Сколько длится кризис 1 года. Почему такое происходит? Что чувствует малыш

Малышу исполнился один год, и родители не могут его узнать. Вчера такой милый, послушный и нежный карапуз, сегодня превратился в настоящего бесенка. Он совсем не желает слушать и слышать маму. Ему обязательно нужно делать то, что нельзя.

Срочно требуется открыть все ящики в доме и вытащить оттуда содержимое, сломать то, что ломается, разобрать, оторвать, рассыпать! Ночью и днем кроха стал плохо спать. А кормление теперь - целое событие! На улице очень нужно измерить глубину луж, очистить своими ладошками каждую стоящую машину. Или залезть к маме либо папе на руки и уже оттуда руководить всей прогулкой. А родителей до чего довел за такое короткое время! Мама с папой уже бегут за градусником, если малыш вдруг решил спокойно поиграть! И это еще далеко не все! И знакомо практически всем родителям годовалых детей.


Я выражаю свой протест родительскому насилию!

Что происходит? Не нужно переживать, все объяснимо. Возрастная психология называет это как кризис первого года жизни.

И бывает он у всех детей, только может проявляться по-разному и отличаться продолжительностью. Психологи считают, что такое состояние у ребенка может начаться в диапазон от десяти месяцев до полутора лет и длиться от нескольких недель до года. Не нужно впадать в панику! Все это при правильном подходе можно легко пережить. Но сначала нужно выяснить, как же узнать, что кризис уже наступил.


Любой возрастной кризис имеет свои проявления и особенности, и первый год жизни не является исключением.

Кризис первого года. Признаки

  1. Малыш перестает слушаться родителей. Он может стать с ними очень требовательным и агрессивным. А еще он начинает избегать посторонних.
  2. Ребенок переполнен чувством уверенности, что все может делать сам, даже если ему не хватает умений.
  3. У ребенка очень часто меняется настроение. Малышу ничего не нравится, ему очень трудно угодить.
  4. Ярко проявляется противоречивость в поступках. Он обнимает, а затем сразу же кусает, щипает, бьет. Очень просит что-нибудь, а получая - выкидывает!
  5. На замечания в его адрес ребенок реагирует болезненно. Он становится очень ранимым и обидчивым.
  6. Довольно часто капризничает без причины. И не знает, чего хочет.
  7. Опять, как и в раннем младенчестве, боится упустить из виду маму. И ходит, зацепившись за нее.

Что превращает малыша в совершенно неузнаваемого человечка? В чем причины кризиса и что же со всем этим делать?

Причины возникновения переворота сознания у детей первого года жизни

Малыш научился вставать и самостоятельно ходить, он начинает чувствовать себя свободным и независимым от взрослых, и хочет, чтобы они это признали. Он может делать то, что еще совсем недавно было для него не доступно. Ребенок очень активно начинает изучать и узнавать на собственном опыте окружающий мир. И все пресечения в области познания и сомнения в его самостоятельности вызывают у него протест.


Родителям обязательно нужно осознать, что их малыш перешел на новую ступень своего развития, а не вести себя с ним как с только что родившимся, не позволяя ему никаких самостоятельных действий.

Все меняется для него в окружающем мире - отношение с родителями, к себе, его предметная деятельность. И этот кризис 1 года жизни переживается им тяжело, такая вот психология этого периода. Ведь столько всего ему приходится сейчас осознавать!


Родительское «нельзя» часто провоцирует возникновение конфликтов, потому что малыш не понимает причин запрета. Ему сложно разобраться в этом вопросе. Он чувствует себя нелюбимым оттого, что мама или папа запрещает ему лезть в розетку дома, или есть землю на улице. А говорить он не умеет, что тоже вызывает крайние переживания, потому что он остается при всем своем старании передать свои мысли непонятым.

Как со всем этим поможет справиться психология?

Кризис 1 года жизни малыша - что делать, чтобы легко пережить этот переломный период? Можно сгладить острые проявления, если правильно ко всему относиться. Во-первых, нужно уяснить, что эти перемены неизбежны, и этот период - совершенно естественный процесс, которому рано или поздно придет конец. Во-вторых, необходимо понимать, что тот вклад, который родители внесут в воспитание своего ребенка сейчас, он пронесет через всю свою жизнь.

Поэтому нужно запастись безбрежным терпением, безграничной любовью и начать следовать советам, которые дает возрастная психология. Тогда кризис первого года жизни ребенка пройдет совершенно незаметно.


  1. Запреты. Пусть их будет не очень много. И нельзя будет только:
  • то, что касается угрозы жизни и здоровью малыша;
  • вещи членов семьи, которые имеют отношение к работе и учебе, документы;
  • просто дорогие сердцу предметы.

Запрещенные предметы и вещи лучше убрать из видимости и досягаемости малыша.


Основная задача взрослых - всю эту неуемную энергию обратить в нужное русло, а лучше всего в игру.

Например, на кухне открывается просто огромное поле для деятельности и игры любимого чада. Вместо исследования горячей плиты и холодильника, кроха может разбирать и складывать корзину с луком, чесноком и другими овощами. Кастрюли, сковородки, крышки от банок, ложки и небьющиеся тарелки - это просто сокровища для малыша и с ними он может делать все, что захочет. А можно также позволять ему кормить чем-нибудь свои игрушки.


Вместе со своим крохой можно загружать и выгружать стиральную машину. Ему это очень понравится. А если разрешить ему нажать на нужную кнопочку, радости не будет предела.

В этом возрасте малышу очень много хочется сказать, но не получается. Для того чтобы ребенок смог назвать какой-нибудь предмет, он должен его запомнить, и не абстрактно, а на практике. Огромный положительный результат в этом дают ролевые сюжетные игры. Обязательно нужно играть с ребенком!

В этот период проявления самостоятельности необходимо научить своего карапуза некоторым навыкам. Например, мыть руки, держать правильно ручку и ложку и другим.

В этот очень сложный, но в то же время интересный жизненный этап нужно не забывать о том, что такое безусловная любовь. Никаких нервов, криков и ругательств!


Прежде чем начать свою истерику, нужно глубоко вдохнуть и подумать, поймет ли ребенок, которому, возможно, чуть больше года, все правильно. Негатив в сторону! Кризис - он пройдет! А все происходящее должно вызывать улыбку и гордость за малыша хотя бы за то, что он так быстро и хорошо развивается. А разрядку после напряженного дня можно получить и другим способом, вовсе не обязательно срываться на ребенке.

Нужно быть другом своему малышу, он должен знать, что в любую минуту может положиться на своих родителей. И это ощущение того, что его любят просто так, всегда понимают и поддерживают, очень поможет ему на протяжении всей его жизни.

Похожие материалы

– переходный этап развития между младенчеством и ранним детством. Результатами являются новообразования психики: автономность, речь как инструмент саморегуляции, произвольность движений, понимание существования границ. Кризисный период проявляется выраженным стремлением к самостоятельности, непослушанием, эмоциональными всплесками – ребенок быстро раздражается, злится, кричит, плачет, падает на пол. Диагностику осуществляют детские психиатры, психологи. Лечение не требуется, кризис является нормальным периодом, самостоятельно разрешается к полутора годам.

Общие сведения

В современной психологии психическое развитие рассматривается как цикличный процесс, состоящий из стабильных и кризисных периодов. Количественные изменения происходят медленно, постепенно. Качественный скачок развития – кризис – продолжается 3-6 месяцев, завершается появлением новообразований, формирующих более сложные взаимоотношения человека со средой. Перестраиваются внутренние переживания, потребности, побуждения. Кризис 1 года переживают дети с 9 месяцев до 1,5 лет. Проявления могут быть едва заметными либо выраженными. Тяжелые, затяжные симптомы распространены в семьях с авторитарным стилем воспитания, гиперопекой .

Причины кризиса первого года жизни

Годовалый ребенок совершает первые попытки ходьбы. Расширяется окружающее пространство, происходит отделение от родителей. Малыш осознает способность перемещаться самостоятельно, без помощи мамы, папы. Появляются первые слова, речь изменяет характер отношений с окружающими, направляется на овладение предметными действиями. С одной стороны, внешние изменения – ходьба, речь, манипулятивные действия – сопровождаются возникновением новых качеств психики. Формируется потребность проявлять самостоятельность, изучать пространство, предметы. С другой стороны, отношение взрослых к ребенку не меняется. Отсутствуют условия для проявления самостоятельности, активность малыша пресекается запретами, предостережениями, привычными способами действий родителя.

Патогенез

Основой возрастного кризиса является противоречие между устоявшимися отношениями с людьми, формами деятельности и изменившимися потребностями, возможностями ребенка. Метаморфозы психики базируются на физиологических изменениях – созревании структур головного мозга, перестройке функциональных систем ЦНС. До 9-10 месяцев организм младенца регулируется биологическими ритмами: нужды естественно возникают, выражаются недовольством, удовлетворяются взрослым. К первому году речь становится инструментом самоприказа, но еще недостаточно развита для управления поведением. Биологические ритмы теряют организующую функцию. Параллельно формируется ходьба, манипулятивные действия, открывается пространство предметов, выступающих как источники удовлетворения потребностей (до кризиса источником является взрослый). Невозможность получить желаемое (физическая недосягаемость, запреты) проявляется «гипобулическими реакциями» – яркими аффективными всплесками, регрессом поведения.

Симптомы кризиса первого года жизни

Проявления наблюдаются у детей с 10-12 месяцев. Негативные реакции провоцируются отношениями предыдущей стадии развития – мама направляет ребенка, пытается накормить, уложить спать, одеть для прогулки, использовать коляску. Подобные ситуации, запреты, отказы взрослых ограничивают самостоятельность. Резко нарастает аффект, поведение соответствует более раннему периоду развития (регрессирует). Ребенок громко плачет, кричит, падает, стучит кулаками, топает ногами. При частых эмоциональных приступах нарушается аппетит, сон становится беспокойным, ухудшается самочувствие.

Действия, мотивы, потребности ребенка определяются непосредственными ситуациями, образами, представлениями памяти. Капризы, истерики могут возникать внезапно: увидел шапку – захотел пойти на улицу, мама принесла полотенце – расплакался. Ребенок начинает ощущать себя субъектом (источником) собственных желаний. Обладая любопытством, проявляет чрезмерную активность, подвижность, хотя координация, точность не развиты. Малыш тянется к электроприборам, розеткам, посуде, книгам и прочим неисследованным объектам. Препятствия на пути (ограничения, запреты взрослых) провоцируют эмоциональный всплеск. Негативизм выражается реакциями протеста, отказом совершать привычные ритуалы приема пищи, укладывания в постель, умывания, одевания. Чем больше правил, препятствующих проявлению самостоятельности, тем более ярко выраженными являются симптомы кризисного периода.

Осложнения

Кризис первого года жизни относится к «малым» возрастным кризисам, протекает относительно легко, завершается самостоятельно. Осложнения крайне редки, представлены эмоционально-поведенческими отклонениями. Они формируются при затянувшемся кризисном периоде, когда реакции временного характера превращаются в устойчивые паттерны поведения. Причиной является отсутствие пластичности воспитания. Пример: насильственное принуждение к гигиеническим процедурам закрепляет негативное отношение к ним ребенка, реакции отказа возникают на протяжении раннего детства, дошкольного возраста.

Диагностика

Кризис первого года происходит в семейной обстановке, его проявления замечаются родителями, близкими родственниками. Обычно сложный период переживается без вмешательства специалистов, при выраженных симптомах, продолжительном течении требуется помощь психолога , врача-психиатра . Диагностика проводится клиническими методами. Используются:

  • Беседа. Уточняется анамнез, наличие сопутствующих заболеваний, особенности материально-бытовых условий жизни, методы воспитания. Дифференциация проявлений кризиса от симптомов психоневрологических патологий осуществляется на основании их продолжительности, выраженности, динамики.
  • Наблюдение . Специалист обращает внимание на особенности взаимодействия родителя и ребенка, оценивает эмоциональные, поведенческие реакции малыша. Для кризиса характерны трудности установления продуктивного контакта, негативизм, протесты, отказы, плач.

Кризисные периоды – естественные этапы развития. Ребенок не нуждается в специальном лечении. Родителям показаны психологические консультации. Специалист рассказывает о способах поведения, выстраивании отношений, организации режима дня, досуга ребенка, переживающего кризис. Взрослым необходимо признать новые потребности, нарастающую самостоятельность малыша, научиться сотрудничать с ним на основе предметных действий. Общий список рекомендаций:

  • Соблюдение режима дня. Важное новообразование кризиса – принятие ребенком границ, правил. Распорядок дня – система, обеспечивающая определенность действий, ритуалов. Следуя режиму, малыш растет здоровым, эмоционально уравновешенным, менее капризным.
  • Создание развивающей среды. Важно организовать пространство квартиры в соответствии с возрастными особенностями ребенка – обеспечить удобство ходьбы (половое покрытие, поручни), подобрать разнообразные по функциям, текстуре, форме предметы для манипуляций. Данные меры позволят реализовывать самостоятельность.
  • Обеспечение бытовой безопасности. Необходимо убрать острые, бьющиеся, представляющие ценность предметы, скрыть электрические розетки, провода. Отсутствие источников опасности – причин для запретов – снизит частоту эмоциональных негативных приступов.
  • Возможность проявлять самостоятельность. Нужно разрешать ребенку самому выполнять ежедневные ритуалы, несмотря на неаккуратность, медлительность. Помощь должна быть представлена предложением сотрудничества.
  • Наличие обратной связи. Слабое развитие речи не позволяет ребенку правильно выразить желания. Нельзя игнорировать попытки установления контакта. Важно понять малыша, и, если выполнить просьбу невозможно, то объяснить почему.
  • Следование системе запретов. Родители должны согласовывать, соблюдать правила поведения. Любое «надо», «нельзя» – обосновывать, выполнять при любых обстоятельствах.
  • Отказ от насилия. При капризах, отказах внимание ребенка стоит переключать игрой, стихотворением, песней, рассказом. Насильственные действия взрослого – прямая провокация крика, плача, истерики.
  • Проявление уважения, любви. Выстраивать сотрудничество необходимо через положительные эмоции, доброжелательное отношение. Важно показывать ребенку любовь, хвалить. Авторитарность приводит к формированию пассивности, трусливости, безынициативности.

Прогноз

Прогноз всегда благоприятный. Кризис первого года продолжается в течение нескольких месяцев, заканчивается качественными изменениями психической сферы – появлением предметной деятельности, речи, формированием самостоятельности. Предупредить период кризиса невозможно, так как он является этапом развития, а не патологическим состоянием. Придерживаясь рекомендаций психологов о качественном изменении взаимоотношений с ребенком, правильной организации среды и режима, можно уменьшить негативные проявления в поведении, эмоциях ребенка, сократить их продолжительность и частоту.

Начало и конец автономной речи знаменует начало и конец кризиса одного года. Возросшее самосознание наиболее ярко проявляет себя в кризисе одного года . Симптомы этого кризиса охватывают все сферы жизнедеятельности ребенка. Однако кризис первого года жизни не относится к числу острых.

Организм младенца регулировала биологическая система, связанная с биоритмами. Теперь же она вошла в противоречие с вербальной ситуацией, основанной на самоприказе или приказе со стороны взрослых. Таким образом, ребенок в возрасте около года оказывается вообще без системы, позволяющей ему надежно ориентироваться в окружающем мире. Биологические ритмы сильно деформированы, а речевые не настолько сформированы, чтобы ребенок мог свободно управлять своим поведением.

Кризис характеризуется общим регрессом деятельности ребенка, как бы обратным развитием и проявляется в аффективности с примитивными эмоциями. При этом наблюдаются нарушение биоритмических процессов (сон – бодрствование), нарушение удовлетворения витальных потребностей (например, чувства голода) и эмоциональные аномалии (угрюмость, плаксивость, обидчивость).

Кризисом одного года обычно называют переходный период между младенчеством и ранним детством. Кризис связан с появлением новых возможностей, которые не удовлетворяются социальным окружением. Ребенок еще не говорит, и сформулировать просьбу или свое состояние для него затруднительно. Сильные эмоциональные реакции у

ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, жестов, мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Ребенок уже ходит или активно ползает, увеличивается круг досягаемых для него предметов. Эмоциональные всплески при очередном отказе могут достигать значительной силы: дети могут кричать, падать на пол, бить по нему руками и ногами. Выход из кризиса находится в предоставлении ребенку разумной самостоятельности, в определении тех границ активности, которые можно позволить. Ребенку можно позволить многое, но для этого необходимо соответствующим образом организовать пространство, чтобы его действия не причинили вред ему самому и окружающим. Взрослый человек должен переходить от роли обслуживающего персонала к роли консультанта в познании окружающего мира (показывать, объяснять).

Чаще появление бурных эмоциональных реакций связано с определенным стилем воспитания в семье: излишнее давление или непоследовательность требований, когда сегодня можно, а завтра нельзя, или можно при бабушке, а при папе – нельзя. Смягчают кризис и помогают ребенку избавиться от острых эмоциональных реакций предоставление ему некоторой самостоятельности, терпение и последовательность требований со стороны взрослых.

Главным приобретением переходного периода является автономная речь. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме (фонетическому строению), и по смыслу (семантической стороне). Детские слова по своему звучанию иногда напоминают «взрослые», иногда резко отличны от них. Автономная речь характеризуется рядом особенностей:

    не совпадает с речью взрослых как артикуляционно, так и фонетически ("би-би")

    не совпадает с речью взрослых по значению (многозначность одних и тех же вокализаций);

    общение возможно только с людьми, посвященными в шифр детской речи, и в конкретной ситуации;

    своеобразие связи между словами (речь напоминает ряд восклицаний, произносимых в аффекте).

Итак, годовалый ребенок, вступая в период раннего детства уже многое может: он ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить и, хотя его речь ситуативна и многозначна, непонятна большинству окружающих, его возможности общения с близкими людьми значительно расширяются. Познавательное и эмоциональное развитие ребенка основывается в первую очередь на потребности в общении с взрослым - центральном новообразовании данного возрастного периода.

Вопросы для самоконтроля:

    Как развивается ребенок в пренатальном периоде?

    В чем основное содержание теории С.Грофа?

    Что представляет собой кризис новорожденности?

    Какие основные психологические новообразования появляются в младенчестве?

    Как проявляется кризис 1 года?

Малыш растет, и к 12 месяцам родители начинают замечать некоторые несвойственные ему ранее огрехи поведения. Он становится более капризным, даже нервным, чаще появляются слезы, не хочет спать и есть в положенное время, а маме очень трудно спокойно уйти от ребенка по делам, как это было совсем недавно. Такое поведение характерно для кризиса первого года жизни ребенка, который может начаться примерно с 9 месяцев и продолжаться около полугода.

Излишняя эмоциональность и резкая смена поведения малыша может быть симптомом начала кризисного периода

Как распознать личностный кризис у ребенка первого года жизни?

Тяжелое переходное состояние на жизненном пути будет еще не одно. Поведенческая перестройка происходит сразу же после рождения, когда идет адаптация к окружающему миру. Следующая наступает к первому дню рождения, потом нужно быть внимательным на 3 день рождения и в 6 лет. У подростков этот период отмечается лет в 12-13.

Годовалый малыш проявляет непослушание, капризничает, плачет, меняется его психология. Родители не могут вовремя осознать, что их ребенок уже не младенец, он вырос, стал более самостоятельным, любознательным - отсюда и все капризы. Нужно просто осознать переход карапуза на новую ступеньку развития и относиться к этому соответственно, но как отличить кризис 1 года от простого упрямства?

Суть кризиса первого года ребенка состоит в том, что малыш познает мир, начинает ходить, у него меняются интересы, привычки, желания. То, что раньше составляло основу его существования, на этом этапе перестает быть насущным. Ребенок стремится быстрее освоить окружающее пространство, но часто слышит от родителей запрет: туда нельзя, не бегай, лучше спокойно посиди. Кризис одного года меняет поведение маленького человека.

Отличительные признаки

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

  • Нежелание подчиняться, следы упрямства. Малыш совершенно точно осознает себя взрослым и отказывается выполнять требования родителей: налицо признаки кризиса первого года.
  • Настроение совершает изменения несколько раз за день. Кроха может проявлять даже агрессию при недовольстве, а недовольным он бывает в этот период часто.
  • Необъяснимое поведение. Обнимает и целует, а потом неожиданно может ударить. Без любимой игрушки плачет и отказывается засыпать, а через мгновение швыряет ее на пол.
  • Незамеченная раньше обидчивость. Малыша можно ранить даже словом - он будет плакать, обижаться, а за что, никто не сможет определить.
  • Мама всегда должна быть рядом. Эта установка ребенка порождает в нем страх потерять родного человека - малыш, словно пришитый, ходит за мамой.
  • Повышенное требование внимания к себе. При отвлечении мамы или папы на другой объект, проявляются признаки ревности.

Причины кризисного поведения ребенка

С каждым прожитым днем годовалый малыш все больше осваивается в окружающем пространстве. Он начинает брать в руки новые для него вещи, ощупывать их, сравнивать с другими. Развитие происходит огромными шагами как в физическом, так и в интеллектуальном плане, все новое познается благодаря новому умению ходить.

Кроха, по его мнению, достиг совершенства и стал взрослым. Он ходит так же, как и взрослые, а значит, должен быть таким же самостоятельным. Он уже стал большим и не обязан слушаться советов других. Это и обозначило важную причину кризиса первого года жизни ребенка - первый юбилей считается сложным для воспитания, его нужно прожить правильно.

Карапуз хочет ходить сам, без посторонней помощи, а мама крепко ухватилась за руку и не отпускает. За обедом мама продолжает кормить, как и раньше, с ложечки, а кроха требует самостоятельности. Отсюда - непонимание друг друга.

Взрослым невдомек, что ребенок вырос, и они продолжают обращаться с ним, как с младенцем. При виде с его стороны агрессивности или сопротивления, родители начинают требовать подчинения, иногда с помощью повышения голоса или даже силы. Такое поведение родителей является неправильным.

Что же делать взрослым в кризис первого года? Расти вместе со своим малышом: учитывать его нужды, видеть в нем личность, давать ему больше свободы. Не нужно пугаться возрастных изменений в ребенке. Это эволюционный шаг, совершаемый каждым. Новообразование, которое приобретено карапузом в этот период, радует окружающих и удивительно для самого маленького человека - это умение говорить. Приятное новообразование: речь, сначала непонятная для всех, кроме родителей, звучит потом все яснее и четче. Как быстро научится говорить малыш, зависит и от взрослых. Однако, не нужно повторять придуманные им слова, лучше сразу учить его говорить правильно.

Чем более лаконична и продуманна речь родителей в этот период, тем лучше будет говорить кроха. Очень важно обеспечить малышу эмоциональный контакт, но в то же время позволить ему быть самостояельным, изучать окружающий мир.

Специалистами разработаны методы, которые помогут пережить кризис 1 года, нивелировать его отрицательное воздействие на отношения ребенка с родителями. Нельзя потакать всем капризам. Нельзя не реагировать на крики и агрессию, но неприемлемо также и воздействие на малыша с помощью силы. Комаровский, известный детский врач, подробно описывает основные советы в своих лекциях:

  1. Запрещайте выборочно. Неправильно все огульно разрешать или запрещать. Ребенок должен знать принятые в семье или обществе правила, но запретов не должно быть много. Если что-то можно разрешить без больших проблем, то лучше сделать это.
  2. Не губите возникновение инициативы у малыша. Если он стремится что-то сделать сам, не запрещайте.
  3. Не кормите насильно. Опытные мамы знают, что малыш, когда голоден, сам об этом скажет.
  4. Прислушивайтесь к насущным просьбам, желаниям карапуза, ведь маме это не трудно сделать на интуитивном уровне.
  5. Лучше быть друзьями со своим ребенком, чем выполнять роль воспитателя. Совместная игра, просмотр детских фильмов сближает и объединяет.
  6. Разговаривайте со своим чадом обо всем, что ему интересно. Это разовьет общительность, правильно поставит речь, избавит от детского произношения слов.
  7. Не стесняйтесь попросить о помощи. Малыш с удовольствием примется помогать, особенно, когда его подбодрит материнская похвала.
  8. Кроха плачет и не хочет остановиться? Попробуйте оставить его ненадолго одного в комнате. Возможно, он быстро переключится на игру или что-то другое. Плакать в одиночестве станет не интересно.


Ребенку нужно позволить проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения - запреты нужны для действительно серьезных ситуаций или сохранения обычаев семьи

Какие действия нельзя совершать?

Для исключения ошибок в этот трудный для воспитания период, психологи советуют обратить особое внимание на те поступки взрослых, которые являются недопустимыми:

  1. Не показывайте свою власть, силу и не давите родительским авторитетом. Всегда лучше оставаться другом.
  2. Не лишайте малыша желания быть самостоятельным. Это может привести к инфантильности во взрослой жизни.
  3. Соблюдайте здоровый баланс между запретами и вседозволенностью. Ваши решения должны быть разумными.
  4. Взрослые должны следовать единой системе воспитания. Нельзя допустить, чтобы ребенок, услышав от мамы запрет, пошел с той же просьбой к бабушке, зная, что получит разрешение.
  5. Постарайтесь сбалансировать время, посвященное малышу, и часы жизни, которые необходимы для решения взрослых проблем. Нельзя постоянно жить только ребенком. И он не должен требовать этого от родителей. Однако, посвящайте достаточно внимания именно ему.
  6. Следите за своей речью и поведением в присутствии крохи. Отличительная особенность этого возраста - подражание взрослым, впитывание речи, черт характера, поведения.
  7. Не срывайтесь на крик, а тем более, не позволяйте себе ударить ребенка, несмотря на кризис одного года.
  8. Не потакайте детским капризам. Не обещайте привлекательных походов, не покупайте спокойствие сладостями. Не берите на руки при появлении слез.

Не стоит бояться

Кризис 1 года у ребенка - совершенно естественное явление (подробнее в статье: ). У некоторых детей он протекает остро, у других - малозаметно. Поэтому родителям не стоит испытывать страх перед этим возрастным периодом. Постарайтесь относиться к своему подросшему малышу с должным уважением и пониманием его проблем - тогда этот сложный период протечет быстро и менее болезненно для всех.

Как всегда, после бури наступает штиль. После кризисного периода обязательно придет время спокойствия, осознания крохой своего места во взрослом мире. Он продолжит развиваться, расти, учиться неизведанному, получать навыки общения. Негативные черты переходного периода могут перетечь в характер ребенка только в случае неправильного поведения родителей в это время: давление, проявление силы.

Будьте другом своему ребенку во все времена, постарайтесь преодолеть любые проблемы совместными усилиями. Это - верный путь воспитать гармонично развитую личность и заложить прочные основы взаимного доверия в семье, легче пережить последствия кризиса 1 года.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

Кризис - это необходимый и закономерный этап в жизни ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап. Каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко проявляет. Обойти кризис невозможно, через это проходят практически все дети. Но для одних этот переход происходит проще, для других сопровождается более серьезными, значительными поведенческими проявлениями. Родители удивляются, ища причины таких внезапных изменений в поведении дочки или сына. Но эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их назвали "кризисами развития".

Кризис возникает потому, что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому не могут выполнять свои функции.

В конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния ребенка с взрослым якобы вспыхивает изнутри. Ребенок начинает понимать и разделять: я - ребенок, а он - взрослый, мы-разные. В этом сущность кризиса первого года жизни. В таком возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, приобретается умение ходить, развиваются действия с предметами. Но диапазон возможностей для воплощения этого еще достаточно ограничен.

Ребенок делает первый свой шаг. Теперь он может самостоятельно путешествовать по квартире, находить много интересных вещей, которые требуют изучения и экспериментирования с ними. Детская любознательность, желание знакомиться со всем, что встречается вокруг, - это естественная потребность этого возраста. И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, который проявляется в плаче, упрямства, неудовольствии.

Так воля ребенка впервые сталкивается с волей взрослого. Ребенок хочет действовать сам, его больше не устраивает положение куклы, которую кормят, пеленают, дают игрушки, когда хотят-разговаривают, когда не хотят - не разговаривают. Она стремится быть самостоятельной, общаться по собственному желанию. И здесь еще один парадокс - стремление к общению есть, а слов, чтобы выразить все это, еще нет.

Так начинается кризис одного года. Она становится тем глубже, чем больше родители оказывают сопротивление желанию ребенка. Капризы ребенка, в действительности, являются показателем того, что взрослым наступило время изменить свое поведение и отношение к собственному ребенку. Предыдущие стереотипы общения уже не срабатывают.

Кризис первого года знаменует переход от периода новорожденного до раннего детства. Симптомами этого кризиса, и любой другой, является всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций. Аффективные реакции у ребенка возникают обычно в тех случаях, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, чего хочет ребенок. Поскольку к этому времени ребенок активно ползает или даже овладевает ходьбой, то круг досягаемых для него предметов резко увеличивается. Вместе с тем не все желания ребенка можно выполнять, поскольку они могут причинить вред самому ребенку или окружающим. Сильные аффективные реакции возникают на запреты со стороны взрослых и могут проявляться в крике, падении на пол и тому подобное.

Проявления сильных аффективных реакций у ребенка связано с определенным стилем воспитания в семье. Это могут быть избыточное давление и недопустимости самостоятельности со стороны ребенка, непоследовательность в требованиях со стороны взрослых. В период кризиса взрослые должны установить новые отношения с ребенком, предоставить ей определенную самостоятельность, проявить терпение и выдержку, что может смягчить симптомы и течение кризиса, помочь ребенку избавиться от острых эмоциональных реакций.

главное достижение переходного периода - своеобразная детская речь, которую Л.С. Выготский называл автономной. Она значительно отличается от взрослой речи по звучанию и по смыслу. Эти слова по звучанию иногда напоминают взрослые, хотя существенно отличаются от них. Ребенок вкладывает в эти слова совсем другой смысл, чем взрослый человек, поскольку у нее еще не сложилась взрослая система понятий. Она еще не может обобщать предметы и его слова становятся многозначными и ситуативными. Многозначность слов заключается в том, что ребенок относит их к разным с точки зрения взрослого предметов и явлений. Многозначность значения слов связана с условиями их возникновения - с ситуативністю. Вообще автономная речь возникает только при условии яркого аффективного окраску ситуации, что воспринимается, и активности самого ребенка, эту ситуацию переживает действует в ней. Поэтому образование многозначности слов имеет эмоционально-действенный характер.

Еще одна особенность автономной речи своеобразие связей между словами. Язык ребенок не соответствует законам грамматики. Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга, напоминая ряд несвязанных знаков.

Автономная речь ребенка понятна лишь тем взрослым, которые постоянно находятся с ней. Общение с другими взрослыми с помощью такой речи невозможно, хотя неязыковые средства - жесты, выразительная мимика, сопровождающие непонятные слова, в определенной степени помогают пониманию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология / Ч. С. Абрамова. - М.: Академ, проект, 2001. - 704 с.

2. Бауэр Т. Психическое развитие младенца: пер. с англ. / Т. Бауэр. - 2-е изд. - М.: Прогресс, 1985. - 320 с.

3. Валлон А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. - СПб.: Питер, 2001.-208 с.

4. Возрастная и педагогическая психология / О. В. Скрипченко, Л. В. К-линська, 3. В. Огороднийчук и др. - 2-е изд., допол. - К.: Каравелла, 2009.-400 с.

5. Возрастная психология / под ред. Г. С. Костюка. - К. Советов. шк., 1976.-269 с.

6. Возрастная и педагогическая психология / под ред. М. В. Га-мезо. - М.: Просвещение, 2004. - 256 с.

7. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с. ^

8. Заброцкий М. М. Возрастная психология / Н. М. Заброцкий. -К.:МАУП, 1998.-89 с.

9. Кулагина Ы. Ю. Возрастная психология / Ы. Ю. Кулагина. -М.:УРАО, 1999.-1 миллион 76 сек.

10. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития / В. С. Мухина. - М., 2007. - 640 с.

11. Обухова Л. Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. - М., 2001.-442 с.

12. Павелків Г. В. Детская психология: учеб. пособ. для самост. работа студ. / Г. В. Павелків, А. П. Цигипало. - К. : Академ-издат, 2011.-373 с.

13. Павелків Г. В. Детская психология: учеб. пособ. для студ. вищ. учеб. закл. / Г. В. Павелків, А. П. Цигипало. - К. : Академви-дал, 2008. - 432 с.

14. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / пер. с фр. и англ. / Ж. Пиаже - М.: Педагогика-Пресс, 1994. - 528 с.

15. Полищук В. М. Возрастная и педагогическая психология / В. МЛоліщук. - Сумы, 2007. - 330 с.

16. Савчин М. В. Возрастная психология / Н. В.Савчин, Л. П. Василенко. - К.: Академвидав, 2006. - 360 с.

17. Шаповаленко Ы. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / Ы. В. Шаповаленко. - М. : Гардарики, 2005. - 349 с.

18. Швалб Ю. М. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов / Ю. М. Швалб, Ы. Ф. Муханова; Киев. нац. ун-т им. Т. Г. Шевченко; Макеев, экономико-гуманитар. ин-т. -Донецк: Норд-пресс, 2005. - 304 с.