Консультация для воспитателей «Создание условий для игр с песком в группе и на участке детского сада. Кто должен следить за состоянием детской площадки

Елена Истигечева
Консультация для воспитателей «Создание условий для игр с песком в группе и на участке детского сада»

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать : строить из мокрого песка замки , с помощью формочек делать куличики, да и просто приятно сыпать его сквозь пальцы. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей.

Песок-прекрасный природный материал.

Летний период –это время наиболее благоприятное для укрепления здоровья детей. Важное значение в закаливающих детский организм мероприятиях, имеют место «Игры с водой и песком » . Для детей дошкольлного возраста -это не только увлекательное, но и познавательное событие.

Для этого необходимо создать элементарные условия для сенсорного воспитания , так как совершенствование жизненно важных психических процессов, как ощущения, восприятия , являются первыми ступенями в познании окружающего мира, играет огромное значение в процессе умственного воспитания ребенка в дошкольном возрасте. И. М. Сеченов в своих работах указывал, что способность отличать один предмет от других приобретается человеком в раннем детском возрасте . Дети начинают познавать качества материалов, через их чувственное различие, и в этом им окажут большую помощь «Игры с песком и водой » . Используя их, в процессе воспитания детей происходит реализация творческих замыслов и способностей дошкольников.

Элементарное оборудование должно быть на каждом участке детского сада . Песочницы, наполненные сухим песком . Увлажнять песок водой для игр можно накануне вечером, или утром до приема детей.

Воспитатель во время игры должен следить, чтобы была смена деятельности детей. Желательно, после орошения водой песок можно было взрыхлить лопаткой, чтобы поверхность была однородной, для лучшей лепки. Привлекать детей к играм в песочнице можно уже с первой младшей группы . Малыши с большим удовольствием играют в песке , но основным условием успешной игры , является руководство игрой взрослого, тогда игра обретает иной путь и действия детей с предметами в песочнице и носит познавательный характер, а задуманные игровые действия осмысливаются детьми.

В игре взрослый помогает детям выделить много признаков и качеств, дети по собственному опыту, щупают на ощупь влажность и сухость песка . Частые ошибки в действиях с песком у детей – это неполно набранная форма, необходимо объяснить детям, что только плотно набранная форма сформирует пасоку, а еще необходимо по ней постучать, тогда плотно прижатый песок, образует красивую пасоку. Для дошкольников среднего и старшего возраста увлекательная игра постепенно должна осваиваться и переходить на новый уровень, здесь ребята должны не только применять уже полученные навыки работы с песком , но и включать свое воображение. Разнообразие игр проходит от простого пересыпания песка , «производства пирогов» , до грандиозных построек «домиков для кукол» , «постройки гаражей для машин» , а также «волшебных замков» .

Основная цель проведения таких игр и песком – формирование у ребенка представлений об особенностях сухого и мокрого песка , об изменчивости его формы в зависимости от формы емкости, в которую он насыпается или накладывается. Сухой песок не сохраняет форму, рассыпается; песка может быть много или мало; его количество (объем) можно измерить с помощью какого-либо сосуда (стакана, чашки, миски, банки, и т. п.) ; его можно пересыпать совком, ложкой, ладошками. Такие игры с пересыпание песка их одной емкости в другую с помощью вспомогательного предмета или руками дают возможность детям на собственном опыте установить свойства и особенности сухого песка .

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

Что же такое игры с песком ? Занятия с песком хороши своей универсальностью. Они интересны и полезны для маленьких детей и для взрослых. Существует даже отдельный метод психотерапии - sand therapy (песочная терапия) . Заниматься с песком можно начиная с одного года. Все песочные игры должны проходить в игровой форме, где обязательно присутствуют сказочные герои.

Занятия в детском саду с песком идеальны для игры в холодные зимние дни. Для детей - это прекрасная возможность окунуться в увлекательный мир фантазий и творчества.

СОВЕТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

Чтобы избежать неразберихи вокруг лотка, нужно предварительно

обсудить с детьми порядок работы и установить для них несколько

правил. Тут нет никаких «законодательных норм» , но желательно

В детском саду лоток с песком должен постоянно находиться в специально отведенном для него месте.

Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.

Не помещайте лоток в углу комнаты. К лотку должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон : только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или вертикальный) .

Все принадлежности для занятий следует размещать в маленьких корзиночках или ящичках на уровне глаз ребенка.

Детям будет удобнее работать, если в их распоряжении имеется стойка, предназначенная для хранения вспомогательных материалов : цветной бумаги, гофрированного картона, голографической пленки, которые можно использовать в качестве фона для фигур, нарисованных на песке .

С детьми полезно устраивать своего рода «мозговые штурмы» , во время которых можно обсуждать, например, какие еще материалы подойдут для игр и рисования в лотке.

Следует запретить использование предметов и материалов, которые могут поцарапать стеклянное дно лотка.

Даже если дети работают очень аккуратно, песок может просыпаться на стол или на пол. В таких случаях дети должны самостоятельно подмести пол веником и собрать песок в совок для мусора.

Песок время от времени следует очищать. Полезно, чтобы дети делали это самостоятельно, просеивая песок через самое мелкое сито : все загрязнения останутся в нем.

Требуйте, чтобы перед началом занятий с песком и после дети мыли руки –таковы гигиенические нормы.

Периодически лоток нужно пополнять песком .

Дети способны многому научиться, играя в лотке с песком , и это зависит от характера их игрового и рабочего поведения. Одни дети могут работать самостоятельно и спокойно, другим нравится начинать что-то, но они не любят заканчивать работу. Иногда детям нравится работать вместе, например, выполняя какие-либо задания и заранее обсудить его с детьми. Выполнение заданий совместно с партнером (особенно с педагогом) приносит большую пользу и нравится многим детям.

Следует учесть, что свободный доступ к лотку с песком для проведения занятий в детском саду зависит от правил, установленных в этом учреждении.

Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования .

Песок - это детская забава , ведь именно детей порой невозможно оторвать от песочных занятий. И казалось бы почему?. А ответ очень прост : дети стремительно развиваются в процессе игры с песком , они познают этот мир в песочнице. А вот возможности ребенка в овладении песочным рисунком и развитии его умственных и творческих способностей с помощью рисования на песке - это наше ноу-хау , которое мы внедряем в работу.

Приоритетной целью в этой работе является эмоционально – личностное развитие ребенка. Это формирование творческого потенциала; способность понимать свои чувства и конструктивно их выражать ; развитие творческого мышления; исследовательского интереса, познавательной активности.

Все занятия проводятся в форме сказки и игры. Через сказку и игру ребенок легче открывает для себя мир чувств, учится гармоничному общению с взрослыми и сверстниками, понимают себя.

Техника рисования песком проста . Мы это видели на мастер-классе. Главное включить фантазию и не бояться экспериментировать.

Упражнений и игр с песком много , например :

Упражнение «Необыкновенные следы»

«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка , двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях) .

«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.

Чем полезны игры с песком ?

Развивают восприятие , мышление, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;

Формируют у ребенка представления об окружающем мире;

Развивают мелкую моторику, глазомер

Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;

Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу)

Помогают познавать внешний и свой внутренний мир.

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало :

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб Вера в Детство не пропала .

Простейший ящик от стола –

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор

Возьмем в игру.

Подобно Богу

Мы создадим свой Мир Чудес ,

Пройдя Познания Дорогу.

Корреспондент «КП» убедился: песочницы в Екатеринбурге обязаны наполнять каждое лето!

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Изменить размер текста: A A

Недавно жена рассказала, как заведующая детсадом, куда ходит наша дочь, пыталась обложить родителей «налогом на песок».

В общем-то, заведующая у нас хорошая и скандала мы не хотели, - пояснила супруга. - Дело в том, что на площадке, где гуляют дети, есть песочница, а в ней - одни камни и засохшая глина. И вот заведующая как-то попросила нас сдать денег на песок. А что? Дело хорошее. На железную дверь мы уже скидывались, и в этот раз мы тоже готовы были открыть свои кошельки, но тут пришла мысль уточнить стоимость песка в Управлении образованием. Особо активные мамочки пришли к чиновникам и выяснили, что ни о каких таких суммах знать не знают. Заведующая детсадом после этого визита перепугалась и попросила тему больше не поднимать.

Песок, кстати, вскоре появился, причем абсолютно бесплатно…

«ЧЕРЕЗ НЕДЕЛЮ ПРИВЕЗЕМ!»

А на днях, гуляя во дворе нашего дома с дочкой, я наблюдал, как она, забравшись в песочницу, с завидным упорством выскребала пластиковым совочком «марсианские каналы» в окаменевшем песке. Рядом копошились ее друзья - 3-летний Ваня из соседнего подъезда и 4-летний Саша. Они тщетно пытались наполнить свои игрушечные грузовики чем-то сыпучим.

Да… - задумчиво протянула мама Ивана. - Малышам явно не хватает строительного материала,

А давайте скинемся и купим? - предложила родительница Саши. - Посчитаем всех родителей и закажем песок в магазине с доставкой!

Мы стали совещаться, решили уже узнавать адрес строительной фирмы, чтобы приобрести песок, но в последний момент я подумал: «А ведь в моем босоногом детстве песок привозили бесплатно! Неужели все изменилось?»

Чтобы выяснить, обязаны ли чиновники бесплатно предоставлять песочное счастье маленьким жителям Екатеринбурга , я звоню в мэрию. Трубку взял зампредседателя Комитета по благоустройству Егор Свалов.


За те участки земли, которые находятся в общем пользовании, отвечает город, а что касается вопросов благоустройства во дворах, то за это должна отвечать ваша управляющая компания, - был ответ.

На сайте своей УК нахожу телефон, звоню в приемную, ожидая по опыту общения с музами от «коммуналки», резкого (порой и на грани хамства) ответа. Однако на той стороне провода, узнав, что я не собираюсь устраивать скандал по поводу тарифов и жаловаться на перебои с горячей водой, а всего лишь хочу попросить около тонны песка, с заметным облегчением ответили:

Будьте добры, позвоните в производственно-технический отдел, инженеру по благоустройству Наталье Бояковой . Она вам все объяснит.

До Натальи Бояковой я дозвонился на четвертый раз. Он продиктовала мне адрес, куда подойти и где оставить письменную заявку. К моему счастью, коммунальщики не стали мне отказывать сходу, уповая на то, что я не прописан в их доме. Сотрудникам УК хватило копий договора найма на квартиру и платежки за прошлый месяц. Приложив эти документы, я оставил свою просьбу на доставку песка для детских игр.

Доставим по графику! - пообещали мне. - Ожидайте в течение недели.

Признаться, я расстроился и подумал, что мою просьбу коммунальщики «затеряют», ограничившись ответом: «На это нет средств!»

Однако уже через три дня (разве это не чудо?!) в наш двор приехала «газель» с долгожданным песком. Ровно шесть мешков. Ребятня тут же с визгом оккупировала песочницу и начала лепить куличи, рыть подземные паркинги для машин и строить дороги.

ЗАКАЗАТЬ МОЖНО В ИНТЕРНЕТЕ

Вдохновившись этой победой, я решил организовать доставку песка в песочницу, оборудованную в соседнем с нами парке на улице Мира. Хорошо помню, как в прошлом году я вместе с парой -тройкой родителей опять же хотел скинуться, чтобы прикупить песка. Но нашу беседу услышала активная пенсионерка, которая заверила нас, что она все устроит. И через несколько дней песочница была полна. Удастся ли мне повторить подвиг этой старушки?

Снова набираю номер чиновников из Комитета благоустройства Екатеринбурга. На том конце говорят, что за порядком в дендрологическом парке следят сотрудники Комитета по экологии и природопользованию Екатеринбурга. Звоню туда.

В прошлом году в дендрологический парк уже завозили песок. В этом году еще нет,- ответила главный специалист Комитета по экологии и природопользованию Галина Новоселова . - Но спасибо за информацию. В ближайшее время наши сотрудники все проверят и, если песка не хватает, его обязательно привезут.

На прощание мне посоветовали для верности отправить заявку в администрацию Кировского района, на территории которой находится дендропарк. Я, не отходя от компьютера, заполнил специальную форму на официальном сайте администрации.


По правилам, электронные письма точно так же являются обязательными к рассмотрению, как и заявления граждан на бумаге, - пояснил зампредседателя Комитета по благоустройству города Егор Свалов. - Срок рассмотрения и тех, и других заявлений не должен превышать тридцати дней.

К слову, вчера песочница дендропарка тоже оказалась полна свежего песка. Видимо, и коммунальщики, и чиновники охотно откликаются на подобные просьбы. Ведь это легче, чем яму на дороге заделать или аварию на трубопроводе в короткие сроки ликвидировать...

Так что мой опыт выбивания песка оказался удачным. Причем чиновников и коммунальщиков я обзванивал как рядовой горожанин, не говоря о своей профессии журналиста. И на мои просьбы откликались. Главная задача была в том, чтобы правильно оформить то, чего же я хочу.

Программное содержание. Дать детям представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье; папа умеет управлять машиной, перевозить груз и людей – он шофер в своем доме. Формировать уважение к папе.

Материал. Игрушечные машины, кукла Фунтик, картинка с шофером и машиной, отцов и дедушек ребят.

Ход занятия

Во время прогулки воспитатель и кукла Фунтик обращают внимание детей на большую кучу песка, которую привезли в детский сад.

Фунтик . Ребята, посмотрите, как много песка появилось на территории детского сада.

Воспитатель . Фунтик, а ты знаешь, откуда появился этот песок?

Фунтик . Ну, это, наверное, песочный дождик прошел.

Воспитатель . Ребята, разве бывает дождик песочным? А вы как думаете, откуда появился этот песок? Правильно, песок привезли в детский сад на большой грузовой машине. Подскажите нам с Фунтиком, кто управлял машиной? (Шофер.)

Педагог показывает картинку с изображением шофера и машины и читает стихотворение:


Наш шофер помыл машину,
Сел за руль и выгнул спину.
Загудел мотор и шины
Зашуршали у машины.

Воспитатель спрашивает: «Для чего песок привезли в детский сад?» (Чтобы дети в него играли.) Обращает внимание детей на то, что шофер, который привез песок, заботливый. Затем говорит: «Почему шофер не сгрузил песок с машины в детские песочницы? (Машина большая, не проедет на участок, нужна широкая дорога.) Давайте посмотрим, достаточно ли песка в нашей песочнице?»

Дети выясняют, что в песочнице мало песка. Педагог говорит, что они тоже могут быть шоферами и на машине перевезти песок в песочницу. Дети возят песок, Фунтик и воспитатель поддерживают их словами («молодцы», «умело возите песок» и т.п.).

Воспитатель . Устали? Да, работа шофера нелегка, совсем не просто управлять большой машиной! Ребята, вспомните, а кто помогает вашим мамам перевозить различные грузы из магазина, с дачи? (Папа, дедушка.) Папа дома – шофер, он очень заботливый. Папа возит всю семью по городу, на дачу, к бабушке.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотографии отцов и дедушек, а затем рассказать о своих папах (дедушках), о том, какие они. (Например: «Это мой папа, его зовут Коля, он умелый, заботливый, ловкий, сильный» и т.д.)

Воспитатель обращает внимание детей на то, что папа, как шофер, разбирается в машине и ухаживает за ней. Он меняет колесо, если оно повреждено, заправляет бак бензином, чисто моет машину, чтобы она была красивой и в ней было приятно ездить.

Затем воспитатель предлагает детям чисто вымыть машины и аккуратно поставить их в гараж.

Занятие 21

Тема «Что мы делаем в детском саду»

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с трудом работников дошкольного учреждения – воспитателей; учить называть воспитателей по имени, отчеству, обращаться к ним на «вы». Воспитывать уважение к воспитателю, к его труду.

Материал. Колобок (игрушка), фотографии детей группы, воспитателей и няни.

Ход занятия

По полу катится Колобок (игрушка). Воспитатель обращает на него внимание детей. Колобок поет:


Я Колобок, Колобок,
По амбару метен, по сусекам скребен,
На сметане мешан, на окошке стужен.
Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел.

Колобок спрашивает у детей, куда он прикатился. Дети отвечают, что он попал в детский сад. Колобок просит ребят объяснить ему, что такое детский сад. Воспитатель предлагает детям рассказать Колобку, что такое детский сад, кто живет в детском саду.

Дети показывают Колобку свои фотографии и называют свои имена («Это я – Катя» и т.д.).

Затем дети показывают фотографии воспитателей и няни, которые работают в их группе. Колобок рассматривает фотографии и просит рассказать о воспитателях. Дети рассказывают (например: «Галина Николаевна – добрая, красивая, Галина Васильевна – ласковая, умная. Они проводят занятия, игры»).

Колобок спрашивает у детей, чему воспитатели научили их в детском саду. Ребята сообщают, что воспитатели научили их лепить, петь и выразительно читать стихи, и читают (по желанию) любимые стихотворения).

Колобок говорит, что он тоже любит петь и выразительно читать стихи. Предлагает послушать песенку, которую он часто поет.


Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел.
В чистом поле затеряюсь и назад не ворочусь,
Я качусь и кувыркаюсь, я качусь и кувыркаюсь,
Я качусь и кувыркаюсь, кувыркаюсь и качусь.

Воспитатель выясняет у детей, понравилась ли им песенка. Сообщает, что ее дочка Полина очень любит, когда ей рассказывают сказку о Колобке, а особенно ей нравится его песенка.

Воспитатель показывает фотографии членов своей семьи и рассказывает о них. (Например: «Вот моя дочка Полина, а рядом стоит мой муж – Евгений Александрович. Я очень люблю их и ухаживаю за ними: стираю, убираюсь, шью, а больше всего мне нравится готовить. Вчера я испекла сладкий пирог, дочка помогала мне. Сегодня я принесла пирог, чтобы угостить вас».)

Колобок . Как здорово и весело у вас в детском саду! И все это благодаря вашим воспитателям – Галине Николаевне и Галине Васильевне. Они проводят игры, учат вас рисовать, лепить, читать стихи. Я расскажу бабушке и дедушке, что у вас в группе добрые, веселые, заботливые воспитатели. Они успевают заботиться не только о вас, но и о своих семьях. Галина Николаевна любит готовить. Вот какой вкусный сладкий пирог она приготовила вместе с дочкой. Ай да мастерица Галина Николаевна!

Колобок предлагает ребятам всем вместе сфотографироваться, а фотографию подарить воспитателям – Галине Николаевне и Галине Васильевне.

Апрель

Занятие 22

Тема «Тарелочка из глины»

Программное содержание. Знакомить детей со свойствами глины, со структурой ее поверхности.

Материал. Сухая глина, емкость для замешивания, песок, глиняная посуда.

Ход занятия

Во время прогулки педагог предлагает детям набрать немного глины и песка.

Воспитатель напоминает детям, что они принесли с участка песок и глину. Предлагает сравнить их (выполняет все действия вместе с детьми): песок сыпучий, а глина – твердая, отламывается кусочками. Рассказывает, что глина – природный материал; давным-давно человек нашел глину в земле и стал делать из нее разные предметы. Предлагает детям взять по кусочку сухой глины и попробовать что-нибудь слепить из нее. Ребята приходят к выводу: из сухой глины ничего нельзя слепить.

Воспитатель спрашивает, что нужно сделать, чтобы глина стала мягкой, пригодной для лепки. Дети предлагают добавить воды. Они берут чашечки, кладут в них глину и добавляют воду. Воспитатель помогает им сделать необходимую консистенцию. Определяют, какой теперь стала глина. (Глина мягкая, легко лепится.) Воспитатель подводит детей к пониманию того, что глина бывает сухая и влажная, для лепки нужна влажная глина. Рассказывает, что люди с древних времен используют глину, делают из нее самые разные предметы: посуду, кирпичи, игрушки, свистульки; показывает некоторые предметы. Предлагает ребятам рассмотреть глубокую тарелку и назвать способ ее использования. (В нее можно налить любую жидкость.) Наливает в тарелочку воду и выясняет, что происходит с тарелкой. (Тарелка разваливается на части, так как глина стала влажной.) Педагог объясняет: чтобы глина затвердела и не пропускала воду, изделие ставят в духовой шкаф, а потом наносят на него специальную глазурь. Показывает посуду, покрытую глазурью. Предлагает проверить, пропускает ли такая тарелка воду.

Воспитатель рассказывает: «Тарелки, чашки, вазочки из глины называются керамическими. Их делают на специальных фабриках, где стоят большие печи для обжига. Художники расписывают керамические изделия красивыми рисунками и узорами. Глиняные предметы бьются, они хрупкие, непрочные. Давайте сравним, какая глина сырая и какой она становится, когда человек сделает из нее предмет».

Дети делают вывод: из сырой глины легко лепить, так как она мягкая; керамические изделия – хрупкие, жесткие, бьющиеся. Затем воспитатель предлагает детям вылепить посуду, высушить ее в духовом шкафу, готовые изделия взять домой и рассказать близким все, что они узнали о глине.

Занятие 23

Тема «Няня моет посуду»

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с трудом работников дошкольного учреждения – помощников воспитателей; учить называть их по имени, отчеству, обращаться к ним на «вы»; показать отношение взрослого к труду. Воспитывать уважение к помощнику воспитателя, к его труду.

Материал. Кукла Катя, фотографии.

Ход занятия

В гости к детям приходит кукла Катя. Она приносит фотографии разных взрослых, показывает ребятам фотографии и просит их выбрать фотографии знакомых людей. Дети находят фотографию няни, называют ее имя (Наталия Ивановна), говорят, чем она занимается (моет посуду, полы, пылесосит ковры, чистит раковины и т.д.).

В группу входит няня в переднике, с засученными рукавами. Педагог спрашивает: «Ребята, как вы думаете, чем сейчас займется Наталия Ивановна?» Дети угадывают, что Наталия Ивановна будет мыть посуду.

Наталия Ивановна . Какие молодцы! Угадали, я задумала вымыть посуду. А знаете, где я мою посуду? (В раковине.)

Воспитатель предлагает детям посмотреть, как умело Наталия Ивановна моет посуду. Обращает внимание детей на предметы, необходимые для мытья посуды и ее сушки; просит назвать их (губка, жидкое мыло, сушилка).

Дети наблюдают за последовательностью мытья посуды, под руководством воспитателя объясняют и называют действия Наталии Ивановны: «Что сейчас делает Наталия Ивановна? (Наливает воду в раковину.) Какой водой она моет посуду? (Воспитатель предлагает потрогать воду пальцем.) Что теперь делает Наталия Ивановна? (Намочила и намылила губку жидким мылом.) Посмотрите, как старательно няня выполняет работу: она трет чашку губкой внутри и снаружи. Какой стала чашка? (Мыльной.) Правильно, чашка вся в мыльной пене, грязи не видно, но можно ли из нее сейчас пить? Почему нельзя? Что надо сделать?(Сполоснуть.) В какой воде споласкивает чашку Наталия Ивановна? (В другой, чистой воде.) Какой теперь стала чашка? (Чистой, блестящей.) С чашки капает вода. Что нужно сделать? (Высушить.) Где ее можно высушить? (На сушилке.) Там вода стечет, и чашка станет сухой. Наталия Ивановна перемыла всю посуду. Посмотрите, как она блестит».

Воспитатель предлагает детям рассказать о Наталии Ивановне, о том, какая она (умелая, старательная, заботливая, трудолюбивая).

Затем педагог просит Наталию Ивановну рассказать о своей семье, о членах семьи. Наталия Ивановна сообщает, что у нее есть сын, его зовут Артем, и муж, его зовут Иван Петрович. Она любит всех членов своей семьи. Сын и муж помогают Наталии Ивановне в домашних делах, а она балует их пирогами, блинами, тортами.

Наталия Ивановна приглашает детей выпить чай из чистых чашек и угоститься блинами.

Суждения экспертов заносятся в табличную схему оценки письменной работы педагога, представленную ниже (таблица 3).

Схема оценки письменной работы педагога

Таблица 3

Компетенции

Этапы обучения

В области личностн. качеств

В области постановки целей и задач педагоги-ческой деятель-ности

В области мотивации детской деятель-ности

В области обеспече-ния информа-ционной основы деятель-ности

В области разработки программ деятель-ности и принятия педагоги-ческих решений

В области организац. детской деятель-ности

Колич. оценок

Организацион-ный момент

Организация изучения нового материала

Организация закрепления материала

∑+ / Колич. оценок

Среднее значение по оценкам базовых педагогических компетенций

В ходе качественной оценки эксперт анализирует представленный педагогом конспект, рассматривая по очереди каждый из этапов обучения

В рамках анализа каждого из этапов обучения эксперт выносит суждение об удовлетворительном либо неудовлетворительном уровне развития тех или иных базовых педагогических компетентностей. Соответствующие суждения он заносит в таблицу (таблица 3), обозначая их знаком «+» в случае положительной оценки или знаком «−» в случае отрицательной. Эксперт выносит суждения только о тех компетенциях, которые возможно оценить в той или иной части занятия. Не каждый из этапов занятия позволяет оценить все компетентности, поэтому некоторые из ячеек таблицы могут оставаться незаполненными. Свои оценки эксперт выносит на основе критериев оценки письменной работы, представленных в таблице 2.

Банк заданий

для проведения письменных квалификационных испытаний

в форме решения педагогических ситуаций для воспитателей ДОУ

Ситуация 1 . Педагог, наблюдая за ребенком отмечает, что Дима все делает наоборот, вопреки просьбам: «Ешь суп!» - «Не буду!», «Пойдем гулять» - «Не пойду», «Молоко горячее» - «Нет, холодное», «Солнце желтое» - «Нет – синее» и так далее.

Дайте определение поведению ребенка. Для какого возраста оно характерно? Чем объяснить такое поведение?

Ситуация 2. Вася (6 лет) имеет необходи­мый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Он подготовлен интеллектуально, физически и т. д. Но в беседе с мальчиком воспитатель узнала, что у него нет желания идти в школу.

Какой критерий готовности к школе не сформирован у Васи? Как он будет учиться в школе? Что необходимо предпринять?

Ситуация 3. Дети задают воспитателю такие вопросы: Почему камень тонет, а бревно нет? Почему весной тает снег? Почему птицы зимой на юг улетают? Почему с деревьев падаю листья?

Детям какого возраста свойственны такие вопросы? Как правильно отвечать на детские вопросы?

Ситуация 4 . Взяв в руки карандаш и бумагу, Сережа сказал, что он нарисует солдата. Однако, когда рисунок был готов, мальчик заявил, что нарисовал поезд.

Закономерно ли подобное явление? Детям какого возраста оно свойственно? Как меняется процесс замысливания в дошкольном возрасте?

Ситуация 5. На участок детского сада привезли песок. Сережа (4 года) начал его разбрасывать.

Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации?

Ситуация 6. Ребенок задает вопрос: «Из чего (какого материала) сделать кораблик, чтобы можно было пустить по ручейку или в ванне?».

Дать педагогически обоснованный вариант ответа.

Ситуация 7. В разговоре с воспитателем ребенок допускает речевые ошибки; «Папа подарил мне слонёночек », «Эта машина сломатая », «Там детки сплют (спят)».

Как должен реагировать воспитатель?

Ситуация 8. Мама одного из детей не может скрыть гордости за «успехи» своего пятилетнего сына: «Он такой способный, уже до ста считать умеет!».

Как убедить маму в рациональности «Программы», реализуемой в ДОУ?

Ситуация 9. Воспитателю предлагается прочесть рассказ ребенка, составленный по картинке и записанный с его слов.

Оценить рассказ на основе показателей, характеризующих качества связной речи.

Ситуация 10. В старшей возрастной группе ребенок подошел к окну и говорит: «Как повяли листочки у герани. Пойду, возьму леечку, налью в нее воды и полью растение, чтобы оно лучше дышало и радовалось». Ребенок взял лейку, налил воды, полил растение. Проверил, впиталась ли вода в землю и отметил: «Вот теперь ему хорошо!» Убрал оборудование на место.

Определите уровень сформированности трудовой деятельности у дошкольника.

Ситуация 11. В старшей группе ребенок просит показать, как строить космический корабль. На основе показа сверстника повторяет постройку.

Рядом стоящий ребенок говорит: «А я построю другой корабль» и выполняет новую своеобразную постройку.

Тогда включается в ситуацию другой наблюдающий и говорит: «А я тогда построю корабль, на котором полетят сразу три человека».

Определите формы организации конструктивной деятельности детей.

Цель аттестационной процедуры: Оценка уровня сформированности профессиональных педагогических компетенций старших воспитателей.

Задача старшего воспитателя в ходе анализа фрагмента перспективного плана продемонстрировать владение проектировочными, аналитическими умениями, показать достаточный уровень сформированности педагогических компетенций, позволяющих ему эффективно решать задачи повышения профессионального мастерства воспитателей ДОУ

Старшим воспитателям предлагается письменно выполнить следующее

задания:

1.Провести анализ фрагмента перспективного планирования педагогической деятельности воспитателя с детьми второй младшей группы по ознакомлению с трудом водителя

Фрагмент перспективного плана работы с детьми второй младшей группы

по ознакомлению с трудом водителя:

Наблюдение 1. Знакомство с машиной. Предложить посидеть в машине.

Поговорить о том, какие грузы можно перевозить в машине.

Наблюдение 2 . Познакомиться с шофером. Шофер передает продукты повару.

Показать, как шофер ухаживает за машиной, моет ее, меняет детали, смазывает маслом.

Наблюдение 3:

Организовать прогулку по улице (по дороге едут разные машины).

Познакомить с правилами дорожного движения, объяснить значение зеленого и красного сигналов светофора. Провести прогулку к автобусной остановке.

Задание родителям: во время поездок в автобусе обращать внимание детей на работу водителя.

Обогащение игрового опыта

1. Обращение к ребенку:

Перевези пожалуйста эту тяжелую сумку (большой куб).

Твой груз опасно вести. Он может упасть. Шоферы иногда привязывают груз большой веревкой (показать жестом)

2. Игра - загадка “У шофера Саши сломалась машина“

Варианты решения ситуаций: мотор сломался. Надо поднять машину. Она тяжелая, что делать?

3. Совместная игра воспитателя с детьми: показать, что звонить мастеру можно с использованием воображаемого телефона.

Изменение предметно-игровой среды.

Внести новые грузовые машины.

Использование вместо грузов коробок, больших кубов.

Макет машины, составленный из стульев, модулей.

Элементы атрибутов, фуражка, домкрат из кеглей.

Кружки из картона разного цвета.

Панно с изображением бензоколонки, пейзажа, автосервисной мастерской

Активизирующее общение взрослого с детьми.

Вопросы к детям: Что за груз ты везешь?

Просьба: Ты шофер? Я очень опаздываю. Ты не подвезешь меня на работу?

НОД по ознакомлению с окружающим «Как мы с Фунтиком возили песок».

Программное содержание. Дать детям представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье; папа умеет управлять машиной, перевозить груз и людей - он шофер в своем доме. Формировать уважение к папе.

Материал. Игрушечные машины, кукла Фунтик, картинка с шофером и машиной, отцов и дедушек ребят.

Ход занятия

Во время прогулки воспитатель и кукла Фунтик обращают внимание детей на большую кучу песка, которую привезли в детский сад.

Фунтик . Ребята, посмотрите, как много песка появилось на территории детского сада.

Воспитатель . Фунтик, а ты знаешь, откуда появился этот песок?

Фунтик . Ну, это, наверное, песочный дождик прошел.

Воспитатель . Ребята, разве бывает дождик песочным? А вы как думаете, откуда появился этот песок? Правильно, песок привезли в детский сад на большой грузовой машине. Подскажите нам с Фунтиком, кто управлял машиной? (Шофер.)

Педагог показывает картинку с изображением шофера и машины и читает стихотворение:


Наш шофер помыл машину,
Сел за руль и выгнул спину.
Загудел мотор и шины.
Зашуршали у машины.

Воспитатель спрашивает: «Для чего песок привезли в детский сад?» (Чтобы дети в него играли.) Обращает внимание детей на то, что шофер, который привез песок, заботливый. Затем говорит: «Почему шофер не сгрузил песок с машины в детские песочницы? (Машина большая, не проедет на участок, нужна широкая дорога.) Давайте посмотрим, достаточно ли песка в нашей песочнице?»

Дети выясняют, что в песочнице мало песка. Педагог говорит, что они тоже могут быть шоферами и на машине перевезти песок в песочницу. Дети возят песок, Фунтик и воспитатель поддерживают их словами («молодцы», «умело возите песок» и т.п.).

Воспитатель . Устали? Да, работа шофера нелегка, совсем не просто управлять большой машиной! Ребята, вспомните, а кто помогает вашим мамам перевозить различные грузы из магазина, с дачи? (Папа, дедушка.) Папа дома - шофер, он очень заботливый. Папа возит всю семью по городу, на дачу, к бабушке.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотографии отцов и дедушек, а затем рассказать о своих папах (дедушках), о том, какие они. (Например: «Это мой папа, его зовут Коля- он умелый, заботливый, ловкий, сильный» и т.д.)

Воспитатель обращает внимание детей на то, что папа, как шофер, разбирается в машине и ухаживает за ней. Он меняет колесо, если оно повреждено, заправляет бак бензином, чисто моет машину, чтобы она была красивой и на ней было приятно ездить.

Затем воспитатель предлагает детям чисто вымыть машины и аккуратно поставить их в гараж.