Конкурсная программа осенний листопад начальная школа. Конкурсная программа "осенний листопад". «Конкурс загадок» - участвуют все

К конспекту прилагаются: загадки, стенгазета, видеоклип, музыка, заготовки листьев.

Звучит красивая музыка, выходят ведущие. На фоне музыкального клипа читают стих.

Ксюша Чарует осени круженье,

Ликует табор ярких дней,

Душа трепещет от волненья

В свечах рябиновых огней.

Аня В прохладе сонного томленья,

Из недр таинственных глубин,

Я слышу робкое моленье,

Румянцем вспыхнувших рябин.

Ксюша Печаль осыпалась, как листья,

Сгорая в зареве костров,

Наносит краски осень кистью,

На холст оранжевых кустов.

Аня Звучит мелодия простая

Из родника души моей,

Вдаль облаков седая стая

Плывёт в сиянии лучей.

Ксюша Поёт душа, танцует Осень,

Подкрасив улиц пестрых проседь,

На длани ярмарки огней,

Танцуя вальс в душе моей…
Аня: Здравствуйте, друзья! Осень пригласила нас сюда, чтобы подарить всем свои последние, чудесные мгновения, еле уловимый аромат осенних цветов, красоту собранных плодов и, конечно же, по-осеннему задумчивое и немного грустное настроение.

Ксюша: Ой, как торжественно! И (вздыхая) грустно.
Аня: Ксюша, да не наводи ты тоску на людей, ведь осень — это не только пора грусти и печали, это еще и пора радости.

Ксюша И что, сегодня мы не будем вздыхать и грустить в унисон романтической сударыни осени?
Аня Нет, мы будем петь, играть шутить и веселиться!
Ксюша Ну что, начинаем нашу конкурсную программу?

Аня Да, у нас уже есть три команды (показывает на команды) и жюри. Это:

Ксюша (схватившись за голову) Подождите, подождите! Мы же совсем забыли! Что это за осенний праздник без королевы Осени?

Аня Действительно, ее позвать надо и немедленно!

Ксюша Друзья, давайте Осень позовем, скажем, дружно: «Тебя мы осень в гости ждем!»

Все зовут осень, звучит музыка, выходит Осень
Осень Добрый день, мои друзья!

Заждались, вы все меня?

Лето жаркое стояло — долго власть не уступало,

Но всему приходит срок -

Я явилась на порог!

Ксюша Мы рады видеть тебя в этом зале и приглашаем вместе с нами начать конкурсную программу.

Осень Спасибо, я буду очень рада.

Аня Итак, первое задание - в течение двух минут вам необходимо придумать осеннее название своей команды.

Команды представляются

Ксюша Что бы было веселей

мы начнем игру скорей.

Осень . Эй приятель посмотри

Ветра листья принесли

От осени подарок

Чтоб наряд был ярок

(разносит листья)
Аня От каждой команды выходят по одному представителю (это будет дерево). Остальные члены команды прикрепляют к нему листочки. Жюри оценивает кто быстрее и наряднее оденет свое дерево.

Звучит музыка, команды разукрашивают свои деревья
Осень Какие красивые деревья. Молодцы, друзья, постарались
Аня (На фоне тихой музыки) Ох душа петь начинает…

Ксюша не слышу!?

Аня Как не слышишь, Все потише, послушайте!

Ксюша Не слышу!

Аня Не может быть, я же слышу!

Осень Не спорьте девочки, это готовится к выступлению Альбина Исламова, она споет нам песню «Осенний блюз»

Ксюша Как-то вечером на грядке

Репа, свекла, редька, лук

Поиграть решили в прятки,

Но сначала встали в круг.

рассчитались четко тут же:

Раз, два, три, четыре, пять…

Прячьтесь лучше, прячьтесь глубже,

Ну а я иду искать.

Куда же спрятались овощи?

Где их искать?

Аня А это мы сейчас узнаем. Каждой команде будет предложено угадать по два овоща или фрукта. По одному человеку от команды выходят в центр им одевается «маска» так чтобы не было видно и «маска» задает вопросы команде, но так чтобы ответом было только да или нет. Команда отвечает, а «маска» должна угадать, кто она. Чем меньше вопросов, тем лучше.

Ксюша Молодцы и с этим задание справились на отлично. Что бы вам такого этакого придумать?

Аня А давайте проведем конкурс на лучшее буриме. Кто знает, что это такое? Буриме — это стихотворение, чаще экспромт шуточного характера на заранее заданные и неожиданные рифмы в нашем случае это будут слова «осень», «листья», «постучала», «холодок», «льдинка». Примерно должно получиться так:

Осень в окна постучала

Холодком повеяла,

Лужи льдинкой затянула

И тоску навеяла!

Ксюша Ну а если не получится в стихах, то пусть это будет мини сочинение с использованием данных слов.

Аня Круто…! Это был настоящий мозговой штурм.

Ксюша Да… ум умом, но как говорится «по уму провожают», а встречают все таки по одежке. Как ты думаешь, что будут носить в этом осеннем сезоне?

Аня Ну… я могу только догадываться, ведь мода так изменчива. А может Вы, госпожа Осень, знаете?

Осень Конечно, я знаю все, что касается осени.

Здесь не в мечтах, а в самом деле

Решил помочь Вам «дом моделей»,

В вопросе важном разобраться,

Во что в сезоне этом одеваться.

Звучит музыка, демонстрация моделей с коротеньким представлением.

Ксюша Бродит в роще листопад

По кустам по кленам

Скоро он заглянет в сад

Золотистым звоном

Соберем из листьев веер

Яркий и красивый.

Побежит по листьям ветер

Легкий и игривый.

Аня Смотрите, сколько листиков на нашем дереве! Но они не простые, а с загадками и пословицами, загадку надо разгадать, а пословицу продолжить. Давайте устроим настоящий осенний листопад! По одному человеку от команды подходят к дереву, отрывают листочек, читают задание и бросают листочек на пол, команда разгадывает задание и так по очереди, к дереву должен подойти каждый участник.

Ксюша Ну а если листочек будет пустым, то команда зарабатывает штрафное очко. Ну что, начали!

Осень Посмотрите-ка, ребята.

Пожелтело все кругом

Это осень все прикрыла

Золотым своим ковром

Все листочки разбросала,

На хотите ли собрать?

А как только соберете

Приглашу вас танцевать

Ксюша требуется по два человека от команды, одному завязывают глаза, другой руководит: прямо, влево, вправо, бери и т. д. Игра заканчивается, как только все листочки будут собраны. Оценивается, кто больше наберет листиков.

Фоном звучит негромкая музыка.

Аня Гроздья рябины и липы наряд

Лишь о прекрасном они говорят

Осень - чудесное время пришло

Листья ветрами вдруг понесло

И зазвучал нежный медленный вальс…

Ксюша Аня Муранова в танце, будет кружиться сейчас.

Осень Спасибо, Анечка! А сейчас… приз — сюрприз. Чья команда отгадает вес этой грозди винограда, та и получит этот приз.

Осень Хорошо, я убедилась, что с глазомером у вас все в порядке

Аня А сейчас, друзья, я думаю пришел ваш черед, сделать для Осени подарок.

Ксюша Вы должны за достаточно короткое время приготовить какую-нибудь поделку и подарить ее нашей главной гостье

Команды под музыку готовятся и вручают свои подарки.

Осень Спасибо, друзья.

Аня Это был наш последний конкурс

Ксюша Правда? Как время незаметно пролетело.

Аня И все таки пришла пора подвести итоги, а пока жюри готовится мы еще немного поиграем.

Ксюша На вопросы вы должны отвечать «Вы правы!» или «Вы не правы!», только все вместе, давайте потренируемся!

(Проверка зала, как умеют кричать)

Осень Если листик желто-красный к вам

Упал, по ноги прямо,

Кто-то скажет это лето, (Разве Лето?)

Мы ответим!

(«Вы не правы»)

Ксюша Что за время года, чудо,

Облетели листья вовсе

Кто то скажет Это осень! (Правда?)

Ну конечно, же!

«Вы правы»

Аня Если дождик и туманы,

Если грустно и тоскливо, (Что нужно седлать)

Нужно просто улыбнуться!

Ну конечно, же!

«Вы правы»

Осень Красоты такой не встретишь,

В зиму, лето иль весною.

Осень время ярких красок, (Правда?)

Ну конечно, же!

«Вы правы»

Ксюша Все ругают время года,

Может сразу Зиму лучше,

Всем ведь Осень не по нраву?

Что ответите, Вы вместе?

Мы ответим!

(«Вы не правы»)

Аня Молодцы! А сейчас слово предоставляется нашему уважаемому жюри.

Жюри подводит итоги

Ксюша Тишину сейчас мы просим,

Свое слово скажет Осень!

Осень Я благодарна всем, что на балу моем вы были, за то что праздник посетили. Ну а сейчас, мои друзья, наградить мне вас пора. (Осень вручает всем сувениры.)

А на прощание давайте споем вместе всем вам известную песню. («Листья желтые»)

Аня Вот и праздник прошел,

Ирина Земскова
«Веселый листопад». Конкурсная программа, посвященная осени, для детей подготовительной к школе группы совместно с родителями

ВЕСЕЛЫЙ ЛИСТОПАД

Конкурсная программа, посвященная осени.

Подготовительная к школе группа (совместно с родителями).

В зал входит ведущий.

Ведущий

В самом разгаре осенняя пора, и мы сегодня приглашаем наших ребят на игровую программу «Веселый листопад». Девиз нашего сегодняшнего праздника:

Поем, танцуем, играем,

Осень весело встречаем!

В нашей программе принимают участие три команды. Приветствуем их!

Звучит торжественная музыка.

Ведущий

Команда «Сентябрь»! Капитан (дети проходят и садятся на места)

Команда «Октябрь»! Капитан (проходят, садятся)

Команда «Ноябрь»! Капитан …. (проходят, садятся)

Команды занимают места у трех кубов с изображением эмблем: кленовый лист (сентябрь, грибок (октябрь, журавль (ноябрь).

Ведущий

Сегодняшняя игра покажет, знаете ли вы приметы осени, стихи и песни об осени. А в жюри мы пригласили ваших мам и пап (представляет жюри).

Итак, мы начинаем! (звучат фанфары)

Объявляем первый конкурс – ПРЕДСТАВЛЕНИЕ .

Каждая команда должна рассказать о «своем» месяце. Не забывайте, что мы все дружные ребята и поэтому будем помогать друг другу, а также поддерживать товарищей аплодисментами.

Для выступления приглашается команда «СЕНТЯБРЬ». Аплодисменты!

Дети команды «Сентябрь» выходят на середину зала. В это время на стене зала или специальном экране на всем протяжении выступления команды показываются слайды природы в сентябре (см. приложение)

Капитан команды

Опустел фруктовый сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ…

Что за месяц к нам пришел?

Вся команда

Сентябрь!

Дети по очереди рассказывают о приметах сентября.

В сентябре одна ягода, и та горькая рябина.

В сентябре и лист на дереве не держится.

Ребенок

Листопад! Листопад!

Весь усыпан парк и сад!

Разноцветными коврами,

Расстелился под ногами!

Листик в ручки я поймаю,

Подарю любимой маме!

Осень листопадная,

Самая нарядная!

(Л. Алейникова)

Ведущий

Ребята, давайте поддержим команду «Сентябрь» и все вместе споем песню про осенние листья.

Песня «Листья-парашюты»

Ребенок

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад,

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

(слова из песни М. Ивенсен)

Команда «Сентябрь» исполняет осеннюю композицию.

Танец с листьями

Ведущий

Спасибо команде «Сентябрь» (звучат аплодисменты) . Занимайте свои места.

Для выступления приглашается команда «ОКТЯБРЬ»! Поприветствуем! (звучат аплодисменты).

Дети выходят на середину зала. На стене показываются слайды с картинками природы в октябре (см. приложение).

Капитан

Все мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?

Вся команда

Дети по очереди:

Октябрь землю покроет где листком, где снежком

В октябре ни на колесах, ни на санях.

Октябрь – сбор последних плодов

Ребенок

Мы зайдем в осенний лес

В нем полно грибных чудес -

Раз грибочек, два и три

Сколько много, посмотри!

Солнце прячется за тучи -

Скоро дождь заморосит.

Вот и ежик, друг колючий,

В домик свой скорей спешит.

Ведущий

Давайте поможем команде «Октябрь» спеть песню.

Песня «Грибочки во лесочке»

Ведущий

Ребята команды «Октябрь» приглашают всех на танец-игру, которая называется «Грибок»

Танец-игра «Грибок»

Ведущий

Спасибо команде «Октябрь»!

Звучат аплодисменты, дети занимают свои места.

Ведущий

Приглашаем команду «НОЯБРЬ»! Поприветствуем!

Дети выходят. На стене показываются слайды с природой в ноябре (см. приложение).

Капитан:

Поле черно-белым стало,

Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало –

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи?

Вся команда:

Дети по очереди:

Ноябрь – последний месяц осени

Ноябрь – ворота зимы

Холоден октябрь-батюшка, а ноябрь его перехолодил

Ребенок

Холод гонит в далекие страны

Стаи звонких пернатых друзей,

И летят журавлей караваны,

Крик гортанный лишь слышен с полей.

(Т. Прописнова)

Дети команды «Ноябрь» показывают

Сценку «До свиданья, журавли»

(Журнал «Колокольчик» № 15-1999г. под ред. И. Г. Смирновой)

1 журавль

Вот и осень наступила.

Улетать на юг пора.

Все так грустно и уныло…

2 журавль

И готова детвора

В путь далекий собираться,

Крылья юные размять…

Но как грустно расставаться,

Край далекий покидать.

Звучит музыка, вбегает Воробей.

Воробей

Что я слышу? Что я вижу?

Неужели опоздал!

Я давно уж чемоданы

В путь-дороженьку собрал.

Вы меня с собой возьмите,

С вами я хочу лететь.

И на дальние, чужие

Земли юга посмотреть.

Старый воробей

Что, Воробушек, с тобою?

Я тебя не узнаю.

Помнишь, летнею порою

Землю ты хвалил свою?

Лучик солнца на рассвете,

Пруд, заброшенный вдали,

Говорил, что целом свете

Нет прекраснее земли!

1 журавль

Были б рады мы остаться,

Не летели б никуда,

Только некуда деваться,

Гонят вьюги, холода.

Воробей

Ах, друзья, мне стыдно очень,

С вами я не полечу.

Пусть зимой холодны ночи,

Здесь остаться я хочу.

Нет милей родного края,

Лучше нет родной земли,

А пройдет пора лихая,

Я вас встречу, журавли!

Все команды вместе исполняют

Песню «Журавушка» Г. Вихаревой

Ведущий

Спасибо команде «Ноябрь». Занимайте свои места (аплодисменты) . Мы готовы выслушать наше уважаемое жюри.

Выступает жюри. Всем командам выдается по одному очку (кленовому листочку).

Ведущий

Следующий конкурс называется «ТЫ– МНЕ, Я – ТЕБЕ» . Команды задают друг другу по два вопроса. За каждый правильный ответ команда получает по одному очку. Если одна команда не сумела ответить на вопрос, ответить может другая команда, заработав себе дополнительное очко.

Итак, команда «Сентябрь» задает вопросы команде «Октябрь» .

1. Какие овощи бывают усатыми? (горох, фасоль)

2. Какие садовые цветы цветут незадолго до первого снега? (астры)

Команда «Октябрь» задает вопросы команде «Ноябрь»

1. У каких деревьев осенью листья красные? (клен, рябина, осина)

2. Какой зверь всю зиму спит вниз головой? (летучая мышь)

Команда «Ноябрь» задает вопросы команде «Сентябрь»

1. Какие птицы подкладывают свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)

2. Куда осенью исчезают бабочки? (прячутся в щелях, под кору деревьев)

Ведущий

Пока жюри подсчитывает количество правильных ответов, мы поиграем в игру.

Игра-эстафета «Кто первым перевезет урожай»

Две команды по 6 человек. На 5 участниках надеты шапочки овощей и грибов. Впереди стоят шоферы (на голове кепка, в руках – руль, по команде «шоферы» «везут» первого участника, оставляют его в обруче, затем второго и так, пока не перевезут весь «урожай». Играем 2 раза.

Ведущий

Послушаем наше уважаемое жюри.

Жюри объявляет результаты конкурса, вручает кленовые листочки (очки).

Ведущий

И последний конкурс для капитанов. Он называется «ТЕМНАЯ ЛОШАДКА» . Капитаны команд должны на ощупь отгадать, какой овощ спрятался в моем волшебном мешочке. Это принесет их команде еще по одному очку.

Ведущий подходит к каждому капитану. Ребенок определяет овощ. В мешочке лежит по одному овощу (морковь, картошка, свекла).

Ведущий

Пока жюри совещается, мы все станцуем веселый танец.

Танец «Шалунишки»

Ведущий

Итак, жюри объявляет итоги конкурса капитанов.

Жюри вручает кленовые листочки. Ведущий подводит итоги конкурсной программы по количеству набранных кленовых листочков .

Команда «Сентябрь»…. Очков! Аплодисменты

Команда «Октябрь»… Очков! Аплодисменты

Команда «Ноябрь» …. Очков! Аплодисменты

Все участники игры награждаются сладкими призами.

Ведущий

Вот и подошла к концу наша игровая программа «Веселый листопад». Надеемся, что она была интересной и полезной не только для детей, но и для взрослых. До новых встреч

«ОСЕННИЙ ЛИСТОПАД»

(конкурсная программа)

Цель : развитие эстетического вкуса учащихся, воспитание любви к искусству, создание благоприятного психологического климата в коллективе, поздравление именинников.

Подготовка к празднику

Домашнее задание командам:

а) осенняя композиция;

б) работы к конкурсу рисунков;

в) оригинальные поздравления именинников;

г) «осенняя» газета: (в виде кленового, дубового, осинового, березового… листа;

д) осенние листья клёна, дуба, берёзы, осины...(из бумаги, каждый делает по трафарету из одного альбомного листа).

Осенние пейзажи для оформления доски и для 2 конкурса.

Жетоны из цветного картона в виде овощей и фруктов.
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.

Журча, ещё бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.


Эти замечательные строки А.С. Пушкина из стихотворения «Осень» приглашают нас с вами открыть нашу конкурсную программу «Осенний листопад».

Само название говорит о её содержании. Речь пойдёт об осени, об этом удивительном времени года, немного грустном, но таком щедром своими красками и подарками.


Слово предоставляется жюри. Оно подвело итоги домашнего задания:

1. «Осенняя композиция».


2. Конкурс рисунков.

3. Конкурс газет.


Сколько замечательных, незабываемых поэтических строк посвящено этой красавице – осени! Кто только не любовался её красотой, не воспевал её!


  1. Давайте вспомним эти строки. Я приглашаю вас принять участие в литературной викторине .
Ваша задача – назвать автора этих строк. За правильный ответ команда получает жетон. . .
Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

(А.С. Пушкин)
Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера. . .

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все – простор везде,

Лишь паутины тонкий волос.

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь-

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле. . .

(Ф.И. Тютчев)
Ласточки пропали,

А вчера зарёй

Все грачи летали

Да как сеть мелькали

Вон над той горой.

С вечера всё спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно...

(Из стихотворения «Осенняя роза» А.А. Фета)

II. Думаю, что при чтении этих стихотворений перед вашим взором предстали картины осенних пейзажей. В следующем конкурсе ваша задача состоит в том, чтобы по данному осеннему пейзажу составить рассказ (пейзажи раздаются, время – 10 мин, звучит музыка)... Команды зачитывают свои рассказы, жюри оценивает их. За участие в этом конкурсе каждая команда получает от 1 до 3 жетонов в зависимости от занятого места...
III. А теперь, когда вы вспомнили все краски осени, вам легко будет принять участие в следующем конкурсе. Надо подобрать эпитеты к слову осень .

Напомню, эпитет – это яркое определение, создающее живое представление о предмете.

Эпитеты запишите в четыре колонки.

В первую – эпитеты, передающие красоту осени (нарядность , окраску ): нарядная, пламенная, яркая, багряная, пурпурная, цветная, золотая, ...

Во вторую – какая бывает осень по характеру погоды : холодная, дождливая, сырая, сухая, туманная, грязная, ненастная, тёплая, ветреная, ...

В третью – с точки зрения её времени , продолжительности : долгая, ранняя, запоздалая, поздняя, затяжная, ...

В четвёртую – с точки зрения психологического восприятия (какие чувства вызывает у вас это время года): безрадостная, грустная, печальная, задумчивая, чудесная, унылая, славная, хмурая, прекрасная, ...


(время – 5 мин, звучит музыка), эпитеты не зачитываются, жюри подводит итоги (если эпитет записан не в соответствующую колонку, то он не учитывается), команды получают жетоны
IV. Викторина для тех, кто много читает и много знает

1. Когда начинается осень в Австралии? (Март )

2. Почему листья верхушек деревьев опадают последними? (Они самые молодые .)

3. Какие овощи семейства тыквенных можно встретить у нас в огороде?

(Тыква, дыня, арбуз, огурец, кабачки; лиффа, горлянка и др.)

4. У какого зверя осенью в листопад появляются детёныши? (Заяц )

5. Корнеплоды какого растения называют вторым хлебом? (Картофель )

6. Когда начинался Новый год на Руси? (1 сентября )

7. Кто осенью улетает, а весной возвращается? (Птицы )

8. Кто собирает яблоки спиной? (Еж )

9. Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? (Белка )
Жюри учитывает количество правильных ответов. За участие в этом конкурсе команды получают жетоны...
V. А сейчас новый конкурс « Составь пословицу » (на карточках пословицы, начало на одной, а продолжение – на другой). Звучит музыка, жюри учитывает правильность и быстроту. За участие в этом конкурсе команды получают жетоны …
1. Весна красна цветами – /а осень – плодами.

2. Что посеешь – / то и пожнешь.

3. Рожь поспела – / берись за дело.

4. Кто землю лелеет – / того и земля жалеет.

5. Осень прикажет – / весна своё скажет.

6. День прозевал – / урожай потерял.

9. Хлеб убирают – / на небо взирают.

10. В осеннее ненастье – / семь погод на дворе.


VI. «Приз – сюрприз».

Чья команда определит вес этой грозди винограда, та и получит этот приз.


VII. Глазомер у вас хороший, а теперь проверим ваше восприятие цветовой гаммы . Из приготовленных деталей цветной бумаги составить аппликацию, можно использовать не все элементы (время – 10 мин, звучит музыка). По готовым аппликациям или по специально приготовленному плакату задаются вопросы.
Покажите:

1) алый цвет;

2) абрикосовый цвет;

3) палевый цвет;

4) лиловый цвет;

5) кремовый цвет;

6) оливковый цвет;

7) бирюзовый цвет;

8) пурпурный цвет;

9) лазурный цвет...

Жюри оценивает не только быстроту выполнения, но и аккуратность аппликации, правильность ответов. За участие в конкурсе команды получают жетоны...
VIII. Конкурс загадок

Загадки отгадывает каждая команда по порядку, жюри учитывает количество правильных ответов. Если правильного ответа не последовало, то она загадывается следующей команде. За участие в конкурсе команды получают жетоны…


Сильнее солнца,

Слабее ветра,

Ног нет, а идёт,

Глаз нет, а плачет.

(Туча)
Крупно, дробно зачастило,

Всю землю напоило.

(Дождь)

Над рекой, над долиной

Повисла белая холстина.

(Туман)
Долгоножка хвалится:

"– Я ли не красавица?!"

А всего-то косточка,

Да красненькая кофточка.

(Вишня)

Снесли птички

Синенькие яички,

Развесили по дереву:

Скорлупка мягонька,

Белок сладенький,

А желток костяной.

(Слива)
Две сестрицы летом зелены,

К осени одна краснеет,

Другая – чернеет.

(Смородина красная и чёрная)
Встали в ряд богатыри,

Верно службу служат.

Голова у них внутри,

Борода - снаружи!

(Кукуруза)
Росли на грядке

Зелёные ветки,

А на них –

Красные детки.

(Помидоры)
Красная мышка

С белым хвостиком,

В норке сидела

Под листиком.

(Редиска)
Был ребёнок -

Не знал пелёнок,

Стал стариком -

Сто пелёнок на нём.

(Кочан капусты)
Стоит он задумчивый

В жёлтом венце,

Темнеют веснушки

На круглом лице.

(Подсолнух)
Сидит на палочке

В красной рубашке,

Брюшко сыто,

Камешками набито.

(Ягода шиповника)
В сенокос горька,

А в мороз - сладка.

Что за ягодка?

(Рябина)
Все паны

Скинули кафтаны,

Не скинул кафтан.

(Сосна, ель в лиственном лесу)
Что не сеяно

Родиться?

(Трава)
Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью умирает,

Весной оживает.

(Лес)

Стоит старик

Над водой,

Качает бородой.

(Камыш)
Сто один брат,

Все в один ряд –

Вместе связаны стоят.

(Сноп)
Стоит дуб на горе,

Никто к нему не подойдёт:

Ни царь, ни царица,

Ни красная девица,

А кто подойдёт,

Тот с собой понесёт.

(Репейник)
Вёрст не считала,

По дорогам не ездила,

А за морем бывала.

(Птица)
Не рак, не рыба,

Не зверь, не птица,

Кто его убьёт,

Тот свою кровь прольет.

(Комар)
Осенью в щель заберётся,

А весной проснётся.

(Муха)
Сначала клин,

Потом блин,

Течёт вода –

Ему не беда.

(Зонт)

Поднять можно,

А через избу

Перекинуть нельзя.

(Пух, перо)

IX. А теперь пришло время поздравить наших « осенних » именинников … (Команды их поздравляют, вручаются подарки, жюри учитывает оригинальность поздравлений и т.п.)
X. Чаепитие . Жюри подводит окончательные итоги. Команде победителей вручаются призы… Всем остальным – по яблоку.

Итак, мы сегодня отдохнули, повеселились, проявили свои способности, а во всем этом нам помогла ОСЕНЬ !

Петрякова Ольга Борисовна, методист МБОУДОД "Дом детского творчества" Краснослободского муниципального района Республики Мордовия.
Описание: Сценарий праздника будет полезен учителям начальных классов, методистам, педагогам дополнительного образования для проведения представлений к осенним праздникам. Конкурсно-игровая программа подготовлена для воспитанников Дома детского творчества в возрасте от 7 до 10 лет. Конкурсы, игры и загадки подобраны таким образом, что бы детям разных возрастов было интересно.
Цель: развитие творческих способностей, навыков импровизации у детей.
Задачи:
- Побуждать детей создавать вокруг себя атмосферу праздника,
- Воспитать у детей чувство коллективизма, активности,
- Создать праздничное настроение у всех присутствующих на празднике.
Под музыку входит Ведущая.
Ведущая:
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня наш праздник посвящается самому красивому времени года – осени. Вот и наступила золотая осень. Почему золотая? А вы посмотрите вокруг: березы и клены покрыты лимонной желтизной, листья осин разрумянены, дуб стоит одетый в могучую кованую броню. Так и хочется сказать, глядя на эту красоту:
Унылая пора, очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса.
Ребята! Вы слышали, к нам на праздник придет сама Королева Осень.
давайте ее позовем: "Осень приходи". (Дети зовут Осень).
Звучит фонограмма вьюги.
(На сцену выползают Холодрыга и Слякоть)

Слякоть: (потягиваясь):
Сплю это я или мне кажется....(щиплет себя)
Нет, не кажется, осень в самом разгаре.
Эй, Холодрыга, просыпайся!
Холодрыга:
Бр-р-р! Чего кричишь соседушка?
Слякоть:
Просыпайся, осень наступила!
Лишь осень наступает, приходит наш черёд,
И Слякоть с Холодрыгой наступают.
Холодрыга:
А нас никто не ждёт, а наоборот-
Всегда клянут, ругают, избегают...
Слякоть:
Я - Слякоть, я кругом в галошах и с зонтом,
Брожу по лужам, сырость нагоняю.
Холодрыга:
Слушай, Слякоть, а куда это мы с тобой попали?
На праздник что ли какой? Может нас сюда звали?
Слякоть:
Что ты, Холдрыга, что ты! Сколько лет живу на свете,
никто меня в гости ни разу не звал...
Холодрыга:
Да и меня, Холдрыгу, тоже не очень то жалуют.
Ну, раз они нас не позвали, мы им весь праздник сейчас испортим.
Слякоть:
Вот их пригласили (показывает на детей), а нас нет. (хнычет)
Холодрыга:
Фу, какую слякоть развела, не реви, и без тебя холодно!
Лучше давай подумаем как этих персон проучить, что б не зазнавались!
Слякоть:
Придумала! Сейчас мы такую слякоть разведём, такой холод устроим, что Осень из золотой превратится в дождливую, унылую.
Холодрыга:
Бр-р-р!
Слякоть:
Сейчас я слякоть на блюдечке разведу (разводит на блюдечке воду).
Холодрыга:
Ура! Получилось! Ну, держитесь! Теперь я вас заморожу! (бегает с большим веером, а Слякоть брызгает водой).
Слякоть:
А ещё у меня конфеты есть.
Холодрыга (читает):
Сни-керс.
Слякоть:
Сама ты сникерс!
Это - насморкс.
Холодрыга (читает):
Ба-ун-ти!
Слякоть:
Не, баунти, а чихаути. Раздавай конфеты!
(Бегают и раздают конфеты, чихают).
Ведущая:
Что вы делаете? Вы же всех наших детей заразите. Ребята, как же нам от Слякоти и Холодрыги избавиться? Давайте попробуем ещё раз Королеву Осень позвать. (Дети зовут Осень). Королева Осень приходи.

Под музыку входит Осень

Осень:
Здравствуйте, здравствуйте, дорогие ребята! Вот я и пришла.
Наступило моё время – с разноцветьем листьев и листопадом, с лёгким морозцем с холодными дождями. А здесь у вас тепло, светло, уютно.
Вот только Слякоть и Холодрыга, всё норовят нам праздник испортить.
Ребята, давайте прогоним их.
Слякоть:
Ну, вот явилась, раскомандовалась...
Холодрыга:
Чего сразу прогоним? Мы тоже на празднике хотим поиграть, повеселится.
Осень:
А, вы детям гадости больше делать не будите?
Холодрыга:
Нет, больше не будем.
Слякоть:
Мы для вас даже сюрприз приятный приготовили.
Холодрыга:
Младшая танцевальная группа студия "Виктория"исполнит для вас танец "Вася, Васелёк".

Танец "Вася, Васелёк".

Осень:
Хорошо оставайтесь, будете мне помогать.
В городе осень. После радостных летних трудов собирается природа на отдых: солнышко уже не греет землю своими лучами, желтеют травы, облетают с деревьев золотые листочки, не слышно весёлого пения птиц. Грустная пора, но мы не будем сегодня унывать. Ведь в каждом времени года есть своя прелесть и свой особенный, долгожданный праздник.
Весной – это 8 Марта, зимой – Новый год и Рождество, летом – вообще всё лето праздник. А осенью??? Правильно, Осенний бал!
А теперь давайте дадим клятву участников Осеннего бала.

Клянёмся!
Веселиться от души!
Все. Клянёмся!
Танцевать до упада!
Все. Клянёмся!
Смеяться и шутить!
Все. Клянёмся!
Участвовать и побеждать во всех конкурсах.
Все. Клянёмся!
Делить радость победы и полученные призы с друзьями.
Все. Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!
Осень:
Ребята, а я к вам не просто так пришла, я для вас игры, конкурсы, приготовила. Давайте поиграем.
А кто будет играть со мной, мы сейчас узнаем, для этого вам нужно отгадать мои загадки, кто отгадает, то со мной и играет.

Загадки:
1. Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья.
(Осень).
2. Сам видит и не слышит, ходит, бродит, рыщет, свищет.
(Ветер).
3. Сидит – зеленеет, падает – желтеет, лежит – чернеет.
(Лист).
4. Меня просят и ждут а приду – прячутся.
(Дождь).
5. Есть шапка но без головы, есть нога, но без обуви.
(Гриб).
6. С виду – клин, разожмешь – блин.
(Зонт).
7. Осенью питает, зимой согревает.
(Лес).
8. Кругла, как шар, с хвостом, как мышь, желта как мёд, да вкус не тот.
(Репа).
9. Под землёй птица
Гнездо свила,
Яиц нанесла.
(Картошка).
10. Не бьёт, не ругает,
А от него плачут.
(Лук).
11. Золотой он, и усатый,
В ста карманах сто ребят.
(Колос).
12. Выросло из зернышка,
Золотое солнышко.
(Подсолнух).
13. Цветок - медовый,
А плод - пудовый.
(Тыква).
14. Любопытный красный нос,
По макушку в землю врос,
Лишь торчат на грядке,
Зеленые пятки. Что это?
(Морковь).

Осень:
Молодцы, ребята. Теперь вам нужно сформировать две команды, выбрать капитана и придумать им название.
Представляем участников игры:
Команда______________________

Начинаем нашу конкурсную программу. А помогать мне будут Слякоть и Холодрыга. За каждую победу команда получает житон. Команда, набравшая больше житонов и будет победителем.

1 Конкурс капитанов "Собери грибы".
Слякоть:
А теперь давай поиграем в игру, которая называется "Собери грибы".
Приглашаю для игры капитанов. Сейчас я вам завяжу глаза. Вам необходимо на ощупь найти и собрать как можно больше грибов, роль которых будут играть кубики. Итак, вы готовы, начали.Холодрыга:
Перенести урожай к своей команде от стульчика:
первые как зайчики – прыгая,
вторые – гусиным шагом,
третьи – как верблюды (согнуться) на горбе,
четвёртые - как рак пятиться задом на перёд.
3 Конкурс "Матрёна".
Слякоть:
Приглашаю по два участника от каждой команды. Участники встают друг за другом. Нужно завязать платок впереди стоящему не поворачивая впереди стоящего и самому не наклоняться в стороны.
(Выполняют задание по очереди все участники)

4 Конкурс " Несерьезные вопросы ".
Осень:
Следующий конкурс называется "Несерьезные вопросы". Я буду задавать вопросы командам по очереди. За каждый правильный ответ житон.

Назовите подругу Шапокляк. (Крыса-Лариса)
Крутая тачка лесной жительницы. (Ступа)
Гордость Марьи-красы. (Коса)
Назови имя мастера щелбанов. (Балда)
Какому сказочному герою нельзя отрубить голову. (Колобку)
На каких полях трава не растет. (На полях шляпы)

5 Конкурс "Алфавит ".
Холодрыга:
Следующий конкурс называется "Алфавит". Командам дается задание построиться в алфавитном порядке, учитывается первая буква своего имени. Когда вы будите, готовы, то скажите по очереди свои имена. Оценивается правильность и скорость.

6 Конкурс " Одень друга ".
Слякоть:
Что-то стало холодать, друзья мои! Надо одеться потеплее. Я вижу, что среди вас есть не по сезону одетые личности.
За 1 мин участники каждой команды должны надеть на капитана как можно больше своих вещей.

7 Конкурс "Собери урожай ".
Осень:
Следующий конкурс называется "Собери урожай". На полу (в обручи) разбросан картофель, наперегонки надо собрать картофель в ведёрко, но не рукой, а ложкой.

8 Конкурс " Откуси яблоко ".
Слякоть:
Ребята, а вы любите яблоки? Сейчас посмотрим какие вы ловкие. Кто откусит яблоко, привязанное на верёвочку. Побеждает, та команда, которая откусит больше яблок.

9 Конкурс " Весёлые музыканты ".
Холодрыга:
Наш последний конкурс – “Веселый музыкант”. Каждый участник получит какой-нибудь музыкальный инструмент (трещотка, ложки, треугольник, барабан, бубен, колокольчик и т. д.). Для всех участников конкурса звучит одна и та же мелодия. Конкурсантки должны подыгрывать на своем инструменте так, чтобы получалась стройная композиция.

Ведущая:
Молодцы, ребята, хорошо поиграли. А теперь пришло время подводить итоги нашего конкурса.
(Осень считает житоны и объявляет победителей).
Осень:
Спасибо всем участницам конкурса, а также зрителям.
Ведущий: Дорогие ребята, наш праздник подошел к концу.
Нашей гостье Осени пора спешить в лес. Проверить, как звери
к зиме приготовились. Улетели ли птицы в теплые края, заготовили
ли корм на зиму, теплые ли норы? Много еще дел у Осени. Так
что давайте попрощаемся с ней.
Дети (хором): До свидания Осень!
Осень: До свидания, ребята. Мне очень понравилось у вас
на празднике. До встречи в новом году!
Ведущая: Вот мы и проводили золотую осень.
Наш праздник продолжается. Сейчас для вас дискотека.

Цель: развитие эстетического вкуса учащихся, воспитание любви к искус-
ству, создание благоприятного психологического климата в коллективе, поздравле-
ние именинников.
Октябрь уж наступил - уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.
Журча, ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
Эти замечательные строки А.С. Пушкина из стихотворения «Осень» пригла-
шают нас с вами открыть нашу конкурсную программу «Осенний листопад».
Само название говорит о её содержании. Речь пойдёт об осени, об этом удиви-
тельном времени года, немного грустном, но таком щедром своими красками и по-
дарками.
Слово предоставляется жюри. Оно подвело итоги домашнего задания:
1. «Осенняя композиция».
2. Конкурс рисунков.
3. Конкурс газет.
Сколько замечательных, незабываемых поэтических строк посвящено
этой красавице - осени! Кто только не любовался её красотой, не воспевал её!
I. Давайте вспомним эти строки. Я приглашаю вас принять участие в ли-
тературной викторине. Ваша задача - назвать автора этих строк. За пра-
вильный ответ команда получает жетон. . .
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
(А.С. Пушкин)
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера. . . «Осенний листопад» 27

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все - простор везде,
Лишь паутины тонкий волос.
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь -
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле. . .
(Ф.И. Тютчев)
Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Все грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой.
С вечера всё спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно...
(Из стихотворения «Осенняя роза» А.А. Фета)
II. Думаю, что при чтении этих стихотворений перед вашим взором пред-
стали картины осенних пейзажей. В следующем конкурсе ваша задача состоит
в том, чтобы по данному осеннему пейзажу составить рассказ
(пейзажи раздаются, время - 10 мин, звучит музыка)... Команды зачитывают
свои рассказы, жюри оценивает их. За участие в этом конкурсе каждая команда
получает от 1 до 3 жетонов в зависимости от занятого места...
III. А теперь, когда вы вспомнили все краски осени, вам легко будет при-
нять участие в следующем конкурсе. Надо подобрать эпитеты к слову
осень.
Напомню, эпитет - это яркое определение, создающее живое пред-
ставление о предмете.
Эпитеты запишите в четыре колонки.
В первую - эпитеты, передающие красоту осени (нарядность, окра-
ску): нарядная, пламенная, яркая, багряная, пурпурная, цветная, золотая, ...
Во вторую - какая бывает осень по характеру погоды: холодная,
дождливая, сырая, сухая, туманная, грязная, ненастная, тёплая, ветреная, ...
В третью - с точки зрения её времени, продолжительности: долгая,
ранняя, запоздалая, поздняя, затяжная, ... 28 «Осенний листопад»

В четвёртую - с точки зрения психологического восприятия (какие
чувства вызывает у вас это время года): безрадостная, грустная, печальная, задум-
чивая, чудесная, унылая, славная, хмурая, прекрасная, ...

красота осени:
окраска, нарядность
по характеру
погоды
по времени,
продолжитель-
ности
с точки зрения
психологического
восприятия

(время - 5 мин, звучит музыка), эпитеты не зачитываются, жюри подводит ито-
ги (если эпитет записан не в соответствующую колонку, то он не учитывается),
команды получают жетоны …
IV. Викторина для тех, кто много читает и много знает
1. Когда начинается осень в Австралии? (Март)
2. Почему листья верхушек деревьев опадают последними? (Они самые моло-
дые.)
3. Какие овощи семейства тыквенных можно встретить у нас в огороде?
(Тыква, дыня, арбуз, огурец, кабачки; лиффа, горлянка и др.)
4. У какого зверя осенью в листопад появляются детёныши? (Заяц)
5. Корнеплоды какого растения называют вторым хлебом? (Картофель)
6. Когда начинался Новый год на Руси? (1 сентября)
7. Кто осенью улетает, а весной возвращается? (Птицы)
8. Кто собирает яблоки спиной? (Еж)
9. Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? (Белка)
Жюри учитывает количество правильных ответов. За участие в этом конкур-
се команды получают жетоны...
V. А сейчас новый конкурс «Составь пословицу» (на карточках
пословицы, начало на одной, а продолжение - на другой). Звучит музыка,
жюри учитывает правильность и быстроту. За участие в этом конкурсе команды
получают жетоны …
1. Весна красна цветами - /а осень - плодами.
2. Что посеешь - / то и пожнешь. «Осенний листопад» 29

3. Рожь поспела - / берись за дело.
4. Кто землю лелеет - / того и земля жалеет.
5. Осень прикажет - / весна своё скажет.
6. День прозевал - / урожай потерял.
7. В сентябре огонь - / и в поле, и в избе.
8. В сентябре одна ягода - / и та - горькая рябина.
9. Хлеб убирают - / на небо взирают.
10. В осеннее ненастье - / семь погод на дворе.
VI. «Приз - сюрприз».
Чья команда определит вес этой грозди винограда, та и получит этот приз.

VII. Глазомер у вас хороший, а теперь проверим ваше воспри-
ятие цветовой гаммы. Из приготовленных деталей цветной бумаги со-
ставить аппликацию, можно использовать не все элементы (время - 10 мин,
звучит музыка). По готовым аппликациям или по специально приготовленному
плакату задаются вопросы. Покажите:
1) алый цвет;
2) абрикосовый цвет;
3) палевый цвет;
4) лиловый цвет;
5) кремовый цвет;
6) оливковый цвет;
7) бирюзовый цвет;
8) пурпурный цвет;
9) лазурный цвет...
Жюри оценивает не только быстроту выполнения, но и аккуратность ап-
пликации, правильность ответов. За участие в конкурсе команды получают жето-
ны...
VIII. Конкурс загадок
Загадки отгадывает каждая команда по порядку, жюри учитывает количе-
ство правильных ответов. Если правильного ответа не последовало, то она загады-
вается следующей команде. За участие в конкурсе команды получают жетоны…

Сильнее солнца,
Слабее ветра,
Ног нет, а идёт,
Глаз нет, а плачет.
(Туча)
Крупно, дробно зачастило,
Всю землю напоило.
(Дождь) 30 «Осенний листопад»

Над рекой, над долиной
Повисла белая холстина.
(Туман)
Долгоножка хвалится:
"- Я ли не красавица?!"
А всего-то косточка,
Да красненькая кофточка.
(Вишня)
Снесли птички
Синенькие яички,
Развесили по дереву:
Скорлупка мягонька,
Белок сладенький,
А желток костяной.
(Слива)
Две сестрицы летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая - чернеет.
(Смородина красная и чёрная)
Встали в ряд богатыри,
Верно службу служат.
Голова у них внутри,
Борода - снаружи!
(Кукуруза)
Росли на грядке
Зелёные ветки,
А на них -
Красные детки.
(Помидоры)
Красная мышка
С белым хвостиком,
В норке сидела
Под листиком.
(Редиска)
Был ребёнок -
Не знал пелёнок,
Стал стариком -
Сто пелёнок на нём.
(Кочан капусты)
Стоит он задумчивый
В жёлтом венце,
Темнеют веснушки «Осенний листопад» 31

На круглом лице. (Подсолнух)

Сидит на палочке
В красной рубашке,
Брюшко сыто,
Камешками набито.
(Ягода шиповника)
В сенокос горька,
А в мороз - сладка.
Что за ягодка?
(Рябина)
Все паны
Скинули кафтаны,
Один пан
Не скинул кафтан.
(Сосна, ель в лиственном лесу)
Что не сеяно
Родиться?
(Трава)
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью умирает,
Весной оживает.
(Лес)
Стоит старик
Над водой,
Качает бородой.
(Камыш)
Сто один брат,
Все в один ряд -
Вместе связаны стоят.
(Сноп)
Стоит дуб на горе,
Никто к нему не подойдёт:
Ни царь, ни царица,
Ни красная девица,
А кто подойдёт,
Тот с собой понесёт.
(Репейник)
Вёрст не считала,
По дорогам не ездила, 32 «Осенний листопад»

А за морем бывала.
(Птица)
Не рак, не рыба,
Не зверь, не птица,
Кто его убьёт,
Тот свою кровь прольет.
(Комар)
Осенью в щель заберётся,
А весной проснётся.
(Муха)
Сначала клин,
Потом блин,
Течёт вода -
Ему не беда.
(Зонт)
Поднять можно,
А через избу
Перекинуть нельзя.
(Пух, перо)

IX. А теперь пришло время поздравить наших «осенних» именин-
ников… (Команды их поздравляют, вручаются подарки, жюри учитывает ориги-
нальность поздравлений и т.п.)
X. Чаепитие. Жюри подводит окончательные итоги. Команде победите-
лей вручаются призы… Всем остальным - по яблоку.
Итак, мы сегодня отдохнули, повеселились, проявили свои способности, а во
всем этом нам помогла ОСЕНЬ!

Подготовка к празднику
Домашнее задание командам:
а) осенняя композиция;
б) работы к конкурсу рисунков;
в) оригинальные поздравления именинников;
г) «осенняя» газета: (в виде кленового, дубового, осинового, березового… листа;
д) осенние листья клёна, дуба, берёзы, осины...(из бумаги, каждый делает по
трафарету из одного альбомного листа).
Осенние пейзажи для оформления доски и для 2 конкурса.
Жетоны из цветного картона в виде овощей и фруктов.

«Кладезь народной мудрости» 33

«КЛАДЕЗЬ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ»
(игра «Звездный час», посвященная народному творчеству)

Цель: приобщение детей к народному творчеству, привитие любви к на-
родным традициям, расширение их представлений о культуре русского народа,
развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

Народное творчество - народная мудрость, народное знание…
Сегодня мы обращаемся к народному творчеству не только потому, что это
«кладезь мудрости, запасник народной мысли и нравственного здоровья», но и по-
тому, что это наши истоки. Задачу - вырастить свою смену умной, смелой, доброй,
трудолюбивой - жизнь ставила не только перед нашими отцами и дедами, но и пе-
ред дедами наших дедов - в веках, тысячелетиях. И в повседневной жизни народа
отыскиваются крупинки - золотники народного мастерства. Большинство сказок,
легенд, песен, пословиц, загадок содержат «...добрым молодцам уроки». Мы не зна-
ем имен их торцов, но с полным основанием можем сказать, что «автор - гени-
альный, вечно живой и вечно молодой поэт, воспитатель, педагог - народ». Поста-
раемся же изучить и сохранить все лучшее в народном творчестве, иначе мы по-
дорвем корни, которые держат нас, собственными руками расправимся сами с со-
бой и станем «Иванами, родства не помнящими»…
Сегодня мы собрались на конкурс-викторину «Звездный час». Все вопросы,
которые будут заданы, связаны с народным творчеством.
Представляю вам игроков…
Поприветствуем их!
Все участники игры перед вами, настало время познакомиться с ее прави-
лами.
Правила игры
· За каждый правильный ответ игрок получает 1 балл.
· Если и его партнер правильно отвечает на вопрос, то они получают звез-
ду.
· На обдумывание каждого вопроса дается 5 сек.
· После каждого тура, а их - три, будет отсеиваться одна пара игроков, на-
бравшая наименьшее количество очков.
· Если у нескольких пар число очков окажется одинаковым, то будут учи-
тываться звезды.
· В супер-игре сразятся две пары, дошедшие до финала.
Подсчитывать очки будут...
Итак, начинаем I тур, который состоит из четырех отдельных заданий.
I тур
Не сомневаюсь, что вы, прежде чем научились читать, слушали сказки.
«Что за прелесть - эти сказки! Каждая есть поэма... Сказка ложь, да в ней на- 34 «Кладезь народной мудрости»

мек...» - писал А.С. Пушкин о народных сказках. Зародившись в древние вре-
мена, сказка даже в наше время передается из уст в уста, переиначивается и
возникает заново.
В основе знаменитых сказок о царе Салтане, о мертвой царевне, о рыбаке
и рыбке лежат народные сказочные сюжеты. Хорошо ли вы знаете сказки?
Сейчас проверим! Слушайте внимательно, так как вопрос зачитывается только
один раз.
1 задание
1 2

«Царевна-лягушка» «Конек-горбунок»
3 4

«Сказка о царе Салтане» «Сивка-бурка»

Перед вами персонажи сказок «Царевна-лягушка», «Конек-горбунок»,
«Сказка о царе Салтане», «Сивка-бурка».
Вопрос. Во всех ли сказках речь идет о трех братьях?
№ 3. «Сказка о царе Салтане»
Действительно, в «Сказке о царе Салтане» говорится о трех сестрицах,
вспомните:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком. «Кладезь народной мудрости» 35

2 задание
1 2 3 4

А сейчас перед вами имена героев русских народных сказок: Иван Быко-
вич, Никита Кожемяка, Шабарша, Соловей-разбойник.
Вопрос. У Пушкина есть сказка в стихах «О попе и его работнике Бал-
де». В ее основе лежит сюжет русской народной сказки. Как звали героя этой
сказки?
№ 3. Шабарша
Вопрос. Какой сказочный герой смог победить чудо-юдо 12-головое?
№ 1. Иван Быкович
Вопрос. В русских народных сказках всегда сталкивается добро и зло,
хорошие и плохие герои. Какой из этих героев является отрицательным персо-
нажем?
№ 4. Соловей-разбойник
Переходим к следующей группе вопросов.
По своему характеру и видам сказки делятся на волшебные, авантюрные,
бытовые, сказки о животных. Сказки о животных, пожалуй, самые древние по
происхождению. Они наделялись человеческими качествами: добротой и ко-
варством, глупостью и хитростью. В более позднее время животные станови-
лись персонажами басен.
3 задание
1 2 3 4

ЛИСА ВОЛК ЩУКА ХАМЕЛЕОН