Конспект занятия по психокоррекции эмоционального развития старших дошкольников на тему «Страна эмоций. Практический материал Занятие по эмоциональному развитию в старшей группе

Цель: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.

Задачи:

  • Закрепить умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния в мимике.
  • Развивать саморегуляцию воспитанников через прослушивание музыкальных произведений.
  • Создать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение;
  • Сохранение здоровья воспитанников через психогимнастику и релаксацию.
  • формировать положительное отношение к окружающим, сбалансированность эмоций;
  • формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками;
  • упражнять в умении поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре.

Состав группы:

Возраст участников: 5 – 6 лет.
Кол-во детей в группе: 6-8 человек
Продолжительность занятия: 30 минут.

Материал для занятия:

  • «Волшебный клубочек»;
  • Пиктограммы эмоций и фотографии: страх, радость, злость и т.д.
  • Магнитная доска; Человечки-эмоции;
  • Бумага для рисования, карандаши;
  • Детские стулья по числу детей;
  • Зеркало;
  • Небольшая песочница, рамки с песком; кисточки;

Использованные технологии занятия:

  • Сопровождении СD музыки: Магнитофон и диск с записью спокойной музыки; Аудиозапись «Радость» из подборки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой; муз. Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля»;
  • Элементы здоровьесберегающей технологии
  • Игры с песком.
  • Психогимнастика.

Методические приемы: беседа, групповое обсуждение различных чувств; вопросы детям; пиктограммы эмоциональных состояний; рассматривание; показ; объяснение; практическая деятельность детей.

Предварительная работа:

– знакомство с базовыми эмоциями: страх, радость, злость, грусть
– прослушивание музыкальных произведений
– проведение психологических игр и упражнений

Ход занятия:

Приветствие. «Волшебный клубочек».

Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть!
– Дети, а что это у меня в руках? (ответы детей) Но это не простой клубок, а волшебный. Передавая «волшебный клубочек», давайте поприветствуем друг друга.
Психолог передаёт клубок ниток ребёнку, он наматывает нить на палец и ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени или произносит «волшебное вежливое слово», затем передаёт клубок другому ребёнку и т.п.
Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие. А в какую страну мы поедем, вы мне скажете после того, как я вам прочитаю стихотворение.

Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения, на всех
Нас настроение.
Кто веселится!
Кто грустит?
Кто испугался!
Кто сердит?
Рассеет все сомнения
Азбука настроения.

(краткое обсуждение стихотворения, повторение названий эмоций)

– Наше настроение зависит от наших поступков, от того, что мы делаем и как. В свою очередь, наше настроение влияет на настроение окружающих, и они испытывают разные эмоции.
– Ребята, а вы знаете, что такое эмоции? (ответы детей)
– Как вы думаете, чем мы сегодня будет заниматься? О чём будем говорить? (ответы детей)
– Ребята, мы сейчас с вами отправимся в путешествие в страну «Эмоции» . Для того чтобы мы могли путешествовать, нам нужен транспорт. На каком транспорте вы путешествовали? Давайте построим сказочный поезд. Встаньте друг за другом, возьмите впереди стоящего за пояс. Передвигаться наш поезд сможет с помощью волшебных слов:

Наш волшебный поезд
Всех друзей вперед увозит…

(Дети произносят слова и идут по кругу, изображая вагончики)

1 остановка. «Поляна Радости » (звучит аудиозапись «Радость» из подборки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой)

Кого вы видите на этой поляне? (Человечек-радость)
-А какое у него настроение?
-Дети, а что такое радость?» (ответы детей)

Например:

«Радость - это когда все радуются, всем весело».
«Бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая - это когда у одного человека, а большая - когда у всех».
«Радость - это когда у всех праздник».
«Радость - это когда никто не плачет. Ни один человек».
«Радость - это когда нет войны».
«Радость - это когда все здоровы».
«Радость - это я, потому что мама говорит: «Ты моя радость».

- Что вы делаете, когда вам весело? (Ответы детей.)

Этюд «Кто как радуется» Дети становятся в круг. Психолог предлагает им изобразить, показать без слов, как они радуются при встрече с мамой, когда они встречают гостей в свой день рождения, при совместных прогулках с родителями или при походе в зоопарк, цирк.
Выразительные движения: объятия, улыбки, смех, радостные восклицания.

Упражнение « Нарисуй эмоцию»

– А сейчас представьте себе, что мы художники и нам надо нарисовать картину на тему – «Радость». Возьмите листочки и карандаши, и пусть каждый нарисует радость так, как хочется.
(Затем детям предлагается сесть в круг и рассказать о том, что они нарисовали. Затем психолог совместно с детьми наклеивает рисунки на большой лист бумаги - проводится выставка (обсуждение, выбор самого оригинального рисунка, ответы на вопрос «Что такое радость? и самые интересные истории).

Психогимнастика « Ручеек радости» (звучит спокойная музыка)

Дети садятся на пол по кругу, берутся за руки, расслабляются.

-Ребята, мысленно представьте себе, что внутри у каждого из вас поселился добрый, веселый ручеек. Водичка в ручейке - чистая, прозрачная, теплая. Ручеек совсем маленький и очень озорной. Он не может долго усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая, прозрачная, теплая водичка через ваши ручки переливается друг другу по кругу.

Дети мысленно передают друг другу радость.

2 остановка. « Остров Грусти»

Что такое грусть?
-Ребята, а кто живёт на этом острове? (Человечек-Грусть)
Посмотрите на этого мальчика. Какое выражение его лица… Что произошло с его ртом? Бровями? Какое выражение глаз? Что это за эмоция? (ответы детей)
А как вы догадались? (по лицу, по глазам, брови сдвинуты, губы опущены)
Ребята, у вас тоже, наверное, бывает грустное настроение? Расскажите. (рассказы детей)
На острове могут жить не только человек, но и животное. И вот сейчас я вам предлагаю изобразить животное.

Игра « Доброе животное». Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Сейчас я проверю, как вы умеете вместе дышать. Мы превратимся в одно большое, доброе животное. (Включается спокойная музыка.) Давайте послушаем, как оно дышит.

А теперь подышим вместе. Вдох – все вместе делайте шаг вперед. Выдох- шаг назад.

Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук- делайте шаг вперед. Стук- шаг назад.

3 остановка. « Пещера страха»

Добрались мы и до пещеры. (Психолог включает музыку.)

Упражнение « Страшные звуки» (звучит муз. Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля»)

Угадайте, какие звуки мы слышим?(ответы детей)
Мы слышим много звуков, среди них есть и страшные. Мы будем слушать звуки и угадывать, какие из них пугающие, страшные, а какие успокаивающие или радостные. (обсуждение детей)
А всегда ли звук был страшным? Звук поезда тоже вам кажется страшным, но если вы вспомните поездку в отпуск на поезде, что было весело и интересно, то страх проходит.
Какой здесь живёт человечек. (Человечек – Страх)
-Как вы догадались? (ответы детей)

Игра « Я страшилок не боюсь, в кого хочешь – превращусь»

Дети идут по кругу, держась за руки, и проговаривают хором эти слова. Когда водящий (первоначально может быть психолог) называет какого-либо страшного персонажа (Кощея, волка, льва и т.п.), детям нужно быстро «превратиться» в него и замереть. Ведущий выбирает самого страшного и тот становится водящим и продолжает игру.

Упражнение « У страха глаза велики»

– А теперь, давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны). У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают больщие круглые глаза при помощи рук.) Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки.)
А затем и вовсе исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.)
Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу.

4 остановка. «Гора Злости»

Кто живёт на этой горе? (Человечек-Злость)
-Как вы догадались?
-Что происходит со ртом? Покажите! Рот открылся, зубы соединены. Рот может быть перекошенным у злого человечка.
-Что происходит с бровями? Покажите! Брови опущены, между ними складки. Нос наморщился.
-Что происходит с глазами? Покажите! Глаза стали узкими, как щелочки.
– Дети, а в каких случаях испытывают такие эмоции? (придумать вместе с детьми жизненную ситуацию).

Упражнение «Зеркало»

Детям предлагается изобразить перед зеркалом злость.
Дети садятся на стулья полукругом. Ведущий задаёт вопрос, на который дети должны топать, если хотят ответить «да». Если «нет», то ноги стоят на месте.
Я расскажу, когда мамы злятся, а вы отгадаете, правильно ли я говорю.
Мамы злятся, когда опаздывают на работу.
Мамы злятся, когда кушают мороженое.
Мамы злятся, когда на них кричат.
Мамы злятся, когда им дарят подарки.
Мамы злятся, когда опаздывают с ребёнком в детский сад.
Мамы злятся, когда про мам говорят «плохая».
Мамы злятся, когда берут их личные вещи, не спрашивая разрешения.
Мамы злятся, когда их любят.
-Молодцы, ребята. Вы отгадали, какие события любит человечек-Злость.

Упражнение «Закончи предложение».

Подумайте хорошенько и закончите предложение «Я радуюсь когда…» (высказывания детей записываются).
-Я злюсь, когда… и т.д.
– Ребята, посмотрите, какие бывают эмоции, и какие пиктограммы им соответствуют. (фото и пиктограммы)
Пиктограммы – это схематическое изображение эмоций.

Рефлексия. Беседа с детьми:

И чтоб наша встреча запомнилась, давайте на память сделаем фотографию.
На этом наше занятие заканчивается. Спасибо, до свидания.

Для развития эмоциональной сферы у детей разработана серия игровых занятий. Они являются частью работы по развитию эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста. На занятиях дети проживают Эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с культурным наследием человечества (литературой, живописью, музыкой).

Ценность таких занятий заключается в следующем:

у детей расширяется круг понимаемых эмоций;

они начинают глубже понимать себя и других;

у них чаще наблюдаются эмпатийные проявления по отношению к окружающим.

Цель занятий:

познакомить детей с эмоциями;

учить детей различать эмоции по схематическим изображениям;

учить понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом;

продолжать учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства;

продолжать учить слушать и понимать музыкальные произведения4

развивать эмпатию.

ЗАНЯТИЕ 1. РАДОСТЬ.

1. Прослушивание пьесы П.И.Чайковского «Новая кукла».

Вопросы к детям: - О чем вы думали, когда слушали музыку?

  • - Что чувствовали?
  • - Что хочется делать под такую музыку?
  • 2. Повторное прослушивание музыкального произведения.

Детям предлагается представить, что им подарили новую куклу и потанцевать под эту музыку. По окончании музыки обратить внимание детей на то, какие у них были лица, как они двигались. Объяснить, что так они выражали радость.

3. Беседа.

Сделать акцент на том, что все дети во время танца выражали свою радость по-своему. Во время беседы подвести детей к выводу о том,что степень выражения радости зависит от человека, его особенностей и от самого события.

4. Рисование на тему «Радость».

Предложить желающим рассказать о своем рисунке.

Придумать название альбома, который можно сделать из детских рисунков после занятия.

  • 5. Ответы детей на вопрос:
    • -Что такое радость?
  • -Радость - это когда все радуются. Бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая - это когда у одного, а большая - когда у всех.
  • -Радость - это когда праздник.
  • -Радость -когда никто не плачет. Ни один человек.
  • -Радость - когда нет войны.
  • -У моей бабушки болит сердце. А когда не болит, мы с ней вместе радуемся.
  • -Радость - это я! Потому что мама говорит «Ты - моя радость!»
  • 6. Хоровод.

Детям предлагается встать в хоровод и всем вместе порадоваться хорошей песне «Вместе весело шагать…» (муз. В.Шаинского, сл. М.Матусовского).

ЗАНЯТИЕ 2. ГОРЕ.

1. Прослушивание двух музыкальных пьес С.Майкапара «Тревожная минута» и «Раздумье».

Вопросы к детям:

  • - Каков характер этих пьес?
  • - Похожи ли они между собой?

Детям предлагается охарактеризовать первое музыкальное произведение, затем - второе.

Беседа по сказкам: «Теремок», «Заюшкина избушка», «Краденое солнце», «Волк и семеро козлят».

Предлагается вспомнить:

  • -Когда герои этих сказок переживали горе?
  • -Как они справились с горем?
  • 3. Чтение отрывков из сказки К.И.Чуковского «Федорино горе».

4. Драматизация ситуации «Пропала собака».

Один ребенок исполняет роль хозяина пропавшей собаки, а дети успокаивают его, каждый по-своему.

После драматизации спросить у ребенка, исполнявшего роль хозяина:

  • - Что ты чувствовал, когда тебя успокаивали?
  • - Кто лучше всех тебя успокоил?

ЗАНЯТИЕ 3. ГНЕВ.

1. Чтение отрывков из произведения К.И.Чуковского "Мойдодыр", где автор описывает гнев Умывальника и Крокодила.

Вопросы к детям:

  • - Почему рассердились Умывальник и крокодил?
  • - Как описал автор гнев Крокодила?

Рассматривание иллюстраций художника А.М.Алянского, на которых изображены сердитые Умывальник и Крокодил.

Детям предлагается рассказать, как художник передал гнев героев.

2. Драматизация отрывка из сказки Л.Н.Толстого "Три медведя".

Дети разыгрывают эпизод, где описывается, как сердятся медведи, узнав о том, что кто-то пользовался их вещами.

Обращается внимание детей на то, как по-разному выражают гнев медвежонок, медведь и медведица.

  • 3. Рассказы детей о ситуациях, когда они сердились, гневались, злились.
  • 4. Упражнение "Зеркало".
  • 5. Рисование гнева.

Предложить детям цветовым пятном изобразить свой гнев.

Рассмотреть с детьми рисунки. Обратить внимание на цветовую передачу гнева, отметить схожесть и отличия в изображениях гнева детьми.

ЗАНЯТИЕ 4. СТРАХ.

1. Игра "Гуси-лебеди".

Дети гуляют по помещению, представляя, что они находятся на цветущей полянке. Когда ведущий подает сигнал тревоги, дети прячутся за стулья.

2. Упражнение "Найди пиктограмму".

Дети выбирают пиктограмму страха из заранее подготовленных.

Сопоставить выбор детей с тем чувством, которое они переживали, когда прятались от гусей.

Рассмотреть с детьми выбранную ими пиктограмму, обратить внимание на брови, глаза, рот.

3. Обсуждение с детьми поговорки "У страха глаза велики". Отметить прямой и скрытый смысл поговорки.

Вопросы к детям:

Пугались ли вы когда-нибудь так, что причина страха вам казалась значительно страшнее, чем было на самом деле?

4. Прослушивание музыкальной пьесы Н.Мясковского "Тревожная колыбельная".

Вопросы к детям:

  • -Каков характер этого произведения?
  • - Нарисуйте страх на бумаге.
  • 5. Чтение отрывка из сказки С.Михалкова "Три поросенка" (эпизод, в котором описывается, как поросята убегают от волка и дрожат от страха).

Вопрос к детям:

Почему Наф-Наф не боялся страшного волка?

Рисование на тему "Наф-Наф не боится страшного волка".

Рассмотреть рисунки детей. Обратить внимание на особенности изображения смелого поросенка.

ЗАНЯТИЕ 5. УДИВЛЕНИЕ.

1. Чтение отрывка из сказки А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане…" (об удивительных чудесах на острове у князя Гвидона).

  • - Какие чудеса описывает автор?
  • - Почему все эти чудеса так удивляли и привлекали людей?

Детям предлагается сочинить письмо, которое можно было бы послать князю Гвидону, рассказать в нем об удивительных вещах, которые встречались детям, или об удивительных случаях, которые с ними происходили.

2. Упражнение "Зеркало". Предложить детям посмотреть в зеркало, представить себе, что там отразилось что-то сказочное, и удивиться.

  • - Что общего в том, как вы изображали удивление?
  • 3. Игра "Фантазии".

Предлагается детям продолжить начало удивительных приключений:

  • - К нам пришел слон…
  • - Мы оказались на другой планете…
  • - Внезапно исчезли все взрослые…
  • - Волшебник ночью поменял все вывески на магазинах…
  • 4. Этюд "Погода изменилась".

Детям предлагается представить себе, как вдруг, неожиданно для всех, закончился дождь и выглянуло яркое солнышко. И это произошло так быстро, что даже воробьи удивились.

Что с вами произошло, когда вы представили себе такие неожиданные перемены в погоде?

Затем дети выбирают соответствующую пиктограмму.

ЗАНЯТИЕ 6. ИНТЕРЕС.

  • 1. Беседа с детьми о том, когда бывает им интересно, в какие игры интересно играть.
  • 2. Игра "Чудесный мешочек".

Вам интересно, что лежит в этом мешочке?

Дети ощупывают предмет, отгадывают его, затем достают.

3. Русская народная сказка "Теремок".

Детям предлагается подойти к Теремку, от имени понравившегося героя сказки с интересом спросить: "Кто в Теремочке живет?"

  • 4. Этюд "Любопытный".
  • - По улице шел мужчина и нес в руке спортивную сумку, из которой что-то выпирало. Мальчик это заметил, и ему очень захотелось узнать, что же лежит в сумке. Мужчина шел большими шагами и не замечал мальчика. А мальчик прямо-таки "прилип" к прохожему: то с одной стороны подбежит к нему, тос другой и, вытягивая шею, заглядывает в полуоткрытую сумку. Вдруг мужчина остановился, положил сумку на землю, а сам зашел в телефонную будку. Мальчик присел на корточки около сумки, слегка потянул за молнию и заглянул внутрь сумки. Там лежали всего-навсего две обыкновенные ракетки. Мальчик разочарованно махнул рукой, встал и не спеша пошел к своему дому.

ЗАНЯТИЕ 7. СТЫД. ВИНА. 1. Чтение детям рассказа "Это я виноват" (из книги Л.П.Успенской, Н.Б.Успенского).

" Юра очень любит свою маленькую сестренку Юлю. Он никогда не обижает ее, помогает во всем и всегда выручает в беде.

Один раз Юле захотелось попробовать варенья. Полезла она ложкой в варенье и случайно толкнула банку. Банка разбилась, а варенье вылилось на пол.

Пришла тетя Рая и спрашивает:

  • - А ну сознавайтесь, кто из вас варенье разбил?
  • - Это я виноват, - сказал Юра.

А Юля посмотрела на тетю Раю и заплакала."

Вопросы к детям:

Почему Юра сказал тете Рае неправду?

Как вы думаете, наказала ли тетя Рая детей?

  • 2. Рассмотреть карточку виноватого ребенка (из игры "В мире эмоций"), отметить выразительные движения: голова наклонена вперед, брови подняты и сдвинуты, углы рта опущены.
  • 3. Этюд "Стыдно".

Мальчик Коля случайно сломал переключатель у телевизора. Он испугался, что мама его накажет. Коля сказал, что переключатель крутил его маленький брат. Брата наказали. Старшему брату стало очень стыдно.

Целью следующих занятий являются:

продолжать знакомство детей с базовыми эмоциями (радости, горя, гнева, страха и удивления):

закрепить полученные на предыдущих занятиях знания и умения;

расширить представления детей об эмоциях, предлагая их сравнивать; продолжать развивать эмпатию, воображение.

ЗАНЯТИЕ 8.ГНЕВ и УДИВЛЕНИЕ.

1. Чтение отрывка из стихотворения Н.Екимовой. По небу плыли облака,

А я на них смотрел.

И два похожих облачка

Найти я захотел.

Я долго всматривался ввысь

И даже щурил глаз,

А что увидел я, то вам

Все расскажу сейчас. Вдруг по небу грозное

Страшилище летит

И кулаком громадным

Сердито мне грозит.

Ох, испугался я, друзья,

Но ветер мне помог:

Так дунул, что страшилище

Пустилось наутек.

А маленькое облачко

Над озером плывет,

И удивленно облачко

Приоткрывает рот:

Ой, кто там в глади озера

Пушистенький такой?

Такой мохнатый, мягенький?

Летим, летим со мной! Так очень долго я играл

И вам хочу сказать,

Что два похожих облачка

Не смог я отыскать.

2. Рисование облаков,

Предложить детям нарисовать облака. На одном листе изобразить гневное облако, на другом - удивленное.

3. Выставка рисунков.

Вместе с детьми разместить рисунки так, чтобы гневные облака были отделены от облаков, которые удивляются.

Обратить внимание детей на то, как по-разному они изобразили гнев облаков. И удивленные облака тоже отличаются друг от друга.

Найти самое гневное облако и самое удивленное.

4. Игра "Облака".

Дети делятся на две группы. Первая группа изображает гневные облака, вторая - удивляется, глядя на гневные облака. Затеа дети меняются ролями.

5. "Произнеси фразу".

Дети, по желанию, произносят любую фразу от имени удивленного или гневного облака.

ЗАНЯТИЕ 9. РАДОСТЬ, СТРАХ, УДИВЛЕНИЕ.

1. Чтение рассказа Н.Носова "Живая шляпа ".

Вопросы к детям:

  • -Что почувствовали Вова и Владик, когда шляпа поползла?
  • -Какое чувство возникло у ребят, когда они обнаружили под шляпой кота?
  • -Какое чувство пришло на смену удивлению?
  • -Как ребята выражали радость?
  • 2. Рисование эпизодов из рассказа Н.Носова "Живая шляпа".

Детям предлагается изобразить эпизод по выбору: мальчики испугались, увидев котенка под шляпой; мальчики обрадовались.

3. Обсуждение детских рисунков.

Детские рисунки располагают и рассматривают по темам.

Обращается внимание на то, как по-разному дети изображают страх, удивление и радость мальчиков, какие цвета используют для передачи разных эмоций.

4. Рассказы детей.

Детям предлагается вспомнить случаи из жизни, когда они сначала испугались, потом удивились, а затем обрадовались.

5. Упражнение "Зеркало".

Предлагается изобразить перед зеркалом ту эмоцию, которая будет названа. А чтобы было легче изобразить названную эмоцию, можно предложить детям вспомнить соответствующие эпизоды из прочитанного рассказа или из собственных воспоминаний.

ЗАНЯТИЕ 10. Развлечение "В царстве Снежной королевы".

Цель занятия: закрепить знания об эмоциях;

продолжить развитие способности чувствовать настроение в музыке;

развивать эмпатию.

1. Герда ищет Кая.

Девочка, которая играет роль Герды, рассказывает детям о том, что случилось с Каем, и о том, какой путь надо проделать, чтобы помочь Каю.

2. Встреча с Принцессой.

Принцесса обещает показать дорогу, если дети ответят правильно на вопросы. Она предлагает назвать эмоцию, которая соответствует музыкальному отрывку.

Отрывки из музыкальных произведений:

  • - С.Рахманинов "Полька" (радость);
  • - Л.Бетховен "К Элизе" (печаль);.
  • - М.Глинка "Руслан и Людмила", увертюра (удивление);
  • -Д.Кобалевский "Петя и волк" - отрывок (страх);
  • -Л.Бетховен "Сюита до-минор" (гнев).

Принцесса показывает дорогу.

3. Встреча с маленькой разбойницей.

Разбойница поставила условие, чтобы дети продемонстрировали эмоции, которые возникли у людей и животных в разных ситуациях6

  • -Покажите горе животных, которые живут у меня в клетках.
  • -Покажите страх оленя, когда я щекотала его острым кинжалом.

Покажите, как удивилась Герда, когда увидела мой зверинец.

  • -Покажите, как злилась моя мамаша, когда я опрокинула ей на ногу кипящий котел.
  • - Покажите, как мне было грустно, когда я прощалась с Гердой, моей единственной подругой.

Разбойница показывает дорогу и прощается с Гердой и детьми.

4. Встреча со снежинками у входа во дворец Снежной королевы.

У дворца Снежной Королевы кружатся снежинки и не дают Герде пройти, просят ее и детей поиграть вместе с ними.

5. Игра "Снежинки".

Герда раздает детям снежинки, в центре которых схематично изображены различные эмоции. Дети рассказывают, что чувствует их снежинка. Снежинки пропускают Герду во дворец.

6. Встреча с Каем.

Герда встречается с Каем. Но, чтобы расколдовать его, дети должны из кусочков льда (разрезанный лист бумаги с изображением эмоции) собрать самую страшную для королевы эмоцию - радость.

7. Возвращение домой.

Кай расколдован. Герда благодарит детей за помощь. Герда и Кай прощаются с ребятами.

Разделы: Работа с дошкольниками

Работая на протяжении ряда лет педагогом-психологом в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида для детей с тяжелыми речевыми нарушениями, я пришла к выводу, что необходимо разработать цикл занятий по коррекции эмоционально-волевой сферы для детей старшего дошкольного возраста. Это связано с тем, что эмоции детей с общим недоразвитием речи поверхностны и неустойчивы, вследствие чего эти дети внушаемы, подражательны и легко могут следовать за другими в своем поведении. Они, как правило, обидчивы и вспыльчивы, часто без достаточных оснований могут нагрубить, обидеть товарища, порой становятся жестокими. Так же отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы: дети не готовы к “эмоционально теплым” отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.

Все вышесказанное подтверждается результатами проведенной психодиагностики с детьми старшего дошкольного возраста (17 детей) по методике “Кактус” (модификация М.А.Панфиловой). У 41,2% детей отмечается высокий уровень агрессивности и импульсивности и у 47,1% - неуверенности в себе и тревожности.

Почему я затронула именно эмоционально-волевую сферу детей старшего дошкольного возраста? Во-первых, сформированность эмоционально-волевой сферы является одним из основных компонентов психологической готовности к школьному обучению. И насколько у ребенка будет развита эмоциональная устойчивость, умение ограничивать эмоциональные порывы, уверенность в преодолении трудностей, а так же, насколько он будет уметь предчувствовать и переживать отдельные последствия своей деятельности - настолько у него успешнее пройдет адаптация к школьному обучению, и тем успешнее он будет обучаться. Во-вторых, старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования компетентности в сфере отношений, развития устойчивого и положительного отношения к себе. Дети данного возраста уже в состоянии проявлять самостоятельность в решении социальных задач, учатся договариваться и учитывать интересы других, сдерживать свои эмоциональные порывы.

Предлагаемые мной занятия по коррекции эмоционально-волевой сферы построены в игровой форме, так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, создающей наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, является игр.

Цикл игровых занятий по коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста

I блок занятий

Тема:

Я и другие

Цель: Развитие самосознания; способов поведения во взаимоотношениях с другими людьми.

Задачи:

  • осознание ребенком отношения к себе, собственной внешности, своим особенностям и способностям. Осознание собственной неповторимости, физических особенностей;
  • развитие у детей чувства принадлежности к группе детского сада. Получение опыта позитивного взаимодействия с другими людьми;
  • понимание детьми эмоций и настроения других людей на вербальном и невербальном уровне.

Занятие 1 “Мое Я”

  1. Упражнение “Дружба начинается с улыбки”. Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.
  2. Упражнение на развитие позитивного самовосприятия: “Как меня зовут”. Детям предлагается назвать свое имя: краткое, полное, ласковое и т.д.
  3. Игра на осознание детьми своих особенностей и способностей: “Ветер дует на …”. Детям предлагается изобразить “ветерок”: “Ветер дует на того, кто больше всего любит сладкое…, кто любит рисовать…”.
  4. Игра на осознание детьми собственной внешности: “Радио”. Детям предлагается “найти” ребенка по описанию.
  5. Рисование на тему “Автопортрет”.

Занятие 2 “Каждый привлекателен по-своему”

  1. Упражнение “Комплименты”. Детям предлагается встать в круг и взяться за руки, глядя в глаза соседу сказать что-нибудь приятное.
  2. Игра на осознание детьми особенностей и способностей других детей: “Скажи хорошее о друге”. Выбирается ребенок и каждый говорит о том, что ему нравится в этом ребенке.
  3. Игра на осознание детьми физических особенностей других детей: “Найди друга”. Ребенку завязывают глаза и предлагают подойти к любому ребенку и узнать его. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки.
  4. Рисование на тему “Портрет друга”.

Занятие 3 “Мы все разные, но живем в одной группе”

  1. Упражнение “Круг друзей”. Детям предлагается встать в круг и взяться за руки. Затем по кругу пожать руки.
  2. Игра на развитие у детей чувства принадлежности к группе: “Сочиним историю”. Детям предлагается продолжить историю: “Жили-были дети подготовительной к школе группы детского сада №67…”, следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Педагог корректирует сюжет истории.
  3. Игра на развитие у детей чувства групповой сплоченности: “Доброе животное”. Дети встают в круг и берутся за руки. Педагог тихим голосом говорит: “Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!” Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. “Вдох – все делаем шаг вперед, выдох – шаг назад. Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д.”.
  4. Коллективная работа для отсутствующих детей в детском саду “Что не сможет один, сделаем вместе”.

Занятие 4 “Волшебные средства понимания”

  1. Упражнение “Глаза в глаза” Детям предлагается поупражняться в понимании выражения лица, глаз друг друга.
  2. Игра на умение детей быть внимательным к действиям других детей: “Зеркало”. Педагог становится перед детьми и говорит, что все дети “зеркала”, и просит как можно точнее повторять его движения. После этого дети выполняют движения в парах.
  3. Игра на развитие у детей умения понимать других детей на вербальном уровне: “Испорченный телефон”. Дети садятся в шеренгу. Педагог шепотом на ухо первому ребенку говорит слово (фразу), тот передает его шепотом второму и т.д. до последнего. Последний ребенок произносит услышанное слово (фразу) вслух. Если слово (фраза) не искажено, то телефон исправлен, если же искажено, то выясняется, кто испортил телефон, спрашивая по очереди, кто что слышал.
  4. Игра на умение детей понимать мимику и пантомимику других детей: “Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем”. Ребенок-“зритель” уходит за ширму, оставшиеся дети решают, что и как они будут показывать. Затем “зритель” внимательно наблюдает за товарищами и отгадывает, что они делают и где они находятся.
  5. Игра на умение детей договариваться друг с другом. “Мозаика в парах”. Каждая пара детей получает мозаику. Задача заключается в том, чтобы дружно и быстро сложить общую картину.

II блок занятий

Тема:

Радуга настроений

Цель: Формирование у детей представлений о языке эмоций как знаках, подаваемых человеком о себе; знаний о средствах выражения различных эмоциональных состояний.

Задачи:

  • умение детей описывать вербально, графически свое настроение. Развитие внимания к эмоциональным состояниям других. Знакомство с мимикой и пантомимикой;
  • ознакомление детей с различными эмоциями;
  • ознакомление детей со способами снятия психомышечного напряжения.

Занятие 5 “На что похоже настроение?”

  1. Упражнение “Общий круг”. Детям предлагается “поздороваться” глазами со всеми детьми.
  2. Упражнение на развитие у детей умения вербально описывать свое настроение: “На что похоже настроение?”. Дети по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение.
  3. Этюд “Тренируем эмоции”. Детям предлагается: нахмуриться, как осенняя туча; улыбнуться, как кот на солнце; позлиться, как ребенок, у которого отняли игрушку; испугаться, как ребенок, потерявшийся в лесу; устать, как мама после работы; обидеться, как ребенок, которого не взяли в игру; удивиться, как ребенок, который увидел большого слона на улице; погрустить, потому что на улице дождь; похвастаться новыми туфлями и т.д.
  4. Этюд “Как чувствую, так и говорю”. Предложить детям произнести фразу “Пойдем играть” грустно, весело, со злостью, испуганно, обиженно, скромно, устало, удивленно, виновато.
  5. Рисование на тему “Мое настроение”.

Занятие 6 “Разделенная радость – двойная радость”

  1. Этюд “Солнечный зайчик”. Детям предлагается сесть поудобнее, расслабиться и представить, что к ним в глаза заглянул солнечный зайчик. Предложить закрыть глаза и нежно погладить ладонями зайчика, скользящего по лбу, по носу, по ротику, по щечкам, по подбородку. А затем глубоко вздохнуть, и улыбнутся друг другу.
  2. Игра на умение использовать детьми мимику и пантомиму: “День рождение”. Выбирается именинник. Гостям (детям) предлагается придумать поздравление и подготовить подарок. Вручить подарок надо при помощи жестов и мимики. Один из участников передает воображаемый “подарок-образ” имениннику, а все остальные должны угадать, что ему подарено.
  3. Этюд “На лесной полянке”
  4. На полянке собрались
    Лисы, белки, звери.
    Песни, пляски завели
    У зеленой ели.

  5. Детям предлагается с помощью мимики и жестов показать, как радуются звери, собравшиеся на полянке, и поводить хоровод.
  6. Игра на снятие психонапряжения у детей: “Две страны”. Педагог рассказывает сказку о том, что когда-то давным-давно было две соседних страны. Одну населяли веселые жители: они много смеялись и шутили, часто устраивали праздники. Другую – грустные жители: они все время думали о печальном и много грустили. Жителям веселой страны было очень жалко своих грустных соседей, и однажды они собрались прийти к ним на помощь: они решили заразить грустных жителей своим весельем и смехом. Затем детям предлагается разделиться на две “страны”. Дети из веселой страны пытаются заразить своим смехом и радостью детей из грустной страны. Дети, которые заразятся смехом веселых жителей, переходят на их сторону и начинают передавать своей радостью тем, кто еще грустит.
  7. Рисование на тему “Дерево радости”. Педагог раздает детям контурные изображения дерева и цветные карандаши. Задача детей – передать “радостное настроение” дерева.

Занятие 7 “У страха глаза велики”

  1. Игра на умение детьми вербально описывать свой страх: “Расскажи свой страх”. Педагог рассказывает о своих детских страхах, а затем просит детей, по желанию, рассказать о ситуациях, когда им было страшно.
  2. Игра на снятие психомышечного напряжение: “Рыбаки и рыбка”. Выбирается ребенок – “рыбка”, остальные встают в две колоны и берутся за руки по двое, образуя “сеть”. “Рыбка” хочет выбраться из сети, а “сеть” колышется, задевает ее спину, голову. Когда рыбка выползает из “сети”, она становиться “сетью”.
  3. Этюд “Ты – лев!”. Педагог предлагает детям закрыть глаза и представить, что каждый из детей лев – царь зверей, сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный и мудрый. Он красив и выдержан, горд и свободен. И его зовут так же, как каждого из детей, у него их глаза, руки, ноги и тело. Лев, которого каждый из детей представил – это они.
  4. Рисование на тему: “Рисуем страх”. Детям предлагается нарисовать то, чего он больше всего боится.

Занятие 8 “Делая зло, на добро не надейся”

  1. Упражнение “Злюка”. Детям предлагается представить, что в одного из ребенка “вселились” злости и гнев и превратили его в Злюку. Дети становятся в круг, в центре которого стоит Злюка. Все вместе читают небольшое стихотворение:
  2. Жил(а)-был(а) маленький(ая) мальчик(девочка).
  3. Маленький(ая) мальчик(девочка) сердит(а) был(а).
  4. Ребенок, выполняющий роль Злюки, должен передать с помощью мимики и пантомимики соответствующее эмоциональное состояние (сдвигает брови, надувает губы, размахивает руками). При повторении упражнения всем детям предлагается повторить движения и мимику сердитого ребенка.
  5. Игра на снятие психонапряжения детей “Волшебные мешочки”. Детям предлагается сложить в первый волшебный мешочек все отрицательные эмоции: злость, гнев, обиду и пр. В мешочек можно даже покричать. После того, как дети выговорились, мешочек завязывается и прячется. Затем детям предлагается второй мешочек, из которого дети могут взять те положительные эмоции, которые они хотят: радость, веселье, доброту и пр.
  6. Этюд “Возьми себя в руки”. Педагог говорит, что как только кто-нибудь из детей почувствует, что забеспокоился, захотел кого-нибудь стукнуть, что-то крикнуть, есть очень хороший способ доказать себе свою выдержку: обхватить ладонями локти и сильно прижать руки к груди. Эту позу называют – позой выдержанного человека.
  7. Рисование на тему “Мой гнев”. Педагог предлагает детям цветовыми пятнами изобразить свой гнев.

Занятие 9 “Печаль беде не помощник”

  1. Игра на активацию положительных эмоций для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, грусти. Педагог обращает внимание на ребенка, который утром пришел в детский садик грустный, предлагает ему присесть на стульчик. А остальные детям дается задание придумать как можно больше хороших слов, адресованных их товарищу.
  2. Игра на умение детей распознавать свои эмоции и чувства: “Закончи предложение”. Детям по очереди предлагается закончить предложения: “Я обижаюсь, когда…”; “Я сержусь, когда…”; “Я грущу, когда…” и т.п.
  3. Этюд “Кто как радуется”. Детям предлагается встать в круг и показать без слов, как они радуются при встрече с другом, подарку и т. д.
  4. Рисование на тему “Смешной рисунок”. Педагог предлагает детям по очереди с закрытыми глазами нарисовать зайца, слона и т.д.

III блок занятий

Тема:

“Каков характер – таковы и поступки”

Цель: Формирование у детей нравственного поведения, положительных черт характера. Обогащение способами преодоления негативных черт характера.

Задачи:

  • формирование способности управлять негативными эмоциями
  • регулировать собственную позицию через социальные эмоции, моральную самооценку, произвольное поведение, соподчинение мотивов.

Занятие 10 “Добрые волшебники”

  1. Упражнение “Эстафета дружбы”. Детям предлагается взяться за руки и передать, как эстафету - рукопожатие.
  2. Беседа о добрых и злых людях.
    - Кого называют добрым? Кого называют злым?
    - Как ведут себя добрые люди? А как ведут себя злые люди?
    - Какие слова говорят добрые люди?
    - Какие слова говорят злые люди?
    - Кого из детей нашей группы можно назвать добрыми? Почему?
    - Приведите примеры злых героев из фильмов, мультфильмов. Почему они злые?
    Составление правил доброты.
    - Как вы думаете, что такое правила?
    - Давайте вспомним все, что мы говорили о доброте, о добрых людях и составим правила доброты.
    Правила доброты:
    - помогать слабым, маленьким, больным, старым, попавшим в беду;
    - прощать ошибки других;
    - не жадничать;
    - не завидовать;
    - жалеть других.
  3. Игра на решение проблемных ситуаций “Заколдованные картинки”. Педагог показывает “заколдованную” картинку, на которой нарисовано неправильное поведение детей (например, мальчик обижает маленькую девочку; драка двух мальчиков; хулиган дергает кошку за хвост и т.д.). Дети объясняют, почему эта картинка заколдованная. После этого педагог просит детей расколдовать картинку, придумав правильное поведение детей.
  4. Этюд “Спаси птенца”. Педагог предлагает детям представить, что у них в руках маленький беспомощный птенец. Вытянуть руки ладонями вверх. Согреть его, спрятать в ладонях птенца, подышать на него и т.д. А затем предложить раскрыть ладони и представить, что птенец радостно взлетел; улыбнуться ему.

Занятие 11 “Вежливость необходима каждому”

  1. Игра “Вежливый клубочек”. Дети сидят в круг. Педагог передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом произносит “волшебное” вежливое слово. Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до педагога.
  2. Беседа о вежливых людях.
    - Кого называют вежливым? Кого называют грубияном?
    - Как ведут себя вежливые люди? А как ведут себя грубияны?
    - Какие слова говорят вежливые люди?
    - Кого из детей нашей группы можно назвать вежливым? Почему?
  3. Составление правил вежливости.
    - Давайте вспомним все, что мы говорили о вежливости, о вежливых людях и составим правила вежливости.
    Правила вежливости:
    - вежливость – умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой;
    - будь всегда приветлив: здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – прощайся;
    - не заставляй о себе волноваться, уходишь – скажи, куда идешь;
    - не капризничай, не ворчи. Твой каприз может испортить настроение другим.
  4. Игра на решение проблемных ситуаций “Заколдованные картинки”. Педагог показывает “заколдованную” картинку, на которой нарисовано неправильное поведение детей (например, мама несет тяжелые сумки, а сын ей не помогает, мальчик не уступает место бабушке в автобусе и т.д.). Дети объясняют, почему эта картинка заколдованная. После этого педагог просит детей расколдовать картинку, придумав правильное поведение детей.
  5. Игра “Праздник вежливости”. Педагог объявляется детям, что сегодня в группе праздник вежливости и что вежливые люди никогда не забывают благодарить окружающих, поэтому каждый из детей может проявить свою вежливость и поблагодарить других ребят за добрые поступки.

Занятие 12 “Честность всего дороже”

  1. Упражнение “Честные глаза в сторону не глядят”. Детям предлагается сесть в круг и посмотреть в глаза друг другу.
  2. Беседа о честных людях.
    - Кого называют честным человеком? Кого называют вруном?
    - Как вы думаете, трудно быть честным человеком? Почему?
  3. Составление правил честности.
    Правила честности:
    - сказал – сделай;
    - не уверен – не обещай;
    - ошибся – признайся;
    - забыл – попроси прощения;
    - говори то, что думаешь;
    - не можешь сказать правду – объясни почему;
    - не выдавай чужую тайну.
  4. Упражнение на составление рассказа: “Честный поступок друга”. Детям предлагается вспомнить честный поступок друга и составить рассказ.
  5. Игра “Горячий стул”. Участники рассаживаются в круг. В центре круга ставится пустое кресло (“горячий” стул). Дети по очереди садятся на него. Остальные участники по кругу рассказывают сидящему в центре, что они ценят в нем и какие его качества, по их мнению, являются негативными, над чем необходимо поработать. Условие - честно высказывать свое мнение.

Используемая литература

  1. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. - М.: Айрис-пресс, 2006
  2. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2005
  3. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. - Ярославль: Академия развития, 2000
  4. Клюева Н.В., Филипова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2006

Цели:

— формировать адекватную самооценку;

— повышать саморегуляцию и самоконтроль.

Задачи:

— расширять представления детей об эмоциях;

— развивать ориентацию на позитивную оценку качеств сверстников;

— повышать уверенность в себе;

— развивать чувство общности в группе, коммуникативные навыки.

Материалы : аудиокассета, альбомный лист, цветные карандаши, гуашь, фломастеры.

Вводная часть

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят друг на друга и доброжелательно улыбаются.

Педагог. Поговорим о настроении. Какое оно у тебя? С чем его можно сравнить? Настроение может быть разным: грустным, веселым, спокойным... Его можно сравнить с цветом, животным, нарисовать, выразить в движении. Итак, «Аукцион идей: как справиться с плохим настроением».

Дети перебрасывают друг другу мяч и подают идеи. Можно послушать музыку, посмотреть телевизор, поваляться на диване, почитать книжку, рассмотреть в ней картинки, достать раскраску, что-то рисовать, посмотреть в окно, пойти погулять на улицу, поиграть на улице с другими детьми, позвонить другу, скорчить рожицу в зеркале, улыбнуться своему отражению в зеркале, сказать: «Все у меня будет хорошо, у меня все получится!» и др.

Основная часть

Педаго г. Закройте глаза. Попробуйте представить себя взрослыми. Как вы будете выглядеть, во что одеты. А теперь откройте глаза. Давайте побудем в роли взрослых. Тот, кого я позову, должен представиться как взрослый, походить по комнате как взрослый.

Дети выполняют.

Давайте выполним упражнение «Я могу, я умею».

♦ Такие мысли помогают мне: у меня все получится, я научусь, я справлюсь и т.п.

♦ Такие мысли мне мешают: я плохой, я не умею, я не справлюсь, я боюсь и др.

Дети, давайте выполним задание «Слушай команду» на развитие произвольности.

Педагог показывает определенную команду, например, хлопнуть в ладоши над головой и повернуться вокруг себя. Затем включается музыкальная игрушка, пока она звучит, дети свободно двигаются по игровой комнате. Но когда музыка прекратится, все дети должны остановиться и выполнить ранее показанную команду (вариант: не показывать, а произносить определенную команду).

Заключительная часть

Педагог . Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.

Дети образуют маленький кружок, сжимают руки в кулачки. Затем они ставят свои кулачки в единый «столбик» («башню») и громко произносят: «Всем-всем до свидания!»

«Наши эмоции»

Конспект интегрированного занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством музыки и психологии.

Программное содержание:

Цель: Развивать и обогащать эмоциональную сферу детей средствами двух дисциплин: музыки и психологии.

Закреплять имеющиеся знания о различных эмоциональных состояниях: радость, гнев, горе, удивление и т. д., определять и различать их по схематичным изображениям.

Учить распознавать музыку, соотносить ее содержание и настроение с собственными переживаниями и эмоциями.

Обогащать словарный запас детей, развивать их коммуникативные навыки.

Обучать детей определять свое эмоциональное состояние.

Материалы:

Использование ИКТ: мультимедиа, магнитофон, слайды;

Магнитная доска «Экран настроения»;

Схематичные изображения: гнева, радости, грусти, удивления и т.д.;

Фонограммы музыкальных произведений: Детский альбом П. И. Чайковский «Болезнь куклы», песня из мультфильма «Приключение поросенка Фунтика»;

Атрибуты персонажей сказок и рассказов;

Кукла с мимикой различных эмоций;

Маски с изображением различных эмоций;

Магнитная доска для определения настроения;

Звездочки для оценки знаний детей.

Предварительная работа:

Знакомство с художественными произведениями:

Сказка о царевне Несмеяне

А. Толстой «Золотой ключик»

Ход занятия:

Предварительно в зал вносится магнитная доска на которой располагаются цветные маски отображающие различные эмоциональные состояния детей. (диагностика проведена заранее)

Дети заходят в зал.

Психолог: Здравствуйте ребята. Рада видеть вас сегодня в нашем зале. К нам сегодня в детский сад пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Муз. руководитель: Здравствуйте ребята! Музыка приглашает нас в удивительный мир сказок. Посмотрите на экран. Что вы видите на нем?

(дети видят маски с изображение различных эмоциональных состояний). Ребята, а вы знаете, что каждой маске соответствует своя определенная музыка, и мы должны ее угадать.

Звучит музыка П. И. Чайковского «Болезнь куклы». Дети выбирают пиктограмму с соответствующей эмоцией (грусть).

Психолог: Ребята, а как вы узнали, что это грусть?

По каким признакам можно определить, что человеку грустно?

Ответы детей: у него наклонена вниз голова, унылый взгляд, брови и уголки рта опущены и т.д.

Ответы детей: тоскливая.

Муз. руководитель: Дети посмотрите, а что это за предметы? Чьи они?

Обращает внимание детей на атрибуты царевны Несмеяны: корона, платок.

Психолог: Давайте ребята изобразим ее. (дети изображают эмоции этого персонажа).

За окошком солнце светит,

Во дворе гуляют дети.

Несмеяна, как всегда

Слезы льет, как из ведра.

Ей не радостны игрушки,

Ей нужны сейчас подружки.

Грустно ей сейчас одной,

Что же делать ей с тоской???

Ответы детей: Дети предлагают подружиться с ней и повеселить ее забавной игрой.

Дразнилка

Здесь живет Хмурилка (дети хмурятся),

Здесь живет Дразнилка (показывают язык).

Здесь живет Смешилка (глаза широко открыты, руки вытянуты вперед, пальцы растопырены, рот открыт).

Это носик Бибка!!! (указательные пальцы сведены на кончике носа)

Где ваша улыбка??? (дети отвечают улыбкой на вопрос педагога).

Муз. руководитель: Давайте послушаем следующую музыку и выберем маску.

Звучит песня из мультфильма Приключение поросенка Фунтика «Доброта» В. Шульжик.

Дети: Это веселая музыка.

Психолог: Давайте и мы с вами изобразим радость и веселье. (дети изображают радость)

Каким образом мы выражаем свою радость? По каким признакам можно понять, что человек радуется?

Муз. руководитель: Правильно, угадали.

Дробь барабанов -что за чудо!

Ночное небо, звезды всюду,

А в центре зала - чародей:

В чалме, плаще. Он для людей

Вмиг превращает шелк в шары

И детям раздает дары.

На сцену поднялся наш друг,

Достал из шляпы ленту вдруг,

Он стал тянуть быстрей, быстрей,

Вспорхнул за лентой воробей,

По шляпе маг провел рукой,

Цветы посыпались горой,

Вся сцена Разных красок Цвет,

А чародей нам шлет привет!!!

Муз. руководитель: Ребята, а давайте мы с вами тоже порадуем чародея игрой на музыкальных инструментах, чем создадим радостное и веселое настроения у всех окружающих.

Оркестр «Каприз» В.А. Гаврилин

Муз. руководитель: Ребята предлагаю вам послушать еще одно музыкальное произведение.

Звучит музыка «Баба Яга» М.П. Мусоргского.

Дети выбирают пиктограмму с соответствующей эмоцией (гнева, злости).

Психолог: А как вы узнали, что это злость или гнев? По каким признакам можно понять, что человек злится?

Ответы детей: у него сдвинуты брови, сердитый взгляд, рот крепко сжат, тело напрежено, кисти сжаты в кулак, движения резкие и отрывистые.

Муз. руководитель: А что вы скажите о музыке? Какая она?

Дети: Злая, страшная.

Муз. руководитель: Ребята, посмотрите на предметы и скажите кому они могли бы принадлежать?(наглядное пособие) (метла, ступа).

Дети: Баба Яга..

Психолог: А давайте попытаемся изобразить её.

Ребята, я думаю Баба Яга злая потому, что она совсем одна живёт в лесу, в своей избушке???

Муз. руководитель: Дети наши великолепные актеры, весельчаки и фантазеры.

Игра «Поиграем в сказку»

Детей просят при помощи мимики и жестов изобразить разных персонажей детских произведений: радостного Буратино, грустного Пьеро, трудолюбивую Золушку, отзывчивого Доктора Айболита, злую Бабу Ягу, добродушного кота Леопольда, гордую Снежную Королеву, жадного Медвежонка, удивленного крокодила Гену и т. д.

Психолог: А теперь ребята. Подойдите к экрану настроение и поставьте такой значок, который соответствует вашему текущему настроению.

Вы сегодня хорошо занимались, были активными, верно справились со всеми заданиями и мы дарим вам на память эти чудесные звездочки. (педагоги раздают детям звездочки с надписями «Молодец», «Умница» и т.д.). Прощаются с ребятами.

Составили: Ближенская Н.В. -педагог-психолог

Сорокина Ж.П. - музыкальный руководитель