Фольклорное занятие «Традиции россиян. Русские народные праздники на Руси. Занятие по ознакомлению с окружающим «Народные праздники на Руси Народные праздники на руси русский фольклор

Здравия, друзья! Выкладываем статью про славянские праздники авторства одного из наших братьев, Евгения Тарасова.

22-24 декабря - Рождество Коляды! У нашего Русского народа все великие праздники совпадают с важными космическими циклами. Одним из таких дней является – День зимнего солнцестояния, когда наступает самая длинная ночь, а после этого она уступает свету. Именно в это время и родился Русский Бог Коляда!

В древности имя Коляды всегда упоминалось рядом с Крышенем, их звали Малыми Творцами, в отличие от Великих Творцов - Рода и Сварога.

Бог Коляда появился на Земле, чтобы спасти человечество от духовного вырождения. Вышень-Даждьбог и Майя Златогорка родили бога Коляду, подобно тому, как много тысяч лет назад, в прошлых своих нисхождениях на Землю, Всевышний Род и богиня Злата Майи родили Крышеня. Майи Златогорка - дочь Святогора, царя Атлантиды. Святогор - Сын Рода, брат Сварога, а Сварожичи доводились ему племянниками.

И принесённое Колядой знание уже было соединением звёздного знания, восходящего к Крышеню (то есть арктической традиции Даарии), и звёздного знания, восходящего к Златогорке и Святогору (атлантической традиции Атлантиды).

Собрав 60 верховных волхвов арийских, Коляда стал учить их подзабытому ведическому знанию, поведав о Великом Коле Сварога, о Дне и Ночи Сварога, тогда же он учредил и первый Календарь эпох - Коляды Даръ.

Поэтому Коляду считают управляющим Великими переменами в жизни и Покровителем родных (то есть соблюдающих и чтящих традиции Рода) людей и волхвов.

Наряду с системой восстановленных ведических знаний одним из замечательных даров Коляды является сезонный календарь ведения полевых работ.

Коляду почитали как нисхождение Вышеня. Его именем назван праздник. Во время этого праздника молодые люди и дети пели песни, переходя от дома к дому, поздравляли людей, славили бога.

Имя бога Коляды сохранилось в народе. Астрономический День зимнего солнцестояния 22-24 декабря, самый короткий день и самая длинная ночь - считается праздником в честь бога Коляды, и в последнее время становится всё более популярным.

Колядники рядятся в одежды, изображают зверей, с музыкой, с торбами, в которые собирают угощения, ходят по улицам, поют колядки. Коляда - весёлое, желанное божество.

Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда был божеством, причём одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в его честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках.

Последний Патриарший христианский запрет на поклонение Коляде был издан в Лето 7192 от Сохранения Мира в Звёздном Храме (24 декабря 1684 г. от Рождества Христова).

Календарь наших Предков происходит из календаря людей, живших на космической Родине наших Предков Ингард-Земле (Круголёта Числобога). Само название Славяно-Арийского календаря получилось от словосочетания бога Коляды - Коляды Даръ (или Каляды Даръ, буквы – а, о - в разные периоды были взаимозаменяемы), что буквально означает Дар Коляды (подарок). Так боги помогали Предкам нашим постигать науку жизни мудрой и доброй!..

Раньше, до деда Мороза, - был Щедрец, он и одаривал всех, и исполнял мечты!

Празднование Коляды - Зимнего Новолетия начиналось в День зимнего солнцестояния. Перед празднеством кудесник воет волком (вещий вой), прогоняя злых духов. Празднование продолжалось с 22 декабря до 31 декабря, как говорили деды об этих днях: «На воробьиный скок длиннее денёк».

Затем наступал Щедрец - Щедрый вечер - традиционно празднуется после Коляды - 31 декабря или с 31 декабря на 1 января. Щедровки входят в состав Больших Велесовых святок или Больших зимних святок, которые отмечаются с 24 декабря по 5 января. Прямо посреди святок, разделяя праздничные дни на светлые и тёмные святки, проходит Щедрец. После Щедреца продолжаются Велесовы святки и заканчиваются Турицами 6 января. Богатый стол, большой пир в этот день означали благополучие в предстоящем году.

В настоящее время Щедрец практически никто не помнит, так как 31 декабря во всём мире наступает Новогодний праздник. Так как Новый год является новым праздником, не имеющим глубоких корней и собственных традиций, он заимствовал многие черты у Щедреца. Может быть, по этой причине он и является всенародно любимым.

Для многих остаётся непонятным, почему на Новый год принято накрывать стол так, чтобы он ломился, а от обилия продуктов разбегались глаза? Ни в один другой день в году нет такой традиции, так почему же именно на Новый год, мы скупаем все продуктовые магазины и готовим множество вкусных блюд?

Ответ здесь кроется именно в исторических корнях праздника, который издревле именовался Щедрецом. Само название «Щедрец» - «щедрый» говорит нам о том, что в этот праздник принято накрывать щедрый стол, не скупиться на подарки и добрые дела. Обильный и богатый стол в старину называли щедрым, толстым, жирным. Как и на Коляду, в этот день ходили по домам ряженые колядовщики, пели щедровки или щедровальные песни и принимали угощения от хозяев.

На Щедровки также принято кормить домовых и духов Предков. Для них ставили отдельные блюда, приглашали к столу. Нарядная Ёлка в доме или во дворе дома тоже дошла до наших дней и говорит о том, что в древности это был неотъемлемый атрибут щедровок.

О значении Ели, как образе Мирового дерева, уже много говорилось в различных источниках, как образе Мирового древа Русов. Кроме того, что Мировое древо в виде Ели в доме было символом сосредоточия особых магических сил, в древних ведических верованиях Русов Ель - Ёлка была и символом потусторонней жизни. Считалось, что души умерших отдыхают на ветвях этого дерева. Принося в дом Ёлку, которую красиво наряжали, русские люди приглашали в дом и своих Предков, которые праздновали Щедрец наравне с живыми.

Коляда - Древний Русский Бог – Великий, Славный Пращур, и время его прихода датируется многими тысячелетиями назад. Являясь воплощением Великого Родового Духа, он принёс людям Звёздную Мудрость и Священный Огонь Знания, который люди стали забывать и утрачивать в те времена. Коляда собрал возле себя множество волхвов-жрецов с разных земель и передал им знания о Вселенной и устройстве Мироздания, помог понять суть и ВЕДАние Пути Прави, возродил Календарь — Коляды Даръ.

Сегодня Коляда символизирует зимнее Солнце, круг которого на СВА (небе) после солнцестояния становится длиннее, то есть день начинает пребывать. Волшебные Святодейства включали в себя Священный Огнь, горящий в центре круга. Круг - древнейший символ Солнца, Вечной Жизни и изменения, преобразования энергий, вечное движение. Круг – это один из древнейших символов, который означал также Всевышнего. Огонь, пылающий в центре круга – это новое Возрождение, Солнце, идущее к лету, Свет и тепло, Древний Огонь ВЕДАния. Хоровод – осмысленное Святодейство, каждое движение в котором ведёт к накоплению Силы и взаимообмену с Богами благостью и энергией. Свет и благодать снисходит в эти минуты, объединяя в Духе и соединяя с Космосом нитями Души, сливаясь в единое сознание Вселенной! Помнить и чтить Святую Память Предков необходимо потому как древо иссыхает без корней, так и наРод погибает, утеряв духовную связь со своими Родовыми корнями.

В настоящее время Щедрец - это практически и есть наше Русское Зимнее Новолетие с 31 декабря на 1 января, с которым совпадает Новый год в современном мире. Но так как Новый год является новым праздником, не имеющим глубоких корней и собственных традиций, он заимствовал многие черты у Щедреца. Может быть, по этой причине он и является всенародно любимым…

Велесовы святки — пора самых волшебных дней в году. Двенадцать святок – святых вечеров, начиная с кануна Коляды и до Водокреса, посвящены Памяти Предков. Это Чародейное время, когда свет нового Солнца ещё слишком слаб, чтобы разогнать Тьму (как это было во Времена, когда Сварог ещё только ковал Земную Твердь), а Врата, соединяющие Явь и Навь, широко распахнуты. Святки - пора поминовения Предков, колядования, обрядовых бесчинств, разнообразных гаданий, молодёжных посиделок.

Святки делились на две половины: - первая (включая Новогоднюю ночь - Щедрец) была связана с Колядой и посвящена будущему урожаю и гаданию девушек о замужестве, а
- вторая (начиная с Новогодней ночи) была связана с борьбой Велеса с демонами (бесами, отсюда и слово «бесчинство») Чернобога. Велес считался покровителем скота и зверей. Эта часть святок отличалась особенным «разгулом нечисти», с ней нужно было сражаться под защитой Велеса.

Вообще, время Святок - довольно длительный период, поэтому Русы воспринимали его как перерыв во времени, разгул вредоносных сил. Если первые шесть вечеров назывались «святыми», то последующие шесть – «страшными», потому что вся нечистая сила пускалась в разгул и могла встретиться в любом месте. Считалось, что в ночь под Новый год нечисти (черти, как у Н.В. Гоголя) крали месяц, чтобы он не освещал их ночных прогулок с нечистыми духами. После встречи Нового года умирание переходило в возрождение и торжество нового мира, нового времени. Оно выражалось в стремлении людей узнать свою судьбу посредством гаданий. Массовое гадание под Новый год и до конца зимних Святок считалось самым верным и действенным.

До сих пор на Рождественский праздник Коляды выпекают фигурки коров, быков, овец и домашних птиц. Выпеченных животных выставляют на окна для показа проходящим, а вечером их рассылают в подарок родным. Такое печево называется «козули» или «коровки» и применяется в особом обряде сохранения и приумножения богатства. А вот современные баранки - это сильно упрощенные обрядовые овечки или овны. Все эти животные обладают особой плодовитостью, и ритуальное их поедание представляет собой акт приобщения себя и всей своей семьи к тем силам и способностям, которые приписываются этим животным. Сделанные в этот день фигурки уже самим фактом своего существования должны влиять на будущее.

На Святки в селах Русов наиболее распространенным был обряд колядования, имеющий поминальный смысл. По ночам ходили ряженые. Это были ребятишки, неженатая молодежь. Они рядились козою, быком, или медведем, свиньями, кобылами, журавлём, чаще использовали вывернутый мехом наружу тулуп, а на лица - маски. Они ходили из избы в избу группой и под гармошку или балалайку пели хозяевам величальные песни с характерными припевами «Ой, Коляда». В этих песнях высказывались пожелания богатства, здоровья, урожая. Нередко ряженые приходили с полным лукошком зерна и «рассевали» жито по избе. Это означало принести в дом довольство и сытость. Хозяин одаривал колядующих.

Святочные гуляния были временем всеобщего веселья. Обычай колядования потерял со временем обрядовый смысл и превратился в увеселение, забаву. Чудище приплясывает, отпускает веселые шутки, и смотреть на него не страшно, а весело и смешно.

А ведь колядники, согласно преданиям, тени древних Предков. Они приходят в Новогоднюю ночь и пускаются в дальний путь проведать потомков и принести из мира иного залог урожайного года, достатка и благополучия. И когда мы кладём под ёлку конфеты, яблоки или печенье, то делаем это как бы в память о далёких наших Предках. И конфеты, которые мы вешаем на ёлку, украшая её, тоже означают пожелание сладкой жизни в Новое Лето (в Новом году).

А ёлочные игрушки - коровы, барашки, козы - это воспоминание о новогодней жертве: чтобы избежать голода и бедствий, люди устраивали праздник в честь духов подземного мира, принося им в «жертву» домашних животных.

Оживление Воды – Водосвятие – Водокрес.

6 января - Водосвятие, Водокрес, Турицы зимние — день, когда закрываются Врата Нави (открытые в пору Велесовых святок), а мир Яви приобретает обычную упорядоченность. Водосвятием завершаются святки, которые длятся от Дня зимнего солнцестояния до 6 января.

Название Праздника Водокрес (Крес Воды) - буквально означает Оживление Воды. День, когда освящаются священным огнем новорожденного Солнца все Воды Матушки-Земли. Негативная информация, которую вода набрала за год, обнуляется - и вода снова становится первозданной, чистой, целебной… Искра Небесного Огня (Креса) из Сварожьей Кузни падает в воды Земли, наделяя их волшебными свойствами.

Ещё верят, будто в это время Велес Вещий Бог посылает людям Здраву - благословляет все Земные воды, дабы всякий, омывшийся в них в этот день, исцелился от всевозможных недугов.

Существовало поверье: если в ночь на Водосвятие (6 января) прийти на реку и вырубить прорубь, то вода вскипает. В этот день вода в природных водоёмах меняет свои свойства, становится целебной. А потом возвращается в своё обычное состояние.

В этот праздник на Руси был обычай купаться в проруби, несмотря на морозы. Купание в такой воде даёт человеку бодрость, здоровье, мощный прилив жизненный сил. По традиции Русы приносили воду домой и окропляли ей дом, двор, родных, домашних животных, давали выпить больным, лечили раны. В это время очень важен прямой контакт с Царицей-Водицей.

Обряд Водосвятия - раскалив на огне кусок Сварожьего железа, его торжественно, с соответствующими славлениями, опускают в воду, которая, согласно народным верованиям, обретает в этот день особую Силу - становится «могутной да премогутной», целебной, очищающей тело и душу.

После завершения обряда Водосвятия все собравшиеся умываются водой или купаются в прорубях, дабы смыть с себя «все болести и горести». Принимавшие участие в обрядовой окрути (обряжавшиеся в личины выходцев из Нави) на Коляду и во время Велесовых святок - смывают с себя остатки Навьих чар, связывавших их с миром Мёртвых.

По народным представлениям, вода, освящённая на Водокрес, считается чистой - священной, и в ней в течение 12 дней не следует стирать или полоскать бельё. Если водой, заклятой на Водокрес, окропить двор и дом - вся нечисть будет обходить их стороной.

Уголья от Священного Огня, разожжённого на Капище в этот день, а также от огня, в котором калили обрядовое железо, - хранят в течение года, почитая чудодейным оберегом от пожара и молнии.

Чтобы предостеречь свой дом от пожара, на Водокрес хозяева - старшие в своём Роду мужчина и женщина - обходят дом, держа в руках чашу с водой, при сём рекут слова: «Велес и Макошь со мной, Несут чару с водой; Если пожару быть - Станут пожар тушить: Не гори - раз! Не гори - два! Не гори - три!». Произнося эти слова, трижды сбрызгивают водой на дом, после чего завершают заговор: «Духи Предков стоят - Дом от пожара хранят! Слово моё крепко да лепко! Гой!».

В народе верят, что выносить воду из дома в этот день нельзя - вместе с ней можно вынести чистоту. Существует легенда, что в сию пору сам Чернобог, обернувшись нищим странником, ходит по домам и просит у людей воду. Кто вынесет ему ковшик - вместе с водой отдаст ему свою долю…

Турицы зимние – также отмечаются 6 января. Посвящены Велесу в облике Тура - одного из древнейших почитаемых среди Русов животных, обладающих магической силой. В Туре воплощается союз Велеса и Перуна во славу и процветание Русского Рода. В этот день гадают на весь будущий год, так как праздник закрывает зимние святки.

Турицы зимние - древнейший обряд юношеских посвящений в мужчины, когда юноша должен был проявить свои охотничьи способности, воинскую отвагу и завалить своего первого крупного зверя.

Русы брали пример с Туров - этих грозных животных, которые не заботились о себе, чтобы защитить стадо. Они старались научить юное поколение нападать и обороняться, проявлять находчивость и стойкость, выносливость, храбрость, умение объединяться для отпора врагам, защищать слабых и находить слабое место у противника.

Много лет Туры, дикие быки, служили людям как символ чести и храбрости. Из турьих рогов делали кубки и рожки, которые призывно трубили в воинских походах, а из особо крупных рогов делали даже луки.

Но Турицы ещё и пастуший праздник, в это время приглашает община себе пастуха на очередной сезон, договаривается с ним о работе, доверяя ему драгоценное стадо на длительное время. Пастух, послушник Велесов, он принимает заботу о стаде и здоровье его, а Тур помогает ему в этом деле, защищая молодых телков и готовящихся зимой к отелу коров от всяких напастей и болезней.

Бабьи каши.

8 января - Бабьи каши. Повивальные бабки много знали о жизни и Русы особо их почитали. Бабьи каши - в этот день принято чествовать повивальных бабок. Им приносили подарки и угощения, блины. Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили. Особенно рекомендовалось в этот день ходить к бабкам будущим мамам и молодым девушкам.

Бабка повивальная - в деревне всем родня дальняя. Ни одни родины не обходились без повитухи. Бабка пособляла роженице. И была она, как говаривали, с руками. Зная обычаи старины, бабка знала своё дело. При муках роженицы затапливала баньку, вываживала роженицу по Солнцу. Бабканье - повиванье - утворялось добрым словцом, добрыми травами, добрыми молитвами. Одымляя роженицу, то есть, запалив березовую лучину и поджигая полынь с травой бессмертником, бабка радела о легких родинах.

А ещё, не в столь далекие времена, матушка собирала ребятишек ввечёру и учила их славить Род, обсыпать зерном - на долгий век, на счастье, на благополучие. Проще простого было в праздничный час выдать по ломтю пирога, побаловать детей клюквой на меду. Но матушка знала: «Не во всяком дому каравай выпечен, да ещё, чтобы всему семейству вдосталь». И вот ребятишки должны были заслужить угощение, всем миром ребячьим отведать поровну и сыти, и сладостей. «Подайте коровку, маслену головку, на поду печёну, коровку золочёну!» И в ребячий короб от всякого дома выносили и большухи, и девицы-невесты обрядовое печенье, которое по своему обличью сродни скотинке. А ребятишки подзадоривали: «Ты, хозяюшка, подай! Ты, отрадушка, подай! Подавай - не ломай! Отломишь немножко - будет Ермошка. Отломишь горбушку - будет Андрюшка. А подашь середину - быть свадьбе!». И так, ребячий короб тяжелел. И гурьбой славильщики бежали к чьей-то протопленной баньке, делили между собой угощение. Это было радостное время игр, забав. Дети узнавали друг друга и по-детски были счастливы, запоминая это зимнее чудесное время.

Наблюдали и за приметами. Если этот день ясный, то будет хороший урожай проса. Каша в печи подрумянится - к снегу. Если синички с утра пищат, можно ожидать к ночи мороза. А вот беспрерывный крик ворон и галок сулит снегопады и метели.

День похищений.

12 января - День похищений. В тот день вспоминают о том, как в эпоху Купалы Велес похитил Диву-Додолу, супругу Перуна. Во время свадьбы Перуна и Дивы, Велес был отвергнут Дивой и свержен с неба. Однако потом он, как бог любовной страсти, сумел соблазнить богиню грозы, дочь Дыя. От их связи родился весенний бог Ярило…

18 января – Интра. Интра (Змиулан, Индра, Индрик-звер-змей, Вындрик) - сын Земун от Дыя (Ночное Небо), брат «Ящера», и его противник. Интра является богом источников, колодцев, змей и туч. Связь с водными стихиями указывает на его Навью природу. В ночь ведуны заговаривали трубы домов, через которые он проникал в дома. Интра - обитатель подземелья, и в Древнерусских преданиях сказано так: «Как Солнце на небе, так и Интра - в Нави».

В индийских ведах Интра - это царь-змей. На последнее указывает то, что Индерию населяют змеи, а сам Интра - муж Змеи Параскевы. По нашим ведам, Змиулан - победитель козла-Пана (сына Вия), по сути - своего двоюродного брата (так как. Дый и Вий - братья).

В деяниях Интры есть и доблесть, и низость, и честные победы, и жестокость. Несмотря на то, что он муж змеи, он сражается на одной стороне с Перуном. Больше всех он близок людям из «Воинского Триглава» (Перун-Интра-Волх). Если Перун - это чистая «воинская правда», Волх - чародейство, жестокость и тёмный гнев; то Интра - это Свет и Тьма, борьба противоположностей. Интра, скачущий верхом на единороге - покровитель воинов, символ, олицетворяющий ратную доблесть и отвагу.

«Чуткий Интра, услышь наш призыв!

Восприми наши ты воспеванья!

О, мы знаем тебя, ярый бык!

Победи врага, мощный Интра!

Сокруши мощь Виева племени!».

19-21 января - Просинец. Крышень, проливающий на Землю волшебную Сурью. Просинец отмечают Водосветием - Водокресом. Славят сегодня Сваргу - Сонм всех Богов. «Про-сиять» - означает возрождение Солнца. Середина Зимы - считается, что холод начинает спадать и возвращается по велению богов в Земли Русов солнечное тепло.

Крышень появился на свет не случайно, а чтобы исполнить великую миссию. В то время на мир Яви обрушились Великие Холода. Люди утратили дар богов, огонь, и вымирали, замерзая. Причиной этих великих бедствии был Чернобог.

Крышень слетел с небес, дал людям огонь, а потом сразился на берегу Ледовитого океана с Чернобогом и победил его. Крышень дал людям звёздные знания, научил варить священный напиток Сурью, спас от физического вымирания.

Самую древнюю книгу Ведической традиции, содержавшую звёздное знание, Русы называли Звёздной Книгой Коляды. В 25 тысячелетии до н.э. на Руси возникли первые посвятительные школы, в которых хранилось и развивалось полученное знание, и преподавались Русские Веды.

Бог Крышень дал это знание в зодиакальную эпоху Крышня (Водолея), то есть в 25 тысячелетии до н.э. И было это в Рипейских горах, в Беловодье. На блаженных Северных островах, которые Ведическая традиция толкует и как Ирий, и как Райские острова, и как Святой духовный мир, и как иные Планеты. Он принёс людям Златую Звёздную Книгу, и эта книга учила Ведической вере волхвов всех народов. Затем Роды Славяно-Арийцев, ведомые Крышенем, покинули Север и освоили священные земли Сибири и Рипейских гор (Уральских гор), исток святой Pa-реки (Волги) близ горы Иремель.

Отсюда Русы стали расселяться по землям Евразии. Изначальное знание, данное Крышенем, было утрачено в древние эпохи. Но потом спустя тысячелетия оно было восстановлено вновь явившимся богом Колядою.

В этот день в ведических храмах вспоминают, как в древности Крышень дал огонь людям, погибавшим от холодов во время Великого Оледенения. Потом он пролил из небесной Сварги на Землю волшебную Сурью.

«Сурья - мёд, на травах бродивший!

Сурья - также и Солнце Красное!

Сурья - Вед понимание ясное!

Сурья - след Всевышнего Вышеня!

Сурья - истина бога Крышеня!».

Излитая на Мидгард-Землю Сурья в этот день делает все воды целебными, потому Русы в Просинец 19-21 января купаются в Освящённых - Светлых водах.

28 января – Велесичи - Кудесы – Бубны. День домового — день угощения домового. Домовой-запечник, прибаутник, сверчковый заступник. Кудесы - День угощения домового. Домовёнок Кузя - добродушный герой любимых мультфильмов.

Если дедушка-суседушка на Кудесы останется без гостинцев, то из доброго хранителя домашнего очага, он превратится в достаточно лютого духа.

После ужина оставляют за печкой горшочек каши, обложенный горячими углями, чтобы каша не остыла до полночи, когда домовой придёт ужинать. Название праздника - кудесы (бубны) - указывает на то, что наши предки общались с домовым или же просто веселились, услаждая слух музыкой:

«Дедушка-суседушка!

Кушай кашу, да избу храни нашу!».

С древних времен Русские волхвы, ведуны, жрецы, кудесники – ведающие люди помогали своему народу, с помощью своего магического умения исцелять, предсказывать будущее, формировать нужные события, привлекать удачу. Часто ведающих, не вдаваясь в особенности и уровень их умения, называли кудесниками. В своей практике кудесники использовали и до сегодняшнего времени используют различные «волшебные» предметы – руны, камни, чаши и др.

Однако самым мощным магическим инструментом кудесника является бубен! Само слово кудесник – происходит от названия бубна. Дело в том, что в древние времена наши Предки назвали бубен кудом. Таким образом «кудесить» - это бить в бубен и творить чудеса.

Значение бубна огромно: во-первых, он модель Вселенной. Традиционно на нём изображают Мировое Древо, на котором отмечены входы в Верхний (Правь), Срединный (Явь), и Нижний (Навь) миры. Во-вторых, бубен – это средство передвижения, образно говоря, конь кудесника в его духовных путешествиях. В-третьих, это дом для его духов-помощников. Ударами в бубен кудесник призывает их и общается с ними.

Точно также как у обычных людей есть домашние животные – кошки, собаки, кони и т.д., так и у каждого ведающего есть духи-помощники в духовном мире. Это те же кони, волки, медведи, тигры, олени и даже волшебные животные – единороги, драконы и др.

Кроме этого – Духи (Души) Предков, ну и, конечно же, Боги. Ведь суть кудесничества заключается в умении общаться с Духовными Силами Иных Миров.

В этих мирах встречаются различные существа, в том числе и не всегда благостные. В таких случаях бубен выступает своеобразным оружием для их усмирения и даже борьбы с ними. Вот почему на некоторых бубнах (кудах) есть изображение стрел и лука. Да сам бубен символично воспринимается как духовный лук, а его звуки – это стрелы.

В сей день почитается как сам Велес, так и его воинство. Рассказывается о происхождении Велесичей, небесных воинов Велеса. Обычно Велесичей почитают детьми Велеса, Сварожичами, которые подчинились Велесу - главе небесных воинств. Но есть среди них и те, которые сошли с небес на Землю и поселились между людьми: это древние богатыри: волотоманы, асилки, духи пращуров, а также духи лесов, полей, вод и гор. Те из них, кто попал в лес – стал лешим, кто в воду – водяным, кто в поле – полевым, а кто в дом – домовым.

Домовой – дух добрый. Обычно он – рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Иногда вредничает, шалит, если ему что не по нраву. Он пугает тех, кто не заботится о домашнем хозяйстве и скоте. В этот день домового кормят кашей, оставляя её на загнётке.

Приговаривают:

«Хозяин-батюшка, прими нашу кашу!

И ешь пироги - наш дом береги!».

День Мороза и Снегурки.

30 января - День Мороза и Снегурки. Дед Мороз и Снегурочка - главные фигуры этого праздника. В тот день почитали противника Перуна – Мороза - ипостась Велеса. Можно сказать, что Мороз - зимняя ипостась Велеса, так же как Яр (сын Велеса и Дивы) - весенняя.

Мороз женат на Снежной Царице, дочери Мары и Чернобога. У Мороза и Снежной Царицы есть дочь - Снегурочка.

В эти дни рассказывают сказки о Деде Морозе и Снегурочке. О том, как Снегурочка по прихоти богини любви Лели полюбила человека, потому с приходом Весны не стала улетать на Север. И только её пригрело Солнце, она растаяла…

Можно и дальше рассказывать о прекрасных русских праздниках, изложенных в преданиях, сказаниях и сказках, и непосредственно связанных с Душой народа, на это ещё будет время… И это обязательно надо делать, чтобы люди знали, помнили, и особенно важно это для нашей молодёжи.

По принятому у древних Русов последнему календарю 22 сентября наступило Лето 7525 от Сотворения Мира в Звёздном Храме (2016-2017 годы современного летоисчисления). Лето 7525 от С.М.З.Х. соответствует 5508 году до н.э.

Это 5 лето в Круге Лет Славянской космической эры Волка под покровительством Русского бога Велеса. Название – Огненный Свиток. Стихия – Огонь. Цвет – Алый.

Каждое Лето Древнерусского Коляды Дара - Круголёта Числобога, проходит через 9 стихий и в каждой стихии оно получает новый цвет и новое осмысление применительно к мировосприятию современного человека, соответствующее Рассвету Сварога над нашей планетой-Землёй (Мидгардом), то есть временам сумерек - начала рассвета на Земле, о которых поведал в глубокой древности Бог Перун, и о которых было начертано в Древнерусских

Свиток - символизирует ведание, знание, учение, развитие жизни и знания, течение времени, срок жизни - Свиток Покона - Предначертание.

Все Лета Свитка указывают на глобальные изменения не только в общественном сознании, но и во Вселенских масштабах. В Лето Свитка происходят величайшие катаклизмы, на Земле меняются материковые очертания, появляются и исчезают острова, увеличивается вулканическая активность, и, дабы обществу было легко выжить, каждому сообществу даётся Откровение или Предупреждение. В Лето Свитка, хаотически происходят войны, и гибнет много не только людей, но и множество видов различных живых существ.

Огненный Свиток - засушливый год, когда преобладает повышенная солнечная радиация, идёт обильное испарение воды, что приводит к смерти людей и животных от жары и жажды; кроме того, зной и ветреная погода, являются благоприятными условиями для возникновения пожаров. Случаются обильные нашествия жуков, саранчи и др., которые пожирают урожаи и листву в лесах. В Лето Огненного Свитка, рождаются люди с мистическим складом ума, для которых Огонь и огненные ритуалы являются символом внутреннего преображения…

Думается, что все трудности для Русских людей преодолимы, ведь Русы способны Творить и Созидать.

Под этим знаком будущее будет открываться нам вернее и глубже, чем под знаком ожиданий или предчувствий…

Будущее есть не только нечто чаемое, но, прежде всего, творимое. Призвание вдохновляет нас ответственностью долга перед своим Родом, а творческая сила народа рождает мощь Русской Державы.

Ошибки и неудачи прошлого не должны смущать. Исторический путь ещё не пройден, Правда Русская ещё не кончилась. Не замкнулся ещё Русский путь. Путь открыт, хотя и труден. Трудности должны перерождаться в творческий призыв, несделанное должно совершаться.

Есть таинственный путь подвига Русского Духа. Ибо оставлена нам нашими пращурами воля и власть духовного действия. Тем самым и налагается подвиг творить и созидать.

Подлинный исторический синтез заключается не столько в истолковании прошлого, сколько в творческом исполнении будущего…

Юлия Воронянская

Тема :

«Народные праздники на Руси »

Здоровье сберегающие технологии :

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Технологии эстетической направленности

Подвижные и спортивные игры

Технологии музыкального воздействия

Образовательные области :

Социально-коммуникативное развитие,

Познавательное развитие,

Речевое развитие,

Художественно-эстетическое развитие

Цель :

Приобщение детей к традиционной культуре, создание условий для формирования интереса к традициям, обычаям родного народа .

Задачи :

Образовательные

Познакомить детей с традициями празднования Дня Покрова Пресвятой Богородицы, Рождества, Масленицы, Ивана Купала, с народными приметами , обрядами.

Развивающие

Развивать память, мышление, воссоздающее воображение (умение мысленно представить себе времена и условия жизни общества в древней Руси ,интерес к народной культуре , потребность в получении информации.

Формирование навыков общения с культурным наследием.

Воспитательные

Воспитание нравственных качеств, любви к родному краю, народному искусству , к народным играм .

Предварительная работа :

изучение наизусть колядок, стихов о народных праздниках , пословиц,частушек, народных примет .

Возраст : дети подготовительной группы 5-6 лет

Материалы и оборудование :

свеча,звезда,соломенное чучело,зеленое покрывало,календарь,подарки колядующим.

1. Организазационный момент.

Воспитатель :

Здравствуйте,гости дорогие. Рады видеть Вас у себя в гостях.

"Для дорогого гостя и ворота настеж".

Дети входят (по 3 чел) под рус. нар. мелодию. Выстраиваются полукругом.

Воспитатель : Ребята сегодня к нам пришло много гостей,а давайте с ними поздороваемся,как в древности с поклоном.

2. Вступительное слово.

Воспитатель : Наши предки любили и умели веселиться. Русские люди любили и любят праздники . Любили угостить гостей сытно и вкусно. Говорили : «Угощайтесь, чем Бог послал» , «Не красна изба углами, а красна пирогами» ,

Пели песни, плясали. А вы, ребята, любите праздники ? А почему? А какие вы знаете праздники ?

Дети : Да. Праздники волшебные и веселые . Новый год, Рождество, Пасха…

Воспитатель : Молодцы, вы знаете много праздников , которые известны со времен наших предков. Как вы думаете, кто такие предки?

Дети : Предки – это те люди, которые жили до нас.

Воспитатель : Наши предки – русские люди,они жили на Руси – всегда почитали праздники , но праздновали их иначе , не как мы, современные люди. А хотите узнать, как?

Дети : Да.

Воспитатель : Тогда давайте отправимся с вами на экскурсию в прошлое. Вы спросите, как? На волшебных санях. Садитесь,отправляемся назад в прошлое. Поехали! (Музыка)

На ИД зима на Руси .

3. Беседа о Рождестве.

И вот ребята мы с Вами и с нашими гостями оказались в Древней Руси . Русские люди всегда умели хорошо работать и хорошо веселится. Много разных праздников у них было и делились они на великие, средние и малые. Одни отмечались ежегодно и в одни и те же дни, другие – ежегодно, но в разные числа месяца. Среди этих праздников народ выделял самые великие и любимые. А чтобы мы в них не запутались,создадим свой календарь древних праздников .

Воспитатель : Скажите,а с какого времени года у нас сейчас начинается год (Зимы) .Правильно. И наши предки год начинали зимой. И самый любимый и известный праздник зимы это Рождество .

А почему этот праздник так называется ? (Ответы детей) .

(Выключается верхний свет, зажигаются свечи, звучит тихая музыка. Горит свеча. .)

Воспитатель : Рождество - это религиозный праздник . Само слово Рождество говорит о том, что кто - то родился. Рождение ребенка – это всегда благая весть. По библейской легенде 7 января у Пресвятой Девы Марии в городе Вифлееме родился Иисус Христос – Сын Божий.

Весть о рождении Иисуса разнесли небесные ангелы. На небе появилась Вифлеемская звезда. Рождество - праздник верующих в Христа . Это ожидание счастья, мира, домашнего тепла и семейного согласия.

А вы знаете другие традиции этого праздника ? (ответы детей)

Воспитатель : Правильно, это подарки близким и друзьям; открытки, сладости, сувениры.

Воспитатель : Наши дедушки и бабушки очень любят этот праздник - Рождество Христово. Называют его еще зимние святки. Святки - это от слова «святой» . В этот праздник славили , хвалили, прославляли Христа, Новый год, будущий урожай. Парни и девушки рядились в животных : козу, медведя, в нечистую силу : Бабу-Ягу, кикимору и др. Группами они ходили по домам , поздравляли с праздником , желали наилучшего специальными песенками - колядками.

4. Восприятие фольклора.

Воспитатель :(Стук в дверь. Дети подготовительной группы поют коляки ).

Воспитатель : Колядующие непременно получают что-то съедобное : сладости, орехи и особые обрядовые печенья, их называли козули – их обязательно готовили в каждом доме на этот случай. Эти фигурки из теста надо съесть тут же, загадав желание.

Воспитатель : Итак,ребята, какой праздник на Руси праздновали зимой ? Как его праздновали ?

Вот как весело праздновали . Рождество. Давайте отметим на нашем календаре зимний праздник Рождество .

Воспитатель : А какое время года наступает после зимы (Весна)

5. Беседа о Масленице.

Кто знает какой праздник праздновали в конце зимы и в начале весны (Масленица)

Масленицу называли широкой, веселой. (Просмотр презентации)

Масленица - праздник проводов зимы и встречи весны. Масленица названа так потому, что русские люди до Поста ели коровье масло, на котором жарились блины, оладьи, лепешки. А блин похож на солнце. Солнце-символ окончания зимы. С чем их только не ели : с маслом, с медом. Праздновали Масленицу 7 дней . Все дни, всю неделю люди веселились, смеялись, пели песни, гуляли, ходили в гости. В последний день недели, в воскресенье люди друг у друга просили прощения. А чучело, сделанное из соломы (Показ чучела) выносили на улицу и сжигали – так расставались со всем плохим, со всеми бедами, трудностями. Во время сжигания чучела люди пели песни,веселились.

А вы любите веселится?

Тогда давайте сыграем в русскую народную игру "Гори,гори ясно"

Количество игроков : четное

Дополнительно : нет

Играющие выстраиваются парами друг за другом - в колонку. Игроки берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота» . Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Горящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают :

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят :

Дин-дон, дин-дон,

Выбегай скорее вон!

По окончании песенки двое играющих, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат :

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

«Горящий» старается догнать бегущих . Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий» ,то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т. е. «горит» . А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

Воспитатель : Итак,ребята, какой праздник на Руси праздновали весой ? Как его праздновали ?

Воспитатель :А на календаре отметим еще один народный праздник "Масленицу"

Воспитатель : Становится теплее и мы с Вами выходим из саней на зеленую полянку. После весны наступило какое время года (Лето)

7. Рассказ о празднике "Ивана-Купала"

Воспитатель :Летом наши предки почетали праздник Ивана-Купала . (Просмотр презентации) Купала- древнейший праздник благодарения солнца , зрелости лета и зеленого покоса. Название праздника "Иван Купала" пошло от слов - погружать в воду.

Поэтому в этот день обливают друг друга водой, купаются в реке,разводят костры,поют песни,гадают,водит хороводы.

8. Хоровод. Вот и мы с Вами станем в хоровод.

Хоровод «Ивана Купала» "Капуста

Воспитатель : Итак,ребята, какой праздник на Руси праздновали летом ? Как его праздновали ?

Воспитатель : Продолжаем составлять наш календарь народных праздников . Лето-Ивана Купала.

Воспитатель. После лета наступает осень.

9. Рассказ об осенних праздниках .

Осенью на Руси отмечали праздник Покрова Пресвятой Богородицы,14 октября. Это очень почитаемый праздник на Руси . Ведь Богородицу считают покровительницей земли русской, нашей заступницей и помощницей. В народе этот день считали встречей осени с зимой. Назвали этот праздник Покрова от слова "Покрывать",потому что в этот период земля покрывалась с первым снегом, как покрывалом. Примерно с этих дней начинали топить в избах, скот больше не выгоняли на пастбище, завершали все полевые и огородные работы, начинали работать пряхи и ткачихи.

На Руси праздник Покрова издавна связывали с началом зимы и посвящали ему поговорки : «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается» , «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима»

С 14 октября начинались осенние покровские ярмарки, веселые, обильные, яркие. Здесь можно было увидеть все, чем земля отблагодарила людей за тяжелый труд. Шла бойкая торговля овощами, фруктами, хлебом, медом и другими товарами. Свое мастерство показывали народные умельцы

На Покров в деревнях до утра играла гармошка, а парни и девушки ходили гурьбой по улице и распевали веселые разудалые частушки.

10. Частушки.

Наши дети тоже с удовольствием их поют. (Частушки)

Воспитатель : Итак,ребята, какой праздник на Руси праздновали осенью ? Как его праздновали ?

Воспитатель :Вот и завершается наш календарь. Осенью- праздник Покрова . И нам пора прощаться. А календарь праздников мы обязательно будем пополнять новыми праздниками , с которыми дальше будем знакомится на занятиях . Досвидания.

Список литературы.

Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно – методическое пособие. –

2 – е изд., перераб. Т доп. – СПб.: Детство – Пресс, 2002.

Карпенко М. Т. Сборник загадок. М.: Просвещение, 2986.




Славянские Святки известны в народе, как две недели гаданий и магических обрядов. Эта неделя начинает год по православному календарю. В нее включены праздники Рождества, Старого Нового года, Крещения.

В эти дни молодежь гадает на суженых. Происходят обрядовые колядования, посевания, ряженье, хождение в гости, обряды на благополучие и плодородие. Считается, что в эти дни присутствие духов среди людей особенно значимо, поэтому открывается будущее.

С конца декабря светлый день начинал увеличиваться, люди связывали это с победой добра над злом. Поэтому в святочные дни после Рождества повсеместно царила радость, безудержное веселье, общение, песни и гуляния с обильной трапезой и душевными разговорами.

В святочные дни запрещена охота на животных и птиц.

Рождество Христово – второй значимый праздник православия. Отмечается также на государственном уровне. Это дата по Григорианскому календарю ознаменована рождением Иисуса Христа. На Руси этот праздник помимо традиционной рождественской ёлки и предшествующего поста приобрёл особенные славянские черты, пополнился обрядами и ритуалами и ритуалов:

· Заключение договоров. С Рождества и до Масленицы между купцами заключались новые годовые договоры. В этот период деловые люди стремились подвести итоги и закрыть прошлогодние обязательства, чтобы начать новые договорные отношения.

· Сжигание снопа. Рождество завершало также сельскохозяйственный год. Осенью во время жатвы хозяин выбирал лучший сноп и помещал его под образа в красном углу жилища. В канун Рождества этот дар сжигали в знак новой надежды на будущий урожай. В рождественские и святочные дни люди устремляли взор к лучшему будущему. Все старались надевать и покупать красивую одежду, готовить самую вкусную и сытную еду, дарить дорогие подарки. Щедрость поступков притягивала щедрость судьбы и новую надежду.

· Вертеп и Коляда. Из Европы в Россию пришёл обычай театрализованных представлений, связанных с рождением младенца Христа, так называемые вертепы. В русских селах они преобразовались в шествия ряженых и кукольные театры на площадях. Правда православие запрещало использовать кукол Богородицы и Христа, их заменяли иконами.

Коляда (славление) – обычай приходить к соседям с песней, прославляющей Рождество Христово. Ряженых артистов награждали вкусным угощением, специально пекли пирожки и готовили сладости.

· Сочельник. День перед Рождеством называется Сочельник по названию постной каши с медом, орехами и маком. До первой звезды ничего другого в этот день не ели. Девушки гадали на суженого. После ужина в сочельник по обычаю хозяин собирал всю оставшуюся еду со стола и относил домашним животным, чтобы разделить с ними радость рождения Спасителя.

Рождественский пост заканчивался восшествием на небо первой звезды, которая ознаменовала рождение младенца Иисуса. К этому празднику готовилась самая сытная еда. Блюда состояли из больших кусков мяса, рыбы и птицы, запеченных в печи. Вся выпечка также готовилась с мясной начинкой. Знаменитые калачи, кулебяки, блины и расстегаи украшали рождественский стол.

____________________________________________________

19 января
КРЕЩЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК

Посвящен событию крещения Иисуса Христа в Иордане. Крещение совершал Иоанн Креститель. По традиции в этот день очищения люди очищаются водой. Для крещенских купаний обычно создаются освященные купели и проруби. Кроме того, этот день всякая вода считается священной. Освященную в церкви воду пьют в этот день натощак, а также хранят её в Красном углу дома весь год, используя для освящений и исцелений. Во время крещенского купания нужно окунуться трижды с головой, произнося молитву: "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа".

В этот день нельзя стирать, а также работать. Праздник Крещения предназначен для смирения, очищения от ментальных и физических загрязнений. Мысли направляются к единению, терпимости, взаимопомощи, благодарности Богу и людям, душевному спокойствию и миру.

____________________________________________________


Февраль, в течение недели перед Великим постом
МАСЛЕНИЦА


Масленица - прощание с зимой и подготовка к встрече с весной, Великому посту и Пасхе. Начинается эта неделя с воскресенья, называемого "мясное заговенье". Это последний мясной день до самой Пасхи. Всю неделю пекутся блины как символ солнечного диска. В эти дни люди ходят в гости со своими блинами и встречают блинами. Помимо блинов пекут пряники, варят медовые сбитни и пиво, и литрами пьют чай. Самовар всегда должен был быть горячим.

Катание на санях и санках – дань выпавшим снегам и зиме. Её образ в виде соломенного чучела Масленицы сжигается на сельских и городских площадях. Эта неделя ознаменовывается бурными гуляниями, песнями, театральными представлениями весёлых скоморохов, потешными боями. Петрушка, любимая народная кукла, смешит и развлекает публику. Молодёжь старается показать себя во всей красе и убранстве. В эти дни, когда весь народ на улицах, подыскиваются пары.

____________________________________________________


Первое воскресенье после полнолуния после 21 марта
ПАСХА

Любимый христианский праздник в честь воскресения Иисуса Христа.

Этот день – первый после долго поста. Утром люди приветствуют друг друга особенными словами «Христос воскрес!», а в ответ: «Воистину воскрес!». После приветствия трижды целуются и обмениваются пасхальными яйцами.

Хозяйки красят вареные яйца, пекут высокие куличи и сладкие творожные пасхи. Вся праздничную еду сначала освящают в церкви. В народе очень любят играть в разбивание вареных яиц.

Дальней родне принято отправлять красивые пасхальные открытки с поздравлениями.

Любимая игра на Пасху – катание яиц. Игры начинаются в первый день Пасхи и дляться всю Светлую неделю. Одна игра могла длиться несколько часов. Специально для игры изготавливают деревянные копии крашеных яиц. Яйцо скатывают по дощечке или рушнику с некрутой горки. Внизу все участники кладут свои яйца полукругом. Цель – сбить одно из этих яиц. Если сбиваешь, то берешь сбитое яйцо и продолжаешь игру, если нет – то уступаешь место другому и кладешь своё яйцо внизу.

____________________________________________________


Первое воскресенье после Пасхи
КРАСНАЯ ГОРКА

У славян праздник Красной горки означает полный приход весны. В это время природа начинает расцветать, деревья и травы пускают новые зеленые побеги. На Красную горку девушки водят хороводы, молодёжь организовывает забавы и состязания: перетягивания каната, потешные бои, катания на качелях. Молодежь выбирает высохшие от весенних вод горки, поют песни, хороводят и проводят обряды заклинания весны, и все вместе встречают восход солнца. Из блюд принято угощаться блюдами с яичницей.

В это время принято играть свадьбы. Свадьба на Красную горку – это хорошая примета для молодоженов.

____________________________________________________


До изменения летоисчисления праздник совпадал с днями летнего солнцестояния, максимальным расцветом природы, победой света над тьмой. Например, в странах Балтии этот праздник (Лиго) празднуется по старому стилю 23-24 июня.

С возникновением христианства этот день посвящен также Иоанну Крестителю. Поэтому этот праздник по обоим традициям посвящен воде.

Подготовка начинается 6 июля, в день Аграфены Купальницы. Девушки и женщины заготавливают банные веники на весь год. В этот день по традиции топятся бани. Молодые парни обливают водой всех прохожих и односельчан.

К вечеру молодежь собирается на поляне, затевают костры, соревнуются в прыжках через огонь. Девушки гадают по подорожник-траве на суженого и пускают по реке венки из полевых трав и цветов.

Колодцы по традиции чистили от ила и грязи. В некоторых деревнях было принято кататься по ржи. Хорошей приметой считается купаться либо в бане либо в водоеме.

По народным приметам в день летнего солнцестояния вода соединяется с огнём. Поэтому костры разводят на берегах рек и озер. Также по легенде счастье ждет того, кто найдет цветок папоротника, цветущий якобы только в эту ночь.

____________________________________________________


8 июля
ДЕНЬ ПЕТРА И ФЕВРОНИИ

Это народно-православный праздник в честь семьи, любви и верности. Назван в честь князя Петра и его жены Февронии, девушки из простой семьи. Святые Петр и Феврония Муромские – покровители семьи и супружеской преданности. В этот день принято совершать помолвки.

Символ чистой любви в России - цветок ромашки. Поэтому есть традиция гадать по ромашке на своего будущего супруга. Сейчас существует особая медаль для самых верных семейных пар. На одной стороне изображена ромашка, а на другой - образы Петра и Февронии.

По традиции в этот день у крестьян первый покос и все духи воды уходят спать вглубь водоёмов. Поэтому разрешалось купаться без оглядки.

В день Петра и Февронии определяется погода на следующие 40 дней. Если 8 июля ясно, то впереди ясные и погожие дни.

____________________________________________________


Праздник посвящен пророку Илье. Также этот день почитается славянами как праздник древнего бога грома Перуна.

Это день воинов и земледельцев. К этому дню уже нужно закончить заготовку сена и сбор урожая. Кроме этого это праздник Перуна – это начало подготовки полей к посадке озимых культур.

Перун – покровитель воинов, это праздник для защитников и правителей народа. В этот день проводятся мужские состязания в силе, ловкости и воинском искусстве.

Вечером у костра мужчины пьют пиво и квас, из блюд предпочитается говядина, баранина и творог.

Начиная с этого дня холодный воздух начинает окутывать землю, водоемы покрываются ряской, на березах замечаются первые желтые листья. Этот день считается закрытием купального сезона. «Пришел Илья, осень говорит: Вот и я!»

____________________________________________________


Начало успенского поста открывает Медовый или Маковый Спас. В этот день крестьяне начинают собирать мед. Сладкое лакомство принято сначала освятить в церкви. На медовый спас нельзя есть мясо и рыбу. Традиционные блюда: блины с медом, маковые коржи и медовуха.

В Маковый Спас женщинам и девушкам прощаются все ошибки, если они об этом попросят с чистым сердцем. Часто в деревнях люди наливают освященный мед в большой сосуд, и все могут окунать в него белый хлеб, поздравляя друг друга.

В этот день особенно приветствуется благотворительная помощь бедным и голодающим людям. Им дарят подарки и угощают выпечкой и медом. Принято помогать вдовам и сиротам по хозяйству: убирать в доме, поправлять дома, дарить утварь и одежду.

С этого дня начинается сбор первого урожая.

____________________________________________________


Праздник первых плодов связан с созреванием яблок. Поскольку праздник приходится на Успенский пост фрукты являются в эти дни основной едой. Из яблок пекут ароматные пироги и варят варенье. У каждой хозяйки должен быть свой особый рецепт яблочного пирога, которым она должна удивить гостей.

Яблоки утром освящаются в церкви. Доедая освещенное в церкви яблоко, принято загадывать желание.

Наши предки угадывали погоду по этому дню. Если на Яблочный Спас стояла сухая и теплая погода, ожидалась мягкая зима. Но если был дождь, нужно готовиться к суровой зиме.

____________________________________________________


Старый славянский праздник приближения осени. В этот праздник принято отмечать новоселье, разжигание нового огня, обряды пострига, похорон мух и предания о воробьях.

Разжигание огня. В Семенов день тушили весь огонь в доме. Оставляли лишь пламя лампадки у икон. От этого огня утром разжигали новый огонь, который символизировал начало следующего цикла стихии огня. Происходило обновление, привлекающее в дом счастье и достаток.

Традиция хоронить мух – древний обычай, означающий прощание с летом. Выметание мух из дома означало избавление от ссор и бытовых неурядиц.

Семенов день начинает бабье лета. С этого дня больше не косят траву. В этот день не принято работать в поле, а ночью перед началом холодов духами пересчитываются воробьи, которым нужно пережить снежную зиму.

Семенов день также связан с древним обычаем Пострига. Для посвящения в мужчины мальчиков, достигших возраста трех лет, на макушке у них выстригался небольшой локон волос. Крестный отец садит ребенка на коня и проводит его, держа коня под уздцы. С этого момента ребенок считается будущим воином и отцом семейства, его воспитанием занимаются преимущественно мужчины.

____________________________________________________


Этот праздник посвящен Богородице. Считается, что она укрывает землю снегом, как своим платком. В этот день принято кормить и лечить бродячих животных и кормить птиц хлебом.

В день Покрова принято веселиться и улыбаться всем встречным. Чтобы избавить детей от болезней, в этот день их выводят за порог и обливают водой из большого решета.

Всех, кто приходит в дом следует вкусно накормить блинами. Женщины принимаются за рукоделие: вышивают, прядут и шьют. Поют песни и много смеются.

В этот праздник пекут специальный покровский каравай. Нужно накормить им своих близких, друзей и соседей, а остатки и крошки сохранить до Великого поста.

И, конечно, в этот день все просят у Богородицы защиты и процветания семьи.

____________________________________________________


Обычай отмечать 1 января наступление Нового года в России появился одновременно с новогодней елкой на в 1799 году.

Новый год стал семейным праздником. Самое большое застолье организовывается именно в этот день. Как Новый год встретишь, так его и проживешь. Поэтому перед встречей Нового года нужно забыть о проблемах, помириться с близкими и друзьями, попросить прощения у всех, кого обидели. Отдать все материальные долги, исполнить всё обещанное. Выбросить ненужные вещи и мысли и пообещать себе стать лучше в следующем году.

Новогодние подарки, украшенные дом и ёлка, катание на катках, красочные фейерверки и сказочные спектакли, красивые наряды и рождественские фильмы, корпоративные праздники, детские костюмированные представления и новогодние каникулы, обильное угощение, поздравление всех друзей и родственников, - самые любимые обычаи российских людей в праздник Нового года.

Делитесь своими приметами и обычаями на наших страницах.

У наших предков, живших в давние времена на Руси, праздники являлись важной частью как семейной, так и общественной жизни. Многие века русский народ чтил и свято хранил свои традиции, передававшиеся от отца к сыну в каждом поколении.

Повседневная жизнь обычного русского человека в те времена была непростой и посвящена тяжелому добыванию хлеба насущного, поэтому праздники были для него особенным событием, неким священным днем, когда происходило слияние жизни всей общины с их сакральными ценностями, духами предков и их заветами.

Традиционные русские праздники предполагали полный запрет на выполнение любой повседневной деятельности (косьбы, пахоты, колки дров, шитья, ткачества, уборки т.д.). На время праздника все люди должны были одеваться в праздничные одежды, радоваться и веселиться, вести только радостные, приятные разговоры, за невыполнение этих правил полагался денежный штраф или даже наказание в виде битья плетями.

Каждое время года играло в жизни русского человека свою определенную роль. Зимний период, свободный от работ на земле, особенно славился своими гуляниями, шумными забавами и игрищами.

Основные русские праздники на Руси:

Зима

7 января (25 декабря) русский православный народ отмечал Рождество. Этот праздник, посвященный рождению Божьего сына Иисуса Христа в Вифлееме, заканчивает рождественский пост, который длится на протяжении 40 дней. В его преддверии люди готовились прийти к нему чистыми душой и телом: мыли и убирали свое жилище, ходили в баню, одевали чистые праздничные одежды, помогали бедным и нуждающимся, раздавали милостыню. 6 января в Рождественский Сочельник за большим праздничным столом, на котором обязательным первым блюдом была ритуальная каша кутья или сочиво, собиралась вся семья. К ужину приступали после появления первой звезды, кушали, молча и торжественно. После Рождества наступали так называемые святые дни, длившиеся до Крещения, во время которых было принято ходить по домам и славить Иисуса Христа молитвами и песнопениями.

Святки (Святочная неделя)

Праздничные дни у древних славян, а затем перешедшие и в церковное празднование, дни святок, начинаются от первой звезды в канун Рождества и до праздника Крещения, освящения воды ("от звезды и до воды"). Первая неделя Святок получила название Святочной недели, связана со славянской мифологией, связанной с поворотом зимы на лето, солнца становится больше, тьмы меньше. В эту неделю вечерами, называемыми святыми вечерами, святость зачастую нарушалась мифологическими обрядами гаданием, что не приветствовалось церковью, а днём, наряженные в одежды с флагами и музыкальными инструментами кудесники, ходили по улицам, заходили в дома и потешали народ.

19 января праздновалось православное Крещение, посвященное таинству крещения Иисуса Христа в реке Иордани, в этот день во всех церквях и храмах совершалось Великое водоосвящение, вся вода в водоемах и колодцах считалась святой и обладала уникальными, лечебными свойствами. Наши предки считали, что свяченая вода не может испортиться и хранили её в красном углу под иконами, и верили что это лучшее лекарство от всех недугов как телесных, так и духовных. На реках, озерах и других водоемах делали на льду специальную прорубь в виде креста под названием иордань, купание в которой считалось богоугодным и целебным занятием, избавлявшим от хворей и всяческих напастей на целый год.

В самом конце зимы, когда по поверьям наших предков Весна-красна с помощью тепла и света прогоняла стужу и холод, наступал праздник Масленицы, известный своим раздольным веселием, который длился на протяжении целой недели в преддверии Великого поста. В это время было принято печь блины, которые считались символом солнца, ходить к друг другу в гости, веселиться и наряжаться, кататься с горок на санках, а в заключительное Прощеное Воскресенье палить и хоронить чучело-символ побежденной зимы.

Весна

В этот праздник Входа Господня в Иерусалим, хоть и в православии не имеет предпразднства, так как следом начинается Страстная седмица, верущие приносят в церковь ветки вербы (в славянских ими заменяли пальмовые ветви), которые на утрене после всенощного бдения окрапляют святой водой. Затем православные украшают в домах освященными вербами иконы.

Самым большим праздником всего христианского народа на Руси считалась Святая Пасха, в этот день почиталось воскрешение Иисуса Христа и его переход от смерти на Земле к жизни на небесах. Люди убирали и украшали свои дома, одевали праздничные одежды, обязательно посещали пасхальное богослужение в церквях и храмах, ходили в гости, угощая друг друга пасхальными крашеными яйцами и куличами, после Великого Поста. Встречаясь люди говорили «Христос Воскрес!», в ответ нужно говорить «Воистину воскрес!» и троекратно целоваться.

Первое воскресенье после Пасхи называлось Красная Горка или Фомин день (от имени апостола Фомы, не верившего в воскресение Христа), она являлась символом прихода весны и долгожданного тепла. На этот праздник народные гуляния начинались еще ночью и продолжались целый день, молодежь водила хороводы, каталась на качелях, молодые парни встречались и знакомились с девушками. Накрывали праздничные столы с обильным угощением: жареной яичницей, караваями в виде солнца.

Лето

Одним из самых значительных праздников лета был Иван Купала или Иванов День, названный в честь Иона Крестителя и отмечавшийся в день с 6 на 7 июля, в летнее солнцестояние. Этот праздник имеет этническое происхождение и глубокие языческие корни. В это день жгут большие костры, прыгают через них, символизируя очищение тела и духа от греховных мыслей и поступков, водят хороводы, плетут красивые венки из цветов и луговых трав, пускают их по течению и гадают по ним на своего суженого.

Один из почитаемых с древних времен народный праздник, к которому приурочено много верований, примет и запретов. В канун праздника в четверг и пятницу пекли обрядовое печенье и прекращали полевые работы. А в сам Ильин день строго запрещалось проводить любую хозяйскую работу, считалось это не принесет результата. Проводилась "братчина", приглашали на общую трапезу всех жителей ближайших селений, а после угощения заканчивались народными гуляньями с песнями и плясками. И главное, Ильин день считается границей лета и осени, когда вода становится холодной, вечера прохладными, а на деревьях появляются первые признаки осенней позолоты.

В середине последнего летнего месяца, а именно 14 (1) августа, православные христиане отмечали праздник Медового Спаса (спас от слова спаситель), которым почитали смерть семи мучеников Маккавеев, принявших мученическую смерть за свою христианскую веру от древнего сирийского царя Антиоха. Дома посыпались семенами мака, защищавшими их от нечистой силы, первые соты меда, собранные в этот день, когда пчелы прекращали собирать нектар, относились в храм для освящения. Это день символизировал прощание с летом, после которого дни становилась короче, ночи длиннее, а погода более прохладной.

19 (6) августа наступал Яблочный спас или Праздник Преображения Господня, у наших предков он был одним из самых первых праздников урожая, символизировавшим начало осени и увядание природы. Только с его наступлением древние славяне могли есть яблоки с нового урожая, обязательно освященные в церкви. Накрывались праздничные столы, начинали есть виноград и груши.

Последний, Третий Спас (Хлебный или Ореховый) отмечался 29 (16) августа, в этот день заканчивалась уборочная страда и хозяйки могли спечь хлеб из нового урожая зерна. В церквях освящали праздничные караваи, также туда приносили орехи, которые как раз поспевали в это время. Заканчивая жатву, земледельцы обязательно вязали последний «именинный сноп».

Осень

Одни из самых почитаемых праздников осени, пришедшим к древним славянам из Византии, был Покров день, отмечаемый 14 (1) октября. Праздник посвящен событию, произошедшему в 10 веке в Константинополе, когда город был осажден сарацинами, и горожане приносили молитвы о помощи Святой Богородице в храмах и церквях. Пресвятая Дева Мария услышали их просьбы и, сняв покрывало с головы, укрыла их от врагов и спасла город. В это время полностью заканчивались уборочные работы, начиналась подготовка к зиме, заканчивались хороводы и гуляния, начинались посиделки с рукоделием, песнопениями и беседами. В этот день накрывались столы с угощениями, приносились дары убогим и сиротам, обязательно было посещение церковной службы, начиналась пора свадебных торжеств. Брак на Покрова считался в особенности счастливым, богатым и долговечным.