Как определить, слышит ребенок или нет? Как понять, что у малыша со слухом все в порядке? Как понять, что ребенок развивается правильно Как понять когда у ребенка

Постоянное беспокойство кормящей матери, переживающей, не голодает ли ребенок, нередко приводит к тому, что она начинает докармливать его и допаивать. В результате того, что грудничка начинают реже прикладывать у груди, снижается стимуляция нервных окончаний в сосках и выделение гормонов, регулирующих выработку и отделение грудного молока. В итоге, лактация, действительно, начинает снижаться.

В данной статье вы сможете найти квалифицированные ответы на вопрос – «как понять, что малышу не хватает молока?».

Известный педиатр Е.О. Комаровский, говорит, что ложная тревога матерей о том, что их младенец недоедает, часто становится причиной необоснованного введения докормов. На вопрос, как понять, что не хватает грудного молока, Комаровский отвечает, что признаки недостаточной лактации бывают вероятные (то есть их появление может быть связано и с другими причинами) и достоверные.

Союз педиатров России в пособии по естественному вскармливанию детей, поясняя кормящим женщинам, как понять, что в груди мало молока, также говорят о вероятных и достоверных признаках недостаточной лактации.

Вероятные признаки недостаточной лактации:


Появление одного или нескольких из вышеперечисленных признаков может быть следствием недостаточного образования и (или) выделения молока. Однако они могут встречаться и в других ситуациях: необходимость частых прикладываний к груди, длительность сосания могут быть связаны с индивидуальными особенностями младенца. Так, слабому, недоношенному ребенку требуется больше времени и сил, чтобы получить необходимое количество молока при сосании. Причиной беспокойства малышей в перерывах между кормлениями может быть повышенное газообразование в кишечнике и другие нарушения. А изменения характера стула могут свидетельствовать о проблемах с пищеварением и пр. Как понять, что грудничку не хватает грудного молока? Для этого нужно знать о достоверных признаках недостаточной лактации.

Достоверные признаки недостаточной лактации


Итак, как определить, что ребенку не хватает грудного молока? Необходимо оценить ситуацию комплексно. Скорее всего, при реально существующем недостатке лактации будут наблюдаться и вероятные и достоверные признаки. Для того, чтобы определиться с тактикой дальнейшего кормления малыша, важно посоветоваться с педиатром. Также можно обратиться к грамотным специалистам по грудному вскармливанию.

Эффективно ли контрольное вскармливание?

Долгое время, для ответа на вопрос «как понять, что ребенку хватает грудного молока?» использовался такой метод, как контрольное вскармливание. Его суть заключается в том, что младенца взвешивают до и после кормления (если ребенок помочился, взвешивают вместе с пеленками и подгузником, чтобы учесть потери жидкости). Разница в весе малыша до и после кормления считается равной весу съеденного им молока. Однако сегодня достоверность контрольного вскармливания, как метода, позволяющего безошибочно выявить недостаточность лактации, все чаще подвергается сомнению.

Почему же эта методика перестала считаться достоверной? Потому что по результатам одного кормления невозможно судить об объеме вырабатываемого и выделяемого молока, так как количество молока, которое высасывает ребенок, может существенно меняться от кормления к кормлению . Как сообщают эксперты ВОЗ «ребенок потребляет разное количество молока при каждом кормлении. Состав молока изменяется, и по весу молока вы не сможете определить, богато ли молоко жирами или же в его составе много воды. Кроме того, процедура взвешивания может заставить мать волноваться, что приведет к задержке или угнетению лактации, в результате чего ребенок получит меньше молока, чем обычно» .

Также стоит учесть, что контрольное вскармливание, чаще всего проводится в поликлинике, в обстановке непривычной как для матери и ребенка, что увеличивает стресс у обоих и влияет на результаты.

Российские педиатры и диетологи в качестве альтернативы традиционному контрольному вскармливанию предлагают проводить контрольные взвешивания ребенка в течение суток . В Национальной программе оптимизации вскармливания детей РФ сообщается, что «Окончательный вывод о недостаточной лактации может быть сделан на основании результатов взвешивания ребенка в домашних условиях после каждого кормления в течение суток («контрольное» взвешивание)» . Считается, что подобный подход позволяет избежать стресса, связанного с нахождением в непривычных условиях, а измерение веса младенца в течение суток позволит объективнее судить о состоянии лактации.

Тем не менее, большинство врачей и специалистов по грудному вскармливанию во всем мире сходятся во мнении, что при поиске ответа на вопрос «как понять, хватает ли ребенку молока?» наиболее объективным является анализ прибавки веса младенца (в первые шесть месяцев жизни не менее чем на 500 г. за месяц.) Именно этот признак считается наиболее достоверным для оценки уровня лактации у матери.

Эксперты ВОЗ считают, что для оценки уровня лактации можно проводить еженедельные взвешивания малыша (более частые взвешивания признаны неинформативными).

Список использованной литературы:

  1. Комаровский Е.О. «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников»/М.: Эксмо, 2016 г.
  2. Кормление и питание грудных детей и детей раннего возраста/ Методические рекомендации ВОЗ для Европейского региона с особым акцентом на республики бывшего Советского Союза. 2003 г.
  3. Пособие по естественному вскармливанию детей/ Санкт-Петербургское отделение Межрегионального общественного объединения «Союз педиатров России». 2011 г.

Вы можете задавать вопросы (ниже) по теме статьи и мы постараемся на них квалифицированно ответить!

Молодых родителей тревожит все, что вызывает сомнение в нормальном развитии малыша. Особенно сильно их настораживает, когда малышу уже 3-4 месяца, а он не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону, где работает телевизор и не просыпается, когда издается резкий звук после падения какого-то предмета на пол.

На самом деле ребенок видит и слышит уже с первых дней рождения. Он настолько восприимчив к внешним раздражителям, что в состоянии бодрствования вздрагивает от неожиданных звуков, а услышав голос мамы, радостно начинает перебирать ножками, сжав кулачки. Но спят новорожденные дети крепко, не реагируя на громкие звуки. При этом интересно то, что просыпаются они чаще от маминого шепота, чем от звука громкого голоса мамы.

Исследования ученых показали, ребенок начинает отличать голос мамы и папы уже на последних месяцах беременности. Уже в утробе матери он способен различать музыку и сказки, которые чаще всего слушают и читают родители. Поэтому после рождения младенцы лучше всего засыпают под колыбельные песни, которые поют им родители, музыку и сказки, знакомые им до рождения.

В возрасте 3,5 - 4 месяца малыши должны начать поворачивать голову в ту сторону, откуда слышится шум. Если у такой реакции не отмечается, родители начинают тревожиться и пытаются самостоятельно определить, слышит их малыш или нет? Самая простая проверка слуха у ребенка, к которой обычно прибегают все родители - это реакция на их голос или на звучание музыкальной игрушки.

Для проверки слуха чаще всего один из родителей берет ребенка на руки, а другой зовет его по имени с отдаленного на несколько метров расстояния. Или один родитель сидит с ребенком на руках, а другой незаметно подходит к нему сзади и заводит музыкальную игрушку.

В 4 месяца малыш реагирует на звучание игрушек, голос родителей и посторонние шумы одинаково как правым, так и левым ухом. При нормальном слухе у 4-х месячного ребенка должны отмечаться реакции на любой звуковой сигнал в виде поиска источника звука, поворачивания головы, замирания и моргания. Однако при повторных звучаниях одних и тех же звуков реакция малышей быстро угасает, поэтому родители не должны думать, что со слухом у ребенка что-то не в порядке, если он оставляет без внимания синхронно повторяющиеся звуки.

У молодых неопытных родителей вызывает страх, когда они с некоторого расстояния зовут малыша по имени, а он продолжает играть своими погремушками или разглядывать обои. На самом деле дети начинаются окликаться на свое имя только в возрасте 6-7 месяцев, а беспокоиться о том, что малыш не реагирует на свое имя стоит только тогда, если ему уже исполнился год, а он не поворачивает голову в вашу сторону, когда вы зовете его по имени.

Врачи пока не научились определять, слышит ли младенец в утробе матери, но в развитых зарубежных странах, например, в Скандинавии, обследуют органы слуха у всех новорожденных методом регистрации отаакустической эмиссии. Это метод помогает выявить тугоухость у детей с первых дней жизни, но в нашей стране еще не практикуют подобную методику. У нас родителям рекомендуется самим быть внимательным при уходе за новорожденным малышом и понаблюдать за его реакцией.


Чем раньше родители выявят проблемы со слухом ребенка, тем больше шансов на то, что правильное лечение оградит его от потери слуха. Обязательно следует показать малыша ЛОР-врачу, если он:

В возрасте 2-3 недели в состоянии бодрствования не вздрагивает от громких звуков и не "замирает", слыша знакомый голос мамы или папы;
- в возрасте 1-3 месяца не поворачивает голову на голос матери;
- в возрасте 4 месяца не реагирует на звучания музыкальной игрушки, не поворачивает голову в сторону звука и не лепечет;
- в 1,5 - 6 месяцев во время бодрствования не начинает громко плакать или не открывает широко глаза на резкий звук падающего предмета или другой грохот;
- в 2-4 месяца не гулит:

В 4-5 месяцев не лепечет и радостно не реагирует на появление родителей;
- в 6 месяцев не издает никаких звуков, постоянно молчит;
- в 8-10 месяцев не пытается произносить отдельные звуки;
- в 1 год не выполняет просьбы родителей;
- в 2 года не произносит слов и фраз.

Проверить слух ребенка старше 1 года, который уже начал произносить слова, рекомендуется следующим способом: дайте ребенку мягкую игрушку и нормальным голосом попросите его показать, где у него ножки, ушки и глазки. Затем повторите эту просьбу шепотом, вначале около ребенка, а затем с расстояния 6 метров от него. Если ребенок выполняет просьбу только тогда, когда вы просите его что-то делать громко, а все сказанное шепотом игнорирует, то есть смысл проверить его слух у врача.

На втором году жизни малыши должны уже слышать отдельные слова, произнесенные шепотом с расстояния 6 метров, хотя причиной отсутствия реакции на шепот могут быть и такие факторы, как увлеченная игра с новой игрушкой, смена месторасположения, первые шаги, вкусная еда и т.д. Каждый ребенок растет и развивается по-разному, и от того, как заботятся о нем родители и сколько времени проводят с ним вместе, зависит то, как он будет реагировать на их шепот и окликаться на свое имя.

- Вернуться в оглавление раздела " "

Многие мамы беспокоятся, что в первые дни после родов у них нет молока и малыш останется голодным. Насколько этот страх обоснован?

Прежде чем ответить на этот вопрос, замечу: у женщин возникает достаточно разных опасений в послеродовой период. Ребенок и мама учатся понимать друг друга, привыкают к новой жизни. Что касается опасения, будто малыш будет голодать в первые 3−5 дней, — это заблуждение. Дело в том, что у здорового, физиологически зрелого ребенка в первые несколько дней жизни вообще нет пищевой потребности, у него еще не работает желудочно-кишечный тракт.

Но ведь любая мама знает, что ребенок тянется к груди, прикладывается к ней и пытается сосать. Разве это не значит, что малыш голоден?

Как ни странно, нет. Потребность в еде просто путают с так называемым сосательным рефлексом. Смысл сосания для малыша заключается в том, что его рот чем-то заполнен, ребенок получает приятные тактильные ощущения. Выходит, что примерно через каждые полтора часа малыш испытывает потребность в сосании, а не в еде. Маме совершенно не стоит переживать, что у нее нет молока. У нее еще до родов начинает выделяться молозиво. И оно по капельке растворяется во рту малыша, как вкусное, сладковатое гомеопатическое средство. Разумеется, это касается только здоровых детей. В других случаях решение о режиме кормления принимает врач.

Выходит, что сигнал, который подает ребенок, мама просто неверно понимает?

Да, это действительно так. Более того, есть и другие сигналы, которые могут ввести женщину в заблуждение.

И какие же?

Например, в первые дни после рождения у малыша по‑другому работает терморегуляция кожи. Когда ему холодно, сосуды расширяются, и ребенок краснеет. Дыхание тоже работает не так, как у взрослых. Мы произносим звуки на выдохе, а новорожденный — на вдохе во время плача. Он одинаково выражает любое свое состояние. И именно поэтому маме не очень понятно, что происходит с ребенком. Малыш просто физиологически не способен подать правильные сигналы: кажется, будто он хочет есть, а он всего лишь желает сосать, кажется, будто ему жарко, потому что он покраснел, но ему холодно. Мама думает, что ребенок плачет, потому что голодный, но его всхлипывания могут значить все что угодно. Многие считают, что самое главное в первые недели — это наладить режим сна и питания для малыша. По моему мнению, самое важное — научиться понимать, что происходит с ребенком.

Кстати, обычно мамы стараются создать идеальную тишину, чтобы ребенок побольше спал. Верно ли они поступают?

К сожалению, это стремление не совсем отвечает потребностям малыша. И вот почему. Сон ребенка в первые месяцы жизни — особенный, пренатальный. Короткие периоды сна и бодрствования(по 15−20 минут) постоянно чередуются. Новорожденным не свойственно такое состояние: полностью отключиться и спать несколько часов подряд, ничего при этом не слышать, не ощущать запахи и прикосновения мамы. Он может просыпаться, не открывая глаз, и слышать то, что происходит вокруг.

И вот когда мама видит, что ребенок спит, старается создать вокруг идеальную тишину, оставить его одного в темной комнате, это, наоборот, вызывает у новорожденного чувство тревоги. Напротив, когда мама тихо разговаривает, приглушенно работает телевизор, малыш ощущает ее прикосновения. Он понимает, что все в порядке, и спокойно отдыхает.

Верно ли, что мама должна жить в режиме ребенка: отдыхать, когда он спит, и бодрствовать, когда он проснулся. Но это же сложно для взрослого человека!

Режим мамы и малыша, безусловно, должен совпадать. Но мудрая природа позаботилась об этом: к концу беременности у женщины начинают меняться ритмы сна, она даже может начать жаловаться на бессонницу. На самом деле такой неустойчивый и поверхностный сон — важная адаптивная функция мозга. Беременной женщине не стоит долго лежать в одной позе, и благодаря такому сну она может чаще переворачиваться, менять позу. Но самое важное — «материнский сон», как его назвал известный британский педиатр и психоаналитик Дональд Винникот, совпадает с ритмами сна новорожденного. В таком состоянии мама замечает, что происходит с ребенком: дышит ли он, бьется ли его сердце, улавливает даже запах. Именно поэтому так важно, чтобы малыш спал в одной комнате с мамой, иначе она тоже начнет тревожиться, когда не может уловить сигналов от малыша.

Не у всех мам получается жить в одном режиме с ребенком. Ведь часто они вынуждены днем заниматься еще какими-то делами — приготовлением еды, стиркой, уборкой.

Одна из главных ошибок мам — это стремление сразу после родов перейти к привычному ритму жизни: днем заниматься какими-то делами, а ночью — спать. Но ребенок так не может. Он часто просыпается ночью, его нужно кормить, брать на руки, уделять внимание. Возникает обычная ситуация: пока днем малыш спит, мама занимается своими делами, устает и хочет выспаться ночью. Но ей это не удастся!

В итоге мама перенапрягается и не может обеспечить ребенку общение и тесное взаимодействие тогда, когда ему нужно, — в те моменты, когда он активен. Для малыша важно, чтобы мама проявляла к нему внимание и днем, и ночью в одинаковой пропорции. Когда мама старается ночью спать, ребенку не хватает внимания, и что он начинает делать? Правильно, кричать, требовать его. Днем же сигналов от мамы поступает предостаточно, малыш много отдыхает, пресыщается ими. Так и возникает ситуация, когда говорят: ребенок перепутал день с ночью. Постепенно он сможет плавно перейти к нормальному режиму: ночью станет больше спать, потому что свет выключен и гораздо тише, чем днем.

Жизнь в одном режиме с малышом поможет научиться понимать его потребности?

Конечно. Интересно, что на самом деле женщина отлично понимает состояние ребенка — ведь во время беременности она чувствовала, как он шевелится, благодаря гормонам понимала его настроение, ощущала, как бьется его сердце. Вся эта информация, пусть и неосознанно, но осталась в мозгу. Жизнь в совместном режиме помогает женщине всего лишь« перекодировать» эти знания: теперь она держит ребенка на руках, а эмоции может распознавать благодаря мимике и издаваемым звукам. Еще в 80-х годах ученые провели исследования, результаты которых показали: те мамы, что были внимательны к своим новорожденным детям, могли различать плач малыша и определять, чего ребенок хочет. Более того, анализ сонограммы плача продемонстрировал, что дети у таких мам действительно плачут по‑разному, то есть понимают, как взрослый человек реагирует, и подают ему нужный сигнал. Этот процесс называют« взаимным научением», а мам, понимающих своих детей в таком маленьком возрасте, — «компетентными». Уже к полутора месяцам малыш начинает демонстрировать первые коммуникативные умения — смотрит в глаза, улыбается. Именно тогда возникает конструктивный диалог между матерью и ребенком, и становится гораздо легче.

То есть необходимо приготовиться к тому, что первые 6 недель после родов будут сложными?

На самом деле уход за ребенком — не такая уж тяжелая работа. Однако мама все равно устает и психологически, и физически. Ведь малыш весит около 4 килограммов и быстро начинает прибавлять в весе. Необходимо приготовить еду, постирать, покачать ребенка на руках. Только выработка грудного молока отнимает около 20% всех физических ресурсов. Так вот, мама должна отдыхать физически, и этот отдых — забота всей семьи. Когда малыш спит, маме лучше заниматься тем, чего она действительно хочет: тоже поспать, почитать, поесть. А не бежать и готовить ужин для мужа. Конечно, современные молодые семьи часто живут вдалеке от бабушек и дедушек, папы много работают, и женщина остается дома одна с ребенком, поэтому найти время для отдыха сложно, но это необходимо. Важно разделять две вещи: материнство и хозяйство. Материнство — это то, что женщина дает своему ребенку непосредственно в общении с ним. Тогда ее материнская компетентность будет расти. А когда женщина будет стирать и готовить, пусть и для ребенка, лучшей мамой она не станет. Об этом должна помнить вся семья при подготовке к первым полутора месяцам после родов.

А в чем заключается психологический отдых?

Дело в том, что материнство требует постоянной включенности всех психических систем в процесс воспитания. Постоянное внимание, повышенная ответственность за жизнь беспомощного существа выматывают, истощают. Чтобы отдохнуть полноценно, необходимо разделить ответственность с близкими. Малыш — не только мамин ребенок, но и папин, и бабушкин и дедушкин внук. Они могут поиграть с ним или просто помочь маме по хозяйству. Нужно обязательно организовать для женщины отдых не менее получаса в день — без ребенка. Но при этом мама должна быть абсолютно уверена, что с ним все в порядке. Например, папа, придя с работы, может пойти погулять с малышом. В коляске он чувствует себя защищенным, его укачивает, как раньше в животе у мамы. Не важно, кто катит коляску. Главное, чтобы мама оставалась дома, а с малышом уходили. Если женщина оставляет ребенка, пусть и с тем, кому доверяет, у нее через 15 минут развивается сепарационная тревога, и речи об полноценном отдыхе идти не может.

ТЕКСТ: Юлия Арбатская

Внимательные родители и детские врачи чутко следят за физическим . Существуют определенные этапы развития моторики, которые зафиксированы в специальных таблицах и литературе: когда малыш должен сам переворачиваться, в каком возрасте он должен вставать на ножки и учиться ходить, когда начинается активная социальная адаптация малыша, и он начинает общаться с окружающими. Однако, когда речь заходит о развитии общего интеллекта, многие родители заходят в тупик. И действительно, как определить, что норма, а что нет у малыша до пяти лет, если все дети такие разные: одни уже в два года читают наизусть стихи, а другие в три года не могут самостоятельно собрать простой пазл?

Ориентируемся на вопросы

Специалисты по утверждают, что существует определенная зависимость между возрастом ребенка и теми вопросами, которые он может и должен задавать. Именно по этим вопросам и становится возможным определение общего интеллектуального развития малыша.

Методика определения этапов развития ребенка по его вопросам оказывается намного точнее, чем такое же определение по его навыкам и умениям, поскольку последние чаще всего являются результатом инициативы родителей, которые стараются всячески развивать малыша. А вот вопросы, которые формулирует маленький человечек, вызываются лишь активностью его головного мозга. Получая ответы на свои вопросы, малыш получает именно ту информацию, которая ему нужна, тем самым подталкивая процесс своего развития в нужную сторону.

Многие родители уверены, что их чадо задает такое огромное количество вопросов, что подвергнуть их хоть какой-либо классификации оказывается неосуществимой задачей. Однако групп, на которые делятся детские вопросы, на самом деле существует не так уж и много, и все они обычно задаются малышами в определенной последовательности, по которой становится возможным определение умственного развития ребенка.

Вопросы «кто?» и «что?»

К концу первого года жизни или в самом начале второго малыша начинают интересовать вопросы: «Кто это?» и «Что это?». При этом тот факт, что дети такого возраста даже не умеют разговаривать, на умственное развитие никак не влияют. Кроха может показывать пальчиком на определенного человека, животное или вещь и удивленно приподнимать бровки. Иногда это сопровождается соответствующей вопросительной интонацией. Внимательные родители , что кроха хочет задать вопрос и тут же на него отвечают. Часто малыши повторяют такой вопрос, показывая на те предметы, о которых взрослые уже все им рассказали, однако не стоит расценивать это как непонимание или каприз. Вопросы такого рода способствуют увеличению словарного запаса малыша, а повторение закрепляет полученную информацию.

Вопросы «где?» и «когда?»

Подобные вопросы могут появиться в лексиконе малыша как одновременно, так и сразу друг за другом. Происходит это обычно в период с полутора до двух с половиной лет. Сначала дети начинают интересоваться членами семьи и домашними животными: «когда придет мама?», «где Мурка?», «когда мы пойдем в парк?» и так далее. Это связано с тем, что малыши сразу же обращают внимание на то, что именно живые существа постоянно передвигаются в пространстве и куда-то исчезают. Не стоит пугаться, если малыш путается в формулировке вопросов и иногда выдает что-то вроде «где дедушка ушел?». Это совершенно нормальное явление, и очень скоро кроха научится использовать правильные слова.

Вопрос «как?»

На третьем году жизни, чаще в самом его начале или середине, у малыша на первый план выходит вопрос «как?», иногда в форме «как сделать?». Ежедневно вы слышите от ребенка огромное количество вопросов из разряда: «как залезть на стул?», «как поймать птичку?», «как починить игрушку?», «как надеть шляпу?», «как нарисовать солнышко?», но и предыдущие вопросы не исчезают из лексикона маленького человечка. Однако у детей с активным развитием именно вопрос «как?» выходит на передний план. Часто малыши такого возраста начинают интересоваться, как устроена та или иная вещь, поэтому разбирают игрушки, ломают кукол, по страничкам.

Вопросы «зачем?» и «почему?»

Эти вопросы занимают ум крохи начиная с четвертого года жизни. Несмотря на то, что многие родители ещё до этого рассказывают своим малышам о том, как все устроено, по-настоящему воспринимать получаемую информацию дети могут лишь тогда, когда сами начинают задавать подобные вопросы. И тут главное для родителей - подробно объяснять и рассказывать о том, что интересует ребенка.

Что делать, если малыш не задает вопросов

Что же делать, если ребенок не задает вопросов, которые присущи детям его возраста? Ведь невозможно заставить малыша задать вопрос, да и определенных тренировок для развития таких навыков попросту не существует. Можно попробовать задавать вопросы и отвечать на них вместо него.

К примеру, гуляя в парке, покажите малышу утку, плавающую в пруду и задайте вопрос «кто это?», после чего сами же на него ответьте – «это утка». По аналогии задавайте другие вопросы: «где бабушка?» - «бабушка ушла в магазин»; «почему плачет Костя?» - «потому что у него сломалась машинка»; «почему нужно одевать шапку?» - «потому что на улице холодно» и так далее.

Поскольку дети склонны имитировать поведение взрослых, существует большая вероятность того, что малыш будет не только слушать вас и копировать, но и сам научится задавать вопросы. Сначала это может быть чисто механическим действием, однако постепенно подключатся соответствующие структуры его головного мозга, и кроха будет задавать вопросы уже осознанно, желая получить необходимую ему информацию.

Виктория Грицук

В первый месяц-полтора после рождения малыша своеобразный стресс испытывает не только новорожденный, но и его родители.

Мало того, что перестраивается весь их ритм жизни, так ещё нужно найти общий язык с младенцем, который и разговаривать-то не умеет. Единственный доступный способ заявить окружающему миру о своих желаниях, страхах, дискомфорте для малыша - это плач, но как же понять, что именно означает этот плач?

Поначалу может показаться, что определить потребности только родившегося человечка просто невозможно. Однако, в первую очередь, не стоит пугаться. В первую очередь, руководствуйтесь принципом прислушиваться к своему ребёнку и чутко улавливать любые изменения в его настроении.

Со временем вы поймёте, что малыш не всегда плачет одинаково. В его голосе можно отличить разные интонации: плач вашего малыша может быть требовательным (скорее всего в этот момент он голоден), а может быть тревожным (возможно, что-то его могло напугать или вызвать беспокойство) или зовущим (ведь в первые дни жизни малышу необходимо постоянно чувствовать присутствие мамы).

Чаще всего если малыш плачет, то в голову приходит мысль, что возможно он хочет есть. Если он кричит требовательно, громко, протяжно, попробуйте его накормить.
Однако малышу может быть просто скучно и так он зовёт маму, чтобы просто с ней пообщаться. Обязательно поговорите с ребёнком, возьмите его на руки, тогда он успокоится.
Для того чтобы наладить хорошее взаимодействие с ребёнком, чаще с ним разговаривайте, улыбайтесь ему, показывайте свои эмоции. Считается, что уже в первые дни своего появления на свет ребёнок начинает подражать маминой мимике. А уже через несколько месяцев ваш малыш будет повторять за вами и некоторые звуки.

Если же вашему малышу очень холодно или, наоборот, слишком жарко, обратите внимание на такие факторы, как температура кожи груди, спинки или животика, если они холодные и, тем более, если ребёнок икает, то укройте малыша теплее. Если же заметна потница, то стоит переодеть ребёнка во что-то более лёгкое.
Кстати, необходимость менять подгузник также может сопровождаться икотой, ведь мокрые пелёнки способствуют охлаждению тела, потому обязательно после замены подгузника накройте малыша тёплым одеялом.

Бывает также, что малыш просто устал и капризничает, тогда вам не помогут ни кормление, ни игрушки, ни пеленание. В этом случае всё, что нужно ребёночку - это хороший сон.
Если раз в день, примерно в одно и то же время ребёнок начинает плакать, при этом прижимает ножки и ручки к животику, то наверняка у него начались колики. Помассируйте малышу живот, приложите тёплую грелку, обёрнутую полотенцем, укачайте его.

Совсем другое дело, если малыш, действительно, заболел. Этот плач вы вряд ли с чем-то спутаете. Ребёнок может плакать без перерыва несколько часов, а уж если его рыдания сопровождаются повышением температуры и рвотой, без промедления вызывайте врача.

Как видите, нет ничего страшного в том, что ваш малыш пока не может связно объяснить, что же он хочет и что его волнует. Он общается с вами при помощи крика, плача, агуканья. Всё, что требуется от вас - только внимательное относиться к своему малышу и любовь.

Карина Шургучинова