Самая умная обезьяна коко. Горилла коко и ее странный интерес к людским соскам. Человекообразные обезьяны: обучение знаковым системам языка человека

Горилла Коко – настоящий феномен и гений среди всех животных. Её выдающиеся умственные способности позволяют горилле без проблем общаться с человеком на разные темы, шутить, выражать грусть и даже воспитывать собственных питомцев.

История Коко началась 4 июля 1971 года – еще безымянная западная равнинная горилла родилась в зоопарке Сан-Франциско. Изначально планировалось, что Коко будут использовать для медицинских опытов у доктора Фрэнсис Паттерсон, а затем уедет обратно в зоопарк, но благодаря поддержке организации «The Gorilla Foundation» Паттерсон смогла оставить у себя гориллу и приступить к одному из самых успешных экспериментов в области общения с животными.

С самого детства ученый решила научить Коко понимать английский язык и даже разработала специальный язык жестов для общения с гориллами (GSL — Gorilla Sign Language). Сейчас Коко воспринимает на слух и распознает около 2000 английских слов и 1000 жестов. С помощью жестов она может поддерживать разговор, описывать свое настроение и даже шутить: как-то раз она жестами показала другой горилле, отобравшей у нее игрушку, что та «грязный плохой туалет». Коко без проблем распознает себя в зеркале и узнает знакомых ей людей и животных на фотографиях.

Удивительно, но Коко самостоятельно умеет изобретать новые знаки. Паттерсон сообщила, что в их языке жестов не было слова «кольцо», но зато присутствовали слова «палец» и «браслет». Как-то раз, получив кольцо, Коко смогла самостоятельно объединить эти два жеста, получив новое слово «браслет для пальца».

Ну а кто устоит перед маленьким пушистым котенком? Мало кто, вот и Коко не устояла. Ученые утверждают, что в 1983 году Коко сама попросила подарить ей кота для воспитания, и на Рождество ей сделали подарок – принесли маленького котенка, за которым горилла стала ухаживать. Своего первого питомца Коко назвала «All ball», что можно перевести как «Все Мячи». Как-то раз «Все Мячи» во время прогулки попал под машину. Паттерсон сообщила ей об этом при помощи английских слов и языков жестов. Несколько недель Коко грустила и показывала жестами, что ей очень плохо и даже пыталась произнести некоторые человеческие слова (гориллы неспособны контролировать голосовой тракт, но Коко делала попытки сообщить что-то на языке людей, чем сильно удивила своих воспитателей). Через несколько лет Коко опять попросила себя двух котят, назвав их «Губная помада» и «Дымок», которые прожили со своей удивительной воспитательницей счастливую кошачью жизнь. С тех пор Коко является профессиональным воспитателем кошек, и ни одно животное не чувствует себя плохо рядом с заботливой гориллой.

В 2015 году на 44-летие Коко дали выбрать для себя нового котенка – горилла взяла серого малыша.

Но самое удивительное, что исследователи, проводящие время с Коко и давно ставшие ее друзьями, уверены, что в интеллекте их подопечной нет ничего выдающегося. Почти любая горилла сможет достичь таких же успехов в воспитании, если будет воспитываться в соответствующей среде.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

20 июня 2018 года в США умерла «говорящая» горилла Коко, которая за свою жизнь освоила более 1000 жестов из языка глухонемых и научилась понимать более 2000 слов.

По мнению некоторых ученых, обезьяны часто догадываются о намерениях говорящего, даже не понимая значения слов. Как если бы человек следил за «мыльной оперой» с выключенным звуком телевизора. Ведь смысл все равно будет понятен.

Так что же горилла Коко - действительно понимала речь человека и могла общаться?

4 июля 1971 года в зоопарке Сан-Франциско появилась на свет самка гориллы, получившая имя Ханаби-Ко (по-японски — «искрометный ребенок»), сокращенно — Коко. К полугоду она страдала от дистрофии и дизентерии, из-за чего Коко пришлось забрать у матери. Вскоре после успешного лечения Коко оказалась в питомнике для молодняка.

Паттерсон получила разрешение обучать Коко в июле 1972 года.

Спустя несколько лет у Коко появился напарник — самец равнинной гориллы Майкл, выросший в дикой природе, а затем попавший в руки охотников.

Успехи горилл фиксировались в дневниках и с помощью видеосъемки, сравнивались с аналогичными данными по обучению детей языку глухонемых. В задачу проекта входило не просто изучить процесс усвоения слов, но и выяснить, как гориллы используют выученные жесты.

Результаты Коко и Майкла различались — последний быстро освоил несколько десятков знаков, но затем его развитие замедлилось. Языковые способности Коко же развивались почти как у ребенка — поначалу обучение давалось ей тяжело, и за первый год она стала регулярно использовать лишь 13 жестов, но в следующие месяцы произошел резкий скачок, и к третьему году обучения Коко усвоила почти 200 жестов. Паттерсон считала жест выученным только в том случае, если горилла использовала его без подсказки не менее чем 15 дней в месяц.

Была разница и в лексиконе, который освоили Коко и Майкл. Коко освоила больше жестов, описывающих бытовые предметы и игрушки, а также активно использовала знаки «нет» и «извините». Майклу лучше давались названия частей тела, наименования животных и прилагательные. Коко же больше оперировала глаголами.

Как-то она извинялась за свое неправильное поведение: «Извини, кусалась, царапалась, неправильно кусалась, потому что рассердилась».


Эксперименты с Коко и Майклом показали важность раннего обучения — Майкл начал осваивать жесты уже после того возраста, в котором у Коко проявились наилучшие способности к запоминанию. Эксперименты с другими обезьянами подтвердили этот вывод — чем позже начиналось обучение, тем сложнее было добиться каких-либо результатов. После пяти-шести лет оно становилось и вовсе бесполезным.

Многие исследователи, впрочем, относились к достижениям Коко довольно скептически, особенно поначалу. По их мнению, в экспериментах мог иметь место «эффект умного Ганса», он же «эффект экспериментатора» — ситуация, в которой экспериментатор сам неосознанно подсказывает испытуемому ответ своим поведением.

Эффект получил название в честь коня Ганса, прославившегося в Германии в начале ХХ века способностью к математическим вычислениям. Результаты вычислений конь отбивал копытом. Как показали эксперименты психолога Оскара Пфунгста, считать Ганс не умел. Однако он был в состоянии уловить напряжение задавшего ему вопрос человека, когда количество ударов копытом приближалось к точному ответу. Если же Ганс не видел задающего вопрос, точность его ответов стремительно падала.

Так, в 1973 году психолог Герберт Террес начал работу по обучению языку жестов шимпанзе по имени Ним (в честь лингвиста Ноама Хомского). Однако Ним сумел выучить лишь 125 жестов и составлял предложения лишь из двух слов. Иногда они были длиннее, но при этом совершенно бессмысленны.

В 1979 году Террес опубликовал в журнале Science разгромную статью, в которой заявил: «Объективный анализ наших данных, наряду с полученными в других исследованиях, не дает доказательств того, что высказывания обезьяны подчинены правилам грамматики. Последовательность знаков, наблюдаемых у Нима и других обезьян, может напоминать первые многословные высказывания детей. Но если исключить другие объяснения комбинаций знаков обезьянами, в особенности привычку частично имитировать недавние высказывания инструкторов, нет оснований считать эти высказывания предложениями».

Однако Ним содержался в условиях, где его возможности общения были сильно ограничены.

Всю свою жизнь он провел в лаборатории, в то время как и Коко, и Уошо тесно общались с людьми. Более того, Ним получал поощрение за подражание действиям инструкторов. К более широкому употреблению жестов его ничто не побуждало.

Наблюдения за Коко и другими говорящими обезьянами показали: те пользовались языком жестов, даже когда проводили время в одиночестве. Так, Коко, разглядывая иллюстрированные журналы, нередко комментировала жестами знакомые картинки.


А орангутан Чантек, освоивший около 150 жестов, не только пользовался ими, но и обучал смотрителей приматологического центра, где оказался во второй половине жизни.

Оказались обезьяны и в состоянии образовывать новые слова на основе уже известных. Коко называла маскарадную маску «шляпой для глаз», а стульчик, на котором стоял горшок — «грязной штукой». Шимпанзе Люси, освоившая лишь 60 жестов, тоже не терялась — чашку она называла «стекло пить красный», огурец — «банан зеленый», а невкусную редиску — «еда боль плакать».

Обезьяны были способны употреблять жесты не только в прямом, но и в переносном значении. Уошо называла сотрудника, долго не дававшего ей воды, «грязным», используя это слово как бранное. Коко пошла дальше и адресовала одному из неприятных ей работников весьма грубую конструкцию — «ты грязный плохой туалет».

По окончании экспериментов обезьяны на долгие годы запоминали усвоенный лексикон.

Так, Уошо, которую Гарднеры посетили после одиннадцатилетнего перерыва, сразу же «назвала» их по именам и прожестикулировала «Давай обнимемся!».

Наблюдения за Уошо и Коко выявили еще один удивительный факт. Когда обезьянам предлагали разделить стопку фотографий на людей и животных, себя и знакомых по исследованию обезьян они уверенно клали в папку «Люди», а фото незнакомых обезьян определяли к животным — кошкам, свиньям и другим.

В 2004 году у Коко разболелись зубы. Она смогла донести этот факт до персонала заповедника и по шкале боли оценила свои ощущения на девять баллов из десяти.

В 2014 году Коко отреагировала на смерть актера Робина Уильямса, с которым познакомилась в 2001 году. Комик стал первым, кому удалось заставить Коко впервые улыбнуться за полгода после смерти ее друга, гориллы Майкла. «Женщина плачет», — показала она на языке жестов.

Всего Коко стала героиней более чем 50 научных и научно-популярных публикаций, сделанных Паттерсон и ее коллегами. По оценкам исследователей, ее интеллект не уступал человеческому — IQ гориллы достигал 95. В 1983 году на Рождество она попросила подарить ей котенка, но получила игрушку. Горилла наотрез отказалась играть с заменой и сообщила, что ей грустно. На день рождения исследователи все же подарили ей котика, которого та назвала Мячик. Однако животное прожило недолго — однажды оно выбежало на дорогу и попало под машину. Тогда Коко впала в депрессию и постоянно повторяла: «плохо, плохо, плохо» и «хмуриться, плачь, хмуриться, грустно».

Кстати, по многочисленным исследованиям с точки зрения анатомии макаки наделены всем возможным для воспроизведения человекоподобной речи. И поскольку их анатомия голосового аппарата очень близка к другим обезьянам (и большинству млекопитающих), то такие животные являются "готовыми для речи".

Так почему же они не разговаривает с учёными? Обезьянам не хватает нейронного контроля над своими мышцами голосового тракта, чтобы правильно настроить их для речи. Хотя пока для ученых остаётся загадкой, почему другие животные (те же попугаи) могут произносить даже непростые для воспроизведения слова.

источники

Около семи лет назад сотрудница Стэнфордского университета (США) Пенни Паттерсон начала эксперимент, ко торый, как пишет французский журнал «Пари-матч», может изменить наши представления о животном мире и возможности контактов между человеком и теми, кого мы называем «нашими братьями меньшими».

Пенни Паттерсон — специалист в той области психологии, которая исследует механизм общения у человека и человекообразных обезьян. С 1971 года Пенни начала работать в зоопарке Сан-Франциско с маленькой самкой гориллы, которую звали Коко.

И до Пенни Паттерсон делались попытки обучить животных элементам человеческого языка. Однако итоги опытов оказывались более чем разочаровывающими. После нескольких лет терпеливых занятий обезьяны могли повторить лишь небольшое число одно- и двухсложных слов и воспринимали на слух около ста слов.

В начале 60-х годов доктор Ален Гарднер, профессор университета в Неваде, и его жена в поисках решения проблемы тщательно изучили кинопленки, на которых были запечатлены опыты предшественников. Их поразил один бесспорный факт: когда обезьяна пыталась что-то выразить - чрезвычайно примитивно и с огромными трудностями - при помощи человеческих слов, она сопровождала свои попытки непринужденными, очень естественными жестами. Гарднеры решили обучить обезьяну языку жестов (АСЛ), которым пользуются в США глухонемые. Опыт проводился с шимпанзе и оказался удачным (1 См.: М. Федоров. Начало великого диалога. - «Вокруг света», 1975, № 12.).

Однако никто из предшественников Пенни Паттерсон не ставил эксперимента с гориллой. Прежде всего потому, что это довольно опасно - гориллы сильные и агрессивные животные. Есть и другая причина - вывод профессора Роберта Йеркса, сделанный в 1925 году: гориллы гораздо менее развиты, чем шимпанзе. И все же

Пенни начала экспериментировать с Коко.

Обычно, занимаясь с глухонемыми детьми, учитель сам складывает их руки, пока они не научатся правильно применять определенный жест. Но с самого начала, несмотря на интерес, который маленькая ученица из зоопарка Сан-Франциско проявила к своей ежедневной гостье, возникла неожиданная сложность: Коко не позволяла прикасаться к себе.

Пришлось прибегнуть к способу имитации, более медленному и трудоемкому. Пенни показывала Коко предмет, воспроизводила жест, который ему соответствует, и повторяла эту операцию столько раз, сколько требовалось для того, чтобы горилла запомнила связь между предметом и жестом. Первым знаком АСЛ, усвоенным Коко таким образом, был жест, обозначающий чувство жажды: один палец поднесен к губам, остальные согнуты. Со временем отношения Коко и Пенни становились все более свободными, и Коко перестала быть недотрогой. Пенни уже могла, складывая пальцы гориллы, довольно быстро обучать ее новым знакам.

Через два года после начала занятий Коко удалось забрать из зоопарка и поселить в отдельном вагончике-лаборатории на территории Стэнфордского университета. Здесь горилла получила большую свободу: она имела доступ во все помещения лаборатории, в том числе и в комнату Пенни. У нее была и своя комната, где на всякий случай установили клетку. Впрочем, клетка оказалась излишней мерой предосторожности, так как между Коко и ее приемной матерью и учительницей установились отношения дружбы и послушания.

Когда Коко постигла азы АСЛ, ее успехи стали просто поразительными. Словарь гориллы пополнялся почти такими же темпами, как и словарь детей ее возраста. В три года Коко безошибочно пользовалась ста семьюдесятью словами.

Сейчас Коко правильно употребляет примерно 350 знаков АСЛ - такого «словарного» запаса ей вполне хватает для того, чтобы выразить все свои желания. А понимает она около 600 знаков. Коко правильно воспринимает также большое количество человеческих слов на слух, которые сама, понятно, воспроизвести не может. С прошлого года экспериментаторы начали применять электронный прибор, помогающий как бы исправить такое положение вещей. Определенным словам соответствуют клавиши прибора - нажимая их, обезьяна приводит в действие синтезатор, который воспроизводит звучание желаемого слова. Благодаря этой «электронной гортани» Коко имеет возможность «произносить» и узнавать слова, которыми она уже овладела при помощи языка АСЛ.

Еще в самом начале эксперимента скептики говорили, что выводы его могут относиться лишь к проблемам дрессировки. Такие суждения естественны - люди привыкли к мысли, что язык является исключительным достоянием человеческого рода. Но есть факты совершенно удивительные, подтверждающие, что «говорящая горилла» пользуется языком отнюдь не механически.

Коко не удовлетворяется тем, что повторяет заученные жесты, «обезьянничает», копируя своего учителя. Если она просит «Коко хочет банан Пенни», но та подает ей апельсин, ответ, выраженный жестами, следует незамедлительно: «Нет. Пенни дать Коко банан, быстро, быстро». Если для ежедневной прогулки ей предлагают желтый пуловер (гориллы очень чувствительны к холоду), Коко требует свитер красного, ее любимого, цвета.

Она может выразить свою печаль или радость. И даже угрызения совести после сделанных ею шалостей: «Коко злая. Сейчас Коко умная. Пенни щекотать Коко». Коко любит ласку. Ей нравится брать Пенни на руки, обнимать ее, она радуется, когда Пенни дружески щекочет ее. В этой ситуации она выказывает хорошие знания простейших грамматических правил, проводя различие между прямо противоположными действиями: «Ты щекотать меня» и «Я щекотать тебя».

Другой показатель развития и правильного пользования языком: Коко прибегает к хитрости, когда это требуется, - например, для того, чтобы избежать наказания. Ее маленькие обманы не огорчают, а, напротив, радуют учительницу, так как она видит в них признак развития своей ученицы.

Когда Коко не знает названия какого-либо предмета, она изобретает его сама, соединяя два уже знакомых ей слова. Так мексиканские сладости, которые было трудно раскусить, стали «пирожным-камнем», а новый перстень Пенни подучил название «ожерельепалец». Коко употребляла эти обозначения до тех пор, пока не выучила точные знаки, соответствующие этим предметам.

Коко и Пенни работают по нескольку часов в сутки. Пополнение словаря, проверка полученных знаний, тесты на сообразительность... Но, как и всех маленьких учеников, уроки быстро утомляют Коко, она теряет интерес к учебе и требует развлечений. И часто чисто «человеческих»: катание на трехколесном велосипеде или поездку на автомобиле по окрестностям университета. Любит она и обезьяньи игры, во время которых ее вагончик ходит ходуном. Коко часто ломает свои игрушки, в чем мало отличается от своих человеческих сверстников.

Но ее отдых бывает и более спокойным. Коко нравятся книжки с картинками. Она проводит много времени, рассматривая цветные изображения ее любимых кушаний. Коко любит животных. Пенни часто водит ее посмотреть собак и кошек в университетской лаборатории.

Первое время Коко пыталась общаться с четвероногими посредством языка глухонемых, но вскоре, не получая ответа, оставила эти попытки. Она даже дружила с котом, которого очень любила баюкать на руках, но после слишком резвых игр, в которых ей трудно было рассчитать свою силу, кот стал избегать встреч.

Когда Коко в одиночестве, она играет со своими куклами - куклами-людьми и куклами-обезьянками. Ее любимая кукла - со светлыми волосами (как у Пенни), к которой она часто обращается на языке АСЛ. И здесь, как и в отношении к картинкам, проявляется ее удивительная способность к воображению. Если она быстро прекращает «разговаривать» с животными и людьми, которые, не владея языком АСЛ, не могут ответить ей, то с куклой она ведет длинные беседы-монологи.

Эти успехи позволили Пенни Паттерсон начать новую, еще более захватывающую фазу эксперимента. Коко познакомили с гориллой-самцом по кличке Михаэль, который на три года моложе ее. Сначала Коко повела себя ревниво и боязливо.

Однако после того, как Пенни объяснила ей, что это «хорошая горилла», Коко смирилась с присутствием Михаэля, а позже и сама стала довольно часто, пользуясь языком глухонемых, просить о встрече с ним.

Между тем Пенни и ее помощники уже начали обучение Михаэля, и через некоторое время он должен освоить словарный запас, сравнимый с запасом Коко. Когда Михаэль достигнет взрослого возраста, он и Коко составят первую в мире пару животных, в достаточной степени владеющих человеческими средствами общения. Пенни и ее коллеги ждут этого момента с нетерпением.

Будут ли две гориллы способны вести диалог между собой? Что произойдет, если у Коко и Михаэля появятся детеныши - смогут ли они сами обучить своих малышей языку АСЛ? Не будет ли поведение этой колонии горилл, владеющих языком, полностью отличаться от поведения им подобных? Ответы на эти вопросы Пенни Паттерсон надеется получить в недалеком будущем.

По страницам зарубежной печати материал подготовил С. Померанцев

Относится к «Человек среди животных»

Удивительная горилла Коко. История говорящей обезьяны


Человекообразные обезьяны всегда выделялись на фоне остальных представителей животного мира. Такие похожие на нас, они всегда занимали умы учёных и исследователей. Среди многочисленных экспериментов с приматами имелись как провальные, так и неожиданно успешные. Одной из героинь таких исследований стала горилла Коко - настоящий вундеркинд среди соплеменников, поразившая весь мир своими умственными возможностями, а также даром не просто понимать человеческую речь, но даже общаться на языке глухонемых.

Впрочем, успех удивительного эксперимента был бы невозможен без Пенни Паттерсон - психолога и исследователя механизмов общения у людей и человекообразных обезьян. В 1971 году Пенни начала дерзкий проект по обучению маленькой самки гориллы по имени Коко (в переводе с японского - «дитя фейерверков»). К слову, до Пенни никто не отваживался ставить продолжительные эксперименты с гориллами, поскольку это сильные и довольно опасные животные. Кроме того, в 1925 году профессор Роберт Йеркс сделал вывод, что гориллы значительно менее развиты, чем шимпанзе. Что ж, Пенни Паттерсон и Коко опровергли подобные заблуждения.

Первые шаги Коко на пути освоения человеческой речи

Когда наставник обучает глухонемых детей языку жестов, он самостоятельно складывает их ручки в нужное положение. Маленькая Коко, будучи всё же представительницей мира животных, поначалу не позволяла гостье прикасаться к себе. Пенни пришлось поочередно демонстрировать Коко каждый предмет и показывать соответствующий жест. Данную процедуру терпеливая учительница повторяла столько раз, сколько требовалось, чтобы горилла поняла и запомнила связь между предметом и жестом. Так, первым словом маленькой гориллы стал знак, означающий жажду, - палец, поднесённый к губам. Со временем процесс обучения значительно ускорился.

По истечении двух лет интенсивных занятий Пенни забрала свою подопечную, поселив её в отдельный вагон-лабораторию на территории Стэнфордского университета. Освоив азы языка глухонемых, Коко начала демонстрировать поразительные успехи. В возрасте трёх лет горилла активно использовала более 170 слов!

Сегодня горилла Коко - успешная 43-летняя дама, чей лексикон насчитывает примерно 2000 слов английского языка. Коко составляет предложения из пяти-семи слов, прекрасно понимает несколько тысяч терминов, что соответствует вокабулярной активности нормального, то есть не умственно отсталого человека. Более того, некоторые существительные горилла-вундеркинд может воспринимать не только на слух, но и в печатном виде.

Факты из удивительной жизни Коко

В самом начале уникального эксперимента многие критики утверждали, что успехи животного вероятнее всего будут связаны с дрессировкой. Однако в процессе исследования Пенни и Коко неоднократно демонстрировали удивительные факты, доказывающие, что горилла использует язык далеко не механически.

Когда Коко просит дать ей банан, а Пенни вместо него дает апельсин, горилла сразу же показывает жест, означающий: «Нет. Пенни дать Коко банан», приправляя его нетерпеливым «быстро, быстро». А если ученице предлагают надеть на прогулку жёлтый свитер, та обязательно требует пуловер своего любимого красного цвета.

Если Коко не знает, как назвать предмет, она соединяет несколько знакомых слов, пытаясь объяснить, что ей нужно. Таким образом, новое кольцо наставницы превратилось в «ожерелье-палец», а сладости, которые было сложно раскусить, в «пирожные-камни».

Поразительно, но Коко демонстрирует и чувство юмора. Например, она называет себя «хорошей птичкой» и говорит, что умеет летать, признаваясь потом, что всего-навсего пошутила. А когда другая горилла оторвала ее любимой кукле ногу, она сильно расстроилась и назвала хулигана «грязный плохой туалет!».

Коко не любит мыться в ванне и, если ей показать фотографию другой обезьяны, которую ведут в ванну, она обязательно скажет: «Я там плакать».

Первое время необычная горилла пыталась говорить с другими животными на языке глухонемых, но, не добившись никаких результатов, вскоре оставила попытки. В 1984 году Коко по собственной просьбе получила на день рождения котенка. Дав ему имя Олл Болл, она заботливо ухаживала за ним, обнимала и катала на спине. К несчастью, в тот же год котенок попал под машину, а Коко получила серьезный эмоциональный стресс. На вопрос, что произошло с Олл Болл, она ответила: «Кот спать». А когда ей показали его фотографию, она сказала: «Плакать, грустно, хмуриться».

Занимательный досуг Коко

Свободное от учебы время Коко проводит, рассматривая книжки с яркими цветными картинками. Она очень любит смотреть на красочные фотографии любимых блюд. «Говорящей обезьяне» нравятся другие животные, и она постоянно просит Пенни сводить её посмотреть на кошек и собак в лабораторию университета.

Ещё Коко нравится играть со своими куклами. Одна из её любимых игрушек - кукла со светлыми, как у любимой наставницы, волосами. Хозяйка часто обращается к ней на языке глухонемых.

Встреча с другой гориллой

Когда Коко сумела достичь определенных успехов в освоении языка глухонемых, её познакомили с гориллой-самцом по имени Михаэль, которого в то время также активно обучали общению на человеческом языке. Михаэль был на три года моложе Коко, и та поначалу относилась к нему с некоторой опаской. Однако уже довольно скоро ей объяснили, что новый сосед хороший, и Коко сама стала просить о встрече с ним.

Грандиозные замыслы экспериментаторов предполагали, что Коко и Михаэль, достигнув зрелого возраста, станут первой в мире парой животных, владеющих человеческим языком. К сожалению, подробной информации о результатах эксперимента по обучению Михаэля нет. Известно лишь, что самец гориллы не дожил до сегодняшних дней.

С другой стороны, никто не знает, чем могли бы закончиться все эти эксперименты. Фантасты, например, делают смелые предположения, будто когда-нибудь обезьяны смогут развиться до уровня людей и, более того, восстанут, а затем и поработят нас. Но пока подобные фантазии остаются игрой ума, горилла Коко, чей уровень интеллекта колеблется в пределах от 70 до 90 процентов (считая за 100% - показатель среднего человека), счастливо живёт в благотворительной организации Gorilla Foundation, главная цель которой - сохранение западно-африканских равнинных горилл, находящихся на грани исчезновения.


Горилла Коко стала известной, прежде всего благодаря своей невероятной способности учиться и овладевать новыми навыками: она научилась говорить на языке жестов и выучила подобным образом более тысячи слов, и более того - понимала более 2 000 сказанных слов на английском языке. Коко была, пожалуй, единственным животным, которое имело собственных питомцев и давало им клички. Жизнь гориллы была удивительной, но и она подошла к своему финалу - 19 июня 2018 года Коко мирно скончалась во сне в возрасте 46 лет.


Сама Коко прекрасно знала, насколько она особенная - слово "королева" было одним из первых, которое она выучила для того, чтобы описать саму себя. Да что там говорить, в определенные моменты своей жизни ее персоне уделялось столько внимания, что она могла и правда поспорить в своей популярности с королевскими особами. Так, Коко дважды появлялась на обложке журнала National Geographic - один раз с фотографией, где горилла держит маленького котенка, которого она назвала "Ол-Болл" (Коко очень нравились рифмованные фразы), а второй раз с сэлфи - Коко сфотографировала сама себя в зеркале на фотоаппарат Olympus.


Коко принадлежит к виду западных равнинных горилл - самому распространенному виду в Африке. Однако сама Коко родилась не на воле, а в зоопарке Сан-Франциско. Официально ее имя звучало Ханаби-ко ("дитя фейерверков" с японского), однако короткое "Коко" довольно быстро заменило ей ее полное имя и именно с этим именем она и стала знаменита на весь мир.


Когда Коко был всего год от роду, она стала частью исследовательской программы учёных Стенфордского университета, в рамках которого ученые пытались выяснить способы коммуникации равнинных горилл. Так, Коко стала подопечной Фрэнсис "Пэнни" Паттерсон, которая и обучила ее большинству навыков.


Считается, что коэффициент интеллекта Коко был равен 95, что соответствует норме обычного человека. Конечно, горилла не обладала навыками речи и так и не смогла понять грамматику и синтаксис, но она вполне понимала, что такое будущее и прошлое и могла объясниться с людьми своими методами.


Горилла вполне могла осознавать и описывать свои чувства, она понимала даже такие абстрактные понятия как "скука" и "воображение". Когда ее друг горилла Майкл оторвал ногу у тряпичной куклы Коко, она обратилась к нему с негодованием на языке жестов: "Ты грязный плохой туалет!"


Более того, Коко умела шутить. Например, себя она иногда называла "хорошей птичкой" и притворялась, будто умеет летать, а потом объясняла, что это просто было шуткой. Она могла понимать изображение на фотографиях и соотносить их со своим опытом. Самым известным примером этого навыка был случай, когда Коко, которая очень не любила мыться в ванной, показали фотографию другой гориллы, которую ведут в ванную комнату, сказала языком жестов: "Я там плачу."


Также у Коко были собственные питомцы - с 1984 года горилла стала воспитывать котят. Даже среди всех возможных иллюстрированных книг ей нравились больше всего именно те, в которых рассказывалось про котов - "Три котенка" и "Кот-в-сапогах." Однажды на день рождения Коко ученые предложили ей мягкую игрушку в виде кота, но Коко этот подарок не впечатлил - ей гораздо больше нравилось живое общение с кошками. "Она очень расстроилась и показал жестами "печаль". На следующий год Коко предложили выбрать настоящего котенка - так у нее появился Ол-Болл, с которым обезьяна носилась, как со своим собственным ребенком.


Однажды Коко вырвала из стены умывальник, и когда у нее спросили, как такое произошло, Горилла показала: "Кот сделал это." Увы, кот прожил недолго - его сбила машина на дороге. В одном из документальных фильмов Фрэнсис Паттерсон спрашивает у Коко "Что случилось с Ол-Болл?" И Коко отвечает жестами: "Кот, плакать, прости, Коко любить."

Другой котенок Коко по кличке Му:

Другие питомцы Коко:

В отличие от своего питомца, Коко прожила долгую жизнь. Фрэнсис Паттерсон провела с Коко 42 года, обучая ее, изучая прогресс и реакции гориллы. Этот проект получил название "Проект Коко" и стал самым продолжительным в истории исследованием способов общения обезьян. Обычно гориллы живут 35-40 лет, доживая иногда до 50 лет, находясь в неволе. Сама же Коко дожила до 46 лет (ей исполнилось бы 47 четвертого июля) и умерла во сне.

Коко встречает актера Робина Уильямса: