День Семьи, Любви и Верности. История праздника. Сохраняя русские традиции. День семьи, любви и верности Когда отмечают день любви

Очень известным праздником является День святого Валентина. Наверное, нет такого человека на нашей планете, который бы не слышал о нем. А вот о Дне семьи, верности, любви, который отмечается 8 июля (славянский день влюбленных), знают немногие люди. Давайте познакомимся с историей этого праздника и его традициями, ведь это часть нашей культуры.

8 июля, День семьи: история праздника

С самого детства в сказках мы встречали трогательное высказывание: «Жили они долго и счастливо и умерли в один день». Оно позаимствовано из известной повести, которую дети изучают еще в начальных классах школы. Произведение, ставшее памятником древнерусской литературы, было написано в XVI веке. В его основу были положены устные муромские предания.

Главными героями в повести выступают Петр и Феврония Муромские - благоверные супруги, которые своей жизнью показали главные духовные ценности. История их любви прошла через несколько веков, не затерялась среди других произведений и не забылась. Она положила начало светлому празднику, который недавно стал отмечаться в России 8 июля (День семьи, любви и верности).

Повесть о Петре и Февронии

Главные герои, которые предстают на суд читателей в повести, отождествлены с муромским князем и его супругой. Петр болел проказой. От своего мучающего недуга он не мог избавиться. Никто не был в силах помочь ему. Однажды князю приснился сон, в котором он увидел, что излечить его от страшной болезни может только Феврония - крестьянка, дочь пчеловода.

Встретившись с молодой и доброй красавицей, князь рассказал о своем недуге. Феврония сказала, что вылечит его, но взамен он должен жениться на ней. На такое условие князь согласился. Его привлекло не только излечение, но и благочестие, мудрость девушки, ее красота. Феврония исцелила Петра, и он сдержал свое обещание.

Бояре, узнав о произошедшем событии, осудили князя. Они потребовали, чтобы он отказался от своей жены, ведь она простолюдинка. Петр не совершил такой шаг, ведь ему было неважно, какое происхождение имеет Феврония. Вместе со своей женой он покинул Муром и отказался от княжества. Подобное отношение к Февронии, любовь к ней стали вечным примером. Для передачи новым поколениям таких примеров ценностей был создан в современное время праздник 8 июля - День Петра и Февронии, праздник дня влюбленных.

Возвращение в город и продолжение истории любви

Недолго Муром просуществовал без Петра и Февронии. Начавшаяся смута, происходящие убийства и злодеяния испугали бояр. Люди, обеспокоенные своей дальнейшей судьбой, попросили князя вернуться в город вместе со своей супругой. Петр и Феврония согласились на это.

Когда Петр вновь стал князем, его брак не разрушился. Приехавшая Феврония смогла завоевать уважение людей, живущих в этом городе. Ее животворящая сила любви была настолько великой, что жерди, воткнутые в землю, превращались в красивые деревья по ее благословению. Своей мудростью и добротой она расположила к себе горожан. Феврония никогда не оскорбляла тех людей, которые ее не любили. Она старалась преподать своим противникам безобидный урок, показать им совершаемые в жизни ошибки.

Смерть, не способная разлучить

8 июля - День семьи, любви и верности - олицетворяет вечную любовь. Она была в жизни Петра и Февронии. Люди, желающие когда-то разлучить супружескую пару, не смогли этого сделать. Это оказалось неподвластно не только им, но и смерти. Когда супруги почувствовали приближение конца своей жизни, они попросили у Бога смерть в один день и час и приготовили для себя общий гроб из камня с тонкой перегородкой.

В преклонном возрасте Петр и Феврония отправились в мужской и женский монастыри. Когда князь почувствовал, что умирает, он послал к своей супруге сообщить о том, что он ее ждет, хочет покинуть этот мир вместе с ней. В итоге в один день умерли Петр и Феврония.

Люди после смерти супругов положили тела в разные гробы. Желание умерших о погребении в одном гробе горожане не могли исполнить, потому что они считали подобное деяние несовместимым с монашеским путем, который проделал Петр вместе с Февронией. Тела оставили в разных обителях, а на следующий день обнаружили их вместе. Люди решили предпринять еще одну попытку и снова разлучили Петра и Февронию, но ничего в итоге у них не вышло. Тела супругов вновь оказались в едином гробу. В третий раз жители Мурома уже не стали их разлучать. Петр и Феврония были похоронены вместе.

Появление праздника в России

В 1547 году Петра и Февронию причислили к лику угодников Божьих, т. е. их канонизировали. Супруги стали считаться святыми. День их памяти приходился на 25 июня (8 июля по новому стилю). В 2001 году Валентин Качеван, являющийся мэром Мурома, предложил в июле 8 число сделать праздником. Было собрано огромное количество подписей людей. Все они были направлены в Государственную Думу.

Предпринятые меры оказались ненапрасными. День святых князей Петра и Февронии стал Всероссийским днем семейного счастья и супружеской любви. С этого момента 8 июля - праздник. Для разработки атрибутики и символики этого особого дня в году был создан специальный оргкомитет. Его возглавила Светлана Медведева, являющаяся супругой Дмитрия Медведева, который на тот момент был президентом.

Символика Дня семьи, верности и любви

Созданный оргкомитет разработал то, что входило в его планы. Символом праздника стала ромашка, у которой среди белых лепестков есть пара разноцветных. Один лепесток окрашен в синий цвет, а другой - в красный. Ромашка была утверждена неспроста. Этот цветок с давних времен считался символом любви. Ромашки использовали для гаданий «любит - не любит». Их также дарили юноши и мужчины своим дамам сердца и женам в знак уважения, внимания и любви.

Оргкомитетом еще была разработана медаль «За любовь и верность» для вручения 8 июля тем семьям нашей страны, которые могут послужить примером для других людей. На медали с одной стороны имеется портрет святых - Петра и Февронии. Противоположная сторона украшена символом праздника - красивой ромашкой.

Памятники муромской паре

В связи с появлением Дня семьи, любви и верности в России начали возводиться памятники Петру и Февронии. Первый из них появился в 2008 году в Муроме, где и жила когда-то влюбленная пара. Скульптурная композиция была выполнена по проекту Николая Щербакова под названием «Союз любви - мудрый брак» и установлена перед городским ЗАГСом к 8 июля. Праздник в этот день освещался в Муроме именно с этого события. В следующем году памятники Петру и Февронии появились в Архангельске, Сочи, Ульяновске, Ярославле, Абакане. Позднее они были возведены в других населенных пунктах нашей страны.

На сегодняшний день идею создания памятника к 8 июля воплотили в жизнь более 60 городов России. Все скульптуры выглядят по-разному, ведь они не создавались по единому образцу. У каждого проекта есть свой автор, который придумал определенный образ и воплотил его в камне, но смысл всех памятников единый - это олицетворение семьи, вечной любви и верности.

Традиции и приметы праздника

В День святых Петра и Февронии стало доброй традицией приходить к памятнику. Это делают как влюбленные пары, так и одинокие люди, мечтающие найти свою вторую половинку. Принято также новобрачным приходить к скульптуре Петра и Февронии и просить у святых помощи в сохранении любви и верности друг к другу.

Традицией и приметой стало заключение браков 8 июля. Есть поверье, что люди, заключившие союз в этот день, проживут вместе долгую и счастливую жизнь. Их брак будет крепким и благополучным. Года не смогут его разрушить.

В прошлом праздники на Руси составляли важную часть семейной и общественной жизни. На протяжении многих веков народ свято хранил и чтил свои традиции, которые передавались от одного поколения к другому.

Русский народ всегда отличался богатой культурой, обычаями и ярким фольклором.

Национальная культура выделяет русский народ, позволяет ощутить неподдельную связь между временами и поколениями, даёт возможность получить жизненную опору и духовную поддержку.

В настоящее время появляется много новых праздников. Сейчас в России складывается странная ситуация: в относительно короткое время появились «праздники», чуждые и даже враждебные русской культуре.

Хэллоуин, День мёртвых, неоднозначный День всех влюблённых с реальной его возникновения и так называемыми «прайдами толерантности» нашего времени.

Хэллоуин пришёл в нашу страну из американской культуры. Этот, с позволения сказать праздник, уходит корнями в далекую кельтскую культуру с её языческой мифологией и являет собой кратковременную открытость невидимого мира, сопровождаемую разгулом нечисти.
Когда Хэллоуин был ещё религиозным действом древних кельтов, основной акцент делался на почитании мертвых с задабриванием потусторонних сил и жертвоприношениями. В далёкие времена этот праздник ассоциировался со смертью и со всем необычным и мистическим. Со временем Хэллоуин полностью утратил своё обрядовое и ритуальное значение, зато стал поводом нарядиться в необычный костюм и весело провести вечер. Настолько «весело», что отдельные празднующие считают уместным обряжаться в костюмы террористов-смертников в городах, столкнувшихся с терроризмом лицом к лицу.

Становится понятно, что Хэллоуин сегодня – это в первую очередь бизнес-проект, в том числе и для России, ведь нам порой откровенно скармливают всё то, на чём можно заработать деньги.

За западным «праздником мертвецов» многие уже не видят традиционных русских рождественских колядок, где тоже костюмы и веселье, но в куда более позитивной форме – без того пиршества ужаса, который несёт тот же Хэллоуин.

Кроме развлечения и всеобщей радости, Святки всегда имели на Руси и другое, социальное значение. На вечерках и праздничных гуляниях народ поддерживал соседское общение, обсуждал многие хозяйственные вопросы, а также сводил судьбы молодых. Родители могли приглядеть невесту для своего сына, а девушки могли найти будущего мужа и постараться понравиться ему. Хороводы, дружеские встречи, пиршества – все это часто было лишь предлогом для знакомства и помогало разнообразить жизнь.

О Празднике семьи, любви и верности.

Упомянутый День всех влюблённых, на самом деле, по уровню духовности ни в какое сравнение не идёт с истинно христианским, православным праздником – Днём семьи, любви и верности. Праздником в честь святых Петра и Февронии.

День святых Петра и Февронии отмечался на Руси много веков подряд. К князю и княгине было принято обращаться с молитвами о ниспослании семейного счастья и будущего удачного замужества. Пётр и Феврония стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья ещё при жизни. По легенде, они умерли в один день - 25 июня (по новому стилю - 8 июля) 1228 года. Их тела, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в во едином гробе, что сочли чудом. Пётр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Их мощи хранятся в храме Св.Троицы Свято-Троицкого монастыря в древнем Муроме.

Праздником Всероссийского масштаба день семейных покровителей стал в 2008 году. В этом году, нетрудно сосчитать, официально у праздника 10-летний юбилей.

Символом праздника является простой полевой цветок ромашка. Он привычен и спокоен. Как спокоен и сам праздник, который пронизан чистотой и традиционностью.

Ежегодно оргкомитет праздника вручает медаль «За любовь и верность» российским парам, которые прожили в браке не менее 25 лет. С одной стороны медали - изображение символа праздника (ромашка), с другой – лики святых Петра и Февронии.

Во многих городах проводятся праздничные и торжественные мероприятия: концерты, благотворительные акции, выставки, ярмарки.

ЗАГСы в этот день работают допоздна, чтобы как можно больше пар молодоженов успели связать себя узами брака в эту памятную дата. Примечательно, что разводы 8 июля не рассматривают. И это особый символизм праздника.

С каждым годом День семьи, любви и верности становится все более популярным и узнаваемым праздником в современной России. Жизнь со времен Петра и Февронии, естественно, изменилась до неузнаваемости. Но остались и вечные ценности, к которым относятся любовь и семья, и которые для любого нормального человека являются главным смыслом жизни.

В нашей стране отмечается . Символично, что впервые он отмечался в 2008 году, который был объявлен годом семьи.

Этот праздник в России учрежден по инициативе депутатов Государственной Думы, которая была поддержана всеми традиционными религиозными организациями России - ведь идея празднования Дня семьи, любви и верности не имеет конфессиональных границ. В каждой религии есть примеры семейной верности и любви.

Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома (Владимирской области), где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья память совершается 8 июля.

В жизни Петра и Февронии воплощаются черты, которые традиционные религии России всегда связывали с идеалом супружества, а именно: благочестие, взаимная любовь и верность, совершение дел милосердия и попечение о различных нуждах своих сограждан.

Муромские святые Петр и Феврония

Но семья - это еще и очень важная социальная единица, которая находится под охраной закона. В Статье 38 Конституции РФ четко изложено, что:

  1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
  2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
  3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

У нового семейного праздника уже есть памятная медаль «За любовь и верность», которая вручается 8 июля, и очень нежный символ - ромашка, ведь этот полевой цветок издревле считался на Руси символом любви.

Памятная медаль «За любовь и верность», вручается семьям, доказавшим десятилетиями свою верность друг другу

И с каждым годом День семьи, любви и верности становится все более популярным в нашей стране. Во многих городах силами местных властей и общественных организаций проводятся различные праздничные и торжественные мероприятия - поздравительные концерты, различные выставки, чествование многодетных семей, супругов, проживших вместе более 25 лет, благотворительные акции и др. Кстати, у молодежи есть поверье, что брак, заключенный сегодня, будет долгим и счастливым.

Также уже стало традиционным проведение в российских городах и регионах информационно-просветительской акции «Подари мне жизнь!», приуроченной к данному празднику, которая направлена на снижение количества абортов в России и сохранение семейных ценностей. Все мероприятия широко освещаются в средствах массовой информации.

Ну и, конечно же, сегодняшняя дата - это замечательный повод собраться всей семьей, проявить особенную заботу о своих родных и близких. Ведь этому теплому празднику рады в любом доме, поэтому-то ему так легко шагается - выйдя из церковного календаря, он готов постучаться в каждую дверь.

Семья - это крепость, семья - это дом.
Должна быть она вам уютным гнездом!
Блаженство комфорта и лепет детей
Дороже любых самых вкусных сластей!

Любите друг друга, любите ваш дом,
Любите семью, что находится в нём.
Цените родных, уважайте, лелейте,
Теплом своих рук вы друг друга согрейте!

Желаем вам счастья на долгие годы,
Хороших друзей и прекрасной погоды.
И нежных вам чувств, и приятных мгновений,
И самых прекрасных всегда впечатлений!

В России появился новый праздник - , приходящийся на 8 июля, когда Церковь отмечает память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских.

Светлана Медведева о новом празднике:

Петр и Феврония Муромские

Заметка Анны Архангельской

Любовь — бывает разная. Если мы говорим о том, что чаще всего подразумевается под любовью, — о любви-страсти, то с этим, конечно, вовсе не к Петру и Февронии, а, скажем, к Тристану и Изольде и к роману о них. Любовный напиток — прекрасная метафора этой страсти, от которой «сносит крышу» настолько, что всё остальное не просто теряет смысл и значение, но и фактически перестаёт существовать. С ней невозможно бороться: она не предназначалась ему, как и он — ей, она замужем за другим, как и он женат на другой, но во всём мире для него есть только она, как и для неё — только он. Эта страсть может длиться всю жизнь (а может быть — и ещё дольше), но недаром она показана как греховная: на её основе практически невозможен семейный союз. Она самоцель и самоценность, но в этом и её главная слабость.

«Повесть о Петре и Февронии» скорее говорит о любви-предназначении. Условие Февронии «аще бо не имам быти супруга ему, не требе ми есть врачевати его» — это не прагматичная попытка не упустить свой шанс и извлечь максимальную выгоду для себя из сложившейся ситуации, а знание собственного предназначения. Феврония с самого начала знает не только то, что Пётр попытается её обмануть, но и то, что в конечном счёте она станет его женой. Потому что она предназначена ему, а он — ей.

Выгоден этот брак, похоже, в гораздо большей степени как раз князю Петру. Если, конечно, понимать под выгодой не улучшение социального положения, а духовное совершенствование. Недаром вся первая сцена Петра и Февронии является яркой метафорой покаяния: кровь змия (=дьявола), попав на Петра, приносит ему болезнь (=грех). Это проявляется в греховной раздвоенности сознания Петра (он думает одно, но говорит другое). Именно поэтому исцеление Петра оказывается не окончательным, и от того, что грех не изжит полностью (=непомазанный струп), болезнь снова завладевает всем его существом.

Второй приход Петра к Февронии демонстрирует необходимые признаки искреннего покаяния (стыд в содеянном обмане и твёрдую решимость больше не поступать таким образом), после чего только и возможно окончательное исцеление (=освобождение от греха).

В дальнейшем же именно Феврония помогает Петру преодолеть искушение властью (побуждая оставить муромский княжеский стол ради того, чтобы поступить по Евангелию), а заодно — между делом и мимоходом — блестяще устраняет муромскую боярскую оппозицию.

Любовь-предназначение (в отличие от любви-страсти) как раз и проявляет себя в таком гармоничном взаимном служении (и взаимном дополнении). Она позволяет сосуществовать без тяжких потрясений и без эффектных сцен. В отличие от любви-страсти, преодолевающей разлуку, часто сметая всё на своём пути, любовь-предназначение в принципе не предполагает разлуки. Две частицы мироздания, предназначенные друг другу, так прочно входят в совпадающие друг с другом пазы, образуя единое целое, что разлучить их не может никакая сила: ни муромские бояре, ни сама смерть.

Одновременная смерть — столь же яркий признак этого единства в любви. Вроде бы, это инвариант традиционного сказочного финала «они жили долго и счастливо и умерли в один день». Но в то же время это важная составляющая любви-предназначения. Характерно, что Тристан и Изольда умирают всё-таки не совсем одновременно, а друг за другом. Тристан и Изольда похоронены в разных могилах (=снова разлучены), но ветвь терновника соединяет эти могилы (всё-таки остаётся вопрос, преодолевается ли таким способом эта последняя разлука или, напротив, с особенной силой подчёркивается и констатируется). Тела Петра и Февронии пытаются положить в разные гробы, но сделать с ними то же самое, что сделали с Тристаном и Изольдой — похоронить в разных могилах — оказывается невозможным, и без всяких вопросов и сомнений в вечность они уходят вместе…

Житие Петра и Февронии Муромских

Петр и Феврония Муромские — супруги, святые, ярчайшие личности Святой Руси, своей жизнью отразившие ее духовные ценности и идеалы.

История жизни свв. чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их честные мощи. Со временем подлинные события приобрели сказочные черты, слившись в народной памяти с легендами и притчами этого края. Сейчас исследователи спорят, о ком из исторических личностей написано житие: одни склоняются к тому, что это были князь Давид и его жена Евфросиния, в иночестве Петр и Феврония, скончавшиеся в 1228, другие видят в них супругов Петра и Евфросинию, княживших в Муроме в XIV в.

Записал повествование о блгв. Петре и Февронии в XVI в. свящ. Ермолай Прегрешный (в иночестве Еразм), талантливый литератор, широко известный в эпоху Иоанна Грозного. Сохранив в житии фольклорные черты, он создал удивительно поэтичную повесть о мудрости и любви — дарах Святого Духа чистым сердцем и смиренным в Боге.

Прп. Петр был младшим братом княжившего в г. Муроме блгв. Павла. Однажды в семье Павла случилась беда — по наваждению дьявола к его жене стал летать змей. Горестная женщина, уступившая демонской силе, обо всем поведала мужу. Князь наказал супруге выведать у злодея тайну его смерти. Выяснилось, что погибель супостату «суждена от Петрова плеча и Агрикова меча». Прознав об этом, кн. Петр тотчас решился убить насильника, положившись на помощь Божию. Вскоре на молитве в храме открылось, где хранится Агриков меч, и, выследив змея, Петр поразил его. Но перед смертью змей обрызгал победителя ядовитой кровью, и тело князя покрылось струпьями и язвами.

Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу. И Господь, промышляя о Своем рабе, направил его в рязанскую землю. Один из юношей, посланных на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где застал за работой одинокую девушку по имени Феврония, дочь древолаза, имевшую дар прозорливости и исцелений. После всех расспросов Феврония наказала слуге: «Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!»

Князя, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал тому, если вылечит, — большую награду. «Я хочу его вылечить, — без обиняков ответила Феврония, — но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его». Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на подобный брак. Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и велела князю вымыться в бане и смазать все струпы, кроме одного.

Благодатная девица имела премудрость Св. отцов и назначила такое лечение не случайно. Как Господь и Спаситель, исцеляя прокаженных, слепых и расслабленных, через телесные недуги врачевал душу, так и Феврония, зная, что болезни попускаются Богом во испытание и за грехи, назначила лечение для плоти, подразумевая духовный смысл. Баня, по Свящ. Писанию, образ крещения и очищения грехов (Еф. 5: 26), закваске же Сам Господь уподобил Царствие Небесное, которое наследуют души, убеленные баней крещения (Лк. 13: 21). Поскольку Феврония прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь вернулся к Февронии. Во второй раз он сдержал свое слово. «И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди».

После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Всякие наветы пытались возводить на княгиню бояре, а однажды взбунтовались и, потеряв стыд, предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга, не желала. Обрадовались бояре, потому что каждый втайне метил на княжье место, и сказали обо всем своему князю. Блаженный Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание.

Супруги поплыли по реке на двух судах. Некий мужчина, плывший со своей семьей вместе с Февронией, засмотрелся на княгиню. Святая жена сразу разгадала его помысел и мягко укорила: «Почерпни воду с одной и другой стороны лодки, — попросила княгиня. — Одинакова вода или одна слаще другой?» — «Одинакова», — отвечал тот. «Так и естество женское одинаково, — молвила Феврония. — Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?» Обличенный смутился и покаялся в душе.

Вечером они причалили к берегу и стали устраиваться на ночлег. «Что теперь с нами будет?» — с грустью размышлял Петр, а Феврония, мудрая и добрая жена, ласково утешала его: «Не скорби, княже, милостивый Бог, Творец и Заступник всех, не оставит нас в беде!» В это время повар принялся готовить ужин и, чтобы повесить котлы, срубил два маленьких деревца. Когда окончилась трапеза, княгиня благословила эти обрубочки словами: «Да будут они утром большими деревьями». Так и случилось. Этим чудом она хотела укрепить супруга, провидя их судьбу. Ведь коли «для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет» (Иов. 14: 7), то человек, надеющийся и уповающий на Господа, будет иметь благословение и в этой жизни, и в будущей.

Не успели они проснуться, приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Блж. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце. Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.

Они скончались в один день и час, каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и всякий верующий обретал здесь щедрое исцеление.

Молитва святым Петру и Февронии, Муромским чудотворцам

О велиции угодницы Божии и предивнии чудотворцы, благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстателие и хранителие, и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! К вам прибегаем и вам с упованием крепким молимся: вознесите о нас, грешных, святыя молитвы ваша ко Господу Богу, и испросите у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимо, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, телесем здравие и душам спасение.

Исходатайствуйте у Царя Небеснаго Церкви Святей и всей державе Российстей мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите Отечество ваше и вся грады Российския от всякаго зла; и вся правоверныя люди, к вам приходящия и святым мощем вашим поклоняющиеся, осените благодатным действом богоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните.

Ей, чудотворцы святии!

Не презрите молитв наших, со умилением вам днесь возносимых, но будите о нас приснии предстателие ко Господу, и сподобите нас помощию вашею спасение вечное улучити и Царствие Небесное унаследовати: да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Светлана Медведева: О преданности, семье и настоящей любви

В прошлом году в России появился новый праздник - День семьи, любви и верности, приходящийся на 8 июля, когда Церковь отмечает память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских. О смысле этой даты и о том, что можно сделать сегодня, чтобы вновь поднять в нашем обществе статус семейных ценностей, мы беседуем с супругой Президента России, Председателем оргкомитета празднования Дня семьи, любви и верности в Российской Федерации Светланой Владимировной Медведевой .

Этот день смог еще раз напомнить всем, что по-настоящему значимо в человеческих отношениях. Больше всего вдохновило то, с какой радостью он был воспринят людьми. Читая письма, пришедшие в адрес нашего оргкомитета, мы были приятно удивлены, поскольку сами не ожидали такой ответной реакции. Замечательно, что семейные ценности и такие понятия, как «любовь», «верность», по-прежнему очень много значат для наших соотечественников.

Очень важно, что мы получили широкую поддержку со стороны прессы и общественных организаций, оказавших нам неоценимую помощь. Именно такая поддержка, надеюсь, позволит сделать День семьи, любви и верности действительно народным - днем радости отцовства и материнства, заботы о родителях, а также о своих близких и любимых. Хочется, чтобы у нас появился еще один день, когда можно собраться в кругу семьи, с друзьями - как это было раньше. Уверена, что День семьи, любви и верности - это праздник, направленный в будущее, то есть в значительной мере обращенный к молодым людям, которые пока еще не вступили в брак. Будет замечательно, если 8 июля влюбленные и молодые пары проведут друг с другом или вместе со своими родителями, бабушками и дедушками… Поблагодарят их за любовь и заботу, которые и создают настоящее семейное тепло.


8 ноября 2008 года, у стенда праздника на выставке «Православная Русь». Церковь в лице Святейшего Патриарха Кирилла и почившего Патриарха Алексия поддержала идею проведения Дня семьи, любви и верности.

- Почему был выбран именно день памяти православных ?

— Такой выбор, разумеется, не случаен, ведь история жизни князей Петра и Февронии - это история верности, преданности и настоящей любви, способной на жертву ради любимого человека. Очень важно, что праздник этот является частью забытой традиции нашего народа, которую хотелось бы возродить. Ведь раньше в этот день совершались помолвки, а уже после окончания Петрова поста пары венчались в церкви.

Несмотря на то что это день памяти православных святых, его охотно приняли как представители других традиционных религий России, так и люди нерелигиозные. Нашу инициативу сразу же активно поддержал Межрелигиозный совет России. В прошлом году, например, широкие торжества прошли в Казани. Ничего удивительного здесь нет: история Петра и Февронии, их пример важны в равной степени для всех нас, близки и понятны каждому.

Центром торжеств в этом году, как и в прошлом, станет город Муром, где жили и правили святые супруги. Нам кажется, что это позволит живее ощутить связь времен и прочувствовать ту культуру, которая взрастила наши великие семейные традиции.

- Символом Дня семьи, любви и верности стала ромашка. Это был Ваш личный выбор? С чем он был связан?

У каждого памятного дня может быть свой символ. Когда я думала над тем, что может стать образом преданности, чистоты, любви, мысль о цветке ромашки пришла, как говорится, сама собой. Я сразу позвонила подруге, с которой мы в тот день обсуждали идею праздника, ей очень понравился придуманный мною символ.

Ромашка - простой, но в то же время удивительно красивый цветок, к тому же привычный для каждого из нас. Это очень родной, близкий, домашний символ. Кроме того - это символ лета, тепла, уюта, чистоты и невинности.

Светлана Владимировна, сейчас интерес к созданию семьи у современных молодых людей, к сожалению, падает. В чем, по-Вашему, причина этого явления и как следует на него реагировать?

Проблема, как мне кажется, в том, что люди, особенно люди молодые, сегодня не всегда понимают то, что было очевидно для их предков. Семья - это прежде всего жертвенность, но в наши дни актуален вопрос: зачем жертвовать собой ради другого человека? Почему нужно предпочесть ответственность сиюминутным удовольствиям?

Сложно сказать, как вышло, что сегодня мы, может быть, не готовы к такой жертвенности - даже ради любви к другому человеку, более того - нередко не понимаем ее смысла. Необходимо искать ответ на этот вопрос.
Лично мне кажется, что здесь во многом сказался и произошедший в прошлом веке разрыв с традициями. Ведь что такое традиция? Это живой опыт предшествующих поколений, наших родителей, бабушек и дедушек. И к этому опыту следует относиться с уважением и вниманием.

Каждый человек волен выбирать, как ему жить. Но старшее поколение, как мне кажется, должно показать, из чего, из каких вариантов этот выбор состоит, к чему он может привести. Например, объяснить, что, отказавшись в молодости от семьи в пользу «свободной жизни», потом можно оказаться совсем одиноким. Научиться такому пониманию можно только на ошибках: либо чужих, либо своих. К сожалению, чужие ошибки интересуют сегодня людей все меньше и меньше, а ведь их осмысление и опыт - это тоже традиция, традиционные ценности, которые многим сегодня кажутся чем-то ненужным.
Я убеждена, что сохранение семьи очень важно для нашего общества. Без этого не решить одну из важнейших проблем в нашей стране - проблему демографии. Кроме того, если мы со временем откажемся от семьи, то вслед за этим мы можем пойти еще дальше - отказаться от нормальных человеческих отношений, заменив их эгоизмом и себялюбием.

Сейчас необходимо говорить о тех жизненных принципах, которые когда-то казались неотъемлемой частью общества, а сегодня нуждаются в том, чтобы о них постоянно напоминали человеку XXI века. Хотя совершенно очевидно - и об этом тоже надо говорить с молодежью, - что эти принципы не противоречат современному образу жизни, что традиционная нравственность лишь укрепит наше общество, поможет ему двигаться вперед, а вовсе не отбросит назад.

Однако сегодня нередко говорят о том, что распад традиционной семьи - это естественный процесс. Если так, то, может быть, не стоит и противостоять ему?

Действительно, подобные тенденции существуют. К примеру, в современном обществе практически неосуществимой становится модель патриархальной семьи двухсотлетней давности. Но, во-первых, я бы хотела отметить и другую тенденцию: сегодня, когда все больше говорится о равных правах супругов, значение семьи лишь возрастает. Ведь именно в семье, где люди оказывают взаимную поддержку и по-настоящему доверяют друг другу, каждый из ее членов может надеяться на наиболее полную самореализацию.

Во-вторых, даже если негативные тенденции не так просто остановить, это еще не значит, что ничего не стоит делать. Об этом говорят нам и зарубежные примеры: в современном опыте разных стран разговор о семейных ценностях все чаще занимает важное место в государственной политике. В нашей стране государство в последние годы все активнее поддерживает семьи, в том числе многодетные. Конечно, проблемы существуют, но сейчас делается очень много, чтобы веками формировавшиеся традиции крепкой и счастливой семьи не были утрачены.

Однако в таком важнейшем и многостороннем вопросе усилий одного государства недостаточно. Никто не сможет заставить людей измениться, если сами они этого не захотят. Как бы ни были велики усилия государства, общественных и религиозных организаций, сколько бы сил ни выделялось на поддержку семей - если никто не захочет их создавать, все старания окажутся никому ненужными.

Именно поэтому мы уделяем столько внимания Дню семьи, любви и верности. Ведь он воплощает в своем названии важнейшие ценности.

Будут ли у нас настоящие крепкие семьи, научимся ли мы быть верными и преданными друг другу - все это зависит от каждого из нас, от нашего терпения, желания, готовности к пониманию. От нашей любви.

08.07.2016 08.07.2016 by Ласточка

Каждый год 8 июля, начиная с 2008 года, в нашей стране празднуется День семьи, любви и верности. Этот день — День памяти святых благоверных Петра и Февронии Муромских в народе издавна считается счастливым и просто созданным для проведения свадеб. Символом этого праздника стала ромашка, а центром празднования, конечно, город Муром.

В День семьи, любви и верности во всех городах России проводят семейные развлекательные мероприятия, говорят о семейных ценностях, награждают медалями семейные пары, которые прожили в законном счастливом браке более 25 лет.

Несмотря на то, что официальный Всероссийский праздник еще очень молод (ему всего 6 лет), он имеет свои традиции, свою предысторию.

Как все начиналось

Дело в том, что уже очень много лет у православных христиан 8 июля является днем поминовения святых Петра и Февронии (покровителей христианского брака).

Благодаря «Повести о Петре и Февронии Муромских», написанной в XV веке, нам стала известна удивительная история жизни этих людей, ставшими святыми.

Возможно, Петр и Феврония никогда бы не встретились и не стали бы такой крепкой семейной парой, если бы не одно несчастья.

Петр был князем города Мурома, а Феврония - простой крестьянкой из деревни Ласково под Рязанью. Петр заболел проказой и не один знатный лекарь не мог ему помочь. Однажды ему снится сон о том, что вылечить его может только некая девушка Феврония из деревни Ласково, которая собирает травы и лечит ими людей. Когда Петр приехал на лечение к Февронии, она пообещала его вылечить, но с одним условием: после выздоровления Петр должен был на ней жениться.

Естественно, Петр пообещал Февронии взять ее в жены, ради собственного выздоровления, но на самом деле делать этого не собирался. Негоже было в те времена князьям жениться на простых крестьянках. Но Феврония, девушка умная, она залечила язвочки на теле князя, но не все. Одну язвочку специально оставила незалеченной. Так сказать, для подстраховки. И, конечно же, князь Петр уехал от Февронии здоровый и счастливый, в жены девушку не взял.

Но через некоторое время не залеченная Февронией язвочка себя проявила. Болезнь вернулась к князю, и ему пришлось вернуться в деревню Ласково на повторное лечение. В этот раз Петр уже не стал обманывать Февронию, и после выздоровления женился на ней.

Семейная жизнь Петра и Февронии началась не с яркой влюбленности, а скорее с расчета. Тем не менее, настоящая любовь друг к другу родилась в их сердцах, благодаря чему они и прожили вместе до старости счастливую совместную жизнь, преодолев все препятствия, которые встречались у них на пути.

Уже в преклонном возрасте супруги приняли постриг. Петр взял себе имя Давид ушел в мужской монастырь, а Феврония стала Евфросинией и жила в женском монастыре. Общались супруги теперь только через молитвы. Каждый день они молились о том, чтобы умереть в один день, и хотели быть похороненными в одном гробу, разделенном перегородками.

Так и случилось. Петр и Феврония умерли 8 июля (25 июня по старому стилю) 1228 года. Однако люди, похоронили их в разных местах. Петр был захоронен в церкви города Мурома, а Февронию похоронили в загородной церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста.

Но на следующий день после похорон их тела были обнаружены в гробу для двоих, который Петр и Феврония заранее подготовили для себя. Люди, удивились, но вторично захоронили святых в разных местах. Однако история повторилась. Петр и Феврония опять оказались вместе.

После вторичного чудесного перемещения люди не стали разделять их вновь, а захоронили уже так, как хотели Петр и Феврония.

С тех пор история любви и жизни этой пары передавалась из уст в уста. В XV веке написали повесть об их судьбе. В 1547 году Петр и Феврония были канонизированы Православной церковью. А день 8 июля стал Днем памяти этих святых.

Традиция светского празднования дня Петра и Февронии была восстановлена муромцами в 90-х гг: день города решили объединить с днем семейных ценностей. Праздником всероссийского масштаба День семьи, любви и верности стал в 2008 году во многом благодаря инициативам супруги Премьер-министра Российской Федерации Светлане Медведевой. С этого времени праздник получил одобрение Межрелигиозного совета России, поддержку в российских регионах, обрел свои символы (ромашка) и награды (Медаль за любовь и верность).

Что подарить?


Сегодня святые Петр и Феврония являются покровителями брака. Город Муром остается главным центром торжеств в День семьи, любви и верности. Символом праздника стал русский полевой цветок - ромашка. 8 июля принято говорить теплые слова своим любимым, устраивать семейные застолья, а также дарить друг другу открыточки «Февроньки» в знак любви и верности.

Пользуясь случаем…

Хочу поздравить всех читателей сайта Mnogoto4ka с Праздником — Днем Семьи, Любви и Верности.

Семья, любовь и верность – три основы, на которых и держится вся наша сознательная жизнь. Семья дает возможность почувствовать почву под ногами, любовь связывает нас друг с другом, а верность укрепляет нашу веру в окружающих людей. Все эти составляющие нашего простого человеческого счастья.

Именно его и хочется пожелать Вам, дорогие семейные пары. Пусть вся полнота жизни заполнит Ваши жизни. Пусть любовь светится в Ваших глазах, а покой и мир поселится в ваших душах. Но самое главное, пусть дома Вас всегда ждут любящие и искренние люди. С Праздником!


Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первыйлепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про вас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья!