Как готовиться к детской исповеди. Как подготовить ребенка к первой исповеди

Как порой ни были утомительны исповеди взрослых, все же самые тяжелые исповеди для меня — детей и подростков.

«Не слушал папу и маму, плохо учился, не убрал комнату, с братиком поругался, не вынес мусор, смотрел "плохие" мультфильмы…» — максимум, что лет в 7─12 «выжимает из себя» ребенок на исповеди. Да и в более старшие года содержание исповеди практически не меняется. И если он причащается каждое воскресенье, то ему каждую неделю приходится повторять на исповеди одни и те же зазубренные фразы. О том, что недостойно вел себя в храме, не благодарил Бога, был невнимателен на молитве, то есть о своих отношениях с Богом — не говорит, за редким исключением, никто.

Еще хуже обстоит дело с исповедью детей из нерелигиозных семей, где нет домашней молитвы и не звучит Евангелие. Их приводят на исповедь перед учебным годом или «заодно» во время экскурсии в монастырь, в воспитательных целях («Вы, батюшка, его вразумите»). В любом случае мотивация к исповеди со смыслом самой исповеди не имеет ничего общего. Как правило, ни эти дети, ни родители толком не понимают сути таинства. Ребенку подсказали, что нужно «батюшке» рассказать плохие поступки, чтобы «Боженька простил». И все. С реальной семейной жизнью таинства никак не связаны. Как правило, лет в 15 этих детей в храме уже практически не видишь. Да и во взрослой жизни только единицы из них по-настоящему обращаются к Евангелию. Только как вот объяснить приводящим на исповедь этих детей тетям, мамам и крестным, что такой подход недопустим, дети не подготовлены к исповеди и Причастию?

Лакмусовой бумагой духовной атмосферы в семье считаю поведение младенцев в возрасте до трех-четырех лет перед Чашей Причастия. В воцерковленной семье, где ежемесячное причащение для всей семьи является нормой, где звучит Слово Божие, младенцы причащаются очень спокойно. Но вот подносят другого — и «драма» начинается. Плач на весь храм. Ребенок обеими руками отбивается, отворачивает лицо, прижимается с хныканьем к принесшей маме/тете/бабушке: «Не хочу!» Мама пытается силком его (ее) развернуть к Чаше, пономарь перехватывает ручонки, священник пытается попасть лжицей в искривленные губы, с риском, что капли Причастия будут разбрызганы по сторонам. В ход идут уговоры: «это же сладенько, скушай медик (сок, варенье)» (при этом взрослые не осознают кощунственности этих слов). Уговоры не действуют, время затягивается, мама тоже начинает нервничать. Атмосфера накаляется. А когда таких детей несколько?.. Наконец, священник с пономарем изловчились… «Причастие» совершилось! Довольная мама или бабушка отходит в сторону. А я думаю о том, что теперь слово «причастие», вероятно, закреплено в сознании ребенка с ассоциацией чего-то очень неприятного. Впоследствии, в силу возраста, он забудет о случившемся. А в подсознании история останется. И равнодушие к таинству, восприятие его как непонятного, мертвого, обряда, возможно, обеспечены. Прекрасная предпосылка к воспитанию религиозно индифферентных людей, лиц, откровенно не любящих Православие. Ребенок травмирован «причастием», и хорошо, если эта травма будет впоследствии преодолена его личным религиозным опытом и встречей с хорошим священником… Если ребенок переживает причастие как трагедию — я против его причастия!

Только вот почему он себя так ведет? Иногда я спрашиваю родителей, когда они сами причащались в последний раз. За очень редкими исключениями, ответ или «никогда», или «не менее года назад». Что такое Причастие? «Хлеб и вино». «Просфорка». «Это для очищения», «Ну, чтобы очиститься от грехов». «Не знаю». И понимаю, что между хождением в храм и реальной жизнью не просто разрыв, а практически полная непересекаемость. Но ведь младенцы причащаются, как и крестятся — по вере родителей , причем под верой имеется в виду вера деятельная, влияющая на все сферы жизни. В описанных же выше случаях есть вера в «технологию таинств». Веры как жизни во Христе — нет. И, поскольку духовная атмосфера в семье за внешней, пусть даже добропорядочностью, отсутствует, ребенок интуитивно воспринимает таинство Причащения как что-то чуждое тому, что он впитывает в семье. И это вызывает у него — опять-таки интуитивно — реакцию отторжения!

Знаю, что даже многие священники не примут моих слов, но это мое убеждение: если семья нерелигиозна, я не вижу смысла и в самом крещении детей.

Что же можно предложить конкретного по подготовке детей к исповеди? Для ответа на этот вопрос я специально изучал опыт известных духовников. Среди них — митрополит Антоний Сурожский, священники Максим Козлов, Алексей Уминский, Федор Бородин, Владимир Воробьев, Виталий Шинкарь, Павел Гумеров, Александр Ильяшенко. На основании изученного материала и выросли следующие рекомендации, носящие, конечно, общий характер.

1. Если у семьи нет духовника, с которым имеется тесный контакт, то основной труд по подготовке к первым исповедям ребенка лежит на родителях. В первую очередь он заключается в личном примере — когда родители сами более-менее регулярно приступают к таинствам Исповеди и Причастия, когда ребенок слышит, как они молятся, видит их постящимися, за чтением Священного Писания и духовной литературы. Впрочем, если родители понимают, что у них не хватает опыта, вполне естественно, что помощь им могут оказать воцерковленные крестные.

2. В подготовке к исповеди важно дать почувствовать ребенку, что он уже достаточно взрослый и может сам оценивать свои поступки. Беседа не должна напоминать урок, который он обязан запомнить. Он искренне может раскаиваться только в том, что сам осозна́ет как неправильный и плохой поступок.

3. Недопустимо говорить детям о том, что Бог накажет. Представление о Боге как о Прокуроре приведет к искажению религиозного опыта. Поскольку Бог — это Отец, то естественно, что представление о Боге формируется по образу отношений его с родителями. И если в семье взаимоотношения вполне гармоничны, построены на любви, уважении и доверии, тогда легче будет донести до ребенка, что грех — не просто преступление закона, а то, что разрушает эти доверие и любовь, создает между человеком и Богом преграду. И как естественно ребенку любить родителей — так же ему естественно учиться любить и Бога.

4. Подготовка к исповеди детей — это дополнительное побуждение родителям и крестным плотнее заняться собой . Одной из причин ухода детей из Церкви в более зрелом возрасте является то, что их «натаскивают» на молитву и таинства, но они не видят в родителях личных отношений с Богом, когда все сводится в лучшем случае к выполнению дисциплинарных правил (поста, чтения святых отцов), но нет радости жизни во Христе. Или когда родители не работают над собственными грехами, когда в семье нет достаточно гармоничных, здоровых отношений.

5. У детей больше развито воображение, а не логика. Поэтому информацию о том, что такое грех, какие грехи бывают, удобнее доносить до них с использованием наглядных образов, картин, притч. Например, пособием могут послужить рассказы для детей Бориса Ганаго, песни-притчи Светланы Копыловой, какие-то сюжеты из мультфильмов и кино, соответствующие их возрасту. К примеру, у Ганаго есть сказка «Превращение», где раскрывается, как жадность и зависть разрушают душу. Можно заранее сделать подборку тематического материала по страстям (обиды, самолюбие, жестокость) и в течение нескольких дней в беседе с ребенком раскрывать по одной теме — он сам затем определит, в какой мере касается данный грех его, или, к счастью, не касается вообще. Ни в коем случае нельзя указывать на известные грехи ребенка. Для облегчения работы над собой можно предложить ребенку записать на листике то, что он захочет исповедовать.

6. При подготовке к исповеди важно не только помочь ребенку увидеть грехи, но и побудить его к приобретению тех добродетелей, без которых невозможно иметь полнокровную духовную жизнь. Такими добродетелями являются: внимание к своему внутреннему состоянию, навык молитвы. Детям доступно восприятие Бога как своего Небесного Родителя, поэтому им легко объяснить, что молитва является живым с Ним общением. Ребенку необходимо как общение с отцом и матерью, так и молитвенное обращение к Богу.

8. Причастие и Исповедь — разные таинства, и их сочетание зависит от духовного устроения данного человечка. Как заметил священник Алексей Уминский, «ребенок не должен исповедоваться перед каждым Причастием… У нас, к величайшему сожалению, много зависит от личной настроенности священника. Например, один священник настроен так, что никого ни в коем случае без исповеди к Причастию не допускать, и ему все равно, сколько ребенку — 6, 7 или 15 лет… Разумные христианские семьи должны искать те приходы, где нет "фабрики", где нет такого, что никто никого не знает. Ведь есть храмы, где все превращается в некую безымянную безликую процедуру, где прихожане проходят определенные этапы: пришел, купил свечи, подал записки, пошел на исповедь, потом к Причастию, все, вернулся домой. Такого надо избегать. Мне, как священнику, кажется гораздо понятнее и полезнее та практика, которая существует в поместных Православных Церквях, где исповедь и Причастие не связаны между собой жестким образом… Там, где сложился приход, где священник знает каждого своего прихожанина, и прихожане регулярно причащаются каждое воскресение, на каждые праздники, какой смысл проводить их через процедуру называния одних и тех вещей, которые и так понятны? Тогда надо каждый день исповедоваться, по много раз. Все можно превратить в какое-то безумие. Конечно, человек согрешает каждый день. Для этого есть возможность проверить свою совесть — во время вечернего правила существует молитва, в которой перечисляются грехи. Необязательно называть то, что не соответствует твоей жизни… Можно же эту молитву заменить своей собственной молитвой, рассказать Богу о том, в чем ты каешься. Вспомнить свою жизнь за этот день и искренне перед Богом раскаяться… И ребенку надо сказать, чтобы он умел видеть, как он провел сегодняшний день, как он общался с родителями, с близкими. И если что-то есть на совести, нужно попросить у Бога прощения. И попробовать это не забыть на исповеди…»

9. Желательно, чтобы у ребенка сложились личные, доверительные отношения со священником. Для это и существует общение — начиная от воскресной школы и заканчивая турпоходами и паломничествами.

10. Исповедь не обязательно должна начинаться с семи лет. Как заметил протоиерей Максим Козлов (храм МГУ), «для многих и многих детей сегодня физиологическое взросление настолько опережает духовное и психологическое, что большинство сегодняшних детей в семь лет исповедоваться не готовы. Не пора ли сказать, что этот возраст устанавливается духовником и родителем абсолютно индивидуально по отношению к ребенку? В семь лет, а некоторые и чуть раньше, они видят различие хороших и плохих поступков, но говорить о том, что это осознанное покаяние, еще рано… У большинства нравственное сознание просыпается значительно позже. Но и пусть себе позже. Пусть приходят в девять, десять лет, когда у них появится большая степень взрослости и ответственности за свою жизнь… Формализация исповеди, происходящая у ребенка, в современной практике нашей церковной жизни является довольно опасной вещью».

11. Перед первой исповедью желательно заранее договориться со священником о времени исповеди. Первая исповедь требует особенно внимательного отношения. Поэтому не стоит откладывать ее на какой-то большой праздник или когда священник загружен еще чем-нибудь.

12. Подготовка к исповеди ребенка начинается со времени формирования его самосознания. К первому религиозному опыту, включая самостоятельную молитву, дети вполне готовы примерно с трех лет. Другими словами, ребенок должен учиться прислушиваться к себе. И — не ждать исповеди, а прямо здесь и сейчас уметь сказать «прости». Родителям, друзьям, сестричке. И, что особенно важно, Богу. Опять-таки — важно, чтобы этот опыт он имел перед глазами от своих родителей, старших братьев и сестер.

13. Нельзя использовать исповедь как воспитательное средство. Такой утилитарный подход сразу выдает «духовное» состояние тех, кто «снарядил» ребенка на исповедь. Приведу слова К. С. Льюиса: «Люди и народы, которые думают, что верой нужно добиться улучшений в обществе, могут с таким же успехом пользоваться услугами Сил Небесных, чтобы регулировать уличное движение». Соблазн использовать христианство для… (воспитания патриотических чувств, «послушания» родителям ) велик. Но ребенок, при своем взрослении, так и не увидит в христианстве главное — Воплощенного Бога, который есть Любовь. Будет ли он любить такое «Православие»? Родственники, ведущие с «нравственно-воспитательной целью» ребенка к исповеди, сами не осознают, что тем самым хотят ни много ни мало, как чтобы Христос «перевоспитывал» этого ребенка в соответствии с их, родственников, ожиданиями.

14. При частом причащении детей не стоит вводить еженедельную исповедь. Она более всего ведет к формализации. Дети очень быстро научаются говорить «стандарт»: маму не слушался, в школе грубил, с братиком подрался. Практически никто из детей не скажет, что он молился и был неискренен в молитве, что у него есть какие-то внутренние вопросы или сомнения. А по прошествии нескольких лет такому «воцерковленному» чаду будет вообще непонятно, что такое покаяние. Исповедь с какого-то времени может не вызывать уже никаких переживаний. По замечанию протоиерея Максима Козлова, «добро будет, посоветовавшись с духовником, исповедовать такого маленького грешника первый раз в семь лет, второй раз — в восемь, третий раз — в девять лет, несколько оттянув начало частой, регулярной исповеди, чтобы ни в коем случае она не становилась привычкой».

15. По мере взросления важно до детей доносить, что Причастие это Кровь и Тело Христовы, что это Святыня, к которой нельзя подходить просто так. Очень важно не превратить Причастие в еженедельную процедуру, когда они перед Чашей резвятся и подходят к ней, не очень задумываясь о том, что они делают. И если вы видите, что ваш ребенок раскапризничался перед службой, ведет себя в храме слишком вольно — лучше его не вести к Чаше. Пусть он поймет, что не во всяком состоянии можно подходить к Причастию. И лучше пускай он будет несколько реже, чем бы вам хотелось, причащаться, но понимать, ради чего приходит в церковь. Важно, чтобы родители не начали относиться к причащению ребенка как к некоторому магизму, перекладывая на Бога то, что мы сами должны сделать.

16. Педагогически верным будет воспитание в детях сознания, что посещение службы и Причастие не то, к чему понуждают, а привилегия — быть усыновленными/удочеренными Небесному Отцу через Плоть и Кровь Сына Божия. Бога не может вместить никакая галактика, но Его может вместить сердце человека. Только оно должно быть готово для приема в себя Бога — а для этого нужен труд над собой. Надо постараться так построить внутрисемейное отношение к богослужению, чтобы мы не тянули своего отрока причащаться, а он бы сам хотел этого и готовился к этому высокому таинству. И, быть может, лучше пойти на воскресную литургию без него, в случае его отказа, если не хочет вставать с постели — чтобы, проснувшись, он увидел, что оказался и без родителей, и без церкви, и без праздника Божиего. Пусть он до этого лишь на полчаса приходил на службу, к самому Причастию, но все равно не может не почувствовать некоторое несоответствие воскресного лежания в постели тому, что должен в это время делать каждый православный христианин. Когда же сами вернетесь из церкви, не упрекните своего отрока словами. Быть может, ваша внутренняя скорбь по поводу его отсутствия на литургии даже действенней отзовется в нем, чем десять родительских понуждений. Или наоборот, он увидит счастливых после причащения родителей, и это будет ярким контрастом с его собственным состоянием, что побудит его последовать другой раз за ними. В любом случае родители своего ребенка в его сознательном возрасте могут предлагать, но не вынуждать идти к исповеди или Причастию.

17. Настоятельно не рекомендуется выстаивать с детьми всю службу . Даже взрослым часто нелегко дается сохранять молитвенное внимание на протяжении двухчасовой службы, не говоря уже о более длительных монастырских. Естественно, это не под силу детям. В результате они начинают вести себя в храме неблагоговейно — бегать по храму, играть, капризничать. И тем самым теряют чувство священного. Такие дети часто становятся затем безрелигиозными. Они не знают, что такое благоговение. Поэтому количество и время посещений богослужений лучше ограничивать. Достаточно, к примеру, побыть на службе вечером минут двадцать — во время полиелея, и затем привести утром на литургию, минут за двадцать до причащения в возрасте до пяти лет, и понемногу, с каждым годом, это время можно увеличивать. Как бы маме ни хотелось побыть на службе целиком — лучше пожертвовать своим желанием ради ребенка. В практике бывает и другой вариант, когда один из родителей, по очереди, приходит на службу «для себя», другой с детьми подтягивается ко времени причащения. И не давать ему вести себя это короткое время пребывания в храме вольно. В некоторых развитых приходах практикуется отдельная литургия для детей.

Во многом способность благоговейно стоять в храме на молитве зависит от того, в какой мере вошли в домашний обиход молитвы семьей.

18. Нельзя забывать, что атмосфере воцерковленной семьи противостоит совершенно нехристианская атмосфера школы, ТВ, Интернета. Что его сверстники живут совершенно другими взглядами на жизнь. И не всегда у нашего растущего человечка, если он и в самом деле имеет добрый религиозно-нравственный настрой, бывают друзья и подруги одного с ним духа.

Защитить его от нездорового влияния секулярного мира можно через развитие в нем навыков к здоровой критичности, вкуса к внутренней свободе. По замечанию прот. Виталия Шинкаря, «задача родителей — не к исповеди детей готовить, а для начала раскрыть им глубину жизни, научить правильному ее пониманию. Привить любовь к хорошему чтению, научить понимать стихи. С детьми нужно говорить — о жизни, о ее содержании, об окружающем мире. Не ограждать их от этого мира, не пугать тем, что вокруг и повсюду одно "сатанинское", а давать детям дозы "духовного противоядия". Начать с того, что обсудить с ребенком смысл услышанной песенки, спросить: "Что ты слышишь в ней? Что ты видишь в этой книжке? А в этом фильме? Слушай, вот мне показалось то-то и то-то, а тебе? И как тебе этот персонаж? По-моему, он говорит одно, а думает другое. Почему художник, для того чтобы изобразить зло, рисует темноту? И почему свет всегда вносит ясность, а мрак что-то скрывает?" И тогда ребенок начинает видеть глубже и оценивать свои поступки именно с этой глубины, вглядывается в них. Грех для него становится отсутствием Бога — того самого света».

И, конечно, необходимо за них нести подвиг молитвы. Не только с детьми разговаривать о Боге. Но и с Богом — о детях.

19. Относительно поста — к нему следует прививать навык, сообразуясь с детской психологией и особенностями организма. Поначалу какие-то ограничения в пище будут вводиться самими родителями. Но в целом им стоит поставить перед собой цель, чтобы, по мере возрастания, ребенок сам захотел в чем-то себя ограничивать ради Бога. Пусть даже это будет «всего лишь» отказ от мороженого или чипсов — но если он сделает это сам, то это окажется немалым шагом в развитии личного религиозного опыта. Опять-таки, мера готовности к посту у детей во многом зависит от родителей. Очень важно, чтобы пост не сводился к банальным дисциплинарным требованиям, не воспринимался как что-то унылое и безвкусное — во всех смыслах этого слова.

20. Первые исповедь и Причастие желательно как-то отметить, чтобы это запомнилось, чтобы это действительно было праздником для детей . В этот ответственный день можно одеть ребенка и одеться самим понаряднее. Не лишним будет и праздничный, хотя с сохранением какой-то скромности (без алкоголя для взрослых, без излишеств в сладостях) стол, посещение уютного кафетерия или что-то в этом роде.

Помните, что, участвуя в развитии ребенка во всех его сферах — духовной, психологической, социальной, — мы не должны добиваться того, чтобы он соответствовал нашим ожиданиям, как бы этого ни хотелось. Наша задача — подготовить его к самостоятельной взрослой жизни. И чтобы он сам мог строить свои личные отношения с Богом.

Но детская подготовка ко причастию она особенная, индивидуальная

Как Вы знаете, ко Причастию и Исповеди нужно готовиться, но детская подготовка и детская исповедь совершенно особенная, не сравнимая со взрослой. Задача христианина, в том числе и юного, – получить пользу от Исповеди и Причастия, поэтому важно, чтобы подготовка к таинству и сама исповедь прошли эффективно и неперегруженно. Если священник опытный, этот вопрос можно обговорить в индивидуальном порядке, если священник требует вычитывания всех канонов, строгого поста для ребенка, то большой вопрос полезно ли это...На данном этапе, на мой взгляд, важен индивидуальный подход, если ребенок с младенченства в Храме – это одно, если от случая к случаю - другое.

С ребенком нужно разговаривать и пояснять, а не командовать и тащить силком

Важно заранее, еще до подготовки, простым языком объяснить ребенку, почему теперь ему нужно готовиться ко причастию. Да и вообще-то каждый родитель должен своевременно со своим ребенком провести беседу, что по исполнении 7-ми лет его детство закончилось, что началась взрослая жизнь и все грехи и плохие поступки Боженькой и его Ангелами учитываются и записываются на него самого. И для того, чтобы очиститься от грехов, он должен самостоятельно исповедоваться и причащаться. В чем положено каяться на Исповеди, ребенку тоже нужно и можно заранее объяснить, ведь Вы все плохие поступки и наклонности своего ребенка прекрасно знаете. Не нужно самим родителям писать ребенку записку или заставлять и стоять над душой, пока он эту записку не напишет. Оставьте ребенку его Исповедь индивидуальной и по Исповеди не спрашивайте, ни о чем он исповедовался, ни что спрашивал батюшка. Если ребенок захочет, то сам расскажет, если нет – значит, нет.

Как вариант, подготовка может быть такова, но важно обсуждать индивидуально с приходским священником

По всем вопросам, касающимся поста, отмечу, что, на мой взгляд, будет правильным отказаться первые два дня от сладкого, на второй день отказаться от мяса, но оставить возможность кушать рыбу и молочное, а на третий день отказаться от рыбы и молочного. Если ребенок пока мал, то третий день отказываемся от рыбы, а молочное оставляем в рационе. По большому счету, это все индивидуально и обсуждается с конкретным духовником. Поэтому мои рассуждения в данном случае больше рассуждения, нежели рецепт.

Духовная подготовка ребенка тоже важна

Важно, помимо телесной подготовки готовить ребенка к таинству и духовно, чаще читая молитвы, читая детскую Библию, меньше смотреть мультиков, а например, заменить их на просмотр Закона Божиего, он есть в нашей галерее.

Все постепенно, и молитвы тоже

По всем моментам, что касаются молитвенной подготовки, подчеркну: ребенка нужно приучать к вечерним богослужениям, но, если пока тяжело, можно сначала пропускать, потом приходить на половину, потом уже стоять полностью. Вечером накануне Причастия так же, как и взрослым, детям не надо смотреть мультики, а необходимо почитать книги про Боженьку и его Святых.

Далее настало время вопроса о молитвах. Убежден, что вводить в молитву ребенка нужно постепенно. Сначала, как мне думается, допустимо читать три молитвы из вечерних молитв, далее после «Канона Ангелу Хранителю» прочитать одну молитву, после «Канона Богородице» прочитать одну молитву, после «Канона Спасителю» прочитать 1 молитву и далее 4 молитвы прочитать из «Канона ко Святому причащению». Думаю, этого будет достаточно, однако важно их прочитать внятно, со вниманием, молясь от души, но не вырабатывая формальное отношение к молитвенному делу. Постепенно, количество молитв нужно увеличивать. издательства Московской Патриархии, там все подготовлено для детской молитвы.

Данный материал собран из Святоотеческой литературы, размещенной в свободном доступе в сети Интернет как отдельно (отрывками), так и целыми электронными книгами, объемы которых очень велики для современного читателя, привыкшего, как правило, улавливать лишь поверхностную суть. Автор настоящего проекта систематизировал и отобрал материал, насколько это возможно, выделив самое главное, ориентируясь на свою точку зрения.

Создатель данного проекта не претендует на авторство представленных материалов и настоятельно рекомендует заинтересованным читателям приобрести в печатном виде полные версии Святоотеческих трудов. Использованные источники указаны в специальном разделе нашего сайта «Рекомендованная литература и источники», кроме того, каждую книгу мы сопроводили небольшой рецензией, полезной для всех неравнодушных читателей.

«Должен ли ребенок перед причастием пост соблюдать?»

– Опять: если для родителей пост в тягость, то возникает проблема и с ребенком. А если это естественная жизнь семьи, то и вопросы такие даже не возникают. Ребенок ест, что дают ему взрослые. Пост ведь это не голодовка. Это изменение своих привычек, образа жизни. Главное в нашей жизни не количество молитв, не пост – все это лишь средство.

Нужно не запрещать, не заставлять, а чтобы ребенок добровольно принимал такой образ жизни. Если его заставили – он вырвется из-под родительского крыла и все равно сделает по-своему, вот что ужасно. Святые отцы советуют ребенка так растить, чтобы, когда вырастет, когда в 7 лет впервые сам на исповедь пойдет, он себя сам ощущал христианином, чтобы взял иго Христово добровольно.

Заставить сделать это невозможно. Красоту такой жизни можно только показать. И когда дети увлекутся духовной жизнью, то они открывают такое богатство, которое несравнимо со всеми богатствами мира. Как в Евангелии: нашел жемчужину, пошел и ради нее все продал. Так и духовная жизнь: нашел ее – от всего откажешься, чтобы этой жизнью жить. Нужно помочь ребенку это богатство внутри себя открыть, чтобы он не думал, что это все лишь внешнее.

«Если ребенок еще без исповеди причащается – он уже должен как-то готовиться к причастию?»

– Особых правил нет, но если возможно, чтобы он не вкушал перед причастием, – это будет хорошо. Надо приучать ребенка, чтобы он с малых лет готовился к походу в храм, собирался.

«Когда ребенок готовится к первой своей исповеди, нужно подсказать, какие грехи у него есть, как в них каяться?»

– Мы привыкли обращать внимание детей на то, что они плохо делают. Но ведь главная-то беда не в том, что плохое делают, а в том, что не стараются делать хорошее. Самый большой грех заключается в том, что человек не делает того, что должен делать. Его ругают, и человек понял, что он – плохой. Но грех в том, что он хорошим не становится. Главная греховность – несоответствие идеалу, святости.

Что такое покаяние? Это изменение жизни в сторону идеала, святости. Я должен исправлять себя. Если у меня есть только видение отклонения, а не движение к идеалу – это самое плохое. Нужно видеть цель христианской жизни – Богоугождение. Чем я Богу не угодил, должен был угодить, а не угодил? Это не сделал, это не сделал... Самые наши грехи - не в делании, а в неделании. Не выполнил свои обязанности ребенка. Какие? Послушания родителям, помощи, смирения, свои обязанности как ученика... Когда взрослый человек приходит и говорит, что грехов у него особых нет, то это свидетельство непонимания им цели своей жизни.

«Родители должны как-то направлять, подсказывать, или ребенок сам решает, что сказать батюшке?»

– Еще до семи лет его надо подготовить, что наступит такой день, когда он придет первый раз на исповедь. Это праздник! Это первая встреча ребенка со священником на исповеди. Родители ему передают из своих рук ребенка. К этому готовить нужно и священника. Благочестивые родители меня предупреждают заранее.

Я уже знаю, что ребенок пришел первый раз и с ним нужно поговорить. Здесь уже другой разговор – разговор духовника, начинается духовное окормление ребенка. Не просто формально родители приводят ребенка в церковь, а нужно привести к тому священнику, который будет окормлять его и впоследствии.

«Можно расспрашивать ребенка, что ему батюшка сказал?»

– Тайна исповеди заключается не только в том, что священник не может рассказывать об услышанном на исповеди, но и тот, кто исповедовался, тоже должен ее хранить. Праздное любопытство о тайне духовной жизни греховно. Поэтому родители должны научить себя смиряться, не задавать таких вопросов.

«А если ребенок сам хочет рассказать, потому что он привык делиться во всем с родителями?»

– Тогда молчать и слушать. Со священником потом посоветоваться. Но не разжигать этот разговор, не поощрять. Все-таки разговор на исповедальные темы должен быть только на исповеди. И ребенок тоже должен уметь хранить свой внутренний мир.

«Родители могут подсказать священнику: ребенок, мол, то не делает или другое?»

– Можно посоветоваться по вопросам, смущающим родителей.

Димакса , 03.01.07 20:16

Моему старшему сыночку в этом году исполнится 7 лет и он не сможет уже причащаться без поста и исповеди. Подскажите как вы готовили своих деток к такому важному шагу, как первая исповедь, поделитесь опытом.

Анна Хрусталева , 10.01.07 16:18

Мы готовиться начали лет наверное с пяти Просто дочка спрашивала, что такое исповедь, почему я на исповедь хожу и почему взрослым нельзя без исповеди причащаться. А я потихоньку отвечала. И о том, что такое грех, она имела уже некоторое представление.
Поэтому когда подошел возраст - 7 лет - она знала, что будет исповедоваться, и давно уже знала - в чем именно.
Волновалась, конечно, но и хотелось одновременно.
А сама я параллельно читала во взрослых книжках то, что попадалось по теме детской исповеди. И усвоила два основных правила: первое - не указывать ребенку, в чем он должен исповедоваться (потому что тут самое важное - чтобы он сам осознавал то или иное свое действие как грех), и второе - соблюдать тайну исповеди, то есть не расспрашивать о том, что он говорил и что ему сказал батюшка.

А насчет поста - увы, у нас пока не получается. Максимум - в многодневные посты нее есть конфет.
А утром перед причастием до недавнего времени дети завтракали, лишь недавно стали ограничиваться кусочком хлеба, или половиной чашки кефира.
Плохо конечно, но иначе они пока не могут.

nadюшка , 10.01.07 21:44

Есть замечательная брошюра "Беседа митрополита Антония Сурожского от исповеди и причащении детей. Брак и семья" Мне она помогла многое осмыслить.

Мой старший только подходит к этому возрасту, поэтому проблема для меня тоже актуальна.

georgiz , 18.05.07 12:12

Эта тема для меня очень актуальна. Старший мой ребятенок растет.

Я никак не возьму в толк как сделать так, чтобы исповедь стала необходима детскому сердцу, а не маминому/папиному желанию?

Вот мои мысли по этому поводу

1. Я уверен, что очень важно - и это важнее исповеди - привить ребенку любовь к храму, доверие к священнику и любовь к Причастию.

2. Главное, чтобы вся семья периодически причащалась, чтобы Причастие было радостью, трудом и делом всей семьи.

3. Я категорически против того, что ребенок смотрел на исповедь как на некий "атрибут", некое "условие" подготовки к Причастию. Исповедь - это нравственное перерождение и до него надо созреть и суметь оценить плоды исповеди.

4. Я всеми силами буду стремиться, чтобы первая исповедь ребенка была у такого священника, который дорог и уважаем во всей семье. Но уважаем не как некий гуру, способный заслонить авторитете родителей, а так же умеющий доверять родителям и семье в целом.

5. Я убежден, что традиция исповеди ребенка может и должна проистекать из традиции исповеди родителей, а не из регламентаций кого-либо и эта традиция никак не может быть регламентирована для ребенка. Подтолкнуть ребенка к исповеди - дело семьи, но регламентировать эту сторону жизни должен он сам, только тогда это будет плодотворно для его души.

6. Результатом исповеди ребенка должны стать некоторые личные и созидательные, более того даже дружеские (но не панибратские) отношения со священником.

7. Мне лично не нравится то, что есть некоторый срок начала исповеди - 7 лет. В разных семьях разная практика исповеди и Причастия. Я считаю, что это дело супругов, а не церковной власти определять, когда ребенку исповедоваться.

8. Я уверен, что исповеди должна предшествовать доверительная беседа священника и ребенка, чтобы священник смог ребенку поведать о своих "требованиях" к процедуре исповеди и ребенок был готов к этому.

9. При всем сказанном выше необходимо помнить, что христиане причащаются только потому, что они христиане. Если человек не отпал от Церкви через нравственный разврат и через ересь, то он имеет право причащаться, когда захочет. Это я к тому, что срок введения ребенка в традицию исповеди никак не может сказаться на участии ребенка в Евхаристии. Семья должна задать некоторый ритм причастия всей семьи (хотя бы раз в месяц/два, но это дело семьи) и этот ритм не может завесить от исповеди/неисповеди кого-либо из семьи.

Анна Хрусталева , 18.05.07 13:20

Это очень хорошие принципы, но на деле получается, что ребенок без исповеди причащаться не может. А исповедоваться каждую неделю-две, то есть в том же ритме, в каком он раньше причащался, он может быть еще не готов... Что же получается? Исповедь становится скучной обязаловкой?
Мы-то взрослые, готовимся всю неделю (ну или хотя бы дня 3), читаем правило, обдумываем исповедь. А ребенку просто говорим: завтра пойдем в храм. И он идет, повинуясь родительской воле (или упрямится и не хочет идти). И как тут привить ребенку ответственное отношение к исповеди? Как сделать ее самостоятельной? Ребенок еще слишком мал, чтобы идти в храм самостоятельно, когда возникнет потребность; в то же время, как иначе приучать ребенка к церковной жизни, если не собственным примером, беря его с собой?

georgiz , 18.05.07 13:56

Вот я и говорю об этом же...

Для себя я решил так.

Если мы не раздели исповедь и Причастие, то ничего у нас не выйдет.

Если мы не спросим себя зачем ребенку исповедываться и зачем Причащаться, то тоже ничего не выйдет.

Я уверен, что цель исповеди для ребенка именно научиться покаянию, а не пройти подготовку к причастию. А это не может быть регламентировано ритмом родителей. Поэтому приучение ребенка должно иметь собственный ритм никак не связанный ни с родительским, ни с Причатием. Священники обязаны причащать детей из церковных семей и даже не интересоваться возрастом чада и временем исповеди. А дело духовника (если он есть) и семьи неспешно вводить ребенка в традицию исповеди.

Димакса , 18.05.07 17:33

Я уверен, что цель исповеди для ребенка именно научиться покаянию, а не пройти подготовку к причастию.


Покаянию мы начинаем учить ребенка гораздо раньше 7-ми лет, ведь когда мы говорим ему.......извинись.....попроси прощение.., то это уже покаяние. Тяжело(для меня) объяснить ребенку вообще понятие греха. Я говорю, грех- это плохой поступок, грубое слово, плохо про кого-то подумал. Достаточно ли этого для ребенка? Сами то мы понимаем, что осознание греховности это более глубокое чувство.
Детям, где вся вся семья воцерковленная, думаю попроще, там ежедневно все живут церковной и молитвенной жизнью. Но у меня не такая семья и поэтому нам сложнее.

ellena , 18.05.07 22:08

Вижу часто одну семью у нас на приходе. Там старший мальчик исповедуется с 4 лет. Совершенно искренне, так страдает, то братика младшего побил, то маму обидел. Он так громко говорил, что невольно слышали. Сейчас ему уже 6. К своим 7 годам он таинство покаяния осознал наверное по полной программе. Можно будет моих к нему на ликбез отправлять. А моей Ниночке 4,5, пока еще рановато, но очень боится исповеди. Когда мы ходим, она все видит, и как мы дома готовимся видит, но покаяться не может даже на уровне, чтобы просто попросить прощения у мамы, папы или сестры.

georgiz , 21.05.07 14:29

Я тут с одним моим знакомым говорил на этут тему. М вот Александр (его так звать) сказал, что у нас наблюдается такая тенденция: когда ребеном мал и исповедь ему не очень-то нужна, его приучают к ней. А когда ему становится лет 14 и выше, и ему действительно бывает нужна исповедь, то более 90% детей из церквоных семей на исповедь не ходят.

Вот Вам постановка проблемы. Выходит, что исповедь малых детей больше нужна родителям, и такие исповеди не воспитывают детей (я не беру единичные исключения).

Танюшик , 21.05.07 21:39

Мне кажется, это такой как раз момент, когда ребенок должен осозновать свои отношения с Богом. Что их может что-то разделять, что надо уметь просить прощения, что надо уметь "дружить", быть честными в этой дружбе. Потому что иначе это как-то вот... ну обесценивается, вроде идешь к батюшке сказать, что не слушался маму. Ну почти что... папе признаться, что маму не слушался - всё одно. Т.е. получается, к Богу вроде и отношения это не имеет.
Я коряво изъясняюсь, простите.

georgiz , 22.05.07 12:31

Скажите, а как вы объясняете вообще ребёнку зачем исповедоваться?..


Опыта в этом вопросе я не имею. Мне приходилось объяснять эти темы разным детям, но не моим. Я еще не объяснял своему ребенку смысл исповеди. Я и сам-то для себя все больше вопрошаю себя, особенно в контексте частой исповеди. Ответы найти ой как трудно...

АльКин , 24.05.07 12:46

Скажите, а как вы объясняете вообще ребёнку зачем исповедоваться?..


Мне приходилось объяснять эти темы разным детям, но не моим. Я еще не объяснял своему ребенку смысл исповеди.

А каков опыт участников форума?


мне когда-то попалась на глаза статья Алексея Уминского и я запомнила только одну вещь,что очень трудно объяснить ребенку в чем каяться и невозможно на ушко маме ему все сказать, чтобы он пошел и отчитался, так ребенок начнет формально ко всему относится-я кстати увидела это в своем ребенке когда именно так и поступала-я даже планку ему выше чем себе ставила-мол "Ванечка,cыночек, давай все скажи батюшке-не утаи смотри"-а сама сидела и не могла пойти на полную исповедь-все тяну и тяну....а его застращаю и прямо толкаю....оказывается, поговоря, со многими мамами в воскресной школе-мы многие так поступаем-...хочется думать,что это от нашей земной любви идет,от человеческого ума-мы то искренне думаем что так спасем ребенка-а это неправильно
-cамый главный индикатор греховности -это стыд-вот за что ребенку стыдно-за что у него на сердце тяжесть и "кошки скребут "-пусть сам в том и исповедуется и ни в коем случае толкать нельзя-вот тогда я перестала приседать на уши,именно так и объяснила,что священник такой же человек,но ему от апостолов и потом через епископов передан сакральный священный дар от Господа прощать и только через исповедь и разрешительную молитву все отпустится-вот там вроде начались какие-то подвижки и как то он стал сам тянуться -просто потребность теперь у него личная-пойти и все сказать-единственное-у нас проблема -я вижу что он как будто, сняв груз опять делает часто тоже что и делал-
опять практически те же грехи и что с этим делать? - вижу, что потом по моим молитвам через какое то время опять просится в Церковь-насколько ему все формально? я понимаю что невозможно ему совсем не грешить-ребенок он эмоциональный и харАктерный как мы все в семье,но пока радуюсь и этому -может потом и созреет-все-таки вижу, что старается-пыжится первый день после исповеди не повторять и опять по этому же поводу не грешить-но на следующий день-уже меньше и меньше помнит и пошло-поехало как всегда.... потом опять по кругу- опять вдруг его как жечь начинает и опять:- "Пошли мам в Церковь"в общем мы воробьиными шашками к этому осознанию идем и ой с какими падениями,а потом у нас и самих с мужем исповедь всегда очень трудно идет,а ведь все из семьи пляшет....вот и сами себя нудим, но его уже не толкаем-он сам на наши страдания смотрит и видит,что нельзя жить человеку с тем, что стыдно и не снять это-а то как снежный ком закрутит и еще сильнее пойдут искушения посильнее-мне вот говорит:"Мама-ты вот не такая гневливая, как часто ходишь-а как не ходишь долго-прям вредная становишься"-а мне так трудно именносвою гневливость исповедовать.......видит деть действие исповеди и причастия-сама поражаюсь и радуюсь этому-надеюсь что мои дети вырастут лучше чем мы с мужем-мы только во взрослом состоянии с мужем первый раз несколько лет назад исповедовались-а они с младенчества-вот и открывает им Господь гораздо больше-я от ума еще много что делаю,от книг и умствований -а у детей-уже вижу как от сердца прямо направляет...-еще он стал прощения у нас за непослушание стал просить перед исповедью-это тоже радует меня,что именно сам.
вот нашла в сети тот отрывок протоиерея А. Уминского который мне тогда запомнился--->

"Иногда на исповедь приходит совсем маленький ребенок, и когда священник заговаривает с ним о грехах, он смотрит на батюшку и не понимает, о чем идет речь. Тогда священник спрашивает его: "А тебе бывало когда-нибудь стыдно?". "Да", - отвечает ребенок и начинает рассказывать, когда ему бывало стыдно: когда маму не слушался, когда брал что-то без разрешения... И тогда батюшка говорит ему: "Вот это и есть грех, раз твоя совесть подсказывает тебе, что ты сделал что-то нехорошее". Стыд - самый первый индикатор греховности как для взрослых, так и для детей.

Но не только "плохие поступки" омрачают детскую жизнь. Подчас "плохие мысли" больше беспокоят детишек, чем плохие дела. Дети приходят в ужас от того, что эти мысли попадают им в голову. Они говорят близким: "Меня кто-то заставляет говорить плохие слова, а я не хочу этого делать". Это очень важный момент. Родители обязательно должны его использовать для начала разговора с детьми. "Знаешь, об этом надо рассказать на исповеди. Это лукавый хочет повернуть твою волю в свою сторону. Если ты не будешь бороться с ним (не помолишься, не перекрестишься), он может тебя одолеть", - должны сказать ему взрослые. Ведь если ребенок говорит с родителями о плохих мыслях, значит, у него есть к ним доверие, значит, он не замыкается в себе. Такому ребенку сразу надо помочь понять, что грех и он - это разные вещи, что злые помыслы - это не его мысли и нельзя принимать их как свои. "Это не мое, я этих помыслов не боюсь, я могу победить их", - так надо научить думать ребенка.

Многие дети говорят со взрослыми о плохих мыслях. Их смущают сны, мысли во время молитвы... И если они пытаются рассказать об этом родителям, то это и есть самое удобное время для того, чтобы вложить им в руки оружие для духовной борьбы: крестное знамение, молитву, исповедь. И когда ребенок начинает молиться, он видит, как по молитве отходят злые помыслы. Если помыслы не отходят, можно употребить усилие, молиться дольше и все равно победить. Сама возможность победить грех очень важна для ребенка. Осознать свою победу - значит осознать власть над грехом, почувствовать помощь Божию. Когда это происходит, человек растет духовно."

В рамках цикла статей, посвященного теме подготовки детей к причастию, публикуется вторая часть статьи постоянного автора нашего портала Анны Гальпериной. В данном материале затрагивается вопрос о приготовлении к Таинству Евхаристии детей в возрасте от семи до одиннадцати лет.

Вопрос о подготовке детей к причастию неразрывно связан с общими вопросами: воспитания детей, уклада жизни в семье, традиций и привычек, отношения родителей к детям и друг другу, ну и, конечно, к церковной жизни в целом. Мы поговорили о детях маленьких, до семи лет. В этой статье речь пойдет о детях постарше – от семи до десяти-одиннадцати, или, иными словами, – о младших школьниках.

От 7 до 11, или начальная школа жизни

Семилетний возраст – своеобразный порог для ребенка: это признает и общество, которое в этом возрасте отправляет ребенка в школу, и Церковь, которая с этого момента считает необходимым Таинство Исповеди. Таким образом, вопрос о подготовке к причастию усложняется – в него добавляется вопрос о подготовке ребенка к исповеди.

Основные характерные линии развития ребенка в этом возрасте так или иначе связаны с его социализацией. Даже если ребенок ходил в детский сад, школа все равно является для него новой ступенькой – ведь в школе ребенок сталкивается уже с "оценочным" отношением к себе, со стороны учителя, со стороны одноклассников. Это время, когда он учится и сам смотреть на себя со стороны, и ставить перед собой вопросы: а как ко мне относятся другие, каким они видят меня, – и отвечать на них. И ответы эти оказываются далеко не всегда такими, какие хочется услышать ребенку или его родителям.

В связи с этим исповедь в жизни ребенка в общем-то появляется своевременно и, безусловно, может стать полезной для взросления и становления ребенка. Правда, если при этом соблюдается несколько условий.

Первое из них – различение добра и зла, плохого и хорошего. На самом деле к семи годам ребенок уже может и должен точно и четко различать, где плохо, а где хорошо. И это происходит не потому, что в день рождения ему эти знания открылись, а потому, что обычно в любой нормальной семье понятия добра и зла прививаются детям с самого малого возраста, с младенчества:"нехорошо драться", "плохо ябедничать", "молодец, помог маме" и т.д. К семи годам у ребенка нравственная база чаще всего сформирована, и главное в этот момент – не повторение уже пройденных основ, а освоение нового навыка: умения оценить себя в заданной с детства родителями системе координат, ответить на вопросы"где я?", "с кем я?", "как я поступил?", "так было хорошо или плохо?". Ребенок должен не просто научиться вербализовать свои переживания и представления о добре и зле, а найти в себе мужество увидеть себя честно,оценить себя самостоятельно, без наводящих вопросов и уж тем более – без категоричных готовых ответов родителей. Именно в этом возрасте он этому учится.

Конечно, совершенно справедливо заметил о. Максим Козлов, что в этом возрасте, наверное, еще нельзя говорить о покаянии , но то, что дети уже испытывают жгучее чувство стыда – это несомненно; то, что они переживают свои проступки – тоже. Да, это не покаяние в монашеском смысле, но здесь скорее сказываются особенности детской психики – острое переживание в момент "чрезвычайного происшествия" не может держаться долго, дети быстро выравниваются и к моменту исповеди в храме они приходят уже с пережитым, перегоревшим чувством, и специально "экзальтировать" их, заставляя переживать сделанное для них "давно", не только не нужно, но и вредно. Потому что подобное выжимание эмоций приведет скорее к развитию театральных способностей, притворства и подыгрывания взрослым. Также не менее вредно заставлять ребенка жить с постоянным чувством вины и стыда, возвращать его к собственным проступкам и прегрешениям; как бы некоторым благочестивым взрослым не казалось благодатным "закреплять" в ребенке покаянное чувство – это глубоко ошибочно (тем более что это и не покаяние, а способ психологического подавления и манипуляции: "Вот ты какой плохой, помни об этом") и вместо настоящего покаяния приводит к развитию не только комплекса неполноценности, но и к хроническому самокопанию и самопоеданию, которые ничего общего с покаянием не имеют.

"Разбор полетов", оценка острых, спорных ситуаций – подобные "духовные упражнения" совершаются чуть ли не ежедневно, а не раз в неделю по воскресеньям, это постоянное течение жизни и воспитательного процесса, и, конечно же, ребенок в этом возрасте еще достаточно сиюминутно воспринимает свои проступки. Чаще всего они и не настолько значительны, чтобы уделять им внимание и время, больше необходимого в каждом конкретном случае. И здесь возникает вторая проблема: а что именно ребенок должен "запоминать", чтобы потом донести до исповеди? Должны ли родители на чем-то акцентировать внимание ребенка, и если да – то каким образом?

Может быть, я скажу глупость, но мне никогда не хотелось обсуждать с детьми, что им нужно говорить на исповеди. Для меня исповедь – сокровенная территория, куда нет доступа третьим лицам. И взрослые должны не только воспитывать своего ребенка (да-да, в православной вере), но и – и это главное – любить и уважать. Не только никаких заранее подготовленных мамой "списков", но и мимолетных фраз вроде "не забудь сказать об этом священнику".

И уж конечно, совершенно недопустимо использование готовых списков грехов, которые предлагаются некоторыми православными сайтами . Например, такой: "Начиная с семи лет, дети (отроки) уже приступают к Таинству Причащения, как и взрослые, только после предварительного совершения Таинства Исповеди. Во многом грехи, перечисленные в предыдущих разделах, присущи и детям, но все-таки детская исповедь имеет свои особенности. Чтобы настроить детей на искреннее покаяние, можно дать им прочесть следующий список возможных прегрешений:

Не залеживался ли в постели утром и не пропускал ли в связи с этим утреннее молитвенное правило?

Каждое ли воскресенье ходил в церковь?

Не отвлекался ли при молитве на посторонние мысли?

Не одеваешь ли различные амулеты, например, знаки зодиака?

Не гордился ли перед самим собой и перед другими своими успехами, способностями?

Не ел ли в пост без разрешения родителей скоромного, например, мороженого?

Не наносил ли побоев кому-нибудь? Не подстрекал ли к этому других?

Не мучил ли животных?

Не пробовал ли курить, выпивать, нюхать клей или употреблять наркотики?

Не занимался ли рукоблудием?

Не притворялся ли больным, чтобы увильнуть от своих обязанностей?"

Чтение подобного списка у меня вызывает только вопросы: был ли его автор ребенком сам? Уверен ли он, что ребенок с семи лет знает, что такое рукоблудие и почему нюхают клей? А сам автор молится непрестанно, видимо? Не отвлекаясь ни на что… Разве что на написание списка вопросов к исповеди, который вызывает в памяти известный церковный анекдот: "А не приходилось ли тебе ножом деньги выковыривать из церковной копилки? – Нет, но идея хорошая".

Ребенок вправе сам – в соответствии со своим уровнем психического и духовного развития – определить, что его тревожит, что он будет исповедовать. И даже когда ребенок напрямую спрашивает, а говорить ли ему о том или об этом на исповеди, лучше оставить за ним право выбора: "А ты как думаешь?" или "Скажи то, что тяготит, за что тебе стыдно", но не более того. Только так ребенок будет расти по-настоящему.

Третий вопрос – о частоте исповеди – прекрасно рассмотрен в той же статье о. Максима "Детская исповедь: не навреди!": "Отчасти на собственных ошибках, отчасти советуясь с более опытными священниками, я пришел к выводу, что детей надо исповедовать как можно реже. Не как можно чаще, а как можно реже. Худшее, что можно сделать, - это ввести для детей еженедельную исповедь. У них она более всего ведет к формализации… Когда ребенка первый раз приводят в поликлинику и заставляют раздеться перед врачом, то он, конечно, стесняется, ему неприятно, а положат его в больницу и будут каждый день перед уколом рубашку задирать, то он начнет делать это совершенно автоматически без всяких эмоций. Так же и исповедь с какого-то времени может не вызывать у него уже никаких переживаний. Поэтому, благословлять их на Причастие можно достаточно часто, но исповедоваться детям нужно как можно более редко… Думаю, добро будет, посоветовавшись с духовником, исповедовать такого маленького грешника первый раз в семь лет, второй раз – в восемь, третий раз – в девять лет, несколько оттянув начало частой, регулярной исповеди, чтобы ни в коем случае она не становилась привычкой". Единственное, что, может быть, хотелось бы уточнить: наверное, нет смысла привязывать исповедь к дням рождения или каким-то "периодическим" датам – может быть, стоит просто разрешить ребенку самому определять, когда он хочет исповедоваться. Хотя пока у нас это в большинстве приходов невозможно – и даже семилетнего ребенка могут не допустить к причастию без обязательной исповеди.

Опять же, если говорить о том, что ребенок теряет остроту чувства исповеди, повторяя одни и те же грехи каждый раз, а потому нужно исповедь минимизировать, нужно понимать, что, как и любое явление, подобное "эмоциональное затирание" имеет две стороны: с одной стороны, мы видим равнодушие, привыкание, механистичность, с другой же – если чувства ребенка и искренни и живы, то его самого подобная ситуация тяготит и подвигает к какому-то более осмысленному отношению к своим поступкам. И здесь, наверное, важно, чтобы ребенок не оказывался в общей атмосфере равнодушного "грехоразрешения", когда ни родителям, ни священнику по большому счету нет дела до него.

Внутренняя родительская деликатность, "невмешательство" во внутренний мир ребенка не означает при этом равнодушия и холодности, наоборот, подразумевает не навязывание себя и своего мнения, а внимательное вслушивание в ребенка, наблюдение за тем, чем он живет и дышит. При соблюдении этих условий чаще всего ребенок будет открыт перед родителями, будет сам делиться своими сомнениями, спрашивать совета. И в этом случае, конечно, помощь родителей необходима. В общем-то это общеизвестные и банальные истины, которые можно выразить одной фразой: дорогие родители, голова и сердце должны работать одновременно и всегда, а не попеременно и с перерывами на сон и обед.

Кроме вопросов исповеди, подготовка к причастию включает в себя еще и пост, и молитвенное правило. Естественно, меру поста для ребенка определяют родители, исходя из мнения о духовной и физической крепости собственного чада, из наличия свободного времени и денег, а также – и это, пожалуй, во многом определяющее – из собственных представлений о посте. Чаще всего, говоря о посте, в первую очередь говорят о еде. Во многих статьях в последнее время высказывается справедливое мнение о том, что при соблюдении всех положенных постов, обязательный трехдневный пост перед причастием становится, мягко говоря, непосильным бременем. Особенно справедливо это в отношении детей.

Православно-кулинарный культ, торжествующий последние двадцать неофитских лет в нашей стране, очень удобен – в общем-то он сводит пост к простым, понятным и наглядным вещам; легко можно определить, кто и как поститься, насколько строго и т.д. И это состояние настолько соблазнительно, что чаще всего разрешением вопросов меню пост исчерпывается. Однако правильнее было бы исходить из того, что пост – это в первую очередь аскеза, самоограничение. И, соответственно, выстраивать детский пост исходя из этого – действительно, для детей гораздо тяжелее не смотреть целый день телевизор и не играть в компьютер, чем не есть мясо или рыбу. А еще труднее – не ссориться, не ругаться друг другом, не вредничать и не капризничать. И настоящим подвигом для ребенка будет не питание макаронами (на самом деле это мамин подвиг – приготовить, а потом еще и накормить ребенка постным), а день без ссор и капризов с братьями и сестрами, помощь родителям и т.д.

Что же касается молитвенного правила, то здесь желательно понимать, что ребенок в этом возрасте, во-первых, быстро устает, во-вторых, способен более-менее долго концентрироваться только на том, что ему действительно интересно. А повторять непонятные слова, да еще и долго –не всегда интересно даже взрослому. Но из-за того, что привязанность детей к родителям в этом возрасте по-прежнему на первом месте, чтобы не огорчать маму или папу, ребенок может стоять рядом, притворяться, что молится, но скорее всего думать он будет о чем-то своем. И поэтому, наверное, логичнее было бы ограничить молитвенное правило для таких детей максимум пятью минутами, при этом ребенок вполне уже может читать какие-то понятные ему молитвы, пусть это будет "Господи, помилуй" и "Отче наш". Можно превратить в интересное занятие чтение на церковно-славянском, с разбором букв, с их рисованием, с рассказами о том, каким был алфавит раньше и т.д. В общем от родителей зависит, будет ребенок так или иначе вовлечен в молитву или же будет только ее изображать.

В многодетных семьях с разновозрастными детьми совместное чтение молитвы – по очереди, каждый по какому-то посильному ему кусочку – по-настоящему привносит дух единства и слаженности в семью: "где двое или трое собраны во имя Мое…". Думаю, нет необходимости говорить о том, что молитва несовместима ни со строгостью "из под палки", ни со сладкими причитаниями. Искренность – не только в словах, но и в эмоциях, в чувствах – может дать ребенку ощущение реальности, правдивости молитвы. И, конечно, молитва, как и пост, не должна быть самоцелью. Пусть лучше это будет живой и короткий разговор с Богом, своими словами: "Да, прости меня, устал и не могу сейчас читать молитвы, но я помню Тебя, я стремлюсь к Тебе, ищу Тебя", – чем монотонное и унылое, но доскональное вычитывание.

Все-таки в семье учитываются интересы и возможности всех – от самого маленького до самого большого, только тогда это настоящая семья. Когда же чье-то мнение или состояние оказывается "неважным", потому что этот кто-то мал или слаб, или "еще не дорос", и потому его изо всех сил тянут к заоблачным высотам и ангельскому образу, потому что родители хотят быть "правильными", чувствовать, что воспитывают ребенка "в вере", то скорее всего когда маленький подрастет и наберется сил, он также не будет учитывать мнение родителей – ведь они сами научили его тому, чтобы не слышать другого.

Поэтому если ваш ребенок говорит, что устал и не хочет в храм, услышьте его, не тяните, дайте отоспаться, не обличайте его, не обвиняйте, не корите. Если не хочет читать молитвы – отступите, не сердитесь, поймите его. Попробуйте относиться к нему; как к человеку, к живому и в общем-то не принадлежащему вам безраздельно. Разрешите вашему ребенку ошибаться – он не должен быть идеальным, это ненормально.

Подводя итог, можно сказать, что главное в этом возрасте – быть внимательным к своему ребенку, причем не только на уровне "что поел и какую оценку получил", а интересоваться, чем живет, о чем думает, что его беспокоит. Именно в этом возрасте отношения ребенка и родителей постепенно вырастают из младенческого "большой – маленький" и превращаются в то, что можно назвать дружбой. Конечно, в этой дружбе сохраняются отношения "старший – младший", но они не довлеют, а придают тепло, доверительность и постоянство. Не только родители "вслушиваются" в ребенка, но и он – в них, он копирует, перенимает и пытается понять и осознать. Поэтому важно не просто его выдрессировать, приучить к определенному порядку действий или ритуалу, но объяснить, пережить что-то важное с ним вместе. В общем-то если в семье выстроены правильные – человеческие, настоящие – отношения между взрослыми и детьми, то и подготовка к причастию не станет проблемой: помните про голову, сердце и про то, каким вы сами были в этом возрасте.

Кто без греха?
Человеку свойственно ошибаться - нет в мире безгрешных людей. Многое мы хотели бы исправить, а что-то и забыть. Но, испытывая муки совести по поводу своих некрасивых поступков, мы не получаем облегчения, и поэтому с этой тяжестью надо идти к Богу.
Он пребывает в нашем мире невидимо и поэтому так повелел (нравится нам это или нет), чтобы мы получали помощь и прощение через Его слуг - земных священников. И если, переборов стыд и смущение, мы все же приходим в храм и открываем совершенно незнакомому человеку то, о чем не сказали бы даже самому близкому, - вот тогда и наступает освобождение. В исповеди сгорают наши грехи, за них уже не придется отвечать на том свете, а в земной жизни Бог дает благодатную силу, с помощью которой мы можем удерживаться от совершения новых.

Не последняя инстанция!
Приход на первую исповедь не может быть первым сознательным посещением храма. У ребенка уже должен сложиться свой (пусть небольшой) опыт жизни в Церкви. Это возможно только в том случае, если вся семья старается жить по заповедям Господним. Попытка чуждых Церкви родителей привести свое непослушное чадо «для исправления» в храм на исповедь заранее обречена на провал.

Подготовить почву
Если вы хотите привести свое чадо на первую исповедь, то к этому целесообразно подготовиться. Желательно прежде поговорить со священником, у которого ребенок будет каяться, предупредить его, что это будет первая исповедь. Батюшка может дать какие-то конкретные рекомендации. Возможно, он назначит время, когда лучше прийти, чтобы было поменьше народу и больше времени для беседы.
В разговоре с ребенком постарайтесь рассказать о взаимоотношениях с Богом, о том, чего Он ждет от нас и объяснить, как важно увидеть в себе дурные качества и поступки и иметь мужество признаться в них себе и Господу. Подспорьем в такой беседе могут явиться книги протоиерея Артемия Владимирова о детской исповеди и священника Анатолия Гармаева о подростковой психологии.

Не навреди!
Важно избежать распространенной ошибки при подготовке отрока к исповеди - не предъявлять своему отпрыску список грехов, в которых, по вашему мнению, он должен покаяться перед священником. Это самый верный путь к тому, чтобы превратить Божий дар в профанацию. Исповедь даже для самого маленького человека, только начинающего познавать свою душу, - откровенный разговор с Богом о самом сокровенном, и мудрым родителям здесь надо отойти в сторону. После исповеди ни в коем случае нельзя спрашивать у ребенка, что он говорил батюшке или что тот сказал ему. Все сказанное принадлежит только вашему малышу. Если же ребенок сам хочет рассказать о том, как прошло таинство, не следует его останавливать, но также не следует и проявлять особенную заинтересованность. Обычно дети рассказывают не о том, что говорили они, а что сказал им духовник. Недопустимо подходить после исповеди к священнику, чтобы выяснить что-то для себя, или, наоборот, давать батюшке совет, как лучше повлиять на любимое чадо. Все это уже великая тайна маленькой исповеди.

Праздник души
День первой исповеди с последующим причастием надо сделать праздником для ребенка. Теперь он уже большой, потому что научился каяться, сделал еще один шаг на пути своего взросления, это такой же этап его жизни, как начало школьной поры. Очень хорошо, если это событие произойдет в день его ангела (именин) - будет двойной праздник!

Миссия прощать
Возможность освободиться от своих духовных недугов через Церковь даровал нам Господь Иисус Христос. В Евангелии мы читаем, как Он, обратившись к апостолам, говорит: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22 - 23). Эта Сила и власть и сегодня живет в Церкви, ведь ученики Христа - апостолы - передали ее своим преемникам - священнослужителям.

Возраст ответственности
Согласно древнерусскому исчислению периодов взросления, дитя от рождения до семи лет называлось младенцем, с семи до четырнадцати - отроком (отроковицей), а с 14 до 21 года - юношей или девушкой. Счет велся семилетними отрезками. Семь лет - это некий рубеж, отмечающий относительное церковное совершеннолетие. Отрок уже может принимать участие в Таинствах исповеди и елеосвящения.

Избежать привыкания
Основной опасностью детской исповеди является привыкание к ней, когда живое чувство раскаяния подменяется формальным перечислением грехов по списку (обычно ради избежания конфликта с родителями). Не нужно подгонять ребенка на исповедь, это должен быть личный внутренний порыв.
Не страшно, если первая исповедь произойдет не в семь, а в десять лет и если подросток будет приходить к покаянию раз или два в год, но искренне и от всей души. Хуже, если акт раскаяния превратится для него в обыденный лицемерный ритуал. Родителям нужно быть очень внимательными, чуткими и осторожными в этот непростой период становления личности, чтобы огонь веры в юной душе не скрылся за дымом внешнего благочестия.

Икона Божией Матери «Всех скорбящих радосте»
6 ноября 1688 года в Москве произошло чудо, занесенное во многие исторические акты. Родная сестра патриарха Иоакима Евфимия получила полное исцеление от страшной болезни после молитвы у ранее непочитаемой иконы. С тех пор этот день в церковном календаре посвящен празднованию иконы Богородицы «Всех скорбящих радосте». На этом образе Приснодева изображена стоящей в полный рост в окружении страждущих людей, получающих от нее помощь, исцеление и радость. Удивительным для нашего многострадального отечества фактом является то, что эта древняя чудотворная икона до сих пор пребывает на месте своего явления в храме «Всех Скорбящих радосте» на Большой Ордынке (метро «Третьяковская»). Вот уже 320 лет москвичи молятся перед ней и получают от Царицы Небесной заступничество, особенно обращаются к ней при тяжелых заболеваниях. Перед этой иконой склонялись многие представители царского рода из династии Романовых, и даже знатные зарубежные вельможи преклоняли свои колени перед этой православной святыней.