Развитие ребенка в одиннадцатый месяц жизни. Развитие ребенка в одиннадцатый месяц жизни Что может 11 месячный ребенок

В этом возрасте еще ярче проявляются индивидуальные двигательные различия малышей.

Физическое развитие

Как вырастет ваш ребенок за этот период в количественных показателях роста и веса? Сейчас активно формируется так называемый молочный прикус, помогающий малышу познакомиться с новыми видами пищи.

Показатели ребенка от 11 до 12 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

73.60-74.90 см

9.805-10.470 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки

Движения рук ребенка становятся более умелыми и ловкими

Малыш берет вытянутыми указательным и большим пальчиками мелкие крошечки (пинцетный захват). Умеет рвать бумагу: хватает листы, поворачивая руку в запястье, и разрывает их. Если вы покажете малышу, как это нужно делать, он попытается поставить кубик на кубик, но сразу же разрушит получившуюся конструкцию.

Для того, чтобы достать интересующий предмет, кроха может использовать разные движения. Придерживается за мебель или прутья манежа, подтягивается наверх, чтобы встать. Опускается на четвереньки и ползет для того, чтобы обогнуть препятствие. Карабкается на стул, чтобы протянуть руку и достать желаемое. Хороший мышечный тонус позволяет малышу сохранять равновесие не только сидя, но и стоя, опираясь на опору.


Ребенок открывает для себя интереснейшую игру - придерживаясь одной рукой за прутья манежа, он может свободной рукой держать игрушку, стучать о край манежа и бросать игрушку на пол.

Бросание игрушки знакомит малыша с весом предметов. Кроме того, он учится рассматривать предметы в другом ракурсе.

Пока одни малыши продолжают учиться ползать, другие начинают ходить

Приблизительно 50% малышей обычно начинают ходить к году. Однако могут быть совершенно нормальные, не заслуживающие тревоги родителей, отступления от этого срока. Как правило, дети осваивают навык хождения в период с девяти до шестнадцати месяцев.

Успехи в приобретении этого навыка связаны с тремя факторами: мускульной силой, равновесием и темпераментом. Последний более всего влияет на то, в каком возрасте малыш начнет ходить.

Малыши со спокойным темпераментом часто не торопятся и действуют более осмотрительно. Так как на начальном этапе передвижение ползком оказывается более быстрым способом, чем ходьба, они совершенствуются в нем и носятся по полу, как метеоры.

Детей, начинающих ходить поздно, вероятно, в большей мере занимает возможность рассматривать и изучать разные предметы, а не осваивать новые двигательные навыки. Такие малыши в своем темпе проходят этот этап развития, взвешивая каждый свой шаг. При этом, когда они начинают ходить, то сразу держатся довольно уверенно.

Дети со взрывным темпераментом начинают, наоборот, ходить рано. Обычно это очень импульсивные, подвижные дети, преодолевающие каждую веху развития настолько стремительно, что родители не успевают сфотографировать достижение. Хотя иногда непросто предположить, кто начнет ходить рано. Вероятнее всего, это будет малыш с повышенными запросами, который стремится поскорее сползти с колен родителей или вывернуться из детского креслица.

Кроме темперамента, серьезно влияет и тип телосложения маленького человечка. Худенькие дети, как правило, осваивают ходьбу раньше. Малыши, начавшие рано ходить, обычно отличаются резвым характером и больше подвержены риску несчастных случаев, чем их более осмотрительные сверстники.

Мамы и папы, принимающие стиль сближения и часто носящие детей на руках, иногда спрашивают: «Не станет ли в этом случае ребенок позже ходить?» Нет. Исследования многих ученых доказывают, что малыши, при воспитании которых предполагается тесная привязанность родителей к чаду, зачастую осваивают двигательные навыки даже более быстрыми темпами.

Не следует переоценивать значение того, в какой месяц карапуз зашагает. Так как возраст, в котором малыш начинает ходить, не имеет ничего общего с развитием его умственных или физических способностей. То, когда и как ребенок начнет ходить, характеризует уникальность его собственной личности.

Психическое развитие

Активно развивается понимание речи. Малыш начинает реагировать на свое имя - поворачивается и смотрит, если его позвали. Он хорошо понимает, когда его хвалят или «бранят», повторяет действия, над которыми смеялись или за которые его хвалили. Он понимает и выполняет простые просьбы мамы: «Дай маме кусочек яблока», «Иди ко мне». Малыш узнает интонации и смысловые жесты, которыми взрослые сопровождают такие просьбы, и сам подражает жестам взрослых - «дай-дай-дай» , «пока-пока» .

Кроха начинает понимать значение простых предлогов - «из», «в», «за». Вы замечаете, что теперь он уже не пытается схватить игрушку через стенку прозрачной банки, а засовывает руку в отверстие и вытаскивает вожделенный предмет. Малыш может отвинтить и снять крышку пластиковой бутылочки, если вы покажете ему, как это сделать. Положите в бутылочку кусочки яблока и печенья, чтобы подкрепить исследовательский интерес малыша.

Малышам нравится играть в разные игры с родителями. Дети обожают шумные, подвижные игры, в которые с ними играют отцы. Папы раскачивают и подбрасывают малышей вверх, кружат и опускают головой вниз, а они смеются и требуют повторения.

В этом возрасте все дети сильно привязаны к родителям, и особенно к маме. Они тревожатся и капризничают, когда долго не видят их.


Родители ассоциируются у ребенка с чувством безопасности и комфорта . Некоторые малыши требуют присутствия обоих родителей во время купания, кормления и укладывания спать. Родители хотели бы меньше зависеть от настроения ребенка, поэтому начинают приучать малышей к самостоятельности - учат есть ложкой, пить из чашки, засыпать в одиночестве.

Но многие сталкиваются с тем, что ребенок противится нововведениям - откладывает ложку и ждет, чтобы его покормили, не хочет лежать в кроватке и кричит, когда родители выходят из комнаты. Приучайте малыша постепенно. Спойте колыбельную песенку и покачайте кроху на руках, чтобы он успокоился и уснул. Когда малыш начнет засыпать, выйдите из комнаты.

Лепет малыша усиливается, наедине с собой он произносит целые «монологи», состоящие из цепочек различных слогов. Ребенок начинает использовать лепет для общения, пытается активно копировать звуки, которые слышит, если его к этому побуждают. Он подражает движениям и жестам родителей, по просьбе взрослых может показать, где у него носик, глазки, ротик, ушки и т. п.

В этом возрасте малыши нуждаются в разнообразных впечатлениях . Обязательно находите возможность отправиться с ребенком на экскурсию или в гости. Усадив малыша в коляску или рюкзачок-кенгуру, можно съездить в зоопарк, магазин или просто в гости к бабушке с дедушкой или к друзьям. Замечательно, если там будут другие дети. Малыши в этом возрасте начинают наблюдать друг за другом.

Подходит к концу первый год жизни крохи, принося новые изменения в физическом и психическом развитии. Ребёнок 11 месяцев приобретает индивидуальные черты характера, новые интересы. Именно в это время чаще всего малыш делает первые в жизни шаги, произносит первые слова. Меняется поведение чада, досуг и распорядок дня, сокращается время, отведённое на дневной сон.

Особенности развития в 11 месяцев ребенка таковы, что он многое умеет и знает, поэтому постепенно становится более самостоятельным в бытовом плане, а также в социальном отношении. Родителям в этот период уже немного легче ухаживать за крохой, поскольку малыш не находится в абсолютной зависимости от взрослых.

Особенности развития одиннадцатимесячного малыша

Конечно, главными навыками, которые развиваются в данный период, становятся попытки самостоятельно ходить. Мама и папа смогут стимулировать эти стремления, поддерживая чадо под руки или подзывая приблизиться к себе. Малыша порой пугает падение на пол или удар о мебель. В подобной ситуации необходимо продолжать заниматься, чтобы он делал новые попытки ходить. В большинстве случаев примерно в год ребёнок уже вполне уверенно держится на ножках.

Если чадо ещё не готово сделать свои первые шаги в 11 месяцев, но много ползает и активно поднимает конечности, то переживать по этому поводу не стоит. Значит, время просто не пришло. Подрастающему организму очень полезно ползать на четвереньках, поскольку мышцы работают в усиленном режиме. Кроме того, это намного безопаснее, уменьшается риск получения травм и ударов.

У каждого ребенка в 11 месяцев развитие индивидуальное. Но оно тесно связано с особенностями питания. Скорее всего, малыш уже способен есть почти всё, чем питаются взрослые члены семьи: овощи, разнообразные фрукты, каши. Жёсткие продукты (яблоки, злаковые хлебцы) можно давать только после появления первых 4-х зубов. Жевание такой пищи положительно влияет на формирование правильного прикуса.

На общих семейных обедах и ужинах формируется культура питания. Кроха учится держать ложку, пить из чашки. Многие мамы в этот период задумываются об отлучении от груди, но сделать это можно и несколько позднее, когда развитие малыша дойдёт до следующего уровня и карапуз будет полностью переведён на обычное семейное меню.

Дети правильно развиваются при наличии достаточного уровня активности и подвижности. Они очень любопытны, а благодаря навыкам стояния могут дотянуться до наиболее интересующих предметов. По сравнению с младенческим возрастом рост малыша увеличился минимум на 30 см.

  • В одиннадцать месяцев девочка, как правило, имеет рост в пределах 67 – 78 см, вес – 7 – 11 кг.
  • Мальчик к этому же периоду вырастет до 70 – 79 см, вес составляет 7,5 – 12 кг.

Навыки детей в 11 месяцев

Что умеет малыш в таком возрасте? Рассмотрим основные навыки.

  • Кроха может вполне уверенно стоять на ножках, держась за родительскую руку или за другую опору. Первые шаги пока не могут выполняться без посторонней помощи. Часто малышу в 11 месяцев приобретаются специальные игрушки-каталки, которые помогают ему укреплять мускулатуру и развивать навыки ходьбы.
  • Малыш умеет садиться из стоячего положения, правда, пока с трудом.
  • На 11 месяце жизни ребёнок активно ползает, может сидеть на протяжении довольно длительного времени.
  • Ладонь при хватании предметов раскрывается в соответствии с их размерами.
  • Малыш указывает пальчиком на вещь, которая вызывает у него интерес.
  • Кроха умеет держать ложку и даже кушать с использованием этого прибора. Кружка берётся двумя ручками.
  • Ребёнку по силам хватание мелких предметов, при котором задействованы два пальца. Он также может поставить один кубик на другой.
  • У большинства малышей в этом возрасте есть зубки: по два сверху и снизу. У некоторых детишек они пока ещё не появились, и это нормально. Если резцы не прорежутся через месяц, стоит обратиться к врачу.

Психическое развитие

Что должен уметь ребёнок в 11 месяцев? Дети развиваются в психическом плане очень быстро, практически каждый день демонстрируя родителям всё новые и новые умения.

  • Ребёнок произносит свои первые в жизни слова, имеющие обобщённый смысл. К примеру, «ам» выражает желание покушать. Он знает уже несколько слов и повторяет новые вслед за взрослыми.
  • Кроха понимает, что родителями можно манипулировать при помощи плача. Мама и папа быстро подходят к плачущему ребёнку, становятся ласковее и добрее, поэтому он порой может хныкать специально. При этом в глазах маленького манипулятора нет слёз, зато есть «хитринка».
  • Одиннадцатый месяц развития позволяет понимать многое из разговоров взрослых людей, кроха реагирует на просьбы: кушай, бери, дай, покажи и другие. Многие дети покачивают головой, выражая согласие или несогласие со словами родителей.
  • Малыши способны быть весьма настойчивыми в достижении поставленных целей, повторяют просьбы по несколько раз, если желаемое не дают. После совершения каких-либо действий они ожидают реакции мамы и папы: похвалы, поддержки.

  • Во время игр кроха старается всячески радовать маму и папу или даже пытаться рассмешить родителей своими действиями. Приходит понимание того, что «прятки» или «пятнашки» – это игры.
  • Развивается сообразительность. Дети смогут сталкивать одним предметом другой, стоящий на столе, стуле или вытряхнуть все игрушки из коробки, для того чтобы достать всё содержимое сразу.
  • Ребёнок в 11 месяцев любит играть, его развитие позволяет использовать простые сюжетные игры: кормление игрушек, качание кукол.

Как помочь ребёнку развиваться правильно?

По возможности стоит почаще брать кроху на руки, несмотря на то, что он самостоятельно хорошо ползает и в скором времени начнёт ходить. По-прежнему дети в этом возрасте нуждаются в непосредственной близости родителей, особенно матери.

Развитие ребёнка в 11 месяцев связано с формированием произношения слов. Взрослые люди должны всячески помогать ему в этом. Если малыш говорит какое-то непонятное слово, необходимо попытаться определить смысл сказанного и вместе с карапузом отыскать названный предмет. Очень полезные различные речевые игры:

  • В мешочек собираются игрушки, а затем вынимаются по очереди и называются для ребёнка. Идеальным вариантом станет использование предметов, близких по тематике: кукла и платье, машинка и руль или колесо. Подойдут для этой игры и другие вещи, которые малыш видит каждый день: карандаш, ложка, книжка.
  • Специалисты рекомендуют применять карточки Домана.
  • 11-месячному ребенку легче запомнить слова во время активных игр, поэтому все действия необходимо комментировать. Лучше всего усваиваются названия различных предметов, то есть существительные, поэтому их должно быть больше всего.
  • Можно устраивать простые сценки со словами, которые сопровождаются соответствующими действиями: «дай» – протягиваете руки, «на» – даёте предмет, «здравствуй» – пожимаете ручку, «пока-пока» – машете рукой. Слова следует произносить медленно, без спешки, слегка растягивая их.
  • Во время приготовления пищи малышу стоит рассказывать, что вы будете делать, какие продукты потребуются для блюда, как происходит весь процесс. Используйте слова: мыть, чистить, вкусное, сладкое, солёное, горькое, варить.
  • Часто дети, которые пока говорят плохо, едят мало, что связано со слабым развитием челюстей. В подобной ситуации им рекомендуется давать твёрдые продукты: яблоки, морковку.

Чтение

Развитие ребёнка также не обходится без чтения. Оно положительно влияет на внимание, воображение, любовь к книгам. Родители должны действовать следующим образом:

  • Книжки-игрушки или изделия, изготовленные из твёрдого картона, должны быть участниками детских игр.
  • Необходимо показывать крохе картинки, называя изображённых животных, сказочных персонажей, предметов.
  • Короткие песенки из книжек можно пропеть.
  • Для поддержания интереса во время чтения родители должны менять тембр голоса, активно использовать мимику и жесты.
  • Чтение развивающих книг должно быть частым, но непродолжительным по времени.
  • Во время чтения не стоит заставлять малыша сидеть рядом и слушать, пусть он двигается.

Как развивать чадо? Постепенно при соблюдении перечисленных рекомендаций кроха научится сосредотачивать внимание на книгах. Лучше выбирать те из них, где на каждой страничке есть красивая картинка и небольшое стихотворение, состоящее из нескольких строк. Пока малыш рассмотрит изображение, текст будет прочитан. После этого карапуза стоит отпустить поиграть или поползать. Спустя некоторое время вновь вернитесь к книге, но уже к следующей странице.

Чтение, а также рассказывание историй помогает развивать мышление. Кроме того, любимый голос родителей и их близость будут ассоциироваться с книгами.

Навыки общения

Полноценно развивать ребёнка поможет общение с другими детьми. Прекрасным решением станет посещение образовательных учреждений, предназначенных для малышей. Прогулки лучше проводить на специальных детских площадках, которые посещают сверстники, а также ребята постарше.

Если среди знакомых имеются семейные пары с детьми, следует чаще ходить в гости. Для нормального общения со сверстниками вполне достаточно 40 минут. Взрослые не должны вмешиваться в игры, пусть дети учатся контактировать между собой самостоятельно. Бросать их одних тоже не стоит, достаточно занять место наблюдателя. Для 11-месячного ребёнка подойдёт просмотр книжек, рисование, ролевые игры.

Практически до двухлетнего возраста малыши ассоциируют игрушки, которые держат в руках, с неким продолжением себя, поэтому не могут понять, как и зачем их отдавать другому ребёнку. Родителям не стоит ругать их, ведь своеобразная «жадность» – это естественно.

Правильное развитие ребёнка зависит от мам и пап. Только родители, которые всегда находятся рядом, смогут малыша счастливым, здоровым, умным, физически и психически развитым.

Нормальный вес к 11 месяцам для девочек колеблется от 7 до 11,2 кг., для мальчиков - 7,6-11,7 кг. Такой разброс объясняется различиями в росте. Чем больше рост ребенка, тем больше норма его массы тела.

Другие параметры физического развития к 11 месяцам жизни.

  • От 1 до 4 зубов. Идеально, если первыми начинают расти два нижних резца. Изредка первыми вырастают верхние резцы. За нижними проклевываются верхние резцы. Если зуба уже четыре, то они располагаются по два на каждой челюсти. Однако если зубов больше или пока нет вообще, это не считается отклонением. Возможно, врач порекомендует откорректировать питание. Многое зависит от генетической предрасположенности.
  • Окружность головы - 44-46 см. В зависимости от роста этот параметр варьируется.
  • Окружность грудной клетки - 48-49 см. Здесь во внимание принимается и вес. Важно убедиться, что все части тела развиваются пропорционально.

Что должен уметь ребенок к 11 месяцам

В это время ребенок уже уверенно стоит на ногах, держась за руку взрослого или опору. Большинство малышей, особенно мальчики, ходят на небольшие расстояния, опираясь на стены, предметы мебели или игрушку-каталку. Некоторые делают несколько шагов подряд без опоры. Иногда им требуется держать игрушку в руках, чтобы поддерживать равновесие. С трудом ребенок садится из положения стоя.

Ползание – уверенное и быстрое благодаря хорошо развитой мускулатуре. Сидит одиннадцатимесячный ребенок долго, уверенно, не пользуясь опорой под спину.

Руки ребенка отлично развиты. Желая схватить предмет, он раскрывает ладонь соответственно его размеру. Взять в руки мелкие предметы не составляет труда. Многие малыши указывают на интересные им вещи пальчиком. Во время игры они ставят кубики один на другой, строят простейшие фигуры из игрушек.

Постепенно формируются навыки самостоятельного питания. Малыш уже держит чашку двумя руками и пьет из нее. Держа ложку в одной руке, он зачерпывает еду и подносит ко рту. Даже при отсутствии зубов одиннадцатимесячные груднички могут есть некоторые блюда с общего стола. Они легко пережевывают и проглатывают мягкую пищу и еду, порезанную на мелкие кусочки.

Уровень психического и интеллектуального развития

В этом возрасте мальчики и девочки говорят первые простые слова из одного-двух слогов: «дай», «мама» и т.д. Новые слова они учат, слушая взрослых и повторяя за ними. Ребенок хорошо понимает речь, адекватно реагирует на просьбы и вопросы. Может односложно отвечать, кивать или крутить головой. Речь по большей части невнятная, понятная только родственникам. Со временем она станет чище, но пока главной задачей является не чистота произношения, а освоение новых слов. Кроме речи, появляется звукоподражание. Ребенок, как может, копирует лай собаки, мяуканье кошки и другие звуки, которые слышит каждый день.

Сложнее становятся игры, появляется сюжетность: укачивание куклы, кормление плюшевого мишки, перевозка игрушек на грузовике и т.д. Важно уделить этому моменту максимально внимание. Через сюжетно-ролевые игры малыши учатся взаимодействовать с другими людьми, изучают правила общения. Появляются различия в поведении мальчиков и девочек. Поэтому играть с ребенком необходимо уже в возрасте одиннадцати месяцев. В играх с родителями проявляется бурное веселье, желание подыграть взрослому.


Значительно обогащаются эмоциями отношения ребенка с мамой, предпринимаются первые попытки манипулирования родителями. Некоторые симулируют плач, чтобы задобрить маму, получить желаемое или просто пообщаться. Это легко понять по отсутствию слез на лице.

Ближе к году формируется характер. Ребенок настойчиво повторяет то, что не получается, при достижении успеха ждет похвалы. Мама может заметить, что он старается рассмешить ее во время игры, вызвать одобрение и порадовать. К этому возрасту проявляется и смекалка, ребенок с помощью одного предмета сталкивает другие вещи со стула или столика, переворачивает коробку, вытряхивая игрушки.

К одиннадцати месяцам становится заметной способность к конкретизации и обобщению информации. Так, по просьбе принести мяч ребенок выберет любой из нескольких лежащих рядом. Но если малыша просят выбрать большой мяч определенного цвета, он выполняет задание. Иногда обработка информации происходит по собственной логике, непонятной взрослым.

Одиннадцатимесячного ребенка уже можно приучать к горшку. Некоторые привыкают к этой процедуре за один-два месяца. Но если ребенок не хочет ходить на горшок, заставлять его нельзя - возможно, нужные изменения в мозге еще не произошли.

Распорядок дня

К 11 месяцам дневной распорядок ребенка сформирован. При необходимости его можно корректировать, но делать это следует мягко, без стрессов для маленького организма. Уже можно определить биоритмы: жаворонок или сова.

Груднички до года развиваются очень быстро и с каждым месяцем у малыша прибавляются новые навыки, как в физическом, так и в психическом развитии. Малыш требует к себе все больше внимания , следует как можно больше постараться, что бы не упустить самые важные моменты развития.

Здоровый ребенок в 11-ти месячном возрасте уже достаточно крупный. Приблизительный вес варьируется от 9500 грамм до 10200 грамм, рост малыша около 75 см., к этому возрасту немного снижается набор веса и темпы роста ребенка.

Однако, это усредненный вариант норм физического развития младенцев в возрасте 11-ти месяцев, но ведь мальчики, безусловно, отличаются в развитии от девочек.

Таблица основных показателей физического развития мальчиков и девочек в 11 месяцев:

Вне зависимости от половой принадлежности в 11 месяцев ребенок должен уметь:

  • самостоятельно, без чьей либо помощи стоять, ходить, держась за что-нибудь (руку взрослых или стену, игрушку, спинку дивана).
  • из положения стоя, садится на пол.
  • уверенно сидеть и ползать достаточно продолжительное время.
  • самостоятельно держать ложку с едой и отправлять ее в рот.
  • пытаясь взять интересующий предмет, малыш должен уметь соразмерно раскрывать ручки.
  • показывать пальцем на интересующий предмет.
  • следить за движущимся объектом глазами.

Психоэмоциональное развитие

  • малыш начинает первые слова со смыслом: «мама, баба, дай, ам-ам».
  • появляются первые признаки ролевых игр: девочки качают куклу, мальчики: катают по полу машинку.

Режим дня

Ночной сон у грудничков длится 9 – 10 часов , днем спят два раза по 1.5 -2 часа.

  • 8:00 – подъем, умывание, чистка зубов,
  • 8:30 – первый завтрак. Для грудного вскармливания – материнское молоко, для искусственного вскармливания – молочная смесь.
  • 9:00 игровые занятия с малышом. В возрасте 11-ти месяцев можно поиграть с малышом в разные игрушки. Куклы, мишки, машинки, мячики прекрасно подойдут для этого. Можно складывать кубики, собирать пирамидку, покатать друг другу мячик. Детские книжки с большими картинками, особенно про животных, ребенок уже превосходно понимает и будет с удовольствием слушать рассказы и рассматривать рисунки.
  • 10:00 – второй завтрак. Овощное или фруктовое пюре, чай, сок.
  • 10:30
  • 12:00 – обед. Овощной суп – пюре, мясо, творог.
  • 12:30 – 14:00 – первый дневной сон.
  • 14:30 – полдник. Для грудного вскармливания – материнское молоко, для искусственного вскармливания – печенье, замоченное в молоке или банан.
  • 15:00 – игровые занятия.
  • 17:00 – второй полдник. Овощное пюре + мясо. Сок или чай.
  • 17:30 – 19:00 – второй дневной сон.
  • 19:30 – первый ужин. Овощной суп + фруктовое пюре.
  • 20:00 – прогулка на свежем воздухе.
  • 20: 30 – приготовления ко сну. Купание, спокойные игры.
  • 21:30 – ужин. Для грудного вскармливания – молочная каша + материнское молоко, для искусственного вскармливания – молочная каша + смесь.

Меню ребенка в 11 месяцев

Питание ребенка в этом возрасте становится все более разнообразным. Предлагаем Вашему вниманию некоторые рецепты, которые непременно понравятся грудничку.

  • Овощной суп-пюре. Картофель, морковь, брокколи отварить и протереть на блендере, в суп- пюре добавить отдельно сваренный рис (малыш в этом возрасте должен уметь пережевывать мелкие и не твердые продукты самостоятельно).
  • Суп с фрикадельками. Сформировать маленькие фрикадельки варить в кипящей воде, сюда же добавить картофель, капусту, морковь, петрушку. Перед подачей суп помять вилкой.
  • Домашний творог для малышей. 400 грамм детского молока довести до кипения, а затем добавить 200 грамм 12% сметаны, перемешать и выключить. Всю массу слить через марлю. Получившийся нежнейший творожок можно смешать с бананом – получится превосходный десерт.
  • Рыбное пюре. Филе рыбы отварить в чуть подсоленной воде, остудить, смолоть в блендере. В полученную смесь добавить чайную ложку растительного масла и немного молока. Всю массу довести до кипения. Подавать можно как отдельное блюдо, так и вместе с отварными овощами.

Играем с малышом

Игры с ребенком в 11 месяцев должны быть направлены на всестороннее развитие малыша. Сейчас важно развивать внимательность, координацию, моторику.

Игра на развитие речи «Зверюшки»

Необходимо показывать ребенку картинку с определенным животным одновременно имитируя его звук. Например, котик «мяу», корова «му-му», собака «гав».

Игра для развития координацию движений «Веселый паровозик»

Берется несколько различных по размеру коробок и выкладывается в виде паровоза от большего к меньшему. Хорошо, если коробки будут открываться, тогда их можно складывать друг в друга по очереди, либо строить из них пирамидку. Необходимо показывать ребенку все действия несколько раз , затем дать возможность проделать это самому.

Игра на развитие моторики «Прищепка»

Необходимо несколько разноцветных прищепок и плотный лист картона, на который в дальнейшем вешаются и снимаются прищепки.

Проблемы с врожденным развитием и отклонением от нормы у детей такого возраста заметить довольно сложно, но присмотревшись можно выявить самые основные.

Глухота, неправильное формирование ручек или ножек, нервная возбудимость. На ежемесячных осмотрах терапевт, хирург, невропатолог должны выявить все имеющиеся недостатки и подробно рассказать вам, как правильно развивать ребенка в 11 месяцев.

Безопасность ребенка

Занимаясь и играя с грудничком, следует не забывать о его безопасности . Никогда не оставляйте малыша одного на кровати или диване – это очень травмоопасно даже если малыш уже научился слезать с высоких поверхностей самостоятельно.

Обязательно следует убрать из поля доступа острые предметы , все розетки должны быть укомплектованы заглушками, а острые края мебели – пластиковыми закругленными уголками. Не стоит забывать о горячих и опасных приборах, таких как утюг или газовая духовка, а так же об опасный химических средствах, которые малыш наверняка захочет попробовать.

Оказав первую медицинскую помощь какой бы легкой на первый взгляд ни была бы ситуация необходимо проконсультироваться с лечащим врачом .

Узнайте больше о развитии ребенка в 11 месяцев из видео:

Одиннадцатимесячный ребенок радует родителей самостоятельными шагами и простыми словами. Дети этого возраста активно развиваются и физически, и эмоционально, закрепляя приобретенные ранее навыки и осваивая новые умения. Давайте узнаем, как родителям определить, нормально ли развивается ребенок 11 месяцев и как стимулировать дальнейшее развитие малыша этого возраста.

Физиологические изменения

  • Мышечная система ребенка к 11 месяцам настолько окрепла, что позволяет малышу удерживать и перемещать тело в вертикальной позиции, то есть стоять без поддержки и ходить.
  • У большинства 11-месячных детей уже имеется четыре зуба. Однако у кого-то начали появляться следующие зубки (вторые резцы), а у кого-то не появилось еще даже первого зуба. Это варианты нормы и до годовалого возраста переживать не следует.

Физическое развитие

В течение одиннадцатого месяца жизни прибавка веса ребенка составляет в среднем 400 грамм, а роста – около 1,5 сантиметра. Увеличение окружностей грудной клетки и головы происходит примерно на 0,5 сантиметра.

Темпы роста разных детей, конечно же, отличаются, но для определения, нормально ли развивается кроха, существуют границы нормы и средние значения показателей физического развития. Основные из таких показателей вы найдете в такой таблице:

Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).

Калькулятор роста и веса

Для музыкального развития ребенка проводите занятия по методике «Цветоник» Лазарева М. Л.

Что малыш умеет?

  • Одиннадцатимесячный ребенок активно и очень много двигается. Новым умением карапуза является навык стоять без помощи взрослого или удерживания за опору. Кроме того, карапуз уже неплохо ходит, держась не за две маминых руки, а лишь за одну. Чтобы достать любимую игрушку с пола, ребенок уже не будет падать, а нагнется или присядет. Некоторые дети уже начали ходить без поддержки.
  • С игрушками 11-месячный ребенок манипулирует умело и очень ловко. Ухватывая предмет, малыш открывает руку с учетом размера этого предмета. Карапузу уже удается складывать кубики в небольшую башню, собирать пирамидку, открывать коробочки, брать двумя пальцами маленькие предметы с пола или со стола.
  • Ребенок любит музыку, поэтому ему по нраву разные музыкальные игрушки. Услышав ритмичную мелодию, малютка начнет пританцовывать в такт.
  • Кроха интересуется книжками и подолгу разглядывает в них иллюстрации.
  • По маминой просьбе ребенок умеет показывать части тела и выполнять множество действий и движений, которые выучил и видел ранее. К примеру, малыш качает куклу, машет рукой на прощание, делает «ладушки», снимает носочки, расстегивает молнию на курточке, находит спрятанную под одеялом или в коробке игрушку.
  • Речь малыша становится все более эмоциональной и разнообразной. В ней появляются слова, состоящие из 1-2 слогов.
  • Ребенок хорошо понимает, что ему говорит мама. Он бурно радуется, когда его хвалят, а также сразу же реагирует на строгий тон.
  • Малыш в 11 месяцев становится все более самостоятельным. Кроха постепенно обучается одеваться и умывать лицо, чистить зубки, есть ложкой. Если малышу что-то нужно, он уже не просто плачет, а показывает на предмет пальцем, качает головой (утвердительно или отрицательно), а также произносит простые слова.

Чтобы проверить, нормально ли развивается 11-месячный малыш, вам нужно:

  1. Оценить, хорошо ли ребенок сидит, ползает на четвереньках и стоит у опоры.
  2. Показать ребенку закрывающуюся коробку, в которой на глазах у крохи спрятать игрушку. Ребенок должен заметить, что предмет исчез и попытаться найти его.
  3. Проверить, умеет ли ребенок имитировать движения взрослых, которые ему ранее показывали. К примеру, малыш должен пытаться есть ложкой, расчесаться, умыть лицо.
  4. Предложить крохе сложить башню из кубиков. Малыш уже должен уметь положить друг на друга 2-3 кубика.

Занятия для развития

  • Стимулируйте и ползание, и ходьбу ребенка. Положите на пол ленточку и предложите малютке перешагнуть через нее (держите при этом ребенка за одну руку). Пусть малыш также ходит за коляской, за мячом, передвигается с игрушкой-каталкой.
  • Не упускайте возможности ходить с крохой по лестнице. Многим малышам подниматься по ступеням довольно легко, а вот спускаться у них пока может не получаться.
  • Уделяйте много внимания развитию моторики карапуза и занятиям для маленьких пальчиков. Пусть кроха пересыпает крупу из одной чашки в другую, набирая ее ложкой. Дайте ребенку порисовать на подносе с мукой, предложите надевать на ваши и свои пальцы кольца, а также собирать пирамидку.
  • Во время купания дайте карапузу ковшик либо сито и предложите ловить в воде плавающие небольшие игрушки.
  • Дайте ребенку игрушку, завернутую в бумажную салфетку или фольгу, а потом предложите развернуть ее. Также давайте крохе возможность открывать коробочки и банки с завинчивающимися крышками.
  • Играйте с ребенком в сюжетные игры, например, можно вместе кормить мишку, надевать на куклу распашонку или шапку. В таких играх можете показывать малютке разные ситуации, например, зайчик попросил у мишки кубик и мишка поделился игрушкой, кукла упала и плачет, ей больно.
  • Рисуйте и лепите с крохой. Давайте для этого ребенку тонкие карандаши, мелки или фломастеры , а также соленое тесто и безопасный мягкий пластилин .
  • Поддерживайте развитие речи малыша постоянным общением с ребенком. Называйте игрушки, которые даете или показываете крохе, показывайте карточки Домана, комментируйте собственные действия.
  • Каждый день выделяйте немного времени на совместное чтение. В идеале у малютки должна быть собственная полочка для книг, к которой кроха может дотянуться, чтобы выбрать книгу. Часто читайте ребенку вслух, а также рассказывайте истории по картинкам.
  • Если вы пошли с 11-месячным ребенком за покупками, показывайте малышу разные продукты, а также дайте возможность крохе самостоятельно положить в корзинку или тележку несколько предметов.
  • Не упускайте возможности пообщаться с другими детками. Выходите на прогулки на площадку, приглашайте семьи с детьми в гости, заводите новые знакомства.

Уход

  • Каждое утро 11-месячного карапуза начинается с умывания, чистки зубов, расчесывания.
  • Регулярно высаживайте кроху на горшок после сна, приучая его к такой привычке, но не настаивайте, если малыш игнорирует горшок или даже боится его.
  • После туалета обязательно подмывайте младенца.
  • По мере необходимости состригайте крохе волосы и ногти, очищайте ушки.
  • Купать ребенка в этом возрасте уже можно не каждый день, но ежедневное купание может служить важным элементом вечернего ритуала, тогда отказываться от него не стоит.
  • Для закаливания используйте проветривание комнаты перед сном, воздушные ванны, ежедневные прогулки, обтирания, купание, обливание и другие процедуры, с которыми кроха познакомился ранее.
  • Не отказывайтесь от проведения массажа и гимнастических упражнений. В 11 месяцев детки по-прежнему нуждаются в них каждый день.

Режим дня

В 11 месяцев дети испытывают потребность в 14-15 часах сна в сутки. Примерно 10 часов ребенок этого возраста спит ночью, а днем сохраняется два сна длительностью около 1-2 часов. Дважды в день с 11-месячным малышом выходят на прогулку, организовывая ее так, чтобы часть прогулки ребенок поспал на улице (хотя бы один дневной сон), а часть провел активно. Выходить гулять с малышом рекомендуют в 10-11 часов утром и в 16-17 часов после обеда.

В организации бодрствования ребенка такого возраста учитывают время суток. Утром проводят гимнастику, активные игры, развивающие занятия, а после обеда времяпровождение крохи должно быть более спокойным. Рекомендуется соблюдение ежевечернего ритуала укладывания, который облегчит засыпание карапуза. Такой ритуал может включать купание, чтение и другие действия, повторяющиеся ежедневно в одном и том же порядке.

Питание 11-месячного ребенка по-прежнему остается пятиразовым. Между приемами пищи обычно проходит от 3 до 4 часов, при этом следует стараться кормить кроху примерно в одинаковое время каждый день (допустимы отклонения до 30 минут) и не допускать перерывов больше 4,5 часов.

Для определения общего объема пищи, которую нужно давать в день ребенку этого возраста, массу тела крохи делят на 9. В среднем малыши 11 месяцев съедают в день от 1000 до 1200 мл пищи. Этот объем распределяют на число кормлений, получая среднюю порцию в 200-240 мл.

Меню деток на искусственном вскармливании и малышей, которых продолжают кормить грудью, в 11 месяцев практически совпадает, с тем лишь отличием, что в первое и последнее кормление малышу дают либо смесь, либо грудное молоко. Кроме того, грудничок, получающий материнское молоко, нередко в этом возрасте прикладывается к маминой груди ночью, а детки-искусственники обычно всю ночь спят без кормлений.

Грудное вскармливание в этом возрасте немного меняется в связи с увеличением объема употребляемого крохой прикорма. Карапуз прикладывается в течение дня к маминой груди на несколько минут, а также может запивать любую пищу грудным молоком. В ночное время ребенок активно сосет во сне под утро.

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма