Судебно-психологическая экспертиза детско-родительских отношений. Вопросы для экспертизы родителей Экспертизу для диагностики внутрисемейных отношений

Важной составляющей семейного права всегда было регулирование взаимоотношений между родителями и их детьми. Это очень тонкая сфера, малейшая ошибка в которой способна привести к непоправимым последствиям, даже к трагедии. Вот почему так востребована судебная экспертиза детско-родительских отношений.

Основные тезисы

Руководствуясь интересами детей, законодатели решили с определённого, по крайней мере, возраста учитывать их мнение по поводу тех лиц, с которыми они пожелают остаться после развода. Но даже самые опытные оперативники полиции и органов опеки, даже самые искушённые судьи сталкиваются на этом пути с серьёзными проблемами:

Склонностью детей воспринимать даваемые родителями установки как непререкаемый авторитет.

Лёгкостью запугивания или «подкупа» детей при помощи обещаний, подарков.

Установить истину в таких случаях может только квалифицированный психолог (за исключением того, кто на постоянной основе работает с данной семьёй или хотя бы с одним из её членов). Личные симпатии и антипатии, «знание» ситуации только увеличивают вероятность фатальной ошибки.

Как изучают детей и взрослых с позиции судебной психологии

В распоряжении профессионалов есть разнообразные методы, причём беседы и опросы, если их организует умелый практик, ничуть не менее эффективны, чем творческое задание. Очень важный момент состоит в том, что необходимо общаться как с младшим, так и со старшим поколением семьи, иначе велик риск попросту ничего не понять. При взаимодействии со взрослыми крайне эффективно показали себя проективные методики - они жёстко ограничивают высказывания человека, и при этом отсекают напрочь «домашние заготовки». Отмечено также, что использование такого подхода в отдельных случаях помогало запустить процесс улучшения внутрисемейных отношений.

Детей просят рисовать семью, проводят сказкотерапию, используют и другие оригинальные варианты. Любое задание должно быть максимально чётким и адекватным, после получения ответа необходимо убедиться, что вопрос был понят правильно. Судебный психолог отслеживает, как ребёнок сидит, как он двигается, комфортно ли его эмоциональное состояние, каковы жесты.

Не только здоровые

К сожалению, в ряде случае требуется судебно-психиатрическая экспертиза детей. Те, кто ведут себя очень агрессивно, отстают от сверстников в развитии и имеет другие отклонения, должны быть своевременно обследованы. Просто потому, что упущение в таком случае способно радикально ухудшить перспективы ребёнка (чем позднее диагностировано заболевание и начато лечение, тем лучше).

С другой стороны, во многих ситуациях удаётся развеять напрасные опасения и скорректировать подходы к социально-педагогической поддержке. Если в семье скандал за скандалом, это не может не сказаться отрицательно. И только психиатр (желательно, в тесном сотрудничестве с психологом) может дать ответ на вопрос о степени такого влияния и мере исправимости его. Все специалисты должны, само собой, уметь выразить свои выводы юридически корректно.

Актуальная информация

Медико-психологическая экспертиза ребёнка по запросу суда подразумевает, что психолог не просто специалист в определённой области - он становится экспертом, а потому обретает меру ответственности за достоверность своих выводов и высказываний, причём вплоть до уголовной. Обычно ставятся вопросы:

К которому из родителей привязанность более выражена.

Каковы особенности психики ребёнка.

Каково его взаимодействие с другими родственниками, как эти родственники сами относятся к нему.

Отвечает ли достигнутый уровень развития ребёнка обычной для его физиологического возраста норме.

Конечно же, это далеко не все варианты, которые могут быть. Наши специалисты помогут подобрать интересующему вас вопросу юридически грамотную формулировку, не позволяющую отбросить его ввиду неконкретности или предвосхищения решения суда. Получив неправомерный, выходящий за рубеж своей компетенции вопрос, психолог-эксперт обязан указать это, не давая ответа по существу.

В соответствии со ст. 65 Семейного Кодекса РФ, «Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учётом мнения детей.

Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учётом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребёнка к каждому из родителей, братьям и сёстрам, возраст ребёнка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребёнком, возможность создания ребёнку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).

По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, и с учётом требований абзаца второго настоящего пункта суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства».

Учитывая указанные требования российского законодательства, очевидно, что для того, чтобы ответить суду на вопросы о том, соблюдаются ли «интересы детей», приносит ли кто-либо из родителей вред «психическому состоянию» или «нравственному развитию» ребёнка, осуществляет ли кто-либо из родителей «пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей» и т.д., необходимо проведение экспертных исследований экспертами-психологами.

Психологическая и психолого-педагогическая экспертиза ребёнка проводится только в присутствии законного представителя несовершеннолетнего. Законным представителем несовершеннолетнего являются его родители и официальные опекуны. В соответствии со ст.64 Семейного Кодекса РФ, «Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей».

В ходе экспертизы проводится психологическое исследование личности ребёнка, уровня его психического и психологического развития, его отношений с родителями, родственниками и социальным окружением. Также в большинстве случаев исследуются способности ребёнка к адаптации в среде, уровень его самостоятельности.

По судебным спорам, в ходе которых необходимо выяснить мнение ребёнка в отношении того или иного вопроса, например, с кем из родителей желает проживать ребёнок, помимо самого мнения ребёнка, исследуется также уровень внушаемости ребёнка и его способность самостоятельно принимать решение, понимать содержание своей воли и делать свободное волеизъявление.

Все исследования проводятся с использованием специализированных и стандартизированных методов психологического исследования. В обязательном порядке психологическому анализу подвергаются медицинские и характеризующие ребенка документы, предоставленные судом. В отношении детей дошкольного и младшего школьного возраста психологические экспертные исследования проводятся, как правило, в игровой форме. В исследовании преобладают проективные методы и психодиагностическая беседа. В отношении более взрослых детей также используются опросники.

Вопросы для экспертизы ребенку:

— Каковы индивидуально-психологические особенности ребёнка?

— К кому из родителей ребёнок ощущает психологическую привязанность в большей степени?

— С какой периодичностью ребёнок изъявляет желание общаться с матерью в случае проживания в семье отца?

— С какой периодичностью ребёнок изъявляет желание общаться с отцом в случае проживания в семье матери?

— Известно ли ребёнку о наличии конфликтов между родителями? Каково восприятие ребёнком данных конфликтов?

— Каков уровень тревожности ребёнка? Если высокий, какими психологическими факторами или обстоятельствами это обусловлено?

— Каково действительное отношение ребёнка к каждому из родителей?

— Каково отношение несовершеннолетнего к родителям вместе и к каждому в отдельности, к кому из родителей ребёнок испытывает психологическую и эмоциональную привязанность в большей степени? Какими психологическими обстоятельствами это характеризуется?

— Каково реальное психологическое отношение ребёнка к остальным членам семьи (бабушкам, дедушкам и другим родственникам)?

— Каково реальное психологическое отношение ребёнка к мачехе?

— Каково реальное психологическое отношение ребёнка к отчиму?

— Какой из вариантов проживания ребёнка с родителями причинит наименьший ущерб детской психике?

— Кто из родителей имеет для ребёнка наибольший авторитет, влияние?

— Разрыв с кем из родителей для ребёнка может быть причиной наиболее сильной психологической травмы?

— Самостоятельно ли или под влиянием третьих лиц у ребёнка сформировалось желание проживать с матерью (отцом)?

— Соответствует ли уровень психического развития ребёнка возрастным нормам?

— Выявляются ли у несовершеннолетнего признаки повышенной внушаемости?

Довольно востребованный вид экспертизы, которая устанавливает психологические особенности внутрисемейного взаимодействия между детьми и родителями. Необходимость и популярность этого вида экспертизы вызвана большим количеством рассматриваемых в суде дел, решающих будущее ребенка, место его проживания, а также то, кем из родителей (или неким третьим лицом) будет воспитываться ребенок в дальнейшем.

Экспертизу детско-родительских отношений проводит эксперт в области психологии. Закон не устанавливает жестких правил в выборе эксперта. Однако нельзя привлекать в качестве эксперта психолога или психотерапевта данной семьи, так как он работает с семьей, эмоционально вовлечен во внутрисемейные отношения (пусть даже и в рамках профессиональной компетенции), может иметь предвзятое мнение по поводу ситуации, сложившейся в семье. Кажущееся знание терапевтом ситуации может исказить результаты исследования. В качестве методики анализа отношений применяются стандартные психологические и социологические методы диагностики:

  • Беседа.
  • Опрос.
  • Тест.
  • Проективные методики.
  • Творческие задания.

Для определения отношения ребенка к родителю или воспитателю в большом объеме используются проективные методики - рисунок семьи, сказкотерапия, та же методика «Закончи предложение» и другие. Эксперт-психолог по определенным признакам устанавливает истинное отношение ребенка ко взрослому. Следует заметить, что проективные методики, при всей их эффективности, часто могут трактоваться неправильно или заведомо ложным образом. Поэтому огромное внимание должно уделяться процедуре проведения исследования для обеспечения достоверности результатов экспертизы. Так, например, во избежание спекуляций во время трактовки результатов проективного теста «Рисунок моей семьи» необходимо неукоснительное следование следующим правилам проведения исследования:

  • Четкая постановка задания.
  • Запрос обратной связи от ребенка для удостоверения, что смысл задания ему полностью ясен.
  • Детальная фиксация поведения ребенка во время выполнения задания, его позы, степени комфорта, жестов, мимики и пр.
  • Обязательная запись всех комментариев, которыми сопровождалось выполнение задания.
  • Уточняющие вопросы ребенку после выполнения задания.
  • Беседа с ребенком по итогам выполнения задания.

В ходе экспертизы детско-родительских отношений устанавливается не только эмоциональная сторона взаимоотношений между родителями и детьми. Исследованию также подлежит следующий круг вопросов:

  • Скрупулезное изучение личностных характеристик каждого из родителей (или воспитателя).
  • Уровень психологического развития ребенка.
  • Уровень социальной адаптации ребенка, степень усвоения ребенком в результате воспитания социально-приемлемых норм поведения, моральных принципов, соображений благопристойности.
  • Наличие у ребенка или родителей признаков социальной дезадаптации.
  • Уровень привязанности ребенка к каждому из родителей.
  • Психологическая и социальная способность родителя (воспитателя) к созданию комфортных условий для надлежащего воспитания ребенка.

Экспертиза детско-родительских отношений проводится в спокойной, комфортной обстановке, желательно с извлечением исследуемых из привычной повседневной среды - для создания непринужденной обстановки и освобождения (особенно детей) от страхов и зажимов, которые могут возникать в ежедневных условиях существования.

Наши заключения отвечают требованиям объективности, всесторонности и полноты исследований, все экспертизы выполняются с использованием современных достижений науки и техники.

Если вы не уверены в правильности выводов заключения сторонней организации, наши эксперты помогут найти ошибки процессуального или методического характера, и дать соответствующее заключение (рецензию).

Порядок производства по экспертизе детско-родительских отношений

Производство экспертизы детско-родительских отношений осуществляется на основании договора с физическим или юридическим лицом, определения или постановления суда, постановления дознавателя или следователя, налогового инспектора, постановления дознавателя таможни, в рамках государственных закупок.

Перед заключением договора заказчик может получить предварительную консультацию, на которой эксперт объяснит основные особенности, уточнит цели заказчика, сформулирует вопросы перед экспертом на которые предстоит ответить в ходе производства экспертизы и разъяснит возможные результаты экспертизы.

Кто может проводить экспертизу детско-родительских отношений:

  • Эксперт (единолично). Экспертиза проводится одним специалистом в области психологии по запросу суда или по ходатайству любой из сторон. Ходатайствовать о назначении экспертизы может любое заинтересованное лицо или его представитель.
  • Комиссия экспертов. К комиссионному исследованию прибегают в сложных случаях, когда необходимы мнения различных специалистов из смежных областей. Например, психолога и социолога. Зачастую комиссия экспертов формируется в результате встречных ходатайств о проведении исследования. Если на исследовании настаивают оба родителя, или родители и третьи лица, то эксперты сторон могут работать комиссионно. При согласии экспертов оформляется общее экспертное заключение. В случае, когда мнения экспертов разделяются, оформляется несколько экспертных заключений. Как правило, для каждого отличающегося мнения составляется отдельное заключение.
  • Эксперт или комиссия экспертов в составе комплексной экспертизы. Бывают случаи, когда помимо психолого-социальной экспертизы детско-родительских отношений назначают и другие виды экспертиз (психиатрическую, судебно-медицинскую и так далее). Тогда эксперт-психолог работает в сотрудничестве с другими специалистами, привлеченными к экспертизе. Комплексная экспертиза применяется в спорных ситуациях, касающихся воспитания психически или физически неполноценных детей, в случае обнаружения подмены детей, в случаях психиатрического освидетельствования родителей.

Перечень случаев, в которых прибегают к экспертизе детско-родительских отношений :

  • При установлении, с кем из родителей ребенок должен остаться жить после развода родителей.
  • При возникновении вопроса о лишении одного из родителей родительских прав (также в случае лишения прав обоих родителей).
  • При определении, кем из третьих лиц будет воспитываться ребенок.
  • При требовании одного из родителей разрешения общения с ребенком.
  • При требовании одного из родителей ребенка запрета на контакт ребенка с другим родителем.
  • В случаях споров между приемными и биологическими родителями по поводу того, кем должен воспитываться ребенок.
  • В случаях намеренной или случайной подмены ребенка - наряду с генетической экспертизой.
  • При установлении уровня психологического и интеллектуального развития ребенка.
  • Если необходимо оценить состоятельность родителя (или родителей) в плане воспитания ребенка.
  • При решении вопроса о совместном проживании ребенка с родителем, который был лишен родительских прав.

Вопросы эксперту

  • Каково отношение ребенка к отцу (матери, воспитателю)?
  • Какова степень привязанности ребенка к отцу (матери, воспитателю)?
  • Как можно охарактеризовать отношение отца, матери или воспитателя к ребенку (холодное и безразличное, теплое эмоциональное, заботливое и пр.)?
  • Какими личностными качествами обладает отец (мать, воспитатель) ребенка?
  • Какова основная характеристика личности родителя?
  • Каков уровень психологического развития ребенка?
  • Какой уровень социальной адаптации демонстрирует ребенок?
  • Как ребенок относится к отцу (матери, воспитателю)?
  • Усвоены ли ребенком основные нормы поведения, характерные для его возраста?
  • Соответствует ли интеллектуальное развитие ребенка его календарному возрасту?
  • Соответствуют ли друг другу календарный и психологический возраст ребенка?
  • Что можно сказать о развитии личностных качеств ребенка?
  • Состоятелен ли отец (мать, воспитатель) в качестве воспитателя ребенка?
  • Что можно сказать об уровне психологического комфорта в семье?
  • Какова разница между декларируемым и реальным отношением родителя к ребенку?
  • Совпадает ли заявленное ребенком намерение жить с отцом (матерью, воспитателем) и истинные желания ребенка?
  • Есть ли факторы во внутрисемейных отношениях, из-за которых ребенок находится в состоянии страха (подавленности, угнетенности)?
  • Существуют ли признаки психологического давления на ребенка?
  • Существуют ли признаки психологического давления одного родителя по отношению к другому, которые негативно отражаются на состоянии ребенка?
  • Страдает ли психологический комфорт ребенка от внутрисемейных конфликтов?

- Семейная психологическая экспертиза

В настоящее время в России отмечается возрастание числа разводов, ежегодно более 600 тыс. детей переживают распад семьи. Ситуация развода безусловно является кризисным событием для всех членов семьи, и особенно для детей, оказавшихся в центре конфликтных взаимоотношений взрослых. Отсутствие согласия родителей по вопросам воспитания, места проживания их ребенка приводит к затяжным конфликтам, судебным спорам, обращению в органы опеки и попечительства.

Согласно действующему Семейному кодексу РФ, родители имеют равные права и равные обязанности в отношении своих детей. Место жительства ребенка при раздельном проживании родителей и отсутствии соглашения между ними определяется судом «исходя из интересов ребенка и с учетом мнения детей» (ч. 3 ст. 65 СК РФ). Право родителя, проживающего отдельно, на «общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования» может быть реализовано только в том случае, «если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию» (ч. 1 ст. 66 СК РФ).

При решении вопросов об определении места жительства ребенка и порядка встреч с отдельно проживающим родителем, суд прежде всего руководствуется «интересами ребенка». Определение «интересов ребенка» является сложной задачей, которая одновременно носит, как правовой, так и психологический характер.

С целью установления истинных мотивов обеих сторон, структуры детско-родительских взаимоотношений, качества воспитательных функций родителей, оценки степени привязанности ребенка к каждому из родителей в судебном порядке назначается семейная психологическая экспертиза. Обладая специальными познаниями в области семейной, медицинской психологии, комиссия психологов-экспертов осуществляет комплексное исследования членов семьи, дает независимое заключение на поставленные судом вопросы.

Оценка отношения ребенка к каждому из родителей является центральным вопросом при проведении психологической экспертизы по семейным спорам и одним из ведущих оснований для определения судом места жительства ребенка при раздельном проживании родителей (ч.3 ст. 65 СК РФ). В законодательстве закреплено право ребенка любого возраста выражать свое мнение при судебном решении споров, затрагивающих его интересы (ст. 57 УК РФ). Тем не менее, мнение ребенка относительно своего места проживания и прядка встреч с отдельно проживающим родителем не всегда соответствует его психологическим интересам и потребностям. Нередкими являются случаи психологического влияния (давления) на ребенка со стороны одного из родителей или членов его семьи, проявляющегося, как в преднамеренном внушении ребенку собственной негативной позиции, так и в пассивном «психологическом заражении» детей собственными негативными эмоциями.

В силу небольшого жизненного опыта, возрастных ограничений, склонности ориентироваться в свих решениях на мнение взрослых, ребенок часто не способен всестороннее осмыслить сложившуюся семейную ситуацию, и без какой-либо критики перенимает позицию окружающих его взрослых. Негативный настрой, эмоциональное отвержение ребенком одного из родителей (без объективных, реально существующих на то причин) негативно сказывается на детском психическом развитии.

Констатация негативного психологического воздействия со стороны одного из родителей является важной задачей семейной психологической экспертизы. С этой целью применяются различные психологические методы, как непосредственного опроса и тестирования, так и проективные психодиагностические методики, направленные на выявления эмоционального восприятия ребенком родителя, определение скрытых мотивационных факторов его поведения.

В рамках психологической (психолого-педагогической) экспертизы по гражданским спорам относительно места проживания ребенка и порядка встреч с отдельно проживающим родителем осуществляется не только индивидуальное исследование ребенка и каждого из родителей, но и изучается вся структура семейных взаимоотношений, выявляются скрытые мотивационные тенденции и поведенческих стратегий членов семьи. Психологическому анализу подвергаются материалы гражданского дела и прочая документация предоставленная судом для исследования экспертной комиссией.

В случае наличия сомнений в психической полноценности одной из сторон, (агрессивное, жестокое поведение, злоупотребление алкоголем, психоактивными веществами, иные формы отклоняющегося поведения) целесообразно назначение комплексной психолого-психиатрической экспертизы.

В заключении считаем важным отметить, что все методы психологической диагностики, применяемые в нашем учреждении, соответствуют методологическим требованиям к производству психологических экспертиз, разработанным в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского. Психологическое исследование ребенка осуществляется с учетом его индивидуально-психологических особенностей и специфики эмоционального состояния. Применяемые методики соответствуют возрасту ребенка и не оказывают какого-либо неблагоприятного воздействия на его психологическое состояние.