, против самого дьявола.

Это даже не просто крест. Это мученичество. Мученичество за Христа. А благодать Божия всегда укрепляла мучеников, укрепляла она и вас в вашей неравной борьбе за детей, укрепит она вас и теперь. Только бы не ослабела христианская убежденность и устремленность - вера наша...

Отцы и матери! Одни, без детей своих, вы спастись не можете - и это надо помнить!.."

Из материалов Сибирской Православной газеты

Святитель Иоанн Златоуст

В супружестве надо всем жертвовать и всё терпеть для сохранения взаимной любви; если она утрачена – всё пропало.

В том состоит крепость жизни всех нас, чтобы жена была единодушна с мужем; этим поддерживается всё в мире.

Любовь есть крепкая стена, неприступная не только для людей, но и для дьявола.

Мать, рождая дитя, даёт миру человека, а потом должна она в нём же дать небу ангела.

Ничем так не сохраняется любовь, как прощением обид виновным пред нами.

Будем так наставлять наших детей, чтобы они предпочитали добродетель всему другому, а обилие богатства считали за ничто.

Развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности [родителей] к житейскому.

Хотя бы у нас всё житейское было благоустроено, мы подвергнемся крайнему наказанию, если не заботимся о спасении детей.

Не сам ли ты причиняешь себе скорбь необузданностью твоего сына? Ты должен был тщательно обуздывать его, приучать его к порядку, к аккуратному исполнению своих обязанностей и врачевать болезни его души, когда он был ещё молод и когда это сделать было гораздо легче.

Если есть между мужем и женой единодушие, мир и союз любви, к ним стекаются все блага. И злые наветы не опасны супругам, ограждённым, как великой стеной, единодушием в Боге.

Если каждый будет исполнять свой долг, то всё будет крепко; видя себя любимою, жена бывает дружелюбна, а встречая повиновение, муж бывает кроток.

Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию (1 Кор. 7, 5). Что это значит? Жена не должна воздерживаться против воли мужа, и муж не должен воздерживаться против воли жены. Почему? Потому, что от такого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и разлад семейной жизни. Хорошо сказал апостол: Не уклоняйтесь . Это делают многие жёны, совершая большой грех против справедливости и тем подавая мужьям повод к распутству и всё приводя в расстройство.

Кто небрежен к своим детям, тот, хотя бы в других отношениях и порядочен, понесёт крайнее наказание за этот грех. Всё у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях.

Если кто научится целомудрию, то жену свою будет считать милее всех, станет смотреть на неё с великой любовью и иметь с ней большое согласие, а с миром и согласием войдут в его дом все блага.

Такова сила любви: она не задерживается дальностью расстояния, не слабеет от долговременности, не побеждается наведением искушений; но, побеждая всё это, становится выше всего и восходит на высоту недосягаемую.

Священномученик Киприан Карфагенский

Отними у любви терпение, и она, как разорённая, перестанет существовать.

Преподобный Исаак Сирин

Не променяй любви к ближнему на любовь к какой-нибудь вещи, потому что любя ближнего ты приобретаешь в себе Того, Кто драгоценнее всего в мире.

Преподобный Марк Подвижник

Невозможно иначе спастись, как только через ближнего, как заповедал Господь, сказав: Прощайте, и прощены будете (Лк. 6, 37).

Преподобный Нил Синайский

Ничего не предпочитай любви к ближнему, кроме тех случаев, когда из-за неё презирается любовь к Богу.

Святитель Василий Великий

Заботьтесь не на земле оставить детей, но возвести на небо; не прилепляйтесь к супружеству плотскому, но стремитесь к духовному; рождайте души и воспитывайте детей духовно.

Преподобный Геннадий Костромской

Чего между вами в семье бывает, не выноси из дома своего в люди, и если что увидишь или услышишь худое вне дома, того не вноси в свой дом.

Святитель Тихон Задонский

Многие родители обучают своих детей иностранным языкам, иные художествам обучают, но о христианском учении и воспитании небрегут: таковые родители рождают детей к временной жизни, и к вечной жизни их не допускают. Горе им, ибо не тела́, но души человеческие убивают своим нерадением!

Дети больше смотрят на жизнь родителей и отражают её в своих юных душах, чем слушают их слова.

Святитель Феофан Затворник

Вы – жена, вы – мать, вы – хозяйка. Обязанности по всем этим частям изображены в писаниях апостольских. Просмотрите их и возьмите на совесть исполнять. Ибо сомнительно, чтобы спасение могло устроиться помимо исполнения обязанностей, которые налагаются званием и состоянием.

Не нужно смотреть, что дитя мало, – следует с первых лет начинать остепенять преклонную к грубому веществу плоть и приучать дитя к обладанию над нею, чтобы и в отрочестве, и в юношестве, и после них легко и свободно можно было управляться с этою потребностью. Первая закваска очень дорога.

Любовь супружеская есть любовь, Богом благословенная.

Имей жену подругой и сильной любовью заставляй её быть себе покорной.

Преподобный Антоний Оптинский

Кротость и смирение сердца – такие добродетели, без которых не только Царства Небесного наследовать, но ни счастливым быть на земле, ни душевного спокойствия ощущать в себе невозможно.

Преподобный Амвросий Оптинский

Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь к спасению.

Праздность и невнушение детям страха Божия бывают причиной всех зол и несчастий. Без внушения страха Божия чем детей ни занимай – не будет желаемых плодов в отношении доброй нравственности и благоустроенной жизни. При внушении же страха Божия всякое занятие хорошо и полезно.

Преподобный Анатолий Оптинский Младший

Мы обязаны всех любить, но чтобы нас любили, мы не смеем требовать.

Мир семейный хранить – святое Божие повеление. Муж должен, по апостолу Павлу, любить жену, как самого себя; и сравнил апостол жену с Церковью. Вот как высок брак!

Преподобный Нектарий Оптинский

Счастье в брачной жизни даётся только тем, кто исполняет заповеди Божии и относится к браку как к таинству христианской Церкви.

Преподобный Никон Оптинский

Нам недоступны дела тех, с которыми мы имеем различный образ жизни. Например, мать, имеющая грудных детей, не может ходить ежедневно в церковь ко всем службам и дома подолгу молиться. Из этого будет не только смущение, но и даже грех, если, например, в отсутствие матери ребёнок без призора искалечит себя или натворит шалостей, когда будет подрастать. Не может она совершенно отречься от имущества ради личного подвига, ибо она обязана содержать и кормить детей.

Если кого любишь, то и смиряешься перед ним. Где любовь, там и смирение, а где злоба – там гордыня.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Друг для друга вы должны быть примером кротости и незлобия, воздержания, благодушия, честности и трудолюбия, покорности Божией воле, терпения и упования; помогайте друг другу; берегите друг друга, снисходите один другому, покрывая немощи друг друга любовью.

Будь сколько возможно искренен, добр и ласков к своим домашним: тогда все неприятности с их стороны уничтожатся сами собою, тогда ты победишь благим злое, если они будут иметь на тебя зло и высказывать его.

Ничем не озлобляйся, побеждай всё любовью: всякие обиды, капризы, всякие неприятности семейные. Не знай ничего, кроме любви. Вини всегда искренно себя, признавая себя виновником неприятностей.

Если будете жить во взаимной любви, вы низведёте на себя и потомство своё Божию благодать и Бог вселится в вас и увенчает все начинания и дела ваши благословенным успехом, ибо где любовь, там Бог, а где Бог, там всё доброе.

Подвижники благочестия о семье

Игумен Никон (Воробьёв)

«Сохраняйте мир в семье любою ценою!»

«Любовь вы­ше всего, всех подвигов…»

Со всем убеждением, со всей силой души моей, с любовью умоляю тебя: смирись пред Сергеем, сочти себя виновной пред ним (хотя бы ты и была в чём-либо права), попроси прощения за всё прошлое; затем дай обет Богу всё делать ради мира и спасения обоих. Ты не можешь спастись без Сергея, а он без тебя. Погибель одного будет гибелью и другого. Вы повенчаны, вы составляете одного человека. Если твоя рука заболеет, ты не отрезаешь её, а лечишь. Не можешь ты отрезать от себя Сергея, как и он тебя. Вам надо спасаться вместе или вместе погибнуть.

Скажу несколько слов о Вашем состоянии, которое Вы как будто склонны считать принадлежностью только Вашей, именно чувства одиночества, покинутости и проч.

Я не встречал ни одной девушки или одинокой женщины, которые не страдали бы от этого. Это, очевидно, кроется в природе женской. Еве Господь сказал по падении: И к мужу твоему влечение твое (Быт. 3, 16). Это влечение (не плот­ское только, а ещё в большей степени психическое, а иногда исключительно психическое), очевидно, и действует во всех одиноких, преломляясь и приукрашиваясь бессознательно самым разнообразным способом. Взятая от ребра Адама, она тянется на своё место, чтобы создать одного целого человека.

Любите друг друга, жалейте всех, сохраняйте мир любою ценою, пусть пострадает дело, но сохранится мир!

Вам обязательно нужно это время быть с семьёй, помочь устроиться, выполнять все поручения без ропота, оказать любовь своим в это трудное время. Любовь вы­ше всего, всех подвигов. Потом, когда всё устроится, можно будет думать о себе.

Любовь даже к человеку стремится выразить себя де­ланием приятного любимому, каких бы жертв это ни стоило. Чем сильнее любовь, тем больше стремление доказать её, а доказать бескорыстную любовь можно только жертвой, и как истинная любовь не имеет предела, так не имеет предела и жажда жертвы как проявления любви.

Бог есть Любовь (1 Ин. 4, 8); не сказано, что Бог «имеет любовь», а – есть Любовь , Любовь Божественная, превосходящая вся­кое разумение человеческое. Если человеческая любовь жертвует жизнью ради любимого, то как всемогущий Господь, Которому не трудно одним Словом создать целые миры, Который есть Любовь, – как Он, столь возлюбив­ший грешного падшего человека, оставит его без Своего Промышления, без помощи в нужде, в скорби, в опас­ности?! Никогда этого не может быть!

Страсть [влюблённость] не видит недостатков другого, поэтому (и по многому другому) она и называется слепою – дружба и любовь видят всё, но покрывают недостатки и помогают другу избавляться от них, преодолевать, подниматься со ступени на ступень.

Схиигумен Иоанн (Алексеев), Валаамский старец

«Пламенная любовь без религии очень ненадёжна».

«Боже упаси тебя уходить от мужа…»

Не советую тебе мечтать о монастыр­ской жизни. Господь ведёт тебя в вечную жизнь мирской супружеской жизнью. Умудряйся жить ради Христа семейной жизнью, и Господь, видя твоё произволе­ние, поможет тебе спастись и в семейной жизни – в этом не сомневайся. Препо­добный Макарий Великий приводит в пример двух женщин, угодивших Богу, которые пришли в совершенство в духов­ной жизни, были даже выше отшельни­ков. У них было желание проводить жизнь в монастыре, но по некоторым причинам они имели мужей. Господь, ви­дя их произволение угождать Ему в монастыре, помог им спастись и в семейной жизни. В данное время жизнь в монасты­рях не такая, как вам рисуется, и вы, по своей неопытности в духовной жизни, можете только соблазниться монастыр­скою жизнью.

Христос посреди нас!

Хорошо иногда вспомнить прошлые свои грехи, ибо от этого рождается смире­ние, а когда от воспоминаний прошлых грехов приходит отчаяние, тут уж явно враг старается возмутить душу. Не слу­шай его, успокойся, не мятись, не уны­вай, старайся молитвой отогнать подоб­ные возмутительные мысли. Дух Святой говорит через пророка Иезекииля: «Если грешник обратится от грехов своих, то не помянутся ему грехи его» (см. Иез. 33, 11). Господь не хочет смерти грешника. Так и живи для семьи, будь мудра, как змий, а кротка, как голубь, а о внутренней своей жизни умолчи, да они и не поймут тебя. Если когда споткнётся твой муж, потерпи, не смущайся, но усерднее молись. Вспомни: и ты ведь спо­тыкалась.

Вот что я заметил: под старость вре­мя летит быстрее, ибо чувствуется, что всё кончено, приближается время пере­хода в вечность; как-то и интересы все пропали. А вот открой ум у молодых и увидишь, как у них фантазия-то игра­ет: побудут они и счастливы, получат хорошего жениха, будут богаты, и хо­рошо пойдёт семейная жизнь, и многое другое на эту тему, эти картины прой­дут у них в голове, и опять останутся одни.

Радует меня, что у тебя есть стремле­ние о едином на потребу. Старайся духа не угашать. Брачный союз не должен те­бя смущать, ибо он Богом благословлён. Однако старайтесь друг друга тяготы носить и так исполнять закон Христов. Умудри вас, Господи! Конечно, мир требует своего: труды, хлопоты и заботы, иначе и быть не может.

Когда вы приехали в Нью-Йорк, твой муж искал церковь православную, даже всю службу пасхальную простоял; а теперь очень изменился, даже не хочет, чтобы сына своего водила в церковь. К несчастью нашему, можно ждать, что не пожелает, чтобы и ты ходила в церковь. Хоть он и хороший человек, как ты пишешь, но под влиянием своих родных уже и изменился. А пламенная любовь без религии очень ненадёжна. Жалею я тебя, что ты попала в такую среду. Впрочем, не унывай и не малодушествуй, молись и надейся на помощь Божию и Царицы Небесной.

Христос посреди нас!

Вот мой совет тебе: отклони просьбу дамы, которая просила тебя поговорить с её мужем. Пусть они сами разбираются, тебе ведь неизвестны причины, да и не надо узнавать семейные неурядицы. Нам, духовникам, приходится выслушивать рассказы о разных семейных неприятнос­тях, мы, конечно, обязаны, поскольку сможем и посоветовать. Ты хорошо сдела­ла, что посоветовала ей молиться, и сама помолись, но просьбу поговорить с её му­жем и посоветовать ему что-либо отклони повтор­но. Умудри тебя, Господи.

Когда мы подвержены страстям – го­ворю о самомнении, тщеславии, гневе, лу­кавстве и бесовской гордости, – то под влиянием их думается нам, что все люди виноваты и нехороши. Однако мы не имеем такой заповеди, чтобы требовать от других любви и справедливости, а сами обязаны исполнять заповедь о любви и быть справедливыми…

Человечество изобрело вежливость вместо любви, и под этой вежливостью скрываются: тщеславие, лице­мерие, лукавство, гнев и прочие страсти душевные. Встретишь такого – на вид просто душа-человек, сразу и не поймёшь его. А так как фундамент основан не на любви, очень скоро обнаруживается его внутрен­нее состояние, ибо такой человек двойственен: на словах говорит так, а на деле иначе.

А у кого в корне любовь, такой чело­век уже не двойственен, ибо у него про­стота, откровенность и естественность. Эта черта бывает только у подвижников благочестия. Есть люди, которые от при­роды имеют такие дарования, но они уз­наются по плодам. Уксус и вода имеют один цвет, но вкус разный, ибо гортань пищу различает.

Не отчаивайся, не унывай, успокойся. «Грех и беда с кем не была», - говорит русская пословица. Фарисеи привели ко Христу взятую в прелюбодеянии женщину, и говорят ему: «Учитель, что повелишь сделать с ней» (прочти в Евангелии от Иоанна 8, 3–11).

Боже упаси тебя уходить от мужа, терпи и молись, Господь по своему милосердию поможет вам пережить эту неприятность. Муж твой очень смирился, плачет и просит прощения, ты по заповеди Божьей прости его, и никогда не укоряй его, и не напоминай ему об этом искушении. Довольно ему стыда и позора, когда застала его на месте преступления, это очень тяжело переносить ему, помоги ему, Господи. Не печаль его, а старайся показывать ему весёлый вид, ты этим облегчишь его терзание душевное. Святой апостол говорит: «Друг друга тягость носите, и так исполните закон Христов» (см. Гал. 6, 2). Если так поступишь, тогда молитва у тебя чище пойдёт. Святые отцы пишут: «Покрой грехи ближнего, Господь и твои покроет». Конечно, это с ним случилось в пьяном виде...

На твои вопросы второго письма отвечаю так: своему мужу старайся быть верной, не изменяй ему и слушайся его во всём. Конечно, исключая требования православной веры. На религиозные темы беседовать не надо, а если сам заговорит, отвечай, что знаешь, но сперва мысленно помолись Богу. Учи его не словом, а добродетельной христианской жизнью. Не принуждай его ходить в церковь; если сам пожелает – это другое дело; будь довольна и благодарна, что тебе не препятствует ходить. Молись о нём просто, по-детски: «Спаси, Господи, и помилуй моего мужа Н., сохрани и вразуми его». И прочее всё предоставь Божию милосердию и будь спокойна.

О своём муже молись, но не докучай и не говори ему быть православным: своими советами можешь оскорбить и оттолкнуть его от Православия; молись и расположись на волю Божию и всё прочее предоставь Божию милосердию.

Не скорби и не осуждай его, ведь у всякого свои немощи и недостатки. Он ведь тоже не без немощей и не без недостатков. Так вот, учитесь друг у друга тяготы носить и так исполните закон Христов.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

«Счастье надо выращивать терпеливо и многими трудами».

«Дети – это ведь живые иконы, потрудитесь над ними,

не исказите в них образ Божий…»

… А семью Вам нужно сохранять мудрым и терпеливым отношением к супругу. Это только ск­азать легко: «Разведусь!»

Не надо Вам становиться кем-то другим, а не той, которую любил муж. Нужно и одеться со вкусом, и причесаться к лицу, и всё прочее, ведь Вы не монашествующая.

И интересы с супругом у Вас должны быть общие, и не смущайте его своей показной религиозностью, но соблюдайте во всём меру и учитывайте постигшую его духовную болезнь. Молитесь о нём тайно. Одним словом – сохраняйте в семье мир и любовь, терпеливо снисходя к его душевной немощи. Вера придёт к нему в ответ на Ваши труды и мудрое поведение с ним во всём.

С кем бы человек ни начинал строить семейную жизнь, он пройдёт периоды искуса. Ведь готового счастья не бывает... Счастье надо тоже выращивать терпеливо и многими трудами с обеих сторон.

Примите все скорби, какие переживаете через своё чадо, как очистительное наказание за своё прошлое, и научитесь благодарить Бога за всё, сознательно и ответственно принимая всё от Руки Божией.

Не оставляйте детей и их воспитание на самотёк, на телевизор и на улицу. Это грех, и немалый. Молитесь и, насколько возможно, влияйте на их выбор в жизни. Конечно, не насилием, а внушением и осознанием гибельности современного, навязываемого извне сознания.

Дети – это ведь живые иконы, потрудитесь над ними, не исказите в них образ Божий своим невниманием и небрежением.

Мы собрали драгоценную коллекцию цитат и высказываний святых отцов Православной Церкви, которые будут полезны любому христианину. Надеемся, и вы найдете в этой духовной сокровищнице что-то полезное для себя.

  • Святые отцы о семье и браке
  • Святые отцы о детях
  • Святые отцы о любви

Высказывания святых отцов о семье

О венчании: «Лучше всего, если Сам Христос присутствует на браке, потому что где Христос, там все обретает достоинство, и вода претворяется в вино, то есть все изменяется к лучшему». Святитель Григорий Богослов

О союзе с иноверцами: « Если самый брак должен быть освящаем покровом и благословением священническим, то как может быть брак там, где нет согласия веры?» Святитель Амвросий Медиоланский

О семейной жизни: «Вы, на кого в этой жизни честной брак положил свои узы, подумайте о том, как бы побольше плодов внести в небесные точила». Святитель Григорий Богослов

Свт. Григорий Богослов

«Связанные узами супружества, заменяем мы друг для друга и руки, и ноги, и слух. Супружество и слабого делает вдвое сильнее… Общие заботы супругов облегчают для них скорби и общие радости восхищают обоих. Для единодушных супругов и богатство делается приятнее, а в бедности самое единодушие приятнее богатства. Для них супружеские узы служат ключом целомудрия и пожеланий, печатью необходимой привязанности». Святитель Григорий Богослов

«Составляя единую плоть, (супруги) имеют и одну душу и взаимной любовью пробуждают друг в друге усердие к благочестию. Ибо супружество не удаляет от Бога, а, напротив, более привязывает, потому что имеет больше побуждений обращаться к Нему. Малый корабль и при слабом ветре движется вперед.., большого же корабля не сдвинет легкое дыхание ветра… Так, не обремененные житейскими заботами имеют меньше нужды в помощи великого Бога, а тот, кто обязан заботиться о милой супруге, имуществе и детях, рассекает более обширное море жизни, ему нужна большая помощь Божия, и он сам взаимно более любит Бога». Святитель Григорий Богослов

«Божественное творение явилось на земле и на земных долинах вечно цветущего рая – человек. Однако у человека не было еще помощника, подобного ему. Тогда премудрое Слово совершило подлинно чудо,– созданного быть зрителем мира, то есть мой корень и мое семя многообразной жизни разделив на две части, могущественной и животворящей рукою извлекло из бока ребро, чтобы создать жену, и влив в недра обоих любовь, побудило их стремиться друг к другу». Святитель Григорий Богослов

Об обязанностях мужа: «Учи жену страху Божию, и все потечет к тебе, как из источника, и дом твой будет исполнен многими благами». Святитель Иоанн Златоуст

Об обязанностях супругов: «Муж должен думать о том, чтобы делами и словами насаждать в доме благочестие; и жена пусть наблюдает за домом, но кроме этого занятия она должна иметь другую, более настоятельную заботу о том, чтобы вся семья трудилась для Царства Небесного». Святитель Иоанн Златоуст

«Если надо что-нибудь сделать для удовольствия друг друга нужно украшать душу, а не тело наряжать и губить. Не столько (внешнее) делает супругов любящими, сколько целомудрие (доброта), ласковость и готовность умереть друг за друга». Святитель Иоанн Златоуст

Женам: «Жены, светящиеся душевной красотой, со временем все более обнаруживают свое благородство, и тем сильнее становится привязанность и любовь их мужей». Святитель Иоанн Златоуст

Высказывания святых отцов о детях

«Дети – не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение». Святитель Иоанн Златоуст

«Кто хочет хорошо воспитать детей, воспитывает их в строгости и трудах, чтобы, отличившись в познании и поведении, могли они со временем получить плоды трудов своих». Преподобный Нил Синайский

«Пока душа еще способна к образованию, нежна и мягка, подобно воску, легко запечатлевает в себе образы, надо немедленно и с самого начала пробуждать ее к добру. Когда раскроется разум и придет в действие рассудок, тогда будут уже заложены первоначальные основания и преподаны образцы благочестия. Тогда разум будет внушать полезное, а навык облегчит успех». Святитель Василий Великий

«Хорошее воспитание не в том, чтобы сначала дать развиться порокам, а потом стараться изгнать их. Надо принимать все меры, чтобы сделать нашу природу недоступной для пороков». Святитель Иоанн Златоуст

«Многие родители, имея слепую любовь к детям, жалеют наказывать их за проступки: но после, когда дети вырастут и будут безнравственны, такие родители сами поймут свою погрешность в том, что не наказывали детей, пока они были малы. Сам Бог избранных чад Своих наказывает, как видим в Писании, так разве Он не любит их? «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12:6). В этом деле и христиане должны подражать Небесному Отцу и детей своих любить и наказывать. Не наказанные в юности, в зрелости остаются, как кони необъезженные и дикие, ни к какому делу не пригодные. Поэтому, христианин, люби детей своих по христиански и наказывай их, чтобы стали исправными и добрыми». Святитель Тихон Задонский

Свт. Иоанн Златоуст

«Если ты прекрасно воспитал своего сына, то он своего, а тот своего, и как бы некая полоса лучших жизней пойдет вперед, получив начало и корень от тебя и принося тебе плоды попечения о потомках». Святитель Иоанн Златоуст

«Это и расстраивает всю вселенную, что мы не радим о собственных детях; заботимся об их имуществе, а душою их пренебрегаем, что является крайним безумием». Святитель Иоанн Златоуст

«Хочешь ли, чтобы сын твой был послушным? С детства воспитай его в строгости. Не думай, что слушание Божественных Писаний будет для него делом излишним». Святитель Иоанн Златоуст

«Сорную траву легче вырвать, когда возраст нежнее, тогда и надо следить, чтобы оставленные без внимания страсти не усилились и не стали неисправимыми». Святитель Иоанн Златоус т

Высказывания святых отцов о любви

«Получив заповедь любить Бога, мы получили также и силу любить, вложенную в нас при творении». Святитель Василий Великий

«Любить Христа – это значит не быть наемником, не смотреть на благочестивую жизнь, как на промысел и торговлю, а быть истинно добродетельным и делать все из одной любви к Богу». Святитель Иоанн Златоуст

«Никакое слово не достаточно для того, чтобы по достоинству изобразить любовь, так как она неземного, но небесного происхождения… Даже язык Ангелов не в состоянии в совершенстве исследовать ее, так как она беспрерывно исходит от Великого Бога». Иоанн Кассиан Римлянин

«Люди ищут легкой, а не тяжелой работы. Иисусу работать легко. Не велит Он камни носить, не велит горы разрывать и прочее, этому подобное, делать рабам Своим. Нет, ничего такого не слышим от Него, но что? – «любите друг друга» (Ин. 13:34; 15, 12, 17). Что легче, чем любить? Тяжко ненавидеть, ибо ненависть мучит; но любить сладко, ибо любовь радует. Сам Он об этом свидетельствует: «…иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:30). Возьмем, возлюбленный христианин, на себя благое иго Христово, понесем Его легкое бремя и последуем Ему». Святитель Тихон Задонский

«Мысль человека, искренне любящего Бога, никогда не бывает на земле, но постоянно на Небе, где Тот, Кого он возлюбил». Преподобный Ефрем Сирин

«Степень нашей любви к Богу мы усматриваем с особенной ясностью при молитве, которая служит выражением этой любви и очень правильно названа в отеческих писаниях зеркалом духовного преуспеяния».

«Не столько мы ищем (любовь), сколько Бог ищет, чтобы мы сделались способными принять ее и приняли ее». Епископ Игнатий (Брянчанинов)

«Кто любит смирение, тому легко любить и Бога, а кто любит гордыню, тот ненавидит Бога». Преподобный Ефрем Сирин

«Любящему Бога и Бог дарует Свою любовь». Преподобный Макарий Египетский

«Брат сказал авве Агафону: «Мне дана заповедь, но исполнение заповеди сопряжено со скорбью; и хочется исполнить заповедь, и опасаюсь скорби». Старец отвечал: «Если бы ты имел любовь, то исполнил бы заповедь и победил бы скорбь»».Авва Агафон

Кто презирает знание и хвалится невежеством, тот невежда не только словом, но и разумом.

Преп. Марк подвижник

Нет ничего труднее искусства воспитывать. В самом деле, какое искусство сравнится с искусством образования души и просвещения ума юноши? Человек, знающий это искусство, должен быть внимательнее всякого живописца и ваятеля. Но мы об этом нимало не заботимся, а обращаем внимание только на то, чтобы наши дети получили хорошее образование. Да и об этом заботимся только для богатства (чтобы получили выгодную профессию, хорошо устроились в жизни)… Страсть к деньгам и материальным благам овладела людьми. Она все покорила под свою власть и связала нас, точно невольников и скотов, и влечет, куда хочет… Любовь к богатству превратила и ниспровергла все и истребила истинный страх Божий. Как тиран разрушает крепость, так и она ниспровергла души людей. Потому-то мы и не печемся ни о спасении детей, ни о своем собственном, заботясь только о том, чтобы сделаться богатыми и оставить богатство своим наследникам… Вот отчего люди свободные делаются хуже рабов.

Свят. Иоанн Златоуст

Знание приводит к Богу, полузнание удаляет от Него.

Наука без религии - «небо без солнца». А наука, облеченная светом религии, - это вдохновенная мысль, пронизывающая ярким светом тьму этого мира. Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни, - так говорит Христос (Ин. 8, 12).

Св. Лука Крымский (Войно-Ясенецкий)

Может ли образование быть одновременно и классическим, и христианским?

Во-первых , как говорил Св. Апостол Павел (Рим.1:19-20), Бог открывается людям через Свое творение и может быть узнан во всем сущим, христиане могут получать пользу от изучения греческой литературы и философии.

Во-вторых , эти занятия являются очень полезными для выработки обоснованной и рациональной веры; веры, которая менее всего будет восприимчива к лжеучению.
А также они готовят сердце к принятию Христа.

В-третьих , христиане должны подходить к чтению любых книг внимательно, выбирая то, что истинно и полезно, и отвергая то, что не соответствует действительности. Об этом хорошо говорил Св. Григорий Палама (в «Триадах в защиту священно-безмолвствующих»), сравнивая изучение языческой классики с использованием яда змеи для производства целебных лекарств: вначале нужно отсечь голову и хвост змеи, то есть исходную ошибочную мировоззренческую установку и неверные выводы, затем осторожно и умело добыть яд и приготовить из него целебные снадобья.

Но поскольку родители часто связывают классическое образование с «нехристианским» содержанием, с таким, например, таким как греческая философия и мифология, то разъясним эти вопросы через краткий экскурс в историю.

Итак, цикл учебных дисциплин («наук»), позже названных свободными искусствами, начал вырабатываться ещё в античности. Их совокупность рассматривалась как необходимый подготовительный этап для занятий философией. В Древнем Риме так назывались занятия и упражнения, достойные свободного человека, в отличие от занятий, требующих физического труда, которыми могли заниматься и рабы. Их обзору посвящено, например, знаменитое (88-е) письмо к Луцилию Сенеки. Понимание определённых учебных наук как обязательного образовательного цикла сформировалось постепенно в трудах Никомаха, Секста Эмпирика, Августина Блаженного (кн. 2 трактата «De ordine»), Марциана Капеллы, Боэция, Кассиодора, Исидора Севильского и других писателей времён поздней античности и раннего Средневековья. Учение о свободных искусствах было систематизировано в V веке Марцианом Капеллой в трактате «О бракосочетании Филологии и Меркурия», посвящённом обзору семи свободных искусств, которые представлены в аллегорических образах юных невест.

Слово «искусство» (лат. ars) в данном контексте следует понимать не как «художественное мастерство» (такое, ныне господствующее, понимание искусства сложилось только в Новое время), а как практическую науку, то есть системный взгляд, выработанный в ходе практических наблюдений природы.

Число свободных искусств ограничено семью; они выстроены в значимом порядке, определяющем уровни обучения: искусства слова (грамматика и риторика), мышления (диалектика) и числа (арифметика, геометрия, астроно­мия, музыка). Первый цикл (из трёх учебных наук) назывался словом тривиум (trivium), второй цикл (из четырёх) - квадривиум (quadrivium). Цикл математических наук оформился ещё в поздней античности (по-видимому, в Новой Академии, в рамках неоплатонизма), старшей из наук квадривиума признавалась арифметика:

«Итак, какую же из дисциплин нужно изучать первой, если не ту, что является началом и выполняет как бы роль матери по отношению к другим [дисциплинам]? Такова как раз арифметика. Она предшествует всем другим не только потому, что сам Бог, творец этого мироздания, взял её первой за образец своего мыслеполагания и по её [принципу] устроил всё, что через числа силой творящего Разума обрело гармонию в установленном порядке, но и потому арифметика объявляется предшествующей, что если устранить предшествующие по своей природе сущности, тотчас же устраняются и последующие. Если гибнут последующие, то ничего в статусе предыдущей субстанции не меняется».
(Боэций. Основы арифметики I,1).

Совокупность семи учебных наук рассматривалась как необходимый подготовительный этап для получения философского знания о мире. Вот список семи свободных искусств по Исидору Севильскому: Тривиум – Грамматика, Диалектика (логика), Риторика и Квадривиум –Арифметика, Геометрия, Музыка (Гармония), Астрономия.

В средние века обучение свободным искусствам воспринималось как подготовка к изучению более серьёзных дисциплин, таких как медицина или богословие. Позднее свободные искусства стали рассматриваться как самостоятельные науки, став во многом синонимом гуманитарных наук. В средневековых университетах семь свободных искусств изучались на младшем, артистическом, факультете, окончание которого давало право поступления на один из старших факультетов - богословский, медицинский или юридический. Другие учебные дисциплины стали постепенно проникать в этот замкнутый ряд лишь с XII века, и то с большим трудом. Даже современная западная система научных званий - магистр искусств и доктор философии (MA и PhD) отражает это древнее деление.

Позже, гуманисты поставили свободные искусства в иерархии знаний выше медицины и юриспруденции, в особенности развивая риторику и грамматику. В эпоху Реформации факультет искусств был переименован в философский факультет. В раннее Новое время систему свободных искусств сменила система дисциплин классических гимназий.

Итак, мы видим, что в раннее средневековье Отцы Церкви творчески переосмыслили достижения античной мысли в православном духе, и создали систему классического христианского образования, которая давала прекрасные результаты в течение тысячи лет, воспитала тысячи умнейших людей и просуществовала до Нового времени. Она состояла из четкого деления на три фазы: грамматику, диалектику и риторику, что вместе составляет Тривиум. Изучение свободных искусств учило умению анализировать и интерпретировать информацию, а также способности формировать и выражать своё аргументированное мнение.

Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Живописец и ваятель творят только безжизненную фигуру, а мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который радуется Бог и радуются люди.

«Поблажающий сыну будет перевязывать раны его… Необъезженный конь бывает упрям, а сын, оставленный на свою волю, делается дерзким» (Сир.30, 7-8)

«Секи ребенка, пока он поперек доски, вдоль протянется, тебе достанется» (Русская пословица)

…Нельзя воспитать малого ребенка, никогда его не наказывая. « Лелей дитя, и оно устрашит тебя»…

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Святые Отцы говорят что «в воспитании не требуется ни излишняя мягкость, ни суровость – требуется разумность ».

«Раны промывают вином, излечивают маслом. Так и в воспитании: снисходительность должно смешивать со строгостью» — говорит святитель Амвросий Медиоланский.

Чуткое, любящее родительское сердце всегда готово уловить погрешности своего чада, и разумно, с любовью их подправить; где надо – подсказать, урезонить; в случае непослушания – пригрозить наказанием; при явных проступках – и наказать…

«Наказания – мера, к исправлению необходимая, только не единственная», — учат Святые отцы, и еще: «Не тот мудр, кто умеет наказывать, но тот, кто умеет предохранять от проступков».

Мудрость Ветхого Завета учит родителей, желающих блага своим детям, не поблажать им, наказывать, отсекать своеволие, строптивость, не жалеть розги, чтобы впоследствии не стыдиться за них ни перед Богом, ни перед людьми:

«Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его. Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери» (Притч.13, 25; 29, 15);

«Кто наставляет своего сына, тот будет иметь помощь от него и среди знакомых будет хвалиться им. Лелей дитя, и оно устрашит тебя; играй с ним, и оно опечалит тебя. Не смейся с ним, чтобы не горевать с ним и после не скрежетать зубами своими. Не давай ему воли в юности и не потворствуй неразумию его» (Сир.30; 2, 9-11).

Жизненный опыт учит, что от детей, которых боятся довести до слез даже после их явных проступков и непослушания, впоследствии плачут сами родители. Один из Святых отцов сказал: «Детям надо прощать легкомыслие и невнимательность, а не злобу и лукавство». Ведь если не искоренить порок, пока он еще маленький, не пустил глубоких корней и потому легко удаляется, но оставить все, как есть, пустить начинающуюся проблему на самотек, то впоследствии он превратится в дурной характер, ребенок станет упрямым, своевольным и неуправляемым. «Нагибай выю его в юности и сокрушай ребра его, доколе оно молодо, дабы, сделавшись упорным, оно не вышло из повиновения тебе» (Сир.30; 12).

Вот что говорит о наказании архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) (1877-1961) в своей проповеди: «Не должны вы забывать о том, что нельзя воспитать малого ребенка, никогда его не наказывая. Должны вы помнить о том, что величайшую ошибку делают те родители, которые влюблены в своих маленьких детей, любуются ими, все прощают, никогда не наказывают. О таких сказал премудрый Сирах: « Лелей дитя, и оно устрашит тебя».

Но, «…нужна умеренность в наказании… Нельзя наказывать детей с раздражением, со злобой, с ненавистью. Нужно наказывать спокойно, любя. Тогда дети почувствуют эту любовь, они почувствуют, что заслуживают наказания, и тогда наказание будет с пользой и их исправит…»

Святитель Иоанн Златоуст (347-407) говорит о наказании детей: «Не достаточно только сказать или предложить увещание, но надобно внушить и великий страх, чтобы пресечь безпечность юности

Не желая сечь, они наказывают словами; не желая опечалить сыновей своих, живущих безпорядочно и беззаконно, они часто потом видят их схваченными в крайних преступлениях, отведенными в судилище… Ибо, когда ты не наказываешь их, когда ты не вразумляешь, то они, прилепляясь к людям порочным и развратным и принимая участие в их нечестии, подвергаются общим законам и наказываются пред глазами всех…

Посему прошу и умоляю иметь великое попечение о своих детях и постоянно заботиться о спасении душ их…

Кого не наказывают родители, того наказывают внешние законы .

Сколько есть родителей, которые не хотят взять на себя труда исправить своих детей, непокорных и развращенных ! Они как будто боятся огорчить детей, если будут строгим словом обуздывать порочные наклонности, которым они предаются. Что же выходит? Беспорядки увеличиваются; безнаказанность доводит до государственных преступлений … Не исправляя их – делаетесь их сообщниками…

Если бы добрые отцы старались дать своим детям доброе воспитание, то не нужны были бы ни законы, ни суды, …ни наказания. Палачи есть потому, что нет нравственности

Поблажающий сыну будет перевязывать раны его (Сир.30, 7), говорит премудрый. Что значит поблажающий? Милующий, жалеющий, услуживающий чрез меру. А он имеет нужду в строгости, наблюдении и страхе . Говорю это не с тем, чтобы мы были слишком жестокими к детям, но чтобы мы не казались им презренными . Если жена должна бояться мужа, то гораздо более сын – отца…

Если видишь, что нарушается закон, накажи: когда суровым взглядом, когда язвящим словом, когда и упреком, порой же хвали его и обещай награду. Ударами же не злоупотребляй , чтобы не привык он к этому способу воспитания: ибо если приучится к тому, что его постоянно этим воспитывают, приучится и пренебрегать этим, и когда приучится он презирать это, тогда все потеряно. Но пусть все время боится он побоев , да не подвергнется им, пусть угрожают ему розгой, но не пускают ее в ход…

У иудеев был один священник, во всем прочем исправный и умеренный, по имени Илий, — пишет он. – У этого Илия были два сына, предававшиеся крайнему нечестию. Он не удерживал и не останавливал их, или лучше сказать, хотя и удерживал и останавливал, но не с надлежащей тщательностью и силой. Тогда как следовало сечь их, выгонять их из отеческого дома, употреблять все способы исправления, он только увещевал и советовал, говоря так: «Нет, дети мои… не делайте так, ибо не хороша молва, которую я слышу» (1 Цар.2, 24). Что говоришь ты? Они оскорбили Господа, а ты называешь их чадами? Они не признают Создателя, а ты признаешь родство сними? Потому и говорится, что он не их, ибо вразумление состоит в том, если мы не просто советуем, но если наносим рану сильную, решительную и такую, какой требует болезненная гнилость. Недостаточно только сказать или предложить увещание, но надо внушить и великий страх, чтобы пресечь беспечность юности. Итак, когда он, хотя увещевал, но не вразумлял, как должно было, Бог предал их врагам: во время сражения они пали, и сам он, не перенеся вести об этом, упав, разбился и умер. Видишь ли, как справедливо я сказал, что отцы бывают детоубийцами, не принимая сильных мер в отношении к беспечным детям своим и не требуя от них благоговения к Богу? Таким образом Илий сделался детоубийцей. Ибо хотя сыновей его умертвили враги, но виновником убийства был он, лишивший их помощи Божией своим нерадением о них и оставивший их беззащитными и открытыми для желающих умертвить их. И не только их, но вместе с ними он погубил и себя самого».

Святитель Тихон Задонский (1724-1783) учит: «Если дети будут непослушны, наказывать их как словом благоприличным, так и телесно».

Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867): «Справедливо на Бога возлагать надежду о себе и детях: но сие не исключает осторожного внимания к тому, как лучше детей вести, и обязанности бдительно надзирать за ними. Любовь к ним не должна действовать независимо, а под руководством здравого рассуждения.

И доброе сердце детей может быть увлечено на неправый путь. Опытность родительская должна бодрствовать над ними…

Небрегут о детях , если хотят только забавлять их и забавляться ими, и особенно тогда, как настает время более учить их, нежели забавлять… Премудра и спасительна та родительская любовь, которая, стесняя сама себя, несколько удерживает ласку к детям, несколько скупится на утешение им, чтобы сберечь сие в поощрение и награду их послушанию или успехам в полезном учении…

Соломон учит: наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его (Притч.19, 18).

Наказывай – значит учи, давай полезные наставления; но также и собственно: наказывай за проступки. Но премудрый поставляет предел суровости наставления и строгости наказания: не действуй с досадою и раздражением и не возбуждай досады и раздражения.

Раздраженный наставник не наставляет, а раздражает. Шумом раздражения заглушается голос истины. Наставляй добродушно; обличай кротко и мирно; наказывай умеренно и с сожалением. Соломон побуждает к такому действованию, обещая от него добрые плоды. Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой и доставит радость душе твоей (Притч.29, 17)…

Премудра и спасительна та родительская любовь, которая, стесняя саму себя, несколько удерживает ласку к детям, несколько скупится на утешения им, чтобы сберечь сие в поощрение и в награду их послушанию или успехам в полезном учении…

Наконец, Евангелие, которое вообще вместо духа страха пред законом, господствовавшего в Ветхом Завете, распространяет дух любви и свободы, и в правилах воспитания смягчает древнюю строгость. Св. апостол Павел пишет: Отцы, не раздражайте чад ваших, но воспитывайте их в наказании и учении Господнем (Еф.6, 4).

И в другом Послании: Отцы, не раздражайте чад ваших, да не унывают (Кол.3, 21)…

Из того, что в ветхозаветном учении о воспитании видно более строгости, а в евангельском более свободолюбивой кротости, естественно, рождается вопрос: должно ли следовать исключительно последнему и совсем отложить первое? Чтобы разрешить сей вопрос, обратимся к изречению св. апостола Павла: Наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного (Гал.4, 1-2). Видите, он говорит о строгом воспитании как не предосудительном, обыкновенном и должном».

Святитель Василий, епископ Кинешемский (1876-1945): «Самая суровость родительской дисциплины полезна для детей и желательна. Суровые испытания необходимы для духовного совершенствования, как огонь, очищающий металл… «Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь» (Мф.7, 14). Но если эту школу скорби и испытаний мы не пройдем в детстве в родительской семье, то Господу ничего не останется, как подвергнуть нас испытаниям жизни, а это гораздо труднее, особенно без предварительной подготовки в родительском доме. Но если этот скорбный курс духовного воспитания в виде родительских наказаний и известной суровости отношений мы пройдем с детской покорностью в родном доме, то дальнейшие испытания часто оказываются ненужными…»


Богослов Г. И. Шиманский (1915-1961):
«Телесное наказание необходимо употреблять в тех случаях, когда поступки детей происходят из упорства и злой воли , когда они от греха и страсти теряют рассудок. Поэтому такого наказания заслуживает только то дитя, которое, допустив ложь, не хочет сознаться в своем проступке и упорно отвергает его, которое после неоднократных и строгих внушений не оставляет предосудительного поведения, обманывает, крадет, не слушается своих родителей и употребляет по отношению к ним бранные слова или поднимает руку на них, дерзко восстает против их распоряжений и наказаний, топает ногами, сердито отталкивает предлагаемые ему вещи, жестоко поступает с более слабыми детьми или беззащитными животными и т.п. … Тяжелое и нежелательное это средство! Но если до него дошло дело, то обдумайте – тщательно и всесторонне обдумайте поступок, вызывающий его, ибо оно средство крайнее, последнее и даже опасное…

Главным основанием наказания должна быть любовь, а единственной его целью – исправление ребенка.

Выговоры и внушения должны быть, прежде всего, кратки, точны и немногословны. Длинные скучные наставления и внушения делают детей глухими и мало чувствительными.

Об употреблении угроз следует заметить, что они в известных случаях должны быть действительно приводимы в исполнение, потому что иначе родители теряют доверие детей.

Телесное наказание, самое строгое и чувствительное, должно быть употребляемо как можно реже – и только при самых серьезных и важных проступках ребенка, и притом только тогда, когда все другие средства оказались безплодными. Но раз оно уже употреблено, то должно быть таково, чтобы дитя почувствовало его и надолго запомнило. Главнейшее и необходимейшее условие для допущения этого средства – его редкое и, так сказать, вынужденное употребление, ибо от частых телесных наказаний дети делаются, как справедливо замечено, жестокосердыми.

Есть немало иных, более мягких и не менее действенных наказаний… Например, весьма чувствительное средство есть временное лишение пищи или игр с товарищами. Лишение обеда, завтрака, отход ко сну с тощим желудком – особенно полезны против упрямства и лености. В отношении к неуживчивым, наклонным к ссорам и мстительности детям приносило добрые плоды отлучение от товарищей и заключение в отдельную комнату. Наказания, действующие на чувство стыда, следует употреблять с большой осторожностью и только в редких случаях, чтобы не притупить или совсем не убить в детях чувства чести и достоинства.

Для благовоспитанных детей достаточно чувствительным наказанием бывает уже одно то, если родители после совершения ими проступка долгое время холодны с ними, не разговаривают, намеренно серьезны и т.п.

Ни в коем случае нельзя обещать что-либо ребенку или грозить ему, если у вас нет твердой уверенности, что обещание будет выполнено. Никак не допустимо обращать к малым детям такие угрозы, как: «сейчас тебя дядя заберет», «собака укусит», «собаке отдам» и т.д. Плохо, если в результате такой угрозы малыш испугается. Плохо и другое: если он все-таки совершит запрещаемый поступок, а «дядя» не заберет его и никакая «собака» не укусит – ребенок сразу убедится, что ваши слова не всегда соответствуют действительности.

Неправильно и неблагоразумно поступают родители, когда, наказав дитя, тотчас же начинают ласкать его, дают ему понять, что они жалеют и как бы раскаиваются в том, что подвергли его наказанию. Напротив, наказанному ребенку тогда только следует оказать ласку, когда он обнаружит раскаяние в своем поступке и искреннее желание исправиться».

Митрополит Филарет (Вознесенский) (1903-1985): «Дети, выросшие в тепличной, оторванной от жизни обстановке, вырастают изнеженными, избалованными и не приспособленными к жизни , а часто – и толстокожими эгоистами, привыкшими только требовать и получать и не умеющими уступать, служить, быть полезными другим. Но жизнь жестоко ломает и иногда невыносимо — больно наказывает таких людей, и иногда уже с юных лет, со школьного возраста. И поэтому-то, любя детей, нужно уже с детства закалять их ».

Старец Паисий Святогорец (1924-1994 ) о родительской любви: «Ребенок нуждается во многой любви и нежности , а также во многом руководстве. Он хочет, чтобы ты посидел рядом с ним, хочет рассказать тебе о своих проблемах, хочет, чтобы ты его ласково погладил и поцеловал. Когда малыш ведет себя безпокойно и немирно, то маме надо взять его на руки, приласкать и поцеловать, чтобы он успокоился и умиротворился. Если, будучи ребенком, человек насытился нежностью и любовью, то впоследствии у него есть силы на то, чтобы преодолеть те проблемы, с которыми он будет сталкиваться в жизни.

Однако сегодня большинство детей видят своих родителей очень недолго, лишь по вечерам, — и не насыщаются любовью. Многие родители, будучи педагогами или врачами, у себя на работе имеют дело с детьми. Они отдают свою нежность детям чужим, а, возвращаясь домой, уже не имеют нежности для детей своих. Они приходят домой усталыми. Аккумулятор уже сел. Отец разваливается в кресле, берет в руки газету, чтобы почитать о последних событиях и совершенно не занимается детьми. Малыш трется возле него, чтобы отец поговорил с ним, погладил его, а отец отгоняет ребенка от себя. Мать в свою очередь спешит на кухню, чтобы приготовить ужин, у нее тоже нет времени заняться детьми. И от этого несчастные дети растут лишенными любви. Еще пример: некоторые военные, привыкнув строго наказывать солдат, которые им не подчиняются, и семью хотят заставить жить по уставу армейской дисциплины. Они бывают жестоки к своим детям и за любую мелочь раздают им подзатыльники. А некоторые родители, работающие в судебных или правоохранительных органах, устраивают у себя дома целые «судебные процессы» над собственными детьми, которые что-то натворили. Все эти родители не ведут себя по отношению к детям с нежностью и любовью, поэтому впоследствии у детей начинаются психические расстройства.

— Геронда, может ли мать нерассудительной любовью повредить своему ребенку?

— Конечно, может. К примеру, если мать видит, что ее малыш не может научиться ходить, и говорит: «Как жалко его, бедняжку, ведь он не может ходить», и то и дело берет его на ручки, вместо того чтобы, держа за ручку ребенка, помочь ему пройтись самому. Спрашивается, как малыш выучится ходить? Конечно, такая мать движима любовью, однако своей многой заботой она вредит своему чаду…

Любовь необходимо «тормозить» рассуждением. Настоящая любовь несвоекорыстна. Она не имеет в себе эгоистичного пристрастия и отличается благоразумием. Благоразумие необходимо многой женской любви, для того чтобы женщина не тратила свою любовь попусту…

Когда необходимо, мать должна вести себя с ребенком строго. Если она легко идет на поводу у ребенка и соглашается с ним во всем, то это ребенку не на пользу …

Многие родители …полагают, что любят своих детей, однако на самом деле они их разрушают. К примеру, мать от чрезмерной любви осыпает своего ребенка поцелуями и говорит ему, предположим: «В целом мире нет такого прекрасного ребенка, как мой!». Тем самым она культивирует в нем гордость и нездоровую уверенность в себе. Потом такой ребенок не слушается родителей, будучи уверен, что все знает сам.

Родители должны с малого возраста помогать детям учиться нести за себя ответственность . Пусть дети выполняют в семье посильную работу: они не должны требовать, чтобы им несли все готовое, на блюдечке. В противном случае, когда они станут взрослыми, им придется нелегко…»

Старец Паисий Святогорец о наказании:

Геронда, помогают ли детям исправиться телесные наказания?

Насколько можно, родителям надо этого избегать . Они должны стараться добром и терпением дать ребенку понять, что он ведет себя неправильно. Только в том случае, если ребенок маленький и не понимает, что он подвергается опасности, подзатыльник идет ему на пользу – для того чтобы в следующий раз он был внимательнее. Страх получить еще один подзатыльник становится для ребенка тормозом и защитит его от опасности…

Однако некоторые дети страшно шаловливы: они кричат, бегают, озорничают. Как их родители могут избежать телесных наказаний?

— Слушай-ка, да ведь дети-то не виноваты. Детям, чтобы они нормально росли, нужен двор, в котором они могут побегать и поиграть. А сейчас несчастные детки заперты в многоэтажках и это их беспокоит. Они не могут свободно побегать, не могут поиграть, не могут порадоваться. Родителям не надо расстраиваться, если их ребенок живой. Живой ребенок имеет в себе силы, и, использовав их как должно, он может очень преуспеть в жизни.

Некоторые родители очень сильно давят на своих детей – да еще на глазах у других. Можно подумать их ребенок вьючное животное, которое они подгоняют хворостиной, чтобы оно шло, не уклоняясь ни вправо, ни влево. Они все равно, что держат его за уздечку и при этом говорят: «Шагай свободно!» А потом такие родители доходят до того, что начинают бить своих детей…

Принуждения родителей не помогают детям, но душат их. Безконечные «не трогай этого, не ходи туда, сделай это так…» Но ведь уздечку надо тянуть так, чтобы ее не порвать. Надо обличать детей тактично, для того чтобы помочь им осознать свою ошибку, но при этом не допускать, чтобы между вами образовался разрыв…

Родители должны стараться помогать детям благородно . Это возделывает в детских душах любочестие, и потом они смогут сами почувствовать необходимость делать добро. Родители, насколько могут, должны объяснять детям доброе по-доброму: с любовью и с болью…

Сегодня и взрослые и дети в миру живут, как в сумасшедшем доме, и поэтому требуется много терпения и много молитвы. Огромное количество детей доходит до инсульта. (Все равно что) часы немного испорчены, а родители заводят их до упора, и даже больше, чем до упора, и потом у часов лопается пружина. Необходимо рассуждение. Одного ребенка надо «подкручивать» больше, другого – меньше. Несчастные дети открыты всем (злым) ветрам. Когда в школе или на улице они слышат призывы: «Не уважайте родителей! Не уважайте никого и ничего!» — и вдобавок еще их матери хотят «закрутить им гайки», то они ерепенятся еще больше.

Поэтому я советую матерям насиловать себя в молитве и не насиловать детей. Если они постоянно говорят ребенку: «Не делай это, не трогай то» — даже по отношению к пустяшным вещам, а иногда и несправедливо, то, в случае серьезной опасности, например, если ребенок хочет плеснуть в огонь бензина, — он не послушается и, сделав это, сильно покалечится. Ребенок не понимает, что в словах «не делай этого» скрыта любовь. Но, когда ребенок немного повзрослеет, у него появляется эгоизм, и, если ему делают замечание, он ерепенится, думая: «Разве я маленький, чтобы они обращались со мной так?» Родители должны дать ребенку понять, что подобно тому, как они берегли его, чтобы он не обжегся, пока он был маленьким, так и сейчас, когда он стал взрослым, они берегут его от другого огня. Поэтому ребенку надо быть внимательным, не давать прав искусителю диаволу, для того чтобы сохранить в себе Благодать Святого Крещения.

Детей нужно принимать с добром , потому что у нынешних детей много эгоизма и они совершенно не реагируют на ругань. Если мы начинаем их ругать, душа их сразу же наполняется дурными помыслами».

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) (1927-1995) своей духовной дочери пишет: «Воспитание детей – сложное дело. Как, например, отучить Варю от лжи? Подумай и найди ту причину, которая побуждает ее заведомо говорить неправду. А причина, как мне кажется, заключается в том, что девочка хочет немного развлечься, а тетя ей не дозволяет, пугает, угрожает, и у нее появляется страх .

Вот проанализируй сама последний поступок Вари. Ей захотелось в кино, но она хорошо знает, что тетя ее не пустит, и она пускается на обман. В таких случаях, чтобы страх не подталкивал девочку ко лжи, необходимо хотя бы изредка дозволять ей посещать кино, только с условием, чтобы она возвращалась вовремя и рассказывала виденное, а тетя помогала бы ей дать правильную оценку кинокартине.

Что лежит в основе лжи у Вари, когда она неправильно говорит о своих отметках? Опять-таки страх, боязнь наказания . Что же надо делать? Надо изменить меру воздействия. Вместо наказания, крика и тому подобного нужно мерить ее поступки мерою любвеобильною, ласковою . Строго не спрашивай, а лучше помогай. Пришла Варя из школы – сразу посмотри дневник и, если увидишь «двойки», не расстраивайся, не ругай ее, лучше скажи: ты, мол, Варя, слаба вот в этом предмете, а ну-ка, давай выясним, что ты в нем не поняла? Поступай так, и, мне думается, результаты будут неплохие.

…Помни, …что у детей свой внутренний мир. Чтобы правильно понять детскую психологию и воздействовать на нее, необходимо самому снизойти до мира детей, а не требовать от них чего бы то ни было, исходя из наших, взрослых понятий. А у тебя этого пока нет, потому ничего и не получается. Как же быть? Ты видишь, что строгость твоя не действует – значит, подойди с ласкою, можешь даже допустить невинные шалости…»