Притча имеешь сердце. Горячее сердце. Притча о поиске идеала

Понимания" Ученик взмолился, желая тут же пройти тест. "Отлично. Иди и принеси мне сердце первого учителя" Ученик, чья голова была вскружена представлениями о новом учителе, помчался, и убил шейха и вырезал его... сердце . Переполненный возбуждением, полный жажды тайн и мистики он бежал к дому фальшивого учителя, когда он споткнулся и чуть не упал. И тут, словно из вырезанного сердца раздался голос шейха: "Спокойнее, сынок; преодолевай свою жадность...

https://www..html

Хирурги разрезали тело человека и достали сердце . Собрали консилиум и стали гадать: как в таком маленьком человеческом органе умещается столько вдохновения, радости, смеха? Гадали, гадали и ничего не решили... И Бог, наблюдавший сверху, воскликнул: "Вот, глупцы! Сердцем называется то, которое Любит! Мёртвое сердце – лишь мышца".

https://www..html

Себе в радость и удовольствие? Враг ли ты Предвечного, стремящийся разрушить планы его и подкопать устои веры его в сердце моём? Или ты светоносный Люцифер - первый среди ангелов господних, несущий мне разум и освобождение?» И, как обычно, улыбнулся тут... детей пугающие, сочиняешь. И всё это от невыносимости той боли, когда иллюзии ты свои теряешь. Ибо если читал ты притчу Платона о пещере, то, как после целой жизни в пещере мрачной с тенями на стенах, на свет солнечный выйти для глаз...

https://www..html

Притча об Огне Неопаляющем

Бы и не Великий Мессия Он вовсе! Только Свет Любви льётся из глаз Учителя. И говорит Он тихо - а слово каждое в сердце отзывается и навсегда запоминается душою. И пошёл добрый человек вместе с людской толпой, которая за Учителем следовала. И слушал речи Его. И видел... … И сказал ему Учитель: «Только тот сможет Огонь нести - кто сам тем Огнём станет! Только сердце человеческое - способно Море Огня вмещать Неопаляющего! Только Человек Преображённый - может стать на Земле источником Огня Небесного...

Притчи - короткие и занимательные истории выражают опыт множества поколений жизней. Особой популярностью всегда пользовались притчи про любовь. И неудивительно - эти наполненные смыслом истории многому могут научить. И правильным отношениям с партнером тоже.

Ведь любовь - великая сила. Она способна творить и разрушать, окрылять и лишать сил, дарить прозрение и лишать разума, верить и ревновать, совершать подвиги и толкать на предательство, отдавать и брать, прощать и мстить, боготворить и ненавидеть. Так что с любовью нужно уметь обращаться. И поучительные притчи про любовь помогут в этом.

Где же еще черпать мудрость, как не в проверенных годами историях. Надеемся, что короткие рассказы о любви ответят на многие ваши вопросы и научат гармонии. Ведь все мы рождаемся для того, чтоб любить и быть любимыми.

Притча о любви, богатстве и здоровье

Притча о любви и счастье

- Куда уходит любовь? - спросило маленькое счастье у своего отца. - Она умирает, - ответил отец. Люди, сынок, не берегут то, что имеют. Просто не умеют любить!
Маленькое счастье задумалось: Вот вырасту большим и стану помогать людям! Шли годы. Счастье подросло и стало большим.
Оно помнило о своём обещании и изо всех сил старалось помогать людям, но люди его не слышали.
И постепенно Счастье из большого стало превращаться в маленькое и чахлое. Очень оно испугалось, как бы совсем не исчезнуть, и отправилось в дальний путь, чтобы найти лекарство от своего недуга.
Долго ли коротко ли шло Счастье, не встречая никого на своём пути, только стало ему совсем плохо.
И остановилось оно отдохнуть. Выбрало раскидистое дерево и прилегло. Только задремало, как услышало приближающиеся шаги.
Открыло глаза и видит: идёт по лесу дряхлая старуха вся в лохмотьях, босая и с посохом. Кинулось счастье к ней: - Присаживайтесь. Вы, наверное, устали. Вам нужно отдохнуть и подкрепиться.
У старухи подкосились ноги, и она буквально рухнула в траву. Немного отдохнув, странница поведала Счастью свою историю:
- Обидно, когда тебя считают такой дряхлой, а ведь я так ещё молода, и зовут меня Любовь!
- Так это вы Любовь?! поразилось Счастье. Но мне говорили, что любовь это самое прекрасное из того, что есть на свете!
Любовь внимательно взглянула на него и спросила:
- А тебя как зовут?
- Счастье.
- Вот как? Мне тоже говорили, что Счастье должно быть прекрасным. И с этими словами она достала из своих лохмотьев зеркало.
Счастье, взглянув на своё отражение, громко заплакало. Любовь подсела к нему и нежно обняла рукой. - Что же с нами сделали эти злые люди и судьба? - всхлипывало Счастье.
- Ничего, - говорила Любовь, - Если мы будем вместе и станем заботиться друг о друге, то быстро станем молодыми и прекрасными.
И вот под тем раскидистым деревом Любовь и Счастье заключили свой союз никогда не разлучаться.
С тех пор, если из чьей-то жизни уходит Любовь, вместе с ней уходит и Счастье, порознь их не бывает.
А люди до сих пор понять этого не могут...

Притча о лучшей жене

Однажды два моряка отправились в странствие по свету, чтобы найти свою судьбу. Приплыли они на остров, где у вождя одного из племён было две дочери. Старшая - красавица, а младшая - не очень.
Один из моряков сказал своему другу:
- Всё, я нашёл своё счастье, остаюсь здесь и женюсь на дочери вождя.
- Да, ты прав, старшая дочь вождя красавица, умница. Ты сделал правильный выбор - женись.
- Ты меня не понял, друг! Я женюсь на младшей дочери вождя.
- Ты что с ума сошёл? Она же такая… не очень.
- Это моё решение, и я это сделаю.
Друг поплыл дальше в поисках своего счастья, а жених пошёл свататься. Надо сказать, что в племени было принято давать за невесту выкуп коровами. Хорошая невеста стоила десять коров.
Пригнал он десять коров и подошёл к вождю.
- Вождь, я хочу взять замуж твою дочь и даю за неё десять коров!
- Это хороший выбор. Моя старшая дочь красавица, умница, и она стоит десяти коров. Я согласен.
- Нет, вождь, ты не понял. Я хочу жениться на твоей младшей дочери.
- Ты что, шутишь? Не видишь, она же такая… не очень.
- Я хочу жениться именно на ней.
- Хорошо, но как честный человек я не могу взять десять коров, она того не стоит. Я возьму за неё три коровы, не больше.
- Нет, я хочу заплатить именно десять коров.
Они поженились.
Прошло несколько лет, и странствующий друг, уже на своём корабле, решил навестить оставшегося товарища и узнать, как у него жизнь. Приплыл, идёт по берегу, а навстречу женщина неземной красоты.
Он её спросил, как найти его друга. Она показала. Приходит и видит: сидит его друг, вокруг детишки бегают.
- Как живёшь?
- Я счастлив.
Тут входит та самая красивая женщина.
- Вот, познакомься. Это моя жена.
- Как? Ты что женился ещё раз?
- Нет, это всё та же женщина.
- Но как это произошло, что она так изменилась?
- А ты спроси у неё сам.
Подошёл друг к женщине и спрашивает:
- Извини за бестактность, но я помню, какая ты была… не очень. Что произошло, что ты стала такой прекрасной?
- Просто, однажды я поняла, что стою десяти коров.

Притча о лучшем муже

Однажды к священнику пришла женщина и сказала:
- Ты два года назад поженил меня с мужем. А сейчас разведи нас. Я не хочу с ним больше жить.
- Какова же причина твоего желания развестись?- поинтересовался священник.
Женщина так объяснила:
- У всех мужья вовремя возвращаются домой, мой же супруг постоянно задерживается. Из-за этого дома каждый день скандалы.
Священник, удивившись, спрашивает:
- Причина лишь только в этом?
- Да, я не хочу жить с человеком, обладающим таким недостатком, - ответила женщина.
- Развести-то я вас разведу, но при одном условии. Возвращайся-ка ты домой, испеки большой вкусный хлеб и принеси мне. Но когда будешь печь хлеб, ничего не бери в доме, и соль, и воду, и муку попроси у соседок. И обязательно объясни им причину своей просьбы, - сказал священник.
Эта женщина отправилась домой и, не откладывая, принялась за дело.
Зашла к соседке и сказала:
- О, Мария, одолжи мне стакан воды.
- У вас, что, вода закончилась? Разве во дворе не вырыт колодец?
- Вода есть, но я пошла к священнику, чтобы пожаловаться на мужа и попросила развести нас, - объяснила та женщина и как только она закончила, соседка вздохнула:
- Эх, если бы ты знала, какой у меня муж! - и начала жаловаться на своего супруга. После женщина отправилась к соседке Асе, чтобы попросить соль.
- У тебя соль закончилась, просишь всего одну ложку?
- Соль есть, но я пожаловалась священнику на мужа, попросила развода, - говорит та женщина, и не успела она закончить, как соседка воскликнула:
- Эх, если бы ты знала какой у меня муж! - и начала жаловаться на своего супруга.
Так, к кому эта женщина ни заходила, чтобы попросить, ото всех слышала жалобы на своих мужей.
Наконец, она испекла большой вкусный хлеб, принесла священнику и отдала со словами:
- Спасибо тебе, отведай мой труд вместе со своей семьей. Только не думай развести меня с мужем.
- Почему, что случилось, дочка? - спросил священник.
- Мой муж, оказывается, лучше всех, - ответила ему женщина.

Притча о настоящей любви

Один раз Учитель спросил у своих учеников:
- Почему, когда люди ссорятся, они кричат?
- Потому, что теряют спокойствие, – сказал один.
- Но зачем же кричать, если другой человек находится с тобой рядом? – спросил Учитель. – Нельзя с ним говорить тихо? Зачем кричать, если ты рассержен?
Ученики предлагали свои ответы, но ни один из них не устроил Учителя.
В конце концов он объяснил: - Когда люди недовольны друг другом и ссорятся, их сердца отдаляются. Для того чтобы покрыть это расстояние и услышать друг друга, им приходится кричать. Чем сильнее они сердятся, тем дальше отдаляются и громче кричат.
- А что происходит, когда люди влюбляются? Они не кричат, напротив, говорят тихо. Потому, что их сердца находятся очень близко, и расстояние между ними совсем маленькое. А когда влюбляются еще сильнее, что происходит? – продолжал Учитель. – Не говорят, а только перешептываются и становятся еще ближе в своей любви. - В конце даже перешептывание становится им не нужно. Они только смотрят друг на друга и все понимают без слов.

Притча про счастливую семью

В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах и выясняя, кто из них прав. А другие дружно живут, ни ссор у них, ни скандалов.
Дивится строптивая хозяйка счастью соседки и, конечно, завидует. Говорит мужу:
- Пойди, подсмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.
Пришел тот к соседскому дому, притаился под открытым окном и прислушивается.
А хозяйка как раз порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет. Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась.
– Ох, что сейчас будет! - думает сосед. Он тут же представил, какой скандал был бы в его семье.
Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:
- Прости, дорогой.
- Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу.
- Я виновата. Так неаккуратно вазу поставила.
- Нет, виноват я. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.
Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:
- Что-то ты быстро. Ну что посмотрел?
- Да!
- Ну и как там у них?
- У них-то все виноваты. Вот поэтому они не ссорятся. А вот у нас все и всегда правы…

Красивая легенда о важности любви в жизни

Так случилось, что на одном острове проживали различные чувства: Счастье, Грусть, Умение… И Любовь была в их числе.
Однажды Предчувствие известило всех, что скоро остров скроется под водой. Спешка и Торопливость первыми стали покидать остров на лодках. Вскоре все уехали, только Любовь осталась. Она хотела остаться до последней секунды. Когда остров уже должен был уйти под воду, Любовь решила позвать себе на помощь.
Богатство плыло на великолепном корабле. Любовь говорит ему: "Богатство, можешь ли ты меня увезти?" – "Нет, у меня на корабле много денег и золота. У меня нет места для тебя!"
Счастье плыло мимо острова, но оно было настолько счастливо, что не услышало даже, как Любовь его призывает.
…и все-таки Любовь спасли. После своего спасения она спросила у Знания, кто это был.
– Время. Потому что только Время способно понять, насколько Любовь важна!

История о настоящей любви

В одном ауле жила девушка несравненной красоты, но никто из юношей к ней не сватался, никто не добивался ее руки. Дело в том, что однажды мудрец, живший по соседству, предсказал:
- Тот, кто решится поцеловать красавицу, умрет!
Все знали, что мудрец этот никогда не ошибался, поэтому десятки отважных джигитов глядели на девушку издалека, не решаясь даже приблизиться к ней. Но вот в один прекрасный день в ауле появился юноша, который с первого взгляда, как и все остальные, влюбился в красавицу. Не раздумывая ни минуты, он перелез через ограду, подошел и поцеловал девушку.
- Ах! - вскричали жители аула. - Сейчас он умрет!
Но юноша поцеловал девушку еще раз, и еще. И она тут же согласилась выйти за него замуж. Остальные джигиты в недоумении обратились к мудрецу:
- Как же так? Ты, мудрец, предсказал, что поцеловавший красавицу умрет!
- Я от своих слов не отказываюсь. - ответил мудрец. - Но я ведь не сказал, когда именно это случится. Он умрет когда-нибудь потом - после многих лет счастливой жизни.

История про долгую семейную жизнь

Одну пожилую пару, которые отмечали свою 50-ю годовщину свадьбы, спросили, как им удалось прожить так долго вместе.
Ведь было все – и трудные времена, и ссоры, и непонимание.
Наверное их брак не раз был на грани распада.
"Просто в наше время сломанные вещи чинили, а не выкидывали",- улыбнулся в ответ старик.

Притча про хрупкость любви

Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи.
Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.
Однажды родители не выдержали и пришли к нему:
- Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.
- Пройдёт совсем немного лет, - улыбнулся старец, - и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?

А мораль у всех этих притч очень проста: любите и цените друг друга .

Живёт на небе большое светлое облако. Оно часто глядит с высоты на людей на земле, видит их заботы и страдания и думает, как бы им хоть чем-то помочь. И вот приходит время, и облако наполняется обильной живительной влагой. Тогда оно, исчезая, изливает её на землю благодатным дождём, что позволяет людям собрать богатый урожай и жить дальше… Эта притча о самоотдаче, о жертвенности, о горячем сердце как нельзя лучше подходит к философии жизни и самой личности прекрасного человека, Учителя с большой буквы Арыстановой Светланы Амановны.

Что определяет успех педагога, руководителя школы? Конечно, сердечная благодарность и любовь учеников! Старейшая и прославленная в Кыргызстане школа – Авторский учебно-воспитательный комплекс №6 г. Бишкек Арыстановой С.А. – может гордиться своими выпускниками, проявившими себя активными и креативными гражданами нашего общества. Это та молодёжь, за которой будущее Кыргызстана, это поколение next, за которым нестандартное, инновационное (соответствующее требованиям XXI века) развитие нашего социума, который и приведёт страну к новым горизонтам. Кто же они, выпускники 6-ой школы поколения последних лет, ученики Светланы Амановны? Вот только некоторые имена: Усубалиев Эсен – кыргызстанский эксперт, кандидат исторических наук, директор Аналитического Центра «PRUDENT SOLUTIONS», Доолеткельдиева Асель – докторант Эксетерского университета (Великобритания), политолог, эксперт по Средней Азии, Токоев Рустам – атташе отдела многостороннего сотрудничества департамента СНГ МИД КР, Усубалиев Эркин – Президент Федерации сноуборда КР, главный тренер сборной Кыргызстана по сноуборду, Наталья Кролевич – популярная телеведущая программ «События дня» и «Точка на карте», 5 канал, Мария Озмитель – журналист Интернет – сайта «ВЕСТИ KG» и многие другие. А что говорить о более старшем поколении! Стоит только упомянуть имена Алмазбека Исманкулова – профессора, руководителя Госпиталя «Микрохирургия глаза», академика Российской академии медико-технических наук, доктора медицинских наук и Чингиза Шамшиева – ректора Академии государственного управления при Президенте КР, президента Ассоциации политических и экономических наук… Все эти люди навсегда оставили в своём сердце тёплые и душевные воспоминания о своей alma mater и её директоре.

Проницательность и чуткость Светланы Амановны позволяет ей видеть потенциал каждого человека. Так многие сегодняшние руководители и специалисты разных чинов и рангов, работающие в государственных структурах, получили «боевое крещение», опыт и знания, проработав определённое время под ее руководством. Примечательна и достойна восхищения следующая ее черта: она учит, готовит администратора (своего заместителя), а когда «выпестует, выталкивает из гнёздышка и отправляет в самостоятельный полёт». Другие же руководители, потратив силы и время на обучение администратора, наслаждаются потом плодами своего труда: с опытным, знающим помощником легко работается! Ан нет, горячему сердцу Светланы Амановны нужно, чтобы люди росли дальше, самореализовывались и достигали пика своих способностей. Разве возможно директорам школ №27, 63, 24, 26, 33 забыть жизненные и профессиональные уроки Светланы Арыстановой, её помощь и путёвку в большую жизнь? Способность к индивидуальной мотивации сотрудника к достижению целей, требовательность и моральная помощь во всём – эти качества делают ее очень мудрым руководителем. Как никто другой Светлана Амановна заслужила 52-мя годами своего трудового стажа, отданного без остатка отечественному образованию, следующих наград: медаль «Данк», заслуженный учитель Кыргызкой Республики, Народный учитель Кыргызской Республики, профессор Кыргызской Академии Образования, академик Международной академии творчества.

Разве на заре своей жизни маленькая девочка с живыми чёрными глазами, рождённая 27 апреля 1938 года, могла себе представить свою будущую жизнь – большую, интересную, активную и социально очень полезную! Впереди её ждала учёба в школе, потом получение высшего образования в педагогическом институте на химико-биологическом факультете, затем работа в НИИ инженером – микробиологом, далее следовала встреча со своим супругом — лётчиком-международником, Заслуженным пилотом Кыргызстана — Шимовым Салехом Сулеймановичем и работа учителем начальных классов в г. Бамако Республики Мали, затем возвращение на Родину и посвящение всей себя отечественной средней школе: работа учителем биологии в СШ №47, заместителем директора в СШ №51, учителем химии в СШ №6, директором СШ №20 и с 1990 года до выхода на пенсию Светлана Амановна проработала в школе-гимназии № 6.

В силу творческого полёта своей педагогической мысли, благодаря изучению опыта педагогов и руководителей самых успешных школ на советском и постсоветском пространстве, благодаря личному общению с интереснейшими людьми в области образования, вследствие умения заразить мечтой и энтузиазмом свою команду Светлана Амановна смогла из хорошей школы, имеющей свою прекрасную «легенду», сделать ещё лучшую школу. Эта школа в своём роде уникальна, поскольку в ней выработана концепция индивидуального маршрута развития всех аспектов личности каждого субъекта образовательного процесса: и ученика, и учителя, и администратора, причём в тесном сотрудничестве с родительским сообществом. Ей удалось создать школу-семью с особым духом общности, со способностью быть в постоянном поступательном развитии, с высоким уровнем культуры и большими потенциальными возможностями.

Огромное количество людей, которые почувствовали на себе насколько щедрое и горячее сердце у Светланы Амановны. Невозможно забыть сколько добра она сделала людям! Тысяча, десять тысяч людей (сколько их!), кому эта светлая женщина помогла и добрым советом, и моральной поддержкой в «чёрные» дни, и справедливым суровым замечанием. Как нельзя лучше подходят к Светлане Амановне следующие слова древнего мудреца, Катона Старшего: «Величайшее утешение в моей старости и высочайшее моё удовольствие – это приятные воспоминания о том, как много пользы и добра я принёс другим людям»…

По просьбе редактора журнала «Мугалим» я написала этот очерк. Но Светлана Амановна не успела её прочитать. На 76 году жизни 1-апреля 2014 года ее не стало. Не стало биться ее золотое, горячее сердце.

Как жаль, что мы потеряли замечательного человека, мудрого наставника, верного старшего друга! Светлана Амановна была полна планов и устремлений: она хотела работать, писать! Ко всем, уже написанным трудам, могли бы присоединиться «Добрые советы начинающим руководителям» и «Руководство как сделать из простой средней школы инновационное образовательное учреждение?»

Светлана Амановна жила полной яркой жизнью, она находилась в постоянном движении, и ни один её день не был похож на другой… Добрая и вечная память Вам, дорогая наша, любимая Светлана Амановна!

Аида Давлетова,

директор ШГ №63 им. Ч. Айтматова,

Гульнара АЛЫБАЕВА, «Кутбилим»

В один солнечный день красивый молодой человек стоял на площади посреди города и с гордостью хвастался самым прекрасным сердцем в округе. Он был окружен толпой людей, которые искренне восхищались безупречностью его сердца. Оно было действительно идеально - ни вмятинки, ни царапинки. И каждый в толпе соглашался, что это самое прекрасное сердце, которое они когда-либо видели. Парень был очень этим горд и просто сиял от счастья.
Неожиданно из толпы вперед вышел старик и сказал, обращаясь к парню:
- Твое сердце по красоте и близко не стояло рядом с моим.
Тогда вся толпа взглянула на сердце старика. Оно было помято, все в шрамах, в некоторых местах куски сердца были вынуты и на их местах были вставлены другие, которые совсем не подходили, некоторые края сердца были рваными. К тому же, в некоторых местах в сердце старика явно не хватало кусочков. Толпа уставилась на старика - как он мог сказать, что его сердце красивее?
Парень взглянул на сердце старика и засмеялся:
- Ты, возможно, шутишь, старик! Сравни свое сердце с моим! Мое - идеально! А твое! Твое - мешанина шрамов и слез!
- Да, - ответил старик, - твое сердце выглядит идеально, но я бы никогда не согласился обменяться нашими сердцами. Смотри! Каждый шрам на моем сердце - это человек, которому я отдал свою любовь - я вырывал кусок моего сердца и отдавал этому человеку. И он часто взамен отдавал мне свою любовь - свой кусок сердца, которое заполняло пустые пространства в моем. Но поскольку кусочки разных сердец точно не подходят друг к другу, поэтому у меня в сердце есть рваные края, которые я берегу, потому что они напоминают мне о любви, которой мы делились. Иногда я отдавал куски моего сердца, но другие люди не возвращали мне свои - поэтому вы можете видеть пустые дыры в сердце - когда ты отдаешь свою любовь, не всегда есть гарантии на взаимность. И хоть эти дыры приносят боль, они мне напоминают о любви, которой я делился, и я надеюсь, что в один прекрасный день эти кусочки сердца ко мне вернутся. А если нет – что ж, зато мне есть что вспомнить. И эти воспоминания не тяготят меня – ведь и в них есть что-то хорошее, что-то, без чего жизнь была бы не столь полной. Теперь ты видишь, что означает истинная красота?
Толпа замерла. Молодой человек молча стоял ошеломленный. Из его глаз стекали слезы.
Он подошел к старику, достал свое сердце и оторвал от него кусок. Дрожащими руками он протянул часть своего сердца старику. Старик взял его подарок. Потом он в ответ оторвал кусок от своего избитого сердца и вставил его в пространство, образовавшееся в сердце молодого человека. Кусок подошел, но не идеально, и некоторые края выступали, а некоторые были рваными.
Молодой человек посмотрел на свое сердце. Оно теперь было совсем не идеально, но на самом деле стало гораздо более красивым, чем раньше.

Урок литературного чтения в 4 классе.

Образовательная система «Школа 2100»

Тема: Урок доброты и любви. (Притча «Самое прекрасное сердце»)

Цель: Создать условия для обсуждения и осмысления образов притчи.

Задачи: Совершенствовать навыки осознанного чтения учащихся.

Формировать умение детей анализировать текст, читать «между строк», выражать свое отношение к героям.

Воспитывать у учащихся чувства эмпатии, культуру ведения диалога.

Оборудование: вырезанные из бумаги сердечки для каждого учащегося, магнитофон, песня «Из чего же?», разноцветные сердечки для «ковра настроений», текст притчи для каждого учащегося, карточки с чертами характера для работы в паре.

Ход урока

    Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности.

1. Ковер настроений.

На доске мелом нарисован ковёр в форме сердца. Под весёлую музыку «Из чего же?» выходят девочки и прикрепляют на ковре бумажные сердечки того цвета, какое у них настроение на начало урока. То же самое затем выполняют мальчики.

2. Игра «Бумажное сердечко»

У каждого учащегося на парте бумажное сердце.

Представьте такую ситуацию: человек, который для вас очень значим и дорог, чем-то вас обидел, словом, поступком, сильно разочаровал вас. Попробуйте мысленно сказать ему, что вы о нём сейчас думаете, что чувствуете. На каждую фразу согните бумажное сердечко.

(Дети выполняют задание).

А теперь представьте, прошло какое-то время, вы этого человека полностью простили, забыли обиды, ваши отношения наладились. Все прекрасно и замечательно! Мысленно скажите этому человеку какие-нибудь приятные тёплые слова. Скажите, как он вам дорог, как вы его уважаете, цените и любите. Для вас он очень важен, важно сохранить с ним дружеские, теплые отношения. На каждую фразу разглаживайте бумажное сердечко. Внимательно посмотрите, как оно теперь выглядит.

Какой вывод мы можем сделать? (Сердце стало некрасивое, мятое)

Да, все негативные слова и поступки оставляют на сердце шрамы. Каждый шаг оставляет след. Задумайтесь над своим поведением, своими словами и поступками. А вы никого не обижали в своей жизни?

II . Объявление темы урока. Работа с текстом до чтения.

Сегодня мы прочитаем притчу. Это рассказ с нравоучением.

(Читают название хором: «Самое прекрасное сердце»).

Ваши предположения по названию, о чем будет говориться в притче.

(Предположения детей)

    Постановка целей урока.

Какую цель поставим перед собой на уроке? Учитель со слов детей фиксирует на доске: прочитать притчу; узнать, кому принадлежит самое прекрасное сердце; кто считает его самым прекрасным; когда это было; чему учит притча и т.д.

IV . Работа с текстом во время чтения.

1. Словарная работа ведется во время чтения: искренне, безупречность сердца, идеально, мешанина.

2. Чтение детьми вслух с прерыванием, ведение диалога с автором, предположения детей по содержанию.

(Отчего может быть сердце прекрасным?)

(Предположения детей).

Ответ в тексте:

Почему, на ваш взгляд, старик утверждал, что его сердце прекраснее, чем сердце юноши? Почему сердце старика так выглядело?

(Предположения детей).

- Да, - ответил старик, - твоё сердце выглядит идеально, но я бы никогда не согласился обменяться нашими сердцами .

Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

Стало ли понятно, почему у старика такое сердце? Как вы считаете, как мог отреагировать молодой парень на рассказ старика? Что он чувствовал? О чем думал? Представьте себя на его месте. Что вам хотелось бы сделать?

(Ответы детей).

3. Самостоятельное чтение притчи до конца.

Был ли какой-то момент, который вызвал сильную эмоциональную реакцию, возможно даже шокировал вас?

(Обмен впечатлениями, ответы детей)

V . Работа с текстом после чтения.

1. Вопрос на осмысление.

Как вы думаете, почему в притче именно такие герои: старик и молодой человек, а не два парня, не два старика, не парень и девушка?

2. Работа в парах с карточками.

Как эта встреча повлияла на судьбу и характер юноши? Красным цветом обвести те слова, которые описывают, каким был юноша до встречи со стариком, а зелёным – слова, которые показывают, каким он стал. Вы можете использовать не все слова.

Добрый, жестокий, трудолюбивый, грубый, вежливый, смелый, трусливый, заботливый, внимательный, невежа, хам, щедрый, правдивый, справедливый, честный, самолюбивый, искренний, любящий.

Мог ли старик просто пройти мимо? Почему он так не поступил?

Как вы думаете, для кого эта встреча была более важной: для юноши или для старика? (Юноша принял в дар опыт, знания, он поменял свое мироощущение, он стал другим).

А старик? Получил ли он что-нибудь для себя?

Старик в этой притче отдавал другим людям кусочки своего сердца. Как вы считаете, задумывался ли он о том, что в какой-то момент сердца может на всех не хватить?

Чему учит эта притча?

Можно ли дозировать чувства, отмерять определенное количество любви?

(Ответы детей, отстаивание своего мнения).

3. Игра «Подари частичку сердца».

Сейчас мы тоже попробуем делиться кусочками сердца (Из бумаги у каждого на парте). Вы можете обменяться кусочками сердец, с кем хотите, и при этом говорить друг другу приятные слова.

(Все свободно перемещаются по классу, обмениваясь частичками сердца и тёплыми словами).

Важно учителю проследить, чтоб никто не остался без внимания: без подаренных кусочков сердца. Заранее приготовить кусочки бумаги и подарить с добрыми приятными словами тем детям, кто останется без «подарка».

Какие ваши ощущения? Что чувствовали, получая кусочки сердец товарищей и приятные слова?

(Делятся своими ощущениями).

4. Работа в группах.

Объясни значение данных фразеологизмов. Когда так говорят? (Посовещавшись 2 минуты, от группы выступает один человек. Объясняют значение одного выражения, другие группы могут дополнить).

Большое сердце.

Сердце изо льда.

Сердце кровью обливается.

Сердце оборвалось.

Сердце ушло в пятки.

Сердце не лежит к чему-либо.

Вырвать из сердца.

Веление сердца.

Доброе сердце, злое сердце, чистое сердце… А у вас какое сердце?

5. Дополни предложение: Тяжело на сердце, когда…(ответы детей)

Легко на сердце, когда…(ответы детей)

VI . Домашнее задание.

1) I вариант - составить рассказ об одном дне жизни старика до встречи с юношей.

II вариант - составить рассказ об одном дне жизни юноши после встречи со стариком.

2) Подобрать пословицы о сердце.

VII . Взаимооценивание и оценивание учителем.

VIII . Рефлексия.

Какую цель ставили в начале урока? Как её достигли?

Был ли полезен урок? В чем польза?

Где и как пригодятся эти знания?

Возвращение к ковру настроений. Под музыку «Из чего же?» дети меняют цвет своего сердечка, если он поменялся, комментируют, почему настроение изменилось, в какую сторону.

Притча «Самое прекрасное сердце»

В один солнечный день красивый парень стоял на площади посреди города и с гордостью хвастался самым прекрасным сердцем в округе.

Он был окружен толпой людей, которые искренне восхищались безупречностью его сердца. Оно было действительно идеально – ни вмятинки, ни царапинки. И каждый в толпе соглашался, что это самое прекрасное сердце, которое они когда-либо видели. Парень был очень этим горд и просто сиял от счастья.

Неожиданно из толпы вперед вышел старик и сказал, обращаясь к парню:

Твое сердце по красоте и близко не стояло рядом с моим. Тогда вся толпа взглянула на сердце старика.

Оно было помято, все в шрамах, в некоторых местах куски сердца были вынуты, и на их местах были вставлены другие, которые совсем не подходили, некоторые края сердца были рваными. Толпа уставилась на старика – как он мог сказать, что его сердце красивее?

Парень взглянул на сердце старика и засмеялся:

Ты, возможно, шутишь, старик! Сравни своё сердце с моим! Моё идеально! А твое!? Твоё – мешанина шрамов и слёз!

Да, - ответил старик, - твоё сердце выглядит идеально, но я бы никогда не согласился обменяться нашими сердцами.

Смотри! Каждый шрам на моём сердце – это человек, которому я отдал свою любовь. Я вырывал кусок моего сердца и отдавал этому человеку. И он часто взамен отдавал мне свою любовь – свой кусок сердца, которое заполняло пустые пространства в моём. Но поскольку кусочки разных сердец точно не подходят друг к другу, у меня в сердце есть рваные края, которые я берегу, потому что они напоминают мне о любви, которой мы делились. Иногда я отдавал куски моего сердца, но другие люди не возвращали мне свои. Поэтому вы можете видеть пустые дыры в сердце - когда ты отдаёшь свою любовь, не всегда есть гарантии на взаимность. И хоть эти дыры приносят боль, они мне напоминают о любви, которой я делился, и я надеюсь, что в один прекрасный день эти кусочки сердца ко мне вернуться. Теперь ты видишь, что означает истинная красота?

Толпа замерла. Молодой человек молча стоял ошеломленный. Из его глаз стекали слёзы. Он подошел к старику, достал своё сердце и оторвал от него кусок. Дрожащими руками он протянул часть своего сердца старику. Старик взял его подарок и вставил в своё сердце. Потом он в ответ оторвал кусок от своего избитого сердца и вставил его в дыру, образовавшуюся в сердце молодого человека. Кусок подошел, но не идеально, и некоторые края выступали, а некоторые были рваными. Молодой человек посмотрел на своё сердце, уже не идеальное. Но более красивое, чем оно было раньше, пока любовь старика не коснулась его. И они, обнявшись, пошли по дороге.