Что нужно ребенку, чтобы он хорошо ел. Как и чем накормить ребенка? Рецепты блюд для детей Что сделать чтобы ребенок ел хорошо

Долгое время мой ребенок не ел овощи и фрукты. Точнее, из фруктов ел только малину, а из овощей — картошку. Сегодня в рубрике , Светлана Зеленцова , автор блога о здоровом и вкусном питании Veg Guru , поделится своими пятью советами как подружить ребенка с фруктами и овощами.

Мы все знаем, что фрукты и овощи – это витамины и сплошная польза, а еще это основа здорового питания. Но часто на своих консультациях, семинарах и вебинарах о здоровом питании я слышу от мам: «Мой ребенок на дух не переносит овощи, а фрукты ест лишь изредка». Но я не встречала ни одной мамы, которая бы не хотела, чтобы ее ребенок был здоров.

Как сделать так, чтобы дети ели больше фруктов и овощей?

Понятно, что насильно ребенку ты ничего не запихнешь. Что же делать? Как сделать здоровое питание для детей неотъемлемой частью вашей жизни?

Я дам 5 простых работающих советов, проверенных на практике.

Сила примера

Если фрукты и овощи в вашем доме редкий гость, и сами вы их не едите, как минимум странно требовать этого от детей. Начните с себя. Съедайте как минимум 2-3 фрукта в день. И стремитесь, чтобы в основные приемы пищи (завтрак, обед и ужин) половину вашей тарелки занимали овощи. Если вы уже так питаетесь, переходите к следующим пунктам.

Не обобщайте – уточняйте!

Ваш ребенок не ест банан/яблоко/грушу, он вылавливает овощи из супа, он не ест сложносочиненные салаты или салаты в принципе? Но что-то он любит? Может быть это черника/манго/апельсин, а может, свежий огурец или морковь?

Начните с того, что любит ваш ребенок. И обязательно учтите форму и способ подачи. Чаще всего дети действительно равнодушны к салатам, им часто не нравятся приготовленные овощи, и они не испытывают блаженного трепета перед смузи. Они любят просто почищенные и порезанные овощи и фрукты.

Сделайте фрукты и овощи доступными вашим детям

Если вы думаете, что, сделав закупку овощей и фруктов в магазине и забив ими холодильник, вы обеспечили доступность, то должна вас разочаровать. И мужья, и дети съедят в первую очередь то, что удобно, то есть лежит в доступности и требует наименьших усилий.

Когда они все это съедят, они будут открывать холодильник и говорить, что есть нечего. Потому что то, что нужно помыть, почистить или разогреть – это очень сложно ☺. Если мы хотим, чтобы фрукты и овощи были съедены, то мы должны их помыть, при необходимости почистить и выложить на стол. А печенье и конфеты убрать в шкаф.

Вы сами не заметите, как между делом или игрой дети будут таскать со стола овощи и фрукты. К основной трапезе, нарезая себе салат, не забудьте детям предложить отдельно тарелку просто с нарезанными овощами (огурцы, томаты черри, паприка, капуста, брюква, репа, морковь).

Привлекайте детей к приготовлению еды

Источник фото:

Помогите ему быть спокойным и проснувшимся, наладьте с ним эмоциональную связь, поймите сигналы, которые он подает, когда хочет есть или спать, разберитесь с его темпераментом и стилем приема нищи.

Помогите ребенку быть спокойным и внимательным

Кормите ребенка, когда он спокоен и внимателен, а не тогда, когда он перевозбужден или устал от плача. Если малыш волнуется, успокойте его. Если сонный - подождите, когда он проснется самостоятельно. Придерживайте малыша во время кормления. Он не должен чувствовать, что вот-вот упадет, но в «о же время ему необходима некоторая свобода маневра. Комфорт ваших объятий поможет ему лучше кушать. Вы же можете помочь ему глотать: выровняйте его голову, плечи и бедра по одной линии; голову малыша чуть-чуть откиньте назад. Помните, что она должна быть выше остального тела, тогда вовремя глотания молочная смесь не затечет ему во внутреннее ухо. Предлагайте ему поесть, легко касаясь соской его щеки или губ. Если ребенок голоден, он охотно потянется к соске, и вам останется только сунуть ее малышу в рот - не следует насильно открывать ему рот и впихивать туда соску. Кормите ребенка плавно и непрерывно, во всем следуя его сигналам. Держите бутылочку (и ребенка) спокойно: пусть молочная смесь из бутылочки течет равномерно с удобной для малыша скоростью. Не нужно постоянно проверять уровень смеси в бутылочке, обтирать ребенку рот, поправлять пеленки или заставлять срыгивать без необходимости. Дайте малышу срыгнуть только тогда, когда его желудок действительно полон воздуха. В этом случае ребенок прекращает есть и выглядит озабоченным. Перерывы в кормлении плохо отражаются на ребенке: он может отказаться от еды, даже если не совсем сыт.
Поговорите с ним, пока он ест. Говорите спокойно, с нотками одобрения, но не пытайтесь развлекать, иначе ребенок заинтересуется настолько, что забудет о еде. Поэкспериментируйте с голосом, определите, какая скорость речи и какой тон голоса помогают младенцу оставаться бодрствующим, спокойным и сосредоточенным. Приблизьте свое лицо к его лицу - он найдет это зрелище захватывающим, потому что в этом возрасте он еще не может видеть слишком далеко. Поэкспериментируйте с прикосновениями: запомните, какие из них помогают ему быть спокойным и внимательным, а какие заставляют нервничать или закрывать глаза.

Читайте сигналы ребенка

Когда ребенок готов к принятию пищи, его глаза открыты шире обычного, а лицо выглядит оживленным. Он сгибает и разгибает ручки и ножки, а когда вы касаетесь его рта, щеки или подбородка, тянется к вашей руке и делает сосательные движения. Ребенок также может складывать руки под подбородком или посасывать пальчики. В конце концов он начинает волноваться. Волнение - это один из последних сигналов голода, поэтому когда вы научитесь читать его ранние сигналы, ему не придется волноваться, чтобы заявить о том, что голоден. Если ребенок волнуется достаточно долго, он разнервничается так, что не сможет как следует поесть. Подход к кормлению у всех детей разный. Одни хотят есть сразу, как только проснутся, и даже не дают вам времени сменить памперсы. Другим перед едой требуется немного отдохнуть.
Давайте ребенку еды ровно столько, сколько он хочет. Немедленно прекращайте кормление, когда малыш сигнализирует о своей сытости. Он может замедлять сосание, отталкивать соску и отворачиваться. Его сосательный рефлекс постепенно затихает. Если вы не отреагировали на его раннее «я сыт», он становится более настойчивым: пинается, извивается, выгибает спину и нервничает. Если малыш во время кормления хочет немного передохнуть, разрешите ему это сделать, а затем снова предложите соску. Ваш ребенок будет часто делать паузу в еде, чтобы посмотреть на вас и пообщаться. Поэтому сидите тихо, разговаривайте с ним, демонстрируйте к нему интерес и внимательно наблюдайте за происходящим. Когда вы снова предложите ему соску, не нужно делать это настойчиво - вы всего лишь проверяете, насколько малыш сыт. Одни дети наедаются быстро, отказываясь делать следующий глоток. Другие делают это медленно, постепенно замедляя сосание и теряя к еде интерес. С уважением отнеситесь к сигналам ребенка: не пытайтесь влить в него остаток молочной смеси, когда он уже сыт. Часто бывает так, что, наевшись, новорожденные сразу засыпают. Однако вам желательно знать, наелся ли ребенок, поэтому гораздо лучше, когда сразу после кормления новорожденный некоторое время еще пободрствует. Кроме того, если малыш оказался в кроватке сонным, но не заснувшим окончательно, это научит его самостоятельно засыпать и поможет избежать проблем со сном позднее.
Голод и сытость сменяют друг друга, и то же самое происходит со сном и бодрствованием. Вот ваш ребенок внимателен и общителен, а вот он хочет, чтобы его оставили одного и дали поспать. Ваше умение распознавать эти сигналы влияет на процесс кормления, потому что качество бодрствования ребенка зависит от качества его сна. Ребенок сообщает, что хочет с вами пообщаться, когда у него сфокусированный взгляд, оживленное лицо, когда он улыбается вам, смотри на вас и спокойно перебирает ручками и ножками. Когда ему требуется отдохнуть, он отворачивается, пинается, извивается, вырывается, отталкивает вас ручкой, изгибает спину, нервничает и плачет. Если вам удастся понять его ранние сигналы об усталости и необходимости отдыха, ребенку будет легче успокоиться и уснуть.

Вам не обязательно быть экспертом. Конечно, сигналы, которые подает ребенок, не сразу становятся четкими и недвусмысленными, и у вас будет достаточно времени пройти долгий путь проб и ошибок, прежде чем вы научитесь их идентифицировать. Со временем вы начнете все лучше понимать желания ребенка, а его сообщения станут гораздо яснее. В своей работе Гейл Прайс, аспирантка кафедры клинической психологии, продемонстрировала, что матери прекрасно понимают, о чем «говорят» их дети. Прайс записала на пленку 40 роликов о впервые рожавших женщинах и их детях. Она разделила их на две группы. Одна группа просмотрела записи кормления собственных детей, а другая нет. Прайс просмотрела записи "вместе с матерями первой группы сразу после выписки и задала один вопрос: «Что ребенок вам говорит?» Аспирантка не давала женщинам никакой предварительной информации о детских сигналах, она просто сидела рядом с ними во время просмотра. Матери быстро соображали, что дети пытаются с ними общаться, и открыто критиковали свое поведение. Они могли видеть, что какие-то их действия успокаивают детей и помогают им кушат, а какие-то только вредят процессу кормления. Одна мать воскликнула: «Я слишком резко заставляла его срыгивать. Выглядит так, как будто я его убиваю. Бедный малыш! Почему ты мне ничего не сказал?» Конечно, матерям ошибки не нравились, но они не очень их расстраивали, потому что женщины видели путь решения проблемы. Например мать, которая считала, что слишком грубо заставляла ребенка срыгивать, заметила, что ее сонный ребенок открывает глаза,-когда она с ним говорит или касается его пальчиков, и не реагирует на покачивания. Она использовала более правильный подход подсознательно.
Когда детей первой группы спустя 4-6 недель принесли на новый осмотр, Прайс обнаружила, что их матери, прошедшие через задание понять, что говорит ребенок, лучше справляются с кормлением, чем матери второй группы, которые не получали такого задания. Матери первой группы чувствовали, что могут отгадать желания своих детей, и реагировали на них соответствующим образом. Другие матери рассматривали детей как загадку и не считали, что их собственное поведение может повлиять на процесс кормления. Какой же вывод? Никто из нас не специалист, но если матерям дать понять, что их дети стремятся общаться, они смогут понять детские сигналы.
Проводя свое исследование, Прайс была лишь аспиранткой, которая многого не знала о детях, как и их рожавшие в первый раз матери.

Контролируйте то, как сосет и глотает ваш ребенок?

Если все идет хорошо, ребенок спокойно лежит у вас на руках, легко двигает ручками и ножками, плавно и размеренно кушает из бутылочки, без труда сосет и глотает. Он не сопит, не кашляет, не давится, не плачет, не пинается, не выгибает спину и не извивается. Если вы все-таки видите некоторые из этих признаков, значит, что-то идет неправильно. Возможно, дело в самой бутылочке или соске: молоко из нее течет либо слишком быстро, либо слишком медленно. Это вполне можно отрегулировать. Однако не исключена вероятность, что у вашего ребенка имеются трудности с сосанием или координированием сосания и глотания. Поделитесь своими опасениями с врачом и не успокаивайтесь до тех пор, пока не получите удовлетворительного ответа и помощи. Если подобное поведение проявляется у ребенка еще в больнице, поговорите с консультантом по лактации. У подобных специалистов есть опыт по оценке схем сосания и глотания у новорожденных, поэтому даже если вы кормите не грудью, а из бутылочки, не стесняйтесь спрашивать. Медико-социальные работники и логопеды также являются экспертами по оценке сосательно-глотательных схем и могут вам помочь откорректировать процесса сосания вашего ребенка. Если у вас не получилось исправить все с первой попытки, не опускайте руки. Когда вы подозреваете, что у вашего ребенка дефект сосательно-глотательных движений, обязательно обратитесь за помощью. Плохой сосательный рефлекс превратит кормление в тяжелое испытание, что станет для вас проблемой на долгое время.

Не закрепляйте бутылочку

Не кладите ребенка спать вместе с бутылочкой. Во время кормления не сажайте его в детский стульчик, даже если вы держите для него бутылочку. Чтобы хорошо есть и чувствовать, что его любят, ребенку во время еды требуются ваши объятия. Если вы оставите его наедине с бутылочкой, ребенок почувствует себя одиноким, ему будет трудно съесть то количество пищи, в котором он нуждается. Дети, чьи эмоциональные потребности не удовлетворяются, склонны съедать слишком много или слишком мало. Укладывая ребенка спать вместе с бутылочкой, вы рискуете подарить ему оталгию, удушье или детский кариес (его еще называют «бутылочным»). Кариес более старшие дети получают, когда засыпают с искусственной смесью во рту (или другой жидкостью, кроме воды). Если ваш ребенок заснул во время кормления, походите немного с ним на руках, чтобы он сглотнул молоко, которое находится у него во рту.

Распределение контроля

  • придерживаетесь графика кормлении;
  • заставляете ребенка съедать определенное количество пищи;
  • прекращаете кормление до того, как он насытится;
  • трясете бутылочку и покачиваете ребенка, чтобы кормление шло определенным образом или на определенной скорости;
  • поторапливаете ребенка закончить с бутылочкой;
  • пытаетесь заставить его съесть больше или меньше, чем он хочет;
  • пытаетесь растянуть периоды между кормлениями;
  • когда ребенок голоден, заставляете его ждать;
  • продолжаете кормить его даже после того, как он подал сигнал «я сыт».

Подобная тактика не заставит малыша кушать лучше, а когда он подрастет, он будет стремиться съедать больше, чем нужно. Более того, ребенок просто не сможет питаться по режиму, потому что когда он кричит и просит есть, это изматывает его и ему сложно оставаться достаточно бодрым, чтобы как следует покушать.
Практика контроля вредна для всех новорожденных, но особенно негативно она сказывается на раздражительных, неорганизованных и склонных к коликам детях. Эти дети уже родились такими, и никто не виноват в том, что их трудно понять и успокоить. Попытка контроля над такими детьми обречена на провал. С другой стороны, если вам повезло иметь покладистого и спокойного ребенка, вы можете успешно контролировать кормления, по крайней мере, некоторое время. Однако если вы продолжите применять тактику контроля, рано или поздно ваш ребенок начнет сопротивляться, и проблемы с его кормлением все-таки начнутся. Если они не начались в течение первых нескольких лет жизни малыша, я обещаю, что проблемы появятся, когда он превратится в тинейджера.
Возможно, сейчас вы начали удивленно оглядываться, гадая, о ком это я говорю. Это означает, что вам и в голову не приходило обращаться с малышом таким образом. И если вы читаете эту книгу, вы настроены на своего ребенка и всегда уважаете его желания. Однако время от времени вы слышите убедительные аргументы в пользу того, что контроль - это хорошо^! правильно. Выполнение родительских обязанностей по часам - порочная практика, но, к сожалению, некоторые родители считают ее единственно верной. Не сойти с верного пути вам поможет знание, почему подобное выполнение родительских обязанностей является вредным и даже разрушительным для ребенка. Тем вашим друзьям и родственникам, которые верят в выполнение родительских обязательств по часам, не обязательно быть в курсе вашей точки зрения, но вы должны знать, что именно неправильно в подобном жестком стиле воспитания.

Мы часто слышим от родителей: «Моему ребенку еда совершенно неинтересна, в него невозможно ничего запихнуть!» Так вот вам десяток практичных советов на случай «запихивания»

1. Питание ребенка должно быть разнообразным, детям достаточно быстро надоедают даже недавно любимые блюда. В таких случаях просто исключите надоевшую еду и введите новую - аппетит не заставит себя ждать. Ведь мы часто убираем на дальнюю полку игрушки, которыми малыш уже не интересуется. Пройдет время, наскучат другие мишки и кубики, и те, с полки, снова станут самыми любимыми.

2. Не бойтесь использовать пряности, травы, специи и экзотические продукты в детских блюдах. Чем раньше дети научатся понимать и различать вкус продуктов, тем более они будут по-хорошему разборчивы в еде потом.

3. Измените режим кормления ребенка в жаркие дни. В полдень предложите ему не обед, а второй завтрак (например, кефир, творог, легкую кашу, фрукты, разведенный сок), а после сна достаточно проголодавшийся малыш легко справится с теми блюдами, которые вы приготовили ему на обед.

4. Не заставляйте ребенка есть, когда он болен, нервничает или расстроен.

5. Не сажайте ребенка за стол сразу после активной игры. И уж конечно не пытайтесь кормить бегающего по квартире малыша: такая гонка ни к чему хорошему не приведет. Более того, она может быть опасна: едой можно запросто подавиться.

6. Не разделяйте еду на «хорошую» и «плохую». Вместо этого найдите связь между едой и тем, что важно для вашего ребенка, например внешним видом.

7. Поощряйте здоровый выбор. Хвалите детей за то, что они предпочитают правильную пищу. Ненавязчиво заменяйте вредные чипсы на запеченные в духовке картофельные палочки или домашние мюсли. То есть всегда имейте под рукой полезный перекус вместо сладостей.

8. Никогда не используйте еду в качестве вознаграждения. Это может создать проблемы лишнего веса в более поздние годы. Вместо этого поощряйте детей чем-то, требующим от вас обоих активности - прогулкой в парке или игрой на свежем воздухе. В нашем мире занятых родителей такой совместный досуг часто сам по себе большой подарок для ребенка.

9. Давайте детям еду с собой в школу в красивых пластиковых боксах и ни в коем случае не в полиэтилене. И только такую, которая не испортится в теплом помещении и не потеряет внешний вид после «испытаний портфелем».

10. Старайтесь не кормить ребенка вчерашней едой. Она значительно менее аппетитная и полезная, чем с пылу с жару. А чтобы сэкономить время и силы, замораживайте бульоны, зелень, овощи и фрукты, в том числе в виде пюре.

Еда может быть неинтересна потому, что появляется неизвестно откуда. Если вовлечь малыша (да что там малыша, иногда и тинейджера тоже неплохо бы вовлечь) в сам процесс приготовления еды, ситуация может в корне измениться. Что-то мы не припомним ребенка, который отказался бы попробовать приготовленное им самим блюдо.

Главное в совместном приготовлении - не бояться (это мы про родителей). Даже самый маленький ребенок не порежется острым ножом, если показать ему, как правильно держать опасный инструмент, и не хлопать над ним крыльями, пока он режет. Да, есть однозначно опасные вещи: раскаленное масло, большая кастрюля с кипящей водой - все это, конечно, не для малышей. А взрослых детей учите технике безопасности - и с ними тоже будет все в порядке.

Когда в семье появляется ребенок это большое счастье. И огромные заботы. Начиная с возможных опрелостей, насморка, желтушки и заканчивая тем, что ребенок плохо кушает, медленно набирает вес, а педиатры ругают и не хотят отпускать домой.

Маленькие детки - маленькие беды. Если плохо сосет , нужно чаще прикладывать, держать возле себя не сорок минут, а час и больше, пока мама не будет уверена, что ребенок наелся.

Безусловно, если позволяет здоровье и нет аллергии, нужно стимулировать аппетит ребенка витаминами. Если организм в порядке , ребенок ест с аппетитом, чтобы восполнить запасы энергии и бегать, развлекаться дальше.

Если же малыш склонен к аллергии , то витаминами не поможешь. И нужно прибегать к иным средствам. Например, за час до еды дать ребенку половинку яблока, которое и вызывает голод. Также можно за едой читать ребенку любимую книжку. Слушая, что читает мама, рассматривая картинки, малыш отвлекается и автоматически, практически бессознательно, открывает рот, когда к нему подносится ложка.

Есть родители, которые в случае, если ребенок плохо ест, начинают прибегать к помощи . Известно, что малышей сильно привлекает реклама . Зная об этом, родители пользуются заинтересованность рекламой, и кормят ребенка. С возрастом этот процесс проходит под мультики. Но этот путь ошибочен, ведет в никуда. Можно добиться лишь того, что без телевизора ребенок вообще откажется есть. А это ещё большая проблема, чем просто ребенок, который ест мало.

Кроме книжки, можно взять с собой на трапезу любимую игрушку, чтобы она смотрела. Как ребенок кушает. А ещё лучше кормить и ребенка, и игрушку. А можно попробовать, чтобы ребенок кормил игрушку, а мама - малышка. Вариантов множество. Также можно задаться целью и интересно оформлять блюда. В виде ракеты, машины, замка, цветов. Можно поискать книги, почитать форумы. Также как красиво оформить блюдо посмотреть можно тут. Во всяком случае, нужно стремиться к одной цели - чтобы ребенку был интересен сам процесс приема пищи, чтобы еда привлекательно выглядела, вкусно пахла.

Детям постарше можно предложить соревнование . То есть сесть кушать вместе с ним и сказать, что кто первый съест свою порцию, тот и получит приз. Например, какое-нибудь любимое лакомство ребенка. Тогда можно не сомневаться, что ребенок съест все и постарается сделать это быстрее. Также детям, которые плохо кушают, нельзя устраивать «перекусы» между приемами пищи, так как они также сбивают аппетит.

Смотреть видео доктора Комаровского - «Я кушать не хочу»

Не секрет, что родители иногда и сами до конца не понимают, что значит правильное и здоровое детское питание. Хорошая новость в том, что прочитав эту статью вы получите целых 10 простых и понятных советов.

  1. Родительский контроль. Кто ходит в магазин и покупает продукты? Вы сами? Тогда всю вину за неправильное питание детей можете возложить на себя. Ни один ребенок не будет ходить голодным. Дети съедят все, что найдут в шкафчиках и холодильнике. Так что если у вас на кухне мало полезной еды, значит, надо пересмотреть свой стандартный список покупок.
  2. Позвольте ребенку выбирать. С одной стороны, может показаться слишком непривычным и даже неправильным спрашивать ребенка о том, чего и сколько ему хочется. Но если вы будете придерживаться режима дня с фиксированным временем завтрака, обеда, ужина и перекусов, готовить вкусно и разнообразно, то ребенок будет выбирать из того, что есть. Совсем нетрудно иметь на кухне пачку-другую цельнозерновых макарон и, скажем, риса. Предложите выбрать гарнир из этих двух вариантов, и он в любом случае будет полезным.
  3. Не заставляйте доедать. Позвольте ребенку самому решать, наелся он или нет. Только так человек может научиться понимать себя и избежать переедания.
  4. Начните воспитывать привычку правильного питания у ребенка с рождения. Пищевые пристрастия закладываются в раннем возрасте, буквально с момента . Поэтому не настаивайте на какой-нибудь «такой полезной цветной капусте», если не хотите, чтобы ваш ребенок до конца жизни на нее смотреть не мог. Если малыш не хочет сегодня, не кормите насильно. Предложите его через неделю или две, и, возможно, ваш ребенок распробует его.
  5. Разнообразьте детское меню. На самом-то деле дети любят не только печенье и макароны с сосисками. Предложите им что-то совсем новое дома или позвольте самим выбирать в кафе. Вы удивитесь, насколько дети любят экспериментировать.
  6. Считайте жидкие калории. Газированные сладкие напитки содержат колоссальное количество калорий, которые не несут питательной ценности. Постепенно заменяйте газировку на воду, молоко и . Так вы не только удовлетворите жажду ребенка, но и обеспечите его необходимыми витаминами и минералами.
  7. Не переоценивайте десерт. Если каждый прием пищи заканчивается «восхитительным вкуснейшим десертом, на который я потратила полдня», то ребенок начинает воспринимать третье блюдо как нечто особенное. И этого невероятного начинает хотеться все больше, а обычной еды, особенно овощей, – все меньше. Не заостряйте внимание на какой-либо еде, и тогда ребенок не будет выпрашивать сладкое по поводу и без.
  8. Не пытайтесь выразить свою любовь к ребенку через еду. Гораздо лучше просто лишний раз сказать, как вы его любите. Если же вы будете использовать еду (например, какие-то особенные блюда) как поощрение или повод восхитить ребенка, то скорее всего у него сформируется с возрастом привычка заедать стрессы и отмечать пиршествами любые события.
  9. Подавайте пример. Дети, особенно маленькие, все повторяют за взрослыми. Трудно приучить ребенка есть брокколи и бурый рис, если сами вы предпочитаете пирожки и бутерброды. Измените рацион всей семьи, постепенно заменяя вредные или малополезные блюда на вкусные и питательные. Пользуйтесь такими кухонными приборами, как мультиварка, аэрогриль, пароварка. Они позволяют приготовить пищу без добавления или с минимальным количеством масла, в процессе обработки теряется совсем немного витаминов, а блюда получаются очень вкусными. Если вся семья будет есть правильную и вкусную пищу, то и ребенок будет.
  10. Ограничивайте время, проведенное за телевизором и компьютером. С помощью этого метода вам удастся снизить количество и объемы перекусов, которые тоже зачастую не всегда полезны. И лучше не просто запретить ребенку смотреть мультики, а отправиться с ним на прогулку или поиграть в подвижные игры. Дети любят это гораздо больше.

Питьевой режим ребенка

Есть много мнений и рекомендаций по поводу правильного питания, но совсем мало информации о том, что детям стоит пить, а что нет. В день человек выпивает 1,5–2,5 литра жидкости, поэтому очень важно следить за тем, чтобы ребенок получал максимум пользы от того, что он пьет.

Как приучить к воде и молоку

Здоровая пища, несомненно, улучшает настроение и самочувствие ребенка.

Для детей любого возраста лучший способ утолить жажду – выпить стакан простой воды или молока. И не только потому, что в воде совсем нет калорий, а в молоке много кальция, а потому, что так можно сформировать правильную привычку использовать молоко и воду, а не газировку для утоления жажды.

Вот, например, потребность организма в кальции для детей разных возрастов:

  1. Малыши от 1 года до 3 лет – 700 мг кальция ежедневно (480 мл молока).
  2. Дети от 3 до 8 лет – 1000 мг (600 мл молока).
  3. – 1300 мг (720 мл молока).

Лучше выбирать обезжиренное молоко или молоко с низким содержанием жира, так вы урежете лишние калории.

Если ваш ребенок не любит молоко, то попробуйте сделать молочный коктейль, добавив немного ягод или фруктов, например клубнику или банан.Такой коктейль легко приготовить, он вкусный и достаточно сладкий, к тому же содержит дополнительные витамины и минералы.

Если дети пьют много газировки, спортивных напитков, соков и соковых напитков, то они получают не только огромное количество сахара и пустых калорий, но и начинают употреблять меньше молока и других молочных продуктов (например, ), лишая себя необходимого кальция. К тому же лишние калории могут привести к ожирению и серьезным проблемам со здоровьем (сахарный диабет, артериальная гипертензия).

Содержание калорий и сахара в различных напитках

  • Вода (1 стакан) – 0 калорий и 0 г сахара.
  • Молоко с низким процентом жирности (1 стакан) – 100 калорий и 11 г сахара.
  • Свежевыжатый апельсиновый сок (1 стакан) – 110 калорий и 22 г сахара.
  • Соковый напиток, содержащий 10 % сока (1 стакан) – 150 калорий и 38 г сахара.
  • Газированный сладкий напиток (1 стакан) – 100 калорий и 27 г сахара.

Ограничьте потребление сока

Если ребенок любит соки, то смотрите за тем, чтобы ему покупались только натуральные хорошие соки, а не соковые напитки с большим количеством сахара и вкусовых добавок.

Нормы потребления сока для детей разного возраста:

  1. До 6 месяцев – сок не вводится. Основной и единственной пищей ребенка должно являться грудное молоко или смесь, а также .
  2. 6–12 месяцев – не более 120 мл сока, можно разводить водой.
  3. 1–6 лет – до 200 мл в день.
  4. 7–18 лет – до 350 мл в день.

Ограничьте количество газированных напитков

Разнообразные лимонады и колы частенько покупаются детям. Но далеко не всегда родители помнят о том, что газировка содержит большое количества сахара и кислоты, которые могут привести к кариесу и ожирению. Более того, в таких напитках частенько содержится кофеин, а его детям потреблять точно не нужно. Считается, что чем раньше ребенок попробовал газировку, тем сложнее его от нее отучить и тем больше он будет пить ее в будущем.

Стоит отметить, что не надо категорично запрещать ребенку лимонад. Если это ребенок до 7 лет, то постарайтесь просто не давать ему попробовать, если же это ребенок старшего возраста, то объясните, почему вам не нравится газировка, чем она вредна и предложите вкусный выбор: холодный чай с медом и лимоном, молочный коктейль или домашний компот.

Еще о культуре детского питания в программе «Школа доктора Комаровского»: