Люблю ли я свою Родину? О ежедневном патриотизме и современном казачестве. За патриотизмом казаков – будущее России Программа выступления по линии патриотического воспитания казачество

В понедельник, 13 августа, в Темнолесском филиале Спасо – Преображенского реабилитационного центра состоялось открытие первого военно – патриотического форума казачьей молодежи Юга России «Казачье единство – 2012».


Делание добра всегда объединяет разрозненные силы общества. Форум явил собой картину деятельного участия, реальной работы лучших общественных сил. Пусть не вчера – сегодня, – активная, твердая, право верующая молодежь принимает в ней участие; будет принимать и завтра. То, что событие было не показным отчетом о проводимой социальной работе – чувствовали, а значит знали – все его участники. Чувство праздника в слиянии с событием – форумом – встречами – работой. Работой каждого – от повара до депутата, от рядового казака до золотопогонного атамана, от стройных казачек в седле до концертных ведущих. Работа. Отдых. Служение.

Состав участников форума является срезом жизни всего Юга России. Делают эту жизнь и те, кто был из нее вырван (реабилитанты), и казаки (возрождающееся сословие, которое представляет сегодня реальную силу), и административный аппарат (люди, уполномоченные принимать решения и исполнять – каждый на своем месте). Единство – то, что всегда было, есть и будет необходимо всем жителям нашего региона, России. А вера православная и единство нераздельны.
Встречали Владыку Кирилла у входа в Темнолесский филиал Спасо – Преображенского реабилитационного центра благочинный церквей Михайловского округа протоиерей Игорь Подоситников и руководители края.

Открылся форум выступлением митрополита Кирилла. Владыка возглавляет отдел Священного Синода Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством. Архиерей в обращении к гостям и участникам форума пожелал: « как можно больше нужно проводить подобных мероприятий – для того, чтобы провести сегодня некую идентификацию нашей молодежи, наших жителей Ставрополья, особенно Юга России, с тем, чтобы мы себя ощутили русскими, православными, казаками, наследниками традиций наших предков». Митрополит также в своем архипасторском слове отметил тот факт, что несмотря на то, что все не так просто, казачество сегодня – это уже серьезная общественная сила, которая готова служить и служит нашему отечеству. «Казачество, – защитное сословие России. Сегодня очень важно, чтобы мы, участники форума, помогли идентифицировать себя казаками.

Государство в свое время разрушало казачество, и пыталось уничтожить совсем. Поэтому государству сегодня и поднимать казачество. Если оно считает, что казачья отвага, служение казаков отечеству будет не лишним. Если государство будет считать, что казачество – важная составляющая в целом России, особенно на южных рубежах. Для этого сегодня православная Церковь, губернатор нашего края, законадательные органы власти, все присутствующие на форуме делают очень много. Президентский совет по казачеству, Александр Дмитриевич Дубров лично, и я буду способствовать, насколько это возможно, всему – чтобы помогать возрождению казачества. Я, как духовный руководитель, буду содействовать и воцерковлению казачества. Все время говорю, в том числе и мусульманам: если вы будете знать правильно свои традиции не фундаменталистского, не сектанского ислама, и воспитывать так своих детей, то вы будете нормально относиться, приезжая на Ставрополье, в другие регионы Российской Федерации, и уважать традиции тех, к кому вы приезжаете. В том числе и вам, юным казакам, в первую очередь нужно изучать свои традиции: знать православные казачьи устои. Так и вы будете нормально относиться ко всем тем, которые исповедуют традиционные ценности нашей России. Тогда все будет хорошо в вашей жизни, и в нашей стране». Митрополит Кирилл поблагодарил всех организаторов форума, в числе которых основатель Спасо – Преображенского реабилитационного центра, депутат Ставропольской краевой Думы Николай Олегович Новопашин. Как чиновник, как человек, он реальными делами способствует оздоровлению общества, а значит, вкладывает немалую долю участия в его нравственное, моральное развитие.

Далее последовал молебен - у стен возведенного храма. Владыке Кириллу сослужили старший диакон митрополии Андрей Гурьев. Пел хор Ставропольской Православной Духовной Семинарии под управлением регента Даниила Чукарина.

После молитвы, которая так необходима каждому православному человеку, с которой начинается всякое доброе дело, на первом военно – патриотическом форуме казачьей молодежи Юга России «Казачье единство – 2012» выступили люди, облеченные властью – те, на которых лежит ответственность за настоящее и будущее Юга России. Это председатель Думы Ставропольского края Юрий Васильевич Белый, депутат Государственной Думы Российской Федерации Ольга Михайловна Казакова, заместитель председателя правительства Ставропольского края Сергей Николаевич Осачий, ректор государственного университета имени Разумовского, член комиссии при Президенте по делам казачества Валентина Николаевна Иванова, атаман Терского войскового казачьего общества Василий Павлович Бондарев. С приветственным словом к гостям и участникам форума обратилась министр образования Ставропольского края Кувалдина Ирина Владимировна. Выступил и министр социальной защиты населения Ставропольского края Алексей Павлович Карабут. Было предоставлено слово первому заместителю атамана Всевеликого Войска Донского, директору Департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области, казачьему полковнику Игорю Валентиновичу Козарезову. Выступили и заместитель начальника Управления федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Ставропольскому краю, полковник полиции Виталий Николаевич Черкашин, первый заместитель председателя региональной общественной организации «Союз генералов», генерал – майор Костюнин Владислав Александрович. Также перед собравшимися на форум выступил глава администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края Александр Семенович Шишкарев. Общий лейтмотив выступления всех руководителей: при адекватной оценке сложившейся ситуации, всемерно поддерживать правильными решениями казачество, способствовать его возрождению, опираясь на опыт старшего поколения и на казачью молодежь.

Также на открытии первого военно – патриотического форума казачьей молодежи Юга России «Казачье единство – 2012». присутствовали депутат Думы Ставропольского края, председатель комитета по бюджету, налогам и финансово – кредитной политике Андрющенко Игорь Васильевич; Сергей Арнольдович Шевырев – депутат Думы Ставропольского края, член комитета по безопасности и межпарламентским связям, ветеранским организациям и казачеству; Борис Иванович Холодов, директор центра молодежных проектов; Игорь Викторович Лавров, чемпион мира и победитель Европы по гандболу; Фалько Александр Николаевич – заместитель председателя комитета Ставропольского края по делам национальностей и казачества; Ханин Андрей Борисович, президент Федерации айкидо Ставропольского края, Судавцов Дмитрий Николаевич – первый заместитель Думы Ставропольского края; а также почетный гость форума, народный артист РСФСР, лауреат государственной премии, Анатолий Борисович Кузнецов.

Продолжилось действо у музея казачьего генерала Ермолова. Праздничный концерт, несмотря на моросивший дождь, собрал ценителей хорового народного и казачьего пения.
Таков был первый день работы первого военно – патриотического форума казачьей молодежи Юга России «Казачье единство – 2012», который продлится до 17 августа. Впереди много общения, песен под гитару у костра; и немало важных встреч - а значит, и важных решений. Во благо нашего региона – южного форпоста России. На любо всем тем, кто в нем живет: от широкой Кубани до седого Кавказа.

Оглавление:

1. Введение…………………………………………………………………………..2

2. История казачества……………………………………………………………….6

3. Назовский казачий округ………………………………………………………...6

4. Кадетское движение в МБОУ СОШ №4………………………………………..7

5. Предложение инициатив для развития кадетского казачьего движения в городе Салехард…………………………………………………………………………….10

6. Заключение……………………………………………………………………….11

7. Словарь терминов………………………………………………………………..12

8. Список используемой литературы……………………………………………...13

Введение.

История последних десятилетий ХХ века убедительно показывает, что человечество вступило в фазу осмысления мира в его целостности и взаимосвязи. Усиление интеграционных процессов в современном сообществе актуализирует задачи подготовки молодежи к жизни в условиях новой цивилизации. Идея воспитания гражданина мира имеет большой позитивный смысл, предполагает воспитание уважения к людям различных культур, национальных и религиозных конфессий 1 , но вместе с тем погружение в этот процесс не должно привести к утрате своих национальных особенностей.

История последних десятилетий ХХ века убедительно показывает, что человечество вступило в фазу осмысления мира в его целостности и взаимосвязи. Усиление интеграционных процессов в современном сообществе актуализирует задачи подготовки молодежи к жизни в условиях новой цивилизации. Идея воспитания гражданина мира имеет большой позитивный смысл, предполагает воспитание уважения к людям различных культур, национальных и религиозных конфессий², но вместе с тем погружение в этот процесс не должно привести к утрате своих национальных особенностей.

Основание для разработки проекта :реализация государственной программы по патриотическомувоспитанию молодежи, создание поприща для молодежи, поддержание и развитие здорового образа жизни, подготовка молодых людей как к военной, так и к деятельной жизни.

Цели проекта:

    Воспитание патриотизма, нравственно-этических качеств молодёжи, подготовка молодых людей к осознанному выбору профессии, служения Отечеству на военном и гражданском поприще 2 .

    Предложение своих инициатив по развитию казачества в городе Салехард.

Задачи проекта:

    Создание и обеспечение возможностей кадетов для выработки специальных профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых будущему защитнику Отечества;

    Содействие развитию патриотических качеств личности кадета, его уважения к культурному и историческому прошлому России, родного края;

    Воспитание в кадетах высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, нравственных ценностей;

    Развитие и совершенствование работы по формированию навыков здорового образа жизни кадетов и негативного отношения к вредным и пагубным для здоровья привычкам;

    Развития форм кадетского самоуправления.

Актуальность проекта:

Актуальность исследования определяется необходимостью

разработки новых подходов к организации воспитания подрастающего

поколения в духе патриотизма, бережного отношения к героическому

прошлому России, активного продолжения лучших традиций служения

Родине.

Обоснование актуальности проекта:

«Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм».

В.В. Путин

«Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом».

Виссарион Белинский

Россия - богатая ресурсами страна, мощная в военном плане держава, самое первое в рядах подражаний западу государство.

Прошлое - хранитель будущего, нельзя повторять ошибки прошлого, но, к сожалению, это происходит. Стоит признать, что в нашей стране довольно сильно развиваются не те общности, которые можно назвать светлой частью истории в целом. Национализм, нацистские движения, фашизм – это показатель того, что мы забываем историю, это показатель того, что мы не любим свою страну и не уважаем её граждан. Эти проблемы актуальны, потому мы призываем всех граждан, уважающих свою страну и себя самого, сделать актуальным патриотизм, любовь к окружающим нас людям и истории. Для того чтобы изменить многих, надо сначала изменить себя самого. Кадетское движение – первый шаг к воспитанию патриотизма, так как мы кадеты, нам не понаслышке известно, что значит быть патриотом своей страны, своего округа, своего города.

Кадеты – общительные, артистичные, готовые к армейскому будущему, люди. Кадеты всегда становятся лидерами своих классов и школ, кадеты всегда ведут за собой, не боясь остаться одинокими, ведь их всегда поддерживает остальная команда, благодаря которой они берут новые высоты, развиваясь и обмениваясь опытом.

Казачьему движению в нашей школе уже 15 лет, за это время у нас обучалось множество кадет, передавая опыт из поколения в поколение, чтя традиции и соблюдая их. Казачье движение вырастило поколения солдат, которые далее шли служить Отечеству, оставляя свои знания и опыт тем, кто только начинает путь кадета.

Источники финансирования: спонсорская поддержка Назовских казаков.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

Сбор и обработка информации, анкетирование, опрос общественного мнения учащихся, педагогов, родителей по теме и инициативам проекта. Организация встречи казаков с учащимися школ города.

2 этап – практический.

Полевые сборы или просто совместное времяпровождение желающих учеников всех школ, вместе с кадетскими классами МБОУ СОШ № 4. Обмен опытом, новые знакомства.

3 этап – обобщающий.

Подведение итогов полевых сборов, отзывы участников, продолжение развития проекта.

4 этап – реализация проекта.

Открытия классов казачьей направленности в г. Салехарде. Рассмотрение и усовершенствования инициатив, создания новых идей для дальнейшего развития казачьего движения уже во всех школах города. Участие в окружных военно-спортивных конкурсах, отбор лучших кадетов от разных школ на соревнования.

    История казачества.

Казачество - этническая, социальная и историческая общность (группа), объединившая в силу своих специфических особенностей всех казаков, в первую очередь русских, а также украинцев, калмыков, бурят, башкир, татар, эвенков, осетин и др., как отдельные субэтносы³ своих народов в единое целое.

Точное происхождение казаков неизвестно, существует много теорий. К концу XIV века образовались две крупные группы проживавших в низовьях Дона и Днепра. К ним присоединилось множество восточнославянских переселенцев из соседних Московского и Литовского княжеств. В эти южные земли в основном приезжали энергичные люди, которым не хватало приключений, позднее туда стали сбегаться и беглые крестьяне, есть версия о том, что и тюркские народы участвовали в создании казачьих отрядов. Язык казаков - русский.

    Назовский казачий округ.

В XVI веке после освоения казаками Ермака Сибири был подготовлен «плацдарм» для дальнейшего продвижения на север. По приказу березовского воеводы Никиты Траханиотова казаки начали осваивать Заполярье. В 1595 году ими в устье Полуя была срублена Обдорская крепость – острог. Название Обдорск – коми-зырянское, означает место-дор-близ Оби. Также в летописях встречаются и другие названия: Назова, Низова, Низовой городок. Отдавая дань памяти легендарным страницам освоения Заполярья, казаки нашего города в 90-е годы, в период возрождения казачества, объединились в Обдорскую казачью общину.

Начало 90-х годов сыграло позитивную роль в возрождении казачества. После Большого круга Союза казаков в России, который прошел в Москве с 28-30 июня 1990 г., активизировалась работа в регионе.

14 сентября 1992 г. Совет народных депутатов Ямало – Ненецкого автономного округа принимает решение «О Обдорской казачьей общине», в котором определяется порядок регистрации и финансирование организаторской работы по проведению первого Большого казачьего круга. В октябре 1992 г. салехардская делегация принимала участие в работе Большого круга Сибирского казачьего войска в г. Барнауле, где были определены основные направления в работе по возрождению казачества в Сибири, обсуждались вопросы экономического и культурного возрождения, реализации Указа Президента России и Постановления Верховного Совета Российской Федерации в отношении казачества. Уже 17 октября 1992 г. в г. Салехарде прошел Большой круг казаков Ямало – Ненецкого автономного округа, результатом работы Круга стало образование Обско – Полярной казачьей линии, которая объединила 612 казаков из 7 казачьих округов. Круг принял Устав, первым ее атаманом был избран войсковой старшина Г.С. Зайцев.

17 октября прошел учредительный круг казачьей организации Салехарда. Было утверждено ее новое название – Назовский казачий округ, численностью 32 казака. Атаманом избран Корнев В.В.

    Кадетское движение в МБОУ СОШ №4

Благодаря Назовским казакам в нашей школе в 2001 г. был открыт первый кадетский класс казачьей направленности. С 1994 г. казаки упорно и настойчиво просили администрацию города во главе сКочерга И.Н. об открытии подобного корпуса. Была разработана программа обучения, которая включала в себя: общую физическую подготовку, армейский рукопашный бой, строевую подготовку, изучение уставов, истории казачества.

Кадетское образование и воспитание сегодня направлено на возрождение в молодёжной среде духа патриотизма, чести, ценности дружбы, гражданского достоинства, желание отстаивать независимость и величие своей страны. Кадетство нельзя рассматривать узко, только как путь подготовки к военной службе, оно обеспечивает комплексное развитие личности.

Военная служба для большинства юношей является экстремальной ситуацией в жизни. Поэтому психологическая подготовка и знание основ военного дела помогает молодым людям быстрее адаптироваться к суровым условиям армейской службы и тем самым смягчить стрессовую ситуацию. Небезразлична нравственная позиция молодёжи, которой государство может доверить защиту Отечества.

Кадетское казачье движение в МБОУ СОШ №4 осуществляет обучение и воспитание кадет, направленное на гражданско-патриотическое становление и социализацию молодых людей. Миссия кадетского движения – воспитание государственных деятелей, людей, которые не только будут исповедовать идеи и принципы служения Отечеству, но и достойно ему служить. Кадетское движение – важная составляющая системы гражданско – патриотического воспитания подрастающего поколения.

Виды воспитания, осуществляемые в кадетских классах МБОУ СОШ№ 4:

    Интеллектуальное развитие определяет круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития, даёт шанс на продвижение в интеллектуальном развитии (участие в районных олимпиадах, марафонах знаний, интеллектуальных конкурсах)

    Духовно– нравственное воспитание направлено на осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни. К основам духовности ребята прикасаются на уроках литературы, истории, так как именно эти уроки являются неисчерпаемым источником нравственных истин.

    Гражданско-патриотическое воспитание воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

    Военно-патриотическое воспитание ориентировано на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

Результаты кадетского движения в МБОУСОШ № 4:

Один из главных результатов кадетского движения – эффективность гражданско-патриотического воспитания кадет, заключающийся в их желании служить на благо Родины и защищать её. 90% наших учеников поступили в высшие учебные заведения. 32 поступили в высшие военные заведения г. Омска, Москвы, Кургана, Новосибирска, Рязани.

    Предложение инициатив для развития кадетского казачьего движения в городе Салехард.

Заключение.

Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому гражданско – патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации 4 всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности. В заключение рассмотрения специфики формирования патриотизма еще раз подчеркнем следующее: цели и задачи, а также формы и средства отражают формирование представлений о Родине, отношения к Родине и социальной установке к ее защите.

В заключение рассмотрения специфики формирования патриотизма еще раз подчеркнем следующее: цели и задачи, а также формы и средства отражают формирование представлений о Родине, отношения к Родине и социальной установке к ее защите.

Словарь терминов:

    Конфессия 1 – вероисповедание.

    Поприще 2 – зона деятельности человека.

    Субэтнос³ - компактно проживающее сообщество людей, которые принадлежат к большому народу(этносу), но отличаются особенностью культуры, языком(диалект), географическим происхождением.

    Консолидация 4 – объединение, сплочение групп, отдельных лиц, движение для усиление борьбы за общие цели.

Список используемой литературы:

1. Ефимов Д.А. Программа содержания и воспитания обучающихся (кадетов) «Честь имею!» - Карелия.: Изд-во ГБО РКШИ, 2010 60 с.

2. Макаренко А.С. Собрание сочинений в IV томах. – М.: Правда, 1987. 2000 с. Т IV.

3.Милютина Е.В. Гражданско- патриотическое воспитание в кадетском классе. [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru/articles/597103/.

3. Никова Марина Александровна. Формирование патриотизма у российского студенчества:Дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04: М., 2004. 147 c.

4. Петрова Л.А. Формирование патриотизма. // Психология, социология и педагогика. – Март, 2012 [Электронный ресурс]. Режим доступа к ресунрсу: http://psychology.snauka.ru/2012/03/349

5. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М. Молодая гвардия. 1971г. 335 с.

6. Теория и практика воспитания военнослужащих: Учебное пособие./ По ред. Н.И. Резника - М.: 12 ЦТ МО РФ, 2005. 341 с.

7.Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. - М.: Педагогика, 1980. - Т. 1. 304 с.

С-Пб.: ВМИРЭ, 2006. 24 с.)

Президент России В. В. Путин дал высокую оценку казачеству. Он сказал: «История казачества связана с верным служением Родине. Казак всегда был государственным человеком, тружеником, воином, защищающим интересы Отечества. За последние годы много сделано для возрождения казачества, его вековых традиций и самобытной культуры. Уже сегодня можно уверенно констатировать, что российское казачество возродилось, сформировалось как движение, способное решать серьезные и значимые для страны задачи. Российское казачество, сочетая исторические, традиционные формы самоуправления с современными демократическими нормами, с особым укладом жизни и своими обычаями, вносит весомый вклад в строительство новой России».

Актуальность обсуждаемой сегодня проблемы определяется двумя факторами:

во-первых, она связана с общим интересом современного общества к истокам отечественной культуры, к духовным ценностям нашего прошлого;
во-вторых, социо-культурными изменениями менталитета россиян, что отразилось в инновационной основе организации деятельности общеобразовательной школы, открыло перспективы для подлинной организации патриотического воспитания подрастающих поколений на культуре и традициях российского народа, в том числе и казачества.

С возрождением казачества России, его исторических и культурных традиций закономерно встал вопрос о работе с подрастающим поколением, в том числе и в регионах традиционного проживания казачества. В культурном наследии наших предков заложены неисчерпаемые источники работы с детьми, подростками и молодежью. Обращаясь к истории своей страны, своего народа, подросток, молодой человек начинает понимать величие своей Родины, в нем растет потребность стать творцом, гражданином России. Являясь составной частью общего воспитания подрастающего поколения, система духовно-патриотического воспитания выполняет, прежде всего, функции формирования личности, обладающей высокой идейной убежденностью, сознательностью и социальной активностью.1 (1 Гавря А. Б., Томилин А. Н., Фонарев А. В. Сущность и содержание военно-патриотического воспитания на традициях и культуре казачества Кубани. Краснодар, 2005. 166 с.)

Опыт проведения воспитательной работы с подрастающим поколением, показывает, что основными путями духовно-патриотического воспитания являются:

1) воспитание в семье;
2) воспитание в казачьих общеобразовательных учебных заведениях;
3) воспитание внешкольными формами обучения на примере культуры и заповедей казачества.

Многовековая история казачества сложила народную педагогическую традицию, которая сохранилась до сегодняшнего дня и является основой для возрождения казачества и его культуры. Она включала в себя:

Общинность воспитания, через которую детьми усваивался норматив поведения, обычаи и традиции казачества, отношение к старшим и труду (ратному и сельскохозяйственному) как фактору жизнеустроительства казака, коллективизм жизни и общность целей, традиции народа, патриотизма и мужества;
конфессиональность (православное) воспитания и образования, через которые формировалось христианское мировоззрение, необходи
мость служения «Богу, Святой Руси, своему народу и своему государству!»;
моногамность воспитания, через которую формировалось осознание мужской и женской роли, приобретался житейский и профессиональный (для юношей) опыт;
семья как фактор незыблемости, основ казачьего общества, авторитета родителей и благополучия человеческой жизни;
культуросообразность форм казачьей самобытности, как фактор особой художественно-эстетической духовности казачьего уклада и отношений;
аполитичность воспитания и образования подрастающего поколения, влияющая на формирование высшего авторитета Бога, казачьей воли
и равноправия, служения на благо Отечества и своего народа.

В начале 90-х гг. минувшего века усилиями представителей казачьих обществ России в стране были созданы и действуют различные формы приобщения подрастающего поколения казаков к истокам своей культуры, истории, традициям и этике своих славных предков:

Войсковые казачьи школы;
воскресные школы;
казачьи классы на базе средних школ;
казачьи кадетские корпуса;
казачьи военно-патриотические центры;
казачьи лицеи;
казачьи православные лицеи;
казачьи молодежные клубы;
казачьи конно-спортивные школы;
факультативы по казачеству;
спецкурсы по истории казачества при университетах.

Большую роль сыграли казачьи организации по восстановлению и развитию кадетского движения в России: из 69 ныне действующих кадетских корпусов в РФ - 25 имеют казачью направленность и созданы по прямой инициативе и поддержке казачьих организаций. На наш взгляд система кадетского воспитания наиболее полно отвечает задачам духовно-патриотического воспитания подрастающего поколения. В кадетских корпусах реализуются задачи получения качественного образования, широко применяются формы и методы знакомства кадетов с казачьими традициями, историей и культурой, включаются в программу военно-прикладные виды спорта. Инновационные образовательные учреждения, базирующихся на традициях казачьего воспитания, стали подлинной школой патриотизма, воспитания достойных граждан нашего Отечества.

Основная задача духовно-патриотического воспитания - формирование и развитие личности казака, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Источник http://www.zimovaya.ru

За основу нашей работы в школе взято постановление Правительства Российской Федерации №795 от 5 октября 2010 г. «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы», которое предполагает наращивание усилий для создания качественно новой системы патриотического воспитания молодежи.

Понятие патриотизма является достаточно емким. Оно включает в себя чувства, развивающие в человеке духовно-моральные высоконравственные качества по отношению к историческому прошлому и настоящему своей страны, родному языку и культуре. Чувство патриотизма выражается, прежде всего, в привязанности к родным местам, так называемой «малой родине», к привычному укладу жизни.

Школа является основным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию самых различных субъектов воспитания. При формировании патриотического сознания у школьников следует опираться на принципы комплексного воздействия на все его структурные компоненты, а также принципы системности, преемственности и непрерывности процесса формирования патриотического сознания; развития пропатриотических качеств личности; практической направленности и социальной обусловленности данного процесса; историзма в патриотическом воспитании; учета возрастных особенностей школьников.

Структурно-содержательная модель формирования патриотического сознания у учащихся в школьной системе патриотического воспитания представляет собой системы урочной, внеурочной/внеклассной и внешкольной работы, отражает последовательность систематического и комплексного воздействия на сознание у старшеклассников. Чтобы сформировать патриотическое сознание, необходимо комплексно воздействовать на все его компоненты: формировать систему знаний, новые потребности и мотивы поведения, взгляды и убеждения, установки, навыки поведения. Патриотическое воспитание и формирование патриотического сознания традиционно рассматривалось и рассматривается как компонент идейно-политического, нравственного, гражданского воспитания. Это позволяет при построении системы патриотического воспитания школьников опираться на методический аппарат гражданского и нравственного воспитания.

Наша школа ставит перед собой цель: формирование высокого патриотического сознания учащихся, чувства верности своему Отечеству; духовного развития и физического оздоровления школьников в традициях кубанского казачества. Школа решает проблему патриотического воспитания школьников через изучение и приобщение к историческим традициям, культуре кубанских казаков. Создавая казачьи классы в 2005 г., мы преследовали цель не только возродить духовные, исторические и военно-патриотические традиции казачества, но и воспитывать нравственные качества, культуру поведения, интерес к учебе. Выпускник казачьего класса должен иметь прочные знания по предметам; владеть навыками военной подготовки; уметь постоять за себя и других; знать историю, культурные традиции Кубани и казаков; чтить обычаи своего народа; строить жизнь по христианским принципам.

Как же конкретно строится работа в казачьих классах?

Обучение в казачьих классах осуществляется в соответствии с модифицированными программами дополнительного образования и реализуется через факультативные и кружковые занятия; организацию секций военно-патриотической направленности; систему воспитательной работы, направленной на возрождение духовных, исторических и военно-патриотических традиций Кубанского казачества; систему дополнительного образования. Основными направлениями воспитательной работы в казачьих классах являются: патриотическое, художественно-эстетическое, спортивное, трудовое, краеведение, пропаганда здорового образа жизни, поисковая работа. Учащиеся казачьих классов также принимают участие во всех спортивных, культурно-массовых и патриотических мероприятиях, проводимых Кубанским казачьим войском и районным казачьим обществом.

Значимым по содержанию патриотического воспитания является ежегодный трехдневный сбор юных казачат, классов казачьей направленности — лагерь «Казачок» . В лагере казачата получают первые навыки обращения с лошадью, верховой езды, джигитовки, проводятся строевые занятия, огневая подготовка, мероприятия по казачьим видам спорта, по истории казачества, туристические походы.

Немаловажная роль принадлежит комплексным историко-краеведческим экспедициям по Краснодарскому краю , которые проводятся в школе на весенних и летних каникулах. Учащиеся побывали и познакомились с историей основания Черноморских и Линейных станиц, памятными и святыми местами Кубанского казачьего войска, местами боев в годы Гражданской и Великой Отечественной войн.

В конце учебного года проводится двухдневная военно-полевая игра казачьей направленности «Зарница» . Она проводится по этапам в которые включены отдельные элементы патриотического воспитания на примерах Кубанского казачьего войска.

Патриотическое сознание юных казачат формируем через систему строевых занятий при подготовке «Вахты памяти 9 мая», знаменной группы, строевой подготовки атаманов и их помощников, общешкольного строевого смотра.

Казачата старших классов, изучая историю, культуру, традиции кубанских казаков, работают над научно-исследовательскими проектам и. Они являются победителями и призерами районных, краевых и российских конкурсов научно-исследовательских работ в области краеведения и кубанского казачества.

С первого класса у казачат ведутся занятия на основе программ дополнительного образования: «История казачества», «Казачьи игры и забавы», «Общая военная подготовка», «Казачки-мастерицы». Эти занятия являются благодатной почвой для взращивания патриотического сознания нашего молодого поколения. Ведь история Кубани не только просвещает, учит, но и воспитывает. Это коллективная память нашего народа, обращенная как в прошлое, так и в будущее. Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у молодежи патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине.

Тема: « Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста, посредством казачества ».

Воспитатель: Звездарска Л.В.

Меняются эпохи, люди, времена, но вечным остаётся стремление человека к добру, свету, красоте, любви, истине. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей. Дошкольный возраст – старт общего развития ребёнка, период всех высоких человеческих начал. Важнейшей нравственной ценностью является возрождение в российском государстве чувства истинного патриотизма, формирование в молодом человеке граждански активных, социально – значимых качеств. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – это основные задачи образовательных учреждений, в том числе и дошкольных. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, внимания и чуткости к каждому ребёнку, так, как в молодых семьях вопросы воспитания вообще и патриотизма, гражданственности в частности, не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Желание стать защитником Отечества имеет каждый мальчик, а заслужить это звание может лишь лучший. Стать хорошей хозяйкой, хранительницей очага, хочет каждая девочка, но возможности для этого есть не у всех.

В.А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтоб оно, прежде всего, стало познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Родина, Отечество…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, семья, дом, улица, город… Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания. Одним из направлений развития и воспитания патриотических чувств в наше время является возрождение казачества. "Мне очень приятно, что происходит возрождение казачества, возрождение уникальной и самобытной культуры казаков, повышается их роль в жизни государства российского и, что, может быть, самое главное - растет чувство патриотизма, которое всегда было присуще казачеству", - сказал наш президент В.В. Путин. Что же ценного в нынешних условиях можно перенять от такого культурного наследия как казачество? Основную ценность воспитания в казачьей семье несут этические принципы. В духовной культуре казаков особо выделяется «народная нравственность», то есть моральное сознание. Народ как духовная общность выступает носителем нравственной жизни, закрепляя его в будущих поколениях. Так как основы будущей личности закладываются в семье важным был и остаётся культ семьи, который ведёт за собой стремление к созданию семьи, своего дома. Авторитет родителей непререкаем, они стремились воспитывать в детях правдивость, смелость, вежливость, почтительное отношение к старшим, любовь к Родине, а также старались развивать чувство собственного достоинства, самостоятельность. Величайшим пороком считалась трусость. В труде ковалась сила духа, умение справляться с трудностями. С ранних лет дети усваивали мудрость: «Работящим рукам нет цены». Ценили они трудолюбие и презирали лень: «Труд – богачество, а лень – дурачество». Честный труд, честная служба являлись показателем духовной силы, порядочности и благородства. Учитывая, что игра – это основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте, то приемущества казачьих игр это-лаконичность, выразительность и доступность. Они способствуют расширению кругозора, совершенствованию психических процессов, а также вызывают активную работу мысли, не требуют специального спортивного инвентаря. В большинстве случаев для них достаточно подручного материала. Это могут быть различные веревки, камешки, тряпичные мячи или палки. Также нет необходимости в специально оборудованном месте. Такие игры можно проводить как на лужайке, так и в спортзале.

Испокон веков в этих играх отражался образ жизни людей, их представления о смелости и чести, желание обладать ловкостью, силой, быстротой и выносливостью, проявлять смекалку, волю и стремление к победе. Нельзя забывать и то, что игровая деятельность вызывает много положительных эмоций и улучшает работу внутренних органов. Во время игры часто возникают неожиданные ситуации, в которых дети учатся правильно использовать приобретенные навыки. Кроме того, в казачьих играх ребенок часто сам решает, как действовать, чтобы достичь цели. Смена условий учит искать нестандартные решения возникающих задач. Таким образом, у детей развиваются самостоятельность, активность, творческое мышление и сообразительность. А главное, дети, увлеченные сюжетом игры, могут много раз выполнять одни и те же движения, забывая об усталости. Так у детей развивается выносливость.


Честь и достоинство занимают заметное место среди понятий нравственного самосознания личности. Понятие достоинства тесно связано с понятием гордости. Гордость – прекрасное моральное качество, позволяющее личности реализовывать в полной мере человеческое в себе. Долг, честь, достоинство и гордость воспитывались в казаках с раннего детства. «Быть честным – значит держать данное слово» – внушали старшие казачатам. Быть порядочным – не нарушать общественных этических норм; соблюдать достоинство – значит не пресмыкаться перед начальством, перед любым «благодающим», не подлаживаться к чужому мнению. Казачья семья развивалась по законам этики, в ней царили мир и согласие, добро и справедливость. Казаки справедливо считали главным богатством человека доброту и щедрость. С раннего детства родители внушали детям, что быть добрым, значит, соблюдать Божьи заповеди: не убий, не укради, не лги, почитай родителей, люби ближнего, как самого себя. Они считали: быть добрым – значит поступать всегда по совести и защищать справедливость, стремясь к истине. Применив на практике элементы приёмы и игры культуры казачества очень заметна настоящая, искренняя заинтересованность детей. Одним не мало важным аспектом можно заметить гендерный подход так как приёмы,методы и игры для девочек значительно отличаются от методов, приёмов и игр мальчиков. Поэтому, иногда целесообразно проводить организованную деятельность раздельно. На ряду с ведением работы по воспитанию патриотических чувств должна изменяться и пополнятся окружающая среда: фотографии, альбомы, иллюстрации, предметы одежды, быта, доступное игровое оборудование. Очень важную роль должны принимать и родители, необходимо их заинтересовать, привязать к воспитательно-образовательному процессу: беседы, открытые показы организованной деятельности, выставки, чаепития, совместные игры, праздники, проекты дают возможность сотрудничать,делая общее дело.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова. Патриотизм в современных условиях – это с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение самобытности каждого народа, входящего в состав России.