Окружающий мир в первой младшей группе. План-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа): Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром В первой младшей группе. Тема: «К Зайке на полянку» Воспитатель: Мышанская Н.В. Тема «Что мы делаем в д
Занятие по ознакомлению с окружающим миром
в 1- младшей группе по теме
«Домашние животные и их детеныши»
Тема: Домашние животные и их детеныши.
Раздел : Развитие представлений об окружающем мире.
Группа: Первая младшая.
Цели : знакомить детей с домашними животными и их детенышами, учить называть и сравнивать их по величине; развивать любознательность, память, внимание, речь; обогащать словарный запас; воспитывать любовь к животным.
Предшествующая работа :
Дидактическая игра «Кто как кричит?»
Чтение сказок: «Лиса, заяц и петух».
Заучивание стихов о животных.
Русские народные потешки и загадки о животных.
Материалы и оборудование: сюжетные картинки с изображением коровы, лошади, собаки, кошки и их детенышей.
Ход занятия
1.Вводная часть.
Воспитатель обращает внимание детей на сюжетные картинки с изображением домашних животных.
2. Основная часть . Отгадывание загадок о животных.
С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком. Кто это? (Собака.)
То мурлычет, то играет, то куда-то удирает, убегает далеко. А когда придет
обратно, то мяукает и с блюдца пьет сырое молоко. Кто это? (Кошка.)
Сама пестрая, ест зеленую траву, дает белое молоко. Кто это?(Корова.)
Длинная грива, скачет ретиво, твердые копытца, дайте ей волы напиться. Кто это? (Лошадь.)
3.Беседа о детенышах животных.
У собаки - щенок.
У кошки – котенок.
У коровы – теленок.
У лошади – жеребенок.
Молодцы. К нам пришли в гости домашние животные. Вы их узнали? А если узнали, скажите, как они кричат.
4.Игра «Кто как кричит»
На экране мультимедийной системы появляются картинки домашних животных и их детенышей.
Физкультминутка
У коровы есть ребенок: Показать рожки пальцами.
Брык – брык, скок – скок: Показать, как бодается теленок, прыжки на двух
А зовут его теленок, Развести руки в стороны, изобразить удивление.
Брык – брык, скок – скок. Показать, как бодается теленок, прыжки на двух
5. Игра «Послушай и назови».
Детям предлагается поочередно прослушать фрагменты песен « Лошадка» (муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель), «Кошка» (муз.Ан. Александрова, сл. Н. Френкель), «Корова» (муз. М. Раухвергера, сл. О.Высотской), «Собачка» (муз. М. Раухвергера, сл. Н. Комиссаровой)
6. Итог занятия.
Вопросы детям:
Каких животных мы видели на картинке?
Как называют их детенышей?
О ком мы слушали песни?
Татьяна Парамузова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в первой младшей группе «Я - в мире человек»
Конспект совместной деятельности воспитателя и детей первой младшей группы по ознакомлению с окружающим на тему: «Я – в мире человек»
Парамузова Татьяна Алексеевна
Цель: Создать условия для формирования представления о себе, как о человеке.
Образовательные: Создать условия для формирования представления о себе, как о человеке. Дать понять, что у человека есть руки, ноги, голова.
Воспитательные: Создать условия для воспитания культурно - гигиенических навыков.
Развивающие: Создать условия для развития умения соотносить свои движения со словами песни.
Оборудование: Игрушкакошка, аудиозапись Е. Железновой «У жирафа пятна- пятна».
Ход Образовательной деятельности.
Вводная часть:
Воспитатель: Здравствуйте, ребятки! Давайте с вами поздороваемся!
Здравствуйте, ладошки! Хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!
Здравствуйте, щечки! Плюх-плюх-плюх!
Пухленькие щёчки! Плюх-плюх-плюх!
Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок!
Здравствуйте, зубки! Щёлк-щёлк-щёлк!
Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип!
Здравствуйте, ребятки!
Основная часть:
Воспитатель: Ребятки, вы у меня малыши и вы сегодня пришли в детский сад! Нас с вами сегодня много! Мы с вами люди. А один – это человек. На Земле живет очень много людей. И все похожи друг на друга. У всех есть ручки (давайте поднимем их вверх, есть ножки (давайте мы с вами попрыгаем) и конечно голова (давайте покачаем головой!
Воспитатель: Ребятки, посмотрите, к нам в гости пришла кошка. Давайте мы с ней поздороваемся! Здравствуй, кошка!
Кошка: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Ребятки, давайте рассмотрим кошку!
У кошки лапы, а у человека руки и ноги.
У кошки хвостик, а у человека хвостика нет.
У кошки мягкая шерсть, а у человека кожа.
Кошка мяукает, а человека разговаривает.
Вот какие мы разные! Кошка – животное, а мы с вами люди.
Воспитатель: Скажем кошке до свидания, спасибо что пришла к нам в гости!
А теперь давайте поиграем с вами в игру! Игра называется «Где наши детки»
Игра «Где наши детки?»
Где наши ручки? Вот они! (ставим ручки перед собой и хлопаем)
Где наши ножки? Вот они! (топаем ножками)
Где наши детки? (Закрывают лицо руками)
Вот они! (Открывают лицо и улыбаются)
Заключительная часть:
Воспитатель: Ребятки, один – человек!
А когда нас много кто мы? (люди)
Какие у нас есть части тела? (руки, ноги, голова)
Воспитатель: Молодцы ребятки! А теперь давайте с вами немного потанцуем.
Песня Е. Железновой «У жирафа пятна – пятна» (выполняют движения согласно песни)
Публикации по теме:
"Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников".
Комплексное занятие в первой младшей группе по ознакомлению с окружающим с использованием самодельной дидактической игры «Времена года».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группе «Будь здоров» (интеграция с областями: "Познавательное развитие", "Развитие речи", "Физическое развитие", "Художественно-эстетическое развитие"-рисование).
Воспитатель:Савинова Александра Александровна Конспект занятие по ознакомлению с окружающим миром в 1младшей группе. Тема: «Куклу Таню научить.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группе «Мебель для куклы Кати» Тема: «Мебель для куклы Кати» Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие. Задачи: учить детей.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группе «Поможем Мишутке вылечиться» Конспект занятия ознакомление с окружающим миром в первой младшей группе (развитие сенсорных эталонов) Тема: «Поможем мишутки вылечиться».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для первой младшей группы «Знакомство с матрёшкой» «Знакомство с матрёшкой» Цель: Познакомить детей с русской народной игрушкой «матрёшка». Способствовать развитию мышления и восприятия.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« Белоозерская основная общеобразовательная школа
Яльчикского района Чувашской Республики»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по разделу «Ребёнок и окружающий мир»
для первой младшей группы
на 2учебный год
Прочитать детям песенку. Формировать умения слушать стихотворный текст; проговаривать звукоподражательные слова; выполнять движения о которых говорится в тексте песенки; отчетливо произносить слова вверх и вниз, по просьбе воспитателя выполнять действия соответствующие этим словам. Совершенствовать умение понимать речь воспитателя. Поощрять попытки caмoстоятелъно осуществлять действия с предметами и называть их. Помочь понять значение слов вверх, вниз
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗДЕЛУ «РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
(I младшая группа)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа составлена на основании комплексной программы «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией, В. В Гербовой, Москва, 2010г.) и дополнена национально-региональным компонентом, который составлен на основании программы «Воспитание ребенка-дошкольника» (под руководством, Чебоксары, 1995г). Ведущими целями «Программы воспитания и обучения в детском саду» являются: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физиологических качеств, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ предъявляются все более высокие требования. В возрасте 2-3 лет фундаментом умственного развития ребенка является сенсорное воспитание, ориентировка в окружающем мире. Базовой программой изучения раздела является «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией, .
«Программа воспитания и обучения в детском саду» предполагает в разделе «Ребенок и окружающий мир» содержание из трех составляющих: предметное окружение, явления общественной жизни, природное окружение.
В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни выделены темы «Семья», «Детский сад», «Родная страна», «Труд взрослых».
Умственное воспитание в Программе организовано на принципах коммуникативно-познавательной деятельности детей и обогащено современным развивающим содержанием. Оно обеспечивает задачи воспитания и обучения:
· расширять опыт ориентировки в окружающем;
· обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениями;
· формировать представления о предметах ближайшего окружения, о простейших связях между ними;
· воспитывать интерес к явлениям природы, бережное отношение к растениям.
Национально-региональный компонент реализуется в соответствии с программой «Воспитание ребенка-дошкольника» под редакцией раздела «Познавательная деятельность» как часть занятия и совмещается с темами «Родная страна», «Природное окружение».
Задача национально-регионального компонента:
· развивать познавательный интерес к предметам и явлениям окружающего мира родного края.
Дошкольное образовательное учреждение осуществляет приоритетное социально-личностное развитие и оздоровление детей по программе ««Возрождение». – Н. Новгород, 1999г., «Культурологическое образование детей дошкольного возраста: Методическое пособие.- Выпуски 1 - 6.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ
Наталья Володина
«Путешествие в мир игрушек». Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группе
Конспект НОД по окружающему миру
Тема : «Путешествие в мир игрушек »
Возраст : первая младшая группа
Цель : Формировать у детей представление об игрушках .
Задачи :
1) Обучающая (игрушки )
2) Развивающая
3) Воспитывающая игрушкам ;
Предварительная работа
Материалы и оборудование : картинки с изображениями; игрушки
1. Организационный момент
Дети : Здравствуйте!
2. Основная часть
игрушки . А вот какие там игрушки вам надо угадать ?
Первая загадка
Дети : Мячик!
Воспитатель
Наша Таня громко плачет :
Уронила в речку мячик.
-Тише, Танечка, не плачь :
Не утонет в речке мяч.
Подвижная игра : «Мячики»
Воспитатель : Молодцы, слушаем следующую загадку :
Что это за игрушка ?
Дети : Зайка!
Воспитатель
зайку :
Зайку бросила хозяйка
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Воспитатель :
игрушки забывать ?
Воспитатель : Слушаем следующую загадку :
Он странный и красивый,
«иго-го»
Кто узнал его…
Дети : Лошадка!
Воспитатель
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Воспитатель
Вот еще одна загадка :
Бурый косолапый
По лесу идет
Любит одолжить он
У лесных пчел мед.
Что это за игрушка ?
Дети : Мишка!
Воспитатель
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу
Потому что он хороший.
Физминутка : «Мишка»
Воспитатель
Мишка косолапый, по лесу идет
Воспитатель
3. Итоговая
Воспитатель путешествовать !
Тема : «Путешествие в мир игрушек »
Возраст : первая младшая группа
Цель : Формировать у детей представление об игрушках .
Задачи :
1) Обучающая : закреплять умения описывать предметы (игрушки ) ; продолжать учить детей разгадывать загадки;
2) Развивающая : развивать интерес к стихотворениям, память, мышление, речь;
3) Воспитывающая : воспитывать положительные черты качеств; воспитывать бережное отношение к игрушкам ;
Предварительная работа : чтение стихотворений А. Барто
Материалы и оборудование : картинки с изображениями; игрушки : зайка, лошадка, мишка, мячик.
1. Организационный момент
Ребятки, сегодня к нам пришли на занятие гости, поздоровайтесь с ними.
Дети : Здравствуйте!
2. Основная часть
Посмотрите, какой у меня есть волшебный мешочек, он не простой, а волшебный, там лежат игрушки . А вот какие там игрушки вам надо угадать ?
Первая загадка
Его пинают, а он не плачет, его бросают назад скачет.
Дети : Мячик!
Воспитатель : Посмотрите, какой он красивый. Какого он цвета? Какой по форме? Большой или маленький? А стишок про мячик знаете? Давайте прочитаем его?
Наша Таня громко плачет :
Уронила в речку мячик.
-Тише, Танечка, не плачь :
Не утонет в речке мяч.
Подвижная игра : «Мячики»
Давайте мы сейчас все вместе превратимся в мячики и попрыгаем!
Воспитатель : Молодцы, слушаем следующую загадку :
Комочек пуха, длинное ухо. Прыгает ловко, грызет морковку!
Что это за игрушка ?
Дети : Зайка!
Воспитатель : Посмотрите, какой он красивый. Какие ушки у зайчика? А хвостик?
А теперь прочтем стихотворения про зайку :
Зайку бросила хозяйка
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Воспитатель :
Хорошо ли поступила хозяйка с зайкой? Можно ли свои игрушки забывать ?
Воспитатель : Слушаем следующую загадку :
Он странный и красивый,
У него густая грива, и кричит он «иго-го»
Кто узнал его…
Дети : Лошадка!
Воспитатель : Правильно это лошадка. Посмотрите, какая у меня лошадка. Красивая? Большая? А стишок знаете про лошадку?
Давайте прочитаем стихотворение!
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Воспитатель : А в этом стихотворении хороший хозяин лошадки?
Вот еще одна загадка :
Бурый косолапый
По лесу идет
Любит одолжить он
У лесных пчел мед.
Что это за игрушка ?
Дети : Мишка!
Воспитатель : Правильно Мишка! Большой или маленький? А про Мишку знаете стишок?
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу
Потому что он хороший.
Физминутка : «Мишка»
Воспитатель : Все загадки разгадали, теперь можно отдохнуть, мы все с вами будем мишками, встаем и подходим ко мне на ковер.
Мишка косолапый, по лесу идет
Шишки собирает и в карман кладет
Вдруг упала шишка, мишке прямо в лоб
Мишка рассердился и ногою топ.
Больше я не буду шишки собирать
Сяду я в машину и поеду спать!
Воспитатель : Отдохнули, а теперь садитесь на места.
3. Итоговая
Воспитатель : На этом наше занятие подошло к концу. Вам понравилось? В следующий раз мы с вами снова отправимся путешествовать !
Удивительные открытия ждут ребёнка дошкольного возраста на пути познания окружающего мира, и первыми помощниками в этом ему будут воспитатели детского сада. Ведь именно они, вооружившись методикой и знаниями детской психологии, смогут помочь малышу справиться с огромным потоком информации, выделить и запомнить главное, а сложное сделать простым и понятным. Одной из главных форм работы по ознакомлению малыша с миром вокруг являются занятия, которые систематически и целенаправленно проводятся в дошкольном учреждении.
Ознакомление с окружающим миром в младших группах детского сада
Работа по ознакомлению дошкольников с окружающим миром начинается с первых дней пребывания малыша в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).
Детство - каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало прежде всего познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входили красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.
В. А. Сухомлинский
Цели и задачи
Целью познавательного развития детей первой и второй младших групп является формирование у них системы знаний, умений и навыков, соответствующих возрасту, которые помогут ребёнку комфортно чувствовать себя в природной и общественной среде.
Ознакомление с окружающим самых маленьких воспитанников ставит перед педагогами такие задачи:
- Сформировать начальные представления:
- о людях, их деятельности, внешнем виде, эмоциях;
- о свойствах и назначении предметов (мебель, игрушки, посуда, одежда, простейшие орудия труда);
- о природе (живая и неживая природа, сезонные явления, растения и животные).
- Способствовать появлению и развитию познавательного интереса к происходящему в ближайшем окружении (семья, детский сад, магазин, парк и т. д.).
- Воспитывать доброту, гуманность, бережное отношение к объектам природы и предметам, созданным руками людей.
Малыши ясельной группы могут отображать в игре некоторые действия взрослых, например, строительство дома
На четвёртом году жизни возрастают возможности малышей к познанию нового, развивается внимание, произвольная память, речь. Круг задач, которые очерчивает перед воспитателями программа, становится шире:
- Формирование первичных представлений:
- о себе и других людях, об организме человека (части тела, органы чувств, их функции, сознательное отношение к своему здоровью);
- о профессиях взрослых и необходимом оборудовании для труда (инструменты, спецодежда, транспорт);
- о жилье человека, его обустройстве, предметах, необходимых в быту.
- Более широкое изучение объектов живой и неживой природы (свойства воды, песка, земли, чем отличаются дикие и домашние животные, комнатные и дикорастущие растения), сезонных явлений.
- Развитие и углубление чувства любви к родному краю, его природе, своему городу, стране.
Во второй младшей группе детей приобщают к культурным ценностям и традициям: малышей не только приглашают участвовать в утренниках к Новому году, Женскому дню, но и сообщают некоторые сведения из истории их празднования, привлекают к изготовлению поделок в подарок родным.
Детям четвёртого года жизни интересны общественные праздники и подготовка к ним
Формы занятий
Чтобы развитие детей было всесторонним и полным, в ДОУ используются различные формы занятости воспитанников:
- индивидуальная работа;
- игры;
- чтение художественной литературы;
- наблюдения;
- систематические занятия (НОД).
Структура и временной план НОД
Занятия по ознакомлению малышей с окружающим миром в группе раннего возраста проводятся раз в 2 недели, чередуясь с сенсорным развитием, а во второй младшей - раз в неделю, причём темы занятий должны соответствовать общей теме блока (недели, месяца).
Общая продолжительность занятия в первой младшей группе не должна превышать 10 минут, во второй - 15 минут. Исключение составляют комплексные и интегрированные занятия, длительность которых может быть увеличена на 5–6 минут из-за включения сопутствующих видов деятельности (рисование, конструирование, подвижная игра).
Чтобы дети не переутомлялись, занятие должно содержать подвижные игры, физкультминутки
Таблица: структура и длительность занятий в группах младшего возраста
Методические приёмы
Как и во всех прочих видах деятельности, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром педагог использует 3 группы методических приёмов:
- Словесные:
- Рассказ воспитателя.
- Беседа.
- Чтение художественной литературы, в том числе малых фольклорных форм.
- Вопросы к детям, обращение к их опыту (даже в ясельном возрасте ребёнок уже чувствует уважение и заинтересованность воспитателя и становится активным участником образовательного процесса, а не пассивным слушателем).
- Полилог, то есть «разговор многих», когда речь переходит от одного участника к другому по очереди.
Учить детей полилогу, то есть умению высказываться и выслушивать товарищей, не перебивая, следует со второй младшей группы.
- Наглядные:
- Демонстрация картин, слайдов, предметов, игрушек, диафильмов. Фотографии детям такого возраста ещё не показывают, отдавая предпочтение чётким ярким рисункам, отражающим естественный вид предметов.
В младшем возрасте дети воспринимают информацию на слух, только если она подкреплена наглядностью
- Экскурсии в пределах групповой, умывальной комнат, раздевалки с описанием мебели, оборудования, их предназначения, беседой о бережном отношении к вещам.
- Наблюдения за природными объектами, предметами, которые проявляют характерные свойства в созданной воспитателем ситуации (хомячок ест корм, моется, мыло пенится в воде, песок высыпается из ведёрка, сахар растворяется в воде и т. п.).
- Моделирование ситуаций. Применить его можно на занятиях по ознакомлению с транспортом, создав модель улицы, обустройством жилья человека (модель квартиры с мебелью и предметами быта) и др.
Например, чтобы ознакомить детей с одеждой человека и сменой её в зависимости от сезона, необходимо изготовить наборы плоских изображений сезонных явлений, картонную куклу и комплекты бумажной одежды к ней.
Воспитатель создаёт на фланелеграфе модель летней лужайки и обращается к детям: «Пришло лето, стало тепло, растёт зелёная трава и цветы, летают мотыльки. Как нужно одеться нашей кукле Кате, чтобы пойти на прогулку?». После ответов малышей на куклу надевают соответствующие предметы одежды (сарафан, платье, панаму). «Но после лета придёт осень. Листочки пожелтеют и опадут с деревьев, будет часто идти дождик, лужи появятся (соответствующие картинки сменяют летние явления на фланелеграфе). Что тогда наденет Катя, чтобы не замёрзнуть и не промокнуть?».Смоделировав времена года на фланелеграфе, воспитатель даст детям наглядное представление о том, как происходит смена сезонных явлений
В ясельной группе достаточно смоделировать одну смену сезонов, а во второй младшей сначала можно взять смену двух времён года, а после и весь годичный цикл со сменой одежды на кукле. Во второй младшей группе такое моделирование можно провести в форме игры. Дети закрывают глаза, воспитатель выкладывает картину времени года и рядом с куклой предметы одежды. Воспитанникам нужно назвать время года и какие сезонные явления они заметили, а 1 или 2 ребёнка, выйдя к фланелеграфу, выберут нужную одежду и наденут на куклу.
- Набирает всё большую популярность такой приём, как комментированное рисование, когда воспитатель рисует красками или фломастерами на большом листе ватмана какую-либо картину и поясняет свои действия. В результате малыши получают более полное представление о причинах и порядке событий, которые происходят.
В раннем возрасте в комментированном рисовании используются простые сюжеты: была лужайка зелёная (зелёный лист бумаги), но пришла зима, выпал снежок, много снега (примакивание губкой с белой гуашью) и весь лужок стал белый-белый, и на него прибежал зайчик в белой шубке (клеится фигурка зайца).
Дети второй младшей группы с удовольствием будут следить, как на их глазах картина летнего леса, подготовленная воспитателем, превратится в осенний пейзаж путём закрашивания густой красной, оранжевой и жёлтой гуашью крон деревьев. А чтобы закрепить знания о перелётных птицах, в небе следует нарисовать клин улетающих гусей, журавлей.
Все изменения на рисунке педагог сопровождает рассказом. Такое рисование не требует большого мастерства, но очень нравится детям, позволяет закрепить полученные знания и в то же время стимулирует желание воспитанников выражать свои впечатления от наблюдений за окружающим миром в изобразительной деятельности.
- Демонстрация картин, слайдов, предметов, игрушек, диафильмов. Фотографии детям такого возраста ещё не показывают, отдавая предпочтение чётким ярким рисункам, отражающим естественный вид предметов.
- Практические:
Необходимо помнить, что словесные методы на занятии для детей третьего-четвёртого года сами по себе малоэффективны и обязательно должны быть подкреплены наглядными и практическими.
Мотивационный этап занятия
Провести занятие эффективно и с максимальной пользой помогут интересные задумки мотивирующего начала и побуждения детей к познавательной деятельности. Для малышей раннего возраста подойдут такие варианты мотивации:
- Появление сказочного героя (Колобка, Матрёшки) или зверька (зайчика, лисички). Предпочтительнее, чтобы это была объёмная игрушка, а не плоское изображение. Персонаж приглашает ребят в гости на лесную поляну, к бабушке во двор, куда дети могут отправиться на воображаемом автобусе или самолёте.
- Персонаж также может принести тот набор предметов или объектов, которые будут рассматриваться на занятии. Поскольку в первой младшей группе занятие короткое, оно может целиком состоять из игры или двух.
- Например, к детям приходит ёжик с корзинкой фруктов (муляжи яблок, груш, слив) и предлагает поиграть в весёлую игру «Назови фрукты». Воспитатель по очереди показывает детям муляжи, те называют фрукты.
- Потом проводится игра «Разложи по тарелочкам». Красные яблоки нужно положить на красную тарелочку, а синие сливы и жёлтые груши - на тарелочки соответствующих цветов.
- Персонаж может озвучить малышам проблемную ситуацию, но она должна быть простой и не требовать длительных поисковых действий. К примеру, в начале занятия появляется кукла Даша, босая, она плачет, потому что перепутала всю обувь и не может обуться, чтобы пойти на прогулку. Всю обувь куклы воспитатель приносит вместе с ней в рюкзачке и выставляет перед детьми. Проводится беседа о необходимости обуви, о разных её видах и игра «Найди пару». Дети подбирают пару к сандалиям, сапожкам и т. д., а потом выбирают, что же обуть Даше (в зависимости от сезона).
- Игра. Её инициатором тоже выступает сказочный герой или другой любимый персонаж детей. Например, при изучении темы «Заглянуло солнышко и в наше окошко» педагог «случайно» обнаруживает на столе зеркальце (занятие нужно проводить в солнечный день) и предлагает малышам поиграть с солнечным зайчиком. Зайчик останавливается в разных частях групповой комнаты, а дети должны найти, где он, описать его местоположение (на полке, на книжке, на люстре), попрыгать, как зайчики, и похлопать в ладоши. После такой весёлой игры ребята усаживаются, проводится беседа о том, как солнышко весной разбудило всю природу.
Полученные на занятии знания ребёнок может использовать в самостоятельной игре
Во второй младшей группе уже можно вводить сюрпризные моменты, поскольку воображение детей развивается и их интерес ко всему необычному растёт. Среди сюрпризных моментов могут быть:
- Письмо от сказочного героя. Перед новогодними праздниками лесные обитатели пишут детям (занятие «Новый год для зверят»), что в лесу у них есть красивая пушистая ёлочка, но нет украшений для неё. Также зверята не знают, как нужно праздновать Новый год, и просят помочь. В письме они посылают маленькую снежинку, которая выслушает рассказ детей и перескажет зверятам, когда вернётся в лес. Воспитатель достаёт бумажную снежинку из конверта, и дети, передавая её по кругу, делятся своими знаниями о празднике. Потом малыши разрисовывают плоские изображения ёлочных украшений, чтобы подарить их зверятам. Снежинка остаётся на выставке рисунков рядом с изображениями игрушек, а когда рисунки высохнут, «возвращается» в лес вместе с подарками для зверят.
- Отгадывание загадок. К детям приходят гости, но кто это - неизвестно. Гости очень стесняются и прячутся (изображение закрыто листом бумаги). Выйдут они лишь тогда, когда ребята отгадают загадки о них. После отгадывания загадок воспитатель открывает картинки с изображением зверей (заяц, кот, корова), игрушек (кукла, мишка, машина), плодов (яблоко, груша, морковь) и проводит беседу по теме занятия: «Деревенский двор и его обитатели», «Путешествие в зимний лес», «Овощи и фрукты».
- Появление необычных предметов. Например, чтобы заинтересовать детей темой «Художница осень», воспитатель размещает в уголке художественной деятельности кисти и палитру с яркими красками (жёлтой, оранжевой, красной) и обращает внимание детей: «Посмотрите, ребята, кто-то побывал у нас в гостях и забыл эти удивительные вещи. Кто бы это мог быть?». Анализируя цвета на палитре, дети вместе с педагогом приходят к выводу, что эти предметы оставила осень. Далее проводится беседа об изменениях в природе осенью и игры по теме занятия. В конце занятия звучит аудиозапись, в которой осень сообщает, что не забыла палитру и кисти, а подарила их детям, чтобы они нарисовали много красивых осенних картин.
Примерная тематика занятий по ознакомлению с окружающим в младших группах ДОУ
Занятия по ознакомлению с окружающим миром включают в себя ознакомление с миром природы и социумом. Тематика их разнообразна и чередуется, так как перспективный план занятий составляют с учётом блочно-тематического планирования. Информация для детей ясельного возраста даётся более просто и обобщённо, а во второй младшей группе вводят более подробные характеристики предметов (мебели, одежды, посуды), рассматриваются не только виды зверей, птиц, но и особенности их поведения, передвижения, питания.
В ходе сюжетно-ролевой игры дети могут познакомиться с профессией врача
Знакомя детей раннего возраста с профессиями, им дают только элементарные знания о действиях (врач лечит, повар готовит еду) и рассказывают, какими инструментами пользуется тот или иной специалист. А уже на следующий год ребятам будет доступна для понимания информация и о том, почему необходимы профессии, какую пользу приносит труд человека, как люди трудятся в природе и дома.
Таблица: пример перспективного плана занятий
Месяц | Тема |
Сентябрь |
|
Октябрь |
|
Ноябрь |
|
Декабрь |
|
Январь |
|
Февраль |
|
Март |
|
Апрель |
|
Май |
|
Таблица: картотека тем НОД для первой младшей группы
Тематический блок | Тема НОД | Программные задачи |
Наш любимый детский сад | Наша группа |
|
Овощи и фрукты | Что у ёжика в корзинке? |
|
Осень в гости к нам пришла | Осень в гостях у малышей |
|
Наши друзья - животные | На бабушкином дворе |
|
Дом, в котором я живу | Наш дом и вещи в нём |
|
Тропинками поздней осени | На прогулку мы идём |
|
Зимушка-зима | Снег-снежок, белые дорожки |
|
Зимние игры и забавы | Покатились санки прямо с горки вниз |
|
Жил-был я | Девочки и мальчики |
|
Мир предметов вокруг меня | Наши любимые игрушки |
|
Что такое хорошо, что такое плохо | Наши малыши умеют дружить |
|
Моя семья | Папа, мама, я - вот моя семья |
|
Наши бабушки и мамы | Кто о нас заботится? |
|
В гостях у сказки | Кто в теремке живёт? |
|
Весна-красна | Заглянуло солнышко и в наше окошко |
|
Береги себя, малыш | Транспорт |
|
Мир профессий | Наша няня |
|
Лето красное идёт, детвору гулять зовёт | Скоро лето |
|
Таблица: фрагмент картотеки тем НОД для второй младшей группы (первое полугодие)
Тематический блок | Тема НОД | Программные задачи |
Наш любимый детский сад | Как интересно в нашей группе |
|
Работники нашего детского сада |
|
|
Овощи и фрукты | Дары хозяйки осени |
|
Маленькие повара |
|
|
Осень в гости к нам пришла | Художница осень |
|
Собираем урожай |
|
|
Наши друзья - животные | В гости к лесным зверятам |
|
Деревенский двор и его обитатели |
|
|
Дом, в котором я живу | Мебель в моём доме |
|
Кукла хочет спать |
|
|
Тропинками поздней осени | Осенняя одежда |
|
В поисках паутинки |
|
|
Зимушка-зима | Сказочное путешествие в зимний лес |
|
Деревья зимой |
|
|
Зимние игры и забавы | Мы зимы не боимся |
|
Новый год для зверят |
|
Конспекты занятий по ознакомлению с окружающим миром в младших группах ДОУ
Присутствие занятий в образовательном процессе необходимо ещё и потому, что малыши учатся взаимодействовать в коллективе, быть внимательными, организованными. Кроме того, если педагог проводит занятие эмоционально, увлекательно, комбинируя различные виды деятельности, у детей младшего возраста появляется заинтересованность, которая со временем перерастёт в потребность познавать новое, то есть сформируются основы исследовательского поведения.